Музыкально-литературная композиция
«Волшебная книга зимы»
Цель: - Совершенствовать песенно-хоровые навыки при передаче настроения песни.
Развивать артистизм при передаче танцевального образа
Научать видеть и слышать красоту слова, музыки, движения. Находить изобразительные средства для передачи цвета настроения зимнего образа.
Развивать музыкально-образной мышление, чувство гармонии природы в творчестве.
(Звучит «Зимняя сказка» музыка В. Шаинского , в зал входит Зима)
Зима: Здравствуйте, дорогие гости! (слайд 1)
Добро пожаловать в нашу сказочную страну!
Давайте познакомимся,
И чтобы вам меня узнать – загадку нужно отгадать.
Слушайте внимательно:
Дел у меня не мало, я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю.
Белю поля, дома, зовут меня…..
Гости: ……………….Зима!
Зима : Правильно, я – Зимушка – Зима, сколько снега намела.
Белый город, белый лес и полным-полно чудес.
Я рисую белой краской на окошках ночью сказки.
Утром погляди в окно, так красиво и светло.
Все деревья в серебре, так чудесно на дворе.
Да, я - зимушка-зима, волшебство вам принесла.
Всё сбывается на свете, если только пожелать,
Вас на зимнюю прогулку, мы задумали позвать. (входят 3 детей)
Дети – ведущие: Презентация «Зима»
- Попадём мы в мир мечтаний, (слайд 2 спят)
В мир волшебных детских грёз,
Где любовь, добро и счастье, (слайд 3 ребенок)
Водят с нами хоровод. (Е. Стрижакова)
- Волшебная книга зимы открывается, (слайд 4 книга)
Добрые слова о матушке Зиме – появляются:
Талантлива-хрустальна, чиста и холодна
Узоры кружевные плетёшь нам не спеша, (слайд 5 колыбель)
- Ты можешь убаюкать тихим голоском, (слайд 6 снег)
Согреть большую землю пушистеньким снежком,
А можешь раствориться льдинками звеня, (слайд 7 лед)
Колдунья, чаровница, Зимушка – Зима. (Е. Стрижакова) (слайд 8 зима)
(Девочки ст.гр. уходят) (слайд 9 зимушка - зима)
Песня «Зима – красавица» подг.гр.
(Звучит песня «Зимушка – красавица» подг.гр.)
Зима : Кто скажет, что такое снег?
- В ладонь возьмёшь, его как нет,
Одна вода из рук бежит,
А на земле лежит, блестит!
Неслышно падает, ложится,
На солнце зимнем весь искрится,
Как будто весь из самоцветов,
Поэтами в веках воспетых. (Е. Стрижакова)
(На музыку «Вьюга» выбегают снежинки)
- Летела снежинка, парила, кружилась,
И на руку тихо ко мне приземлилась,
Кристальная грань, белоснежны узоры,
Ты таинство, чудо великой природы. (Е. Стрижакова)
Танец «Вальс Снежинок» на музыку Г. Свиридова «Метель» ст.гр.
- То, что стужа – не беда,
В дверь стучится Коляда.
Рождество к нам в дом идет, много радости несёт!
Чтобы полон был ваш дом и добром и благом,
Хорошо чтоб жили в нём без забот и тягот.
Танец «Коляда» гр. «Иван купала»
Зима: Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы,
Приходите поиграть,
Зимний вечер скоротать!
Хохломские ложки мы возьмем,
И на них играть начнем.
Музыкальный оркестр «Субботея»
Зима : Сколько снега вам Зима
Ребятишки намела.
- Эх! Зима, зима, зима,
Белая метелица.
Снег кружится и метёт,
Под ногами стелется. - Можно на коньках кататься
И на санках с горки мчаться.
- Ну, а можно непростой
Дом построить ледяной:
И с окошком, и с крылечком,
Только без трубы и печки!
Зима: Приглашаю вас сейчас поскорей пуститься в пляс!
Заводите круг смелее и пляшите веселее!
(Танец «Зима» У леса на опушке…муз. Ханка)
- Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою. - Новогодний праздник скоро,
Смех, веселье, кутерьма.
Всем забавные подарки
Приготовила Зима.
Хоровод «Зимушка хрустальная» муз.Евдотьевой подг.гр)
Зима : Я сегодня нагуляюсь, наиграюсь от души,
Раскраснеюсь на морозе, ваши пляски хороши!
- Незаметно пролетел зимний день зимы,
Мы с тобой полюбоваться им сполна смогли.
- Книга зимы закрывается,
Но чудеса продолжаются,
В картинах, что рисуем мы,
В стихах и музыке зимы.
Зима : Чтобы зимний праздник в памяти был ярок,
Вы от нас примите снеговичков в подарок.
(Под песню «Потому что зима – это здорово…» дети выходят из зала)
10
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Кадыйская общеобразовательная школа»
имени М.А.Четвертного
Кадыйского муниципального района Костромской области
Сценарий рождественской музыкально-литературной композиции
для учащихся начальной школы «Взошла звезда ясная» подготовила учитель начальных классов Смирнова Елена Геннадьевнап. Кадый
2013 год
Цель : ознакомление детей с традициями народного праздника.
Задачи :
1.Дать детям представление об истории происхождения праздника.
2 . Развивать у детей духовные и нравственные качества.
