Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения учащихся. Профилактика аддиктивного поведения у подростков в образовательной практике средней школы Методы профилактики аддиктивного поведения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Девиантное поведение личности. Природа аддиктивного поведения. Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения. Основные этапы профилактической деятельности. Комплексная профилактика аддиктивного поведения.

    презентация , добавлен 09.10.2013

    Факторы развития зависимого поведения. Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения детей. Индивидуально личностные особенности подростков как факторы, оказывающие влияние на развитие табачной аддикции.

    дипломная работа , добавлен 04.12.2013

    Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения. Типология акцентуаций характера как личностных особенностей. Алкогольная зависимость как форма аддиктивного поведения. Профилактика склонности к алкоголю и психокоррекционная работа с подростками.

    дипломная работа , добавлен 04.05.2015

    Аспекты исследования аддиктивного поведения у подростков, факторы, способствующие его формированию. Психологические особенности аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Типы семейного дисгармоничного воспитания. Нарушения воспитания в семье.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2014

    Влияние разных типов акцентуации характера и психопатий на особенности аддиктивного поведения подростков. Физиологические и социопсихологические особенности подросткового возраста как факторы развития раннего алкоголизма. Развитие аддиктивного поведения.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2015

    Понятие зависимого поведения: сущность, этапы формирования. Классификация аддикций. Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения. Интернет-зависимость как одна из форм аддиктивного поведения: ее сущность, симптомы проявления, профилактика.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2017

    Понятие и общая характеристика аддиктивного поведения, основные факторы, способствующие его развитию. Курение как форма аддиктивного поведения: понятие и причины, психологические последствия. Анализ распространения табакокурения в обществе на сегодня.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2013

    Выявление сущности и особенностей подросткового возраста. Диагностирование степени склонности подростков к делинквентному поведению. Характеристика способов профилактики и разработка комплекса профилактических мероприятий отклонений в развитии личности.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2014

Белов В.Г., прот. Григорьев Г., Кулганов В.А., Парфенов Ю.А.
Профилактика аддиктивного поведения: учебное пособие . – 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство РХГА, 2016. - 428 с.
ISBN 978-5-88812-830-5
Пособие раскрывает основные вопросы теории и практики профилактики аддиктивного поведения. Рассмотрены теоретические вопросы формирования зависимого поведения, базовые понятия и классификация аддикций, факторы риска и факторы защиты зависимого поведения, а также основные направления профилактики данного явления. Особое внимание уделено концептуальным основам церковной профилактики зависимого поведения и методу духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе. В книге также затронуты вопросы существующего законодательства Российской Федерации в сфере профилактики употребления психоактивных веществ. Приложение содержит программу тренинга по первичной профилактике употребления психоактивных веществ среди молодежи.
Пособие предназначено для студентов, как светских, так и духовных учебных учреждений, а также будет полезно практикующим специалистам государственных, общественных и церковных организаций, осуществляющим профилактику аддиктивного поведения.

УДК 615.851
ББК 60.5

РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОЕ БРАТСТВО «ТРЕЗВЕНИЕ»
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Рецензенты
А.В. Дергунов – доктор медицинских наук, профессор (Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова) В.Ю. Рыбников – заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор (Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России) И.Ю. Алексашина – доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования)

Издается при поддержке конкурса «Православная инициатива –
2012», Проект № IX-78-015

© В. Г. Белов, прот. Г. Григорьев, В. А. Кулганов, Ю. А. Парфенов, 2016
© Издательство РХГА, 2016

