Тема вов в литературе. Тема великой отечественной войны в поэзии

Тема Великой Отечественной войны в литературе: сочинение-рассуждение. Произведения Великой Отечественной Войны: «Василий Теркин», «Судьба Человека», «Последний бой майора Пугачева». Писатели 20 века: Варлам Шаламов, Михаил Шолохов, Александр Твардовский.

410 слов, 4 абзаца

Мировая война ворвалась в СССР неожиданно для простых людей. Если политики еще могли знать или догадываться, то народ уж точно пребывал в неведении вплоть до первой бомбежки. Советы не смогли подготовиться полномасштабно, и наша армия, ограниченная в ресурсах и вооружении, в первые годы войны вынуждена была отступать. Хоть я и не был участником тех событий, я считаю своим долгом знать о них все, чтобы потом рассказать обо всем детям. Никогда мир не должен забыть о той чудовищной схватке. Так считаю не только я, но и те писатели и поэты, которые рассказали о войне мне и моим ровесникам.

Прежде всего, я имею в виду поэму Твардовского «Василий Теркин». В этом произведении автор изобразил собирательный образ русского солдата. Это жизнерадостный и твердый духом парень, который всегда готов идти в бой. Он выручает товарищей, помогает мирным гражданам, каждый день у него – молчаливый подвиг во имя спасения Родины. Но он не строит из себя героя, ему хватает юмора и скромности держаться просто и делать свое дело без лишних слов. Именно таким я вижу своего прадеда, погибшего в той войне.

Еще мне очень запомнился рассказ Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов – тоже типичный русский солдат, судьба которого вместила все горести русского народа: он потерял семью, попал в плен, и, даже вернувшись домой, едва не угодил под суд. Казалось бы, не под силу человеку выстоять под таким напористым градом ударов, но автор подчеркивает, что не один Андрей стоял – все стояли на смерть ради спасения Родины. Сила героя в его единстве с народом, который разделил его тяжкую ношу. Для Соколова все жертвы войны стали родными, поэтому он берет к себе сироту Ванечку. Такой же доброй и стойкой я представляю себе свою прабабушку, которая не дожила до дня моего рождения, зато, будучи медсестрой, выходила сотни ребятишек, которые сегодня учат меня.

Кроме того, я помню рассказ Шаламова «Последний бой майора Пугачева». Там солдат, безвинно получивший наказание, сбегает из тюрьмы, но, не сумев добиться свободы, убивает себя. Меня всегда восхищали его чувство справедливости и мужество его отстаивать. Он – сильный и достойный защитник отечества, и за его судьбу мне обидно. Но ведь те, кто сегодня забывает тот беспримерный подвиг самоотверженности наших предков, ничуть не лучше властей, что посадили Пугачева и обрекли его на гибель. Они даже хуже. Поэтому сегодня я хотел бы быть похожим на того майора, который не побоялся смерти, лишь бы отстоять правду. Сегодня правда о той войне нуждается в защите, как никогда раньше… И я ее не забуду благодаря русской литературе 20 века.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема Великой Отечественной войны всегда сопровождается духовными, душевными переживаниями, перехватывает дыхание, и трудно сдержать слез. Особенно близко это воспринимаешь, когда представляешь, что твои бабушки и дедушки прошли через это. Понимаешь, что солдат - прежде всего патриот. И этот патриотизм состоит в простодушной верности долгу. Он связан с мыслью о нравственном выборе и с непреодолимой любовь к Родине.

"Бессмертный полк" прошел по всей России, а в этом году еще и в Англии, и в США. И это не просто народ, это память, благодарность солдатам, героям войны за наше настоящее, за наши жизни. Но ведь они сражались не ради признания, они делали это из чувства патриотизма, считая это своим долгом. И чем больше времени проходит с окончания Великой Отечественной войны, тем ценнее память, тем больнее, тем сильнее душевные переживания.

Война и воспоминания о ней с особой остротой обнажают в человеке потаенные, сокровенные чувства. Это все связывает, объединяет людей.

