Фрагмент урока сольфеджио подбор гармонии. Сольфеджио

Открытый урок по сольфеджио для 4 класса

детской музыкальной школы

«Путешествие в королевство Гармонии»

Подготовила:

Иванова Е. В.

Преподаватель музыкально-

Теоретических дисциплин

Тема урока: «Путешествие в королевство Гармонии».

Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха.

Задачи:

  1. Знать основные закономерности гармонического языка;
  2. Знать теоретические правила построения аккордов;
  3. Владеть навыком грамотной записи аккордов;
  4. Уметь осуществлять гармонический анализ нотного текста;
  5. Владеть навыками жанрового варьирования;
  6. Владеть навыками трёхголосного пения;
  7. Владеть начальными навыками вокальной импровизации;
  8. Владеть навыками слухового анализа.

Оборудование:

  1. Фортепиано;
  2. Доска с магнитами.

Наглядные пособия:

  1. Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.

Раздаточный материал:

  1. Нотные тетради;
  2. Простые карандаши;
  3. Листы со стихами каждому учащемуся.

Нотный материал:

  1. «Школа игры на фортепиано» (Под общей ред. Николаева А.Н.)

4 класс ДМШ.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о гармонии.
  3. Интонационная настройка в Ре мажоре.
  4. Повторение основных закономерностей гармонического языка, определение «краски» аккордов.
  5. Гармонический анализ нотного текста.
  6. Игра аккордовой цепочки в другом жанре – в жанре польки.
  7. Слуховая работа – запись аккордовой цепочки на слух.
  8. Пение трёхголосной последовательности.
  9. Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
  10. Домашнее задание – сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.

Конспект урока.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?

Ученики:

Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.

Учитель:

А что такое аккорд?

Ученики:

Аккорд – это сочетание трёх и более звуков.

Учитель:

Ребята, а какие вы знаете аккорды?

Ученики:

Трезвучие, квартсекстаккорд, септаккорд, секундаккорд…

Учитель:

Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?

Ученики:

Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.

Учитель:

Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: «Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора».

Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.

Ребята поют, учитель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы и Принцессы.

Учитель:

Итак, Тоническое трезвучие – это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие – Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие – Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем «краску» трезвучий.

Ученики поют и определяют «краску»: II 53 - минорное, III 53 - минорное, VI 53 - минорное, VII53 – уменьшенное. Учитель на доске прикрепляет цветные карточки с изображением разных придворных – паж, фрейлина, визирь и т.д. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.

Учитель:

Всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов. Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход D – S . Повторим, что такое плавное голосоведение?

Ученики:

Общие звуки аккордов остаются на месте.

Трезвучия применяются в обращённом виде.

Учитель:

А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Гармонический анализ – определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.

Ученик играет на фортепиано вторую половину 1 периода Сонатины.

Учитель:

По нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот.

Ученики выполняют задание.

Учитель:

Где используется каданс, из каких аккордов он состоит?

Ученики:

Последовательность из главных трезвучий образует кадансовый оборот или каданс.

Каданс используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода. Он создаёт ощущение завершённости.

Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T.

Учитель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения гармонического анализа.

Учитель:

Следующее задание: сыграть эту аккордовую последовательность в жанре польки.

Ученик играет подписанную цепочку аккордов в жанре польки.

Учитель:

А сейчас слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.

Учитель играет аккордовую последовательность

Т 53 – D 6 – VI 53 – III 6 – S 53 – К 64 – D 6 – T 53.

Учитель:

Записываем бас и обозначения аккордов. Расшифровываем, расписываем нотами и поём по голосам, затем поём трёхголосие.

Ученики записывают по слуху аккордовую последовательность.

Учитель:

Следующее задание: сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.

Один ученик играет, остальные неслышно поют – про себя.

Стихи

То вверх, то вниз, где воздух чист,

Слетает желтый лист.

В старинном замке, при свечах,

Играет пианист.

Учитель:

Кто хотел бы показать, что получилось?

Один ученик играет, другой поёт.

Учитель:

На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. Домашнее задание: на аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш.

Всем спасибо. До свидания.


