Формы организации педагогического процесса. Формы обучения в педагогике

Под формой обучения в педагогике понимается способ организации учебно-воспитательного процесса. Если сформулировать само понятие формы обучения подробнее, то это «устойчивая, исторически сложившаяся и завершенная логически организация педагогического процесса, главными свойствами которого являются систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава его участников, а также наличие определенного режима поведения» .

Немного о терминологии

Четкого обоснования того, в чем заключается главное отличие форм обучения от методов обучения, в педагогике не существует. Во многих учебных пособиях по педагогике эти два понятия часто путают и подменяют одно понятие другим. Например, урок считается основной формой организации учебного процесса в школе, в то же время в определенных случаях урок может считаться методом обучения.

Классно-урочная система организации учебного процесса несмотря на частую критику все же выдержала испытание временем и доказала свое право на существование, сохранившись в почти неизменной форме до нынешнего времени во всех станах мира. При всех своих положительных качествах, таких как простота организации, управления и экономичность она обладает целым рядом недостатков. К ним можно отнести недостаточность учета индивидуальных отличий и строгость организации структуры, часто придающие уроку формальный характер.

По М.И. Махмутову , урок представляет собой вариативную форму организации целенаправленного взаимодействия, то есть общения и деятельности, определенного состава учеников и учителей, применяемая систематически, то есть в определенные отрезки времени, для индивидуального и коллективного решения определенных задач обучения, воспитания и развития.

С течением времени урок как историческая категория испытывал некоторые изменения. Современный урок по сравнению с традиционным, сложившимся в мировой практике с середины прошлого века, претерпел ряд изменений в гуманитарном и личностно-ориентированном направлении. В своем пособии Т.А. Ильина очень четко определила семь основных элементов, присущих современному уроку, описала различные комбинации форм и методов проведения урока в современной школе.

Элементы урока

Первым элементом урока, описанным в пособии, является его организационная часть . Основной целью организационной части является введение учеников в учебный процесс путем создания рабочей обстановки в классе. В нее входят приветствие, проверка состава и готовности учеников к уроку, проверка наличия необходимого оборудования, состояние помещения и сообщение о цели и планах проведения урока.

Вторым элементом урока является проверка выполнения домашнего задания , которая производится различными способами в зависимости от цели занятия.

Третий элемент урока это проверка усвоения знаний учащимися по итогам прошлого урока и самостоятельной подготовки. Выполняется такая проверка также несколькими различными способами, такими как тестирование, устный или письменный опрос, индивидуально, фронтально или в комбинациях.

Четвертым элементом урока является ознакомление учащихся с новым материалом , выполняемое посредством устного сообщения учителя либо предоставлением ученикам методического материала для самостоятельного изучения.

К пятому элементу урока относится задание на дом , которое заключается в объяснении учителем сути задания и при необходимости детальной проработки технологии его выполнения.

Шестым элементом урока является закрепление нового материала , выполняемое при помощи диалога между учителем и учениками, ответов на вопросы и пояснения деталей. На седьмом этапе происходит завершение урока , выполняемое организованно под чутким контролем со стороны учителя.

В зависимости от целей и задач урок может включать не все элементы, а только те, которые необходимы в данном конкретном случае. Используя различные комбинации этих элементов, учитель имеет возможность создать множество разновидностей, видов и типов урока.

Традиционные формы проведения уроков обладают определенными достоинствами и недостатками. К достоинствам можно отнести возможность повторить учебный материал многократно, что способствует развитию памяти и лучшему его запоминанию, что, в конечном счете, способствует формированию знаний еще на начальном этапе их усвоения. В то же время это достоинство можно отнести и к недостаткам, таким как ограниченность, то есть формирование знаний без общего развития мыслительной деятельности учащихся. Самостоятельная учебная деятельность с использованием традиционных элементов урока не гарантирована, поскольку зажата в строгие условные рамки.

Хотя, если взглянуть на это с другой стороны, урок отражает исключительно внешние признаки учебного процесса, но совсем не отражает его внутренних признаков. А к внутренним признакам относятся закономерности развития интеллекта, мотивации и прочих сфер, закономерности учения и проблемно-развивающего обучения, структура учебной деятельности. С этой точки зрения традиционный урок не может и не должен служить учителю образцом и руководством к действию, поскольку почти не выполняет своих регулятивных функций.

40. Дидактика как педагогическая теория обучения.

Дидактик а (от греч.didaktikos – поучающий или didasko – изучающий) – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Впервые этот термин употребил немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 - 1635) для обозначения искусства обучения. Он назвал свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия».

Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А.Коменский (1592-1670). В 1632 году он написал на чешском языке «Ве­ликую дидактику». В 1657 году «Великая дидактика» была опубликована в Амстердаме, уже не на языке оригинала. Под дидактикой Коменский понимал «всеобщее искусство учить всех всему».

Объект дидактики – процесс обучения.

Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.

Структура дидактики :

1. Общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях.

2 . Частные дидактики, или частные методики. Они исследуют обучение по отдельным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы).

Задачи дидактики:

l описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;

l разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии

41. Дидактическая система .

В компонентах дидактической системы отражены основные дидактические категории:

l дидактические процессы;

l средства;

l формы обучения;

l закономерности обучения;

l принципы обучения

42. Основные дидактические концепции .

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами или моделями обучения.

Их характеристика сводится к описанию:

l принципов,

l средств обучения.



Обобщая богатство имеющихся систем, следует выделить три:

l Традиционная.

l Педоцентристская.

l Современная.

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя.

Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как:

l Я. А. Коменский,

l И.Г. Песталоцци;

l И. Гербарт и дидактика немецкой классической гимназии.

В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится учению - деятельности ребенка.

В основе этого подхода лежит система:

l Д. Дьюи;

l Г. Кершенштейнера;

l В. Лая;

l теории периода реформ в педагогике в начале XX века.

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют единство в процессе обучения и являются предметом дидактики.

Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как:

l программированное,

l проблемное обучение,

l развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов),

l когнитивная психология (Дж. Брунер).

43. Обучение как двусторонний процесс .

Обучение - специально организованный, управляемый двусторонний процесс взаимодействия обучающего и учащихся, направленный на:

Усвоение знаний, умений, навыков;

Формирование мировоззрения;

Развитие умственных сил и потенциальных возможностей учащихся;

Выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

В понятие обучения входят два составляющих этот процесс компонента:

Преподавание, как педагога деятельность по организации усвоения учебного материала;

Учение как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний

44. Функции обучения .

Направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности обусловливают функции обучения:

l образовательную,

l воспитывающую,

l развивающую.

При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитывающая - с формированием отношений (В.В. Краевский).

45. Цели обучения .

Цели общего образования можно конкретизировать в следующих задачах:

l Обеспечение необходимого уровня систематических знаний об окружающим мире, которые способствуют адаптации учащихся к дальнейшему обучению и жизни.

l Развитие познавательных интересов, психических познавательных процессов, познавательных умений и навыков.

l Формирование научного мировоззрения, нравственных, эстетических и др. качеств личности.

l Формирование способностей к самообразованию, потребности и умений самосовершенствованию.

46. Таксономия целей обучения .

l Таксономия - (заимствовано из биологии от греч. taxis - расположение по порядку и nomos - закон) - обозначает такую классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности (то есть по иерархии).

В таксономии целей обучения, которую разработал американский психолог Б. Блум, выделено три группы целей:

l познавательные или когнитивные (познавательная область);

l аффективные (эмоционально-ценностная область);

l психомоторные

Таксономия целей обучения в когнитивной области

В 1956 году вышла в свет первая часть «Таксономии»,содержавшая описание целей в познавательной (когнитивной) области. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового:

1. Знание. Ученик знает факты, терминологию, теории, методы, принципы.

2. Понимание. Ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных.

3. Применение. Ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях.

4. Анализ. Ученик выделяет скрытые предположения, суще­ственные признаки, логику рассуждения.

5. Синтез. Ученик пишет сочинение, делает план эксперимента, решает проблемы с опорой на знания из разных областей.

47. Продукт процесса обучения .

Компоненты продукта обучения

l знания, умения, навыки;

l мировоззрение личности;

l кругозор и эрудиция;

l навыки самообразования;

l активность;

48. Принципы и правила обучения .

Правила обучения

l Дидактические принципы (принципы дидактики) - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

l В педагогической интерпретации правило - это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

l Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории. Они являются как бы переходным звеном от теории к практике

Компоненты продукта обучения
(схема по И.П. Подласый)

Результат обучения, включающий знания, способы и приёмы их приобретения, называется обученностью

Компоненты продукта обучения

Компонентами продукта обучения являются:

l знания, умения, навыки;

l мировоззрение личности;

l кругозор и эрудиция;

l качества ума, интеллектуальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности);

l умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания;

l навыки самообразования;

l активность;

l работоспособность (умственная и физическая) личности;

l воспитанность (нравственная, эстетическая, экологическая, политехническая и др.);

l профессиональная ориентация и подготовка к жизни и др.

