Национальный характер и культура испании. Культура испании Музыкальная культура испании первой половины 20 века

Историко-культурное наследие Испании богато и разнообразно. Колорит этой страны, её неповторимые красоты вдохновляли Пикассо, Гойю, Веласкеса, Дали... Влияние различных народов, религий и культур, пограничное положение между Европой и Африкой, замкнутость Средиземноморья и бескрайность Атлантического океана - всё это нашло отражение в величественных памятниках и интереснейших традициях Испании.
Архитектура Испании - это причудливое сплетение традиций ушедших цивилизаций, оставивших память о своем существовании именно в памятниках монументального творчества и динамично развивающееся искусство современных архитекторов.
На испанской земле соседствуют античные амфитеатры и акведуки с мощными укреплениями крепостей вестготов. Сохранились великолепные образчики мавританской архитектуры эпохи Халифата - Алькасар в Севилье и дворец Назарет в замковом комплексе Аламбра в Гранаде.
По количеству всемирно известных соборов с Испанией не может сравниться ни одна страна мира. Среди них – величественный романский собор в городе Сантьяго-де-Компостела и готические храмы Севильи, Бургаса, Толедо, Таррагоны. Собор в городе Теруэль, возведенный в уникальном испанском стиле «мудехар», сложившийся в результате слияния в архитектуре элементов готики и ренессанса с мавританскими традициями. Строгий монастырь-дворец (резиденция испанских королей) - Эскориал близ Мадрида, построенный в аскетичном стиле «эрререско» и причудливо украшенные барочно-ренессансные соборы Гранады, Мурсии и Валенсии.
Появление испанского модернизма, утвердившегося в качестве одного из основных направлений живописи и архитектуры на рубеже XIX и XX вв., тесно связано с деятельностью гениального каталонца Антонио Гауди, чьми руками были созданы такие замечательные творения, как собор Саграда Фамилия и парк Гуэль в Барселоне.
О творческом потенциале молодого поколения свидетельствуют в частности постмодернистские сооружения архитекторов Рикарда Бофила (Барселона), Сантьяго Калатравы (Севилья, Валенсия) и Рафаэля Монео (Мадрид).

Живопись Испании оставила заметный след в мировой истории изобразительного искусства. Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в 1576 г. живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, поскольку он был греческого происхождения и родился на острове Крит (1541-1614). Эль Греко становится основателем и главой толедской школы и пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей Толедо.
Золотой век испанской живописи представлен именами Хосе де Риберы, Франсиско Сурбарана, Б. Э. Мурильо и Д. Веласкеса, который уже в молодые годы стал придворным художником Филиппа IV; его знаменитые картины "Лас Менинас" или "Фрейлины", "Сдача Бреды", "Пряхи" и портреты королевских шутов находятся в мадридском музее Прадо.
Политические и социальные потрясения XVIII и XIX вв. отразились в творчестве Франсиско Гойи, например, его "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", а также серия "Бедствия войны". Вызывающие страх "черные картины", созданные незадолго до смерти мастера, - не только выражение его собственного отчаяния, но и свидетельство политического хаоса того времени.
Период 18-19 веков в целом охарактеризуется упадком испанского искусства, замкнутого в подражательном классицизме, а возрождение великой испанской традиции происходит в первой половине 20 века. Новые пути в мировом искусстве проложили - зачинатель и яркий представитель сюрреализма в живописи Сальвадор Дали (1904-1989), один из основоположников кубизма Хуан Грис (1887-1921), абстракционист Хуан Миро (1893-1983) и Пабло Пикассо (1881-1973), внесший вклад в развитие нескольких направлений современного искусства.

Литература Испании - одно из самых ярких явлений мировой художественной культуры. О ее весомом вкладе свидетельствует хотя бы то, что два самых знаменитых общечеловеческих типа - Дон Кихот и Дон Жуан созданы испанцами.
Самым известным литературным произведением, описывающим реконкисту, является созданная неизвестным автором эпическая поэма "Песнь о моем Сиде" (около 1140 г.), рассказывающая о подвигах Родриго Диаса де Бивара, более известного как Сид (от арабского "сиди") - Повелитель.
Классики испанского театра, родоначальники "золотого века" литературы - Феликс Лопе де Вега и Педро Кальдерон де ла Барка известны русскому читателю и зрителю по блестящим постановкам на русской сцене. Тирсо де Молина создал в литературе образ Дон Жуана. Таким же бессмертным стал рыцарь Печального образа Дон Кихот Ламанческий Мигеля де Сервантеса.
В конце XIX века разочаровавшееся в политике "поколение 98-го" встало перед задачей духовного обновления Испании. К этому движению примкнули Мигель де Унамуно и Рамон Мария дель Валье-Инклан. В 1927 г. сформировалась группа молодых авангардистов, вошедших в историю литературы как "Группа 27-го". Её самым знаменитым членом был поэт и драматург Федерико Гарсия Лорка; цикл стихотворений "Цыганские романсеро" и драмы "Иерма" и "Кровавая свадьба" тесными узами связаны с его родной Андалусией. Гарсия Лорка был убит около Гранады франкистами.
В 1989 г. Нобелевскую премию получил Камило Хосе Села, роман которого "Улей" (1943) переведен на русский язык. Роман "Особые приметы" Хуана Гойтисоло, который возглавил поколение испанских писателей 50-х гг., как и все его произведения, имеет четкую общественную позицию. Один из самых значительных писателей Мигель Делибес, его знаменитый роман "Святые безгрешные" (1981) также переведен на русский язык. Широко популярны сегодня Кармен Мартин Гаите (род. 1925 г.; литературная премия Испании 1994 г.) и Мануэль Васкес Монтальбан (род. 1939 г.; литературная премия 1995 г.). Его роман "Одиночество менеджера", герой которого частный детектив Пепе Корвальо, известен и за пределами Испании.

