От "Норд-Оста" до "Призрака Оперы": невероятная история театрального продюсера Дмитрия Богачева. От "Норд-Оста" до "Призрака Оперы": невероятная история театрального продюсера Дмитрия Богачева — Кто инвесторы российских мюзиклов

Премьерой "Очень смешной комедии о том, как шоу пошло не так" откроется 6 октября новый сезон в Театре МДМ. О мюзиклах и драматических спектаклях на Бродвее, театральной клоунаде, балансе творчества и коммерции корреспондент РИА Новости поговорила с продюсером спектакля Дмитрием Богачевым.

— Вы были основателем и главой самой успешной российской компании по производству бродвейских мюзиклов в России и внезапно покинули ее, что случилось?

— Если вкратце, российскую компанию "Стейдж Холдинг", переименованную впоследствии в "Стейдж Энтертейнмент", я основал по инициативе голландского предпринимателя Йопа ван ден Эндэ в 2004 году и спустя некоторое время передал ее международному театральному холдингу, став почти на полтора десятилетия ее лидером и продюсером. Пять лет назад компания была продана институциональному инвестору — международному фонду прямых инвестиций, не имеющему к театральному искусству никакого отношения, а буквально недавно продана снова, на этот раз американскому частному фонду. Те, кто сталкивался с подобным, знают, что происходит, когда компания идет по рукам и меняет собственников одного за другим. Не вдаваясь в подробности, наши взгляды на жизнь и представления о прекрасном постепенно разошлись настолько, что мы перестали понимать и слышать друг друга. Перефразируя Андрея Синявского, у меня с новыми собственниками возникли чисто эстетические разногласия. Лично я предполагал и дальше заниматься театром, соблюдая здоровый баланс между коммерческим и творческим.

Баланс удержать не удалось?

— Для меня художественная ценность наших постановок и их оценка зрительской аудиторией значат как минимум не меньше, чем их финансовый результат, тогда как главными показателями любого инвестиционного фонда являются рентабельность, доходность и окупаемость. Все остальное для них — лирика. Отсюда и наши разногласия. Но есть и другая причина осложнений в моих взаимоотношений с голландской штаб-квартирой. Она связана с мюзиклом "Анастасия".

Мюзикл сейчас с успехом идет на Бродвее?

— Каждый день уже почти два года. Я придумал эту постановку и создал ее творческую концепцию, а затем, получив одобрение правообладателей — голливудской студии 20th Century Fox, пригласил к сотрудничеству выдающихся бродвейских авторов, с которыми мы, собственно, и реализовали мой замысел. Когда мюзикл обрел свои очертания, стало понятно что его ждет большой коммерческий успех. В этот момент не проявлявшие до той поры никакого интереса коллеги из штаб-квартиры "Стейджа" оживились и начали активно отодвигать меня в сторону, пытаясь изолировать от творческого и постановочного процессов. В результате напряженных переговоров на грани конфликта голландские коллеги были вынуждены признать мою роль, отметив ее официально отдельной строкой во всех афишах постановки на Бродвее и обязавшись делать это по всему миру, где бы она ни ставилась. Тем не менее, хотя мы и пришли к соглашению, осадок остался. Для меня это стало тревожным сигналом о неоднозначном отношении моих голландских коллег к интеллектуальной собственности, права на которую в моем понимании неприкосновенны. Так 13-летний период руководства компанией "Стейдж Энтертеймент" подошел для меня к логическому концу, и я продолжил заниматься тем, чем занимался почти два десятилетия, начиная с участия в мюзикле "Норд Ост" и "12 стульев".

Новый сезон в МДМ вы откроете премьерой "Очень смешной комедии, о том, как шоу пошло не так", почему решили обратиться к драматическому театру?

— Мы открываем сезон 6 октября и впервые за 15 лет не мюзиклом, а драматическим спектаклем — очень веселой комедией, самой смешной из всех, что мне доводилось видеть. Причем, что важно, бродвейской. В этом смысле я решил продолжить традицию МДМ как театра российских постановок спектаклей, созданных по бродвейским стандартам.

Бродвей — это ведь не только мюзиклы. Ежегодно лучшие режиссеры ставят там драматические спектакли в диапазоне от традиционной классики до дерзких экспериментов, от глубоких психологических драм до комедийных спектаклей, от Шекспира, Чехова и Ибсена до Уильямса, Миллера и Беккета.

