Дворец Питти — «изюминка» Флоренции. Палаццо Питти (Palazzo Pitti) Дворец питти

Палаццо Питти во Флоренции — крупнейший дворец города и выдающийся архитектурный памятник Раннего Возрождения. Он расположен по южной стороне реки Арно, недалеко от самого старого флорентийского моста Понте Веккьо. Изначальное ядро нынешнего палаццо датируется 1458 годом и возводилось для резиденции амбициозного флорентийского банкира Луки Питти. Дворец считается самым большим музейным комплексом во Флоренции, в котором хранится уникальное собрание шедевров мирового искусства. Его главный корпус составляет 32 000 м² и разделен на несколько основных выставочных галерей, каждая из которых представляет особую тематику.

Находится во Флоренции Палаццо Питти по адресу: Piazza Pitti, 1 (первый номер на площади Пьяцца деи Питти, в городском историческом квартале Ольтрарно). До дворцовой площади от Понте Веккио ведет улица Гвиччардини.

Краткая история

Возведение дворца началось с 1458 года одним из флорентийских банкиров Лукой Питти, который считался другом, сторонником и одновременно соперником Козимо Медичи, очень могущественного в Италии и богатейшего в Европе политика и коммерсанта. Не желая уступать в роскоши и размахе дворцам Медичи, тщеславный Питти намеревался возвести грандиозную резиденцию. Он распорядился, чтобы даже окна нового дворца превосходили размером вход в палаццо его конкурента. Работы прекратились, когда Питти понес финансовые потери после смерти в 1464 году Козимо де Медичи. Спустя шесть лет скончался и сам Лука, оставив незавершенным грандиозное здание.

Элеонора Толедская, супруга герцога Тоскании Козимо I, потомка младшей ветви Медичи, в 1549 году выкупила дворец у разорившегося наследника Луки Питти. По распоряжению нового владельца здание было достроено и вдвое увеличено архитектором Вазари, которым также была сооружена крытая дорога, проходящая от старого палаццо Козимо и резиденции правительства до Palazzo Pitti. Путь проходил через галерею Уффици и мост Понте Веккио и со временем получил название «Коридор Вазари». Однако официальной резиденцией Медичи дворец стал лишь при Фердинанде I, сыне Элеоноры и Козимо. Тогда Палаццо Питти во Флоренции превратился в семейную сокровищницу драгоценностей, произведений искусства, исторических редкостей. Владельцы выкупили прилегающие земли холма Боболи, где была спроектирована садово-парковая зона, окружающая амфитеатр.

Когда после 1737 года род Медичи, не имея потомков, оборвался, Palazzo Pitti перешел к Лотарингскому дому, новым герцогам тосканским. Во время завоевания Италии Наполеоном Бонапартом дворец ненадолго стал резиденцией французского императора. После того как Тоскана перешла к Савойской династии, с 1860 года этому могущественному семейству отошел и Палаццо Питти. Дворец Флоренции до 1871 года служил в качестве главного королевского двора Виктора Эммануила II, монарха недавно объединенной Италии. А с 1919 года палаццо со всем его содержимым был подарен итальянскому народу Виктором Эммануилом III.

Архитектурные особенности

Художник и зодчий который к тому же был писателем-историком, указал, что архитектором начального здания был Брунеллески. Однако современным искусствоведам доподлинно известно, что он скончался задолго до начала грандиозного строительства. Скорее всего, за архитектуру Палаццо Питти во Флоренции отвечал Лука Фанелли, ученик Брунеллески.

Кто бы ни возводил дворец, его замысел противоречил строительной моде Ренессанса. Грубо отесанная рустовка каменной кладки придает палаццо сильную, мощную и даже суровую атмосферу, подкрепленную, трехкратно повторяющейся серией из семи арочных отверстий, напоминающих римский акведук. Этот оригинальный для того периода дизайн прошел испытание временем, и стиль изначального фасада был выдержан во время последующих дополнений, что хорошо видно на фото Палаццо Питти (Флоренция). Подобную архитектуру, с подражанием древней кладке в стиле all"antica можно встретить в постройках XVI и XIX веков. А одно крыло мюнхенской королевской резиденции «Кенигсбау» было смоделировано по образцу Palazzo Pitti.

Музей

Колоссальное дворцовое здание и постройки садов Боболи разделены на пять отдельных художественных галерей и экспозиций. Музей содержит не только первоначальные экспонаты из коллекции Медичи, к ним также добавлены бесценные образцы из других собраний, приобретенных государством. В 140 залах, открытых для публики, представлен интерьер, который в основном создавался на протяжении XVII и начала XVIII века.

Сегодня Палаццо Питти во Флоренции координируется государственным учреждением Polo Museale Fiorentino, которое управляет двадцатью городскими музеями, включая галерею Уффици. С государственным ведомством тесную связь поддерживает основанная в 1996 году добровольная организация «Друзей Палаццо Питти» (Amici di Palazzo Pitti), которая выделяет средства, патронирует дворцовую коллекцию и вносит предложения по ее текущему обслуживанию. Дворец является постоянным местом важных культурных мероприятий и временных экспозиций. Несмотря на свое превращение из королевской резиденции в государственное общественное здание, возвышающееся над старой Флоренцией, палаццо по-прежнему сохраняет атмосферу частной коллекции в большом доме.

Галерея Палатина

Здесь находится одно из самых важных итальянских собраний произведений XVI и XVII веков, содержащее более 500 живописных картин эпохи Возрождения. Большинство из экспонатов принадлежали частной коллекции Медичи, а также их преемникам. В этой части Палаццо Питти произведения находятся в том положении, в каком были расставлены бывшими владельцами, а не в хронологической последовательности или в соответствии с музейными канонами.

28 залов Galleria Palatina содержат работы Рафаэля, Корреджо, Тициана, Перуджино, Рубенса, Караваджо, Пьетро да Кортона, Ван Дейка, Филиппо Липпи, других известных живописцев. Все комнаты богато обставлены редкой изысканной мебелью и расписаны мифологическими сценами, а также знаменитым циклом фресок, посвященных жизни и воспитанию принца. Лучшие комнаты были оформлены художником-архитектором Пьетро да Кортона. Над фресками «Четыре эры человечества», отображающими век золота, серебра, бронзы и железа, мастер трудился с 1637 по 1641 год, и эта работа считается его шедевром.

Королевские апартаменты

14 жилых помещений, предназначенных для повседневной жизни семейства Медичи, а затем их приемников, были в значительной степени изменены в XIX веке. Хоть большинство комнат проработаны в стиле ампир, но остались еще помещения, в которых сохранилось оформление и мебель времен Медичи. Комнаты содержат коллекцию их портретов. В отличие от больших залов галереи Палатина, помещения Королевских апартаментов намного меньше, интимнее и больше подходят для повседневных потребностей. Подобную обстановку, включая кровати с балдахинами и остальную мебель, нельзя увидеть в других местах палаццо. Весь интерьер с великолепной позолоченной отделкой комнат впечатляет роскошью и величием.

