Что значит составить план к рассказу. Памятка по литературному чтению

Но где-то уже около месяца я начал ощущать острую нехватку качественного чтения, мне прямо хотелось взять книгу и читать взахлеб, так я изголодался по этому. И это касается не только прикладной литературы, меня начало тянуть и на качественную художественную.

Последней каплей стал отличный список художественной литературы, который я нашел у человека, которому доверяю.

Вот этим список я и поделюсь сегодня с вами. Я решил прочитать все из этого списка и первой книгой выбрал книгу Эриха Марии Ремарка «Три товарища » и сейчас наслаждаюсь каждой страницей…

Но все по порядку. Ниже представлен список западных авторов и их произведений.

ЗАПАД.

Тут опять же я отказался от пути простого перечисления мировой классики и назидательного «это надо прочесть!», мы не уроках литературы. Я просто перечислю то, что, по моему мнению, на самом деле стоит прочесть. А дальше… Дальше уже Вы и сами сможете ориентироваться.

Данте Алигьери «Божественная комедия» . Книга сложная для чтения и восприятия. Поэтому сначала рекомендую прочесть что-то вроде «критики», каковая присутствует обычно среди учебников. Но тот, кто прочтёт и разберётся, будет вознаграждён и общим повышением интеллекта, и набором мистических воззрений Средневековья, и положительными сдвигами в своём лингвистическом «портрете».

Оноре де Бальзак. «Шагреневая кожа» . В принципе у Бальзака есть и другие замечательные романы, но с чего-то надо начинать…

Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст» . Медленно и не спеша.

Амброз Бирс. «Словарь Сатаны» . «Рассказы» . Его можно назвать О`Генри «ужастиков». «Дети в подвале играли в гестапо…» оттуда растёт.

Джон Голсуорси. «Сага о Форсайтах» . Если кто-то настроен на серьёзное и обстоятельное чтение. Повышает аристократизм духа. Надо сказать, что чтение этой книги в старших классах школы (не по программе) дало мне очень многое.

Тэофил Готье. «Капитан Фракас» . Добротно, классично, интересно, авантюрно.

Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери». «Девяносто третий год» . Понимаете, вот чтобы я рекомендовал – Гюго. Разительный контраст между темпом и суетой нынешнего времени и плавным, обстоятельным повествованием.

Эрнст Теодор Амадей Гофман. «Крошка Цахес, по прозвищу Цаннобер». «Житейские воззрения Кота Мурра» . А вот это – надо. Свобода Духа, Новый Уровень Мышления – награда за вдумчивое чтение. Понимаю, что сюжет о Щелкунчике у всех «от зубов отскакивает», но эти два произведения дают гораздо больше.

Джеймс Джойс. «Улисс» . Поток сознания. Это может быть интересно только в случае серьёзного настроя на серьёзное чтение. И для развития интеллекта – супер.

Чарльз Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба» . Быстрый и продуктивный скачок от «камеди клабов» к «12 стульям». Аристократично. Настоятельно рекомендую!

Эмиль Золя. «Творчество». «Западня» . А не стать ли самим творцами? Не постичь ли, насколько это трудное и возвышенное занятие? Между прочим, сдаётся мне, что после прочтения этих романов Вы и к жизни станете относиться творчески.

Вашингтон Ирвинг. «Рип ван Винкль». «Жених-призрак» . Двух зайцев убьёте. Нет, трёх. Увлекательно, сочный язык и ужасно интересно. Ужасно.

Франц Кафка. «Замок». «Процесс» . Переход на иной уровень сознания.

Франциско де Кеведо. «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос» . Предтеча куртуазного маньеризма. Если его стихи ещё присовокупите – наслаждение необыкновенное.

Уилки Коллинз. «Женщина в белом». «Лунный камень» .Опять «одним махом всех побивахом». Детективно, сочно, «языково», увлекательно.

Густав Майнринк. «Голем» . Между прочим, бестселлер. Дэн Браун «раньшего» времени. Нынешний нервно курит махорочку, правда, гребёт солидное бабло, в чём и состоит цель его писаний. Майнринк тоже неплохо поднялся, но тут хоть есть за что.

Томас Манн. «Иосиф и его братья» . Великая и интересная книга.