Все это отразилось в произведении В. Быкова "Карьер". В повести он обращается к духовной формуле солдата и патриотизму. Но патриотизм - не дисциплинарный акт, не дело привычки, не навязанная кем-то идея, а нравственный выбор каждого. В повести В. Быков поднимает два вопроса. Первый: "Что такое человек в нечеловеческих условиях?". Второй: "В какой мере человек ответственен за свои поступки?".

Он пишет о том, что волнует, избегает имитации чувств, ничего не придумывает. В основу сюжета положен случай. Важен не факт, что человек воевал, а кем он был. Судит о человеке по поступкам, по действию или бездействию.

Война "выворачивает, высвечивает то, что в обычной ситуации никогда, возможно, не обнаружилось бы". Современность становится нравственной точкой отсчета, от которой люди, пережившие войну, смотрят в своё прошлое. Вся повесть пронизана щемящим чувством ускользающей памяти.

Герой произведения что-то ищет в карьере, он для него и становится точкой отсчета, связью с прошлым. А ищет он в нем надежду. В. Быков испытывает человека в экстремальных обстоятельствах.

Агеев вспоминает военные годы, как он попадает раненый в тыл, стремится связаться с партизанами, сталкивается с множеством проблем. Решающим для героя становится эпизод со взрывчаткой. Встает вопрос о соотношении цели и средств в условиях, где каждый шаг может обернуться бедой. И ни его способности, ни напор не могут ему помочь. Его стойкость на допросе не спасает ситуации. Он приговорен к смертной казни на том самом карьере, и лишь чудо помогает ему выжить.

Эти воспоминания и накрывают героя, когда он разрывает карьер, ищет надежду или наоборот то, что навсегда ее разрушит. Он надеется, что его возлюбленной удалось спастись, а вместе с ней и маленькой жизни. Но завершить своей работы Агеев не смог или не решился, он оставил нетронутый уголок карьера, вместе с которым сохранил и надежду, веру в лучшее, что и должен в себе хранить человек.

Для проведения исследовательской работы школьникам предлагаются темы проектов по истории Великой Отечественной войны . Данный раздел истории содержит множество глобальных и частных аспектов для индивидуального изучения школьника.


Представленные в рамках предмета история темы исследовательских работ по ВОВ интересны и актуальны всегда, над темами можно работать как группой, так и индивидуально. Наша задача - не допустить увядание героизма славянского народа в памяти последующих поколений.

Работая над темой проекта по истории Великой Отечественной войны, ученик чтит память своих предков и народа, потерявшего своих сыновей, дочерей, мужей и отцов в борьбе за светлое будущее своих потомков.

Любую тему исследовательского проекта по истории ВОВ (Великой Отечественной войне) ребятам можно усовершенствовать по своему усмотрению в рамках предмета история. Ученикам предоставляется выбор тем о героизме народа, павшего за будущее страны, об истории своей семьи в военный и послевоенный период, о боевой технике и вкладе стран-союзников.

Темы исследовательских работ по истории ВОВ

Авиация Второй Мировой войны.
Авиация времён Великой Отечественной войны.
Антигерои Великой Отечественной войны.
Архив учителя школы военных лет.
Батальон пропал… в архивах.
Бессмертный подвиг советского народа в Великой Отечественной войны.
Бессмертие и сила Ленинграда.
Битва за Кавказ
Битва за Ленинград.
Битва за Москву
Битва на Стремиловском рубеже.
Битва под Москвой в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Блокада Ленинграда в зеркале судеб
Блокада Ленинграда в судьбе моего прадеда.
Блокадник
Блокадные страницы истории моей семьи.
Боевая техника 1941-1945 гг.
Боевой путь авиаполка "Нормандия-Неман".
Боевой путь танкиста
Боль материнских сердец
Бронетанковая техника Красной армии 1941-1945 годов.
В бой шли партизаны
Великая Отечественная война в истории моей семьи
Великая Отечественная война в названиях улиц города.
Великая Победа в истории моей семьи
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Великая Отечественная война в дневниках советского солдата.
Великая Отечественная война в жизни моей прабабушки в зоне оккупации немецких войск.
Великая Отечественная война в судьбе моего прадедушки.
Великая Отечественная война в судьбе моей прабабушки.
Великая Отечественная война глазами ребёнка
Великая Отечественная война глазами современных детей.
Великая Отечественная война и учителя в тылу и на передовой.
Великая Отечественная война: накануне Елецкой операции.
Великая Отечественная война на Курской земле
Великая Отечественная война. Битва под Москвой
Великая Отечественная война: бои на Голубой линии.
Ветеран Великой Отечественной.
Ветеран живет рядом.
Ветеранам от благодарного поколения.

