Икона Божией Матери «Страстная»: в чем помогает, ее значение. «Страстная» икона Божией матери — значение, в чем помогает, молитвы

«Страстная» икона Божией Матери - главная святыня Страстного монастыря

Московский Страстной монастырь посвящён «Страстной» иконе Божией Матери, издавна почитаемой государями и народом, поскольку символизировала Страстную седьмицу перед Воскресением Христовым.

Особенностью ее образа является изображение по обе стороны Лика Богородицы двух Ангелов с орудиями Крестных страданий Спасителя.

Из Акафиста Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Страстная»:

«Избранной Богом Владычице всей твари, благословенной Марии Деве Богородице, приносим смиренное поклонение Святому Твоему образу. Ты же, о Пренепорочная, приими молитву недостойных раб Твоих, почитающих Крестные страдания Сына Твоего и Бога нашего, со умилением зовущих Ти: Радуйся, Невесто Неневестная». (Кондак 1)

Образ Страстной иконы Богородицы был близок всем людям, независимо от положения и образования, что объясняется также вторым значением слова «страсти», о чем известно из самой истории появления и проявления чудотворных свойств иконы (подробно изложено в старинной книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон…», Спб., 1898г.).

В селе Палицах Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, с самого вступления в замужество одержимая беснованием. Однажды она пришла в чувство, обратилась к Божией Матери с мольбой избавить от бедствия, давая обет удалиться в монастырь. Получив исцеление, она позабыла об обещании.

Явившаяся Богородица простила ее и велела известить всех о Своем явлении и наказе, чтобы живущие в мире «воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты; пребывали бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почитая воскресенье и праздничные дни, посвященные имени Господа и Моему».

И это не исполнила Екатерина и страшно заболела. Но Пресвятая Богородица опять помиловала ее, повелела идти в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у которого находился написанный им Страстной образ Божией Материи и сказала: «Когда помолишься пред тем образом с верою, то получишь исцеление ты и многие другие».

Екатерина исполнила повеление Богородицы. И с того времени от иконы стали совершаться бесчисленные чудеса.

Чудотворная икона Божией Матери «Страстная» была принесена в Москву в 1641 году по воле первого Государя из Дома Романовых Михаила Федоровича и, в память об этом событии, был установлен день празднования иконы - 13 авг. (ст.ст.), а также шестое воскресенье после Пасхи в память чудес, бывших от нее в тот день. На месте установления иконы народ воспринимал присутствие Самой Пресвятой Богородицы.

Икона была встречена у Тверских ворот Белого города Государем, его сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и Священным собором, при большом стечении народа.

Из Акафиста Пресвятой Богородице,именуемой «Страстная»:

«Слышавше православнии людие града Москвы, яко повеле благочестивый царь принести икону «Страстную», сего ради и срете ю много народа с царем, патриархом Иосифом и всем Священным Собором, радостно возопиша: Радуйся, радость и спасение наше; Радуйся, Святыя Троицы Богогласная Горлице. Радуйся, воззвание страданий Христовых; Радуйся, спогребшая в страдании Сына Твоего. Радуйся, подтверждение всеобщего воскресения; Радуйся, высокий Кедре нашего безсмертия. Радуйся, Невесто Неневестная». (Икос 4).

Икона остановилась сама перед Тверскими воротами, и Государь Михаил Федорович повелел возвести на этом месте Страстной собор, который был построен в 1646 году уже его сыном Алексеем Михайловичем. Им же в 1654 году основан у стен собора девичий Страстной монастырь.

Из Акафиста:

«Новую милость людем явила еси, Владычице, иконою Твоею, егда принесше ю честно людие во град Москву, донесше до врат Тверских, и, о чудо! Икона Твоя Святая ста неподвижно на месте сем, идеже ныне обитель Пречистому Твоему Имени. Радостро вопием Ти: Радуйся, Заступнице и Прибежище наше; Радуйся, всякия скорби и печали отгнание. Радуйся, благословение всем концем земли;Радуйся, Невесто Неневестная». (Икос 7)

Почему икона не захотела войти в город? Возможно, промысел Божий был в том, чтобы Страстная икона Богородицы (а это был особо почитаемый образ Божией Матери в семье Романовых) не ушла в царскую резиденцию, но осталась в самом людном месте города. Действительно, на площадке перед Тверскими въездными воротами всегда было людно. Здесь не только осуществлялись караульные функции, но и торжественные встречи видных гостей, царские въезды и выезды. И, конечно, все входящие старались посетить Страстной собор и поклониться чудотворной иконе.

Страстной монастырь простоял перед Тверскими воротами до конца ХУШ века, когда были снесены стены Белого города и его Тверские ворота. И опять оказался в самом людном месте города.

Перед монастырем была образована Страстная площадь, позади него- Сенная. Страстная площадь размещалась на холме, с нее были видны башни Кремля, по сторонам спускались нарядные бульвары, образованные на месте разрушенных стен Белого города: первый Тверской (в 1796 году) и последний Страстной (в 1821 году), замкнувший Бульварное кольцо.

