Как сохранить и укрепить семейные традиции. Семейные ценности и традиции Празднования семейных и личных событий

Наверняка вы встречали счастливые семьи, где бережно хранят традиции: собираются за праздничным столом, устраивают детские спектакли, рисуют генеалогическое древо… Неужели и вы сможете так же? О том, почему важны традиции, «ДО» рассказала семейный психотерапевт Инна Хамитова.

Праздничные традиции и семейные ритуалы важны и для детей, и для родителей. Детям совместные праздники помогают увидеть не строгих родителей, которые все время воспитывают, а людей, с которыми, оказывается, бывает интересно. Кроме того, ритуалы дают возможность почувствовать общность, осознать, что семья — единое целое.

Найдите в своей семье традиции

Традиции и ритуалы существуют в любой семье, просто они могут быть гласными и негласными. О гласных традициях говорят, ими гордятся, их сознательно поддерживают и стараются передавать из поколения в поколение. О негласных традициях никто не говорит вслух, но на самом деле они могут быть не менее устойчивыми. Кто в вашей семье укладывает детей спать? А кто их купает? Кто отправляется за продуктами или готовит завтрак в субботу утром? Все это негласные традиции. Иногда достаточно просто осознать, что они есть, чтобы превратить привычный ритуал в повод для гордости.

Рассказывает Алена: «У нас дома завтрак по субботам всегда готовят папа и старший сын, а мы с дочкой нежимся в кровати подольше. Потом мы собираемся за столом, говорим о том, что интересного случилось у всех за неделю. В будни мы редко едим вместе, а в субботу никуда не нужно торопиться. Честно говоря, утро субботы — мое любимое время».

Не позволяйте традициям конфликтовать


Не зря говорят: кто мыл посуду в первый месяц после свадьбы, тот будет мыть ее всю жизнь. В этом есть доля правды. Ритуалы и правила, по которым будет жить семья, вырабатываются постепенно. Причем каждый из супругов приносит привычки и традиции из семьи своих родителей. И, если оказывается, что представления о том, как нужно строить жизнь, у супругов не совпадают, появляется повод для конфликтов.

В каких-то семьях по воскресеньям все дружно отправляется на прогулку в лес, а где-то, наоборот, спят до обеда. И каждому из супругов ритуалы его семьи кажутся единственно возможными, просто потому что они привычные. Выход из этой ситуации только один — все проговаривать вслух, искать компромиссы и постепенно создавать свои собственные традиции. Когда проблемы замалчиваются, это в конечном итоге приводит к ссорам, которые тоже могут стать своего рода семейным ритуалом.

Рассказывает Ирина: «Мы с Андреем встречались три года, и все было прекрасно, но, когда мы поженились и стали жить вместе, проблемы начались почти сразу. Дело в том, что Андрей — коренной москвич и вырос вдвоем с мамой. Я же родом из Краснодара, и у нас всегда была большая дружная семья. По праздникам за столом у бабушки собиралось по сорок человек и все были счастливы друг друга видеть. Когда после института я вышла замуж и осталась жить в Москве, все мои родственники стали приезжать, чтобы меня навестить, тут и начались первые ссоры с Андреем. Он не понимал, почему нельзя остановиться в гостинице, он даже предлагал ее оплатить. Но я не понимала, как можно не приютить своих родных! Ведь я каждое лето проводила каникулы у тети! Не было бы счастья, да несчастье помогло. Через две недели после родов я попала в больницу, и Андрей оказался с крошечным Сашкой на руках. Моя тетя и ее старшая дочь прилетели на следующий день. Тетя нянчилась с Сашкой, а двоюродная сестра каждое утро ездила через всю Москву ко мне в больницу, чтобы забрать сцеженное молоко. В больнице я пробыла почти полтора месяца, и все это время, возвращаясь домой, Андрей видел ухоженного малыша, идеально чистую квартиру и вкусный ужин. После этого его отношение к моим родным кардинально изменилось. Но и я сделала свои выводы. Теперь, если родные приезжают надолго, мы снимаем для них квартиру неподалеку от нас».