Темы исследовательских проектов по истории ВОВ (продолжение)

Темы проектных работ по истории Великой Отечественной войны:


Вехи Победы 1941–1945 гг.
В.П. Чкалов и наш край
В небо из Ибресь. Алексей Маресьев
В память о гвардейской дивизии
В память о героях Сталинградской битвы.
В памятнике память
Ведущие истребители Второй мировой войны.
Вернуть имя солдату
Вклад англоязычных стран в победу во Второй мировой войне.
Взгляд на Великую Отечественную войну через подвиги героев - конаковцев.
Военнопленные в годы Второй мировой войны
Воины-вагайцы в миграционных потоках Великой Отечественной войны.
Война это не только горе, но и любовь.
Война глазами деревенских девчонок. «Как было страшно…». По воспоминаниям участниц военных действий и трудового фронта.
Восстановление железнодорожных мостов – весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне.
Время отдавать долги: Работа советских концлагерей в годы Великой Отечественной войны.
Все для фронта! Все для Победы!
«Все мы жили ожиданием мира»: Военные и первые послевоенные годы в судьбе односельчан по материалам местной печати, архивным документам и устным источникам.
Вспомним годы боевые... История моей прабабушки.
Вторая мировая война. Поколения
Второй фронт и Сибирь в годы Второй мировой войны.
Герои в доме
Голоса павших - совесть живых
Города-герои
Горькое детство детей войны
Город Шахты в годы Великой Отечественной войны.
Герои Советского Союза - наши земляки.
Герои нашего города.
Герои нашего села.
Герой Советского Союза Е.В. Михайлов.
Герой Советского Союза - Н.Ф. Гастелло.
Герой истории и история героя.
Город-герой Сталинград.
Год 41-й только ими свят
День Победы.
Дела госпитальные в архивных записях.
Дети во время Великой Отечественной войны.
Дети войны
Дети блокадного Ленинграда
Дети в фашистских лагерях смерти.
Детства пламенные годы
Детство в блокадном кольце.
Детство, опаленное войной.
Дети - герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Детство моей прабабушки в годы войны
Деятельность румынских войск в годы Великой Отечественной войны.
День снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 г.
Долгие военные дни 1941-1945 гг.
Дорогами войны. За победу над Японией.
Дискуссионные проблемы Второй мировой войны.
Духовный и нравственный подвиг жителей Ленинграда.
Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны.
Женская доля в годы Великой Отечественной войны (по воспоминаниям моей прабабушки).
Женщина на войне: эволюция феномена
Женщины в Великой Отечественной войне.
Жизнь местного населения в тылу во время Великой Отечественной войны.
Живая летопись войны
Жизнь моей семьи в годы Великой Отечественной войны.
За гранью возможного (лётчики-инвалиды).
Застыл солдат у школьного порога.
Защитники Брестской крепости
Значение битвы за Ленинград в истории Великой Отечественной войны.
Значение пенициллина в годы Великой Отечественной войны.
Игры и игрушки детей войны
Из семейного архива - в школьный музей. Долг памяти.
Исследование и разработка рецептуры для хлеба военного времени.
История двух парадов.
И.И. Смирнов: Бухенвальд глазами узника.
История избранных военных песен (На подвиг вели боевой).
История одного ордена
История самолета - история Победы.
История фронтового письма
История моей семьи в годы Великой Отечественной войны.
История плакатов времён ВОВ.
История жизни ветерана Великой Отечественной войны.
Их оружие - кинокамера