На площади размещалась древняя церковь Святого Дмитрия Солунского. На Малой Дмитровке издавна стояла церковь Рождества Богородицы в Путинках, почти ровестница Страстного собора, также построенная Алексеем Михайловичем.

Площадь застраивалась по периметру жилыми домами и особняками. В сер.ХХ века была возведена новая, величественного вида колокольня, взамен старой, обвешавшей. А в 1880 году на оконечности Тверского бульвара возведен памятник Пушкину, завершивший формирование градостроительного ансамбля Страстной площади.

Его главным элементом всегда был Страстной монастырь, благодаря которому площадь стала духовно- культурным историческим местом Москвы. Была она притягательна и тем, что на колокольне, над входными вратами, находилась большого размера Страстная икона Богоматери с неугасимой лампадой. На оживленной улице толпилось и проходило множество народа, и все старались поклониться Святому Образу.

По правую сторону от ворот стояла небольшая часовня, в которой также находился Образ Страстной Богоматери древнего письма, стоявший прежде на старых Тверских воротах.

Страстная площадь сохранялась в своем историческом виде вплоть до первых 10-ти летий советской власти, когда стали расширять Тверскую улицу и застраивать ее массивными жилыми домами. Сначала были разрушены церковь Святого Дмитрия Солунского, многие исторические строения по периметру. А в 1937 году - Страстной монастырь.

Примечательно, что монастырь в градостроительном отношении никому не мешал; он был всегда, как остров, среди исторических улиц и переулков. Его снесли в богоборческое время, как объект, имевший слишком большое духовно- культурное значение для общества. Монастырь в 20-е годы пытались превратить в антирелигиозный музей, но из этой затеи ничего не вышло. Возможно, по той же причине- высокой духовности древней девичьей обители. Честнее и легче было снести ее с лица земли, что и сделали. Ценности монастыря разграбили, но многие из них неизвестные подвижники спасли.

Чудом уцелела сама чудотворная икона Страстной Божией Матери, которая ныне находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках, дожидаясь своего часа возвращения на историческое место.

Сохранился древний местночтимый Животворящий Крест Господень (находится в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе). Уцелел Большой колокол Страстного монастыря (передан монастырю Оптина Пустынь).

На месте Страстного монастыря так ничего капитального и значительного для общества не построили за годы советской власти, и его территория сохранилась. Это сквер с памятником Пушкину, который был перемещен с Тверского бульвара и установлен на место колокольни монастыря. Так великий поэт, претерпевший житейские страсти и смертные страдания, оказался хранителем территории монастыря.

Существует объективная возможность возрождения древней Страстной обители на ее историческом месте, где остались фундаменты колокольни с церковью Алексея Человека Божьего, Страстного собора и церковью Антония и Феодосия Печерских. Длительное время городской властью продвигался инвестиционный проект подземной стоянки машин на месте Страстного монастыря, что угрожало разрушению древних фундаментов и захоронений подвижниц монастыря. К сожалению, новая городская власть не отказывается от идеи строительства на Пушкинской площади тоннеля и подземной стоянки машин. Пощадит ли историческую территорию Страстного монастыря, неизвестно общественности и специалистам по охране наследия.

Верующие люди молятся за сохранение территории Страстного монастыря и за его возрождение на своем историческом месте на Пушкинской площади в будущем. Подписные листы с 57 тыс. подписей мирян направлены инициативной группой мирян в Патриархию и Мэрию в надежде, что церковная и городская власть уберегут территорию Страстного монастыря от подземного строительства.

В течение 6 лет, каждую субботу и воскресенье в 14.00, осуществляются МОЛИТВЕННОЕ СТОЯНИЕ с чтением акафиста Пресвятой Богородице «Страстная» на месте алтарей Страстного собора (лестница в кинотеатр) и КРЕСТНЫЙ ХОД вокруг территории Страстного монастыря (Пушкинская площадь, сквер с памятником Пушкину, включая кинотеатр «Пушкинский» и сохранившееся строение монастыря, к которому он был пристроен).

Благодаря молитвам верующих перед образом Страстной иконы Божией Матери, умирятся страсти обладающих властью людей, которые остановятся в своем упорстве реализовать застарелую бесперспективную идею запуска непрерывного потока транспорта с периферии в центр Москвы и строительства подземного гаража на месте Страстного монастыря. Поймут, что место размещения Страстного монастыря, где незримо стоят Ангелы над семью его престолами - святое, и разрушать его - кощунство. И примут единственно верное решение - не затрагивать новым строительством чудом сохранившуюся территорию Страстного монастыря. Тогда останется возможность возрождения древней девичьей обители, посвященной чудотворной Страстной иконе Богородицы, пришедшей в Москву 26 августа 1641 года.

В настоящее время обострились отношения отдельных слоёв общества с православной церковью, вплоть до чудовищного поругания её святынь. Состоявшийся 22 апреля 2012 года всеобщий молебен на площади перед Храмом Христа Спасителя с участием Патриарха, высшего духовенства и многих десятков тысяч человек верующих показал востребованность образа Страстной Богородицы, символизирующего не только Страсти Господа, но и страсти человеческие.

