Открытый урок по сольфеджио для 4 класса
детской музыкальной школы
«Путешествие в королевство Гармонии»
Подготовила:
Иванова Е. В.
Преподаватель музыкально-
Теоретических дисциплин
Тема урока: «Путешествие в королевство Гармонии».
Цель урока: Показать разные приёмы работы над развитием гармонического слуха.
Задачи:
- Знать основные закономерности гармонического языка;
- Знать теоретические правила построения аккордов;
- Владеть навыком грамотной записи аккордов;
- Уметь осуществлять гармонический анализ нотного текста;
- Владеть навыками жанрового варьирования;
- Владеть навыками трёхголосного пения;
- Владеть начальными навыками вокальной импровизации;
- Владеть навыками слухового анализа.
Оборудование:
- Фортепиано;
- Доска с магнитами.
Наглядные пособия:
- Цветные карточки с изображением Короля, Королевы, Принцессы и придворных.
Раздаточный материал:
- Нотные тетради;
- Простые карандаши;
- Листы со стихами каждому учащемуся.
Нотный материал:
- «Школа игры на фортепиано» (Под общей ред. Николаева А.Н.)
4 класс ДМШ.
План урока.
- Организационный момент.
- Беседа о гармонии.
- Интонационная настройка в Ре мажоре.
- Повторение основных закономерностей гармонического языка, определение «краски» аккордов.
- Гармонический анализ нотного текста.
- Игра аккордовой цепочки в другом жанре – в жанре польки.
- Слуховая работа – запись аккордовой цепочки на слух.
- Пение трёхголосной последовательности.
- Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
- Домашнее задание – сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность в разных жанрах: полька, вальс, марш.
Конспект урока.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Давайте вспомним, что такое гармония?
Ученики:
Это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов.
Учитель:
А что такое аккорд?
Ученики:
Аккорд – это сочетание трёх и более звуков.
Учитель:
Ребята, а какие вы знаете аккорды?
Ученики:
Трезвучие, квартсекстаккорд, септаккорд, секундаккорд…
Учитель:
Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Вспомните, какие вы знаете аккорды из трёх звуков?
Ученики:
Трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд.
Учитель:
Открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: «Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день Ре мажора».
Итак, настраиваемся, поём главные трезвучия в Ре мажоре.
Ребята поют, учитель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы и Принцессы.
Учитель:
Итак, Тоническое трезвучие – это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Доминантовое трезвучие – Королева, она подчиняется только Королю. Субдоминантовое трезвучие – Принцесса, она подчиняется и королю и королеве. А теперь поём трезвучия побочных ступеней и сразу определяем «краску» трезвучий.
Ученики поют и определяют «краску»: II 53 - минорное, III 53 - минорное, VI 53 - минорное, VII53 – уменьшенное. Учитель на доске прикрепляет цветные карточки с изображением разных придворных – паж, фрейлина, визирь и т.д. Вместе с детьми подбирают карточки для трезвучий II, III, VI, VII ступеней.
Учитель:
Всё королевство в сборе. Однако, можно использовать трезвучия не только в основном виде, но и в виде секстаккордов и квартсекстаккордов. Надо помнить, что сочетать аккорды нужно в определённом порядке: соблюдать плавное голосоведение и исключить ход D – S . Повторим, что такое плавное голосоведение?
Ученики:
Общие звуки аккордов остаются на месте.
Трезвучия применяются в обращённом виде.
Учитель:
А теперь посмотрим, в каком порядке выстроились перед нами Король, Королева и придворные замка Трёхзвучных аккордов. Гармонический анализ – определение аккордов второй половины периода в Сонатине Ре мажор, композитор Плейель.
Ученик играет на фортепиано вторую половину 1 периода Сонатины.
Учитель:
По нотной записи подписываем каждый аккорд, находим кадансовый оборот.
Ученики выполняют задание.
Учитель:
Где используется каданс, из каких аккордов он состоит?
Ученики:
Последовательность из главных трезвучий образует кадансовый оборот или каданс.
Каданс используется для завершения всего музыкального произведения, его частей или отдельного периода. Он создаёт ощущение завершённости.
Каданс состоит из T-S-D-T или T-S-T-D-T.
Учитель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения гармонического анализа.
