Башкирский орнамент на изделиях. Башкирский орнамент

Историческая часть:

Орнамент - одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека. Он является продуктом долгого исторического развития. Яркое, красочное, эмоциональное декоративно -прикладное искусство башкир свидетельствует о неиссякаемом таланте народа и творческом потенциале, природной способности башкир к импровизации, повествует о том, что, несмотря на тяжелый кочевой быт, народные умельцы благодаря опыту и смекалке познали законы гармонии и ритма, симметрии и пропорции, света и тени, и передали из поколения в поколение свое мастерство и опыт.

Для башкирского орнамента характерны, как геометрические, так и растительные мотивы. Геометрические узоры обогащаются стилизованными изображениями животных, птиц и людей, а растительные композиции - криволинейными элементами в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. (Приложение 1).

На особенности орнаментального творчества башкирского народа в середине прошлого века обратили внимание ведущие башкирские этнографы Кузеев Р.Г. И Бикбулатов Н.В. В башкирском декоративно-прикладном искусстве они выделили 6 основных орнаментальных комплексов, каждый из которых представляет совокупность родственных по происхождению однотипных орнаментальных мотивов и связан с определенными приемами исполнения, с тем или иным кругом бытовых предметов.

«В состав I-го орнаментального комплекса были включены простейшие геометрические фигуры в виде треугольников, квадратов и четырехугольников, зигзагов, крестов, ромбов, кругов, вихревых розеток и т. п. Они входят в состав более сложных полихромных узоров, построенных в форме бордюра или розетки.(Приложение 2)

Во II-ой орнаментальный комплекс включены криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн, пальметок, а также треугольники - амулеты. (Приложение 3).

В III-й орнаментальный комплекс входят реалистические и стилизованные узоры растительного происхождения. В основном он применялся в виде многоцветного орнамента тамбурной вышивки, которая украшала женскую и вышивки, которая украшала женскую и мужскую одежду, предметы декоративного убранства дома. (Приложение 4).

IV-орнаментальный комплекс состоит из сложных многоугольников, восьмиконечных звезд, ступенчатых ромбов, многоугольников с отростками, парными роговидными завитками, объединенными в розетки или сплошные сетки. (Приложение 5).

V-й орнаментальный комплекс составляют геральдические композиции из птиц, животных и деревьев, восьмиконечные звезды, бордюрные узоры из вилообразных, ногтевидных и V-образных фигур. (Приложение 6).

VI-й орнаментальный комплекс включает геометрические узоры браного ткачества, счетной и строчевой вышивки. Среди них наиболее распространены квадраты, ромбы (уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, рогообразными завитками на вершинах), стилизованные изображения человека, восьмиконечной розетки, X-образной фигуры. (Приложение 7).

Вся окружающая природа представлялась одушевленной. Знаки, символы, обрядовых предметах и изделиях домашнего обихода, служили оберегом. Вышитое на одежде украшение ведется по разрезам, вырезу, подолу, воротникам и рукавам. Для «усиления» швов и самой ткани в частях одежды, особо важных для человека (грудь, бедра), размещается отделка оберег-амулет. Подвески, нагрудники сохраняются в женской одежде, он был очень тяжелым из-за большого количества нашивок: монет, кораллов, граненного стекла, медальонов, цепочек и т.д. Они располагались горизонтальными рядами, кругами или столбцами. Часто можно увидеть на нагруднике сетку из кораллов или бисера, коралловую бахраму, которые прикрывают разрез платья. Все они служат одной цели: оберегать от проникновения злых духов. (Приложение 8).

Значение цвета в орнаменте:

Красный – символизировал тепло, огонь, кровь. «Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. У многих народов красный цвет синонимом «красоты», выражением чего-то красивого («красна девица», «красный угол»). У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу».

Почитаемым и «священным» в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зеленый – это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы. Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в «свободной стихии степных просторов», во многом сформировалось на природной основе.

Желтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного Солнца, выжженной степи. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, могли ему навредить, если их много. Вообще башкиры предпочитали золоту серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское.

Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Чистота башкир проявлялось и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчелами.

