Виды интересов. Чем можно увлекаться? Различные увлечения людей разного возраста

«Интерес» - один из тех терминов психологии, который мы чуть ли не каждый день употребляем в бытовом общении. Так же обстоит дело, например, с понятиями «личность», «фобия», «вдохновение», «чувство»…

В научном обороте эти привычные слова используются в несколько ином, уточненном значении, и порой мы с удивлением открываем для себя некоторые их характеристики, о которых раньше и не догадывались. Или даже догадывались, смутно помнили со школьных времен, но теперь забыли. Так, скажем, складывается ситуация с : мало кто сходу скажет, что, вообще-то, чаще всего это болезненное состояние, а не просто беспричинная радость…

Но вернемся к интересам. Как может расширить наука наше понимание этого термина? Как в психологии рассматриваются интересы личности?

Трудности определения

Прежде всего следует вспомнить, что интересы и склонности, а также и интересы человека тесно связаны. Иногда эти понятия даже употребляются как синонимы (особенно если речь идет о непрофессионалах), да и в специальной литературе существует так много трактовок, что часто четкую границу провести довольно трудно. Все-таки попробуем это сделать.

Различные авторы определяют интерес через разные опорные слова, в том числе и уже упомянутые: чувство, произвольное и непроизвольное внимание, наклонность, стремление, расположение, определенным образом окрашенное отношение… Сходятся исследователи в одном: интересующий объект или сфера в силу тех или иных обстоятельств представляется человеку привлекательным и потому имеет для него особую ценность.

Как же все-таки ответить на вопрос «Что такое интерес?» Варианты ответа могут быть самыми разными, и при этом имеющими одинаковые права на существование. Это направленность человека на познание тех или иных явлений действительности и одновременно более или менее устойчивая склонность к тому или иному виду деятельности.

Это отношение к предмету, которое выделяет его из всех других, обусловленное его особой значимостью и (или) эмоциональной притягательностью. Такое отношение возникает на основе потребностей. Потребности отражают необходимость, а интересы - предрасположенность к некой деятельности.

Это форма потребности к познанию, подталкивающая личность к более глубокому пониманию целей деятельности и тем самым способствующая более полному отражению действительности. Наконец, это эмоция и вытекающее из нее отношение к предмету или явлению, которые представляют для личности ценность.

Какие выводы можно сделать из существующего многообразия определений? Во-первых, за внешней простотой термина скрывается сложное психологическое явление, дать характеристику которому не так-то и просто. Во-вторых, прослеживается отчетливая его связь с потребностями и склонностями.

Интерес либо рассматривается как форма проявления потребности, либо утверждается, что он формируется на ее основе. Интерес пробуждает склонность или превращается в нее. В-третьих, интересы переплетаются с познанием. В-четвертых, для понимания термина важен эмоциональный компонент.

Разнообразие видов

Почему человеку становится что-то интересно? Здесь смыкается множество факторов: характер, особенности воспитания, культура, господствующая в обществе… Влияют, разумеется, и окружающие человека люди: учебный, а затем рабочий коллектив, отдельные значимые личности.

Мы ощущаем интерес субъективно - по тому особому приподнятому эмоциональному тону, который сопровождает познание в интересующей нас области. Когда же интерес удовлетворен, то он не угасает, а как бы переходит на более высокую ступень, заставляет познавательную деятельность активизироваться с новой силой и на более продвинутом уровне.

Бывает и так, что для удовлетворения интереса приходится выполнять не только привлекающую человека деятельность, но и ту, что вызывает неприязнь. Если человек преодолевает такое препятствие, это свидетельствует об устойчивости его интересов.

Круг интересующих человека областей, объектов или занятий позволяет довольно много сказать о нем как о личности. Скажем, можно судить о темпераменте: легкая переключаемость с одной области на другую выдаст , а вот стабильный, устойчивый комплекс интересов, скорее всего, будет свойственен .

Подтолкнуть к определенным выводам могут и узость, однообразие или, наоборот, широкий диапазон, неоднородность того, что интересует человека. Ну и, конечно, важен характер интересов. Какие они? Поверхностные или сильные, активные или пассивные?

Вообще, виды интересов - тема, которую нужно раскрыть подробно. Ведь тут, как и в ситуации с определением понятия, встречается множество подходов и интерпретаций. Например, распространена типология по содержанию.

1. Материальные - воплощаются в жажде всего вещественного: еды, одежды, предметов роскоши и так далее.

2. Духовные - отражают значимость нематериальных ценностей и, как считается, говорят о более высоком уровне развития личности. Они, в свою очередь, тоже делятся на подвиды.

  • Профессиональные.
  • Общественно-политические.
  • Эстетические.
  • Познавательные.

По объему интересы могут быть широкими (свидетельство разнообразных потребностей в познании) и узкими (человека занимают одна-две области, а к другим он равнодушен).

Какие бывают интересы по вовлеченности деятельности в них?

  • Активные - заставляющие овладевать интересующим объектом, выступающие как толчок к развитию навыков и способностей.
  • Пассивные (созерцательные) - в их удовлетворении участвует только восприятие интересующего объекта.

Как пример первого случая можно привести стремление заниматься живописью, а во втором случае человек просто будет посещать выставки и картинные галереи.

Также с деятельностью связана и классификация по признаку цели. Согласно ей, опосредованные интересы отличаются заинтересованностью в результатах деятельности, а непосредственные - в самом ее процессе.

Также выделяют личные и социальные интересы. Понятно, что личный интерес присущ одному конкретному человеку и отражает его потребности и стремления. Социальные интересы, что также довольно очевидно, отражают желания не одной личности, а их совокупности (например, когда представители какой-то профессии отстаивают свои права, выдвигая те или требования работодателю).

В реальности все указанные виды, конечно же, будут переплетаться и накладываться друг на друга. Таким образом, списки их комбинаций и сочетаний могут стать почти бесконечными. Автор: Евгения Бессонова

Бродил я по форумах и наткнулся на такой топик «Что можно написать в разделе интересы в контакте?», меня это поразило, у человека, который это написал наверно вообще нету интересов. Не буду никого обсуждать, лучше попытаюсь ответить на поставленный вопрос.

В разделе интересы вы должны написать про:

Ведь это может прочитать девушка, которая нечаянно попадёт к вам на страничку, и если в интересах будет написан бред, она сразу же закроет вашу страницу. Я советую сесть и подумать, по этому поводу, вы обязательно найдёте то, что вас интересует, и не вздумайте идти на форум и спрашивать «интересы в контакте что написать?»

Раздел Интересы советую оформлять в виде тегов, чтобы пользователи с одинаковыми интересами могли найти друг друга через поиск. Если вы не знаете что такое теги, вот пример.

Авто, компьютеры, море, пляж, девочки, и т.д.

Оформляйте через запятую, желательно по одному слову.

Интересы Вконтакте для девушек

А теперь я выложу готовые подборки интересов Вконтакте для девушек.

Море. Солнце. Лето. Дождь…
Небо. Звезды. Гонки. Ночь…..
Givenchy. Armani. Hugo….
Мама. Папа. Друг. Подруга…
Романтизм. Любовь. Весна….
Руки. Губы. Жизнь без сна….
Дачи. Тусы. Шоколад. И влюбленный чей-то взгляд…
Безупречность. Стиль. Парфюм. Идеальный маникюр….
Nelly. Coolio. Solaar… Нежный бронзовый загар…..
Красота. Улыбка. Фото….. Высота. Мечта полета……
Книги, ICQ, Inet, Vkontakte… Молодость и Креатив….
Искренность и Позитив….
Гордость. Скорость. Face-control….
Пламя. Страсть. Огонь. Костер…..
Бабочки. Восторг и Радость…..
Сердце. Слезы. Смех. Случайность…..
Радуга. Цветы и Дети….
Мы живем! Живем всем этим!…..

