Песенная композиция. Музыкальная композиция

Музыкальное произведение - это результат творческого акта композитора.

Понятие композиции, как законченного художественного целого сложилось не сразу. Его становление тесно связано с уменьшением роли импровизационного начала в музыкальном искусстве и совершенствованием нотной записи, на определенном этапе развития сделавшей возможной точную письменную фиксацию существенных черт музыкальных произведений. Вследствие этого современный смысл композиция приобретает лишь в 13 веке, когда в нотной записи выработались средства фиксации не только высоты, но и длительности звуков. В любой композиции находят отражения и как общие, так и индивидуальные особенности музыкального искусства данной эпохи.

История музыки во многом представляет собой историю музыкальной композиции в выдающихся произведениях крупных музыкантов. Композиция никогда не бывает абсолютно законченной - ни в границах одного художественного произведениях, ни в масштабах художественного направления, течения, стиля. Композиция - это не состояние, а процесс. По определению С. Даниэл композиция мыслится, реализуется и воспринимается, как «процесс реализующий развертывание идеи, композиционное начало, подобно стволу дерева, которое органически связывает корни и крону дерева, ответвления, побеги изобразительной формы».

Каждое произведение искусства является отражением не одного исторического момента, а представляет собой сплав универсального и актуального, традиционного и новаторского, известного и неизвестного радости легко узнаваемого и удивления перед необычным, новым.

Музыка

Подлинное мастерство, умение владеть выразительными средствами сценического искусства зависит наряду с другими факторами и от уровня музыкальной культуры. Ведь музыка - один из важнейших элементов театрализованного представления почти любого жанра. Музыка - выразительное средство искусства.

Ни одна книга не может заменить самой музыки. Она может только направить внимание, помочь понять особенности музыка ной формы, познакомить с замыслом композитора. Но без слушания музыки все знания, приобретенные из книги, останутся мертвыми, схоластичными. Чем регулярнее и внимательнее челн слушает музыку, тем больше он начинает в ней слышать. А слушать и слышать -- не одно и то же. Бывает так, что музыкальное произведение поначалу кажется сложным, недоступным восприятию. Не следует торопиться с выводами. При повторных прослушиваниях наверняка раскроется его образное содержание, и станет источником эстетического наслаждения.

Но чтобы эмоционально пережить музыку, нужно воспринимать самою звуковую ткань. Если человек эмоционально реагирует на музыку, но при этом очень немногое может различить, дифференцировать, «расслышать», то до него дойдет лишь незначительная часть се выразительного содержания.

По способу использования музыки в действии ее разделяют на две основные категории: сюжетная и условная.

Сюжетная музыка в спектакле, несет самые разнообразные функции. В одних случаях она дает только эмоциональную или смысловую характеристику отдельной сцены, не вторгаясь непосредственно в драматургию. В других случаях сюжетная музыка может подняться до важнейшего драматургического фактора.

Сюжетная музыка может:

· Характеризовать действующих лиц;

· Указывать на место и время действия;

· Создавать атмосферу, настроение сценического действия;

· Рассказывать о действии, невидимом для зрителя.

Перечисленные функции, естественно, не исчерпывают все многообразие приемов использования сюжетной музыки в драматических спектаклях.

Ввести условную музыку в спектакль значительнее труднее, чем сюжетную. Ее условность может войти в противоречие с реальностью жизни, показываемой на сцене. Поэтому условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания. Вместе с тем выразительные возможности такой музыки очень широки, для нее могут быть привлечены разнообразнейшие оркестровые, а так же вокально-хоровые средства.

Условная музыка может:

· Эмоционально усилить диалог и монолог,

· Характеризовать действующих лиц,

· Подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,

· Обострять конфликт.

Одна из общих функций музыки в спектакле - иллюстративность. Под иллюстративностью понимают прямую связь музыки со сценическим действием: персонаж получил радостное известие - напевает веселую песенку или танцует под звуки радиоприемника; музыка за сценой изображает картину бури, шторма; драматически звучащая музыка выражает драматическую ситуацию на сцене и т. п. Примеры подобного использования музыки можно встретить почти в каждом спектакле. В силу своей ярко выраженной эмоциональности музыка активно воздействует именно на эмоциональную атмосферу представления при выполнении ею любых драматургических функций.