Икона Божией Матери «Страстная» получила свое название оттого, что по сторонам лика Пресвятой Богородицы на ней изображены два ангела с орудиями страданий Христовых — Крест, губка и копьё. Относится к иконописному типу Одигитрия.

Происхождение иконы неизвестно. Прославилась же она следующим образом. В селе Палец (Палицах) Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, которая с самого вступления в замужество была одержима беснованием. Однажды, прейдя в чувство, она обратилась к Богородице с просьбой избавить ее от этой напасти, давая при этом обещание уйти в монастырь. Получив исцеление, она совершенно забыла о своем обете, и вскоре вновь слегла в постель от душевного недуга. Ночью Екатерина увидела Богородицу, которая повелела ей идти в монахини. Екатерина в ужасе не решалась исполнить повеление Божией Матери. Подобное явление повторилось два раза. За ослушание Екатерина была страшно наказана: голова ее обратилась в сторону, рот искривился, и вся она впала в расслабление. Вскоре Пресвятая Богородица снова помиловала ее. Во сне Екатерина услышала голос, повелевший ей идти в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у которого находился написанный им образ Богоматери, именуемой Одигитрией, и возвестить ему о чудесных явлениях. «Когда помолишься перед этим образом, - сказала Богородица, - получишь исцеление сама, и многие другие ».

По сказанному, Екатерина получила исцеление, и после этого перед иконой стали совершаться многие чудеса.

Икона перенесена в Москву в Страстной монастырь в 1641 году.

Страстной монастырь в Москве

Сейчас чудотворная икона Страстной Божией Матери находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках

Празднество ради иконы совершается 26 августа по случаю перенесения ее в 1641 году из села Палицы в Москву; на месте встречи ее у Тверской заставы была выстроена церковь, а затем в 1654 году. Страстной монастырь. Вторично празднество ради иконы совершается в 6-е воскресение по Пасхе , в Неделю о слепом, в память чудес, бывших в этот день. Прославились также Страстные иконы Божией Матери московской церкви в честь зачатия святой Анны, в селе Енкаеве Тамбовской епархии.

Тропарь
Днесь возсия неизреченно царствующему граду нашему Москве / икона Богоматере, / и, яко светозарным солнцем, пришествием тоя озарися весь мир, / Небесныя силы и души праведных мысленно торжествуют, радующеся, / мы же, на ню взирающе, к Богородице со слезами вопием: / о Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице,/ молися из Тебе воплощенному Христу, Богу нашему, / да подаст мир и здравие всем Христианом / по велицей и неизреченней Своей милости.

Название "Страстная" икона Божией Матери (ударение на второй слог) связано прежде всего с тем, что кроме образа Пресвятой Богородицы с Младенцем в верхней части симметрично изображены ангелы с орудиями Крестных страстей Господних. Архангел Гавриил держит крест, где Иисус Христос принял смерть, а Архангел Михаил - губку, поданную Христу для утоления жажды, и копие, которое вонзил в ребра Иисуса сотник Лонгин, чтобы убедиться, что тот мертв.

Общее описание

"Страстная" икона Божией Матери, пребывающая в монастыре возле гробницы преподобного Димитрия Прилуцкого, имеет изображение только одного ангела с орудиями пыток. Она создана иконописцами в монастыре Кутлумуш. В XIII веке с помощью этой иконы Богоматерь защитила афонских иноков от пиратов. Заступничество Пресвятой Богородицы сделало так, что обитель была окутана туманом и оказалась невидимой для грабителей. С тех пор икона имеет и другое наименование - "Фовера Простасиа", что в переводе означает "Страшная защита".

"Страстная" икона Божией Матери: значение

Слово "страсть" в переводе с церковнославянского в данном случае означает "страдание". Это изображение Богородицы обладает особенным смыслом, выполняет важную сакральную функцию. "Страстная" икона Божией Матери, значение которой трудно переоценить, издавна почитается на Руси, так как символизирует Страстную седмицу перед Христовым воскресением. Ангелы, летящие к Младенцу Христу с орудиями пыток Господних, свидетельствуют о будущих реальных страданиях Спасителя. Он же, глядя на них, в испуге хватается за мать обеими руками, будто требуя помощи и защиты.

Пресвятая Богородица, исполненная смирения и добродетели, покорно несет свое чадо навстречу пыткам и страданиям, повинуясь Божьей воле и веря в Божью правоту. Сей чудотворный образ призван избавлять человеческий род от страстей, душевной немощи и страданий, он учит покорности и смирению. В последнее время наблюдается востребованность Страстного образа Богоматери верующими, независимо от образования или занимаемого положения в обществе, поскольку он является символом Христовых и человеческих страстей.

Иконографический тип

"Поясной" образ Богородицы на иконе имеет иконографический тип "Одигитрия". "Страстная" икона Божией Матери характерна тем, что лик Младенца повернут в направлении ангела, который держит Крест. Голова же Пресвятой Богородицы наклонена к Младенцу, что смягчает строгий иконографический тип "Одигитрия", к которому относятся "Казанская", "Иверская", "Троеручица", "Скоропослушница", "Смоленская" ("Одигитрия"), "Ченстоховская" и другие иконы. Богородица держит Младенца Христа, испуганно обхватывающего ее правую руку.

