Тест по поэме Н. В

11 июня 1842 года вышла в свет поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». Если быть точными, то первое издание именовалось «Похождения Чичикова или Мёртвые души». Сегодня, чуть более 170 лет спустя, мы решили вспомнить добрым словом великого писателя и поразмышлять над несколькими и по сей день актуальными вопросами об этом удивительном произведении, на страницах которого так чётко запечатлелась картина современной Гоголю жизни.

Между прочим, сохранились ещё экземпляры этого самого первого издания. Один из них недавно был выставлен на аукционе антикварных и букинистических книг. Этот том был подарен писателем Всеволодом Ивановым режиссёру Александру Довженко, о чём, собственно говоря, гласит дарственная надпись. Лот ушел с молотка за 350 тыс. рублей.

Расскажи, брат Пушкин, анекдот…

Безусловно, каждый уважающий себя «читатель» сегодня знает, что идею поэмы подсказал Гоголю не кто иной, как Пушкин. Это задокументировано в их переписке, от 7 октября 1835 года, а позднее, в 1847 году, Гоголь прямо напишет о факте передачи сюжета в «Авторской исповеди». Исследователи толковали это по-разному. К примеру, Юрий Манн писал о характере «подсказки» так: «Она заключается не в том, что анекдот с мёртвыми душами может быть реализован вообще, а в том, что на его основе можно создать большое произведение…». Но что же это получается? Знаковую вещь Гоголя придумал Пушкин? Конечно, нет. Дело в том, что Пушкин рассказал Гоголю анекдот, смешную, современную историю о похождениях хитрого дельца. Анекдот, не более.
Пушкиным просто была дана зацепка, за которую не каждому дано ухватиться, а использовать ее именно таким образом мог только Гоголь.

Зная, сколько Гоголь переписывал, дополнял, переделывал и снова переписывал набело главы поэмы, можно представить, что осталось бы от пушкинских зарисовок. Нужно отметить, что Гоголь, видимо, на протяжении всего времени создания первого тома, хранил в себе ощущение, что должен отдать некую дань Пушкину. Дань не за сюжет или идею, а за стимул к созданию большого произведения. В «Авторской исповеди» Гоголь пишет: «Но Пушкин заставил меня взглянуть на дело серьезно. Он давно уже склонял меня приняться на большое сочинение…». Писательскую благодарность можно усмотреть уже в жанровом определении «Мёртвых душ». Гоголь назвал свое произведение поэмой. Кто-то полагал, что это лишь свойственная ему насмешка над всем и вся. Но почему бы не предположить, что поэмой «Мёртвые души» называются и потому, что если б их написал Пушкин, то это уж точно была бы поэма?

А были ли иллюстрации?

Вопреки распространенному заблуждению, в первом издании гоголевской поэмы вообще не было никаких иллюстраций. А.А. Агин создал серию рисунков к поэме, которые должны были войти в книгу, но впервые опубликованы они были только через 4 года, в 1846 году, в сборнике «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Рисунки Агина принято считать «классическими». Возможно, это и повлияло на распространенное мнение о наличии иллюстраций в первой книге.
Впоследствии многие художники находили вдохновение в поэме Гоголя, и создавали чудесные коллекции иллюстраций к ней. Художники П.М. Боклевский, В.Е. Маковский, П.П. Соколов, Марк Шагал. Рисунки талантливы и веселы, до сих пор они украшают различные издания поэмы, выпускаемые по всему миру.

Гоголь жёг?

Магия цифр. 11 июня 1842 года вышел первый том поэмы, а 11 февраля 1852 года Гоголь сжигает том второй. Этот поступок был столь неоправдан и непонятен современникам писателя, сколь необъяснимым остается и сегодня. Человеческий ум не дремлет и придумывает новые и новые версии, которые могут если не объяснить, то пролить немного света на это происшествие.
Версия первая, официальная, заключается в том, что Гоголь действительно сжёг второй том «Мёртвых душ». Он задумал написать трилогию, о чём напрямую свидетельствуют заметки в записных книжках писателя.
В ночь с 11 на 12 февраля у Гоголя случился очередной приступ его психического недуга. Разочарование в результатах собственного труда, ощущение того, что он написал что-то не так и не о том, что не достиг нужного уровня, не создал желаемых образов, заставило его бросить рукопись в огонь камина. Вероятно, что Гоголь, который мечтал во втором томе, по его же собственным словам, вывести героев более чистых, устремленных к правильным ценностям и идеалам, добродетельных, не сумев сделать этого, понял, что его теория не верна. Что нет предпосылок для таких типажей на Руси. И попытался остановить себя. Остановиться он смог лишь таким образом.

