Индивидуальные различия ощущений. ощущение и восприятие - кратко

У новорожденного ребенка все анализаторные системы морфологически готовы к отображению. Однако они должны пройти значительный путь функционального развития.

Самым органом познания ребенка является рот, поэтому вкусовые ощущения возникают раньше остальных. На 3-4 недели жизни ребенка появляется слуховая и зрительное сосредоточение, что свидетельствует о готовности ее к зрительных и слуховых ощущений. На третьем месяце жизни она начинает владеть моторикою глаз. С координацией движений глаз связана фиксация объекта, который действует на анализатор.

У ребенка быстро развивается зрительный анализатор. Особенно чувствительность к цветов, острота зрения, общая чувствительность к световому раздражители.

Большое значение имеет развитие слуховых ощущений. Уже на третьем месяце ребенок локализующее звуки, поворачивает голову к источнику звука, реагирует на музыку и пение. Развитие слуховых ощущений тесно связан по овладению языком. На третьем месяце ребенок уже может различать ласковый и сердитый тон простирающегося к ней языка, а на шестом месяце жизни различает голоса близких ей людей.

И. М. Сеченова подчеркивал большое значение кинестезичних ощущений в развитии познавательной деятельности. От них в значительной степени зависит совершенство двигательной сферы ребенка, дифференцирование ее движений, необходимых для выполнения различных видов деятельности.

М. М. Кольцова выдвинула идею единства и взаимосвязи всех проявлений двигательного анализатора, начиная от простых моторных компонентов и заканчивая кинестезиею языка. В период становления языка ограничение движений приводит к прекращению лепету и произнесения первых слогов. Ритм речи соотносится с ритмом телесных движений, которые совершает ребенок. Рассуждения М. М. Кольцовои совпадают с теми экспериментальными данными, которые показывают связь ритма, темпа и громкости речи с темпераментом.

Органические ощущения во взаимодействии с кинестезиею и дистантнимы ощущениями образуют еще один жизненно важный комплекс чувствительности. Основу здесь составляют органические чувства и ощущения схемы тела (соответствия его частей). Ощущение здоровья, силы придает человеку бодрости, уверенности в себе, стимулирует активную деятельность.

Следовательно, ощущения возникают и развиваются на протяжении жизни человека и составляют ее сенсорную организацию.

Б. Г. Ананьев пишет, что у детей не наблюдается значительных различий в уровне чувствительности одних и тех же анализаторов, хотя у взрослого человека они очевидны. Повышенную чувствительность отмечают в сталеваров, художников, текстильщиков. Так, текстильщики различают 30-40 оттенков черного цвета ткани, в то время как неспециалистов - лишь 2-3 оттенки. Врачи-терапевты очень хорошо различают шумы. Следовательно, деятельность влияет на развитие значимых для данной профессии видов чувствительности. Экспериментально подтверждено, что можно в десятки раз увеличить чувствительность к распознания человека.

Формирование социально значимой личности может состояться на чрезвычайно ограниченном сенсорный основе, даже при условии потери двух ведущих чувствительности - зрения и слуха. Тогда ведущей в развитии личности становится тактильная, вибрационная, обонятельная чувствительность. Пример слепоглухонимой А. Скороходов - выдающегося психолога - убедительно показывает, каких высот творческой активности может достичь человек, опираясь в своем развитии на "непроводные" ощущение.

Развитие ощущений Совершенствование ощущений в процессе индивидуальной жизни человека может состоять как в повышении чувствительности тех или других анализаторов, так и в развитии способности различения - более четкой дифференциации различных свойств внешних предметов. Например, человек может обладать высоким порогом слуховой чувствительности, но не уметь различать в сложных звуковых раздражителях их составные части: музыкальный аккорд воспринимается этим человеком генерализован-но, он не выделяет в нем отдельных тонов. Этот недостаток может быть исправлен: путем целенаправленной тренировки человек может развить свою способность ощущения, научиться различать музыкальные тоны. Спортсмен, впервые совершающий прыжок с трамплина на лыжах, плохо разбирается в своих мышечно-двигательных ощущениях, хотя и может обладать большой чувствительностью двигательного анализатора. После первого прыжка он может рассказать о нем только в самом общем виде, не выделяя отдельных ощущений. Однако в процессе тренировки его двигательные ощущения становятся более ясными, вследствие чего он может дифференцированно отметить отдельные элементы своих движений. Развитие ощущений имеет в своей основе концентрацию возбуждений в корковых отделах анализаторов, ограничение их первоначальной генерализации путем выработки специальных дифференцировок. Этот процесс, как говорит И. П. Павлов, есть не что иное, как «постепенное заглушение сначала широко возбужденного мозгового конца анализатора, исключая его мельчайшую часть, отвечающую данному условному раздражителю». У человека этот процесс имеет активный характер. Та или иная деятельность для лучшего своего выполнения требует сосредоточения внимания на отдельных элементах работы. В связи с этим происходит выделение этих элементов и их лучшее отражение в ощущениях. Занятия физическими упражнениями, связанные с сознательным выполнением очень точных движений, в высшей степени содействуют развитию мышечно-двигательных ощущений. Опытный спортсмен может точно дифференцировать тончайшие мышечно-двигательные ощущения, связанные с тем видом спорта, в кото-ром он тренируется. Нет ни одного вида ощущений, который нельзя было бы развить в процессе тренировки. Большую роль при этом играет вторая сигнальная система. Ощущения становятся более ясными и отчетливыми, если они связываются с их словесными обозначениями. Развитие ощущений, имеющих значение в том или ином виде деятельности, стоит в прямой связи с наличием дифференцированной терминологии и ее правильным применением. Едва ли можно было бы хорошо развить ощущения музыкальных тонов, если бы эти тоны не обозначались соответствующими терминами. То, что не обозначается словом, плохо выделяется из общего комплекса.

