Что такое сапун в автомобиле? Сапуны! (Выведем повыше — нырнем поглубже)

Сапун (или дыхательный клапан) - это приспособление, при помощи которого ёмкость сообщается с атмосферой, чтобы поддержать равенство давлений. Если говорить «простым» языком, то сапун пускает воздух и газы, которые возникают в результате работы устройств автомобиля, что дает возможность пройти воздуху внутрь, когда работа механизмов автомобиля прекратилась. Это необходимо для того, чтобы восстановить одинаковое давление в двух плоскостях.

Где используются сапуны

В автомобильной практике сапун можно встретить в двигателе, коробке передач, переднем мосту, а также заднем мосту. Но при этом, в любом месте он выполняет одни и те же функции.

Сапун в двигателе

Cапун в двигателе выпускает газы и воздух, проходящие через него, которые возникли вследствие работы цилиндров, тем самым предотвращая утечку из картера.

В случае прекращения работы двигателя давление в пространстве картера и атмосфере выравнивается путем поступления воздуха из атмосферы. Сапун предупреждает попадание грязи и влаги в устройство двигателя. Благодаря этому качеству сегодня сапуны очень часто устанавливают на внедорожниках, ведь они незаменимы при езде по бездорожью.

Но все же не забывайте периодически проверять все сапуны в автомобиле. По причине постоянного движения масла в нем скапливается мусор и пыль. Чтобы от них избавиться, нужно правильно снять и почистить сапуны. В случае сильного загрязнения его придется заменить на новый. Но прежде чем установить новый сапун, тщательно очистите место установки, чтобы избежать дальнейшего загрязнения нового устройства.

Сапун в коробке передач

Достаточно часто, по причине сильного загрязнения сапуна коробки передач, последняя начинает плохо работать. В КПП сапун расположен на крышке картера коробки. Когда грязь и пыль попадает в сапун, то начинает заедать колесо, смонтированное на вторичном валу. Как следствие – повышается риск изнашивания и синхронизаторов. Чтобы избежать этого, нужно при каждом прохождении технического осмотра (а иногда и чаще) очищать сапун. Если клапан будет засорен очень сильно, то в КПП будет повышаться давление, и как результат – масло будет протекать через уплотнители.

Сапуны мостов

Внутри моста, соединяющего колеса, находится масло. А так как внутренняя полость контактирует с внешним миром, то делает она это при помощи сапуна. Благодаря этому клапану предотвращается повышение давления внутри самого моста. Кроме того, сапун выступает в роли «защитника»: он ограждает мост от попадания в него грязи и жидкости, во время преодоления водных преград. А еще внутри моста есть специальное отверстие, по которому стекает масло.

Большего внимания требует сапун картера заднего моста. Он находится в верхней его части, с правой стороны. Если этот клапан засорен, то возможно подтекание масла. Чтобы решить эту проблему, нужно очистить сапун и проверить, чтобы крышка сапуна двигалась во всех направлениях.

После того как крышку сапуна почистили, рекомендуется проверить его после 20-ти километрового пробега. Если вы опять обнаружите следы масла, то это значит, что вам необходимо заменить устройство. Помните, что сапун заднего моста играет важную роль в работе всего автомобиле, а потому следует всегда держать его в исправном состоянии.

Подписывайтесь на наши ленты в

Владельцы старых отечественных авто после нескольких лет владения могут без проблем написать справочник "болезней" той или иной модели автомобиля. Одной из таких "болячек" является неисправность двигателя, при которой моторное масло выдавливает через сапун. Это явление в народе чаще всего называют просто: "гонит масло через сапун" или "выкидывает масло через сапун".

Проблема довольно неприятная и сопровождается большим количеством проблем, связанных с мотором. Именно об этой проблеме, как вы, наверное, уже догадались, мы и поговорим в данной статье. Вы узнаете почему гонит масло из сапуна, по каким причинам это происходит и как решить данную проблему. Поехали.

Как правило проблема актуальна с наступлением холодов, сапун замерзает и масло выдавливает. Проявляется это в виде масляных потеков, которые видны снаружи двигателя. Несвоевременная реакция на данное явление может привести к серьезным поломкам двигателя.