Страницы истории

"Страстная" икона Божьей Матери, фото которой здесь представлено, впервые упоминается ещё в шестнадцатом веке. Список с этой иконы, изготовленной на Афоне, появляется в России в семнадцатом веке. Его авторство приписывают иконописцу Григорию из Нижнего Новгорода. Крестьянка Екатерина из села Палицы была больна беснованием с самого начала супружеской жизни и часто покушалась на свою жизнь, то кидаясь в воду, то накидывая на себя петлю. Обратившись с молитвой к Богоматери, она дала обещание, что в случае исцеления уйдет в монастырь. Но после выздоровления Екатерина забыла про свой обет, стала матерью и занялась воспитанием своих детей.

По прошествии некоторого времени ей было видение Божией Матери в сопровождении другой светоносной девы. Пресвятая Владычица укоряла ее за неисполнение данного обета. Богородица повелела возвестить о ее явлении, но Екатерина не решилась это сделать. Два раза приходила к ней Божия Матерь, и в последний раз за непослушание женщина была наказана уродством и расслаблением. Для исцеления Пресвятая Богородица приказала Екатерине найти в Нижнем Новгороде иконописца Григория, написавшего ее образ, именуемый "Одигитрия". После молитвы пред ним Екатерина исцелилась. После этого икона прославилась многочисленными чудесами.

Дата празднования

По распоряжению государя Романова Алексея Михайловича, святой образ был перенесен из Нижнего Новгорода в Москву, где был встречен с почестями при большом скоплении народа у Тверских ворот. В честь этого памятного события установили празднование "Страстной" иконы Божией матери - это 13 августа. На месте торжественной встречи иконы в дальнейшем построили храм, а затем, в 1654 году, основали Страстной монастырь. В 1937 году здания обители были снесены. "Страстная" икона Пресвятой Богородицы в настоящее время помещена в храм Сокольников - "Воскресение Христово". Современная общественность выступает за восстановление разрушенного монастыря. На месте бывшего "Страстного" собора каждую субботу и воскресенье читается акафист "Страстной" иконе Божией Матери. Вторичная дата чествования иконы - в Неделю о слепом, это шестое воскресение, следующее после Пасхи, в память о произошедших в этот день чудесах.

О чем молятся

Образу "Страстной" иконы Пресвятой Богородицы молятся о спасении от пожара, об исцелении от болезней. Во времена правления Иоанна Грозного случился страшный пожар, в котором целым остался лишь тот дом, где была помещена эта икона.

По распоряжению царя святой образ был перенесен во дворец, а после - в храм в Китай-городе. "Страстная" икона Божией Матери почитаема в кафедральном соборе города Липецка. Здесь в соборе Рождества Христова (1835 г.) во время холеры был совершен крестный ход с ее образом, и по заступничеству Пресвятой Богородицы эпидемия страшной болезни прекратилась. Однако в 1931 году власти решили закрыть собор. Икона была спасена от поругания и перенесена в небольшой храм села Двуречки. В год 2000-летия христианства "Страстная" икона Божией Матери была торжественно перенесена крестным ходом в собор г. Липецка - "Рождества Христова".

Перед этим образом впоследствии не раз совершались чудесные исцеления. Ему молятся об отступлении страшных болезней и эпидемий. Поскольку этот образ символизирует не только страсти Христовы, но и страсти человеческие, молитва "Страстной" иконе Божией Матери способна исцелить душевные недуги, а также избавить от мыслей о самоубийстве или совершения каких-то греховных и пагубных поступков.

Важность иконы

В последнее время обострились отношения некоторых слоев общества с православием, что закончилось кощунственным поруганием святынь. После известных событий 21 февраля 2012 в храме Христа Спасителя в Москве, когда участницы феминистской панк-группы Pussy Riot осквернили священное место, образ "Страстной" иконы Божией Матери вновь оказался востребованным. Десятки тысяч верующих пришли на молитвенное стояние в защиту веры пред храмом Христа Спасителя и участвовали в Крестном ходе вместе со "Страстной" иконой Божией Матери (22 апреля 2012 г.).

