Транспортная инфраструктура крыма на пороге больших перемен. Транспортная проблема крыма

Для полноценного вхождения Крыма в состав РФ требуется решить комплекс проблем. В проекте ИТАР-ТАСС затронуты узловые точки интеграции (информация будет дополняться по мере поступления новых данных).

Автомобильные дороги

Автодорожная сеть Крыма – 6,26 тыс. км автодорог, из них так называемая опорная сеть составляет около 1,18 тыс. км (после интеграции в структуру Росавтодора эти дороги получат статус федеральных трасс), около 5 тыс. км – местные дороги и улично-дорожная сеть населенных пунктов. По территории Крыма проходят так называемые Европейские транспортные коридоры Е-97 Херсон (Украина) - Ашкале (Турция) и Е-105 Киркенес (Норвегия) - Ялта.

Дорожная сеть Автономной Республики Крым запроектирована и построена в 1940-50 годы и не была рассчитаны на современные нагрузки, возрастающую интенсивность и многоразовое увеличение грузоподъемности транспортных средств. Все автомобильные дороги имеют твердое покрытие. Значительная часть автомобильных дорог пролегает в горной местности, имеет сложные условия содержания, учитывая сложность горных перевалов, оползни, сели, падение скальных обломков.

Начиная с 1970-80-х годов практически не осуществлялись строительство новых автомобильных дорог и реконструкция существующих. В условиях дефицита государственного финансирования было пропущено по два-три межремонтных срока по большинству автотрасс. Для исправления ситуации на местных автомобильных дорогах необходимо ежегодно выполнять около 650-700 км планово-предупредительного ремонта и 120-150 км капитального ремонта и реконструкции.

Средства из бюджета

По оценкам Росавтодора, на первоочередные мероприятия по ремонту и содержанию автодорог полуострова в 2014 году потребуется 1,2 млрд рублей. Сейчас Росавтодор проводит детальную инспекцию дорожной сети полуострова и рассматривает возможность реализации нескольких приоритетных строительных проектов. Наиболее значимыми из них являются симферопольская объездная и подъездные пути к Керчи.

Согласно распоряжению главы правительства Дмитрия Медведева, субсидии федерального бюджета на решение проблем транспортной инфраструктуры Крыма по линии Росавтодора в 2014 году составят около 4,5 млрд рублей, в том числе 3,84 млрд на обслуживание автомобильных дорог на территории полуострова и еще 587,4 млн рублей на ремонт улично-дорожной сети в Севастополе.

Мост через Керченский пролив

Проект строительства транспортного перехода через Керченский пролив реализуется государственной компанией "Автодор" по поручению председателя правительства РФ. Непосредственной реализацией проекта занимается ОАО "Транспортный переход через Керченский пролив" - специально созданная дочерняя компания ГК "Автодор". Госкомпания также отвечает за автомобильные подъезды к строящемуся морскому порту Тамань и автодороги в северной части Краснодарского края.

Победителем конкурса на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) и инженерные изыскания в рамках проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив стало ОАО "Гипротрансмост", входящее в группу строительных компаний "Волгомост" (владельцы группы не раскрываются). В срок до 1 ноября компания проведет инженерные изыскания и разработает технико-экономическое обоснование для принятия решения о выборе типа коммуникации через Керченский пролив (мост, система мостов или тоннель), проектирования и строительства. Согласно поручению правительства, переход должен включать в себя автомобильную и железнодорожную составляющие.

По состоянию на 30 апреля инженерно-геологические изыскания ведутся в береговой зоне со стороны Краснодарского края. Выполнено бурение 27 скважин общей протяженностью 330 м. Работы должны завершиться до 5 мая. Затем будут начаты работы в береговой зоне со стороны полуострова Крым, которые должны завершиться до 25 мая, это 18 скважин общей протяженностью 360 м.

Стоимость моста

Еще до завершения ТЭО проекта профильные министерства привели предварительные оценки стоимости проекта. Изначально проект моста оценивался в 50 млрд рублей, но по поручению президента началась разработка проекта совмещенного автомобильного и железнодорожного моста, тогда предварительные оценки повысились до 100 млрд рублей. Позднее в Минэкономразвития сообщили, что на Керченский мост может быть выделено 155 млрд рублей. В рабочих материалах Минрегиона по проекту концепции ФЦП "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года" указано, что на создание моста через Керченский пролив может быть выделено 200 млрд рублей из федерального бюджета РФ в течение пяти лет. Региональные и внебюджетные инвестиции по Керченскому переходу в проекте концепции не предусмотрены.

Заинтересованность в участии в строительстве и финансировании Керченского моста выразили несколько ведущих российских строительных компаний, таких как "Мостотрест" и "Волгомост". Кроме того, в СМИ сообщалось о переговорах с инвесторами из Китая, о заинтересованности инвестиций в проект заявил и государственный инвестфонд Бахрейна.

Аэропорты

Симферополь

Аэропорт Симферополь по итогам 2013 года обслужил более 1,2 млн пассажиров, на 8% больше, чем в 2012 году. Основной объем перевозок приходился на международные рейсы, которыми были и рейсы из России. Действующий аэропортовый комплекс с несколькими пассажирскими терминалами позволяет увеличить пропускную способность аэропорта до 2,5-3 млн пассажиров в год. В перспективе он может стать одним из крупнейших аэропортов России с пропускной способностью более 5 млн пассажиров в год.

В аэропорту Симферополь одна из самых длинных в России ВПП - более 3,7 тыс метров, которая не реконструировалась с момента создания в 1982 году и требует серьезного улучшения. Масштабная реконструкция планировалась уже несколько лет, но так и не началась. Публичная акционерная компания "Международный аэропорт Симферополя" полностью находилась в собственности Автономной Республики Крым еще до присоединения к России, в 2013 году крымское министерство экономической торговли и развития утвердило бизнес-план инвестпроекта по реконструкции. Предполагалось, что инвестор построит новый пассажирский и грузовой терминалы, вложив в проект минимум $90 млн и получив долю в компании. Реконструкция аэродрома была запланирована в рамках частно-государственного партнерства с привлечением денег с рынка под гарантии украинского правительства.

Севастополь

Аэропорт Бельбек (Севастополь), на территории которого находится аэродром военной авиации и базировалась украинская авиационная войсковая часть, подвергался реконструкции еще в советское время, когда туда выполнялись так называемые литерные рейсы первых лиц государства. С 1990-х годов аэропорт обслуживал, в основном, чартерные рейсы.

