Образ Чацкого ("Горе от ума"). Характеристика Чацкого

Каждое новое поколение по-своему прочитывает произведения русской классики. Комедия Грибоедова не исключение. Она остро нуждается в современном прочтении. Как сделать так, чтобы комедия вызвала живой отклик у сегодняшних школьников? Как помочь девятиклассникам найти свой путь к пониманию произведения? Один из вариантов - построение разговора о комедии в технологии педагогической мастерской, где сочетаются учение, общение и творчество.

Мастерская проводится в два этапа, которые делятся по времени: первая часть - это второй урок по комедии (в зависимости от того, как изучалась биография писателя), вторая часть - это предпоследнее занятие.

Учащимся заранее предложено вести записи своих и чужих наблюдений. Это одно из необходимых условий работы, так как эти записи являются основой для создания последующих устных и письменных высказываний.

Мастерская по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Персонажи «Горя от ума» на постаменте памятника А.С. Грибоедову в Москве.

Часть I

Ум мнимый и ум подлинный

Первая часть мастерской даёт возможность поразмышлять над понятием “ума” в разные эпохи, ввести в лексикон учащихся разные нравственные понятия, позволяет сделать проблему личностно значимой.

I. Вспомните, какого умного человека вы встречали в жизни.

  1. Допишите, объясняя, что делает человека умным.
    Умный человек - это …
  2. Работая в паре:
    а) сравните свои определения;
    б) предложите общее определение ума;
    в) подберите антонимы к слову “ум”.

Прочитайте вслух, что получилось, и дополните свои записи, слушая одноклассников.

Из записей учащихся

  • Человек, обладающий большим объёмом знаний и способностей.
  • Тот, кто сначала всё взвешивает, а потом решает, что делать.
  • Не только много знающий, но и умеющий правильно использовать свои знания.
  • Человек с хорошо развитым мышлением.
  • Тот, кто знает много интересного и может выйти из сложной ситуации.
  • Сообразительный и нестандартно мыслящий.
  • Расчётливый, знающий, умеющий рассуждать.
  • Человек с большим жизненным опытом, который быстро соображает.
  • Это сильная личность, учащаяся не только на своих, но и чужих ошибках.
  • Кто наделён не только знаниями, но и разумом, высокими духовными качествами.
  • С большим объёмом знаний, эрудированный.

Ум - это: интеллект, разум, высокое развитие интеллекта, способность мыслить неординарно, здравый смысл, рационализм, логика в действиях.

Антонимы к слову “ум”: глупость, недомыслие, тупоумие, малое знание, неразумность, идиотизм, бестолковость, ограниченность, недалёкость.

II. Первоначальное название комедии - «Горе уму». Об уме и сумасшествии в комедии говорят все. Поразмышляем о главных героях комедии - Фамусове, Чацком, Софье, Молчалине.

(Класс делится на четыре группы. Учитель напоминает порядок работы в группе: все должны быть включены в работу, и между членами группы должны быть распределены обязанности: кто-то записывает, кто-то готовится к выступлению, кто-то готовит вопросы другой группе.)

Задания группе

а) Рассмотрев иллюстрации к комедии, выберите ту, на которой ваш герой изображён наиболее выразительно и убедительно.
б) Если ваш герой умный, то попробуйте доказать это или опровергните (работа с текстом и собственные комментарии).
в) Выберите одну сцену, которая доказывает вашу точку зрения, и разыграйте её в лицах.

По ходу выступления групп слушающие записывают главное и пишут вопросы к группе или возражения.

III. Продолжаем работу в группах.

  1. Из положенных на парты определений разных понятий выберите то, которое, на ваш взгляд, связано с вашим героем. (Предлагаются определения таких понятий как “прагматизм”, “конформизм”, “карьеризм”, “расчётливость”, “рационализм”, “угодничество”, “подхалимство”, “приспособленчество”.)
  2. Обсудите в группе и сделайте вывод, с какой точки зрения ваш герой умный. Кто счёл бы его умным и почему?
  3. Выступление от группы.

Из конспектов в тетрадях разных групп

Фамусов

Ум как разум. Фамусов следует “удобной” для себя морали, чтобы добиться чина и жить спокойно, кому-то угождать.

Ум Фамусова - ум житейский, прагматический, не одухотворённый высокими целями. Он служит средством карьеры, приспособленчества, преуспевания, обмана. “Да умный человек не может быть не плутом”.

Софья

Романтическое представление о жизни, стремление к идеалу.

Отсутствие реальных взглядов на вещи, начиталась французских книг. Видит то, что хочет.