Икона Богородицы « Страстна́ я»

История

Страст-ная ико-на Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы по-лу-чи-ла на-зва-ние от то-го, что око-ло ли-ка Ма-те-ри Бо-жи-ей изо-бра-жа-ют-ся два Ан-ге-ла с ору-ди-я-ми стра-стей Гос-под-них. О про-слав-ле-нии ико-ны из-вест-но сле-ду-ю-щее: од-на бла-го-че-сти-вая жен-щи-на, Ека-те-ри-на, по-сле вступ-ле-ния в брак ста-ла под-вер-гать-ся при-пад-кам и бес-но-ва-нию: ли-ши-лась ума, убе-га-ла в лес и не раз по-ку-ша-лась на са-мо-убий-ство. В ми-ну-ты про-свет-ле-ния она мо-ли-лась Ма-те-ри Бо-жи-ей и да-ла обет в слу-чае ис-це-ле-ния по-сту-пить в мо-на-стырь. По-сле вы-здо-ров-ле-ния она вспом-ни-ла об обе-те лишь спу-стя дол-гое вре-мя, по-чув-ство-ва-ла страх и от ду-шев-но-го вол-не-ния слег-ла в по-стель. Три-жды яв-ля-лась ей Пре-свя-тая Бо-го-ро-ди-ца, по-веле-вая боль-ной ид-ти в Ниж-ний Нов-го-род и ку-пить у ико-но-пис-ца Гри-го-рия Ее ико-ну для мо-лит-вы. Ис-пол-нив это, Ека-те-ри-на по-лу-чи-ла ис-це-ле-ние, и с тех пор от той ико-ны на-ча-ли со-вер-шать-ся чу-де-са. Празд-не-ство ра-ди ико-ны со-вер-ша-ет-ся 13 ав-гу-ста по слу-чаю пе-ре-не-се-ния ее в 1641 го-ду из се-ла Па-ли-цы в Моск-ву; на ме-сте встре-чи ее у Твер-ской за-ста-вы бы-ла вы-стро-е-на цер-ковь, а за-тем, в 1654 го-ду, Страст-ной мо-на-стырь. Вто-рич-но празд-не-ство ра-ди ико-ны со-вер-ша-ет-ся в 6-е вос-кре-се-ние по Па-схе, в Неде-лю о сле-пом, в па-мять чу-дес, быв-ших в этот день. Про-сла-ви-лись так-же Страст-ные ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри мос-ков-ской церк-ви в честь за-ча-тия свя-той Ан-ны, в се-ле Ен-ка-е-ве Там-бов-ской епар-хии.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Страстной»

Дне́сь возсия́ неизрече́нно ца́рствующему гра́ду на́шему Москве́/ ико́на Богома́тере,/ и, я́ко светоза́рным со́лнцем, прише́ствием тоя́ озари́ся ве́сь ми́р,/ Небе́сныя си́лы и души́ пра́ведных мы́сленно торжеству́ют, ра́дующеся,/ мы́ же, на ню́ взира́юще, к Богоро́дице со слеза́ми вопие́м:/ о Всеми́лостивая Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице,/ моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́, Бо́гу на́шему,/ да пода́ст ми́р и здра́вие все́м христиа́ном// по вели́цей и неизрече́нней Свое́й ми́лости.

Перевод: Сегодня воссияла неизреченно царствующему городу нашему Москве икона Богоматери, и, как светозарным солнцем, пришествием ее озарился весь мир. Небесные силы (ангелы) и души праведных духовно торжествуют, радуясь, мы же, на нее взирая, к Богородице со слезами взываем: «О Всемилостивая Госпожа, Владычица Богородица, молись из Тебя воплощенному Христу, Богу нашему, да подаст мир и здоровье всем христианам по великой и неизреченной Своей милости».

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Страстной»

Животворя́щей Прему́дрости исто́чник чуде́с/ честны́й о́браз Тво́й, Богоро́дице Де́во,/ моля́щеся, к нему́ любо́вию усе́рдно притека́юще, све́тло пра́зднуем/ и из глубины́ души́ вопие́м Ти́:/ спаси́, Влады́чице, ве́рою покланя́ющихся цельбоно́сному Твоему́ свято́му о́бразу,/ те́м, благодаря́ще, Тя́ велича́ем, я́ко Ма́терь Бо́жию,/ спаси́ архиере́и правосла́вныя,/ и сохрани́ зе́млю Ру́сскую,/ и вся́ лю́ди, и́же Тебе́ чту́щия, соблюди́,/ да хвале́бныя Ти́ да́ры, гре́шнии, прино́сим, Благода́тная:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Перевод: Животворящей Премудрости источник чудес, почитаемый образ твой, Богородица Дева, с молитвами к нему усердно обращающиеся, светло празднуем и из глубины души взываем к Тебе: «Спаси, Владычица, с верой поклоняющихся подающему исцеления Твоему святому образу, за то, благодаря, прославляем Тебя, как Матерь Божию, спаси архиереев православных и сохрани землю Русскую, и всех людей, которые Тебя почитают, убереги, да приносим Тебе, грешные, хвалебные дары, Благодатная: радуйся, Дева, честь христиан».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Страстной»

