Добрый сказочник иван яковлевич билибин. Иван Билибин: главные факты о «сказочном художнике»  Где родился билибин


Билибин Иван Яковлевич
Родился: 4 (16) августа 1876 года.
Умер: 7 февраля 1942 года.

Биография

Иван Яковлевич Билибин (4 (16) августа 1876 - 7 февраля 1942) - русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».

Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в посёлке Тарховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина. В 1888 г. поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г. В 1900 г. окончил юридический факультет Петербургского университета.

В 1895-1898 гг. занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 г. два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Несколько лет (1898-1900 гг.) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900-1904 гг.) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.

Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

В 1902, 1903 и 1904 г. Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 г. он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 г. издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 г. - сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 г. в театре Зимина в Москве.

В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» - театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдора Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.

Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.

С 1907 года Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. Среди его учеников в школе были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Л. Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Николай Кузьмин, Рене О’Коннель, К. Д. Воронец-Попова.

В 1912 году женился вторым браком на Р. Р. О’Коннель. В этом же году группа московских и петербургских интеллигентов покупает земельный участок на Южном берегу Крыма в Батилимане для постройки дач. Билибин был одним из компаньонов, другими пайщиками стали писатели Владимир Короленко, Александр Куприн, Сергей Елпатьевский, Евгений Чириков, художник Владимир Дервиз, профессора Абрам Иоффе, Владимир Вернадский, Михаил Ростовцев. По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик. К домику была пристроена мастерская. После этого ежегодно по окончании занятий в школе ОПХ Билибин отправлялся в Батилиман и возвращался в Петербург осенью к началу занятий.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени.

После Февральской революции Билибин создал эскиз с изображением двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики. С 1992 это изображение было положено в основу эмблемы Банка России.

В 1917 году Билибин расстается со своей второй женой Рене О’Коннель. После Октябрьской революции Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живёт до сентября 1919 года. До декабря 1919 года он находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск.

В эмиграции

21 февраля 1920 г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. Из-за наличия больных на борту пароход не высаживал людей в Константинополе или в Фамагусте на Кипре, а прибыл в Египет, где русские беженцы были помещены английскими властями в лагерь в Тель-эль-Кебире. С 1920 г. он живёт в Каире. В Египте Билибин работает над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучает египетское искусство, сначала мусульманское и коптское, потом искусство Древнего Египта.

В феврале 1923 г. Билибин женится на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой, приехавшей к нему в Каир вместе с сыном Мстиславом. Летом 1924 г. путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 г. поселяется в Александрии.

В августе 1925 г. Билибин переезжает в Париж. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге.

Выполняет иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи.

С годами Билибин примиряется с советской властью. В 1935-1936 гг. он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович».

В СССР

В 1936 году художник на теплоходе «Ладога» возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.

С 1937 по 1942 г. жил и работал в доме № 25 (кв. 46) по Гулярной улице г. Ленинграда (нынешняя ул. Лизы Чайкиной), о чём говорит мемориальная доска на этом доме.

Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 г. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Билибинский стиль

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

Семья

Первая жена - Мария Яковлевна Чемберс (Чемберс-Билибина) (1874-1962). Художник, книжный график, театральный художник. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. С 1900 г. работала как книжный график. Выставлялась с 1909 г. Сестра театрального художника, графика Владимира Чемберса (1877-1934; с 1917 года жил в Англии). Жена Билибина с 1902 по 1911 г.Мать его сыновей Александра (1903-1972) и Ивана (1908-1993). В 1914 году уехала с детьми в Англию; в Россию с тех пор не возвращалась.

Вторая жена - Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская (урожд. О’Коннель; 1891-1981). Художник по фарфору, график. Родной дед художницы - ирландский патриот Даниэль О`Коннель. Родилась в Париже, приехала в Россию около 1910 г. Училась у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. После окончания школы преподавала в ней. Работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). Жена Билибина с 1912 по 1917 г. В 1922-1932 гг. работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова. От второго брака, с Сергеем Николаевичем Михайловским (1885-1927), имела двоих детей, дочь Еву (1920-1942) и сына, погибшего по пути из Ленинграда к матери в Сибирь. В середине 1930-х гг. была репрессирована, до 1953 года находилась в ссылке. В ссылке вышла замуж в третий раз. После войны жила в Ленинграде. Работала в фарфоре и в 1950-е годы.

