Самая древняя живопись дошедшая до наших дней. Хронология древнейших произведений искусства

В Египте развитие искусства было тесно связано со строительством городов, религией и культом мёртвых. Архитектура находилась под влиянием религиозных верований и представлений о божественности монарха. Египтяне возводили монументальные усыпальницы, в которых оставляли одежду, украшения, оружие усопшего, - гробница должна была служить вечным пристанищем фараону. Древнейшими погребальными сооружениями, появившимися ещё в додинастический период, были мастабы - помещения из камня или кирпича, которые имели вид трапеции в разрезе.

Новым типом усыпальницы была ступенчатая пирамида. Её первым строителем считается Имхотеп - визирь фараона Джосера. Такой вариант постройки появился в результате расположения нескольких мастаб разного размера друг над другом. Заполнение пустот между ступенями привело к возникновению классического типа пирамид, ставших символами египетской цивилизации. Наибольшую известность приобрели пирамиды, построенные в Гизе. Большинство ученых считают, что пирамиды были построены в качестве усыпальниц (могил) для фараонов Древнего царства Хеопса, Хефрена и Микерина. После них размеры пирамид стали уменьшаться, а эпоху Среднего царства их возводили уже очень редко.

В период Нового царства для защиты от расхитителей гробниц в скалах стали высекать гипогеи - царские усыпальницы, состоявшие из множества помещений и длинных коридоров. Входы в них украшали барельефами и статуями. Подобные погребальные сооружения расположены в Долине Царей близ Фив.

Выдающимися памятниками египетской архитектуры являются храмы, впечатляющие своими гигантскими размерами, композицией и великолепием.

Сохранились остатки храмов, построенных в честь бога Амона-Ра в Луксоре и Карнаке. Эти комплексы состоят из более чем 100 просторных помещений, внутренних дворов, статуй богов, сфинксов, обелисков. Особый тип храмов представляют святилища, высеченные в скалах. Среди них выделяется храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Его фасад обращён к Нилу, по обе стороны от входа - колоссальные статуи сидящего фараона.

Египетская пластика представлена статуями и рельефами, украшавшими дворцы, усыпальницы и храмы. О мастерстве египетских художников свидетельствуют изделия из золота и драгоценных камней, найденные в гробницах фараонов. Стены сооружений покрывали изображения фараонов и богов, сцен загробной жизни и пр.

В Месопотамии архитектура носила монументальный характер. На юге Двуречья испытывали дефицит камня и дерева, зато в изобилии была глина. Её в необожжённом виде применяли на всех стройках. Публичные и религиозные сооружения возводились из кирпичей голубого, белого, зелёного, желтого цветов, что придавало им особый облик. В Месопотамии искусство было поставлено на службу царям и храмам. Поражают воображение огромные храмы - зиккураты.

Они имели пирамидальную форму с нечётным количеством сужавшихся к верху террас, каждая из которых окрашивалась в разные цвета при помощи керамической плитки. Зиккураты служили святилищами и астрологическими обсерваториями. В дальнейшем обрело масштабы строительство дворцов. В Вавилоне их воздвигали из кирпича, а в Ассирии из камня. В центре дворца находился внутренний двор, через который проникал свет, вокруг располагались церемониальные комнаты, покои монарха, хозяйственные и административные помещения. Особое внимание уделялось пышному декорированию храмов и дворцов изображениями людей, животных, фантастических существ. Каменные дворцы ассирийцев окружали высокие стены с башнями, руины которых сохранились до наших дней. Города также защищали крепостные стены. Например, в Уруке (2300 до н. э.) была двойная стена длиной 9 км с 800 башнями.

Жители Двуречья были искусными мастерами в создании барельефов, декоративных изделий, оружия и украшений.

Древнейшие архитектурные памятники на территории Индии относят к цивилизации Инда. В бассейне этой реки обнаружены города Хараппа и Мохенджо-Даро, в которых были дома в два-три этажа, мощёные улицы, системы водоснабжения и канализации, святилища, ритуальные бассейны. Индийские храмы впечатляют своей величиной, большим количеством внутренних и внешних деталей декора. В этом регионе существовало несколько типов религиозных сооружений: храмы-гипогеи, ступы, храмы из дерева. Для раннего периода характерны святилища, вырубленные в скалах, с изображениями на колоннах и внутренних стенах. В III веке до н. э. появляются памятники буддистского искусства - ступы. Их возводили из камня и украшали статуями и барельефами, отражавшими сюжеты буддистских легенд. В представлениях буддистов храм воплощал структуру вселенной: купол символизировал небесный свод, вершина - символ веры, помещение с четырьмя входами - четыре стороны света. Храмы из дерева - пагоды - имели форму очень высокой призмы, их крыша была заострённой. Этот вид строения переняли китайцы.