Учитель:
Следующее задание: сыграть эту аккордовую последовательность в жанре польки.
Ученик играет подписанную цепочку аккордов в жанре польки.
Учитель:
А сейчас слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку в Ре мажоре.
Учитель играет аккордовую последовательность
Т 53 – D 6 – VI 53 – III 6 – S 53 – К 64 – D 6 – T 53.
Учитель:
Записываем бас и обозначения аккордов. Расшифровываем, расписываем нотами и поём по голосам, затем поём трёхголосие.
Ученики записывают по слуху аккордовую последовательность.
Учитель:
Следующее задание: сыграть эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию. Перед вами стихотворение, мысленно, про себя, внутренним слухом напойте мелодию на данную аккордовую последовательность.
Один ученик играет, остальные неслышно поют – про себя.
Стихи
То вверх, то вниз, где воздух чист,
Слетает желтый лист.
В старинном замке, при свечах,
Играет пианист.
Учитель:
Кто хотел бы показать, что получилось?
Один ученик играет, другой поёт.
Учитель:
На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. Домашнее задание: на аккордовую последовательность сочинить инструментальную мелодию в разных жанрах: полька, вальс, марш.
Всем спасибо. До свидания.
План-конспект открытого урока преподавателя
МБУ ДО «ДШИ р.п.Средний» Спешиловой О. В. с учащимися
2 класса фортепианного отделения
Тема урока : Четыре вида трезвучий .
Цель урока: Развитие «гармонического» мышления учащихся.
Задачи урока :
Развитие структурно-логического мышления учащихся, способного
привести их к открытию новых гармонических элементов- трезвучий.
Развитие четкого осознания, слышания, пения и игры на инструменте
аккордов.
Воспитание навыков зрительного анализа музыки.
Форма урока: групповая
Методы работы :
Метод проблемного обучения, способствующий активизации логического
и творческого мышления учащихся
Метод наглядного обучения, способствующий формированию слуховых
представлений учащихся с помощью наглядных пособий
Словесный и диалоговый методы предполагают активную коммуникацию
учащихся и педагога
Игровой метод предполагает активное участие учащихся в творческом
процессе урока
Поисковый метод, связанный с самостоятельным открытием учащимися
музыкальных законов
Ход урока:
Повторение темы «Трезвучия».
Слуховой анализ.
Теоретические сведения. Игра «Теремок».
Разучивание попевок.
Пение номеров, заданных на дом с анализом.
Диктант.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Дидактическое и материально- техническое обеспечение урока:
Фортепиано
Клавиатура
Магнитная доска, магниты
Карточки терции-кукушки (синие -минорные, красные -мажорные)
Применение педагогических технологий
1. Технология проблемного обучения.
Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемного обучения) вопросами учителя: «Что такое трезвучие?», «Что такое интервал?», «Из чего состоит трезвучие?» и т.д. Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение. Закрепляем на практике – поем, определяем на слух.
2.Технология личностно- ориентированного обучения
На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение), развитие творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку, сочинение мелодий на заданную тему и т.д.). Отношение «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества.
3. Технология формирования мотивации или игровая технология.
Включение в учебный процесс игровых моментов- «Теремок» - повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам сольфеджио.
Содержание урока:
1.1. Вспомнить с детьми о трезвучии:
Из чего состоит трезвучие;
Какие виды терций бывают (пение попевки о терции (Н.Федотова « Учимся играя» пр.20))
Подробно поговорить о терциях (виды терций, ступеневая и
тоновая величина, окраска)
1.2. Определить величину каждой терции и подписать их:
Д.З.: Превратить малые терции в большие и наоборот.
2. Определение на слух терций и Б 53, М 53.
3. 1. «Стоит в поле теремок – он не низок не высок. Кто,кто в теремочке
живет?
А живут в нем две кукушки – две веселые подружки»
Предложить учащимся побыть риэлторами и заселить кукушек в
теремки.
3.2. Строить на клавиатуре и у доски все виды трезвучий.
4. Разучить попевку (Н.Федотова « Учимся играя» пр.36)
Определить тональность
Распеться в данной тональности
Определить форму и характер
Найти движение по звукам трезвучия
Диктант: (Г.Ф. Калинина»Музыкальные занимательные диктанты»)
Определить тональность
Определить движение мелодии: восходящее, нисходящее, поступенное, скачками, по звукам трезвучия.
