Трагическая судьба талантливого человека в сказе «Левша. Судьба мастера в России (Левша) Почему английский «полшкипер» держал пари с левшой

Мысли о неприятии и даже открытом издевательстве в России над умными, талантливыми, но принадлежащими к низшим сословиям личностям, были одними из самых главных, волнующих писателя Николая Лескова, тем. В одном из своих писем он однажды отметил, что простой, работящий и при этом безмерно талантливый мужик в нашей стране принимается как должное, то, что будет всегда и то, чего нет смысла опекать.

Лесков категорично не согласен с этой тенденцией, считая, что любой человек вправе иметь нормальные условия жизни и труда, а талантливый человек, работающий в полную силу на благо своей Родины имеет на это право вдвойне. Его сказ «Левша» — это как раз некое доказательство трагичности судьбы русского человека и необходимости резких перемен.

Истинными заступниками славы своей родины являются в сказе мастера из Тулы, сумевшие подковать блоху, которые в состязании талантов с англичанами смогли не только продемонстрировать свой безграничный талант, но и сохранить достоинство и чувство патриотизма.

Левша – один из тульских мастеров, которого было решено взять с собой к государю, а потом и в Европу дабы продемонстрировать работу. Он совершил невозможное, но не зазнается, принимает необходимость встречи с государем как рабочий момент. Он приходит на встречу в своей старой одежде. Он не пытался льстить императору, не старался ему угодить, говорил тихо, спокойно и просто, так как умел. Все вокруг дивились с этой простоты, пытались намекнуть на необходимость быть услужливее. Левша, конечно же, понимал, что перед ним стоит правитель страны, но это никак не повлияло на манеру его общения. Он обращался скромно и уважительно к каждому, будь то государь или его товарищ рабочий. Для Левши все люди равны.

И вправду, манеры, дорогая одежда ничтожны перед истинным талантом: одежда может износиться, манеры могут быть забыты в определенных ситуациях, а талант всегда останется с человеком.

Левша, благодаря своей смекалке и золотым рукам, добравшийся до императора и заграницы, сделался очень несчастным человеком. По сути дела, новое окружение его совсем не понимало. Да и временное повышенное внимание к мужику носит лишь показной характер. Его помыли в бане, переодели и взяли с собой в Лондон. Но он проводит всю дорогу, не съев и куска и поддерживает силы лишь кислянкой Платова. Император публично целует Левшу, но ничего не делает, чтобы сделать его жизнь лучше или хотя бы действительно отблагодарить за совершенное.

В противовес русским, англичане проявляют человеческую заботу о Левше, стремятся создать ему все условия хорошего путешествия. Соотечественники же не видят в мастере человека, который достоин хоть капли уважения; для них он раб, обязанный все это делать. Англичане зовут Левшу к себе, обещая достойную работу и оплату труда. Но несмотря на это, наш мастер грезит лишь Россией, и жаждет поскорее вернуться домой. В свою темную каморку.

Он возвратился в Петербург, в болезненном состоянии, так как всю дорогу пил на спор со шкипером. Однако шкипера по приезду отправляют в больницу, где быстро приводят в чувства, о простой мужик Левша всю ночь перетаскивается с исключительной небрежностью от дверей одной больницы до другой, и, не получив должной помощи, умирает. Человек прославивший свою страну, вместо почета и уважения, получил полное безразличие. Левшу не принимали в больницах, так как у него не было документа и денег.

Но Левша не был душевно сломлен до самой последней минуты своей жизни: его волновало лишь, как успеть передать информацию о том, что англичане не чистят ружья кирпичом, и от этого они служат дольше. Он оказался единственным мудрым человеком с открытой душой, единственным патриотом своей страны среди массы бессердечных людей, потерявших чистоту души в погоне за славой и материальным достатком.

Сказ о Левше, что подковал блоху, стал преданием, а сам Левша - символом безграничного таланта простого русского человека, часто угнетенного и забытого.

Истинными вершителями событий, направленных к возвеличению славы России, выступают в сказе Левша и его товарищи — те тульские мастера, искусству которых и препоручают английскую диковину. Именно они являют своим поведением истинное достоинство, спокойную твердость духа, полное сознание национальной ответственности. Обдумывая сложившуюся ситуацию, они судят о ней, не допуская никаких перехлестов оценок в ту или иную сторону: «…аглицкая нацыя тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и искусство в ней с большим смыслом. Против нее, — говорят, — надо взяться подумавши и с божьим благословением». Такое поведение, свободное от пустой суетности, особенно рельефно контрастирует с мелочностью побуждений русских царей.

