«Банальный вопрос»: как непонимание современного искусства влияет на зрителя? Проблемы понимания в современном искусстве Проблема индивидуального восприятия искусства аргументы.

  • Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого
  • Сила искусства способна перевернуть жизнь человека
  • Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека
  • В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил
  • Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами
  • К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Николай Ростов, проигравший в карты огромную для его семьи сумму денег, пребывает в удрученном, подавленном состоянии. Он не знает, как поступить, как признаться во всем родителям. Уже дома он слышит прекрасное пение Наташи Ростовой. Эмоции, вызванные музыкой и пением сестры, переполняют душу героя. Николай Ростов осознает, что в жизни нет ничего более важного, чем все это. Сила искусства помогает ему побороть страх и признаться во всем отцу.

Л.Н. Толстой “Альберт”. В произведении мы узнаем историю о бедном скрипаче, обладающем выдающимся талантом. Оказавшись на балу, молодой человек начинает играть. Своей музыкой он настолько трогает сердца людей, что тут же перестает казаться им нищим и уродливым. Слушатели будто вновь переживают лучшие моменты своей жизни, возвращаются к тому, что утрачено безвозвратно. Музыка настолько сильно влияет на Делесова, что по щеках мужчины начинают течь слезы: благодаря музыке он переносится в свою молодость, вспоминает первый поцелуй.

К.Г. Паустовский “Старый повар”. Перед смертью слепой старый повар просит свою дочь Марию выйти на улицу и позвать любого человека, чтобы он исповедал умирающего. Мария делает это: на улице она видит незнакомца и передает просьбу отца. Старый повар признается молодому человеку, что в жизни совершил только один грех: из сервиза графини Тун украл золотое блюдце, чтобы помочь больной жене Марте. Желание умирающего было простым: снова увидеть жену такой, какая она была в молодости. Незнакомец начинает играть на клавесине. Сила музыки оказывает на старика такое сильное влияние, что он видит моменты из прошлого как наяву. Молодой человек, подаривший ему эти минуты, оказывается Вольфгангом Амадеем Моцартом, великим музыкантом.

К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”. В лесах Бергена великий композитор Эдвард Григ встречает Дагни Педерсен, дочь местного лесника. Общение с девочкой побуждает композитора написать для Дагни музыку. Зная, что ребенок не может оценить всю прелесть классических произведений, Эдвард Григ обещает сделать подарок для Дагни через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Композитор верен своему слову: через десять лет Дагни Педерсен неожиданно для себя слышит посвященное ей музыкальное произведение. Музыка вызывает бурю эмоций: она видит свой лес, слышит шум моря, пастуший рожок, свист птиц. Дагни плачет слезами благодарности. Эдвард Григ открыл для нее то прекрасное, чем на самом деле должен жить человек.

Н.В. Гоголь “Портрет”. Молодой художник Чартков совершенно случайно на последние деньги приобретает загадочный портрет. Главная особенность этого портрета – невероятно выразительные глаза, кажущиеся живыми. Необычная картина не дает покоя всем, кто ее видит: каждому кажется, что глаза следят за ним. Позже оказывается, что портрет написал очень талантливый художник по просьбе ростовщика, история жизни которого поражает своей таинственностью. Он вложил все усилия, чтобы передать эти глаза, но потом понял, что это глаза самого дьявола.

О. Уайльд “Портрет Дориана Грея”. Написанный Бэзилом Холлуордом портрет молодого красавца Дориана Грея – лучшее произведение художника. Сам молодой человек восхищен своей красотой. Лорд Генри Уоттон говорит ему, что это не вечно, потому что все люди стареют. В чувствах юноша желает, чтобы вместо него старел этот самый портрет. Позже становится понятно, что желание сбывается: любой поступок, совершенный Дорианом Греем, отражается на его портрете, а сам он остается прежним. Молодой человек начинает совершать бесчеловечные, безнравственные поступки, и это никак на нем не отражается. Дориан Грей совсем не меняется: к сорока годам он выглядит так же, как и в юности. Мы видим, что великолепная картина вместо благотворного влияния разрушает личность.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Музыка способна согреть душу человека даже в тяжелое военное время. Василий Теркин, герой произведения, играет на гармони убитого командира. От музыки людям становится теплее, они идут на музыку как на огонь, пускаются в пляс. Это позволяет им хоть на какое-то время забыть о невзгодах, трудностях, несчастьях. Товарищи убитого командира отдают гармонь Теркину, чтобы он и в дальнейшем веселил свою пехоту.