"КАТЮША" БМ-13 – оружие победы.
Кинологическая служба в годы Великой Отечественной войны.
Концентрационные лагеря третьего рейха.
Криптография в годы Второй мировой войны.
Курская битва
Ленинградский блокнот моей прабабушки.
Летописцы Победы.
Математика в годы Великой Отечественной войны.
Математики и математика в годы Великой Отечественной войны.
Маршал Жуков – Человек и Герой.
Маршал Жуков - маршал Победы!
Малоизвестные страницы героической обороны Сталинграда.
Международные отношения накануне Второй мировой войны.
Мой дед - орденоносец
Методы, используемые И.В. Сталиным для мобилизации народа и армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Модернизация танка Т-34.
Мой прадедушка - Герой Советского Союза.
Мой прадедушка - ветеран ВОВ.
Мой прадед погиб на войне.
Мой прадед - фронтовик.
Мой прадедушка – ветеран Великой Отечественной войны.
Награды Великой Отечественной войны.
Надевают наши деды боевые ордена.
Наши земляки во время Великой Отечественной войны.
Наши земляки – герои Советского Союза.
Находка родом с войны
Наше наследство – это память о ветеране ВОВ.
Не стареет душой ветеран
Не только вспомнить имена героев, а взглянуть им в глаза.
Неизвестные герои войны.
Несовершеннолетние узники фашизма.
Оборона Брестской крепости
Оборона Кавказа в период Великой Отечественной войны.
Одна страница из жизни героев Великой Отечественной войны моего родного села.
Оружие пехоты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Оценка личности и деятельности полководца Г.К. Жукова в Великой Отечественной войне.
О чем писали в октябре 1941 года?
О чем рассказали фронтовые письма.
Одежда и обувь детей войны.
Он сражался за родину
Они пережили войну
Освенцим - нацистская фабрика смерти.
Освобождение Северной Норвегии.
Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.
Партизаны против Вермахта. Война на рельсах.
Патриотизм российских немцев в годы Великой Отечественной войны.
Памятники бессмертного подвига.
Память о солдате
Переломные сражения Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Песни на фронте
Песни военных лет.
Пионеры-герои, опаленные войной.
Победа ковалась не только на фронте.
Победа моего прадедушки
Подвиг защитников 30-й батареи во время Великой Отечественной войны.
Подвиг казаков Дона и Кубани в летней военной кампании 1942 года.
Подвиг легендарного летчика и полярного исследователя, героя Великой Отечественной войны, полковника Э.К. Пусэпа.
Подвиги моего прадедушки.
Полководец Г.К. Жуков
Потомки Пушкина - участники Великой Отечественной войны.
Плакаты в годы Великой Отечественной войны.
Плакаты военного времени.
Плакат сражается.
По дальним маршрутам войны.
Политика Третьего рейха в отношении славян
Помощь Великобритании и США героическому Сталинграду.
Последние дни войны (о высадке десанта на косу Фрише-Нерунг).
Последний ветеран села
План Жукова от 15 мая 1941 года
Правда о фашистской оккупации