В начале 2000-х годов аэропорт получил лицензию на международные перевозки, но с 2002 по 2007 год Бельбек обслужил всего лишь около 50 тыс. пассажиров, а затем Минобороны Украины отказалось продлить договор о совместном использовании аэродрома. В 2010 году рейсы из Севастополя в Киев, Днепропетровск и Москву возобновила авиакомпания "Днеправиа", но расписание было нестабильным и основной пассажиропоток аэропорта обеспечивали рейсы бизнес-авиации.

Железные дороги

Эксплуатационная длина железных дорог на полуострове составляет 752 км, длина двухпутных линий – 245 км, однопутных – 507 км. На железнодорожной сети расположено 69 станций и разъездов, в том числе 13 грузовых станций, одна сортировочная, четыре пассажирских вокзала и 41 промежуточная станция. В составе комплекса три локомотивных депо, крупное депо для обслуживания грузовых вагонов в Джанкое, два пассажирских и одно моторвагонное депо.

Электрифицированные двухпутные линии проходят из Запорожской области Украины через Джанкой до Симферополя, далее до Евпатории и Севастополя идут однопутные линии. Остальные линии, в том числе линия от Симферополя до станции Керчь однопутные и неэлектрифицированные.

Управление движением и обслуживанием железнодорожных перевозок занимается государственное предприятие "Крымские железные дороги", после присоединения Крыма к РФ национализированное правительством республики (до 15 марта 2014 года - Крымская дирекция Приднепровской железной дороги, входящей в состав ГП "Укрзалiзниця" - Украинских железных дорог).

Грузовые перевозки

Официальных данных об объеме грузовых перевозок на сети республики Крым не публикуется, годовой объем перевозок оценивается на уровне 11 млн тонн, исходя из объема грузовой базы, формируемой морскими портами полуострова. На железных дорогах Крыма выгрузка доминирует над погрузкой, преобладают транзитные грузы, внутренние железнодорожные грузоперевозки практически отсутствуют. Около половины грузопотока составляют транзитные нефтепродукты, около 20% – зерно, следующее в адрес двух морских зерновых терминалов, оставшиеся 30% – иные грузы.

По данным пресс-службы Украинских железных дорог, объем железнодорожных грузоперевозок, осуществляемых по территории Республики Крым, в марте 2014 года уменьшился на 32% до 1 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, импортных грузов перевезено 19,2 тыс. тонн, экспортных - 292,5 тыс. тонн, транзитных - 229,7 тыс. тонн, во внутреннем сообщении- 535,7 тыс. тонн. В феврале общий объем грузовых перевозок составил 1,5 млн тонн. Из них импортных грузов - 38,3 тыс. тонн, экспортных - 560,65 тыс. тонн, транзитных - 333 тыс. тонн, во внутреннем сообщении - 536,3 тыс. тонн.

Будущее крымских железных дорог

После присоединения Крыма к России эксперты говорят о значительном изменении логистических цепочек и транспортных потоков. Это приведет к существенному сокращению пассажиропотока и грузооборота в прямом сообщении между Крымом и Украиной, которые будут вызваны не только политическими, но и технологическими причинами. Отсутствие инфраструктуры пограничных пунктов приведет к значительному снижению пропускной способности железной дороги на границе с Украиной: необходимость пограничного контроля пассажирских поездов может фактически блокировать грузовое сообщение.

Значительного усиления потребует инфраструктура железнодорожного сообщения на линии Керчь – Симферополь, обусловленная необходимостью увеличения пассажирских перевозок туристов из России. Кроме того, с учетом планов по строительству мостового перехода через Керченский пролив с железнодорожной составляющей, потребуется электрификация и строительство вторых путей на этом участке сети, а также усиление ответвления магистрали на Феодосию.

Согласно распоряжению главы правительства РФ Дмитрия Медведева, на обеспечение деятельности "Крымской железной дороги" в 2014 году направлено 1,8 млрд рублей в виде субсидий из федерального бюджета.

Вопрос о структурной интеграции ГП "Крымская железная дорога" в холдинг ОАО "РЖД" до сих пор обсуждается, руководство российской железнодорожной монополии считает такую интеграцию нецелесообразной.

Порты

На полуострове существуют пять морских портов – Севастополь, Керчь, Феодосия, Евпатория и Ялта.

Нефть и зерно

Крупнейший нефтеналивной порт Крыма – Феодосийский. Доля оборота крымских терминалов в нефтеналивной перевалке Украины в 2013 году составила 40,3%. Доля крымских терминалов от перевалки всего Азово-Черноморского бассейна составила в 2013 году только 3,4%. От оборота российских терминалов доля крымских терминалов составила в 2013 году лишь 3,54%. К примеру, оборот наливных грузов Новороссийского морского торгового порта в 2013 году составил 116,8 млн тонн.

Перевалкой зерна занимаются два специализированных терминала в портах Севастополя и Керчи. Доля оборота зерна крымских портов в обороте всего Азово-Черноморского бассейна - 3,5% в 2013 году. В обороте украинских терминалов их доля составляет 5,5%. Если посчитать крымские терминалы в российском обороте, то на их долю в 2013 году приходилось 8,6%.

Сейчас Минтранс РФ изучает возможность развития портовых мощностей полуострова, в частности, министр транспорта Максим Соколов заявил, что строящийся новый грузовой порт Тамань в Краснодарском крае может стать частью Керченской портовой агломерации.

Морские пассажирские перевозки в Крыму до последнего времени были незначительны. С учетом поставленной правительством задачи организации транспортного сообщения с полуостровом для выполнения перевозок в Крым до 15 мая будет зафрахтовано до пяти паромов различного назначения - пассажирский, железнодорожный, грузовой автомобильный и пассажирский автомобильный.

Евпатория

Евпаторийский порт расположен на северном берегу Каламитского залива Евпаторийской бухты на Черном море. В порту два погрузочных района – грузопассажирский участок в Евпатории и грузовой район в Донузлаве. Навигация длится круглый год. Порт практически не замерзает, он принимает суда длиной до 145 м и осадкой до 5 м. Ближайшая к порту железнодорожная станция Евпатория-товарная находится в 5 км в черте города Евпатория.

Грузооборот Евпаторийского морского торгового порта по итогам 2013 года вырос на 7,6% до 978,4 тыс. тонн (экспорт – 200 тыс. тонн, импорт - 300 тыс. тонн, транзит – 400 тыс. тонн). По количеству обработанных судов Евпаторийский порт превысил показатель 2012 года на 21,8%. Общее количество судозаходов составило 274 судна.