О`Генри . Что тут говорить… Это надо читать, читать, читать.

Эдгар По. «Убийство на улице Морг». «Золотой жук» . …Как-то давно пошёл я в кино. Фильм назывался «В компании Макса Линдера». Комик начала 20-го века. Смотрел и думал: «А это было у Гайдая, а это у Александрова…». Потом дошло, что Линдер творил раньше и не он брал, а у него. Такое же ощущение при чтении По. Кроме того, язык…

Марсель Пруст. «В поисках утраченного времени» .Основоположник жанра психологического романа. Можно послушать квартет Гайдна в исполнении квартета, а можно в виде треньканья Шариковым на балалайке. Это я про многие современные «психологические» романы. Уж лучше Гайдна в «натуральном» виде.

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». «Триумфальная арка». «На западном фронте без перемен» . Особенно первый роман просто должен быть прочитан… Иначе – падение в бездну бескультурия…

Джонатан Свифт. «Путешествия Гулливера» . Понимаю, что про лилипутов читали все в детстве. Но вот остальные путешествия стоит прочесть. Тема более, что писал крупный аналитик и отец английской разведки.

Марк Твен. «Янки из Коннектикута при дворе Короля Артура», рассказы .

Вот специально Марка Твена поставил в конец списка. Сами понимаете, тут нет ни мест, ни рангов. Кстати, Вы можете указать на то, что нет в списке Джека Лондона, Эрнеста Хемингуэя, Александра Дюма и многих других писателей. И будете правы! Но!

С большой степенью вероятности Вы читали произведения этих писателей. Во-вторых , как я уже писал, нельзя объять необъятное. В-третьих , уверяю Вас, что названные произведения просто увлекательны, что немаловажно при чтении.

В-четвёртых , самое главное… У всех этих писателей и произведений есть «современные аналоги». Но течение времени и прогресса таково, что постоянно происходит принижение уровня. Уровня чего угодно. Стандартизация, глобализация…

Когда говорят, что колбаса докторская раньше была вкуснее – не врут. Может, и неудачный пример, но приведу его сейчас. Сигареты «Житан». Раньше – ароматный чёрный табак. Сейчас – редкая мерзость. И так далее, и тому подобное…

Я не хочу сказать, что сейчас всё плохо и всё деградирует. Процесс сложный на самом деле. Но приведенный список Вам поможет, как мне кажется, искать и находить НАСТОЯЩЕЕ. Тем более, что я его не закончил. Впереди ещё много жанров. Ждите!

Иван Полонейчик.

Надеюсь вы поддержите меня в этом начинании и мы будем вместе шагать про просторам истинной литературы!

___________________________________________________________

Главное найти время, отложить Интерны онлайн и прочитать пару десятков страниц. А потом уже можно с чистой совестью и «Интерны» посмотреть, там тоже можно отыскать крохи мудрости, главное хотеть!

Составь каждый из планов?
Попробуем сделать это на примере рассказа

Капля в море

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают.

(По Г.Цыферову).

Составить план текста
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. Вырази идею в одном предложении.
5. Раздели произведение на смысловые части.
6. Озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.
Виды плана
Вопросный Тезисный Назывной

План – опорная схема Комбинированный

Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.).
Например:
- Кого поймали в море?
- О чем плакала пойманная черепаха?
- Почему черепаха плакала на самом деле?

Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.
*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
Например:
- В море поймали черепаху.

- Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например:
- Пойманная черепаха.
- Черепашьи слезы.

План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
Например:
-Черепаха
- Слёзы.
- Соль из воды.

Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Например:
- Кого поймали в море?
- Пойманная черепаха все время плачет.
- Настоящая причина слёз черепахи.

Памятка. Как составить план рассказа.

    Прочитай рассказ.

    Раздели рассказ на части (одна часть от другой отличается содержанием).

    Прочитай 1 часть, выдели в ней главное.

    Озаглавь эту часть (вырази главное одним словом или предложением).

    Ту же работу (3 и 4 пункты) проделай по другим частям.

    Проведи самопроверку (прочитай план в целом и реши, отражает ли он главное и поможет ли вспомнить содержание текста).

Особенно важен такой прием обучения (составление плана) при подготовке к пересказу научно - популярной статьи.