49. Методы и приёмы обучения .

Методы обучения

l Метод (от греч. metodos) – путь познания, способ деятельности) – Путь к чему-либо, способ достижения цели, определённым способом упорядоченная деятельность субъекта в любой её форме.

l Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на ре­шение задач образования (Ю.К. Бабанский).

l В структуре методов обучения выделяются приемы.Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, от­дельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Уровни обучения

l I уровень - знакомства . Отличается способностью уча­щегося узнавать, опознавать, различать, распознавать объ­екты в ряду других подобных объектов. Усвоение на уровне знакомства ограничено наиболее общими представлениями об объекте изучения, а мышление - альтернативными суждениями типа «да - нет», «или - или».

l II уровень - репродукции . На этом уровне овладение основными понятиями предмета происходит настолько, что оно дает учащемуся возможность осуществлять словесное описание действия с объектом изучения, анализировать различные действия и различные исходы.

l III уровень - полноценные знания . На этом уровне де­ятельность учащегося характеризуется умениями приме­нять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач и получения объективно но­вой информации.

l IV уровень - трансформации . Он характеризуется та­ким овладением информацией, при котором учащийся сможет решать задачи различных классов путем переноса усвоенных знаний, умений, навыков

50. Классификация методов обучения по источнику получения знаний (традиционная ).

Принципы обучения

l Принцип (от лат. principium - первоначало, основа) - основное исходное положение чего-либо.

l Принципы обучения - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса.

l Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой

l гражданственности,

l научности,

l воспитывающего характера,

l фундаментальности,

l прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой).

Организационно-методические принципы обучения

l преемственности, последовательности и систематичности;

l единства группового и индивидуального обучения;

l соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;

l сознательности и творческой активности;

l доступности при достаточном уровне трудности;

l наглядности;

l продуктивности и надежности

51. Классификация методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Эта характеристика тесно сопряжена с уровнями мыслительной активности учащихся.

l объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

l репродуктивный;

l проблемное изложение;

l частично-поисковый (эвристический);

l исследовательский.

52. Классификация методов педагогического процесса Ю.К. Бабанского .

Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям:

I. По составу объектов :

l материальные;

l идеальные.

II. По назначению (субъекту деятельности):

l для обучающего (средства преподавания);

l для учащегося (средства учения).

III. По модальности :

l визуальные;

l аудиальные;

l аудиовизуальные

53. Средства обучения.

Средства обучения – это совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления дидактического процесса.

Средство обучения (по П.И Пидкасистому) - это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.

Понятие «форма организации педагогического процесса» как педагогическая категория не имеет в педагогике достаточно чёткого определения. По мнению И.Ф. Харламова, многие учёные попросту обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о данной категории. Это ведёт к терминологической путанице, когда даже в отдельных научно-методических публикациях понятие о формах учебной работы и методах обучения употребляются как синонимы . В то же время при декларации о наличии единого и неделимого педагогического процесса практически все авторы разграничиваютформы обучения и формы воспитания, чем затрудняют студентам и начинающим спортивным педагогам достижение задач реального педагогического процесса в школе или ДЮСШ.

Термин «организация» (от позднелатинского organizmo – сообщаю стройный вид, устраиваю) характеризует внутреннюю упорядоченность элементов целого, а также совокупность процессов, ведущих к установлению взаимосвязей между отдельными частями системы.

Форма - это то, благодаря чему какое-то явление существует для восприятия; это способ существования чего-либо.

Всякий феномен, будь это вещь, событие, чувство, мысль, имеет свою форму – то, через что оно проявляется для окружающих, и благодаря этой форме вообще существует, располагаясь в ряду действительных явлений, утверждая свое отличие от других

Применительно к педагогическому процессу - это специальная конструкция процесса обучения и воспитания, характер этой конструкции обусловлен взаимосвязью цели и задач,содержания процесса, методов и средств половозрастных, индивидуальных и личностных особенностей.

Организованное обучение и воспитание, осуществляемое в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно-урочная система и 3) лекционно-семинарская система.



В.И. Сластенин, И.Ф.Исаев и Е.Н.Шиянов делают попытку классифицировать формы организации педагогического процесса с позиций, которые утвердились в классно-урочной системе обучения.

Урок определяется как основная форма организации педагогического процесса . Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А.А.Бударному).

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Развивались эти формы параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы

Дополнительные формы организации педагогического процесса (в теории обучения - внеурочные ): экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия.