В порту функционирует паромный терминал, осуществляются перевозки генеральных грузов и пассажиров. Порт осуществляет снабжение судов пресной водой. В порту не осуществляется бункеровка топливом, обеспечение маслами, предметами материально-технического и продовольственного снабжения. Порт не принимает нефтеналивные суда, а также суда с опасными, взрывчатыми и легковоспламеняющимися грузами.

Грузовой район в Донузлаве обрабатывает каботажные суда (внутреннего плавания), осуществляет погрузку-выгрузку строительных материалов. Грузопассажирский участок в Евпаторийском порту обрабатывает грузопассажирские и грузовые суда с генеральными грузами, а также суда для накатных грузов (автомобили) и грузопассажирские суда, следующие как в каботаже, так и из-за границы. Имеет четыре причала, из них два грузовых, соединенных в единый причальный комплекс.

Ялта

Ялтинский порт специализируется на приеме круизных пассажирских судов. Территория порта включает в себя пассажирский комплекс, находящийся в черте Ялты, грузопассажирский пункт в Массандре, а также несколько других пассажирских причалов. Порт не замерзает, навигация длится круглый год. Пассажирский комплекс может принимать теплоходы длиной до 215 м и осадкой до 8,6 м. Грузопассажирский комплекс включает в себя грузовой причал, причал для судов с накатными грузами и паромов с осадкой 6 м.

Грузооборот Ялтинского морского порта в 2013 году составил 0,2 млн тонн (сухие грузы), что на 13,7% меньше показателя 2012 года.

Феодосия

Феодосийский порт расположен в западной части незамерзающего Феодосийского залива Черного моря, является грузовым портом. Порт включает в себя акваторию внутреннего рейда, рейдовых нефтеналивных причалов, якорных стоянок. Акватория порта, примыкающая к причалам Широкого мола и набережной Десантников, не защищена от ветров и волнения северо-восточной четверти горизонта. Порт осуществляет перевалку нефти, нефтепродуктов, контейнеров, металлопродукции, глины, песка, лесоматериалов, продовольственных и прочих грузов. Принимает и обслуживает лихтеровозы, суда для накатных грузов, танкеры, сухогрузные суда грузоподъемностью до 35 тыс тонн.

Перевалка грузов Феодосийским морским портом в 2013 году снизилась на 13,3% до 2,61 млн тонн (экспорт – 500 тыс. тонн, импорт 70 тыс. тонн, транзит - 2,03 млн тонн, внутренние сообщение 10 тыс. тонн). Перевалка наливных грузов, в частности, снизилась на 2,3% до 2,1 млн тонн, строительных материалов перевалено 0,5 млн тонн (22,6%), черных металлов перевалено 10 тыс. тонн, что на 93,3% меньше показателя 2012 года.

Сейчас Феодосийский порт принимает грузовой паром "Посейдон-экспресс" направлением Новороссийск - Феодосия - Новороссийск, сообщение организовано после присоединения Крыма к РФ.

Керчь

Керченский порт расположен в Керченской бухте на западном побережье Керченского пролива, соединяющего Черное и Азовское моря. Незамерзающая акватория открыта для захода судов круглый год. В порту преобладают сильные ветры, часты туманы. Основной судоходной артерией Керченского пролива является Керчь-Еникальский канал. В порту работают 10 причалов, позволяющих переваливать навалочные и генеральные грузы, наливные грузы, зерно, сжиженный газ.

Грузооборот Керченского морского порта за 2013 год снизился на 58,4% до 2,8 млн тонн (экспорт – 300 тыс. тонн, импорт 20 тыс. тонн, транзит 2,4 млн тонн, внутренние сообщение 10 тыс. тонн). Перевалка нефтепродуктов снизилась в 2013 г. на 17,6% до 1,9 млн тонн. Перевалка сухих грузов в порту составила 800 тыс. тонн (-80,3%), зерна 20 тыс. тонн (-98,9%). Объем перевалки черных металлов в порту составил 20 тыс.тонн (-87,1%).

Между портами Керчь и Кавказ (Краснодарский край) через Керченский пролив организовано паромное сообщение. Сейчас между Крымом и портом Кавказ курсируют два пассажирских парома "Керченский-2" и "Ейск", а также катамаран "Сочи–1". Между портами Анапа и Керчь курсирует катамаран "Сочи–2".

Севастополь

Севастопольский порт находится в Севастопольской бухте, расположенной на юго-западном побережье Крымского полуострова. Навигация в порту круглогодичная. В состав порта входят грузопассажирский причал и прилегающая к нему территория с морским вокзалом в Южной бухте, причалы в Артиллерийской бухте, грузовой причал в канале реки Черной в Малом Инкермане, причалы внутригородских линий пассажирского флота. Акваторией Севастопольского торгового порта являются бухты Севастопольская, Балаклавская, Казачья.

Порт имеет два пассажирских причала длиной 200 и 135 м в центральной части города и другие пассажирские причалы и пирсы. В состав порта также входят грузовой порт "Авлита", нефтеперевалочный комплекс «Югторсан», а также Севастопольский морской рыбный порт (СМРП). В состав СМРП входят 11 причалов, в том числе наливной и грузовые, порт также переваливает зерно. Терминал компании "Авлита" является самым современным в Крыму, он переваливает металолопродукцию и зерно, оперирует двумя глубоководными причалами.

Грузооборот Севастопольского порта по итогам 2013 года снизился на 5,4% по сравнению с годовым показателем 2012 года и составил 4,8 млн тонн (экспорт - 4,4 млн тонн, внутренние сообщение – 400 тыс. тонн). В том числе перевалка внутренним сообщением наливных грузов (масла) увеличилась на 11,7% до 200 тыс. тонн, перевалка сухих грузов снизилась на 31,6% до 1,44 млн тонн, объем перевалки черных металлов увеличился на 3,3% до 3,2 млн тонн.

http://itar-tass.com/ekonomika/1178511?page=12

Вершицкий А.В. 1 , Салабутин А.В. 2

1 ORCID: 0000-0002-9628-070X, Доцент, Кандидат экономических наук, 2 ORCID: 0000-0003-1830-2958, Студент кафедры государственного и муниципального управления, Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные проблемы, связанные с транспортным обеспечением и туристской информационной средой в Республике Крым. В результате анализа и изучения факторов развития туризма выработаны основные методы решения проблем, а также отражены главные преимущества нововведения. Обоснована необходимость в модернизации транспортной системы, использовании информационно-коммуникационных технологий, способствующих развитию внутреннего и въездного туризма, который воздействует на экономику государства и развитие региона.