в) Выборочный пересказ.

Пересказать выборочно - это значит выбрать из текста ту часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме:

    Пересказать только описание внешности персонажа или сцену встречи двух персонажей;

    Пересказать отрывок, соответствующий картинке или иллюстрации (в таком пересказе важно определить границы пересказа - начало и конец отрывка);

    Пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме. Вариантом такого пересказа может быть выборка материала к простейшей характеристике героя.

Для обучения выборочному пересказу целесообразно выбирать такие произведения, где достаточно легко выделяются сюжетные линии.

Например: рассказ Л.Н.Толстого «Акула». Задание: Последи по тексту, как вел себя старый артиллерист:

    Когда наблюдал, как плыли мальчики наперегонки;

    Как услышал крики об опасности;

    Когда услышал пронзительный визг;

    После выстрела.

г) Сжатый (краткий) пересказ.

Это вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания изучаемого текста, передача его без деталей и подробностей. Степень сжатия текста может быть различной вплоть до выражения основной мысли излагаемого рассказа в 1 тезисе, в 1 предложении.

СПОСОБЫ СЖАТИЯ (СОКРАЩЕНИЯ) ТЕКСТА



а) исключение подробностей, деталей;

б) обобщение конкретных, единичных явлений;

в) сочетание исключения деталей и обобщения.

Для сжатых пересказов нельзя брать высокохудожественные тексты эмоциональные тексты. В сжатом пересказе обычно отсутствует диалог, а содержание передается своими словами. Обучение сжатому пересказу в соответствии с программой ведется в 4 классе, но подготовительную работу следует проводить с 1 класса.

В школьной практике обычно используется 2 пути сокращения текста: 1 .Сокращение текста путем его логической перестройки (в процессе анализа частей текста в них выбирается только существенное, основное, на основе чего и составляется сжатый текст).

2. Составление сжатого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объема малого текста. Для этого каждый пункт плана составленного предварительно, поясняется 2-3 предложениями.

Эффективным приемом в обучении сжатому пересказу является памятка- инструкция. Памятка: Как составить сжатый пересказ небольшого текста.

    Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющие каждую мысль).

    Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.

    Кратко пересказать текст при закрытой книге.

Памятка: как составить сжатый пересказ большого текста.

    Составить план текста.

    По первому пункту плана и 1-ой части произведения выделить важные мысли (2-3 предложения).

    То же самое сделать по другим частям текста.

    Пользуясь планом, кратко пересказать текст.

    Проверить, достаточно ли коротким и последовательным получился пересказ.

Обычно соблюдается такая последовательность обучения сжатому пересказу: от подробного или выборочного пересказа переходим к пересказу сжатому - от краткого пересказа к подробному.

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СЖАТОМУ ПЕРЕСКАЗУ

    Прослушивание и анализ сжатых пересказов, заранее подготовленных учителем.

    Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.

    Использование картинного плана.

    Сжатый пересказ по собственным рисункам детей.

Замечание: необходимо отметить, что хотя сжатые пересказы важны и для использования в жизни. Чрезмерно увлекаться ими не следует, так как это может привести к сухости, бедности языка, к отсутствию образных выражений и художественных деталей. Именно поэтому в методическом аппарате книг для чтения появились задания типа пересказать один и тот же текст и сжато, и подробно.

Для того чтобы выяснить основные моменты произведения, его необходимо тщательно проанализировать. К сожалению, не все знают, с чего следует начать эту работу. План анализа рассказа поможет структурировать мысли читателя и качественно раскрыть все аспекты произведения.

С чего начать?

Любой школьник сталкивался с задачей проанализировать текст. Как правило, на уроке литературы это произведение, включенное в школьную программу. Но что делать, когда подробный рассказа нужно выполнить самостоятельно? Стоит начать с постановки цели.

Если основной задачей является анализ эпизода в рассказе, тогда следует определить его роль в нем. Как правило, к изучению предлагается одна из важнейших сцен в произведении. Например, как проявил себя герой в том или ином случае, какие его черты раскрылись при этом.

Но зачастую учитель требует проанализировать рассказ целиком, а для этого нужно более подробно изучить произведение.