7. Подвести итоги урока: Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание:
Транспонировать диктант в тон-ть G - dur
Гармонизовать диктант с помощью главных трезвучий лада.
Сочинить мелодии к «теремкам», используя движения по звукам трезвучия
Строить трезвучия в тетради и на клавиатуре.
Самоанализ урока:
Урок проводился строго по плану. Перед объяснением нового материала проработаны несколько заданий прежней темы. Важным моментом считаю осознание новой темы учащимися, а также участие в процессе всей группы.
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста –неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую. Дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является самым действенным двигателем в его обучении, влияет на качество усвоения материала. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является игра.
Пылаева Наталия Вячеславовна, преподаватель истории и теории музыки, МБОУ ДОД « Рыльская детская школа искусств».
Открытый урок по сольфеджио на тему: Закрепление аккордов от звука и в тональности с обучающимися
4го класса фортепианного отделения.
Тема: «Подготовка к итоговой контрольной работе. Закрепление
пройденного материала - аккорды от звука и в тональности».
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Аккорды», используя
все типы упражнений (вокально - интонационные, ритмические, слуховые, творческие).
Задачи:
1) Образовательная: закрепление обширной темы «Аккорды от звука
и в тональности» с помощью различных типов упражнений.
2) Воспитательная: подготовить учащихся к более активному,
осознанному написанию контрольной работы на последующем
уроке.
3) Развивающая: выработка логического мышления и умения
ориентироваться в пройденном материале с помощью упражнений
тестово-логической направленности.
Ход урока:
I) Организационный момент.
II) Распевка. В качестве распевки используется
материал, построенный в качестве домашнего задания, плюс
ладовая настройка.
Работа в тональности E-dur:
а) три вида гамм;
б) пение последовательности ступеней:
I-III-V-IV-VI-V-IV-II-III-I ;
I-VI-V-VI-II -III-II -V-IV-VII-I
в) пение T3/5 , S3/5 , D3/5 с обращениями.
Начинает петь Т3/5 первый учащийся, остальные аккорды все поют
по очереди друг за другом. Осуществляется работа над внутренним
слухом,концентрацией внимания и интонацией.
III) Тема: «Закрепление аккордов от звука и в тональности»
1) Закрепление аккордов от звука.
а) теоретический опрос с помощью тестов - карточек:
Б3/5 состоит из: б3+б3;
б3+м3;
м3+б3.
Соединить аккорды с их правильным составом: Ув3/5 м3+ м3
Б6/4 ч4+ м3
М6 б3+ б3
Б3/5 б3+ ч4
Ум3/5 ч4+ б3
М6/4 б3+м3
Д7 строится на: 2 ступени;
7 ступени;
5 ступени;
4 ступени.
б) Упражнение на основе упр. из Рабочей тетради Калининой,4
кл., стр.20, № 9.
Поставьте нужные диезы и бемоли в аккордовые «заготовки»:
1 вариант:
2 вариант:
3 вариант:
От каждого варианта выходит один ученик к доске и решает, остальные
могут помогать, если он сомневается. Затем все ученики поют свои
варианты.
в) Постройте перечисленные аккорды от указанных звуков вверх и вниз:
каждый ученик выходит к доске и комментирует построение, указывая
состав аккорда.
г) постройте цепочку аккордов от указанного звука, учитывая заданное
направление и принимая последний звук предыдущего аккорда за
первый следующего. Задание у доски, ученики выходят по очереди по
одному.
Петь вместе построенное задание.
2) Закрепление темы «Аккорды в тональности».
а) Калинина,4 кл., стр. 23, упр.6
Впишите в мелодии звуки, образующие указанные аккорды:
Прохлопать ритмические рисунки всех мелодий.
б) Построить аккордовую последовательность в E- dur:
Разучить последовательность трёхголосно.
IV)Слуховой диктант письменно (интервалы,аккорды,гаммы):
а) 1) ч5;
2) мелодический минор;
3) Б6/4;
4) натуральный мажор;
5)м7 ;
6) Ув3/5.
б) последовательности аккордов (игра в E-dur. С одного раза
записать бас,со второго подписать аккорды.