Третья жена - Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (урожд. Щекатихина; 1892-1967). Художник по фарфору, живописец, график. Родилась в Александровске (Запорожье). С 1908 года жила в Петербурге. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств в 1908-1913 годах С 1915 года участвовала в выставках. С 1918 года и на протяжении всей жизни (с перерывами) работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). От первого брака с юристом Николаем Филипповичем Потоцким (1881-1920) имела сына Мстислава (1916-1998). Жена Билибина с февраля 1923 года. С этого времени жила вместе с ним в Египте, потом во Франции; в 1936 году вернулась с ним в Ленинград, продолжила работу на заводе. Овдовела в 1942 г.

Книжная графика

1899 - «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»
1899-1900, 1902 - «Василиса Прекрасная»
1899 - «Царевна-Лягушка»
1900 - «Перышко Финиста Ясна-Сокола»
1900-1901 - «Марья Моревна»
1901-1902 - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
1902 - «Белая уточка»
1903 - былина «Вольга»
1904-1905 - «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина
1906 - «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина
1908 - «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
1908 - «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
1911 - «Сказка о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне» А. С. Рославлева
1919 - «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что…»
1931 - Contes de l’Isba
1932-1933 - Tales of Russian Grandmother
1932 - Contes de la couleuvre
1934 - Le Tapis Volant (The Magic Carpet), Arabian Tales, Flammarion, Paris
1936 - Le farouche Abd-el-Kader

Театрально-декоративное искусство

1904 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка». Пражский Национальный театр.
1907 - Эскизы декораций и костюмов к мираклю «Действо о Теофиле». Старинный театр. Петербург.
1908 - Эскизы русских костюмов к опере «Борис Годунов» антрепризы Дягилева в Париже.
1908 - Эскизы декораций и костюмов к комедии «Честь и месть». Театр «Лукоморье».
1909 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Золотой петушок». Оперный театр Зимина в Москве.
1911 - Эскизы декораций и костюмов к комедии «Фуэнте Овехуна». Старинный театр.
1911 - Эскизы декораций и костюмов к драме «Чистилище Святого Патрика». Старинный театр.
1913 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Аскольдова могила».
1913 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Руслан и Людмила».
1914 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Садко». Петербургский народный дом.
1928 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Театр Елисейских полей. Париж.
1930 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Князь Игорь».
1930 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Царская невеста».
1931 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Борис Годунов».
1931 - Эскизы декораций и костюмов к балету «Жар-птица». Театр Колон. Буэнос-Айрес.
1934 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Брно.
1936 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
1939 - Эскизы декораций и костюмов к пьесе «Полководец Суворов». Ленинградский театр драмы имени Пушкина.

Панно и росписи

1913 - Эскизы росписей залов Нижегородского отделения Государственного банка.
1915 - Эскизы плафонов для Казанского вокзала в Москве (росписи осуществлены не были).
1922 - Панно «Борис и Глеб на корабле»
1922 - Панно «Всадник»
1925 - Эскизы фресок и иконостаса для сирийского православного храма в Александрии.
1927 - Эскизы фресок и иконостаса для Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге.
1935 - Панно «Микула Селянинович» в советском посольстве в Париже.

», автор картин и красочных иллюстраций к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.

Кто не читал книжки сказок с его великолепными иллюстрациями? Работы мастера — это погружение в мир детства, сказки, былины. Он создал свой мир, так не похожий на окружающее, позволяющий уединиться в своей фантазии и отправиться вслед за героями в опасные и захватывающие путешествия.

В 1895-1898 годах занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств .

В 1898 году два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене . Именно здесь изучению рисунка придавали особенное значение и вырабатывали у учеников способность найти индивидуальную художественную манеру.

Будучи в Мюнхене, 22-летний Билибин знакомится с традицией европейской живописи:

В Старой пинакотеке — с творчеством классиков: Дюрера, Гольбейна, Рембрандта, Рафаэля.

В Новой Пинакотеке — с современными течениями, в частности с символизмом Арнольда Бёклина и Франца Штука

Увиденное было в высшей степени своевременно для начинающего художника. И именно в школе Ашбе Билибин научился своей фирменной линии и графическим приёмам. Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, затем переводил на ватман,после чего колонковой кистью с обрезанным концом проводил по карандашному рисунку чёткий проволочный контур тушью.

На развитие Билибина, как книжного графика повлияли прочие западные книжные мастера: Уильям Морис, который одним из первых отразил стройную архитектуру книги-синтез литературы, графики и типографики, и его «Прекрасная книга»;

Графики Уолтер Крейн и Обри Бёрдслей;

Вдохновение изогнутой линией в стиле ар-нуво Чарльза Риккетса и Чарльза Шеннона;

Выразительная игра чёрно-белых пятен Феликса Валлотона; острота Томаса Гейне; Кружево линий Генриха Фогелера.