3. Воспитывать любовь к традициям родного края. Действующие лица и исполнители: Бабушка Внук Мария Иосиф Хозяин гостиницы Ангелы Пастухи Пальма Маслина Ёлка Стихи читают Чтец 1: Вот и скатерть на столе, Нынче праздник на земле, Тот, который нам сияет Даже в самой смертной мгле.
Чтец 2: Блещет древо за окном, Будет песня, будет дом. Будет горечь, будет радость – Всё мы с ним переживём.
Чтец 3: Нынче, вся земля светла, И звонят колокола, И ровнее бьётся сердце, И стройней звучит хвала.
Хор:
Рождественская песня
Зажигает вечер, праздничные свечи На Рождество. Снова так случится, в двери постучится К нам волшебство. И под запах хвои вспомнится былое, Позабудем злое, час пробьёт. Слышишь, как по крыше, ходит тише мыши Новый год.Припев: Динь! Дон! Бьют часы на башне. Динь! Дон! Где ты, год вчерашний? В норке ли мышиной? В ратуше старинной? Иль в дремучей чаще? Вспоминай почаще нас.
На сцене, сбоку сидят мальчик с бабушкой.
Мальчик: Вот и Рождество пришло! Кругом огни, все люди друг другу дарят подарки!
Бабушка: А ты знаешь, какой был самый первый и самый главный подарок?
Мальчик: Ну… Наверное… Может быть… А…
Бабушка: Сейчас, я расскажу одну историю, а ты подумай.
Музыкальный проигрыш.
На сцену выходят Иосиф и Мария. Они ищут место для ночлега, стучат в гостиницу.
Иосиф: Добрый вечер, хозяин! Нет ли у вас в гостинице свободной комнаты, чтобы переночевать бедным путникам?
Мария: Мы, пешком шли сюда, из далёкого города Назарета, и так устали.
Хозяин: Нет у меня ни одной свободной комнаты, путники. Из-за приказа кесаря, переписать весь народ страны в наш Вифлеем, прибыло столько людей, что и не сосчитать.
Иосиф: Нам бы хоть, чуланчик какой.
Хозяин: Я уже, и чулан последний сдал купцу. Осталась только пещера для скота, да вы ведь, туда не пойдёте. Там ничего нет, кроме соломы.
Мария: Пойдём, найдём эту пещеру. Переночуем на соломе.
Хор: В Вифлееме тишина,
Спят луга и спят стада.
Ночь светла как никогда -
В небе яркая звезда
Освещает всё вокруг:
Реки, горы, лес и луг.
1-й пастух: Ночь темна, не растерять бы нам наши стада.
2-й пастух: Посмотри, какой сильный, яркий свет полился вдруг с неба! Что это? Как страшно!
1-й ангел: Не бойтесь. Я, возвещаю вам и всем людям, радость великую. В эту минуту, в Вифлееме Иудейском, родился младенец. Это, будущий Спаситель мира – Иисус Христос. Идите в город и там, в пещере найдёте младенца в пеленах, лежащего в яслях для скота.
Хор: Пастухи в вертеп вошли,
Бога в ясельках нашли.
Рядом Дева-мать сидела,
На дитя своё глядела.
И светилось всё вокруг:
Небо, горы, лес и луг.
Чтец 4: В яслях лежит Ребёнок.
Матери нежен лик.
Слышат волы спросонок
Слабенький детский крик.
Мария поёт: Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, младенец Святой. (2 раза)
Ночь тиха, ночь свята,
И светла и чиста.
Славит радостный ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землёй. (2 раза)
Хор: Ночь тиха, ночь свята,
Мы поём Христа.
И с улыбкой младенец глядит,
Взгляд его о любви говорит
И сияет красой. (2 раза)
Хор: Днесь Христос от девы Чистой нам рождается,
Бог, невидимый от века, в мир является.
Хоры ангелов слетают в изумлении
И согласно воспевают песнопение:
Ангелы поют: «Слава, слава в Вышних Богу и на земли мир.
В человецех, в человецех благоволение!»
2-й ангел: Ясная ночь. Тихо кругом.
Ярко горит звезда над пещерой.
Ангелов хор смолк за холмом,
Свет голубой, тихо льётся из щелей.
В яслях, младенец Спаситель лежит,
Тысячи лет его ждали прихода.
Счастье тому, кто к нему поспешит.
Счастливы люди! Ликует природа!
1-й пастух: Мы, пришли поклониться, Божественному младенцу. Вот, хлеб у меня, сыр, мёд. Мы, принесли ему эти скромные дары.
2-й пастух: А я, положу в ясли, свежей травы и пахучего сена.
Пастухи поют: Несём вам новость из Вифлеема –
Бросьте свои дела.
Там Пресвятая Дева Младенца-
Господа родила.
Слушайте, разумейте, внимайте,
Господа своего восхваляйте
И Матерь Его.
Новостью этой жить все народы
Будут до дней конца.
Свет Вифлеема по всей вселенной
Льёт нам любовь Творца.
Слушайте, разумейте, хвалите,
Господа ныне благодарите
И Матерь Его.
Пальма: Какое счастье! Я, стройная пальма расту у самого входа в пещеру, в которой родился Иисус Христос.
Маслина: И я, пахучая маслина, выросла здесь же.