Современное искусство

Палаццо Питти во Флоренции содержит важные работы итальянской живописи конца XVIII — начала XX веков, представленные в более чем 30 комнатах. Экспозиция была основана в качестве собрания лучших работ Академии художеств и конкурсов дизайна, а затем стала пополняться многочисленными городскими и частными коллекциями. Здесь представлена отличная подборка живописи Маккьяоли и произведений Джованни Болдини, Дюпре, Моранди, Де Писи, Де Кирико, а также произведения авангардистов и футуристов. За эти годы коллекция была обогащена драгоценными частными пожертвованиями. Из расположенной на втором этаже галереи современного искусства, открывается удивительный вид на сады Боболи. Интерьер залов богато украшен неоклассическими и романтическими работами.

Сокровищница Медичи

Так называют расположенный в Палаццо музей серебра. Он представляет не только флорентийское мастерство, но и ювелирное искусство, собранное за пределами республики, а также археологические ценности. Официальное название этого отдела — «Сокровища великих князей». Экспозиция одна из самых интересных и разнообразных во Флоренции, она рассказывает об изощренном производстве и художественном восприятии эпохи Возрождения. Коллекция включает камеи, работы из слоновой кости и серебра, кристаллы и драгоценные камни, ювелирные изделия, китайский и японский фарфор, различного рода миниатюры.

Музей расположен в помещениях, бывших некогда личными королевскими квартирами. Но еще раньше они были предназначены для семейного имущества Потому интерьер богато расписан фресками XVII века, а часовня украшена драгоценными камнями и произведениями религиозного назначения большой ценности. Из окон этих апартаментов можно любоваться красотой Садов Боболи и видеть внутренний двор Амманнати.

Музей фарфора

Эта экспозиция открыта с 1973 года в одном из садовых зданий «Казино дель Кавальере». Демонстрируются здесь работы самых известных фарфоровых предприятий Европы. На выставке великолепно представлены творения Севрского и Мейсенского заводов. Многие изделия из коллекции были в свое время подарены флорентийским правителям другими европейскими государями, а некоторые работы специально заказаны Великим герцогским двором. Особо следует отметить несколько крупных сервизов, изготовленных на заводе Винсенна (позже переименован в Sèvres), а также набор миниатюрных фигурок из фарфорового бисквита.

Галерея костюмов

Экспозиция расположена в четырнадцати комнатах садово-паркового павильона Meridiana, к югу от главного здания. Сюда можно также добраться из садов Боболи. Это единственный музей в стране, подробно рассказывающий историю итальянской моды. Коллекция была основана в 1983 году и стала самой новой из всех, представленных в палаццо. Она включает более 6000 единиц, одежды и модных аксессуаров от времен XVIII века до нынешних дней. Здесь представлены бальные и парадные платья, обмундирование, изделия высокой моды, модели прет-а-порте, театральные и кинематографические костюмы. Некоторые экспонаты исключительно редкие, например, погребальные одеяния XVI века князя Медичи I Козимо, его жены Элеоноры и младшего сына Гарсия. В те времена тела усопших для церковных обрядов и прощания облачали в самые прекрасные одеяния, которые перед самым погребением сменялись на более простые убранства.

Экспонаты залов отражают историю моды за последние столетия, а также показывают произведения самых известных дизайнеров двадцатого века, таких как Валентино, Версаче, Армани, Миссони, Сен-Лоран. Также очень интересна коллекция театральных костюмов, собранная Умберто Тирелли, и собрание бижутерии двадцатого века. Большинство предметов в галерею попадает из общественных и частных пожертвований. И нередко дарители предоставляют детали одежды, принадлежащие некогда знаменитостям, что несет большую историческую и документальную ценность. В такие коллекции входят платья сицилийской аристократки Донны Франки Флорио, одной из самых известных фигур королевской эпохи, или костюмы Элеоноры Дуз, знаменитой актрисы итальянского театра.

Экспозиция карет

Выставка первого этажа представляет экипажи и другой конный транспорт, используемый Великим Герцогским двором с конца XVIII и на протяжении XIX века. Некоторые из карет очень декоративны, украшены не только позолотой, но и великолепной сюжетной росписью. А те из них, которые использовались при самых грандиозных случаях, украшены золотыми коронами. Этот элемент указывал на ранг и статус владельца, как, например, «Золотая Карета». Остальные представленные здесь коляски принадлежали королю Обеих Сицилий, архиепископам и другим флорентийским сановникам.

Часы работы

Во Флоренции Палаццо Питти, как почти все музеи, закрыт для экскурсий каждый понедельник, а также по общегосударственным праздникам, в Рождество и Новый год.

Особенности рабочего режима для посещения:

  • время открытия и закрытия — 8:15 - 18:50;
  • закрытие кассы — в 18:05;
  • завершающие операции начинаются в 18:30.
  • Королевские апартаменты закрываются каждый год в течение всего января на техобслуживание.

Как добраться во Флоренции до Питти Палаццо? Сюда к остановке Pitti от городского центра доезжают общественные автобусы № 36, следующие по линии «D». А с той стороны, где находятся сады Боболи, к остановке Calza подъезжают автобусы № 11, отправляющиеся до центра.

И полезная информация напоследок. Каждое первое воскресенье месяца — вход в палаццо бесплатный. А если ранним утром до 8:59 купить билет и войти в музей до 9:25, то гарантирована 50% скидка, как утверждает официальный сайт Палаццо Питти.

Результат многолетней зависти сегодня ежедневно привлекает тысячи туристов и искусствоведов. Дворец Питти во Флоренции создавали с обязательным условием: он должен был превосходить владения династии Медичи. Однако судьба любит шутить: и именно они завершали это грандиозное строительство.

Сегодня Палаццо Питти – это музейный комплекс, на территории которого находится несколько галерей и музеев, а также потрясающий парк.

Брунелеско или Фанчели?

Много лет считалось, что Палаццо спроектировал легендарный флорентийский архитектор Брунелеско, однако позже исследователи пришли к выводу, что работами руководил ученик гения – Лука Фанчелли. А заказчиком дворца был местный банкир, имя которого и носит ныне весь комплекс – Лука Питти.

История здания переносит нас в XV век, когда во Флоренции правили представители династии Медичи. А Питти, будучи их финансистом, организовал заговор против влиятельной семьи. Символом его власти и должен был стать Палаццо.

Согласно замыслу дворец должен был превосходить по размеру любое из зданий, возведенных Медичи.

Согласно документам XV века, в заказе было четко прописано: внутренний двор сооружения должен быть такого размера, чтобы там мог поместиться весь дворец Медичи. А окна замка не должны были уступать в параметрах дверям замков сломленных правителей.

Чтобы построить такое гигантское сооружение требовалось немало рабочих рук. На строительство принимали каждого желающего, в том числе, преступников и изгнанных. Однако в 64 году XV века турки-османы подкосили европейскую торговлю, у Питти закончились деньги, работы остановили. А спустя восемь лет банкир умер, так и не увидев величайшего творения своей жизни, а его семья осталась жить в недостроенном дворце.

В начале XVI века власть вернулась в руки Медичи, и они выкупили сооружение. Козимо I подарил его своей жене Элеоноре Толедской. И работы начались с новой силой. От первоначального проекта решили особо не отступать, но здание значительно расшили, увеличив его площадь в 2 раза.