Благода́ть прия́хом нетле́ния,/ е́же дарова́ла еси́ на́м, спаси́тельнаго Твоего́ целе́ния/ чудотво́рным Твои́м о́бразом честны́м, Богоро́дице Де́во,/ те́мже вопие́м Ти́ и с ра́достию зове́м, Госпоже́ Цари́це,/ мо́лимтися уми́льно, гре́шнии, со слеза́ми глаго́люще:/ о Пресвята́я Влады́чице,/ ско́рое на́м яви́ заступле́ние и по́мощь,/ спаси́ ны́ от супоста́т на́ших/ и от вся́кия ско́рби соблюди́,/ зе́млю на́шу ми́ром огради́,/ и вся́ лю́ди Твоя́ покры́й,/ и соблюди́ на Тя́ упова́ющия,/ потщи́ся изба́вити,/ да не поги́бнем зле́, раби́ Твои́,/ но да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Мы приняли нетленную благодать, которую Ты даровала нам спасительным Твоим исцелением через чудотворный образ Твой почитаемый, Богородица Дева, потому взываем к Тебе и с радостью обращаемся: «Госпожа Царица, молимся Тебе смиренно, грешные, со слезами говоря: о Пресвятая Владычица, яви нам Свою быструю защиту и помощь, спаси нас от врагов наших и от всякой скорби убереги, землю нашу огради миром и всех людей Твоих укрой и сохрани на Тебя надеющихся, поспеши освободить нас, да не погибнем жестоко, но взываем к Тебе: радуйся Невеста, брака не познавшая».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Страстной»

О, Пресвята́я Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице, вы́шши еси́ все́х А́нгел и Арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йши, Помо́щница еси́ оби́димых, ненаде́ющихся наде́яние, убо́гих Засту́пница, печа́льных утеше́ние, а́лчущих Корми́тельница, наги́х одея́ние, больны́х исцеле́ние, гре́шных спасе́ние, христиа́н все́х поможе́ние и заступле́ние. О Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице, Влады́чице, ми́лостию Твое́ю спаси́ и поми́луй ра́б Твои́х, Вели́каго Господи́на и отца́ на́шего Святе́йшаго Патриа́рха (и́мя ре́к) , и преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы, и ве́сь свяще́ннический и и́ноческий чи́н, Богохрани́мую страну́ на́шу, военача́льники, градонача́льники и христолюби́вое во́инство и доброхо́ты, и вся́ правосла́вныя христиа́ны ри́зою Твое́ю честно́ю защити́, и умоли́, Госпоже́, из Тебе́ без се́мене воплоти́вшагося Христа́ Бо́га на́шего, да препоя́шет на́с си́лою Свое́ю свы́ше на неви́димыя и ви́димыя враги́ на́ша. О Всеми́лостивая Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице, воздви́гни на́с из глубины́ грехо́вныя и изба́ви на́с от гла́да, губи́тельства, от тру́са и пото́па, от огня́ и меча́, от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, и от напра́сныя сме́рти, и от нападе́ния вра́жия, и от тлетво́рных ве́тр, и от смертоно́сныя я́звы, и от вся́каго зла́. Пода́ждь, Госпоже́, ми́р и здра́вие рабо́м Твои́м, все́м правосла́вным христиа́ном, и просвети́ и́м у́м и о́чи серде́чныя, е́же ко спасе́нию, и сподо́би ны́, гре́шныя рабы́ Твоя́, Ца́рствия Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, я́ко держа́ва Его́ благослове́на и препросла́влена, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Страстная»

Кондак 1

Избранной Богом Владычице всей твари, благословенной Марии Деве Богородице, приносим смиренное поклонение Святому Твоему образу. Ты же, о Пренепорочная, приими молитву недостойных раб Твоих, почитающих Крестныя страдания Сына Твоего и Бога нашего, со умилением зовущих Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.

Икос 1

Ангели предсташа к держимому в объятиях Твоих Сыну Твоему и Богу нашему, показоваху орудия Крестныя, мы же со страхом поклоняемся страстем Сына Твоего, и зовем Ти: Радуйся, Архангелов удивление; Радуйся, Тайн Божиих Служительнице. Радуйся, яко Дух Святый найде на Тя и сила Вышняго осени Тя; Радуйся, яко рожденный от Тебе есть Сын Божий. Радуйся, яко приснодевственное семя Твое сотре главу, гнездившагося в змии диавола; Радуйся, яко Тобою ад огорчися и смерть умертвися. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 2

Видяще, Пренепорочная, яко прииде Господь на землю, милости ради, да постраждет за грехи верующих в Него и вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разуме, Пренепорочная, глагол старца Симеона, Тебе же Самой в сердце пройдет оружие, да открыются от многих сердец помышления, тем со умилением зовем Ти: Радуйся, Херувимов Светлейшая; Радуйся, вся скорби от Ирода и иудей приявшая. Радуйся, в пречистом рождестве Твоем сомнение от Иосифа понесшая; Радуйся, яко во яслех безсловесных Бога повила и положила еси. Радуйся, яко Тя с Сыном и Богом не име где главу подклонити; Радуйся, яко Тобою человек бывает Бог, да Бог Адама соделает. Радуйся, яко Тобою превознесеся человеческое естество; Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 3

Силою укрепляема благодатною свыше, претерпе всякую скорбь и тесноту, любезно объят Сына Своего, со Архангелы вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще святую икону Твою, “Страстную” именуемую, яко шипок благовонный и яко сокровище многоценное, приносим Ти смиренно поклонение, зовуще: Радуйся, Покровительнице обители Страстной; Радуйся, изволившая святою иконою Твоею стати на месте сем. Радуйся, благочестивому царю внушившая устроить обитель иноческую; Радуйся, Стено нерушимая верных. Радуйся, инокиням Помощница во спасении; Радуйся, о всем мире Молитвенница непреложная. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 4