Предисловие……..7
Глава 1
Теоретические вопросы формирования зависимого поведения ……..9
1.1. История изучения аддиктивного поведения. . . . 9
1.2. Базовые понятия аддиктологии. . . . 14
1.2.1. Классификация аддикций. . . . 14
1.2.2. Варианты состояния аддикции. . . . 16
1.2.3. Психоактивные вещества. . . . 20
1.2.4. Легальные и нелегальные психоактивные вещества. . . . 22
1.3. Формирование зависимости. . . . 24
1.3.1. Концепции. . . . 24
1.3.2. Основные понятия наркологии. . . . 30
1.3.3. Модели поведения при зависимостях от ПАВ. . . . 34
1.4. Воздействие ПАВ на организм человека. . . . . 37
1.4.1. Традиционные ПАВ. . . . 37
1.4.2. Новые тенденции в употреблении наркотиков. . . . 41
1.5. Факторы риска и защиты от зависимого поведения у подростков. . . . 46
Глава 2
Комплексная характеристика факторов риска
злоупотребления ПАВ ……..49
2.1. Биологические факторы риска злоупотребления ПАВ. . . . 49
2.1.1. Общие положения. . . . 49
2.1.2. Генетическая предрасположенность к злоупотреблению ПАВ. . . . 50
2.1.3. Нейрофизиологические и нейрохимические факторы риска
злоупотребления ПАВ. . . . 52
2.1.4. Психопатологические факторы риска злоупотребления ПАВ. . . . 53
2.2. Психологические факторы риска злоупотребления ПАВ. . . . 56
2.2.1. Общие положения. . . . 56
2.2.2. Психологические факторы риска злоупотребления ПАВ
в младшем школьном возрасте. . . . 57
2.2.3. Психологические факторы риска злоупотребления ПАВ в
подростковом возрасте. . . . 58
2.3. Социальные факторы риска злоупотребления ПАВ. . . . 105
2.3.1. Общие положения. . . . 105
2.3.2. Микросоциальные факторы риска. . . . 106
2.3.3. Макросоциальные факторы риска. . . . 139
Глава 3
Комплексная характеристика факторов защиты
от злоупотребления ПАВ ……..156
3.1. Первичные и вторичные факторы защиты. . . . 156
3.2. Биологические факторы защиты. . . . 159
3.3. Индивидуально-психологические факторы защиты. . . . . 161
3.4. Социальные факторы защиты. . . . 173
3.4.1. Микросоциальные факторы защиты. . . . 174
3.4.2. Макросоциальные факторы защиты. . . . 176
Глава 4
Основы концептуальной профилактической модели зависимого
поведения ……..181
4.1. Основные направления и базовые принципы профилактики
зависимого поведения. . . . 181
4.2. Основные направления работы, осуществляемой в рамках
первичной, вторичной и третичной профилактик
наркозависимого поведения. . . . 185
4.2.1. Виды профилактики. . . . 185
4.2.2. Программа первичной профилактики. . . . 191
4.2.3. Программа вторичной профилактики. . . . 197
4.2.4. Программа третичной профилактики. . . . 199
Глава 5
От греха к свободе: богословские основания учения об аддикции
как греховности и путях освобождения человека
от противоестественных зависимостей ……….211
5.1. Богословское осмысление
аддиктивного поведения. . . . 211
5.2. Уникальность человека. . . . 212
5.3. Грехопадение и материя, потеря свободы. . . . 213
5.4. Двойственность природы человеческой и призвание Адама. . . . 215
5.5. Новый Адам. . . . 217
5.6. Свобода как дар Божий и путь жизненного выбора человека. . . . 218
5.6.1. Свобода Бога как основание тварной свободы. . . . 218
5.6.2. Свобода человека как единение с Богом, как «свобода от греха» . . . . 222
5.6.3. Свобода выбора - её предназначение и динамика в человеке. . . . 224
5.6.4. Свобода, которая есть «рабство» Богу. . . . 226
5.6.5. Свобода как потенция для действия. . . . 227
5.6.6. Путь свободы как отказ от себя, как путь любви. . . . 230
5.7. Зависимость: путь в никуда. . . . 231
5.7.1. Зависимость от греха как рабство. . . . 231
5.7.2. Греховная зависимость как тяготение к разделяющему. . . . 234
5.7.3. Эгоизм. . . . 234
5.7.4. Возрастание зависимости и окончательное порабощение. . . . 236