В таком повороте сюжета находит свое выражение излюбленная мысль писателя о «маленьких великих людях», которые, стоя в стороне от исторических событий, вершат исторические судьбы страны. «Эти прямые и надежные люди», — так с уважением и сердечным теплом отзовется о них Лесков в своем более позднем рассказе «Человек на часах», сближаясь в оценке демократической массы с Л. Толстым.

Однако это в высшей степени уважительное отношение писателя к тульским мастерам вовсе не исключает в сказе мягкой иронии по отношению к ним. Лесков далек здесь от идеализации народных возможностей, он трезво оценивает их. Писатель учитывал роль социально-исторических обстоятельств, ограничивающих творческие силы народа, накладывающих на многие русские изобретения печать шутовской эксцентричности или практической несообразности.

С этой точки зрения для понимания общего смысла сказа принципиально важно», что сам результат «безотдышной», самоотверженной и вдохновенной работы тульских мастеров таит в себе «коварную» двойственность впечатления: им действительно удается сотворить чудо — подковать «нимфозорию». И тем не менее их превосходство не абсолютно. Подкованная на глазок блоха не может более «дансе танцевать». «Усовершенствованная» английская диковинка оказывается в то же время безнадежно поломанной.

В развитии сюжета этот прискорбный для престижа русского изобретательства момент получает свое определенное объяснение, важное для понимания общей мысли сказа. Как справедливо судят англичане, русские мастера, проявившие поразительную дерзость воображения, очевидно, «расчета силы» не знали, и Левше приходится согласиться с этим: «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись…»

Так в изображении удивительной работы тульских мастеров, одновременно и возвышающей их над заморскими соперниками и выявляющей их известную слабость, выражает себя чуждая каких бы то ни было примирительно-апологетических тенденции горькая, тревожная мысль Лескова о русской непросвещенности, которая жестоким образом гнетет и сковывает великие силы и возможности народа, обрекая его на ряд поражений и неудач.

Вопрос о том, что может русский человек, сразу влечет за собой в сказе Лескова другие не менее важные вопросы: как этот человек живет, имеет ли он, подобно английским мастерам, «абсолютные обстоятельства» для развития своего таланта, с каким отношением к себе он сталкивается со стороны власть имущих, как складывается его судьба.

Правда, ни рассказчик, ни сам Левша, свыкшиеся с давно сложившимся в России определенным порядком вещей (контрастирующим с тем, который Платов и Левша увидели в Англии), не задают себе этих вопросов, однако писатель предпринимает особые меры к тому, чтобы они с неотвратимой неизбежностью встали в сознании его читателей.

Рассказывая, например, с какой «церемонией» ездил Платов, выполняя государев наказ, Лесков живописует фигуры «свистовых» казаков, которые сидят но обе стороны от ямщицкого облучка и на протяжении всего пути беспрестанно обливают своего возницу ударами нагаек «Эти меры побуждения действовали до того успешно, что нигде лошадей ни у одной станции нельзя было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали.

Сам рассказчик не делает ударения на подобных подробностях, он говорит о них вскользь, походя, как бы между прочим. Однако все эти вошедшие в его повествование «мелочи» русской жизни — хитроумное сечение ямщиков, грубая платовская ругань в адрес тульских мастеров, едва не случившийся арест Левши, которого везут в Петербург в передке платовской кибитки, скоропалительность его отъезда в Англию — все это явления одного порядка, аккумулирующие в себе общий дух русской жизни николаевских времен с ее разнузданным самовластьем одних и бесправием других, дух, внушающий автору самое горькое чувство.

Насыщенные горестными подробностями гибели Левши последние главы повести еще более настойчиво фокусируют внимание читателя на положении личности в России, где «за человека страшно». Талантливый мастер, художник своего дела, глубоко преданный своему отечеству, умирает всеми забытый в коридоре Обуховской больницы для бедных, не успев послужить своей стране последним советом. Такое завершение сюжета, заключающее в себе горький парадокс, усиливает звучание гуманистической темы сказа — трагической судьбы в России талантливого человека, обреченного уморить в себе без достойного применения массу возможностей.