В. Короленко “Слепой музыкант”. Для героя произведения, музыканта Петруся, музыка стала истинным смыслом жизни. Слепой от рождения, он был очень чувствителен к звукам. Когда Петрусь был ребенком, его привлекла мелодия дудки. Мальчик начал тянуться к музыке и в дальнейшем стал пианистом. Скоро он прославился, о его таланте много говорили.

А.П. Чехов “Скрипка Ротшильда”. Люди старались избегать Якова Матвеевича, мрачного и грубого человека. Но случайно найденная мелодия затронула его душу: Якову Матвеевичу впервые стало совестно за то, что он обижал людей. Герой наконец-то понял, что без злобы и ненависти окружающий мир был бы просто прекрасен.

Во-первых, временной промежуток, отделяющий нас от произведений искусства прошлого, и отсутствие такового при восприятии современного искусства накладывает неизбежный отпечаток на понимание последнего. Мы лишены возможности объективно оценить и правильно интерпретировать современность, потому что мы сами ее творим.Вернее, мы способны понять глубокий сиюминутный смысл некоего произведения, тот, который закладывался в него изначально. Быть может, мы поймем его лучше, чем последующие поколения, как, скажем, Бодлера или Гюрнберга яснее понимали их современники тогда, а не мы - сейчас. Но при этом значение того или иного произведения современности нам оценить не удастся. Для этого нужно время.

Во-вторых, современное искусство (будем говорить о кинематографе, музыке) чрезвычайно многообразно. Дело усложняется еще тем, что каждый замкнутый в себе жанр сам по себе весьма эклектичен. Можно даже сказать, что теперь не приходится говорить о каком-то отдельном жанре, в русле которого творит художник (в шир.см.сл.), но теперь каждый художник, каждый музыкант (муз. группа), каждый режиссер - это отдельный индивидуальный жанр. Все творят на стыке. Поэтому никто не может отнести себя к какому-либо определенному жанру. Отсюда еще одна сложность в интерпретации современного искусства.

В-третьих, стоит отметить, что искусство современности развито крайне неравномерно. Например, активно развивается музыкальное, кинематографическое направления, фотография, возможно, живопись. Менее активно и успешно - литература. Это обусловлено тем, что первые из перечисленных направлений искусства характеризуются чрезвычайной эмоциональностью. Современному человеку очень сложно сконцентрироваться, собраться в одну точку, что необходимо, например, для написания или чтения серьезного романа. Музыка, мгновенная фотография, рисунок, фильм как сжатая визуальная литература - все это как нельзя лучше подходит к способности современного человека воспринимать. Нельзя утверждать, что наше сознание стало «клиповым». Необходимо помнить, что песня или фильм - это законченное произведение искусства, которое мы воспринимаем целостным и ни в коем случае не клиповым образом. Но изменилось количество времени, которое мы можем уделить тому или иному произведению. Отсюда изменилась и форма этого произведения - оно стало более сжатым, точным, эпатажным и проч. (в зависимости от целей автора). Это важно учитывать при анализе современного искусства.

Вообщем, можно сказать, что главная проблема состоит в идентификации современного искусства как искусства вообще. Часто сталкиваешься с отсутствием каких-либо ориентиров, с которыми можно соотносить творчество современных авторов. С классикой стало невозможно сравнивать, потому что практически нельзя найти точек пересечения старого и нового. Есть либо повторение уже созданного ранее, либо создание чего-то совсем ни на что не похожего. Так называемая классика как бы стоит в стороне. Я имею в виду не технические приемы, а смыслы и идеи, вкладываемые в то или иное произведение. Скажем, такой жанр как киберпанк затрагивает совершено иные пласты человеческого существования, нежели просто фантастика. Ясно, что к фантастике мы можем обратиться, как к прародительнице такого рода жанров, но также ясно, что с киберпанком поднимаются такие проблемы, о которых фантастика нам ничего не скажет. Поэтому современные творения искусства как бы забрасываются в пустоту, где нет точек отсчета, а есть только другие такие же заброшенные, до смерти индивидуальные новые творения.