Семья, путешествия, Фотография, улыбки, спорт, жизнь, душа, дети, радость, любовь, удача, компьютер, фотошоп, активный отдых, путешествия, люди, бизнес, религия, кино, телевидение, шоколад, море, гармония, отличное настроение, туризм, хорошие автомобили, скорость, итальянский язык, Италия, море, горы, лето, музыка, танцы, общение, мода…

Музыка, кино, шопинг, мороженное, смотреть телевизор, твистер, фантастика, болтать по телефону, духи, сваровски, фейверк, косметика, море, звездное небо, закат солнца, интернет, друзья, модная одежда, танцы, денюшки, пионербол, кошаки, приколы, гуляние, дорогие машины, брелки на мобильный, молочный шоколад, смех, театр, дождь, мягкие игрушки, шахматы, путешествия, Me to you, друзья, контакт, общение, родственики, родственые связи, молочные коктели, интриги, Diroi Senses, дорогие отели, море, яхты, солнце, чупики, рафаэлки, Даниссимо Фантазия, резинки, заколки, браслеты, канцтовары, бассейн, шампуни, шапки, Терранова, Зара, Страдивариус, Манго, сумки, балахон, джинсы(тёмные и белые), вода, шезлонги, книги, фаст-фуд, валентинки, цветы, фломзики, клубника, бананы, красивую одежду, вкусно поесть, косметику, бижутерию, животных, морских свинок, фильмы, люблю iPhone 3G, фотографии

Я та…что грезится бессонными ночами.
Я смесь из крика и улыбки,
Из правильных решений и ошибки…
Намешана из боли и блаженства,
Я — совершенное несовершенство.
Как утренний рассвет прекрасна,
Но,как луна,коварна и опасна,
Сильна,как ветер и слаба,как мошка,
С душою нежной,но свободой кошки…

Если вам помогла или понравилась данная статья, не забудьте поставить свой лайк , это поможет другим пользователям найти её быстрей. А я смогу узнать, что интересует вас больше всего, чтобы подготовить и написать еще больше интересных и полезных статей! С уважением, Вячеслав.

Мы с вами продолжаем разгадывать загадку человека. В предыдущем параграфе речь шла о потребностях. Сегодня мы поговорим об интересах человека. Именно в интересах воплощаются наши потребности.

Интерес

Вам наверняка задавали когда-нибудь вопрос: чем ты интересуешься? Что тебе интересно?

    Советуем запомнить!
    Интерес - осознанная потребность в чём-либо или ком-либо; намерение ознакомиться с каким-либо предметом, стремление изучить его. Например, интерес к литературе, спорту, медицине, цветоводству, музыке, путешествиям и др.

Интересы могут быть деловыми, корыстными, тогда ими движет желание получить выгоду. Например, человек устраивается на работу, которая интересна не своим творческим содержанием, а исключительно высокой зарплатой.

Часто интерес эмоционален, бескорыстен. В таких случаях говорят о внимании к чему-либо, любопытстве. Вы разводите цветы не на продажу, а просто потому, что вам нравится, как они выглядят и пахнут.

    Умная мысль
    «Интерес есть начало всех наших мыслей и всех наших поступков».
    - - Клод Гельвеций, французский философ XVIII века - -

    Интересы формируются очень рано. У малышей они проявляются сначала в виде простого любопытства: внимание привлекают яркие цвета и броские игрушки. Что происходит потом? Вспомните себя: вы взрослели и постепенно превращались в «почемучку». Почему на небе звёзды, а люди ходят вверх головами? Почему льёт дождь, а снег падает? Где живут инопланетяне и откуда взялась Луна?

    Вспомните, к чему вы проявляли интерес в дошкольном возрасте.

    И вот вы пошли в 1 класс. Вы наверняка заметили, что учебный материал, который объясняется ярко, с поучительными примерами способствует его лучшему пониманию, а также вызывает серьёзный интерес: все в классе вдруг решают стать историками, писателями или художниками.

    От слова «интерес» происходят слова «заинтересованность» и «заинтересовать». К примеру, рабочие заинтересованы в повышении зарплаты, а предприниматели - в росте прибыли. Руководство школы заинтересовано в том, чтобы в каждом классе было больше отличников, а родители - во всестороннем развитии способностей своего ребёнка. Как видим, везде речь идёт о сознательном намерении достичь определённого результата.

    Интересов у человека великое множество. И чем взрослее мы, тем их больше: интерес к политике, чтению приключенческой литературы, экстремальному спорту и т.д.

    Иерархия интересов

    У каждого человека существует своя иерархия интересов. Это означает, что любой человек может составить «список» своих интересов и расположить их от неглавных к главным или от низших к высшим.

    Главные интересы, например, банкира могут вовсе не быть главными для фермера или писателя. Интересы мужчин отличаются от интересов женщин, а интересы

    детей и стариков редко когда совпадают. К примеру, молодым нравится громкая музыка, а их бабушка и дедушка хотят побыть в тишине. Папа просиживает вечерами за просмотром любимого футбола, а мама хочет посмотреть сериал. Банкир стремится совершить крупную сделку, а фермера интересует, когда закончится засуха и пойдёт дождь.

    Немалую роль в жизни человека играет широта интересов. Она говорит о богатстве духовной жизни человека, о его разносторонности.

      Умная мысль
      «Надо знать обо всём понемногу и всё о немногом». Константин Тимирязев, русский учёный-естествоиспытатель

    Иными словами, человек должен всем интересоваться, но главный интерес у него должен быть один. Он позволяет достичь мастерства в избранной профессии.

    Какие интересы проявились в деятельности, изображённой на фотографиях?

      Дополнительное чтение
      Великий русский полководец XVIII века Александр Васильевич Суворов может служить примером человека с исключительно широким кругом интересов, организованных вокруг одного главного - военного дела. Ещё подростком он подчинил всю свою жизнь подготовке к военной деятельности: прочёл все доступные ему книги по военной истории и технике, решал тактические задачи, приучал свой организм к перенесению тягот и лишений боевой жизни. Исключительно сильный интерес к военному делу победил и физическую слабость организма, и категорическое нежелание отца готовить мальчика к военной службе. Наряду с этим Суворов был одним из образованнейших людей своего времени. Он интересовался буквально всеми областями знаний, всё свободное время читал и учился. Полководец хорошо знал математику, географию, философию, историю. Много времени уделял изучению языков, знал немецкий, французский, итальянский, польский, финский,турецкий, арабский, персидский.

    Подтвердите на основе текста следующее утверждение: «А. В. Суворов - человек с широким кругом интересов, организованных вокруг одного главного интереса - военного дела».

    Развитие и тренировка интересов

    Каждый из вас согласится, что незначительный интерес к музыке постепенно может перерасти в настоящую страсть, если ходить на концерты, читать познавательную литературу, учиться играть на музыкальном инструменте, организовать школьный ансамбль. Из этого примеры мы понимаем, что наши интересы можно и нужно тренировать и воспитывать, развивать и углублять, подчас принуждая себя к соответствующим занятиям. Но интересы могут затухать, если их не подпитывать информационной пищей (как хороший садовник ухаживает за своим садом). Спросите у родителей: многие ли интересы юности у них сохранились до сих пор?

    Как вы думаете, почему свои интересы нужно тренировать и развивать?

    Порой взрослые жалеют, что в детстве, хотя была возможность, они не увлекались поэзией, музыкой, живописью, обедняя свой духовный мир, формируя односторонне развитую личность. Помните, наверстать упущенное в зрелые годы чаще всего не удастся: нет времени, сил, возможностей.

    Интерес пробуждает наши чувства, мысли, желания. Он организует нашу деятельность, ибо определяет постановку цели и выбор пути её достижения. Интерес к тому или иному предмету - науке, музыке, спорту - становится причиной соответствующей деятельности. Например, человек идёт в магазин и покупает необходимую книгу, записывается в музыкальную школу или спортивную секцию.

    Отсутствие интересов делает жизнь скучной и бессодержательной. Скука ведёт к одиночеству. Люди со сходными интересами общаются и объединяются, с различными - отдаляются. Так устроено человеческое общество. Ищите своих единомышленников и братьев по интересам, и жить вам станет намного интереснее.

      Подведём итоги
      Интерес - это осознанная потребность в чём-либо или ком-либо. У каждого человека есть главные интересы и второстепенные. Широта интересов говорит о богатстве духовной жизни человека, о его разносторонности.

      Основные термины и понятия
      Интерес, иерархия интересов.

    Проверьте свои знания

  1. К каким школьным предметам вы проявляете наибольший интерес и почему?
  2. Как интересы проявляются в деятельности людей?
  3. В чём выражается ваш главный интерес? Вам приходится чем-то жертвовать ради его осуществления?
  4. Что такое широта интересов?
  5. Что такое иерархия интересов?
  6. Почему интерес характеризует активное отношение человека к окружающему его миру?

Практикум

  1. Составьте иерархию ваших сегодняшних интересов. Чем бы вы ещё хотели интересоваться?
  2. В сказке английского писателя Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» приключения Алисы начинаются с того, что она погналась за белым кроликом с часами, пробегавшим мимо. Что побудило Алису побежать за ним - потребность или интерес?
  3. Выдающийся психолог Сергей Рубинштейн писал: «Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чём-нибудь. Это вещи разные, хотя и связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен».
    Приведите примеры, доказывающие справедливость этих слов.