Ёлка: И я, зелёная ёлка, расту тут!
Пальма: Коль, Господи, будешь
Ты злыми людьми
Покинут без пищи,
Мой дар ты прими.
Я ветви радушно тебе протяну
И плод золотистый на землю стряхну.
Я буду лелеять и влагой питать
И соком янтарным его наливать.
Маслина: Коль злобой гонимый жестоких врагов,
В безбрежной равнине зыбучих песков,
Ты, Господи, будешь приюта искать,
Бездомным скитальцем в пустынях блуждать,
Тебе я открою зелёный шатёр,
Тебе я раскину цветочный ковёр.
Приди ты на отдых под мирную сень:
Там сумрак отрадный, там свежая тень.
Ёлка: Возьмите и меня с собой, я тоже, хочу поклониться Божественному младенцу.
Пальма: Куда тебе с нами! Что у тебя есть? Только колючие иголки, да противная липкая смола.
Уходят к младенцу.
Ёлка: Никого. Одна я, одинока.
Ночь тиха. Звезда зовёт, горит.
Все идут, идут к святой пещере.
Каждый к Сыну Божьему спешит.
Ну, а я? Ничтожнейшая ёлка.
Вся в колючках здесь стою в глуши.
Я отсюда за младенца только
Помолюсь тихонько от души.
3-й ангел: Как скромна ты, милая ёлка. Я вознагражу тебя, сейчас ты засияешь огнями, тебя украсят звёзды с небес. И к тебе первой протянет младенец свои ручки и улыбнётся тебе, ёлка. (Снимает с неба звёзды и вешает на ёлку).
И теперь каждый год в день Рождества Христова ты будешь красоваться в сиянии множества огней, а дети, глядя на тебя, будут радоваться и веселиться. И ты, скромная ёлка, станешь символом великого праздника – Рождества Христова.
Хор: Вот ель в лесу, как зелена
И как она прекрасна,
Но как прекраснее она,
Когда в дому, свечей, полна,
Она сияет ясно.
Ёлка: В одну из радостных ночей
Господь Иисус родился.
Он – Тот, Кто искупил людей,
Ведь без него во тьме своей
Мир этот заблудился.
Хор: Для всех, кто верит во Христа,
И ночью свет сияет.
А эта ночь для нас свята,
Да будет радость всех чиста,
Иисус здесь пребывает.
Ёлка: Впусти Его, дитя, в свой дом:
Он в сердце обитает,
Он сад устроить хочет в нём,
Обогатит того плодом,
Кто в дом Его впускает.
Мальчик: А! Я понял, что это за подарок! Это – Иисус!
Бабушка: Да. Ведь Бог, так сильно возлюбил Своё творение, что не хотел, чтобы человечество погибло во зле. И на землю, в образе маленького ребёнка, был послан Божий Сын, которому, надлежало стать Спасителем мира.
Мальчик: А ещё, я узнал, почему именно ёлку наряжают на рождественские праздники. И главное украшение – это Вифлеемская звезда.
Хор: Взошла звезда ясная, тихая, прекрасная.
И горит для всей вселенной над вертепом Вифлеема.
О, грядущее спасенье, грешным людям избавленье,
В этот час Святой Бог родился мой.
Чтец 5: Однажды в год, бывает ночь такая,
Когда на ёлках серебрится снег
И среди звёзд, одна звезда большая
Сияет радостней и ярче всех.
Чтец 6: Она сияет в вышине,
Она восходит в тишине,
Когда, на землю ночь придёт,
И хор небесный воспоёт,
И люди вторят той хвале –
Христос родился на земле!
Хор: Рождественская песня
Огонёк качнётся, ото сна очнётся Сказочный мир. Оживают тени, затевают тени Праздничный пир. Вьюга за окошком, подожди немножко, Сядем на дорожку, Старый год. Старый год присядет, веточку пригладит И вздохнёт.Припев: Динь! Дон! Бьют часы на башне. Динь! Дон! Где ты, год вчерашний? В норке ли мышиной? В ратуше старинной? Иль в дремучей чаще? Вспоминай почаще нас.
Зажигает вечер праздничные свечи На Рождество. Утро гасит свечи, умолкают речи, Удержать нам нечем колдовство. Не горюй, вернётся, через год вернётся К нам Рождество.
Припев: Динь! Дон! Бьют часы на башне. Динь! Дон! Где ты, год вчерашний? В норке ли мышиной? В ратуше старинной? Иль в дремучей чаще? Вспоминай почаще нас.
Список использованной литературы
- Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники 17-20 в. М.: «Дом книги» 2011. Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники, Ярославль, «Холдинг», 2000 Петров В.М. , Гришина Г.Н. , Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей, М.: «Сфера», 1999 Соколов А.В. Сценарии православных праздников, М.: «Школьная Пресса», 2004. Шевченко Л. Л. Православная культура, 1-й год обучения, М., «Дом книги», 2009 Детская Библия. М: « Российское библейское общество», издание девятое, 1990. Православный народный календарь. Времена года. Ростов – на – Дону: АО «Книга», 1995. Рождественские праздники в школе. Волгоград: «Учитель», 2003.
Использованные Интернет-ресурсы
1. http:// muzofon.com
Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №58, г. Апатиты, Мурманская обл.
Описание материла: Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной групп при подготовке к новогодним праздникам, занятиям по теме «Зима».