Ключевые слова: туризм, транспортное обеспечение, Республика Крым, туристский регион, интеллектуальная транспортная система, информационно-коммуникационные технологии.

Vershitskiy A.V. 1 , Salabutin A.V. 2

1 ORCID: 0000-0002-9628-070X, Associate professor, PhD in Economics, 2 ORCID: 0000-0003-1830-2958, Student of department of the public and municipal administration, Institute of Economics and Management of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «V.I.Vernadsky Сrimean Federal University»

MODERNIZATION DIRECTIONS OF TRANSPORT SYSTEM IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract

The article considers urgent issues related to the transport service and tourist information environment in the Republic of Crimea. As a result of analysis and studying the tourism development factors the basic methods of problem solving are worked out, as well as reflects the main advantages of the innovation are presented. The necessity to modernize the transport system as well as the use of information and communication technology to promote the development of domestic tourism, which affects the economy of the state and development of the region are justified.

Keywords: tourism, transportation services, Republic of Crimea, tourist region, intellectual transport systems, information and communication technologies.

Туризм оказывает непосредственное воздействие на экономику государств и развитие регионов, является важным источником денежных поступлений, способствует увеличению занятости, улучшению инфраструктуры, влияет на повышение деловой активности, обеспечивает рост доходов и повышение уровня благосостояния граждан. Развитие туризма и транспорта взаимно обусловленный процесс, в котором транспортное обеспечение является важнейшим элементом туристской инфраструктуры и входит в основной комплекс услуг, включающий туристские перевозки, трансфер, обслуживание программных мероприятий.

Российская Федерация обладает высоким туристским потенциалом, который включает в себя уникальность самобытных природных комплексов, богатое культурно-историческое прошлое, разнообразие природно-климатических, туристских и курортных зон. По данным погранслужбы России отмечается положительная динамика увеличения количества иностранных туристов в первом полугодии 2016 г. на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Однако в структуре российского ВВП доля туризма пока остается низкой: 1,5%, при среднемировом значении 10% .

Вследствие этого возникает необходимость в модернизации отечественного туризма. Особое внимание стоит уделить проблемам развития туризма в новом, перспективном субъекте Российской Федерации – Республике Крым, вошедшей в 2014 году в состав России и входящей в пятёрку наиболее популярных туристских регионов страны . Согласно Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» в Крыму существуют актуальные проблемы, нуждающиеся в практическом решении, к которым относятся недостаточно комфортная туристская информационная среда, а также отсутствие современного автотранспортного обеспечения.

Целью исследования является выявление основных методов решения актуальных проблем, связанных с обеспечением и предоставлением услуг туристского транспорта.

Становление нового субъекта Российской Федерации и изменение правового статуса Республики Крым непосредственно отразилось на состоянии туристского сектора региона, сосредоточенного на развитии внутреннего и въездного туризма, чему способствует увеличение турпотока: количество посетивших регионов 2016 г. составило 5,57 млн. туристов, что на 21,2% выше уровня 2015 г. . Самым молодым и активно развивающимся видом транспорта является воздушный, демонстрирующий существенный потенциал. В аэропорту Симферополя наблюдается увеличение турпотока, который будет и в дальнейшем демонстрировать исключительно положительную динамику (рис. 1).

После реконструкции аэропорта в Симферополе, он сможет принять 6,5 млн. пассажиров в год, с возможностью увеличения этого показателя до 10 млн. человек. Увеличение количества парковочных мест и двухполосных дорог перед терминалами, закупка нового оборудования, а также спецтехники для служб аэропорта значительно повысит уровень комфорта туристов. В связи с наметившейся тенденцией увеличения использования авиатранспорта наблюдаются значительные проблемы, касающиеся предоставления автотранспортных услуг.

Рис. 1 – Количество туристов, прибывших авиатранспортом в аэропорт г. Симферополь

Туристам, прибывшим в аэропорт города Симферополь, предоставляются транспортные услуги для перемещения по безрельсовым путям в виде временной аренды частного автотранспортного средства, трансфера, использование общественного транспорта. Отсутствие должного современного рейсового транспорта – автобусов обеспечивающих перемещение специально для туристов в Республике Крым оказывает негативное воздействие на развитие туризма. Согласно справочной информации о развитии туристской отрасли Республики Крым в 2016 г., среди причин выбора отдыха в Крыму на последнем месте расположилось качество обслуживания, в котором заметную роль играет и транспортное обслуживание .

2016 год объявлен годом экологии в Российской Федерации и поэтому также актуальным является переход сферы транспорта на новые экологически чистые технологии, вследствие того, что Крым на данный момент является «бензиновым регионом». До 80% объема продаж на АЗС приходится на автомобильный бензин. Поэтому автобусы должны соответствовать современным экологическим стандартам «Евро-5», регулирующим содержание вредных веществ в выхлопных газах. Возможно использование гибридных автотранспортных средств, способных снижать расход топлива, а также электрических автобусов, например автобусов марки ЛиАЗ-5292, которые является наиболее экологически безопасными автобусами в России.

Современные транспортные средства, предназначенные для перевозки туристов должны быть экологичными, обладать повышенным комфортом и безопасностью, иметь в оснащении инновационные технологии, использовать интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Интеллектуальные транспортные системы представляют собой системную интеграцию современных информационно-коммуникационных технологий и средств автоматизации с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями, ориентированную на повышение безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта . Мировой опыт демонстрирует целенаправленное продвижение ИТС в качестве метода осуществления транспортной политики, начиная с 80-х годов в странах Европы и США.

Создание интеллектуальных транспортных средств основывается на модернизации существующих транспортных систем, формировании единой системы информационного обмена, стандартизации используемых средств, процедур связи и управления. Транспортные средства, оборудованные с использованием инновационных технологий, способствуют повышению безопасности, предоставляют возможность контролировать и регулировать транспортные потоки в реальном масштабе времени. ИТС уже используются в регионах Российской Федерации (внедрены в 60 регионах, более чем в 240 городах России) с целью повышения эффективности работы транспортного комплекса. Внедрение в Крыму новых ИТС обеспечит безопасность туристских перевозок, создаст единую туристскую транспортную сеть.

Для возможности распределения турпотока направляющегося в туристские города Крыма, необходимо во время оформления заказа о покупке авиабилета указать город, в который направляется турист по прилете в Крым. Анализ и синхронизация полученной информации минимизирует финансовые потери, вследствие не укомплектованности транспортного средства, а также поспособствует оптимизации расписания движения новых автобусов.