Слово "интерес" многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен.

Так же как потребности и совместно с ними общественные интересы - интересы в том смысле, в каком мы говорим в общественных науках об интересах, - обусловливают "интерес" в психологическом смысле, определяют его направление, являются его источником. Будучи в этом смысле производным от общественных интересов, интерес в психологическом его значении не тожествен ни с общественным интересом в целом, ни с субъективной его стороной. Интерес в психологическом смысле слова является специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ее общественных интересов.

Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес - это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес - тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Под помыслом мы при этом разумеем сложное и неразложимое образование - направленную мысль, мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность.

Как направленность помыслов, интерес существенно отличается от направленности желаний, в котором первично проявляется потребность. Интерес сказывается на направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, в воле. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес - ознакомитьсяс ним. Интересы являются поэтому специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной деятельности человека. Попытка свести интерес к потребности, определив его исключительно как осознанную потребность, несостоятельна. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить, но неосознанная потребность как таковая является все же потребностью (переходящей в желание), а не интересом. Конечно, в единой многообразной направленности личности все стороны взаимосвязаны. Сосредоточение желаний на каком-нибудь предмете обычно влечет сосредоточение на нем интереса; сосредоточение же на предмете интереса, помыслов порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть; но все же желание и интерес не совпадают.

Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет (в широком смысле слова). Если о влечениях и о потребностях в стадии влечения можно еще говорить как о внутренних импульсах, отражающих внутреннее органическое состояние и первоначально сознательно не связанных с объектом, то интерес необходимо является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь или к кому-нибудь: вовсе беспредметных интересов не существует. <...> "Опредмеченность" интереса и его сознательность теснейшим образом связаны; точнее, это две стороны одного и того же; в осознанности предмета, на который направлен интерес, и проявляется прежде всего сознательный характер интереса.

Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует, потому что интересует, нравится, потому что нравится.

Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Однако, как бы ни было высоко и сильно сознание объективной значимости соответствующих задач, оно не может исключить эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес. При отсутствии более или менее непосредственной эмоциональной привлекательности будет сознание значимости, обязанности, долга, но не будет интереса.

Само эмоциональное состояние, вызванное интересом, или, точнее, эмоциональный компонент интереса, имеет специфический характер, отличный, в частности, от того, которым сопровождается или в котором выражается потребность: когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет, жить скучно. Очевидно, с интересом связаны специфические проявления в эмоциональной сфере.

Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется прежде всего во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы - восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает.

Интерес к тому или иному предмету - к науке, музыке, спорту - побуждает к соответствующей деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Мы различаем интерес как направленность на предмет, побуждающую нас заняться им, и склонность как направленность на соответствующую деятельность. Различая, мы вместе с тем и связываем их теснейшим образом. Но все же они не могут быть признаны тожественными. Так, у того или иного человека интерес к технике может сочетаться с отсутствием склонности к деятельности инженера, какой-либо своей стороной ему непривлекательной; таким образом, внутри единства возможно и противоречие между интересом и склонностью. Однако, поскольку предмет, на который направлена деятельность, и деятельность, направленная на этот предмет, неразрывно связаны и друг в друга переходят, интерес и склонность тоже взаимосвязаны и сплошь и рядом трудно установить между ними грань.

Интересы различаются прежде всего по содержанию, оно более всего определяет их общественную ценность. У одного интересы направлены на общественную работу, на науку или искусство, у другого - на коллекционирование марок, на моду; это, конечно, не равноценные интересы.

В интересе к тому или иному объекту обычно различают непосредственный и опосредованный интерес. Говорят о наличии непосредственного интереса, когда учащийся интересуется самой учебой, изучаемым предметом, когда им руководит стремление к знанию; говорят об опосредованном интересе, когда тот направлен не на знание как таковое, а на что-либо с ним связанное, например на преимущества, которые может дать образовательный ценз... Способность проявлять интерес к науке, к искусству, к общественному делу независимо от личной выгоды составляет одно из ценнейших свойств человека. Однако совершенно неправильно противопоставлять непосредственный интерес и интерес опосредованный. С одной стороны, всякий непосредственный интерес обычно опосредован сознанием важности, значимости, ценности данного предмета или дела; с другой стороны, не менее важным и ценным, чем способность проявить интерес, свободный от личной выгоды, является способность делать дело, которое не представляет непосредственного интереса, но является нужным, важным, общественно значимым. Собственно, если по-настоящему осознать значимость дела, которое делаешь, то оно в силу этого неизбежно станет интересным; таким образом, опосредованный интерес переходит в непосредственный.

Интересы, далее, могут различаться по уровням оформленности. Аморфный уровень выражается в разлитом, не дифференцированном, более или менее легко возбуждаемом (или не возбуждаемом) интересе ко всему вообще и ни к чему в частности.

С охватом интересов связано их распределение. У одних интерес целиком сосредоточен на одном каком-нибудь предмете или узко ограниченной области, что приводит к одностороннему развитию личности и является вместе с тем результатом такого одностороннего развития. <...> У других имеются два или даже несколько центров, вокруг которых группируются их интересы. Лишь при очень удачном сочетании, а именно когда эти интересы лежат в совсем различных областях (например, один - в практической деятельности или науке, а другой - в искусстве) и значительно отличаются друг от друга по своей силе, эта бифокальность интересов не вызывает никаких осложнений. В противном случае она легко может повлечь раздвоенность, которая станет тормозить деятельность как в одном, так и в другом направлении: человек ни во что не войдет целиком, с подлинной страстью, и нигде не преуспеет. Наконец, возможно и такое положение, при котором интересы, достаточно широкие и многосторонние, сконцентрированы в одной области и притом настолько связанной существеннейшими сторонами человеческой деятельности, что вокруг этого единого стержня может сгруппироваться достаточно разветвленная система интересов. Именно такая структура интересов является, очевидно, наиболее благоприятной для всестороннего развития личности и вместе с тем той ее сосредоточенности, которая необходима для успешной деятельности. <...>

Различные охват и распределение интересов, выражающиеся в той или иной их широте и структуре, сочетаются с той или иной их силой или активностью. В одних случаях интерес может выражаться лишь в некоторой предпочтительной направленности, или повернутости, личности, вследствие которой человек скорее обратит внимание на тот или иной предмет, если он помимо его стараний возникает. В других случаях интерес может быть настолько силен, что человек активно ищет ему удовлетворения. Известно немало примеров (М.В.Ломоносов, А.М.Горький), когда интерес к науке или искусству у людей, живших в условиях, в которых он не мог быть удовлетворен, был настолько велик, что они перестраивали свою жизнь и шли на величайшие жертвы, лишь бы этот интерес удовлетворить. В первом случае говорят о пассивном, во втором - об активном интересе; но пассивный и активный интересы - это не столько качественное различие двух видов интересов, сколько допускающие множество градаций количественные различия в их силе или интенсивности. Правда, это количественное различие, достигая определенной меры, переходит в качественное, выражающееся в том, что в одном случае интерес вызывает лишь непроизвольное внимание, во втором он становится непосредственным мотивом для реальных практических действий. Различие пассивного и активного интереса не является абсолютным: пассивный интерес легко переходит в активный, и наоборот.

Сила интереса часто, хотя не обязательно, сочетается с его устойчивостью. У очень импульсивных, эмоциональных, неустойчивых натур бывает, что тот или иной интерес, пока он господствует, является интенсивным, активным, но пора его господства непродолжительна: один интерес быстро сменяется другим. Устойчивость же интереса выражается в длительности, в течение которой он сохраняет свою силу: время служит количественной мерой устойчивости интереса. Связанная с силой, устойчивость интереса в основе своей определяется не столько ею, сколько глубиной, т.е. степенью связи интереса с основным содержанием и свойствами личности. Таким образом, первой предпосылкой самой возможности существования у человека устойчивых интересов является наличие у данной личности стержня, генеральной жизненной линии. Если ее нет, нет и устойчивых интересов; при ее наличии устойчивыми будут те интересы, которые с ней связаны, отчасти ее выражая, отчасти формируя.

При этом интересы, обычно связанные между собой в пучки или, скорее, в динамичные системы, располагаются как бы гнездами и различаются по глубине, поскольку среди них всегда имеются основные, более общие, и производные, более частные. Более общий интерес обычно является и более устойчивым.