Музыка Испании
Расцвет испанской музыкальной культуры, особенно в жанре церковной музыки, начался в 16 веке. Ведущими композиторами той эпохи были мастер вокальной полифонии Кристобаль де Моралес (1500–1553), его ученик Томас Луис де Виктория (ок. 1548–1611), прозванный «испанским Палестриной», а также Антонио де Кабесон (1510–1566), прославившийся сочинениями для клавесина и органа.
В 19 веке после длительной эпохи застоя инициатором возрождения национальной музыкальной культуры стал Фелипе Педрель (1841–1922), основоположник новой испанской композиторской школы и создатель современного испанского музыковедения.
В конце 19 – начале 20 века испанская музыка получает европейскую известность благодаря таким композиторам, как Энрике Гранадос (1867–1916), Исаак Альбенис (1860–1909) и Мануэль де Фалья (1876–1946). Современная Испания дала таких всемирно известных оперных певцов, как Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и Монтсеррат Кабалье.

Киноискусство Испании
В кино Испания имеет давние традиции. Луис Бунюэль шокировал публику в 20-е годы такими сюрреалистическими фильмами, как "Андалусский пес"; вплоть до 80-х гг. он продолжал клеймить буржуазное лицемерие, например, в картине "Скромное очарование буржуазии".
Выдающиеся режиссеры современного кино Карлос Саура ("Кармен") и Педро Альмодовар Фернандо Труэва Хулио Медель в послефранкистский период способствовали упрочению мировой славы испанского кинематографа.

Фестивали в Испании
Ежегодно в Испании проводятся десятки крупных фестивалей. Почитатели любого жанра искусства смогут найти для себя интересное мероприятие в течение всего года.
Например, музыкальный фестиваль в Гранаде, начинающийся в июне, собирает ярких представителей классического и современного танца, исполнителей фламенко. Июльский джазовый фестиваль в Сан-Хавьере посещают мировые звезды этого музыкального направления.
Любителям театра будет интересен фестиваль в Мериде, где можно будет посмотреть программу. классических греко-латинских и средиземноморских театров.
В августе проходит международный вокальный фестиваль Habaneras в Торревьехе.
Очень насыщенна программа осеннего мадридского фестиваля музыки.
Поклонникам кинематографа известен международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне.

XIX век в истории Испании - сложное кровопролитное время, которое, тем не менее, способствовало подъему национальной культуры и искусства. Вторжение войск Наполеона (1808 год), Кадиская либеральная конституция 1812 года и возвращение к абсолютизму в 1814 году, буржуазная революция 1869-1873 года, ограничившая власть монархии, и проигранная война с США в конце века (1898) создавали постоянную напряженную атмосферу в стране. Начало подъема культуры и искусства совпадает с началом национальной освободительной борьбы против Наполеона, ? литература воспевает героизм народа, в музыкальной жизни? открываются консерватории, оперные театры, концертные организации. В 40-х годах распространяется «кастисисмо» _ движение сторонников возрождения старинных национальных жанров, в том числе сарсуэллы - музыкально? драматического произведения, близкого оперетте, но в испанском стиле, ? танец, чередующийся с песней. Видными представителями этого движения были Франсиско Барбьери (1823-1894), составивший ценное собрание народных песен XV?XVI веков, и Томас Бретон (1850-1923), директор мадридской консерватории выступавший против засилья итальянской оперы в Испании, оба они были авторами многих сарсуэл. В «кастисисмо» можно видеть начало, идейное зерно, получившее рост и развитие в последующем движении, возникшем в 70?х годах, как отклик на революционные события в стране. В конце 90?х это движение обретает особенную драматичность, остроту конфликта и рост национального чувства в связи с проигранной войной с США и потерей многих испанских колоний.

