Чем знаменит рафаэль. Рафаэль Санти: самые известные картины

Рафаэль - художник, оказавший монументальное влияние на то, как развивалось искусство. Рафаэля Санти заслуженно считают одним из трех великих мастеров итальянского Высокого Ренессанса.

Введение

Автор невероятно гармоничных и безмятежных полотен, он получил признание современников благодаря изображениям мадонн и монументальным фрескам во дворце Ватикана. Биография Рафаэля Санти, так же как и его творчество, делится на три основных периода.

За 37 лет жизни художник создал несколько самых красивых и влиятельных композиций за всю историю живописи. Композиции Рафаэля считаются идеальными, его фигуры и лица - безупречными. В истории искусства он фигурирует как единственный художник, которому удалось достичь совершенства.

Краткая биография Рафаэля Санти

Рафаэль родился в итальянском городе Урбино в 1483 году. Отец его был художником, но умер, когда мальчику было всего 11 лет. После смерти отца Рафаэль стал учеником в мастерской Перуджино. В первых его работах чувствуется влияние мастера, но к концу обучения молодой художник стал находить собственный стиль.

В 1504 году молодой художник Рафаэль Санти переехал во Флоренцию, где был глубоко восхищен стилем и техникой Леонардо да Винчи. В культурной столице он начал создание серии прекрасных мадонн; там же ему поступили первые заказы. Во Флоренции молодой мастер познакомился с да Винчи и Микеланджело - мастерами, оказавшими наиболее сильное влияние на творчество Рафаэля Санти. Также Флоренции Рафаэль обязан знакомством со своим близким другом и наставником Донато Браманте. Биография Рафаэля Санти в его флорентийский период является неполной и запутанной - судя по историческим данным, художник в это время не жил во Флоренции, а часто туда приезжал.

Четыре года, проведенные под влиянием Флорентийского искусства, помогли ему достичь индивидуального стиля и уникальной техники живописи. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). После смерти Браманте Рафаэль был назначен главным архитектором Ватикана и продолжил строительство собора Святого Петра.

Творчество Рафаэля

Композиции, созданные художником, славятся изяществом, гармонией, плавностью линий и совершенством форм, с которыми могут соперничать лишь полотна Леонардо и произведения Микеланджело. Недаром эти великие мастера составляют «недостижимую троицу» Высокого Возрождения.

Рафаэль был чрезвычайно динамичным и деятельным человеком, поэтому, несмотря на короткую жизнь, художник оставил после себя богатейшее наследие, состоящее из произведений монументальной и станковой живописи, графических работ и архитектурных достижений.

При жизни Рафаэль был очень влиятельным деятелем культуры и искусства, его произведения считались эталоном художественного мастерства, однако после безвременной смерти Санти внимание переключилось на творчество Микеланджело, и вплоть до XVIII века наследие Рафаэля пребывало в относительном забвении.

Творчество и биография Рафаэля Санти делятся на три периода, основными и наиболее влиятельными из которых являются четыре года, проведенные художником во Флоренции (1504-1508 гг.), и остаток жизни мастера (Рим 1508-1520 гг.).

Флорентийский период

С 1504 по 1508 год Рафаэль вел кочевой образ жизни. Он никогда не оставался во Флоренции надолго, но несмотря на это, четыре года жизни, и особенно творчества, Рафаэля принято называть флорентийским периодом. Гораздо более развитое и динамичное, искусство Флоренции оказало глубокое влияние на молодого художника.

Переход от влияния Перуджианской школы к более динамичному и индивидуальному стилю заметен в одной из первых работ флорентийского периода - «Три грации». Рафаэль Санти сумел ассимилировать новые тенденции, при этом оставаясь верным своему индивидуальному стилю. Изменилась и монументальная живопись, о чем свидетельствуют фрески 1505 года. В настенной росписи прослеживается влияние Фра Бартоломео.

Однако ярче всего в этот период прослеживается влияние да Винчи на творчество Рафаэля Санти. Рафаэль ассимилировал не только элементы техники и композиции (сфумато, пирамидальное построение, контрапост), которые были нововведениями Леонардо, но и заимствовал некоторые из идей уже признанного на тот момент мастера. Начало этого влияния прослеживается даже в картине «Три грации» — Рафаэль Санти использует в ней более динамичную композицию, чем в ранних работах.

Римский период

В 1508 году Рафаэль приехал в Рим и жил там до конца своих дней. Дружба с Донато Браманте, главным архитектором Ватикана, обеспечила ему теплый прием при дворе папы Юлия II. Практически сразу после переезда Рафаэль начал масштабную работу над фресками для Stanza della Segnatura. Композиции, украшающие стены папского кабинета, до сих пор считаются идеалом монументальной живописи. Фрески, среди которых особое место занимают «Афинская школа» и «Спор о причастии», обеспечили Рафаэля заслуженным признанием и нескончаемым потоком заказов.

В Риме Рафаэль открыл самую большую мастерскую времен Возрождения - под присмотром Санти трудились более 50 учеников и помощников художника, многие из которых впоследствии стали выдающимися живописцами (Джулио Романо, Андреа Саббатини), скульпторами и архитекторами (Лоренцетто).

