Нем простоит вжиться в роль. Марлон Брандо

"В дом к Ахматовой меня привела Фаина Раневская и стала подталкивать: "Прочти что-нибудь, ты же актриса". Наверное, от отчаяния и чрезмерного волнения я вдруг ляпнула: "Ты жива еще, моя старушка..." - вспоминает Ольга Аросева

Огромная фотография Ольги Аросевой со словами "Спасибо за поздравления!" появилась на фасаде Театра сатиры с месяц назад. Даже не намек, а предупреждение: не пропустите, 21 декабря народной артистке России исполняется 80 лет. По такому случаю состоится юбилейный вечер, после которого Ольга Александровна вернется к прежним занятиям: продолжит играть в комедии "Как пришить старушку" и репетировать роль в новом спектакле "Ни сантима меньше!!".

- И как же, Ольга Александровна, пришить старушку? Поделитесь секретом на правах ее хорошей знакомой.

Трудная задачка! С бабулькой уже десять лет справиться не могут. Все выходит на сцену и выходит...

- Живучая попалась?

Тема больно актуальна. Пересказывать сюжет комедии - занятие неблагодарное, замечу лишь: моя героиня побеждает задумавших убийство молодых людей не хитростью, а добротой. Сейчас вокруг столько злости, нетерпимости, но, оказывается, и нормальные человеческие чувства не умерли. Их на время заслонил поток хлынувшей из всех щелей грязи.

- Вы похожи с Памелой Кронки?

Хотела бы походить на нее, но зачем мне комплименты в свой адрес отвешивать? Пусть другие судят. По крайней мере пришить себя не дам, это точно.

- Попытки были?

Разве только со мною? Жизнь норовит каждого ущипнуть, зажать в узком месте, оттереть в сторону. Надо уметь защищаться.

- Вас научили?

Дожила ведь каким-то образом до восьмидесяти лет! При этом все нехорошее, несправедливое, что выпадало на долю страны, коснулось и меня лично. Хотя поначалу жизнь моя напоминала сказку. Первые девять лет провела за границей, где папа работал дипломатом. В Москву из Праги мы вернулись в 1935 году, поселились в знаменитом Доме на набережной, в нашей квартире бывали Немирович-Данченко, Таиров, Ливанов, другие знаменитости - актеры, режиссеры, писатели. И Ромен Роллан для меня не имя на корешке книги, а седой согбенный старик с чудными светлыми глазами, останавливавшийся у нас. Я училась в немецкой школе на Кропоткинской, среди ее воспитанников был, к примеру, Маркус Вольф, будущий глава "Штази", восточногерманской разведки. Мы звали его Мишей. А потом моего папу арестовали. Точнее, он сам пошел к наркому Ежову, которого знал с юности по Казани. С Лубянки отец домой уже не возвратился... Я приехала из пионерского лагеря, а меня не пускают на порог квартиры. Потом все-таки вытребовала велосипед, он стоял в холле у лифта. Открывший дверь вахтер чуть с ума не сошел от страха, трясся и шептал: "Забирай и уходи поскорее, уходи..."

- Больше никогда не бывали в своей квартире?

Там в последние годы жил Арчил Гомиашвили, мне не хотелось к нему идти. Почему-то казалось оскорбительным, что в наших комнатах поселился такой человек. Словно девальвация, подмена произошла. На другого квартиранта отреагировала бы спокойнее, но не на этого Остапа Бендера. Впрочем, его уже нет в живых, не стоит беспокоить душу покойника.

- Одного усопшего все же упомяну - Иосифа Сталина. Ирония судьбы: родиться в один день с человеком, перевернувшим жизнь твоей семьи...

Знаете, я дату не выбирала. Хотя могла, поскольку появилась на свет в полночь, под бой часов. Папа сначала назвал меня Варварой и зарегистрировал двадцать вторым декабря, а потом мама вышла из роддома и потребовала переписать метрику. Так я стала Ольгой, рожденной днем раньше. Когда впоследствии родители развелись, это давало мне дополнительные плюсы. Сначала праздновала с мамой, а потом отправлялась к отцу. И удовольствие двойное, и подарков больше.

Сталина же я видела в июне 35-го на авиационном празднике в Тушине, куда папа водил меня с сестрой. Вождь заметил нас в толпе и пригласил в первый ряд - вместе наблюдать за парадом. Много шутил, подарил мне букет цветов. Видимо, был в настроении, называл меня, девятилетнюю девочку, на "вы", а потом, узнав дату моего рождения, предложил отпраздновать этот день вместе. Смешно, но я полгода помнила о приглашении, 21 декабря, ничего не сказав отцу, купила красивый цветок в горшке, упаковала его и отправилась в Кремль. У ворот была остановлена охраной, страшно перепуганной моими объяснениями. Люди бросились куда-то звонить, что-то уточнять. Потом с улыбкой сообщили: товарищ Сталин очень занят, встретиться не сможет, но за подарок благодарит.

- Добрый дядя был.

Судя по всему, да... Гибели отца ему не простила. Я ведь папина дочка. Даже характер унаследовала - твердый, если не сказать, упрямый. После двух девочек отец мечтал о сыне, но родилась я. Вот и воспитывал в мужском духе.

- Похоже, удалось. Не каждый в 14 лет решится ответить отказом на предложение вступить в комсомол.

