Можно ли платить торговый сбор заранее. Постановка на учет в качестве плательщика сбора

Торговый сбор – это не налог, а обязательный взнос местного значения, который обязаны уплачивать все ИП и организации за право на осуществление торговой деятельности.

Содержимое страницы

Введение торгового сбора регламентируется законом от 29.11.2014 №382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ». Новому сбору в Налоговом кодексе Российской Федерации посвящена новая 33 глава.

В настоящий момент торговый сбор введен только для предпринимателей Москвы. Закон действует с 1 июля 2015 года. Если данное введение хорошо себя зарекомендует и позволит увеличить налоговые сборы в местный бюджет, торговый сбор смогут ввести еще в двух городах федерального значения – в Санкт-Петербурге и Севастополе. Властям именно этих городов законом разрешено ввести торговый сбор с 1 июля 2015 года. В остальных регионах возможность введения нового сбора появится только после принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Это регламентируется п. 4 ст. 4 ФЗ-382.

Кому и как платить торговый сбор

Закон о торговом сборе регулируется на региональном уровне. Это означает, что объекты обложения, процентные ставки, порядок и сроки уплаты, льготы устанавливаются органами местной власти.

Торговый сбор – это дополнительный муниципальный сбор, который уплачивается организациями, занимающимися мелокооптовой, крупнооптовой и розничной куплей-продажей товаров, которая осуществляется с использованием стационарных или нестационарных объектов недвижимости, а также товарных складских помещений. Этот сбор предприниматели платят за право на ведение торговой деятельности. Объектом налогообложения является не доход, а торговая площадь.

Кто должен платить торговый сбор?

1. При применении объекта налогообложения «доходы», торговый сбор отражается в строках 140-143 Раздела 2.1. Он указывается вместе с суммами страховых взносов, выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности и платежей по договорам добровольного личного страхования.

2. При применении объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» сумма уплаченного торгового сбора учитывается в составе расходов, отражаемых по строкам 220 – 223 Раздела 2.2.

Торговый сбор — новый налоговый платеж, появившийся в 2015 году. Его правила определяются не только Налоговым кодексом, но и законами субъектов Российской Федерации. Рассмотрим, каковы особенности оплаты этого сбора.

Плательщики торгового сбора по НК РФ: кто ими является?

К плательщикам торгового сбора гл. 33 НК РФ, посвященная этому платежу, относит юрлиц и ИП, занятых торговлей на торговых объектах, исключая ИП, работающих на патенте, и лиц, применяющих ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ). Если в регионе введен торговый сбор, то применение ЕНВД к торговой деятельности, попадающей под торговый сбор, невозможно.

Торговой считается деятельность, ведущаяся на объектах (ст. 413 НК РФ):

  • стационарной сети независимо от наличия у нее торговых залов;
  • нестационарной сети;
  • складского типа;
  • розничных рынков в связи с их созданием и управлением их работой.

Базой для расчета налога служит вид или площадь объекта торговли. В зависимости от характера и размера объекта в НК РФ определены особенности ставок этого сбора (ст. 415 НК РФ).

Однако правила, содержащиеся в НК РФ, лишь определяют общие черты этого платежа, а конкретный порядок применения (в т. ч. величину ставок и круг льгот по налогу) устанавливают субъекты РФ, в которых этот сбор вводится соответствующим законодательным актом (ст. 410 НК РФ). Поэтому выясняя, кто платит торговый сбор в конкретном регионе, надо узнать:

  • Принят ли этим субъектом РФ закон о торговом сборе .
  • Какому кругу лиц закон региона предписывает уплату сбора.

В какой бюджет относится оплата торгового сбора?

Торговый сбор — налог местного уровня (п. 3 ст. 15 НК РФ), в установлении особенностей расчета которого важнейшая роль отводится местным органам власти. Они вправе определять:

  • Разбивку налогоплательщиков и объектов торговли на категории.
  • Особенности налогообложения, зависящие от вида торговой деятельности и места ее осуществления.
  • Свою систему ставок, не выходя за верхние пределы, установленные НК РФ, имея при этом возможность не устанавливать ставку вообще (по сути, освобождать объект от налогообложения).