Принцип работы системы вентиляции картерных газов

Для того, чтобы понять почему масло выдавливает из сапуна, предлагаю вкратце рассмотреть принцип работы масляной системы. Не многие знают, но для правильной работы двигателя необходима вентиляция, так как в процессе его работы в картере собираются газы и речь сейчас отнюдь не о выхлопных. Чтобы обеспечить вывод этих газов в старых автомобилях использовалась так называемая система вентиляции картерных газов, которая спустя некоторое время и стала именоваться не иначе как "сапун". При помощи сапуна инженерам удалось реализовать вентиляцию картера и тем самым обеспечить сброс давления, которое образуется во время работы мотора. Однако система оказалась неэффективной, так как вместе с избыточным давлением и газами в сапун проникали мельчайшие частицы масла.

Частично вопрос проникновения "масляной пыли" в сапун удалось решить посредством специальной сеточки, которая улавливает масляные частицы и не пропускает их в сапун. Однако несмотря на это часть масляных испарений все же проникают дальше, создавая определенные трудности для владельцев. Небольшое количество масла проникшего в сапун не считается чем-либо страшным, однако если масло в сапуна гонит в больших количествах, это повод серьезно задуматься о техническом состоянии мотора.

Причины, по которым гонит масло через сапун

  • Износ ЦПГ. При серьезном износе цилиндропоршневой группы (ЦПГ) в частности колец, определенное количество выхлопных газов проникают в картер, в результате чего образуется избыточное давление и как результат начинается маслогон. Масло выдавливает под большим давлением и уже никакая сеточка от этого не спасает.
  • Забит маслоотражатель. В случае нарушения вентиляции масляные испарения начинают идти в обход очистителя, в результате чего масло гонит из сапуна.
  • Воздушный фильтр забит. Забитый фильтр не позволяет мотору "дышать", в итоге забор воздуха происходит из альтернативных источников, в том числе и через сапун, только уже вместе с маслом.
  • . Некоторые автомобилисты не соблюдают требований, указанных производителем и предпочитают лить масло по верхний уровень или выше, мотивируя это тем, что масла много не бывает. В итоге лишнее масло как и полагается начинает работать не в пользу, а наоборот, во вред и часть этого масла выдавливает через сапун, кроме того оно появляется и на воздушном фильтре.
  • Клапан сапуна вышел из строя. Неисправный или заклинивший клапан приводит к тому, что в картер начинают проникать отработанные газы, в итоге давление увеличивается и происходит выброс масла через сапун.

Диагностика неисправностей

  1. Первым делом необходимо обратить внимание на цвет выхлопа, сизый или черный дым, признак прогара клапанов или проблем с кольцами. Более детально о том, как определить неисправность по выхлопным газам .
  2. Далее следует проверить компрессию во всех цилиндрах, значение на бензиновых ДВС должно быть в пределах 11-13 МПа. Более подробно о том как проверить компрессию вы можете узнать .
  3. Отсоедините патрубки от крышки клапанов, воздухана и сапуна. Оцените степень загрязнения. Если патрубки сильно грязные или забиты масляным нагаром, воспользуйтесь бензином для очистки или специальным очистителем для карбюратора.
  4. Проверьте состояние маслоотделителя. Открутите требуемые болты, чтобы добраться к этому узлу. Достаньте маслоотделитель и оцените его состояние. При необходимости произведите очистку или промывку с последующей сушкой.
  5. Произведите осмотр и при необходимости промывку клапана сапуна. Случаются ситуации, когда клапан подклинивает, в результате чего выхлопные газы проникают в картер и создают избыточное давление. Достаньте деталь и выполните промывку, в большинстве случаев это позволяет решить вопрос выдавливания масла из сапуна.

Полезный совет! Чтобы отличить залегшие кольца от прогоревшего клапана достаточно произвести несколько манипуляций. После проверки компрессии в цилиндрах определите цилиндр с наименьшим значением. Затем произведите осмотр свечи данного цилиндра, если кольца залегли в этом цилиндре свеча будет покрыта толстым масляным слоем. Если прогорел клапан, свеча будет выглядеть нормально без каких-либо серьезных отклонений.

В заключение...

Проблема с выбросом масла через сапун волнует многих автомобилистов и доставляет массу хлопот, однако при своевременном обнаружении проблемы и правильном подходе серьезных последствий можно избежать. Важно следить за тем, чтобы уровень масла был в норме. Как только вы обнаружите, что , следите за его уровнем и постоянно наблюдайте, чтобы он не упал ниже допустимого. Также уделяйте внимание сапуну и фильтру, масло на воздушном фильтре в больших количествах также не сулит ничего хорошего. Регулярно следите за состоянием мотора и всех систем, и своевременно производите устранение той или иной неисправности, и ненужных растрат.