Сценарий литературно – музыкальной композиции «Зимушка хрустальная» для дошкольников старшего возраста.
Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, к русской поэзии.Задачи:
Образовательные:
повторить с детьми названия зимних месяцев;
познакомить детей с народными зимними пословицами и поговорками, приметами;
закрепить с детьми знание признаков зимы;
уточнить знания детей о зимних изменениях в природе;
дать детям элементарные представления о празднике Рождество Христово, Масленица;
совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
Развивающие:
развивать навыки контекстной речи, умения выразительно читать наизусть стихотворения;
совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при пении песен;
развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русской поэзии, к русской народной культуре.
Предварительная работа: разучивание песен, танцев, хороводов, стихов о зиме, о празднике Рождество; оформление зала в зимнем стиле
Материалы для проведения: стулья по количеству детей, дипломы и памятные подарки по количеству участников
Ход мероприятия:
(Дети заходят змейкой в музыкальный зал под музыку, присаживаются на стулья).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались здесь, в нашем музыкальном зале, чтобы провести нашу литературно – музыкальную гостиную «Зимушка хрустальная». На нашем празднике мы будем петь, танцевать и, конечно, читать стихи. Закончилась осень и к нам пришла красавица зима. Нарядила дома белыми шапками, деревья украсила серебром. Первое стихотворение нашей литературно – музыкальной композиции называется «Встреча зимы» Его нам прочитает (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Встреча зимы», автор - Иван Никитин. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Какое прекрасное стихотворение мы сейчас с вами прослушали. «…Снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнём…». Очень красивые строки! Скажите, пожалуйста, дети, а как мы с вами узнаём, что приближается зима? Назовите, пожалуйста, признаки зимы.
Дети: Листья с деревьев уже опали. Солнце светит реже. На лужах появляется лёд. Выпадает первый снег. Дуют холодные ветры.
Воспитатель: Вы всё правильно назвали. О зиме в русской поэзии написано много стихотворений. Каждый поэт видел это время года по-своему. Для каждого автора зима представала совершенно особенной. И сейчас мы послушаем одно такое стихотворение, оно называется «Первый снег». Его прочитает (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Первый снег», написал Иван Бунин. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень. Но о зиме написал тоже немало прекрасных строк. Отрывок «…Вот север, тучи нагоняя…» из замечательной поэмы «Евгений Онегин» нам прочитает (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «…Вот север, тучи нагоняя…» (отрывок из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»). (Читает отрывок из поэмы).
Воспитатель: «…Волшебница – зима…» Очень поэтично, не правда ли? А первая песня нашей литературно-музыкальной композиции так и называется «Эх, зима!» (музыка Ю. Чичикова, слова М. Пляцковского).
Дети: (Поют песню)
Воспитатель: Замечательная песня! Очень она мне нравится. А что же происходит с деревьями, с лесом?
Дети: Зимняя природа погружена в сладкий сон.
Воспитатель: Укрывшись белым покрывалом пушистого снега, спят деревья и кусты. В одни дни мороз и тишина, изредка нарушаемая лишь хрустом ветки в лесу, с которой падает снег, а в другие - снежная вьюга с завыванием ветра. Стихотворение «Берёза» нам прочитает (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Берёза». Написал Сергей Есенин. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Замечательные стихи о зиме! Слушаешь, и как - будто видишь, заснеженную берёзу, которая застыла в серебряном уборе. Но вернёмся к нашему конкурсу. Следующее стихотворение нам прочитает (ребёнок) и называется оно «Чародейкою Зимою…».
Ребёнок: Стихотворение «Чародейкою Зимою…», автор - Фёдор Тютчев. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Давайте с вами вспомним про животных. Какие изменения происходят в их жизни с приходом зимы?
Дети: Медведь зимой сладко спит в берлоге. Белка и заяц ещё осенью сменили шубку. Заяц теперь белый, а белка – серенькая. У всех животных зимняя шуба более тёплая.
Воспитатель: Всё верно. Пришла зима. Мороз сковал землю. Замёрзли реки и озёра. Часто идёт снег. По нему так легко и приятно скользить на лыжах. Выйдешь утром – чистая нетронутая целина, как страницы из книги. Пробежишь, и словно рисунок появляется. У нас есть стихотворение, которое называется «Зима», и послушаем мы его в исполнении (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Зима», автор - Иван Суриков. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Великолепное стихотворение! Скажите мне, пожалуйста, дети, как называется первый месяц зимы?
Дети: Первый месяц зимы называется декабрь.
Воспитатель: Правильно. Декабрь в народе называют Студень. Обычно в этом месяце выпадает много снега. Это также и месяц лютых морозов, вьюг и веселых зимних праздников. Какой праздник мы отмечаем в декабре?
Дети: В декабре мы отмечаем праздник Новый год.
Воспитатель: Совершенно верно. На новогоднем утреннике мы много пели и танцевали. И сейчас мы с вами потанцуем. Хоровод «Новогодняя плясовая» (музыка и слова Л.Вахрушевой).
Дети: (Танцуют).
Воспитатель: Очень весёлый танец. Но как мы все помним, на нашем празднике было много гостей. Я вспоминаю одного очень важного гостя, а кто это вы сейчас отгадаете.