Они же ответственны за назначение органа, который должен собирать информацию об объектах налогообложения и предоставлять эту информацию в ИФНС (ст. 418 НК РФ).

То есть все полномочия по контролю правильности исчисления и уплаты этого налога ложатся на местные инстанции. И ответ на вопрос о том, куда платить торговый сбор , очевиден: в местный бюджет.

ИП вправе уменьшить начисленный НДФЛ на суммы торгового сбора. Но что делать, если сумма сбора оказалась больше величины НДФЛ? Об этом — в статье .

Где должен начисляться торговый сбор с 1 июля 2015 года?

Введение торгового сбора стало возможным с 01.07.2015 (п. 4 ст. 4 закона «Об изменениях в НК РФ» от 29.11.2014 № 382-ФЗ). Обязательным условием появления этого налога в регионе является принятие соответствующего закона.

К указанной дате такой документ был принят единственным субъектом РФ — Москвой (закон города Москвы «О торговом сборе» от 17.12.2014 № 62). Остальные субъекты РФ планировали ввод торгового сбора не ранее 2016 года. Однако и в 2016 году к г. Москве ни один из регионов страны не присоединился.

Закон г. Москвы определил круг налогоплательщиков и перечень объектов налогообложения в детализации, приведенной в НК РФ, не установив при этом ставку для торговли, осуществляемой непосредственно со складов (ст. 2 закона г. Москвы), что освободило эту деятельность от налогообложения.

Законом г. Москвы предусмотрен ряд льгот в виде освобождения от уплаты налога:

  • Юрлиц и ИП, занятых розничной торговлей с применением торговых автоматов, продажей на ярмарках и на территориях розничных рынков, торговлей вразнос в помещениях, управляемых автономными, бюджетными или казенными учреждениями.
  • Юрлиц, относящихся к автономным, бюджетным или казенным учреждениям, а также организациям федеральной почты.

Законом г. Москвы «Об изменениях в законах Москвы» от 24.06.2015 № 29 исходный текст закона от 17.12.2014 № 62 дополнен льготами, введенными на период до 2021 года:

  • К видам освобожденной от налога деятельности добавлены торговля на территории агрокластера, продажи в помещениях кинотеатров, театров, музеев, планетариев, цирков (при условии, что доход от главной деятельности этих заведений превышает половину всех поступлений), нестационарная торговля печатной продукцией.
  • В список освобожденных от сбора юрлиц добавлены религиозные организации, занимающиеся торговлей на территории соответствующих религиозных заведений.

Дополнительно законом от 24.06.2015 № 29 без ограничения срока действия льготы освобождены от уплаты сбора юрлица и ИП, оказывающие бытовые услуги (в т. ч. услуги парикмахерских, салонов красоты, прачечных, химчисток, ателье по ремонту одежды, металлогалантереи) при условии, что объект торговли занимает площадь не более 100 кв. м. и из этой площади не более 10% отведено для демонстрации товаров.

На учет налогоплательщики ставятся при самостоятельном обращении в ИФНС или на основании информации, предоставленной Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, который служит уполномоченным для этой цели органом (письма МФ РФ от 08.04.2015 № 03-11-06/19790 и от 27.03.2015 № 03-11-06/16906).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При непостановке на учет налогоплательщика ожидает штраф, составляющий 10% суммы дохода от торгового объекта, но не меньше 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). На должностных лиц организаций возможно наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ).

О дополнительных льготах, введенных в Москве с 2017 года, читайте в материале .

Как оплатить торговый сбор в 2016-2017 годах?

Торговый сбор — квартальный налог, уплачиваемый налогоплательщиком не позднее 25 числа месяца, который последует за отчетным периодом (п. 2 ст. 417 НК РФ). Если налогоплательщик не встал на учет, а объект налогообложения по информации, полученной ИФНС от уполномоченного органа, у него есть, то налоговый орган в срок не позднее 30 дней с даты получения информации о наличии объекта направит налогоплательщику требование об уплате, в котором сумма налога будет рассчитана по данным, имеющимся у ИФНС. Аналогичный порядок будет соблюден при выявлении недостоверности сведений об объекте налогообложения, представленных налогоплательщиком в ИФНС при постановке на учет как плательщика этого сбора (п. 3 ст. 417 НК РФ).

