Бортнянский интересные факты из жизни. Значение бортнянский дмитрий степанович в краткой биографической энциклопедии

(1751-10-26 ) Место рождения Дата смерти

28 сентября (10 октября) (1825-10-10 ) (73 года)

Место смерти Страна

Российская империя

Профессии Инструменты

Хор, фортепиано, камерные

Жанры

Духовная, камерная музыка

Дми́трий Степа́нович Бортня́нский (26 октября , Глухов , Черниговское наместничество - 10 октября , Санкт-Петербург) - русский композитор и дирижёр украинского происхождения. Один из первых основателей классической российской музыкальной традиции. Создатель партесного хорового концерта. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Выдающийся мастер хоровой духовной музыки. Автор опер «Сокол » (), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (), фортепианных сонат , камерных ансамблей.

Биография

Дмитрий Бортнянский родился 26 (28) октября 1751 года в Глухове , Черниговское наместничество . Его отец, Стефан Шкурат, происходил из польских Низких Бескидов , из села Бортнэ и был лемком , однако стремился попасть в гетманскую столицу, где и принял более «благородную» фамилию «Бортнянский» (образованную от названия родной деревни) . Дмитрий Бортнянский, как и его старший коллега Максим Березовский , ребёнком учился в знаменитой глуховской школе и уже в семилетнем возрасте благодаря своему чудесному голосу был принят в Придворную певческую капеллу в Петербурге . Как и большинство хористов Придворной певческой капеллы , наряду с церковным пением, он исполнял также и сольные партии в т. н. «эрмитажах» - итальянских концертных спектаклях, причём сначала, в 11-12 летнем возрасте, - женские (такая тогда была традиция, что женские роли в операх пели мальчики), а уже позже - и мужские.

Д.С. Бортянский

Итальянский период был длительным (порядка десяти лет) и на удивление плодотворным в творчестве Дмитрия Бортнянского. Он написал здесь три оперы на мифологические сюжеты - «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковные произведения. Эти сочинения демонстрируют блестящее мастерство автора во владении композиторской техникой итальянской школы, которая в то время была ведущей в Европе, и выражают близость к песенным истокам своего народа.

После возвращения в Россию Дмитрий Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Петербурге .

В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы , песни , кантаты . Он написал гимн «Певец в стане русских воинов» на слова Жуковского , посвященный событиям войны 1812 года .

В последние годы жизни Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его. Композитору удалось лишь издать лучшие из своих хоровых концертов, написанных в молодости, как «Духовные концерты на четыре голоса, сочиненные и вновь исправленные Дмитрием Бортнянским».

Музыкальное наследие

Бельский М. И. «Портрет композитора Дмитрия Степановича Бортнянского», 1788.

После смерти композитора его вдова Анна Ивановна передала на хранение в Капеллу оставшееся наследие - гравированные нотные доски духовных концертов и рукописи светских сочинений. По реестру их было немало: «опер италианских - 5, арий и дуэтов российских, французских и итальянских - 30, хоров российских и итальянских - 16, увертюр, концертов, сонат, маршей и разных сочинений для духовой музыки, фортепиан, арфы и прочих инструментов - 61». Все сочинения были приняты и «положены в приготовленное для оных место». Точные названия его произведений указаны не были.

Но если хоровые произведения Бортнянского исполнялись и многократно переиздавались после его смерти, оставаясь украшением русской духовной музыки, то светские его сочинения - оперные и инструментальные - были забыты вскоре после его кончины.

О них вспомнили только в 1901 году во время торжеств по случаю 150-летия со дня рождения Д. С. Бортнянского. Тогда в Капелле были обнаружены рукописи ранних сочинений композитора и устроена их выставка. В числе рукописей были оперы «Алкид» и «Квинт Фабий», «Сокол» и «Сын-соперник», сборник клавирных произведений, посвященный Марии Федоровне. Этим находкам была посвящена статья известного историка музыки Н. Ф. Финдейзена «Юношеские произведения Бортнянского», которая завершалась следующими строками:

Талант Бортнянского с легкостью владел и стилем церковного пения, и стилем современной ему оперы и камерной музыки. Светские произведения Бортнянского … остаются неизвестными не только публике, но даже музыкальным исследователям. Большинство произведений композитора находятся в автографных рукописях в библиотеке Придворной певческой капеллы, за исключением квинтета и симфонии (хранятся в Публичной библиотеке).