Развитие транспорта – одна из приоритетных задач в Республике Крым, которую не решить без современной и качественной техники. И как показывает практика, такая техника у нас есть, причем не только иностранного, но отечественного производства. Автобусы должны быть экологичными и современными, что поспособствует решению проблемы связанной с отсутствием современного транспортного обеспечения, предназначенного для туристов.

Недостаточно комфортная туристская информационная среда выражается в недостатке и разрозненности информационных ресурсов о туристских программах региона, а такженевозможности предварительного бронирования и покупки билетов через Интернет. Низкий уровень информационного обеспечения тормозит развитие въездного и внутреннего туризма в Республике Крым. Осуществить информирование туристов о туристских программах, достопримечательностях, а также курортах Крыма возможнов рамках туристского транспортного обеспечения. Современные автобусы будут соответствовать туристским потребностям в качестве предоставляемых услуг и обеспечивать:

  1. Показ фильмов о живописных местах, легенды, история Крыма;
  2. Показ роликов или слайд-шоу туристских программ регионов;
  3. Объявление текущей и следующей остановки;
  4. Вывод времени, температуры воздуха, бегущей строки, срочной информации на экран;
  5. Озвучивание и предоставление информации осуществляется на русском и английском языках.

Высокая активность интернет-пользователей и широкое распространение использования Интернет демонстрирует потребность в предоставлении возможности предварительного бронирования и покупки билетов через Интернет, путем внедрения данной функции в терминалах, а также на сайтах учреждений и через мобильное приложение.

Вследствие наличия российской спутниковой системы ГЛОНАСС в современных автобусах, станет возможным реализация дополнительной туристской услуги, путемсоздания мобильного приложения, которое позволит проводить мониторинг туристского транспорта, отправляющегося в наиболее распространенные туристские города и обратно, с помощью с мобильного устройства, имеющего доступ в интернет. Приложение позволит отслеживать движение, маршрут, местонахождение и расписание туристского транспорта в режиме реального времени, предоставит возможность планирования времени, путем построения графика перемещения с оповещением времени прибытия и отправления транспортного средства. Наличие полной, достоверной и актуальной информации способствует увеличению темпов развития туризма.

Источником финансирования и реализация проекта может стать курортный сбор, который планируется ввести в Республике Крым.

Реализовав перечисленные методы для решения проблем, путем модернизации транспортного обеспечения и создания туристской комфортной информационной среды, можно осуществить переход Крыма на новый уровень в развитии туризма. Положительная динамика турпотока в республике, в частности в аэропорту Симферополя, способствует повышению доли туризма в структуре ВРП, а также ВВП государства, что доказывает важность исследуемой темы и приоритетность решения социально-экономических проблем, которые затрудняют развитие туристской индустрии.

Республика Крым обладает всеми необходимыми, а также уникальными туристскими ресурсами, однако низкий уровень транспортного обеспечения сдерживает реализацию потенциальных возможностей региона. Именно поэтому развитие транспорта является важной задачей Республики Крым, которую не решить без современной и качественной техники. Внедрение инновационных технологий предоставляют возможность использовать экологичные автобусы, обладающие повышенным комфортом и безопасностью.

Современные автобусы, организующие транспортное обеспечение исключительно для туристов во взаимодействии с информационно-коммуникационными технологиями способны не только решить существующие проблемы, но и стать визитной картой Крыма, что непосредственно отразится на развитии туризма.

Список литературы / References

  1. Добродомова Т. Н. Оценка развития рынка туристских услуг в России / Т. Н. Добродомова, Ю. В. Келиоглу // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества. – 2016. – С. 423–427.
  2. Национальный туристический рейтинг 2016 [Электронный ресурс] – URL: http://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting (дата обращения: 17.02.17).
  3. Справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым за 2016 год [Электронный ресурс] – URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/spravochnaya_informatsiya_13012017.pdf (дата обращения: 17.02.17).
  4. О развитии туристской отрасли Республики Крым в 2016 году [Электронный ресурс] – URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2016_godu_1.pdf (дата обращения: 17.02.17).
  5. Козлов Л. Н. О концептуальных подходах формирования и развития ИТС в России / Л. Н. Козлов, Б. Е. Циклис, Ю. М. Урличич // T–Comm: Телекоммуникации и транспорт. – 2009. – № 6. – С. 8–14.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Dobrodomova T. N. Ocenka razvitija rynka turistskih uslug v Rossii / T. N. Dobrodomova, Ju. V. Kelioglu // Aktual’nye problemy jekonomiki v uslovijah reformirovanija sovremennogo obshhestva . – 2016. P. 423–427.
  2. Nacional’nyj turisticheskij rejting 2016 – URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/spravochnaya_informatsiya_13012017.pdf (accessed: 17.02.17).
  3. Spravochnaja informacija o kolichestve turistov, posetivshih Respubliku Krym za 2016 god – URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/spravochnaya_informatsiya_13012017.pdf (accessed: 17.02.17).
  4. O razvitii turistskoj otrasli Respubliki Krym v 2016 godu – URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2016_godu_1.pdf (accessed: 17.02.17).
  5. Kozlov L. N. O konceptual’nyh podhodah formirovanija i razvitija ITS v Rossii / L. N. Kozlov, B. E. Ciklis, Ju. M. Urlichich // T–Comm: Telekommunikacii i transport . – 2009. – № 6. – P. 8–14.

Крым сопоставим с площадью Бельгии, а по природным ресурсам неизмеримо богаче. Постоянное население Бельгии больше в 5 раз. Особых жалоб на экологические, транспортные и социальные проблемы от бельгийцев не слышно.
Крым может, по расчетам ученых, принимать в год 20 млн отдыхающих при средней продолжительности отдыха в 15 дней. Но прямо сейчас не может принимать и 7 млн при средней продолжительности отдыха в 7-10 дней. Вопрос в другом - пока нет концепции развития всего Крыма на 2020-2030 идеи и предложения, нет смысла обсуждать генеральные планы Симферополя, Ялты , Севастополя и других городов.

Ясно, что в сезоне 2019 года при вводе в строй Керченского транспортного перехода (мост плюс тоннель) и федеральной трассы "Таврида" транспортная нагрузка вырастет в 5-10 раз. А Симферополь уже сейчас задыхается в автомобильных пробках.

Пока схема основных решений для обсуждения

Порт Салгир в центре Арабатской стрелки это ближайший пункт для связи железных и шоссейных дорог Крыма с водными путями Российской Федерации, включая Москву, и с Федеральной трассой Дон.