Но ведь недаром её любит Чацкий: она в чём-то равновелика ему (манера говорить, точные характеристики).

В Софье есть “живой”, острый ум, человеческое достоинство, искренность.

Ум для Софьи - залог семейного благополучия и счастья. Она не любит Чацкого, так как он своим складом ума и души не соответствует её представлению об уме, о счастье, о семье.

Молчалин

“Угождать всем людям без изъятья”. Ум безнравственного человека, услужливый подхалим (угодник).

Умение завоевать место в жизни. Прикладной ум, основанный на выгоде.

Молчалин - глупец для Чацкого, но и Чацкий - глупец для Молчалина.

Чацкий

“Остёр, умён, красноречив”. Все твердят о его высоком уме, “ум, алчущий познаний”.

“Вольнодумный”; слишком умён - “набрался новых правил, новых идей”.

В понятие ума входит некая система передовых идей, убеждений, новых взглядов.

Чацкий молод, влюблён, раздосадован, горяч.

Ум оборачивается трагедией, одиночеством. Комедия и названа «Горе от ума».

IV. Сформулируйте вопросы, которые ещё остаются без ответа или появились теперь. (Вопросы записываются на доске .)

Кто умнее - Чацкий или Софья?
Зачем Молчалин обманывал Софью?
Если Софья умна, то как Молчалин мог ввести её в заблуждение?
Любит ли Софья Молчалина по-настоящему?
Понимала ли Софья Чацкого, верила ли в его чувства?
Каков истинный характер Софьи?
Кого можно считать более умным - Чацкого или Молчалина?
Кто на самом деле умный?
Нужно ли доказывать глупым людям что-либо? Как это сделать?
Хор Почему Чацкий не смог изменить хотя бы одного человека из фамусовского общества?
Почему общество не принимает ярких людей?
Может быть горе от любви?
Почему Чацкий, если он умный, пытался внушить свои мысли фамусовскому обществу?
Если бы Чацкий относился к людям мягче, его мнение приняли бы?
“Горе от ума” кому: Чацкому или обществу?
Почему умный человек отвергнут и обществом, и любимой девушкой?
Почему Грибоедов ставит умных людей в глупое положение?

Пояснение для учителя. Вопросы очень разные. Они показывают, что у кого-то из учеников идёт внешнее понимание сюжета, кто-то выходит на понимание конфликта пьесы, на особенности жанра, на глубинное объяснение героя с точки зрения автора, а не со своей собственной. Вопросы позволяют выйти на следующих уроках к проблемам комедии, к особенностям жанра.

Домашнее задание. Письменная работа: выберите для названия работы один из вопросов.

Часть II

Разве уму горе?

Перед мастерской дано индивидуальное домашнее задание : “Душа здесь у меня каким-то горем сжата…” Найдите, в каких сценах видно, что душа Чацкого “горем сжата”, и какое это горе. Это задание лучше дать сильному ученику, который сможет соединить эмоциональный уровень (горе от непонимания, отсутствия родной души, от одиночества) и философский уровень поставленного вопроса.

I. Сам о себе Чацкий говорит: “Ум с сердцем не в ладу”. Подумайте, бывало ли так у вас.

II. “Всё, что говорит он, - очень умно…” - писал А.С. Пушкин о Чацком. Учтём его мысль. Посмотрите на название комедии и задайте к нему вопросы. (Индивидуально или в парах.) Примеры вопросов: Какому уму горе? Уму ли горе? Где видно горе? Чьё горе? Из-за чего уму горе?..

III. а) Выберите вопросы, на которые помогает ответить материал таблицы об идеалах Чацкого и фамусовского общества. (Воспользуйтесь таблицей, составленной в домашнем задании к предыдущим урокам.)

б) Идеалы Чацкого характеризуют его как человека… (продолжите предложение).

в) В группах по четыре-шесть человек прочитайте свои ответы. Приготовьте общий ответ от группы.

  • Идеалы Чацкого характеризуют его как человека “возвышенных” мыслей о чести, долге, совести, благородстве, человека подлинного, высокого ума, ищущего истину и служащего преобразованию жизни.
  • Он странен для них, фамусовское общество не устраивают его взгляды на вещи.
  • Он отвергает сами основания их жизни. Для Чацкого они безнравственны.
  • С одной стороны, Чацкий страшен для них, они боятся его, с другой стороны, желают потешиться над ним, утвердить своё превосходство и создают страшную сплетню.

г) Дополним свои наблюдения прямым высказыванием на этот счёт автора. В письме к П.А. Катенину (январь 1825 года) Грибоедов писал: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек разумеется в противоречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих”.