С Новым годом поздравляет
Всех мальчишек и девчат
И подарки он нам дарит
Вот они, в мешке стоят.
Добрый он и бородатый,
От мороза красный нос.
Кто же он, скажите, дети,
Громко, дружно…
Дети:
Дед Мороз.
Воспитатель:
Молодцы! Всё правильно отгадали. И нашему Дедушке Морозу мы тоже читали стихотворения. Вот одно из них. Оно называется «Снежок» и прочитает нам его (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Снежок», написал Николай Некрасов. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Но не только Дед Мороз приходил на наш новогодний праздник. Баба Яга тоже была. И я объявляю очень весёлый танец, который так и называется «Бабка Ёжка» (слова и музыка Татьяны Морозовой)
Дети: (Танцуют).
Воспитатель: Народный календарь сохранил пословицы и поговорки, точно описывающие первый зимний месяц. Все его особенности нашли отражение в народном творчестве:
Декабрь год кончает, зиму начинает.
В декабре мороз нарастает, зато день прибывает.
В конце декабря солнце на лето, зима на мороз начинается.
Воспитатель: Дети, кто из вас знает, что обозначает слово ПОРОША?
Дети: (Высказывают мнение).
Воспитатель: Давайте я уточню. Пороша - это выпавший ночью и переставший идти к утру снег, на котором отпечатываются свежие следы животных. И у нас есть стихотворение, которое так и называется «Пороша», его нам расскажет (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Пороша». Автор - Сергей Есенин. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Замечательные строки! Как тонко чувствует автор зимнюю природу. «…Словно белою косынкой подвязалася сосна…». Но вернёмся к месяцу декабрь. Издавна существуют приметы, по которым можно определить какая будет зима суровая или мягкая, долго ли быть морозам или ждать оттепели. Особо в декабре присматривались к явлениям природы, предвещавшим будущую погоду.
Сухой декабрь предвещал сухую весну и лето.
Декабрь холодный, снежный, с частыми инеями и ветрами - к урожаю.
А гром в декабре сулил студеную зиму.
Воспитатель: Следующее стихотворение, точнее отрывок из поэмы «Евгений Онегин», который мы с вами послушаем, называется «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…». Прочитает этот отрывок (ребёнок).
Ребёнок: Отрывок «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». (Читает отрывок из поэмы).
Воспитатель: Отгремели новогодние праздники. Закончился месяц декабрь. Дети, скажите, пожалуйста, какой месяц приходит к нам за декабрём?
Дети: За месяцем декабрь приходит к нам месяц январь.
Воспитатель: Молодцы! Январь - середина зимы и начало года. Январь на Руси - самый холодный месяц года, время глухой зимы и покоя в природе. Погода в январе тихая и спокойная. Дни короткие, но яркие и солнечные. От этого они становятся ещё морознее. Следующее стихотворение, которое мы сейчас с вами услышим, называется «Круглый год. Январь». Расскажет его (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Круглый год. Январь». Автор - Самуил Маршак. (Читает стихотворение).
Воспитатель: На оконных стеклах морозные узоры. Ледяной букет составлен по мотивам нашего леса. Небо становится синее и как бы выше. За эту особенность январь в Древней Руси называли «Просинец». Какое природное явление заканчивается у нас, на Кольском полуострове, в январе?
Дети : В январе у нас заканчивается полярная ночь.
Воспитатель: Верно. В народе про январь также сложено множество пословиц и поговорок:
Зимой солнце - что мачеха: светит да не греет;
Новый год - к весне поворот;
Январю-батюшке - морозы, февралю - метелицы.
В январе больше солнечных дней. Морозы становятся более трескучими. Самые сильные морозы выпадали обычно на праздник Крещение.
Воспитатель: Именно о чудесной морозной погоде мы послушаем сейчас стихотворение, которое называется «Зимнее утро», и прочитает его (ребёнок).
Ребёнок: Отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». (Читает отрывок из стихотворения).
Воспитатель: Но что-то мы засиделись. Вставайте все в круг. Музыкальная игра «Ой, мороз» (музыка и слова Г.Вихаревой).
Дети: (Встают в круг, проводится игра. Дети поют песню, выполняют движения по тексту).
Воспитатель: На нашем празднике сегодня нет, к сожалению, Деда Мороза. Поэтому Морозом побуду я. (Пока дети поют песню, «гуляет» внутри круга по часовой стрелке. После песни говорит):
Мороз: Я вам руки заморожу.
Дети: А мы будем хлопать.
Мороз: Я вам ноги застужу.
Дети: А мы будем топать.
Мороз: (Быстро идёт по кругу, протягивая свои руки к рукам детей). Заморожу руки.
Дети: (Хлопают).
Мороз: (Протягивая руки, к ногам детей). Ноги застужу.
Дети: (Топают).
Мороз: Коленки заморожу. (Протягивает руки к коленкам детей).
Дети: (Приседают на корточки, закрывают руками колени).
Мороз: Щёки заморожу.
Дети: (Встают, закрывают руками щёки. И так далее).
Воспитатель: Отдохнули немного. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Продолжим нашу литературно-музыкальную композицию «Зимушка хрустальная». Для месяца январь тоже есть свои пословицы и поговорки, как и приметы. Вот некоторые из них:
Январь - первенец года, пора снеговеев.
Снег сильно скрипит под ногами, голоса далеко слышны - к стуже.
