Финансовый контроль и ревизия. Большая энциклопедия нефти и газа

ОТВЕТ: Ревизия – система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, законности действий руководителя и главного бухгалтера.
Законодательством закреплен обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.
Ревизии могут проводить:
- Счетная палата РФ;
- Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ;
- Федеральное казначейство Минфина РФ;
- территориальные контрольно-ревизионные органы Минфина РФ;
- контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.
Ревизия является формой последующего контроля.
Срок проведения ревизий со стороны контрольно-ревизионных органов Минфина РФ не может превышать 45 дней.
В ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации осуществляется:
- проверка учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов в целях осуществления законности и правильности производственных операций;
- проверка фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов;
организация проведения встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета;
- проверка достоверности отражения производственных операций в бухучете;
- проверка использования и сохранности бюджетных средств.
Результаты проверок (ревизий) оформляются актом, имеющим важное юридическое значение. Акт подписывается лицами, производящими ревизию, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации. В акте ревизии указывается:
- цель ревизии;
- основные результаты проверки;
- выявленные факты нарушений финансовой дисциплины;
- причины, повлекшие данные нарушения;
- виновные лица в данных нарушениях;
- меры по ликвидации выявленных нарушений и меры ответственности должностных лиц.
Если у руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации имеются возражения, то они их прилагают к акту ревизии.
После подписания акта начинается реализация материалов ревизии или проверки, которая состоит в принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц. Ревизия (проверка) считается окончательно завершенной только после того, как все выявленные нарушения устранены и виновные наказаны.
При необходимости принятия срочных мер могут составляться промежуточные (отдельные) акты ревизии, на основании которых делаются выводы о том, есть ли нарушения в финансовой сфере. Материалы передаются в следственные органы, не ожидая окончания ревизии. При этом делается соответствующая запись в акте ревизии.
Должностные лица, по вине которых по результатам ревизии допущены нарушения, могут быть привлечены к уголовной, материальной или дисциплинарной ответственности.

Еще по теме ВОПРОС 13 Ревизия как основной метод финансового контроля, его цели, права ревизоров, сроки проведения ревизии:

  1. 19. ОТЛИЧИЕ АУДИТА ОТ ДРУГИХ ФОРМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ: РЕВИЗИИ, ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
  2. Саурова Н.А.. Контроль и ревизия: метод. рекомендации. по по выполнению контрольных работ / Н. А. Саурова. - Оренбург: Оренб. гос. ин-т менеджмента,2009. - 18 с., 2009

Основной метод финансового контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности.

Ревизия призвана установить законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие является общим и абстрактным, а второе - частным и конкретным. Если экономический контроль связан со всеобщим регулированием общественных отношений, то ревизия выступает всегда конкретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени.

Ревизия - форма последующего контроля, представляющая собой систему взаимосвязанных документальных и фактических приемов контроля.

Цель ревизии - осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использование»» материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Объекты ревизии - все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения (независимо от видов и форм собственности), если они получают, перечисляют и Используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

27. Общая классификация ревизий.

Ревизии классифицируются по различным признакам.

В зависимости от ревизующих органов различают ревизии: 1) вневедомственные. Осуществляют органы государственного и общест­венного контроля, наделенные контрольными правами по отношению ко всем организациям независимо от их ведомственной подчиненно­сти (налоговые и другие органы); 2. ведомственные. Назначаются распоряжением руководителя выше­стоящей организации или учреждения и проводятся контрольно-ревизионным аппаратом министерств, ведомств, служб; 3. внутрихозяйственные. Осуществляются работниками объединения в отношении деятельности внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

Смешанные ревизии назначаются органами ведомственного, государствен­ного и общественного контроля и осуществляются ими одновременно.

- По признаку полноты проверки различают следующие ревизии: 1. полную. Охватывает проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности организации; 2. частичную. Охватывает лишь отдельные виды деятельности или хо­зяйственных операций (кассовые, расчетные, товарные, производст­венные и т. п.).