Но наша комедия о том, как шоу пошло не так, это вообще нечто особенное, своего рода феномен в жанре театральной клоунады. Это как если объединить приемы Чарли Чаплина и Монти Пайтона. Все два часа зрители в зале буквально умирают от хохота, наблюдая за тем, как по сюжету спектакля труппа любительского театра пытается играть пьесу Агаты Кристи и все с самого начала идет не так: артисты путают реплики и забывают появиться на сцене, рабочие сцены приносят не тот реквизит, декорации разваливаются… В отчаянии артисты по ходу действия пытаются спасти премьеру от полного провала, но от этого степень абсурда только нарастает. Зрители в зале тоже становятся участниками этого сумасшествия. Символично, что в канун Года театра мы выпускаем спектакль о театре — живой, яркий, очень динамичный, наполненный здоровым юмор и самоиронией.

— Режиссер спектакля — англичанин Шон Тернер, он сразу принял ваше предложение, учитывая непростые отношения России и Великобритании?

— Не хочу никого обидеть, но иногда политика кажется мне деятельностью бесполезной, призванной создавать проблемы, чтобы затем их решать. По-моему, театр не должен тратить на нее время, сосредоточившись на более интересных и важных задачах. Мы с коллегами из Европы и Америки находимся в одном культурном поле, говорим на одном языке, разделяем одни ценности и делаем одно дело. Шон приехал к нам с радостью. Поработать с нашими артистами, узнать русскую театральную школу непосредственно в процессе постановки для любого иностранного режиссера это очень интересный опыт. В нашем же случае речь идет о соединении двух великих театральных культур — российской и английской. Шон впечатлен уровнем наших артистов, для которых, в свою очередь, открылся новый мир театральной клоунады и так называемого физического театра, сильно отличающийся от привычного нам театра психологического. В этом мире актер находится в постоянном контакте с аудиторией и выстраивает свое существование на сцене в том числе в зависимости от реакции зала, а зрители становятся участниками спектакля.

Что планируете поставить в дальнейшем?

— В следующем году мы думаем о постановке сразу двух спектаклей, для чего нам понадобится еще один театр. Если все пойдет, как задумано, мы поставим очень известный мюзикл, созданный выдающимися авторами, имена которых известны без преувеличения всему человечеству.

Заинтриговали, как он называется?

— Пока это секрет, который я раскрою чуть позже. А вслед за "Очень смешной комедией о том, как шоу пошло не так" мы поставим другую про "Ограбление банка, которое пошло не так".

Это классика Голливуда — банк и не так…

— Такая концепция про то, как что-то идет не так, открывает неограниченный простор для юмора, импровизации, спонтанных непредсказуемых поступков, эпатажа, эксцентрики. Зрители не могут даже представить, что произойдет в следующий момент и чем все закончится. Складывается впечатление, что об этом не знают и сами артисты. По крайней мере, так убедительно они играют свои роли.

Продюсер, глава театральной компании «Стейдж Энтертейнмент»

Йоп ван ден Энде родился 23 февраля 1942 года в Амстердаме. На сегодняшний день он является соучредителем и собственником компании Stage Entertainment, а также совладельцем продюсерской компании Endemol. Именно с его подачи в Нидерландах стали развиваться новые традиции индустрии развлечений - музыкальная, театральная, телевизионная.

В 1993 году Йоп ван ден Энде вместе с Джоном де Молом основали телевизионную компанию Endemol, в которой воплотились усилия и результаты деятельности нескольких TV-организаций. В результате предприятие Endemol превратилось в одного из самых крупных производителей популярных телевизионных проектов, таких как, например, риалити-шоу «Большой брат». В 1996-ом году компания Endemol была продана крупному предприятию Telefonica - за пять с половиной миллиардов долларов. Сегодня компания Endemol активно функционирует в 25 странах на пяти континентах.

Компания «Стейдж Энтертейнмент» - европейский лидер индустрии развлечений - была основана Йопом ван ден Энде в 1998 году. Сейчас это активно развивающаяся международная корпорация. Под личным руководством Йопа ван ден Энде компания стала крупнейшим игроком на мировом рынке шоу-бизнеса. Штат «Стейдж Энтертейнмент» насчитывает 4 000 сотрудников по всему миру.

Йоп ван ден Энде занимается не только предпринимательством, но и благотворительностью. Так, например, в 2001 году бизнесмен и его жена учредили фонд VandenEnde Foundation, который на сегодняшний день является одним из наибольших голландских частных фондов. Благотворительная организация VandenEnde Foundation постоянно оказывает значительную финансовую поддержку большому количеству организаций - образовательным учреждениям, театральным и искусствоведческим организациям, а также прочим компаниям.

15-летняя история бродвейских мюзиклов в России. Об этом культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал с продюсером Дмитрием Богачевым в программе "Служебный вход" на радио "Вести ФМ".