1. T6-S3/5-T6/4-S6-D7-T3/5-S6/4-T3/5
2. T3/5-D6-T3/5-T6-S3/5-S6-K6/4-D3/5-D7-T3/5
V) Чтение с листа. Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках
сольфеджио», № 250,с. 49.
Дать анализ тонального плана, размера, фразировки;
Определить, по звукам каких аккордов идёт мелодия;
Прохлопать ритмический рисунок с названием нот;
Спеть номер с дирижированием,
Подобрать аккомпанемент,
Транспонировать в d-moll, петь с дирижированием.
VI) Устный диктант с анализом. E-dur. Ж. Металлиди, А. Перцовская
«Диктанты», № 185, с. 33(т.1- 4).
1. Разбор,определение по каким звуками каких аккордов идёт диктант.
2. Пение диктанта нотами.
3. Досочинить диктант, второе предложение письменно.
VII) Домашнее задание.
1. Сочинить второй вариант окончания диктанта, подобрать
аккомпанемент.
2. № 250,с.49 транспонировать в h-moll
Список используемой литературы:
1.Калинина «Рабочая тетрадь» 4 класс.
2.Металлиди Ж., Перцовская А. « Музыкальные диктанты», Л., «Музыка»,1982.
3. Фридкин.Г. « Чтение с листа на уроках сольфеджио».
Конспект урока «Параллельные тональности Ре мажор – си минор» для обучающихся 2 класса инструментального отделения ДМШ (ДШИ) по предмету «Сольфеджио»
Буторина Е.И., преподаватель теоретических дисциплинМесто работы: МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Горнозаводска, Пермский край
Целевая аудитория: 2 класс инструментального отделения ДМШ, ДШИ.
Возраст обучающихся: 8 - 9 лет.
Учебный предмет: сольфеджио, 2 класс, II четверть.
Время учебного занятия: 1 час 05 минут.
Оборудование: учебный класс, мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), экран, колонки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока – выявление и систематизация знаний обучающихся по теме «Параллельные тональности Ре мажор – си минор».
Задачи:
- проверить теоретические знания по пройденной теме;
- применить приобретенные теоретические знания в практических заданиях;
- продолжить развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе;
- научить творческому применению знаний в знакомой и измененной ситуациях;
- продолжить обучение приемам сравнения и обобщения знаний (создание таблиц);
- развивать творческие способности каждого обучающегося.
Конспект урока может быть интересен преподавателям учебного предмета «Сольфеджио» ДМШ (ДШИ). Выбор темы урока обоснован тематическим планом по учебному предмету «Сольфеджио» (Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», предметная область Теория и история музыки по учебному предмету «Сольфеджио», главный редактор И.Е. Домогацкая, Москва, 2012), 2 класс, II четверть, урок «Параллельные тональности».
Для успешного проведения учебного занятия составлен план-конспект; подготовлена презентация (в тексте конкурсной работы все слайды презентации оформлены в виде рисунков); подобраны музыкальные примеры в Ре мажоре и си миноре (см. «Задания для практической работы»).
Для выполнения цели и задач урока преподавателям рекомендованы следующие эффективные методы: репродуктивный метод (для выявления теоретических знаний по пройденной теме) и поисковый метод (для систематизации знаний и применении данных знаний в практических заданиях). Например, при выполнении практических заданий можно использовать метод «Найди ошибку» в выученном ранее музыкальном номере («Взял волынку наш сосед») и метод «Музыкальный детектив» (фрагмент пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» - поиск отклонения в тональность Ре мажор). Ученикам будет интересен процесс выявления «эмоциональной окраски» тональностей на примерах из классической музыки. Например, тональность Ре мажор - Й. Гайдн, соната Ре мажор, первая часть, главная партия; П. И. Чайковский, «Камаринская» и «Итальянская песенка» из Детского альбома; тональность си минор – Э. Григ, «В пещере горного короля»; П.И. Чайковский, «Зимнее утро» из Детского альбома. Не менее важно обратить внимание обучающихся на применение «тёплой» и «холодной» цветовой гаммы для создания собственных рисунков, отображающих «характер» данных тональностей.
Для обучения приемам сравнения и обобщения приобретенных знаний ученикам предлагается выполнить разнообразные практические задания в знакомой и измененной ситуациях, составить две таблицы («Сравнительная таблица для выполнения практических работ», «Вспомогательная таблица для выполнения практических работ»). Созданные таблицы можно будет применять и при изучении других параллельных тональностей на уроках сольфеджио.
