Памятник в норвегии дети. Парк скульптур в Осло – грандиозное творение Густава Вигеланда

Валентина Балакирева (фото), Владимир Дергачев


http://pics.livejournal.com/vobche/pic/000hrztz

Самый большой в Европе знаменитый Парк (Сад) скульптур Вигеланда расположен на западе Осло, является частью большого парка Фрогнер. Создан норвежским скульптором Густавом Вигеландом (1969 - 1943), одним из самых плодовитых в мире с эпохи Микеланджело. С помощью символизма и натурализма автор стремился рассказать своими изваяниями о человеческой жизни от рождения до смерти, от созревания до увядания. Доминанта Сада скульптур — 17-метровый 180-тонный Монолит, напоминающий фаллос. Вигеланд не давал названия своим творениям.

Густав родился на ферме, название которой звучит как Вигеланд, в маленьком приморском городке на юге Норвегии, в семье ремесленников и крестьян. В юности он был отправлен в Осло, где обучался грамоте и резке по дереву в художественной школе. Но после внезапной смерти отца вернулся на малую родину, чтобы помогать семье.

Вигеланд вновь приехал в Осло в 1888 году с намерением стать профессиональным скульптором. С 1891 по 1896 годы он путешествовал по Европе, посетив Копенгаген, Париж, Берлин и Флоренцию. Во французской столице он часто посещал мастерскую Родена. Соприкосновение со средневековым итальянским искусством эпохи Возрождения оказало воздействие на последующее его творчество. Вернувшись в Осло, он получил от городских властей для работы заброшенную студию. Первые выставки работ Вигеланда состоялись в Норвегии в 1894—1896 годах. В 1905 году Вигеланд был признан самым талантливым норвежским скульптором и стал получать высокие гонорары за изготовление статуй и бюстов известных соотечественников, таких как драматург Генрик Ибсен.

В 1921 году власти Осло снесли дом со студией архитектора, чтобы возвести городскую библиотеку. После продолжительной тяжбы Вигеланд получил новое здание в обмен на все свои последующие работы, включая скульптуры, рисунки, гравюры и модели. В 1924 году Вигеланд переехал в новую студию, расположенную в окрестностях парка Фрогнер. Самый известный норвежский парк скульптур создан им в 1907—1942 годах на площади в 30 га и содержит 227 скульптурных групп, отражающих гамму человеческих отношений. Вигеланд работал до самой смерти в 1943 году. Его прах до настоящего времени хранится в здании местной колокольни, а студия стала музеем, где представлены различные работы художника, наряду с гипсовыми моделями скульптур парка Вигеланда.

Главной темой парка являются «состояния человека». Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий (бег, борьба, танцы, объятия и т. д.). Каждая из статуй передаёт эмоции человеческих отношений. Часто глубокий философский подтекст затрудняет восприятие его композиций.

Главный вход в парк


http://d2me0fuzw8a1c5.cloudfront.net/sites/default/files/styles/large/public/images/20313/vid_v_parke_vigelanda.jpg

Местные жители активно используют парк для игр, отдыха на свежем воздухе и пикников.

Плато «Монолит» . Каменная платформа служит основанием для центрального сооружения парка — обелиска «Монолит», высеченного скульптором и бригадой камнерезов из огромной цельной глыбы. Тридцать шесть скульптурных групп людей располагаются на возвышении вокруг «Монолит» и символизируют «круговорот жизни».

Возведение массивного памятника началось в 1924 году. Осенью 1927 года блок гранита, весящего несколько сотен тонн, был доставлен в парк из каменного карьера. Перевод фигур с с гипсовой модели начался в 1929 году и занял у троих резчиков по камню около 14 лет. На Рождество 1944 года публике (180 тыс. посетителей) было впервые разрешено полюбоваться «Монолитом», воплощающим идею скульптора — показать желание человека стать ближе к духовному и божественному.

Высота Монолита 17,3 метра, из них 14 метров — человеческие тела, карабкающиеся, переплетающиеся, подталкивающие друг друга, цепляющиеся друг за друга. Чем выше, тем больше маленьких детей, которых люди подталкивают наверх (фаллический символ вечной жизни и смены поколений). Вокруг Монолита на возвышении, образованном из ступеней, располагаются 36 скульптурных групп, вырезанных из гранита и изображающих разные человеческие отношения


Еще в 1906 году скульптор представил городской власти эскиз фонтана для установки его в центре Осло — 6 мужских фигур, держащих чашу в окружении 20 бронзовых скульптурных групп с барельефами по периметру. Затем добавил до 60 скульптурных групп, что сделало невозможным установления фонтана в центре города перед зданием норвежского стортинга (парламента).

Фонтан состоит из фигур людей разных возрастов и скелетов на ветвях гигантских деревьев. Идея композиции — за смертью следует новая жизнь. Дно фонтана выложено мозаикой из белого и чёрного гранита. Вигеланд работал над этим памятником с 1906 по 1943 год.