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И гость нашей сегодняшней передачи - это известный продюсер Дмитрий Богачев. Здравствуйте, Дмитрий.

БОГАЧЕВ: Здравствуйте, дорогие слушатели. Здравствуйте, Григорий.

ЗАСЛАВСКИЙ: Я так понимаю, что вы расстались окончательно, ну это уже достаточно давно и известно, что вы расстались с компанией Stage Entertainment. Но как в пьесе "Лес" Островского, когда Гурмыжская, разговаривая с соседями, она говорит: "Да, я разочаровалась в замужестве, но не в мужчинах", вы расстались со Stage Entertainment, но не с мюзиклами. И новый спектакль, как я понимаю, который вы делаете в Москве, это отчасти продолжение вот этой вашей продюсерской деятельности, потому что это не русский мюзикл, это вполне бродвейская продукция, но не совсем уже мюзикл.

БОГАЧЕВ: Давайте я вас, да, сейчас буду удивлять.

ЗАСЛАВСКИЙ: Давайте. Это самое главное вообще качество театрального деятеля.

БОГАЧЕВ: There"s No Business Like Show Business, как поется в известной песне из известного фильма, одноименного фильма, в котором играла Мэрилин Монро. Да, эта профессия - удивлять, наша задача - удивлять публику, и мы продолжим ее удивлять. И первый сюрприз за 15 лет существования Театра МДМ… В этом году исполняется 15 лет с того момента, как мы начали ставить там еще до компании Stage Entertainment мюзиклы с российскими артистами, в 2003 году мы поставили там с Александром Цекало и Тиграном Кеосаняном мюзикл "12 стульев". И спустя полтора года я основал российскую компанию Stage Entertainment как часть крупного международного театрального холдинга, а потом были следующие 15 лет, за которые мы поставили ну больше десятка, наверное, постановок бродвейских мюзиклом или мюзиклы бродвейского типа, но это были неизменно мюзиклы зрелищные, яркие, интересные, музыкально богатые.

И вот впервые за 15 лет, коль скоро мы вступаем в новую фазу жизни Театра МДМ, в новую фазу моей профессиональной карьеры уже вне Stage, снова вне Stage, мы решили удивить публику тем, что покажем первый не мюзикл на главной мюзикловой сцене страны, коим стал Театр МДМ за вот эти самые 15 лет. Но тем не менее преемственность все равно некая существует, потому что это все равно бродвейское шоу. Мы просто решили показать другую грань Бродвея и напомнить нашим зрителям, нашим слушателям о том, что Бродвей - это не только мюзиклы, по большей части мюзиклы, но не только мюзиклы, а на Бродвее ежегодно идет десяток-полтора прекрасных пьес классики и каких-то экспериментальных постановок, но неизменно очень высокого качества. Ставится вся мировая классика от Чехова до Скотта Фицджеральда, Артура Миллера, ну то есть все - и американская классика, французская, английская, там русская, и так же в ежедневном режиме.

Но, правда, как правило, цикл жизни пьес, он значительно короче, чем мюзиклов, это, как правило, три, там четыре-пять месяцев проката. И только пьеса, о которой сейчас пойдет речь, под названием "Очень смешная комедия о том, как шоу пошло не так", бьет какие-то немыслимые рекорды популярности, она демонстрируется на Бродвее без малого два года подряд, что явилось полным сюрпризом как для бродвейской театральной общественности и театрального сообщества, так и для ее авторов и продюсеров англичан. Потому что пьеса эта английская по месту рождения и сначала была поставлена в Лондоне.

В Лондоне она по-прежнему идет, уже три года. И спустя, вот за этот период времени, за три года ежедневного проката в Лондоне (а полтора года, почти два на Бродвее и еще в 20 странах мира) эта пьеса, эта комедия получила все мыслимые и немыслимые театральные награды, включая три главных - это французский "Мольер", это английский "Лоренс Оливье" и это бродвейский американский "Тони". Надеемся на "Золотую маску".

Продюсер Дмитрий Богачев - в интервью «Ъ FM»

Мюзикл российского продюсера «Анастасия» вошел в США в «клуб миллионеров» — так на Бродвее называют постановки, сборы которых превышают $1 млн каждую неделю. В результате «Анастасия» вошла в десятку самых успешных бродвейских мюзиклов наравне с такими спектаклями как «Король Лев» и «Гамильтон». Премьера «Анастасии» состоялась на Бродвее 24 апреля 2017 года. Мюзикл поставлен по одноименному анимационному фильму. Продюсер мюзикла — Дмитрий Богачев — выпускник МИФИ, в прошлом — сотрудник Курчатовского института, ныне — генеральный директор российского подразделения компании Stage Entertainment. Он стал первым иностранцем, принятым в Лигу бродвейских продюсеров. В Москве он поставил адаптации таких мюзиклов как «Чикаго», «Звуки музыки», «Русалочка». Как российскому продюсеру удалось стать востребованным на Бродвее? На этот вопрос Дмитрий Богачев ответил обозревателю «Коммерсантъ FM» Арине Мороз.