5.8. Значение синергии в деле преодоления зависимости. . . . 237
5.8.1. Зависимость как болезнь социума
и обусловленные ею закономерности. . . . 239
5.8.2. О состояниях «патологического равновесия» . . . . 240
5.8.3. Иррациональное саморазвитие болезни социума и человека. . . . 242
5.8.4. Смешение синергийных и асинергийных процессов
в человеке и социуме. . . . 243
5.8.5. Любовь, выраженная в труде, как основа синергийных
отношений человека и человека. . . . 245
5.8.6. Свобода и авторитет как характеристики душевного единения. . . . 247
5.8.7. Место принуждения в синергийных отношениях. . . . 250
5.8.8. Синергия как путь к Богу и встреча с Ним. . . . 251
5.8.9. Синергия как процесс, протяжённый во времени. . . . 252
5.8.10. Значение коренного перелома в деле исцеления зависимости. . . . 254
5.9. Резюме. . . . 256
Глава 6
История алкогольной зависимости в дореволюционной
и современной России. Методы преодоления греха пьянства
в практике светских и приходских обществ трезвости…….261
6.1. История питейного дела и пьянства в России. . . . 261
6.2. Борьба за трезвость во 2-й половине XIX в. . . . . 271
6.3. Общества трезвости в конце XIX - начале XX в. . . . . 278
6.3.1. Светские общества трезвости в конце XIX - начале ХХ в.
и их деятельность. . . . 278
6.3.2. Церковно-приходские общества трезвости конца XIX -
начала XX века и их деятельность. . . . 283
6.4. Деятельность приходских обществ трезвости, направленная
на религиозно-нравственное просвещение народа. . . . 289
6.5. Формирование проблемы пьянства. . . . 398
6.6. Последствия пьянства. . . . 301
6.7. Пути решения проблемы алкоголизма. . . . 306
6.8. Борьба с алкоголизмом в современной России: попытка
решения проблемы на государственном уровне, спользование
опыта дореволюционных обществ трезвости современными. . . . 308
6.9. Основные духовные подходы к утверждению трезвости. . . . 313
6.9.1. Духовная методология трезвости. . . . 313
6.9.2. Отношение Церкви к трезвости и пьянству. . . . 317
6.9.3. Причины возникновения алкоголизма. . . . 324
6.9.4. Утверждение трезвости на современном этапе. . . . 326
6.9.5. Взаимодействие с органами государственной власти,
местного самоуправления, общественными институтами и
средствами массовой информации. . . . 330
6.10. Резюме. . . . 332
Глава 7
Современное российское законодательство
в сфере профилактики употребления ПАВ…….336
7.1. Проблемы законодательства в сфере профилактики
употребления ПАВ. . . . 336
7.2. Действующая нормативно-правовая база в сфере
профилактики употребления ПАВ. . . . 339
7.2.1. Гражданский кодекс Российской Федерации
Части 1, 2 от 30.11.1994 № 51-ФЗ. . . . 340
7.2.2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
от 14.11.2002 № 138-ФЗ. . . . 342
7.2.3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. . . . 344
7.2.4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ. . . . 345
7.2.5. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. . . . 345
7.2.6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. . . . 347
7.2.7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
от 18.12.2001 № 174-ФЗ. . . . 361
7.2.8. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
от 08.01.1997 № 1-ФЗ. . . . 363
7.2.9. Федеральный закон «О наркотических средствах и
психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ. . . . 364
ПРИЛОЖЕНИЯ……382
1. Глоссарий. . . . 382
2. Признаки, состояния и последствия при употреблении наркотиков. . . . 390
3. Тесты для родителей. . . . 393
3.1. Тест «Употребляет ли ваш ребенок наркотики?» . . . . 393
3.2. Тест «Признаки опьянения опиатами (героин, «ханка»)» . . . . 394
4. Тренинг по первичной профилактике употребления ПАВ среди
молодежи. . . . . 396
Список литературы. . . . 405