Кроме того, был задуман закрытый переход (переход Вазари) к зданию Правительства. Были выкуплены и земли за дворцом, на территории которых сегодня находятся сады Боболи. В XIX веке здание являлось резиденцией короля Италии, потомки которого в начале 20-го подарили его государству. После этого на территории 150 помещений открыли свои двери экспозиционные залы.

В начале 2000-х во время реконструкции замка рабочие обнаружили тайные комнаты (ванные), представляющие образцы убранства XVIII века.

Экстерьер

Стиль ренессанс лежит в основе трехэтажного здания в форме идеального куба, обшитого грубым камнем. Каждый пролет имеет десятиметровую высоту. На первом этаже имеются гигантские двери и два окна от пола до потолка. Остальные пролеты отличают соединенные балконом огромные окна, а под крышей имеется лоджия. Попасть на второй этаж можно минуя первый, благодаря лестнице, которой, кстати, не было в первоначальном проекте.

Главным архитектурным достоянием комплекса считается внутренний двор, признанным лучшим образцом в стиле ренессанс в своем роде. Колонны по своей фактуре напоминают деревья, а на внешних стенах здания имеются фрески, на одной из которых изображен первоначальный облик Палаццо Питти.

Возведенные в XIX веке полукруглые пристройки, сделали дворцовую площадь полностью закрытой. Левое возведенное крыло назвали «Рондо Бахуса» (в здании расположена одноименная скульптура). Правое же именуют «Каретное рондо».

Интерьеры дворца

В XVIII и XIX веке изменения в соответствии с требованиями моды претерпело и внутреннее убранство. Интерьеры получили видимые признаки реставрации и неоклассицизма.

Сегодня внутри дворца расположились многочисленные галереи и музеи, однако когда-то среди всех этих произведений искусства жила династия Медичи.

Они перевезли сюда все скульптуры и полотна знаменитых художников, произведения из серебра и камней. Так роскошная галерея появилась на втором этаже здания задолго до того, как ее открыли для публики. Стены были расписаны Пьетро да Кортоном. С тех самых пор картины висят в том же порядке.

Музейный комплекс

Палаццо Питти – это целый город, объединяющий прекрасное, созданное и природой, и людьми.

Перед дворцом находится наклонная площадь, получившая немало отзывов. Она привлекает туристов и местных жителей, мечтающих об отдыхе. Здесь нередко делают фото или лежат прямо на земле представители творческой среды и путешественники.

А позади Палаццо раскинулись удивительные сады Боболи. Густые зеленые аллеи уводят в таинственные лабиринты, между которыми приютились уличные скульптуры (каждая имеет высокую историческую ценность!) и фонтаны, беседки и террасы.

По образу и подобию этих садов создавался Версаль и другие самые красивые европейские парки.

Амфитеатр, увенчанный египетским обелиском – главная площадка сада, на которой в прошлые века проходили главные торжества королевской семьи. Во времена Медичи именно на его территории давали пышные приемы, а на сцену выходили итальянские актеры и оперные певцы. Выставки и концерты проходят в саду и в наши дни.

Время работы парка: с 8.15 до 16.30 с ноября по февраль, до 17-30 в марте, до 18-30 в сентябре и октябре, до 19-30 летом.

Галерея Палатина

Барочные залы открыли для публики в 20-е годы XIX века. Тогда посетители могли любоваться работами Караваджо, Тинторетто, Веласкеса, Ван Дейка, Рафаэля (11 работ – это самая большая коллекция в мире!) и других мастеров эпохи Возрождения. Сейчас в 30 залах и переходах можно увидеть и Рубенса, Боттичелли, Тициана, Мурильо. Широко представлено и более позднее искусство итальянских мастеров (вплоть до начала 20). Всего более 500 полотен.

Приобретая билет, знайте, что он дает право посетить и галерею современного искусства.

Галерея современного искусства

Здесь представлены работы мастеров, которые работали в XIX–XX веках. Особенно любопытны картины художников, именовавших себя «Маккьяйоли».

Музей серебра

Переезжая в Палаццо Питти, Медичи прихватили с собой и легендарную коллекцию серебра, которую сегодня можно увидеть в специальном музее, расположенном на территории. Это не только столовое серебро, но и вазы удивительных дизайнов и другие изделия.

Музей карет и костюма

Более 6 тысяч экспонатов моды и стиля выставлены в Малом дворце Палаццо Питти. Также на территории есть музей транспорта, демонстрирующий первые повозки, прекрасные кареты и автомобили.

Местоположение на карте

Адрес: Флоренция, Piazza Pitti, 1. Добраться можно пешком по южному берегу Арно через Понте Веккьо, а затем по улице Гвиччардини. Она и приведет к площади Питти. Или на автобусах 11 и 36 (остановка San Felice).

Телефон: +39 055 294883.
Часы работы музеев и галерей: с 8.15 до 18.50, воскресенье – выходной.
Цена: 12 € за все музеи до 16-00 и 9 € после.

Чтобы избежать очередей возле кассы, можно воспользоваться онлайн сервисом покупки билетов на официальном сайте музейного центра: www.polomuseale.firenze.it .

Опубликовано: Июнь 17, 2016

Галерея Палатина (Палаццо Питти)

Галерея Палатина - главная галерея Палаццо Питти, содержит большой ансамбль из более 500 картин, в основном эпохи Возрождения, которые когда-то были частью коллекции произведений искусства Медичи и их наследников. В галерее, которая перетекает в королевские покои, находятся произведения Рафаэля, Тициана, Перуджино («Оплакивание Христа»), Корреджо, Питера Пауля Рубенса и Пьетро да Кортона. Особенностью галереи всё также остаётся частная коллекция и произведения искусства, развешенные аналогично тому, как должны были в больших залах, для которых предназначались, а не в хронологической последовательности, или согласно школе искусства.

Карниз в зале Юпитера, показаны фрески и лепнина на люнете, выполненные Пьетро да Кортона.

Лучшие комнаты украшены Пьетро да Кортона в высоком стиле барокко. Изначально фресками Кортона была расписана небольшая комната на главном этаже под названием Sala della Stufa и серией изображающей «Четыре возраста человека», которая была очень хорошо воспринята; «Золотой век» и «Серебряный век» были написаны в 1637 году, за ними в 1641 году последовали «Бронзовый век» и «Железный век». Они ценятся среди его произведений. Художнику впоследствии было предложено создать фреску в гостиной великого герцога; анфилада пяти комнат в передней части палаццо. В этих пяти Планетарных комнатах иерархическая последовательность божеств основана на системе Птоломея; Венера, Аполлон, Марс, Юпитер (Тронный зал Медичи) и Сатурн, но не Меркурий и Луна, так как они должны идти перед Венерой. Чрезвычайно богатые потолки с фресками и сложной лепниной фактически восхваляют род Медичи и дар добродетельного правления.

Кортона, оставил Флоренцию в 1647 году, а его ученик и работник, Чиро Ферри, завершил цикл в 1660-х годах. Позже они стали источником вдохновения для Лебрёна, расписавшего комнаты Людовика XIV в Версале.

Впервые коллекцию открыл для публики в конце XVIII века, хотя и довольно неохотно, великий герцог Леопольд, первый просвещенный правитель Тосканы, который стремился получить популярность после заката династии Медичи.

