Устное собеседование по русскому языку в 9 классе. Теория и практика.
С этого учебного года планируется введение устной части ГИА-9 по русскому языку. 5 сентября в Рособрнадзоре состоялась презентация модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов. При разработке экзаменационной модели была проведена большая работа. Пилотная апробация двух моделей устной части ГИА по русскому языку, устного собеседования с преподавателем и компьютерной формы экзамена проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике. Участие в ней приняли около 1,5 тысяч обучающихся. По итогам апробации и обсуждения была доработана модель устной части ГИА, представляющая собой собеседование обучающегося с преподавателем. Ее широкомасштабная апробация проведена осенью 2017 года в 19 регионах РФ. Участие регионов в
апробации
итогового собеседования в этом году добровольное и его результаты не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году. Когда будет проводиться настоящее собеседование, и повлияют ли его итоги на допуск к ОГЭ, станет ясно по итогам проведённой апробации. Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков
спонтанной
речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.
На выполнение работы каждому участнику будет отводиться 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно
в процессе ответа
по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка или при необходимости по аудиозаписи после экзамена.
Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».
Руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько отметила, что разработанная модель итогового собеседования
не имеет аналогов в мировой практике.
Демоверсия выложена на сайте ФИПИ. Назначение КИМ
– оценить уровень
общеобразовательной
подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях
допуска
к государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты устной части могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы. Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических). Экзаменационная работа построена с учётом
вариативности
: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога (беседы). Предложены
две модели
проведения устной части ГИА 9.
Слайд 2
Модель (без собеседника) с использованием компьютерных технологий,
которая включает следующие типы заданий
. До экзамена
выпускник должен предупредить о своём выборе этого варианта, потому что устанавливается
специальное программное обесп
е
чение. В ходе экзамена выпускник пошагово выполняет указанные задания, которые считывает с экрана. Город выбирал такую форму апробации. Экзамен в целом проходит быстрее. (Плюс:
современным детям эта форма ближе, проще.
Минус
: требуется специальная гарнитура, так как говорящие одновременно в одной аудитории мешают друг другу.) Формы разные, ученик выбирает что ближе, но работа учителя по подготовке к экзамену одинаковая.
Вторая модель с учителем-собеседником
.
Слайд 3.
Обратимся к демоверсии 2017 года, которая выложена на сайте ФИПИ. В ходе апробации выявились спорные, неясные моменты при выполнении заданий, о которых я буду сразу говорить. Так, во время проведения всех экзаменов КИМы выпускникам выдаются на руки, есть время на знакомство. Здесь нигде не прописано, когда ученик получает КИМ и должен ли ознакомиться со всем вариантом. Или предполагается, что он знает структура КИМа и всё делает спонтанно. Но это тоже какое-то нарушение.
1 задание. Чтение текста.
Слайд 4.
Прочитать не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно интонируя все знаки препинания, подбирая оптимальный темп и тембр, мелодику голоса, делая логические ударения. Тексты сложные, познавательного характера. Много терминов. Есть числительные, которые ученики неверное склоняют. Из-за волнения просто искажают слова, за что тоже лишаются баллов. Так, Суворов, н-р, стал и Сувориным, и Суровым. С этим задание справились все.
2 задание.
Пересказ прочитанного текста с введением цитаты. Слайд 5.
Не того, который дается после текста, как в Демоверсии, а самого текста для прочтения.
Подготовка 1 минута
.
Пересказ 3 минуты
. Высказывания даются неизвестных авторов. Ученики ошибаются даже при произношении фамилий. Возникает вопрос о введении цитаты.
Задание
: при цитировании использовать любую форму: прямую речь, вводное словосочетание, косвенную речь. Значит ли, что при прямом цитировании можно читать? Если на одной странице?!
Слайд 6
. В критериях это задание оценивается как сжатое изложении, по микротемам. Их выпускники сохраняют. А вот цитату после пересказа забывают вводить. Поэтому все ввели в конце пересказа. Об уместности и логичности её ведения не приходится говорить. Нужно ли выпускнику проявлять своё отношение к цитате?