6. В психопатологии выделяют следующие нарушения ощущений, к которым относятся:

1. Гиперестезия - нарушение чувствительности, которое выражается в сверхсильном восприятии света, звука, запаха. Характерно для состояний после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговой травмы. Пациенты могут воспринимать шелест листьев под ветром подобным грохочущему железу, а естественный свет как очень яркий.

2. Гипостезия - снижение чувствительности к сенсорным стимулам. Окружающее воспринимается блеклым, тусклым, неразличимым. Это явление типично для депрессивных расстройств.

3. Анестезия - утрата чаще всего тактильной чувствительности, или функциональное выпадение способности к восприятию вкуса, запаха, отдельных предметов, типично для диссоциативных (истерических) расстройств.

4. Парестезии - ощущение покалывания, жжения, ползания мурашек. Обычно в зонах, соответствующих зонам Захарьина-Геда. Типично для соматоформных психических расстройств и соматических заболеваний. Парестезии обусловлены особенностями кровоснабжения и иннервации, чем отличаются от сенестопатий. Тяжесть под правым подреберьем мне давно знакома, и возникает после жирной пищи, но иногда она распространяется в давление над правой ключицей и в правый плечевой сустав.

5. Сенестопатии - комплексные необычные ощущения в теле с переживаниями перемещения, переливания, перетекания. Нередко вычурные и выраженные необычным метафорическим языком, например, пациенты говорят о перемещении щекотки внутри мозга, переливании жидкости от горла к половым органам, растяжении и сжатии пищевода. Я ощущаю, говорит пациентка С., что... будто вены и сосуды опустели, а по ним перекачивают воздух, который должен обязательно попасть в сердце и оно остановится. Что-то вроде распираний под кожей. А потом толчки пузырьков и закипание крови.

6. Фантом-синдром отмечается у лиц с утратой конечностей. Пациент вытесняет отсутствие конечности и как бы ощущает боли или движения в отсутствующей конечности. Часто такие переживания возникают после пробуждения и дополняются сновидениями, в которых пациент видит себя с отсутствующей конечностью.

7. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Экспериментальные

Методы изучения ощущений связаны с экспериментами в основном физиологическими или психофизиологическими.

Болевые ощущения имеют одну особенность, подметить которую можно, легко уколов палец. Сначала возникает относительно слабое, но точно локализованное болевое ощущение. Спустя 1-2 секунды оно становится более интенсивным. Разделить это «двойное ощущение» впервые удалось Г. Хеду в 1903 году. Ему в экспериментальных целях был пересечен чувствительный нерв. Тогда уже было известно, что нервы способны восстанавливаться. Сразу после перерезки на экспериментальном участке пропали все виды чувствительности, которые восстанавливались с неодинаковой скоростью. Через 8-10 недель появились первые признаки восстановления, через 5 месяцев восстановилась болевая чувствительность, но очень своеобразная. Легкий укол, даже прикосновение ассистента вызывали мучительное, почти непереносимое чувство боли. Исследуемый кричал, трясся всем телом, хватался за того, кто наносил раздражение. При этом, если у него были завязаны глаза, он не мог сказать, где возникает ощущение боли. И только спустя пять лет болевые ощущения полностью восстановились. Так возникло учение о протопатической и эпикритической чувствительности. Протопатическая чувствительность (от греч. protos - первый и pathos - страдание)

представляет собой самую древнюю примитивную недифференцированную чувствительность низкого уровня, а эпикпитическая (от греч. epikriticos - вынесение решения) - высокочувствительный и тонко дифференцированный вид чувствительности, возникший на более поздних стадиях филогенеза.

Диагностические

Диагностические методы изучения ощущений связаны в основном с измерением порогов чувствительности и предполагают наличие специальной аппаратуры.