Цена членского билета - отречение от папы. Не могла его предать. Как не сдала и Николая Акимова, взявшего меня в Ленинградский театр комедии. Николая Павловича обвинили в космополитизме, труппа покорно молчала, лишь мы с Борисом Смирновым посмели не согласиться. Решила не оставаться в Питере и вернулась в Москву. С тех пор в "Сатире". Более полувека. На старости лет даже диплом о высшем образовании получила. Я ведь в театральном училище недоучилась, после трех курсов ушла играть к Акимову. А на днях вручили диплом о заочном окончании Вахтанговской школы. В качестве подарка к юбилею.

- Красный?

Синий. Видимо, без отличия. И на том спасибо! До недавнего времени единственным документом, подтверждающим, что хоть какой-то курс прослушала до конца, были права водителя троллейбуса. Рязанов заставил пойти в школу при троллейбусном парке, иначе не разрешал снимать финальный эпизод картины "Берегись автомобиля". Помните? Я за рулем, а Смоктуновский к стеклу прилип...

Никогда не рвалась к званиям и орденам. Долго не становилась заслуженной артисткой, хотя Театр комедии еще в 1947 году направлял соответствующее представление. Всякий раз находились причины, никто вслух не говорил, что дело в репрессированном отце. Звание дали лишь в 75-м. Когда получила народную, сейчас и не вспомню. Кажется, тоже к какому-то юбилею. То ли моему, то ли театра. Понимаете, у меня другие ценности в жизни. Любила интересные роли, хорошую погоду, вкусную еду, ценила успех у зрителей, дорожила верными товарищами и компанией для преферанса. Ни разу не щеголяла с наградами перед публикой. Хотя когда-то это было модно. Не забуду Аллу Тарасову в роскошной чернобурке и с орденом Ленина...

- Наверное, не только это помните?

Безусловно! Живу в двадцать первом веке, но могу рассказать о встречах с людьми из девятнадцатого. Да, соприкоснулась с той культурой, и Анна Ахматова для меня не столько классик изящной словесности, сколько живой, реальный человек. Вижу ее, разговаривающую низким голосом, грузную, тяжело ступающую в мужских ботах сорок пятого размера...

- Вы ведь Анне Андреевне даже стихи читали?

Не те, что она ждала... К Ахматовой меня привела Фаина Раневская и стала подталкивать: "Прочти, ты же актриса". От отчаяния и чрезмерного волнения я вдруг ляпнула: "Ты жива еще, моя старушка..."

- И здесь старушка!

Ну да... После первых строк поняла, что несу, и остановилась на полуслове. Лица у собравшихся вытянулись. В повисшей тишине Фаина Георгиевна беспомощно произнесла: "А ведь у нее мама такая замечательная, по-французски говорит..." Раневская хорошо знала маму, работавшую секретарем-референтом у Полины Жемчужиной, жены Вячеслава Молотова. В общем, мне ничего не оставалось, как попытаться загладить вину. Что-то пролепетала и принялась читать ахматовские стихи про красный тюльпан в петлице. Анна Андреевна в ответ даже стала объяснять, какой смысл вкладывала в это стихотворение.

- Больше вы не виделись?

Однажды встретились на Литейном. Был дикий гололед, и я решила догнать Ахматову, чтобы помочь перейти дорогу. Взяла ее под руку и хотела срезать угол. Анна Андреевна сказала: "Нет, Оленька, там никогда не хожу. Видите газеты на стендах? В них прочла о смерти Блока, о постановлении ЦК в мою честь... Все самые скверные новости узнавала на том углу". Мы обошли его стороной и распрощались. Это была наша последняя встреча. Но остались воспоминания. Понимаете, перед вами осколок, свидетель ушедшей эпохи. Мне посчастливилось застать тот прежний, мерцающий Серебряным веком Петербург. Актер Александринки Александр Мгебров показывал салфетку со строчками Блока: "Я послал тебе черную розу в бокале золотого, как небо, аи..." Этот стих посвящался жене Александра Авельевича. Видела лавровый венок из чистого золота, подаренный Николаем Романовым, императором российским, трагику Юрию Юрьеву.

А возьмите актеров, с которыми я играла в кино, - Леонов, Смоктуновский, Папанов, Евстигнеев, Никулин... Какую из сегодняшних так называемых звезд поставите рядом? Нет равных по масштабу личности или силе таланта! Возможно, чего-то не знаю и ошибаюсь, но вряд ли.

- Когда в последний раз в синематограф выбирались?

Давно. Новое меня не слишком интересует. Хватает старого, пережитого.

- Человеческие отношения с партнерами вне съемочной площадки сохраняли?

Смоктуновский парнем был хорошим, хотя и странным. А может, прикидывался таковым. Дескать, не от мира сего. "Не помешаю, Оленька, если присяду рядышком?" Отвечала: "Да пошел ты, Кеша, в жопу! Отстань!" Он лишь глазки к небу поднимал: "Ой, спасибо большое!" Играл человек, нравилось ему... Мы до последних дней перезванивались.

Никулин как-то помог от радикулита избавиться. Слегла капитально, Юрочка сначала ежедневно травил анекдоты по телефону, рассчитывая смехом поднять с постели, потом понял, что толку нет, и порекомендовал знакомого китайца. Тот иголками вылечил.

Леонов - прекрасный товарищ, теплый, уютный. А Папанов весь состоял из крайностей, мог разораться так, что тушите свет... На правой руке у Толи был вытатуирован якорь, который он перед спектаклями старательно закрашивал. А однажды забыл. И вот играют "Вишневый сад". Папанов в роли Гаева, Миронов - Лопахина. Андрюша заметил татуировку и тихо сказал: "Вы из блатных?" В зале ничего не услышали, но стоявшие на сцене легли пластом от хохота. Да, времена стояли такие, что лишь смех спасал...