Комнаты галереи Палатина

Галерея Палатина имеет 28 комнат, среди них:

  • Комната Кастаньоли: названа в честь художника потолочных фресок. В этой комнате выставлены портреты Медичи и правящих семей Лотарингии, а также стол муз, шедевр инкрустации камнями, выполненный Opificio delle Pietre Dure (Мастерская обработки самоцветов) в 1837-1851 годах.

Артемизия Джентилески «Юдиф и её служанка с головой Олоферна» 1613-1618

  • Комната Ковчега: содержит картину Джованни Баттиста Караччоло (XVII век). В 1816 году потолок был украшен фреской Луиджи Адемолло «Ной входящий в Иерусалим на ковчеге».
  • Комната Психеи была названа в честь потолочной фрески Джузеппе Колиньона; в ней выставлены картины Сальватора Роза 1640-1650 годов.
  • Зал Поччетти. Фрески на своде когда-то приписывали Бернардино Поччетти, однако теперь Маттео Росселли. В центре зала стоит стол (1716) по заказу Козимо III. Здесь также находятся некоторые произведения Рубенса и Понтормо.
  • Комната Прометея: названа в честь предмета фресок Джузеппе Колиньона (XIX век) и содержит большую коллекцию картин имеющих круглую форму: среди них - «Мадонна с младенцем» Филиппино Липпи (XV век), два портрета Боттичелли и картинами Понтормо и Доменико Беккафуми.
  • Комната Правосудия: потолок украшен фресками Антонио Феди (1771-1843), и выставлены портреты (XVI век) Тициана, Тинторетто и Паоло Веронезе.
  • Комната Одиссея: в 1815 году расписана фресками Гаспаре Мартелини, в ней находятся ранние работы Филиппино Липпи и Рафаэля .
  • Комната Илиады: содержит «Мадонну Панчатики» и «Мадонну Пассерини» (c-1522-1523 и 1526 соответственно) Андреа дель Сарто, и картины Артемизии Джентилески (XVII век).
  • Комната Сатурна: содержит работы Рафаэля «Портрет Аньоло Дони» (1506), «Мадонна в кресле» (1516), и «Портрет Кардинала Ингирами» (1516); здесь также выставлены «Благовещение» (1528) Андреа дель Сарто, и «Иисус и Евангелисты» (1516) Фра Бартоломео.
  • Комната Юпитера: содержит «Даму с вуалью», знаменитый портрет Рафаэля (1516), что, согласно Васари, представляет женщину, которую любил художник. Среди других работ в комнате, картины Рубенса , Андреа дель Сарто и Перуджино.
  • Комната Марса отличается работами Рубенса: аллегории представляют «Последствия войны» (отсюда и название комнаты) и «Четыре философа» (среди них Рубенс изобразил себя, с левой стороны). На своде находится фреска Пьетро да Кортона «Триумф Медичи».
  • Комната Аполлона: содержит картину «Мадонна со святыми» (1522) Россо Фьорентино, из церкви Санто-Спирито, и две картины Тициана «Мария Магдалина» и «Портрет английского дворянина» (между 1530 и 1540).
  • Комната Венеры: содержит скульптуру «Венера Италийская» (1810) Антонио Канова, созданную по заказу Наполеона. На стенах вывешены пейзажи (1640-50) Сальватора Роза и четыре картины Тициана 1510-1545 годов. Среди картин Тициана: «Портрет папы Юлия II» (1545) и «Красавица» (1535).
  • Белый Зал: в своё время бальный зал дворца, отличается белым оформлением и часто используется для временных выставок.

В королевские покои входят 14 комнат. Их оформление было изменено Савойями на стиль ампир, но в некоторых комнатах всё ещё сохраняется убранство и мебель периода Медичи.

Зеленая комната была расписана Джузеппе Кастаньоли в начале XIX века. В ней выставлен комод с интарсией XVII века и коллекция позолоченных изделий из бронзы; Тронный зал был украшен для Короля Виктора Эммануила II Савойского и отличается красным брокатом на стенах и японскими и китайскими вазами (XVII -XVIII век).

В Синей комнате содержится коллекция мебели (XVII-XVIII век) и портреты членов семьи Медичи, написанные Юстусом Сустермансом (1597-1681).

Основные произведения:

Рафаэль «Мадонна Грандука», 84 x 55 см

Рафаэль «Мадонна под балдахином», 276 x 224 см

Рафаэль «Портрет Аньоло Дони, 63 x 45 см

Рафаэль «Дама с вуалью», 82 x 60 см


Рафаэль «Портрет Томмазо Ингирами», 90 x 62 см

Рафаэль «Мадонна с завесой», 158 x 125 см


Рафаэль «Портрет беременной женщины», 66 x 52 см

Тициан «Христос-Искупитель», 78 x 55 см


Тициан «Прерванный концерт», 87 x 124 см

Тициан «Изабелла д"Эсте» 100 x 75 см

Тициан «Портрет Винченцо Монти», 85 x 67 см

Тициан «Портрет папы Юлия II» 99 x 82 см ,


Питер Пауль Рубенс «Четыре философа», 167 x 143 см

Питер Пауль Рубенс «Последствия войны», 206 x 342 см

Питер Пауль Рубенс «Святое семейство», 114 x 80 см



Антонис ван Дейк «Кардинал Гвидо Бентивольо», 195 x 147 см

Филиппо Липпи «Мадонна Бартолини», диаметр 135 см

Караваджо «Портрет Фра Антонио Мартелли», 118 x 95 см

Андреа Верроккьо «Иероним Стридонский», 72 x 105 см

Караваджо «Спящий купидон», 41 x 27 см

Паоло Веронезе «Джентельтмен в мехе рыси», 140 x 107 см

Другие галереи

Королевские покои

Покои состоят из 14 комнат, которые ранее использовала семья Медичи и жили её наследники. Основные изменения в них были совершены после эпохи Медичи, совсем недавно в XIX веке. В покоях содержится коллекция портретов Медичи, многие из них принадлежат кисти художника Юстуса Сустерманса. В отличие от больших выставочных залов, содержащих Палатинскую коллекцию, некоторые из этих комнат гораздо меньше и более интимные, хотя всё ещё имеют большие размеры и покрыты позолотой, более подходят требованиям повседневной жизни. Антикварная мебель включает кровати с балдахином и другую необходимую мебель, которую не найти больше нигде в палаццо. Последний раз короли Италии использовали Палаццо Питти в 1920-х годах. К этому времени он уже был преобразован в музей, но для них была сохранена анфилада комнат (в настоящее время Галерея современного искусства) для официальных посещений Флоренции.

Галерея современного искусства (Галерея современного искусства в Палаццо Питти)

Эта галерея возникла в результате модернизации флорентийской академии в 1748 году, когда была основана Галерея современного искусства. Она была предназначена для хранения художественных произведений, которые были обладателями премий на соревнованиях академии. В это время Палаццо Питти отремонтировали с большим размахом, а новые произведения искусства собрали, чтобы украсить недавно украшенные выставочные залы. В середине XIX века картин современного искусства великого герцога было так много, что большинство передали Палаццо делла Кросетта, которое стало первым домом недавно сформированного Музея современного искусства.