План-конспект открытого урока преподавателя

МБУ ДО «ДШИ р.п.Средний» Спешиловой О. В. с учащимися

2 класса фортепианного отделения

Тема урока : Четыре вида трезвучий .

Цель урока: Развитие «гармонического» мышления учащихся.

Задачи урока :

Развитие структурно-логического мышления учащихся, способного

привести их к открытию новых гармонических элементов- трезвучий.

Развитие четкого осознания, слышания, пения и игры на инструменте

аккордов.

Воспитание навыков зрительного анализа музыки.

Форма урока: групповая

Методы работы :

Метод проблемного обучения, способствующий активизации логического

и творческого мышления учащихся

Метод наглядного обучения, способствующий формированию слуховых

представлений учащихся с помощью наглядных пособий

Словесный и диалоговый методы предполагают активную коммуникацию

учащихся и педагога

Игровой метод предполагает активное участие учащихся в творческом

процессе урока

Поисковый метод, связанный с самостоятельным открытием учащимися

музыкальных законов

Ход урока:

    Повторение темы «Трезвучия».

    Слуховой анализ.

    Теоретические сведения. Игра «Теремок».

    Разучивание попевок.

    Пение номеров, заданных на дом с анализом.

    Диктант.

    Подведение итогов. Домашнее задание.

Дидактическое и материально- техническое обеспечение урока:

    Фортепиано

    Клавиатура

    Магнитная доска, магниты

    Карточки терции-кукушки (синие -минорные, красные -мажорные)

Применение педагогических технологий

1. Технология проблемного обучения.

Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемного обучения) вопросами учителя: «Что такое трезвучие?», «Что такое интервал?», «Из чего состоит трезвучие?» и т.д. Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение. Закрепляем на практике – поем, определяем на слух.

2.Технология личностно- ориентированного обучения

На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение), развитие творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку, сочинение мелодий на заданную тему и т.д.). Отношение «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества.

3. Технология формирования мотивации или игровая технология.

Включение в учебный процесс игровых моментов- «Теремок» - повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам сольфеджио.

Содержание урока:

1.1. Вспомнить с детьми о трезвучии:

Из чего состоит трезвучие;

Какие виды терций бывают (пение попевки о терции (Н.Федотова « Учимся играя» пр.20))

Подробно поговорить о терциях (виды терций, ступеневая и

тоновая величина, окраска)

1.2. Определить величину каждой терции и подписать их:

Д.З.: Превратить малые терции в большие и наоборот.

2. Определение на слух терций и Б 53, М 53.

3. 1. «Стоит в поле теремок – он не низок не высок. Кто,кто в теремочке

живет?

А живут в нем две кукушки – две веселые подружки»

Предложить учащимся побыть риэлторами и заселить кукушек в

теремки.

3.2. Строить на клавиатуре и у доски все виды трезвучий.

4. Разучить попевку (Н.Федотова « Учимся играя» пр.36)


Определить тональность

Распеться в данной тональности

Определить форму и характер

Найти движение по звукам трезвучия

    Диктант: (Г.Ф. Калинина»Музыкальные занимательные диктанты»)

Определить тональность

Определить движение мелодии: восходящее, нисходящее, поступенное, скачками, по звукам трезвучия.

7. Подвести итоги урока: Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание:

Транспонировать диктант в тон-ть G - dur

Гармонизовать диктант с помощью главных трезвучий лада.

Сочинить мелодии к «теремкам», используя движения по звукам трезвучия

Строить трезвучия в тетради и на клавиатуре.

Самоанализ урока:

Урок проводился строго по плану. Перед объяснением нового материала проработаны несколько заданий прежней темы. Важным моментом считаю осознание новой темы учащимися, а также участие в процессе всей группы.

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста –неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую. Дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является самым действенным двигателем в его обучении, влияет на качество усвоения материала. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является игра.

Пылаева Наталия Вячеславовна, преподаватель истории и теории музыки, МБОУ ДОД « Рыльская детская школа искусств».

Открытый урок по сольфеджио на тему: Закрепление аккордов от звука и в тональности с обучающимися

4го класса фортепианного отделения.