Индивидуальные особенности и виды ощущений Подготовила Кудрявцева Вероника, студентка бакалавриата 1 курса специальности "Психология и педагогика" школы педагогики ДВФУ Содержание 1 Введение 2 Понятие об ощущениях 3 Рефлекторная природа ощущений 4 Систематическая классификация ощущений 5 Индивидуальные особенности и развитие ощущений 6 Список литературы Введение Ощущение - процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). http://xreferat.ru/77/578-1-teorii-i-vidy-oshusheniiy.html Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания. Ощущения являются основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. С житейской точки зрения трудно представить себе что-то более естественное, чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета. Утрату одного из них мы способны воспринять как нечто непоправимое. Ели бы органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов. Понятие об ощущениях Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов. Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий). Рефлекторная природа ощущений Ощущения - начальный источник наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер. Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры (центральный отдел анализатора); 3) корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии в коре головного мозга, так как определенным клеткам периферии (рецепторов) соответствуют определенные участки корковых клеток. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Анализатор - не пассивный приемник энергии. Это орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей. Физиологические исследования показывают, что ощущение вовсе не является пассивным процессом, оно всегда включает в свой состав двигательные компоненты. Так, наблюдения с помощью микроскопа за участком кожи, проведенные американским психологом Д. Неффом, позволили убедиться, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что в состав каждого ощущения входит движение, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами - они носят активный характер. В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений. Систематическая классификация ощущений Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущении по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б. Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А. Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам - систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения - с другой). Рассмотрим систематическую классификацию ощущений (рис 1). Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивпые и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности. Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими. Проприоцептивпые ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха. Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения. Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств, К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но " в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений. Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражителя на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений, рассмотренная нами, исходит, естественно, из типа рецептора, который дает ощущение данного качества, или "модальности". Однако существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой. Ощущение вибрации - это чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом. По мнению большинства исследователей, вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. В частности, школа Л. Е. Комендантова считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. При нормальном слухе она особенно не выступает, по при поражении слухового органа эта ее функция ясно проявляется. Основное положение "слуховой" теории заключается в том, что тактильное восприятие звуковой вибрации понимается как диффузная звуковая чувствительность. Особое практическое значение вибрационная чувствительность приобретает при поражениях зрения и слуха. В жизни глухих и слепоглухонемых она играет большую роль. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии. Таким же образом посредством вибрационного чувства слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит. Следовательно, ощущения, являясь самым простым видом психических процессов, на самом деле весьма сложны и в полной мере не изучены. Следует отметить, что существуют и другие подходы к классификации ощущений. Например, генетический подход, предложенный английским неврологом X. Хэдом. Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности: 1) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.); 2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью. Известный отечественный психолог Б. М. Теплов, рассматривая виды ощущений, разделял все рецепторы на две большие группы: экстероцепторы (внешние рецепторы), расположенные, на поверхности тела или близко к ней и доступные воздействию внешних раздражителей, и интероцепторы (внутренние рецепторы), расположенные в глубине тканей, например мышц, или на поверхности внутренних органов. Группу ощущений, названных нами "проприоцептивные ощущения", Б. М. Теплов рассматривал как внутренние ощущения. Рис. 1. Систематическая классификация основных видов ощущений Индивидуальные особенности Индивидуальные различия в ощущениях - мало изученная область психологии. Известно, что чувствительность разных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают влияние особенности центральной нервной системы (у индивидов с сильной нервной системой чувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональных более развито обоняние); возраст (острота слуха наибольшая в 13 лет, зрения - в 20-30 лет, старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие - хуже); пол (женщины более чувствительны к высоким звукам, а мужчины - к низким); характер деятельности (сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла и пр.). Индивидуальные особенности ощущений У новорожденного ребенка все анализаторные системы морфологически готовы к отображению. Но они должны пройти значительный путь функционального развития. Основным органом познания ребенка является рот, следовательно вкусовые ощущения возникают раньше остальных. На 3-4 недели жизни ребенка появляется слуховое и зрительное сосредоточение, что свидетельствует о готовности ее к зрительных и слуховых ощущений. На третьем месяце жизни он начинает владеть моторикою глаз. С координацией движений глаз связана фиксация объекта, который действует на анализатор. У ребенка быстро развивается зрительный анализатор. Большое значение имеет развитие слуховых ощущений. Уже на третьем месяце ребенок локализующие звуки, поворачивает голову к источнику звука, реагирует на музыку и пение. Развитие слуховых ощущений тесно связано с овладением языком. На третьем месяце ребенок уже может различать ласковый и сердитый тон, а на шестом месяце жизни различает голоса близких ей людей. И. М. Сеченова подчеркивала большое значение кинестетических ощущений в развитии познавательной деятельности. От них в значительной степени зависит совершенство двигательной сферы ребенка. М. М. Кольцова говорила о идее единства и взаимосвязи всех проявлений двигательного анализатора. В период становления языка ограничение движений приводит к прекращению лепету и произнесения первых слогов. Ритм речи соотносится с ритмом телесных движений, которые совершает ребенок. Рассуждения М. М. Кольцовои совпадают с теми экспериментальными данными, которые показывают связь ритма, темпа и громкости речи с темпераментом. Органические ощущения во взаимодействии с кинестезиею и дистантнимы ощущениями образуют еще один жизненно важный комплекс чувствительности. Основу здесь составляют органические чувства и ощущения схемы тела (соответствия его частей). Ощущение здоровья, силы придает человеку бодрости, уверенности в себе, стимулирует активную деятельность. Следовательно, ощущения возникают и развиваются на протяжении всей жизни человека и составляют ее сенсорную организацию. Б. Г. Ананьев пишет, что у детей не наблюдается значительных различий в уровне чувствительности одних и тех же анализаторов, хотя у взрослого человека они очевидны. Повышенную чувствительность отмечают у художников, текстильщиков. Так, текстильщики различают 30-40 оттенков черного цвета ткани, в то время как неспециалистов - лишь 2-3 оттенки. Врачи-терапевты очень хорошо различают шумы. Значит, деятельность влияет на развитие важных для данной профессии видов чувствительности. Формирование социально значимой личности может состояться на чрезвычайной ограниченной сенсорный основе. При условии потери двух ведущих видов чувствительности - зрения и слуха, ведущей в развитии личности становится тактильная, вибрационная, обонятельная чувствительность. Пример слепоглухонимой А. Скороходов - выдающегося психолога -убедительно показывает, каких высот творческой активности может достичь человек, опираясь в своем развитии на "непроводные" ощущение. Развитие Ощущения начинают развиваться сразу после рождения. Однако не все виды чувствительности развиваются одинаково. Сразу после рождения у ребенка развивается осязательная, вкусовая и обонятельная чувствительность (ребенок реагирует на температуру среды, прикосновение, боль; определяет мать по запаху материнского молока; отличает молоко матери от коровьего молока или воды). Однако развитие этих ощущений продолжается достаточно долго (мало развиты в 4-5 лет). Менее зрелыми к моменту рождения являются зрительные и слуховые ощущения. Быстрее начинают развиваться слуховые ощущения (реагирует на звук - в первые недели жизни, на направление -через два-три месяца, а на пение и музыку - на третьем-четвертом месяце). Речевой слух развивается постепенно. Сначала ребенок реагирует на интонацию речи (на втором месяце), затем - на ритм, а способность различать звуки (сначала гласные, а потом согласные) появляется к концу первого года жизни. Абсолютная чувствительность к свету у младенца низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. Различение цветов наступает лишь на пятом месяце. В целом абсолютная чувствительность всех видов достигает высокого уровня развития в первый год жизни. Медленнее развивается относительная чувствительность (бурное развитие происходит в школьном возрасте). Ощущения в известных пределах можно развивать методом постоянных тренировок. Благодаря возможности развития ощущений происходит, например, обучение детей (музыке, рисованию). Список литературы * Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с. * Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. - М., 1975. (Ощущения: Восприятие: 43-ПО.)Общая психология. - М., 1986. (Ощущения: 247-266. Восприятие: 266-290.).Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975. * Теории и виды ощущений [Электронный ресурс]-URL: http://xreferat.ru/77/578-1-teorii-i-vidy-oshusheniiy.html (Дата обращения 13.03.2013) * Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - Вып. I, II. - М., 1966. (Ощущения. Психофизика: 241-313.) 1