После Рисорджименто и изгнания семьи великого герцога из палаццо, все современные художественные произведения великого герцога были объединены под одной крышей «Современной галерее Академии». Коллекция продолжала расширяться, в особенности под патронажем Виктора Эммануила II. Однако это было после 1922 года, когда галерея была перенесена в Палаццо Питти, где её дополнели современными произведениями искусства находящимися в собственности, как государства, так и муниципалитета Флоренции. Коллекция была размещена в недавно освобождённых покоях членов итальянской королевской семьи. Для широкой публики галерея впервые была открыта в 1928 году.

На сегодняшний день эта большая коллекция расширена и распространяется на 30 залов, она включает работы художников Маккьяйоли и других современных итальянских школ конца XIX и начала XX века. Стоит особо отметить картины художников Маккьяйоли, эта школа тосканских художников XIX века во главе с Фаттори была пионерами и основателями импрессионизма. Название «Галерея современного искусства» некоторым может показаться неправильным, поскольку искусство в галерее охватывает период с XVIII до начала XX века. Никакие примеры позднего искусства в коллекцию не включены, так как в Италии, «современное искусство» относится к периоду до Второй мировой войны; период, следовавший за ним, как правило, известен как «arte contemporanea». В Тоскане это искусство можно найти в Центре современного искусства Луиджи Печчи в Прато, город находится примерно в 15 км от Флоренции.

Музей серебра

Музей серебра, иногда называемый «Сокровищница Медичи», содержит коллекцию бесценного серебра, камей, и работ с полудрагоценными драгоценными камнями, многие из последних в коллекции Лоренсо де Медичи, включают старинные вазы, большинство с тонкими серебряными позолоченными креплениями добавлены, чтобы показать величие XV века. Эти комнаты, прежде часть личных королевских покоев, украшены фресками XVII века, самым невероятным человеком Джованни да Сан-Джованни в 1635-1636 годах. Музей серебра также хранит прекрасную коллекцию немецких золотых и серебряных артефактов, приобретенных великим герцогом Фердинандом после его возвращения из ссылки в 1815 году, после французской оккупации.

Музей фарфора

Впервые открытый в 1973 году, музей расположен в Casino del Cavaliere в садах Боболи. Здесь находится фарфор из множества самых известных европейских фабрик, хорошо представлены Севр и Мейсен под Дрезденом. Многие предметы в коллекции были подарками флорентийских правителей от европейских монархов, при этом другие произведения были специально изготовлены по заказу двора великого герцога. Следует особенно отметить несколько крупных столовых сервизов фабрики Винсенн, которую позже переименовали на Севр, и коллекцию маленьких бисквитных фигурок.

Галерея костюма

Галерея, расположенная в крыле, известном как «Палаззина делла Меридиана», содержит коллекцию театральных костюмов, которые датируются от XVI века до настоящего времени. Это также единственный музей в Италии, детально представляющий историю итальянской моды. Одна из более новых коллекций палаццо была основана в 1983 году Кирстен Ашенгрин Пьяченти; анфилада четырнадцати комнат, покои Меридиан, были закончены в 1858 году.

Помимо театральных костюмов в галерее показана одежда, которую носили с XVIII века по сегодншний день. Некоторые экспонаты уникальны для Палаццо Питти; к ним относится похоронная одежда XVI века великого герцога Козимо I де Медичи, а также Элеоноры Толедо и её сына Гарции, оба умерли от малярии. До облачения в соответствующий наряд для погребения их тела были представлены для публичного прощания в их лучшей одежде.

В галерее также выставлена коллекция бижутерии середины XX века. Изначально в Sala Meridiana был функциональный меридиальный прибор, встроенный в художественное оформление фрески Антонио Доменико Габбиани.

Музей карет

Музей на первом этаже демонстрирует кареты и другие транспортные средства, которые использовались при дворе великого герцога в конце XVIII и XIX века. В XIX веке размер выставки побудил одного посетителя задаться вопросом «Во имя всего того, что считается необычным, как можно найти место для всех этих карет и лошадей». Некоторые кареты настолько пышно украшены, что имеют на обшивке не только позолоту, но и нарисованные пейзажи. Кареты, используемые по наиболее важным случаям, наподобие Carrozza d"Oro (золотая карета), увенчивались позолоченными коронами, которые указывали бы социальное положение и чин владельца кареты. Другие кареты в экспозиции использовал Король обеих Сицилий, архиепископы и другие флорентийские официальные лица.

Палаццо сегодня

На сегодняшний день Палаццо, преобразованный из королевского дворца в музей, находится в руках итальянского государства, а именно у Polo Museale Fiorentino , учреждение, которое управляет двадцатью музеями, включая Галерею Уффици, и несёт абсолютную ответственность за 250000 каталогизируемых произведений искусства. Несмотря на превращение из королевской резиденции в принадлежащее государству общественное здание, палаццо, сидя на его поднятом месте, не учитывающем Флоренцию, все еще сохраняет воздух и атмосферу частной коллекции большого дома. В значительной степени подобное возможно благодаря Amici di Palazzo Pitti («Друзья Палаццо Питти»), организации добровольцев и покровителей, основанной в 1996 году, который занимается сбором средств и вносит предложения относительно текущего обслуживания Палаццо и коллекций, а также постоянного улучшения их визуального представления.

Другие картины с описанием из галереи Палатина (открываются с увеличением в отдельном окне):

Портрет герцога Бекингема



От: Artemida,  10234 просмотров

Первые работы по возведению дворца относятся к 15-му столетию. Тогда, в 1458 году, он ещё не имел никакого отношения к правящей династии Медичи. Инициатором строительства стал Лука Питти - банкир, чьё имя благодаря этому сооружению навсегда осталось в летописи . Он был другом и соратником Козимо Медичи, но палаццо строил исключительно для себя. Есть мнение, что возведением этого дворца Питти даже стремился превзойти основную резиденцию правящей династии. Он привлекал лучших архитекторов и даже специально приказал мастерам делать окна палаццо такими, чтобы они были больше главного входа в резиденцию Медичи. О том, кто был главным архитектором дворца, ведутся споры. Эту работу приписывают Луке Франчелли. Однако есть мнение, что спроектировал всё сооружение не Лука, а его учитель Филиппо Брунеллески.

Грандиозное строительство пришлось приостановить в 1464 году, когда умер Козимо Медичи. Оставшись без своего друга и покровителя, банкир Питти начал испытывать финансовые трудности. В итоге достроенный дворец он так и не увидел, скончавшись в 1472 году. В середине 16-го века потомки банкира оказались на грани разорения и были вынуждены продать здание. Покупательницей стала Элеонора Толедская - жена правящего тогда Козимо I Медичи. Когда Палаццо Питти перешёл в её собственность, было принято решение расширить его, что в итоге увеличило его площадь в два раза. Первоначально здесь размещались особые гости , а Медичи продолжали жить в на другом берегу реки. И лишь к концу 16-го столетия правящая династия стала использовать Палаццо Питти в личных целях - для размещения собрания художественных произведений, которые представители семейства приобретали с большой охотой. Медичи прожили здесь до середины 18-го столетия, до смерти Анны Марии - единственной прямой наследницы. После Палаццо Питти стал владением другой династии. Здесь обосновался следующий Великий герцог тосканский из Лотарингского дома - Франц I Стефан. В ходе наполеоновских войн палаццо какой-то период занимал французский император. Позже, в 1860 году, палаццо, как и вся Тоскана, оказался под руководством династии Савойских правителей.