Итак, в 70х годах происходит новый подъем культуры, названный Ренасимьенто (испанское Возрождение), в котором участвовали виднейшие писатели, поэты, художники. Название движения отражает стремление испанцев к самобытности своей культуры, когда после «золотого (XVI?XVII) века» культуры Испании (в литературе? Сервантес, Лопе де Вега, в живописи? Веласкес, Сурбаран и Эль Греко, а в музыке? Томас Луи Витториа («испанский Палестрина»), Кристобаль Моралес и Антонио Кабесон), наступает время итальянского и французского влияния на испанскую культуру и общего кризиса национальной культуры. Но народной музыки, живущей в глубинках, это не коснулось: «Русский писатель В.П.Боткин, посетивший Испанию в 1845 году, свидетельствовал, что «андалузец не может ни ехать, ни идти, ни работать» без фанданго…» Друскин М. История зарубежной музыки., вып.4; Музыкальная культура Испании; М., Музыка 1967;С.502..

Карел Чапек писал об Испании так:

«…в этой стране недалеко ходить за тем, что, если я не ошибаюсь, называется национализм. Народ этот, как никакой другой в мире, если не считать англичан, сумел сохранить свой особый уклад; и от женских мантилий до музыки Альбениса, от повседневных привычек до уличных вывесок, от кабальеро и до ослов предпочитает свое, исконно испанское, единообразяшей лакировке международной цивилизации. Быть может, дело тут в климате или в почти островном положении, но главное, мне кажется, в характере людей. Здесь каждому кабальеро задирает нос региональное чванство; Gaditano кичится тем, что он из Кадиса, Madrileno ? тем, что из Мадрида, астуриец горд тем, что из Астурии, а кастилец горд сам по себе, ибо каждое это имя овеяно славой, как герб.

Вот почему, мне кажется, севилец не снизойдет никогда до того, чтобы стать добрым международным европейцем; ведь он не мог бы стать даже мадридцем. Одна из самых неразрешимых загадок Испании? ее провинциальный дух, особая добродетель, которая в остальной части Европы постепенно сходит на нет; провинциализм? валовой продукт природы, истории и людей. Испания еще не перестала быть природой и еще не опамятовалась от своей истории, потому? то она и сумела сохранить в такой степени это качество. Ну, а мы, прочие, можем только немножечко удивляться тому, как это прекрасно? быть нацией» Карел Чапек «О черни. Путевые заметки»..

Вдохновителем музыкального Ренасимьенто был Фелипе Педрель? музыкальный ученый, фольклорист, композитор, автор оперной и симфонической музыки, хоровых сочинений. В XIX веке в Испании было сильным влияние французского романтизма. Еще в 70х годах Педрель писал оперы на сюжеты французских писателей, но уже в 80х годах он обратился к глубокому изучению испанской народной и профессиональной музыки, и написал оперную трилогию «Пиренеи» о патриотической борьбе каталонцев с маврами в XIII веке.

Эстетические идеалы Педреля, выраженные им в манифесте «За нашу музыку» были в гармоничном сочетании фольклорных богатств с высоким профессиональным мастерством испанских композиторов. Он ставил в пример представителей русской Могучей кучки в их разработке своего индивидуального национального стиля, опиравшегося на народную песню. Но в своем творчестве он не смог реализовать эту идею на практике,? это в полной мере сделал Альбенис, а после него продолжили развивать Энрике Гранадос, Х.Турина, Х.Нин и Мануэль де Фалья.

«…истинный пафос и смысл возрождения заключался в возврате былой славы испанской музыке, овладении широким кругом форм и жанров, установлении контакта с передовыми исканиями современного искусства? в выходе на качественно иной уровень творчества, на котором национальное начало проявилось бы во всей полноте, становясь в то же время универсальным…» Мартынов И. Музыка Испании. Монография. М., Сов. композитор,1977.стр.121.

Другим собирателем «драгоценных россыпей» испанского фольклора был Федерико Ольмеда, собравший от певцов? крестьян по деревням Кастилии более 300 народных напевов для сборника «Фольклор Кастилии».

Самобытности региональной культуры, интонационной разницы музыкальных напевов (и даже разницы в языках) отдельных провинций Испании способствовали географические (разделение областей горными цепями), климатические (суровый север и жаркий юг) и экономико-политические условия (в зависимости от коммуникации регионов с Европой). Но, при совершенном различии напевов и языка в разных областях страны есть общие особенности национального стиля и предпочтения в экспрессии. Это органическое единство танца, песни и сопровождения, о котором сами испанцы говорят как о «представлении песни при помощи ног» и всеобщая любовь к гитаре. Гитара в Испании двух видов и различается по способу извлечения звука и происхождению? мавританская (играли способом «пунтеадо»- отчетливое взятие каждой ноты щипком) и классическая латинская (способ «расгеадо» ? взятие аккордами и игра тремоло). Также нельзя представить себе испанскую музыку без кастаньет, о которых русский музыковед М.Вайсборд так говорит, описывая впечатление от концерта испанской танцовщицы Лусеры Тены: « ? В ее руках кастаньеты как бы переступают границы своих возможностей. Они не только передают тончайшие динамические оттенки или с легкостью «плетут» кружево пассажей, но и способны донести до слушателя самую сущность музыки». Вайсборд М.А. Исаак Альбенис. Очерк жизни. Фортепианное творчество. М., Сов. композитор,1977; С.9.