Чаша, поддерживаемая шестью мужчинами, символизирует тяжесть человеческой жизни на земле.

Фигуры людей среди деревьев, составляющие с ними единое целое, отображают неразрывную связь между человеком и природой, цикличность всех ее проявлений от зарождения до смерти.

«Дерево», которое обнимает старый, смертельно уставший от жизни человек.

Розарий

За Фонтаном и розарием начинается стометровый мост, на котором и находятся 58 бронзовых скульптур Густава Вигеланда, которые передают различные состояния «Человеческого темперамента».

Самый знаменитый малыш из Сада скульптур. Буйный мальчик стал одной из визитных карточек Осло, как «Крик» Мунка.


Фотография Владимира Дергачева

Информация для размышления. Искусство требует женского вдохновения. Скульптор как настоящий художник был любвеобилен, увлекался девушками и имел связи с большинством своих моделей. В конце концов, на одной из них — Лауре Андерсен, женился только после рождения второго ребенка, но с условием последующего развода. С детьми не общался, но платил алименты на их содержание. Второй продолжительной связью Густава была 17-летняя Инга Сюверстен, с которой он прожил 19 лет, постоянно ей изменяя. Затем еще одна семнадцатилетняя девушка. Четвертая длительная связь с 18-летней Ингрид Вильберг, на 32 года моложе Густава, продлилась 15 лет и тоже закончилась новым увлечением. Каждая из женщин терпела его измены, упрямство, вспыльчивость и приступы депрессии.

Далекий и загадочный Осло, основанный викингами, является самым зеленым городом мира, который идеально подходит как для активного, так и расслабленного отдыха. Столица прекрасной Норвегии, расположенная на юге страны, отличается особой атмосферой с неповторимым скандинавским колоритом.

Многоликий город с тысячелетней историей вряд ли сможет соперничать со старинными мегаполисами, полными архитектурных и исторических достопримечательностей. Однако туристы, интересующиеся вопросом о том, что посмотреть в Осло, не будут разочарованы.

Цитадель викингов

Славный город, власти которого тщательно оберегают девственные природные уголки, окружен горными вершинами, покрытыми густыми лесами. Расположенная в живописном месте, у самого начала Осло-фьорда, простирающегося на 100 километров, столица Норвегии признана зеркалом истории и современности государства. Древняя цитадель викингов, пережившая периоды расцвета и упадка, по праву считается самым интересным городом страны.

Как добраться до норвежской столицы россиянину?

В настоящее время в Осло наблюдается рекордный приток туристов, желающих познакомиться с культурными традициями и самыми необычными уголками норвежской жемчужины. Россияне частенько выбирают ее местом своего отдыха, и никто не жалеет об интересном путешествии в Скандинавию.

Так, компания "Аэрофлот" выполняет прямые рейсы из столицы нашей страны, и самолеты по маршруту Москва - Осло отправляются дважды в день. Время в пути занимает около трех часов, а стоимость билетов в оба конца составляет около 300 долларов. Стоит учесть, что полеты с пересадкой в европейских городах обойдутся гораздо дороже.

Те, кто боятся летать, выбирают наземный транспорт и отправляются в далекий путь на поезде. Необходимо знать, что прямых рейсов "Москва - Осло" не существует, и сначала придется доехать до Хельсинки, затем добраться на пароме до Стокгольма, а оттуда на скоростном поезде до норвежской столицы. Время в пути составит 32 часа, а за билеты в оба конца придется отдать более 540 долларов.

Парк с неоднозначными скульптурами

Туристы отправляются на увлекательные экскурсии, и одно из самых интересных приключений ждет всех в знаменитом и неоднозначном Vigelandsparken. Посетить его можно совершенно бесплатно. Время в Осло отличается от московского всего на час летом (зимой - на два), поэтому отдыхающим не придется тратить несколько дней на то, чтобы выработать новый режим. Гости столицы смогут сразу же отправиться в необычный уголок, занимающий территорию в 30 гектаров.

Это одно из самых запоминающихся мест в Осло, которое вызывает противоречивые чувства. Парк создал знаменитый Густав Вигеланд, посвятивший своему творению около 40 лет жизни. Он доводил до идеального состояния каждое из 227 изваяний в натуральную величину и многочисленные детали, связывающие пространство гигантского комплекса под открытым небом в единое целое. Все произведения автора (парковая архитектура, фонтаны, мосты, ограды) связаны между собой словно звенья одной цепи.

Однако это не обычный парк, в котором развлекаются туристы, а настоящее сакральное место, где некоторые шедевры символизируют человеческое грехопадение и олицетворяют сатанинскую силу. Всевозможные состояния людей - вот основная тематика комплекса, где скульптура человека изображает абстрактные чувства или эмоции, понятные всем с первого взгляда.