К современному формату музея Палаццо Питти приблизился в 1919 году, когда король Италии Виктор Эммануил III передал сооружение в государственное владение и разделил на несколько отдельных художественных музеев. С этого момента в Палаццо Питти стали храниться не только произведения прошлых веков, но и художественные ценности, приобретаемые Италией в более поздние годы.

Архитектура Палаццо Питти

Чаще всего сооружение называют ярким примером кватроченто - периода итальянского искусства 15-го столетия в эпоху Раннего Возрождения. Представляющий собой по форме традиционный палаццо, снаружи дворец Питти явно отличался от привычных для 15-го века архитектурных веяний. Одной из главных особенностей стал рустованный главный фасад здания - он был плотно выложен правильными четырехугольными камнями с неотёсанной передней стороной. Предполагается, что этот приём был скопирован с Палаццо Веккьо - резиденции Медичи, при строительстве которой такой декор был применён впервые во Флоренции.

Достройку Палаццо Питти, инициатором которой выступили новые хозяева здания - Медичи, проводил Бартоломео Амманати. В итоге протяжённость фасада сооружения стала равна 205 метрам, а высота трёх этажей дворца обозначилась на отметке в 38 метров. Постройка стала одним из лучших примеров итальянского ренессанса и продолжает оставаться им по сей день.

Во время работы Амманати трансформировались некоторые элементы Палаццо Питти: например, боковые входные двери были заменены высокими окнами, доходящими до самого пола. Но главной заслугой этого мастера стало сооружение внутреннего двора Палаццо Питти.


Для организации пространства этой части дворца он использовал такие архитектурные элементы, как полукруглые арки, пилястры, колонны. В отделке стен, являющихся границей внутреннего дворика, чередуются различные материалы.

На рубеже 18-го и 19-го столетий Палаццо Питти был снова расширен. Были пристроены две полукруглых части, которые и сейчас обрамляют площадь перед дворцом. Одна из них была названа Рондо Бахуса, а вторая - Каретным Рондо.


Как добраться

Палаццо Питти можно найти по адресу Piazza de’ Pitti, 1 (площадь Питти). Отсюда же видны и обширные сады холма Боболи, которые занимают большую территорию позади дворца. Площадь располагается в самом центре, поэтому попасть сюда можно без затруднений.

Точный адрес: Piazza de’ Pitti, 1 (площадь Питти).

    Вариант 1

    Автобус: маршруты № C3 и D до остановки Pitti, которая расположилась прямо перед передним фасадом Палаццо Питти.

    Вариант 1

    Автобус: маршрут № 11 до остановки Piazza San Felice.

    Пешком: путь от остановки до дворца займет не более 3-4 минут.

Палаццо Питти на карте

Галерея Палатина (Galerie Palatine)

Залы этой галереи располагаются на втором этаже сооружения и занимают практически всё левое крыло Палаццо Питти. Её интерьеры выполнены в стиле барокко и отличаются роскошью декора. Здесь собраны полотна великих художников разных лет, когда-то приобретённые представителями династии Медичи. Позже коллекцию дополняли и следующие правители Тосканы - герцоги Лотарингские. Размещая здесь экспонаты, представители правящих династий полагались на свой собственный вкус и не стремились каким-либо образом классифицировать произведения. Тогда главная задача этих полотен состояла в украшении интерьера Палаццо Питти. Сегодня им придаётся гораздо большее значение. Но, несмотря на это, было решено оставить многие картины на своих местах - там, где их когда-то повесили Медичи.

Жители Флоренции впервые получили доступ в эти залы Палаццо Питти в 1828 году. Тогда лучшие произведения смогли увидеть не только правители и знатные граждане, но и простые итальянцы. Особой гордостью галереи Палатина являются полотна Рафаэля. Это единственное место, где они собраны в таком количестве: здесь хранится целых 11 его полотен. Не менее значимы и работы, принадлежащие кистям других творцов. Так, в этой галереи можно полюбоваться полотнами Тициана, Рубенса, Караваджо, Ван Дейка. Здесь же хранятся картины итальянских художников: например, Джорджоне, Тинторетто, а также представителей маньеризма Понтормо, Бронзино и многих других.

Галерея современного искусства

Её залы также находятся на втором этаже Палаццо Питти. В их не менее роскошно декорированных стенах хранятся работы итальянских художников, сотворённые ими в период с конца 18-го столетия и до 30-х годов 20-го столетия. Картины и скульптуры, выставленные здесь, являются лучшими примерами стилей неоклассицизма, романтизма и более поздних символизма и постимпрессионизма. Пейзажи и исторические портреты органично вписываются в богатый декор этой галереи Палаццо Питти.

Одними из самых значимых и ярких в этой части считаются работы художников-флорентийцев, которые относили себя к группе под названием «Маккьяйоли». Это собрание художников работало в особой технике, в соответствии с которой изображение получалось путём сочетания цветовых пятен. Здесь можно увидеть картины главы этого творческого объединения - Джованни Фаттори. Особенно знаменитыми в мире искусства стали его пейзажи. Кроме его полотен, в данной галерее можно увидеть картины таких художников, как Синьорини, Писсаро, Болдини, Хайес, Магелли, Лега и некоторых других.

Музей серебра (Museo degli Argenti)

Его музейные залы занимают первый этаж и мезонин Палаццо Питти, который когда-то служил Медичи летним домиком. Стены этих комнат покрыты фресками, часть из которых была создана в 17-м веке по случаю бракосочетания Фердинандо II Медичи и Виктории делла Ровере.

Этот музей отличается разнообразием экспонатов и иллюстрирует всё богатство герцогского двора. Здесь можно увидеть эксклюзивные вазы, тарелки и другие столовые принадлежности, элементы декора, ювелирные изделия, мебель. Все эти экспонаты выполнены из серебра и золота, из слоновой кости, полудрагоценных камней и янтаря. Они относятся к разным периодам, эпохам и даже государствам: здесь можно встретить амфоры Древнего Рима, персидские вазы, коллекцию фарфоровых изделий из и , которая зародилась благодаря семейству Медичи ещё в 15-м веке, и не только. Помимо этого, в данной части Палаццо Питти хранится коллекция европейской майолики, вазочки маньеристских форм конца 16-го века, различные элементы восточных интерьеров.

Объектом гордости в музее считается коллекция уникальных ваз, хозяином которой был Лоренцо Великолепный. Здесь же содержатся ювелирные украшения, когда-то принадлежавшие Анне Марии Луизе - последней из рода Медичи. Интересно собрание, именуемое «Зальцбургским сокровищем». На рубеже 18-го и 19-го столетий оно было привезено в Палаццо Питти из Лотарингии герцогом Тосканы Фердинандом III и состояло в основном из серебряных экспонатов.

Сегодня музей серебра Палаццо Питти продолжает постепенно пополняться. Происходит это в основном за счёт пожертвований от потомков дворянских семей Флоренции, а также благодаря предметам из различных частных коллекций. Особенно интересные и ценные экспонаты достаются от династий флорентийских ювелиров. Для таких ювелирных украшений, которые были подарены или пожертвованы Музею Серебра, выделена специальная часть экспозиции.