Римский период характеризуется и архитектурными изысканиями Рафаэля Санти. Непродолжительно он был одним из самых влиятельных архитекторов Рима. К сожалению, немногие из разработанных планов удалось реализовать из-за безвременной его кончины и последующих изменений в архитектуре города.

Мадонны Рафаэля

За свою богатую карьеру Рафаэль создал более 30 полотен с изображением Марии и младенца Иисуса. Мадонны Рафаэля Санти подразделяются на Флорентийские и Римские.

Флорентийские мадонны - созданные под влиянием Леонардо да Винчи полотна, изображающие молодую Марию с младенцем. Часто рядом с Мадонной и Иисусом изображен Иоанн Креститель. Флорентийские мадонны характеризуются спокойствием и материнской прелестью, Рафаэль не использует темных тонов и драматичных пейзажей, поэтому главным фокусом его картин являются прекрасные, скромные и любящие матери, изображенные на них, а также совершенство форм и гармония линий.

Римские мадонны - картины, на которых кроме индивидуального стиля и техники Рафаэля не прослеживается больше никакого влияния. Еще одним отличием римских полотен является композиция. В то время как Флорентийские мадонны изображены на три четверти, римские чаще написаны во весь рост. Основным произведением этой серии является великолепная «Сикстинская Мадонна», которую называют «совершенством» и сравнивают с музыкальной симфонией.

Станцы Рафаэля

Монументальные полотна, украшающие стены папского дворца (а ныне Музея Ватикана), считаются величайшими произведениями Рафаэля. Трудно поверить, что работу над Stanza della Segnatura художник закончил за три с половиной года. Фрески, среди которых великолепная «Афинская школа», написаны чрезвычайно детально и качественно. Судя по рисункам и подготовительным наброскам, работа над ними была невероятно трудоемким процессом, что в очередной раз свидетельствует о трудолюбии и художественном таланте Рафаэля.

Четыре фрески из Stanza della Segnatura изображают четыре сферы духовной жизни человека: философию, теологию, поэзию и правосудие - композиции «Афинская школа», «Спор о причастии», «Парнас» и «Мудрость, умеренность и сила» («Мирские добродетели»).

Рафаэль получил заказ на роспись двух других комнат: Stanza dell’Incendio di Borgo и Stanza d’Eliodoro. Первая содержит фрески с композициями, описывающими историю папства, а вторая - божественное покровительство церкви.

Рафаэль Санти: портреты

Портретный жанр в творчестве Рафаэля занимает не такую видную роль, как религиозная и даже мифологическая или историческая живопись. Ранние портреты художника технически отстают от остальных его полотен, однако последующее развитие техники и изучение человеческих форм позволило Рафаэлю создавать реалистичные портреты, проникнутые свойственной художнику безмятежностью и ясностью.

Написанный им портрет папы Юлия II по сей день является примером для подражания и объектом стремления для молодых художников. Гармония и баланс технического исполнения и эмоциональной нагрузки картины создают уникальное и глубокое впечатление, добиться которого мог только Рафаэль Санти. Фото сегодня не способно на то, чего в свое время добился портрет Папы Юлия II - люди, впервые видевшие его, пугались и плакали, настолько идеально Рафаэль сумел передать не только лицо, но и настроение и характер объекта изображения.

Еще один влиятельный портрет в исполнении Рафаэля - «Портрет Бальдассаре Кастильоне», который в свое время копировали Рубенс и Рембрандт.

Архитектура

Архитектурный стиль Рафаэля подвергся вполне ожидаемому влиянию Браманте, именно поэтому недолгий период пребывания Рафаэля главным архитектором Ватикана и одним из наиболее влиятельных архитекторов Рима так важен для сохранения стилистического единства строений.

К сожалению, немногие из строительных замыслов великого мастера существуют по сей день: некоторые из планов Рафаэля не были осуществлены из-за его смерти, а некоторые из уже построенных проектов были либо снесены, либо перемещены и переделаны.

Руке Рафаэля принадлежит план внутреннего двора Ватикана и расписных лоджий, выходящих в его сторону, а также круглой церкви Sant’ Eligio degli Orefici и одной из капелл в церкви Святой Марии дель Попполо.

Графические работы

Живопись Рафаэля Санти является не единственным видом изобразительного искусства, в котором художник достиг совершенства. Совсем недавно один из его рисунков («Голова молодого пророка») был продан на аукционе за 29 миллионов фунтов, став самым дорогим рисунком за всю историю искусства.

На сегодняшний день насчитывается около 400 рисунков, принадлежащих руке Рафаэля. Большинство из них является набросками к живописным работам, однако есть и такие, которые могут с легкостью считаться отдельными, самостоятельными произведениями.

Среди графических работ Рафаэля есть несколько композиций, созданных в сотрудничестве с Маркантонио Раймонди, который создал множество гравюр по рисункам великого мастера.

Художественное наследие

Сегодня такое понятие, как гармония форм и цветов в живописи, синонимично с именем Рафаэль Санти. Эпоха Возрождения приобрела уникальное художественное видение и практически идеальное исполнение в творчестве этого замечательного мастера.

Рафаэль оставил потомкам художественное и идейное наследие. Оно настолько богато и разнообразно, что в это тяжело поверить, взглянув на то, какой короткой была его жизнь. Рафаэль Санти, несмотря на то что его творчество было временно накрыто волной маньеризма, а затем барокко, остается одним из самых влиятельных художников в истории мирового искусства.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 21.11.2016 16:55 Просмотров: 2252

Рафаэль Санти – один из величайших мастеров эпохи Возрождения.