Спору нет, вспоминать былое приятно, хотя, с другой стороны, страшно, что обо всех товарищах приходится говорить в прошедшем времени. Не так давно возникла идея возродить "Кабачок "13 стульев". А с кем, спрашивается? Большинство актеров, задействованных в том проекте, ушли туда, откуда не возвращаются. Кстати, узнала, что все выпуски "Кабачка" изданы на DVD. Люди охотно покупают, а нам, оставшимся в живых, никто не подумал заплатить хотя бы копейку. Вот где пиратство в чистом виде!

- Предполагали когда-нибудь, что "Стулья" продержатся пятнадцать лет?

Нет, пластинка неожиданно оказалась долгоиграющей. Сначала миниатюры писали Ардов, Ленч, другие наши авторы, потом Саша Белявский перевел пару польских текстов - и пошло-поехало. Внутри "Кабачка" стали складываться актерские пары, герои обрастали биографиями.

- Миронова с Папановым в свою компанию никогда не звали?

Андрюша вел пару выпусков, а Толя считался кондовым, не изящным и, как сказали бы сейчас, не вписывался в формат.

- А вам соскочить с этой иглы никогда не хотелось?

Зачем? Во-первых, привыкла, втянулась, во-вторых, популярность бешеная, хотя кое-кто и шипел в спину: "Дешевая слава!" В-третьих, деньги платили не последние. Сто восемнадцать рублей за передачу. Приличная сумма по советским временам!

- Пани Монику срисовали с кого-нибудь из знакомых?

Не поверите, с родной мамы!

- С потомка польских шляхтичей?

Да, она окончила институт благородных девиц, говорила по-французски, обожала романы, напевала романсы и при этом была жутко любопытна, старалась влезть во все дела, ничего в них не понимая. Зато красиво рассуждала. Однажды, помню, заявила: "Знаешь, Оля, в Москву едет Жиль Мок!" А я понятия не имела, кто он такой. Оказалось, французский профсоюзный деятель. Ну что за радость маме от этого Жиля? Нет, ей все было надо! Готовить не умела, но безапелляционно раздавала советы: "Не забудь добавить соус сабайон и бульденеж!" На просьбу объяснить, что это, отвечала: "Не помню, но очень вкусно!"

"Кабачка" мама не видела, но здесь, в театре, бывала регулярно, хотя я просила приходить пореже. Во время спектакля мама начинала приставать к соседям: "Посмотрите на Аросеву, а теперь взгляните на мой профиль. Видите, одно лицо. Дочь!" Зрителям надоедало это слушать, они требовали унять дамочку. Я умоляла маму вести себя потише, но в следующий раз история повторялась...

Многие актеры могут сказать, что единственный секрет – это вхождение в роль, так что только вы будете знать, что движет вашим персонажем. Это вполне правомерная техника, которую следует попробовать. Но в дополнение к технике вы должны изучить своего персонажа вдоль и поперек. Сделайте его настоящим человеком, а не просто именем на странице.

  • Что он делает в свободное время? Кто его друзья? Что приносит ему счастье? Что говорит его внутренний голос? Где он покупает себе штаны? Каково его общее мировоззрение? Его любимый цвет? Еда? Где он живет?
  • Изучите все, что возможно о персонаже, если его прототипом является реальный человек. Если нет, то изучите все о периоде времени, из которого ваш персонаж, где он жил, какие исторические события происходили вокруг него.

Спросите себя: «Почему?» Проведите обобщающий анализ, но определите мотивацию персонажа в каждой сцене, каждой части. Есть ли у вашего персонажа мотивация, которая просматривается на протяжении всего шоу? А как насчет каждой сцены? Если ответ положительный, то какова она?

  • Обычно все это содержится в сценарии. Если же нет, то режиссер объяснит вам свою концепцию. Обратитесь к своей первой сцене и проанализируйте, чего вы хотите и как вы этого добьетесь. Вы должны закончить двумя вещами: "принятие" или "уверенность" сопровождаемые пониманием "необходимости сделать согласно роли своему другу/любовнику/врагу то, то и то." Как только у вас это появится, дайте волю эмоциям.
  • Выучите свои реплики. Чтобы быть уверенным в исполнении роли и иметь возможность сконцентрироваться на своем персонаже, вам необходимо максимально хорошо выучить свои реплики. Когда вы нервничаете, легко забыть свои строки или запнуться при их произнесении. Чтобы такого не случилось, вы должны их выучить настолько, чтобы могли их рассказать даже во сне.

    • Перечитывайте свои реплики каждый вечер. Когда выучите их, начните декламировать свои строки и посмотрите, насколько долго вы сможете продержаться, не подглядывая в сценарий.
    • Практикуйтесь в произнесении своих реплик перед другом или членом семьи, пусть они говорят за других персонажей. Таким образом, вы также запомните контекст, в котором произносятся ваши строки.
      • И если кто-то запутается, вы сможете его прикрыть!
    • Попрактикуйте способ, которым вы хотите донести свои реплики до зрителей, записав себя на камеру. Поэкспериментируйте с различными способами, чтобы определить, какой из них будет более уместным и естественным.
  • Делайте пометки для себя в сценарии. Несмотря на то, что вам придется потратить кучу времени, стирая потом свои пометки, они могут оказаться весьма полезными. Разработайте свою систему аннотаций, которую сможете понять только вы.