Кроме гитары и кастаньет в народной музыке использовались еще различные другие струнно-щипковые (бандурия, лютня), деревянные духовые (разновидности флейты) и ударные инструменты (тамбурин и др.), а музыкальный ансамбль также варьировался в зависимости от местности.

Среди огромного разнообразия испанских песен и танцев выделяется северная хота - «королева танцев» (Арагония), которая распространилась по всей стране (существуют разновидности хоты в зависимости от местности валенсианская, кастильская, тортосская хоты), и южное фанданго в Андалусии, варьируемое андалусийцами (в Гранаде это гранадина, в Ронде? ронденья, в Малаге? малагенья). Фанданго также мигрировало по всей стране и дошло до самого севера (например,? астурийское фанданго с южной андалусийской хореографией, но северной астурийской музыкой). Со второй половины XIX века фанданго было широко распространено, и иностранные композиторы использовали в основном андалусийские мелодии чтобы выразить испанскую характерность в своих произведениях.

К самым важным по влиянию на другие культуры и распространению танцам также относятся пятидольный северный ритмически сложный «сортсико» (Баскония), положенный в основу гимна басков «Дерево Герники», и не выходивший за пределы своей области, каталонская «сардана»(северо? восток Испании, язык и музыка которой близки французскому Провансу), «болеро» (предположительно придуманный С.Сересой из Кадисса в конце 18го века), распространенный по стране и на Балеарских островах (в Кастилии, например, исполняется болеро-сегидилья).

В музыке любимого всеми и популярного «фламенко» (Андалусия), истоки которого в мавританской культуре Мавры владели Испанией с VIII?XIII века, воздействие их культуры отразилось и в архитектуре, а наиболее старый слой испанской народной музыки, связанный с этим влиянием называется «древнее пение»., а также в цыганских влияниях В XV веке из рушащейся Византии прибыли цыгане, расселившиеся в южной Испании., используются характерные ладовые обороты (увеличенные лады), виртуозная мелизматика, хроматизмы, полиритмия, особая манера горлового пения.

«Хабанера», завезенная из Кубы, бывшей в то время испанской колонией «Хабанера» переводится с испанского как «танец из Гаваны». отличается от всех южных танцев более сложной ритмикой, показывающей сложный кубинско-испанский синтез: в размере 2/4 пунктирный ритм сочетается с триолями.

Гибкость и сложность ритма? характерная особенность испанского фольклора, но «…на севере? это сложные переменные ритмы, где чередуются сочетания 2+3 и 3+2, на юге ритмы более простые (со счетом на три), но отличающиеся разнообразием в акцентировке, синкопировании…» Друскин М. История зарубежной музыки. вып.4; Музыкальная культура Испании; М., Музыка 1967;С. 505.

В XIX веке так же существовал исчезающий жанр «тонадильи», Испанское «tonadilla»,- букв. - песенка, уменьшит. от «tonada» - песня. Для многих тонадилий характерно трёхчастное строение: интрада, coplas и финал с использованием жанров сегидильи и тираны. ? это испанская музыкальная комедия, которую отличают динамизм и стремительность развития действия, связь с народными музыкальными жанрами, песенность мелодий, простота и доступность музыкального языка. Певец, гитарист и композитор Мануэль де Гарсия(1775-1832) считается последним из "тонадильерос". Он написал около семидесяти тонадилий, был великолепным певцом и сделал свою карьеру в Париже, вынужденный покинуть родную Испанию. Но во Франции он не забывал традиций искусства своей родины и способствовал знакомству Европы с жанром тонадильи, приходящим в упадок, а также славился исполнением испанских песен. Он вырастил замечательных певиц, своих дочерей? Марию Малибран и Полину Виардо, а также прославленного певца и автора трактата о певческом искусстве - своего сына Мануэля Гарсиа. У Э.Гранадоса также есть "Собрание тонадилий, написанных в старинном стиле" ("Colection de Tonadillas escritas en estilе antiguo") для голоса и фортепиано.; несмотря на камерность замысла в них сохранились черты сценического действия.

В первой половине XIX века успешно развивалось профессиональное инструментально? исполнительское искусство. Испанские гитаристы пользовались мировой известностью. Среди них особенно выделялись редкостью своего дарования гитаристы Фердинандо Сор (виртуоз и композитор, расширивший возможности техники игры на гитаре) и Мурсиано, игрой которого заслушивался М.Глинка, посещавший Испанию.

Выдающийся скрипач Пабло Сарасате (1844 ? 1908) гастролировал по странам Европы и Америки и привлекал внимание мира к Испании своей исполнительской деятельностью.

Во второй половине XIX века наступает время творчества знаменитой композиторской плеяды - И.Альбениса, Э.Гранадоса, М. де Фальи, великого виолончелиста Пабло Казальса, выдающегося пианиста Рикардо Виньеса и других.