Он был живописцем, графиком, архитектором, поэтом. Некоторые свои рисунки он сопровождал сонетами.
Вот один из сонетов Рафаэля, посвящённый возлюбленной:

Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.
Они сулят то хлад, то летний зной,
Но нет в них малой капли состраданья.
Едва познал я их очарованье,
Как потерял свободу и покой.
Ни ветер с гор и ни морской прибой
Не справятся с огнём мне в наказанье.
Готов безропотно сносить твой гнёт
И жить рабом, закованным цепями,
А их лишиться – равносильно смерти.
Мои страдания любой поймёт,
Кто был не в силах управлять страстями
И жертвой стал любовной круговерти.

Земная жизнь Рафаэля была коротка: он прожил всего 37 лет. И рано остался сиротой (в возрасте 7 лет он потерял мать, а в возрасте 11лет – отца). Но для современников сам художник был воплощением добродетели.
Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». «Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», - пишет Вазари. И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги».
Через несколько веков ему вторит Александр Бенуа: «Рафаэль – олицетворение Возрождения. Исчезни всё и останься лишь его творение, оно будет говорить о том времени неослабно восхищающие слова... Внимание Рафаэля обращено на всё мироздание, глаз его все «ласкает», художество его все восхваляет».

Из биографии Рафаэля Санти (1483-1520)

Рафаэль «Автопортрет» (1509)
Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 г. в семье живописца Джованни Санти.
Урбино – небольшой город в предгорьях Апеннин.

Урбино. Современная фотография
Город и до настоящего времени полностью сохранил со времён Ренессанса свой неповторимый облик, где мало что напоминает о современности. У всех, кто попадает сюда, возникает ощущение, что они перешагнули через века и очутились XV в., когда Урбино ненадолго стал одним из блистательных художественных центров итальянского Возрождения. Италия была в ту пору раздроблена на множество городов-государств.

Дом, где жил Рафаэль
Отец Рафаэля, Джованни Санти, был придворным художником и возглавлял самую известную в Урбино художественную мастерскую. Её здание также сохранилось до наших дней. После его смерти мастерской руководили его помощники, здесь Рафаэль приобрел первые навыки ремесла.
Художник покинул Урбино 17-летним юношей.
В развитии великого таланта сыграли определённую роль наставники: Бальдассаре Кастильоне (Рафаэль до конца своей жизни переписывался с ним), Перуджино (Рафаэль пришёл в его мастерскую в 1501 г.). Неудивительно, что ранние работы художника выполнены в стиле Перуджино.
В 1502 г. появляется первая рафаэлевская мадонна – «Мадонна Солли», и с этого времени мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.

Рафаэль «Мадонна Солли»
Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль. Появляются его первые шедевры: «Обручение Девы Марии Иосифу», «Коронование Марии» для алтаря Одди.

Рафаэль «Коронование Марии» (около 1504). Ватиканская пинакотека (Рим)

Флоренция

В 1504 г. Рафаэль впервые посетил Флоренцию, и в следующие 4 года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. Во Флоренции Рафэль познакомился с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Талантливый ученик воспринял всё лучшее, что увидел в творчестве этих мастеров: у Микеланджело – новую скульптурную трактовку форм человеческого тела, у Леонардо – монументальность композиции и интерес к техническим экспериментам. За эти годы он создал много картин. Творческое развитие мастера в этот период можно проследить на образах мадонн: «Мадонна Грандука» (ок. 1505, Флоренция, галерея Питти) еще носит следы стиля Перуджино, хотя уже отличается от нее композицией и более мягкой светотеневой моделировкой.

Рафаэль «Мадонна Грандука» (ок. 1505). Масло, доска. 84,4х55,9 см. Галерея Питти (Флоренция)
«Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр) отличается более сложной композицией.
Для «Мадонны Каупер» характерны плавность линий и выразительность движений.

Рафаэль «Мадонна Каупер» (1508). Масло, доска. 58х43 см. Национальная галерея (Вашингтон)
Флорентийский период творчества Рафаэля отмечен поисками колорита, который становится более сдержанным, приобретает тональное единство, яркие интенсивные цвета ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино, постепенно уходят из его творчества.
В 1507 г. произошло знакомство Рафаэля с Браманте. Донато Браманте (1444-1514) – крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой является главный храм западного христианства – базилика св. Петра в Ватикане. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю» . Идеи Леонардо в области градостроительства оказали на него большое влияние.
Знакомство с Браманте имело для Рафаэля как архитектора огромное значение.
Популярность Рафаэля растёт, он получает много заказов.

Рим

В конце 1508 г. художник получил приглашение папы Юлия II в Рим. Он должен был украсить фресками кабинет папы. Сюжет росписи: четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас.
Подробнее остановимся на одной только фреске Ватиканского дворца – «Афинская школа» (1511).