— Вы стали первым российским продюсером, которого приняли в Бродвейскую лигу, как удалось этого добиться?

— Этому предшествовал длительный путь. С 1999 года я занимался мюзиклом профессионально, невзирая на климат в стране, экономическую ситуацию. К сожалению, и грустные события, связанные с терактом, сопутствовали этому процессу. Мюзикл в свое время приговорили как жанр в целом, что он никогда не получит популярность в России. Но я как-то планомерно и целенаправленно занимался этим. 15 лет прошло, на сегодняшний день уже ни у кого не остается никаких вопросов по поводу мюзикла — это едва ли не самый популярный театральный жанр, самый массовый театральный жанр. Вы можете встретить мюзикл в репертуаре Театра на Таганке, Театра имени Пушкина, Ленкома.

— Сейчас это так. Но если говорить об истории: происходит теракт на мюзикле «Норд-Ост», а вы принимали участие в создании спектакля, затем проваливается «Чикаго»… Но вы принимаете решение продолжать. Почему?

— У этого решения было два мотива. Один иррациональный мотив, связанный с моей личной трагедией в жизни — я потерял в «Норд-Осте» свою маму. И в тот момент мне казалось, что, если я поддамся эмоциям и просто все брошу, это станет в определенном смысле, наверное, предательством. Мне показалось так, может быть, это я придумал сам себе это.

Я принял решение, что, вопреки всему что произошло, нужно продолжать, самому себе, может быть, что-то доказать.

Я даже думаю порой, что, мне надо было тогда пойти в зал, что я, наверное, должен был в тот момент совершить тоже какой-то поступок. А я его не совершил. Я тогда ушел из продюсерской компании, которая делала «Норд-Ост», где я был коммерческим директором, мне было просто тяжело там оставаться. Но за то мы с Александром Цекало и с Тиграном Кеосаяном решили поставить что-нибудь веселое. Это был мюзикл «12 стульев», мы его показали около 200 раз. Мы работали с хорошим материалом — с отличными стихами Александра Вулых, прекрасной музыкой Игоря Зубкова. Получился классный совершенно материал, я его до сих пересматриваю, у меня есть на видео, и все время возвращаюсь к мысли, не поставить ли это вновь. А после «12 стульев» я решил - пришла пора поднять мне свой профессиональный уровень и подойти к вопросу более системно, профессионально. Мне не хватало знаний, мне не хватало опыта, я понимал, что в России этого опыта не получить ни у кого и никак, только путем собственных ошибок, и зачем проходить этот путь самому, если можно поехать и поучиться у профессионалов, что я и сделал — в 2002 я отправился в Лондон. Это была программа для арт-менеджеров в сфере исполнительских искусств, которую организовали Фонд Сороса, Фонд Форда и Британский совет. Было выделено некоторое количество грантов для победителей со всей страны. И мне повезло, потому что я стал одним из то ли 12, то ли 15 человек из разных областей. Встретил там Франческу Канти, которая руководила тогда всем направлением исполнительских искусств в Британском совете в Москве. Она очень любила мюзиклы, и видимо, я как-то сумел покорить ее сердце своей активной позицией и желанием, граничащим со страстью, сделать этот жанр популярным в России. Спустя 15 лет она приезжала сюда на премьеру «Призрака оперы». Я ее знакомил с создателями Чарльзом Хартом и Ричардом Стилго — это люди абсолютные легенды для нее, а тут уже настала моя очередь знакомить ее с ними. И она им рассказывала, как она мне помогла, как за 15 лет я оправдал ее надежды, создал здесь, по сути, полноценный профессиональный коммерческий театр. Как явление в России он когда-то существовал до революции — антрепризы, частная опера Зимина. Но во времена большевиков весь театр, абсолютно весь перестал быть театром коммерческим антрепризным, предпринимательским и стал государственным дотационным субсидируемым на 100% из бюджета государства со всеми плюсами и минусами.

— Какой главный урок вы получили в Лондоне?