Предисловие

Современная социальная ситуация требует принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время совершенно очевидно, что очень многие наши соотечественники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формы саморазрушающего поведения, в первую очередь, употребление наркотиков, алкоголя, а также других видов психоактивных веществ.
Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов - не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку молодежи, которая оказывается психологически беспомощной без необходимой поддержки, а ее связи со старшим поколением утрачены. Профессионалы, работающие с детьми и подростками, должны найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными. Чтобы обучить молодых людей новым формам поведения, воспитать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, нужно самому обладать всеми этими качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с молодежью, знать способы эффективного преодоления жизненных проблем и развивать стереотипы здорового поведения.
Одним из эффективнейших подходов, предлагаемый авторами учебника, является метод духовно ориентированной стрессовой психотерапии на православной основе. Данный метод лечения, разработанный в Международном институте резервных возможностей человека, реализован при лечении большого (более 125 000) числа больных с патологическими зависимостями в течение 20 лет.
Учебное пособие поможет студентам светских и духовных учебных заведений ориентироваться в вопросах профилактики зависимого поведения, а также сформировать собственный стиль здорового поведения.

Белов Василий Георгиевич - доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Профилактика - это направленная на предупреждение наркомании, алкоголизма и табакокурения работа (по воспитанию и просвещению) с населением (детьми, родителями, педагогами), включающая действия со стороны местной власти, прессы и всего общества, необходимые для того, чтобы дети, подростки и молодёжь не начали принимать наркотики, употреблять алкоголь и курить, чтобы их ближайшее окружение (родители, близкие и педагоги) не провоцировали на это» .

Всемирная организация здравоохранения классифицирует профилактику по трём этапам:

1. Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ имеет целью предупредить начало употребления психоактивных веществ лицами ранее их не употреблявшими. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи. Первичная профилактика стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.

2. Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является избирательной. Она ориентирована на лиц, имеющих эпизоды употребления психоактивных веществ, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии. Необходимость во вторичном профилактическом воздействии возникает в тех случаях, когда заболевание имеет вероятность возникнуть (профилактика для групп риска) либо когда оно возникло, но не достигло пика своего развития. 3. Третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на контингенты больных, зависимых от психоактивных веществ. Третичная профилактика типа «А» направлена на предупреждение дальнейшего злоупотребления психоактивными веществами больными либо на уменьшение будущего вреда от их применения, на оказание помощи больным в преодолении зависимости. Третичная профилактика типа «Б» (именуемая так же четвертичной) направлена на предупреждение рецидива заболевания у больных, прекративших употреблять психоактивные вещества.

Существенный прогресс в области профилактики зависимостей связан с разработкой подходов, сосредоточенных на понимании профилактики, учитывающей, личностные факторы, социальные и психологические.

Н.Сирота и В.Ялтонский выделяют следующие профилактические подходы:

1. Подход, основанный на распространении информации о наркотиках.

Существуют три различных варианта информационного подхода:

1) предоставление частичной информации о фактах влияния употребления психоактивных веществ на организм, поведение, а также статистических данных о распространенности зависимостей;

2) стратегия запугивания, инициирования страха, цель которой -- предоставить устрашающую информацию, описывая неприглядные и опасные стороны употребления психоактивных веществ;

3) предоставление информации об изменениях личности людей, употребляющих психоактивные вещества, и о проблемах, с этим связанных.

Данный подход должен быть строго дифференцирован в зависимости от пола, возраста, экономических и социальных условий, характерных для "фокусных" групп населения, ориентироваться как на индивида, так и на отдельные конкретные контингенты, слои, общество в целом.

2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении.

Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях индивида, его навыках их распознавать и управлять ими. В рамках этого подхода выделяются следующие цели: повышение самооценки; определение значимых личностных ценностей; развитие навыков распознавания и выражения эмоций; развитие навыков принятия решений; формирование способности справляться со стрессом.

3. Подход, основанный на роли социальных факторов.

Этот подход основывается на признании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в этом процессе, способствуя или препятствуя началу употребления психоактивных веществ. Данный подход базируется на теории социального научения А. Бандуры, утверждающей, что поведение индивида постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров соответствующего и несоответствующего поведения окружающих (родителей, других родственников или значимых лиц из окружения).