В центре нашего внимания текст выдающегося советского и российского писателя Виктора Петровича Астафьев, в котором описана нравственная проблема пренебрежительного отношения к искусству, являющаяся одной из основных трагедий современного общества.

Актуальность этой проблемы очень важна, потому что ценности современного общества по-настоящему пугают. Неосознанность, спешка, круговорот личных переживаний и ежедневная погоня за чем-то более ценным превратили большинство из нас в общество «слепых» людей. А ведь действительно, когда в последний раз вы были на театральной постановке, симфоническом концерте или балете? Быть может, возвращаясь домой с работы вы остановились на каком-нибудь приятном уличном концерте и тем самым приподняли себе настроение? Каждый ли из нас смог бы ответить на эти вопросы положительно? Думаю, что ответ очевиден.

Позиция автора ясна: молодые люди потеряли связь с искусством и превратились в эгоистов. Так, на примере симфонического концерта в Ессентуках Виктор Петрович повествует: «…уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал.

Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно-нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.». При прочтении данного отрывка я почувствовала чувство стыда и неловкости за каждого, кто позволил себе так вызывающе уйти.

Я понимаю и разделяю позицию автора, ведь у каждого из нас есть свое хобби, работа и мы относимся к этому кропотливо и с любовью. Кому бы стало не обидно от такого отношения к труду, в который вложено столько усилий и души. Да, классическая музыка понятна не всем, это часть элитарной культуры и для нее требуется определенная степень интеллектуальной подготовки. Но ведь нельзя забывать и о воспитании, уважении и всего, что должно было вовремя остановить этих зрителей.

Актуальность данной проблемы была очевидна и Антону Павловичу Чехову, который всегда был против обывателей жизни, которые хотят уединиться от всего мира и ничем не интересуются. С помощью героев произведений «Человек в футляре» и «Крыжовник» Беликова и Гималайского автор показывает нам как скучен и пуст человек не интересующийся красотой окружающего мира, всеми его прелестями, созданными человеком и природой.

Моя мама рассказывала мне, что в младенчестве я засыпала только под классическую музыку, а в первом классе впервые побывала на концерте в филармонии и была так полна энтузиазма, что на следующий же день меня записали в фортепианный кружок. Там я проучилась до восьмого класса, а сейчас часто музицирую и слушаю произведения классиков. Возможно, это делает меня старомодной, но для меня искусство, будь то музыка, архитектура или живопись-это в первую очередь духовная пища, в которой, при внимательном рассмотрении, можно увидеть отражение автора или, при особой удаче, себя…

Таким образом, нельзя терять в себе эту тонкую нить, которая спасет от многих невзгод. Я думаю, что любая душевная организация-это тонкая материя, которая имеет свои слабые стороны, именно поэтому мы должны хранить в себе такие понятия как бережливость, уважение к чужому труду и готовность созерцать и созидать. Только развиваясь и духовно возвышаясь мы можем считать себя полноценными личностями.

Обновлено: 2017-03-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1.У Г. И. Успенского есть замечательный рассказ «Выпрямила». Он о том, какое влияние оказала на рассказчика замечательная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре. Герой был поражен великой нравственной силой, которая исходила от античной статуи. «Каменная загадка», как называет ее автор, сделала человека лучше: он стал вести себя безукоризненно, ощутил в себе счастье быть человеком.

2. Разные люди неоднозначно воспринимают произведения искусства. Один с восторгом замрет перед полотном мастера, а другой равнодушно пройдет мимо. О причинах такого разного подхода рассуждает в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев. Он считает, что эстетическая пассивность некоторых людей порождена отсутствием должного приобщения к искусству в детстве. Только тогда вырастет настоящий зритель, читатель, ценитель картин, когда он в детские годы будет видеть и слышать все, что отображается в произведениях искусства, переноситься силой воображения в мир, облеченный в образы.

Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?)

Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она получила письмо от неизвестной женщины, в котором рассказывалось о том, что та осталась одна и ей не хочется жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», женщина стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, И солнце светит... Я выздоровела, за что огромное вам спасибо».

Проблема восприятия музыки человеком

1.В ряде произведений русских писателей герои испытывают сильные эмоции под воздействием гармоничной музыки. Один из персонажей романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов, проиграв в карты крупную сумму денег, находится в смятении, но, услышав великолепное исполнение арии своей сестрой Наташей, приободрился. несчастное происшествие перестало быть для него столь трагичным.

2. В повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» под звуки сонаты Бетховена героиня Вера Шеина испытывает душевное очищение после пережитых ею тяжёлых минут жизни. Волшебные звуки рояля помогли ей обрести внутреннее равновесие, найти силы, обрести смысл дальнейшей жизни.

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ ПРИРОДЫ

Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы



Ярким примером варварского отношения к природе являются строки из стихотворения М.Дудина:

Мы сделали не из- под палки,

А рвеньем собственным горя,

Из чистых океанов – свалки,

Перезагадили моря.

На мой взгляд, лучше не скажешь!

35.проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы

По-разному относятся к природе героини романа Л.Н.Толстого «Война и мир». В душе Наташи Ростовой есть что-то неповторимо русское. Она тонко чувствует красоту русского пейзажа. Трудно себе представить Элен Безухову на месте Наташи. В Элен нет ни чувства, ни поэтичности, ни патриотизма. Она не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа же поет проникновенно, с душой, забывая обо всем. А как вдохновенно она любуется красотой летней лунной ночи!

Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека

В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим изумительный пример отношения к родной природе, окружающей нас. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Рядом находившейся девушке-художнице он комментирует ежеминутно меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и героини открытие, что дед-то, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!!!

Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?)

В Интернете прочитала статью из газеты "Крымские известия" о судьбе знаменитого Сакского озера, из недр которого добывают уникальную грязь, способную поднять на ноги тысячи больных людей. Но в 1980 году чудодейственный водоем разделили дамбами и перемычками на две части: одна «лечила» людей, другая «производила» соду…Через 3 года содовая часть озера превратилась в зловонную водную поверхность, убивающую все вокруг себя…Спустя годы хочется воскликнуть: « Неужели не было в огромной державе по имени СССР другого менее значимого озера, на берегах которого можно было бы возвести содовый завод?!» Разве за подобное злодеяние мы не можем назвать человека варваром по отношению к родной природе?!



38.проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным ?)

В рассказе Константина Паустовского "Растрепанный воробей" показано, что люди не равнодушны к проблемам братьев наших меньших. Сначала милиционер спасает маленького воробья Пашку, упавшего с крыши ларька, потом отдает его на "воспитание" доброй девочке Маше, которая приносит птичку домой, ухаживает за ней, кормит ее. После выздоровления птицы Маша выпускает ее на волю. Девочка счастлива, что помогла воробью.