— Я посмотрел, насколько развита индустрия мюзиклов там, насколько мы сильно концептуально отстаем от европейского, в частности английского коммерческого театра, американского впоследствии. Они действительно воспринимают это как комбинацию искусства и бизнеса. Когда я встречаюсь здесь с профессионалами, они не понимают, как это можно совмещать, как это вообще в принципе можно поженить. На самом деле можно, как выясняется. Как только вы начинаете думать не только о реализации своих творческих амбиций и задач, но начинаете соотносить это с ожиданиями зрителей, вот здесь появляется точка, где соприкасается искусство и бизнес. И в тот момент еще один урок, который я для себя тогда выучил — это ценность своей собственной репутации, ее конвертируемость на международном рынке. Отвечая на ваш вопрос, как меня приняли в Бродвейскую лигу — вот так и приняли.

За 15 лет мне удалось не запачкаться нигде, не влезть ни в какие сомнительные аферы, не играть ни в какие игры, в том числе с госзаказами, с государством, с чиновниками, хотя у меня была масса таких возможностей, не обслуживать никаких заказов — ни политических, ни коммерческих – честно заниматься своим делом и быть независимым.

И это очень ценится в развитых цивилизованных обществах, где иногда это значит больше, чем успешность, потому что вам доверяют интеллектуальную собственность свой продукт. Они не хотят работать с непонятными им людьми.

— А давайте вернемся к самому началу. Как произошел переход из Курчатовского института в театр?

— Я с детства, увлекался классической музыкой, и по-прежнему ей увлекаюсь, но уже сейчас как потребитель, нежели как исполнитель. В детстве я неплохо играл на фортепиано...

— Поэтому поступил в МИФИ.

— И поэтому тоже, наверное. Вообще, в детстве я подавал определенные надежды как пианист. Во мне уже зрело такое бунтарское чувство переключиться вдруг на что-то более мужское, потому что мне казалось, что физика — это для настоящий мужиков. И вот закончив МИФИ, я пошел в Курчатовский институт работать как молодой ученый. А потом в стране наступил голод. Государственное предприятие, едва ли не ведущий научный центр в стране, который занимает, по-моему, 10 га земли в Москве, на территории которого находится девять атомных реакторов. Я помню момент: пятый месяц невыплаты зарплаты, и у меня на руках справка о том, что нам не платят зарплату - ее выдали в бухгалтерии, чтобы мы могли предъявлять ее в общественном транспорте контролерам, а контролер сказал, что, мол, нет денег, тогда и не езди на электричке. Это все было достаточно унизительно, но мне было все равно, я был молодой, нетребовательный, я мог бы такое существование вести и дальше, если бы у меня не появилась дочь, семья, за которую я нес ответственность. В тот момент я принял решение переключиться на какую-то коммерческую деятельность, чтобы начать зарабатывать деньги. Это было непростое решение для меня, потому что я все-таки любил то, чем занимался, любил свои электронные микроскопы, какие-то у меня были планы. Но реальность поправила все планы. И я решил, что если уж я буду заниматься чем-то, то лучше я буду зарабатывать деньги на том, что я действительно люблю.

— Иногда в западных резюме есть такая важная графа — неудача, потому что неудача — это опыт. Какой проект был самым неудачным?

— Сначала я стеснялся говорить о своих неудачах. Я считал, что это зазорно. Но недавно понял, что сейчас о своих неудачах говорю столь же спокойно, где-то даже не без гордости, как и о своих удачах. По соотношению удач и неудач у меня, наверное, где-то примерно четверть неудач. Если говорить про мюзиклы, неудачным был мюзикл «12 стульев», там было много ошибок сделано в творческом плане, был очень неплохой материал, но он был не очень удачно реализован именно на сцене. Я думаю, что там были ошибки и мои, и Тиграна Кеосаяна как режиссера, и Александра Цекало, и организационные ошибки тоже были. Тигран, будучи кинорежиссером, в первую очередь, пытался, видимо, ставить спектакль методами кино. После этого я сделал определенные выводы, я понял, что хочу быть единственным лидером. Должен быть капитан, который может принять окончательное решение. Обязательно нужно прислушиваться, обязательно нужно работать в команде и доверять профессионалам. Но при этом все равно должно быть отчетливое чувство лидерства. Я, став таким лидером, тем не менее, продолжал совершать ошибки. Мюзикл «Кошки», который был следующим, тоже, в общем, был неуспешным. С художественной точки зрения это была прекрасная постановка. Но это не столько моя заслуга, сколько заслуга Эндрю Уэббера, Джиллиан Линн и творческой команды Тревора Нанна. Ошибки там были больше маркетингового плана. Я почему-то решил, что мюзикл настолько сам по себе должен быть популярным и востребованным, что прокат его можно открыть в марте, что мы и сделали. То есть на излете театрального сезона я почему-то предположил, что нам лето нипочем, и мы его переживем легко. Люди все равно будут приходить и покупать билеты, несмотря на погоду, на отпуска. Но этого не произошло. Март мы продали хорошо, апрель хорошо, а лето провалилось, мы ушли в такой глубокий минус, что в сентябре, в октябре мы так от него и не оправились, и закрыли спустя год где-то — в феврале с убытком в €2,5 млн. Это был урок для меня. Больше я таких ошибок не повторял. Теперь все наши мюзиклы открываются в октябре, чтобы использовать самый высокий сезон — с октября по конец апреля.