В процессе этнических взаимосвязей и культурных взаимовлияний происходит обогащение орнамента новыми элементами, формами.

Таким образом, народный орнамент представляет собой неразрывное целое традиционного и заимствованного, древнего и старого.

Заключение.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любви к природе, свое понимание красоты. Важную роль в приобщении ребят к дикоративно - прикладному искусству играют занятия в объединении «Начальное техническое моделирование». Именно в условиях работы объединения возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности. Занятия позволяют больше узнать о своей республике, родном городе, детей активизируется и обогащается словарный запас, очень здорово что есть возможность прикоснутся к неиссякаемому таланту башкирского народа, познать его красоту и тайны. Изделия украшенные орнаментом раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты. Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна для восприятия и отражения в творческой деятельности.

Список литературы:

Давлетшина З.М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). - Уфа, 2011.

Иванов С.В. Орнамент народов Сибири, как исторический источник. – М., Л., 1963.

История и культура Башкортостана.- Уфа, 2001.

Казбулатова Г. Язык костюма. //Евразийское обозрение, 2003, №9. – С.12-16.

Каримов К.К. Культура Башкортостана (1917-2000). - Уфа, 2006.

Кузеев Р.Г., Бикбулатов И.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. - Уфа, 1979.

Культура народов Башкортостана: история и современность: Мат-лы регионал. науч. конф., посвящённая памяти Д.Ж. Валеева / отв. ред. З.Я Рахматуллина,- Уфа, 2003.

Никонорова Е.Е. Орнамент счетной вышивки башкир. - Уфа, 2002.

Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч.2. Быт башкир.// Зап. Русск. Географического общества по отд. Этнографии. Т.43. Вып.2, 1925; Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. – М., Л., 1955.

Шитова С.Н. Народная одежда башкир. Археология и этнография Башкирии. Т.3. – М., 1979. – С.160-182.

Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир. - Уфа, 2006.

Кондрацкий М.В., Миловзорова М.В. Традиционные цвета башкирского орнамента как отражение национального духа башкирского народа.

Разделы: Технология

Цели:

1. Познавательные:

  • познакомить обучающихся с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой;
  • уточнить и систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир.

2. Развивающие:

  • продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, художественного вкуса и фантазии;
  • научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к творчеству башкирского народа.

Оформление:

  • записи башкирских мелодий;
  • плакаты и рисунки башкирского орнамента;
  • шаблоны матрешки и сапожка;
  • краски, кисти, карандаши, цветная бумага, клей;
  • работы местных мастериц.

В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта.

Р.Б.Даутова

Ход урока

1. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя:

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел. Это, в свою очередь, открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и метала, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.

В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.

Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни семьи было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканных и вышитых вещей:

  • узорный шаршау (большие занавески, для разделения дома на мужскую и женскую половины);
  • свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки.

В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и ее мастерство вышивальщицы и ткачихи.

Одним из разновидностей декоративно-прикладного искусства у башкир является вязание пуховых шалей. Этот промысел был развит очень хорошо в Абзелиловском, Баймакском, Белорецком, Зианчуринском, Кугарчинском, Хайбуллинском районах, а также в Оренбургской области. Благодаря природно-климатическим условиям в этих районах разводили особую породу коз, дающих пух, тонкий, и одновременно крепкий, волокнисто-эластичный, с высокими прядильными свойствами: из него изготавливали пряжу для тканных и вязальных шалей. Башкирские тканные шали – уникальный вид ткачества. Эти шали не вязали а ткали на станках. А также изготовлялись ажурные узорчатые шали, связанные вручную на двух длинных спицах. Мастерицы различают в платке середину и кайму, края завершаются – зубчиками. Узор геометрический. Искусство вязания пуховых шалей сохраняется и продолжает развиваться в республике – в основном это семейный пуховязальный промысел. (Показ изделий.)

Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому так старательно изучают сегодня прикладное искусство, выявляют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А современные художники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.

Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и др. изделий. (Показ изделий.)

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент.