Данный подход рассматривается как относительно успешный, так как он достигает цели, предотвращая или "отодвигая" начало употребления психоактивных веществ. Исследователями отмечается успешное влияние указанного подхода на прекращение многими подростками курения, подчеркивается важная роль формирования системы позитивных лидеров-сверстников.

4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков.

Данный подход базируется на понятии изменения поведения.

Теория социального научения А. Бандуры и теория проблемного поведения Р. Джессора являются основой этого направления, позволяя, с одной стороны, приблизиться к пониманию причин возникновения зависимости, а, с другой стороны, создать потенциально эффективные профилактические стратегии. Первая теория связывает данный подход с направлением социальных влияний, вторая -- с социально-психологическим направлением, учитывающим проблемы, являющиеся актуальными в подростковом возрасте. Реализация данного подхода в российской практике привела к созданию на основе базовых программ Life Skills International пособия по первичной профилактике зависимостей для общеобразовательной школы, внедрению в нескольких школах Москвы адаптированных программ антинаркотического обучения. По сравнению с другими подходами модель программ развития жизненных навыков оценивается исследователями как имеющая шансы быть успешной, однако социально-психологические и культуральные особенности России требуют поисков более углубленного профилактического подхода.

5. Подход, основанный на альтернативной потреблению наркотиков деятельности.

В настоящее время можно выделить четыре варианта программ, которые основываются на модели поведенческой альтернативы употреблению наркотиков:

1) предложение специфической позитивной активности (например, путешествия с приключениями), которая как вызывает сильные эмоции, так и предполагает преодоление различного рода препятствий;

2) комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью;

3) поощрение участия во всех видах такой специфической активности;

4) создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.

Результаты внедрения этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах. Данные программы особенно эффективны для групп высокого риска аддиктивного и других форм отклоняющегося поведения.

6. Подход, основанный на укреплении здоровья.

Идея, основывающаяся на развитии жизненных навыков и компетентности у каждого члена общества с тем, чтобы он мог регулировать факторы, определяющие здоровье, а также требование вмешательства в окружающую среду для усиления влияния факторов, благоприятных для здоровья, составляют концептуальную основу данного подхода. Эта стратегия в сжатом виде выражается фразой «Делать здоровый выбор максимально доступным". Концепция укрепления здоровья интегрирует школьную среду и связанные с ней группы взрослых. Она подразумевает изменение типа и структуры школьного образования. Действия на ее основе рассчитаны на длительный позитивный эффект в результате усиления личностных ресурсов и готовности людей использовать их.

7. Интегративный подход.

Данный подход представляет собой варианты комбинаций профилактических стратегий, применяющихся для реализации выше перечисленных подходов. Многокомпонентные программы позволяют получить наилучший эффект.

Получается, что анализ современных подходов к профилактике употребления подростками психоактивных веществ обнаруживает их неэффективность. Необходимо разрабатывать новые подходы, которые будут применимы в современном мире. Разрешение этой проблемы невозможно без осознания того, какие личностные качества и условия окружающей среды помогут сохранить здоровье и благополучно преодолеть искушение употребления психоактивных веществ.

Технологии профилактики обращения к психоактивным веществам различных категорий населения разрабатываются в рамках медицины, психологии, педагогики, социологии. В мировой практике накоплен большой опыт формирования программ, рассчитанных на работу со всеми детьми и подростками в учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования, в системе социально-поддерживающих учреждений.

Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения учащихся

Зависимое поведение личности представляет собой серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрату работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью.
В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации ». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. В некоторых случаях наблюдается нарушение нормальных отношений зависимости, склонность к чрезмерной зависимости, которая порождает проблемные симбиотические отношения, чрезмерную привязанность к чему-либо, или зависимое поведение.
Зависимое поведение, таким образом, оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями её потребностей. В специальной литературе употребляется ещё одно название рассматриваемой реальности – аддиктивное поведение . В переводе с английского addiction – склонность, пагубная привычка.
Зависимое (аддиктивное) поведение как вид девиантного поведения личности в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определённых условиях) это могут быть любые объекты или формы активности – химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.
В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как: 1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики); 2)алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); 3) пища; 4) игры; 5) секс; 6) религия и религиозные культы.
В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:


  • Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость).

  • Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды).

  • Гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры).

  • Сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм и др.).

  • Религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлечение в секту).
Итак, зависимое (аддиктивное) поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации. Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной – от практически нормального поведения до тяжёлых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической психологической патологией. Выбор личностью конкретного объекта зависимости отчасти определяется его специфическим действием на организм человека. Как правило, люди отличаются по индивидуальной предрасположенности к тем или иным объектам аддикции.

Существуют различные формы психопрофилактической работы.
Первая форма организация социальной среды . Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Работа с молодёжной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодёжь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок-групп.
Вторая форма психопрофилактической работы – информирование . Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.
Третья форма активное социальное обучение социально-важным навыкам . Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:


  • Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников).

  • Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).

  • Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).
Четвёртая форма организация деятельности, альтернативной зависимому поведению . Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают: раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
Пятая форма организация здорового образа жизни . Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.
Шестая форма активизация личностных ресурсов . Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия – всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма минимизация негативных последствий зависимого поведения . Данная форма работы используется в случаях уже сформированного зависимого поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.
В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения зависимого поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.
Заседание методического объединения педагогов-психологов целесообразно проводить в форме семинара-практикума, «круглого стола».

Самое досадное то, что всякая зависимость по сво­ей природе является одновременно и болезнью, и грехом, точнее, грехом как болезнью души. Зависи­мость оказывается порой хуже тюремного заключе­ния, так как она одновременно и подневольна и доб­ровольна. Человек страдает от невозможности избавиться от нее, а в то же время только он сам может принять окончательное решение о собствен­ном освобождении. Нам даровано право решать - жить в радостной свободе или прозябать в болезненных призрачных лабиринтах аддиктивного рабства.

Основные этапы формирования, причины и факторы аддиктивного поведения. Роль семьи в формировании аддиктивного поведения. Характеристика созависимого поведения.

Химическая зависимость, общая характеристика. Понятия
психической и физической зависимости. Мотивация первичного
употребления алкоголя и наркотических веществ.

Нарушения пищевого поведения. Нервная анорексия: стадии
развития, диагностические критерии. Нервная булимия.

Сверхценные психологические и патопсихологические увлечения.
Трудоголизм, гемблинг, паранойя здоровья и фанатизм. Их характеристика. Компьютерная зависимость, интернет-зависимость в детской и подростковой среде. Расстройства влечений.

Помощь клиентам с зависимостями и их родственникам. Основные принципы работы с зависимыми. Особенности социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних.

Групповые формы работы в профилактике зависимостей. Программа комплексной реабилитации зависимых и членов их семей.

Аддиктивное поведение (addiction – склонность) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Характеризуется эмоциональными изменениями: установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленным предметом или активностью. При формировании аддиктивного поведения происходит замена межличностных эмоциональных отношений проекцией эмоций на предметные суррогаты. Лица с аддиктивным поведением стараются реализовать свое стремление к интимности искусственным образом.

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания – уход от проблем. Подобный способ закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью.

Средства аддикций подразделяются на следующие типы:

Психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества);

Активность, включенность в процесс (хобби, игра, работа и т.д.);

Люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Аддиктивное поведение как вид девиантного поведения личности имеет несколько форм :

o химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость);

o нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

o гемблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

o религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования.

Основными критериями зависимого поведения принято считать следующие:

Созерцательное, пассивное взаимоотношение с действительностью, поверхностное восприятие происходящего только на основе внешних признаков. Игнорирование сути явлений, цели поступков.

Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.

Стремление говорить неправду и уходить от ответственности в принятии решений.

Предпочтение искусственной реальности, замена ею всех других ценностей, событий, явлений жизни, которые игнорируются. Использование бегства в искусственную реальность как основного метода решения проблем.