Не бойтесь создавать свои собственные традиции


Итак, ритуалы есть в любой семье, но как быть, если вам хочется чего-то нового, праздничного и приятного? Откуда берутся все эти ежегодные детские спектакли, карнавалы и выезды на природу? И где взять силы, если все, что вам хочется делать в праздники, — это просто лежать на диване и спать до обеда? Если вы хотите создавать ваши собственные семейные традиции, очень важно понять: по‑настоящему ценные ритуалы — те, которые доставляют радость всем членам семьи. Разве вы не захотите ненадолго встать с дивана для того, чтобы заняться чем-то по‑настоящему приятным? Конечно, захотите! И время у вас найдется.

Но откуда в семьях берутся традиции? Иногда они возникают сами собой. Например, однажды вы позвали к себе первого января соседей с детьми. Дети затеяли игру в шарады, взрослые ее подхватили, и всем было так весело, что на следующий год вы подумали: почему бы не пригласить их опять? А заодно двоюродную сестру с семьей, и друзей, и, может быть, даже коллегу с детьми подходящего возраста. Вот вы и положили начало первой новогодней традиции.

Иногда традиции появляются благодаря необычным обстоятельствам, которые выбивают вас из привычной колеи. «Однажды первого января у нас сломался телевизор, — рассказывает Александра. — Мы за месяц до этого закончили ремонт, потратились на новогодние подарки. И вот оказалось, что денег на новый телевизор прямо сейчас нет, а впереди — целых десять дней. Что делать? Мы вспомнили, что где-то на антресолях валяется диапроектор и старые диафильмы, мы все это достали и запустили. Дочка пришла в восторг! Нам с мужем тоже понравилось. Каждый вечер, как только темнело, мы словно возвращались в детство. Когда приближался следующий Новый год, дочка потребовала: «Доставайте диафильмы!» Это стало нашей традицией: все долгие праздники по вечерам смотрим диафильмы. Теперь Лиза сама читает подписи и даже приглашает подружек».

Позвольте традициям меняться вместе с вашей семьей


Дети растут, и незаметно приходит момент, когда маме и папе больше не стоит переодеваться Дедом Морозом и Снегурочкой. Дети выросли, а значит, традиция должна измениться. В каких-то семьях она может стать ритуальным новогодним весельем, в котором с удовольствием участвуют повзрослевшие дети. Но часто на смену одной традиции приходит другая. В 6−7 лет ребенку не так важно видеть Деда Мороза своими глазами, зато написать ему письмо, а потом получить посылку с подарком будет очень интересно. Не бойтесь менять ритуалы. Если одна традиция уходит, это не значит, что ваша семья теряет нечто важное. Наоборот, появляется возможность приобрести новый, не менее захватывающий ритуал.

Важно быть готовыми к тому, что подростки чаще всего не хотят праздновать Новый год с родителями. Самая верная тактика в этом случае — отпустить детей, позволить им праздновать с друзьями, порадовавшись тому, что у ребенка есть свой круг общения. И, наоборот, если вашему ребенку исполнилось двадцать и при этом у него нет друзей, с которыми он хотел бы отпраздновать Новый год или пригласить их к себе, это повод для беспокойства.

Со временем мы теряем чудесных малышей, с которыми так приятно возиться, но мы приобретаем друзей. И есть множество примеров, когда взрослые дети вместе со своими малышами возвращаются в родительский дом, чтобы отпраздновать Новый год вместе, именно так, как это было много лет назад.

Семья – это основа государства. От того насколько крепкой и дружной будет каждая семья, зависит существование и благополучие государства.

Это добровольно основанная ячейка общества первопричинами создания, которой является любовь и уважение между супругами. Основополагающей задачей каждой семьи является продолжение рода, которое осуществляется при рождении детей, которым по традиции передаются семейные ценности и традиции.


В памяти людей остаются те традиции, которые были заложены и соблюдались в семье, например, обязательная встреча Нового года в кругу семьи.