Как поступить, если не надо было вставать на учет, а вы подали уведомление в ИФНС, читайте в статье .

Выбор места, по которому производят оплату сбора, зависит от места постановки на учет (письмо ФНС РФ от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@):

  • Объекта недвижимости, на котором осуществляют торговлю. Для этой ситуации в платежном документе приводят код ОКТМО, соответствующий месту учета в качестве плательщика сбора.
  • Юрлица или ИП, уплачивающих сбор. Код ОКТМО для такого случая должен соответствовать месту ведения торговли.

Платежное поручение по торговому сбору оформляется в обычном для налоговых платежей порядке с использованием стандартного набора реквизитов. В качестве КБК указывают:

  • по налогу — 182 1 05 05010 02 1000 110;
  • по пеням — 182 1 05 05010 02 2100 110;
  • по штрафу — 182 1 05 05010 02 3000 110.

Образец заполнения платежного документа по этому налогу можно увидеть в материале .

Итоги

Оформление платежных документов на оплату торгового сбора не представляет сложности. Следует соблюдать сроки оплаты и делать расчет сбора на основании достоверных данных.

Е.А. Шаронова, экономист

Торговый сбор и уменьшение налога: две вещи совместимые?

Как учесть торговый сбор при разных режимах налогообложения

ВНИМАНИЕ

В этом году торговый сбор установлен только для тех, кто ведет торговлю в Москве.

Как мы помним, было обещано, что добросовестные налогоплательщики уж точно не почувствуют увеличения налоговой нагрузки от введения торгового сбора. Поскольку сумма уплаченного сбора будет идти в зачет других налогов - налога на прибыль, налога при УСНО, НДФЛсайт Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы ; сайт РИА Новости .

О том, кому готовиться к уплате сбора, а кому - нет, каков объект обложения, как и когда платить сбор, какие документы и в какую инспекцию сдавать плательщикам торгового сбора, читайте: ; ;

На первый взгляд, получается, что так оно и есть. Ведь запрет на уменьшение налогов на сбор предусмотрен только для тех организаций и ИП, которые сами не встали на учет как плательщики торгового сбор апп. 1, 2 ст. 416 , п. 10 ст. 286 , п. 8 ст. 346.21 , п. 5 ст. 225 НК РФ . То есть поступили недобросовестно, не подав в налоговую инспекцию уведомление и тем самым попытавшись уклониться от уплаты сбора. Причем этот запрет сохранится и после принудительной постановки на учет и взыскания налоговиками сбора на основании информации, полученной от Департамента экономической политики и развития г. Москв ып. 1 ст. 416 , п. 3 ст. 417 , п. 2 ст. 418 НК РФ ; ст. 4 Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62 ; Письмо ФНС от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229@ (п. 6.2) (далее - Письмо № ГД-4-3/11229@) .

А те, кто встал на учет, пусть даже и с опозданием (подал уведомление в ИФНС несвоевременно), вроде как без проблем уменьшают налоги на уплаченный торговый сборПисьмо № ГД-4-3/11229@ (п. 6.2) .

Если вы зарегистрировались в качестве плательщика торгового сбора по ошибке, то вам нужно подать в ИФНС заявление о снятии с учета. Никаких санкций со стороны налоговиков не последует. Подать заявление можно в произвольной форме, указав в нем наименование организации (ф. и. о. предпринимателя), ИНН и причины его подачи. К этому заявлению нужно приложить копию ошибочно поданного уведомления о постановке на учет. После этого ИФНС снимет вас с учета той же датой, которой поставила вас на учет в качестве плательщика торгового сбора. При этом начисленные налоговиками суммы сбора будут сторнированы в информационной системе налоговой инспекци иПисьмо ФНС от 20.08.2015 № ГД-4-3/14721@ .

Посмотрим, что же получилось на самом деле. Но сначала напомним порядок уплаты сбора, так как от этого зависит его учет при налогообложении.

Когда и куда уплачивать торговый сбор

Торговый сбор нужно уплатить не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным квартало мп. 2 ст. 417 , ст. 414 НК РФ . То есть сбор за III квартал 2015 г. надо перечислить не позднее 26.10.2015 (25 октября выходной день - воскресень е)п. 6 ст. 6.1 НК РФ .