Помимо содержания, 1 и 2 задания оцениваются за грамотность 3 задание. Монологическое высказывание. Слайд 7.
Сразу хочется сказать, что распечатывать КИМ надо на цветном принтере. Иначе фотографии описать очень проблематично.
Слайд 8.
Из 3 предложенных тем, где представлены описание, повествование и рассуждение, выпускник выбирает одну.
1 минута подготовки + 3 мин. на ответ.
Помимо умения создавать текст определённого типа, чётко следуя его композиции, здесь требуются фоновые знания по истории, естественным дисциплинам, знание русской литературы, искусства+ богатый
жизненный опыт
. Например, в апробации нужно было рассказать о любимом актёре. Понятно, что создатели КИМа имели ввиду отечественного. Выпускники, кроме Ван Дама и Шварценеггера, вообще никого не могут назвать. Описывая фотографию с рисующей девушкой, надо было поведать о собственных увлечениях. Это тоже вызвало затруднение. От русского языка в этом задании - только форма изложения, а содержание – это знания учащихся обо всём. Они, к сожалению, мягко говоря, не всегда есть.
Плюс:
есть карточки с вопросами в помощь ученику. Слабые дети пытаются строить монолог в виде ответов на них.
Минус
: тогда не получается связный текст, а оценивается выполнение коммуникативной задачи, цельность и последовательность изложения.
Слайд 9.
Это задание самое сложное. За 1 минуту
экспромтом правильно
составить текст на только что полученную тему не каждый взрослый сможет. Поэтому здесь необходима очень серьёзная подготовительная работа. Оценивается и речевое оформление.
Примечание.
4 задание. Участие в диалоге. Слайды 9-10.
Без подготовки выпускник отвечает на 3 вопроса по выбранной теме. Общее время ответа – 3 минуты.
Минусы
: односложные ответы, отличающиеся бедностью и неточностью словарного запаса. Все эти результаты получены при том, что мы на элективных занятиях уже успели разобрать Демоверсию, повторили типы речи, выполняли задания открытого банка оценочных заданий по русскому языку из раздела «Говорение».
Слайд 11.
Предвидя предстоящие трудности введения новой формы аттестации, в 2017-2018 учебном году кафедра гуманитарных дисциплин создала на базе школы муниципальную экспериментальную площадку «Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе на основе системно-деятельностного подхода».
Слайд
12.
Целью опытно-экспериментальной работы стало выявление оптимальных форм, методов, приемов и средств подготовки обучающихся, которые позволят добиваться высокого качества образования и готовить обучающихся к сдаче устной части ОГЭ по русскому языку.
Одна из задач – выявление возможностей УМК по русскому языку под редакцией Т.А.Ладыженской, позволяющих обучающимся овладеть чтением, пересказом и говорением как видами речевой деятельности, формирующими коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции. Результатами работы будем делиться на последующих семинарах.
Демонстрационный вариант, тексты о выдающихся людях, три варианта для подготовки
«вариант 1»
Вариант 1
Задание 1
2 минуты.
В задании 2
В задании 3
В задании 4
Желаем успеха!
1
Выразительно прочитайте текст о знаменитом русском полководце Алекса́ндре Васи́льевиче Суво́рове (1730–1800)вслух.
Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генерали́ссимусу Александру Васильевичу Суворову. За всю свою жизнь полководец участвовал более чем в 60 сражениях и не потерпел ни одного поражения на поле боя!
А свою первую победу он одержал ещё в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр был очень болезненным ребёнком. Но
с детства твёрдо решил стать военным и готовился к службе: занимался спортом, приучал себя к холоду, к физическим нагрузкам, к простой одежде и еде.
Суворов уважал своих подчинённых – офицеров и солдат, был врагом муштры́. Он лично заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, беззаветно шли за ним и побеждали.
Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. Он оставил после себя знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором в простой и доступной форме обобщил свой многолетний опыт обучения и воспитания войск. Школа Суворова сформировала целое поколение полководцев, прославивших Отечество. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки в погонах гордо называют себя «суворовцами».