О светских сочинениях Бортнянского вновь заговорили спустя ещё полвека. Многое к этому времени оказалось утраченным. Архив Капеллы после 1917 года был расформирован, а его материалы по частям переданы в разные хранилища. Некоторые произведения Бортнянского, к счастью, были найдены, но большая их часть бесследно исчезла, в том числе и сборник, посвященный великой княгине. Поиски их продолжаются и по сей день.

Библиография

  • Лебедев М. Березовский и Бортнянский как композитор церковного пения. - СПб., 1882.
  • Доброхотов Б. , Д. С. Бортнянский. - М. - Л., 1950.
  • Маценко П. Дмитро Степанович Бортнянський і Максим Созонтович Березовський. - Вінніпег, 1951.
  • Рыцарева М. Композитор Бортнянский. Жизнь и творчество. - Л.: Музыка,1979. - 256 с., ил., 4 л. ил.
  • Іванов В. Дмитро Бортнянський. - Київ., 1980.
  • Вихорева Т. Духовная музыка Д.С.Бортнянского. - Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 252 с. ISBN 978-3-8484-2962-2

Примечания

Ссылки

  • «Коль славен наш Господь в Сионе…» - первый российский гимн
  • Краткая история церковного пения. Дмитрий Степанович Бортнянский
  • : ноты произведений на International Music Score Library Project
  • Всё о Бортнянском , включая текст книги: Константин Ковалев. «Бортнянский», серия ЖЗЛ.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 26 октября
  • Родившиеся в 1751 году
  • Родившиеся в Глухове
  • Родившиеся в Черниговской губернии
  • Умершие 10 октября
  • Умершие в 1825 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы Российской империи
  • Композиторы Украины
  • Дирижёры по алфавиту
  • Дирижёры Российской империи
  • Духовные композиторы
  • Церковные регенты
  • Оперные композиторы
  • Композиторы классической эпохи
  • Похороненные на Тихвинском кладбище
  • Масоны России
  • Почётные члены Императорской Академии Художеств
  • Композиторы России XVIII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Березовский, Максим Созонтович
  • Варламов, Александр Егорович

Смотреть что такое "Бортнянский, Дмитрий Степанович" в других словарях:

    Бортнянский, Дмитрий Степанович - композитор духовной музыки, директор придворной капеллы; род. в 1751 г. в г. Глухове, Черниговской губернии, ум. 28 сентября 1825 г. Семи лет он был зачислен в певчие придворного хора и, благодаря прекрасному голосу (у него был дискант) и… … Большая биографическая энциклопедия

    Дмитрий Степанович Бортнянский Дмитрий Степанович Бортнянский (укр. Дмитро Степанович Бортнянський, 1751 1752, Глухов 10 октября 1825, Санкт Петербург) российский композитор украинского происхождения. Основоположник русской композиторской школы … Википедия

    Бортнянский, Дмитрий Степанович - Дмитрий Степанович Бортнянский. БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751 1825), российский композитор. Мастер хорового письма а капелла, создал новый тип духовного хорового концерта. Камерно инструментальные сочинения первые образцы крупной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Бортнянский Дмитрий Степанович - Бортнянский, Дмитрий Степанович, знаменитый русский композитор и первый директор придворной певческой капеллы (1751 1825). Родился в городе Глухове (Черниговской губернии) и семилетним мальчиком был взят в придворный певческий хор. В то время для … Биографический словарь

    Бортнянский Дмитрий Степанович - , русский композитор. По национальности украинец. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капелле (Петербург). Композицию изучал под руководством Б. Галуппи. В 1769 79 жил за границей. В… … Большая советская энциклопедия

В восточной Польши). Отец будущего композитора, Стефан Шкурат, переехал на Слобожанщине, где он стал жителем?города Глухова в числе тамошних глуховских горожан", изменил свою фамилию на Бортнянский (по названию родного села) и там же женился на вдове-казачке Марине Дмитриевне Толстой.

2. Биография

Начальное музыкальное образование получил в Глуховской певческой школе , которая готовила певцов для придворной хоровой капеллы в Петербурге. В юном возрасте его выделил из числа сверстников Марк Полторацкий за сильный голос и музыкальность и забрал к Петербурга в хоровую капеллу, где он учился у ее руководителя, итальянского композитора, аранжировщика Бальдассаре Галуппи .