Музыка все чаще становится активным эмоциональным началом, она практически связана с действием, атмосферой спектакля и призвана раскрывать и дополнять сущность драмы. Таким образом, способность актера и режиссера чувствовать эмоциональный и ритмический строй музыкального произведения, способность и умение строить мизансцену, действовать и двигаться в музыке и с музыкой приобретают очень важное значение.

Мелодия - важнейший элемент музыкального искусства. Когда певец поет без сопровождения, мы слышим мелодию - «одноголосно выраженную музыкальную мысль». Эта мелодия может быть самостоятельным художественным произведением. Музыка к спектаклям подбирается в основном условная, так как сюжетная предопределена драматургом в его ремарках к пьесе.

Подбор музыкального материала - процесс сложный. Используя фрагменты музыкального творчества одного или разных авторов, режиссер как бы «пересоздает» качественно новое, целостное произведение, отвечающее характеру и всему строю сценического представления. Если эти мелодии в одном жанровом, стилевом ключе, то представление будет более целостное, завершенное. Поэтому желательно отбирать музыку из произведений одного или нескольких близких по творческой индивидуальности композиторов.

Помня о том, что музыка- одно из выразительных средствах спектакля, следует помнить о том, что искусство познает жизнь в логике закономерных неожиданностей, поэтому режиссер должен быть контрапунктистом в организации света, звуков, « ритмов спектакля, всех его компонентов, только тогда пьеса зазвучит как симфония, будет переливаться «перламутром красок».

На первый взгляд создание музыки может показаться невероятно сложным заданием. И первый вопрос, который возникает у желающего создать собственную мелодию это “С чего начать?”. Но вся прелесть музыкальной композиции состоит в том, что здесь нет никаких четких правил, нет ограничений, которые указывают вам, с чего начинать и чем заканчивать свою работу. Но, конечно же, существует несколько методов, которые помогут вам запустить творческий процесс.

Несмотря на то, что к композиции существует несколько подходов, вы должны помнить о трех вещах:

  • Гармония
  • Мелодия

Это три основополагающих музыки. Вы можете располагать их для себя в любом порядке, смешивать некоторые из них или вообще игнорировать что-то из этого. Многие композиторы экспериментируют, не учитывая гармонию и/или мелодию или время.

Можно добавить еще один элемент – свинг. И хоть обычно свинг относят к джазу и импровизированной музыке, вам не стоит отбрасывать его, если вы создаете музыку другого стиля.

Также стоит помнить о том, что вы должны обладать некоторыми навыками, чтобы создавать музыку:

1. Умение читать по нотам.

Это первый и самый главный пункт. Даже если вы пользуетесь какими-то программами, которые пишут ноты за вас, вы должны уметь читать с листа. И, конечно же, вы должны знать музыкальную грамоту. Это самое основное, что должен уметь музыкант. Вы должны знать, как выглядит знак паузы, какие знаки обозначают различные эффекты (стаккато, тремоло, пиано, форте и т.д.).

2. Вы должны знать различные музыкальные стили

Вы, возможно, считаете бессмысленным изучать другие стили в музыке, кроме того, который вам нравится, и это огромная ошибка. Не стоит думать, что суровому металлисту не к лицу слушать классику – многие рок-звезды не раз говорили о том, что любят классическую музыку и слушают ее; любителю джаза не стоит игнорировать более простые музыкальные стили, а утонченному слушателю классики не стоит воротить нос от рэпа и хип-хопа. И не из-за того, что вся музыка достойна внимания, хотя так и есть. Слушая различные стили, вы расширяете свой кругозор и узнаете новые приемы в музыке. Также старайтесь не просто слушать музыку ради наслаждения, а буквально “разбирать” ее в уме на отдельные инструменты. Анализируйте то, что слышите. Пытайтесь понять, как создать то или иное звучание.

3. Знайте, как звучат инструменты

Стремитесь узнать, как звучит каждый существующий инструмент (хотя бы самые распространенные). Вы должны знать, как звучат те или иные эффекты, “примочки” и так далее. Вы, конечно, можете сказать, что не собираетесь создавать сложные музыкальные произведения, но все же знание звучания инструментов поможет вам как минимум развить свой слух и расширить кругозор. Ну а может вы в будущем захотите добавить к одному своему инструменту еще и другие.