Православная церковь в годы Великой Отечественной войны.
Разгром немцев под Москвой
Роль физиков в Великой Отечественной войне.
Роль химии в годы Великой Отечественной войны.
Роль северных конвоев во Второй мировой войне.
Рубежи обороны Москвы
Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны.
С войны письмо в семье хранится...
Смоленское сражение, 1941
Сталинградская битва
Сталинградская битва глазами детей.
Сталинградская битва - коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Суд истории. Нюрнбергский процесс
Самолёты времён Великой Отечественной войны.
Связь времен. Парады 1941 и 2013 годов.
Советская авиация против Люфтваффе в Великой Отечественной войне.
Советские военнопленные. Забытые имена.
Советский народ - народ победитель
Советско-германские отношения 1933-1945 гг. через призму карикатуры и плаката.
Солдат Великой Победы
Страницы истории Великой Победы.
Стрелковое оружие Великой Отечественной войны.
Сравнительная характеристика боевого потенциала бронетанковых войск Вермахта и РККА на втором этапе Великой Отечественной войны.
Сравнительная характеристика военной техники (танков и авиации) Советского Союза и фашистской Германии, участвовавшей в Курской битве.
Страницы истории. Разработка стрелкового оружия на полигоне "Ларцевы Поляны" накануне и в годы Великой Отечественной войны.
Судьба советского сокола
Танк Т-34: память о войне.
Танк-34 – лучший танк всех времен.
Танк-легенда Т-34
Танки Второй Мировой войны.
Танковое сражение под Прохоровкой.
Танки Танкограда.
Товарищ мой лохматый. Из истории использования собак на фронтах Великой Отечественной войны.
Тоталитаризм и война.
Трагическая судьба Брестской крепости.
Трудовой и ратный подвиг советских ученых, конструкторов, изобретателей в годы Великой Отечественной войны.
Тяжелые танки СССР во Второй мировой войне.
Условия жизни сталинградцев в годы войны (1942–1945 гг.).
Хатынь - скорбная страница Великой Отечественной войны.
Холокост и нацистский оккупационный режим.
Холокост как проявление антисемитизма
Холокост - трагедия XX века!
Цена победы
Что знает молодежь об истории Великой Отечественной войны.
Чукотка в годы войны.
Штрафные батальоны
Это гордое слово - Победа!
Я не была на той войне
Эхо войны в моей семье.
Этот День Победы.
Этот день мы защищали, как могли…

Тема Великой Отечественной войны

Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех ничем не восполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации (а события войны это именно такие события), и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности тема войны оставалась порой единственным островком подлинности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указаниям "свыше", должны были отражать борьбу хорошего с лучшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то мешало сказать ее до конца.

Сегодня ясно, что невозможно понять события тех лет, человеческие характеры, если не учитывать, что 1941 году предшествовал страшный 1929 год "великого перелома", когда за ликвидацией "кулачества как класса" не заметили, как ликвидировано было все лучшее в крестьянстве, и 1937 год.

Одной из первых попыток сказать правду о войне стала повесть писателя В.Быкова "Знак беды". Повесть эта стала этапной в творчестве белорусского писателя. Ей предшествовали его произведения о войне, ставшие уже классикой литературы XX века: "Обелиск", "Сотников", "Дожить до рассвета" и другие. После "Знака беды" творчество писателя обретает новое дыхание, углубляется в историзм, прежде всего в таких произведениях, как "В тумане", "Облава".

В центре повести "Знак беды" человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петраком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован. В усадьбу являются полицаи, а за ними немцы. Они не показаны В.Быковым как намеренно зверствующие, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома воспринимать как рабочую скотину. И поэтому так неожиданно для них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекословно. Не позволить себя унижать вот исток сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуации. Степанидаа сильный характер. Человеческое достоинство вот главное, что движет ее поступками. "За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом", так пишет В.Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот характер, он размышляет о его истоках. Необходимо задуматься о смысле названия повести "Знак беды". Это цитата из стихотворения А.Твардовского, написанного в 1945 году: "Перед войной, как будто в знак беды..." То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем "знаком беды", о котором пишет В.Быков.

Степанида Богатько, которая "шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках", поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в колхоз недаром называют ее сельской активисткой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, которую она искала и ждала, в этой новой жизни. Когда требуют новых раскулачиваний, опасаясь подозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужчине в черной кожанке: "А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делается?" Не раз еще пытается вмешаться Степанида в ход дела, заступиться за арестованного по ложному доносу Левона, отправить Петрока в Минск с прошением к самому председателю ЦИК. И всякий раз ее сопротивление неправде натыкается на глухую стену. Не в силах изменить ситуацию в одиночку, Степанида находит возможность сохранить себя, свое внутреннее чувство справедливости, отойти от того, что творится вокруг: "Делайте что хотите. Но без меня". В предвоенных годах источник характера Степаниды, и не в том, что она была колхозницей-активисткой, а в том, что сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, словами о новой жизни, страху, сумела пойти за собой, за своим врожденным чувством правды и сохранить в себе человеческое начало. И в годы войны оно определило ее поведение. В финале повести Степанида погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, сопротивляется ей до последнего. Один из критиков заметил иронически, что "был велик урон, нанесенный Степанидой армии врага". Да, видимый материальный урон не велик. Но бесконечно важно другое: Степанида своей гибелью доказывает, что она человек, а не рабочая скотина, которую можно покорить, унизить, заставить подчиниться. В сопротивлении насилию проявляется та сила характера героини, которая как бы опровергает смерть, показывает читателю, как много может человек, даже если он один, даже если он в безвыходной ситуации.

