Когда поженятся миронова и гринев. История любви Маши Мироновой и Петра Гринёва в повести Пушкина «Капитанская дочка


Настроение сейчас - среднее

Я тут наваляла сочинение по Капитанской дочке:) берите кому надо!))

Во имя любви.

Роман "Капитанская дочка" повествует о драматических событиях 70-х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению,но цензура навряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией становится любовь молодого дворянина Петра Гринева к дочери капитана Белогорской крепости Маше Мироновой.

В "Капитанской дочке" одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них-история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее "совершенною дурочкою". Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она "благородна и чувствительна". Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.

Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши "вы один у меня покровитель,заступитесь за меня,бедную!", Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью,он не считает возможным назвать имя Маши,боясь,что она будет подвергнута унизительному допросу-"мне пришло в голову,что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку...".

Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия,думая,что в противном случае у Петра "не будет счастия".Из робкой "трусихи" она,по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню,сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева,в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-"Марья Ивановна от меня не отходила". Таким образом Маша спасет Гринева от позора,гибели и ссылки так же,как он спас ее от позора и гибели.

Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы,идеалы,любовь. Беспринципного и бесчестного человека,которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками,низостью,подлостью,без друзей,любимых и просто близких людей.

>Сочинения по произведению Капитанская дочка

Сочинение на тему: Любовь Гринёва к Маше

В повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" затрагивается не только тема чести и верности, тема крестьянского восстания, но и тема любви главного героя.

Семнадцатилетний Пётр Гринёв приезжает служить в Белогорскую крепость, где комендантом был капитан Иван Кузьмич Миронов. Миронов жил постоянно в крепости с женой и дочерью Машей . При первой встречи с дочерью Миронова Пётр увидел девушку "лет осьмнадцати, круглолицую, румяную, с светло - русыми волосами, гладко зачёсанными за уши", она не произвела на него большого впечатления, потому что Швабрин назвал её полной дурочкой, а её мать сказала, что Маша глупая трусиха, от залпов орудий, чуть не упала в обморок. Но со временем, Гринёв понял, что Маша очень скромная, искренняя и благоразумная девушка, своей простотой и душевностью, она покорила сердце Петра. он написал для неё стихи и решил показать Швабрину, но тот только рассмеялся и посоветовал купить для неё пару серёжек, тогда он сразу добьётся благосклонности. Пётр, как человек чести не мог терпеть таких разговоров в сторону девушки и вызвал Швабрина на дуэль, которая закончилась его ранением. Пока он лежал раненый, Маша ухаживала за ним, не отходила от него ни на шаг. Пётр понял, что сильно её полюбил и признался в своих чувствах, Маша ответила ему взаимностью и сказала, что родители будут рады её счастью. Но их планам на счастливое замужество не суждено было сбыться. перед ними возникло много трудностей.

Сначала отец Петра не разрешил ему жениться, а Маша не могла выйти замуж без благословения родителей, потом Емельян Пугачёв захватил крепость и убил родителей Маши. Гринёву пришлось покинуть крепость, а Маша после пережитого ужаса слегла в горячке. Уже в Оренбурге Гринёв получил письмо от Маши, в котором она писала, что Швабрин держит её под замком на воде и хлебе, таким образом заставляя выйти за него замуж. она просила у Петра помощи. Генерал не захотел вести своих солдат на освобождение Белогорской крепости, и Пётр отправился один спасать Машу, так как он не мог оставить свою возлюбленную в беде. По дороге он встретил Пугачёва и рассказал о своей беде, Емельян пообещал спасти сироту. Когда они приехали в крепость, то Пугачёв узнал от Швабрина, что Маша дочь капитана, который не захотел переходить на их сторону и был за это убит. Пугачёв всё равно помиловал Машу, но она даже не знала, как принять такое освобождение, ведь Пугачёв был убийцей её родителей. Пётр отправляет Машу к своим родителям, а сам остаётся служить дальше, но скоро Пугачёва поймали и казалось бы, что теперь никто не сможет помешать их счастью, но Петра арестовывают, как сообщника Емельяна. И здесь открывается твёрдость характера Маши и её целеустремлённость. Она доказывает свою любовь к Петру, отправляется к императрице, чтоб добиться освобождения Петра, и у неё всё получается.