В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор». Башкиры издавна многообразным, ярким и красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. В приданое невесты входили наволочки для подушек, скатерти и др. предметы используемые в быту, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые члены семьи для них на темно-синем или темно-зеленом полотне вышивался невесткой коврик-намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались, хранились и передавались из поколения в поколение в семье.

Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нем сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами. Смысловое древнее значение орнамента в основном забыто и современный человек воспринимает как украшение, узор.

В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.

Башкирский орнамент симметричен, узоры располагаются либо бордюром, любо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются все эти приемы одновременно. Композиционное построение его определяется назначением, формой и размерами украшаемых предметов, например, келямы (ковры) расчленены на поле и канву.

Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва – из ритмически, повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхние и нижние полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга.

В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, т.е. яркий, многоцветный. Колористический образ (т.е. цветовое решение) строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.

Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.

Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировозреннием людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

В башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяют шесть основных орнаментальных комплексов:

Орнаментальные комплексы

Краткая характеристика

Применение

Примеры

1 Первый комплекс (древнейший). Включает простые геометрические фигуры. Основной принцип композиции – бордюры и розетки. При украшении изделий из дерева, кожи, росписи и иногда в вышивке и аппликации.
2 Второй комплекс. Составляет криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн. Встречается в вышивке, аппликации тканью, в оформлении обуви с суконными голенищами.
3 Третий комплекс. Растительные узоры. В женской и мужской одежде.
4 Четвертый комплекс. Объединяет группу сложных узоров. Это восьмиконечные звезды, ступенчатые ромбы или различные многогранники. Украшаются ковры, шаршау, скатерти, концы полотенец.
5 Пятый комплекс. В виде парных изображений птиц и животных, разделенных растительным орнаментом. Для женских налобных повязок и аппликаций для обуви.
6 Шестой комплекс. Включает в себя геометрические узоры, простые и сложные. В орнаменте одежды и предметов убранства жилища.

2. Закрепление.

1. Для закрепления полученных знаний по башкирскому орнаменту вы разрисуйте готовые шаблоны башкирских кукол и сапогов .

В башкирской семье старались чтобы вещи получались нарядными, поэтому для этих целей придумывались интересные узоры. И вы свои выбранные шаблоны должны расписать в традициях башкирского народа, используя элементы башкирского орнамента, основные цвета которые использовали башкиры для составления узоров.

2. Кто справился с первым заданием, приступает ко-второму: составляем узор ковра.

Коврами застилали пол в тирме (юрте), нары. На коврах спали, отдыхали, ими украшали свои жилища. Представим, что вы в ткацком цеху и вам как дизайнерам нужно придумать узоры для ковров.

3. Подведение итогов.

Анализ выполненных работ.

При анализе обращать внимание на элементы творчества, на цветосочетание.

Башкиры

Чуваши

Марийцы

Мордва

2.2. Значение символов башкирского орнамента

Кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав. Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.

Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, сердцевидных фигур.

Можно уловить определенные закономерности в узоротворчестве и выделить серии орнаментов. В основе орнаментального ряда обычно лежит композиция из двух, трех, четырех завитков. Коренная фигура помещается на «линии горизонта», реже на центральной вертикали; она выделяется цветом. От нее осуществляется наращивание орнамента вверх и в стороны, реже вниз. Пара завитков давала несколько традиционных соединений.

Прежде всего, это варианты роговидных мотивов. Выведенные из одной точки, слегка разведенные в стороны, обращенные завитками книзу рога могли быть пологие и крутые. Нарядно выглядели рога с волнистым верхним контуром. Роговидное изображение обрастало крючками, дополнялось листочками, пальчатыми выступами, лепестками.

«
Близка к описанной серияузоров, в которой рога соприкасались выпуклыми спинками; разведенные в стороны «ножки» кускаров придавали фигуре сбалансированность.

Очертания пики определенно проступали в «кускарных» композициях, основанием которых служили лироподобные мотивы – завитки, повернутые друг к другу и опущенные вниз из точки на исходной линии. Развитие узора шло вверх – от острого выступа и покатых боковых стенок.