Тема: «Подготовка к итоговой контрольной работе. Закрепление

пройденного материала - аккорды от звука и в тональности».

Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Аккорды», используя

все типы упражнений (вокально - интонационные, ритмические, слуховые, творческие).

Задачи:

1) Образовательная: закрепление обширной темы «Аккорды от звука

и в тональности» с помощью различных типов упражнений.

2) Воспитательная: подготовить учащихся к более активному,

осознанному написанию контрольной работы на последующем

уроке.

3) Развивающая: выработка логического мышления и умения

ориентироваться в пройденном материале с помощью упражнений

тестово-логической направленности.

Ход урока:

I) Организационный момент.

II) Распевка. В качестве распевки используется

материал, построенный в качестве домашнего задания, плюс

ладовая настройка.

Работа в тональности E-dur:

а) три вида гамм;

б) пение последовательности ступеней:

I-III-V-IV-VI-V-IV-II-III-I ;

I-VI-V-VI-II -III-II -V-IV-VII-I

в) пение T3/5 , S3/5 , D3/5 с обращениями.

Начинает петь Т3/5 первый учащийся, остальные аккорды все поют

по очереди друг за другом. Осуществляется работа над внутренним

слухом,концентрацией внимания и интонацией.

III) Тема: «Закрепление аккордов от звука и в тональности»

1) Закрепление аккордов от звука.

а) теоретический опрос с помощью тестов - карточек:

Б3/5 состоит из: б3+б3;

б3+м3;

м3+б3.

Соединить аккорды с их правильным составом: Ув3/5 м3+ м3

Б6/4 ч4+ м3

М6 б3+ б3

Б3/5 б3+ ч4

Ум3/5 ч4+ б3

М6/4 б3+м3

Д7 строится на: 2 ступени;

7 ступени;

5 ступени;

4 ступени.

б) Упражнение на основе упр. из Рабочей тетради Калининой,4

кл., стр.20, 9.

Поставьте нужные диезы и бемоли в аккордовые «заготовки»:

1 вариант:

2 вариант:

3 вариант:

От каждого варианта выходит один ученик к доске и решает, остальные

могут помогать, если он сомневается. Затем все ученики поют свои

варианты.

в) Постройте перечисленные аккорды от указанных звуков вверх и вниз:

каждый ученик выходит к доске и комментирует построение, указывая

состав аккорда.

г) постройте цепочку аккордов от указанного звука, учитывая заданное

направление и принимая последний звук предыдущего аккорда за

первый следующего. Задание у доски, ученики выходят по очереди по

одному.

Петь вместе построенное задание.

2) Закрепление темы «Аккорды в тональности».

а) Калинина,4 кл., стр. 23, упр.6

Впишите в мелодии звуки, образующие указанные аккорды:

Прохлопать ритмические рисунки всех мелодий.

б) Построить аккордовую последовательность в E- dur:

Разучить последовательность трёхголосно.

IV)Слуховой диктант письменно (интервалы,аккорды,гаммы):

а) 1) ч5;

2) мелодический минор;

3) Б6/4;

4) натуральный мажор;

5)м7 ;

6) Ув3/5.

б) последовательности аккордов (игра в E-dur. С одного раза

записать бас,со второго подписать аккорды.

1. T6-S3/5-T6/4-S6-D7-T3/5-S6/4-T3/5

2. T3/5-D6-T3/5-T6-S3/5-S6-K6/4-D3/5-D7-T3/5

V) Чтение с листа. Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках

сольфеджио», 250,с. 49.

Дать анализ тонального плана, размера, фразировки;

Определить, по звукам каких аккордов идёт мелодия;

Прохлопать ритмический рисунок с названием нот;

Спеть номер с дирижированием,

Подобрать аккомпанемент,

Транспонировать в d-moll, петь с дирижированием.

VI) Устный диктант с анализом. E-dur. Ж. Металлиди, А. Перцовская

«Диктанты», 185, с. 33(т.1- 4).

1. Разбор,определение по каким звуками каких аккордов идёт диктант.