- По организационному признаку ревизии бывают: 1. плановыми - проводятся за определенный период времени (один, два или три года), охватывают проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности (полные ревизии), предусмотрены соот­ветствующим планом; 2. внеплановыми - проводятся в отдельных случаях, по разным причи­нам: выявление недостач; наличие сигналов о недостатках в работе, нарушениях и злоупотреблениях; контроль качества ревизии и т. п.; 3. перманентными - проводятся непрерывно контрольным аппаратом объединения в структурных подразделениях.

- В зависимости от звенности ревизуемых объектов ревизии подразделяются: 1. на отраслевые - включают проверку деятельности организаций всей отрасли (легкой промышленности, здравоохранения и пр.); 2. сквозные - проводятся, когда ревизуется деятельность всех организа­ций одного звена управления; 3. однозвенные - проводятся, когда проверяется деятельность одного хозяйственного звена, например склада.

- Исходя из полноты проверки хозяйственных операций различают следую­щие ревизии: 1. сплошные - проверка всех без исключения хозяйственных операций, записей в учетных регистрах за весь ревизуемый период; 2. выборочные - проверка хозяйственных операций и записей в учетных регистрах только за определенные ревизором промежутки времени; 3. комбинированные - сочетают сплошные и выборочные проверки от­дельных хозяйственных операций.

- В зависимости от полноты проверки деятельности организации ревизии подразделяются: 1. на комплексные - проводятся с целью проверки торговой и финансо­во-хозяйственной деятельности организации и ее структурных под­разделений бригадой специалистов различных профессий. Участие в ревизии специалистов в различных областях знаний позволяет вы­явить все недостатки деятельности организации, вскрыть резервы улучшения ее производственной и финансовой деятельности; 2. некомплексные, т. е. ревизии хозяйственно-финансовой деятельности организации, проводимые одним ревизором; 3. тематические - проводятся при проверке отдельных сторон деятель­ности предприятия, отрасли для детального изучения некоторых во­просов хозяйственно-финансовой деятельности. Темами таких реви­зий, например, могут быть: "Ревизия сохранности имущества", "Реви­зия состояния расчетов", "Ревизия кассовых операций".

- По источникам контрольных данных различают следующие ревизии: 1. фактические - проводятся преимущественно по данным осмотра объ­ектов в натуре и направлены на выяснение законности и целесооб­разности использования ресурсов обычно в ходе осуществления хозяйственных операций; 2. документальные – проводятся преимущественно по документальным данным и представляют собой чаще всего форму последующего контроля.

Перечисленные виды ревизий при рациональной их организации обеспечивают сохранность имущества, предупреждают факты злоупотреблений, повышают эффективность работы субъектов предпринимательской деятельности.

Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций за отчётный период.

Слово «ревизия» от латинского revision, т.е. «пересмотр». Существует много определений понятия «ревизия». Документальная ревизия представляет собой контрольное изучение ранее произведённых хозяйственных операций с точки зрения их законности, достоверности и экономической целесообразности.

По мнению В. А. Хмельницкого «ревизия представляет собой пересмотр реально выполненных финансовых операций и хозяйственных процессов, осуществляемых субъектами предпринимательской деятельности, в сопоставлении с установленными законодательными нормами, правилами, нормативами, инструкциями и т. д. Для установления их законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности».

Ревизия по времени осуществления относится к последующему контролю и проведению путём сплошной или выборочной проверки совершённых хозяйственных операций по данным первичных документов, записей в учётных регистрах и отчётности. Она объединяет в себе фактический и документальный контроль, что позволяет наиболее полно и глубоко проверить результаты производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятий (объединений), организаций и учреждений, эффективность использования находящихся в их распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

В ходе ревизии изучаются все стороны хозяйственно-финансовой деятельности проверяемых предприятий, организаций и учреждений, что не является обязательным, при осуществлении других способов хозяйственного контроля.

В отличие от других способов хозяйственного контроля - ревизия имеет чёткий правовой статус, определяющий границы её распространения, сроки проведения, права и обязанности лиц, проводящих ревизию и должностных лиц, деятельность которых проверяется, порядок оформления и рассмотрения результатов ревизии.