Празднование 9 Мая

9 Мая – священный праздник для всех россиян, когда они отдают почет и уважение всем, погибшим на полях Великой Отечественной Войны. Новая зародившаяся традиция. Ежегодный марш Бессмертного полка. Эта традиция всколыхнула всю страну, ведь в России нет ни одной семьи, которую не опалило пламя ВОВ. Маршируя в едином строе Бессмертного полка, люди одной страны чувствуют, как они сплочены и готовы отстаивать свободу и независимость своей страны. Эта прекрасная традиция должна передаваться подрастающему поколению, чтобы молодежь знала и чтила память всех погибших на войне.


В России сильна традиция многодетных семей. Ежегодно Президент страны вручает награды лучшим представителям многодетных семей. Каждая семья имеет свои, порой незамысловатые традиции, но они определяют те нормы поведения и взглядов, которые считаются незыблемыми для семьи. Бабушки и дедушки даря свою заботу и любовь внукам, могут быть уверены, что внуки не оставят их в бедственном положении одиноких, забытых стариков, потому что в традиции семьи заложена забота и опека немощных близких людей.


Что делать, чтобы сплотить семью?

Чтобы семья была дружной надо приложить немного усилий, например, взять за традицию устраивать семейные советы. Общие семейные советы, на которых сообща решаются насущные проблемы, и принимается коллегиальное решение.


Вот некоторые советы для того, чтобы семья была дружная:

  1. Всегда отмечать дни рождения всех членов семьи. Для детей очень важно, что их помнят и любят, поэтому устраивают им праздник дня рождения.
  2. Вновь возродившаяся традиция крещения детей. В глубоко верующих семьях эта традиция не прерывалась никогда.
  3. Очень хорошая традиция, когда вся семья выезжает на лоно природы или проводит отпуск вместе. Неплохо всей семьей отправляться в познавательные экскурсии по музеям, городам и странам.

Немаловажное значение для семьи имеют семейные ценности. Причем, это может быть не только шкатулка с драгоценностями. Во всех перипетиях 20 века мало кто мог сохранить фамильные драгоценности, но вот альбомы с пожелтевшими фотографиями могут много рассказать об истории предков семьи. Фотографии помогут восстановить исторические корни семьи и составить родовое древо истории семьи. Дети, видя с какой любовью, родители относятся к прошлому своих предков, перенесут эту традицию в свои семьи, где будут свято чтить и хранить семейные традиции. Вывод:

Семья – это самое важное в жизни человека. Родители должны знать, что заложенная в детстве память о традициях и ценностях семьи, будет надежно храниться и передаваться будущему поколении.


Семейные обычаи и традиции

Преемственность поколений уже не в моде. Современные родители хранят старые фотографии не в альбоме, а на электронных носителях, а новогодние открытки бабушкам и дедушкам теперь отправляют чаще всего с помощью мессенджеров, а не почтой. Эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина рассуждает, в чём главная ценность семейных традиций и почему их просто необходимо постараться сохранить.

Семейные ценности — это то, чем одна семья отличается от другой. Это семейная память, традиции, которые передаются из поколения в поколение, в общем, то, о чём в семьях обычно даже не задумываются, принимая их наличие как данность. Мы просто разделяем их вместе с остальными членами семьи или бунтуем против них. Но прежде чем разделять или бунтовать, можно попытаться осознать, что есть такого именно в вашей семье, чем она связана, какими нитями и событиями вы переплетены между собой.

Полистайте семейный альбом вместе с детьми, а если его у вас вдруг нет — сделайте, расскажите детям о близких и далёких родственниках, задумайтесь, есть ли что-то похожее в их судьбах, отражается ли это в вашей судьбе.

Например, в нашей стране, прошедшей через многочисленные войны, есть много семей, из которых поколение за поколением «вымывало» мужчин: они уходили в партизаны, на одну, другую войну, мало участвовали в семейной жизни и . Такие семьи как будто неосознанно утратили ценность мужчин или же, наоборот, мужчины в них приобрели сверхценность, потому что в силу исторических событий в доме приходилось справляться без них.

Есть у нас и такая ценность, как интеллект и работоспособность. В таких семьях принято очень много работать и вкладывать всё оставшееся время в обучение. Того же требуют от детей, отдых рассматривается как абсолютно недостойное занятие, за которое может быть стыдно.

