Что выгнало первых людей из Африки? «искусство тропической африки из коллекции м. л

Скульптура народов Африки давно уже привлекает ценителей всего мира своей самобытностью и непохожестью на привычные произведения традиционного Западного искусства. Несомненным достоинством произведений африканских мастеров является их своеобразное понимание реальности изображения, а также сакральный характер всего искусства.


Магические статуэтки - самая многочисленная группа скульптур в тропической и южной Африке. Для африканцев эти скульптуры являются воплощением сил природы, они способны накапливать энергию жизни и высвобождать ее. Чаще всего представляют собой небольшие фигурки человека с большими рогами, между которых размещается маска (обычно, это изображение вождей племен, шаманов, целителей и других людей, обладающих сильной энергией).


Африканские маски составляют львиную долю музейных коллекций африканской культуры в Европе и Америке. Маска - непременный атрибут большинства магических ритуалов, праздничных шествий и ритуальных танцев. Чаще всего встречаются маски, сделанные из дерева, реже из слоновой кости. Несмотря на то, что для африканских масок характерно необыкновенное разнообразие, каждая из них выполнена в соответствии со строгими канонами племен.

Скульптура в традиционной африканской культуре тесно связана с культом предков. В работах мастеров читается особенный взгляд на мир, стремление выразить эмоциональный мир человека, особенная эстетика, определяющая красоту, как близость к природе, целесообразность и гармонию.


Представления об эстетике в Африке отличаются от европейских. Часто, с точки зрения европейца, скульпторы слишком пристальное внимание уделяют половым органам изображаемых людей. Однако, в рамках культа плодородия это естественный и непременный прием. Абстрактность и схематичное изображение тела и черт лица также можно объяснить особенным вниманием к внутреннему миру, а также связью с культом предков. Всякое скульптурное изображение тесно связано с миром умерших, который сильно отличается от мира живых и представляет собой изображение внутренней сути вещей в представлении мастера, выраженный сложным кодовым языком.

Кроме изображений людей и богов, множество скульптур представляют собой изображение тотемных животных, а также зооморфные изображения. полны самых настоящих шедевров африканской скульптуры народов Конго, Мали, Кот-д"Ивуара и т. д.


Особенная пластика, линии и эмоциональность африканских скульптур в конце 19 века оказали сильнейшее влияние на появление новых направлений в европейской живописи. Такие мастера как , Брак, Матисс, вдохновленные абстракцией африканских скульптур, создали лучшие свои работы.

Современные африканские скульпторы работают в традиционной манере, но используют современные материалы, включая пластик, но основным материалом остается дерево и слоновая кость. По традиции скульптуры из слоновой кости - атрибуты королевских дворцов, поэтому выполнены они особенно тщательно и изысканно.

История "африканского зарубежья" исчисляется столетиями. В Европе африканцы появились вместе с войсками Священной Римской империи в 1210 году, в Америке в 1619 году. Главным источником формирования африканской диаспоры было рабство. Именно из числа невольников вышли первые получившие европейское образование интеллектуалы. Жоао Латино (1516-1594), эрудит, ученый, музыкант, был привезен в Испанию в двенадцатилетнем возрасте вместе с матерью. В университете в Гренаде он изучал музыку, поэзию и медицину. Ж. Латино первым из африканцев был удостоен ученой степени бакалавра (1546 г.) и звания профессора (1577 г.).

В Лондоне в XVIII веке вышли в свет первые из известных историко-философских трактатов, написанных африканцами: "Мысли и переживания о злодействах и дьявольских грузах рабов и торговле человеческими особями" Оттоба Кугуано (1787 г.) и "Занимательное повествование о жизни Олауды Эквиано или Густавуса Вассы, африканца" (1789 г.). Их авторы в 1735 году в возрасте 10-12 лет были похищены и проданы в рабство и только после его отмены в Великобритании (1772 г.) обрели долгожданную свободу. Оба играли роль предтечей по отношенеию к негритюду, панафриканизму и афроцентризму. Африканские философы, историки, литературоведы, педагоги, социологи считали их родоначальниками африканской науки.