Ячеистая схема развития транспортной системы Крыма . Разработал Игорь Русанов на основе проектов рубежа 1970-80х института КрымНИИпроект, Всесоюзной научной программы КУРОРТ и собственных научных исследований с 1980х по 2015 год.

Азовские ворота Крыма - Порт Салгир и новый морской курорт Салгирский в центре Арабатской стрелки, Нижнегорский район. Железная дорога вдоль реки Салгир: Порт Салгир, Нижнегорский, Октябрьское.
Децентрализация хозяйства, культуры и туризма. Разгрузка Симферополя, дублер столицы Гвардейское. Развитие локальных кластеров малого и среднего бизнеса по нескольким древним культурным коридорам.

Картографические материалы для предпроектных исследований и ТЭО (технико-экономического обоснования) пассажирского движения и перевозки автотуристов в Крым обсуждаем, делимся полезными ссылками.
Галерея ЛОГИСТИКА. Паромная линия через Азовское море: Ростовская область - Крым

Некоторые структурные решения для круглогодичной работы крымских курортов .
1. В санаториях и домах отдыха с лечением часть корпусов надо перепрофилировать как пансионов ветеранов. Постоянное проживание пожилых людей как в домах престарелых, но с качественно лучшими бытовыми и культурными условиями, развитой базой курортного лечения, парками и спортивными сооружениями, возможностями принимать родственников.
Пансионы ветеранов могут быть от благотворительных до элитных.

2. Спортивные интернаты и олимпийские базы Крыма в общей системе Российской Федерации могут сочетать постоянную загрузку с проведением сборов, соревнований, фестивалей, мастер-классов и прочих событийных мероприятий на каникулах.

3. Санаторные школы-интернаты, детские комбинаты (сад-школа), лицеи разного профиля от художественных до научно-технических также как и спортивные центры могут сочетать постоянный и сменных контингент детей.

4. Дачные поселки, городки фрилэнсеров и вахтовиков вблизи аэродромов прибрежной зоны, которые сейчас не используются. Нечто развивающее стиль жизни советских академгородков и американской Силиконовой долины. Не просто дачные участки или коттеджи , а обширная инфраструктура для конференций, спорта, отдыха.

5. Глубинное развитие для всех крымских курортов по общему принципу "море - горы - город ": создание центров активного туризма, которые в летнем сезоне будут обслуживать отпускников, а с осени до весны местное городское население.

Дороги

Дороги в Крыму разные, но в целом, для южного региона плохие. На основных дорогах ям нет, но трясёт почти постоянно. Круиз-контроль включить негде. Далеко, по крымским меркам, ехать не очень комфортно.

Большая часть дорог Крыма построена еще в советское время. До 2014 года отремонтирован и условно расширен только небольшой участок на выезде из Симферополя в сторону Алушты и Ялты. После 2014 года ремонты активизировались. Немного расширили участки Симферопольской объездной, отремонтировали въезды в Симферополь со стороны аэропорта и Севастополя.

2. Выезд из Симферополя в сторону Алушты и Ялты условно расширили для четырех полос. Из окна троллейбуса я не приметил, но когда вернулся на автомобиле, стало понятно, что три полосы просто перерисовали в четыре. Обратите внимание на ширину левой полосы.

Сегодня главная стройка Крыма - это мост через Керченский пролив и автомагистраль «Таврида», соединяющая переправу с Симферополем и Севастополем. Если всё будет построено, то это будет первая нормальная дорога на полуострове. Пока обещают автомагистраль: две полосы в каждую сторону и жесткие требования к радиусам кривых и уклонам. Для сравнения, нынешняя дорога Симферополь - Севастополь имеет по две или три полосы движения и проходит через большое количество населенных пунктов. Из-за обилия кривых и серьезных уклонов сильно ограничена возможность обгона. Иногда за грузовиком может собраться до сотни автомобилей.

3. Для приезжающих на автомобилях знакомство с полуостровом начинается с дороги Керчь - Феодосия - Симферополь.

4. В связи с невозможностью транзита через Украину и строительством Крымского моста, транспортные потоки на полуострове целиком переориентируются. В ближайшее время главной дорогой полуострова должна стать широтная автомагистраль Керчь - Симферополь - Севастополь. На фото её строительство.

5. В строительстве задействовано большое количество компаний. Генеральным подрядчиком на подходах к Крымскому мосту стала компания «ВАД» из Санкт-Петербурга. ЗАО «ВАД» строила и реконструировала автодороги А121 «Сортавала», Р21 «Кола», А181 «Скандинавия» и многие другие.

6. Строители снимают тонкий слой плодородной земли и сразу же укладывают песок, ЩПС и асфальт. Никакой многометровой выторфовки болот, как на М11, не требуется.

Главная проблема будущей дороги - симферопольская объездная. Как и большая часть объездных дорог в стране, симферопольская давно стала частью городской дорожной сети и слабо предназначена для движения транзитного транспорта. Обойти Симферополь без снижения скорости и стояния в пробках в будущем не получится. Примерно та же история, что и в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве и т.п.

7. Дорога Севастополь - Симферополь по большей части трехполосная, с большим количеством кривых. Количество участков для обгона совсем небольшое. Этим активно пользуются сотрудники ГИБДД. Спасают только смешные расстояния.

8. Ближе к Симферополю начинается недавно отремонтированный четырехполосный участок. Примерно в этом месте будет выходить строящаяся симферопольская объездная.

Во многих городах и посёлках также выполнен ремонт. Много отремонтированных участков на дороге Керчь - Феодосия - Симферополь, меньше на Южноберегском шоссе. Это лучше, чем ничего, но кардинально транспортную систему не меняет.

В районе дворца крымских ханов в Бахчисарае теперь без пяти минут Европа. Нормальная парковка с разметкой и без мутных подростков-парковщиков. От нее до самого Хансарая около 10 минут пешком.

В Крыму большое количественно временно перекрытых дорог. Причем настолько временно, что некоторые знаки ограничения написаны на украинском языке. Так, например, закрыта красивейшая горная дорога из Ялты в Бахчисарай. Со стороны Ялты можно подняться до Ай-Петри, дальше ходу нет.

Дорога к фуникулёру на Ай-Петри яйла.

Тупик? Проезда нет? На самом деле есть. Это дорога 35К-020 Ялта - Бахчисарай проходящая по Ай-Петри яйла.

9. Дорога на Ай-Петри.

10. Поездка из Ялты на Ай-Петри, к станции фуникулёра.

Большое количество знаков устарело, так как ремонты аварийных участков выполнены. Крымские дорожники не особо торопятся приводить знаки в соответствие реальной ситуации. Приходится всё проверять самому. Так, у Ливадийского дворца несколько раз проехал по «закрытому» Алупкинскому шоссе. Только с третьего раза понял, в каком месте там было ранее закрыто движение.