Наши семейные ценности передают из поколения в поколение общие смыслы существования, как эстафетные палочки, которые могут быть для нас как позитивными, так и негативными. Если в вашей семье есть замечательные традиции, которые вы мечтали бы передать своим детям, то это можно сделать через общение, действия или ваше поведение.

Семейные традиции — это повторяющиеся ритуалы, которые отражают наши внутренние ценности. Общие традиции соединяют семью, поддерживают, успокаивают, делают жизнь предсказуемой. Появляется желание возвращаться домой, принимать участие в жизни семьи, возникает ощущение большего смысла от происходящего.

Люди, в чьей жизни есть место для семейных традиций, в целом . Поддержка, стабильность, понятность происходящего в мире особенно важна детям. Чем более стабильна семья, тем спокойнее и успешнее ребёнок.

Подумайте, какие традиции есть в вашей семье? Что передается из поколения в поколение, а что родилось почти случайно? Да-да, многие ритуалы возникают практически из пустяка и становятся традициями, потому что отвечают ценностям именно вашей семьи.

Вспомните, какие ценности отражают ваши семейные ритуалы. Например, традиция всем отправлять открытки на Новый год, звонить близким и далёким родственникам отражает ценность совместной поддержки: когда нас много — мы сильны, мы не одиноки. Традиция общих застолий передаёт ценность соединённости, семейной силы. Именно благодаря им ребёнок получает ролевые модели и способы, которые научат его правильно обходиться со своими чувствами, понимание того, может ли он рассчитывать на поддержку близких или надо .

Если вам кажется, что в вашей семье не так много семейных традиций, не беда. Соберитесь вместе с детьми или без них на семейный совет и поговорите о том, что важно для каждого их вас. Возможно, из этого разговора и родятся идеи новых традиций, которые будут поддерживаться вашей семьёй долгие годы.

5 идей для семейных традиций

Совместный досуг

Поход на пикник в тёплую погоду, прогулки в лесу или в парке, дома, поход в кино или театр и обсуждение просмотренного, вечерние разговоры за чаем.

Совместные застолья

Раньше была традиция гостеприимства: гость пришёл — накорми. Считалось, что человек, разделивший с тобой трапезу, не может быть твоим врагом, держать на тебя зло. Посиделки на кухне с едой, чаем, обсуждение всего на свете с друзьями или членами семьи — русский вариант психотерапии.

Празднования семейных и личных событий

Дни рождения, Новый год, 8 марта, школу — всё это поводы для сплочения, разделения и умножения радости для семьи.

Семейный фотоальбом

Семейный фотоальбом, создание генеалогического древа, герба семьи — возможность гордиться своими родными, их достижениями, историей, связью с корнями. Это даёт большую устойчивость каждому члену семьи.

Семейные реликвии

Рукописи, бабушкино кольцо или платье, патефон — эти семейные талисманы, «пустяки», которые защищают нас, передают нам послание предыдущих поколений, сообщают нам: «Каждый ценен для своей семьи, мира, и ты важен для своей семьи».

Как остановить передачу эстафетной палочки семейных устоев и ценностей, которые негативно влияют на вас и ваших детей? Главное, осознать, в чём состоит это влияние, и пробовать, насколько это в ваших силах, понемногу менять ситуацию.

Я знаю семью, в которой абсолютно не принято было отмечать детские дни рождения. Так было принято у родителей в семьях — и свой опыт они перенесли на своих детей. Дети в этой семье иногда ходили на чужие дни рождения, но на свои дни рождения они получали какого-нибудь маленького недорогого зайку и слова: «Да, кстати, у тебя день рождения». Они были вечно обижены, постоянно выясняли отношения друг с другом. В этой семье не ценились индивидуальные проявления, никто не поддерживал ценность друг друга.

Родители решили изменить эту ситуацию. Как-то они договорились вместе наряжать ёлку за два дня до Нового года, а потом — отметить детские дни рождения. Они обсудили, как каждый ребёнок мечтал провести этот день, подумали, что они могут сделать все вместе для исполнения мечты. Нет, волшебства не произошло, но они почувствовали, что в семье стало теплее — и теперь они знают, что есть место, где их любят. И, наверное, традиции именно для этого и нужны — помочь нам почувствовать, что есть на земле место, где тебя любят и ждут!