В Китае архитектура достигла расцвета в I тыс. до н. э. В качестве строительного материала в этой стране широко использовались дерево и кирпич. Храмы - пагоды - состояли из нескольких этажей с балюстрадами и террасами. Колоссальным защитным сооружением является Великая Китайская стена, которая начала возводиться в 215 г. до н. э. силами 300 000 человек по приказу императора Цинь Шихуанди в целях защиты от нашествий с севера. Длина стены - 2000 км, а толщина настолько велика, что на её гребне свободно могли разъехаться два всадника. Великая стена была реконструирована в XV веке, приобретя современный облик.

Искусство Греции и Рима

Греческий мир внёс фундаментальный вклад в развитие европейского искусства. Находясь в тесной связи с религией, греческое искусство достигло высочайшего уровня. Апогей в его развитии приходится на V век до н. э. Греческий народ, вдохновлённый своими победами, возводил великолепные храмы со статуями, общественные сооружения. В их строительстве использовали камень, мрамор. Самыми красивыми памятниками греческой архитектуры являются храмы, которые не похожи ни на египетские святилища, ни на зиккураты. Греческий храм был монументальным сооружением, в котором находились только статуя бога и сокровищница; он не был рассчитан на приём множества верующих. Линии этого сооружения просты и гармоничны, одним из основных его элементов является колонна. По форме и орнаментации выделяют три стиля колонн: дорический, ионийский и коринфский. Дорический стиль отличается простотой, мощностью. Капитель (верхняя часть колонны) - строгая, геометрически правильная. В дорическом стиле построен Парфенон - храм богини Афины на афинском Акрополе, а также святилище Аполлона в Дельфах.

В ионийском стиле формы легче, колонна становится более грациозной, а для капителей характерно украшение завитками. В этом стиле создан Эрехтейон, посвящённый богине Афине, храм Афины Ники (Афины-победительницы) и святилище Артемиды в Эфесе. Коринфский стиль получил распространение в конце V века до н. э. Основные его черты: стройная колонна с каннелюрами (желобками) и капитель, охваченная букетом из листьев. Данный стиль применялся в строительстве храма Зевса-олимпийца, что у подножья афинского Акрополя.

Особенно много монументальных зданий - храмов и публичных строений - было сооружено в Афинах при Перикле. Работами руководил архитектор и скульптор Фидий. В результате за 20 лет Афины стали одним из красивейших городов мира.

Скульпторы, как и архитекторы, искали вдохновения в мифологии и в окружающем мире. На первый план стал выходить образ человека, его физической и духовной красоты. Творения великих греческих скульпторов отличает гармония и умиротворённость. Фидий создал из слоновой кости и золота статую Зевса Олимпийского, отнесённую в древности к семи чудесам света, и богини Афины-девы (Парфенос). Греки устанавливали статуи не только богов, но и атлетов - победителей Олимпийских игр. Работы в бронзе Мирона («Дискобол») и Поликлета («Дорифор», или «Копьеносец») изображают атлетические фигуры в движении. Поликлет разработал канон классического искусства, определив идеальные пропорции человеческого тела.

В эллинистическую эпоху стали появляться скульптуры нового типа, отражавшие эмоции и отходившие от религиозных аспектов. Новые, грациозные образы выходили из под резца Праксителя. Это мраморные статуи «Эрос», «Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская». Лисипп был мастером в литье из бронзы и в изображении движения. Он оставил серию портретов-бюстов Александра Македонского, статуй богов. Скульптор и художник Скопас в своих произведениях выражал страсть, беспокойство и боль. Греческая живопись на керамике прошла путь от геометрических, растительных и зооморфных мотивов к изображениям людей в сценах из мифов, эпизодах из «Илиады» и «Одиссеи». Вазы были двухцветными: чёрный фон и красные фигуры либо красный фон и чёрные фигуры. Греческое искусство VI-V веков, характеризовавшееся соблюдением пропорций, равновесием, гармонией с природой, называют классическим. Эллинистическое искусство было отличным от классического, оно сочетало в себе греческие и восточные традиции.