11. Дорога местного значения 35К-021 Кача - Бахчисарай.

12. Для интереса проехали около 10 км в сторону Украины, по бывшей главной дороге полуострова Симферополь - Джанкой и далее на Днепропетровск и Харьков. Раньше у неё был украинский номер М18, теперь местный 35А-002.

13. Хороший четырехполосный участок всего 20 км. Дальше обычная двухполоска.

14. Дорога плавно переходит в улицу Киевскую в Симферополе.

Маршрут E105. Автодорога 35А-002 (бывшая М18) на выезде из Алушты в сторону Ялты.

Маршрут E105. Автодорога М10 «Россия» в Новгородской области и «Афганской стоянки».

Маршрут E105. Автодорога Р21 «Кола» на выезде из Петрозаводска в сторону Мурманска.

Маршрут E105. Автодорога Р21 «Кола» на пересечении с полярным кругом.

Маршрут E105. Автодорога Р21 «Кола» в Мурманской области.

15. Дорога 35А-002 является частью европейского маршрута E105 Ялта - Алушта - Симферополь - Джанкой - Харьков - Москва - Санкт-Петребург - Мурманск - Киркенес -граница с Норвегией.

В апреле и начале мая передвигаться по полуострову на машине вполне комфортно. Плотное движение и некачественное асфальтовое покрытие компенсируется смешными расстояниями. Гораздо хуже дела обстоят с общественным транспортом.

16. Дорога Симферополь - Евпатория проходит под взлётно-посадочной полосой аэропорта.

17. Двухполосный участок Южнеберегского шоссе: Алушта - Ялта - Симеиз - Севастополь.

Весёлое - ну чем не Тоскана?

Местами дорога проходит прямо по берегу Чёрного моря.

Южная Демерджи.

Въезд в Алушту.

18. Одна из самых красивых дорог Крыма: 35К-005 Феодосия - Судак - Алушта.

19. Видео поездки по дороге 35К-005 от Судака до Алушты.

20. Патрульная дорога на нижнем плато Чатыр-Даг.

21. Поездка из Нового Света в Судак. Красивая горная дорога вдоль моря.

Парковки

Проблем с парковкой практически нет. В 2013-2014 годах велись работы по вводу платной парковки в самых проблемных местах полуострова. Были установлены автоматы для оплаты. Но при смене власти проект забросили. Теперь платные парковки - это мутные мужички в засаленных грязных жилетках, сидящие на переносных табуретках под знаком «Парковка. ИП Иванов И.И.». С парковками обратная проблема - они разрешены практически везде. Где-то можно припарковаться прямо на пляже, а где-то выехать на набережную.

22. Знак «Пешеходная зона» в Крыму носит очень условный характер. Так, например, в Судаке на официальную парковку у городской набережной можно попасть только проехав по пешеходной зоне. На фото Алушта.

Из-за того, что многие пляжи в городах Крыма имеют двухуровневую структуру может получится так, что практически над головой загорающих будет припаркована сотня автомобилей. Пляжи крымских городов пахнут не морем, а выхлопными газами.

23. Парковка у пляжа в Алуште.

24. Поездка по набережной Алушты. Конец апреля. Нужно понимать, что в сезон тут машину воткнуть некуда.

25. Пляж в Ялте.

Общественный транспорт

До сих пор основу системы общественного транспорта Крыма составляют произведенные на Украине автобусы «Эталон». Созданные на базе индийской «Таты» повозки я бы автобусами называть не стал. Это скорее микроавтобусы. В прошлом году проехал на таком из Севастополя в Ялту, удовольствие сомнительное.

26. Городской транспорт в Судаке.

Маршрутная сеть достаточно развита, попасть можно в практически любое село на полуострове. Правда придется подстроиться под расписание. На популярных направлениях транспорт ходит часто. Проблем на маршрутах Симферополь - Алушта - Ялта, Симферополь - Севастополь, Симферополь - Евпаторя нет. Маршрутки ходят каждые 10-20 минут. Более того, по этим направлениям можно уехать на нормальных больших междугородних автобусах.

27. Автостанция «Курортная» в Симферополе.

28. Раньше автостанция обслуживала туристов, прибывающих в Крым на поездах. Сейчас поезда дальнего следования на полуостров не ходят. Откуда все эти люди не понятно.

29. Атмосфера автостанции «Курортная» в Симферополе.

30. Автовокзал Ялты. Если видите большой автобус, то на 99% он пойдет за пределы полуострова.

31. Автовокзал Севастополя. Весь Крым завешан объявлениями с трансфером в города Украины.

С прошлого визита парк почти семьюдесятью троллейбусами Троллза Мегаполис. Старые добрые Škoda 9Tr пропали с улиц крымских городов. . В этот раз одна незадействованная Skoda 9Tr стояла у троллейбусной станции Ялты, и еще одна, техничка, на троллейбусной станции Алушты. Такими же троллейбусами пополнился и парк Севастополя.

32. Троллейбусная станция в Ялте. Лето 2016 года.

33. Троллейбусная станция в Ялте. Весна 2017 года.

Помимо троллейбусов, в города Крыма стали появляться нормальные городские автобусы. В Симферополе были замечены автобусы большой вместимости ЛиАЗ-5292.

34. Была грузовая газель, стала пассажирская. Симферополь.

35. Автобусная остановка у вокзала в Симферополе.

36. Исторический трамвай в Евпатории до сих пор жив.

Железная дорога

Пассажирские железнодорожные перевозки продолжают сокращаться. На полуострове работает буквально пара электричек на маршрутах до Севастополя, Евпатории и Джанкоя. Другого пассажирского движения нет. Вокзал Симферополя выглядит мёртвым. Грузовое движение также резко сократилось, теперь встретить старый грузовой электровоз ВЛ8 практически невозможно.

47. Пустой вокзал в Симферополе.

38. Электропоезд ЭР2-425 Симферополь - Севастополь. Это 2016 год. В этом году в работе я видел только ЭР2К-1149 и ЭР2-994.

39. Электропоезд ЭР2К-995 приписан к депо Санкт-Петербург-Финляндский. В 2015 году передан Крымской железной дороге в аренду. Это тоже 2016 год.

40. Электропоезд ЭД4М-0415. Приписан к депо Белореченская Северо-Кавказской железной дороги. Тоже в аренде. Оборудован климатическими установками (кондиционерами) в салонах вагонов и они работают. 2016 год.