    • Отметьте паузы или такты. Их можно отметить чертой между словами или фразами. Когда вы будете видеть их на протяжении своей реплики, они будут давать вам напоминание и необходимости приостановиться. Паузы настолько же важны, как и слова. Это важно помнить для эффективной подачи своего персонажа.
    • Отметьте свои чувства. В одном параграфе у вас могут встретиться до четырех различных мотиваций. Вы можете начать злится, вспылить и снова обрести над собой контроль. Отметьте свои эмоции (или то, что вам будет служить напоминанием о них) поверх строчек, чтобы помочь вам вспомнить наилучший способ подачи реплики.
    • Отметьте свои реакции. Все верно, вы должны делать пометки и поверх реплик других актеров. В конце концов, вы будете на сцене, и по крайней мере один человек да будет смотреть на вас, даже если вы не говорите. Что вы чувствуете в ответ на то, что вам говорят? Чем вы думаете, когда наблюдаете действующую сцену со стороны? Когда вы с этим определитесь, сделайте пометки.
    • Отметьте громкость произнесения реплик. Могут встретиться строки, которые будет необходимо произнести гораздо громче, чем остальные, или слова, которые необходимо будет даже прокричать. Проштудируйте свой сценарий как музыку, отмечая крещендо, диминуэндо и акценто.

    Движения и голос

    1. Расслабьтесь. Возьмите глубоки вдох и подержите его несколько секнд. Это хорошо помогает людям, если их тело напряжено. Затем расслабьте все свои мышцы. "Дыхание кубышка" также является хорошим методом. Делайте медленный вдох в течение 4 секунд, подержите его 4 секунды, а затем делайте выдох в течение 4 секунд. Общий эффект будет успокаивающий.

      Отдавайте себе отчет в том, что делает ваше тело. Для исполнителей существуют целые техники и занятия, посвященные сценическому движению, и это не просто так. Они помогут вам наилучшим образом утилизировать пространство и взять контроль над сценой. Исполнение роли заключается не только в вашем голосе и мимике, а во всем.

      • Не бойтесь наделять своего персонажа индивидуальными особенностями. Ходит ли он слегка прихрамывая из-за боевого ранения? Теребит ли она постоянно волосы? Любит ли он любоваться женскими ножками? Грызет ли она ногти? Всего этого может не быть в сценарии! Подумайте о том, как бы вел себя ваш персонаж в повседневной жизни. Как вы видите героев, сидящими в приемной? Что они будут делать во время ожидания?
      • Не говорите нелепо – убедитесь, что ваш голос разносится в пространстве, вы не мямлите или не говорите так, чтобы вас слышали только партнеры по сцене.
      • Если вы играете пьесу, вы должны быть уверены, что люди на задних рядах вас слышат, поэтому встаньте прямо, настройте голос и слегка повернитесь к зрителям. Вам не стоит разговаривать с задней стенкой сцены.
      • Не тараторьте. Это зачастую искажает слова и становится трудно разобрать, что вы говорите.
    2. Говорите отчетливо. Когда вы находитесь на сцене перед камерой, вы должны произносить слова четко, чтобы все звуки были хорошо различимы. Это особенно важно в произнесении окончаний слов, которые легко проглотить и они потеряют свою акустику.

    3. Говорите, как ваш персонаж. Даже если у вашего персонажа нет акцента, все же остаются аспекты индивидуального диалекта, которые могут быть не указаны в сценарии. Учитывайте возраст, расу, социальный статус, верования и уровень дохода вашего персонажа.

      • Избегайте неправильной речи, анализируйте диалог своего персонажа.

    Когда вы играете роль

    1. Будьте эмоциональны. Об этом даже и напоминать не надо. К сожалению, многие так не делают. Как актер вы должны отражать определенные эмоции и убеждаться, что публика видит, что вы чувствуете, вне зависимости от того на сцене ли вы или играете на камеру. Используйте собственные эмоции, чтобы войти в роль, теперь вы одно целое со своим персонажем. .

      • Найдите внутри себя такую эмоцию, которая соответствует чувствам вашего персонажа. Ее мама умерла? Ок, слава богу, ваша мама жива, но вы же помните, как, может быть, умер ваш пудель или золотая рыбка, и это вас мучило. Вы плакали целыми днями. Настройтесь на эту волну. Публика понятия не имеет о том, какой ваш пусковой механизм, она просто видит, что вы опустошены, и что это имеет отношение к сюжету, который они видят (ах, если бы они знали…).
      • Манипулируйте тоном своего голоса. Если ваш персонаж расстроен, вы можете пожелать, чтобы ваш голос звучал более резко и менее контролируемо. Если ваш персонаж восхищен или нервничает, пусть ваш голос звучит выше.
      • Используйте жесты и язык тела для передачи своих эмоций. Не стойте с руками по швам. Если ваш персонаж зол, он размахивает руками и топает ногами. Если персонаж печален, ссутультесь и опустите голову. Будьте логичны.
    2. Умейте выкручиваться. Никогда, никогда, никогда, никогда, никогда не показывайте того, что вы запутались. Достаточно было сказано "никогда", чтобы вы поняли? Вне зависимости от того, в чем причина, никогда публика не должна это знать. Если вы этого им не позволите, знаете, что произойдет? Они не узнают!

      • Если вы запутались в танце или движениях, не спадайте с лица. Уверенность может невероятно дурачить людей. Продолжайте улыбаться. Улыбайтесь, потому что только вы знаете об ошибке.
      • Если вы промахнулись с репликой, обыграйте ее. Единственные люди, которые знают сценарий, находятся на сцене. Вернитесь к нужной реплике. Если другие актеры на сцене будут такими же профессионалами, как и вы, это не станет проблемой.
    3. Почувствуйте момент. С того момента, как вы ступите на сцену, вас больше не касаются ваши романтические дела, финансовые проблемы и общая усталость. Все должно быть оставлено позади. Вы находитесь только в том моменте, которые сейчас создаете сами на сцене.