-- [ Страница 9 ] --

(Акс.) 7) Из-за сильного переутомления я не мог заснуть, так что ночь показалась мне, несмотря на всё своё великолепие, очень длинной. (М.-Мак.) 2) Снег становился всё белее и ярче так, что ломило глаза. (Л.) 3) Воздух становился так редок, что было больно дышать. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным степени, относящимся к сказуемому с указательным словом и присоединенным к главному с помощью союза «что»; главное – двусост., распр., полное, придаточное – односост. безл., нераспр., полное.) (Л.) (Г.) 5) Я шёл очень скоро и так согрелся, что не заметил даже, как сильный мороз схватил траву и первые цветы. (Пришв.) 122. 1) Изъяснит. 2) Изъяснит. 3) Изъяснит. 4) Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул её, отчего тотчас же раздался оглушительный выстрел. (Ч.) 5) Пятого-шестого мая приеду в Петербург, о чём я уже писал художнику. (Ч.) 6) В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу. (П.) 123. (устно).

124. I. 1) Андрий поднял глаза и увидел стоявшую у окна краопред.

савицу, (какой не видел отроду). (Г.) 2) Я поглядел на неё сбоку, (так что мне стал виден чистый, нежный профиль её слегка науступки клонённой головы). (Купр.) 3) (Несмотря на то что небо покрыто кучевыми облаками), солнце светило ярко. (Арс.) 4) Решено было идти завтра, (если дождь перестанет). (Арс.) 5) Надо было торопричины питься, (так как начинало светать). (В. Кат.) 6) Тёмно-синяя поверхность моря сбросила с себя сумрак ночи и ждёт первого луча, (чтобы заиграть весёлым блеском). (Л. Т.) 7) (По мере того как угасал день), в лесу становилось всё тише и тише. (Арс.) 8) Всюместа ду, (куда ни взглянешь), виднелись мачты и развевающиеся на мачтах флаги. (Н. Чук.) 9) Было так тихо, (что слышно было редстепени кое падение капель с нависших ветвей). (Бун.) 10) Я полагал, (что мы скоро выйдем к морю), но ошибся. (Арс.) 11) В синеватой даопред.

ли, (где последний видимый холм сливался с туманом), ничто не шевелилось. (Ч.) II. 1) Нет ничего такого, (что нельзя было бы уложить в прообр. действ.

стые, ясные слова). 2) Писать нужно так, (чтоб читатель видел изображённое словами как доступное осязанию). 3) Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говоцели рить, (чтобы при случае передать свою мысль другому человеку ясно и просто). 4) Нужно любить то, (что делаешь), и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества. 5) Всякое масусл.

терство нужно хорошо знать, (если хочешь хорошо работать).

6) Хозяин тот, (кто трудится).

Сумрак – мгла (син.), трудится – работает (син.).

I. Солнце (что делало?) светило – глагол. II. Н. ф. – светить.

Пост.: несов. вид, неперех., 2 спр.

Непост.: в форме изъяв. накл., ед. ч., прош. вр., ср. р.

I. Мы (что сделаем?) выйдем – глаг. II. Н. ф. – выйти.

Пост.: сов. в., неперех., 1 спр.

Непост.: в форме изъяв. накл., мн. ч., буд. вр., 1 л.

III. В предложении – сказуемое.

125. 1) Куда бы нас отчизна ни послала, мы с честью дело сделаем своё. (Исак.) 2) Там, куда ещё не проникли солнечные лучи, всё утопало в синей предрассветной дымке. (Горб.) 3) На высоком голубом небе ни облачка. (Станюк.) 4) Чего только не было на столе! (Гонч.) 5) Я не доставлю вас, пока не дадите ответа. (П.) 6) Кто не бывал в тайге Уссурийского края, тот не может себе представить, какая это чаща, какие заросли. (Арс.) 7) Как ни мал дождь в лесу, он всегда вымочит до последней нитки. (Арс.) 8) Мороз не смягчается ни на минуту. (Гонч.) Не служит для отрицания, ни – для утверждения или для усиления отрицания, где не стоит при сказуемом.