Рядом со Степанвдой Петрок показан как характер если не противоположный ей, то, во всяком случае, совсем иной, не активный, а скорее робкий и мирный, готовый пойти на компромисс.

Бесконечное терпение Петрока основано на глубоком убеждении, что можно с людьми поговорить добром. И лишь в конце повести этот мирный человек, исчерпав весь запас своего терпения, решается на протест, открытый отпор. Насилие побудило его к непокорности. Такие глубины души раскрывает необычная, экстремальная ситуация в этом человеке. Народная трагедия, показанная в повести В.Быкова "Знак беды", раскрывает истоки подлинных человеческих характеров.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/

После революционной эпохи 1917-1921 гг. Великая Отечественная война явилась самым крупным и значи-тельным историческим событием, оставившим глубо-чайший, неизгладимый след в памяти и психологии на-рода, в его литературе.

В первые же дни войны писатели откликнулись на тра-гические события. Вначале война отражалась в опе-ративных малых жанрах — очерке и рассказе, запе-чатлевались отдельные факты, случаи, отдельные уча-стники боев. Затем пришло более глубокое понимание событий и стало возможным их полнее изображать. Это обусловило появление повестей.

Первые повести «Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Гор-батова строились на контрасте: советская Родина — фашистская Германия, справедливый, гуманный советский человек — убийца, захватчик фашист.

Два чувства владели писателями — любовь и ненависть. Образ советского народа представал как собирательный, нерасчлененный, в единстве лучших народных качеств. Советский человек, сражающийся за свободу Родины, рисовался в романтическом свете как возвышенная героическая личность, без пороков и недостатков. Несмотря на страшную реальность войны, уже пер-вые повести были наполнены уверенностью в победе, опти-мизмом. Романтическая линия изображения подвига советских людей нашла позже свое продолжение в романе А. Фадеева «Мо-лодая гвардия».

Постепенно углубляется представление о войне, о ее быте, о пе всегда героическом поведении человека в трудных военных ус-ловиях. Это позволило более объективно и реалистически отразить поенное время. Одним из лучших произведений, объективно и правдиво воссоздающих суровые будни войны, был роман В. Некрасова «В окопах Сталинграда», написанный в 1947 г. Война в нем предстает во всем своем трагическом величии и грязных кровавых буднях. Впервые она показана не «человеком со стороны», а через восприятие непосредственного участника событий, для которого отсутствие мыла может быть более важно, чем наличие стратеги-ческого плана где-то в штабе. В. Некрасов показывает человека во всех его проявлениях — в величии подвига и низменности жела-ний, в самопожертвовании и малодушном предательстве. Человек на войне не только боевая единица, но главным образом живое, со слабостями и достоинствами, страстно жаждущее жить сущест-во. В романе В. Некрасов отразил быт войны, поведение представи-телей армии на разных уровнях.

В 1960-е годы в литературу пришли писатели так называемого «лейтенантского» призыва, создавшие большой пласт военной прозы. В их произведениях война изображалась изнутри, виде-лась глазами рядового воина. Более трезвым и объективным был подход к образам советских людей. Оказалось, что это вовсе не однородная масса, охваченная единым порывом, что советские люди ведут себя по-разному в одних и тех же обстоятельствах, что война отнюдь не уничтожала, а только приглушала естест-венные желания, затушевывала одни и резко выявляла другие качества характера. Проза о войне 1960-1970-х годов впервые поставила в центр произведения проблему выбора. Помещая сво-его героя в экстремальные обстоятельства, писатели заставили его делать моральный выбор. Таковы повести «Горячий снег», «Берег», «Выбор» Ю. Бондарева, «Сотников», «Пойти и не вер-нуться» В. Быкова, «Сашка» В. Кондратьева. Писатели исследо-вали психологическую природу героического, делали акцент не на социальные мотивы поведения, а на внутренние, обуслов-ленные психологией воюющего человека.