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Маша Миронова, ее преданность и верность любимому человеку

Цель: продолжить работу над содержанием повести, развивать навыки работы с произведением, совершенствовать умение определять основную мысль произведения и видеть ее отражение в названии, а также навыки анализа отдельного эпизода. Продолжить работу над формированием навыков характеризовать литературных героев. Развивать умения брать участие в коллективном обсуждении, дискуссии, высказываться. Способствовать формированию у учащихся качеств характера, присущих положительным героям.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, репродукция одного из портретов Екатерины II кисти В.Боровиковского, рисунок С.Герасимова, 1951г.

На журнальном столе фотовыставка (45 листов) «А.С. Пушкин»; А.Сахаров, С.Троицкий «Живое слово в истории»; В.И. Буганов «Емельян Пугачев»; библиографический словарь «Русские писатели»; «100 великих имен» - «А.С. Пушкин», «Екатерина II », творческие работы учащихся.

На доске запись «Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой?». «Почему А.С.Пушкин дал название своему творению «Капитанская дочка»? Согласны ли вы с авторским вариантом?».

На каждой парте, у каждого ученика, план характеристики литературного произведения, черновик.

Мебель расположена в форме «Дискуссионный клуб» (способствует индивидуальной работе, групповой, работе в парах, дискуссии).

Тип урока: комбинированный.

Урок-исследование.

Ход урока

I . Организационный этап.

1. Объявление темы, цели, программы урока.

II . Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

    Что такое историческая повесть? Докажите, что «Капитанская дочка» - историческая повесть. Можете воспользоваться картой.

    Как погибли комендант с женой?

    Почему Пугачев не казнил Гринева?

    За кого выдавал себя Пугачев?

    Почему Гринев был арестован и предстал перед военным судом?

    Какова роль эпиграфов к главам? В частности, «Береги честь смолоду»?

2. Индивидуально.

    Чтение письменного сочинения-рассуждения (миниатюры) «Что привлекает меня в образе Гринева?»

    Чтение наизусть отрывка из повести.

3. Итог проверки домашнего задания.

III . Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя.

Конечно же, привлекает наше внимание героиня Маша Миронова, дочь коменданта Белогорской крепости. Я для себя отметила на предыдущих уроках вашу симпатию к ней.

В результате исследования текста нам необходимо набрать материал для устного сочинения-характеристики, что будет вашим домашним заданием. Перед вами план. Прошу на черновиках делать заметки. Я ожидаю от вас в конце урока наброски, черновой вариант характеристики. Напоминаю, что нужно говорить доказательно, аргументировано.

2. Аналитическая беседа по содержанию.

    Итак, какая же она, Маша Миронова? Какой мы видим героиню впервые? Нарисуйте ее портрет. Что значит нарисовать портрет? Как сложились ее отношения с молодыми людьми: Швабриным и Гриневым? Почему? (Диалог Марьи Ивановны и Петра Гринева).

    Гринева полюбил Машу и предложил ей руку и сердце. Согласилась ли она? При каком условии? О какой черте характера это свидетельствует? (Воспитанности, деликатности).

    Как разворачиваются события в крепости? Почему девушка не уехала? Почему отец приказал надеть на дочь сарафан?

Физкультминутка

    Как сложилась жизнь Маши в крепости, занятой восставшими? Выборочное чтение.

    И снова Швабрин, но уже на стороне мятежников. Вот оно спасение! Стоит согласиться стать его женой?! (Преданность и верность любимому человеку).

    Где мы находим Машу после подавления мятежа? Куда занесла судьба героиню? Как ей живется в доме родителей любимого? (Умение находить общий язык, почтительное уважение к старшим).

    Что тревожит Машу? Какая мысль не покидает ее? И на что она решается. (Прошение у государыни милости к своему жениху).

    Воспроизведем эпизод встречи с императрицей (инсценированный диалог).

    Как вы считаете, догадывалась ли она, что говорила с императрицей? (Деликатность, женская интуиция, умение оценить ситуацию).

3. Обобщение и выводы.

    Какая же она, Маша Миронова? Какими качествами характера обладает? Перечислим, что мы записали.

    Я назову некоторые. Если вы не согласны – уберите лишнее. Маша Миронова – скромная, решительная, эгоистичная, самостоятельная, ограниченная (узкий кругозор, с небольшими познаниями, с узкими интересами…).

4. Устное сочинение-характеристика, составленное учащимися.

5. Прием «Микрофон».