Ощущение и восприятие - ключевые психологические процессы. Дадим краткую характеристику данным категориям и определим их роль в психологии.

Ощущение - это : процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений (на сенсорном уровне).

Обнаружение сигнала происходит на фоне шума как вероятностный процесс.
Характеристики анализаторов:
. нижний и верхний пороги ощущений,
. дифференциальный порог.
. временной порог, латентный период.


Рис. 1. Схема формирования ощущения

Интенсивность ощущений E = klogI + c (закон Вебера-Фехнера).
Время реакции Т = а/In + k (формула Пьерона), где I - интенсивность раздражения, а, n, k, c - константы.

Важным аспектом изучения темы ощущение и восприятия является вопрос регуляции ощущения. Регуляция процессов ощущения осуществляется за счет:
. сенсорной адаптации (привыкания к стимулу и снижения реакции при его появлении;
. сенсибилизации (повышения чувствительности к раздражению);
. сенсорной депривации (лишения органов чувств поступающей в них информации).

Особенности ощущений кратко

Их острота влияет на принятие индивидом решения о дальнейшем поведении в данной ситуации. Существуют личностные особенности обнаружения сигнала, поэтому и принятие решения входит в структуру сенсорного процесса.
Вследствие этого формируются индивидуальные стратегии поведения:
1) стратегии риска (увеличение числа обнаружений - ложные тревоги);
2) стратегии осторожности;
3) стратегии следования сенсорным впечатлениям.
Согласно концепции Закермана, поиск новых ощущений является устойчивой личностной характеристикой, отражающей стремление человека к получению разнообразной информации. С одной стороны, такая черта может способствовать личностному росту, так как человек осваивает новые сферы деятельности. Однако из-за склонности «все попробовать» и отсутствия страха риска, возрастает вероятность попадания в стрессогенные и травматические ситуации, а также развития аддиктивных форм поведения, что является негативным проявлением чрезмерно выраженного поиска ощущений.
Один из первых вопросов, который возник перед исследователями ощущений, — это вопрос о порогах ощущений. Какой должна быть сила или интенсивность стимула, чтобы мы осознали его действие на нас? Например, какое минимальное количество децибел способно воспринять наше ухо, или с какого расстояния мы способны различить человеческую фигуру и т.п.?
Величина физического раздражителя (т.е. стимула), ниже которой ощущения от стимула не возникает, а выше — соответственно возникает, представляет абсолютный порог чувствительности.
Когда мы начинаем различать похожие, но не одинаковые стимулы? Например, близнецы для большинства из наспрактически неотличимы друг от друга, а их мать тем не менее научается довольно хорошо различать их.
Существует такая величина физического различия между стимулами, выше которой мы их различаем, а ниже которой — не различаем. Данная величина называется дифференциальным порогом, или порогом дифференциальной чувствительности.
Концепция того, что наша сенсорная система устроена по пороговому, прерывному принципу, называется концепцией дискретности (прерывности) сенсорного ряда. Однако попытки точно установить абсолютные пороги для разных видов чувствительности и величин стимулов показали, что невозможно точно измерить пороги, они словно плавающие и зависят от множества факторов.
Например, помещают испытуемого в специальную, изолированную от всяческих шумов экспериментальную комнату, измеряют его пороги и в первый раз получают одно значение, а во второй — другое. Наши суждения о наличии ощущений основаны не только на физической природе стимула, но также на процессах принятия решений, которые зависят от сложного набора когнитивных механизмов и процессов (внимания, памяти, мышления), особенностях эмоциональных реакций и пр.
Более современные взгляды на пороги чувствительности связаны с теорией обнаружения сигналов, предложенной Грином и Светсом в 1966 г. По этой теории любой сигнал воспринимается на фоне определённого шума. Даже в случае когда полностью отсутствуют внешние помехи - сама сенсорная система (просто за счет своей работы) создает некоторый уровень шума: в нас бьется сердце, мы дышим, по жилам течет кровь и т.д. Этот шум при жизни наблюдателя нельзя отключить. Сигнал сливается с шумом, он становится плохо отличимым от него, особенно когда физическая интенсивность самого сигнала очень мала. Наблюдатель, по сути дела, выполняет задачу отличения сигнала от шума. В основу теории было положено наблюдение за работой дежурного на радиолокационной станции, в задачи которого входило пристально смотреть на индикатор радара несколько часов в день с целью своевременного обнаружения вражеского самолета. На экране радара могут появляться два типа стимулов; сигнал о самолете и шум — посторонние стимулы (например, стая птиц). Если дежурный примет шум за самолет, то будет виноват в ложной тревоге, что может повлечь серьезные последствия; если примет самолет за шум — это серьезная ошибка и нарушение долга, результатом которой может быть гибель людей. Таким образом, только два типа реакции являются допустимыми: правильное обнаружение самолета и правильное отрицание самолета.
Эта модель показывает, что пороги являются элементами сложного опыта человека. Кроме интенсивности стимула еще два фактора влияют на решение об обнаружении: (1) ожидание наблюдателя — появится или не появится сигнал и вероятность его появления и (2) что последует за принятием решения — наказание или вознаграждение.