А также заметно влияние (как и в целом на представителей стиля модерн) японской гравюры 17-19 веков,откуда почерпнуты тона заливкой, контуры, изометрия пространства;древнерусской иконы и византийской живописи.

Несколько лет (1898-1900 гг.) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой , затем (1900-1904 гг.) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств .

В пору учебы Билибина в Высшем художественном училище Академии художеств, куда юношу устроил Репин, там проходила выставка Виктора Васнецова, писавшего в неповторимой романтической манере на темы русских мифов и сказок. Зрителями выставки были многие прославившиеся в будущем наши художники. Билибин Иван Яковлевич оказался в их числе. Работы Васнецова поразили студента в самое сердце, он признавался потом, что увидел здесь то, к чему неосознанно рвалась и по чему тосковала его душа.

В.Васнецов Три богатыря

Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства » становится активным его членом.

Групповой портрет художников общества «Мир искусства» Кустодиев

Вот что пишет о Билибине один из его соратников объединения «Мир искусства» Мстислав Добужинский:

» Он был забавный, остроумный собеседник (заикался, что придавало особую прелесть его шуткам) и обладал талантом, особенно под влиянием вина, писать шуточные высокопарные оды под Ломоносова. Происходил он из именитого петербургского купеческого рода и очень гордился принадлежавшими ему двумя портретами предков кисти самого Левицкого, одного — юного купчика, другого — бородатого купца с медалью. Сам Билибин носил русскую бородку a la moujik и раз на пари прошелся по Невскому в лаптях и высокой войлочной шапке-гречинке…»

Так что с чувством юмора и харизмой порядок)

Сам Билибин по-молодости однажды заявил:

» Я,нижеподписавшийся,даю торжественное обещание,что никогда не уподоблюсь художникам в духе Галлена, Врубеля и всех импрессионистов. Мой идеал-Семирадский,Репин(в молодости),Шишкин,Орловский,Бонна,Мейсонье и подобные.Если не исполню этого обещания,перейду в чужой стан,то пусть отсекут мою десницу и отправят её заспиртованную в Медицинскую Академию!»

Эпоха рубежа веков—> конец 19-начало 20 века—> Серебряный век русской культуры—> стиль модерн—> объединение и журнал «Мир искусства», к которому Билибин был приближён.

Данная приблизительная схема подводит нас к творческому методу художника. Билибин как нельзя кстати оказался в нужное время в нужном месте.

Русский модерн (европейские аналоги: «ар-нуво» во Франции, «сецессион» в Австрии, «югенд-стиль в Германии», «стиль орта» в Бельгии, «нью стайл» в Англии и т.д.) органично сочетает в себе поиск новых, современных форм с обращённостью к национальным культурным и историческим истокам. Характерными чертами модерна является эстетизация окружающей среды, декоративная детализация и орнаментарность, ориентация на массовость культуры, стиль наполнен поэтикой символизма.

Модерн оказал принципиальное влияние на искусство Билибина. Мастерство, которым обладал художник, сюжеты,которые он любил и использовал были целиком и полностью актуальны и современны в этот период по двум главенствующим причинам.

Во-первых, тяготение модерна (точнее одного из направлений, были и другие) к национальному эпосу, сказкам,былинам как к источникам тем и сюжетов, и формальное переосмысление наследия Древней Руси, языческого искусства и народного творчества.

И во-вторых, выход таких направлений искусства как книжная графика и сценография на совершенно новый эстетический высочайший уровень. Также, необходимо было синтезировать, создать ансамбль книги и театра. Этим занималось с 1898 г. объединение и журнал «Мир искусства».

Большинство из тех, кто родился в СССР, начинал постижение этого мира с русских сказок «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Марья Моревна», «Перышко Финиста-Ясна Сокола», «Белая уточка», «Царевна-лягушка». Почти каждый ребёнок знал так же сказки Александра Сергеевича Пушкина – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».










Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым.

В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, доступна, понятна детям дошкольного возраста и оказывает на них огромное воспитательное воздействие. Б.М. Теплов, характеризуя особенности восприятия произведений искусства, пишет, что, если научное наблюдение иногда называют «думающим восприятием», то восприятие искусства — «эмоциональным».

Психологи, искусствоведы, педагоги отмечали своеобразие восприятия детьми графических изображений: тяготение к красочному рисунку, причём с возрастом большее предпочтение они отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении требований детей к реалистичности форм изображений.

В старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности формы. Восприятие произведений графического искусства может достигать различной степени сложности и полноты. Оно во многом зависит от подготовленности человека, от характера его эстетического опыта, круга интересов, психологического состояния. Но больше всего это зависит от самого произведения искусства, его художественного содержания, идей. Чувств, которые оно выражает.