Наличие такого общего интереса не означает, конечно, что данный интерес, например к живописи, к музыке, всегда актуален; оно означает лишь, что он легко становится таковым (можно вообще интересоваться музыкой, но в данную минуту не испытывать желания ее слушать). Общие интересы - латентные интересы, которые легко актуализируются.

Устойчивость этих общих, генерализованных интересов не означает их косности. Именно в силу их генерализованности устойчивость общих интересов может прекрасно сочетаться с их лабильностью, подвижностью, гибкостью, изменчивостью. В различных ситуациях один и тот же общий интерес выступает как различный, применительно к изменившимся конкретным условиям. Таким образом, интересы в общей направленности личности образуют систему подвижных, изменчивых, динамических тенденций с перемещающимся центром тяжести.

Интерес, т.е. направленность внимания, помыслов, может вызвать все, что так или иначе связано с чувством, со сферой человеческих эмоций. Наши мысли легко сосредоточиваются на деле, которое нам дорого, на человеке, которого мы любим.

Формируясь на основе потребностей, интерес в психологическом смысле слова никак не ограничивается предметами, непосредственно связанными с потребностями. Уже у обезьян ярко проявляется любопытство, не подчиненное непосредственнопищевой или какой-либо другой органической потребности, тяга ко всему новому, тенденция к манипулированию с каждым попавшимся предметом, давшая повод говорить об ориентировочном, исследовательском рефлексе или импульсе. Это любопытство, способность обратить внимание на новые предметы, вовсе не связанные с удовлетворением потребностей, имеет биологическое значение, являясь существенной предпосылкой для удовлетворения потребностей. <.. >

Склонность обезьяны манипулировать со всяким предметом превратилась у человека в любознательность, принявшую со временем форму теоретической деятельности по получению научного знания. Интерес может вызвать у человека все новое, неожиданное, неизведанное, неразгаданное, проблематичное - все, что ставит перед ним задачи и требует от него работы мысли. Будучи мотивами, побуждениями к деятельности, направленной на создание науки, искусства, интересы являются вместе с тем и результатом этой деятельности. Интерес к технике формировался у человека по мере возникновения и развития техники, интерес к изобразительному искусству - с возникновением и развитием изобразительной деятельности, а интерес к науке - с возникновением и развитием научного знания.

В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того как дети вступают во все более сознательный контакт с окружающим миром и в процессе обучения и воспитания осваивают исторически сложившуюся и развивающуюся культуру. Интересы являются и предпосылкою обучения, и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Интересы служат поэтому, с одной стороны, средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы; формирование полноценных интересов - существеннейшая задача обучения.

Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет. Поэтому сколько-нибудь сложившихся устойчивых интересов, русел, которые сколько-нибудь длительно определяли бы их направленность, у маленьких детей нет. У них обычно имеется лишь некоторая подвижная, легко возбуждаемая и быстро угасающая направленность.

Размытая и неустойчивая направленность интересов ребенка в значительной мере отражает интересы социального окружения. Относительно большую устойчивость приобретают те из интересов, которые связаны с деятельностью детей. В результате у детей старшего дошкольного возраста образуются "сезонные" интересы, увлечения, которые держатся в течение некоторого, не очень длительного периода, сменяясь затем другими. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы отдельные звенья ее отчетливо выступали перед ребенком как ступеньки, ведущие к цели.

Существенно новые условия для развития интересов у ребенка возникают с поступлением его в школу и началом обучения различным предметам.

В ходе учебной работы интерес школьников часто фиксируется на предмете, который особенно хорошо поставлен и по которому дети делают особенно ощутимые, очевидные для них самих успехи. Многое здесь зависит от педагога. Но при этом сначала это по большей части интересы недолговечные. Сколько-нибудь устойчивые интересы начинают складываться у учащегося средней школы. Раннее появление устойчивых интересов, сохраняющихся на всю жизнь, наблюдается лишь в тех случаях, когда налицо имеется яркое, рано определившееся дарование. Такое дарование, успешно развивающееся, становится призванием; осознанное как таковое, оно определяет устойчивую направленность основных интересов.

Самым существенным в развитии интересов подростка является: 1) начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число между собою связанных систем, приобретающих известную устойчивость; 2) переключение интересов с частного и конкретного (коллекционирование в школьном возрасте) на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения; 3) одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни; 4) рост интереса к психическим переживаниям других людей и особенно своим собственным (юношеские дневники); 5) начинающаяся дифференциация и специализация интересов. Направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессию - технику, определенную научную область, литературу, искусство и т.д. совершается под влиянием всей системы условий, в которой развивается подросток.

Господствующие интересы проявляются в преимущественно читаемой литературе - в так называемых читательских интересах. У подростков наблюдается значительный интерес к технической и научно-популярной литературе, а также к путешествиям. Интерес к романам, вообще к художественной литературе возрастает главным образом в юношеские годы, что отчасти объясняется характерным для этого возраста интересом к внутренним переживаниям, к личностным моментам. Интересы в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий. Так, обычно присущий подросткам интерес к технике особенно возрос у них в связи с индустриализацией страны.

Интересы не являются продуктом будто бы в себе замкнутой природы ребенка. Они возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их развитие оказывают окружающие люди. Сознательное использование интересов в педагогическом процессе ни в коем случае не означает, что обучение следует приспособлять к имеющимся интересам учащихся. Педагогический процесс, выбор предметов обучения и т.п. основываются на задачах воспитания, на объективных соображениях, и интересы должны быть направлены соответственно этим объективно обоснованным целям. Интересы нельзя ни фетишизировать, ни игнорировать: их надо учитывать и формировать.

Развитие интересов совершается частично путем их переключения: исходя из существующего интереса, развивают тот, который нужен. Но это, конечно, не означает, что формирование интересов всегда является перенесением имеющихся интересов с одного предмета на другой или преобразованием одного и того же интереса. У человека появляются новые интересы, приходящие на смену отмирающим, старым, по мере того как он в ходе своей жизни включается в новые задачи и по-новому осознает значимость тех задач, которые ставит перед ним жизнь; развитие интересов не замкнутый в себе процесс. Наряду с переключением уже имеющихся интересов новые интересы могут возникнуть вне прямой преемственной связи со старыми, путем включения индивида в интересы нового коллектива в результате новых взаимоотношений, которые у него складываются с окружающими. Формирование интересов у детей и подростков зависит от всей системы условий, определяющих формирование личности. Особое значение для формирования объективно ценных интересов имеет умелое педагогическое воздействие. Чем старше ребенок, тем большую роль может при этом играть осознание им общественной значимости тех задач, которые перед ним ставятся.

Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, большое значение имеют интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор профессии, поступление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей. <...>

Я достаточно давно обратил внимание на то, что большинство людей хотят интересно жить. Ну то есть, чтобы жизнь была интересной. Как антипод скучной жизни. Встречаются и другие варианты, такие как "радостная жизнь", "в удовольствие", "веселая", "легкая". Но если провести статистический анализ, взяв не слишком мещанскую выборку населения, то формулировка в виде "интересной" превышает все остальные варианты вместе взятые. А почему? Просто стереотип? Возможно и так. Ведь если копнуть глубже, то скука не является антиподом интереса, а отдельным эмоциональным состоянием, связанным с вынужденным бездействием. Но я все же считаю, что под этим социальным стереотипом кроется весьма фундаментальная первооснова.

Противопоставление скуки и интереса (не в строгом смысле) имеет право на жизнь – скука и интерес действительно не совместимы. Как, впрочем, скука так же несовместима с радостью. Но люди обычно мыслят именно в полярности скука-интерес, а не скука-радость. И это не просто так. Дело в том, что радость является констатирующей эмоцией. Она отражает позитивное отношение к конкретному объекту или уже произошедшему событию, но не к процессу. Даже если испытываешь радость от ожидания чего-то хорошего в будущем, то ожидание означает как будто уже получил, т.е. фиксируется именно финал.

Скука же мыслится как растянутое во времени состояние. Скука, как эмоциональное состояние, возникает именно в самом процессе. Или из-за самого процесса. Так вот, эмоция "интерес" тоже относится к процессу и возникает в процессе. Человек может испытывать радость в ожидании интересного дня. В этом случае "интересный день" выступает как ожидаемый и желаемый результат. А вот сам интерес возникнет только непосредственно в процессе дня. Именно из-за этой специфики и получается противопоставление скуки и интереса, как процессных эмоций.