Как разъяснила ФНС, порядок заполнения платежного поручения на уплату сбора будет разный в зависимости от того, где организация/ИП состоят на учете как плательщик торгового сбор аПисьма ФНС № ГД-4-3/11229@ (пп. 1.1 , 3.1) , от 16.06.2015 № ГД-4-3/10382@ :

  • <если> организация/ИП встали на учет в качестве плательщика торгового сбора в Москве по месту нахождения недвижимого объекта торговли, тогда в платежном поручении нужно указать реквизиты получателя платежа и код по ОКТМО по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора. То есть реквизиты той ИФНС г. Москвы, куда подали уведомление;
  • <если> организация/ИП ведут торговлю через объекты нестационарной торговой сети (например, через торговые палатки, павильоны, киоски, автомагазины (автолавки, автоприцепы), автокафе, тележки, лотки и др.п. 1.7.1 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП ; п. 4 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП ) и состоят на учете в качестве плательщика торгового сбора по своему месту нахождения/месту жительства, тогда в платежном поручении нужно указать реквизиты получателя платежа по месту учета, а код по ОКТМО - по месту ведения торговой деятельности.

ВНИМАНИЕ

Торговый сбор уплачивается по КБК 182 1 05 05010 02 1000 110 в бюджет Москв ыприложение № 3 к Приказу ФНС от 27.12.2012 № ММВ-7-1/1004@ .

Что получается у тех, кто состоит на учете в другом регионе, например в Московской области, а торгует в Москве? Как плательщики торгового сбора, они будут состоять на учете в своей ИФНС другого региона, например Московской област иПисьмо ФНС от 16.06.2015 № ГД-4-3/10382@ . В связи с этим в платежках на уплату торгового сбора они должны указывать реквизиты своей ИФНС (например, в Московской области), а код ОКТМО - того района Москвы, где установлен нестационарный объект торговли (торговая палатка, автолавка и т. п.).

Как организации на ОСНО уменьшают налог на сбор

Порядок должен быть тако йп. 10 ст. 286 НК РФ .

Уменьшить на торговый сбор можно не всю сумму авансового платежа/налога на прибыль, исчисленного по итогам отчетного/налогового периода, а только ту часть, которая поступает по ставке 18% в региональный бюджет, то есть в бюджет Москвы. Так что 2% в федеральный бюджет надо уплатить полность юп. 1 ст. 284 НК РФ .

Уменьшать авансовый платеж/налог на сбор можно только в том случае, если и сбор, и «прибыльные» платежи уплачиваются в бюджет Москвы.

Если организация состоит на учете в ИФНС в другом регионе, а ведет торговлю в Москве через объекты нестационарной торговой сети, по местонахождению которых не созданы обособленные подразделения, тогда налог на прибыль она уплачивает в бюджет другого региона, а не Москвы. Соответственно, и уменьшить налог другого региона на торговый сбор она никак не может. И если у вас такая ситуация, дальше этот раздел можно не читать.

О том, когда организация обязана зарегистрировать ОП, читайте:

Если же организация ведет торговлю через объект недвижимости, тогда по его местонахождению у нее образуется ОП и она уплачивает в бюджет Москвы авансовые платежи/налог, исходя из доли прибыли, приходящейся на это ОПп. 2 ст. 11 , подп. 3 п. 2 ст. 23 , п. 1 ст. 83 , п. 2 ст. 288 НК РФ . Вот в этом случае на торговый сбор она может уменьшить московский налог.

Авансовый платеж/налог можно уменьшить только на те суммы сбора, которые перечислены до даты уплаты авансового платежа/налога на прибыль. А это означает, чтоп. 1 ст. 287 , пп. 3, 4 ст. 289 , п. 2 ст. 417 НК РФ ; Письмо ФНС от 12.08.2015 № ГД-4-3/14174@ (п. 1) (далее - Письмо № ГД-4-3/14174@) :

  • авансовый платеж по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 г. можно уменьшить на сумму торгового сбора за III квартал, если он уплачен не позднее 28.10.2015;
  • налог на прибыль за 2015 г. можно уменьшить на сумму торгового сбора, уплаченного и за III, и за IV кварталы, при условии что сборы уплачены не позднее 28.03.2016;
  • если торговый сбор за IV квартал 2015 г. уплачен после срока уплаты налога за год (после 28.03.2016), то на него можно будет уменьшить исчисленный авансовый платеж за I квартал 2016 г. С этим согласилась и ФНСПисьмо № ГД-4-3/14174@ (п. 1) . Так что часть торгового сбора за предыдущий год не потеряется, ее можно учесть в следующем году.