Сказки читали родители, бабушки с дедушками из детских книг с рисунками. И мы каждую сказку знали наизусть и каждую картинку в любимой книжке. Картинки из книг со сказками были одними из первых наших образов, которые мы впитывали по-детски естественно. Именно как в этих картинках, мы представляли себе потом Василису Прекрасную.

И большинство этих картинок принадлежало кисти Ивана Яковлевича Билибина. Представляете, какое влияние на наше мировоззрение, наше восприятие русских мифов-былин и сказок оказал этот художник? А между тем, этим иллюстрациям больше ста лет.

Иллюстрируя с 1899 года сказки и былины («Василиса прекрасная», «Сестра Аленушка и братец Иванушка», «Финист Ясный Сокол» и др., пушкинские сказки о царе Салтане и Золотом петушке), Иван Билибин создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью , свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.

Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям

Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка был похож на труд гравёра. Книжки Билибина похожи на расписные шкатулки. Именно этот художник впервые увидел детскую книгу как целостный художественно оформленный организм. Его книги похожи на старинные рукописи, ведь художник продумывает не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы и все остальное.

«Строгая, чисто графическая дисциплина […], - подчеркивал художник, - обращает свое внимание не только на рисунок и на разницу сил отдельных пятен, но и на линию, на характер ее, на направление течения целого ряда соседних линий, на скольжение их по форме и, таким образом, на подчеркивание, объяснение и выявление этой формы этими сознательными линиями, обтекающими и охватывающими ее. Эти линии могут быть иногда уподоблены ткани, облегающей форму, где нити или полосы приобретают то направление, которое им диктуется данной формой».

И. Я. Билибин разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.

Художник стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчеркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.

Иван Яковлевич иллюстрировал сказки так, что дети словно отправляются вместе с героями сказки в опасные и захватывающие приключения. Все известные нам сказки выполнены с особым пониманием народного духа и поэзии.

Интерес к древнерусскому искусству пробудился еще в 20-х - 30-х годах XIX века. В последующие десятилетия организовывались экспедиции для изучения памятников допетровского зодчества, издавались альбомы старинной русской одежды, орнамента, лубка. Но большинство ученых подходило к художественному наследию Древней Руси лишь с этнографических и археологических позиций. Поверхностным пониманием его эстетической ценности характеризуется псевдорусский стиль, широко распространившийся в архитектуре и прикладном искусстве второй половины XIX века. По-новому древнерусское и народное искусство восприняли в 1880-е - 1890-е годы В. М. Васнецов и другие художники мамонтовского кружка, национальные искания которых отличались большей самобытностью и творческой оригинальностью. Этим художникам должны быть адресованы слова Билибина:

«Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!»

Мечта художников конца XIX-начала XX века о возрождении высокой культуры прошлого, о создании на ее основе нового «большого стиля» была утопичной, но она обогатила искусство яркими образами и выразительными средствами, способствовала развитию его «нестанковых» видов, долгое время считавшихся второстепенными, в частности театральной декорации и оформления книги. Не случайно, что именно в среде мамонтовского кружка начали складываться новые принципы декорационной живописи. Не случайно и то, что этим же мастерам, постоянно общавшимся с произведениями древнерусского искусства, увлеченным идеей возрождения старинных ремесел.

Книга и театр оказались теми областями, где искусство непосредственно служило удовлетворению современных общественных потребностей и где в то же время стилистические приемы прошедших веков нашли наиболее естественное применение, где можно было добиться того синтеза, который в других видах художественного творчества оставался недостижимым.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии . Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

В 1902, 1903 и 1904 годах Билибин посещает Вологодскую , Олонецкую и Архангельскую губернии , куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.

В 1899-1902 годах русская Экспедиция заготовления государственных бумаг выпустила цикл книжек, снабженных превосходными иллюстрациями к народным сказкам. Здесь были графические картины к сказкам «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Иван Царевич и Жар-птица» и ко многим другим. Автором рисунков значился Билибин Иван Яковлевич. Иллюстрации к народным сказкам Его понимание национального духа и поэзии, которыми дышит русский фольклор, складывалось не только под влиянием смутного влечения к народному творчеству. Художник страстно хотел знать и изучал духовную составляющую своего народа, его поэтику и быт. Из поездок Билибин привез коллекцию работ народных художников, фотографии деревянного зодчества.

Его впечатления вылились в публицистические произведения и научные доклады о народном творчестве, архитектуре и национальном костюме. Еще более плодотворным результатом этих путешествий стали самобытные произведения Билибина, в которых обнаружилось пристрастие мастера к графике и совершенно особый стиль. В Билибине жили два ярких таланта – исследователя и художника, и один дар питал другой. Иван Яковлевич с особой тщательностью работал над деталями, не позволяя себе сфальшивить ни в единой черточке.