По другой теории, которая менее вероятна, но всё же имеет право на существование, Гоголь вовсе не писал второго тома. Видимо, последователи этой версии считают, что несколько лет писатель лишь изображал кропотливый труд над текстом, на самом деле ничего не создавая.
Согласно ещё одной версии, Николай Васильевич, почерк которого известен, благодаря сохранившимся образцам, своей витиеватостью, просто не смог разобрать написанного им же самим. Маловероятно? Что ж… должно быть, время уже не рассудит этого спора, поэтому все версии останутся неподтвержденными. Загадки Гоголя такие загадки.

Гоголь Николай Васильевич - Контрольные вопросы к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Контрольные вопросы с выборочными ответами к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»


Еще народу русскому

Пределы не поставлены.

Пред ним — широкий путь?

kontrolnye-voprosy-k-poeme-n.-v.-gogolya-mertvye-dushiконтрольные вопросы с выборочными ответами к поэме н. в. гоголя «мертвые души»
Как вы думаете, почему А. С. Пушкин, выслушав первые главы «Мертвых душ» (эти главы читал ему сам Гоголь), воскликнул: «Боже, как грустна наша Россия»?

Как вы можете объяснить название поэмы?

Какие черты объединяют изображенных Н. В. Гоголем персонажей?

Их объединяют отсутствие высоких побуждений, безразличие к судьбам родины и народа, корыстолюбие, узость интересов, грубый эгоизм, притупление всех человеческих чувств, умственное убожество и ограниченность.

Эти пороки типичны: они присущи и помещикам, и городским чиновникам, хотя проявляются в разной форме. Корыстолюбие, взяточничество, стремление не служить, а услужить, завистливость, подсиживание друг друга, сплетни, клевета — таковы характерные черты чиновничьего аппарата. И помещики, и чиновники, и «приобретатель» Чичиков — мертвые души, которые владеют и распоряжаются душами живыми.

Что важнее: общие черты помещиков и чиновников или их индивидуальные различия? Почему вы так думаете?

Случайно ли сходство изображенных Гоголем в «Мертвых душах» городских чиновников и персонажей «Ревизора»?

Как готовился Чичиков к своему жизненному поприщу? Что наказывал ему отец?

Чем отличается это наставление от «завещания» отца Молчалина? Чичиков с детства проявлял способности бесчестного «делового» человека: умел произвести благоприятное впечатление, угодить тем, от кого зависел, провернуть выгодную сделку, а добившись своего, предать, отвернуться от обманутого им человека (вспомним его школьные спекуляции, отношение к учителю; затем «путь наверх» в канцелярии). Он на всю жизнь запомнил совет отца пуще всего на свете беречь копейку, которая «никогда не предаст». Отцовский наказ Чичикову очень напоминает «завещание» отца Молчалина: оба учили своих сыновей приспосабливаться к жизни, пользуясь бесчестными средствами, но время внесло свои поправки в родительские наставления: если Молчалин-старший превыше всего ставил связи и благосклонность нужных людей, то отец Чичикова в период капитализации России считал, что самое верное средство преуспеть в жизни — деньги.

Как построена галерея помещиков-уродов? Какова последовательность рассказа о каждом из них? По сути, главы, посвященные помещикам, построены по одному плану. Считаете вы это достоинством или недостатком произведения? Почему?

Какую роль в «Мертвых душах» играет «Повесть о капитане Копейкине»? Почему именно она была запрещена цензурой?

Как в поэме раскрывается тема народа? Как по-вашему, согласился бы Гоголь со словами Некрасова:
Еще народу русскому

Пределы не поставлены.

Пред ним — широкий путь?

Назовите основные темы лирических отступлений в «Мертвых душах». Какова их роль в раскрытии идейного содержания произведения?