В ходе урока рекомендуется использовать разные формы опроса обучающихся (индивидуальный, групповой, фронтальный) в зависимости от видов заданий, стараясь уделить внимание группе в целом и каждому ученику. Желаю всем преподавателям теоретических дисциплин творческих успехов! С уважением, Елена Буторина.
Ход урока
1. Организационный этап (приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания):Преподаватель: Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего урока – «Параллельные тональности Ре мажор – си минор». Урок будет насыщен разнообразными заданиями, которые направлены на достижение главной цели – закреплению и применению знаний по данной теме. Предлагаю провести урок максимально продуктивно, чтобы он не стал «сказкой о потерянном времени», и пусть девизом нашего занятия будет цитата Генри Форда: «Время не любит, когда его тратят впустую». Все готовы? Будем начинать!
На экран проецируется слайд № 1:
2. Проверка выполнения домашнего задания (фронтальный опрос):
Преподаватель:
Предлагаю начать урок с проверки домашнего задания следующим способом: сравним построение гамм в тетради и на слайде презентации. Все ли у вас построено верно?
- проверка построения гаммы Ре мажор;
- проверка построения гаммы си минор (три вида);
На экран проецируется слайд №2:
- пение одноголосного номера наизусть «Взял волынку наш сосед» (коллективная работа):
Преподаватель: Молодцы! А сейчас вам необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Сколько ключевых знаков в тональностях Ре мажор и си минор?
2. Какие это знаки?
3. Какое расстояние между параллельными тональностями?
4. Есть ли одинаковые («общие») звуки в параллельных тональностях?
Ученики: отвечают, обсуждают.
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе (коллективная работа).
Преподаватель:
Перед тем как приступить к практической работе (основному этапу урока), давайте выполним следующее: осуществим поиск «общих» звуков в параллельных тональностях: Ре мажор – си минор (натуральный вид); Ре мажор – си минор (гармонический вид); Ре мажор – си минор (мелодический вид).
Ученики:
На каждом из последующих слайдов ученики находят одинаковые («общие») звуки между двумя тональностями, отвечают на вопрос: «Сколько общих звуков между Ре мажором и натуральным видом си минора?»
На экран проецируется слайд № 3:
Правильный ответ – 7 «общих звуков.
На экран проецируется слайд № 4:
Правильный ответ – 6 общих звуков.
На экран проецируется слайд № 5:
Правильный ответ – 5 общих звуков.
Преподаватель: Следующее задание, которое вам предстоит выполнить, заключается в следующем: на экране вы видите знакомые аккорды. Правильно ли они построены? А есть ли «общие» звуки в главных трезвучиях Ре мажора и си минора?
Предложите ученикам ответить на следующие вопросы:
1. Что такое главные трезвучия лада?
2. От каких ступеней они строятся?
3. Для какой формы работы на уроке они пригодятся?
На экран проецируется слайд № 6:
4. Основной этап работы (применение знаний и умений в практической работе):
- определите виды минора в одноголосных номерах № 1, № 2, № 3 (индивидуальная работа); «Задания для практической работы», № 1;
- исправьте мелодические «ошибки» в одноголосном номере «Взял волынку наш сосед» (индивидуальная работа):
- сыграйте музыкальный фрагмент пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» и определите, в каком такте встречается отклонение в другую тональность (коллективная работа «музыкальный детектив»); определите смену тональности с указанием такта;
На экран проецируется слайд № 7:
Правильный ответ – отклонение в Ре мажор в 4 такте.
- определите тональный план мелодии песни Маши из мультфильма «Гуси-лебеди» (слова А. Коваленкова, музыка Ю. Никольского, 1947);
На экран проецируется слайд № 8 (правильный ответ – эффект анимации «вылет»):
- гармонизуйте первый куплет песни «Паровоз» (совместная работа преподавателя и обучающихся).