Рафаэль. Фреска «Афинская школа». 500х770 см. Апостольский дворец (Ватикан)
Эта фреска считается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом.
Среди персонажей изображения можно отметить наиболее известные школьникам личности: 2 – Эпикур (древнегреческий философ); 6 – Пифагор (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев); 12 – Сократ (древнегреческий философ); 15 – Аристотель (древнегреческий философ. Ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского); 16 – Диоген (древнегреческий философ); 18 – Евклид (или Архимед), древнегреческий математик); 20 – Клавдий Птолемей (астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ); 22 R – Апелле́с (древнегреческий живописец, отмечают черты самого Рааэля).

Автор: User:Bibi Saint-Pol – собственная работа, из Википедии
Далее Рафаэль совместно с учениками по просьбе папы Юлия II украшал драматическими эпизодами из христианской истории Станцы д"Элиодоро (1511-1514) и Станцы дель Инчендио (1514-1517). Станцы – это парадные комнаты Ватиканского дворца.
Слава художника росла, заказы увеличивались и превосходили реальные возможности Рафаэля, поэтому некоторые работы он перепоручал своим помощникам и ученикам. Одновременно с работой над фресками Рафаэль создавал картоны десяти гобеленов для украшения Сикстинской капеллы. В Риме художник также украсил фресками виллу банкира Агостино Киджи, который был его покровителем. Вот одна из фресок из греческой мифологии .

Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (ок. 1512). 295х224 см
Нереида (морское божество, по внешнему виду напоминающее славянских русалок) Галатея влюбилась в пастухаАкида. Циклоп Полифем, также влюблённый в Галатею, подстерёг Акида и раздавил его скалой; Галатея превратила своего несчастного возлюбленного в прекрасную прозрачную речку. В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену, известную как «похищение Галатеи».
Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче («Пророки и Сивиллы», ок. 1514), а также построил погребальную капеллу Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо.
В Ватикане Рафаэль также выполнял заказы церквей на создание алтарных образов.

Рафаэль «Преображение» (1516-1520). Дерево, темпера. 405х278 см. Ватиканская пинакотека
Последним шедевром Рафаэля была величественная картина «Преображение» на евангельский сюжет. Она написана по заказу кардинала Джулио Медичи, будущего папы Климента VII, для алтаря собора Cвятых Юста и Пастора в Нарбонне. В верхней части картины изображено чудо преображения Христа на горе Фавор перед тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном.
В нижней части картины изображены другие апостолы и бесноватый отрок (эта часть полотна была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля).
Художник создал целую галерею портретов, о чём мы скажем в отдельной статье.

Архитектура

В картине Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504) на заднем плане изображён храм. Считается, что этот написанный на полотне храм – первый шаг Рафаэля в архитектуре.

Рафаэль «Обручение Девы Марии» (1504). Дерево, масло. 174-121 см. Пинакотека Брера (Милан)
Это символ, но в том числе и манифест новых архитектурных идей мастера.
Деятельность Рафаэля-архитектора представляет собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В 1508 г. Браманте получил заказ от папы Юлия II – построить галерею, с которой открывался бы вид на Рим. Эта крытая арочная галерея Ватиканского дворца, ведущая в комнаты папы, расположена во втором этаже, рядом с залом Константина. После смерти Браманте в 1514 г. строительство галереи завершил Рафаэль при папе Льве X. Лоджии Рафаэля, последний крупный монументальный цикл, созданный под его руководством – это ансамбль, объединивший архитектуру, живопись и скульптуру.

Лоджии Рафаэля в Ватиканском дворце
Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512-1520) по стилю близки произведениям Браманте.

Рафаэль. Церковь Сант Элиджо дельи Орефичи

Рисунки

Всего известно около 400 сохранившихся рисунков Рафаэля. Среди них есть как законченные графические произведения, так и подготовительные рисунки, наброски к картинам.

Рафаэль «Голова молодого апостола» (1519-1520). Эскиз к картине «Преображение»
По рисункам Рафаэля созданы гравюры, хотя сам художник гравюрами не занимался. Итальянский гравёр Маркантонио Раймонди ещё при жизни Рафаэля создал много гравюр по его работам, причём рисунки для гравюр выбирал сам автор. И после смерти Рафаэля создавались гравюры по его рисункам.

Рафаэль «Лукреция»


Маркантонио Раймонди «Лукреция» (гравюра по рисунку Рафаэля)
Рафаэль умер в Риме 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет, предположительно от римской лихорадки, которой заразился во время посещения раскопок. Похоронен в Пантеоне . На его гробнице эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Саркофаг Рафаэля в Пантеоне

Родиной великого итальянского архитектора и живописца, Рафаэло Санти , известного как Рафаэль, стал городок Урбино — столица небольшого герцогства в Италии. Дата рождения — 28 марта 1483 года.

Первые свои уроки живописи Рафаэль получил от Джованни Санти — своего отца. Скорее всего, одновременно он брал уроки и у Тимотео Вити — тот был не особо известен, но достаточно одарен. В 16 лет Рафаэль поступил в ученики к Пьетро Венуччи , носившему прозвище Перуджино , возглавлявшему в то время живописцев в Урбино. Творчество Рафаэля наиболее ярко отражает идеи Высокого возрождения.

Особенность творчества Рафаэля в том, что он произвел синтез достижений своих предшественников. Им был создан свой собственный идеал человека, свое представление о гармонии и красоте. У своего учителя, Перуджино, Рафаэль взял плавные линии, свободу расположения фигур в пространстве, это характерные особенности его более поздних, зрелых произведений.