Римляне добились выдающихся успехов в архитектуре, заложив ее основы в этрусский период, которая носила прикладной, градостроительный характер, будучи подчинённой общественным потребностям. Римляне ввели такие элементы, как свод и купол. Их широко использовали в строительстве больших зданий. Публичная жизнь в Риме была сосредоточена на центральной площади - Форуме. Здесь строились дворец сената, административные сооружения, базилика, где проходили заседания суда и заключались сделки. В римском градостроительстве существовала тенденция к сосредоточению в одном месте всех строений общественного, религиозного и административного назначения. Все императоры украшали Рим монументальными форумами. В память о римских победах возводились триумфальные арки и колонны (колонна Траяна, колонна Марка Аврелия). Римские амфитеатры представляют собой внушительного размера конструкции. В них проходили представления, собиравшие огромное множество людей. Самым знаменитым среди них является Колизей, где одновременно около 50 000 человек могли наблюдать за боями гладиаторов.

Древнейшие храмы в Риме возводились по этрусским образцам. В последующие периоды появлялись монументальные святилища из мрамора. Среди общественных зданий можно отметить термы (публичные бани), где граждане встречались, чтобы побеседовать о политике и философии. Важными сооружениями были мосты, соединявшие пути сообщения, и акведуки, обеспечивавшие водоснабжение города.

В римской скульптуре, представленной статуями и барельефами, доминировал реализм. Из всех жанров римляне отдавали предпочтение портретам, не зря до нас дошли многочисленные бюсты известных людей. О римской живописи можно судить по ярким, многоцветным фрескам в Помпее и Геркулануме, изображающим сцены из мифов. Развитым было и искусство напольной мозаики с геометрическим чёрно-белым орнаментом или стилизованными изображениями людей и животных. В отличие от эллинистической, в римской живописи предпочтение отдавалось событийным, историческим или обыденным аспектам.

В Древней Греции люди чрезвычайно ценили красоту. Особенно греки предпочитали скульптуру. Однако очень многие шедевры великих скульпторов погибли и не дошли до нашего времени. Например, Дискобол скульптора Мирона, Дорифор Поликлета, «Афродита Книдская» Праксителя, Лаокоон скульптора Агесандра. Все эти скульптуры погибли, и тем не менее... мы их прекрасно знаем. Как же могли сохраниться исчезнувшие скульптуры? Только благодаря многочисленным копиям, которые находились в домах богатых древних коллекционеров и украшали внутренние дворики, галереи и залы греков и римлян.



Дорифор - «Копьеносец» на многие столетия стал образцом мужской красоты. А «Афродита Книдская» - одна из самых известных обнаженных женских скульптур Древней Греции - стала образцом красоты женской . Чтобы полюбоваться Афродитой, древние греки приезжали из других городов и, увидев, как она прекрасна, заказывали безвестным скульпторам сделать точно такую же копию, чтобы поставить Афродиту на городской площади или же во внутреннем дворике своего богатого жилища.


Дискобол - утраченная бронзовая статуя атлета, который собирается бросить диск , создан был Мироном около V века до н. э. - это первая в искусстве Греции попытка изваять человека в движении, и попытка более чем удачная. Молодой атлет застыл на долю секунды, а в следующее мгновение он начнет раскручиваться, чтобы изо всех сил швырнуть диск.

Лаокоон - скульптурная группа страдающих людей, которая показана в мучительной борьбе. Лаокоон - это был жрец, который предупреждал жителей города Трои - троянцев - о том, что город может быть сражен благодаря деревянному коню. За это бог морей Посейдон послал из моря двух змей, и они задушили Лаокоона и его сыновей. Статуя была найдена относительно недавно, в XVII веке. А великий скульптор эпохи Возрождения Микеланджело говорил, что Лаокоон - это лучшая статуя в мире. Если бы в древности не было любителей и собирателей образцов прекрасной скульптуры, современное человечество не знало бы и этого шедевра.


До нас дошли также многочисленные римские и греческие гермы - головы и бюсты людей на подставках. Искусство создания герм берёт своё начало в создании ритуальных столбов поклонения Гермесу, на верхней подставке которых располагалась лепная голова божества торговли, науки и путешествий. По имени Гермеса и столбы стали называться гермами. Такие столбы располагались на перекрёстках дорог, у въезда в город или посёлок или у входа в дом. Считалось, что такое изображение отпугивает злые силы и недобрых духов.