Весьма возможно, что радость, интерес, счастье являются тесно взаимосвязанными факторами. К примеру – индивид, постоянно или часто занимаясь интересным делом, испытывает радость от ощущения насыщенности жизни, и если ничто не портит ему сильно жизнь, то возникает что-то приближенное к счастью. Может механизмы и другие, но в одном я уверен – если у человека нет более-менее стабильных интересных дел, то регулярная скука ему обеспечена. Альтернативой скуки может быть только хроническая задолбанность множеством "необходимых" дел, когда на скуку времени просто не хватает. Но такую альтернативу вряд ли можно признать хорошей.

Из скуки вытекает следующее – или начинается перманентное бегство от нее родимой, или погружение в депрессивное состояние. А куда от нее сбежишь, когда не знаешь что тебе интересно? В мелкие и частые развлечения, если деньги есть лишние. Правда, как только становишься на этот путь, лишние деньги быстро пропадают. Но это не важно, ведь в определенном смысле развлечения заменяют смысл жизни. Примерно так - "если я не отдыхаю и не развлекаюсь, то нафиг я тружусь в поте лица?" Достигшие "хороших" результатов в таком подходе к жизни, называют это (гордо разувая щеки) - "жить для себя".

Часто параллельным курсом двигаются желание самоутверждения, сексуальная неудовлетворенность различной степени тяжести, стремление выделиться (выпендриться) и другие невротические комплексы. На решение всех по отдельности ни времени, ни денег уже не хватает. Все это сплетается в единый клубок в определенном образе жизни. А образ жизни, сестры и братья мои, это уже серьезно. Он, этот образ, уже затягивает тебя в свою систему, состоящую из распределения времени, разных привычек и определенных, далеко не самых полезных, людей в окружении. И вырваться или хотя бы существенно изменить образ жизни крайне не легко. Ведь любая система всегда сопротивляется изменениям. Кто пробовал менять, тот знает.

Для того, чтобы не было скуки, в "жизни для себя" должен присутствовать интерес. Не секрет, что однообразное быстро надоедает. Некоторые даже вывели оттуда постулат, что-нибудь типа – "чтобы было интересно, развлечения необходимо регулярно менять". Так вот, на самом деле все обстоит по-другому. Надоедает определенный вид развлечения ТОЛЬКО из-за того, что реально интересного там с "гулькин хрен". Этого "гулькиного хрена" хватает ровно на кратковременное удовлетворение познавательной потребности. А поскольку в большинстве развлечений узнать больше нечего, то и мотива никакого.

В случае совпадения с реальным устойчивым интересом деятельность никогда не надоедает. Что я имею в виду под фразой "реальный устойчивый интерес" скорее всего не понятно. Я буду это объяснять ниже. Пока лишь скажу так – это то, что на самом деле человека серьезно и стабильно интересует. Стабильность однозначно указывает не на результат, а на долгосрочный процесс. Такой интерес есть у каждого человека, только его надо "нащупать", "откопать" и оформить в какой-то практический вид. Тогда будет все время интересно, и не надо будет искать новые "интересные" развлечения.

Такие интересы не выражаются полностью в виде конкретных видов деятельности. Они вообще, являясь подсознательным эмоционально-мотивационным феноменом, не описываются словами полностью и не переводятся в материальную действительность без искажений. Какой-то конкретный вид деятельности может только более-менее удовлетворять эту мотивацию, не более. Поэтому фраза "мне интересно читать детективы" не совсем точно отражает суть. Правильнее будет примерно так – "что-то в чтении детективов частично удовлетворяет мою "интересующуюся" потребность".

Интерес как эмоция является с одной стороны индикатором, что какая-то часть данного занятия отвечает вашим истинным мотивам. А с другой стороны, мотивирует заниматься именно этим занятием, пока не исчерпается полезный потенциал этого дела. "Полезность" определяется подсознанием по каким-то своим критериям и к социальной полезности прямого отношения не имеет. Как только интерес пропал, значит полезность исчерпалась, пора двигаться дальше. Но тяга к интересу не пропадает. И это однозначно указывает на какую-то мета-мотивацию - долгосрочную стратегическую линию развития. Куда-то человеку далеко надо, только он и сам не знает куда, зачем и кто его туда послал. Просто есть проводник – большой интерес. Помните, как волшебный клубок вел Ваньку-Царевича к Кощеевой смерти? Вот примерно так. Такой вот внутренний Главный Клубок и есть тот самый Главный Интерес. Я вообще считаю интерес единственной стратегической эмоцией, а все остальные эмоциональные состояния ситуативными.

Вкратце обрисую как меняется жизнь нашедшего Свой Интерес и ставшего на путь его реализации "в камне". Реализация в камне означает, что найдена подходящая практическая плоскость, соответствующая интересу, сделан проект, и он уже воплощается. То, что в процессе практики проект может еще 47 раз переделываться, не играет никакой роли, поскольку важен не проект, а сама интересная деятельность. Обычно это происходит в двух видах – хобби или бизнес.

Во-первых, гражданин постепенно перестает быть среднестатистическим, становясь ненормальным. И, слава Вселенной, такая ненормальность есть хорошо! Господь, высший разум, или что там еще из высших сил, как раз и пытались сделать каждого человека отличающимся от всех других, уникальным. Но видимо проект был плохо просчитан и оказалось, что большинство людей вовсе не желают отличаться, а хотят быть типовыми. Добровольное лезут на социальное прокрустово ложе. Однако также оказалось, что много личностей не нужно т.к. требуется много "нормальной" рабочей силы для реализации амбиций таких ненормальных. И решено было так – потенциал творчества и власти дали каждому, а дальше пусть сами решают, кому в кесари, а кому в слесари.

Во-вторых, у человека появляется реальная внутренняя ценность, независимая от внешних факторов. И забрать ее никто не может, разве что вместе с жизнью. Можно забрать или разрушить дело, но интерес всегда остается. Чтобы это не выглядело чистым пафосом, аргументирую. Человек живет эмоциями и для эмоций. Либо внешние события дают позитивные эмоции, либо что-то внутри. Аспекты, стабильно дающие позитив являются для человека ценностью. Чем больше ценности внутри, тем меньше нужно снаружи. А что может быть лучшим поставщиком позитива, чем постоянный интерес? Я пока не нашел.

В-третьих, эмоция "интерес" обладает одним важным свойством – она дает полезную энергию жизни. Дает не конечно не физиологически, но раскачивает энергетику организма. В любом случае результат налицо. Правда радость тоже повышает энергетику, но эта энергия не имеет устойчивого направления и зачастую тратится в бесполезной эйфории. А энергия интереса всегда имеет направление. Целенаправленная энергия позволяет многого добиться без всяких "крутой воли", "победы лени" и тому подобных пальцатых лозунгов, созданных в основном для лоха. Для полноты – из негативных эмоций энергетику повышает только агрессивный круг – гнев, злость, месть, раздражение. Остальные понижают. Можно продвигать свои амбиции и на агрессии, именно поэтому "мстители" часто горы сворачивают. Но там много плохих побочных эффектов, да и цель бессмысленная.

В-четвертых, резко повышается уверенность в себе. Индивид ощущает свою самоценность и возросшую независимость от социума и его ширпотребовских ценностей. Он в состоянии сам себе сделать "приятно", причем с минимальными затратами. Как онанизм, только круче и намного полезнее. А при правильном оформлении еще и с хорошим заработком. В невербальном канале эта уверенность и самоценность постоянно транслируется окружающим. Люди это воспринимают, и к такому человеку их начинает тянуть. На бытовом языке это называется "интересный человек". И дело вовсе не в обладании какой-то полезной информацией. Все происходит на глубоком подсознательном уровне. В результате улучшения коммуникаций другие сферы жизни тоже становятся комфортнее и успешнее.

Можно еще писать "в-пятых", "в-шестых", но пока достаточно. Важно лишь, что появление (и реализация) Главного Интереса хоть и не будет панацеей от всех бед, но весомым "улучшателем" качества жизни - бесспорно. И это не искусственный путь, а изначально заложенный в фундамент психики. А нужно то всего почувствовать направление и построить адекватную времени форму практической реализации.

Интерес и интересы.

У понятия "интерес" есть 2 основных значения. Первое означает определенное эмоциональное состояние. Второе – стремление к определенному состоянию (типа потребности) - отношение к предметам и явлениям действительности, обладающих для индивида определенной значимостью. Значимость может быть положительного знака, тогда интерес приобрести или сохранить, или отрицательного – избежать или устранить. Второе понятие возникло значительно раньше и поначалу отношения к психологии не имело.