      • Если вы переживаете что-то во время исполнения шоу, это необходимо выкинуть. Театр должен давать вам успокоение, а не добавлять проблем. Пользуйтесь моментом, чтобы побыть кем-то другим и оставить свои проблемы (и отношение к ним) за дверью. Вы можете воспользоваться этим на несколько часов. Выбросьте мысли из головы и начните активно слушать, покажите, что вы присутствуете на сцене. Публика заметит, если это не так.
    4. Не прекращайте играть персонажа. Если вы все забыли, просто помните, что вы должны быть этим персонажем, не соскальзывайте с роли и не становитесь самим собой. Дети в театре могут быть большими шутниками. Сдержите свой смех при виде трусов-боксеров на стойке бара, которые вы должны использовать в качестве тряпки, изображая из себя лучшего бармена этих мест.

      • Если на сцене произошла путаница или все пошло не так, как планировалось, оставайтесь в роли, реагируйте так, как реагировал бы ваш персонаж. Не прозвучал звук выстрела? Хорошо, что у вас был с собой нож, который публика не могла видеть, чтобы вы могли «подстраховать» заснувшего звукорежиссера. Следовало бы его уволить.
    5. Будьте на позитиве. Порой переживания по поводу путаницы на сцене или о реакции других людей могут обрушить ваш настрой. Часто, если вы развлекаете зал, публика может начать давать свои реплики, чтобы позабавиться с вами.

      • Принимайте критику с благодарностью. Если режиссер говорит вам делать что-то по-другому, не принимайте это как личное оскорбление. Наоборот, смотрите на это, как на шанс улучшить свою игру.
      • Ваша игра на сцене улучшается и выглядит более естественно, если вы получаете от этого удовольствие, а не впадаете в стресс. Оставаясь на позитиве, спуская напряжение и стресс, вы сможете более легко вживаться в роль.
    6. Избавьтесь от скованности. Выполняйте упражнения на релаксацию, войдите в роль и перестаньте думать, что о вас подумают остальные. Не делайте этого, так как это рождает беспокойство! Просто играйте, потому, что это дает вам прекрасные ощущения.

      • Посмотрите в зеркало и скажите: “Я больше не я. Теперь я - [имя персонажа].” Вы больше не вы, поэтому не волнуйтесь о том, что о вас подумают люди. Помните, что, когда вы что-то делаете, публика не видит лично вас. Они видят вашего персонажа.
    7. Помните свое время. Вы должны знать, когда ваша очередь выходить на сцену и вступать в действие. Если вы пропустите свою очередь, против вас будут обращены все взоры актеров на сцене (а также ваш внутренний голос). Поэтому, когда уже подходит ваша очередь, вы должны на крыльях ждать ее и уже входить в роль.

      • Посетите туалет до начала спектакля. Вы же не хотите пропустить свой выход сидя в туалете.
      • Внимательно слушайте, когда будет ваша очередь. Даже если вы примерно знаете время своего выхода, внимательно слушайте то, что творится на сцене. Не отвлекайтесь и не разговаривайте ни с кем.
      • В экстренной ситуации, когда вам совершенно необходимо выйти в туалет или проверить свою машину, дайте кому-нибудь об этом знать, даже если вы считаете, что успеете вернуться. Экстренные ситуации случаются, но если только у вас не кто-то умер или вы не чувствуете что вот-вот взорветесь, вы обязаны выйти на сцену.
    8. Знайте свою позицию на сцене и окружающую обстановку. Когда вы играете в пьесе или на камеру, вы должны знать свое пространственное месторасположение. Чтобы быть кратким, "найдите свет." Оставайтесь в нем. Он там, чтобы подсвечивать вас.

      • Когда говорите, слегка поворачивайтесь к публике. Это называется четвертованием. Вы же хотите, чтобы она могла видеть вас и слышать ваш голос, но при этом так, чтобы казалось, что вы действительно ведете разговор. Если режиссер говорит, что вы закрыты, повернитесь к публике на 90º (четверть круга).
      • Если вы снимаетесь в фильме, не смотрите прямо в камеру, если только вы не в офисном эпизоде и режиссер вам не говорит, что необходимо сделать именно так. Вместо этого, говорите с другими актерами и взаимодействуйте с окружающими предметами так, как делал бы ваш персонаж.

    Работайте с другими в команде

    1. Слушайте режиссера. Режиссер знает общую картину работ над постановками, поэтому он или она знают, о чем говорят. Принимайте их критику или предложения серьезно. Если они хотят, чтобы вы сделали что-то, и вы понимаете, почему, сделайте, что они просят. .

      • Исполняйте авторские ремарки и учитывайте их при заучивании своих строк. Если вы не понимаете смысла, спросите! Например, вы же не хотите пересекать сцену, не зная, зачем вы это делаете. А ваш режиссер оценит ваше стремление понять характер вашего персонажа.
      • Задавайте вопросы (до того, как режиссер что-нибудь скажет), если вам непонятно как что-то делать. Если вы не знаете, как должны реагировать на что-то или как преподнести какую-либо строку, не бойтесь спросить об этом режиссера. Обычно они достаточно хорошо знают, что они хотят увидеть.
    2. Не чувствуйте себя дивой. Помните, что актерское мастерство не зациклено на вас, а результат постановки – это усилие всей команды. Где бы вы были, не будь других актеров, ассистентов, технического персонала и костюмеров? Одни, на плохо освещенной сцене, в голом виде – вот где.