Лирические отступления раздвигают рамки повествования. В них раскрывается образ автора — патриота, верящего в великое будущее своей родины, в ее народ. В лирических отступлениях проявляется тонкая наблюдательность, остроумие, гражданское мужество писателя. Темы их очень разнообразны: о толстых и тонких (гл. I), о слабости русского человека (гл. II), о скрытом значении образа Чичикова (гл. XI), об отношении автора к жизни в юности, зрелом возрасте и старости (гл. VI), об отношении читателей к писателю-романисту и писателю-сатирику (гл. VII).

Особое место в раскрытии идейного содержания поэмы занимают размышления автора о судьбах беглых крестьян Плюшкина и «Русь-тройка», утверждающие веру писателя в будущее России.

Тест по поэме «Мёртвые души»

Вопрос № 1.
Кто подсказал сюжет «Мёртвых душ»?

A. .

B. . +

C. .

D.

Вопрос № 2.
Назовите жанр «Мёртвых душ».

Роман. Поэма. + Рассказ. Повесть.

Вопрос № 3.
Какой приём использует в названии поэмы?

Метафора. Оксюморон. Эпитет. Сравнение.

Оксю́морон (греч. - «острая глупость») - сочетание слов с противоположным значением .

Вопрос № 4.
Назовите имя и отчество Чичикова.

Иван Павлович. Павел Николаевич. Павел Иванович. + Пётр Иванович.

Вопрос № 5.
Чей это портрет?

На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

Плюшкин. Ноздрёв. Манилов. + Собакевич.

Вопрос № 6.
Кто в поэме назван «прорехой на человечестве» ?

Плюшкин. + Ноздрёв. Манилов. Собакевич.

Вопрос № 7. Кто из помещиков показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя» ?

Плюшкин. Ноздрёв. Манилов. Собакевич. +

Вопрос № 8.

Чья это характеристика?

«Человек лет тридцати, разбитной малый, который после трёх – четырёх слов начал говорить ему (Чичикову) «ты».

Манилов. Ноздрёв. + Плюшкин. Собакевич.

Вопрос № 9.
Кому из героев поэмы принадлежит это жилище?

«Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками … , за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».


Плюшкин. Коробочка. + Манилов. Собакевич.

Вопрос № 10.
Кому принадлежат эти слова?

Я их знаю всех: это мошенники, весь город такой: мошенник на

мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы.

Манилов. Ноздрёв. Плюшкин. Собакевич. +

Вопрос № 11.
писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность изображения помещиков в поэме.

А. Собакевич. 4

В. Манилов. 1

С. Ноздрев. 3

D. Плюшкин. 5

Коробочка. 2

Вопрос № 12.
Кто рассказывает «Повесть о капитане Копейкине»?

А. Чичиков.

Б. Ноздрёв.

В. Почтмейстер. +

Г. Председатель казённой палаты.

Вопрос № 13.
С какой целью вводит в произведение «Повесть о капитане Копейкине»?

А. Показать бездуховность бюрократических законов. +

Б. Изобразить жизнь столичного чиновничества.

В. Опровергнуть идею безнаказанности властей.

Г. Показать губительную власть денег.

Вопрос № 14.
С какой целью Чичиков скупал «мёртвые души»?

Б. Для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ.

В. Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых. +

Г. Для того, чтобы выиграть пари.

Вопрос № 15.
Кого из героев поэмы не относит к «мёртвым душам»?

А. Чичикова.

Б. Манилова.

В. Умерших крестьян. +

Г. Селифана.

Вопрос № 16.
Какую роль в поэме выполняет образ дороги?

А. Является символом жизненного пути человека.

Б. Образ дороги – символ будущего России. +

В. Это форма организации произведения.

Г. Этот образ является источником вдохновения для автора.

Пояснительная записка Соковых Н.Н.

Учитывая трудности изучения поэмы « Мёртвые души» учащимися в 9 классе, предлагаю использовать данные
вопросы для восприятия ими текста.

Вопросы на восприятие 2-6 глав « Мёртвых душ» Н. В.Гоголя.
2 глава.
1) Какое впечатление можно составить о Манилове ещё до встречи с ним в его доме? О чём говорит пейзаж Маниловки?
2)Гоголь пишет, что когда-то в армии Манилов считался образцовым офицером, носителем культуры. Какие факты опровергают это мнение? К чему сводятся духовные запросы и желания Манилова?
3)Как характеризует Манилова его речь, например: « майский день, именины сердца», «почтеннейший и прелюбезнейший», « наблюсти деликатность»?
4) Чем оборачивается « мягкость» и « любезность» Манилова в отношении к крестьянам?
5) Манилов очень растерялся, когда Чичиков предложил ему продать «мёртвые души», но потом согласился.Какие слова Чичикова(приведите их в пример из текста) оказались для него убедительными в пользу совершения данной « негоции»?