В своих произведениях Рафаэль воплотил идеи гуманизма эпохи ренессанса. Это представления о свободе человека, о возможностях его физического и духовного совершенствования. Конечно, эти представления и мечты были очень далеки от реалий, в которых жил художник. Однако ему удалось отразить устремления и те, вехи, которые уже были достигнуты обновленной культурой Италии, и к которым стремились другие народы и последующие эпохи.

Его образы так благородны, обаятельны и влекущи за счет неповторимой гармонии, потрясающего чувства меры, умения сочетать реальные и воображаемые, фантастические образы.

В период с 1504 по 1508 годы Рафаэль живет и творит во Флоренции, где его творчество, конечно, подверглось влиянию Микеланджело и Леонардо да Винчи . Именно в это время его работы обретают зрелость, именно тогда он производит на свет лучшие свои работы, в том числе и знаменитую Мадонну с младенцем .

Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. В этой зале расположены такие его работы как «Диспут », «Афинская школа » — они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас », «Мудрость, Умеренность и Сила ». Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Талант Рафаэля всегда находил своих почитателей и недостатка в заказчиках он никогда не испытывал. Более того, для того, чтобы справляться со всеми заказами он прибегал к услугам помощников, которые работали над декоративной частью картин. В последние годы, портреты, написанные им, поднимают уровень его мастерства до уровня Леонардо да Винчи . После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. Петра.

Рафаэль в своем письме к Бальдассаре Кастильоне разъясняет идеальность своего искусства очень просто. Он говорит о том, что, для того, чтобы изобразить прекрасную женщину, ему нужно увидеть много красавиц, имея рядом и других судей, которые подтвердят, что женщины прекрасны, и тут же говорит об отсутствии, как первых, так и вторых, и поэтому он обращается к своему воображению, к своим идеям, которые стремятся к совершенству.

Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. Его «Мадонны» передают красоту, и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. Рафаэлю удалось то, что наши современники считают его исторической заслугой, он смог создать синтез двух миров — греческой классики и христианского мира. Такое «эллинизированное христианство», имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада.

Рафаэль сумел претворить гуманистические идеи своего времени в образы простые и ясные, которые передавали и повседневные и философские понятия.

Современники вспоминают Рафаэля, как человека сердечного, поддающегося внешним влияниям. У него была приятная внешность, «патрицианское лицо». Он держался уверенно, но без высокомерия. Натура же у него была мягкая, почти женственная.

Его тонкая одухотворенность сквозит уже в его ранней работе «Мадонне Конестабиле », которая нынче хранится в Эрмитаже. Композиция «Обручение Марии » демонстрирует его умение работать с композиционным решением своих произведений, располагать фигуры в пространстве, связывать их с окружением. В этих ранних работах он демонстрирует свое становление мастера Высокого Возрождения — это подтверждает и манера построения чертежа, и гармония архитектурных форм, и цельность, уравновешенность частей композиции.

Сикстинская Мадонна

Любую картину или фреску Рафаэль воспринимал единым организмом, он считал, что заново создает реальность, облагороженную художником. В его образах и создаваемых пространствах есть элементы классической архитектуры и природных объектов. Даже не изображая архитектурные объекты, Рафаэль создает свою композицию подобно архитектурной, расчленяя пространство и используя ритмическое ее построение. Он умело использует характерные структурные формы живописных композиций, которые рождаются из линейных форм — кругов и полукружий, и рождающиеся из них сферы или купола полусферы. Все части его картин подчинены циркулярному движению, они располагаются то вдоль плоскости, создавая глубину, то разворачиваются по кругу, то двигаясь по спирали.

За год до смерти Рафаэль заканчивает самую известную свою картину, которая заслуженно считается вершиной его творчества — знаменитую Сикстинскую мадонну , которая писалась для церкви святого Сикста в Пьяченце.

Рафаэль задумал представить таинство явления Богоматери, как чудо зримое. Для этого он использует раздвинутый занавес. В подобных сценах занавес обычно поддерживают ангелы, в этой же картине занавес как будто раздвинут святым духом. То, что Богоматерь — явление неземное свидетельствует то, с какой легкостью, босая шествует она по облакам, прижимая к груди сына.

В своем творении Рафаэлю удалось совместить черты идеальные, той религиозной идеальностью, которая присуща всем святым душам с естественной человечностью. Небесная царица несет свое дитя навстречу людям. Она идет с гордостью матери, которая выносила божественное дитя, в каждом ее движении недосягаемость — она уже не принадлежит себе и этому миру, у нее другое предназначение.

Ее нежное лицо несет печать невыразимой скорби — она тревожится и предвидит судьбу дитя. Изначально картина находилась в хоре монастырской церкви св. Сикста в Пьяченце. Там она казалась парящей. Издалека она казалась плоской — темным пятном на светлом фоне. Если же приблизиться к картине, то впечатление меняется, зрителя захватывают новые ощущения.

Плоскостная бестелесность пропадает, все фигуры становятся объемными, в каждой из них появляется жизнь. И перед зрителем уже не Богоматерь, парящая в облаках, а женщина, идущая нам на встречу. Ее одежда как будто колышется в потоке воздуха — край плаща и покрывало отбросил встречный ветер, а занавес, открывающий фигуры перед нами, помогает создавать полную иллюзию движения.