Подготовка

Послушайте все ваши любимые композиции и попробуйте понять, есть ли какой-то шаблон, что-то общее. Есть ли контрастирующие отрывки? Сколько их? Насколько они длинные? Повторяются ли какие-то приемы? Повторяется ли ритм мелодии? Какое настроение создают эти композиции? Как они это делают? Придерживаются ли они одной и той же тональности?

Проанализируйте и сделайте заметки, которые потом послужат вам источником идей.

Шаг 1: Стиль

Определитесь, в каком стиле вы ходите создавать музыку. Послушайте композиции в данном стиле и проанализируйте, какие приемы используются, как часто вся композиция придерживается одного и того же метра (4/4, например). Подумайте, будете ли вы делать что-то похожее или же будете экспериментировать.

Шаг 2: Форма

Определитесь с формой вашей композиции. Большинство музыкальных композиций состоят из равных секций (повторяющиеся секции) или из отличных друг от друга (контрастирующие секции). Определитесь с длиной композиции, с тем, сколько секций в ней будет. Помните о том, что у каждого стиля есть свой собственный набор общих форм, таких как 32-тактовая ААВА форма в джазе или блюзовый период, состоящих из трех фраз, каждая из которых содержит 4 такта. Вы можете использовать одну из существующих или придумать свою собственную. Старайтесь только не делать ее слишком сложной.

Шаг 3: Создайте свою идею

Используйте какое-либо устройство, чтобы записать свои идеи. Наиграйте несколько мелодий, которые придут вам в голову. Или спойте их. Эти мелодии не должны быть совершенны, никто их не слышит, кроме вас.

Шаг 4: Первый музыкальный мотив

Теперь прослушайте то, что записали. Есть ли что-то, что вам нравится, то, что вы смогли бы развить в полноценную мелодию? Если вы не можете выбрать что-нибудь, что вам бы очень понравилось, вы всегда можете обратиться к уже существующим ритмам и нотам. Помните, что этот набросок, который вы создаете на данном этапе, не должен быть сложным. Ваша задача – создать основу, которую вы будете развивать.

Шаг 5: Преобразуйте свой мотив

Теперь, когда у вас есть мотив, вы можете поступить следующим образом: вы можете расширить его, сократить, сыграть наоборот, повторить. Вы можете немного изменить его, а можете изменить его до неузнаваемости. Делая это, вы создаете музыкальную фразу – более полную мысль или идею.

Шаг 6: Контрастирующая секция

Почти во всех стилях музыки есть контрастирующая секция, которая добавляет изюминку в произведение. Такую функцию выполняет бридж в поп или рок-песне, раздел В в джазе, разработка в классических сонатах. Чтобы написать контрастирующую секцию, повторите шаги 4 и 5, пытаясь не играть свой основной мотив. Вы можете сделать ее в другом ритме, придать ей другое настроение и так далее.

Шаг 7: Объединяем все вместе

На данный момент у вас есть пара контрастирующих секций, теперь их нужно объединить. Подумайте о форме, в которой вы хотели создать свою мелодию, будет ли то, что получилось, подходить к ней? Не бойтесь менять что-либо. Посмотрите, выглядит ли ваша мелодия целостной, или нужно что-то еще дописать. Считаете ли вы нужным добавить еще что-то?

Шаг 8: Аранжировка

Превратите мелодию в полноценную музыкальную композицию, добавив украшения и подкрепив ее мелодией левой руки, например (если вы играете на фортепиано). Подумайте, нужно ли добавить другие инструменты или вокал. В целом, сделайте все для того, чтобы ваша композиция зазвучала так, как нужно. Можете обратиться за помощью к знакомым музыкантам, чтобы они добавили что-то интересное в вашу композицию.

С термином "композиция" мы встречаемся почти каждый день. В большей степени он имеет отношение к различным отраслям искусства: к музыке, живописи, литературе и проч. И сейчас мы узнаем подробно, что такое композиция в различных своих ипостасях, какие именно аспекты ее определяют и как она создается.

Литература

В данной отрасли прекрасного композиция определяется следующим образом. Это построение, распределение и соотношение между собой частей, различных эпизодов, героев, их действий и прочих средств художественной выразительности в рамках одного произведения. Когда мы говорим о том, что такое композиция в литературе, важно помнить, что все ее элементы связаны в единое целое. Литературное творение может состоять из пейзажей, натюрмортов, портретов, диалогов и монологов, лирических отступлений, метафор и гипербол, преувеличений и преуменьшений и так далее. Все это в целом складывается в рассказ, роман, поэму или просто в небольшое стихотворение.