Народное искусство подарило мастеру и некоторые приемы: орнаментальные и лубочные способы оформления художественного пространства, которые Билибин довел в своих творениях до совершенства.

Его иллюстрации к былинам и сказкам удивительно подробны, живы, поэтичны и не лишены юмора. Заботясь об исторической достоверности изображения, которая проявлялась на рисунках в деталях костюма, архитектуры, утвари, мастер умел создать атмосферу волшебства и загадочной красоты. В этом очень близок по духу к творческому объединению «Мир Искусства». Их всех породнил интерес к культуре прошлого, к влекущей прелести старины.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок » в 1909 году в театре Зимина в Москве .

В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» - театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 году. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдора Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 году.


Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века , как «Мир Искусства» , «Золотое Руно» , в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

В эмиграции

21 февраля 1920 года на пароходе «Саратов» Билибин эвакуировался из Новороссийска . Из-за наличия больных на борту пароход не высаживал людей в

Любите ли Вы сказки, так как люблю их я?
Сказки я любила детстве, сказки я люблю и сейчас. В детстве я любила слушать, а затем и сама их читать. А так же, я очень любила рассматривать иллюстации к сказкам. Одним из моих любимых художников является Билибин Иван Яковлевич

Гораздо позже я узнала о его судьбе, а она итересна и достойна внимания, так же, как и его работы.

Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача. Окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1898 учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» стал активным его членом. В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создает иллюстрации, в ставшем в последствии «билибинском» стиле, к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

В 1902, 1903 и 1904 Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для собирания этнографических материалов и фотографирования памятников древнерусской деревянной архитектуры.
Баба-Яга. Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная"

Белый всадник. Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная"

Черный всадник. Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная"

Красный всадник. Иллюстрация к сказке "Василиса Прекрасная"

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о Царе Салтане» (1907)

и «Сказка о Золотом Петушке» (1910).

В 1905 издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга»

а в 1911 - сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза».
Заставка к сказке "Белая уточка"

Иллюстрация к сказке "Белая уточка"

Иллюстрация к сказке "Марья Моревна"

Иллюстрация к сказке "Перышко Финиста Ясного Сокола"

Иллюстрация к сказке "Поди туда, не знаю куда"

Иллюстрация к сказке "Царевна-Лягушка".

Иллюстрация к сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 в театре Зимина в Москве.

В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» - театральная постановка«Старинного Театра» в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Г. Сологуба: «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 г.
Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».
Царь Горох. Обложка журнала «Жупел»

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры. После Октябрьской революции 1917 Билибин уезжает из России. С 1920 он сперва живёт в Каире, затем в Александрии, а в 1925 обосновывается в Париже. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге.
С годами он примиряется с советской властью. В 1935-1936 он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович». После этого, в том же 1936 году, художник на теплоходе «Ладога» возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.
Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стал подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Потомок старинного купеческого рода, юрист-правовед, влюбленный в изобразительное искусство, Иван Билибин долго и упорно выстраивал свою творческую линию. Рисовальная школа Общества поощрения художеств, школа-мастерская Антона Ашбе в Мюнхене, занятия в Тенишевской мастерской у Ильи Репина дали Билибину профессиональную основу, но самобытным мастером он стал благодаря тщательно выстроенной индивидуальной программе. Художник не раз участвовал в археологических экспедициях по Русскому Северу, делал зарисовки деревянных изб и храмов, костюмов, вышивок, утвари, собирал иконы, лубки и пряничные доски, знал немало народных песен и частушек. Недаром авторитетный художественный критик Серебряного века Александр Бенуа, отмечая природный талант Билибина, замечал: «Его упорное изучение народных мотивов дает ему здоровую пищу: в то же время развивается в нем его красочность и воспитывается его техника».

«Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна…», - писал в начале ХХ столетия Иван Билибин (1876–1942), призывая отечественных мастеров возродить высокую культуру прошлого и на ее основе создать новый «большой стиль».

Борис Кустодиев. Портрет И.Я. Билибина, 1901

Петербургский эстет, страстный коллекционер предметов старины и искусства, человек артистичный по натуре, общительный и остроумный, Иван Яковлевич обрел славу книжного иллюстратора не только у взыскательной художественной элиты, но и у малосведущего обывателя. Выпущенные Экспедицией заготовления государственных бумаг тоненькие книжки-тетради «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Василиса Прекрасная», «Царевна-Лягушка», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Вольга» (1901–1903) удивляли необычным крупным форматом и продуманной до мелочей системой «красивой книги». Русские сказки и былины, оформленные в «билибинском» стиле обрели особую привлекательность, зритель был покорен эффектной подачей образов и красочной мощью.