В бюджет Москвы нужно уплатить разницу между суммой «прибыльного» авансового платежа/налога и суммой сбора. Если окажется, что сумма авансового платежа за 9 месяцев 2015 г. будет равна сумме уплаченного сбора за III квартал 2015 г., тогда в бюджет ничего платить не придется.

Как разъяснила налоговая служба, торговый сбор при расчете налога на прибыль учитывается в пределах исчисленного авансового платежа/налог аПисьмо № ГД-4-3/14174@ (п. 1) . Например, если за III квартал сбор уплачен в размере 40 500 руб., а исчисленный авансовый платеж за 9 месяцев 2015 г. составил 35 000 руб., тогда на оставшуюся сумму сбора за III квартал (5500 руб.) плюс еще на сбор за IV квартал (40 500 руб.) можно будет уменьшить налог за 2015 г. (но опять-таки в пределах суммы налога).

Если же по году будет получен убыток, тогда понятно, что уменьшать вам будет нечего. А вот торговый сбор в бюджет вы уплатите.

Поскольку действующая форма декларации по налогу на прибыль не содержит специальных строк для учета торгового сбора, ФНС предлагает отражать суммы сбора в строках, предназначенных для указания сумм налога, уплаченного за пределами РФ и засчитываемого в уплату регионального налог аПисьмо № ГД-4-3/14174@ (п. 2) :

  • <если> у организации нет обособленных подразделений - в строках 240 и 260 листа 02;
  • <если> у организации есть ОП, по которым сдается отдельное приложение, - в строке 090 приложения № 5 к листу 02;
  • <если> организация входит в состав консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) - в строке 090 приложения № 6 к листу 02.

Как вы понимаете, если организация уплатила за пределами РФ налог, который она вправе зачесть, то в одной строке декларации будет указана одна общая сумма, включающая в себя и этот налог, и торговый сбор. И если эта сумма будет больше авансового платежа/налога, подлежащего уплате в бюджет Москвы, то, как поясняет ФНС, в этом случае организация сама должна выбрать, на что она будет уменьшать платеж/налог: на какую-то одну сумму или на две сразу - тогда в какой пропорци иприложения 1 , 2 к Письму № ГД-4-3/14174@ . При этом ФНС на цифровых примерах показала, как в «прибыльной» декларации нужно уменьшать авансовый платеж/налог на уплаченный торговый сбор организациям, расположенным в Москве и имеющим/не имеющим ОП, а также организациям, входящим в КГНприложения 1 , 2 к Письму № ГД-4-3/14174@ .

Как упрощенцы уменьшают налог на сбор

Порядок учета торгового сбора у упрощенцев будет разный в зависимости от выбранного объекта налогообложения.

Учет сбора при объекте «доходы»

Упрощенцы с объектом «доходы» на торговый сбор уменьшают авансовый платеж/налог при УСНО в таком порядк еп. 8 ст. 346.21 НК РФ .

Уменьшать авансовый платеж/налог при УСНО на торговый сбор можно, только если и сбор, и «упрощенный» налог уплачиваются в бюджет Москвы. А это возможно, только когда организация/ИП и как налогоплательщик, и как плательщик торгового сбора состоят на учете в инспекциях Москвы, пусть даже и в разных. Если же организация/ИП состоят на учете в другом регионе, например в Московской области, а торговую деятельность ведут в Москве, тогда они лишены возможности уменьшить «упрощенный» налог на торговый сбор. Ведь в этом случае сбор уплачивается в Москву, а авансовый платеж/налог при УСНО - по месту нахождения организации/месту жительства ИП - в бюджет другого региона, например Московской област ип. 6 ст. 346.21 НК РФ . Что уже и подтвердили Минфин и ФНСПисьма Минфина от 15.07.2015 № 03-11-09/40621 ; ФНС от 12.08.2015 № ГД-4-3/14230 .