История литературы "африканского зарубежья" связана с именами Игнатиуса Санчо (1729 - 1780)и Филлис Уитли (1753 - 1784), поэтессы, снискавшей славу в Лондоне. "Письма" И. Санчо (1782 г.), опубликованные спустя два года после его смерти, рассматривались как свидетельство большого литературного дарования автора. Ф. Уитли родилась в Сенегале, в 1761 году в качестве рабыни попала в Бостон. Она писала оды в стиле неоклассицизма. В 1773 году ее произведения были впервые опубликованы в Лондоне. Одним из почитателей ее таланта был генерал Д. Вашингтон, будущий президент США. Ему она посвятила следующие строки:

"В итоге ты величие обретешь
И покровительство богинь во всем найдешь,
Венец правителя и трон
Твоими будут, Вашингтон".

Во Франции в XVIII веке военному делу учился прадед А.С. Пушкина - Абрам Петрович Ганнибал. Он приехал в Париж в 1717 году, бедствовал. Чтобы платить за учебу, квартиру, еду требовались средства, и Абрам вступил в ряды французской армии. Служил в инженерных частей, участвовал во взятии испанских крепостей, был ранен и за отличия пожалован чином инженер-поручика. Его военные заслуги, героизм и чин были приняты во внимание, так что он был принят студентом и затем стал выпускником высшей военной инженерной школы, куда ранее доступ иностранцам был закрыт.

В Германии в XVIII веке обрел изестность уроженец Золотого Берега (нынешней Ганы) поэт, философ, правовед Антоний Вильгельм Амо. Он изучал философию и юриспруденцию в университете в Халле (1727-1734), получил профессорскую кафедру, занимал должность государственного советника в Берлине, однако в 1740 году вернулся на родину. А. В. Амо написал две диссертации: "Права африканцев в Европе" (1729 г.) и "О беспристрастности человеческого сознания" (1735) - и трактат "Об искусстве философствовать трезво и грамотно" (1738 г.). и

В XIX веке число африканцев за пределами Африки продолжало расти. На рубеже XIX - XX веков мировую славу снискал живший в Великобритании музыкант и композитор Сэмьюэл Тэйлор (1875 - 1912).Он работал с лучшими оркестрами и хорами,много гастролировал, а его поездка в США вызвала настоящий триумф. Его вклад в развитие концертной музыки сравним с деятельностью И. Брамса и Э. Грига. Подобно им Тэйлор интегрировал народные африканские мотивы в классическую концертную музыку.

Африканские ученые, поэты, музыканты воспитывались в Европе и в Америке, но все же Африка жила в их воспоминаниях. Африканская культура была для них абстракцией или почвой для реабилитации черноты. Между тем именно они заложили основу для развития культуры "африканского зарубежья" во второй половине ХХ века.


^ Развивающие задачи:

  • формировать навык коммуникативной и дискуссионной культуры;

  • дать толчок для последующей, углубленной мысли учащихся, наедине с собой, заставить задуматься;

  • способствовать пониманию и продуктивному взаимодействию между учащимися.

  • позволить учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности.

  • создать базу для новых типов человеческой деятельности
Воспитывающие задачи:

  • Формировать:
1) межконфессиональную и межэтническую толерантность, уважение к существующим религиям;

2) интернационализацию ценности жизни по нормам добра, заложенным в философии мировых религий;

3) осознанность нравственного поведения, показать роль семьи в этносоциальном воспитании

Образовательные и дидактические задачи:


  • расширить и обобщить знания основ мировых религий;

  • развивать умения судить о фактах, связанных с межрелигиозными вопросами;

  • развивать рефлексивное мышление;

  • учить формировать проблемы, аргументировать свою точку зрения.

Креативная задача: создать продукт самостоятельного детского творчества.

Образовательная технология:технология встречных усилий, технология развития критического мышления.

План работы:


  1. Организация занятия.

  2. Работа в группах.

  3. Защита выработанных версий.

  4. Обсуждение.