Художник свободно передавал мрачную атмосферу волшебного мира, жутковатую ирреальность и ироничность бытовых сценок. Сакральная значительность соседствовала с забавными шутками в народном духе. Русская природа при всей узнаваемости обретала монументальность и многозначительность. Почитатели подмечали в композициях «хрустальную чистоту» визуальных решений и напевность фольклорных мотивов, тщательность отделки и любовь к деталям. «Все работы Ивана Яковлевича Билибина - будь то самая маленькая концовка - всегда сделаны с любовью, умом, культурой и с большим художественным подъемом и мастерством» , - отзывалась о товарище по искусству Остроумова-Лебедева. Искусствоведы анализировали четкость и жесткость контурного рисунка, выверенность композиций, эмоциональную напряженность цветовых пятен, лаконичность форм, изящество стилизаций и тягу к орнаментике.

Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, 1904–1905 годы

Гравюра «Большая волна в Канагаве» Кацусики Хокусая, 1829–1832 годы

Внешняя простота его творческого метода обманчива. Проницательный зритель отметит в стиле Ивана Билибина влияния русской лубочной картинки и японской гравюры, живописных работ Виктора Васнецова, рисунков Обри Бёрдслея и Уильяма Морриса. Как человек эпохи модерна Билибин не мог пройти мимо синтеза декоративного и изобразительного искусства, а как член художественного объединения «Мир искусства» желал испытать свои силы в разнообразной творческой деятельности. Он был изобретателен и стремился к профессиональной безупречности, словно бы играючи конструировал сложные орнаменты, которые обрамляли его графические композиции. Неутомимый в работе, Иван Яковлевич оформлял книги, трудился в области театрально-декорационного искусства, выполнял рисунки для журналов, создавал эскизы плакатов и рекламных проспектов, игральных карт, открыток, почтовых марок, этикеток, экслибрисов. Популярность «билибинского» стиля породила немало эпигонов, но среди учеников художника оказался Георгий Нарбут, сумевший развить приемы наставника в оригинальную творческую манеру.

Иллюстрация Георгия Нарбута к русской сказке «Деревянный орел», 1909 год

Жизнь не баловала Билибина, были периоды неудач и творческих разочарований, были мучительные годы революции и гражданской войны, когда художник, потеряв все, оказался на чужбине без средств к существованию. В эмиграции он сумел не просто выжить, но обрел «второе дыхание», новые темы и выразительные средства. В его работах 1920-х–1930-х годов предстают таинственный Египет и экзотический Восток, рыцарская культура и карнавальная пышность барокко. Чуткий ко всему новому, художник использует в своих произведениях элементы и стилистику ар-деко. Добившийся признания у взыскательного европейского зрителя, он вернулся на родину, преподавал, работал как художник театра, иллюстрировал книги. Мысли о творчестве не оставляли его до последних дней, до гибели в блокадном Ленинграде.

Произведения Билибина были популярны в Советском Союзе, для многих он и сегодня является идеальным художником книги, лучшим иллюстратором русских народных сказок. И пусть исследователи говорят о противоречиях и ограниченности «билибинского» стиля, поклонников творчества Ивана Яковлевича не становится меньше. А это значит, работает созданная мастером модель, в которой переплавились воедино тщательно собранные этнографические материалы, принципы оформления книги как единого ансамбля, эстетика модерна, ясность стилевых приемов и оригинальность авторских решений. И, несомненно, искренняя любовь художника к народному искусству, его вера в «голос крови», который поможет обрести мощь и выразительность «большого стиля».

русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства»

Иван Билибин

Краткая биография

Ива́н Я́ковлевич Били́бин (16 августа 1876 - 7 февраля 1942) - русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».

Источник сюжетов: национальный эпос, былины, сказки. Формальная интерпретация наследия искусства языческой и Древней Руси, а так же народного творчества. Сам Билибин назвал свою тягу к русскому народному творчеству - "голосом крови".

Билибин всегда и везде оставался одним из самых желанных воплотителей русской темы в искусстве книги и театральной живописи.

Родился 4 (16) августа 1876 года в посёлке Та́рховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина.

В 1888 году поступил в Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 году. В 1900 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1895-1898 годах занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 году два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Несколько лет (1898-1900 гг.) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900-1904 гг.) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.

Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

1902-1904 гг. художник участвовал в археологических экспедициях по Русскому северу (прим. куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.), побывал в отдаленных уголках Вологодской, Архангельской, Олонецкой и Тверской губернии, где он фотографировал и делал зарисовки с деревянных изб и церквей, костюмов, вышивок, утвари, предметов быта, собирал древнерусские иконы, русские лубки и пряничные доски, гравюры.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 годы он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 году издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 году - сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 году в театре Зимина в Москве.

И. Я. Билибин. Эскиз костюма Командора к драме Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна». Старинный театр. 1911

В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» - театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 году. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдора Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 году.

Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.

С 1907 года Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 году. Среди его учеников в школе были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Л. Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Николай Кузьмин, Рене О’Коннель, К. Д. Воронец-Попова.

В 1912 году женился вторым браком на Р. Р. О’Коннель. В этом же году группа московских и петербургских интеллигентов покупает земельный участок на Южном берегу Крыма в Батилимане для постройки дач. Билибин был одним из компаньонов, другими пайщиками стали писатели Владимир Короленко, Александр Куприн, Сергей Елпатьевский, Евгений Чириков, художник Владимир Дервиз, профессора Абрам Иоффе, Владимир Вернадский , Михаил Ростовцев. По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик. К домику была пристроена мастерская. После этого ежегодно по окончании занятий в школе ОПХ Билибин отправлялся в Батилиман и возвращался в Петербург осенью к началу занятий.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени.

В марте 1916 года Билибин избирается председателем "Мира искусства" и до конца существования общества занимает этот пост.

В 1917 году общее собрание "Мира искусства" под председательством Билибина изюирает в члены Общества таких больших мастеров русского искусства, как Савинов, Лентулов, Арапов, Фальк, Голубкина, Куприн, Якулов.

В 1917 году Билибин расстается со своей второй женой Рене О’Коннель. После Октябрьской революции в сентябре 1917 года художник уезжает в Крым в Батилиман (свое Крымское имение), где живёт до сентября 1919 года.

После Февральской революции Билибин создал эскиз с изображением двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики. В 1992 году сходный рисунок художника был положен в основу эмблемы Банка России.

До декабря 1919 он находится в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск. В феврале 1920 года ему пришлось бежать из охваченного паникой города.

И. Я. Билибин, плакат «О том как немцы большевика на Россию выпускали», 1917 год.

В эмиграции

21 февраля 1920 года на пароходе «Саратов» Билибин эвакуировался из Новороссийска. Из-за наличия больных на борту пароход не высаживал людей в Константинополе или в Фамагусте на Кипре, а прибыл в Египет, где русские беженцы были помещены английскими властями в лагерь в Тель-эль-Кебире. С 1920 года Билибин жил в Каире. В Египте он работал над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучал египетское искусство, сперва мусульманское и коптское, а затем искусство Древнего Египта.

В феврале 1923 года Билибин женился на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой, приехавшей к нему в Каир вместе с сыном Мстиславом. Летом 1924 года путешествовал с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 году поселился в Александрии.

В августе 1925 года Билибин переехал в Париж. В это время он готовил блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашали оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге.

Выполнял иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи.

Масон, был посвящён в русской парижской ложе «Северная звезда». Затем стал членом-основателем другой русской ложи - «Свободная Россия», её обрядоначальник в 1932 году.

Со временем Билибин захотел вернуться на родину. В 1935-1936 годах он участвовал в оформлении советского посольства в Париже, создал монументальное панно «Микула Селянинович».

В СССР

В 1936 году художник на теплоходе «Ладога» вернулся в Советский Союз и поселился в Ленинграде. Он преподавал во Всероссийской Академии художеств, продолжал работать как иллюстратор и художник театра.

С 1937 по 1942 год жил и работал в доме № 25 (кв. 46) по Гулярной улице Ленинграда (нынешняя ул. Лизы Чайкиной), о чём говорит мемориальная доска на этом доме.

После начала Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться и умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Большое количество произведений Ивана Билибина находится в Ивангородском (Ленинградская обл.) городском музее.