2
Перескажитепрочитанный Вами текст, включив в пересказ слова русского военного историка генерала Моде́ста Ивановича Богдано́вича, современника А.В. Суворова:
«Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова».
Подумайте, где лучше использовать слова М.И. Богдановича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть1 минута на подготовку. |
3
Тема 1. | ||
Тема 2. | Мой любимый актёр (повествование на основе жизненного опыта). |
|
Тема 3. | Насколько важно для Вас мнение окружающих? (рассуждение по поставленному вопросу) |
|
У Вас есть 1 минута на подготовку. не более 3 минут. |
Карточка участника экзамена
Не забудьте описать:
место, изображённое на фотографии;
одежду девушки;
занятие девушки;
лицо девушки.
Карточка участника экзамена
Карточка участника экзамена
4
Чем Вы увлекаетесь?
Почему Вы выбрали именно это увлечение?
Когда Вы больше всего получаете удовольствия от того, чем увлекаетесь?
2017 г.
Просмотр содержимого документа
«вариант 2»
Вариант 2
Инструкция по выполнению заданий
Устная часть по русскому языку состоит из четырёх заданий.
Задание 1
– чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку –
2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
На протяжении всего времени ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
1
Выразительно прочитайте текст о известном учёном, путешественнике Николае Михайловиче Пржевальском вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку. |
Николай Михайлович Пржевальский - один из самых великих
путешественников в истории человечества. Ему при жизни вручили
специально выбитую золотую медаль с его барельефом и надписью:
«Первому исследователю Центральной Азии».
Пржевальский называл свои грандиозные экспедиции «научными
рекогносцировками», то есть разведкой, но их результаты грандиозны.
Трудно поверить, что один человек с немногими помощниками мог
столько совершить всего за два десятилетия. Он прошел более 33 тысяч
километров, в 63 пунктах определил географические координаты,
положил на карту 20 тысяч километров пути. Исследования охватили
территорию в 6 миллионов квадратных километров. Из Центральной
Азии Пржевальский привез гербарий из 16 тысяч экземпляров растений,
среди которых оказалось более двухсот видов, еще неизвестных науке.
Им открыты 30 новых видов птиц, новые виды млекопитающих: дикий
верблюд, дикая лошадь, дикий як, разновидность горных баранов.
Его зоологическое собрание состояло из семи с половиной тысяч чучел
различных животных, птиц, земноводных, а коллекция насекомых
2
Перескажитепрочитанный Вами текст, включив в пересказ слова известного русского писателя Антона Павловича Чехова о Н.М.Пржевальском:
«Один Пржевальский... стоит десятка учебных заведений и сотни хороших книг. Упорное, непобедимое стремление к раз намеченной цели, богатство знаний и трудолюбие, фанатическая вера в науку делает его в глазах народа подвижником... Недаром Пржевальского... знает каждый школьник».
Подумайте, где лучше использовать слова А.П.Чехова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть1 минута на подготовку. |
3
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. | Увлечение (на основе описания фотографии). |
|
Тема 2. | Путешествие, которое запомнилось мне более всего (повествование на основе жизненного опыта). |
|
Тема 3. | Нужно ли бережно относиться к родному языку? (рассуждение по поставленному вопросу) |
|
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. |
Карточка участника экзамена
Не забудьте описать:
какими могут быть увлечения в зависимости от их тематической направленности;
что даёт человеку его увлечение;
опишите героев этого фотоснимка и их настроение.
Карточка участника экзамена
Карточка участника экзамена
4
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
Есть ли у вас какое-либо увлечение и в чём его привлекательность?
Какие необычные увлечения есть у ваших друзей и знакомых?
3) Может ли увлечение повлиять на выбор профессии?
Просмотр содержимого документа
«вариант 3»
Вариант 3
Инструкция по выполнению заданий
Устная часть по русскому языку состоит из четырёх заданий.
Задание 1
– чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку –
2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
На протяжении всего времени ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
1
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрий
Алексеевич Гагарин (1934–1968) – первый космонавт.
Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку. |
Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных
лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва,
считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых
ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых
готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.
Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из
них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше
или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-
космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир
увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой
покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась
108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад
в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им
навсегда!
2
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова
С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине:
«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли
это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их
собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»
Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы
можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть1 минута на подготовку. |
3
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. | Праздник (на основе описания фотографии). |
|
Тема 2. | Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего. (повествование на основе жизненного опыта). |
|
Тема 3. | Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу) |
|
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. |
Карточка участника экзамена
Тема 1. Праздник
Не забудьте описать: место и время проведения праздника; событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник; присутствующих на празднике; общую атмосферу праздника и настроение участников. |
Карточка участника экзамена
Карточка участника экзамена
4
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
Карточка собеседника Тема 1. Праздник Просмотр содержимого документа
|
Итоговое собеседование для девятиклассников было введено в общероссийскую практику относительно недавно. В 2017 году говорение как часть было проведено в тестовом режиме – в эксперименте принимали участие школьники, представляющие Московскую область, Татарстан и Чеченскую Республику. После обработки результатов Ольга Васильева, возглавляющая Министерство образования и науки РФ, сообщила, что данная форма проверки знаний станет обязательной компонентой данного ОГЭ.
Более того, говорение будет предварительным этапом экзаменации, по результатам которого ученик будет допущен или не допущен к сдаче . Со временем планы министерства слегка изменились. Было озвучено, что 19 регионов страны пока что будут проводить собеседование на добровольной основе, без привязки его результатов к ОГЭ по русскому языку.
Однако расслабляться девятиклассникам еще рано. Учитывая, что в России образовательные реформы реализуются довольно быстро, можно предположить, что говорение еще могут сделать допуском к письменной части экзаменации. К тому же, некоторые полагают, что говорение не должно вызывать у девятиклассников никаких неудобств. Все они каждый день общаются со сверстниками и родителями, выражают свои мысли на уроках, смотрят фильмы и передачи на русском языке – а значит, могут свободно поддержать диалог.
Каждодневное общение на русском языке с друзьями и родителями вовсе не значит, что вы легко сдадите собеседование на высокий балл!
Однако собеседование, как и любой другой экзамен, предполагает соблюдение строгих правил и норм. К тому же, далеко не каждый школьник умеет говорить красиво и правильно, используя грамотные интонации и литературные языковые приемы, применяя сложные конструкции и богатый словарный запас. Чтобы без труда пройти это испытание, стоит уделить время подготовке и понять, что будет входить в структуру собеседования по русскому языку в 2018 году.
Демонстрационный вариант устного собеседования
Структурные особенности собеседования
Решение о включении устной части в ОГЭ по русскому языку было принято после того, как российские ведомства презентовали новую концепцию образования. С ее помощью планировалось улучшить преподавание русского языка и литературы для формирования у школьников навыков литературной речи.
Перед тем как ввести собеседование в программу ОГЭ, были опробованы несколько моделей этого испытания. Первая из них предполагала общение школьника с членами экзаменационной комиссии, а вторая – компьютерную форму с записью речи учеников при помощи соответствующего ПО. Тестовый вариант говорения, в котором в 2017 году приняло участие 1500 школьников, показал, что живое общение является предпочтительной формой аттестации.
Зазубривание учебника по русскому языку вам не поможет – на собеседовании важно не только знать правила, но и свободно применять их в устной речи
Во время собеседования комиссия оценит коммуникативные навыки девятиклассников, выявит их способность к ведению диалога на заданную тему, умение осуществлять монологические высказывания, ретранслировать и пересказывать прочитанные тексты, грамотно применять интонационную окраску при донесении информации до собеседника. Основной акцент сделан на спонтанную речь, поэтому на подготовку к заданиям выделят не более минуты.
В общей сложности школьникам предстоит столкнуться с четырьмя видами заданий, в числе которых:
- Выразительное чтение текста, написанного в научно-публицистическом стиле. Эта часть собеседования может принести ученику до 2 баллов (14% от всех баллов за КИМ).