Следовательно, ревизия - это способ последующего контроля за производственной и хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий (объединений), организаций и учреждений, в процессе которого устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершённых хозяйственных операций, ведения бухгалтерского учёта в соответствии с действующими положениями и нормативно-законодательными актами, а также достоверность учётных и отчётных показателей.

Основными задачами ревизии являются: выявление хозяйственных и финансовых нарушений, хищений, бесхозяйственности; установление причин и условий, способствующих хозяйственным нарушениям, злоупотреблениям и хищениям, виновных в этом должностных лиц; принятие мер по возмещению причинённого ущерба, как в процессе ревизии, так и после неё; выявление неиспользованных резервов, повышения эффективности производства.

В процессе ревизии фиксируются только документально подтверждённые факты злоупотреблений, бесхозяйственности, халатного отношения к исполнению служебных обязанностей, нарушений финансовой дисциплины, требований действующего законодательства, нормативных положений и инструктивных указаний, причин, условий возникновения и последствий нарушений; выявляются неиспользованные резервы эффективности производства; проверяется система обеспечения сохранности хозяйственных средств, а также соблюдения действующих стандартов по учёту и отчётности и т.д.

В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на ведомственные, вневедомственные и внутрихозяйственные.

Ведомственные ревизии производятся контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов (министерств, государственных комитетов и ведомств) в подведомственных им предприятиях, организациях, учреждениях.

Вневедомственные ревизии производятся контрольно-ревизионным аппаратом органов государственного контроля, наделённых контрольными правами по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям всех отраслей экономики, независимо от их ведомственной подчинённости.

Внутрихозяйственными являются ревизии, проводимые внутри предприятия (объединения). Они, как правило, контролируют деятельность входящих в состав предприятия (объединения) структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

По организационному признаку ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы. Вышестоящие органы планируют ежегодное проведение ревизий в подведомственных предприятиях и организациях, а в бюджетных организациях и учреждениях, не осуществляющих непосредственно хозяйственных операций - не реже одного раза в два года.

Внеплановые ревизии планом не предусматриваются, а проводятся при необходимости. Такие ревизии могут быть вызваны неблагополучным положением дел на отдельном предприятии, при обнаружении фактов хищений и злоупотреблений, по просьбе судебно-следственных органов и т.д. При расследовании некоторых преступлений, особенно хищений денежных средств и имущества ревизия проводится в обязательном порядке. Материалы такой ревизии дают возможность следственным органам установить лиц, виновных в злоупотреблениях, способы совершения хищений и суммы материального ущерба.

В зависимости от полноты проверки деятельности предприятия ревизии подразделяются на комплексные, не комплексные и тематические.

Комплексными считаются ревизии, при которых проверяются все стороны деятельности предприятия, его производственная и финансово-хозяйственная деятельность.

Комплексная ревизия осуществляется бригадой, в состав которой кроме бухгалтера - ревизора входят специалисты, знающие экономику и технологию производства, организацию труда и другие вопросы производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Участие в комплексной ревизии специалистов по различным областям знаний позволяет выявить резервы улучшения производственной и финансовой деятельности предприятия, способствует дальнейшему повышению эффективности производства.

Не комплексной называется ревизия, проводимая одним ревизором (обычно специалистом по бухгалтерскому учёту и финансам), при которой проверяется хозяйственно-финансовая деятельность. Не комплексные ревизии не позволяют в полной мере выявить состояние ведения производства, уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и передовых технологий, поэтому они менее эффективны по сравнению с комплексными ревизиями.

Тематическими считаются ревизии, проводимые в целях проверки состояния отдельных разделов (частей, участков экономической и социальной деятельности предприятий или организаций. Такие ревизии назначаются для детального изучения соответствующих тем (вопросов), разработок и конкретных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Темами таких ревизий, например, могут быть: «Ревизия обеспечения сохранности и рационального использования материальных ресурсов (всех или конкретных видов)», «Ревизия правильности образования и использования фондов специального назначения» и др.