В лучших повестях 1960-1970-х годов изображаются не круп-номасштабные, панорамные события войны, а локальные слу-чаи, которые, казалось бы, не могут коренным образом повли-ять на исход войны. Но именно из таких «частных» случаев скла-дывалась общая картина военного времени, именно трагизм от-дельных ситуаций дает представление о тех немыслимых испытаниях, которые выпали на долю народа в целом.

Литература 1960-1970-х годов о войне раздвигала представле-ние о героическом. Подвиг мог совершаться не только в бою. В. Бы-ков в повести «Сотников» показал героизм как умение сопротив-ляться «грозной силе обстоятельств», сохранить человеческое дос-тоинство перед лицом смерти. Повесть построена на контрасте внеш-него и внутреннего, физического облика и духовного мира. Кон-трастны главные герои произведения, в которых даны два вариан-та поведения в экстраординарных обстоятельствах.

Рыбак — опытный партизан, всегда удачливый в бою, физи-чески сильный и выносливый. Он особо не задумывается над какими-то моральными принципами. То, что для него само со-бой разумеющееся, совершенно невозможно для Сотникова. Вначале проскальзывает отдельными штрихами разница в их отношении к вещам, казалось бы, непринципиальным. В мороз Сотников идет на задание в пилотке, и Рыбак спрашивает, по-чему же он шапку у какого-нибудь мужика в деревне не взял. Сотников же считает аморальным обирать тех мужиков, кото-рых он должен защищать.

Попав в плен, оба партизана стараются найти какой-то вы-ход. Сотникова мучает, что он оставил отряд без продуктов; Рыбака волнует только собственная жизнь. Истинная суть каж-дого проявляется в экстраординарной ситуации, перед угрозой смерти. Сотников не идет ни на какие уступки врагу. Его нравст-венные принципы не позволяют ему отступать перед фашиста-ми ни на шаг. И на казнь он идет без страха, испытывая мучения только за то, что не смог выполнить задание, что стал причи-ной гибели других людей. Даже на пороге смерти совесть, ответ-ственность перед другими не оставляют Сотникова. В. Быков соз-дает образ героической личности, не совершающей очевидного подвига. Он показывает, что нравственный максимализм, неже-лание поступаться своими принципами даже перед угрозой смер-ти равносильны героизму.

Иначе ведет себя Рыбак. Не враг по убеждениям, не трус в бою, он оказывается малодушным, столкнувшись лицом к лицу с врагом. Отсутствие совести как высшего мерила поступков за-ставляет его сделать первый шаг к предательству. Рыбак еще сам не осознает, то путь, на который он ступил, необратим. Он убеж-дает себя в том, что, спасшись, убежав от фашистов, он сможет еще бороться с ними, отомстить им, что смерть его нецелесооб-разна. Но Быков показывает, что это иллюзия. Сделав один шаг на пути предательства, Рыбак вынужден идти и дальше. Когда казнят Сотникова, Рыбак, по сути, становится его палачом. Ры-баку нет прощения. Даже смерть, которой он так боялся прежде и которой жаждет теперь, чтобы искупить свой грех, отступает-ся от него.

Физически слабый Сотников оказался духовно выше силь-ного Рыбака. В последний миг перед смертью глаза героя встре-чают в толпе согнанных на казнь крестьян взгляд мальчика в буденовке. И этот мальчик — продолжение жизненных принци-пов, бескомпромиссной позиции Сотникова, залог победы.