— Вы когда-нибудь вкладывали в спектакли свои деньги или вы управляли чужими?

— Есть золотое правило на Бродвее, которое в такой пародийно-юмористической манере было артикулировано в мюзикле The Producers: продюсер свои деньги в мюзиклы вкладывать не должен ни при каких обстоятельствах. Продюсер должен работать чужими деньгами, его роль — привлекать деньги, привлекать инвестиции, привлекать спонсоров, в первую очередь инвесторов. Так устроен бродвейский мир. Это дает возможность быть менее пристрастным по отношению к своему собственному продукту.

— Совершенно другая модель: вложил свои деньги — вся прибыль твоя. А здесь?

— Бродвейский бизнес устроен таким образом, что lead producer так называемый, который выходит с идеей, создает проект вместе с авторами произведения, потом приглашая инвесторов, и подразумевает свой интеллектуальный вклад как часть инвестиций. То есть он получает прибыль наравне с другими инвесторами, не вкладывая при этом реальные собственные средства. Так устроена бродвейская модель. На Бродвее 40-50 бродвейских театров. Количество желающих поставить в этих театрах свои мюзиклы намного больше. Театры получают не только фиксированную ставку за аренду, они еще получают процент от сборов. В контракте продюсера и театра на аренду фиксируется право расторгнуть договор в тот момент, когда сборы упадут ниже определенной отметки, и продержатся на этой отметке, например, неделю или две. У театра возникает право в любой момент закрыть постановку, потому что есть еще несколько продюсеров, которые хотят в этом театре что-то поставить, и нередко их идеи оказываются более продуктивны, более прибыльны. Жесточайшая конкуренция — это третий урок, который выучил в Лондоне. Честная, тем не менее, жестокая конкуренция является залогом недостижимого качества, до которого нам здесь еще расти и расти. То, что сейчас происходит на Бродвее, не понятно ни русскому зрителю, ни директорам театров, ни худрукам, ни министру культуры. Там без всяких административных установок, без всякого регулирования, без всякого финансирования сформирована самая, наверное, продуктивная благоприятная среда. На Бродвее идут пьесы, драматические спектакли, продукты высочайшего качества. Этот дарвиновский отбор привел к такой эволюции, появлению шедевров.

— Получается, что государственное финансирование убивает наши театры?

— Я бы так однозначно не выразился.

— Сформулируем по-другому: государственное финансирование не дает развиваться нашим театрам?

— Если бы государственное финансирование сосуществовало одновременно с нормальной конкурентной средой, если бы театры были поставлены в условия, когда они, получая частичное, может быть, государственное финансирование для обеспечения каких-то совсем базовых нужд, при этом вынуждены были бороться за зрителя, наверняка это стимулировало бы театр создавать очень качественный, интересный продукт.

Государственное финансирование не дает нашим театрам развиваться.

— Кто инвесторы российских мюзиклов?

— До настоящего момента все деньги были от одной компании Stage Entertainment, наших акционеров, сейчас их два — это частное лицо, основатель Stage Entertainment и сооснователь Endemol Йоп ван ден Энде, голландский предприниматель, и фонд прямых инвестиций, международный, очень крупный фонд CVC Capital. На Бродвее наши постановки, в частности «Анастасия», точно так же занимаются фандрайзингом, собирают инвестиции у большого количества инвесторов, размер инвестиций меняется — от $100 тыс. до $2-3 млн. Капитализация «Анастасии» на Бродвее была около $15 млн, из которых собственно Stage Entertainment инвестировал $2 млн, при этом являясь еще и lead producer.

— В России отечественных инвесторов пока нет?

— Пока нет, но это мой следующий челлендж. После того, как мы привили сам жанр на российской почве и создали коммерческий театр, который способен приносить прибыль, этот момент настал — привлечь инвесторов, показав им, что коммерческий театр может приносить деньги и может рассматриваться как инструмент для инвестиций наравне с металлургическими компаниями, банками или фондами. Но есть нюанс — все-таки на Бродвее существует некий пул инвесторов, которые понимают, как работает театр, и они это делают осознанно. Мне было очень отрадно недавно убедиться, что Леонард Блаватник, например, начал профессионально инвестировать в бродвейские шоу. Я все мечтаю, что когда-нибудь он снизойдет до того, чтобы вкладывать в России тоже. Но в бродвейские он вкладывает, кстати, очень успешно.