В зависимости от полноты проверки хозяйственных операций ревизии классифицируются на сплошные, выборочные, комбинированные.

При сплошных ревизиях проверяются за весь ревизионный период все без исключения хозяйственные операции, записи в учётных регистрах и отчётные показатели. Это наиболее эффективный вид ревизии, однако, как правило, из-за большой трудоёмкости он используется только в тех случаях, когда на предприятии допущены серьезные нарушения и злоупотребления.

Выборочные ревизии предусматривают проверку хозяйственных операций и бухгалтерских документов не за весь ревизионный период, а только за время, заранее намеченное ревизором, т.е. за определённые промежутки времени внутри ревизионного периода.

Комбинированные ревизии сочетают выборочное и сплошное исследование хозяйственных операций. Одни участки деятельности предприятий проверяются выборочно, другие - сплошным способом. Сплошным способом проверяются кассовые операции и расчёты с подотчётными лицами, все другие хозяйственные операции - выборочно. Однако, если в процессе выборочной проверки будут выявлены хищения, злоупотребления и другие серьёзные нарушения финансовой или расчётно-платёжной дисциплины, то по данному кругу хозяйственных операций следует провести сплошную проверку документов и записей в учётных регистрах (рис. 2.1.).

По результатам проведённой ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков производственно-хозяйственной деятельности предприятий и мобилизации внутрипроизводственных резервов.

Весь процесс документальной ревизии можно разбить на несколько этапов:

1. Предъявление полномочий. По прибытии на проверяемый объект ревизор обязан предъявить руководителю своё удостоверение и предписание (приказ) на проведение ревизии.

Рис. 2.1. Классификация видов ревизии

2. Предъявление полномочий. По прибытии на проверяемый объект ревизор обязан предъявить руководителю своё удостоверение и предписание (приказ) на проведение ревизии.

3. Проведение инвентаризации материальных ценностей и проверка сохранности денежных средств.

4. Личное ознакомление с объектом.

5. Непосредственная документальная проверка операций подконтрольного объекта.

6. Систематизация ревизионных материалов и составление акта.

7. Реализация материалов ревизии на подконтрольном объекте и информирование органа, назначившего ревизию, о её результатах. При необходимости материалы ревизии могут быть переданы следственным органам.

8. Проверка выполнения приказа, изданного на предприятии, об устранении причин и условий, приведших к нарушениям, и наказании виновных должностных лиц.

Взамен ежегодных аудиторских проверок на предприятиях концерна «Беллегпром», куда входит и предприятие ОАО «Белфа», по Указу Президента Республики Беларусь №602 «Об осуществлении ведомственного контроля на предприятиях и в организациях, входящих в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности» проводятся проверки службой ведомственного контроля концерна.

На основании Указа Президента Республики Беларусь № 602 «Об осуществлении ведомственного контроля на предприятиях и в организациях, входящих в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности» в порядке эксперимента было создано Республиканское унитарное предприятие «Служба ведомственного контроля Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности».

Основными задачами Службы является обеспечение соблюдения предприятиями и организациями, которые входят в состав концерна на правах членства, законодательства Республики Беларусь, защита интересов государства, предприятий и их собственников, информационное обслуживание и консультирование в рамках компетенции Службы, повышение эффективности экономической деятельности концерна.

Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь и другими нормативными документами Республики Беларусь.

Служба является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и действует на основании настоящего Положения и Устава, утвержденного концерном «Беллегпром».

Служба координирует свою деятельность по осуществлению ведомственного контроля с Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и ежеквартально информирует его о результатах деятельности.