Бурею греховною смущаеми и отягченнии сном нерадения, припадаем святой иконе Твоей, благодарим милостивое посещение Твоею иконою на месте сем, поюще непрестанно Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше православнии людие града Москвы, яко повеле благочестивый царь принести икону нарицаемую “Страстною”, сего ради и срете ю много народа с царем, патриархом Иовом и всем Священным Собором, радостно возопиша: Радуйся, радость и спасение наше; Радуйся, Святыя Троицы Богогласная Горлице. Радуйся, воззвание страданий Христовых; Радуйся, спогребшая в страдании Сына Твоего. Радуйся, подтверждение всеобщего воскресения; Радуйся, высокий Кедре нашего безсмертия. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 5

Боготечная звезда указует Тебе путь с Пренепорочным Младенцем. Мы же мысленно со Иосифом на пути сем припадаем, поюще рожденному Господу и Тебе: Аллилуиа.

Икос 5

Видеши, Всенепорочная, наше сокрушение о гресех, не имамы иныя помощи, ни инаго предстательства, токмо Тебе дадеся благодать молитися за ны, сего ради с верою зовем: Радуйся, молитвами Твоими свобождающая нас пламене геенскаго; Радуйся, молившаяся за весь мир у Креста Христова. Радуйся, пламень страстей от человек отгоняющая; Радуйся, светом пречистыя души Твоея всех просвещающая. Радуйся, чистотою Твоею Ангелы удивившая; Радуйся, яко демоны трепещут от пречистаго имени Твоего. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 6

Предстояще у Креста Сына Твоего и Бога нашего, лютое оружие пройде душу Твою, егда распинаху Жизнодавца на лобном месте, посреде двою разбойник, егда воини совлекоша ризы Его и метающие жребий о иматисме Его. Тогда разумная воинства пояху: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявши, яко светлая свеща, у Креста Сына Твоего, горяще любовию матернею, глаголюще: “Аще и страждеши на Кресте, но вем Тя, прежде денницы рожденна”. Видевши Пречистая, яко вся тварь вопиет Ти: Радуйся, яко душею и телом предстоиши у Креста Зиждителю Твоему; Радуйся, до последняго часа смерти, с Господом не разлучавшаяся. Радуйся, яко у Креста рекла еси: “Вся земля сорыдайте горце, Жизнеподатель зрится, яко мертв”; Радуйся, Подательница нам вечнаго радования. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 7

Хотящим воспевати страсти Сына Твоего, помози, Владычице, и не отрини молящихся пред чудотворною Твоею иконою и воспевающих из глубины души песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новую милость людем явила еси, Владычице, иконою Твоею, егда принесше ю честно людие во град Москву, донесше до врат Тверских, и, о, чудо! Икона Твоя Святая ста неподвижно на месте сем, идеже ныне обитель Пречистому Твоему Имени. Радостно вопием Ти: Радуйся, Заступнице и Прибежище наше; Радуйся, всякия скорби и печали отгнание. Радуйся, благословение всем концем земли; Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 8

Странное и преславное чудо богатыя милости Твоея нам, недостойным, являеши, и всем, с любовию притекающим к чудотворней иконе Твоей и вопиющим: Аллилуиа.

Икос 8

Вси роди блажат Тя, Пренепорочная, видя Тя страждущую и молящуюся при Крестном страдании Сына Твоего и вопиющую к Нему: “Из прободеннаго Твоего ребра, сладчайший Сыне, источи безсмертие”. Сего ради со умилением зовем Ти: Радуйся, безсмертныя жизни сподобляющая рабы Твоя; Радуйся, уготовляющая райския обители благочестно живущим. Радуйся, Ходатаице вечнаго радования почитающим Тя; Радуйся, спасение и заступление инокинь, призывающих Тя непрестанно. Радуйся, покрывающая Своею благодатию всю вселенную; Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 9

Вся страждеши при Кресте и вопиеши к распятому Господу: “Грядеши на страсть волею, Сыне, от страстей разреши Адама, и сущия от Адама, со беззаконными вменился еси, да от беззакония спасеши человека, зовуща: Аллилуиа!”