    Можно ли отнести эпиграф «Береги честь смолоду» к Маше Мироновой? Докажите. (Верная слову, преданная, настоящая дочь своих родителей, пронесшая чувство любви не замаранным).

    Какое впечатление произвела на вас Маша в начале произведения и как раскрывается ее характер в любви к Гриневу?

    Повесть называется «Капитанская дочка». Согласны ли вы с авторским вариантом?

Слово учителя

Это один из прекраснейших женских образов в классической литературе… Достойная дочь своих родителей. Гуманная, преданная, искренняя, ей чужда пошлость, обладающая чувством достоинства, умеющая ради любимого человека совершить поступок. Мы встретимся еще с интересными женскими образами в литературе.

В «Капитанской дочке» одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них — история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее «совершенною дурочкою». Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она «благородна и чувствительна». Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.

Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши «вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную! «, Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши, боясь, что она будет подвергнута унизительному допросу-«мне пришло в голову, что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку… «.

Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия, думая, что в противном случае у Петра «не будет счастия».Из робкой «трусихи» она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева, в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-«Марья Ивановна от меня не отходила». Таким образом Маша спасет Гринева от позора, гибели и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели.

Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы, идеалы, любовь. Беспринципного и бесчестного человека, которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками, низостью, подлостью, без друзей, любимых и просто близких людей.

Тема урока: Маша Миронова,её преданность и верность любимому

З адачи урока.

    Проанализировать образМаши Мироновой, раскрыть проблему нравственного воспитания.

    Развить навыки выборочной работы с текстом, выразительного чтения.

    Дать нравственные понятия о долге, чести, целомудрии, возвышенной любви.

Тип урока :обобщение и систематизация изученного

Оборудование : портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Работа с текстом:

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.

6. Оценивание учащихся за урок.

“… нельзя было ее узнать и не полюбить”.
А. С. Пушкин “Капитанская дочка”

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

В течение нескольких уроков вы находились во власти пушкинского произведения.

Вместе с героями огорчались, попадая в трудные ситуации, волновались, переживали и радовались. Тема нашего сегодняшнего урока будет не менее интересной. Я хочу начать урок с эпиграфа. Разговор сегодня пойдет действительно о М.Мироновой, о её преданности и верности любимому человеку.

Тема любви - одна из любимейших тем пушкинского творчества. Это чувство для поэта всегда было священным. Оно связывалось с такими понятиями, как чистота, благородство, святость. Сам Пушкин не раз был влюблен, и всегда это чувство вносило в его жизнь свет и вдохновение. Состояние влюбленности было для Пушкина естественным. Это точно выражено в строчках:

И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.

В пушкинском творчестве создана целая галерея прекрасных женских образов: Татьяна Ларина, Маша Троекурова, Людмила и т.д. Завершает эту галерею Маша Миронова. Так получилось, что это последний женский образ в творчестве А.С. Пушкина.

3. Беседа с классом. Маша Миронова. Анкета героини.

    Фамилия, имя, отчество отца героини. (Иван Кузьмич Миронов.)

    Имя, отчество матери. (Василиса Егоровна.)

    Цвет волос героини. (Светло-русый.)

    Приданое героини. (“Частый гребень, да веник, да алтын денег”.)

    Фамилия офицера, сватавшегося к Маше “месяца за два до приезда” Гринева в крепость. (Швабрин.)

    Кавалер, посвящавший Маше любовные стихи. (Гринев.)

    Подарок, сделав который, по словам Швабрина, можно было с легкостью добиться благосклонности героини. (“Пара серег”.)

    Город, куда родители собирались отправить дочь накануне взятия Белогорской крепости. (Оренбург.)

    Жители крепости, приютившие дочь капитана Миронова после гибели родителей. (Отец Герасим и его супруга Акулина Памфиловна.)

    Лицо, передавшее Гриневу письмо от Маши с просьбой о помощи. (Урядник Максимыч.)

    Лицо, выразившее желание быть “посаженым отцом” на свадьбе Петра Гринева и Маши Мироновой. (Пугачев.)

    Населенный пункт, царская резиденция, где героиня встретилась с императрицей. (Царское Село.)

    Лица, сопровождавшие Марью Ивановну во время поездки в Петербург. (Палаша и Савельич.)

    Особа, взявшая на себя обязательство “устроить состояние” бедной сироты. (Екатерина II.)

    Губерния, где “благоденствует потомство” Петра Гринева и Маши Мироновой. (Симбирская.)