Новаторские устремления испанских композиторов чаще находили понимание сначала во Франции, где жил И.Альбенис, получил признание талант М. де Фальи, пышно расцвел французский музыкальный «испанизм», а уже потом на родине. Многие испанские композиторы и музыканты эмигрировали из беспокойной Испании. Рядом с Мадридом и Барселоной возник еще один центр испанского музыкального возрождения - Париж, сохранявший это значение до начала первой мировой войны, когда большинство испанских музыкантов вернулось на родину.

1.2 Характеристика сценических жанров в Испании начала XX века

В начале XX века испанская драматургия и театр переживали упадок, хотя количество театральных зданий и трупп увеличивалось. Над всем преобладали соображения доходности. Помещения театров и труппы находились в руках различных антрепренёров, постоянно действующих стационарных театров не было. Лишь наиболее сильные труппы играли по нескольку сезонов подряд в одном и том же театре; большинство же трупп переезжало из города в город. Весь уклад театральной жизни был устарелым. Режиссура фактически почти не существовала, в актёрской игре господствовали штампы. В репертуаре преобладали испанские и переводные пьесы лёгкого содержания, зачастую пошлые. Театром завладел мелкий бытовой сюжет. Пьесы драматургов-новаторов редко могли пробить себе дорогу на сцену. Иностранные классики не ставились. Испанские пьесы «золотого зека» шли довольно редко и почти (всегда в переделках, во многом искажавших эти пьесы Балашов Н.И. Испанская классическая драма. М., 1975. .

Тон в театре задавала аристократическая и буржуазная публика, требовавшая от него только развлечения и насаждавшая пошлые вкусы (этими же в основном чертами характеризуется состояние театра в Испании и при господстве франкистов).

В то же время в Испании началось движение за возрождение художественно-самобытной национальной музыкальной культуры (так называемое Ренасимьенто), возглавленное композитором и музыкально-общественным деятелем Ф. Педрелем. Его музыкальные соч. (оперная трилогия «Пиренеи» и др.), теоретические труды и педагогическая деятельность оказали решающее влияние на формирование современной испанской композиторской школы. Основоположники новой музыки - ученики Педреля И. Альбенис, Э. Гранадос-и-Кампинья и М. де Фалья-и-Матеу. Творчество М. де Фальи - вершина современной испанской музыки, одно из высших достижений западноевропейской музыкальной классики XX в. Высокого уровня достигло в XX в. исполнительское искусство: выдвинулись пианисты Х. Турина, Р. Виньес, скрипачи П. Сарасате-и-Наваскуэс, Х. Манен, виолончелисты П. Касальс, Г. Касадо, гитаристы Ф. Таррега, М. Льобет, А. Сеговия, дирижёры Э. Ф. Арбос, Х. Итурби, певицы М. Гай. Э. Идальго, К. Супервиа, В. де лос Анхелес, Т. Берганса, П. Лоренгар. Среди музыковедов - Р. Митхана-и-Гордон, Ф. Гаскуэ, А. Саласар, Х. Субира, Э. Л. Чаварри, Э. М. Торнер и др. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. - М.: Искусство, 1989. - С.108

Во время Гражданской Войны в Испании, те театры, которые находились на территориях, контролируемых республиканцами перешли в ведение государства. Театральная жизнь в этих театрах заметно оживилась и существенно прогрессировала. Кроме того, эти театры формировали подвижные труппы, которые выступали на фронтах.

После победы генерала Франко все прогрессивные реформы в театральной сфере, которые были осуществлены республиканским правительством были отменены. Театры в Испании вновь перешли в частные руки и стали коммерческим предприятием. В принципе это было не так уж и плохо, но произошли существенные перемены в театральном репертуаре. Вместе спектаклей на социальную тему вновь стали ставить в основном легкие развлекательные спектакли. Театр утрачивал модернистские тенденции и даже национальные особенности, центр драматургии сместился из Мадрида в Барселону, испанский театр стал скорее «каталонским» Ранкс О.К. «Граф Аларкос» Х. Грау: театр марионеток // Вестник ВятГГУ. Том 2. Филология и искусствоведение. №3 (2) 2011. С. 146-150. .

Лишь в средине 1950-х годов, несмотря на жесткое давление со стороны правительства Франко, в театрах Испании вновь стали ставить произведения испанской классики. Постепенно в репертуары испанских театров вновь стали включать пьесы с острой критикой общества. Кроме того, в Испании 1950-х и 1960-х годов стали весьма популярны аматорские студенческие труппы, которые также ставили в основном оппозиционные режиму Франко спектакли. Эти театры оказали, несомненно, положительное влияние и на профессиональный театр в Испании. Вдобавок они воспитали целую плеяду талантливых актеров и режиссеров Силюнас, В. Ю. «Жизнь есть сон» - драма и спектакль // Проблемы ибероамериканского искусства: сб. статей / [отв. ред. Е. А. Козлова]. - М.: Едиториал УРРС, 2008. Вып. 2. - С. 13 .