Впоследствии Галуппи, по указанию царицы Елизаветы Петровны, взял своего воспитанника к Италии , где он учился в течение десяти лет в Венеции , Болонье , Риме и Неаполе . В Италии было с успехом поставлены оперы Бортнянского на итальянские либретто - "Креонт" (1776), "Алкид" (1778), "Квинт Фабий" (1779). Бортнянский принимает участие в деятельности музыкальной академии в Болонье. Его оперы шли в венецианском театре "Сан Бенедетто".

В 28-летнем возрасте Бортнянский вернулся в Петербурга , где получил должность придворного капельмейстера, а 1784 года - капельмейстера "малого двора" престолонаследника Павла Петровича . Находясь на этой службе, Бортнянский написал три оперы на либретто на французском языке, а также ряд произведений для клавесина. года в Петербурге вышла его "Херувимская", 1784 года - трехголосный хор "Пусть отправится молитва моя". Бортнянский был первым композитором в России, музыкальные произведения которого начали выходить в свет. По Бортнянского петербургская придворная капелла достигла высокого уровня. Во время руководства капеллой Бортнянский написал много инструментальных произведений, оперы на французские либретто "Сокол" (1786), "Сын-соперник" (1787), пасторальную комедию "Праздник сеньора" (1786) и др.. года в Петербурге вышедших романсы Д. Бортнянского.


3. Характеристика творчества

Музыкальное наследие Бортнянского достаточно велика. Как и большинство композиторов своего времени, он писал для придворного среды: духовную музыку - для Придворной певческой капеллы, светское - для "малого" двора в Павловске и Гатчине.


3.1. Духовная музыка

Духовная музыка Бортнянского охватывает 35 четырехголосных хоровых концертов для разных составов, которые назывались в его время псалмами, 10 двохорових концертов, 14 четырехголосных концертов "Тебе Бога хвалим?, 29 отдельных литургических песнопений, трехголосные литургию, духовные произведения для женского хора с рефреном смешанного хора, обработки древних церковных киевских и болгарских напевов и многие другие.

Наиболее известными среди духовных произведений считаются 35 четырехголосных концертов. Хотя точных сведений о времени написания этих концертов нет, считают , что большинство концертов было написано в 1780-х - начале 1790-х годов. В большинстве концертов композитор использует тексты гуслей (как правило, отдельные строфы) преимущественно светлого характера. Исключение составляют концерты № 32 и 33, которые используют скорбные умоляющие строки.

В стилистическом отношении концерты имеют отчетливые признаки классического стиля. В жанровом - связаны с городскими музыкальными жанрами (кант, марш, украинская песня-романс).

В структурном отношении концерты явдяють собой трех-или четырехчастной циклы. В большинстве случаев части должны темповых контраст, причем крайние части - быстрые, но лирические и лирико-драматини по характеру концерты начинаются с медленных частей. Как правило части циклов не связаны между собой тематически (за исключением концерта № 21).

"

3.2. Оперное творчество

Бортнянскому принадлежат 6 опер, из которых первые три он создал в Италии на тексты на итальянском языке, а последние три - в России на тексты на французском языке. Из трех итальянских опер только опера "Алкид" была напечатана , тогда как третья - "Квинт Фабий" - существует только в рукописи , а первая - утеряна. Оперы написаны в традициях оперы-сериа , со значительным влиянием тогдашних новаторских течений, которые приближали оперу к драме. В частности, в опере "Алкид" образ главного героя раскрыт в развитии, показаны различные состояния его души. К новаторских черт можно отнести также тенденцию к драматизации речетативом и усиление драматургической функции хора.

Из трех опер русского периода наиболее известна его вторая опера - "Сокол" , которая была поставлена ​​после почти двух веков забвения на сцене Московского камерного музыкального театра в 1970-е годы и записана на пластинку. Все оперы русского периода относят к лирико-комического жанра, отмечают сочетание традиций французской комической оперы и итальянской оперы-буффа .

В Украину из опер Бортнянского выполнялись "Алкид" (концертные исполнения 1984 года в Государственной филармонии УССР итальянском и в 2000 году Обществом камерной оперы в Киеве на украинском языке в переводе Стрихи) и "Сокол" (концертные исполнения 1995 года общество камерной оперы в Киеве и в 1997 году Национальной филармонией Украины, сценическое исполнение 1996 Обществом камерной оперы в Киеве все на украинском языке в переводе Стрихи).