(в теории обучения – внеклассные).

К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы .

В образовательных учреждениях общего и специального образования сложилась система форм организации педагогического процесса в рамках предмета «Физическая культура». Считаем целесообразным рассматривать их в рамках предложенной С.А Сластениным и др. классификацией форм организации педагогического процесса.

Основная форма организации педагогического процесса – урок физической культуры.

Дополнительные формы организации педагогического процесса:

экскурсии, консультации, домашняя работа, дополнительные занятия;

Вспомогательные формы организации педагогического процесса:

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (утренняя гимнастика до занятий, физкульминутки и физкультпаузы во время уроков, игры на переменах, занятия в группе продленного дня);

кружки и секции по видам спорта;

система школьных и городских (районных) соревнований;

массовые физкультурно-оздоровительные и досуговые мероприятия.

В образовательных учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР) основной формой организации учебно-тренировочного (педагогического) процесса являются учебно-тренировочные занятия (урок).

Дополнительными формами организации педагогического процесса являются:

система соревнований (соревнования являются не только кульминационным моментом подготовки спортсмена, но и формой организации педагогического процесса);

самостоятельные занятия по заданию тренера (домашняя работа);

Вспомогательные формы организации педагогического процесса направлены преимущественно на воспитательные аспекты педагогического процесса, формирование различных сторон культуры личности юного спортсмена (нравственной культуры, эстетической культуры, и т.д.):

Поход, экскурсия, экспедиция;

Танцевальная программа (дискотека), вечер общения, концерт;

Трудовая акция (субботники …);

Подготовка выставки, газеты …;

Подготовка и проведение праздников, КВН, игр по сюжетам телевизионных игр-шоу, ситуационно-ролевых игр;

Просмотр кино -, видеофильмов, телевизионных передач, спортивных репортажей, соревнований;

Проведение ритуалов (торжественное собрание, линейка, митинг) и т.д.

Литература

1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997. 380с.

2. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. 208 с.

3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М.: РОСПЕДАГЕНСТВО., 1995. 108 с.

4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа,1993.144с.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.

6. Харламов И.Ф. Педагогика: Краткий курс: учеб. пособие для вузов. Мн.: Выш. шк., 2003. 272 с.

7. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М.: Новая школа,1994. 96 с.

Педагогической теорией и особенно практикой школ и ПТУ выработано множество форм, с которыми каждый из нас знакомится с детства: урок, экс­курсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др. Эти формы легко отличаются друг от друга, несмотря на то, что состоят из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств воспитания учащихся.

В практике можно встретить отождествление понятий "оргформа" и "ме­роприятие". Особенно это касается внеучебной деятельности учащихся. По­нятие "мероприятие" исходно состоит из двух: "мера" (мерка, мерить, соиз­мерить, отмерить) и "принимать" (принять, предпринять). Изначальный смысл мероприятия и состоял в том, что оно обозначало дозировку применяемых к воспитаннику мер. К сожалению, в тоталитарной педагогике этот смысл был выхолощен. Сам термин получил негативный смысловой оттенок как обозна­чающий формальное действие.

Зарождение форм организации педпроцесса идет от потреб­ностей людей, от накопления опыта их удовлетворения. Когда в обществе возникла потребность в массовой организации познава­тельного процесса по освоению человеческого опыта потребность в массовом воспитании, образовании и обучении детей, тогда и воз­ник урок. Именно он стад формой обучения массы детей, да и к тому же дешевой и простой по созданию. Это было в XVII веке. В 20-е годы нашего столетия в стране усиленно велась революцион­ная пропаганда и в соответствии с этим возникли агитбригады "синеблузников", политбои, политинформации, агитлистки и др. Во второй половине 70-х годов в нашей стране стали возникать нефор­мальные клубы, дискотеки, "круглые столы", что стало предвест­ником демократизации и общества в целом, и воспитания подрас­тающих поколений, в частности. Так исторически можно объяснить причины рождения любой педагогической формы. Каждая рожда­лась, развивалась и отмирала в соответствии с особенностями своего времени.

Любопытно также, что процесс формообразования длитель­ный. Урок, например, складывался более ста лет, пока не был опи­сан Я. А. Коменским, и затем уже стал использоваться повсемест­но. Первоначально урок обозначал простое задание воспитаннику, которое он должен был выполнить за определенный срок, Беседа зародилась еще раньше. Ее основателем считают греческого фило­софа Сократа, жившего в третьем столетии до нашей эры.