      • Если у вас главная роль в постановке, это не означает, что вам досталось самое сложное. Успокойтесь и слезьте со своей башни из слоновой кости. Учитывайте усилия всей команды. Что произойдет, если вы разозлите звукооператора? Он может не нажать на кнопку выстрела для вас, когда это будет необходимо. Поэтому будьте вежливы, ваша команда может либо сделать вас, либо сломать. В этой команде нет понятия "Я".
    3. Играйте роль и реагируйте. Вы можете зазубрить каждую свою строчку, но если вы не слушаете того, кто говорит с вами, это обречено на провал. Например, другой актер может взять совершенно не то направление и сцена несколько потеряет свой накал и напряжение. Вы же должны придерживаться тому, как идет сцена, вне зависимости от того, куда она идет. Поэтому не только играйте, но и реагируйте на действия других актеров.

      • Почитайте строки вместе с партнерами по игре и попрактикуйтесь. Даже если вы прекрасно знаете свои строки, вам необходимо работать с другими людьми над их подачей, а также совместно проработать сцену. Вы должны играть с другими актерами, а не просто перечитывать свои строки. Развлекайтесь и экспериментируйте с этим! Это самое интересное в актерском творчестве.
    4. Используйте публику. Несмотря на то, что технически вы не должны пробиваться сквозь переднюю стенку (по крайней мере в большинстве постановок), ваши зрители именно за ней. Они там и вам необходимо работать с ними. Не забывайте, что их присутствие – хорошая вещь. И даже замечательная! Подпитывайтесь их энергией. С этим нельзя ничего сравнить.

      • Когда публика смеется или аплодирует, дайте ей минутку искупать вас в овациях. Пусть даже не минутку, но подождите, когда они немного стихнут, чтобы продолжать дальше, чувствуйте момент. Чувствуйте то, где находятся они, и куда должны двигаться дальше вы вместе со сценой. Это может звучать несколько абстрактно, но когда вы наберетесь побольше опыта, вы все поймете.
      • Подумайте о времени в своей жизни, когда вы переживали эмоциональные реакции, чтобы пробудить эмоциональность своего персонажа. Например, если ваш персонаж сильно опечален, вы можете попробовать вспомнить момент, как вы хоронили свою собаку или родственника.
      • Изучите актеров, которыми восхищаетесь. Вы можете посмотреть видео со своими любимыми актерами и послушать их советы. Запишите то, что вас вдохновляет, и попробуйте воплотить это на практике.
      • Попросите покритиковать вашу игру. Иногда режиссеры предлагают индивидуальные занятия, чтобы помочь вам улучшить игру.
      • Разогревайтесь перед выходом. Выполните простые дыхательные упражнения, чтобы разогреть горло, и разомните тело, чтобы избежать дрожи во время выхода на сцену.
      • Если вы все еще работаете над образом своего персонажа, понаблюдайте за людьми. Вы можете обратить внимание на незнакомцев или на людей, которых вы знаете и позаимствовать у них определенные привычки и манеры, которые вы бы хотели видеть у своего персонажа.
      • Помните о регулярном дыхании, когда вы находитесь на сцене или перед камерой. Это помогает расслабиться и произносить свои строки более четко.
      • Если вы боитесь сцены, вы должны постоянно практиковаться выступать перед членами своей семьи, чтобы привыкнуть выступать.
  • Для того чтобы стать актером, в первую очередь необходимо разобраться в том, как сыграть роль, из чего состоит работа над образом, какими средствами можно воспользоваться, чтобы персонаж стал ярким и по-настоящему живым. Начинающему актеру хорошо бы поработать в театральном коллективе - здесь он приобретет бесценный практический опыт игры на сцене, а теорию можно изучать самостоятельно. Станиславский считал, что самое главное в становлении актера - работа над собой.

    Как снять психофизический зажим

    Первая проблема, с которой сталкиваются начинающие актеры, - это психофизический зажим. Если говорить попросту - это страх перед сценой, зрителями, боязнь забыть слова или действия. Новичкам кажется, что онемели руки, ноги, сел голос, что ни единого слова в голове не осталось. Для того чтобы избежать зажима, можно пользоваться таким упражнением: перед выходом на сцену надо ярко и отчетливо представить, что на уровне рампы находится прочная стена, и вы не можете ни слышать, ни видеть, что происходит в зале. Представьте, что вы играете роль, находясь в одиночестве на сцене, и только вашими чувствами и переживаниями наполнено пространство. Никакого страха перед самим собой у вас не возникнет.

    Намного увереннее вы будете чувствовать себя на сцене, если хорошо выучите и поймете свою роль. Перед спектаклем выйдите на сцену и просто постойте перед зрителями минуту. Увидите, что сразу стало некуда деть руки, захочется спрятать глаза, будет очень неловко. А если вам скажут выйти на сцену со стулом, поставить его точно посередине, встать на него, снять с занавеса часть декорации, слезть со стула и унести его за кулисы, то вы будете чувствовать себя очень комфортно. Если вы хотите хорошо сыграть свою роль, наполните ее физическим действием, и ваше поведение будет органичным!

    Как вжиться в роль

    Вжиться в роль - самый сложный вопрос для актера. Вот несколько советов, которые помогут вам овладеть этим мастерством.