Основные аспекты

Вы внимательно прочитали текст, теперь необходимо составить план анализа рассказа.

Начните с определения его темы. Обычно их в тексте несколько: темы дружбы, преданности, долга, любви. Необходимо выявить самые основные.

Теперь стоит перейти к описанию главных героев. Это не только внешний вид, который тоже немаловажен, но и основные черты характера персонажей. После переходим к роли героев в раскрытии проблематики рассказа. Их взаимоотношения также являются важным аспектом плана.

Второстепенные герои нередко играют важную роль в произведении. Литературный анализ рассказа должен включить и их описание и характеристику.

Композиция и ее составляющие

Далее переходим к структуре самого рассказа. Каждое произведение имеет индивидуальные особенности построения. Для начала определим пролог, то есть момент предварения основного действия. После перейдем к завязке и опишем момент начала конфликта или проблемы произведения.

Теперь необходимо выявить развитие действия в рассказе. Эта часть композиции обычно самая продолжительная. В ней мы увидим главных героев, их описание, основные события. А вот самый острый момент в рассказе называют кульминацией. Это событие, в котором раскрываются все тайны произведения, происходят самые напряженные действия. Теперь осталось лишь закончить анализ композиции развязкой. Это такой элемент, который снимает так называемое напряжение после кульминации, описывает, что стало с героями после произошедших событий.

План анализа рассказа

Заканчивая исследование произведения, осталось определить его художественное своеобразие. Следует указать творческую манеру любого писателя, которая отличает его от других авторов. Средства использованной художественной выразительности, найденные вами в тексте, сделают анализ более полным и глубоким. Не забудьте об эпитетах, олицетворениях, метафорах и других тропах.

После этого приступите к выводу, который будет включать в себя авторское отношение к проблеме, а также ваше собственное мнение и впечатление.

Перечислим основные пункты, которые содержит план анализа рассказа по литературе:

  1. Тема рассказа.
  2. Идея.
  3. Анализ главных героев.
  4. Второстепенные персонажи.
  5. Особенности композиции.
  6. Средства выразительности, использованные в тексте.
  7. Впечатление читателя.

Теперь вы легко проанализируете любой рассказ, используя нашу статью. Основные аспекты плана, представленные нами, помогут вам выполнить глубокую и качественную работу.

Привет всем, кто решил познавать искусство письма! С вами Анна – копирайтер с двухлетним стажем, написавший более 500 статей. Сегодня у нас важный урок.

Думаю, вам не раз встречались тексты в интернете, в которых сложно уловить суть. Автор резко переходит от одной мысли к другой, отходит от темы. Хочется закрыть этот кошмар и забыть о нем.

Чтобы вы избежали участи горе-писателя, работы которого никому не нужны, я вам покажу, как составить план текста просто и правильно, также объясню, что это такое.

Пользуйтесь моими советами, чтобы подняться на новый уровень в копирайтинге.

План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.

Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.

Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:

  • избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
  • сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
  • благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
  • количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.

Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

Составляем структуру правильно: подробная инструкция

Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.

Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.

С чего начать и как закончить:

  1. Прочитайте текст 2 – 3 раза. Делайте пометки, записывайте идеи по ходу чтения. Если пишете из головы, и вам не нужно изучать конкурентные статьи, тогда пропускайте этот шаг.
  2. Задайте себе два вопроса: какова его тема, для чего написан материал. Так вы сразу определитесь с главной мыслью.
  3. Присмотритесь к каждому абзацу и подумайте, где ключевой момент, в чем его смысл? Часто абзац – это уже законченная мысль, которую можно внести в структуру как подзаголовок. Не останавливайтесь на деталях. Нас интересуют только действие, сюжетный поворот.
  4. Оставьте список на несколько минут, отдохните. Перечитайте его. Понимаете ли вы, о чем работа, только взглянув на него? Да – вы все хорошо проработали, нет – надо дорабатывать.
  5. Перепишите план в чистовик, используйте по назначению.