3. den-whitewolf

Цитата: Принцип работы сапуна

Понижение уровня масла в баке приводит к созданию в нем разрежения. Разница давлений в баке и в атмосфере провоцирует создание потока воздуха, который, проходя через фильтроэлемент, очищается от механических загрязнений и попадает в бак над уровнем масла. При повышении уровня масла в баке вытесненный из него воздух через фильтроэлемент выходит в атмосферу.

Теперь не цитата:
Сапун это вывод из мостов, Акпп и раздатки, через который они "дышат". При работе масло нагревается и расширяется вместе с воздухом. Создается давление, которое если не сбросить, начнет давить масло через прокладки, а это не есть гут. Обратный эффект - при охлаждении внутри давление падает и ёмкость (моста, коробки, раздатки) начинает пытаться все через те же прокладки засосать воздух в себя. Что также не есть гут. Ибо машин на тот момент эксплуатируется в толще ГРЯЗИ и ВОДЫ (а иначе с чего вдруг происходит резкое охлаждение?) Так вот чтобы этого не случилось, были придуманы сапуны.
В дальнейшем буду говорить – сапун, подразумевая сам сапун, шланг, и всякие посадочные и выводные места.

А нахрена, они собственно нужны:
А нужны они дабы предотвратить попадание воды, и других жидких (полужидких) субстанций внутрь силовых узлов. Это первое. И второе – не дать выдавить прокладки из-за избыточного давления и как следствие обезмасливания узла.

приблизительная схема. У меня нет соединителя - все хвосты идут отдельно


Страшилка:

Короче - даже чистая вода, попавшая в масло образует не пригодную для смазывания и защиты узлов агрегата - эмульсию (из переднего моста я как раз такую и сливал). Если попадание иной жидкости в мосты и раздатку мы можем отделаться легким испугом, промывкой и заменой масел, то АКПП станет в аварийный режим (мигание буковки "N") и мы попадем на ремонт АКПП, который стоит…короче мого стоит))
Нотация:
Если машин катается по асфальту и в солнечную погоду - заморачиваться с выводом сапунов не стоит. А если эксплуатируется по полной программе - дабы продлить жизнь мостам, коробки и раздатки, обязательно нужно вывести сапуны повыше.

Предистория:
Долго лазая под днищем – не обошел вниманием разнообразные трубки, висящие и ползущие в разные стороны в хаотичном направлении. Проследив пути движения, и посоветовавшись с авторитетными людьми, пришел к выводу – надо сделать по уму. Машина планировалась для «браконьерского» разгула – а именно рыбалки и загородных покатушек. А там, как известно воды бывает как раз по днище.
В основном система сапунов представляет собой трубки идущие куда - нибудь в раму. Следовательно погружение в воду выше рамы - ОПАСНО.

НО! Катаем мы автомобили иногда в аккурат именно ПО РАМЕ. А это приводит к быстрому загрязнению сапунов и как следствие они перестают правильно работать, стравливая избыточное давление или устраняя разряжение.

Вывод:
Пихаем выходы трубок как можно выше. Оптимальное место – шноркель. Второе по существу место - под капотом, надо только постараться не нырять глубже)))). Ну, я в принципе и не собирался, поэтому остановился под капотом.
В САЛОН НЕ ВЫВОДИТЬ! Товарищи, ну на хрена Вам проблемы со здоровьем? Испарения технического масла в агрегатах - это ни разу не испарения от подсолнечного масла!

Расходники, какой-никакой справный струмент и прочая мысля:
Народ советует,
Основное - Шланг маслостойкий диаметр 6мм = 10м ,
или Шланг d=8мм. маслобензостойкий 1м (в оплетке дюрит) (в зависимости у кого какой размер трубки сапуна – вощем что налезет, то и брать) код – 091467, артикул - ШМБС-8Х1000, цена - 90 руб. за метр
или Шланг от водяного уровня строительного (в строй магазинах). Скажу честно- смотрел, вид неказистый, зато дешево – представляет собой прозрачную трубку наподобие капельницы, но значительно толще. Рублей 200 за 5 метров.