На первый взгляд понятия отражают совершенно разные категории, что привносит некоторую путаницу в коммуникации. Хотя то, что большинство людей устраивает такая размытость терминов легко объяснимо – в контексте обычной жизни определенности достаточно. Эмоция - это понятно, ее все знают т.к. хоть изредка испытывают. И "мои интересы" тоже вроде понятно. Но выходя за бытовые рамки и становясь на путь комплексного успеха, лучше эти понятия представлять почетче.

Все дело в том, что под общепринятым понятием интересы-потребности скрываются две разные ветви. Если оставить пока интерес-эмоцию в покое, то интересами в общем виде будет все то, что человеку устойчиво (в этом жизненном периоде) хочется. Устойчиво человеку хочется всего, что определяется его потребностями, как первичными, так и вторичными. И если все относящееся к чистому выживанию к интересам не причисляют, то потребности повыше как раз оно.

Рассмотрим эти 2 ветви по отдельности. Возьмем к примеру потребность в уважении. Любой человек нарабатывает набор способов для ее удовлетворения, общение с некоторыми подходящими для этой цели людьми, завоевание определенного статуса в обществе, на работе, статуса эксперта на форуме или еще как. Наиболее удовлетворяющие и более-менее стабильные способы становятся его интересами. Интерес заключается в стремлении сохранить свой статус, а возможно и повысить его. И в меру сил и возможностей индивид будет этот интерес защищать. Назовем эту ветвь практическими интересами .

Но почти у каждого человека есть занятия, которые невозможно напрямую отнести к удовлетворению любой из практических потребностей. Этот феномен уже давно замечен и неплохо изучен. Причины такой "бесполезной" деятельности не имеют однозначного толкования, но факт феномена налицо – люди много времени тратят практически необоснованно. Причем занимаются такими занятиями люди увлеченно, заставлять их не нужно. Устойчивые формы таких занятий так же становятся интересами человека. Эту ветвь интересов назовем отвлеченными интересами .

В этих двух ветвях, одинаково называемых интересами, есть и сходство и различие. Различие в первую очередь в том, что в первом случае деятельность носит чисто практический характер. Человек заинтересован не в самом процессе, а в итоговых результатах. Во втором случае интерес прямой и направлен исключительно на сам процесс и отвлечен от результата. Цели в таких случаях могут быть незначимы, слабо осознанны, размыты до полной абстракции или притянуты к процессу искусственно. Искусственное притягивание целей полезно для упорядочивания интереса, укладки его в стабильную форму, придающую процессу смысл и позволяющую отслеживать развитие. Но далеко не любую цель можно притянуть к данному интересующему процессу.

Сходным между ветвями интересов будет то, что в обоих случаях может сопровождаться интересом-эмоцией. Проявляет эмоция себя по-разному, но я считаю, что есть общий принцип. Во-первых, интерес-эмоция есть индикатор того, что человек сейчас занимается своей деятельностью, именно той, которая ему сейчас нужна не с точки зрения долга или сознательных решений, а как собственное желание.

Во-вторых, интерес будет только тогда, когда деятельность приносит хоть какие то плоды, пусть даже и мнимые. Совершенно не важно человек действительно продвигается к цели или ему так только кажется. Верит, что двигается в нужном направлении – есть интерес, не туда или застой – интерес пропадает. Причем пропадает интерес-эмоция, а интерес-потребность остается. Правда, когда долго не получается, то и интерес-потребность тоже может пропасть – устойчивая форма рассыпалась. Акцентирую внимание – для того, чтобы было длительно интересно, нужен не только интересный процесс, но должно и получаться , т.е. человек должен видеть-чувствовать развитие по вектору цели. Даже если ясной цели и нет, все равно развитие должно ощущаться.

По этим двум признакам сходны практические и отвлеченные интересы. Весьма возможно, что такое деление условно и вызвано взглядами на один и тот же процесс с разных сторон. В некотором пределе, при идеальной настройке деятельности на истинную внутреннюю мотивацию, такое деление может исчезнуть. Но как бы там ни было, в реальной жизни в большинстве случаев можно определить доминирование той или иной схемы. Поэтому я и склонен придерживаться такого деления.

Практические интересы почти всегда насыщаемы , что означает существование определенного предела наращивания результатов, выше которого наши "внутренности" сигнализируют - "хватит". Исключения составляют случаи гиперкомпенсаций. Основными сигналами в первую очередь будут - пропаданием интереса-эмоции и появление лени к этому занятию. При этом интерес на сохранение обычно остается, но поддержание становится скучной рутиной. Хочется чего-то другого. Причиной этого "хочется" и является пропадание нужных эмоциональных состояний, необходимых человеку. Удовольствия получает мало, но терять страшно.

Часть отвлеченных интересов также насыщаемы. Их называют неустойчивыми интересами. У детей обычно преобладают именно такие – сегодня интересно рисовать, а завтра по деревьям лазить. Кроме положительных эмоций и накопления разнообразного несистемного опыта такие интересы больше никакой полезной нагрузки не несут. По мере взросления бытовые и статусные вопросы постепенно начинают конфликтовать с такими мелкими интересами и последние отходят на второй, а то и на третий план. И если нет адекватной замены таким мелким эмоциональным удовольствиям, то жизнь становится значительно скучнее.

Но у большинства людей существуют устойчивые отвлеченные интересы. Этот вид практически не насыщаем. Интерес-эмоция всегда сопровождает занятие "этим", пока форма занятия соответствует самому интересу и есть хоть малейшее развитие. Строго говоря, сами интересы такого вида остаются актуальны всегда, изживать себя могут лишь формы развития. Вот вопрос только развития чего? Не знаю. Может есть у человека некое высшее предназначение, а может феномен устойчивых отвлеченных интересов есть побочный эффект от переизбытка энергии. Но как обстоят дела "на самом деле" не важно для самого человека. Важно, что так есть, и что интерес-эмоция куда-то этого человека ведет. Вот это "куда-то" и есть некая высшая цель, поддающаяся осознанию лишь частично. Так зачем сопротивляться, когда можно непрерывно жить в удовольствие, да еще имея хорошие шансы сотворить великое?

Я предыдущий абзац начал словами "у большинства людей". Означает ли это, что существуют люди, у которых нет устойчивых отвлеченных интересов? Вот тут то многие и задумались, "а как у меня"? Не попадаю ли я в такое "меньшинство"? Вообще то определение "большинства" и "меньшинства" имеет очень относительный характер. Я здесь определяю "большинство" по потенциалу, а не по явно видимым факторам. Я считаю, что такие устойчивые интересы в потенциале (может закопанные где-то там, в глубине), есть практически у всех. А вот с интересами уже актуализированными, в виде более-менее осознанных направлений, ситуация значительно похуже. И даже у тех людей, которые не имеют устойчивых интересов даже в потенциале, когда интересно многое, но коротко, это быстро меняющее "многое" всегда можно объединить в некий мета-интерес. Тогда такой мета-интерес и станет для них тем устойчивым отвлеченным интересом, вектором развития в рамках самых высших потребностей.

Обобщая вышесказанное можно сделать следующие выводы. За реальными интересами всегда стоят те или иные экзистенциальные цели. Цели выражаются в различной степени практичности и осознанности в зависимости от того, от каких потребностей они исходят. Интерес-эмоция всегда отражает оценку продвижения к таким целям. Делаем и получается – есть интерес. Быстро получается – энтузиазм. Топчемся на месте – скука. Откатываемся назад – злость или разочарование. Можно назвать интерес-эмоцию индикатором оправдывающихся высших ожиданий. Оправдывающихся, но еще не оправданных до конца. В конце "пути" будет кратковременная радость – и начинай сначала.

Переживание интереса-эмоции есть потребность и норма для любого человека. Можно считать переживание интереса высшей потребностью. Или, поскольку интерес всегда сопутствует развитию в рамках неких целей, можно считать развитие в определенном направлении потребностью, а сам интерес индикатором правильности развития. В любом случае человек нуждается в том, чтобы постоянно куда-то двигаться и регулярно переживать интерес. Сугубо практические интересы, даже если они стабильные и очень важные (уважение, статус), для стабильности не годятся из-за своей насыщаемости. Интерес сохранить заработанное непосильным трудом остается, привычка достигать тоже, а внутренней цели наращивать уже нет - становится скучно. И пытаясь наращивать в этом направлении еще больше, человек наталкивается на собственную вялость – нет мотиватора в виде эмоции.