Воспитатель: Но не только Новый год мы отмечаем зимой. Скажите, пожалуйста, какой праздник мы также отмечаем в январе?
Дети: В январе мы отмечаем праздник Рождество Христово.
Воспитатель: Молодцы! Я предлагаю вам послушать стихотворение «Рождество». Его нам прочитает (ребёнок).
Ребёнок: Отрывок из стихотворения «Рождество», автор - Михаил Юрьевич Лермонтов. (Читает отрывок из стихотворения).
Воспитатель: Рождество – прекрасный праздник. Ничуть не хуже чем Новый год. Издавна на Рождество было принято петь народные прославительные песни. Кто помнит, как называются такие песни?
Дети: Такие песни называются колядки.
Воспитатель: Также до сих пор существует обычай, устраивать небольшое представление, посвящённое рождению Иисуса Христа. Помнит кто-нибудь из вас, как называлось это представление?
Дети: Это представление называлось вертеп.
Воспитатель: Умницы! Также было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. И конечно, первая половина месяца славилась своими гаданиями. Продолжается месяц январь. Всё вокруг белым-бело. И стихотворение, которое называется «Белые стихи» нам прочитает (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Белые стихи». Автор - Сергей Михалков. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Действительно, вокруг так много снега. Но что-то мы с вами засиделись. Я объявляю танец «Коньки» (песня «Коньки» музыка В.Богатырёва, слова Д.Червяцова из мультфильма «Маша и медведь»)
Дети: (Танцуют парный танец).
Воспитатель: Но вот закончился и январь. Какой месяц приходит следом за ним, скажите, пожалуйста, дети?
Дети: За месяцем январь к нам приходит месяц февраль.
Воспитатель: Совершенно верно. Февраль на Руси называли: сечень-секут еще зимние ветры; бокогрей - на солнечной стороне пригревать начинает.
И стихотворение с названием «Круглый год. Февраль» нам прочитает (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение «Круглый год. Февраль». Написал Самуил Маршак. (Читает стихотворение).
Воспитатель: Действительно, в феврале мы отмечаем праздник – 23 февраля. С этим праздником мы поздравляем наших пап и дедушек. Переменчив этот месяц. С буранами, метелями. Вольно гуляет ветер в открытом поле, а как наскочит на лес - злится, воет, свистит, силится засыпать его снегом, но белые сугробы растут только на опушке. А внутри леса тишина и снег ровно лежит. Я предлагаю послушать стихотворение «Снежинка», прочитает нам это стихотворение (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение Константина Бальмонта «Снежинка». (Читает стихотворение).
Воспитатель: Какое точное сравнение «…Звезда кристальная…»! В феврале морозы дают ещё о себе знать, но в них уже чувствуется дыхание весны - ночью нет-нет, да и падет густой туман, а наутро весь лес в его прекрасном убранстве до последней ветки предстанет в белом инее, в хрустальном цветенье, словно майский сад.
По народному поверью как раз в эту пору зима мимолетно встречается с весной. А через день-другой снова приходят трескучие морозы. И все же частые оттепели в конце февраля, как говорят, «сшибают рог зиме». Вот послушайте пословицы и поговорки о месяце февраль:
У февраля два друга - метель да вьюга.
Февраль - месяц переменчивый: то на январь смахивает, то март напоминает.
Февраль солнце на весну поворачивает.
Воспитатель:
О скорой весне нам расскажет в стихотворении «Зима» (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение Константина Бальмонта «Зима». (Читает стихотворение).
Воспитатель: «…И вьюгу слушает как пенье». По-моему, красивее про февраль не сказать и не придумать. Для месяца февраль тоже имеются приметы, как и для двух предыдущих месяцев:
Начало февраля погожее – и весну жди раннюю, ясную, пригожую.
Длинные сосульки февральские сулят долгую весну.
Снегирь под окном распелся – к оттепели.
Звенит капель. На южной стороне крыш повисли длинные сосульки. Солнце с каждым днем все ярче. Ес¬ли раньше тени на снегу были темные, неподвижные, то сейчас стали синими и живыми.
Оживление и у птиц. Особенно радуются оттепели голосистые синицы. Они раньше всех птиц узнают о приближении весны и напоминают об этом всем своим пернатым сородичам. Начинается весенний прилет свиристелей.
В конце февраля, иногда в начале марта, снегири откочевывают к северу. Природа как бы на миг проснулась, хотя сон ее еще глубок. Всего лишь пах¬нет весной.
Воспитатель:
А какой ещё праздник мы с вами отмечаем в феврале?
Дети:
В феврале мы отмечаем праздник Масленица.
Воспитатель: Вся последняя неделя февраля - Масленица. Праздновалась победа сил света и тепла над силами холода. Каждый день Масленицы имел свое название. Например, понедельник назывался… Кто помнит, как назывался понедельник?
Дети: Понедельник назывался встреча.
Воспитатель: Правильно. В этот день устраивали и раскатывали горки. А кто помнит, например, как называлось воскресенье?
Дети: Воскресенье называлось «Прощёный день».
Воспитатель: В воскресенье прощались с Масленицей, просили у родных и знакомых прощения за нанесенные обиды: «Да не зайдет солнце во гневе нашем». И, высказав, что на душе лежало, принимались за песни и пляски. И я предлагаю вам поиграть, покататься на нашей красивой карусели. Игра «Карусель».