41. Электровоз ВЛ8У-1146. У нас такие остались только в музеях.

Крымоведение 10 класс

Тема урока: «Транспортная система, её модернизация. Транспортные «артерии» Крыма, морские порты, аэропорты». Практическая работа №9 «Нанесение на контурную карту основных объектов транспортной системы Крыма» (обучающая).

Планируемые результаты:

личностные: развивать способности к анализу, сопоставлению, формировать умения обобщать и делать выводы, расширять кругозор;

метапредметные: развивать умение выделять главное;

предметные: узучить особенности транспортной системы Крыма, пути её модернизации; ознакомиться с транспортными артериями полуострова, морскими портами, аэропортами с закреплением знаний в работе на контурной карте.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: демонстрационная карта Крыма, учебник «Крымоведение: социальный и экономический обзор», тетрадь с печатной основой под редакцией А.В. Супрычева, атлас, мультимедийный комплекс с прямым доступом в Интернет.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.

II . Изучение нового материала.

Транспорт обеспечивает хозяйственные связи и занимается перевозкой пассажиров. «Кровеносной системой» называют транспортный комплекс, который влияет на экономическое развитие отдельных территорий. Осуществляя обмен продукцией между различными регионами, транспорт завершает процесс географического разделения труда. Расположение Крымского полуострова между Черным и Азовским морями способствовало развитию ещё в глубокой древности морских сообщений. Все основные города Крыма располагались на побережье и были портами. Внутри полуострова были гужевые дороги и горные тропы. Удобное географическое положение Крыма привело к тому, что здесь проходили караванные торговые пути, связывающие Китай с Европой. По Шелковому пути колесили купцы, торговые люди, продававшие китайский шелк (первый период в истории развития транспортной системы).

Со второй половины XIX века до первой половины XX века – второй период формирования транспортного комплекса Крыма. После отмены антикрепостнической реформы 1861 года развёртывается строительство железных дорог: Лозовая – Севастополь, Джанкой – Феодосия, Владиславовка – Керчь. Большое значение имела дорога на Севастополь, т.к. она стала каркасом, вокруг которого формировалась транспортная сеть полуострова.

Со второй половины XX до начала XXI века продолжается третий период формирования транспортной системы полуострова. В 1950 году закончилось строительство автодороги Москва – Симферополь. В 1955году построена железнодорожная переправа через Керченский пролив, сократившая путь от Крыма до Кавказа. Сеть магистральных газопроводов, линии электропередач, быстрое развитие воздушного транспорта. Строительство моста через Керченский пролив до декабря 2018 года – главный и долгожданный автомобильный и железнодорожный пути, которые ещё крепче соединят Крым с материковой Россией. Сегодня главной автомобильной осью полуострова является магистраль Симферополь – Феодосия – Керчь, соединяющая полуостров с паромной переправой «Крым». Важными автомобильными дорогами являются Симферополь – Евпатория, Симферополь – Алушта –Судак –Феодосия, Симферополь – Алушта –Ялта –Севастополь. Большая интенсивность движения по автомагистрали Симферополь – Красногвардейское – Джанкой. Больное место автодорог - их малая ширина.

После воссоединения Крыма с Россией изменилась роль железнодорожного транспорта. Перевозки этим видом транспорта сократились, а перевозки пассажиров в основном осуществляются в пределах пригородного сообщения.

Традиционным для полуострова является возросшая роль морского транспорта. Именно он помогает осуществлять самые важные и значимые межрегиональные связи: порт Кавказ – Керченский морской рыбный порт; порт Новороссийск – порт Севастополь; порт Новороссийск – Керченский торговый порт. Керченская паромная переправа – «дорога жизни» для Крыма. После строительства моста через Керченский пролив изменится роль железнодорожного транспорта, его значение для Крыма увеличится. После отмены санкций, конечно, станет большим «вес» традиционного для полуострова морского транспорта с основными портами: Севастополь, Керчь, Ялта, Евпатория, Феодосия – осуществляющие торговые, пассажирские, грузовые перевозки. Федеральная целевая программа предусматривает возобновление деятельности всех морских портов республики.

Хорошо развит в Крыму воздушный транспорт. Симферополь – крупнейший аэропорт России. После реконструкции в 2018 году здесь ежегодно смогут обслуживать около 7 млн. пассажиров. Аэропорт под Севастополем Бельбек используют для приёма правительственных самолётов.

Трубопрводный транспорт - самый молодой. Он используется предприятием «Черноморнефтегаз» для подачи газа потребителям. Протяженность газотранспортной сети составляет 1361км.

Успешно развивается в Крыму троллейбусное сообщение не только в городах, но и между ними. Первая в Европе горная троллейбусная трасса Симферополь – Алушта – Ялта была введена в эксплуатацию в 1961году.

Демонстрация видеоролика «Крым. Троллейбус. Симферополь –Ялта» от 29.11.2014г., продолжительность 12 мин. (первую минуту пропустить, а затем и география, и история – интересно!).

Для курортов Крыма расположенных в горной местности используют канатные дороги, лифтоподъёмники, доставляющие отдыхающих к морю.

По словам министра курортов и туризма Крыма Сергея Стрельбицкого на полуострове в ближайшем будущем будет создана единая ретро – транспортная система. В Крыму запустят ретро – технику 1950-1970 годов: трамвай, троллейбус, автобус, поезд, теплоход, такси, самолёт. Туристы смогут получить незабываемые впечатления от возможности проехаться на ретро - транспорте, а также познакомиться с культурно – историческим наследием Крыма.

В перспективе в Крыму транспортный комплекс продолжит развитие и он обязательно должен быть экологически безопасным, чтобы сохранить рекреационные ресурсы и имидж республики не только как «музея под открытым небом», но и как популярного места отдыха.

III . Закрепление теоретической части урока.

    Какую роль транспорт играет в жизни людей и территорий?

    Какие три этапа в развитии транспортного комплекса выделяют в Крыму?

    Как изменилась роль ведущих видов транспорта после присоединения Крыма к России? Дать краткую характеристику главным видам транспорта полуострова.

    Какие проблемы и перспективы стоят перед транспортным комплексом полуострова?

IV . Выполнение практической работы № 9 «Нанесение на контурную карту основных объектов транспортной системы Крыма» (стр.77 тетрадь с печатной основой). Работая в парах показать на карте каркасные автомобильные дороги, железные дороги, газопроводы, морские порты, аэропорты.

V . Подведение итогов урока с выставлением оценок активным обучающимся.

VI . Домашнее задание: параграф 26, выполнить практическую работу № 9.