Краткая классификация ощущений

Виды ощущений кратко: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, кинестетические, температурные, болевые.
Однако на практике используется чуть более подробная классификация ощущений.
Ощущения традиционно классифицируются по основным органам чувств. На этом основании выделяются зрительные, слуховые, тактильные (кожные и болевые), обонятельные, вкусовые, кинестетические и вестибулярные ощущения.
Функция кинестетических и вестибулярных ощущений заключается в информировании человека о его собственных движениях и положении в пространстве.
Кинестетические ощущения — это комплекс информации сенсорного характера, поступающей от мышц, сухожилий и связок.
Вестибулярные ощущения базируются на информации, приходящей из полукружных канальцев внутреннего уха. Ключевая функция системы вестибулярных ощущений — обеспечение устойчивой основы для зрительного наблюдения. Когда мы двигаемся (бегаем, ходим, прыгаем), наша голова, соответственно, тоже приходит в движение. Зрительная система получает соответствующую вестибулярную информацию: полукружные канальцы связаны с мышцами глаз. Посредством данного механизма перед нами формируется довольно стабильная картина мира. Если бы этого не было, то мы бы созерцали мир так, как это бывает на видеозаписи, когда оператор снимает на ходу или на бегу, когда изображение дрожит и смещается из стороны в сторону. К счастью, с нами этого почти не происходит, так как существуют рефлекторные механизмы, компенсирующие движения головы противоположными по направлению движениями глаз.
Кожная чувствительность обеспечивает нас информацией о том, что соприкасается с нашим телом, — каком-либо предмете или среде (водной, воздушной, например). Те части тела, которыми мы чаще всего непосредственно соприкасаемся с миром, обладают наибольшей чувствительностью: ладони, кончики пальцев, губы и язык.
Болевая чувствительность имеет крайне важное биологическое значение: болевые ощущения сигнализируют о возможной физической опасности: заболевании, ранении.
Ключевой функцией вкусовой чувствительности является обеспечение нас информацией о том, можно ли употребить вовнутрь данное вещество.
Обоняние обеспечивает индивида информацией о химических взвесях в воздухе. Оно играет гораздо меньшую роль в нашей жизни.
Основной функцией вкусовой чувствительности является обеспечение нас информацией о том, можно ли употребить вовнутрь данное вещество. Основные вкусовые качества — это кислость, соленость, сладость и горечь. По-видимому, все другие вкусовые ощущения вызываются сочетанием этих четырех качеств. Химическая основа вкусовых ощущений пока недостаточно изучена, поэтому не существует общего ответа на вопрос, какие вещества по своему химическому строению вызывают основные вкусовые ощущения.
Обоняние обеспечивает индивида информацией о химических взвесях в воздухе. Оно играет гораздо меньшую роль в нашей жизни, чем в жизни многих животных. Тем не менее обонятельные ощущения тесно связаны со вкусовой чувствительностью, без обоняния мы не можем полноценно воспринимать вкус пищи, с помощью обоняния мы способны отличать хорошую пищу от плохой, это помогает нам избегать отравлений. Существует множество фактов, указывающих на роль обоняния в формировании эмоциональных впечатлений.
Большую роль для человека имеют слуховые и зрительные ощущения. С их помощью мы получаем наибольшее количество информации об окружающем нас внешнем мире, и эта информация, как правило, подвергается наибольшей сознательной переработке.
Зрение является ключевым источником информации для человека. Сетчатка глаза имеет два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение.
С помощью зрения мы воспринимает удаленность предметов, глубину пространства, форму предметов, цвет, движение объектов.

Особенности восприятия кратко

Восприятие - это :
. отражение явлений и предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств;
. процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является интерпретация окружающего мира как совокупности предметов и событий.

Характеристики восприятия : целостность, константность, структурность, осмысленность.
Различают особенности восприятия пространства, времени, движения.
Зрительные иллюзии - искажения восприятия в результате адаптивных свойств перцептивной системы, которые возникают вследствие сформированных на основе предшествующего опыта закономерностей восприятия информации в зрительной системе (рис. 2 и 3).