3 глава.
1) Как характеризует Коробочку её речь: « у тебя, как у борова, вся спина и бок в грязи», «где изволил засалиться», « возьми ихний кафтан»?
2) Как оправдывает Коробочка - помещица свою фамилию? Выпишите черты, характерные для неё:
Жадность, недоброжелательность, хвастовство, тупость, скупость, любовь к кутежам и карточным играм, бережливость, прожектёрство(пустословие), бестолковость, религиозность.
3) Как характеризует её тот факт, что она « третьего году протопопу уступила двух девок по сту рублей каждую»?
4) Как характеризует Коробочку то, что она знает всех умерших наизусть, а оценку своим крепостным даёт словами « всё славный народ»?
5) За что внутренне про себя Чичиков назвал её « дубинноголовой», уже даже начиная «выходить из себя»?
6) Какие убедительные слова нашёл всё-таки для неё Чичиков, чтобы она продала ему «мёртвых душ»? По сколько за штуку она их «уступила»?
7) Почему скупая помещица решила обильно угостить Чичикова?

4 глава.
1) Как характеризует Ноздрёва его речь: « такая бестия», « свинтус ты за это», « скотовод эдакой», « жидомор» , « фетюк» - и то, что он через несколько минут малознакомому человеку говорит « ты»?
2) Что имел в виду Гоголь, называя Ноздрёва « многосторонним» и «историческим» человеком?
3) Выберите черты, свойственные Ноздрёву из перечисленных ниже:
бестолковость, бесхозяйственность, вдохновенное враньё, бережливость, религиозность, жульничество и надувательство, деловитость, наглость, грубость. хвастовство, подозри- тельность, любовь к кутежам.
4) Удалось ли Чичикову, как ему мечталось, « даром кое-что выпросить» у Ноздрёва?
5) Как подтверждается в конце визита Чичикова к Ноздрёву определение, данное Гоголем в адрес последнего» исторический человек»?
6) Если учесть, что Гоголь своих героев делит на « расточителей» и « накопителей», то кем из них является Ноздрёв?

5 глава.
1) Известно, что вещи несут отпечаток характера человека, которому они принадлежат.
Как дом и вещи в доме Собакевича подчёркивают его сущность и в чём она состоит?
2) С каким зверем имеет этот герой портретное сходство? Через какие детали это подчёркивается?
3)Как характеризует этого героя то, что он ни об одном из городских чиновников не сказал доброго слова: председателя палаты назвал дураком; губернатора - разбойником; полицмейстера мошенником; прокурора- свиньёй?
4) Отметьте черты характера, свойственные этому герою:
Жадность, мечтательность, расточительность, сентиментальность, хищность, прожектёрство, любовь к кутежам и карточным играм, религиозность, любит вкусно и обильно поесть, цинизм, недоброжелательность.
5)Является ли показателем любви и уважения к простым крестьянам то, что Собакевич в разговоре с Чичиковым оценивает их трудовые качества, или здесь кроется какой-то его умысел?
6) За что Чичиков про себя назвал его «кулаком»? « Расточитель» он или «накопитель»? Как отнёсся Собакевич к предложению Чичикова продать ему « мёртвых душ»? О какой цене договорились Чичиков с Собакевичем?

\6 глава.
1) Какие чувства вызывает у читателя описание большого села и барского дома Плюшкина в этой главе?
2) Описание дома даётся на фоне старого сада. Какой художественный приём использует при этом Гоголь?
3) Чичиков долго гадал, впервые увидев Плюшкина, «мужик это или баба». Что во внешнем облике героя подчёркивает писатель?
4) В этой главе много знаков - символов: плесень, пыль, гниль, паутина, куча вещей в углу комнаты… «И до какой ничтожности, мелочности и гадости мог снизойти человек!»- восклицает Гоголь. Приведите примеры этой мелочности и ничтожности в поведении героя.
5) Манилов нежен с женой, мечтает о возвышенной дружбе; Ноздрёв выглядит «отцом родным» среди собак; Собакевич по крайней мере Чичикова назвал преприятным человеком; Коробочка сердобольна к заблудшим путникам.. А каков Степан Плюшкин по отношению к своим крестьянам, близким? Какие знаки « гостеприимства» он оказал Чичикову?
6) Отметьте черты, характерные для Плюшкина:
сентиментальность
скупость
расточительность
подозрительность
прожектёрство
любовь к кутежам
сентиментальность
мелочность
недоброжелательность
7) Чем закончился визит Чичикова к Плюшкину? Удалась ли «негоция»?
8) «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет…все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом…», - пишет Николай Васильевич Гоголь. О чём он нас предупреждает?