Музыка

Говоря о том, что такое композиция в музыке, для примера можно взять абсолютно любое произведение, и неважно, будет это этюд для третьего класса или целая симфония, состоящая из нескольких частей. В данном случае композиция - это предметное сопоставление, распределение и выражение с определенной интонацией звуков. Главным отличием такого типа искусства от фольклора является отсутствие импровизаций. Музыкальные композиции (чаще их называют «опусами») записываются на нотном стане. Более того, в нотах обозначаются не только звуки, но и оттенки, штрихи, динамика, ритм и темп.

История и современность

Как уже говорилось выше, музыкальные композиции характеризуются своей стабильностью и неизменностью благодаря предельно точной нотации. Второй важной составляющей любого опуса является его автор. Композитор должен в совершенстве знать не только свой инструмент, но и сольфеджио, а также музыкальные каноны, относящиеся к тому стилю, в котором он творит. В былые времена термином "композиция" именовали только те произведения, которые были выдержаны в едином ритме, темпе и тональности. Они были непродолжительными, но очень красивыми, мелодичными. Первые записанные на нотном стане музыкальные сочинения появились в эпоху Возрождения. Тогда стандарты для написания музыки были обязательными для всех - это выдержка лада, ритма и размера. С наступлением эпохи романтизма в моду вошли модуляции - переход из одной тональности в другую. Композиторы 19-20 веков стали менять в ходе произведения не только лад, но и размер, темп. Так музыкальные композиции стали более насыщенными, яркими. Сегодня никаких четких рамок для авторов музыки не существует. Главное, чтобы в результате произведение было приятно на слух.

Живопись

Наиболее точно понять, что такое композиция, нам позволяет именно изобразительное искусство. На картинах художники всегда передают зрителю свой замысел, настроение, какую-то определенную атмосферу. Типы живописных композиций известны всем - это пейзажи, портреты, натюрморты. Среди работ художников 20 века и наших современников встречаются экспрессионистские холсты, сюрреалистические и прочие. Рисунок, каким бы он ни был, всегда передает нам настроение за счет цвета, света и теней, форм (угловатые или округлые), а также посредством главных действующих предметов или лиц. К примеру, графическая композиция из геометрических фигур - это набор различных конусов, пирамид, шаров и кубов, которые имеют свет и тени и всегда рисуются в объеме. Рисунок, основанный на такой геометрии, может быть более сложным: дома, поезда, церкви. Одним словом, все, что уходит в перспективу. В живописи яркими представителями, которые изображали нестандартные композиции, являются художники Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Эдвард Мунк и другие.

Сувениры как часть искусства

Уникальными и неповторимыми в своем роде являются новогодние композиции. Это разнообразные букеты, аранжировки, венки, мини-елочки и многое другое. Такие творения выглядят, прямо говоря, сказочно. Они состоят из еловых веток, шишек, ленточек, гроздей рябины. Нередко к ним прикрепляют подсвечники, а в них размещаются сами свечки. Также новогодняя композиция может состоять из подарков-обманок (пенопласт, завернутый в подарочную бумагу), колокольчиков, шариков, бантиков и т. д. Такие творения можно купить в магазинах, а можно сделать собственными руками. Важно лишь учитывать главное правило композиции - все элементы должны сочетаться друг с другом. Это касается и форм, и цвета, и размеров.

Делаем новогодние композиции своими руками

Самая простая новогодняя поделка - венок-подставка для свечей. Она имеет округлую форму и состоит из главных атрибутов этого праздника - еловых веток, шишек и проч. Потому нам понадобятся следующие компоненты: основа - круг нужного диаметра из плотного картона или пластика; тоненькие ветки сосны; шишки; гроздья рябины (по желанию), миниатюрные шарики в красной цветовой гамме (или мини-подарки с бантиками). Делаем акцент на красном цвете потому, что в композиции присутствует рябина. В центр основы устанавливаем свечи и плотно из закрепляем. Затем в хаотичном порядке приклеиваем все элементы. Главное - чтобы красиво смотрелось. Вуаля! Наш новогодний букет готов!