шланг топливный


НО! Помним о прочности и о температуре создаваемой выхлопной системой. А так в принципе-не критично. Жаба меня придушила, полазил по гаражам, нашел топливный шланг и успокоился.
Дальше:
всякие Стяжки нейлоновые 380мм = 1упаковка/100шт (215руб), Фильтр бензиновый от карбюраторного авто = 50р, Кусачки маленькие (для нейлоновых стяжек), Пассатижи, Нож, Кронштейны для крепления шланга в некоторых точках кузова, балок и т.п (я использовал детский конструктор, помните был такой металлический с кучей всяких уголков, полосок и болтиков?) и остальная хрень по желанию.

Пояснение:
собственно сам якобы фильтр сапуна выглядит так:


просто оголовок шланга, грибообразной формы. Дуется и туда и сюда.А иначе смысла в нем нет))). У кого-то в торце шлангов стоят просто уплотнители из нечто напоминающей минеральную вату --смысл тот же - чтобы воздух проходил и очищался . Выкинул нафиг! Поэтому и нужны фильтра от классики - и дышат и очищают!

Сама работа и советы:
Совет 1. Нужна яма или эстакада. Корячится на асфальте не получится.
Совет 2. Померьте сначала хоть приблизительно, сколько Вам понадобится метров, и заодно прорисуйте весь путь пролегания шлангов.
Совет 3. А заодно – будете выводить сапуны под один выход, или все ЧЕТЫРЕ по отдельности. Если по отдельности, то такая хрень Вам не пригодится (я ее кстати и не нашел в магазинах):


переходник-соединитель


Смысл – из-за дороговизны шлангов, некоторые объединяют шланг от, например, заднего моста и раздатки в один, а АКПП и переднего моста – в другой. Денег идет меньше, шлангов меньше, фильтров меньше, а место под капотом БОЛЬШЕ)))). Основные страшилки – зальёт шланг – автоматически зальёт и второй агрегат, скооперированный Вами в этой связке.
Но мы вроде договорились – выше капота не нырять? Тогда не критично. Я вывел все по отдельности – место было и шланги тоже, а фильтр стоил 15 рублей))))


почти такой, но не принципиально. Хотел, чтобы хвосты у фильтра смотрели вверх-вниз


Совет 4. когда тащите шланг – замотайте его хвост изолентой (скотчем, жвачкой и т.п.) дабы гадости не нацеплять в сам шланг.
Совет 5. все соприкосновения (перегибы) шланга сапуна с другими частями автомобиля лучше избежать. Или изолировать. Или изогнуть и пустить отдельно. Например у меня идет рядышком с выхлоной системой, и разумеется я шланг отвел в сторону – нефиг ему гореть от трубы))). Больше перегибов у меня не было-всё шло ровно и не за что не цеплялось.

Начал с хвоста. Отсоединяем шланг от сапуна заднего моста и трубки вывода сапуна в раму. И надеваем шланг на сапун заднего моста.:



Сохраняем ВСЕ бывшие изгибы (просадка моста и т.д.). Я решил запихать половину пути шланга в раму.


задний изгиб- там и был. Пришлось болты откручивать и перецеплять шланг.




Кто-то ведет ПОВЕРХ рамы, кто-то непосредственно ПОД ДНИЩЕМ. Не принципиально. В раме меньше механических повреждений и потом она ЖЕЛЕЗНАЯ)))). Дошел до технологического отверстия (не полез дальше да и шланг был короткий), вывел.


и выныривает!



нашел по пути дырки - метчиком на 8 сделал резьбу, прицепил планочку и завернул вокруг шланга


как-то так


Сконнекил с другим путем соединения с переходником и вывел под капот.


нашел прозрачный…ну чё нашел, то нашёл)))))


соединял шланги такой финдюлиной:

Сапун на двигателе (дыхательный клапан) - устройство для уравнивания давления в закрытой емкости относительно атмосферного давления. Другими словами, клапан-сапун позволяет закрытой емкости сообщаться с атмосферой. В двигателях внутреннего сгорания сапун уравнивает давление внутри картера .