Примерно с IV века до нашей эры гермами стали называть все портретные изображения людей, они стали частью внутренней обстановки дома, а богатые и знатные греки и римляне обзаводились целыми портретными галереями, создавая своего рода выставки семейных герм. Благодаря этой моде и традиции мы знаем, как выглядели многие древние философы, полководцы, императоры, жившие тысячелетия назад.




Древнегреческая живопись до нас практически не дошла , однако сохранившиеся образцы доказывают, что эллинское искуство достигло высот как реалистической, так и символической живописи. Трагедия засыпанного пеплом Везувия города Помпеи сохранила до нынешнего времени блестящие картины, которыми были покрыты все стены общественных и жилых помещений, в том числе и дома в бедных кварталах. Настенные фрески посвящались самым разным сюжетам, в живописном мастерстве художники античности достигли совершенства, и лишь спустя века этот путь повторили мастера Ренессанса.

Историки свидетельствуют, что в Древней Греции при Афинском храме была пристройка, которую называли Пинакотека, и там хранились древнегреческие картины. Древнее предание гласит, как появилась первая картина. Одна греческая девушка очень не хотела расставаться со своим возлюбленным, который должен был идти на войну. Во время их ночного свидания была полная луна. На белой стене появилась тень юноши. Девушка взяла кусочек угля и обвела его тень. Это свидание оказалось последним. Юноша погиб. Но осталась на стене его тень, и эта теневая картина ещё долго хранилась в одном из храмов города Коринфа.

Многие картины древних греков создавались по принципу заполнения силуэта - сначала на картине рисовался контур фигуры, почти так же, как сказано в легенде, и лишь потом контур начинали раскрашивать. Красок поначалу у древних греков было всего четыре - белая, черная, красная и желтая. Они основывались на цветных минералах и замешивались на яичном желтке или на растопленном воске, разводились водой. Дальние фигуры на картине могли быть больше передних, древние греки использовали как прямую, так и обратную перспективу. Картины писались на досках или на сырой штукатурке.




Изобразительное искусство проникло и в прикладные области. Разрисованные греческие сосуды, амфоры и вазы хранятся во многих музеях мира и доносят до нас красоту повседневности, свойственную античным цивилизациям.


Особым античным искусством, донесшим до нас всю красоту древней живописи, является мозаика - колоссальные картины, выложенные из кусочков цветных камней и, в поздние периоды, стекла, создавались по живописным эскизам и оказались своего рода вечным искусством. Мозаиками украшали полы, стены, фасады домов, они играли и эстетическую, и практическую роль в создании гармоничной и красивой среды обитания.

Эпоха античности стала расцветом искусства создания красоты и гармонии в любых проявлениях. Упадок и забытие античной культуры привели к возврату человечества к философиям негативизма и торжества нелепых предрассудков. Утрата эстетики любования прекрасным, отрицание природной красоты человеческого тела, разрушение античных храмов и произведений искусства стали наиболее заметным следствием крушения античного мира. Понадобились века, чтобы идеалы античности вернулись и начали творчески переосмысливаться художниками Ренессанса, а затем и мастерами Нового времени.

шпаргалка

Все даты- приблизительны.

Доисторическое искусство

-2,5 миллиона лет до н.э. - 800 г. до н.э.

доисторическое искусство и культура-эпоха мезолита и неолита, бронзовый и железный век.

петроглифы (наскальные рисунки), пещерная живопись


Искусство палеолита. Пещера Ласко (Франция)

Античное искусство 800 г. до н.э. - 450 г. н.э.

Искусство античного периода характеризует скульптура, фрески и различные гончарные изделия. В изобразительном искусстве преобладает энкаустика — восковая живопись

Скульптурный фриз «Пергамский алтарь Зевса»;


Скульптура «Умирающий галл»;

Скульптура «Метатель диска»;

Древнегреческий храм — Парфенон;

Армия терракотвых воинов в Китае;

Начало эллинистического искусства;

Начало христианского искусства;

Христианские фрески в Риме;

Базилика Святого Петра в Риме.

Период Темных веков /450-1450 годы.

В этот период зарождается византийское и средневековое искусство, православная иконопись и мозаичная живопись .

Тенденция на создания работ религиозного содержания остается актуальной длительное время. Многие идеи этого направления повлияли и на мастеров поздних времен.


Поцелуй Иуды. Джотто.

Европейское Возрождение

(начало)

Эра Прото-Ренессанс развивается под влиянием готического стиля.