Воспитатель: (Держит шест с ободком наверху, к которому прикреплены разноцветные ленты. К ободу ленты крепятся так, чтобы они легко скользили и вращались вместе с ним на шесте, но не касались земли. Каждый ребенок выбирает свою ленточку и бежит друг за другом по кругу под музыку).
Дети: (Играют).
Воспитатель: Вот мы и поиграли. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Продолжается февраль и ещё одно зимнее стихотворение «Поёт зима – аукает…» нам расскажет (ребёнок).
Ребёнок: Стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима – аукает…». (Читает стихотворение).
Воспитатель: Давайте не будем забывать про птиц зимой. Обязательно будем им помогать и подкармливать их. Вот и подошла к концу наша литературно-музыкальная композиция «Зимушка хрустальная». Я объявляю награждение всех участников нашей сегодняшней встречи дипломами и памятными подарками.
Праздник Зимы на улице в старшей группе детского сада
Елена Стрижакова
музыкально-литературная композиция)
Цель: - Совершенствовать песенно-хоровые навыки при передаче настроения песни.
Развивать артистизм при передаче танцевального образа
Научать видеть и слышать красоту слова, музыки, движения. Находить изобразительные средства для передачи цвета настроения зимнего образа.
Развивать музыкально-образной мышление, чувство гармонии природы в творчестве.
Новый год, зима, крещенье,
Смех, веселье, кутерьма,
И забавные подарки,
Игры, танцы, чехарда.
Всё сбывается на свете,
Если очень захотеть,
И на зимнюю прогулку,
Мы хотим вас пригласить.
Попадём мы в мир мечтаний,
В мир волшебных детских грёз,
Где любовь, добро и счастье,
Водят с нами хоровод. (Е. Стрижакова)
«Зимняя сказка» музыка В. Шаинского, слова М. Танича
Летела снежинка, парила, кружилась,
И на руку тихо ко мне приземлилась,
Кристальная грань, белоснежны узоры,
Ты таинство, чудо великой природы. (Е. Стрижакова)
Песня «Снеженика» музыка Я. Дубравина, слова М. Пляцковского Кто скажет, что такое снег?
В ладонь возьмёшь, его как нет,
Одна вода из рук бежит,
А на земле лежит, блестит!
Неслышно падает, ложится,
На солнце зимнем весь искрится,
Как будто весь из самоцветов,
Поэтами в веках воспетых. (Е. Стрижакова)
Песня «Первый снег» музыка В. Боганова, слова В. Орлова
Волшебная книга зимы открывается,
Добрые слова о матушке Зиме – появляются:
Талантлива-хрустальна, чиста и холодна,
Узоры кружевные плетёшь нам не спеша,
И как невеста в белом, щедра любовь твоя,
Свой поцелуй оставишь, заворожив слегка.
Согреть землю большую пушистеньким снежком,
А можешь раствориться льдинками звеня,
Колдунья, чаровница, Зимушка – Зима. (Е. Стрижакова)
«Вальс снежных хлопьев» музыка П. Чайковского из балета «Щелкунчик» – Зелёная ёлка, где ты росла?
– В лесу на поляне, что у ручья.
– А кто на поляне остался сейчас?
– Братья и сёстры, скучаю без вас.
– Ты не грусти, у нас хорошо,
– Только до леса от вас далеко.
– Хочешь вернуться? Вернуться в лесок?
– Там от меня остался пенёк.
– Ты посмотри, как рады тебе!
– Радость дарить приятно вдвойне! (Е. Стрижакова)
«Ёлка» музыка Е. Тиличеевой, слова Е. Шмаковой
Метель гудит и дует ветер,
И тучи по небу плывут,
Не видно мне дороги длинной,
По ней мой путь лежит домой.
Глаза так слепит сильный втер,
И снег летит, летит в лицо,
Метель и вьюга – две подруги,
Зимой нам встретиться дано. (Е. Стрижакова)
Музыкальный оркестр на музыку Г. Свиридова «Метель»
Зимой в мороз в туфлях не выйдешь,
И в платье тоже не пойдёшь,
Шубейку потеплей накинешь,
И в валенках гулять пойдёшь. (Е. Стрижакова)
Русский народный танец «Валенки»
Я сегодня нагуляюсь, наиграюсь от души,
Раскраснеюсь на морозе, так, что Дед Мороз, смотри:
Как на санках, и на лыжах с горки снежной вверх и вниз,
А потом снежки и крепость приготовят нам сюрприз.
Детский смех, зимою снежной,
Чистый воздух и игра,
Станем мы с тобою крепче,
Не простынем никогда! (Е. Стрижакова)
Хоровод «Что нам нравится зимой» музыка Е. Тиличеевой
Незаметно пролетел зимний день зимы,
Мы с тобой полюбоваться им сполна смогли:
Это вихрь и созерцанье,
Это детский смех, игра,
И, конечно, расставанье,
Как появится Звезда. (Е. Стрижакова)
Песня – танец «Звёздочки» музыка и слова Л. Гусевой
Книга зимы закрывается,
Но чудеса продолжаются,
В картинах, что рисуем мы,
В стихах и музыке зимы.