В процессе эксплуатации ТС и работы силового агрегата давление в картере может расти, в результате чего через сапун выходят картерные газы, выдавливается лишнее моторное масло и т.п. Если же давление в картере двигателя оказывается ниже атмосферного, тогда через сапун в картер попадает наружный воздух, посредством чего устраняется разница между внешним атмосферным и внутренним давлением в полости картера.

Где устанавливается сапун


Сапуны на автомобиле устанавливаются:

  • в самом двигателе;
  • в устройстве КПП;
  • в конструкции переднего и заднего моста;

Отметим, что функции данных устройств практически одинаковые независимо от места установки. Следует добавить, что клапан также имеет дополнительный фильтр, который не позволяет механическим частицам, грязи и влаге проникать в двигатель вместе с наружным воздухом.

Если сказать иначе, сапун позволяет «дышать» тем узлам, из которых нельзя допустить вытекания рабочей жидкости, а также попадания воды и грязи снаружи. Во время работы ДВС в картере нагревается, что приводит к его расширению. Также расширяется имеющийся в картере воздух и создается давление. Если это давление не сбросить, тогда масло начнет выдавливать через уплотнители, сальники и прокладки двигателя. Это утверждение справедливо и по отношению к другим узлам автомобиля (мосты, раздатка, КПП).

После остановки двигателя и прекращения работы других узлов, а также при попадании в воду (актуально для внедорожников) происходит охлаждение. При охлаждении давление в емкости падает, снова возникает разница давлений и наружный воздух пытается прорваться внутрь через прокладки и т.д. Для противодействия указанным явлениям и безопасному выравниванию давления на двигатель, КПП и т.п. устанавливаются сапуны. Получается, клапан предотвращает попадание воды и грязи внутрь силовых узлов при падении давления, а также не позволяет выдавить прокладки и вытечь рабочей жидкости (смазочному материалу) при возникновении избытков давления.

Почему нужно чистить сапун


Работа в описанных выше условиях предполагает то, что сапун может забиваться. Выход масла через клапан сопровождается последующим накапливанием пыли, которая закупоривает проходное отверстие клапана. В результате при нагреве создается избыточное давление или недостаточное давление при остывании, что приводит к течи масла через сальники и прокладки двигателя и других агрегатов.

Для устранения неисправности сапун нужно снять для очистки или замены. Поменять сапун двигателя или коробки на новый рекомендуется в том случае, если он сильно загрязнен. Перед установкой нового сапуна необходимо качественно очистить место его установки. Это позволит избежать его быстрого повторного загрязнения.

Теперь несколько слов о других узлах. Сапун коробки передач также требует повышенного внимания, так как данный механизм начинает работать со сбоями и намного быстрее изнашивается при условии того, что клапан забит. Зачастую в коробке сапуны устанавливаются в области крышки картера. Неисправный сапун может пропускать грязь внутрь КПП, возрастает риск течей коробки, происходит ускоренный износ синхронизаторов и т.д.

Следует учитывать, что сапуны на мостах (раздатках) работают в условиях постоянного контакта с водой, пылью и грязью. В этом случае проверять их следует намного чаще. Не стоит исключать риск попадания влаги в смазочный материал через сапун, особенно если машина часто эксплуатируется в условиях серьезного бездорожья, часто пересекает водные преграды и т.д. Результатом становится значительное ухудшение смазывающих, защитных и охлаждающих свойств масла в мостах, что означает быстрый выход из строя узлов данного типа.

Вполне очевидно, что сапуны желательно проверять на каждом ТО (10-15 тыс. км. пробега), особенно если автомобиль часто эксплуатируется на бездорожье с проездом водных преград. В отдельных случаях чистить сапун следует после 2-3 таких поездок. Это поможет избежать течей масла через различные уплотнители. Также можно сделать вывод, что в случае обнаружения подтекания масла на двигателе и других агрегатах следует первым делом обратить внимание на сапун. Устройство необходимо снять, после чего проверяется ход его крышки. Крышка сапуна должна свободно перемещаться, не допускается залипание детали.

Напоследок добавим, что постоянный контроль работоспособности сапунов позволяет продлить ресурс двигателя и других агрегатов, в конструкции которых используется клапан. Сильно загрязненные сапуны лучше сразу менять на новые, так как стоимость указанной детали является вполне доступной для подавляющего большинства автолюбителей.

Похожие статьи

Почему через сапун выдавливает масло: как устранить неисправность. Достаточно распространенной проблемой на многих автомобилях отечественного и...