Все интересы имеют право на жизнь и значимы. И одними "высшими", "особо человеческими", "творческими" идеалами пока не проживешь. Практические интересы не могут быть просто отброшены или заменены "высшими целями". Не выйдет. Любой человек пропитан иерархической борьбой и стремлением к благам, хочется ему это или нет. И исходить надо из этой данности без идеализаций духовности и высшей сути. Без идеализации, но не без самой духовности и высших потребностей, чтобы они не означали. Я считаю, что именно устойчивые отвлеченные интересы должны быть наиболее значимой и неотъемлемой частью реальной жизни каждого человека. Иначе будет скучно, страшно или тревожно (кому как "повезет" с обстоятельствами), особенно во второй половине жизни.

Теперь возникает вопрос о практической организации жизни в соответствии с этой концепцией. В идеале, применительно к любому набору интересов форм деятельности можно придумать множество. Но в реальности ресурсы человека ограничены, и в первую очередь время. Поэтому эффективным становится не распыление на кучу мелких и неустойчивых интересов, а концентрация на нескольких устойчивых и достаточно сильных. Практическим идеалом тогда будет интеграция их всех в одно практическое направление. Совсем все "собрать в кучу" обычно не получается, но наиболее значимые реально. И необязательно все сразу интегрировать, можно и постепенно их "подгребать".

Учитывая различие, а порой и противоречие интересов, в такой интегрированной системе всегда должна быть четкая система приоритетов. В нашем случае это будет означать следующее – выбор главного из интересов, вокруг которого и выстраиваются все остальные. Это важно т.к. от выбора зависят результаты всей системы. Рассмотрим несколько подходов.

Наше социальные нормы рекомендуют на первое место ставить морально одобряемые практические интересы , такие как деньги, уважаемый социальный статус, сексуальную привлекательность и т.п. А отвлеченными интересами (баловством короче) заниматься в "свободное от работы время". Такой подход в современной западной морали соответствует понятию "серьезного человека". Времени "свободного от работы" обычно не хватает, поэтому "работники" проводят "интеграцию" мелких интересов "втихаря". А владельцы бизнеса либо просто работают меньше времени, либо открыто интегрируют, переключаясь с решения бизнес задач на "баловство" и обратно. На самом деле это не интеграция, а просто разделение времени, что допустимо, но крайне неэффективно. Постоянное противоречие, разрешаемое только силой воли и привычками.

Реальной интеграцией будет присвоение одному сильному ОТВЛЕЧЕННОМУ устойчивому интересу или группе таких интересов высшего приоритета. Практические интересы уже интегрируются в систему как вторичные и могут меняться по ходу развития. Наградой при таком подходе будет высокая энергичность, энтузиазм и как следствие высокая скорость достижений. В сленговых выражениях такое состояние души можно описать как "прет" и "кураж". Хочу еще раз четко акцентировать – здесь высший приоритет у отвлеченных, а не у практических интересов. Иначе в ситуациях конфликта интересов, выбор будет падать в сторону "хлеба насущного" и постепенно выйдет "как всегда". Круто, но скучно. Исключения бывают, но редко.

Несмотря на то, что практические интересы имеют второстепенное значение, значимость их для общего результата высока. Особенно некоторых видов таких интересов. Обычно их называют амбициями. Из наиболее полезных можно выделить стремление к власти и стремление к славе. И то и другое есть у каждого человека, но степень выраженности разная. Оттуда и разные амбиции. Интегрируясь с просто интересной деятельностью, именно эти интересы и определяют конкретные цели, величину этих целей и косвенно скорость продвижения. Включение таких "меркантильных" векторов в общую систему крайне необходимо для серьезных результатов.

Слава и власть это разные направления, чаще всего слабо совместимые в одном лице. Как говорил карликовый товарищ Туранчокс, фактический хозяин целой планеты (фильм "Через тернии к звездам") - "настоящая власть должна быть тайной". И это всегда есть так – большинство президентов разных стран не есть реальные властители, какую бы лапшу не вешали лохам по телевизору. Их основной функционал пиар, навешивание этой самой лапши своим согражданам (внутренний пиар) и деятелям других стран (внешний пиар). Реальная же власть осуществляется за их спиной. К тому же она редко сконцентрирована в одних руках, а имеет распределенный характер. Так что Вам, друг мой, желательно определится в своих стремлениях к власти и славе и ставку делать на более сильное направление. Можно и на оба, если оба достаточно сильны, но все же быть готовым к вероятному выбору в дальнейшем.

Более слабые практические интересы, такие как стремление к дружескому общению, сексуальные достижения, стремление помогать людям и т.п. тоже полезно интегрировать при их обнаружении. При правильной интеграции они тоже дают хороший практический эффект. Еще более мелкие и локальные интересы практического эффекта обычно дают мало, но их интеграция дает экономию времени и энергии для главного направления.

Хочу упомянуть еще об одном сильном стремлении почти у всех людей – стремление к комфорту, стабильности, достатку. Часто это выражается в стремлении к деньгам. И похоже на амбиции. Такое стремление может быть по силе сравнимо с властью или славой и стоило бы его поставить в тот ряд. Но это не верно. Стремление к достатку и деньгам на самом деле является анти-амбицией, хотя на первых порах очень похоже на настоящую. Дело в том, что здесь целью является успокоение, переход в благостное низкоэнергетическое состояние. Защищенное. И такое стремление основано на страхах, а не на амбициях. Если у вас превалирует именно это стремление, впору задуматься, а стоит ли его плотно интегрировать с Главным Интересом.

Интерес-эмоция, или просто об удовольствиях.

Раздумывая об успехе, амбициях, стратегических целях и тому подобных прелестях многие хоть иногда задаются глубоким метафизическим вопросом – "а оно мне надо"? Как и на все глобальные метафизические вопросы однозначного ответа нет и быть не может. Ибо в конечном итоге любой носитель разума создан для счастья. А цели и успехи всего лишь инструментарий.

Счастье, как интегральная эмоциональная оценка "правильности" течения жизни, опирается на отдельные частные эмоциональные состояния, являющиеся отношениями к отдельным событиям, объектам или субъектам - эмоции, чувства, настроения. В этом плане счастье как бы растянуто во времени и не определяется по отдельным дням и даже неделям. Можно конечно сказать – "я вчера был счастлив", но вряд ли это имеет большой смысл.

Я думаю не нужно доказывать, что счастью в первую очередь способствуют положительные эмоциональные состояния. Разные эмоциональные состояния отвечают за разные аспекты и работают по-разному. Сейчас я попытаюсь доказать, что интерес играет для счастья ключевую роль. Отдельные достаточно короткие периоды счастья могут получаться и по-другому, а вот для стабильного счастливого состояния интерес-эмоция необходима. Но нет ли других способов достижения счастья? Давайте посмотрим.

Любая положительная эмоция человеком воспринимается как удовольствие. Чисто теоретически, заставив человека непрерывно испытывать удовольствие, можно погрузить его в эйфорию , по ощущениям сходную со счастьем. Но сходство между счастьем и эйфорией лишь в ощущениях. Счастье оставляет человека в рациональном состоянии, а эйфория "мозги" отключает. Плюс к тому длительная эйфория разрушительна для организма - не приспособлено наше тельце для "долгоиграющих" эмоций, даже положительных. Да и из доступных методов достижения затяжной эйфории можно пока назвать только химические препараты, фактически наркотики. В общем я хочу сказать, что такой путь достижения "счастья" однозначно тупиковый.

Любовь сексуальная , или если красивее - романтическая. Если любовь безответная или отягощенная проблемами, то с удовольствиями как-то не очень. Если все хорошо – все взаимно и нет непреодолимых препятствий, то "счастье" в полном объеме. Однако если любовь сильная, то это уже ближе к эйфории, только такая эйфория даже полезна для здоровья . Однако полезна только для здоровья, но не для успеха. Окрыленный любовью индивид становится как глухарь на токовище, что в нашем социуме чревато неприятностями. К тому же счастливая романтическая любовь всегда краткосрочна, так заведено природой, не для такой любви человек создан. Некоторые пытаются прыгать из одной любви в другую, но такой вариант прокатывает редко, в основном у некоторых типажей подростков. Так что счастья только через любовь не достигнешь.

Нежность . Хорошая эмоция. И мозги почти не отключает и полезное (или хотя бы невредное) удовольствие дает. Но кратковременная. Попробуйте испытывать нежность хотя бы час подряд! Кому повезло, может испытывать нежность мелкими порциями, но часто. Так происходит в отношении любимых детей, симпатичных зверюшек и т.д. Но в любом случае на счастье этого не хватит, потому как происходит насыщение и частота падает. Управлять этим эмоциональным состоянием практически невозможно, т.к. оно завязано на сексуальную инстинктивную мотивацию, связанную с неромантическими формами любви и заботы.