Тревожность и агрессивность.

Безуспешные попытки сократить пребывание в искусственной реальности, сопровождающееся чувством вины.

Стереотипность, повторяемость поведения.

- "Туннельное" восприятие жизни, определенная узость и избирательность. Поглощение зависимостью всех сил, всей информации от жизни, что приводит к невозможности делать нечто, не связанное с зависимостью, полным устранением из действительности.

Распад прежних отношений и связей, их агрессивное восприятие как "врагов", скрытность, лживость. Смена значимого окружения на новое, взаимодействие с которым осуществляется только для обеспечения выхода в искусственную реальность.

Факторы риска формирования предрасположенности к аддиктивному поведению:

- Демографические факторы : возраст, пол, национальность, раса, образование, занятость, доход семьи.

- Макросоциальные факторы : терпимость общества к психоактивным веществам; общественные дисфункции (например, преступность, связанная с наркотиками, высокий уровень их потребления); уровень общественной поддержки борьбы со злоупотреблением психоактивными веществами.

- Социальные факторы : доступность, мода, степень грозящей ответственности, влияние группы подростков.

- Психосоциальные факторы : семейные нарушения и дисфункции; семейное злоупотребление психоактивными веществами и нарушения эмоциональных взаимоотношений родителей; уровень поддержки положительных школьных установок; дисфункции школьной среды.

- Психологические факторы : тип акцентуации характера, привлекательность возникающих ощущений и их переживание, выработка гедонических установок, страх причинить себе реальный вред, отсутствие социальных интересов, стремление к самоутверждению.

- Биологические и генетические факторы : степень изначальной толерантности (индивидуальная непереносимость, высокая устойчивость), соматические заболевания, задержка психического развития, органические поражения мозга, гиперактивность и дефицит внимания, поиск новых ощущений, чувствительность к боли, алкоголизм у родителей и родственников.

Зависимое поведение полифункционально , по мере развития зависимого поведения доминирующая функция меняется. Функции зависимого поведения:

- Познавательная функция (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания).

- Гедоническая функция (получение удовольствия).

- Психотерапевтическая функция (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения; повышение уровня комфортности; снятие барьеров в повелении).

- Компенсаторная функция (замещение проблемного функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.).

- Стимулирующая функция (повышение продуктивности деятельности).

- Адаптационная функция (приспособление к группе сверстников, употребляющих наркотики).

- Анестетическая функция (избегание боли).

Разные психоактивные вещества оказывают различное влияние на человека, кроме того, каждый человек воспринимает их индивидуально, но какие-то специфические функции психоактивных веществ определяют их выбор конкретным человеком.

Профилактика зависимого поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, в частности, с подростками.

Эффективность профилактической работы в общеобразовательных учреждениях во многом зависит от ее координации. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей, представляет собой целостную систему, координированно направленную на всех участников образовательного процесса.

Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору. Программа помощи и поддержкиподростков с аддиктивным поведением включает следующие мероприятия:

1. Групповые формы работы, которые открывают возможность формирования в актуальных для всех и каждого жизненных ситуациях получения нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, стимулируют вновь возникающие концепции «Я», новые модели идентификации; обеспечивают формирование чувства принадлежности к ближним, исключающего изоляцию в окружающей среде; защищенность от хронического стресса; расширение временных перспектив.

2. Индивидуальные формы работы, включающие коррекцию поведения и широкий диапазон воздействий - от групповых тренингов до интересной, предметной деятельности, профессионально ориентирующей, способствующей построению позитивного взаимодействия с окружающими, расширяющей контакты подростка с другими детьми и социумом.

3. Коррекция отношения к будущему за счет профессиональной ориентации и формирования установок на выбор карьеры под руководством квалифицированного специалиста через фиксацию и развитие личностных смыслов происходящих изменений в социальных отношениях, целенаправленное упорядочение своей деятельности, определение ближайших и отдаленных перспектив, выделение и осознание различных систем ценностей.