Также не сможет уменьшить «упрощенный» налог на сбор и организация, если ее обособленное подразделение состоит на учете в Москве, а головное подразделение - в ИФНС другого региона, например Московской области. Ведь в этом случае сбор и налог будут перечисляться в разные бюджеты.

Авансовый платеж/налог при УСНО, исчисленный за отчетный/налоговый период, можно уменьшить на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого отчетного/налогового периода. А это означает, что на торговый сбор, уплаченный за III квартал, например, 23.10.2015, можно уменьшить налог при УСНО за 2015 г. А на сбор за IV квартал, уплаченный, например, 22.01.2016, уменьшается авансовый платеж за I квартал 2016 г.

В гл. 26 НК сказано, что упрощенцы «в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1» ст. 346.21 НК, могут уменьшать авансовый платеж/налог на торговый сборп. 8 ст. 346.21 НК РФ . А как известно, «доходные» упрощенцы указанные платежи уменьшают на страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС, на выплаченные работникам пособиям по болезни и др. Причем для упрощенцев-работодателей есть ограничение: они не могут уменьшить на взносы и пособия больше чем 50% «упрощенного» налога. В связи с этим возникает вопрос: учитывается ли торговый сбор в этом ограничении или нет?

К радости налогоплательщиков Минфин и ФНС разъяснили, что при уменьшении «упрощенного» налога на торговый сбор 50%-е ограничение не применяется. Оно действует только на суммы, поименованные в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, то есть на взносы в ПФР, ФОМС, ФСС, на больничные и др.Письма Минфина от 15.07.2015 № 03-11-10/40730 (вопрос 9) ;

Таким образом, упрощенцы с объектом «доходы» уменьшают авансовый платеж/налог так.

Организации/ИП-работодатели сначала из исчисленного авансового платежа/налога вычитают суммы страховых взносов в ПФР, ФОМС, ФСС, выплаченных работникам больничных и другие, но не более чем 50% от суммы налога. А потом из оставшейся суммы авансового платежа/налога вычитают сумму уплаченного торгового сбора (вплоть до нуля).

А вот предприниматели, работающие без наемных работников, уменьшают авансовый платеж/налог при УСНО на уплаченные за себя страховые взносы без каких-либо ограничени йп. 3.1 ст. 346.21 НК РФ . Так что они из исчисленного авансового платежа/налога вычитают всю сумму взносов и всю сумму торгового сбора.

Но если уплаченная в течение года сумма сбора окажется больше суммы налога, исчисленного за этот год, то оставшуюся часть сбора в другом году учесть уже не получитс яп. 8 ст. 346.21 НК РФ .

Не обошлось и без ложки дегтя. Если упрощенец, помимо торговой, ведет и другие виды деятельности, то, по мнению контролирующих органов, ему нужно вести раздельный учет и рассчитывать авансовый платеж/налог при УСНО именно от торговой деятельности. Ведь на сумму торгового сбора можно уменьшить сумму налога, исчисленного при УСНО, только по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор. И если раньше сотрудники Минфина неофициально высказывались, что на торговый сбор можно уменьшить налог при УСНО, исчисленный по всем видам деятельности упрощенца (см. , ), то впоследствии финансовое ведомство выпустило разъяснения о том, что раздельный учет необходим и на сбор уменьшается налог, исчисленный именно по торговой деятельност и , . И ФНС довела эти разъяснения до инспекций на местах для применения в работ еПисьмо ФНС от 12.08.2015 № ГД-4-3/14233 .

Но сказав «а», контролирующие органы не сказали «б». Ведь тогда между торговой деятельностью и иными ее видами нужно делить и страховые взносы, и выплаченные пособия по работникам, занятым в разных видах деятельности. Иначе налог будет уменьшен некорректно. Причем о том, как вести этот раздельный учет, Минфин и ФНС умолчали. Если работников нельзя отнести к конкретному виду деятельности, вероятно, сумму уплаченных взносов и выплаченных пособий, приходящихся на торговую деятельность, нужно делить пропорционально доходу от торговой деятельности в общей сумме доходов упрощенца. Об этом мы уже спросили специалиста Минфина, и как только нам ответят, мы вам сообщим.