  5. Создание образовательного продукта

  6. Рефлексия.

  1. Организация занятия. Актуализация.
Учитель: Эта английская притча показалась мне любопытной.

Подумайте, о чем эта притча? В чем её смысл?

Это была одна из самых холодных зим. Много животных умерли из-за сильного холода в ту пору. Ежи, которые уже не могли сидеть в холодных норах, выбрались наружу и увидели, что снаружи еще холоднее. Они начали понимать, что их ждет участь замерзших зверей. Тогда ежи собрались вместе и стали думать, как избежать смерти. Немного подумав, они решили, что им надо группироваться ближе друг к другу, чтобы согреться теплом от тел. Они стали собираться в группы, прислоняться друг к другу. Но это оказалось не так-то просто, их иглы больно ранили. И даже самые близкие друзья и родственники не могли согреться, как они ни старались согреть друг друга, потому что они все же старались сторониться и держать дистанцию, чтобы не пораниться.
^ Выслушиваем ответы ребят.

Учитель На доске понятия и термины:

семья

государство

традиции

нация

толерантность

Учитель: А как это согласуется с нашей темой?

Версии выслушиваем.

Формулируем тему, проблему.

^ Учитель: Как называется качество человека, способное терпимо относиться друг к другу?

Толерантность (от лат. Tolerantia – терпение) – терпимость, снисходительность к кому-, чему-либо – записано на доске.

^ Учитель: Как формируется это качество? (воспитание, семья, СМИ)

Мы будем говорить о толерантности в отношении к другим нациям, национальным проявлениям.

Нация (понятие) Нация (от лат. natio - племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.

Религия(понятие)

Презентация(многонациональное Поволжье) учи тель географии

У каждого народа, нации свои традиции, обычаи.

Учитель: Что такое традиции? Как они формируются?

Тради́ция - набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

^ Итоги соцопроса (1 мин) (опережающее задание)

Традиции моей семьи

Для чего нужно соблюдать традиции.Зачем традиции нужны мне:


  • боюсь их не выполнить, т.к. могут осудить окружающие;

  • если я не буду участвовать в ней, то это будет расценено окружающими как неуважение;

  • учусь действовать так, как действовали мои предки;

  • уважаю своих родителей, бабушку, дедушку, хочу быть как они;

  • не хочу обидеть;

  • не хочу жить по правилам, обычаи мне не нужны

  • хочу сохранить особенности нашей семейной атмосферы;

  • они создают особый уклад жизни, присущий только нашему государству;

  • позволяют человеку не задумываться, как поступить;

  • облегчают нашу жизнь, так как предлагают нам путь правильного действия;

  • чувствую, что они мне не нужны, но объяснить не могу

Вопрос к Жуковой Ангелине.

Ваша подруга Алина? Она по национальности татарка. Вы знаете какие нибудь традиции татарской семьи?

^ Традиции русской семьи . Рассказ ученика.Самая главная традиция нашей семьи- Чтить память предков. Рассказ о дедушке.

Традиции Многонациональной семьи .


  • Из поколения в поколение происходит сосуществование представителей разных религий, всегда ли это мирное сосуществование? (НЕТ)

  • - Существуют ли конфликты между представителями разных религий? (ДА)

  • Раз существуют такие конфликты, значит, есть причины, по которым они произошли. Чтобы понять суть конфликтов, нужно ли нам выяснить настоящие его причины? (ДА)

Актуальность: Ребята,вы определили проблему, котораяв современном мире остается глобальной - проблема отношений между людьми, исповедывающими разные религии. Войны, рост межрелигиозной вражды.

Вот эти проблемные вопросы, на которые вы попробуете сегодня дать ответы


  • В чем причины межрелигиозных конфликтов?

  • Какие ценности заложены изначально в основах Мировых религий?

  • Ведут ли они изначально к конфликту?

  • Можно ли разрешить меж конфессиональные конфликты?

  • Какая роль семьи в решении этих вопросов

  1. Работа в группах.