В 1960-1970-е годы военная проза развивается по нескольким направлениям. Тенденция к масштабному изображению войны выpажалась в трилогии К. Симонова «Живые и мертвые». В ней охвачено время от первых часов военных действий до лета 1944 г. — периода Белорусской операции. Главные герои — политрук Син-цов, командир полка Серпилин, Таня Овсянникова проходят че-рез все повествование. В трилогии К. Симонов прослеживает, как абсолютно штатский человек Синцов становится солдатом, как он мужает, закаляется на войне, как изменяется его духовный мир. Нравственно зрелым, сложившимся человеком показан Серпилин. Это умный, думающий командир, прошедший гражданскую вой-ну, академию. Он бережет людей, не хочет бросать в бессмыслен-ный бой только ради того, чтобы отчитаться перед командовани-ем о своевременном, т. е. по Штабному плану, взятии точки. В его судьбе отразилась трагическая судьба всей страны.

«Окопная» точка зрения на войну и ее события расширяется и дополняется взглядом военачальника, объективируется автор-ским анализом. Война в трилогии предстает как эпическое со-бытие, историческое по значению и всенародное по размаху сопротивления.

В военной прозе 1970-х годов углубился психологический ана-лиз характеров, поставленных в экстремальные условия, обост-рился интерес к нравственным проблемам. Усиление реалисти-ческих тенденций дополняется возрождением романтического пафоса. Реализм и романтика тесно переплелись в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Пастух и пастушка» В. Ас-тафьева. Высокий героический пафос пронизывает страшное в своей обнаженной правде произведение Б. Васильева «В списках не значился». Материал с сайта

Николай Плужников прибыл в Брестский гарнизон вечером накануне войны. Его еще не успели занести в списки личного со-става, и когда началась война, он мог бы уйти вместе с беженцами. Но Плужников сражается даже тогда, когда погибают все защит-ники крепости. Несколько месяцев этот мужественный юноша не давал фашистам спокойно жить: взрывал, стрелял, появлялся в самых неожиданных местах и убивал врагов. И когда лишенный пищи, воды, боеприпасов, он вышел из подземных казематов на свет, то перед врагами предстал седой, ослепший старик. А в этот день Коле исполнилось 20 лет. Даже фашисты преклонились перед мужеством советского солдата, отдав ему воинскую честь.

Николай Плужников умер непокоренным, смертью смерть по-прав. Б. Васильев не задается вопросом, почему так упорно, зная, что один в поле не воин, сражается с врагом Николай Плужни-ков — совсем еще юный, не успевший пожить человек. Он рисует сам факт героического поведения, не видя ему альтернативы. Все защитники Брестской крепости сражаются героически. Б. Ва-сильев продолжил в 1970-е годы ту героико-романтическую линию, которая зародилась в военной прозе в первые годы войны («Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Горбатова).

Еще одна тенденция в изображении Великой Отечественной войны связана с художественно-документальной прозой, кото-рая основывается на магнитофонных записях и рассказах оче-видцев. Такая — «магнитофонная» — проза зародилась в Белару-си. Первым произведением ее была книга «Я из огненной дерев-ни» А. Адамовича, И. Брыля, В. Колесникова, воссоздающая тра-гедию Хатыни. Страшные годы ленинградской блокады во всей неприкрытой жестокости и натурализме, позволяющие понять, как это было, что чувствовал, когда еще мог чувствовать, голодный человек, встали на страницах «Блокадной книги» А. Адамови-ча и Д. Гранина. Война, прошедшая через судьбу страны, не поща-дила ни мужчин, ни женщин. О женских судьбах — книга С. Алек-сиевич «У войны не женское лицо».

Проза о Великой Отечественной войне — самая мощная и крупная тематическая ветвь русской и советской литературы. От внешнего изображения войны она пришла к постижению глу-боких внутренних процессов, происходивших в сознании и пси-хологии человека, поставленного в экстремальные военные об-стоятельства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • изображения войны в литературе сочинение
  • вов в литературе 20 века план
  • сочинение на тему великая отечественная война 20 века по произведению платонова
  • сочинения на тему великая отечественная война в русской литературе 20 века
  • война и народ литературы 20в