"Серебряный век" российской культуры

1.1 Поэзия Начало ХХ века было расцветом русской поэзии, временем появления ярких творческих индивидуальностей, таких как К. Бальмонт, А. Блок, С. Есенин, И. Северянин, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Волошин, А. Белый и другие поэты...

Архитектура Новгорода XI-XV веков

Во второй половине XII века на средства бояр, купцов, жителей города стали строиться небольшие, скромные, но внушительные храмы. Именно в это время появляется новый тип храма - почти квадратный в плане, с кубовидным объемом...

Вклады культуры и искусства XX века в мировую цивилизацию

Исламо-арабская культура. Искусство Европы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей

В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц -- Париж, Санкт-Петербург...

Культура Руси X века

Первым общегосударственным мероприятием, превосходящим по своей масштабности все внутриплеменные дела местных князей, было полюдье. Недаром это русское слово вошло и в язык греческого цесаря, и в язык скандинавских саг...

Культурная и духовная жизнь русского общества в XIX веке

Начало 19 века -- время культурного и духовного подъема в России, которому (особенно вначале) способствовала политика Александра I -- политика «просвещенного абсолютизма». Главными историческими событиями его эпохи...

Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века

В ХIХ веке происходит формирование индустриального общества. Оно зародилось в XVIII веке и просуществовало еще до середины ХХ столетия. Европейская культура не могла не реагировать на экономические и социальные изменения в обществе...

Модернизм в испанской культуре

Музыка конца XІX и начала XX века

Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) - период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделён от предыдущего каким-либо переломом: лучшие...

Национальный менталитет и характер народа Испании

Особенности развития театрального искусства в Германии и России начала ХХ века

Портрет Великой княжны Александры Павловны кисти Боровиковского с точки зрения искуствоведческого анализа

Восемнадцатый век стал одной из переломных эпох в истории России. Культура, обслуживавшая духовные запросы этого периода, начала быстро приобретать светский характер, чему в значительной мере содействовало сближение искусства с наукой...

Развитие живописи в России конца XIX - начала XX века

С кризисом народнического движения, в 90-е годы, «аналити-ческий метод реализма XIX в.» Лапшина Н. «Мир искусства». Очерки истории и творческой прак-тики. М., 1977.- С.86., как его называют в отечественной науке, себя изживает...

Русская культура конца ХХ века. Архитектура постмодернизма

Культура постсоветской России (с 90-х гг. 20 в. - нач. 21 вв.) сложна и противоречива. При частичной ослабенности влияния государственного аппарата, при политической и идеологической многопартийности...

Творчество импрессионистов как проявление противоречивости исторической эпохи

Историко-культурное наследие Испании богато и разнообразно, его сформировали многие эпохи, народы, религии, а также пограничное положение Испании между Европой и Африкой, замкнутость Средиземноморья и бескрайность Атлантического океана. Культура Испании подарила миру фламенко и гитару, новеллу и гаспачо, а также огромное количество замысловатых архитектурных сооружений. Невозможно не заметить что испанцы любят хорошо одеваться и наслаждаться жизнью. Колорит этой страны вдохновлял Пикассо, Гойю, Веласкеса, Дали и других известных личностей. Влияние разных религий, культур и народов, пограничное положение между Африкой и Европой, бескрайность Атлантического океана — это все нашло отражение в традициях и памятниках Испании.

Архитектура
Архитектура Испании — это память о традициях ушедших цивилизаций. Тут соседствуют акведуки и античные амфитеатры, сохранились образчики мавританской архитектуры эпохи Халифата — дворец Назарет в Гранаде и Алькасар в Севилье. В Испании самое большое количество соборов во всем мире. Среди них: готические храмы Бургаса, Таррагоны, Севильи, Толедо, романский собор в Сантьяго-де-Компостела; резиденция испанских королей — Эскориал близ Мадрида; соборы Мурсии, Валенсии, Гранады, а также в городе Теруэль. Также известны творения: Антонио Гауди — собор Саграда Фамилия и парк Гуэль вБарселоне; Рикарда Бофила (Барселона), Сантьяго Калатравы (Валенсия, Севилья) и Рафаэля Монео (Мадрид).

Живопись
Без живописи Испании трудно представить мировое изобразительное искусство. Её расцвет начался с творчества Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, который стал основателем и главой толедской школы живописи. Испанию прославили также последовавшие за ним Хосе де Рибера, Франсиско Сурбаран, Б. Э. Мурильо и Веласкес, картины которых сегодня хранятся в лучших музеях мира.

Немыслима испанская живопись и без творчества Франсиско Гойи (1746-1828), а также пионера сюрреализма Сальвадора Дали (1904-1989), основоположника кубизма Хуана Гриса (1887-1921), абстракциониста Хуана Миро (1893-1983) и гениального разнопланового мастера Пабло Пикассо (1881-1973).