Трагическая судьба талантливого человека в сказе «Левша»

Другие сочинения по теме:

  1. Поэты серебряного века творили в очень сложное время катастроф и социальных потрясений, революций и воин. Поэтам в России в ту...
  2. «Русалка» — опыт драмы из народной жизни, созданной на основе полулегендарного сюжета, но глубоко социальной по своему содержанию. Трагическая судьба...
  3. Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза...
  4. «Повести Белкина» дневник провинциальной России. Здесь и «мученик четырнадцатого класса» коллежский регистратор, смотритель одной из тысяч мелких почтовых станций, бедный...
  5. Основной линией повествования является судьба Тараса, тесно переплетающаяся с общим ходом событий: и тут раскрывается интересная особенность развития образа и...
  6. , можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три...
  7. В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу,...
  8. Гражданская война в Российской империи, захлестнувшая ее в начале прошлого столетия, стала одним из самых печальных моментов в ее истории....
  9. В послевоенные годы художнику не дает покоя тревожная память войны. Развивая опыт отечественной батальной классики, лучшие традиции советской литературы, Шолохов...
  10. Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни...
  11. Вторая мировая война — это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел...
  12. «Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать. Идти на смерть… Но эти три березы при...
  13. «Диво» — это судьба таланта. «Смерть в Киеве» — судьба государственной идеи. «Перво-мост» — судьба народного сооружения. «Евпраксия» же —...
  14. ХОД УРОКА I. Обсуждение Тем Сочинений, Предложенных Учащимися И Планов К Темам Обратить внимание на актуальность темы, неоднозначность ее решение,...
  15. Литературное наследие талантливого поэта невелико и до сих пор полностью не собрано. Дневниковые записи и частные письма, в которых содержатся...
  16. Пушкин ставил своей задачей создать народную трагедию в противоположность трагедии придворной и блестяще осуществил ее. «Что развивается в трагедии? Какова...
  17. «От Советского Информбюро…» — эти слова, которыми начинались отчеты о событиях на фронтах Великой Отечественной войны помнят фронтовики, эти слова...

Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России

Истинными ревнителями славы России выступают в сказе подковав-шие английскую блоху тульские мастера - Левша и его товарищи, - про-являющие в соперничестве с англичанами достоинство, твердость духа, сознание национальной ответственности .

В таком повороте сюжета находит своё выражение излюбленная мысль автора о "маленьких великих людях", которые, "стоя стоя в стороне от главного исторического движения", вершат исторические судьбы страны.

И. Глазунов. Левша

Физические изъяны подчёркивают искусность Левши: косоглазие и плохое владение правой рукой не мешают герою подковать не различимую глазом стальную блоху. Косоглазие Левши является также своебразным знаком, печатью изгойства, отверженности.

Тульские оружейники наделены истинным сознанием своих возможностей и возможностей заморских мастеров.

Власть специфических обстоятельств, их непосредственное воздействие не только на судьбу, но и на склад личности всегда волновали Лескова. В дальнейшем повествовании незаметно, но неуклонно возрастает число жанровых сцен, рисующих те условия, в которые поставлен в России простой человек. С точки рения автора, это проявление той системы подавления личности в России, которая является главной причиной трагизма судеб талантливых русских людей, тормозит историческое развитие страны, угрожая её благополучию.

Платов везет Левшу к государеву дворцу. Художник И. Глазунов

Нетерпеливость и раздражительность Платова выдаёт его неуверенность в успехе своей миссии. Писатель показывает Платова не столько свирепым и грозным, сколько жалким и смешным. Его гнев похож на злость, готовую обрушиться на виновников грозящей ему беды.

Обратите внимание на главу 7. Что в сказе противопоставлено суетливости и злобе Платова?

«Левша». Атаман Платов и тульские мастера.

Художник Н. Кузьмин

Обратите внимание на иллюстрацию слева.

Прослушайте главу 10.

Каков Платов в изображении Н.В. Кузьмина?

Немало приходится претерпеть от Платова герою рассказа. Заподо-зрив, что туляки не исполнили царского пожелания, «мужественный ста-рик» словил Левшу за волосы и начал туда-сюда «трепать так, что кло-чья полетели». Хитроумное сечение ямщиков, грубая ругань на казацкий манер в адрес тульских мастеров, только что совершивших свой удиви-тельный труд, едва не случившийся арест Левши — все это проявления общего духа николаевской эпохи — разнузданного самовластья одних и совершенного бесправия других.