Музей карет (Museo delle carrozze) и костюма

Эта часть музея расположилась в Палаццоне делла Меридиана - пристройке к южному крылу Палаццо Питти. Её возведение было начато в последние десятилетия 18-го века и завершено к 1830 году.

В части, посвящённой каретам, можно на расстоянии вытянутой руки рассмотреть средства передвижения итальянских монархов и знатных горожан 18-19 столетий. Одной из самых старинных считается карета 18-го века. Установить её владельца историкам не удалось. Карета богато декорирована в стиле рококо и отличается хорошим качеством элементов. В этих залах Палаццо Питти можно увидеть транспортные средства итальянских правителей разных времён. Так, здесь хранятся кареты неаполитанского монарха Фердинанда II Бурбона и повозка, созданная специально под три пары лошадей для Фердинанда III.


Музей позволяет рассмотреть элементы декора, выполненного из благородных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, резные и лепные украшения карет. Кроме того, на стенах галерейных залов представлена коллекция старинных кнутов, которыми пользовались кучера.

Часть, посвящённая костюмам, также представляет собой особое зрелище. Основанная в Палаццо Питти в 1983 году, она стала первым в Италии государственным музеем, посвящённым истории моды и её социальной ценности. Экспонаты, представленные в стенах этой галереи, демонстрируют развитие моды с 16-го столетия. Коллекцию составляют основные элементы одежды, аксессуары, обувь, нижнее белье, ювелирные украшения и бижутерия. Всего около 6 000 экспонатов. Здесь можно увидеть повседневные и торжественные платья, выполненные из разных материалов, ажурные зонтики от солнца, шляпы и другие головные уборы. Особую ценность имеют отреставрированные похоронные костюмы, принадлежавшие Козимо I Медичи, его супруге Элеоноре Толедской и их сыну, умершему в 15-летнем возрасте.

С годами экспозиция расширилась и стала включать не только костюмы правящих династий. В неё вошли костюмы театра и кино, предметы гардероба известных личностей и произведения лучших итальянских и иностранных дизайнеров одежды. Так, например, в этих залах Палаццо Питти можно увидеть костюмы Коко Шанель, примеры бижутерии, используемой актрисами в театрах Италии, свадебные наряды невест 20-го столетия, платья, сшитые Версаче и Гуччи для звёзд итальянской эстрады, и совсем современные предметы одежды - например, кеды. Многие платья, как созданные несколько столетий назад, так и пошитые недавно, богато декорированы бисером, уникальной вышивкой, кружевами и прочими подобными элементами.

За годы своего существования коллекция музея стала так велика, что одновременно демонстрировать посетителям все экспонаты, находящиеся в распоряжении этой галереи Палаццо Питти, не представляется возможным. Поэтому было принято решение полностью менять все экспонаты каждые два года.

Часы работы и стоимость билетов

Попасть в Палаццо Питти можно во все дни недели, кроме понедельника, в часы работы музея: с 08:15 до 18:50. На осмотр уходит немало времени, поэтому последние билеты продают только до 18:05. За посещение необходимо заплатить 13 евро (~923 руб. ) . Предусмотрен льготный тариф, цена которого вполовину дешевле - 6,5 евро (~462 руб. ) , но претендовать на него могут только граждане ЕС от 18 до 25 лет. Все посетители младше 18 лет могут пройти бесплатно.

Также бесплатный проход доступен всем желающим в первое воскресенье каждого месяца.

Во избежание долгого ожидания у касс и входа в Палаццо Питти, особенно в туристический сезон, руководство музея советует делать предварительную бронь билета на или по телефону (+39 055 294883). Для школьников эта процедура бесплатна, а взрослым за нее придется доплатить еще 3 евро (~213 руб. ) к стоимости билета.


Палаццо Питти - объект с богатой историей и архитектурой и не менее богатыми музейными экспозициями. Каждая галерея, существующая в его стенах, уникальна и неповторима. Коллекции, многие из которых начали собирать ещё представители семейства Медичи и продолжили их преемники, сегодня бережно сохраняются и пополняются историками, музейными работниками и простыми жителями Флоренции.

Этот дворец открывает для посетителей возможность увидеть жизнь искусства Флоренции и всей Италии с разных ее сторон, проследить ее развитие, особенности, начиная с 15-го столетия и до наших дней, лично увидеть лучшие произведения, когда-то потрясшие весь мир своей гениальностью. Дворец также приоткрывает двери в повседневную и публичную жизнь нескольких поколений Великих герцогов тосканских, знакомит с их вкусами, интересами, привычками и традициями, рассказывает о них больше, чем смог бы рассказать любой учебник.

Палаццо Питти - отличный способ с головой окунуться в культуру этого государства, попытаться разобраться в ее особенностях и деталях и посмотреть на все вокруг глазами ее лучших художников и великих правителей.

Визитная карточка

Адрес

Piazza de" Pitti, 1, Флоренция, Италия

Официальный сайт Палаццо Питти
Стоимость

Стандартный - 13 евро (~923 руб. ) ;
Льготный (граждане ЕС от 18 до 25 лет) - 6,5 евро (~462 руб. ) ;
Посетители младше 18 лет - бесплатно;
Первое воскресенье каждого месяца - бесплатно

Время работы

Вторник-воскресенье - с 08:15 до 18:50 (кассы работают до 18:05)

Что-то не так?

Сообщить о неточности

Отправляясь во Флоренцию – на родину Возрождения и величайших мастеров этой эпохи: Да Винчи, Микеланджело, Макиавелли и Данте, – нужно непременно остановиться в этом городе хотя бы на неделю: за меньший срок вам просто не удастся обойти все достопримечательности: дворцы и храмы, музеи и площади… За каждым новым поворотом старинных улочек будут открываться все новые и новые чудеса, например, палаццо Питти. Палаццо Питти во Флоренции – это самое большое палаццо в городе и одно из самых больших и величественных в Италии, история его насчитывает уже 560 лет, и сегодня это – целый кладезь музейных экспозиций, которые будут интересны каждому любознательному туристу.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

История строительства

Первый камень нового дворца был заложен в 1458 году, само строительство продлилось шесть лет – довольно немного по тем временам. Но даже этого хватило, чтобы история возведения палаццо была окутана целым ворохом легенд и предположений. К сожалению, сегодня историки уже не могут наверняка сказать, где правда, а где – вымысел?

Лука Питти – богатейший флорентийский банкир, соперничавший по влиятельности и богатству с самим Козимо Медичи, – был и другом последнего, и соперником одновременно. Известно, что Питти даже устраивал против Медичи заговор – не для того, чтобы свергнуть того или убить, а чтобы заставить прислушаться к своему мнению в делах политических.

И Медичи вынужден был прислушаться: именно под влиянием Питти в середине 15 века во Флоренции была временно восстановлена демократическая система власти, а выборы снова стали организовываться по жребию, а не по праву родства и наследования. В то же время, в последние годы жизни Медичи одаривал Питти щедрыми дарами.