В компетенцию Службы входит:

проведение проверок, ревизий финансово-хозяйственной деятельности и документов предприятий с целью оценки достоверности и соответствия совершаемых финансовых и хозяйственных операций законодательству республики Беларусь;

осуществление контроля за исполнением предприятиями нормативных актов Республики Беларусь, регулирующих отношения государственной и иных видов собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

в пределах своей компетенции представление администрации проверяемых предприятий рекомендаций и обязательных для исполнения указаний об устранении выявленных нарушений в установленный срок;

принятие мер по пресечению злоупотреблений и других правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам государства, предприятиям и собственникам, оказание им помощи и содействия в повышении эффективности деятельности, правильности расчетов с бюджетом;

осуществления контроля за выполнения приказов и распоряжений председателя концерна «Беллегпром», решений Совета председателя концерна «Беллегпром» и Совета концерна «Беллегпром», сохранностью и использованием государственного имущества на предприятиях концерна;

информирование руководства проверяемых предприятий и собственников о выявленных нарушениях;

осуществления информационного обслуживания предприятий и их консультирование, разработка ведомственных нормативных актов, регламентирующих деятельность внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля.

Служба имеет право:

получать от государственных и иных организаций (включая Национальный банк и государственные налоговые органы) информацию, необходимую для выполнения возложенных на неё функций;

при необходимости вносить на рассмотрение председателя концерна «Беллегпром», Совета председателя концерна «Беллегпром» и Совета концерна «Беллегпром» информацию о выявленных нарушениях и предложения для принятия необходимых мер по их устранению, привлечению к ответственности должностных лиц, а также для принятия решений о направлении материалов проверок в соответствующие государственные органы;

при необходимости привлекать к проверкам на договорной основе специалистов.

Ревизионной службы в объединении нет. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества осуществляет ревизионная комиссия. Ревизионная комиссия в составе не менее трех человек избирается ежегодно очередным собранием акционеров. По решению собрания полномочия ревизионной комиссии могут быть возложены на ревизора. Членами ревизионной комиссии не могут быть генеральный директор, члены дирекции. На заседании ревизионной комиссии каждый ее член имеет по одному голосу. Решения ревизионной комиссии принимаются простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. Регламент работы и проведения заседаний ревизионной комиссии определяет ее председатель, если собранием акционеров не установлено иное. Протокол заседания ревизионной комиссии подписывается всеми ее членами, присутствующими на заседании. В случае несогласия с принятым решением член ревизионной комиссии обязан подписать протокол и приложить к нему свое особое мнение, выраженное в письменной форме.

Председатель ревизионной комиссии избирается из числа его членов. Заседание ревизионной комиссии по избранию ее председателя проводится в день проведения собрания акционеров, на котором избрана ревизионная комиссия.

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за хозяйственной деятельностью Общества, его предприятий, филиалов и представительств, а также генерального директора и должностных лиц Общества. Ревизионная комиссия осуществляет проверку по итогам за год, а также во всякое время по поручению собрания акционеров, наблюдательного совета, по собственной инициативе или по требованию акционеров, владеющих в совокупности 10% акций.

Лица, деятельность которых проверяет ревизионная комиссия, не принимают участие в соответствующих проверках. Ревизионная комиссия представляет результаты проверки наблюдательному совету и собранию акционеров. Без заключения ревизионной комиссии собрание акционеров не вправе утверждать годовой бухгалтерский баланс Общества.

Ревизионная комиссия обязана потребовать созыва собрания акционеров, если по выявленным ею фактам решение может быть принято только собранием. Вопросы, внесенные ревизионной комиссией в наблюдательный совет, должны быть рассмотрены последним в 14-тидневный срок.

Члены ревизионной комиссии могут присутствовать на заседании наблюдательного совета с правом совещательного голоса.

Должностные лица Общества должны своевременно предоставлять ревизионной комиссии по ее требованию документы о деятельности Общества, пояснения. Членам ревизионной комиссии за выполнение возложенных на них обязанностей выплачивается за счет средств Общества вознаграждение в размере, установленном собранием акционеров, и им возмещаются расходы по командировкам, связанным с проведением проверок, заседаний ревизионной комиссии и собраний акционеров.

Полномочия члена ревизионной комиссии прекращается досрочно по решению собрания акционеров, а также в случае его письменного заявления.