Пренебрежение к личности, и в первую очередь к личности простого человека, трудом, мужеством и талантом которого, по убеждению писате-ля, и сильна Россия, сплошь и рядом граничит с преступлением. Лесков воспроизводит все обстоятельства как нечто обычное, примелькавшееся, всеобщую норму жизни.

Послушайте главу 13. Как принял царь Левшу?

Царь, обращаясь к придворным, произносит фразу: «Видите, я лучше всех знал, что мои русские люди меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!» Для царя подкованная туляками блоха - это не столько произведение народного искусства, сколько вещественное доказательство верноподданической преданности ему всех русских людей.

Замечательных тульских мастеров Николай воспринимает не в их от-ношении к делу, к возникшему национальному соперничеству, а прежде всего в их отношении к нему самому. Каждое слово царя демонстрирует его неспособность выйти из тесного круга своего «я».

Уверенность Николая в «своих русских людях» имеет судорожно-болезненный характер и потому при первом же поводе мгновенно перехо-дит в беспардонное бахвальство, браваду, фанфаронство.

Левша и его товарищи обнаруживают в слове и поступке то подлинное чувство меры, которое Лесков считал главным признаком духовного со-вершенства человека.

Государь император Александр Павлович с Платовым в аглицких кунсткамерах. Художник Н. Кузьмин

Высочайшее внимание к Левше носит показной характер. Его «обмы-ли» во «всенародных» банях, остригли, одели в парадный кафтан, снятый с придворного певчего, и повезли в Лондон. Однако едет всю дорогу «не евши», поддерживая себя одной лишь платовской кисляркой. Публично облобызав Левшу, государь ничего не сделал для того, чтобы защитить его от новых «сюрпризов».

В описании удивительной работы тульских мастеров, одновременно и возвышающей их над заморскими соперниками и выявляющей их сла-бость, отражает тревожная мысль Лескова о русской отсталости, непро-свещенности, которая сковывает великие силы и возможности народа, об-рекая его на ряд поражений и неудач.

Лесков далек от переоценки народных возможностей. Результат вдох-новенной работы тульских мастеров таит в себе «коварную» двойствен-ность: им действительно удается сотворить чудо — подковать «нимфозорию», но подкованная «на глазок» блоха не может более «дансе танце-вать».

«Нимфозория... ни дансе не танцует и ни одной верояции, как прежде, не выкидывает».

Художник Н. Кузьмин

Русские мастера, проявившие поразительную дерзость воображения, «расчета силы» не знали, и Левше приходится согласиться с этим.

Как отнеслись англичане к Левше?


А. Тюрин Левша среди англичан

В противоположность соотечественникам, англичане проявляют тро-гательную, истинно человеческую заботу о всех «мелочах», обеспечиваю-щих благополучие путешествия Левши.

Русские не видят в Левше человека, достойного уважения; англичане внимательны и предупредительны, поскольку умеют ценить талантливых людей.
Развитие главной интриги давно завершилось, итоги состязания талантов двух наций уже определились, однако писателя по-прежнему интересует не только результат этого состязания — кто кого? — но и нечто другое: положе-ние талантливого человека в России, его личная судьба, мера отпущенных ему жизненных возможностей для реализации его природной одаренности.

Н. С. Лесков показывает трагическую судьбу мастера в России, «Левши». Главный герой произведения, отличающийся своим талантом, оказывается ненужным в своей стране, на благо которой он хотел творить и работать.

Сюжет

Левше и другим тульским мастерам было поручено важное для страны дело - доказать, что в России есть мастера не хуже иностранных. Героям удалось в короткий промежуток времени подковать блоху, которую сделали англичане и которой восхищался бывший император Александр I.

Свою работу поехал презентовать в Лондон Левша. Англичане были удивлены и восхищены подкованной блохой. Высоко оценив талант Левши, они просили его остаться работать у них. Но главный герой отказался, понимая, что не сможет жить без своей Родины.

По пути домой Левша и английский представитель заболели. По приезде спутника Левши сразу отвезли и вылечили, а его самого - оставили умирать равнодушные люди. Финал жизни главного героя по-настоящему трагичен: возвращаясь на Родину, чтобы трудиться на ее благо, никому не нужный Левша умирает. Такова судьба великого профессионала.