Учитель. Итак, вы работаете в группах, выполняете задания, затем выступаете. Вывод, ключевую фразу записываете на отдельном листе бумаге маркером (для помощи детям ключевые фразы подчеркиваю в заданиях). Затем, в конце урока из листов на магнитной доске складываем мозаику, и таким образом формируются выводы по уроку.
^ 1 группа – Этические ценности религий (анализ таб. 3-4 мин., вывод групп 1 мин.)

проанализируйте этические ценности религий и сделайте вывод: заложены ли в их философиях идеи вражды к другим верам.


^ Этические идеи христианства.

Этические ценности буддизма.

Этические ценности Ислама.

3.1Заповеди Моисея:

  1. Я, Господь твой, и да не будет у тебя других богов.

  2. Не сотвори себе кумира.

  3. Не произноси имени господа своего понапрасну.

  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а день седьмый – Господу Богу своему.

  5. Почитай отца и матерь свою.

  6. Не убивай.

  7. Не прелюбодействуй.

  8. Не кради.

  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

  10. Не желай жены ближнего своего, ни осла его, ни всего того, что есть у ближнего.
Библейские истины:

Нет перед Богом иудея и эллина.

Да возлюбите друг друга


^ 4 Благодатных истины:

- Жизнь есть страдание.

Причины страданий наши эгоистические желания.

Избавление от страданий в их преодолении, т.е саморегуляции.

Путь к нирване - восьмеричный путь.

3.2 Восьмеричный путь:


  1. Праведное знание (осознание жизни).

  2. Праведная решимость (намерения)

  3. Праведные слова.

  4. Праведные дела.

  5. Праведный образ жизни:
- обуздай гнев;

  • не кради;

  • обуздай половые влечения;

  • избегай лжи;

  • воздержись от пьянства и наркотиков.

  • Праведное усердие.

  • Праведные помыслы.

  • Праведное созерцание (медитация, путь к совершенству, просветлению).

  • 5 столпов ислама:

    1. Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его.

    2. Молитва – не менее 5 раз в сутки.

    3. Милосердие.

    4. Священный месяц Рамазан (Великий пост).

    5. Хадж – паломничество к святым местам в Мекку.
    Нормы ислама:

    1. В исламском государстве – теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви. Нет разделения церкви и государства.

    убийство (кара- смерть) Мстить можно было только убийце, а не его родственникам. Вору – отрубали руку.

    3. Среди пророков, в которых веруют мусульмане библейские персонажи: Адам, Ной,

    Моисей, Иисус Христос..


    Этические принципы крупнейших мировых и национальных религий:

    • Буддизм: Не делай другим того, что сам считаешь злом.

    • Индуизм: Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.

    • Иудаизм: Что ненавистно тебе, не делай того другому.

    • Даосизм: Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю – своей потерей.

    • Ислам: Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе

    • Христианство: Поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
    2 группа. Прочитайте документы и ответьте на вопрос.
    Какие существуют проблемы в межнациональных отношениях в современном мире.

      1. Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что для России неприемлем тезис о неудаче сосуществования различных культур.
    "Нам нельзя дать себя спровоцировать на рассуждения по поводу краха мультикультуры", - сказал он в пятницу, 11 февраля, на встрече с руководителями национальных культурных объединений и учеными-этнографами Башкортостана в пятницу.

    Медведев отметил, что сейчас в Европе на тему краха мультикультуры много рассуждают: "Если говорить о крахе мультикультуры, то можно уничтожить традиции, а это опасная вещь и в европейских государствах это тоже должны понимать".


      1. Президент Франции признал провальной политику мультикультурализма которая была направлена на сохранение и развитие в Пятой республике культурных и религиозных различий.
    В Европе из-за близкой к катострофической демографической ситуации, поддерживалась политика превлечения мигрантов из бывших стран-колоний или суверенов.. Этих переселенцев привлекали как дешевую и низкоквалифицированную рабочую силу, при этом им оставляли право на субкультуру, национальные традиции и обычаи. Их не пытались ассимилировать и растворить в обществе. В итоге эти диаспоры на столько выросли и окрепли, что стали навязывать свои традиции и образ жизни коренным жителям, при том зачастую очень агрессивно.