Фигура интеграла, которую С.И. Руденко выделял особо в узоротворчестве средневековых скотоводов-кочевников, делилась на две части и, по существу, состояла из двух завитков. Отдельные интегралы и розетки размещались часто на рамочной обшивке чепрака.

Распространенными были узоры, в центре которых помещалась фигура, похожая на прописную букву «х». В некоторых вышивках в ее очертаниях просматривались пересекающиеся интегралы, при этом фоновая поверхность давала изображение противоборствующих пик.

В отдельную группу можно выделить вытянутые по вертикали фигуры в виде стержня с двусторонними завитками (вытянутая х). Обрастая крючками, скобочками, листиками или, раздваиваясь, стержень расширялся, образуя в середине ромб. «Кускарные» орнаменты, обогащенные листочками, веерными лепестками, приближались к растительным. В рисунке проступали стройные деревца или пышные кусты, гирлянды, изогнутые побеги». 3

Распространенными орнаментальными сюжетами были солнце, звезды, солярные знаки. Изображения птиц и животных в традиционном орнаменте встречались редко. Однако названия многих мотивов были связаны с «зоологической» темой: дойэ (шея верблюда), буре табаны (след волка), карлугас канаты (ласточкины крылья), кубелек (бабочка), тэкэ могозо (рога барана), кикрек (петушиный гребень) и другие. Принадлежность башкир к мусульманскому миру также нашла свое отражение в орнаменте. Вышитый узор мог дополняться текстами изречений и молитв на арабской графике. На молитвенных ковриках (намазлык) иногда вышивались звезда и полумесяц, на скатерти (кумган), использовавшейся при проведении чтений Корана на обрядах, поминки и др. Изображения мечети встречались на концовках тканых полотенец.

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.

Изобразительное искусство башкир было весьма разнообразно как по технике выполнения, так и по мотивам. Для него одной из самых характерных была техника аппликации и связанные с ней мотивы.

Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды.

Шитый нитками орнамент был трех типов: тамбурный, гладевый, с косой наклонной стежкой, реже петельчатый.

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию разных народных ремесел. Это открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и метала, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.

В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.

Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни семьи было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканых и вышитых вещей:

  • узорный шаршау (большие занавески, для разделения дома на мужскую и женскую половины);
  • свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки.

В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и ее мастерство вышивальщицы и ткачихи.

Одним из разновидностей декоративно-прикладного искусства у башкир является вязание пуховых шалей. Этот промысел был развит очень хорошо в Абзелиловском, Баймакском, Белорецком, Зианчуринском, Кугарчинском, Хайбуллинском районах, а также в Оренбургской области. Благодаря природно-климатическим условиям в этих районах разводили особую породу коз, дающих пух, тонкий, и одновременно крепкий, волокнисто-эластичный, с высокими прядильными свойствами: из него изготавливали пряжу для тканных и вязальных шалей. Башкирские тканные шали – уникальный вид ткачества. Эти шали не вязали а ткали на станках. А также изготовлялись ажурные узорчатые шали, связанные вручную на двух длинных спицах.

Мастерицы различают в платке середину и кайму, края завершаются – зубчиками. Узор геометрический. Искусство вязания пуховых шалей сохраняется и продолжает развиваться в республике – в основном это семейный пуховязальный промысел. (Показ изделий.)

Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому так старательно изучают сегодня прикладное искусство, выявляют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А современные художники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.

Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и др. изделий. (Показ изделий.)

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент.

В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор». Башкиры издавна многообразным, ярким и красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. В приданое невесты входили наволочки для подушек, скатерти и др. предметы используемые в быту, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые члены семьи для них на темно-синем или темно-зеленом полотне вышивался невесткой коврик-намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались, хранились и передавались из поколения в поколение в семье.

Башкирский орнамент всегда симметричен, узоры располагаются либо бордюрами, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используется все эти примеры одновременно.

Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нем сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами. Смысловое древнее значение орнамента в основном забыто и современный человек воспринимает как украшение, узор.

В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.