Литература
Литература Испании прошла долгий путь развития, чтобы сегодня стать одной из самых заметных составляющих мировой литературы. Её вклад трудно переоценить уже хотя бы потому, что два самых знаменитых общечеловеческих типа — Дон Кихот и Дон Жуан — созданы испанскими писателями.
Первым испанским литературным произведением, ставшим широко известным, является эпическая поэма «Песнь о моем Сиде» (около 1140 г.). Классиками испанской литературы принято считать Феликса Лопе де Вегу, Педро Кальдерон-де ла Барку, Тирсо де Молину, Мигеля де Сервантеса.

Начиная с конца XIX века, называемого периодом духовного обновления Испании, в стране появляются новые авторы, произведения которых быстро находят своего читателя по всему миру: Мигель де Унамуно, Рамон Мария дель Валье-Инклан, Федерико Гарсия Лорка. Из современных авторов стоит упомянуть нобелевского лауреата 1989 года Камило Хосе Села, а также Хуана Гойтисоло, Мигеля Делибеса, Мануэля Васкеса Монтальбана.

Музыка
К достояниям музыкальной культуры Испании также можно отнести: гитару, которая появилась в 1790х годах в Андалузии, когда к арабской лютне добавили шесть струн; и фламенко — что в переводе означает «глубокая музыка», ее самым известным исполнителем является Пако де Лючиа.

Ежегодно в Испании проходит множество фестивалей различных жанров искусства. Например, в Гранаде проходит музыкальный фестиваль, где собираются исполнители фламенко и других видов танцев; в Сан-Хавьере — джазовый; любители театра могут посетить фестиваль в Мериде; в Торревьехе можно поучаствовать в вокальном фестивале Habaneras; в Мадриде — фестиваль музыки, а для любителей кинематографа, в Сан-Себастьяне, проводится международный кинофестиваль.

Киноискусство
История испанского кинематографа имеет давние традиции: уже в 20-х годах XX века на экраны вышел фильм «Андалусский лес» Луиса Бунюэля. С тех пор испанские режиссеры, среди которых Карлос Саура («Кармен»), Педро Альмодовар («Женщина на грани нервного срыва», «Кика» и т. д.), Фернандо Труэва («Прекрасная эпоха»), Хулио Медель («Рыжая белочка»), способствовали упрочению мировой славы испанского кинематографа.

На сегодняшний день фильмы испанского производства составляют только 10-20 % кинопроката Испании, что говорит о кризисе национального кино. Современное испанское кино зависит от эпизодических успехов и кассовых сборов так называемых «мадридских комедий» («comedia madrileña») Фернандо Коломо и Фернандо Труэбы, утончённых мелодрам Педро Альмодовара, чёрного юмора Алекса де ла Иглесии и грубоватого юмора Сантьяго Сегуры (Santiago Segura), а также работ Алехандро Аменабара до такой степени, что, по словам продюсера Хосе Антонио Фелеса (José Antonio Félez), в 2004 году «50 % сборов собрали 5 фильмов, а 8-10 фильмов дали 80 % всех сборов». В 1987 в Испании основана кинематографическая премия «Гойя», своего рода «противовес» «Оскару» для испанского кино.

Коррида
Коррида - традиционное испанское развлечение, ярко характеризующее культуру Испании. В бронзовом веке убийство быка было важным ритуалом, а к концу 6-го века коррида становится развлечением для высшего сословия - с быком сражался рыцарь на коне.

Пешей коррида становится позднее, в XVIII веке, в Андалусии. Тогда же появился знаменитый тореро. Легендарным тореро считается Хуан Бельмонте, который создал современный стиль и образ матадора.
В корриде участвуют только специально выращенные быки иберийской породы.
Этика корриды требует от тореро большого уважения к быку как к достойному, сильному и храброму сопернику. Если быку удается выжить, он более никогда не участвует в представлении.

Бык должен быть убит в течение 10 минут после развлекательной части представления. Если бык остается жив - это позор для тореро. Верхом мастерства считается смерть быка от одной шпаги с первой попытки.
В случае если бык проявляет исключительную смелость, он может быть прощен. Основная цель матадора - раскрыть характер и потенциал быка, чтобы его простили. Случаи прощения быка очень редки, их отмечают как праздник.
Все мясо быков сразу после представления отправляют на социальные и благотворительные цели.

Фламенко
Фламенко — знаменитое испанское искусство, родиной которого является Андалусия. Фламенко представляет собой удивительный сплав песни (Cante), танца (Baile) и игры на гитаре (Guitarra), а также включает различные формы из смеси этих жанров. Первое письменное упоминание о фламенко относится к 1774 году. Фламенко сформировалось под влиянием двух культур — цыганской, из которой фламенко взяла свою танцевальную часть, и мавританской, привнесшей в музыку фламенко глубокий смысл.

Стили фламенко (palos) различаются ритмическим рисунком, их насчитывается более 50-ти. Самые популярные стили — тона, фанданго, солео и сегирийя. Песни и танцы обычно сопровождают перкуссией (постукиванием кастаньетами, хлопками в ладоши) и гитарой.