Зарождение любой педагогической формы начинается тогда, когда найдена соответствующая деятельность по достижению цели, выражающей потребности. Изучение истории вопроса показало, что практически все названия форм организации педпроцесса имеют глагольное, т. е. действенное, происхождение. Деятельностная сущ­ность формы несомненна. Так, беседа произошла от действия "беседовать", дискуссия - "дискутировать", урок - "давать задание" и т. д. Поэтому в литературе и особенно в практике нередко оргформы называют формами деятельности.


Как только форма организации педпроцесса образуется, при­обретает "права гражданства", она сама начинает навязывать педа­гогу и учащемуся определенные действия. Примером может стать тот же урок. На протяжении последних десятилетий в нашей педа­гогике развивалось несколько плодотворных идей: программиро­ванное, проблемное, развивающее, интенсивное, концентрирован­ное ("погружение") обучение. Но внедрить их в практику оказалось делом трудным: мешал урок с его жестко регламентированным вре­менем и местом проведения, определенным составом участников. Для развивающего обучения он, например, тесен и недемократи­чен, для программированного - не оснащен, для концентрирован­ного - короток. Та же ситуация сложилась сегодня в училище с введением интегративного урока.

Педагогические формы развивались исторически в зависимос­ти не только от потребностей людей, но и отих экономических воз­можностей. Урок, лекция - экономически самые дешевые формы организации воспитания и образования. Государство наше не мо­жет финансировать формы индивидуальной или групповой (диф­ференцированной) организации педагогического процесса. Невоз­можно даже сократить число учащихся в классе или учебной груп­пе ПТУ. Пока нет средств.

Форма через цели, принципы, содержание, методы и средства опре­деляет деятельность педагогов и учащихся, их воспитательные отноше­ния. В форме происходит концентрация их усилий по развитию друг друга. Ведь то, что дается педагогом в беседе, на уроке или экскурсии, учащийся может получить и на улице, дома, через средства массовой информации. Но педагог обрабатывает содержание передаваемого опы­та, разъясняет его, доказывает, помогает присвоить и сделать личным опытом учащегося. И все это за короткое время. Педагогика в оргформе как бы собирает лучшие и педагогически целесообразные элементы, побуждающие учащихся усваивать опыт быстрее, прочнее. Участвуя в той или иной форме организации педпроцесса, учащиеся и педагог долж­ны тренировать в себе лучшие качества, формировать все больше и боль­ше новых знаний, навыков, умений. Этот процесс осуществляется ин­тенсивнее благодаря форме.

Особое внимание в любой форме следует обратить на складывающиеся воспитательные отношения: чем они богаче, тем больше условий создают для развития педагога и учащегося.

Воспитательные отношения в форме определяются прежде всего тем, какие роли взяли на себяих участники. Преподаватель, например, может быть организатором, информатором, исполнителем, инструктором, совет­чиком, демонстратором, консультантом, контролером, стимулирующим руководителем и т. д. При этом его роль будет то ведущей, то ведомой по отношению к учащимся. Также разные роли по отношению к учителю могут играть и учащиеся (слушатели, исполнители, ассистенты, демон­страторы, лаборанты, консультанты, информаторы, инструкторы и т. д.) Это, во-первых.

Во-вторых, воспитательные отношения в форме зависят от дозировки во времени действий участников. Важно, кто и сколько действует в форме: как продолжительно говорит педагог и ученик, как и сколько они практически действуют. Это определяет их активность и самостоятельность. Необходимо, чтобы тенденция была одна: больше говорить и действовать должен учащий­ся, а не педагог.

В-третьих, воспитательные отношения во многом зависят от жесткости их проектирования. Предписание, регламентирование, нормирование всех дей­ствий учащихся в педпроцессе так же вредно, как и учителя. Это формализу­ет отношения, лишает их естественности, сковывает развитие. В любой фор­ме, даже в линейке, должны быть заранее запрограммированные действия, а также свободные спонтанные, жестко неуправляемые. Все дело в их сочета­нии и опять же дозировке (мере).

На сегодняшний день в практике нашей школы и ПТУ насчитывается свы­ше тысячи разнообразных форм организации педпроцесса. Без классифика­тора ими пользоваться трудно.

Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяются формы простые, составные и комплексные.

Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств, как правило, посвящены одной теме (содержанию) или решению одной задачи. К ним относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, инструктаж, диспут, культпоход, дополнительные за­нятия, "бой эрудитов", шахматный и шашечный турниры, выставка, выпуск газеты, концерт, встречи с интересными людьми, линейка и др. Данных оргформ около одной четвертой части от всех имеющихся. Эти формы называют еще первичными, потому что из них образованы все составные и комплексные. Знать эти формы педагогу крайне важно, т. к. они лежат в основе твор­ческого подхода к организации педпроцесса.