Билибинский стиль

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

Семья

  • Первая жена - Мария Яковлевна Чемберс (Чемберс-Билибина) (1874-1962). Художник, книжный график, театральный художник. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. С 1900 году работала как книжный график. Выставлялась с 1909 года. Сестра театрального художника, графика Владимира Чемберса (1877-1934; с 1917 года жил в Англии). Жена Билибина с 1902 по 1911 годы. Мать его сыновей Александра (1903-1972) и Ивана (1908-1993). В 1914 году уехала с детьми в Англию; в Россию с тех пор не возвращалась.
  • Вторая жена - Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская (урожд. О’Коннель; 1891-1981). Художник по фарфору, график. Родной дед художницы - ирландский патриот Даниэл О`Коннел. Родилась в Париже, приехала в Россию около 1910 года. Училась у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. После окончания школы преподавала в ней. Работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). Жена Билибина с 1912 по 1917 годы. В 1922-1932 годах работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова. В 1940 - 50 е гг. работала на ЗИК. От второго брака, с Сергеем Николаевичем Михайловским (1885-1927), имела двоих детей, дочь Еву (1920-1942, погибла в блокаду) и сына, погибшего по пути из Ленинграда к матери в Сибирь. В середине 1930-х годах была репрессирована, до 1953 года находилась в ссылке. В ссылке вышла замуж в третий раз. После войны жила в Ленинграде. Работала в фарфоре и в 1950-е годы.
  • Третья жена - Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (урожд. Щекатихина; 1892-1967). Художник по фарфору, живописец, график. Родилась в (Запорожье). С 1908 года жила в Петербурге. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств в 1908-1913 годах С 1915 года участвовала в выставках. С 1918 года и на протяжении всей жизни (с перерывами) работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). От первого брака с юристом Николаем Филипповичем Потоцким (1881-1920) имела сына Мстислава (1916-1998). Жена Билибина с февраля 1923 года. С этого времени жила вместе с ним в Египте, потом во Франции; в 1936 году вернулась с ним в Ленинград, продолжила работу на заводе. Овдовела в 1942 году.

Произведения

Книжная графика

  • 1899 - «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»
  • 1899-1900, 1902 - «Василиса Прекрасная»
  • 1899 - «Царевна-Лягушка»
  • 1900 - «Перышко Финиста Ясна-Сокола»
  • 1900-1901 - «Марья Моревна»
  • 1901-1902 - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • 1902 - «Белая уточка»
  • 1903 - Былина «Вольга»
  • 1904-1905 - «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина
  • 1906 - «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина
  • 1908 - «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (неопубликован, сохр. неск. илл.)
  • 1908 - «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина
  • 1911 - «Сказки» А. С. Рославлева
  • 1919 - «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что…»
  • 1931 - Contes de l’Isba (Сказки из избы)
  • 1932-1933 - Francis Carpenter. Tales of Russian Grandmother (Сказки русской бабушки)
  • 1932 - Contes de la couleuvre (Сказки ужихи)
  • 1933 - Conte du petit poisson d’or (Сказка о золотой рыбке)
  • 1934 - Le Tapis Volant (Летучий ковер)
  • 1936 - Le farouche Abd-el-Kader
  • 1936 - Adhémar de Montgon. Henri IV
  • 1937 - «Русалочка»
  • 1937 - M. Percheron. Moscou
  • 1937 - А.Н. Толстой. «Петр Первый»
  • 1939 - М. Ю. Лермонтов . «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ивана Калашникова»
  • 1940 - «Слово о стольном Киеве и о русских богатырях», сборник былин Н. В. Водовозова

Театрально-декоративное искусство

  • 1904 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка». Пражский Национальный театр.
  • 1907 - Эскизы декораций и костюмов к мираклю «Действо о Теофиле». Старинный театр. Петербург.
  • 1908 - Эскизы русских костюмов к опере «Борис Годунов» антрепризы Дягилева в Париже.
  • 1908 - Эскизы декораций и костюмов к комедии «Честь и месть». Театр «Лукоморье».
  • 1909 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Золотой петушок». Оперный театр Зимина в Москве.
  • 1909 - костюмы для танц. сюиты «Пир» (Русские сезоны, балетм. М. М. Фокин)
  • 1911 - Эскизы декораций и костюмов к комедии «Фуэнте Овехуна». Старинный театр.
  • 1911 - Эскизы декораций и костюмов к драме «Чистилище Святого Патрика». Старинный театр.
  • 1913 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Аскольдова могила».
  • 1913 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Руслан и Людмила».
  • 1914 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Садко». Петербургский народный дом.
  • 1923 - декорации и костюмы для балетов Н. Н. Черепнина, поставленных в 1923 труппой А. П. Павловой, - «Русская сказка» (балетм. Л. Л. Новиков) и «Роман мумии» (балетм. И. Н. Хлюстин)
  • 1928 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Театр Елисейских полей. Париж.
  • 1930 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Князь Игорь».
  • 1930 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Царская невеста».
  • 1931 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Борис Годунов».
  • 1931 - Эскизы декораций и костюмов к балету «Жар-птица». Театр Колон. Буэнос-Айрес, балетм. Фокин
  • 1934 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Брно.
  • 1936 - Эскизы декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
  • 1939 - Эскизы декораций и костюмов к пьесе «