- Пересказ текста, прочитанного в первом задании. При этом ученик должен не только озвучить основные мысли, изложенные во фрагменте, но и дополнить его своими комментариями и мыслями. Данная часть собеседования оценивается в 2 балла (14%).
- Монолог на тему, которую ученик может выбрать из нескольких предлагаемых вариантов. Выбор может быть сделан в пользу одной их трех тем. Обычно к данному заданию прилагается фотографическое изображение и план монолога. Задание также оценивается в 2 балла (еще 14%).
- Диалог с членом экзаменационной комиссии. Данный вид задания может обеспечить ученику еще 3 балла (22%).
Дополнительные 2 балла можно будет заработать, соблюдая литературные языковые нормы при выполнении заданий номер 1 и 2. Отдельной оценки заслуживает речевое оформление ответов девятиклассника при ведении диалога и монолога – оно оценивается в 3 балла. Эти баллы являются особенно важными, ведь они составляют 36% от всех экзаменационных «очков».
В течение 15 минут комиссия будет оценивать ваши навыки в говорении
Максимум первичных баллов, которые можно заработать на собеседовании – 14. На говорение каждому ученику отводится не более 15 минут, а все ответы школьника будут зафиксированы на аудионосителях. Оценивание проводится по зачетной системе, то есть «зачет» или «незачет». Говорение будет зачтено лишь тем девятиклассникам, которые смогут набрать хотя бы 8 первичных баллов.
Отдельно стоит упомянуть критерии, на основании которых будет оцениваться речь ученика. Экзаменаторы будут выставлять баллы, учитывая следующие моменты:
- при чтении текста важным фактором является интонационная составляющая – паузы и акценты должны четко соответствовать пунктуации, встречающейся в тексте. В первом задании также проверяется темп чтения школьника;
- при работе с заданием номер 2 ученик должен озвучить основную тему фрагмента и его подтемы. Пропущенная мысль или добавление темы, которая не звучала в отрывке, лишит вас нескольких баллов. Все аргументы и мысли ученика должны дополнять текст, логично вписываясь в его канву;
- во всех типах заданий комиссия уделяет внимание грамматическим, речевым и орфоэпическим ошибкам – слова должны быть произнесены верно, без искажений и неправильных ударений;
- в монологе ученик должен ответить на все вопросы из плана, продемонстрировать смысловую цельность высказываний, связанную речь, умение последовательно и логично излагать мысли;
- в диалоге ученикам предстоит показать умение давать развернутый ответ на вопрос экзаменатора. Комиссия также обращает внимание на используемые языковые конструкции, уделяя внимание их разнообразию и богатству словарного запаса.
Подготовка к собеседованию по русскому языку
Важный момент: тексты для чтения и пересказа обычно посвящены личностям, сыгравшим значительную роль в истории России. Это могут быть как деятели прошлых веков (Юрий Гагарин, хирург Николай Пирогов, основоположник космонавтики Константин Циолковский), так и наши современники.
Изучая возможные темы для собеседования, ведите лаконичный и понятный конспект – так вы сможете в нужный момент освежить в памяти информацию
В числе возможных текстов – статьи, посвященные Елизавете Глинка, известной как «Доктор Лиза», врачам, МЧС-никам и полицейским, которые стали героями и спасли жизни людей. В этом кроется один из подводных камней собеседования – многие школьники не следят за новостями и не имеют представления об этих людях. Пролистайте публикации последних лет, посвященные громким событиям из жизни РФ, и ознакомьтесь с интересными фактами.
До того, как новая форма экзамена станет обязательной для всех, модель должна пройти апробацию. Осенью 2016 года два варианта устного экзамена (с «живым» собеседником и с компьютерной форме) «обкатали» на 1500 школьниках из Московской области, Татарстана и Чечни. Проанализировав результаты, разработчики решили остановиться на форме собеседования с преподавателем.