Хранителями традиций фламенко являются андалусские цыгане. В 2010 году ЮНЕСКО присудила Фламенко статус объекта мирового наследия.

Культура Испании очень многогранна и разнообразна, в разных регионах страны она различна.
Такие направления культуры, как танец фламенко, коррида, испанская гитара, прекрасно характеризуют национальные особенности Испании, их страстную и переменчивую натуру.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ИСПАНИИ О КОТОРЫХ ВЫ НЕ ЗНАЛИ

    ✪ Как танцевать танго КУЛЬТУРА ИСПАНИИ Тема танго Школа NOVA

    ✪ События ЮФУ: конференция "Культура и цивилизация Испании и Латинской Америки"

    Субтитры

Архитектура

Испания является третьей страной в мире по количеству объектов, объявленных ЮНЕСКО Всемирным наследием, уступая в этом рейтинге только Италии и Китаю . В ряде городов Испании целые исторические кварталы стали Всемирным наследием .

Развитие архитектуры началось с прибытием на Пиренейский полуостров римлян , которые оставили после себя некоторые из наиболее впечатляющих сооружений Римской Испании . Последовавшее за падением Римской империи нашествие вандалов , саевов и вестготов привело к глубокому упадку в использовании технологий, которые были введены римлянами, и принесло за собой ряд более строгих строительных технологий с религиозным значением. Появление мусульман в 711 году радикально определило развитие зодчества на много веков вперёд и повлекло за собой значительный культурный прогресс, в том числе и в архитектуре.

Одновременно в христианских королевствах постепенно стали появляться и развиваться самобытные архитектурные формы, не подвергнутые поначалу европейскому влиянию, но присоединившиеся со временем к крупным европейским архитектурным течениям - романике и готике , достигшим необыкновенного расцвета и оставившим за собой многочисленные образцы религиозного и гражданского строительства на всей испанской территории. Одновременно, с XII по XVII века , развивался некий синтетический стиль, мудехар , сочетающий европейские конструкции и арабское декоративное искусство.

Живопись

Основная статья: Живопись Испании

Литература

В истории испанской литературы выделяется четыре крупных периода:

  • период зарождения;
  • период расцвета - эпоха Сервантеса, Лопе де Вега, Кальдерона, Аларкона;
  • период упадка и подражания.
  • период возрождения, обещающий обновление и вторичный расцвет испанской литературы.

Период зарождения (XII-XV века)

Самое древнее произведение испанской литературы - «Песнь о моём Сиде » («El cantar de mío Cid»), в которой воспевается великий национальный герой Родриго Диас де Бивар , известный в истории под арабским прозвищем «Сид». Эта поэма неизвестного автора была написана не позднее 1200 года. Типичные жанры этого периода - исторические романсы, исторические хроники, придворная литература, рыцарские романы . Политические, военные, религиозные и литературные связи Испании и Италии, активизировавшиеся во второй половине 15-го века, способствовали увеличению культурного обмена между обеими странами, в рамках которого в Италии начали переводить и публиковать работы испанских литераторов, а в Испании - итальянских. Пребывание на папской должности двух валенсийцев, Каликста III и Александра VI, ещё сильнее упрочило отношения Кастилии, Арагона и Каталонии с Римом.

Период расцвета (XVI-XVII века)

Период упадка

В XX веке

С установлением диктатуры Франко кинематография попала под жёсткий административный нажим. Стало обязательным озвучивание на кастильском наречии всех фильмов, демонстрирующихся в стране. В 1940-е-1950-е наиболее популярными режиссёрами стали Игнасио Ф. Икино, Рафаэль Хиль («Huella de luz», 1941), Хуан де Ордунья («Locura de amor», 1948), Артуро Роман, Хосе Луис Саэнс де Эредия («Raza», 1942 - по собственному сценарию Франко) и Эдгар Невильe. Также смог отличиться фильм «Fedra» (1956) режиссёра Мануэля Мур Оти.

В 1950-х в Испании начали проходить два важных кинематографических фестиваля. 21 сентября 1953 впервые состоялся Фестиваль Кино (El Festival de Cine) в Сан-Себастьяне, который с тех пор не прерывался ни на один год. А в 1956 прошла первая Неделя Международного Кино в Вальядолиде (Semana Internacional de Cine - SEMINCI).

В период франкистского режима многие испанские режиссёры эмигрировали из страны, некоторые из них возвращались ещё при жизни Франко. Например, Луис Буньюэль Мончо Армендариса, чёрного юмора Алекса де ла Иглесии и грубоватого юмора Сантьяго Сегуры (Santiago Segura), а также работ Алехандро Аменáбара до такой степени, что, по словам продюсера Хосе Антонио Фелеса (José Antonio Félez), в 2004 году «50 % сборов собрали 5 фильмов, а 8-10 фильмов дали 80 % всех сборов». В 1987 в Испании основана кинематографическая премия «Гойя» , своего рода «противовес» «Оскару » для испанского кино.