Учет сбора при объекте «доходы минус расходы»

Минфин и ФНС считают, что упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» сумму уплаченного торгового сбора должны учитывать в расходах на основании подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (как суммы сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сбора х)Письма Минфина от 23.07.2015 № 03-11-09/42494 , от 27.03.2015 № 03-11-11/16902 ; ФНС от 14.08.2015 № ГД-4-3/14386@ . То есть сам налог/авансовый платеж уменьшить на торговый сбор нельзя.

И хотя на первый взгляд это и кажется несправедливым, в позиции контролирующих органов есть плюсы для упрощенцев с объектом «доходы минус расходы»:

;
  • нет необходимости вести раздельный учет и определять прибыль именно от торговой деятельности;
  • если будет получен убыток, то сбор все равно будет учтен в расходах и тем самым увеличит сумму убытка, которую можно перенести на будущее.
  • Как предприниматели на ОСНО уменьшают НДФЛ на сбор

    Предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, учитывают торговый сбор такп. 5 ст. 225 НК РФ :

    • исчисленный по итогам года НДФЛ по ставке 13% можно уменьшить на сумму торгового сбора, уплаченного в этом году;
    • уменьшить НДФЛ на торговый сбор можно только в том случае, если ИП состоит на учете в ИФНС в Москве (по своему месту жительства) и ведет торговую деятельность в Москве. Если же ИП состоит на учете в ИФНС в другом регионе, например в Московской области (по своему месту жительства), а торговую деятельность ведет в Москве (неважно, через объект недвижимости или через объекты нестационарной торговой сети), то он не может уменьшить НДФЛ на уплаченный сбор;
    • нет требования об уменьшении на торговый сбор НДФЛ, исчисленного именно с торговой деятельности. Так что если ИП занимается несколькими видами деятельности, то вести раздельный учет ему не придется;
    • сумма вычитаемого из НДФЛ торгового сбора не может быть больше суммы самого налога. Если по итогам года сумма сбора окажется больше НДФЛ, исчисленного за этот год, то на следующий год сумма сбора не переносится. А если по итогам года ИП получит убыток, то и вычесть сбор ему будет не из чего.

    В отличие от других плательщиков торгового сбора в плане отвлечения денег на уплату сбора ИП находится в невыгодном положении. Ведь он в течение года поквартально должен платить сбор, а уменьшить на него НДФЛ он сможет только в следующем году, когда подаст декларацию 3-НДФЛ за прошедший год.

    В то время как упрощенцы и организации на ОСНО могут учитывать торговый сбор поквартально - уменьшать на уплаченный торговый сбор авансовые платежи, исчисляемые по итогам отчетных периодов.

    Как видим, налоговая нагрузка из-за введения торгового сбора у кого-то увеличится.

    Что же касается недобросовестных плательщиков сбора, которые до сих пор не встали на учет, то их, как заверяет глава Департамента экономической политики и развития г. Москвы, будут выявлять, скрыться им не удастся.

    Кстати, на днях налоговая служба рассказала, как инспекторы будут наказывать тех, кто торговую деятельность на территории Москвы ведет, но не встал на учет в ИФНС в качестве плательщика торгового сбора (не представил уведомление) или сделал это несвоевременн оПисьмо ФНС от 18.08.2015 № СА-4-7/14504@ :

    • <если> организация или ИП подадут уведомление о постановке на учет с опозданием, то их оштрафуют как за несвоевременное представление сведений, необходимых для налогового контроля. А такая ответственность есть и в НК (налоговая), и в КоАП (административная). В связи с этим могут оштрафовать и саму организацию на 200 руб.п. 1 ст. 126 НК РФ , и ее руководителя и главбуха на 300- 500 руб.ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ А вот предпринимателя инспекция может оштрафовать только по НК. Ведь ИП к административной ответственности за некоторые налоговые нарушения привлекаться не могу тпримечание к ст. 15.3 КоАП РФ . Так что предприниматель отделается лишь 200 руб.;
    • <если> организация или ИП так и не подадут уведомление, а будут вести торговую деятельность без постановки на учет, тогда наказание более суровое - штраф в размере 10% от доходов, полученных за период ведения торговой деятельности без представления уведомления, но не менее 40 000 руб.п. 2 ст. 416 , п. 2 ст. 116 НК РФ Но такой штраф возможен, только если у налоговиков будут доказательства ведения деятельности. А как ранее разъясняла ФНС, таким доказательством может являться акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, который они получат от Департамента экономической политики и развития г. Москв ыПисьмо № ГД-4-3/11229@ (п. 7.1) .