В 2017-2018 учебном году пройдет масштабная апробация этой модели: устное собеседование по русскому будут проходить девятиклассники из 19 регионов России. Экзамен пройдет осенью, и его результаты никак не повлияют на допуск или недопуск школьников к сдаче ГИА . Поэтому девятиклассники могут не волноваться - по сути, в этом году испытываются не их знания, а работоспособность модели экзамена.
Сроки, когда итоговое собеседование станет обязательным для всех учеников 9-х классов, пока официально не озвучиваются - это будет зависеть в том числе и от результатов апробации.
Как будет проходить устный экзамен по русскому языку
Предполагается, что собеседование девятиклассники будут проходить в своих школах , однако в качестве экзаменаторов будут выступать «незнакомые» учителя, ранее не преподававшие у этих ребят. Собеседование будет проходить в режиме «один на один» и записываться на аудио или видео. Время, отведенное на каждого ученика - около 15 минут .
Задания будут носить исключительно практический характер - никаких правил, разборов предложений и тому подобное. Задача собеседования - проверить, владеет ли школьник достаточными навыками спонтанной (неподготовленной) устной речи, умеет ли он внятно и относительно грамотно изъясняться по-русски, строить монологические высказывания, вести диалог и так далее.
Собеседование включает четыре задания , и все они относятся к базовому уровню. Это:
- чтение вслух;
- пересказ,
- монолог,
- диалог с экзаменатором.
Задания по сути своей являются несложными, а для их успешного выполнения не требуется специальная подготовка.
- В первом задании собеседования ученик должен прочитать вслух небольшой (150-200 слов) текст об одном из знаменитых представителей нашей страны. На подготовку ему дается две минуты. Читать надо внятно и с выражением, правильно интонируя знаки препинания (ведь только в таком случае текст будет адекватно восприниматься на слух).
- На подготовку ко второму заданию - пересказу текста - ученику дается одна минута. Для пересказа предлагается короткий, на один абзац, текст и дополнение к нему - высказывание, которое надо будет органично включить в пересказ. Первое и второе задание могут быть тематически связаны - так, в подготовленной ФИПИ демо-версии для чтения вслух предлагается текст о полете Гагарина на корабле «Восток», для пересказа - информация о создателе корабля Королеве.
- Третье задание собеседования по русскому языку - монологическое высказывание . Здесь экзаменующемуся предлагаются три варианта на выбор: он может описать предложенную картинку, рассказать о своем личном опыте или высказать свое мнение о проблеме. Предложенные темы разнонаправлены, что позволяет выбрать наиболее интересный для себя вариант. К каждой из них прилагаются опорные вопросы, что должно облегчить задачу. На обдумывание и подготовку также дается одна минута, а сам монолог должен «уложиться» в три.
- Последнее экзаменационное задание - диалог . Здесь ученику предстоит дать развернутые ответы на три вопроса экзаменатора (все они имеют отношение к теме, выбранной для монолога). На заключительную часть собеседования также отводится три минуты.
Критерии оценки итогового собеседования
Итоговые баллы за собеседование складываются из баллов, полученных за каждое из четырех заданий, а также оценки «качества речи» - оно оценивается отдельно по первым двум заданиям и по логическому блоку из монолога и диалога.
За чтение вслух можно получить два балла - один за правильное интонирование знаков препинания, второй - за темп речи (нельзя «частить» или напротив - слишком замедляться, темп должен быть таким, чтобы текст адекватно воспринимался на слух). Пересказ также оценивается в два балла - один можно получить за сохранение микротем исходного текста, второй - за органичность включения в пересказ заданного высказывания (цитировать его можно любым способом).
Если во время выполнения первых двух заданий не было допущено грамматических, орфоэпических, речевых ошибок, а слова произносились без искажений - за качество речи будет начислено еще два балла (до трех ошибок - один балл). Таким образом, максимум, который можно получить за два первых задания - 6 баллов.
При оценке монологического высказывания основным критерием является степень выполнения коммуникативной задачи (то есть общее качество высказывания). Если экзаменующийся сумел выстроить внятное развернутое высказывание, дав ответы на все опорные вопросы и не допустил фактических ошибок - он получает по этому критерию один балл. Если эта задача не выполнена - баллы за монолог не выставляются. Второй критерий - речевое оформление монолога (цельность, логичность и последовательность изложения). Оно также оценивается в один балл, соответственно максимум за монолог - 2 балла .