Создается большое число памятников архитектуры. Новые готические соборы, храмы и церкви украшаются пано, витражами и габиленами.

Некоторые мастера начинают писать работы темперой на дереве.

Синопсис:

Керамическая и фарфоровая посуда (Китай);

Запрестольная живопись;

Работы христианской тематики от неизвестных мастеров;


Портрет четы Арнольфини.

«Мадонна с младенцем и Анной». Леонардо да Винчи

Ренессанс Итальянское Раннее Возрождение (1400-1490)

Три главных центра итальянского Возрождения:

Флоренция, Рим и Венеция.

Этот этап развития был первым крупным выражением классицизма в мировом искусстве.

В области скульптуры следует отметить мастера Донателло, которого многие специалисты признают лучшим.

Итальянское Высокое Возрождение (1490-1530)

.

Дальнейшее творчество трех великих мастеров, не нуждающихся в представлении, оказало влияние на весь мир изобразительного искусства. Синопсис:

Известный пример линейной перспективы:

Оплакивание Мертвого Христа (Мантенья);

Шедевр на мифологическую тему:

Рождение Венеры (Боттичелли);

Первый шедевр живописи Высокого Возрождения:

Тайная вечеря (Да Винчи);

Джоконда (Да Винчи);

Скульптура Давида (Микеланджело);

Фрески Сикстинской капеллы (Микеланджело);

Станцы Рафаэля.

Золотой век нидерландской живописи

Период расцвета искусства в Нидерландах связан с именами Яна Ван Эйка (портрет четы Арнольфини, человек в красном тюрбане)

и Иеронима Босха (семь грехов, сад земных наслаждений и др.).

Живопись Германии

Несмотря на бурное технологическое развитие Германии того времени,


Праздник венков из роз. Масло, тополевая доска (1506)

одним из величайших художников Северного

Возрождения является немец Альбрехт Дюрер.

1530-1860 годы.

Эра маньеризма (1530-1600)

Золотой век венецианской живописи наступил благодаря творчеству

Джорджане, Тициана, Тинторетто и Веронезе.

Греческий художник Эль Греко переезжает в Испанию, где начинает рисовать, внося вклад в культурный код того времени.

Именно в этот период выдающийся искусствовед того времени Вазари публикует знаменитый труд «Жития художников».

Барокко (1600-1700)

Эпоха барокко в живописи и архитектуре стала смелой, драматичной и красочной благодаря

Караваджо, Веласкесу и Рубенсу.

Новый стиль сочетает в себе

натурализм, религиозные и мифологические мотивы,

а также порождает массу подражателей ведущих мастеров.

Синопсис:

Во Флоренции появляется первая академия художеств в Европе;

Открытие академии художеств в Париже;


Скульптуры Бернини;

Строительство Тадж-Махала и развитие монгольской архитектуры; Аллегорические натюрморты (Ванитас).

Американское колониальное искусство

(1700-1770)

Эпоха рококо

и архитектурного дизайна отражает упадок французского правительства благодаря капризному и декоративному стилю.

Появление неоклассических художников

(Гойя, Энгр и Жак-Луи Давид)

и подобной архитектуры

(здания сочетали в себе колонны в греческом стиле и классические крыши, купала ренессанса).

Важные музеи: Екатерина Великая создает Эрмитаж (Санкт-Петербург). Открытие Лувра, одного из крупнейших художественных музеев.

Романтизм(1800-1860)

Романтизм характеризуется идеями героических идеалов французской революции.

Среди романтиков ведущими являлись

Делакруа, Уильям Блейк, Томас Коул, Джон Констебл, Каспар Давид Фридрих

и другие.


ДЕЛАКРУА ЭЖЕН Натюрморт с омаром и трофеями охоты и рыбной ловли

В Германии образуется движение Назарян

(Изначально, Фридрих Овербек и Франц Пфорр),

для которого характерен романтизм, реализм и многие другие популярные тенденции в немецком искусстве 19 века.

Синопсис:

Картина «Свобода, ведущая народ«, Делакруа;

Французские художники закладывают основы импрессионизма;

Начало фотографии; Движение прерафаэлитов, основанное Данте Россетти.


Видение Данте (о смерти Беатриче)

1870-1960 годы

Менее известные направления середины и конца 19 века включали в себя флорентийский стиль, Японизм, популярный в Великобритании и Франции, французский натурализм, символизм, мистическую религиозную школу декоративно-прикладного искусства «Наби» и другие.