Вход и аллея с изваяниями

Главные ворота выполнены из белоснежного гранита и железа, выкрашенного в черный цвет. На них можно увидеть причудливые узоры - стилизованные фигуры мужчин, олицетворяющие собой разные этапы жизни. Ворота состоят из пяти больших и двух маленьких порталов, украшенных квадратными фонарями. Если вглядываться в створки, то можно увидеть изображения Змия - библейского символа сатаны.

Рядом со входом располагается центр туристической информации и несколько сувенирных лавочек. Далее идет длинная аллея, вдоль которой установлены многочисленные скульптуры женщин, мужчин и детей, отражающие всю гамму человеческих чувств. Тут же высится изваяние самого автора, не дожившего до открытия своего детища год. Любопытно, что это единственное произведение в парке, которое "одето".

Уникальный проект

Увлекающийся философией и мистицизмом, перспективный художник интересовался образами, олицетворяющими демоническое начало и грехи людей. заявлял, что природа человека намного сложнее, чем все дьявольские силы. Норвежские власти считали Вигеланда безумным гением, горевшим желанием сделать для города Осло уникальный проект.

Получив в полное свое распоряжение десятки гектаров земли в начале прошлого века, он приступил к работе над созданием произведений, которых, по условиям контракта, нельзя никому продать. Мастер делал все, что ему заблагорассудится, и таким образом в столице Норвегии в 1940 году появился загадочный парк с огромным собранием провокационных шедевров, выполненных из гранита, бронзы и железа.

Чем руководствовался автор странного местечка и какие цели он преследовал, сейчас никто не ответит. Возможно, он отразил свой взгляд на человеческую сущность, сделав упор на ярких и эффектных образах. Скорее всего, творец даже не помышлял создать настоящий ад на земле, как воспринимают парк скульптур Вигеланда многие посетители, а хотел лишь продемонстрировать слабость человека, который не может устоять перед пороками, но пытается бороться со своими демонами.

Как заявляют современные исследователи, открытие необычного комплекса, где все спроектировано норвежским мастером, совпало со ставшими необычайно популярными в то время лозунгами о расовой теории. Но администрация города Осло заверила, что парк начал строиться еще до прихода к власти Гитлера, и поэтому не видит никакой связи между ним и пропагандой национализма.

Философский смысл каждого образа

Все работы Вигеланда, передающие различные эмоции, несут философский смысл, и в каждом произведении можно увидеть жизненный путь человека - от рождения до ухода. Изображения обнаженных людей смущают многих посетителей, не понимающих символизма композиций.

Автор мрачных образов хотел донести до зрителей мысль о том, что смысл жизни заключается в духовности и стремлении к светлым силам. Языком жестов, поз, мимики противоречивая личность воплотила свои размышления о человеке и его предназначении.

Центральная композиция комплекса

Главной композицией парка скульптур Вигеланда в Осло признана работа "Монолит", основанием которой является каменная платформа с 36 группами, символизирующими круговорот жизни. Самая высокая точка комплекса создавалась на протяжении 14 лет.

В центре платформы установлен 17-метровый столб, на котором размещены фигуры людей, карабкающихся наверх. Ходят самые разные мнения относительно того, какой же смысл вложил в композицию Вигеланд: кто-то видит прототип Вавилонской башни, а кто-то считает, что это попытка человека взобраться на Олимп и тем самым бросить вызов Создателю.

Однако, как расскажут экскурсоводы, "Монолит", состоящий из переплетенных человеческих тел, олицетворяет естественное желание людей стать лучше в нравственном плане, приблизиться к Богу, и только единство поможет найти путь к спасению. Главной темой композиции является цикл жизни человека, и неслучайно попасть сюда можно через железные ворота с контурами фигур, изображающих людей в разном возрасте.

Необычный фонтан

Нельзя пройти мимо фонтана, окруженного 20 бронзовыми деревьями, сияющими в лучах солнечного света. Каждое из них - это символ определенных этапов, которые проходит человек. Расположенные по кругу, они показывают, что после естественного ухода зарождается новая жизнь, и никто не в силах помешать возрождению.

Посетители словно попадают в потусторонний мир, а на самом деле создатель сооружения с барельефной окантовкой спародировал в котором человек вместо того, чтобы наслаждаться красотой, отрекается от Бога и превращается в обычное дерево.

Украшенный человеческими фигурами мост

Чуть поодаль от входа в парк скульптур Вигеланда можно увидеть стометровый мост, украшенный 58 бронзовыми изваяниями, установленными на гранитных парапетах. Фигуры детей и взрослых обнажены, и посетители вряд ли будут восхищены идеальными пропорциями, поскольку художник не стремился показать красоту человеческого тела. Люди с разными физическими недостатками стоят группами и по отдельности, а на их лицах гримаса от непереносимых страданий.