В данной подборке мы описали основные проблемы, встречающиеся в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, располагающиеся под заголовками с формулировкой проблемы, взяты из известных произведений и демонстрируют каждый проблемный аспект. Все эти примеры из литературы вы можете скачать в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. В своей пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедов показал бездуховный мир, погрязший в материальных ценностях и пустых развлечениях. Это мир фамусовского общества. Его представители выступают против просвещения, против книг и наук. Сам Фамусов говорит: «Забрать все книги бы, да сжечь». В этом душном болоте, отвернувшемся от культуры и истины, невозможно находиться просвещённому человеку, Чацкому, который болеет за судьбу России, за её будущее.
  2. М. Горький в своей пьесе «На дне » показал мир, лишённый духовности. В ночлежке царят ссоры, непонимание, споры. Герои, действительно, находятся на дне жизни. В их обыденности нет места культуре: их не интересуют книги, картины, театры и музеи. В ночлежке читает только молодая девушка Настя, и читает она любовные романы, которые в художественном плане сильно проигрывают. Актёр часто цитирует строки из знаменитых пьес, так как сам раньше выступал на сцене, и это сильнее подчёркивает пропасть между самим Актёром и настоящим искусством. Герои пьесы оторваны от культуры, поэтому их жизнь похожа на череду сменяющих друг друга серых дней.
  3. В пьесе Д. Фонвизина «Недоросль» помещики представляют собой невежественных обывателей, помешанных на алчности и чревоугодии. Госпожа Простакова грубит мужу и слугам, хамит и притесняет всех, кто ниже ее по социальному положению. Эта знатная женщина чуждается культуры, зато пытается навязать ее сыну в такт модным веяниям. Однако у нее ничего не выходит, потому что своим примером она учит Митрофана быть глупым, ограниченным и невоспитанным человеком, которому ничего не стоит унизить людей. В финале герой открыто говорит матери, чтобы та оставила его в покое, отказывая ей в утешении.
  4. В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя помещики, опора России, предстают перед читателями гнусными и порочными людьми без намека на духовность и просвещенность. Например, Манилов лишь делает вид, что он – культурный человек, однако книга на его столе покрылась пылью. Коробочка и вовсе не стесняется своего узкого кругозора, открыто демонстрируя несусветную глупость. Собакевич заостряет внимание только на материальных ценностях, духовные ему не важны. И тот же Чичиков не заботится о своем просвещении, его волнует лишь обогащение. Таким писатель изобразил мир высшего общества, мир людей, которым по праву сословия была предоставлена власть. В этом заключена трагедия произведения.

Влияние искусства на человека

  1. Одной из ярких книг, где значимое место занимает произведение искусства, является роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Написанный Бэзилом Холлуордом портрет по-настоящему меняет жизнь не только самого художника, который влюбляется в своё творение, но и жизнь молодого натурщика, самого Дориана Грея. Картина становится отражением души героя: все поступки, которые совершает Дориан, тут же искажают изображение на портрете. В финале, когда герой отчётливо видит, каким стала его внутренняя сущность, он не может больше продолжать спокойно жить. В данном произведении искусство становится магической силой, которая раскрывает человеку его же внутренний мир, отвечая на вечные вопросы.
  2. В очерке «Выпрямило» Г.И. Успенский затрагивает тему влияния искусства на человека. Первая часть повествования в произведении связанна с Венерой Милосской, вторая — связана с Тяпушкиным, скромным сельским учителем, перипетиями его жизни и той радикальной переменой, которая произошла в нём после воспоминания о Венере. Центральный образ — образ Венеры Милосской, каменной загадки. Смысл этого образа — олицетворение духовной красоты человека. Это воплощение вечной ценности искусства, которое потрясает личность и выпрямляет ее. Воспоминание о ней позволяет герою найти силы остаться в деревне и сделать для невежественных людей очень многое.
  3. В произведении И. С. Тургенева «Фауст» героиня никогда не читала художественную литературу, хотя находилась уже в зрелом возрасте. Узнав об этом, ее друг решил прочитать ей вслух знаменитую пьесу Гёте о том, как средневековый врач искал смысл бытия. Под влиянием услышанного женщина очень изменилась. Она осознала, что жила неправильно, нашла любовь и отдалась чувствам, которых раньше не понимала. Вот так произведение искусства может пробудить личность ото сна.
  4. В романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди» главный герой всю жизнь прозябал в невежестве, пока не встретил Вареньку Доброселову, которая начала развивать его, присылая книги. До этого Макар читал только низкопробные произведения без глубокого смысла, поэтому его личность не развивалась. Он мирился с ничтожной и пустой рутиной своего существования. Но литература Пушкина и Гоголя изменила его: он стал активно мыслящим человеком, который даже письма писать научился лучше под влиянием таких мастеров слова.
  5. Истинное и ложное искусство