Импрессионизм

Эпоха импрессионизма, зародившегося во Франции, началась с работ

Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Писсарро и многих других.


Альфред Сислей Канал Луа в Сен-Мамме. 1885

Импрессионисты сосредотачивались на написании естественных пейзажей, однако, спустя некоторое время большинство из них начали писать в помещениях и студиях.

В 1880-е годы можно видеть проявление американского импрессионизма

(Чейс, Робинсон, Кассатт). Синопсис:

Кульминация французской живописи;

«Впечатление. Восходящее солнце», Моне;

Рассвет австралийского импрессионизма;

«Воскресный день на острове Гранд-Жатт», Жорж Сёра.

Экспрессионизм и постимпрессионизм

Плодотворный период голландца Винсента Ван Гога в значительной степени повлиял на экспрессионизм.

На его счету такие шедевры как


«Пшеничное поле«,

«Ваза с подсолнухами», «Ночная терраса кофе» и многие другие.

Стиль постимпрессионизма по праву ассоциируют с Гогеном и Эмилем Бернардом.

Модерн

Сецессия и модерн стремятся оторваться от официальных правил и рамок в искусстве. Модерну характерны идеи объединения изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры.

Зачастую, эта идеология скептично воспринималась критиками, а выставки модернистов вызывали споры.

Развитие плакатного искусства (1860-1980);

Классическое Возрождение в современном искусстве — реакция на натурализм импрессионистов;

Зарождение экспрессионизма (Эдвард Мунк, Анри Матисс, «Фавизм», немецкий «Синий всадник»);

Возникновение примитивизма на Западе;

«Голубой период«, «Авиньонские девицы» и кубизм Пабло Пикассо;


Лучистый пейзаж Михаил Федорович Ларионов 1912, 94.5×71 см

Михаилом Ларионовым (Россия) изобретен стиль «лучизм» (1912-1913).

Английский «вортизм» (1913-1915),

развивающий идеи кубизма;


Rene Magritte: Golconde

Стиль «дада» (1916-1924), в котором использовались шокирующие банальные образы;

Абстрактное направление «супрематизм» (1913-1920), связанное с Натальей Гончаровой и Малевичем;

Сюрреализм


Андрей Горенков

(1920-е) В Европе, под влиянием дадаизма, кубизма и коммунистической философии возникает сюрреализм.

Движение характеризуется в первую очередь работами

Сальвадора Дали, Хуана Миро, Рене Магритта и Марселя Дюшана.

В это время Пабло Пикассо рисует знаменитую «Гернику»;

Развитие абстрактного экспрессионизма (1940-1950)

и неоэкспрессионизма.

Поп-арт (1960-е)

Идеи поп-арта отстаивали Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг.


Поп-художники пытались придать банальным предметам и образам статус произведения искусства.

Шестидесятым также характерно нарастание популярности фотореализма (он же суперреализм) и минимализма.

с 1970 года.

Постмодернизм


"Cordoba" Миммо Паладино 1984 г. (постмодернизм)

Период после 1970 годов историки искусств любят называть «постмодернизм». Этот стиль представляет собой триумф стиля над содержанием, а мастера, как правило, используют новые средства связи, подчеркивая важность общения художника и аудитории.

Синопсис:

Концептуальное искусство;

Видео-искусство;

Авангардные работы.



по материалам сайта

Мы считаем, что древние люди были глупы и примитивны. Они ничего не знали и не умели. Но посмотрите на эти рисунки на стенах пещер, им несколько десятков тысяч лет (вдумайтесь в эту цифру!)!!! Подумайте, многие ли из нас, таких умных, продвинутых, много знающих и умеющих, сумеют так изобразить раненого бизона, передать не только правильно строение, пропорции, но и донести до зрителя его боль, показать,что он еще живой и все чувствует!.. Я думаю, что люди были ничуть не глупее нас, но у них не было опыта, не было учебников и книг, чтобы научиться многому. Зато они умели наблюдать, делать вывода и на основании этих выводов учились сами и учили других. Вероятно, так и возникло искусство.

Люди делали необходимые орудия труда, какие-то сосуды, не особо вглядываясь, каковы они внешне. Но у кого-то эти предметы получались лучше, в первую очередь, удобнее. Стали стараться сделать еще удобнее, а затем и красивее. У кого не получалось у самих, просили сделать тех, кто умел делать эту работу качественнее, удобнее, красивее. Вероятно, так и появились художники и предметы изобразительного искусства.