    С 1 июля 2015 года у органов местного самоуправления появилась возможность устанавливать дополнительный, торговый сбор для некоторых категорий предпринимателей. Следовательно, применять его планируется к организациям и индивидуальным предпринимателям (ИП), занимающимся реализацией товаров.

    Торговый сбор в 2018 году уже действует. Разберемся, кто попал в группу риска, насколько больше этим людям приходится выплачивать в бюджет.

    Определение

    Для введения нового налогового взноса законодателю пришлось ввести в Налоговый кодекс отдельную главу - 33-ю. Она носит то же наименование, что и сам сбор (ТС). В тексте главы указано, что право на введение данного вида нагрузки на предприятия и ИП предоставляется региональным и местным властям городов федерального значения:

    1. Москвы;
    2. Санкт-Петербурга;
    3. Севастополя.

    Применяется новый налог к предприятиям и ИП, осуществляющим торговлю. Но далеко не все участники экономической деятельности, занятые реализацией своей продукции или перепродажей, попали под действие указанной главы НК РФ.

    Определение: торговым называется дополнительный сбор, взимаемый по решению местных властей в соответствующий бюджет с участников экономической деятельность, занятых в торговле.

    Скачать для просмотра и печати:

    Где уже работает

    Что облагается

    В суть закона заложен принцип, связывающий налоговые отчисления не с объемом операций, а с фактом их осуществления. Из этого следуют такие правила:

    1. Плательщиками являются лица, осуществляющие куплю-продажу, а не собственники помещений.
    2. Размер налога ставится в зависимость не доходной части баланса, а от:
      • площади точки;
      • ее типа (стационарная, передвижная);
      • месторасположения и других факторов.
    Важно: платеж осуществляется регулярно - раз в квартал.

    Учет плательщиков

    Для плательщиков установлена уведомительная форма постановки на учет. Из этого следует:

    1. предприниматель обязан подать в налоговые органы заявку по форме ТС -1:
      • в течение пяти суток с начала соответствующей деятельности;
      • по месту нахождения торгового зала;
      • по месту жительства ИП (в части предприятий - для подвижных точек);
    2. форма предоставления заявки:
      • лично на бумажном носителе;
      • посредством почтового отправления;
      • через интернет-соединение на официальном сайте ФНС;
    3. при смене данных (площадь, местоположение и иное) подается:
      • заявка о снятии с прежнего учета;
      • форма ТС -1 с новыми данными.
    Для сведения: если торговых точек несколько, то подается только одна форма ТС -1. Причем адресатом будет тот налоговый орган, на чьей подведомственной территории располагается первый торговый зал из перечня.

    После обработки заявки налоговый госорган выдает заявителю соответствующее свидетельство.

    Наказание за нарушение сроков

    Налоговые органы следят за исполнением норм действующего законодательства. Кроме того, в столице контролем осуществления ТС занимается Департамент экономического развития и торговли. Специалисты названных госучреждения проводят такие мероприятия:

    • отслеживают по документам, какие субъекты экономических отношений не подали заявки;
    • проводят проверки с выездом на место.

    За нарушение сроков подачи уведомления полагается такое наказание:

    • штрафные санкции за нелегитимную торговлю в размере 10% от оборота, но не менее 40 000 руб.;
    • дополнительный штраф в 200 руб.

    Совет: необходимо иметь в точке осуществления купли-продажи один из следящих документов:

    • доказательство отправки уведомления по форме ТС -1 в налоговую;
    • полученное свидетельство.

    Сколько платить

    Расчет выплат в адрес местного бюджета возложен на плательщика. При этом человек должен опираться на региональное законодательство. К примеру, в столице установлены такие ставки:

    Посмотрите видео об уплате торгового сбора

    На ту же тему