Икос 9

Ветия многовещанныя не возмогут воспеть страдания Твоя при Кресте. Ты же, о Пречистая, лице со власы терзающи и перси биюще, взывала еси: “Сыне, приими дух Мой и не остави Мене Едину”. Мы же, недостойнии, умиленными гласы зовем Ти: Радуйся, помогающая верным в час смерти; Радуйся, сопровождающая всех христиан по лютым мытарствам. Радуйся, освобождающая нас от демонскаго удержания; Радуйся, Заступница христиан на Страшнем Суде Божием. Радуйся, Ходатаице всем хотящим получити христианскую кончину; Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 10

Спасения прося нам, Пречистая, руки Твоя простерши, о многоблагоутробне Спасе, рекла еси, Страсти Твоя чтущих с праведным разбойником Твоим учини и спаси, Милосердие, вопиющая Тебе: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси необоримая, мирови Прибежище, милости Сокровище, приими моления раб Твоих, предстоящих Святому образу Твоему и умильно зовущих Ти: Радуйся, обрадованная, вечно блажимая Богородице; Радуйся, грешным и смиренным известное Прибежище. Радуйся, дев и сирот Заступнице; Радуйся, людем крепкая Помощнице. Радуйся, Святителем великое вразумление; Радуйся, благоговейных иереев Руководительнице. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение умиленное и хвалу молебную сподоби приносити пред чудотворною иконою Твоею, Пресвятая Богоневесто, и не отврати лица Твоего от поющих Ти и Богу во веки: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светозарное солнце, возсия в храме нашем образ Твой, Страстная Богородице, освящая, сохраняя и спасая от бед всех страждущих и вопиющих с любовию: Радуйся, сохраняющая благодатию Своею обитель иночествующих; Радуйся, Помощнице крепкая борющимся со страстьми. Радуйся, обидимых и угнетенных Заступнице; Радуйся, нищих и убогих радование. Радуйся, больных исцеление и подкрепление; Радуйся, юных вразумление и наставнице. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 12

Благодать Твою ниспосли нам, Благословенная, почитающим Святую икону Твою, и поклоняющимся Пречестным Страстем Сына Твоего с верою поющих: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще непрестанно пред Святою иконою Твоею, поклоняемся, величаем и со страхом лобызаем чудотворный образ Твой, радостно взывающе: Радуйся, вечное наше радование; Радуйся, воскресения нашего Сокровище. Радуйся, от рова страстей нас свобождающая; Радуйся, взыскание погибших и ума лишенных. Радуйся, исполняющая прошения верных; Радуйся, уповающим на Тя грехов прощение даруеши. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, приими недостойных раб Твоих молитву, призри на предстоящия люди пред чудотворной иконою Твоею и усердно поклоняющихся Пречистым Страстем Сына Твоего, просящих избавления от вечныя муки, вопиющих Тебе: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)


Молитва первая

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, высши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих Заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, и преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, и градоначальники, и христолюбивое воинство и доброхоты, и вся православные христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению; и сподоби ны грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна и препрославленна, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, Пресвятая Владычице, Госпоже Дево Богородице! Приими молитву и усердное поклонение пред чудотворною иконою Твоею, милостиво посети смиренныя и грешныя рабы Твоя, не остави нас погибнути в гресех наших, буди Помощнице и Заступнице всем православным христианам, и в час кончины жизни нашей предстательствуй, о Всенепорочная! Помилуй нас милостию Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа и Твоим Матерним ходатайством удостой избавитися от вечныя смерти. Аминь.

Страстная икона Божией Матери - почитаемая в православии икона Богородицы, относится к иконописному типу Одигитрия. Своё название икона получила по причине изображения рядом с ликом Богородицы ангелов, держащих в руках орудия Страстей Христовых.

Празднование в честь иконы совершается 26 августа по н.с. (установлено в память перенесения её в Москву), а также в шестое воскресение после Пасхи (в память о чудесных исцелениях, приписываемых иконе).

История иконы

Происхождение иконы неизвестно. С прославлением в начале XVII века чтимого списка иконы связана легенда о жительнице села Палицы по имени Екатерина, которая, будучи бесноватой, дала обет принять монашество в случае исцеления. Выздоровев, она забыла об обещании, а вспомнив, слегла в постель и трижды в видении ей являлась Богородица. Она указала женщине идти в Нижний Новгород и помолиться перед написанным иконописцем Григорием образом Богородицы с изображением орудий страстей, а также отдать ему для украшения иконы семь серебряных монет, собранных как подаяние именем Богородицы. Екатерина исполнила указание и получила исцеления, после этого предание сообщает о многочисленных чудесах от иконы.

Местный боярин Лыков, узнав о чудотворной иконе, перенёс её в свою в церковь в селе Палицы. В 1641 году по указанию царя Алексея Михайловича икону перенесли из села Палицы в Москву. На месте её торжественной встречи царём у Тверских ворот вначале возвели каменную церковь, а в 1654 годуАлексей Михайлович приказал построить Страстной девичий монастырь. В нём икона находилась до1919 года когда монастырь был упразднён. Икону перенесли в церковь Воскресения в Сокольниках где она находится в настоящее время.

Просмотреть на карте большего размера

Иконография

Страстная икона относится к иконографическому типу «Одигитрии». Голова Богородицы наклонена к сидящему на её руках младенцу Иисусу. Своими руками Богомладенец держится за правую руку Богородицы: правой рукой он держит ее большой палец, а левой сжимает кисть. Лик Богомладенца, исполненный страха, обращён к Богородице и отвёрнут от образа его предстоящих крестных страданий. Этот образ представлен в виде двух ангелов, изображённых по сторонам от лика Богоматери. В руки ангелов помещены орудия страстей - Крест, губка и копьё.