Сам процесс ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций - подготовка к ее проведению, общие вопросы организации, оформление и рассмотрение результатов- регламентирован Инструкцией о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности Министерства промышленности Республики Беларусь №235 . Ревизия проводится на основании письменного предписания руководителя контролирующего органа, в данном случае, РУП «Служба ведомственного контроля концерна «Беллегпром» (приложение А). В предписании указывается фамилия, имя, отчество ревизора, который направляется для проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности; ревизуемый период; срок ее проведения. Проведению ревизии должна предшествовать подготовительная работа в контролирующей организации, которая заключается в изучении нормативных актов, инструктивных материалов и отраслевых указаний, касающихся особенностей деятельности контролируемого объекта, его бухгалтерской и статистической отчетности, материалов предыдущей ревизии и тематических проверок, поступивших жалоб и другой текущей информации, характеризующей финансовое состояние контролируемой организации. Подготовительная работа проводится в два этапа - в контролирующей организации, где составляется Примерный перечень вопросов ревизии финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации (приложение Б). Вопросы должны быть сформулированы четко и ясно, они должны охватить самое важное и существенное для данной ревизии. При необходимости ревизии проводятся по постановлениям органов предварительного следствия или определениям судов. Конкретный перечень подлежащих проверке вопросов в этих случаях согласовывается с органом, назначившим ревизию. И в ревизуемой организации- где составляется рабочий план ревизионной группы. Специалисты функциональных отделов привлекаются для проведения ревизии на срок от 5 до 10 дней.

Руководитель ревизионной группы обязан предъявить документ, подтверждающий его полномочия, руководителю ревизуемой организации и ознакомить его с задачами предстоящей ревизии. После этого осуществляется инвентаризация денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе предприятия, по окончании которой составляется акт инвентаризации наличия денежных средств. Руководитель ревизуемой организации обязан представить членов ревизионной группы ответственным должностным работникам своей организации, обеспечить ревизоров помещением для нормальной работы издать приказ по организации о том, чтобы должностные лица ревизуемой организации выполняли все требования и распоряжения ревизующих, вытекающие из общих задач проведения ревизии. Эту информацию руководитель ревизуемой организации может довести до сведения подчиненных путем проведения совещания с руководителями отделов и структурных подразделений, на котором представляются члены ревизионной группы, сообщаются цели, задачи ревизии.

Наиболее ответственным и трудоемким этапом ревизии является инвентаризация. Обязательной инвентаризации при проведении ревизии подлежат расчеты с дебиторами и кредиторами, товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей, принятые на ответственное хранение от поставщиков, выданные предприятию исполнительные листы, бланки строгой отчетности, по окончании которой составляются акты, например, акт проверки наличия бланков строгой отчетности, акт проверки исполнительных документов, находящихся на исполнении (приложения В, Г).

Результаты контрольных проверок должны учитываться в Книге контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. Одновременно с инвентаризацией материальных ценностей проводится обследование ревизуемого объекта. Ревизор может обследовать различные объекты: производственные и складские помещения; охрану территории предприятия и т.п. С помощью обследования устанавливаются условия хранения материальных ценностей и денежных средств, наличие пропускной системы и соответствие ее предъявляемым требованиям и др. В процессе обследования ревизор может выявить причины и условия, способствующие хищениям. К проведению обследования могут привлекаться соответствующие специалисты, которые участвуют в проведении ревизии. Результаты обследований оформляются разовыми актами, например, о наличии охранно-пожарной сигнализации. На ОАО «Белфа» проводилась проверка выполнения юридическим лицом условий и правил осуществления охранной деятельности, по окончании которой был составлен акт, где указано, что замечаний по выполнению условий и правил осуществления охранной деятельности не выявлено (приложение Д)

После проведения инвентаризации и обследования ревизоры приступают к исследованию финансовых операций, отраженных в первичных документах, записей в регистрах учета, бухгалтерской и статистической отчетности для установления законности, достоверности и целесообразности их совершения.