2. Пение диктанта нотами.

3. Досочинить диктант, второе предложение письменно.

VII) Домашнее задание.

1. Сочинить второй вариант окончания диктанта, подобрать

аккомпанемент.

2. 250,с.49 транспонировать в h-moll

Список используемой литературы:

1.Калинина «Рабочая тетрадь» 4 класс.

2.Металлиди Ж., Перцовская А. « Музыкальные диктанты», Л., «Музыка»,1982.

3. Фридкин.Г. « Чтение с листа на уроках сольфеджио».

Конспект урока «Параллельные тональности Ре мажор – си минор» для обучающихся 2 класса инструментального отделения ДМШ (ДШИ) по предмету «Сольфеджио»

Буторина Е.И., преподаватель теоретических дисциплин
Место работы: МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Горнозаводска, Пермский край
Целевая аудитория: 2 класс инструментального отделения ДМШ, ДШИ.
Возраст обучающихся: 8 - 9 лет.
Учебный предмет: сольфеджио, 2 класс, II четверть.
Время учебного занятия: 1 час 05 минут.
Оборудование: учебный класс, мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), экран, колонки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока – выявление и систематизация знаний обучающихся по теме «Параллельные тональности Ре мажор – си минор».
Задачи:
- проверить теоретические знания по пройденной теме;
- применить приобретенные теоретические знания в практических заданиях;
- продолжить развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе;
- научить творческому применению знаний в знакомой и измененной ситуациях;
- продолжить обучение приемам сравнения и обобщения знаний (создание таблиц);
- развивать творческие способности каждого обучающегося.
Конспект урока может быть интересен преподавателям учебного предмета «Сольфеджио» ДМШ (ДШИ). Выбор темы урока обоснован тематическим планом по учебному предмету «Сольфеджио» (Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», предметная область Теория и история музыки по учебному предмету «Сольфеджио», главный редактор И.Е. Домогацкая, Москва, 2012), 2 класс, II четверть, урок «Параллельные тональности».
Для успешного проведения учебного занятия составлен план-конспект; подготовлена презентация (в тексте конкурсной работы все слайды презентации оформлены в виде рисунков); подобраны музыкальные примеры в Ре мажоре и си миноре (см. «Задания для практической работы»).
Для выполнения цели и задач урока преподавателям рекомендованы следующие эффективные методы: репродуктивный метод (для выявления теоретических знаний по пройденной теме) и поисковый метод (для систематизации знаний и применении данных знаний в практических заданиях). Например, при выполнении практических заданий можно использовать метод «Найди ошибку» в выученном ранее музыкальном номере («Взял волынку наш сосед») и метод «Музыкальный детектив» (фрагмент пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» - поиск отклонения в тональность Ре мажор). Ученикам будет интересен процесс выявления «эмоциональной окраски» тональностей на примерах из классической музыки. Например, тональность Ре мажор - Й. Гайдн, соната Ре мажор, первая часть, главная партия; П. И. Чайковский, «Камаринская» и «Итальянская песенка» из Детского альбома; тональность си минор – Э. Григ, «В пещере горного короля»; П.И. Чайковский, «Зимнее утро» из Детского альбома. Не менее важно обратить внимание обучающихся на применение «тёплой» и «холодной» цветовой гаммы для создания собственных рисунков, отображающих «характер» данных тональностей.
Для обучения приемам сравнения и обобщения приобретенных знаний ученикам предлагается выполнить разнообразные практические задания в знакомой и измененной ситуациях, составить две таблицы («Сравнительная таблица для выполнения практических работ», «Вспомогательная таблица для выполнения практических работ»). Созданные таблицы можно будет применять и при изучении других параллельных тональностей на уроках сольфеджио.
В ходе урока рекомендуется использовать разные формы опроса обучающихся (индивидуальный, групповой, фронтальный) в зависимости от видов заданий, стараясь уделить внимание группе в целом и каждому ученику. Желаю всем преподавателям теоретических дисциплин творческих успехов! С уважением, Елена Буторина.