3.3. Инструментальное творчество

Инструментальные произведения Бортнянского были написаны во второй половине 1780-х годов, в то же время когда и оперы на франкоязычные либретто. Сохранилось лишь небольшое количество инструментальных сочинений Бортнянского - три сонаты для клавесина, концерт для чебмало с оркестром, квинтет и Концертная симфония. Эти произведения предназначались для салонного музицирования при "малом" дворе престолонаследника Павла , а клавирные произведения, вероятно, предназначались для выполнения его женой - Софии Доротее Вюртенберзькою.

В стилевом отношении инструментальные произведения Бортнянского принадлежат классическому стилю. На ней сказались влияния клавирных сонат И. К. Баха , итальянской инструментальной сонаты, оперной увертюры, симфонии, а также влияния Мангеймском и венской школы. Образной сфере присущ светлый и жизнерадостный характер, характерны живость движения, динамизм, сосуществует с игривой или кантилену лирикой и не характер конфликтность или драматические коллизии.

Большинство произведений одночастные (две из трех клавирных сонат) или представляют собой трехчастного цикла (квинтет, симфония, одна из сонат), в котором крайние части - быстрые, а средняя - медленная. В первых частях сонат используется старосонатна форма с характерным преобладанием експозицийности и отсутствующим или слабовыраженный тематическим развитием. В финалах применяется форма рондо .

Хотя инструментальная музыка сравнительно легкая с технической точки зрения, исследователи отмечают в ней "необыкновенное богатство художественных образов, высокий творческий интеллект композитора" . Л. Корней отмечает, что в мелодике лирических и танцевальных тем ощутимые украинские национальные черты .


4. Влияние на дальнейшее развитие русской и украинской музыки

Творчество Бортнянского имела значительное влияние на дальнейшее развитие как российской, так и украинской музыки.

Почти полвека жизни Бортнянского было связано с музыкальным образованием, с важнейшими процессами становления музыкальной культуры в России, благодаря чему в России Бортнянского считают русским композитором . По оценке российского музыковеда Б. Асафьева , "Бортнянский выработал стиль с характерными оборотами, который сохранил свою силу на несколько поколений вперед. Эти типичные обороты не только попали в Глинки, а далее - до Чайковского, Римского-Корсакова и Бородина" .

В то же время, начиная с 1920-х годов, творчество Бортнянского становится предметом особого внимания украинских музыкантов. Станислав Людкевич в статье "Д. Бортняський и современная украинская музыка" () призвал украинских музыкантов развивать традиции, заложенные Бортнянским, "глубже и основательнее погрузиться в большую культурную сокровищницу, которая сосредоточена в произведениях Бортнянского, найти в ней источники и основы нашего возрождения".

Традиционно украинские музыковеды отмечают использовании интонаций Украинской народной песне в хоровом творчестве, что было обусловлено тем, что первые музыкальные впечатления композитором были получены на Украину, украинскую были также большинство друзей Бортнянского в хоровой капелле и его учитель - Полторацкий. В частности, Лидия Корней отмечает:

  • типичные для украинских песен нисходящую лирическую сексту V - VII # - И степени (на примере хоровых концертов № 13, конец II ч., № 28, финал)
  • типичные обороты с уменьшенной квартой между III и VII # ступенью в миноре,
  • типичные для лирических песен жалобные интонации с увеличенной секундой между III и IV # ступенью в миноре.

Влияние творчества Бортнянского отмечают в творчестве украинских композиторов при Черниговской филармонии .

В Глухове, на родине композитора установлен памятник композитору. Автор - выдающийся украинский скульптор Коломиец И.А.

В начале 1990-х народная артистка Украины Наталья Свириденко (клавесин) создала Трио имени Дмитрия Бортнянского (клавесин, флейта, сопрано), которое активно популяризировало творчество композитора.


6. Список произведений

Оперы, На либретто на итальянском языке , На либретто на французском языке для симфонического оркестра
  • Концертная симфония
камерно-инструментальные произведения
  • Септет
  • Квинтет
  • Квартет
  • 8 сонат для клавесина
  • пьесы для чембало, скрипки.
кантаты
  • в том числе "Певец во станет русских воинов" (сл. В. Жуковского, 1812)
хоровые произведения
  • духовные концерты (35 для 4-громкой смешанного хора, 10 для двойного хора)
  • гимны, посвященные знатным лицам
  • похвальная (4 для 2-громкого хора, 10 для 8-громкого хора, причастники)
  • 2 литургии
  • херувимские (7 для 4-громкого хора, одна для 8-гласного)
  • духовная музыка латинском языке ("Ave Maria", "Salve Regina", мотеты)