На экран проецируются слайды № 9, № 10:
Песня «Едет, едет паровоз» (слова С. Эрнесакса, русский текст В. Татаринова, музыка Г. Эрнесакса)
5. Систематизация и обобщение знаний и умений (закрепление теоретических знаний, составление таблиц):
- выявление эмоциональной окраски тональностей на музыкальных примерах: определение характера музыкальных произведений в Ре мажоре (П.И. Чайковский, «Итальянская песенка», «Камаринская»; Й. Гайдн, соната Ре мажор, первая часть, главная партия) и си миноре (П.И. Чайковский, «Зимнее утро»); коллективная работа:
На экран проецируется слайд № 11:
На экран проецируется слайд № 12:
Примечание: музыкальные фрагменты необходимо подготовить заранее и вставить в презентацию.
- какими из предложенных слов можно передать эмоциональную окраску Ре мажора, а какими – си минора?
На экран проецируется слайд № 13:
- определение цветовой гаммы Ре мажора и си минора;
На экран проецируется слайд № 14:
- сравнение тональностей;
- составление сравнительной таблицы для выполнения практических заданий (коллективная работа);
На экран проецируется слайд № 15:
- составление вспомогательной таблицы для выполнения практических работ (коллективная работа):
На экран проецируется слайд № 16:
6. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий:
- проверка выполненных заданий детьми (соседом по парте), затем преподавателем.
7. Коррекция знаний и способов действий:
- поиск ошибок в выполнении практической работы;
- определение алгоритма действий для самостоятельного достижения правильного результата.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
- определите «настроение» текста второго куплета песни «Паровоз» (автор варианта текста для второго куплета – Буторина Е.И.);
- напишите мелодию второго куплета в си миноре (мелодию повторного строения) с последующей гармонизацией и исполнением;
- нарисуйте рисунок к песне «Паровоз» в мажорном и минорном вариантах с учетом теплых и холодных цветовых оттенков.
На экран проецируются слайды № 17, № 18:
9. Подведение итогов учебного занятия:
Оценивание деятельности самими обучающимися и преподавателем (насколько активно работали на уроке; все ли задания были выполнены, насколько самостоятельно; что получилось хорошо, а что требует дополнительной доработки; какие теоретические знания требуется подкорректировать):
На экран проецируется слайд № 19:
Я даже понимаю, почему люди пишут музыку, совершенно не интересуясь нотами. Таких аранжировщиков много. Это вездесущая проблема, на любых музыкальных порталах присутствуют люди, которые пишут ноты наугад… без понятия аккордов, гармонии и нотной грамоты
. Они говорят: «Нееет, ноты это не для меня». Вся проблема в том, что гармония — оч. сложная наука. Многие дети заканчивают музыкальную школу без четкого понятия о гармонии. Толстые самоучители тоже не спасут положения — т.к. они отпугивают своими текстами, все кажется очень сложным.
А на самом деле все на много проще! Ознакомиться с музыкальной гармонией и научиться складывать аккорды можно прочитав один мой урок
. Достаточно прочитать этот урок, чтобы написать музыку на уровне мировых Хитов! Ведь если заглянуть в хит-парад — там находятся композиции составленные из 3-4 аккордов. Ничего сложного.
Нотная грамота
— наука, которая обучает нотному письму. Но я считаю, если вы пишите электронную компьютерную музыку,
то нотный стан, партитуры, скрипичный ключ, … — все это не нужно… FL Studio не использует нотный стан и нотное письмо в ее классическом виде, там все на много проще!
В этом уроке я напишу как добиться гармонии в музыке
, напишу простыми, понятными словами, с понятными картинками для примера — это и будет наша нотная грамота:)
Цель урока: Показать удачные сочетания аккордов. Музыкальная гармония — это просто!
Сейчас мы выучим гармонию за 3 шага :)
Шаг 1
. Первое с чем надо познакомиться — это понятия Минор и Мажор. Т.е. нам надо только понять как они обозначаются.
A
— это аккорд Ля-мажор.
Am
— это аккорд Ля-минор.
B
— это Си-мажор.
Bm
— это Си-минор.
C
— До-мажор
Cm
— До-минор
В Fruity Loops они будут выглядеть вот так (см. картинку ниже)
Если вы обратили внимание, у минора средняя нотка немного ниже чем у мажора — и в этом единственное отличие.
Еще для любознательных, скажу обозначение вот такого значка #
— это диез (та же нота, только на полутон выше).
Но мы сейчас будем обучаться гармонии
на основе тональности Ля-минор, а это значит, что черные клавиши (и всякие диезы) мы трогать не будет (кроме редких исключений, об этом позже).