Главный герой

Левша - мастер своего дела. Судьба наградила его огромным талантом, который он не смог реализовать в стране, в которой не уделялось особое внимание творчеству. Герой мог воспользоваться предложением англичан и остаться работать у них, тогда бы его талант был бы оценен по заслугам. Левша же - настоящий патриот, который не хочет оставлять свою Родину. Проблема оказывается только в том, что государству и властям великий человек, который смог доказать мастерство русских людей, попросту не нужен. Писатель поднимает тему безразличия к талантливым людям.

Обобщение

Левша обладает настоящим русским характером, это собирательный образ, который вобрал в себя лучшие черты русского народа. Поэтому, раскрывая трагичную судьбу мастера Левши, Н. С. Лесков хочет продемонстрировать не только жизнь одного человека, а жизнь всех творческих людей в России. Судьба профессионалов своего дела, которые оказываются совершенно ненужными собственному государству, действительно трагична. Усугубляется все тем, что Левша в сказе Н. С. Лескова как мастер ценится за рубежом, но в собственной стране к нему относятся равнодушно. Власти не ценят тех людей, которые могут делать по-настоящему ценные вещи, они лишь восхищаются делами иностранцев, как это делал Александр I, который не верил в способности русского народа.


Одним из лучших произведений Н.С. Лескова считается известная сказка «Левша». Именно в ней автор сумел создать образ талантливого русского человека, который отличается своим трудолюбием и чувством юмора. Таким образом, Лесков показал не отдельную личность, а целый народ, ведь, на самом деле, Россия всегда славилась своей смелостью и самобытностью.

В первую очередь следует заметить, что вся сказка пропитана глубоким патриотизмом и верой. Каждый человек просил Божьего благословения перед любым делом. Автор также показывает, что русский народ славы не любит, а только всеми силами старается сохранить свою честь. Трагичность судьбы таких людей показана в том, что многие из них были попираемы и гонимы.

Левша, как яркий представитель талантливого человека на Руси, спокойно приходит к государю в старой одежде, которая уже давно изжила себя. Он не пытается как-то льстить вышестоящему лицу. В нем нет ни капли угодничества. Все вокруг стали удивляться, когда он говорил с государем просто и безмятежно. Да, Левша понимал, что говорил с высшим человеком, но это никак не повлияло на его характер. Он остался самим собой. Толпа старалась намекнуть ему, как следует себя вести, но не смогла добиться ничего от этого простого русского человека. Даже сам правитель сказал: «Оставьте..., пусть отвечает как он умеет».

Главная задача Лескова в этом эпизоде была в том, чтобы показать ничтожество манер, лести и внешнего вида перед настоящим талантом. Ведь любого прохожего можно красиво одеть и научить его разным изящным словам, а талант – это то, что дано от природы. Это то, что никто и никогда не сможет покинуть.

Черты патриотизма в Левше проявлялись на протяжении всей сказки. Англичане всеми силами старались как-то подбить его на то, чтобы тот изменил свое поведение, но так и не смогли добиться желаемого. Постоянно слышим мы такие фразы, которые только подчеркивают любовь к Родине: «Мы все к своей родине привержены», «У меня дома родители есть», «Наша русская вера самая правильная, и как верили наши праотцы, так же точно должны верить и потомки».

Левша оказался среди изобилия, которое могло увлечь бы многих. Но на героя все это влияет совсем по-другому. Чем больше удобств, вкусной еды и одежды, тем сильнее он тосковал по Руси: «Как вышли из буфета в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить...».

Судьба Левши действительно трагична. Он вернулся на родину, но вместо добродушного приема, получил настоящее безразличие. Его гибель бессмысленна. Такое очень часто случалось в истории русского народа. Таланты гибнут, будучи пренебреженными своими современниками. И только потомки своими горькими слезами и воспоминаниями еще удерживают память о таких великих людях.

Как бы страшно не звучал этот отрывок, но он в точности передает правду жизни: «Везли Левшу так непокрытого, да как с одного извозчика на другого станут пересаживать - все роняют, а поднимать станут - ухи рвут, чтобы в память пришел. Привезли в одну больницу - не принимают без тугамента, привезли в другую - и там не принимают, и так в третью, и в четвертую - до самого утра его по всем отдаленным кривопуткам таскали и все пересаживали, так что он весь избился».

Даже, будучи на смертном одре, Левша переживает за свой народ: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть чтобы и у нас не чистили, а то храни Бог войны, они стрелять не годятся».

Левша – это поистине символ русского народа, который богат на талантливых умельцев, которые терпеливы и честны.

Обновлено: 2014-05-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.