Источники


8. Библиография

отдельные статьи
  • Волынский И., Дмитрий Бортнянский i Западная Украина / / в сб.: Украинское музыковедение, кн. 6, К., 1971;
  • Xiврич Л., Фугатнi формы в хоровых концертах Д. Бортнянского, там же.
  • Иванов В. Родовид Бортнянского / / Друг Читателя, 1993, 28 января
  • Гордейчук М. Дмитрий Бортнянский / / Музыка, 1983, № 5
  • Степаненко М. Неизвестный произведение Бортнянского / / Музыка, 1983, № 1
  • Некрасова Н. Премьера через 200 лет / / Музыка, 1984, № 5
  • Юрченко М. Два мотеты Дмитрия Бортнянского / / Культура и жизнь, 1985, 13 января
  • Цвенграш Г. Гектор Берлиоз о Дмитрия Бортнянского / / Культура и жизнь, 1997, 28 мая
  • Костюк Н. Дмитрий Бортнянский и украинская культово-религиозная традиция / / Вестник, 2003, № 1

Дмитрий Степанович Бортнянский (28 октября 1751, Глухов, Черниговское наместничество - 10 октября 1825, Санкт-Петербург) - русский композитор, дирижёр, певец. Воспитанник, позднее управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Наряду с М. С. Березовским считается создателем классического типа русского хорового концерта. Сочинял также светскую музыку - оперы, клавирные сонаты, камерные ансамбли.

Биография

Дмитрий Бортнянский родился 28 октября 1751 года в Глухове, Черниговский полк. По словам польского приходского священника Мирослава Цидыво, отец Бортнянского носил имя «Штефан Шкурат», происходил из села Бортне (вар. Бартне) и был лемком, однако стремился попасть в гетманскую столицу, где и принял более «благородную» фамилию «Бортнянский» (образованную от названия родной деревни).

Дмитрий Бортнянский (как и его старший коллега Максим Березовский) в раннем детстве учился в глуховской певческой школе, но уже в семилетнем возрасте был принят в Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге. Наряду с церковным пением он исполнял также и сольные партии в «эрмитажах» - итальянских концертных спектаклях, причём сначала (в 11-12 летнем возрасте, по существовавшей тогда традиции) - женские партии, позже - мужские.

Благодаря рекомендации Бальтасара Галуппи семнадцатилетнему Дмитрию Бортнянскому, как особо одарённому музыканту, назначают художественную стипендию - «пансион» для учёбы в Италии. Однако он избирает местом постоянного жительства Венецию, которая ещё с XVII века славилась своим оперным театром. Именно здесь был открыт первый публичный оперный театр в мире, в котором представления могли посещать все желающие, а не только вельможи. В Венеции жил и его бывший петербургский учитель итальянский композитор Бальтасар Галуппи, которого Дмитрий Бортнянский почитал ещё со времен учёбы в Санкт-Петербурге. Галуппи помогает молодому музыканту стать профессионалом, кроме этого, для углубления своих знаний, Дмитрий Бортнянский выезжает на учёбу и в другие большие культурные центры - Болонью (к падре Мартини), Рим и Неаполь.

Итальянский период был длительным (порядка десяти лет) и на удивление плодотворным в творчестве Дмитрия Бортнянского. Он написал здесь три оперы на мифологические сюжеты - «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковные произведения. Эти сочинения демонстрируют блестящее мастерство автора во владении композиторской техникой итальянской школы, которая в то время была ведущей в Европе, и выражают близость к песенным истокам своего народа.

После возвращения в Россию Дмитрий Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. На этом посту проявил себя как энергичный администратор. Добившись (в 1816) императорской привилегии осуществлять цензуру на издание и исполнение русской духовной музыки, Бортнянский занялся редактированием лучших образцов русского церковного многоголосия. Первым делом он издал (во второй половине 1810-х гг.; точная дата публикации неизвестна) в своей редакции сочинения Галуппи, Дж. Сарти, Березовского, а также собственные хоровые концерты.

В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы, песни, кантаты. Он написал гимн «Певец в стане русских воинов» на слова Жуковского, посвящённый событиям войны 1812 года. В последние годы жизни Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его.

Дмитрий Бортнянский умер 28 сентября 1825 года в Санкт-Петербурге под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире, а полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией Петра Ильича Чайковского. Похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1953 году прах был перенесён на Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Пантеон деятелей российской культуры.