Изваяния, вызывающие интерес посетителей

Чуть ниже моста, под которым протекает река, символизирующая Стикс и разделяющая мир мертвых и живых, материальное и духовное, располагается детская площадка, выполненная в форме круга. На нем установлены восемь изваяний малышей, а главным является фигура еще не родившегося ребенка, застывшего вниз головой. Автор считает композицию тем местом, где зарождается жизнь.

Одной из самых любимых среди посетителей является скульптура, название которой звучит как "Злой мальчик", однако изваяние малыша, в ярости топающего ногами по земле, получило неофициальное имя "Мона Лиза Вигеланда". Каждый гость парка обязательно фотографируется с пользующимся огромной популярностью гримасничающим мальчишкой, держа его за руки, и отполированные до блеска ладони ребенка сияют на солнце.

Не менее примечательны творения, установленные на четырех столбах. Люди, порабощенные ящероподобным чудовищем, пытаются сопротивляться, но в итоге они сдаются под мощным натиском демона, плотно сдавившим тело человека.

Пародия на злой и мрачный мир

Скульптура "Колесо жизни" вызывает бурю эмоций у посетителей. Бронзовое произведение, представляющее собой гирлянду держащихся друг за друга людей, символизирует жизненный цикл от колыбели до смерти, от могилы к возрождению. Олицетворение вечной жизни многие искусствоведы считают пародией на мрачный и бездушный мир, в котором человек лишается надежды на лучшую долю.

Музей скульптора

На юге парка скульптур Вигеланда находится мастерская художника, в которой после смерти создателя никто ничего не менял. Сейчас в ней работает популярный музей, и все его экспонаты знакомят с творчеством известного норвежского мастера, создавшего немало творений и разработавшего дизайн Нобелевской премии. Его шедевры украшают сегодня многие но главным произведением непонятого гения является неординарный сад людей, заглянув в который, все выходят пораженными.

Сады бывают разные. Например, в тени вишневого сада можно насладиться летней прохладой и приятным ветерком. А вот в Норвегии есть, самый что ни на есть настоящий Сад Людей. И Сад этот был создан норвежским гением –

Для того чтобы стать скульптором, достаточно иметь золотые руки и хороший вкус – обладать анальным и зрительным векторами. Но гениальные скульпторы – это, прежде всего, те, кто обладает еще и звуковым вектором, как и Густав Вигенланд.

Анально-зрительные художники создают красоту. Люди со звуковым вектором в эту самую красоту обрекают мысль. Первыми восхищаешься, над вторыми еще и задумываешься. Всерьез и надолго.

Сад Людей, как часто называют Парк скульптур Вигеланда в Осло, — не просто манифест жизни мастера и не просто отражение его взглядов на мир. Это удивительно тонкая работа, попытка передать психологию людей — таких разных и одновременно таких одинаковых — в камне и металле. Жизнь человека от зачатия до смерти. Если внимательно вглядеться, то в некоторых скульптурах можно найти фрейдистские мотивы (что мы и увидим чуть позже). В иных работах встречаются общекультурные символы – круг, чаша, змей, дерево – и фольклорные темы.

Взгляд Густава Вигеланда на жизнь проникнут звуковыми переживаниями и поисками ответов на вечные вопросы. Впрочем, весь Парк – это и есть один большой поиск и попытка сформулировать свой четкий ответ. Кто такой человек? Зачем он приходит в этот мир? С чем уходит? Что происходит дальше?

С другой стороны, здесь не обошлось и без чуткой работы зрительного вектора , ведь большинство скульптур еще и тонко передают эмоции. Все они как живые: оттенки эмоциональных состояний передают не только лица, но и каждый мускул, каждый жест и полужест.

Почти все скульптуры, представленные в Парке, обнажены. Женщины, мужчины, старики, младенцы… ни у кого нет одежды. Их тела – неидеальны. Это не Венеры Милосские и не Аполлоны. Это обычные люди. Голые и настоящие. Ведь человек с анальным вектором всегда стремится отобразить правду: такую, как она есть, голую правду, без прикрас. Одежда скрывает истинные намерения человека, а в скульптурах Вигеланда каждый мускул передает глубину эмоции. Здесь же они обнажены глазу зрителя. Обнаженная правда, голые эмоции. Смотрите и внимайте!

Давайте же погуляем по Саду Людей и попытаемся понять, что хотел донести до нас Густав Вигеланд.
С чего начинается жизнь человека? На этот вопрос можно найти ответ, спустившись на Детскую Площадку Парка скульптур, которая находится совсем недалеко от Моста. Во многих туристических заметках пишут, что здесь Густав Вигеланд изобразил детские игры. Но это не так.