Древнейшие, дошедшие до наших дней, художественные произведения были созданы примерно 40-20 тысяч лет назад, в каменном веке. Предметам повседневного обихода - каменным орудиям, сосудам из глины люди придавали художественный облик, т. е. украшали эти предметы. Краской, а также высеканием на камне древнейшие люди изображали на стенах пещер сцены охоты, отдыха. Эти изображения называются пещерными или наскальными росписями.

Люди верили в магию, они считали, что если нарисовать зверя, пронзенного стрелой, то охота будет удачной. Так, рисунок раненого бизона был найден в Альтамирской пещере(Испания) на потолке, выполненный с удивительным мастерством, со знанием анатомии и пропорций. А как талантливо, с каким правдоподобием изображены бегущие животные, какими гибкими линиями нарисован корпус! Такому рисунку может позавидовать современный художник.

Краски в древности делались из минеральных красителей, смешанных с водой, соком растений, животным жиром.
Наряду с пещерными росписями в ту пору создавали разнообразные фигурки из кости и камня, которым поклонялись, как божествам. Из глины, дерева, а позднее из бронзы делали посуду, другие предметы быта.

Точно сказать, когда, где и почему «началось» искусство, не может никто. Оно не началось в строго определенный исторический момент - оно постепенно вырастало из «неискусства», формировалось и видеоизменялось вместе с создающим его человеком.

На земле нынешнего государства Ирак располагалось древнейшее шумерское государство Месопотамия (Междуречье). В Месопотамии возникли первые государства на Земле. Отсюда поднялась культура, которая пришла и в Европу. В городах Месопотамии строили храмы с башнями. Там сложился обычай, по которому каждый властитель строил для себя новый дворец. Иногда в нем было около двухсот комнат. Жители Месопотамии научились выводить арки и своды - полукруглые потолки. Стены украшали выпуклыми рельефами, на которых изображались победоносные битвы или сцены из придворной жизни. Также на стенах составлялись узоры из ярких глазурованных кирпичей: быков, львов, цветов, фантастических зверей, призванных охранять от злых духов. Такие изображения, например,украшали городские ворота Иштар в Вавилоне. В странах Месопотамии также создавались вылепленные из глины или высеченные из камня фигурки людей, животных. Камень для этого привозили из других мест. Конечно, фигуры людей в древнейших росписях несколько скованны и неуклюжи, а скульптурные изображения грубоваты, тем не менее, они были очень выразительны и по-настоящему художественны.

Искусство первобытного общества в поздний период своего развития подошло к разработке композиции, к созданию монументальной архитектуры и скульптуры. В древнем мире искусство впервые достигло цельности, единства, завершенности и синтеза всех форм, служа выражение больших, всеобъемлющих идей: на всех произведениях искусства, имевшего общественный характер, лежит отпечаток эпичности, особой значительности и торжественности. Эти качества привлекали внимание после дующих поколений. Даже тогда, когда глубокие противоречия привел к гибели древний мир.

Рабовладельческий строй, пришедший на смену общинно-родовому, был исторически закономерен и имел, по сравнению с предшествующей эпохой, прогрессивное значение. Он стал основой дальнейшего роста производительных сил и культуры. Эксплуатация рабов породила разделение труда физического и умственного, что создало почву для развития различных форм духовного творчества, в том числе и искусства. Из безымянной среды ремесленников выдвигаются крупные зодчие, ваятели, резчики, литейщики, живописцы и т. д.

Если в доклассовом обществе искусство являлось частью материально-трудовой деятельности человека, то с возникновением классового государства оно стало своеобразной формой сознания и приобрело важное значение в общественной жизни и классовой борьбе. Художественное творчество в своей основе сохраняло народный характер, формируясь в сфере мифологического мышления. Усложнение общественной жизни способствовало расширению образно-познавательного диапазона искусства. Магические обряды, погребальные ритуалы первобытного человека преобразовались в торжественные церемониалы. Погребальные холмы заменялись гробницами, ковчеги - храмами, палатки - дворцами, магические наскальные росписи - изобразительными циклами, украшавшими храмы и гробницы; они увлекательно повествовали о жизни людей древнего мира, хранили застывшими в камне народные легенды, сказания и мифы. Вместо наивных ритуальных статуэток появились монументальные, иногда гигантские статуи и рельефы, увековечивавшие образы земных владык и героев. Различные виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство вступали друг с другом в содружество. Синтез искусств - важнейшее завоевание художественной культуры древнего мира.