Для систематизации материалов ревизии ревизор должен иметь рабочую тетрадь, в которой регистрируются вскрытые факты нарушений, злоупотреблений и другие недостатки в работе предприятия. Регистрация установленных фактов в рабочей тетради должна проводиться по отдельным разделам ревизии в соответствии со структурой основного акта документальной ревизии. Такой порядок накапливания материалов ревизии позволяет быстрее изложить недостатки, нарушения и злоупотребления, установленные ревизией.

По результатам ревизии, в ходе которой выявлены факты нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, ревизором на основании справок специалистов, включенных в состав группы, составляется основной акт комплексной ревизии (акт ревизии) (приложение Е)

Акт состоит из вступительной (общей) и результативной (исследовательской) частей. Во вступительной части указываются: полное наименование документа (акта), дата и место его составления: основание для проведения ревизии (дата и № предписания о назначении ревизии, название организации, издавшей приказ), ее начало и окончание; состав ревизионной группы (должность, фамилия имя, отчество каждого лица, осуществлявшего ревизию); наименование ревизуемого предприятия (объединения) и период производственной и хозяйственно-финансовой деятельности за который проводилась ревизия; фамилии и инициалы должностных лиц ревизуемого предприятия, ответственных за его производственную и финансово-хозяйственную деятельность. Если в ревизуемом периоде произошла смена руководящих работников, в акте указываются фамилия лица, занимавшего ранее должность, и время его работы, а также фамилия лица, назначенного на должность, плата назначения. Это необходимо для объективного установления меры ответственности за нарушения и недостатки, вскрытые ревизией. Назначение вступительной части акта ревизии состоит в том, чтобы показать, как была организована документальная ревизия, и что собой представляет объект ревизии. Это имеет важное юридическое значение при использовании такого документа в качестве источника доказательства. Результативная (исследовательская) часть акта ревизии представляет собой систематизированный перечень выявленных нарушении, недостатков и злоупотреблений в процессе производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (объединения) или организации. Эта часть акта состоит из отдельных разделов, соответствующих числу тем программы ревизии. Перед каждым разделом ставятся соответствующая римская цифра и сто название.

Акт ревизии составляется грамотно, и должен быть написан деловым языком. Акт ревизии, как правило, составляется в трех экземплярах, а при необходимости передачи материалов ревизии соответствующим органам (следственным и др.) -- плюс по одному экземпляру в каждый адрес. При вручении руководителю ревизуемого предприятия акта ревизии берется расписка, данная им на первом экземпляре: «один экземпляр акта комплексной ревизии со всеми перечисленными и нем приложениями получил» (подпись, дата). Первый экземпляр акта направляется руководителю организации, назначивший ревизию, а второй -- остается в делах предприятия. Вскрытые ревизией факты злоупотреблении, незаконного расходования средств и другие нарушения, включенные в акт ревизии, должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, ведомостями, аналитическими таблицами, объяснениями и т.д. В случае обнаружения недостач, растрат, злоупотреблений и других недостатков материально ответственные и должностные лица представляют ревизору письменные объяснении по существу вскрытых фактов недостач и излишков денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений и злоупотреблений. Такие объяснения позволяют тщательно изучить тот пли иной факт, предотвратить включение в акт ревизии не полностью проверенные нарушениям являются подтверждением установленных фактов нарушении. Письменные объяснения прилагаются к основному акту ревизии. Все приложения к основному акту ревизии обязательно нумеруются: в конце акта ревизии необходимо перечислить все приложения к нему. Обычно все приложения остаются при первом экземпляре акта, который направляется в организацию, осуществляющую ревизию. К экземпляру акта, передаваемому ревизуемому предприятию, прилагаются копии лишь тех документов, на которых имеются подписи должностных лиц предприятия.

Если же в процессе проведения ревизии не установлено фактов нарушений действующего законодательства в сфере экономических нарушений, бесхозяйственности и т. п. - результаты ревизии оформляются путем составления справки (приложение Ж). В 2010 году на ОАО «Белфа» проводилась выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов, прочих вопросов, входящих в компетенцию налоговых органов по ОАО «Белфа», результатом которой было составление справки, так как не было выявлено нарушений (приложение И).