— Если бы у вас была возможность вернуться на много лет тому назад и дать какой-то совет себе молодому, что бы вы сказали?

— Я думаю, что довольно много времени потратил на какую-то суету ненужную. Я бы все-таки рационально отнесся к своему времени. Я достаточно легкомысленно относился к здоровью своему, наверное, нужно пересмотреть сейчас эти приоритеты, потому что выясняется, что состояние человеческого организма влияет на все остальное — на работу, на психику, дальше по цепочке. И я сейчас отчетливо понимаю, что мне не хватает времени. Вот если бы мне, допустим, было бы в этой же ситуации, с этими же достижениями, например, лет 35, то у меня было бы еще больше времени для разгона. И к сегодняшнему своему возрасту я бы уже выпустил на Бродвее пару постановок успешных, возможно, перенес центр своей активности туда. К слову сказать, это для меня до сих пор дилемма — я разрываюсь. Мне хочется работать здесь и продолжать ставить постановки, здесь наши зрители, здесь самая благодарная публика, здесь моя страна, здесь корни, здесь наша культура. Но при этом мне очень хочется быть там, где меня очень хорошо понимают, где мне хочется быть, потому что я там окружен профессионалами, с которых мне очень хочется брать пример — на Бродвее. И я сейчас нахожусь в каком-то промежуточном состоянии, одновременно думая и про там, и про здесь, понимая, что, наверное, нельзя существовать в двух ипостасях, в какой-то момент нужно выбрать. Я пока не знаю, какой выбор сделаю, может быть, уже через несколько лет.

— Ваша ближайшая премьера в Москве — мюзикл по известному фильму «Привидение» с Деми Мур и Патриком Суэйзи.

— Это была лондонская постановка, которая затем перекочевала на Бродвей. Она выглядела очень современно — современная американская музыка, вновь написанная, с каким-то хорошим драйвом. Я потом посмотрел еще фильм несколько раз, и понял, что этот фильм, этот сюжет настолько гениален сам по себе, несложен совершенно, но настолько правильно продуман и выстроен, что, даже зная, чем все закончится и зная наизусть, что происходит, ты все равно не можешь оторваться от экрана. Потому что, наверное, в этой истории очень эмоционально заложено много — как любовь преодолевает смерть. Кстати, финал тоже очень любопытный — вроде как и happy end, но он такой грустный — то, что любит российский зритель. Это такой очень правильно выбранный, на мой взгляд, продукт.

Театральный продюсер, генеральный директор компании «Бродвей Москва», основатель российского подразделения международной театральной компании Стейдж Энтертейнмент в 2004 году и ее генеральный директор с 2004 по 2018 гг. Член Лиги Бродвейских продюсеров (The Broadway League), лауреат театральной премии «Золотая Маска», обладатель премии «Персона Года» в области «Культура».

1994-1997 — cотрудник Российского научного центра «Курчатовский институт»

1997-2000 — продюсер, генеральный директор компании «Ай Ви Си»

1998-2000 — руководил популярным музыкальным проектом «Песни нашего века».

2000-2002 — в качестве коммерческого директора мюзикла «Норд-Ост» представил на российском рынке индустрии развлечений бродвейскую модель проката и реализовал инновационные стратегии маркетинга и продаж.

2001-2003 — был одним из инициаторов и пионеров разработки и внедрения разветвленных компьютерных систем продажи билетов на зрелищные мероприятия и в частности создания компьютерной системы продажи билетов городскими кассами московской дирекции театрально-зрелищных касс (МДТЗК).

2003 — вместе с партнерами создал и возглавил продюсерскую компанию «Русский мюзикл», которая осуществила постановку и прокат мюзикла «12 стульев». Стационарная версия спектакля в течение года шла в Москве, передвижная — была показана в Санкт-Петербурге.

2004 — основал и возглавил российскую театральную компанию «Стейдж Энтертейнмент» — дочернюю компанию международного театрального холдинга Stage Entertainment. С 2004 года и до недавнего времени Дмитрий Богачев был продюсером мюзиклов CATS, MAMMA MIA!, «Красавица и Чудовище», ZORRO, «Звуки Музыки», «Русалочка», CHICAGO, «Призрак Оперы», «Поющие под дождем», «Золушка», «Бал вампиров», «Привидение», а также ледовых мюзиклов «Щелкунчик», «Снежная Королева», «Спящая красавица», «Три мушкетера», «Волшебник страны OZ», «Аладдин и Повелитель огня», «Синдбад и Принцесса Анна».