    1. Ричард Олдингтон в романе «Смерть героя» в образах Шобба, Бобба и Тобба, законодателей модных литературных теорий модернизма, показал проблему фальшивой культуры. Эти люди заняты лишь пустыми разговорами, а не настоящим искусством. Каждый из них выступает со своей точкой зрения, считает себя уникальным, но, по существу, все их теории — это одно и то же пустословие. Неслучайно и имена данных героев схожи, как братья-близнецы.
    2. В романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков показал жизнь литературной Москвы 30-х годов. Главный редактор МАССОЛИТА Берлиоз является человеком-хамелеоном, он подстраивается под любые внешние условия, любую власть, строй. Его литературный дом работает по заказу властителей, там давно нет муз и нет искусства, настоящего и искреннего. Поэтому по-настоящему талантливый роман отвергается редакторами и не признаётся читателями. Власть сказала, что Бога нет, значит и литература говорит то же. Однако культура, которая штампуется по заказу, является лишь пропагандой, которая ничего общего с искусством не имеет.
    3. В повести Н. В. Гоголя «Портрет» художник променял истинное мастерство на признание толпы. Чартков нашел деньги, спрятанные в купленной картине, но они лишь раздули его честолюбие и алчность, и со временем его нужды только росли. Он начал работать только на заказ, стал модным живописцем, но об истинном искусстве пришлось забыть, в его душе уже не осталось места для вдохновения. Свое убожество он осознал лишь тогда, когда увидел произведение мастера своего дела, каким когда-то он мог бы стать. С тех пор он скупал и уничтожал подлинные шедевры, окончательно потеряв рассудок и способность творить. К сожалению, грань между истинным и ложным искусством очень тонкая, ее легко не заметить.
    4. Роль культуры в обществе

      1. Проблему отстранения от духовной культуры в послевоенные времена показал в своём романе «Три товарища» Э.М. Ремарк. Данной теме не отводится центральное место, но один эпизод раскрывают проблему общества, погрязшего в материальных заботах и забывшего о духовности. Так, когда Роберт и Патриция гуляют по улицам города, они забегают в картинную галерею. И автор устами Роберта рассказывает нам, что люди давным-давно перестали заходить сюда для того, чтобы насладиться искусством. Здесь те, кто прячется от дождя или зноя. Духовная культура отошла на второй план в мире, где царят голод, безработица, смерть. Люди в послевоенное время пытаются выжить, и в их мире культура потеряла цену, как и человеческая жизнь. Потеряв ценность духовных аспектов бытия, они озверели. В частности, от выходки бешеной толпы погибает друг главного героя, Ленц. В обществе без нравственных и культурных ориентиров нет места миру, поэтому в нем легко зарождается война.
      2. Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» показал мир людей, отказавшихся от книг. Всех, кто пытается сохранить эти ценнейшие кладовые культуры человечества, жестоко наказывают. И в этом мире будущего, есть множество людей, которые смирились или даже поддерживают общую тенденцию уничтожения книг. Таким образом, они сами отстранились от культуры. Автор показывает своих героев пустыми, бессмысленными обывателями, зацикленными на телеэкране. Они разговаривают ни о чём, ничего не делают. Они просто существуют, даже не чувствуя и не думая. Именно поэтому роль искусства и культуры очень важна в современном мире. Без них он оскудеет и потеряет все то, чем мы так дорожим: индивидуальность, свобода, любовь и другие нематериальные ценности личности.
      3. Культура поведения

        1. В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин показывает мир невежественных дворян. Это и Простакова, и её брат Скотинин, и главный недоросль семьи Митрофан. Эти люди в каждом своём движении, слове показывают бескультурье. Лексика Простаковой и Скотинина груба. Митрофан — настоящий лентяй, привыкший, что за ним все бегают и выполняют любой его каприз. Люди, которые пытаются научить чему-то Митрофана, ни Простаковой, ни самому недорослю не нужны. Однако такой подход к жизни не приводит героев ни к чему хорошему: в лице Стародума к ним приходит возмездие, расставляющее все на свои места. Так что рано или поздно невежество все равно падет под своей же тяжестью.
        2. М.Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик» показал высшую степень бескультурья, когда человека уже невозможно отличить от зверя. Раньше помещик жил на всём готовом благодаря крестьянам. Сам он не утруждал себя ни работой, ни просвещением. Но прошло время. Реформа. Крестьяне ушли. Тем самым внешний лоск дворянина был снят. Начинает проступать его истинная звериная сущность. Он обрастает волосами, начинает ходить на четвереньках, перестаёт разговаривать членораздельно. Так, без труда, культуры и просвещения человек превратился в звероподобное существо.