    • Напишите историю своего персонажа, раскройте его характер, особенности поведения, привычки, манеры, особенности мышления, речи, одежду, внешность. Создавая впоследствии образ, читайте эти записи и воплощайте в жизнь все описанные детали.
    • Постарайтесь понять поведение своего персонажа, и даже если он отрицательный, полюбите его. Оправдайте все его поступки, выстройте цепочку причин поведения, которые сольются в рисунок роли. В итоге вы должны понять, что никак иначе ваш герой не может поступать, что все, что он делает - максимально логично и правильно с его точки зрения.
    • Перед выходом на сцену выполняйте следующее упражнение. Вначале представьте себе своего героя - вот он стоит перед вами. Разглядите все его детали, мелкие подробности лица, одежды, обуви, даже предметы, которые у него в карманах или в руках. А теперь силой мысли снимите с него «оболочку», чтобы получился такой воображаемый «костюм» вашего героя. Наденьте его на себя, освойтесь, посмотрите, как вам в нем удобно и комфортно. Все! Вы теперь - это ваш герой! Действуйте в соответствии с вашей целью в рамках театрального представления.

    Как выучить текст и не забывать его на спектакле

    Конечно, чтобы стать актером, надо иметь хорошую память. Но можно упростить себе задачу: не просто механически учите текст, а к каждой фразе «привязывайте» конкретное действие. Например, говорите: "Здравствуйте, дорогие мои бабушка и дедушка!" и в это время из чемодана достаете два пакета и раздаете партнерам. Соединив слова и действия, вы никогда не забудете ни того, ни другого.

    Как работать над речью и пластикой

    Молодым актерам, чтобы сыграть свою роль на высоком профессиональном уровне, очень важно овладеть речью и телом. Для развития речевых и голосовых данных существует лицевая гимнастика, которая укрепляет мышцы и позволяет сделать мимику яркой и выразительной. А скороговорки, стихотворения, протяжные песни помогут разработать дыхание, научиться выговаривать сложные слова. Заниматься речевыми упражнениями необходимо каждый день не менее 15 минут, желательно перед зеркалом. Упражнения по пластике лучше всего выполнять в форме этюдов на «зерно животного». Изобразите кошку, пантеру, медведя, птицу, лягушку, старайтесь повторить все повадки и движения. Овладев речью и пластикой, вы сыграете блестяще любую роль!

    Актеры — представители удивительной профессии. Они умеют правдоподобно рассказать со сцены о судьбе своего героя, заставить зрителя поверить каждому слову и жесту, плакать и улыбаться, радоваться, сопереживать и смеяться от души.

    Правдоподобность актерской игры

    Актерский профессионализм зависит не только от того, сколько знаний получил человек в университете или на специальных курсах, обучаясь этому виду мастерства, но и от наличия таланта, личных качеств — целеустремленности и упорства. «Не верю!», — это высказывание часто повторял Станиславский тем, кто не сумел перевоплотиться в своего персонажа. Создание убедительного образа — задача не из легких. Для настоящей правдоподобности в актерской игре человеку нужны некоторые навыки и опыт. Хороший актер должен обладать способностью образно мыслить и уметь быстро перевоплощаться для исполнения разных персонажей. Чтобы вжиться в роль, актеру приходится, зачастую, преодолевать долгий путь и добиваться безукоризненного исполнения непосильным трудом. Врожденные способности помогают актеру избавиться от проблемы — как вжиться в роль по Станиславскому . Однако, такой талант свойственен лишь избранным. Как сделать так, чтобы актеру поверили и никто из зрительского зала не смог усомниться в правдивости происходящего на сцене?

    Приемы, помогающие вжиться в новую роль

    Следующие приемы помогают вжиться в роль персонажа как опытным актерам, так и новичкам:

    • изучение прототипа роли. Прочитав сценарий, актеру следует найти подходящий объект, чтобы изучить характер своего героя. Манера поведения, характерные движения и свойства темперамента, мельчайшие детали в виде тембра голоса и тона, взгляда, мимики и жестом — то, что поможет, как говорил Станиславский , «влезть в душу». Заразившись образом нового героя, актер ставит собственную личность на второй план. Специалисты советуют избегать полного отождествления себя с героем, чтобы избежать неприятных последствий. При возникновении каких-либо трудностей с «вхождением» в роль, актер может обратиться к психологу, который поможет проанализировать личность персонажа и разобрать его эмоции при различных обстоятельствах;
    • организация быта, максимально похожего на жизнь исполняемого героя. Создав подходящие условия до начала съемок, актер может всего за несколько дней прочувствовать своего героя.
    • создание убедительного внешнего вида. Этот пункт предполагает работу над сценическим образом, костюмом и аксессуарами. Актеру следует посмотреть на себя чужими глазами и постараться направлять свои эмоции в слова и действия;
    • получение необходимых для новой роли навыков и умений. Учитывая тот факт, что данная профессия обязывает человека быстро обучаться и хорошо овладевать сутью предмета, актеру иногда нужно вжиться в роль двух или более персонажей. Работа над каждым из образов требует определенных знаний, опыта и жизненной философии. Иногда для успешной игры требуется освоить игру на музыкальном инструменте, новое танцевальное направление или навыки художника;
    • передача эмоционального фона, свойственного герою. Для большей убедительности в исполнении стоит создать подлинные переживания. Справиться с меланхоличной ролью помогут грустные и печальные воспоминания. Эмоции сильной, яркой и харизматичной личности можно передать, вспомнив ощущение уверенности и энергичности от успешно завершенного дела;
    • искренняя вера и проживание своего вымысла. Не обязательно для этого заранее готовить речь. Чтобы добиться успеха, актеру важно почувствовать себя действительно другим человеком, у которого другие мысли, чувства, мечты и переживания. Импровизация станет отличным помощником в этом деле. Для блестящей игры актеру важно быть сконцентрированном на своем альтер-эго и помнить, что без веры в себя он не сможет завладеть вниманием зрителя.