Перцептивная группировка происходит на основе близости элементов, их сходства, замкнутости, субъективного контура, сравнения с эталоном.
  • 12. Психологические особенности акцентуированного поведения в подростковом возрасте. Виды акцентуаций. Методы диагностики и коррекции.
  • 19. Направления и формы работы психолога с учительским коллективом. Роль психолога в формировании профессионального мастерства учителя. Педагогические способности. Психолого-педагогический консилиум.
  • 20. Теория учебной деятельности д.Б. Эльконина. Знания, умения, навыки в составе учебной деятельности. Мотивы учения и их классификация. Диагностика учебной мотивации.
  • 22. Общение и его психологические характеристики. Структура, функции и виды общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения.
  • 24. Понятие о группах и коллективах. Виды групп. Психологические характеристики коллектива. Социометрия.
  • 27. Психологические особенности ощущения и восприятия. Виды ощущений и восприятия. Закономерности ощущений. Свойства восприятия. Зрительные иллюзии.
  • 28. Психологические особенности внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Диагностика и коррекция внимания. Управление вниманием учащихся на уроке.
  • 29. Эффективность консультационного процесса. Факторы, влияющие на успешность консультационного процесса
  • 30. Направления в психологическом консультировании. Психоанализ з.Фрейда. Структура личности по з.Фрейду. Психокоррекционные приемы и техники психоанализа.
  • 32. Этапы психологического консультирования. Специфика подготовки консультанта к проведению сессии.
  • 33. Транзактный анализ э.Берна. Виды транзакций. Теория игр. Использование в практике психологического консультирования и коррекции.
  • 34. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития. Супружеские проблемы в психологическом консультировании.
  • 35. Когнитивно-поведенческое направление в психологическом консультировании.
  • 36. Бихевиоральное направление в практике психологического консультирования и коррекции. Положительное и отрицательное подкрепление, величина и режим подкрепления.
  • 37.Основные психотерапевтические направления в психологическом консультировании.
  • 38. Консультирование по проблемам личностного плана.
  • 39. Гуманистическое направление в психологическом консультировании. Клиентоцентрированная терапия к.Роджерса и ее основные принципы.
  • 40. Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога. Виды профессиональной деятельности.
  • 42. Организация и планирование работы школьного психолога. Документация школьного психолога. Кабинет школьного психолога.
  • Рабочая документация школьного психолога
  • 1. План работы психолога
  • Методические рекомендации к организации
  • 43 Прцедуры и техники.
  • Защитные механизмы для снижения тревожности
  • Как помочь тревожному ребенку.(коррекция)
  • Повышение самооценки.
  • Обучение детей умению управлять своим поведением.
  • Снятие мышечного напряжения.
  • 45. Психологические особенности детей, имеющие отклонения в умственном развитии. Понятие задержка психического развития. Умственно отсталые дети. Педагогически запущенные дети.
  • 46. Гештальтерапия ф. Перлза. Основополагающие принципы работы психотерапевта в рамках гештальтподхода. Цикл контакта в рамках гештальтерапии, способы прерывания контакта.
  • 48. Психодрама Дж. Морено. История возникновения. Основные понятия. Применение в практике психологического консультирования.
  • 49. Специфика психологического консультирования. Отличия психологического консультирования от других видов психологической помощи. Личность психолога-консультанта
  • 50. Логотерапия в. Франкла. Методика сократического диалога, логотерапевтическая теория неврозов, техники парадоксальной интенции.
  • 1. Современные технологии воспитания.
  • 2. Предмет и задачи методики преподавания педагогики. Внеучебная работа по пед.
  • 4. Особенности содержания социального воспитания в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
  • 5. Социализация личности: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Содержание и принципы социального воспитания.
  • 6. Формы организации обучения: классно-урочная система, факультатив, экскурсия, д/з, консультация, экзамен
  • 7. Педагогика как наука. Закон об образовании рф, рб.
  • 8. Развитие теории свободного воспитания в истории мировой педагогики. Руссо, Песталоцци, Толстой, Монтессори, Френе, Роджерс, Сухомлинский
  • 9. Содержание образования. Виды образования. Гос.Стандарт образования, учебные планы, учебники, программы
  • 10. Современные образовательные технологии: дифференцированное обучение, педагогика сотрудничества, профильное обучение, игровые технологии, метод проектов.
  • 19. Диагностика результатов воспитательной работы.
  • II. Движущие силы процесса обучения
  • III. Функции учебного процесса
  • IV. Основные звенья учебного процесса
  • I. Понятие о диагностики обучения
  • III. Основные виды контроля
  • II. Классификация о методах обучения.
  • 27. Психологические особенности ощущения и восприятия. Виды ощущений и восприятия. Закономерности ощущений. Свойства восприятия. Зрительные иллюзии.

    Ощущение - это элементарный психический процесс отражения отдельных свойств окружающей действительности и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Отличие ощущения от восприятия: В ощущениях отражаются отдельные свойства, а не явления и не предметы, как в восприятии. Ощущение - это отражение не только свойств из внешней среды, но и состояний из внутренней среды, а восприятие - отражает свойства только внешне окружающего нас мира.

    Таким образом внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные , она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

    Функции ощущения: Познавательная - т.е. ощущения выступают в роли каналов, с помощью которых мы связаны с окружающим миром. Энергетическая - состоит в том, что благодаря ощущениям поддерживается необходимый уровень бодрствования. Развивающая - тесно сопряжена с познавательной функцией и состоит в том, что приток ощущений обязательно необходим для нормального психического развития, особенно опасно если ощущения не поступают в сензитивные периоды жизни (периоды, благоприятные для развития той или иной психической функции - в 1 год, 3 года, 13-14 лет).

    Диапазон ощущений человека сильно связан с образом жизни и состоянием организма.

    Классификация ощущений: Экстероцептивные - ощущения из вне, контактные и дистантные. Интероцептивные - раздражители из внутренней среды, которые мы даже порой не осознаем. Проприоцептивные - ощущения от нашего опорно-двигательного аппарата.