Замысел художника объединяет два пространства, то, которое находится по ту сторону холста, воображаемое идеальное пространство и реальное пространство, в котором находятся зрители. Для того чтобы убедиться, что перед нами холст подходить к нему и дотрагиваться не обязательно.

Понимая, что перед нами просто искусно окрашенный холст мы в мыслях и в чувствах, на уровне более тонких материй чувствуем себя рядом с Богоматерью. И, если в самом начале возникает ощущение, что Мадонна спускается к нам, то непродолжительное время, побыв рядом с ней, появляется чувство, что это мы поднимается к ней навстречу. Тем не менее это не смущает зрителя, не вызывает внутреннего конфликта. Ощущение нереальности проходит и Мадонна замирает.

Интересно, что в этой работе художник не использует изображения неба или земли. Нет никаких архитектурных декораций или пейзажей, так характерных для работ Рафаэля. Все действие происходит в облаках, которые заполняют всю картину. Облака, более плотные в нижней части картины, в верхней нежные и светящиеся. Изображение занавеса обрамляет фигуры плотно, поэтому издалека создается ощущение рисунка плоского, а сложность изображенного пространства только угадывается.

Итальянский художник эпохи Ренессанса, гениальный график и мастер архитектурных решений, Рафаэль Санти впитал опыт умбрийской школы живописи. В его полотнах, как в зеркале, отразились идеалы Возрождения. Мир стал добрее и чище, когда на него посмотрели глаза рафаэлевских мадонн – Сикстинской, Конестабиле, Пасадинской, Орлеанской.

Детство и юность

Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.

Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев, известные каждому итальянцу. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.


Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. В 12 художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительное мастерство, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти как губка впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.

Живопись

В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой живописец переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. В городе на берегу Арно Санти встретил . Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Флорентийский период художника подарил миру 20 рафаэлевских мадонн с младенцами, в которых Санти вложил всю тоску о матери.


Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи, изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль.


С 1508 года живописец живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Станцы Рафаэля – это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.


Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии ( написан с да Винчи, похож на ). Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли.


В Риме Рафаэль Санти продолжил галерею мадонн, доведя количество полотен до 42. Они так же трогательны, и прелесть материнства просвечивает в глазах, руках, каждой линии одежд. Но в римской галерее мадонн с младенцами уже виден авторский почерк живописца, индивидуальность. Лики женщин чувственны, в глазах тревога за ребенка. Усложняются пейзажные композиции на втором плане, внося смысловые оттенки в картину.

Искусствоведы указывают на превалирующий в ранних изображениях мадонн стиль кватроченто: фигуры фронтальны и скованны, лица торжественно-отвлеченные, взгляд спокоен. Кватроченто размывается чувственностью во флорентийский период, а римские мадонны написаны в зарождающемся стиле барокко.


В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца, изобразившего жену с маленьким сыном. На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. Работа датируется 1498 годом. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.


По рентгеновскому снимку полотна ученые определили, что верхний слой нанесен спустя столетие после того, как Рафаэль Санти написал картину. Искусствоведы сходятся во мнении, что художник Карло Дольчи, владелец полотна, нанес темный фон, так как считал его соответствующим религиозным обрядам. «Мадонна Грандука» находится в галерее Флоренции.

«Мадонна Конестабиле» – ранняя работа 20-летнего художника, написанная в Умбрии в 1502-04 годах. Это неоконченная миниатюра, завершить которую Рафаэль не успел из-за переезда во Флоренцию. Ее второе название - «Мадонна с книгой». Богоматерь с грустью смотрит на улыбающегося младенца, взявшегося рукой за книгу (предположительно Священное Писание).


Личная жизнь

Талант художника оценили при жизни: покровители, не желая, чтобы мастера переманили французы, оплачивали его труд щедро. У Рафаэля был особняк в античном стиле, построенный по авторскому проекту. Выдать дочь замуж за именитого живописца мечтали купцы и герцоги, но тонкий ценитель женской красоты держался стойко. Кардинал Биббиена, желавший породниться с Санти, добился помолвки Рафаэля с племянницей, но маэстро отказался в последний момент.


Женщиной, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал «Форнарина» (булочка, пышка). 17-летнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль Санти заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся юной красавицей, что выкупил у отца за 3 тысячи монет.


Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры. После смерти Рафаэля «Форнарина», получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.

Смерть

Причина смерти художника неизвестна. По версии современника Рафаэля, живописца и писателя Вазари, смерть 37-летнего маэстро стала следствием распутства. После бурной ночи Санти вернулся домой и пожаловался на недомогание. Врач сделал кровопускание, которое ухудшило состояние больного, и он скончался. Вторая версия гласит о простуде, которую Рафаэль подхватил в погребальных галереях, где участвовал в раскопках.