В центре композиции — то, с чего начался каждый из нас – эмбрион. Крепко спящий перевернутый младенец, уже совсем настоящий человек. Сейчас ему хорошо и спокойно, но еще чуть-чуть — и он ступит в этот мир, холодный, незнакомый и страшный. А пока он спит и видит сны о Рае, молочных реках и кисельных берегах.

Детская площадка – иллюстрация первого года человеческой жизни, самого важного и самого долгого для любого человека. Вот младенец еще лежит на спинке. А вот он перевернулся на живот и поднял головку. Тут он еще сидит. А здесь малыш уже пытается встать. Еще немного – и он выпрямится, сделает первый шаг и станет настоящим человеком.
Остальная часть Сада Людей представляет как раз иллюстрацию той самой жизни человека во всех ее проявлениях. Так, например, на Мосту располагается 58 скульптур, посвященных отношениям между мужчиной и женщиной и отношениям взрослых и детей – во всех возможных красках и оттенках.

Здесь можно встретить и четырех младенцев, олицетворяющих собой четыре темперамента человека. Самый известный из карапузов – холерик в гневе– давно стал эмблемой Сада Людей и объектом нежной любви туристов, так и норовящих подержать его за грозно сжатый кулачок.

На мосту можно увидеть и целую галерею таких разных отцов. Вот, например, счастливый глава семейства с двойней. И совсем недалеко – другой отец, отмахивающийся от налетевших на него младенцев, словно в попытке вырваться, освободиться. Вот папаша играет со своим ребенком. А здесь папа лупит нашкодившего уже давно не маленького сына. Тут же можно встретить и всевозможных мам, но, по большей части, все они заботливые и ласковые в отличие от таких разных пап.

Такими же разными изображены и отношения между мужчиной и женщиной. Вигеланд показал как идеальные отношения – мужчина и женщина движутся синхронно, внимательно повторяя движения друг друга — , так и отношения, далекие от идеала – партнер пытается избавиться от крепко вцепившейся в него подруги сердца и всеми силами хочет скинуть ее с себя, как пиявку.

Сразу за мостом мы оказываемся перед удивительным фонтаном «Бремя жизни», представляющим собой цикл человеческой жизни: от рождения до смерти. Жизнь – не такая уж простая штука: каждый несет ее по-своему, как несут чашу люди в центре фонтана. А для человека со звуковым вектором жизнь нередко представляется одним лишь сплошным страданием. Он не рад тому, что появился на свет, не рад такому ограниченному человеческому телу, оттого и жизнь для него – не радость, а именно бремя.

По периметру фонтана расположены композиции, олицетворяющие те или иные этапы в жизни человека. Все герои композиций сидят в дереве – том самом дереве жизни, именуемом у скандинавов Иггдрасиль – первооснове всего живого.
Вот дерево, на котором повисли младенцы. Много-много младенцев, гроздями свисающих с веток, словно плоды жизни. Пока что они все вместе, своей маленькой стаей. Потряси дерево и пробуди одного из них к жизни! На другом дереве мы видим одинокого малыша, который внимательно прислушивается к чему-то. Да это же ребенок со звуковым вектором , который в этом чистом и ясном зове внезапно осознал себя, свое Я.

На иных композициях можно разглядеть и муки пубертата, и проблемы адаптации в обществе. Вот дерево, где все дети играют вместе: общаются, социализируются, а совсем рядом, в ветвях соседнего дерева, – одинокий мальчик, которому не до забав сверстников. Он мечтательно смотрит в небо и думает о Боге. На ином дереве – молодая девушка, которая стыдливо прикрывает свое изменяющееся тело и замерла в ожидании взрослой жизни, будто приготовившись к прыжку в омут с головой, словно ласточка.

На древах жизни мы увидим и первую любовь, и первую утрату, и одиночество, и гармонию. И счастливое потомство, и даже смерть. Все тела людей тесно переплеты с ветвями деревьев. Чье-то дерево приносит плоды, а чье-то совсем зачахло. Последнее дерево пугает. В нем сидит скелет. Смерть, как она есть.

Но не стоит бояться. Ведь совсем рядом со смертью то самое первое дерево с гроздьями младенцев. Жизнь завершила свой цикл и пошла на новый круг: вернулась к тому, с чего началась. За смертью следует перерождение, чему свидетельствуют и барельеф, на котором изображен младенец, сидящий на костях погибшего животного. Колесо сансары вращается непрерывно.

Вокруг Фонтана на земле плиткой выложен грандиозный лабиринт с многочисленными ходами и ловушками. Лабиринт для звуковика – метафора жизни, поиска истины. Чем больше ищешь «выход», тем больше плутаешь. Путь к истине не так прост, как кажется. Попробуйте сами его пройти!

Кульминация Сада Людей – Плато Монолита, в центре которого грандиозный 17-тиметровый обелиск (Монолит) – вершина творчества Густава Вигеланда, про которую он скажет: «Это моя религия».