Музыкальное наследие

После смерти композитора его вдова Анна Ивановна передала на хранение в Капеллу оставшееся наследие - гравированные нотные доски духовных концертов и рукописи светских сочинений. По реестру их было немало: «опер итальянских - 5, арий и дуэтов российских, французских и итальянских - 30, хоров российских и итальянских - 16, увертюр, концертов, сонат, маршей и разных сочинений для духовой музыки, фортепиано, арфы и прочих инструментов - 61». Все сочинения были приняты и «положены в приготовленное для оных место». Точные названия его произведений указаны не были.

...Ты гимны дивные писал
И, созерцая мир блаженный,
Его нам в звуках начертал...

Агафангел. Памяти Бортнянского

Д. Бортнянский - один из талантливейших представителей русской музыкальной культуры доглинкинской эпохи, снискавший искреннюю любовь соотечественников и как композитор, чьи сочинения, особенно хоровые, пользовались исключительной популярностью, и как незаурядная, разносторонне одаренная, обладавшая редким человеческим обаянием личность. «Орфеем реки Невы» назвал композитора безымянный поэт-современник. Его творческое наследие обширно и разнообразно. Оно насчитывает около 200 названий - 6 опер, более 100 хоровых произведений, многочисленные камерно-инструментальные сочинения, романсы. Музыку Бортнянского отличает безупречный художественный вкус, сдержанность, благородство, классическая ясность, высокий профессионализм, выработанный изучением современной европейской музыки. Русский музыкальный критик и композитор А. Серов писал, что Бортнянский «учился на тех же образцах, как и Моцарт, и самому Моцарту очень подражал». Однако при этом музыкальный язык Бортнянского национален, в нем явственно ощущается песенно-романсовая основа, интонации украинского городского мелоса. И это неудивительно. Ведь по происхождению Бортнянский украинец.

Юность Бортнянского совпала со временем, когда мощный общественный подъем на рубеже 60-70-х гг. XVIII в. пробудил национальные творческие силы. Именно в это время в России начинает складываться профессиональная композиторская школа.

Ввиду исключительных музыкальных способностей Бортнянский был отдан в шестилетнем возрасте в Певческую школу, а через 2 года отправлен в Петербург в Придворную певческую капеллу. Удача с детских лет благоприятствовала красивому умному мальчику. Он стал любимцем императрицы, вместе с другими певчими участвовал в увеселительных концертах, придворных спектаклях, церковных службах, обучался иностранным языкам, актерскому искусству. Директор капеллы М. Полторацкий занимался с ним пением, а итальянский композитор Б. Галуппи - композицией. По его рекомендации в 1768 г. Бортнянский был отправлен в Италию, где пробыл 10 лет. Здесь он изучал музыку А. Скарлатти, Г. Ф. Генделя, Н. Иоммелли, сочинения полифонистов венецианской школы, а также успешно дебютировал как композитор. В Италии была создана «Немецкая обедня», интересная тем, что в некоторые песнопения Бортнянский ввел православные старинные распевы, разработав их на европейский манер; а также 3 оперы-seria: «Креонт» (1776), «Алкид », «Квинт Фабий» (обе - 1778).

В 1779 г. Бортнянский возвратился в Петербург. Его сочинения, преподнесенные Екатерине II, имели сенсационный успех, хотя справедливости ради следует отметить, что императрица отличалась редкой антимузыкальностью и аплодировала исключительно по подсказке. Тем не менее Бортнянский был обласкан, получил вознаграждение и должность капельмейстера Придворной певческой капеллы в 1783 г. по отъезде Дж. Паизиелло из России стал еще и капельмейстером «малого двора» в Павловске при наследнике Павле и его супруге.

Такой разнообразный род занятий стимулировал сочинение музыки во многих жанрах. Бортнянский создает большое количество хоровых концертов, пишет инструментальную музыку - клавирные сонаты, камерные произведения, сочиняет романсы на французские тексты, а с середины 80-х гг., когда павловский двор увлекся театром, создает три комические оперы: «Празднество сеньора » (1786), «Сокол » (1786), «Сын-соперник » (1787). «Прелесть этих опер Бортнянского, написанных на французский текст, в необычайно красивом слиянии благородной итальянской лирики с томностью французского романса и острой фривольностью куплета» (Б. Асафьев).