Результаты ревизии докладываются ревизором на производственном совещании специалистов, руководителей отдельных служб и подразделении предприятия, где они обсуждаются. Принятые решения оформляются протоколом с приложением в необходимых случаях перечня мероприятии, подлежащих выполнению по результатам проведенной ревизии. При незначительных нарушениях результаты ревизии могут быть реализованы сразу же после ее окончании. В этом случае к акту ревизии прилагается изданный по предприятию (объединению) приказ, а также выписка из протокола производственного совещания.

При выявлении хищений ценностей в крупных размерах и других уголовно наказуемых действий, требующих принятия срочных мер, в ходе ревизии составляется промежуточный акт, которым по решению вышестоящей организации, назначившей ревизию, перелается следственным органам.

По результатам ревизии ревизор разрабатывает выводы и предложения. Выводы должны основываться только на фактах, изложенных в акте ревизии, а предложения вытекать из этих выводов. Выводы не должны повторять содержание акта. В них дают оценку основных нарушений, установленных ревизией, и излагают, в чем конкретно состоит вина должностных лиц.

Эффективность ревизии зависит не только от качества ее проведения, но и от организации контроля за выполнением решения, принятого по ее результатам. В практической работе применяются различные способы контроля за выполнением решения по результатам ревизии. К ним относится: получение письменных отчетов о выполнении предложений по итогам ревизии или оперативной информации посредством технических средств связи (телефонной, телефакса и др.) и т.п.

В ОАО «Белфа» за 2010 год зарегистрировано 28 проверок, в том числе: Гомельское областное управление РЦ по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения; ИМНС по Жлобинскому району; Жлобинское отделение «Энергонадзора»; РУП «Служба ведомственного контроля концерна «Беллегпром»; Жлобинская зональная инспекция по контролю за ценами; Районный центр занятости населения Жлобинского РЦ; ФСЗН; Гомельский ЦСМС; Жлобинская горрайинспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды; республиканский трудовой арбитраж; РУП БелГИМ, орган по сеттификации продукции, услуг, персонала; Отделение ОАО»Белпромстройбанк»; Гомельская областная инспекция Комитета по ценным бумагам и др.

Финансовый контроль осуществляется в различных формах, под которыми принято понимать способы выражения его содержания, внутренняя организация, которые модифицируются с изменением содержания.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, форма финансового контроля представляет собой способ конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансового контроля. Принято различать следующие формы финансового контроля:

‣‣‣ ревизия,

‣‣‣ наблюдение,

‣‣‣ обследование,

‣‣‣ проверка,

‣‣‣ анализ.

Проверка осуществляется на базе отчетной документации и расходных документов. В ходе проверки рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений (к примеру: проверка правильности удержаний из заработной платы, проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции).

Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателœей. Результатом является определœение финансового состояния объекта контроля и перспектив его развития.

Анализ предполагает изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния организации, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Результат - выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой базе обоснование путей и факторов решения выявленных проблем.

Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регист­ров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Сегодня единого законодательного акта͵ в котором регулировались бы всœе вопросы назначения и проведения ревизии, нет. Возникающие при этом отношения регулируются различными нормативно-правовыми актами, в т.ч. Федеральным законом ʼʼО Счетной палате Российской Федерацииʼʼ, постановлениями Правительства РФ

об утверждении положений о соответствующих федеральных службах и др.

Ревизия должна быть определœена как система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется:

2) порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (к примеру, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора);

3) в том, что ее могут проводить только наделœенные данными полномочиями органы и субъекты (к примеру, ревизоры);

4) в том, что ревизия проводится только комиссионно;

5) по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

Ревизии могут проводить, в частности, Счетная палата РФ; Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору; Федеральное казначейство; контрольно-ревизионные подразделœения отраслевых министерств и ведомств.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере - не реже одного раза в два года.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определœенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объёму ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов; и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителœем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, называются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. В случае если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На базе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причинœенного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае крайне важно сти в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.