Монолит представляет собой высокий обелиск, состоящий из множества человеческих тел. Люди движутся к свету, движутся вверх по столбу, поддерживая друг друга и помогая карабкаться вверх. Внизу – мертвые тела тех, кто не выдержал всеобщей схватки за жизнь, и старики. Ближе к вершине – самые упорные и молодые, которые выкидывают на самый верх Монолита младенца. Движение вверх – это и движение к свету, и желание постичь божественное, и движение в будущее. Несмотря на то, что человек человеку волк, люди помогают друг другу, ведь они знают, что в одиночку не выживет ни один. Что никто не сможет достичь вершины, если не будет прочих людей. Стая движется вверх, люди обеспокоены продолжением себя во времени, поэтому выкидывают наверх младенца – олицетворение будущего всего человечества.

Вокруг Монолита – множество фигур, продолжающих тему, начатую еще на мосту. Люди, люди, люди…в радостях и печалях, в любовных играх и горе. И, пожалуй, нет смысла описывать каждую отдельную фигуру – это нужно видеть и чувствовать.

"Разъятая на части цельность-
лишь символ творческих невзгод.
Художник ищет драгоценность
гармонии - и он найдет."
Белла Ахмадуллина.

Итак, мы закончили предыдущую часть на том, что Густав Вигеланд создал проект фонтана для Осло, который из-за своей величины не мог быть осуществлен в городе. И тут как раз случилось так, что мэрия решила снести квартал, в котором находилась мастерская Вигеланда, а ему построить новую мастерскую с домом для проживания на окраине Осло, в запущенном к тому времени парке Фрогнер.

Там же решено было разместить и фонтан, и те гранитные статуи, которые были уже в проекте. В 1921 году был подписан удивительный для тех лет контракт с мэрией, по которому Густав Вигеланд получал дом с мастерской в свое пожизненное владение, а после его смерти он должен будет стать музеем. Сам же скульптор в обмен завещает все свои работы городу и может приступить к созданию своей мечты, парку - выставке скульптур на открытом воздухе, объединенных единой идеей - отображением всех главных моментов человеческой жизни и разнообразия человеческих отношений. Осуществлению этой идеи он посвятил последние 20 лет своей жизни.

Некоторые наработки у него уже были, над остальными он трудился, не покладая рук, и в 1931 году представил мэрии, а она утвердила план парка с Фонтаном, Монолитом, Мостом Скульптур, и скульптурным ансамблем вокруг Монолита. Не только мэрия, но и меценаты спонсировали работы, все хотели, чтобы в их столице был необыкновенный Парк скульптур, единственный в мире.

Все скульптуры в полную величину Густав сам лепил из глины, затем делал гипсовую модель,а большая группа профессионалов под его руководством отливала их в бронзе или вырезала из камня.
Всего Парк скульптур Вигеланда занимает 3,2 гектара, в нем на протяжении 850 метров размещены 214 скульптур, состоящих из отдельных фигур или групп (всего около 600 фигур), 13 кованых ворот, и сам парк с его цветниками аллеями, оградой, спроектирован тоже самим скульптором.
Перед тем, как мы начнем осмотр, хотелось бы сказать, что любые интерпретации увиденного на совести самого интерпретирующего, так как Густав Вигеланд не давал никаких официальных объяснений своим работам, а на вопросы о том, что он хотел сказать той или иной скульптурой, отвечал примерно так: "Смотрите сами и решайте!" Давайте посмотрим.
Мы начали осмотр не так, как обычно, не с Главных ворот, а с Монолита в противоположном конце парка.

Он был задуман скульптором давно, еще в 1919 году, выполнен из глины в полную величину в 1925, затем его отлили в гипсе, а в следующем году кораблем доставили в Осло огромный кусок гранита, в несколько сот тонн весом, в 1927 он был установлен в парке, а через год резчики приступили к выполнению замысла скульптора, начиная высекать фигуры с верха монолита, гипсовая модель в качестве образца была установлена рядом. 14 лет три резчика работали над монолитом, сам Вигеланд так и не успел его увидеть без лесов.

В готовом виде высота Монолита 17,3 метра, из них 14 метров - человеческие тела, карабкающиеся, переплетающиеся, подталкивающие друг друга, цепляющиеся друг за друга. Чем выше, тем больше маленьких детей, которых люди подталкивают наверх. Мы не будем придерживаться какой-то определенной версии в поисках символического смысла, но их существует несколько: стремление к духовному и божественному, изображение жизненного цикла и борьбы за существование или фаллический символ вечной жизни и смены поколений. Оставим затею разгадать замысел художника, я предпочитаю дать возможность додумывать самим.
Вокруг Монолита на возвышении, образованном из ступеней, располагаются 36 скульптурных групп, вырезанных из гранита и изображающих разные человеческие отношения

в разные периоды жизни: начиная с раннего детства (мать, обремененная детьми),

до сложного отрочества, и шалостей, доходящих до драк (мы помним, что у Вигеланда было нескрываемое плохое отношение к детям),

через любовь между мужчиной и женщиной,

через родительскую любовь и ласку,

через сложности во взаимоотношениях и ссоры между мужчинами и женщинами,

до зрелости и глубокой старости.