Радость . Большая радость равна эйфории. А вот частые маленькие радости вполне могут дать ощущение счастья. Проблема лишь в том, что радость как констатирующая эмоция возникает уже по факту результата, а не в процессе. Что-то получилось или само свалилось – обрадовался. А дальше происходит плавное затухание эмоции, да и то только из-за инерции эмоциональных процессов, а то бы вообще сразу пропадала. И все, жди следующей или сам создавай прецедент для радости. Достаточно длительный период подготовки, а потом короткая радость. Как по мне, так строить свою жизнь на такой основе как-то тоскливо. Однако наша психика придумала выход…

Есть еще такое состояние, как радостные ожидания , ожидание чего-то хорошего в некотором будущем. Это один из видов надежды в позитивном ключе, или еще называют предвкушением. Ожидание поездки на Мальдивы, выходные с друзьями и шашлыками, новый крутой автомобиль или еще что-то шибко приятное. На этой основе таких ожиданий базируется множество рекламы - "ощути радость прикосновения к своей пушистой и шелковистой шерсти после нашего нового шампуня!" Удовольствие ожидается в будущем, но человек уже в своих фантазиях начинает "потреблять образ себя", раз за разом представляя себя пушистым и шелковистым. Такие ожидания могут давать радость достаточно длительно. Но на самом деле это не отдельная эмоция, а комплект – радостная надежда. В отличие от самой радости, надежда является предвосхищающей эмоцией, действующей ДО свершения ожидаемого. В этом она сходна с интересом. Могу однозначно сказать, что подавляющее большинство средне-зажиточных особей пытается строить свое "счастье" именно по этому принципу – в ожиданиях от отпуска к отпуску, от выходных к выходным, от покупки к покупке. Странно лишь то, что среди этого большинства, я никак не вижу счастливых людей. Наверно чего-то не хватает?

Чувство Собственной Важности . О-о-о! ЧСВ это круто и далеко не всем подвластно! Возникает как ощущение своей крутизны по сравнению с окружающими тебя особями. Способно быть как сейчас, по факту "величия", в чем сходно с радостью (и вероятно являющееся ее разновидностью), так и в виде пролонгированных ожиданий в виде "потребления образа Себя-Крутого". Это позволяет владельцу ЧСВ с полным правом важно раздувать щеки, смотреть свысока и пользоваться невербальной формой общения на пальцах, в быту известной как "распальцовка". Почти все хоть раз в жизни испытывали ЧСВ. И знают, что приятнее удовольствий мало. Причем, учитывая длительное действие этого чувства, оно могло бы послужить основой счастья. Что и делает такой сценарий (стать крутым) крайне привлекательным как смысл жизни. И нужна то для этого сущая малость – всего лишь стать крутой особью, причем даже достаточно просто начать чувствовать себя таковой. Но есть небольшая проблемка - ЧСВ является проекцией не объективной крутизны, а компенсацией комплекса неполноценности и связанно с завышенной самооценкой. Поэтому в долгосрочной перспективе сценарий жизни со ставкой на ЧСВ приведет к скуке в стабильном кругу низкоуровневых особей. Или придется постоянного наращивать статус, что требует огромного напряжения. И чем выше, тем дольше, труднее и опаснее. Последнее похоже на стремление к власти, но это не так. В стремлении к власти ЧСВ далеко не главное, там другие цели и другие эмоции.

ЧСВ является частным случаем Гордости . Причем поскольку гордость не связана с реальными достижениями, испытывать ее можно по любому поводу. Придумайте себе, чем гордиться и пользуйтесь. Хоть коллекцией магнитов на холодильнике, хоть великим интеллектом, даже если он бесполезен, хоть пристрастием "резать правду-матку". Ну и что, что кроме тебя это всем пофигу, щеки то надувать никто не запретит! В целом схема в случае опоры на гордость почти такая же, как и с ЧСВ. Правда, следует отметить, что гордость сейчас не в моде из-за великой непрактичности.

К базовым положительным эмоциям еще относятся восхищение и восторг . Правда некоторые источники туда же запихивают блаженство, спокойную совесть, чувство удовлетворенной мести и еще целую пачку разновидностей. Я считаю большинство таких эмоциональных состояний лишь оттенками или производными от одной или нескольких базовых. Но как бы там ни было, все эти эмоциональные состояния ситуативны, т.е. появляются лишь эпизодически. Поэтому к стабильным опорным удовольствиям их отнести трудно.

В некоторых источниках к эмоциональным состояния относят уверенность , или по другому чувство уверенности. Если брать в масштабе жизни, то это будет уверенность в себе. И действительно, достаточно уверенный человек испытывает в фоновом режиме определенное приятное эмоциональное состояние очень похожее на легкую форму счастья. Не зря же большинство людей хотят быть уверенными в себе. Все интуитивно знают, как приятно быть уверенным . Точнее, все четко знают, как НЕПРИЯТНО быть неуверенным. Вроде бы так и можно к счастью двигаться. Но есть одна маленькая проблема, которую "забывают" сообщить "гуру", обещая в короткий срок научить уверенности. Дело в том, что уверенность в себе это системный феномен целого ряда факторов, и как отдельное эмоциональное состояние не существующий. Ему невозможно научить отдельно от самой жизни и общего успеха в ней. Жизненный успех, Счастье, Уверенность в себе, Хозяин Своей Жизни – это все понятия одного порядка и все достигаются только в результате комплексного развития личности.

Все основные эмоциональные удовольствия рассмотрели. Кроме одного. Того самого интереса . Все эмоции нужны, все эмоции важны! И жизнь человека с точки зрения психофизиологии подразумевает хаотическую смену эмоций и смешивание их просто в соответствии с возникающими ситуациями. Без каких либо предпочтений. Адепты стремления к естеству могут назвать это "просто жить", находя гармонию в неуправляемом течение жизни. Но если отойти от биологии и обратиться к социальной статистике, то такое "естество" вряд ли устроит. Подавляющее большинство "естественно живущих" особей не только не счастливы, но даже не удовлетворены жизнью. Даже в весьма благополучных странах % счастливых взрослых особей крайне невелик.

Если сравнить взрослую выборку с нормально живущими детьми - картины резко отличаются. Пусть не счастливых в полной мере, но вполне жизнерадостных детей много. Можно конечно сказать, что "де у детей пока еще нет забот и хлопот, вот и радуются пока…". Но такое объяснение не выдерживает никакой объективной критики. Причину я вижу в другом. Взрослым, в отличие от нормальных детей, катастрофически не хватает интереса ! И они даже не пытаются его найти, делая ставку на другие эмоциональные состояния в силу полученного воспитания и привычек.

Я однозначно считаю, что интерес и его производные абсолютно необходимы любому человеку. Мало того, именно они являются основной развивающей силой человека. Конечно не как биологической единицы, а как высшей сущности. Интерес это - Приятно, Полезно, Перспективно! А все потому, что интерес единственная положительная эмоция, которую можно испытывать в длительном режиме, т.к. она направлена на сам процесс и в поддержку процессу. Единственное длительное удовольствие, поддающееся сознательному контролю. Единственная эмоция, которая даже при высокой силе оставляет человека в разуме, не только не мешая полезной активности, но даже наоборот усиливая ее, делая индивида более энергичным и бесстрашным.

Вышеуказанный сознательный контроль над интересом-эмоцией конечно не получится прямым и тотальным. Заставить себя просто волевым усилием или какими-нибудь техниками испытывать интерес к любому занятию на выбор не выйдет. Советы типа "если работа скучна – сделайте ее интересной" хоть и работают в некоторой степени, но все же являются обманкой, формируя на короткое время косвенный интерес к последствиям работы.

Контроль своего интереса возможен только в стратегическом плане. Можно найти или сформировать у себя устойчивые интересы и встроить их в свой образ жизни. Тогда в зависимости от формы организации таких интересов, как я уже упоминал, получается либо хобби, либо бизнес. Поначалу такие устойчивые интересы просто позволяют периодически испытывать эмоциональные удовольствия, являясь как бы отдушиной в рутине жизни. Но постепенно, в случае правильного определения основы и грамотной реализации, направление становится доминирующим, подчиняя себе второстепенные интересы. А что еще человеку от жизни надо? Немного комфорта, безопасности, нормальных сексуальных отношений, разных мелких радостей и все – жизнь удалась на полную! А там и счастье не за горами!