Ход урока

1. Организационный этап (приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания):
Преподаватель: Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего урока – «Параллельные тональности Ре мажор – си минор». Урок будет насыщен разнообразными заданиями, которые направлены на достижение главной цели – закреплению и применению знаний по данной теме. Предлагаю провести урок максимально продуктивно, чтобы он не стал «сказкой о потерянном времени», и пусть девизом нашего занятия будет цитата Генри Форда: «Время не любит, когда его тратят впустую». Все готовы? Будем начинать!
На экран проецируется слайд № 1:

2. Проверка выполнения домашнего задания (фронтальный опрос):
Преподаватель: Предлагаю начать урок с проверки домашнего задания следующим способом: сравним построение гамм в тетради и на слайде презентации. Все ли у вас построено верно?
- проверка построения гаммы Ре мажор;
- проверка построения гаммы си минор (три вида);
На экран проецируется слайд №2:


- пение одноголосного номера наизусть «Взял волынку наш сосед» (коллективная работа):


Преподаватель: Молодцы! А сейчас вам необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Сколько ключевых знаков в тональностях Ре мажор и си минор?
2. Какие это знаки?
3. Какое расстояние между параллельными тональностями?
4. Есть ли одинаковые («общие») звуки в параллельных тональностях?
Ученики: отвечают, обсуждают.

3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе (коллективная работа).
Преподаватель: Перед тем как приступить к практической работе (основному этапу урока), давайте выполним следующее: осуществим поиск «общих» звуков в параллельных тональностях: Ре мажор – си минор (натуральный вид); Ре мажор – си минор (гармонический вид); Ре мажор – си минор (мелодический вид).
Ученики: На каждом из последующих слайдов ученики находят одинаковые («общие») звуки между двумя тональностями, отвечают на вопрос: «Сколько общих звуков между Ре мажором и натуральным видом си минора?»
На экран проецируется слайд № 3:


Правильный ответ – 7 «общих звуков.
На экран проецируется слайд № 4:


Правильный ответ – 6 общих звуков.
На экран проецируется слайд № 5:


Правильный ответ – 5 общих звуков.
Преподаватель: Следующее задание, которое вам предстоит выполнить, заключается в следующем: на экране вы видите знакомые аккорды. Правильно ли они построены? А есть ли «общие» звуки в главных трезвучиях Ре мажора и си минора?
Предложите ученикам ответить на следующие вопросы:
1. Что такое главные трезвучия лада?
2. От каких ступеней они строятся?
3. Для какой формы работы на уроке они пригодятся?
На экран проецируется слайд № 6:


4. Основной этап работы (применение знаний и умений в практической работе):
- определите виды минора в одноголосных номерах № 1, № 2, № 3 (индивидуальная работа); «Задания для практической работы», № 1;
- исправьте мелодические «ошибки» в одноголосном номере «Взял волынку наш сосед» (индивидуальная работа):


- сыграйте музыкальный фрагмент пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» и определите, в каком такте встречается отклонение в другую тональность (коллективная работа «музыкальный детектив»); определите смену тональности с указанием такта;
На экран проецируется слайд № 7:


Правильный ответ – отклонение в Ре мажор в 4 такте.
- определите тональный план мелодии песни Маши из мультфильма «Гуси-лебеди» (слова А. Коваленкова, музыка Ю. Никольского, 1947);
На экран проецируется слайд № 8 (правильный ответ – эффект анимации «вылет»):


- гармонизуйте первый куплет песни «Паровоз» (совместная работа преподавателя и обучающихся).
На экран проецируются слайды № 9, № 10:
Песня «Едет, едет паровоз» (слова С. Эрнесакса, русский текст В. Татаринова, музыка Г. Эрнесакса)



5. Систематизация и обобщение знаний и умений (закрепление теоретических знаний, составление таблиц):
- выявление эмоциональной окраски тональностей на музыкальных примерах: определение характера музыкальных произведений в Ре мажоре (П.И. Чайковский, «Итальянская песенка», «Камаринская»; Й. Гайдн, соната Ре мажор, первая часть, главная партия) и си миноре (П.И. Чайковский, «Зимнее утро»); коллективная работа:
На экран проецируется слайд № 11:


На экран проецируется слайд № 12:


Примечание: музыкальные фрагменты необходимо подготовить заранее и вставить в презентацию.
- какими из предложенных слов можно передать эмоциональную окраску Ре мажора, а какими – си минора?
На экран проецируется слайд № 13:


- определение цветовой гаммы Ре мажора и си минора;
На экран проецируется слайд № 14:


- сравнение тональностей;
- составление сравнительной таблицы для выполнения практических заданий (коллективная работа);
На экран проецируется слайд № 15:


- составление вспомогательной таблицы для выполнения практических работ (коллективная работа):
На экран проецируется слайд № 16:


6. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий:
- проверка выполненных заданий детьми (соседом по парте), затем преподавателем.
7. Коррекция знаний и способов действий:
- поиск ошибок в выполнении практической работы;
- определение алгоритма действий для самостоятельного достижения правильного результата.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
- определите «настроение» текста второго куплета песни «Паровоз» (автор варианта текста для второго куплета – Буторина Е.И.);
- напишите мелодию второго куплета в си миноре (мелодию повторного строения) с последующей гармонизацией и исполнением;
- нарисуйте рисунок к песне «Паровоз» в мажорном и минорном вариантах с учетом теплых и холодных цветовых оттенков.
На экран проецируются слайды № 17, № 18:



9. Подведение итогов учебного занятия:
Оценивание деятельности самими обучающимися и преподавателем (насколько активно работали на уроке; все ли задания были выполнены, насколько самостоятельно; что получилось хорошо, а что требует дополнительной доработки; какие теоретические знания требуется подкорректировать):
На экран проецируется слайд № 19:

Я даже понимаю, почему люди пишут музыку, совершенно не интересуясь нотами. Таких аранжировщиков много. Это вездесущая проблема, на любых музыкальных порталах присутствуют люди, которые пишут ноты наугад… без понятия аккордов, гармонии и нотной грамоты . Они говорят: «Нееет, ноты это не для меня». Вся проблема в том, что гармония — оч. сложная наука. Многие дети заканчивают музыкальную школу без четкого понятия о гармонии. Толстые самоучители тоже не спасут положения — т.к. они отпугивают своими текстами, все кажется очень сложным.
А на самом деле все на много проще! Ознакомиться с музыкальной гармонией и научиться складывать аккорды можно прочитав один мой урок . Достаточно прочитать этот урок, чтобы написать музыку на уровне мировых Хитов! Ведь если заглянуть в хит-парад — там находятся композиции составленные из 3-4 аккордов. Ничего сложного.

Нотная грамота — наука, которая обучает нотному письму. Но я считаю, если вы пишите электронную компьютерную музыку, то нотный стан, партитуры, скрипичный ключ, … — все это не нужно… FL Studio не использует нотный стан и нотное письмо в ее классическом виде, там все на много проще!
В этом уроке я напишу как добиться гармонии в музыке , напишу простыми, понятными словами, с понятными картинками для примера — это и будет наша нотная грамота:)

Цель урока: Показать удачные сочетания аккордов. Музыкальная гармония — это просто!

Сейчас мы выучим гармонию за 3 шага :)

Шаг 1 . Первое с чем надо познакомиться — это понятия Минор и Мажор. Т.е. нам надо только понять как они обозначаются.
A — это аккорд Ля-мажор.
Am — это аккорд Ля-минор.
B — это Си-мажор.
Bm — это Си-минор.
C — До-мажор
Cm — До-минор
В Fruity Loops они будут выглядеть вот так (см. картинку ниже)

Если вы обратили внимание, у минора средняя нотка немного ниже чем у мажора — и в этом единственное отличие.

Еще для любознательных, скажу обозначение вот такого значка # — это диез (та же нота, только на полутон выше).
Но мы сейчас будем обучаться гармонии на основе тональности Ля-минор, а это значит, что черные клавиши (и всякие диезы) мы трогать не будет (кроме редких исключений, об этом позже).