Разносторонне образованный человек, Бортнянский охотно принимал участие в литературных вечерах, устраивавшихся в Павловске; позже, в 1811-16 гг. - посещал собрания «Беседы любителей русского слова», возглавлявшейся Г. Державиным и А. Шишковым, сотрудничал с П. Вяземским и В. Жуковским. На стихи последнего он написал ставшую популярной хоровую песню «Певец во стане русских воинов» (1812). Вообще Бортнянский обладал счастливой способностью сочинять музыку яркую, мелодичную, доступную, не впадая при этом в банальность.

В 1796 г. Бортнянский был назначен управляющим, а затем директором Придворной певческой капеллы и оставался на этом посту до конца своих дней. На новой должности он энергично взялся за осуществление собственных художественных и просветительских намерений. Он значительно улучшил положение певчих, ввел в капелле субботние общедоступные концерты, подготовил хор капеллы к участию в концертах. Филармонического общества, начав эту деятельность исполнением оратории Й. Гайдна «Сотворение мира» и завершив ее в 1824 г. премьерой «Торжественной мессы» Л. Бетховена. За свои заслуги в 1815 г. Бортнянский был избран почетным членом Филармонического общества. О его высоком положении свидетельствует принятый в 1816 г. закон, согласно которому к исполнению в церкви допускались либо произведения самого Бортнянского, либо музыка, получившая его одобрение.

В своем творчестве, начиная с 90-х гг., Бортнянский сосредоточивает свое внимание на духовной музыке, среди различных жанров которой особенно значительны хоровые концерты. Они представляют собой циклические, большей частью четырехчастные композиции. Некоторые из них носят торжественный, праздничный характер, но более характерны для Бортнянского концерты, отличающиеся проникновенным лиризмом, особой душевной чистотой, возвышенностью. По словам академика Асафьева, в хоровых сочинениях Бортнянского «произошла реакция того же порядка, как в тогдашней российской архитектуре: от декоративных форм барокко к большей строгости и сдержанности - к классицизму».

В хоровых концертах Бортнянский нередко выходит за рамки, предписанные церковными правилами. В них можно услышать маршевые, танцевальные ритмы, влияние оперной музыки, а в медленных частях порой возникает сходство с жанром лирической «российской песни». Духовная музыка Бортнянского и при жизни композитора и после его кончины пользовалась огромной популярностью. Ее перекладывали для фортепиано, гуслей, переводили в систему цифровой нотной записи для слепых, постоянно издавали. Однако среди профессиональных музыкантов XIX в. не было единодушия в ее оценке. Сложилось мнение о ее слащавости, а инструментальные и оперные сочинения Бортнянского оказались и вовсе забытыми. Лишь в наше время, особенно в последние десятилетия, музыка этого композитора вновь вернулась к слушателю, зазвучала в оперных театрах, концертных залах, явив нам подлинный масштаб дарования замечательного русского композитора, истинного классика XVIII в.

О. Аверьянова

Дмитрий Бортнянский наряду со своим земляком Максимом Березовским (этим русским "Моцартом" с загадочной и трагической судьбой) принадлежит к выдающимся представителям русской музыкальной культуры 18 века. Однако, в отличие от Березовского, судьба Бортнянского сложилась счастливо. Он прожил долго и многое успел.

Дмитрий Бортнянский наряду со своим земляком Максимом Березовским (этим русским "Моцартом" с загадочной и трагической судьбой) принадлежит к выдающимся представителям русской музыкальной культуры 18 века. Однако, в отличие от Березовского, судьба Бортнянского сложилась счастливо. Он прожил долго и многое успел.

Родился Бортнянский в украинском городе Глухове в 1751 году в семье казака, служившего у гетмана К.Г.Разумовского. В шестилетнем возрасте был отдан в местную певческую школу, созданную в 1738 г. и готовившую певчих для санкт-петербургского двора. Уже в 1758 г. Дмитрий попадает в столичную в Придворную капеллу. Его привечает сама императрица Елизавета Петровна. В 11 лет он исполнил теноровую партию Адмета в опере Раупаха "Альцеста". С 1765 г. юный музыкант начинает обучаться композиции у знаменитого итальянца Б.Галуппи, служившего в то время при дворе. Мальчик делает такие успехи, что в 1768 г., когда Галуппи возвращается на родину, Бортнянского отправляют вместе с ним в Италию для продолжения учебы.