Вдохновляйтесь и создавайте прекрасное

Подобные композиции своими руками можно делать к любому празднику или просто под настроение. К примеру, на Хэллоуин нечто подобное, как на Новый год, сооружается из маленьких тыкв, фигурок привидений, шляп ведьм и паутины. Просто к Празднику осени можно делать потрясающие композиции из осенних листьев , причем брать за основу не только круглый венок, но и простую бумагу А4, делая на ней интересные аппликации. Летняя композиция может вмещать в себя плоды, ягоды, листья, красные и зеленые ленточки. Ну а мотивы на морскую тематику легко создаются благодаря бирюзовому цвету, ракушкам и рыбацким сетям.

Музыкальная композиция (лат. compositio - составление, сочинение) - категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде завершенного музыкального произведения в отличие от вариантности народного творчества и импровизационности некоторых видов музыки.

Термин «композиция» в настоящее время широко применяется в различных областях человеческой деятельности: в изобразительном искусстве (скульптура и графика) и литературе (мотивированное расположение компонентов произведения), строительстве (композиционные материалы) и т.д. В искусстве этот термин нередко отождествляется как с сюжетом и системой образов, так и со структурой художественного произведения. С этой целью применяются поясняющие термины - архитектоника, построение, конструкция. Наконец, этим термином обозначаются произведения, включающие различные виды искусств (литературно-музыкальная композиция) или составленные из фрагментов сочинений разных жанров.

Музыкальная композиция предполагает:

  • автора-композитора и его целенаправленную творческую деятельность;
  • отделимое от создателя и существующее независимо от него произведение;
  • воплощение содержания в объективированной звуковой структуре;
  • сложный аппарат технических средств, систематизированных музыкальной теорией.

Каждый вид искусства характеризуется определенным комплексом технических приемов, усвоение которых необходимо для творческой работы. Музыка является одним из самых трудоемких видов искусства. Поэтому создатель музыки - композитор - особенно нуждается в технической оснащенности. «Без мастерства в искусстве, - утверждает Д.Кабалевский, - не сделать ни шагу» . Более того, он считает, что в труде композитора собственно творчество занимает не более десяти процентов, а остальное составляет техника - знание и умение применять технические приемы.

Для характеристики способа сочинения музыки, свойственного тому или иному композитору, применяется термин «творческий метод». Все выдающиеся композиторы, писавшие оркестровую музыку, обладали развитым внутренним тембровым слухом, т.е. внутренними представлениями о реальном звучании. «Музыкальная мысль не является мне иначе, как в соответствующей ей внешней форме; ... я изобретаю самую музыкальную мысль в одно время с инструментовкой»,- так писал о своем творческом методе П.И. Чайковский. Внутренние представления о реальном звучании позволяли В. А. Моцарту шли-фовать партитуру оркестрового сочинения до такой степени, что оставалось только записать нотный текст.

Композиция, таким образом, - это учение о взаимодействии всех средств му-зыкальной выразительности в музыкальной форме (композиционной структуре). Подобно фактуре, которая выступает организующим началом художественного пространства, форма-схема становится стороной музыкального целого, связанной с закономерностями временнóго развертывания произведения.

Разумеется, творческий метод композитора формируется в процессе собственного напряженного труда. Композитор может создавать и совершенствовать свое сочинение с помощью внутренних представлений о реальном звучании, использовать рабочую тетрадь (эскизник), а также фортепиано или компьютер.
Началом работы над сочинением следует считать формирование общего плана, в котором можно выделить три этапа:

  • определение музыкального жанра и уяснение образности (сюжета);
  • обоснование классической формы-схемы;
  • выбор творческого метода: сочинение (по предварительным заготовкам либо постепенным «наращиванием») образной мелодии, отвечающей этому образу гармонии, фактуры, полифонически развитых дополнительных голосов.

Для музыкального произведения чрезвычайно важным оказывается такой его аспект, как доступность для восприятия. Умение композитора учесть закономерности слухового восприятия Б.Асафьев называет «направленностью формы на слушателя» . Оно состоит в том, чтобы приковать внимание слушателя к важнейшим моментам произведения, своевременно предоставить отдых слуху после большого напряжения, вызвать определенные ожидания, оправдать их или нарушить инерцию слухового восприятия, направить восприятие по необходимому пути и т.д.