В диалоге каждый из трех ответов оценивается отдельно - по баллу на каждый . Оценка «0» выставляется, если учащийся дал односложный ответ или не стал отвечать вообще.
Оценка за грамотность речи, выставляющаяся по итогам выполнения задания 3 и 4 - самая «весомая», здесь можно заработать до трех баллов . Два из них приходятся на грамотность речи (она оценивается так же, как и в первом блоке заданий), еще один балл можно получить за «речевое оформление» (лексический запас, синтаксическое разнообразие, точность и богатство речи).
Таким образом, максимальное число баллов за итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе составляет 14. Итоговая оценка за экзамен - «зачет» или «незачет» . Для того, чтобы собеседование считалось успешно пройденным, а допуск к ГИА был получен, девятикласснику необходимо набрать не менее 8 баллов .
Основное общее образование
Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9) (углуб.)
Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9)
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Линия УМК А. Д. Шмелева. Русский язык (5-9)
Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе: требования, подготовка, условия
Мониторинг качества подготовки обучающихся 9 классов по русскому языку в форме итогового собеседования в 2019 году стал обязательным. Его успешная сдача является обязательным условием допуска девятиклассника к ОГЭ.
Об особенностях проведения экзамена рассказывает заместитель директора Центра филологического образования корпорации «Российский учебник» Елена Шмакова:
– Необходимость во введении устного собеседования появилась после принятия Концепции преподавания русского языка и литературы и связана с формированием коммуникативных навыков. Основной акцент делается на оценке спонтанной речи, поэтому на подготовку отводится минимум времени.
В настоящее время корпорация «Российский учебник» разрабатывает пособия для подготовки к устному собеседованию, которые планируется выпустить в сентябре.
Тетрадь предназначена для использования в комплекте с входящим в систему "Алгоритм успеха" учебником "Русский язык. 9 класс" под редакцией А. Д. Шмелёва. Материал структурирован по главам учебника и подобран в соответствии с темами разделов "Правописание" и "Культура речи".
КупитьСроки проведения устного собеседования в 2019 году:
- Основной срок итогового собеседования – 13 февраля;
- Дополнительные сроки – 13 марта и 6 мая.
Типы заданий:
- выразительное чтение текста вслух;
- пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
- монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
- диалог с экзаменатором-собеседником.
Система оценивания:
Общий итог: зачет/незачет
Максимум для каждого задания: от 2 до 4 баллов
в зависимости от типа задания
Суммарный максимум: 19 баллов
Минимум, необходимый для получения зачета: 10 баллов
Дополнительные баллы ставятся за соблюдение правил и норм литературного языка и за речевое оформление высказываний при выполнении 3 и 4 заданий (в монологе и диалоге).
Учитель выставляет оценки в специальный бланк непосредственно в процессе ответа в соответствии с установленными критериями.
В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Учебник является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому язы ку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В нём содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, направленные на формирование предметных, метапредметных умений и личностных качеств, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними.
КупитьВремя собеседования:
На подготовку к каждому из четырех заданий отводятся 1–2 минуты
.
Все собеседование длится не более 15-16 минут
.
Место проведения:
Девятиклассники будут проходить собеседования в своих школах.
Примеры заданий
Задание 1
Чтение вслух
в основном текстов научно-публицистического характера.
Время на подготовку: 2 минуты
.
Оценка: от 1 до 2 баллов
.
1. Экзаменатор-собеседник предлагает ученику ознакомиться с текстом для чтения вслух и обращает его внимание на то, что текст предназначен для выполнения двух заданий – 1 и 2. Ученик в это время читает текст про себя. Этап занимает не более 2 минут.
2. После подготовки по напоминанию экзаменатора ученик читает текст вслух, а экзаменатор внимательно слушает его.
Внимание: Учитываются темп чтения, интонации, паузы в нужных местах, смысловые акценты.