Шаг 2 .
Тональность Ля-минор использует только белые клавиши из Piano-roll, поэтому посмотрите на нашу первую картинку (Рисунок 1), значит
аккорд
A (ля-мажор) нам не подходит — он использует черную клавишу C#.
Аккорд Am (ля-минор) использует только белые клавиши A, C, E — значит подходит.
Аккорды B и Bm вообще не подходят, потому что у них третья нота F# (черная).
Аккорд С (до-мажор) — подходит, это все видно из картинки.

Чтобы долго не мучиться, я могу сказать сразу, вот аккорды которые мы будем использовать:
Am, C, Dm, Em, E, F, G .
Всего-то 7 аккордов!!! :) Боже как всё просто!!!

Если вы новичок, используйте только 6 аккордов: Am, C, Dm, Em, F, G (этого достаточно, чтобы написать Хит по белым клавишам! :))

Все эти аккорды используют только белые клавиши в piano-roll, но есть исключение…
Это аккорд E (Ми-мажор ) — он состоит из нот Ми, Соль-диез, Си. (в piano-roll это ноты: E G# B), но при этом никогда не использует ноту Соль (белую клавишу).
Почему?
Тайна кроется, наверное, где-то на востоке… Потому что именно в восточной музыке, арабской музыке, индийской музыке — тональность немножко отличается от западно-европейской, на одну ноту. Попробуйте сыграть на клавиатуре аккорд Ми-мажор, это ноты: Ми, Фа, Соль-диез, Ля, Си . Смотрите рисунок ниже.

100% вы почувствуете некий восточный мотив!

Обучение гармонии онлайн урок — вся суть на одной странице

И последний 3-й шаг .
Я сразу напишу удачные комбинации аккордов , все уже давно придумано, и не надо изобретать велосипед.
Запишите себе эти удачные последовательности аккордов, и используйте для написания грамотной музыки.

Am-Dm-Em-Am
Am-F-Dm-Em
Am-C-Dm-G
Am-Dm-C-G
Am-F-G-Am
Am-G-F-Em
Am-F-C-G

Am-Am-Dm-E
Am-F-Dm-E
Am-Am-F-E
Am-G-F-E
Am-F-C-E

Создаем свой трек с нуля .
А в клубной музыке все на много примитивней, там бывает музыка на 2 аккорда и популярны такие комбинации:

Am-Am-Am-G
Am-Am-Am-E
Am-Am-Em-Em

И это далеко не все удачные последовательности аккордов. Я написал самые-самые удачные на мой взгляд.
Позже, вы сможете пополнить этот список своими любимыми комбинациями аккордов. Но даже этих вполне достаточно, чтобы написать сотню музыкальных суперхитов )

Теперь закрепим пройденый материал наглядным примером в картинках. Например, я создаю гармонию на аккордах Am-Dm-Em-Am (см. рисунок).

Все сделано правильно,
аккорд Am — нижняя нота A5
аккорд Dm — нижняя нота D5
аккорд Em — нижняя нота E5

Но необязательно так ровно выстраивать аккорды.
Если вы хотите, чтобы не было таких резких скачков гармонии вверх/вниз — можно сделать переходы более плавными. Для этого мы перенесем несколько нот на октаву вверх (см. рисунок ниже).

Во втором аккорде Dm мы перенесли 2 ноты вверх (на октаву). От того что мы перенесли ноту D5 на D6, а ноту F5 на F6 — аккорд не поменялся , это по-прежнему аккорд Dm (Ре-минор).
Т.е. важно понять, что сочетание нот Ре-Фа-Ля — это аккорд Ре-минор, но сочетание нот Фа-Ля-Ре или Ля-Ре-Фа — это тоже аккорд Ре-минор и он также хорошо и гармонично звучит !

Скачайте этот FL трек и вы сможете услышать, как звучат эти аккорды. И увидеть как они построены.

Этот урок раскрывает основы музыкальной гармонии и всего на одной странице. Добавьте эту страницу в закладки , она вам еще может пригодиться, если вы что-то забудете.
Пишите комментарии, а также можете делиться ссылками на ваши треки, созданные по данному уроку… и мы послушаем, оценим и дадим советы.