      1. В России же, эти этнические группы не являются мигрантами, а являются коренными жителями, живут на своих национальных территориях и были включены в состав РФ.На сегодня РФ тоже столкнулась с такой проблемой - большими кавказско-азиатскими диаспорами народов бывших республик СССР, живущих в больших городах, которые тоже не ассимилирутся, а наоборот относятся к коренным жителям враждебно, что приводит к конфликтным ситуациям, как,например, в г. Кондопога.

      2. А кто определяет национальность? (сам человек и его родители. Человек должен сам чувствовать к какой национальности он принадлежит.)
    «Национальность - это вопрос личной судьбы, она идет от родителей и страны, в которой человек родился, а также той культуры, которую он усвоил. Она всегда остается вопросом глубоко личным, внутренним, духовным.

    Говорить о какой-то хорошей или плохой нации - значит поступать некорректно. Если вспомнить знаменитую библейскую историю о Вавилонской башне, то там сказано, что сам Бог разделил людей на «различные языки». В чем был умысел Божий - нам, людям, судить трудно, а может быть, и невозможно. Если же исходить из научных представлений, то на развитие наций повлияли многие условия - географические, экономические, исторические, культурные. Нет на свете плохих или хороших наций - есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки. Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать.

    Безусловно, у человека может быть чувство гордости за свой народ, культуру, родину. Такие чувства мы называем патриотическими. Это прекрасные, высокие чувства, ибо они основаны на любви. Н астоящий патриотизм не может стать поводом для оскорбления других народов . В противном случае это уже не патриотизм, а шовинизм, от которого недалеко и до фашизма. А личная заслуга каждого из нас измеряется только тем, что мы сумеем создать своим трудом и своим талантом».

    3 группа

    Когда первые африканские скульптуры попали в Европу, к ним отнеслись как к курьезу: странноватые поделки с непропорционально большими головами, вывернутыми ногами и короткими руками.

    Путешественники, побывавшие в странах Азии и Африки, нередко говорили о негармоничности музыки туземцев.

    Первый премьер-Министр Индии Неру, получивший блестящее европейское образование, признавался, что когда впервые услышал европейскую музыку, она показалась ему забавной, вроде пения птиц.

    В наше время этническая музыка стала неотъемлемой частью западной культуры, как и западная одежда, вытеснившая во многих станах традиционную одежду.

    По мнению специалистов, в ближайшее десятилетие тенденция к взаимопроникновению и взаимообогащению культур сохранится, чему будет способствовать легкость получения и рапространения информации. Но произойдет ли это в результате слияния нациий, превратится ли население планеты в единый этнос земли? На этот счет существовало много мнений.

    Политические события конца 20-начала 21 века, связанные с обособлением этносов и формированием национальных государств, показывают, что формирование единого человечества-далекая и призрачная перспектива.

    Вопросы


    1. Укажите причины сохранения тенденции к взаимопроникновению и взаимообогощению культур?

    2. Реалистична ли, по вашему мнению, перспектива превращения населения планеты в единый этнос земли? Своем мнение поясните.
    В чем опасность реализации этой перспективы?

    Бурное развитие археологии, этнографии и искусствознания во второй половине XIX века, связанное с открытием первобытного искусства, проблемами колонизации и кризисом европейского искусства, создало благоприятные условия для более глубокого и серьезного отношения к художественному творчеству так называемых "примитивных" народов. В 1885 году немецкий историк Р. Андре высказывает предположение, что искусство народов, находящихся на относительно низкой ступени социально-экономического развития, может достичь высокого уровня. К тому же заключению приводят появляющиеся в это время теории, согласно которым художественная форма складывается под воздействием трех факторов - целесообразности, художественной техники и материала - и поэтому не находится в прямой зависимости от уровня социально-экономического развития. До этого считалось, что индустриальный и научный прогресс является непременным условием развития художественной культуры. Уровень художественного развития неевропейских цивилизаций оценивался по уровню их технической оснащенности.