    Виды: зрительные слуховые, вкусовые, осязательные, органические. Закономерности ощущения: 1) наличее миним.(нижнего порога) и максим. (верхнего порга ощущений); 2) Наличие порога различия; 3) Адаптация (это изменение чувс-го анализатора под влиянии длительного воздействия я раздражителя); 4)Сенсибилизация(взаимовлияние раздражителя одного рецептора на работу другого). Ощущения не возникают моментально после начала действия раздражителя: существует очень короткий период времени, когда раздражитель действует, а ощущений нет.Ощущение всегда имеет пространственную локализацию. Адаптация к ощущениям.Взаимодействие ощущений, возникает когда наличие одного ощущения влияет на другое.Особая форма взаимодействия ощущений - синестезия, т.е. под воздействием ощущений одной модальности, появляются ощущения другой модальности.

    Восприятие – это целостное отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя. Выделяется четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям. Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение , или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

    Восприятие представляет собой систему перцептивных действий. Восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи. Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление. Преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки. Может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания), может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение - это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, осознанной целью с помощью произвольного внимания. Ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции . Свойства восприятия : Целостность , т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. восприятие формируется в процессе практики. Константность восприятия- благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Виды восприятия . Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека. Расстройство восприятия. Патология восприятия возникает, когда по разным причинам нарушается идентификация субъективного образа восприятия с воспринимаемым образом, и протекает на фоне нарушения автоматизации различных психических процессов. Иллюзии – расстройства восприятия, при которых реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде. Аффективные иллюзии – возникают под влиянием интенсивных эмоций, охваченный ужасом или в состоянии чрезмерного нервного напряжения, ошибочно воспринимает ветку дерева за окном как качающийся скелет. Вербальные иллюзии – ошибочное восприятие смысла слов, речи окружающих, вместо нейтральной речи больной слышит речь иного содержания (обычно угрозы, ругательства, обвинения). Причины появления иллюзий: 1. физиологические. 2. от концентрации внимания (от ожидания при концентрации внимания). Внимание сконцентрировано на привычных вещах. 3. от напряженности чувств. Эмоциональные иллюзии 4. иллюзии воображения. Когда воспринимаемое гиперболизируется (впечатление компонуется под воздействием воображения). Галлюцинации – расстройства восприятия, при которых человек видит, слышит, ощущает то, что в реальности не существует, т.е. это восприятие без ощущений. Галлюцинации подразделяются по органам чувств: слуховые (патологическое восприятие слов, разговоров, отд. звуков или шумов. Больной слышит, что его окликают). Зрительные (бывают либо элементарные – зигзаги, искры, огонь; либо предметные, когда перед взором больного возникаю картины: необычные животные, устрашающие фигуры или предметы). Обонятельные (больной чувствует неприятные запахи, гниющего мяса, гари, тления. Они уверены, что их кормят отравленной или испорченной пищей). Тактильные (ложное ощущение прикосновения к телу, жжения или холода, больной иногда ощущает, что его кусают или царапают). Висцеральные (ощущения присутствия в собственном теле предметов, животных, червей). Дереализация (расстройство восприятия, при котором окружающие больного предметы, люди, животные воспринимаются измененными, что сопровождается чувством их чуждости и нереальности; например, все кругом не живое).

    - 36.34 Кб

    Введение………………………………………………………… ………………..3

    1. Ощущение: понятие, значение, особенности ощущений у человека и животных………………………………………………………… ………………4

    Заключение…………………………………………………… …………………15

    Введение

    О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

    Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

    Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма.

    Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители.

    Актуальность темы обусловлена тем, что ощущение роль в жизни разумного человека.

    1. Ощущение: понятие, значение, особенности ощущений у человека и животных

    Как уже было выше сказано: ощущение, чувственный опыт - простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы .

    В психологии ощущения считаются первой стадией (на самом деле они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию) .

    В советско-российской психологической школе принято считать ощущение и чувство синонимами, однако это не всегда верно для других психологических школ. Другие эквиваленты термину « ощущения» - сенсорные процессы и чувствительность.

    Ощущения и возникшие на их основе восприятия и представления есть и у животных, и у человека. Однако ощущения человека отличаются от ощущений животных. Ощущения человека опосредованы его знаниями, т.е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове (“красный”, “холодный”) , мы тем самым осуществляем элементарные обобщения этих свойств. Ощущения человека связаны с его знаниями, обобщенным опытом индивида.

    В ощущениях отражаются объективные качества явлений (цвет, запах, температура, вкус и др.) , их интенсивность (например, более высокая или более низкая температура) и продолжительность. Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности.
    2.Физиологическая основа ощущений

    Физиологической основой ощущений являются процессы нервного возбуждения, совершающиеся в специальных нервных механизмах, называемых анализаторами.

    Функция анализаторов заключается в разложении на отдельные элементы сложных воздействий, исходящих от внешней или внутренней среды. С их помощью осуществляется «высший тончайший анализ» (Павлов), который необходим для дифференцированного приспособления организма к условиям среды. Анализаторы имеют сложное строение, в котором различают рецепторы, проводящие пути и центральные отделы анализаторов.

    Рецепторы представляют собой очень различные по своему строению нервные приборы (смотрите рисунок ниже), приспособленные к восприятию определенных раздражений, которые трансформируются ими в специальные нервные возбуждения. В рецепторах осуществляется первоначальный, или низший, анализ воздействий среды.

    Проводящие отделы анализаторов служат только передатчиками нервных возбуждений.

    Мозговые концы, или центральные (корковые) отделы, анализаторов состоят из обладающих специфическим строением клеток коры больших полушарий головного мозга. В них осуществляется высший анализ, обеспечивающий наиболее точные приспособительные реакции организма. Приходящие сюда центростремительные нервные импульсы вызывают в соответствующих отделах коры нервные процессы, составляющие физиологическую основу ощущений.