Шаг 2
.
Тональность Ля-минор
использует только белые клавиши из Piano-roll, поэтому посмотрите на нашу первую картинку (Рисунок 1), значит
аккорд
A
(ля-мажор) нам не подходит — он использует черную клавишу C#.
Аккорд Am
(ля-минор) использует только белые клавиши A, C, E — значит подходит.
Аккорды B
и Bm
вообще не подходят, потому что у них третья нота F# (черная).
Аккорд С
(до-мажор) — подходит, это все видно из картинки.
Чтобы долго не мучиться, я могу сказать сразу, вот аккорды которые мы будем использовать:
Am, C, Dm, Em, E, F, G
.
Всего-то 7 аккордов!!! :) Боже как всё просто!!!
Если вы новичок, используйте только 6 аккордов: Am, C, Dm, Em, F, G (этого достаточно, чтобы написать Хит по белым клавишам! :))
Все эти аккорды используют только белые клавиши в piano-roll, но есть исключение…
Это аккорд E
(Ми-мажор
) — он состоит из нот Ми, Соль-диез, Си. (в piano-roll это ноты: E G# B), но при этом никогда не использует ноту Соль (белую клавишу).
Почему?
Тайна кроется, наверное, где-то на востоке… Потому что именно в восточной музыке, арабской музыке, индийской музыке — тональность немножко отличается от западно-европейской, на одну ноту. Попробуйте сыграть на клавиатуре аккорд Ми-мажор, это ноты: Ми, Фа, Соль-диез, Ля, Си
. Смотрите рисунок ниже.
100% вы почувствуете некий восточный мотив!
Обучение гармонии онлайн урок — вся суть на одной странице
И последний 3-й шаг
.
Я сразу напишу удачные комбинации аккордов
, все уже давно придумано, и не надо изобретать велосипед.
Запишите себе эти удачные последовательности аккордов, и используйте для написания грамотной музыки.
Am-Dm-Em-Am
Am-F-Dm-Em
Am-C-Dm-G
Am-Dm-C-G
Am-F-G-Am
Am-G-F-Em
Am-F-C-G
Am-Am-Dm-E
Am-F-Dm-E
Am-Am-F-E
Am-G-F-E
Am-F-C-E
Создаем свой трек с нуля .
А в клубной музыке все на много примитивней, там бывает музыка на 2 аккорда и популярны такие комбинации:
Am-Am-Am-G
Am-Am-Am-E
Am-Am-Em-Em
И это далеко не все
удачные последовательности аккордов. Я написал самые-самые удачные на мой взгляд.
Позже, вы сможете пополнить этот список своими любимыми комбинациями аккордов. Но даже этих вполне достаточно, чтобы написать сотню музыкальных суперхитов
)
Теперь закрепим пройденый материал наглядным примером в картинках. Например, я создаю гармонию на аккордах Am-Dm-Em-Am (см. рисунок).
Все сделано правильно,
аккорд Am
— нижняя нота A5
аккорд Dm
— нижняя нота D5
аккорд Em
— нижняя нота E5
Но необязательно так ровно выстраивать аккорды.
Если вы хотите, чтобы не было таких резких скачков гармонии вверх/вниз — можно сделать переходы более плавными. Для этого мы перенесем несколько нот на октаву вверх (см. рисунок ниже).
Во втором аккорде Dm мы перенесли 2 ноты вверх (на октаву). От того что мы перенесли ноту D5 на D6, а ноту F5 на F6 — аккорд не поменялся
, это по-прежнему аккорд Dm (Ре-минор).
Т.е. важно понять, что сочетание нот Ре-Фа-Ля — это аккорд Ре-минор, но сочетание нот Фа-Ля-Ре или Ля-Ре-Фа — это тоже аккорд Ре-минор и он также хорошо и гармонично звучит
!
Скачайте этот FL трек и вы сможете услышать, как звучат эти аккорды. И увидеть как они построены.
Этот урок раскрывает основы музыкальной гармонии
и всего на одной странице. Добавьте эту страницу в закладки
, она вам еще может пригодиться, если вы что-то забудете.
Пишите комментарии, а также можете делиться ссылками на ваши треки, созданные по данному уроку… и мы послушаем, оценим и дадим советы.