В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает:

красный – цвет тепла и огня
желтый – цвет изобилия и богатства
черный – цвет земли и плодородия
зеленый – цвет вечной зелени,
белый - чистота помыслов, миролюбие
синий – цвет свободолюбия,
коричневый – цвет старости увядания.

Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва – из ритмически, повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхние и нижние полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга.

В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, т.е. яркий, многоцветный. Колористический образ (т.е. цветовое решение) строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.

Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.

Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировозреннием людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

Башкирское народное декоративноприкладное искусство богато разнообразием видов: ткачество, вышивка, аппликация.

Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, серцевидных фигур.

Все промыслы и орнаменты смотрите здесь.

Изобразительное искусство.

Тема: «Башкирский орнамент в круге».

Задачи: 1) привить любовь к истории прошлого народа; 2) совершенствовать навыки рисования башкирского орнамента; 3) воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование: наглядность башкирских костюмов, образцы растительных, животных, геометрических элементов, герб Республики Башкортостан, понятие: «орнамент», предметы для игры молчанка, иллюстрация разных народов, изделие из растительных элементов, наглядность башкирской девушки и юноши, иллюстрация видов орнаментов, наглядность по структуре орнамента, иллюстрация символов, наглядность «Башкирского орнамента в круге», схема по последовательности изображения орнамента, шаблон, наглядность с названием темы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Башкирский орнамент в круге».

Цель: познакомить с декоративно-прикладным искусством башкирского народа.

Задачи занятия: 1) привить любовь к истории прошлого народа; 2) совершенствовать навыки рисования башкирского орнамента; 3) воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование: Наглядность башкирских костюмов, образцы растительных, животных, геометрических элементов, герб Республики Башкортостан, понятие: «орнамент», предметы для «игры молчанка», иллюстрация разных народов, изделие из растительных элементов, наглядность башкирской девушки и юноши, иллюстрация видов орнаментов, наглядность по структуре орнамента, иллюстрация символов, наглядность «Башкирского орнамента в круге», схема по последовательности изображения орнамента, шаблон, наглядность с названием темы.

Тип урока: декоративное рисование.

Структура урока: Организационная часть Основная часть Практическая часть Заключительная часть

Организационная часть Проведение «игры молчанка»

Основная часть Понятие «Орнамент» - это один из элементов декоративно-прикладного искусства, который является украшением предметов быта, одежды, ювелирных изделий, украшение дома.

Народное декоративно-прикладное искусство башкир вбирало в себя особенности культуры разных эпох и донесло до нас свои лучшие традиции, в которые народ вкладывал свое понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.

Декоративно-прикладное искусство башкирского народа многообразно. Башкиры украшали узорами предметы быта и хозяйства, одежду, обувь. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, своем роде, об окружающей жизни, природе.

Виды башкирских орнаментов: 1) растительно-животный орнамент; 2) геометрические фигуры; 3) заоморфный.

Структура орнамента: 1) орнамент в паласе; 2) орнамент в круге; 3) орнамент в прямоугольнике и в квадрате.

Расположение орнамента в круге: 1) по краю; 2) от центра с постепенным наращиванием; 3) по центру по краю.

Цвета используемые для орнамента: КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЧЕРНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ

Символы: КУСКАР ЗМЕЙКА КОГТЕОБРАЗНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КАПЕЛЬКА Х-ОБРАЗНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СЕРДЕЧКА

Последовательность изображения орнамента в круге.

Практическая часть направлена на совершенствование навыка рисования башкирского орнамента, воспитание усидчивости, аккуратности.

Заключительная часть Выставка работ детей с анализом рисунков. - Чем сегодня занимались? - Что нового узнали? - Чем понравилась вам это работа? - Где можно использовать эти рисунки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы. Тема "Ознакомление с бытом башкирского народа". Аппликация "Башкирский палас".

Программное содержание:-расширять представление детей о быте башкирского народа;-учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;-закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницам...

Знакомство с башкирским национальным орнаментом

Познакомить детей с башкирским национальным костюмом, элементами орнамента, традициями башкирского народа, дать представление детям о том, что республика Башкортостан находится на...