Все тексты, используемые на собеседовании, посвящены выдающимся личностям: Циолковскому, Пирогову, Гагарину и др. Стоит отметить, что это не только люди, имена которых уже давно вошли в историю, но и наши современники, например, доктор Лиза.
Как показало тестирование, понимание текста, участие в беседе и выстраивание монолога могут вызвать проблемы, поскольку нынешние подростки не очень интересуются новостями. Следовательно, учитель должен больше внимания уделять работе с текстами современной тематики.
Рабочая тетрадь, созданная в связи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, поможет учителю объективно диагностировать предметные и метапредметные результаты освоения школьниками учебной дисциплины в формате входного, тематического и итогового контроля, учащимся - вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку, прибегая к самопроверке, а родителям - организовать работу над ошибками учащихся в домашних условиях.
КупитьЗадание 2
Пересказ прочитанного текста
, который необходимо дополнить своими комментариями, размышлениями.
Время на подготовку: 2 минуты.
Оценивается от 1 до 4 баллов
.
1. Экзаменатор переключает ученика на другой вид работы – пересказ, объясняет, что участник собеседования имеет право пользоваться дополнительной информацией, необходимой для выполнения задания. Девятиклассник готовится к пересказу не более 2 минут.
2. Экзаменатор забирает у ученика текст и слушает пересказ, эмоционально реагируя на него. Ответ девятиклассника должен занять не более 3 минут.
Внимание:
Необходимо выделить главную тему текста и подтемы. При пересказе за уход в сторону от темы баллы снижаются.
Задание 3
Монолог на одну из предложенных тем
. Ученику предлагается несколько тем на выбор (например, праздник, поход, мода). Обычно к этому заданию прилагается фотография или рисунок и план пересказа.
Время на подготовку: 1 минута
Время ответа: не более 3 минут
Оценивается от 1 до 3 баллов
.
1. После завершения пересказа экзаменатор забирает у ученика материалы, по которым выполнялись первые два задания, и поясняет, что задания 3 и 4 будут иметь общую другую тему.
2. Экзаменатор предлагает ученику выбрать тему беседы из предложенных вариантов и дает ему соответствующую карточку. Задача педагога – предупредить, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание должно занимать не более 3 минут.
3. Ученик отвечает по теме выбранного варианта, а экзаменатор внимательно и эмоционально его слушает.
Задание 4
Диалог с экзаменатором
на эту же тему, которая была выбрана самим учащимся при выполнении третьего задания.
Оценивается максимум в 2 балла .
Педагог задает вопросы для диалога, в том числе отличающиеся от тех, которые предложены в КИМ, и эмоционально поддерживает ученика в процессе диалога, который занимает не более 3 минут.
Что может предложить в помощь учителю корпорация «Российский учебник»?
– ФГОС и Концепция преподавания русского языка и литературы требуют формирования коммуникативных навыков, поэтому введение новой формы итоговой аттестации было предсказуемо. Каждый учитель в принципе к этому готов: он занимается отработкой устной речи учащихся на уроках.
Все учебники, выпускаемые нашим издательством, соответствуют современным требованиям к развитию речи. Это УМК под ред. М. М. Разумовской, В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, новый УМК под ред. А. Д. Шмелева. Все перечисленные издания так или иначе готовят к новой форме итоговой аттестации, поскольку работа с текстом – обязательная часть многих заданий. Например, учащимся предлагается придумать заголовок к тексту, разделить его на основные части, составить план пересказа. Специальные пособия для подготовки к собеседованию будут выпущены в сентябре 2018 года.
При обновлении учебников все больше вводится устных заданий, соблюдается пропорция – 30% устных, 70% – письменных заданий. Хотя, наверное, правильнее было бы соблюдать пропорцию 50% на 50%.
Обратите внимание при подготовке на наши материалы: Рабочая программа по русскому языку к УМК Разумовской М.М. для 5-9 классов Рабочая программа по русскому языку к УМК Гусаровой И.В. для 10-11 классов . Доступно к просмотру и бесплатному скачиванию.