Здесь же есть, как считают, и некоторый отклик на взаимоотношения с братом Эмануэлем (помните, в первой части мы говорили об этом), посмотрите на этих двух мужчин, сидящих вроде бы и рядом, но не смотрящих друг на друга.

Потом даже в старости уже и поздно о чем-либо говорить, а потом - вообще ничего уже не исправить, ведь братья так и не помирились. Так ли это, вкладывал ли Вигеланд такой смысл в эти работы мы не знаем.

Обходя Монолит вокруг, проходишь весь путь человека от младенчества до смерти и понимаешь, что эта же мысль звучит постоянным рефреном во всех композициях парка.

Он же повторяется и в "деревьях с людьми" огромного фонтана,

обойти который и рассмотреть все скульптуры и барельефы занимает много времени, но зрелище это поражает и захватывает. Перед самим фонтаном и вокруг него выложена мозаика из гранита, представляющая собой лабиринт, общей длиной в три километра.

Работа над этим фонтаном началась еще в середине десятых годов. Чаша, поддерживаемая шестью мужчинами, символизирует тяжесть человеческой жизни на земле, а фигуры людей среди деревьев, составляющие с ними единое целое, должны, очевидно, отображать неразрывную связь между человеком и природой, цикличность всех ее проявлений от зарождения до смерти. Так считала наш экскурсовод, сам скульптор никаких разъяснений не давал.

Посмотрите на это "дерево ", которое обнимает старый, смертельно уставший от жизни человек.

А недалеко от него другое "дерево" буквально "усыпано" веселыми малышами,

или переплетает свои ветви с руками влюбленных, повторяя все тот же жизненный цикл.

Всего 20 таких бронзовых двухметровых скульптур "деревьев", переплетенных с человеческими телами, установлено по квадратному периметру фонтана.
Все ту же идею о цикличности жизни всего живого на Земле мы видим и на 60 барельефах, украшающих парапет фонтана, а постамент для него изготовлен для контраста из белого гранита.

За Фонтаном и розарием начинается стометровый мост

через пруд, с пристанью для лодок и "детской площадкой" со скульптурами детей,

на котором и находятся 58 бронзовых скульптур Густава Вигеланда,

которые он задумал и изготовил в глине и гипсе за 8 лет, с 1925 по 1933 год, и благодаря которым этот парк и был назван Парком скульптур.

Мы опять можем проследить все ту же тему - человеческие взаимоотношения, их переживания и пороки, любовь и материнство,

ненависть, доходящая до драки,

и опять - сложные взаимоотношения между отцами и детьми, выраженные в этой неоднозначной скульптуре. Что мужчина делает с этими четырьмя малышами, кто они ему? Вигеланд однажды на вопрос об этой скульптуре ответил: "Мало ли что привидится во сне..." , а мы можем лишь предполагать, что так он выразил нежелание и неготовность к отцовству или "отбрасывание" от себя детства и превращение во взрослого мужчину, или наоборот - игра любящего отца со своими детьми, что не кажется мне правдоподобным.

По углам одной из площадок моста установлены были еще в самом начале 4 гранитных колонны, с фигурами наверху, изображающими борьбу человека с драконами, олицетворяющими, по всей вероятности, грехи человеческие, демонов, с которыми он постоянно вынужден бороться в своей душе. Эта тема греховности человека перекликается с его работой в Нидаросском соборе в Тронхейме, о котором мы говорили в первой части, именно тогда она появляется в его творчестве.

На мосту около пруда и под ним установлено несколько бронзовых фигур малышей, один из них, знаменитый "Сердитый..." или "Капризный мальчик" (встречаются оба названия) является даже символом Осло и пользуется трогательной любовью туристов, они уже натерли своими прикосновениями его кулачок до блеска.

Этого малыша (всего 83 сантиметра) неоднократно пытались украсть, но он всегда возвращался на свое место и продолжал топать в гневе ножкой.
О Парке и его скульптурах можно было бы еще долго рассказывать: об этой скульптуре, например, изображающей опять взаимоотношения между мужчиной и женщиной,

или об этой напряженной сцене,

или даже схватке между ними.

Каждый видит в эти скульптурных группах и отдельных фигурах что-то свое, интерпретирует их в соответствиями со своими представлениями, своим жизненным опытом. Некоторых смущает нагота и они считают эти фигуры излишне эротичными и даже неприличными, хотя я видела много мусульманок в парке, совершенно спокойно взирающих на обнаженных мужчин.