126. 1) Водитель сказал, что автобус идет в парк. (Изъясн.) 2) Ученик сделал работу так, что ему пришлось ее переделывать.

(Образа действия.) 3) Друг сказал, что вечером занят. (Изъясн.) 4) Этот праздник удался потому, что ребята очень старались.

(Причины.) 5) Мы не могли понять, что происходит. (Изъясн.) 6) Вдруг вспомнилось происшествие, что случилось прошлым летом. (Опред.) 127. Хранить семейные традиции (хранить традиции – управление, семейные традиции – согласование), таинственная прелесть, ветеран войны (управление), весенний карнавал, районный фестиваль, юные таланты, кожаный чемодан, стеклянная витрина, ветряной двигатель, будущие поколения, ветреная погода, подробно комментировать шахматную партию (подробно комментировать – примыкание, комментировать партию – управление, шахматную партию – согласование), собирать старинные монеты, пряная зелень, гостиный двор.

НН пишутся в прилагательных, образованных от существительных с основой, заканчивающейся на н (весенний, песенный), а также с суффиксом енн (исключение – ветреный).

Н пишется в прилагательных с суффиксами ан (ян), ин (кожаный, серебряный, мышиный). Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

128. 1) Постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить... (Изъясн.) (Д. Лихачев.) 2) Когда у меня в руках новая книга (времени), я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное (изъясн.). (М. Г.) 3) Волненью давнему парнишки доступна полностью душа, как вспомню запах первой книжки и самый вкус карандаша (времени). (Твард.) 4) Каждая книга писателя, если она написана кровью сердца (условия), – это воплощение самых заветных его дум. (Гл.) 5) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались (времени), вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (Марш.) 6) Чтобы открыть неведомые страны (цели), нужен был не только учебник навигации, но и «Робинзон Крузо».



(Ильин.) 7) Для того чтобы написать популярную книгу (цели), надо исключительно хорошо знать, о чём пишешь. (П. К.) 8) Книга учит, даже когда вы этого не ждёте и, может быть, не хотите (уступки). Власть книги огромна. (С.-Сок.) 129. (устно).

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

9. Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них 130. 1) [Мересьев увидел], (как вздрогнул Гвоздев), (как резко он повернулся), (как сверкнули из-под бинтов глаза). (Пол.) 2) [Мы были на летних каникулах], (когда мать, остававшаяся всё лето в городе, прислала известие), (чтобы мы все приезжали). (Кор.) 3) (Когда дверь была заперта на ключ), [Арина Петровна приступила к делу], (по поводу которого был созван семейный совет). (С.-Щ.) 131. I. 1) [Синцов долго не мог ни у кого узнать], (когда же пойдёт тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправляться). (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчиненное с двумя придаточными с последовательной связью; 1-е, изъяснительное, относится к сказуемому главного «не мог узнать» и присоединено к главному с помощью союзного слова «когда»; 2-е, определительное, относится к 1-му придаточному, к существительному «поезд», и прикреплено с помощью союзного слова «с которым»; главное – двусост., распр., полное, 1-е придаточное – двусост., распр., полное, 2-е – односост. безличное, распр., полное.) (Сим.) 2) (Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон), [ему показалось], (что кто-то, затаившийся в углу, во тьме, теперь увидит и схватит его). (Фад.) 3) [Кучер Трофим, |наклонясь к переднему окну|, сказал моему отцу], (что дорога стала тяжела), (что нам не доехать засветло до Парашина), (что мы запоздаем). (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчиненное с тремя однородными придаточными изъяснительными, относящимися к сказуемому и присоединенными к главному с помощью союзов «что»; главное – двусост., распр., полное, осложнено обособленным обстоятельствлм, выраженным деепричастным оборотом; первое и третье придаточные – двусост., нераспр., полные, второе – двусост., распр., полное.) (Акс.) 4) [Снова, после долгих лет разлуки, я увидел этот огромный сад], (в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства) и (который много раз потом снился мне). (Дост.) 5) [Я ни о чём другом, кроме уженья, не мог ни думать, ни говорить], (так что мать сердилась и сказала), (что не будет меня пускать), (потому что я от такого волнения могу захворать). (Акс.) 6) [Медведь так полюбил Никиту], (что, (когда он уходил кудалибо), зверь тревожно нюхал воздух). (М. Г.) 1) [гл.], (когда … сущ.), (с которым). последоват. подчинение 2) (когда), о чем? (что). параллельное подч.