    Маркс еще в середине XIX века указал на неправомерность такого подхода: "Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и с развитием материальной базы последнего..." (Маркс К. Введение (из экономических рукописей 1857-1858 гг.). Соч., т. 12, с. 736 ).

    На европейских выставках отдельные предметы африканского искусства стали появляться уже с конца XIX века. В 1879 году в Париже был основан первый этнографический музей - Трокадеро (Ныне - Музей Человека ), имевший специальную экспозицию "искусства и ремесла неевропейских народов". Тогда же в театре Шатле открылся временный Африканский музей, в экспозиции которого, в частности, находилась статуэтка, названная "Черная Венера". Африканские художественные изделия были представлены также на выставках в Лейпциге - 1892 год, в Антверпене - 1894 год, Брюсселе - 1897 год. В 1903 году в дрезденском Цвингере был открыт отдел деревянной скульптуры, в том числе африканской.

    Обращение к изучению первобытного и традиционного (или, как его называли, "примитивного") искусства, стимулировавшееся сенсационными открытиями в Западной Европе, Центральной Америке, Океании, создало новую отрасль науки на стыке этнографии, археологии и искусствоведения. Работы историков и этнологов способствовали раскрытию смысла и значения художественной деятельности в первобытном и традиционном обществе, привлекали внимание к памятникам искусства неевропейских народов. Но непосредственное восприятие этого искусства широкой публикой по-прежнему оставалось на уровне эпохи "кабинетов курьезов" до той поры, пока в его освоение не включилась художественная практика.

    Было бы неверно думать, что африканское искусство как-то неприметно вошло в художественную жизнь Европы; было бы также неправильно считать его открытие неким откровением, внезапно осенившим нескольких художников.

    Генезис художественных течений, зарождающихся в этот период, дает представление о том, когда и каким образом африканские элементы появляются в европейском искусстве, как они адаптируются художественной практикой и получают дальнейшее развитие в мировом искусстве (См.: Мириманов В. Б. Встречи цивилизаций. - В кн.: Африка: встречи цивилизаций. М., 1970, с. 382-416; Мириманов В.Б. "L"art nègre" и современный художественный процесс. - В кн.: Взаимосвязи африканских литератур и литератур мира, М., 1975, с. 48-75.; Laude J. La peinture francais (1905-1914) et "l"art nègre". Paris, 1968 ).

    Всесторонне рассматривая и оценивая течения 10-20-х годов, мы должны признать, что они сыграли значительную роль в деле открытия и признания африканского искусства.

    До 1907-1910 годов положение африканского искусства в Европе практически не отличалось от того, каким оно было в XV веке, в эпоху "кабинетов курьезов". С 1907 -1910 годов африканская скульптура привлекла внимание французских художников-авангардистов, в европейском искусстве и литературе появляются новые течения (в первую очередь кубизм), практика и теория которых формируются в процессе этого открытия. С этого времени африканская скульптура начинает интересовать европейских коллекционеров, экспонируется на многочисленных выставках и, наконец, становится объектом специальных исследований. В XIX веке единственным "настоящим искусством" считалось только искусство развитых цивилизаций Запада и Востока. С конца 10-х годов XX века "примитивное" искусство быстро завоевывает симпатии не только художников и коллекционеров, но и широкой публики.

    В 20-30-х годах увлечение Африкой достигло небывалых размеров. "Негритянский кризис" отразился во всех сферах европейской культурной жизни. В это время ювелиры имитируют африканские украшения, джаз становится господствующим направлением в музыке, обложки книг и журналов украшаются изображениями африканских масок. Пробуждается интерес к африканскому фольклору.

    Необходимо заметить, что экзотизм не был изжит полностью даже в позднейшее время, в 10-х же годах поверхностное восприятие африканского искусства еще нередко бытует даже среди его первооткрывателей-художников. Если во Франции в эпоху рождения кубизма в среде художников-авангардистов экзотизм уступает место трезвому, аналитическому подходу, то у немецких художников еще долго сохраняется романтическое восприятие африканской скульптуры, увлечение ее "эмоционально-мистическим содержанием". В 1913-1914 годах, когда, по свидетельству Д.-А. Канвейлера, Пикассо, вдохновленный африканской скульптурой, создает пространственные конструкции, воплощающие принципиально новый подход к решению пластических задач, немецкие художники еще остаются на уровне простой имитации.