Составные формы, как правило, строятся либо на развитии простых, либо на их разнообразных сочетаниях. Это урок, конкурс профмастерства, празд­ничный вечер, вечер памяти, воскресник, субботник, трудовой десант, конфе­ренция, КВН - клуб веселых и находчивых, митинг, слет, собрание и др.

Каждую из составных форм можно разобрать по составу и обнаружить в ней исходные простые формы. Например, урок может содержать в себе бесе­ду, лекцию, викторину, инструктаж и т. д. В проведение конференции может входить выпуск бюллетеня, доклады, диспут, выставка. В случае вхождения в составные формы простых последние превращаются в методы, т. е. начина­ют в форме выполнять функцию метода. Беседа, например, может быть и самостоятельной формой, и методом в составной форме.

Составных форм насчитывается до половины от имеющихся.

Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм. Это дни открытых дверей, дни посвящения вы­бранной профессии, физкультурника, мира и солидарности, смеха, знаний, защиты детей, здоровья, поминовения (памяти), науки и производства и др.;

недели театра, книги, музыки, предметные недели, спортивные недели и т. д.:

месячники, декадники и даже годы (год ребенка, год грамотности). Сюда от­носятся такие формы, как лектории, операции, турпоходы, слеты, марши, движения (неформалов, за качество, милосердия, шефства и др.). А также возрождающиеся народные и конфессиональные праздники (у христиан - Рождество, Масленица, Пасха и др.).

Комплексные оргформы не меняют статуса всех других форм, используе­мых в них. Названия комплексных форм условны и чаще всего связаны с их продолжительностью (дни, недели, месячники, декадники, годы). Многие формы называются по ведущему виду деятельности (операции, марши, сле­ты, походы, движения). В рамках недели книги, например, могут проводить­ся экскурсии, викторины, лекции, консультации, выставки, концерты, тема­тические уроки, походы, вечера, субботники, устные журналы, конференции, встречи с писателями и т. д.

Педагогические средства не сразу стали непременным компонентом педагогического процесса. Очень долго традиционные методы обучения основывались на слове, но «эпоха мела и разговора» кончилась; с увеличением количества информации, технологиза-цией общества появляется необходимость применять технические средства обучения. Педагогические средства представляют собой материальные объекты, которые нужны для организации и осуществления педагогического процесса.

Среди педагогических средств можно выделить: учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическую технику, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства. Развитие дидактической техники и ЭВМ построило предпосылки для появления нового направления в педагогике – педагогической технологии. Суть ее заключается в использовании технологического подхода к построению педагогического процесса. Педагогическая технология соединяет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса.

Педагогическая форма является устойчивой завершенной организацией педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Все формы в педагогике можно разделить по степени сложности. Выделяются формы простые, составные и комплексные. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Простые формы построены на наименьшем количестве методов и средств. Обычно они посвящены одной теме, одному содержанию. К таким методам принято относить беседу, экскурсию, викторину, зачет, экзамен, лекцию, консультацию, диспут, культпоход, «бой эрудитов», шахматный турнир, концерт и т. п.

Составные формы образуются на развитии простых или на их разнообразных сочетаниях. К составным формам принято относить урок, конкурс профмастерства, трудовой десант, праздничный вечер, конференцию, КВН. К примеру, в уроке может содержаться беседа, викторина, инструктаж, опрос, доклады и пр. Комплексные формы образуются как целенаправленная подборка(комплекс)простых и составных форм: это дни открытых дверей, дни, которые посвящены выбранной профессии, дни защиты детей, недели театра, книги, музыки, спорта.

В зависимости от принадлежности к направлениям воспитания можно выделить также методы физического, эстетического, трудового, умственного и нравственного воспитания.

Формы организации обучения включают в себя урок, лекцию, семинар, зачет, консультацию, практику и пр.

Можно выделить формы индивидуальной, групповой и коллективной (фронтальной) деятельности учеников. Можно выделить индивидуализированные формы, примерами которых являются консультация, зачет, экзамен.

Также могут быть групповые формы взаимодействия, такие как субботник, групповые соревнования, смотры, диспуты. К кооперативным формам, когда цель достигается методом распределения функций между учащимися, относятся игры, хозрасчетный кооперативный труд, сборы и т. п.