3) [гл.], (что), (что), (что). однород. подч.

4) [ сущ.], (в котором) и (который). однородное подч.

5) последоват. подч.

6) последоват. подч.

II. 1) (Пока свободою горим), (пока сердца для чести живы), [мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы]. (П.) 2) [В дни, (когда налетающий с запада шквал сыпал ливнями огненных стрел), я отчизне, как сын и солдат, отдавал всё], (что мог), (что имел), (что умел). (Сурк.) 3) [Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень], (где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день). (Сурк.) 1) однород. подч.

2) параллельное и однородное подч.

3) сложноподч. с прид. опред.

132. 1) Когда прогремит гром, не следует бояться молнии, потому что опасность её удара уже миновала. 2) Если мы знаем скорость распространения звука, то вполне возможно определить, как далеко проходит гроза. 3) Когда тело опускается в жидкость, то оно теряет часть своего веса, которая равна весу вытесненной им жидкости. 4) Хотя горы состоят из твёрдых каменных пород, они всё-таки постепенно разрушаются, так что на месте прежних высоких гор теперь нередко находят низкие холмы и даже равнины.

133. I) Когда ремонт трамвайных путей был закончен и дорогу залили асфальтом, возобновилось движение транспорта. 2) В субботу я пошёл к своему товарищу, которому было пятнадцать лет и который тоже поступил в техникум. 3) Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце и стало смеркаться. 4) Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов и откуда должно было начаться восхождение на Эльбрус.

1) (Когда) и (), [к какому?

2) [ сущ.], (которому) и (который). однородное подч.

4) , (где) и (откуда).

134. 1) Книги академика Ферсмана – это воспоминания о том, как ему приходилось решать минералогические загадки, как раскрывались перед ним постепенно тайны природных богатств.

(И. Андр.) 2) Леонтьев знал что, самый страшный лесной пожар – это верховой, когда деревья горят целиком, от вершины до подножия. (Пауст.) 3) Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы. (Пауст.) 4) Когда бричка выехала со двора, он [Чичиков] оглянулся назад и увидел, что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет. (Г.) 5) Он [Мересьев] почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что, если он сядет, ему уже больше не подняться. (Пол.) 6) Мои спутники знали, что если нет проливного дождя, то назначенное выступление обыкновенно не отменяется.

(Арс.) 7) Я заметил, что, куда ни приедешь, найдёшь что-нибудь замечательное. (Гонч.) 8) Я зачитался до того, что, когда услыхал звон колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто звонит и зачем. (М. Г.) 9) Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки. (И.) 2) [гл.], (что), (когда).

3) [сущ.], (когда) и (). о чем?

5) (когда), [гл.], (что гл.), (куда).

6) [гл.], (что (если), то). на что?

Чёрным – 2 слога.

ч – [ч] – согл., глух., мягк.

р – [р] – согл., звонк., тв.

н – [н] – согл., звонк., тв.

ы – [ы] – гласн., безуд.




Похожие работы:

«РЕЦЕНЗИИ НА КНИГУ BarnesAndNoble.com ПЯТЬ ЗВЕЗД ***** AJ, рецензент, 27 января 2004 ДИНАМИЧНЫЙ ТРИЛЛЕР! Книга Находясь вне тела, я видел Бога, ад и живых мертвецов - шедевр! На каждой странице книги автор проводит экскурсию в ужасный и реалистичный мир во внешней тьме ада. Книга раскрывает тайны смерти. Читатель сталкивается лицом к лицу с Всемогущим Богом, а также с Его заклятым врагом Вельзевулом (сатаной-дьяволом). Каждая глава открывает новую дверь ужаса, в которой будут рассмотрены ошибки...»

«МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ БАХТИН ПРОБЛЕЬЫ ПОЭТИ ДОСТОЕВСКОГО im WERDEN VERLAG МОСКВА AUGSBURG 2002 Михаил Михайлович БАХТИН ОТ АВТОРА Настоящая работа посвящена проблемам поэтики 1 Достоевского и рассматривает его творчество только под этим углом зрения. Мы считаем Достоевского одним из величайших новаторов в области художественной формы. Он создал, по нашему убеждению, совершенно новый тип художественного мышления, который мы условно назвали полифоническим. Этот тип художественного мышления нашел свое...»

«А.А. БЕСКОВ О ВОЗМОЖНОСТИ НАУЧНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ ЯЗЫЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МИРА Количество научных публикаций, посвящённых тем или иным вопросам, касающимся восточнославянского язычества, практически неисчислимо. Это утверждение применимо не только к мировым запасам информационных ресурсов подобного рода, но и в отношении их отечественного сегмента. Большая часть этих публикаций имеет частный характер, преимущественно в них рассматриваются какие-то детали, имеющие отношение к древним...»

«Книга первая. Книга вторая. Книга третья. Книга четвертая. Книга пятая. Книга шестая. Книга седьмая. Книга восьмая. Ахилл Татий ЛЕВКИППА И КЛИТОФОНТ Книга первая Текст приводится по изданию: Античный роман. М., Художественная литература, 2001. Перевод и примечания: В. Чемберджи, 1969 г. I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX Первым изданием Левкиппы и Клитофонта следует считать издание 1601 года, которое было повторено в 1606 году (оно включало также и роман Лонга...»

«Сергей Кравченко Кривая империя. Книга 4 (Кривая империя #4) Введите сюда краткую аннотацию Содержание Часть 10. Третья Империя (1762 - 1862) Часть 11. Гибель Империи (1862 - 1918) Часть 12. Игры последнего века (1918 - 2000) Заключение Приложения Примечания: Источники Сергей Кравченко. Кривая Империя. Книга 4 Часть 10. Третья Империя (1762 - 1862) Екатерина II Великая мператрица взяла с места в карьер. Снизила цены на соль, запретила строить корабли, вновь затеянные покойным мужем, приказала...»

«26 НОВЫЙ ТИП ЦИКЛИЧЕСКИХ УСКОРИТЕЛЕЙ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ С СИЛЬНЫМ И СВЕРХСИЛЬНЫМ МАГНИТНЫМ ПОЛЕМ (Тролль-проект) МОСКВА 2004 Светлой памяти Фаины Панасюк НОВЫЙ ТИП ЦИКЛИЧЕСКИХ УСКОРИТЕЛЕЙ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ С СИЛЬНЫМ И СВЕРХСИЛЬНЫМ МАГНИТНЫМ ПОЛЕМ (Тролль-проект) В.С. Панасюк Федеральное Государственное унитарное предприятие Всероссийский научноисследовательский институт оптико-физических измерений Содержание Стр. Аннотация. 2 Введение. 2 Глава 1. Фундаментальные особенности синхронного ускорения...»

«Менуара Вафовна Мухина Будь зрячим без очков! Содержание От автора Введение Глава 1 Строение глаза и его функции Глава 2 Основные рекомендации и ключевые упражнения для улучшения зрения Глава 3 Что еще необходимо сделать для улучшения зрения Глава 4 Вспомогательные средства для нормализации зрения Глава 5 Организация правильного адекватно-раздельного питания Глава 6 Коротко о некоторых продуктах питания Глава 7 Пагубное влияние вредных привычек и методы восстановления здоровья Глава 8 Методика...»

«5000 заговоров сибирской целительницы Наталья Степанова 2 Книга Наталья Степанова. 5000 заговоров сибирской целительницы скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много свежих книг! 3 Книга Наталья Степанова. 5000 заговоров сибирской целительницы скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много свежих книг! Наталья Ивановна Степанова 5000 заговоров сибирской целительницы 4 Книга Наталья Степанова. 5000 заговоров сибирской целительницы скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много...»