«Декабрь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»
Ярко освещая данную тематику способами компиляции (сборники стихов известных поэтов, демонстрационно-иллюстративный материал, учебники) достигается эффект погружения ребёнка в мир прекрасного и на примерах мировой классики формируются его предпочтения.
Данная зарисовка лишь часть отражения большой подготовительной работы, основанная исключительно на моём творчестве и программном материале ДОУ.
Попробуйте ответить на вопрос: «Какая у нас зима?» Кто-то скажет: «Холодная и снежная», а кто-то возразит: «Вовсе не холодная и не вьюж-ная». «Красивая, пушистая и белоснежная!» - восхищенно воскликнет другой.
Наша зима, действительно, очень разная. На первый взгляд, каждый год одно и то же: снег да мороз.
А на самом деле, если присмотреться, она и студеная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.
И день зимой разный! Утро раннее - тихое, неслышное, со съежившимся в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер - длинный-предлинный, задумчивый и немножко загадочный, будто сама природа ждет появления сказки. И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замерзшей тишине ночного воздуха.
Наша зима у поэтов, музыкантов, художников - красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Вот как она появляется у А.С. Пушкина, холодная, спокойная и величественная.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз...
Но есть в зиме и что-то очень молодое и веселое. Другой поэт, П. Вяземский, встречая зиму, восклицает:
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!
Все рады проказам «матушки-зимы». Мороз румянит щеки, пощипывает нос. А снег - легкий, пушистый и очень скользкий. Санки летят по нему так, что дух захватывает. Весело зимой. А. А. Блок писал:
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...
В стихах, в музыке всегда передается настроение человека. И тот, кто пишет о природе - звуками, красками, словами - невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывает сам. И тогда луна в стихах становится мрачной и сердитой, а вьюга выглядит настоящей злюкой.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела...
Смолкла буря, наступило светлое и доброе утро, и мы восхищаемся вместе с Пушкиным:
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А другой поэт, С. А. Есенин, рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки.
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу...
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль,
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Зима-волшебница. Она околдовывает всех, кто подвластен ее чарам. Тютчев пишет: «Чародейкою-зимою околдован лес стоит...» А Сергей Есенин вторит: «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой повязалася сосна...»
Зима одевает природу в невиданные наряды. Послушаем еще Есенина:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
в сонной тишине,
и горят снежинки
в золотом огне.
А заря? лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью: шепчутся листвой деревья, бегут наперегонки озорные волны рек и речушек, луга смеются пестротой трав и цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - все движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой все по-другому. Все живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, немую, таинственную. Эта жизнь - жизнь сна, время белой и тихой природы.
Послушайте, пожалуйста, некоторые музыкальные произведения и попробуйте рассказать, какие настроения в музыке о зиме передал композитор. Возьмите карандаши или краски и нарисуйте картинки к этим музыкальным произведениям.
Пояснение. Для беседы подбираются небольшие по объему музыкальные произведения. Это может быть инструментальная музыка:
Фрагменты произведений фортепианного цикла П.Чайковского «Времена года», фрагменты с тем же названием концерта Вивальди, небольшая фортепианная пьеса Крутицкого «Зима», «Утро» из «Детской музыки» Прокофьева, «Дед Мороз» из «Альбома для юношества» Р. Шумана и др.
А также вокальные произведения:
«Холодно, холодно», муз. А. Гречанинова;
«Зима», муз. Ц. Кюи;
«Береза», муз. В. Веселова;
«Проводы зимы», муз. Римского-Корсакова из оперы « Снегурочка ».
В тематической беседе могут прозвучать и другие стихи о зиме. Хорошо, если их исполнят дети или выразительно прочитают взрослые.
Прослушивание музыкальных произведений станет более активным, если предложить ребенку подобрать к услышанному музыкальному фрагменту соответствующего настроения стихотворения.
ЗИМА
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!
П. Вяземский
СНЕГ ДА СНЕГ
Снег да снег.
Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены...
И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вон в окошке сидят с самоваром,
Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;
Вот и бабушка с печи сползла,
И кругом ребятишки смеются.
Притаились ребята, глядят,
Как играет с котятами кошка...
Вдруг ребята писклявых котят
Побросали обратно в лукошко...
Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор -
Великана из снега слепили!
Палку в нос, провертели глаза
И надели лохматую шапку.
И стоит он, ребячья гроза, -
Вот возьмет, вот ухватит в охапку!
И хохочут ребята, кричат,
Великан у них вышел на славу,
А старуха глядит на внучат,
Не перечит ребячьему нраву.
А. Толок
МОРОЗ-ВОЕВОДА
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Н. А. Некрасов
* * *
Разгулялась вьюга,
Наклонились ели
До земли. С испуга
Ставни заскрипели.
А в окно снежинки
Мотыльками бьются,
Тают, и слезинки
Вниз по стеклам льются,
Жалобу кому-то
Ветер шлет на что-то
И бушует люто:
Не услышал кто-то.
А снежинок стая
Все в окно стучится
И слезами, тая,
По стеклу струится.
С. Есенин
ДЕТСТВО
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернули санки,
И я набок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Все лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
И. Суриков
* * *
Мама, глянь-ка из окошка, -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос;
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Неколючий, светло-синий
По ветвям развешан иней.
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тароватый
Свежей белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять».
А. Фет