Строительство нового дворца было для Питти делом чести: говорят, что он хотел «перещеголять» дворцы своего друга размерами и величественностью. С размерами – однозначно получилось: палаццо Питти даже спустя пять с половиной веков – самое большое в городе и одно из самых больших в стране. С величественностью – фифти-фифти: здание хоть и выглядит величественным и монументальным, но его всегда обвиняли и до сих пор обвиняют в серости и громоздкости, и что «перегнать» Медичи таки не удалось. На вкус и цвет, как говорится…

Легенды рассказывают, что Питти повелел сделать окна своего нового палаццо больше ворот во дворцах Медичи, а еще – что все шесть лет, пока велось строительство, здесь укрывались беглые преступники: Питти и его люди покрывали мошенников, воров и даже убийц в обмен на то, что те будут работать на стройке, а сама стройка, якобы, велась днем и ночью, без перерывов и выходных. Правда все это или нет – сейчас уже сказать невозможно.

В 1464 году строительство было вынужденно остановлено. Большая часть дворца к тому времени была готова, но еще требовались какие-то доработки, оформление фасада и внутреннего убранства. Но Питти не мог больше вкладываться в дело своей жизни: его друг и покровитель Козимо Медичи скончался, к власти пришел Джироламо Савонарола, известный в истории как беспощадный диктатор, к тому же рьяно осуждавший богатство и роскошь, и у бывшего банкира начались серьезные финансовые проблемы. Справиться с ними он не смог, и в 1472 году, заметно порастеряв свое состояние, умер, оставив незавершенный дворец своим потомкам.

Но и потомки Луки удержать постройку в семейном наследии не смогли: в 1549 году окончательно разорившийся Бонаккосро Питти – достоверно не известно, кем он приходился Луке: сыном, внуком или иным родственником, – был вынужден продать палаццо. Новой его владелицей стала Элеонора Толедская, супруга Козимо Медичи – другого, – и именно под их покровительством здание было достроено и расширено.

Кто был архитектором первоначального варианта палаццо, неизвестно. Есть предположения, что это были Брунеллески и его подмастерье Франчелли, но современные историки соглашаются только со вторым именем: сам Брунеллески скончался еще за несколько лет до закладки первого камня будущего дворца. Во времена же Козимо и Элеоноры строительство велось под руководством самих Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. Самым примечательным фактом можно назвать то, что между палаццо Питти и палаццо Веккьо, предыдущей резиденцией Медичи, был построен огромный коридор, позволявший перемещаться между дворцами, не выходя на улицу.

При сыне Козимо и Элеоноры, Фердинанде Первом Медичи, здесь хранились все основные богатства и огромная коллекция украшений знаменитой династии. Еще позже здание принадлежало семействам Лотарингов и Савойев. В начале 20 столетия палаццо было национализировано, то есть передано государству, здесь открыли несколько музеев и художественные галереи. На сегодняшний день палаццо Питти – одно из самых посещаемых туристических мест Флоренции, здесь ежедневно проводятся различные экскурсии.

Архитектура

Стилистически палаццо Питти относится к кватроченто (этот термин, кстати, тоже родился во Флоренции): в нем соединились образность Средневековья, нормы христианской культуры и веяния Проторенессанса. Мощное и величественное здание палаццо как будто давит сверху, заставляя покорно опустить взгляды. Но Лука Питти этого и добивался: та же облицовка фасада рустом – грубо отесанным камнем, – намекает на то, что дворец в его понимании должен был производить грозное и жесткое впечатление.

В здании три этажа, причем каждый верхний этаж меньше предыдущего, таким образом, дворец как бы уходит ввысь, подобно египетской пирамиде. Также это четкое деление заметно благодаря полукруглым аркам и пилястрам, которые были сделаны уже во времена Элеоноры Толедской. Впрочем, считается, что Вазари и Амманати следовали первоначальному замыслу и планам, сделанным еще при жизни Питти.

Галерея Палатина

Галерея Палатина – или Палатинская, – сама по себе, даже без выставленных там шедевров живописи, очень красива и самобытна. Некоторые залы, расписанные итальянцем Пьетро да Кортона, представляют собой общий мифологический рисунок и даже названы именами древнеримских и древнегреческих богов: Венеры – богини красоты и плодородия, – Аполлона – бога света и покровителя искусств, – Марса – бога войны и сельского хозяйства, – Юпитера – верховного бога, – и Сатурна – бога земледелия и времени.

Что касается картин галереи, то их начали собирать еще Медичи, затем дело было продолжено и Лотарингами. Именно здесь, во дворце Питти, самая большая в мире коллекция шедевров Рафаэля: целых одиннадцать картин! Есть здесь и работы таких известнейших мастеров, как Тициан, Рубенс, Ван Дейк и Караваджо.

Галерея современного искусства

Кроме шедевров времен Возрождения славится палаццо Питти и галереей современного искусства, где выставлены картины живописцев 19 века. Большинство из них писали в технике маккьяйоли (еще одно флорентийское слово!) – особом стиле, отличающемся свободной манерой и ярко выраженными «пятнами». Вполне возможно, что именно из маккьяйоли вырос импрессионизм.

Сокровища великих герцогов

Второе название – Музей серебра. Музей довольно внушительный: почти тридцать залов, и один роскошнее и богаче другого. Эта коллекция также собрана семейством Медичи: здесь и виртуозно отлитое, резное, изящное столовое серебро, и ювелирные украшения легендарной династии, и коралловые и жемчужные сувениры, и миниатюрные фигурки, вырезанные из вишневых косточек и слоновой кости, и византийские вазы, и амфоры из восточных стран, и шедевры венецианского ювелирного дела, и драгоценные и полудрагоценные камни, и восхитительный прозрачный янтарь… Похожие роскошные и богатые коллекции можно встретить разве что в залах Лувра и Эрмитажа.

Музей моды и костюма

Это собрание сравнительно молодое – музей открылся всего лишь в 1983 году. Тем не менее, сегодня он насчитывает уже больше 6 тысяч экспонатов, и каждое уважающее себя издание давно внесло его в списки лучших музеев моды и костюма в мире.

Безусловно, большая часть костюмов коллекции – итальянские: шедевры Мариано Фортуни, Марии Галенга, Эльзы Скиапарелли. Все эти женщины – известные дизайнеры и модельеры конца 19 – начала 20 века. Именно их стараниями развивалась современная итальянская мода. Есть здесь и костюмы аристократического общества 18-20 веков, и театральные костюмы, и некоторые украшения, и одежды знаменитых итальянских актрис, например, Элеоноры Дузе. Здесь же – знаменитые работы из коллекций великолепной Коко Шанель.

Кроме того, в музее моды есть и транспортные средства: кареты, повозки, первые автомобили. Можно увидеть цельные композиции, когда рядом с женским и мужским манекенами в костюмах определенных годов находится транспортное средство того же времени.

Поскольку ткань очень быстро разрушается на свету, все экспонаты находятся под стеклом, а в самом помещении царят полумрак и прохлада. Кроме того, чтобы костюмы не находились слишком долго на манекенах, каждые два года вся экспозиция полностью меняется. Временные же выставки меняются еще чаще. Фотографировать здесь можно, но только без вспышки. Кроме того, отправляясь в музей моды и костюма, обязательно оденьтесь потеплее.

Королевские и императорские апартаменты