Учитель: Какой предстает перед нами Маша Миронова в самом начале? Найдите описание ее внешности и зачитайте. (Гл. “Крепость”)с 143

Скромная, застенчивая, боязливая, не отличающаяся броской красивой внешностью. Василиса Егоровна даже называет ее трусихой. Кроме того, сказано, что Маша – бесприданница.

Учитель: Надо сказать, что все любимые героини Пушкина не отличались яркой внешностью. Их красота - в другом. А на что вы обратили внимание в образе Маши Мироновой?

Учитель: Маша с первых же строк предстает перед нами робкой и застенчивой. Но значит ли это, что она бесхарактерная?

Нет. Отказ Швабрину свидетельствует о твердом характере и стойких принципах. Она не хочет выходить замуж за нелюбимого человека, даже рискуя остаться в девках на всю жизнь. Да это надо понять: представьте себе глухую деревушку, где живет девушка, куда никто не приезжает. У девушки к тому же нет приданого. Такой офицер, как Швабрин, по тогдашним представлениям, был единственным ее шансом устроить свою судьбу. Это говорит не только о твердом характере, но и о смелости, ведь в XVIII веке у женщины было единственное предназначение: выйти замуж и заботиться о муже и детях, вести домашнее хозяйство .

Сразу ли возникли чувства у Гринева к Маше?Почему Гринев полюбил Машу?

Давайте обратимся к сцене объяснения в любви Гринева Маше с.149

Учитель: Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминацией?

Объяснение после получения письма от отца Гринева, в котором он запрещает сыну жениться, 5 гл. “Любовь” Давайте посмотрим инсценировку в исполнении ваших одноклассников

Учитель Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?

Прежде всего, она думает о любимом человеке. Когда рушится всякая надежда на счастье, она находит в себе силы покориться судьбе, так как твердо убеждена, что без родительского благословения счастье невозможно. Ее любовь бескорыстна. Она думает о счастье любимого человека, а личное благополучие для нее не важно, поэтому она жертвует собой, своими чувствами .

Учитель: У Пушкина есть чудесное стихотворение, написанное еще в 1829 году. Послушайте его и скажите, перекликается ли оно с этой сценой.

Выразительное чтение наизусть стихотворения “Я вас любил” А. С. Пушкина (индивидуальное задние №1).

Я вас любил, любовь еще, быть может
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ни чем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим.
Я вас любил так искренно, так нежно,
Так дай вам бог любимой быть другим.

Учитель: Какие строки разговора Маши с Петром Гриневым созвучны стихотворению?

Значит, Маша готова отказаться от личного счастья ради сохранения чести, и не только о девичьей, но и человеческой. Рассудительная и благоразумная Марья Ивановна оказывается здесь умнее и взрослее своего суженого: “Без их благословения не будет нам счастия”. В этих словах видны как ум, и благородство девушки, так и ее верность народной морали.

Учитель: Расскажите о судьбе Маши после взятия пугачевцами Белогорской крепости.

Письмо Маши С 172

Какие черты характера проявила Маша в это время?

Швабрин вынуждал ее выйти за него замуж, обращался с ней жестоко, подвергал ее многим испытаниям. Но она все выносила стойко, не изменила себе, потому что она в людях ценила доброту, бескорыстие, искренность, благородство .

Учитель: Казалось бы, что Маша, наконец-то свободна, обретет счастье. Ее освобождают, родители Петра приняли и полюбили ее. Но новый удар. Арест Петра Гринева, обвиние его в пособничестве бунтовщикам. Маша понимала, что если бы Петр захотел, то мог бы оправдаться, но не рассказывал всей правды, чтобы не впутать ее в эту историю. Она считает себя виновной в том, что ради ее спасения Петр оказался во вражеском стане. И опять Маша стоит перед выбором: покориться судьбе или бороться за спасение чести и доброго имени своего жениха.

Учитель: Как же поступает Маша?

Маша решает поехать к императрице, где откровенно и с “жаром” рассказывала, что Гринев подвергся всему ради нее одной.

Учитель: Какие новые черты характера раскрылись в Маше в этом эпизоде?

Мужество, умение противостоять, защищать интересы близких, уверенность в своих силах.

    Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?

4. Итог урока.

    Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?

    Маша Миронова - нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).

    Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

5. Домашнее задание .

    Что есть нравственная красота в вашем понимании?

6. Оценивание учащихся за работу на уроке.