    При всем многообразии своего морфологического строения анализаторы представляют в своей совокупности определенную целостную систему, а не сумму изолированных нервных приборов.

    Физиологическую основу ощущений составляют сложные разнообразные условно рефлекторные процессы. Анализаторы представляют собой «саморегулирующиеся» нервные приборы, действующие по принципу обратной связи. Таким образом осуществляется лучшее приспособление рецепторов к восприятию раздражений (например, поворот в сторону раздражителя), усиление или ослабление процессов возбуждения и торможения в периферических нервных приборах, и т. д. Таким образом, функцию анализаторов нельзя рассматривать как просто проведение нервного возбуждения от рецепторов к коре головного мозга. Большую роль в их деятельности играют различные рефлекторные связи, регулирующие определенным образом как работу рецепторов, так и вовлекающие в общую деятельность другие анализаторы. Так, например, световой раздражитель вызывает не только реакцию собственно органа светоощущения (разложение зрительного пурпура палочек и колбочек сетчатки), но одновременно с этим сужение или расширение зрачка и аккомодацию хрусталика: сильный звуковой раздражитель вызывает не только соответствующее слуховое ощущение, но и расширение зрачка и повышение световой чувствительности сетчатки глаз.

    3. Виды ощущений, характеристика видов

    В разных школах по-разному относятся к проблеме сенсорных процессов. Б. Г. Ананьев в работе «Теория ощущений» выделил наибольшее число ощущений (11). Видов рецепторов у животных больше.

    Дистантные ощущения

    • Зрение
    • Обоняние

    Контактные ощущения

    • Тактильные ощущения
    • Температурные ощущения
    • Вибрационные ощущения
    • Кинестетические ощущения

    Глубинные ощущения

      • Чувствительность от внутренних органов
      • Мышечная чувствительность
      • Вестибулярная чувствительность
      • Головокружение (симптом)

    По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы :

    1. экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела;
    2. интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов;
    3. проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках и дающие информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестетическими.

    Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. К ним относятся: осязательный и вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта. К ним относятся зрительный, слуховой и обонятельный. Мною названы всего пять рецепторов, соответствующих видам ощущений, но в действительности их гораздо больше.

    В состав осязания, наряду с тактильными ощущениями (ощущениями прикосновения), входит вполне самостоятельный вид ощущений – температурных. Температурные ощущения не только входят в состав осязания, но имеют и самостоятельное, более общее значение для всего процесса терморегуляции и теплообмена между организмом и окружающей средой. Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Большую роль в общем процессе ориентировки человека в окружающей среде играют ощущения равновесия и ускорения. Сложный системный механизм этих ощущений охватывает вестибулярный аппарат, вестибулярные нервы и различные отделы коры, подкорки и мозжечка.

    С точки зрения данных современной науки принятое разделение ощущений на внешние и внутренние недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне- внутренними. К ним относятся температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико- динамические.

    Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей. Адекватным возбудителем зрительного ощущения является электромагнитное излучение, характеризующееся длинами волн в диапазоне от 380 до 770 миллимикрон, которые трансформируются в зрительном анализаторе в нервный процесс, порождающий зрительное ощущение . Слуховые ощущения – результат воздействия на рецепторы звуковых волн с частотой колебаний от 16 до 20000 Гц. Тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на поверхность кожи. Вибрационные, приобретающие особое значение для глухих, вызываются вибрацией предметов. Свои специфические раздражителя имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Однако различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

    4. Основные свойства ощущений

    Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по насыщенности, цветовому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

    Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

    Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых – 370 миллисекунд. Вкусовое ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения химического раздражителя на поверхность языка .

    Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

    Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после того, как перестает действовать вызвавший его раздражитель. На инерции зрения, на сохранении зрительного впечатления в течении некоторого времени основан принцип кинематографа.

    Подобное явление происходит и в других анализаторах. Например, слуховые, температурные, болевые и вкусовые ощущения также продолжаются некоторое время после действия раздражителя .

    Для ощущений также характерна пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся той частью теля, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает разлитой и менее точной, чем тактильных.

    Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего нас внешнего мира, могут отображать эти явления с большей или меньшей точностью. Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности .

    Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают возникновения ощущений, и сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Кора в каждый отдельный момент из бесконечного количества импульсов воспринимает лишь жизненно актуальные, задерживая все остальные, в том числе импульсы от внутренних органов. Такое положение биологически целесообразно. Нельзя представить себе жизнь организма, у которого кора больших полушарий одинаково воспринимала бы все импульсы и обеспечивала на них реакции. Это привело бы организм к неминуемой гибели.

    Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

    Наши анализаторы обладают различной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется, по крайней мере, в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения.

    Очень высока чувствительность зрительного и слухового анализатора. Человеческий глаз, как показали опыты С.И. Вавилова, способен видеть свет при попадании на сетчатку всего 2 – 8 квантов лучистой энергии. Это значит, что мы способны были бы видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27 километров. В то же время для того, чтобы мы ощутили прикосновение, необходимо в 100 – 10 000 000 раз больше энергии, чем при зрительных или слуховых ощущениях.

    Описание работы

    О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
    Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………..3
    1. Ощущение: понятие, значение, особенности ощущений у человека и животных…………………………………………………………………………4
    2. Физиологическая основа ощущений…………………………………………5
    3. Виды ощущений, характеристика видов…………………………………….7
    4. Основные свойства ощущений………………………………………………10
    Заключение………………………………………………………………………15
    Список использованной литературы…………………………………………..16