В исполнении произведения начинает сказываться различие между ремеслом и искусством. Достигаются совершенство формы, утонченность в орнаменте, изящество в обработке дерева, камня, металла, драгоценных камней и т. д. Острая наблюдательность художника теперь сочетается с умением мыcлить обобщенными понятиями, что находит отражение в возникновении постоянных типов, в укреплении чувства художественного порядка, строгих законов ритма. Художественное творчество в этот период, по сравнению с доклассовым обществом, становится более целостным, оно объединяется едиными принципами и идеями эпохи. Возникают большие монументальные стили.
В религии совершаются сложные процессы перехода от поклонения зверю к представлениям о богах, подобных человеку. Одновременно и в искусстве все более утверждается образ человека, прославляются его деятельная сила, его способность к героическому подвигу.
При всем разнообразии исторического развития рабовладельческих обществ древнего мира для них были характерны две формы.
Первая - восточная, где долго сохранялся общинный строй с его патриархальными устоями. Здесь рабовладение развивалось в замедленных темпах; гнет эксплуатации ложился и па рабов, и на большую часть свободного населения. Рабовладельческие деспотические государства возникают между 5 и 4 тыс. до н. э. в долинах и дельтах больших рек - Нила (Египет), Тигра и Евфрата (древнейшие государства Двуречья) и др. Идейное содержание искусства древних деспотий определялось главным образом требованием прославления власти богов, легендарных героев, царей, увековечения общественной иерархии. Художники черпали также сюжеты из современной жизни, уделяя особое внимание сценам коллективного труда, охоты, празднествам; (Египет), военным историческим событиям (Передняя Азия), воспроизведенным в монументально-эпическом плане. Длительное сохранение общинных отношений тормозило развитие интереса к отдельному человеку, его личным качествам. Искусство Передней Азии подчеркивало в образе человека общие родовые начала, иногда заостряло этнические черты. В Египте, где личность человека приобрела большое значение, портрет впервые в истории получил совершенное художественное воплощение, в значительной мере определив путь дальнейшего развития этого жанра. В искусстве древневосточных деспотий живое наблюдение натуры сочетается с народной художественной фантазией или условностью, оттеняющей социальную значительность изображаемого персонажа. Эта условность медленно преодолевалась в истории развития древней восточной культуры. Искусство все еще не до конца отделилось от ремесла, творчество оставалось большей частью безымянным. Однако в искусстве древневосточных государств уже ярко выражена устремленность к значительному и совершенному.

Вторая форма рабовладельческого общества - античная - характеризуется быстрой сменой примитивной эксплуатации развитой, вытеснением деспотий греческими государствами-полисами, общественной активностью свободного населения, занимающегося трудом. Относительно демократический характер античных государств, расцвет личности, тенденции гармоничного развития обусловили гражданственность и человечность античного искусства. Развиваясь на основе мифологии, тесно связанной со всеми сторонами общественной жизни, греческое искусство было самым ярким проявлением реализма в древнем жире. Мироздание перестало быть для греческих мыслителей чем-то неведомым, подчиненным неодолимым силам. Ужас перед грозными божествами сменился стремлением постичь природу, использовать ее на благо человека. В искусстве Древней Греции был воплощен идеал красоты гармонично развитой личности, утверждавший этическое и эстетическое превосходство человека над стихийными силами природы. Античное искусство периода его расцвета в Греции и Риме обращалось к массам свободных граждан, выражая основные гражданственные, эстетические и этические представления общества.

В эпоху эллинизма - следующий этап развития античной художественной культуры - искусство обогатилось новыми разнообразными аспектами восприятия жизни. Оно стало эмоционально напряженным, проникнутым драматизмом и динамикой, но утратило гармоническую ясности. На последнем этапе своего развития, в эпоху Римской республики и империи, античное искусство пришло к утверждению значения индивидуально неповторимой личности. Искусство эпохи поздней империи - эпохи упадка античной культуры - содержало в зародыше то, что принесло плоды впоследствии. Мыслители и художники обращались к внутреннему миру человека, намечая пути развития европейского искусства средних веков и Возрождения.
Исторически обусловленная ограниченность античного искусства заключалась в том, что оно прошло мимо социального быта, социальных противоречий. Античное искусство обращалось главным образом к свободным гражданам.