    Как улучшить умение вживаться в роль

    Человеку, которому предстоит вжиться в роль, необходимо подготовиться к будущей игре определенного персонажа не только информационно и физически, но и морально. Такая процедура знакома каждому профессиональному актеру. К примеру, если человек вживается в роль исторического персонажа, стоит поинтересоваться всей его биографией, воспоминаниями, переживаниями, фотографиями и выступлениями героя. Ежедневное перечитывание сценария, запоминание своих и чужих реплик поможет всецело проникнуться идеей представления и прочувствовать его атмосферу. Актер, готовящий роль, должен выступать также в роли строгого аналитика, который поймет суть роли и ее главное предназначение в спектакле.

    Посещая репетиции, важно выкладываться на них в полную силу, демонстрируя все эмоции персонажа максимально достоверно и глубоко. Искренняя вера в себя, оттачивание каждого жеста и слова, интонации и движения помогут добиться невероятной правдоподобности. Развитие способности ощущать чувства и настроение окружающих станет полезным навыком для тех, кто не знает как вжиться в роль актеру. Высокий уровень эмпатии в сочетании с духовным и этическим самосовершенствованием способны повлиять на успешность актерской карьеры.

    Многие звёзды Голливуда практиковали систему Станиславского по крайней мере несколько раз за свою карьеру, чтобы отточить актёрские навыки и показать по-настоящему убедительную игру. Согласитесь, применять её, чтобы вжиться в образ испорченного миллиардера, ещё куда ни шло. Совсем иначе обстоит дело, если необходимо убедить публику, что вы — наркоман. Должно быть, киноактёры используют особенные приёмы. Ведь они не могут с утра до ночи принимать наркотики, только чтобы понять, как чувствует себя человек под героином. Итак, как же они это делают?

    Джон Траволта в "Криминальном чтиве" (1994)

    Начнём наш обзор с культового кинофильма 90-х "Криминальное чтиво". В центре повествования — два гангстера: Джулс Уиннфилд и Винсент Вега. Последнего великолепно сыграл Джон Траволта, и особенно ему удалась сцена, в которой его герой основательно приложился к героину. Перед тем как выйти на съёмочную площадку и "впасть в наркотический бред", киноактёру пришлось подготовиться. Траволта побеседовал с экс-наркоманом и другом Квентина Тарантино, который поделился с ним маленьким секретом: чтобы почувствовать себя, как под дозой героина, достаточно выпить побольше текилы и лечь в горячую ванну. Траволта проделал этот трюк со своей женой и выполнил поставленную задачу блестяще.

    Хит Леджер в "Кэнди" (2006)

    Помните потрясающую игру Хита Леджера в драме "Кэнди"? Киноактёр сыграл поэта Дэна и ради этой роли даже оставил на время сёрфинг. Хит намеренно избегал солнца и скрывался в темноте, чтобы стать болезненно бледным. Но и это ещё не всё. Леджер проводил время с настоящим наркоманом в Сиднее, который показал ему на протезе руки лучший способ ввести дозу. Потрясающая самоотдача!

    Николас Кейдж в фильме "Покидая Лас-Вегас" (1995)

    Когда Николас Кейдж начал готовиться к роли склонного к суициду алкоголика в картине "Покидая Лас-Вегас", он узнал действительно будоражащие факты об алкоголизме. Киноактёр признался, он беседовал со многими пьяницами, чтобы получить необходимую информацию. Вероятно, они поведали Николасу нечто, от чего становится дурно и возникает неприятное чувство в животе. Именно поэтому его крайне убедительная игра в фильме "Покидая Лас-Вегас" способна вызвать у зрителя приступ неподдельной тошноты.

    Сэмюэл Л. Джексон в "Тропической лихорадке" (1991)

    По иронии судьбы, роль Сэмюэля Л. Джексона в "Тропической лихорадке" основывалась целиком и полностью на его прошлом опыте. На самом деле это был первый фильм, в котором он воздержался от наркотиков. Сэмюэл закончил реабилитацию всего за несколько недель до начала съёмок. Вот она — система Станиславского в действии!

    Джаред Лето в "Реквиеме по мечте" (2000)

    Джаред Лето прославился двумя вещами: своей рок-группой Thirty Seconds to Mars и игрой по системе Станиславского. Только вспомните прошлогодний "Отряд самоубийц" и его действительно достойное перевоплощение в образ Джокера! Когда Джаред играл героинового наркомана в культовом фильме 2000-х "Реквием по мечте", он также выложился по максимуму. Чтобы его игра была убедительной, киноактёр попробовал практически всё, за исключением наркотиков. Он неделями жил с наркоманами, наблюдая за ними в естественной обстановке, и намеренно сбросил более 10 кг, чтобы выглядеть соответствующе. Лето довёл себя до того, что падал в обмороки прямо на съёмочной площадке.

    Леонардо Ди Каприо в "Волке с Уолл-стрит" (2013)

    Завершает наш обзор Леонардо Ди Каприо и его герой Джордан Белфорт, злоупотребляющий метаквалоном, из фильма "Волк с Уолл-стрит". Сцена передозировки, исполненная киноактёром, стала одной из лучших в картине. Чтобы правдоподобно сыграть свою роль, Ди Каприо не пришлось избегать лучей солнца или доводить себя до истощения. Он обратился за помощью к самому Джордану Белфорту. Актёр попросил его кататься по полу, как если бы он принял метаквалон, и снимал происходящее на видео. Надо полагать, это помогло, но не настолько сильно, как просмотр ролика на YouTube с парнем, который пытается выпить, но так пьян, что просто катается по земле.