Вопросы составила: Учитель Соковых Н.Н.(Школа № 250 г СП-б)

Вопрос № 1.
Кто подсказал Н. В. Гоголю сюжет «Мёртвых душ»?

  1. М. Ю. Лермонтов.
  2. А. С. Пушкин. +
  3. Л. Н. Толстой.
  4. И. С. Тургенев

Вопрос № 2.
Назовите жанр «Мёртвых душ».

  1. Роман.
  2. Поэма. +
  3. Рассказ.
  4. Повесть.

Вопрос № 3.
Какой приём использует Н. В. Гоголь в названии поэмы?

  1. Метафора.
  2. Оксюморон.
  3. Эпитет.
  4. Сравнение.

Оксю́морон (греч. — «острая глупость») — сочетание слов с противоположным значением .

Вопрос № 4.
Назовите имя и отчество Чичикова.

  1. Иван Павлович.
  2. Павел Николаевич.
  3. Павел Иванович. +
  4. Пётр Иванович.

Вопрос № 5.
Чей это портрет?

На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

  1. Плюшкин.
  2. Ноздрёв.
  3. Манилов. +
  4. Собакевич.

Вопрос № 6.
Кто в поэме Н. В. Гоголя назван «прорехой на человечестве» ?

  1. Плюшкин. +
  2. Ноздрёв.
  3. Манилов.
  4. Собакевич.

Вопрос № 7. Кто из помещиков показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя» ?

  1. Плюшкин.
  2. Ноздрёв.
  3. Манилов.
  4. Собакевич. +

Вопрос № 8.

Чья это характеристика?

«Человек лет тридцати, разбитной малый, который после трёх - четырёх слов начал говорить ему (Чичикову) «ты».

  1. Манилов.
  2. Ноздрёв. +
  3. Плюшкин.
  4. Собакевич.

Вопрос № 9.
Кому из героев поэмы принадлежит это жилище?

«Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками … , за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».

  1. Плюшкин.
  2. Коробочка. +
  3. Манилов.
  4. Собакевич.

Вопрос № 10.
Кому принадлежат эти слова?

Я их знаю всех: это мошенники, весь город такой: мошенник на

мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы.

  1. Манилов.
  2. Ноздрёв.
  3. Плюшкин.
  4. Собакевич. +

Вопрос № 11.
Н. В. Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность изображения помещиков в поэме.

А. Собакевич. 4

В. Манилов. 1

С. Ноздрев. 3

D. Плюшкин. 5

  1. Коробочка. 2

Вопрос № 12.
Кто рассказывает «Повесть о капитане Копейкине»?

А. Чичиков.

Б.Ноздрёв.

В. Почтмейстер. +

Г. Председатель казённой палаты.

Вопрос № 13.
С какой целью Н. В. Гоголь вводит в произведение «Повесть о капитане Копейкине»?

А.Показать бездуховность бюрократических законов. +

Б. Изобразить жизнь столичного чиновничества.

В. Опровергнуть идею безнаказанности властей.

Г. Показать губительную власть денег.

Вопрос № 14.
С какой целью Чичиков скупал «мёртвые души»?

Б. Для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ.

В. Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых. +

Г. Для того, чтобы выиграть пари.

Вопрос № 15.
Кого из героев поэмы Н. В. Гоголь не относит к «мёртвым душам»?

А. Чичикова.

Б. Манилова.

В. Умерших крестьян. +

Г. Селифана.

Вопрос № 16.
Какую роль в поэме Н. В. Гоголя выполняет образ дороги?

А. Является символом жизненного пути человека.

Б.Образ дороги - символ будущего России. +

В. Это форма организации произведения.

Г. Этот образ является источником вдохновения для автора.