Итальянский период жизни Бортнянского известен сравнительно мало. Он побывал во Флоренции, Болонье, Риме, Неаполе. Сочинил в этот период три оперы: "Креонт" (1776, Венеция, театр "Сан-Бенедетто"), "Алкид" (1778, Венеция), "Квинт Фабий" (1779, Модена, Герцогский театр).

Интересна судьба "Алкида". Исполненная несколько раз во время венецианского карнавала, партитура оперы затем исчезла. Только спустя 200 лет следы рукописи отыскались. Американка русского происхождения Кэрол Хьюз обнаружила копию рукописи в одной из библиотек Вашингтона и прислала ее известному музыковеду Юрию Келдышу. А затем, благодаря усилиям энтузиаста дирижера Антона Шароева, опера впервые прозвучала на родине (сначала в Киеве в 1984 году, а затем и в Москве). Сочинение (либретто П.Метастазио) написано в духе итальянских опер-сериа. Алкид (другое имя Геракла - прим. пер.) должен самостоятельно выбрать свой путь. Две полубогини Эдония и Аретея зовут его с собой. Первая - к житейским радостям, вторая - к героическим свершениям. И Алкид выбирает второй путь...

В 1779 году Бортнянский получает письмо от директора "над театрами и музыкою придворными" Ивана Елагина, призывающее его обратить свои взоры к родине: "Как уже десять лет прошло бытности вашей в Италии, и вы, опытом доказав успехи вашего искусства, отстали уже от мастера (Галуппи - прим. ред.), то теперь время возвратиться вам в отечество..."

Возвратившись домой, Бортнянский получает должность капельмейстера Придворной капеллы с окладом 1000 руб. в год и экипажем. С этого времени начинается плодотворная деятельность Бортнянского на ниве отечественной музыки. С 1796 года он управляющий капеллы, с 1801 - ее директор. Наибольшие достижения композитора связаны с жанром хоровых духовных концертов a capella, в которых он соединил православные традиции с европейской техникой письма. Об этих сочинениях Бортнянского с восторгом писали впоследствии многие выдающиеся композиторы, в т. ч. Гектор Берлиоз, П.И.Чайковский, под редакцией которого концерты были изданы в начале 80-х гг. прошлого века. Стилистика ряда инструментальных сочинений Бортнянского восходит к ранним образцам венской классики.

Однако увлечение театром, которое он испытал в Италии, не осталось только в прошлом. В 1785 году Бортнянского приглашают на должность капельмейстера "малого двора" Павла I. Он соглашается, сохранив и все свои основные обязанности. Отныне многое связывает его с придворной жизнью (преимущественно летом) Павловска и Гатчины. В этот период он создает три оперы. "Празднество сеньора" (1786) написано в честь тезоименитства Павла. В составлении либретто принимали участие камергер гр. Г.И.Чернышов и, возможно, А.А.Мусин-Пушкин. Аллегорическая пастораль, в персонажах которой угадывались члены тесного придворного кружка вельмож - так можно кратко охарактеризовать это сочинение. Увертюру Бортнянский заимствовал из своей итальянской оперы "Квинт Фабий".

Либретто следующей оперы "Сокол" (1786) сочинил библиотекарь великого князя Ф.-Г.Лафермьер, положивший в его основу известный текст М.Седена, созданный им для П.Монсиньи. Возвышенная история дона Федериго, влюбленного в молодую вдову Эльвиру дополняется комическим "вторым планом" (слуги героев Марина и Педрилло). Стиль оперы не выходит за рамки вполне традиционного итальянского bel canto, с добавлением некоторой толики французского духа, так модного тогда при дворе. Опера не забыта и поныне. В 1972 году ее поставил Камерный музыкальный театр п/у Б.Покровского, нынче она в репертуаре театра "Санктъ-Петербургъ-опера". В 1787 году был написан "Сын-соперник", в котором использованы мотивы того же сюжета, что привлек внимание Ф.Шиллера при создании "Дон Карлоса", однако со счастливой развязкой. Это произведение считается лучшим в оперном творчестве композитора.

В середине 90-х гг. Бортнянский отходит от музыкальной деятельности "малого двора" и больше опер не пишет. Отчасти это связано, возможно, с масонскими увлечениями композитора (кстати, Бортнянский автор знаменитого гимна русских масонов на стихи М.Хераскова "Коль славен наш господь во Сионе").

Умер Бортнянский в 1825 году в Санкт-Петербурге. В день кончины он позвал к себе хор капеллы и попросил исполнить один из своих духовных концертов, после чего тихо скончался.

Русская Цивилизация