Умер художник 6 апреля 1520 года. Местом последнего приюта стала гробница в римском Пантеоне. На плите, укрывшей останки, выгравирована эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

Произведения

  • 1504 – «Обручение девы Марии»
  • 1504-1505 – «Три грации»
  • 1506 – «Мадонна в зелени»
  • 1506 – «Портрет Аньоло Дони»
  • 1506 – «Мадонна со щегленком»
  • 1506 – «Портрет дамы с единорогом»
  • 1507 – «Прекрасная садовница»
  • 1508 – «Большая мадонна Каупера»
  • 1508 – «Мадонна Эстергази»
  • 1509 – «Афинская школа»
  • 1510-1511 – «Диспут»
  • 1511 – «Мадонна Альба»
  • 1511-1512 – «Изгнание Илиодора из Храма»
  • 1514 – «Встреча папы Льва I и Аттилы»
  • 1513-1514 – «Сикстинская мадонна»
  • 1518-1519 – «Портрет молодой женщины» («Форнарина»)
  • 1518-1520 – «Преображение»

Краткая биография

Рафаэль - сын компетентного и влиятельного живописца Джованни Санти, который был умным и эрудированным отцом. Родился 28-го марта (по некоторым данным 6 апреля) 1483 года.

Навыки и возможности отца позволили получить молодому Рафаэлю отличное воспитание. Казалось, что прогрессивный рост, известные покровители и денежные богатства для него - вопрос времени. Живописец был благословлен с самого начала.

Однако, в 1491 умирает мать Рафаэля, которому было на тот момент 8 лет. А отец уходит из жизни тремя годами позже.

Первые работы

До своей смерти Джованни сумел устроить своего сына в качестве ученика в мастерской Пьетро Перуджино, который был успешным и востребованным мастером. К 1500 году Рафаэль, в возрасте семнадцати лет, становится молодым мастером, выбираясь из непростого финансового положения, во многом благодаря автопортрету и первым работам на заказ.

Хотя Рафаэль достаточно быстро «освободился» от стиля своего учителя, метод построения картин Перуджино преследует его на протяжении всего творческого пути.

Слава и признание

Заказчики из умбрийских городов обеспечили источник потенциальных клиентов и высоких гонораров для молодого художника. Уже в раннем возрасте качество работ не оставляло сомнений в том, что юный талант построит прибыльную карьеру.

Любовь и смерть

За всю свою жизнь Санти не успел побывать женатым, однако, как сообщают некоторые источники, имел любовниц и обожательниц, одной из которых была Маргарита Лути. Живописец также, вероятнее всего по просьбе кардинала Медичи, был помолвлен с Марией Биббиен, его племянницей.

Он не был пионером, не был искателем новых путей, одним из тех загадочных явлений, силы которых бьют, точно из неведомых источников. Нет, он исходил из уже известного и наличного. Он перенимает, подделывается, синтезирует, присваивает себе плоды целого поколения.

Автопортрет

Когда вы посмотрите на автопортрет Рафаэля, то вы, несомненно, почувствуете индивидуальность его стиля. Этот юноша с интеллигентным, симпатичным лицом, с обнаженной шеей и длинными волосами артиста, с чистыми, кроткими, девичьими глазами, напоминающими Мадонн Перуджино, вполне соответствует портрету Рафаэля, нарисованному Вазари: «Когда он представал перед товарищами, исчезало в последних нерасположение духа, испарялись низкие мысли. Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». Подобно тому как он никогда не пережил ничего печального, так исполнено и его искусство солнечной радостности. Даже в тех случаях, когда ему приходилось изображать ужасы, насилие, резкие драматические моменты, он был кротким и мягким, привлекательным и ласковым. Подобно тому как его портрет производит скорее типичное, чем индивидуальное, впечатление, так устраняет он в своем творчестве все индивидуальное, возводя его в степень типичного. Подобно тому как он никогда не ссорился ни со своими заказчиками, ни со своими помощниками, а, приноравливаясь, исполнял и давал приказы, так и в его искусстве нет никаких диссонансов.

В творчестве Рафаэля преобладает способность воспринимать чужие мысли. Этим объясняется огромное число произведений, созданных им за его короткую жизнь. Его стиль меняется почти с каждым годом. Самый восприимчивый из всех когда-либо существовавших художников, Рафаэль соединяет в своих руках все нити, претворяет ценности, созданные другими гениями, в новое единство стиля. Этот эклектизм носит у него характер гениальности.

Юношеские картины Рафаэля проникнуты сентиментальностью умбрийской школы его учителя Перуджино. Их начинаешь любить не только потому, что они отличаются добросовестной отделкой, но и потому, что они - исповедь красивой души, вкладывающей в заимствованное много нежности. Особенно пейзаж на фоне часто прелестен, например, на «Мадонне Конестабиле», где по лугу тихо струится ручеек, а на горах блестит последний весенний снег.

Флорентийский период

Влияние да Винчи

Во Флоренции Рафаэль становится наследником флорентийского искусства. Он всматривается, изучает, подражает, пытаясь поглатить в себя всю флорентийскую живопись прошлого. Тем не менее, еще больше предшественников мастер изучает современников. Как раньше Перуджино, так теперь за его Мадоннами стоит Леонардо .

Под влиянием да Винчи меняется язык формообразования. Ранее младенец Иисус стоял прямо на коленях своей матери, или сидел на них, образуя острый угол. Позже Рафаэль предпочитает мотивы движения, позволяющие создавать волнистые линии.

Малая Мадонна Каупера

Живописец создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и «Прекрасная садовница». К Леонардо восходит здесь не только ребенок Иисус с пухленькими щечками, но и вся композиция. Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. Вершину нижней образуют руки двух детей, играющих с птичкой, а вершину верхней - голова Марии. Молитвенник, который она держит в сторону от себя, вносит разнообразие в строго выдержанную схему.

Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода - «Положение во гроб». Здесь ему удалось в одном произведении соединить воедино Перуджино, Мантенью, Фра Бартоломео и даже Микеланджело. Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад,- из «Святого семейства» того же Микеланджело. Влияние Фра Бартоломео сказывается в акценте на декоративной ритмичной компоновке фигур, - в том, что идейное содержание темы совершенно подчинено формальным соображениям.

Положение во гроб

По ее окончанию автор был приглашен в Рим, в возрасте двадцати четырех лет. Тогда и начинается превращение, в значительной степени повлиявшее на всю историю искусства .

Его умение компоновать, его декоративное чутье проявляются теперь в грандиозном масштабе. В картины проникает теперь частица торжественной возвышенности и сурового величия Вечного города. Художник, не достигший и двадцати пяти лет, создает все те творения, в которых мы усматриваем классическое выражение культуры Ренессанса.

Античное влияние

После потрясающего дебюта в Ватиканских залах, с 1514 года, все сильнее влияет на мастера античное искусство. Известными стали в это период не только грандиозные творения античной скульптуры , но и произведения античной живописи. Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры - «гротесками». После смерти Браманте Санти стал не только строителем собора Святого Петра, но и хранителем древностей. Чаще сказывается теперь благоговение перед античным искусством в его самостоятельных работах. Мастер выполнил заказ по оформлению одного из коридоров Ватикана - Лоджии, использовав содержание своей тетради с античными этюдами.

«Нет такой вазы и статуи, - говорит Вазари,- нет такой колонны или такой скульптуры, которых не срисовал бы Рафаэль и которыми он не воспользовался бы для украшения лоджии». Не следует при этом забывать, что из всех этих заимствований Рафаэль создал самостоятельное целое. Он создал творение, которое возрождая, старое, является вместе с тем одним из прекраснейших образцов декоративного искусства Ренессанса.

Выражая свое поклонение античному миру игриво-кокетливым орнаментом, Рафаэль также подчинялся стилистическому влиянию древнего искусства.

Наряду с античной живописью, он подражал и античной скульптуре. Его уже не увлекает проблема пространства и красочности. Характерным примером может служить написанная для виллы Фарнезина фреска «Триумф Галатеи». Только главная фигура навеяна современным ему произведением - «Ледой» Леонардо. Все прочие детали - морской кентавр, нереиды, тритон, гений на спине дельфина - заимствованы из барельефов на античных гробницах.

Фигуры на распалубке свода также выступают из пустоты с пластическим рельефом изваяний. Гений Рафаэля сказался здесь в той играющей легкости, с которой он вписал персонажи в обрамляющие их треугольники.

Доказательством удивительной разносторонности Рафаэля является тот факт, что он и теперь еще владел значительным умением выражения реалистических черт, позволившим ему создать ряд портретов, принадлежащих, наряду с портретами Тициана , к величайшим явлениям портретной живописи чинквеченто. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. Но портреты доказывают, что Рафаэль и теперь еще продолжал изучать природу, что именно это упорное изучение природы позволяло ему оставаться гениальным рисовальщиком и живописцем. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения.

Портрет Бальдассаре Кастильоне

Изменяется живописец и в качестве творца Мадонн. Они теперь не так нежны как раньше, теперь они величественны. Место прежних кротких существ заняли более героические женские образы могучего телосложения, со смелыми движениями. К римскому этапу относится известная «Мадонна Альба». Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. Она обнимает рукой детей, один из которых, Иоанн, подает другому собранный тростниковый крест. Мадонна с задумчиво-грустным выражением глядит на этот крест, как бы предчувствуя события, которое он сулит сыну. Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. Группа фигур связана с окружающим ландшафтом, так что ощущается безупречная пространственная композиция, которая была величайшим достижением Рафаэля. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима. Фоном служат уже не мягкие холмы долины Арно, а строгие формы Кампаньи, оживленные античными развалинами и акведуками.

Преображение

Не совсем забыты воспоминания об эллинском мире в последней картине Рафаэля - «Преображении». Стоящая внизу мать, указывающая мальчику на апостолов, является одной из вдохновеннейших фигур, навеянных античной скульптурой. Однако вверху картины точно слышатся звуки, долетевшие с родины Франциска Ассизского - Урбино. Озаренный вечерней зарей пейзаж служит красочным переходом к неземному сиянию эфира.

«Сикстинская Мадонна » завершает деятельность Рафаэля гармоничным аккордом. Здесь соединилось все, что составляло силу гения в разные эпохи его творчества.

Заключение

Оглядываясь еще раз назад на все созданное Рафаэлем в отпущенное ему время, ясно чувствуешь, какие вечные ценности все же содержало его творчество и чего не хватало бы миру, если изъять его ослепительный образ из картины искусства эпохи Ренессанса. Часто в нем нет той индивидуальной нотки, того своеобразия, которые очаровывают нас в других художниках. Но именно потому, что их в нем нет, именно потому, что он парит над своими картинами, как почти бесплотный дух, они как будто отличаются тем же, что когда-то сообщало произведениям безымянного религиозного искусства их силу и мощь: словно они созданы не отдельной личностью, словно в них воплотился дух прекрасного века.

Гений Рафаэля. Биография и стиль. обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Глеб