С 2005 года компания «Стейдж Энтертейнмент» осуществляет постановку и ежедневный прокат постановок мюзиклов в Московском дворце молодежи (театр МДМ).

В 2011 Дмитрий Богачёв задумал создать новый мюзикл «Анастасия» , основанный на анимационном фильме 1997 года и кинофильме 1956 года компании «20th Century Fox», а также на исторических событиях и документах. В качестве автора оригинальной идеи и креативной концепции мюзикла «Анастасия» он пригласил композитора Стивена Флаэрти, автора песенных текстов Линн Аренс и драматурга Терренса Макнелли создать музыкальную постановку. Читка и творческие мастерские нового мюзикла состоялись в «New 42nd Street Studios» на Бродвее в июле 2012. В числе актеров в мастерских приняли участие Анджела Лэнсбери, Аарон Твейт, Келли Баррет, Патрик Пэйдж, Аарон Лазар и Джулия Гамильтон.

В 2012 по его инициативе и под его руководством «Стейдж Энтертейнмент» превратила самый большой кинотеатр страны «Пушкинский», расположенный на Пушкинской площади Москвы, в новый музыкальный театр, восстановив историческое название здания «Россия». С этого момента «Стейдж Энтертейнмент» стала крупнейшей театральной компанией страны, её мюзиклы идут 8 раз в неделю в двух театрах — «Россия» и МДМ.

В 2012 инициировал запуск нового некоммерческого проекта «Московский Бродвей» — образовательной просветительской программы, направленной на развитие жанра мюзикла в России, помощь творческим и административным театральным деятелям в приобретении лучшего мирового опыта работы в жанре мюзикла от профессиональных коллег из других стран и предоставление возможности для артистов участвовать в мастер-классах и творческих мастерских ведущих мировых постановщиков.

В 2014 во время подготовки к постановке мюзикла «Призрак Оперы» была проведена техническая реконструкция и реновация Театра МДМ. Число мест возросло до 1803, что сделало МДМ самым вместительным современным театром европейского уровня в Москве.

В 2014 году стал первым в истории иностранным членом Лиги Бродвейских продюсеров, получив официальное приглашение оргкомитета Лиги по результатам голосования её членов.

В 2015 году Дмитрий Богачев стал инициатором и создателем Аллеи звезд мюзиклов в Москве на Пушкинской площади. Аллея звезд была открыта 6 сентября 2015 года во время гала-концерта «Московский Бродвей»

В 2015 году компания «Бродвей Москва» была зарегистрирована как независимая коммерческая театральная компания, нацеленная на создание оригинальных и лицензионных театральных постановок в России и на международная сотрудничество.

В 2016 в рамках образовательной программы «Московский Бродвей» организовал приезд в Москву и публичную лекцию легендарного продюсера и самого титулованного режиссера бродвейских спектаклей Харольда Принса. Вместе с американской некоммерческой организацией The Broadway Dreams Foundation организовал и провел 10-дневную креативную программу мастер-классов Broadway Dreams, завершившуюся финальным концертом-ревю около ста профессиональных и начинающих российских и американских артистов.

В мае 2016 состоялась мировая премьера мюзикла «Анастасия» в театре «Хартфорд Стэйжд», в городе Хартфорде, штат Коннектикут.

В 2016 году была основана продюсерская компания «Айс Мюзикл» , занимающаяся постановкой и прокатом оригинальных ледовых мюзиклов по всему миру. В 2016-2017 гг состоялись гастроли ледового мюзикла «Аладдин и Повелитель огня» в Белоруссии, Латвии, Эстонии и России.

В 2016 году компания «Бродвей Москва» подписала соглашение с China Arts and Entertainment Group по вступлению в «Международную театральную лиги Шелкового пути» (The Silk Road International League of Theatres).

24 апреля 2017 состоялась премьера мюзикла «Анастасия» на Бродвее, в театре Broadhurst. Вскоре после премьеры мюзикл был номинирован на премию Outer Critics Circle в 13 номинациях, на премию Drama Desk в 9 номинациях и на премию Tony в двух номинациях.

В 2018 году ключевыми партнерами театральной компании «Бродвей Москва» становятся «Театр МДМ» и компания «Фэнси Шоу».

В августе 2018 года компания «Бродвей Москва» переносит офис и свои постановки в театр МДМ.

6 октября 2018 года «Бродвей Москва» представляет первый в истории российской сцены драматический спектакль ежедневного проката — бродвейскую комедию «...ШОУ ПОШЛО НЕ ТАК » .