    В 1912 году в Мюнхене издается под руководством В. Кандинского и Ф. Марка альманах "Голубой всадник", в котором воспроизводится большое количество африканской и океанийской скульптуры, играющей в данном случае ту же чисто декоративную роль, что и африканские маски в домах парижских интеллектуалов. (Характерным для этого времени примером "негро-фильства" можно считать своеобразные манифестации группы писателей и живописцев, собиравшихся в Цюрихе, в кабаре "Вольтер", и эпатировавших публику фантастическими "тамтамами" и мнимыми "негритянскими" песнями.) Вместе с тем первая выставка под названием "Негритянское искусство" была открыта именно в Германии, в Хагене, в 1912 году.

    В 1914 году открывается выставка негритянского искусства в Нью-Йорке (галерея А. Штиглица). В 1917 году выставка в галерее П. Гийома знаменует официальный выход африканской традиционной скульптуры на парижский художественный рынок. Следующая парижская выставка (1919 г., галерея Девамбез) привлекает небывалое число посетителей. В 1921 году африканская скульптура экспонируется на XIII Международной художественной выставке в Венеции. В том же году выставка африканской скульптуры открывается в США, в Бруклинском художественном музее, а год спустя - в галерее Бруммера в Нью-Йорке.

    До 1914 года существовало всего лишь несколько коллекционеров - собирателей африканской скульптуры. Наиболее известные из них - П. Гийом, Ф. Фенеон, Ф. Хавиланд, С. Щукин. С 1920 года во Франции, Бельгии, Германии, США создаются новые коллекции.

    Триумфу африканского искусства помимо скульптуры способствует внедрение в европейскую жизнь африканской и афро-американской хореографической и музыкальной культуры. Уже знаменитая постановка 29 мая 1913 года в Париже балета И. Стравинского "Весна священная" обнаружила тенденцию к обновлению на основе фольклора. Следующим шагом в этом направлении был "Парад" Ж. Кокто с музыкой Э. Сати и декорациями П. Пикассо в исполнении дягилевского балета (Париж, 1917). Этими постановками был подготовлен шумный успех балета "Сотворение мира", с которым 23 октября 1923 года выступила в Париже шведская труппа Ральфа Маре (М. Лейрис считает, что постановка этого балета - "важная дата в истории распространения африканского искусства: большое парижское суаре прошло под знаком африканской мифологии, точно так же как 29 мая 1913 года... под знаком языческих ритуалов Европы в интерпретации русского балета Сергея Дягилева" (Leiris M.. Delange J. Afrique Noire. La création plastique. Paris, 1967, p. 29) ).

    В том же 1923 году в Европе появляется первый афро-американский мюзик-холл. В 1925 году успех афро-американской эстрады закрепляет знаменитая Жозефина Беккер, выступающая в "негритянском ревю" в театре на Елисейских полях. Там же с шумным успехом проходят выступления "Южного синкопического оркестра" В. Вельмона, познакомившие европейскую публику с народными негритянскими песнями, спиричуэлсами, афро-американской джазовой и симфонической музыкой.

    Увлечение африканской художественной культурой распространяется и на литературу. Все больший интерес в 20-х годах вызывает устная литература Тропической Африки. После "Черного Декамерона" Л. Фробениуса выходят сборник африканских сказок с репродукциями африканской скульптуры, составленный В. Гаузенштейном (Цюрих - Мюнхен, 1920), "Негритянская антология" Б. Сендрара (Париж, 1921), "Краткая антология" М. Делафосса (Париж, 1922).

    Так начинает налаживаться двусторонняя связь между африканскими культурами и европейской цивилизацией, столь различными по уровню развития, что долгое время диалог между ними казался невозможным.