Несколько советов на дорожку:

  1. Незнакомые слова, понятия, которыми будете пользоваться, выписывайте отдельно. Обязательно уточните их значение.
  2. Не повторяйтесь. Если одно и то же слово напрашивается несколько раз, замените его синонимом.
  3. Не бойтесь доработок. Если, вернувшись к списку через несколько минут, вы хотите внести правки, то делайте это.
  4. План текста для публичного выступления должен быть коротким. Один пункт состоит максимум из 2 – 3 слов.
  5. Оформляйте пункты цифрами, а подпункты маркированным списком.

Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.

Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.

Какие виды планов существуют?

План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

Тезисный

Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.

Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.

Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:

  1. Жил старче небогато со своей старушкой.
  2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
  3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
  4. Недовольная старуха послала старика за избой.
  5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
  6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
  7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
  8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.

Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с , материал будет приятно читать.

Вопросительный

Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.

Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:

  1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
  2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
  3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
  4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
  5. Что произошло со стариком и его женой в конце?

Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

Назывной

Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.

Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:

  1. Встреча старика и золотой рыбки.
  2. Прихоти старухи.
  3. Старик и старуха у разбитого корыта.

Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

Опорный

Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.

Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.

Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:

  1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
  2. Три желания старухи.
  3. Отказ рыбки.
  4. Разбитое корыто.

Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

Смешанный

Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.

Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:

  1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
  2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
  3. Три желания старухи.
  4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
  5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.

Можете им пользоваться для любых целей.

Простой и сложный

Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?

Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.

Например, сказку “Колобок” можно представить так:

Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.

Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

Как жанр статьи влияет на создание структуры?

Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:

  1. Научная работа строится так, чтобы пошагово доказать определенную теорию, закономерность. Автор излагает аргументы, в подтверждение приводя документы, ссылаясь на авторитетные источники. Читатель постепенно идет к выводу – основной идеи материала, которая находится в конце.
  2. Яркая заметка, новость и обзор пишется в другой последовательности. Первые пункты – важная, привлекающая внимание информация, середина подробно раскрывает изложенное в начале, а конец – обобщение, дополнительные сведения.

Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.

Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.

Типичные ошибки + примеры

В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся и готовы вам помочь.

А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:

  1. Нарушение логической связи, каждый пункт живет отдельной жизнью.
  2. Пункты пересекаются между собой, смысловые границы нарушены. Автор не смог разделить текст на ключевые моменты или слишком детально описал содержание.
  3. Все пункты указывают на второстепенную информацию. Скорее всего автор не сумел определить идею, тему статьи.
  4. Пропущены вступление, заключение.
  5. Автор подобрал неправильные слова для названия пунктов. Невозможно понять, о чем идет речь.
  6. Длина пункта превышает 9 слов, напоминает абзац.
  7. Размер пунктов, вид слишком различаются. Это допустимо только при написании комбинированного плана.

Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.

Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.

Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”

  1. Когда ребенок учится говорить?
  2. Ребенок не говорит.
  3. Что нужно говорить малышу?
  4. Как научить ребенка говорить быстро и четко?
  5. Частые ошибки, которые совершают родители: мало читают ребенку, заставляют учиться, ругают.

Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.

Какие ошибки здесь допущены:

  • Пункт 1 – лишнее. Мы ведь говорим о том, как научить малыша разговаривать, а не когда. Про это лучше написать отдельный текст.
  • Пункт 2 – тезисный, а мы оформляем все вопросами. Выглядит аляписто, нелогично.
  • Пункт 3 можно сделать подпунктом для удобства восприятия.
  • Пункт 5 длинный, однородные члены после запятой надо оформить подпунктами.

А вот исправленная версия:

  • Вступление.
  • Как научить говорить ребенка быстро и четко:
    • чтение вслух,
    • развивающие скороговорки,
    • артикуляционная гимнастика,
    • много общения,
    • словесные игры.
  • Почему ребенок не разговаривает?
  • Типичные ошибки родителей:
    • назойливое обучение,
    • недостаток внимания.
  • Заключение.

Учитесь писать подобные тексты для , чтобы зарабатывать.

Заключение

План – опора, помогающая собрать мысли в кучку. Когда я начинала на бирже статей, я и понятия не имела, как он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.

А вы уже пробовали составлять планы? Заметили, как проще пишутся статьи? Пишите комментарии. Поделитесь своим опытом.

Подписывайтесь, чтобы стать независимым, свободным фрилансером! У нас целый цикл статей по копирайтингу и фрилансу.

Я желаю вам удачи!