Некоторые, как например. автор статьи "Сатана там правит парк" В.Тихомиров. вообще считают, что Парк - гимн "нового язычества, изобретенного дьяволом, чтобы отвлечь Человека от Бога". В этой же статье он утверждает также, что "парк Вигеланда остался единственным уцелевшим образцом нацистского искусства", что скульптор воспевает и пропагандирует (!) идеи Третьего рейха. У таких обвинений нет документальных подтверждений, кроме ответа Вигеланда на просьбу о посещении немцами своей мастерской, в котором он писал, что «с радостью» откроет мастерскую и позволит "дисциплинированным немецким солдатам пройтись" среди своих работ. И еще он согласился стать членом нацистского центрального совета по искусству, в который входил и писатель Кнут Гамсун. Эти факты не красят его и не оправдывают, но он не был фашистом и публично никогда не высказывался положительно о нацистской идеологии. С таким же успехом можно приписывать бесконечным толстоногим "девушкам с веслом" идею панславянского духа через воспевание культа крепкого человеческого тела.

Еще одно обвинение иногда высказывается зрителями Вигеланду в том, что большая часть его скульптур представляют собой кич (нем. Kitsch), псевдоискусство, выдвигая в качестве доказательства то огромное количество работ, которое,якобы, может быть создано только "халтурщиком". Это утверждение я не буду опровергать фактами я с ними не согласна, но тут хотелось бы узнать мнение искусствоведов, мне не удалось найти такой оценки с их стороны, если она и существует. Как на ваш взгляд, это кич?

В полном и окончательном воплощении Густаву Вигеланду не удалось увидеть все величие и всю мощь своего замысла, он умер в 1943 году от инфекционного заболевания сердца, кремирован по своему завещанию, и урна с его прахом, изготовленная по его же эскизу, стоит в его рабочей комнате Дома-музея. За свою жизнь он создал огромное количество рисунков и эскизов, 420 гравюр, около 1600 скульптур, некоторые скульптуры по эскизам Вигеланда, а работа по ним продолжалась и после его смерти, были установлены не так давно, например, в 1988 году - скульптурная группа "Клан", а в 2002 - скульптура "Удивленная", для которой Вигеланду позировала в 1940 году еврейка Рут Майер, норвежская "Анна Франк".
Многие из нас, посетившие Парк, а мы провели там несколько часов, выходили оттуда притихшими, потрясенными, удивленными, не в состоянии сразу определиться с впечатлением - все это надо было обдумать, много раз еще возвращаясь к фотографиям и записям. Прошло три месяца, теперь я могу с уверенностью посоветовать всем, кто будет в Осло и интересуется искусством, выделить день на посещение Парка Скульптур Густава Вигеланда.
Все фотографии в парке выполнены Натальей и Валерием Николенко 16.07.2016.

Вигеланд-парк (Осло, Норвегия): подробное описание, адрес и фото. Возможности для спорта и отдыха, инфраструктура, кафе и рестораны в парке. Отзывы туристов.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Статистически, Вигеланд-парк - одна из самых посещаемых достопримечательностей норвежской столицы, причём местных жителей тут ничуть не меньше, чем туристов. Главная причина этой популярности - более двухсот скульптур национального скульптора Норвегии Густава Вигеланда, живописно расположенных на просторах ухоженного парка. Но центральное место в этой выставке на пленэре занимает гигантский монумент «Монолит», с потрясающей реалистичностью изображающий бессмысленность гонки за успехом.

Что посмотреть

Вигеланд-парк - идеальный музей под открытым небом. Помимо того, что ландшафты парка очень красивы, здесь множество тропинок и удобных мест для отдыха, в Вигеланд-парке можно прикоснуться к прекрасному, не отрываясь от природы: среди его зелёных лужаек выставлена большая часть творческого наследия скульптора Вигеланда. Всего здесь 212 скульптур. Выполненные из бронзы или гранита, они затрагивают человеческую жизнь во всём её проявлении: здесь можно увидеть и слившихся в порыве страсти влюблённых, и попрошаек, и проказливого мальчишку.

Вигеланд-парк

Главный шедевр Вигеланд-парка - скульптура «Монолит» высотой 14 метров, возвышающаяся на холме в центре территории. На этой колоссальной каменной глыбе Вигеланд изобразил 121 человеческую фигуру в той или иной позе, каждая из которых стремится во что бы то ни стало достичь вершины. Создание этой масштабной композиции заняло 14 лет ежедневной работы трёх каменотёсов - вот уж действительно, во имя идеи норвежцев не остановит ничто (вспомним Тура Хейердала и его путешествие «Кон-Тики»). На ступенях постамента «Монолита» можно увидеть ещё одни любопытные экспонаты: скульптуры, изображающие весь спектр человеческих эмоций и занятий.