IV. Сравнение двух точек зрения. А.С. Пушкин и И.А. Гончаров об уме Чацкого. (Цитаты проецируются на экран или раздаются на парты.)

А.С. Пушкин в письме А.Бестужеву , написанном в январе 1825 года, после того как приехавший к ссыльному поэту Иван Пущин прочёл ему «Горе от ума», писал: “В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и доб­рый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Всё, что говорит он, - очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными…”

В статье «Мильон терзаний» , посвящённой «Горю от ума», И.А. Гончаров давал герою такую характеристику: “…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством…”

Задание группам. Подумайте, с чем вы согласны и что вызывает у вас возражения. Попробуйте обосновать свою точку зрения. Сформулируйте её и запишите.

Из записей в тетрадях

  • Чацкий зря тратит силы, фамусовское общество не способно его понять, они не хотят и не будут меняться…
  • “Метать бисер” стоит, а иначе лучшие идеи навсегда останутся без приложения. Молчать безнравственно…

V. Прочитайте высказывания литературоведов, отыскивая возможные ответы на неясные вопросы.

“Прямолинейность, известная наивность, способность попадать в смешные, со светской точки зрения, положения так же совместимы с поведением декабриста, как и резкость, гордость и даже высокомерие” (Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни. Бытовое поведение как историко-психологическая категория).

“«Ум» для Пушкина был не просто синонимической заменой того, что можно было бы назвать «интеллектуализмом» - «ум» был для него и категорией нравственной. Речь при этом шла о духовном мире, духовном облике человека в целом, так характеризовалась личность…” (Лебедев А.А. Грибоедов. Факты и гипотезы).

“Логика умного человека, по Чацкому, предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность (что само по себе является обязательным), но и способность свободно и непредвзято оценить сами условия с точки зрения здравого смысла и изменить эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют…

…Ум, который лишь приспосабливается к уже известному, мыслящий стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупостью. Но в том-то и суть проблемы, что большинство всегда мыслит стандартно и стереотипно…” (Крупчанов А.Л. А.С. Грибоедов).

“В грибоедовское время…«ум понимался широко» - как вообще интеллигентность, просвещённость, культурность. С понятием «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но «вольнодумном», о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей - и ещё определённее - о члене тайного политического общества, будущем декабристе” (Орлов В., А.С. Грибоедов и его комедия).

VI. Выступление ученика c индивидуальным домашним заданием на тему «Каким горем сжата душа Чацкого?». (Тезисы выступления записываются слушателями.)

VII. Выберите и запишите название своей письменной работы.

  1. Я согласен с…(Чья точка зрения мне ближе: А.С. Пушкина или И.А. Гончарова?)
  2. “Да, мочи нет: мильон терзаний…”
  3. Напишите несколько тезисов в подарок человеку, пишущему сочинение на тему «Ум подлинный и ум мнимый в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”».

Некоторые фрагменты ответов

  • …Чацкий бессмысленно тратил своё время, не понимая, что он просто “рассыпал бисер” перед фамусовским обществом, люди в котором интересуются лишь чинами, богатством и развлечениями. Его никто не слушает, не понимает…
  • Чацкий - белая ворона…
  • Таким, как Чацкий, никогда не будет оказано достаточно внимания, они всегда будут одиноки…
  • Чацкий один осознаёт всю пошлость и глупость общества, он оказывается выше этих людей по уму, но горе в том, что он один…
  • Чацкий - искренний, порядочный, честный человек, однако не слишком умён, потому что пошёл на фамусовское общество с “открытым забралом”, а надо было действовать иначе…
  • Он бесхитростный, “открытая душа”, что думал, то и говорил, чем очень отличался от фамусовского общества, где каждый изворачивался, хитрил и врал, доказывая свою правоту, Чацкий очень раздражал окружающих. Он оказался лишним в этом обществе…
  • Он был влюблён, и поэтому его чувства преобладали над разумом, его захлёстывали эмоции, у него “ум с сердцем не в ладу”...
  • Чацкий никогда не заявляет, что он - умный, и это лишь подтверждает, что он по-настоящему умён…
  • Чацкий вспыльчив, резок, выступает один против общества, что заведомо проигрышно…
  • Горе в том, что умный человек пытается ограниченным, не интересующимся ничем новым людям объяснить совершенно непонятные им вещи…
    Горе в русской действительности: побеждает всегда не тот, кто умён, а тот, кто хитёр или богат. Это похоже на ситуацию в нашей стране…
  • Горе - большому уму, так как его никогда не признают и выбрасывают из общества…
  • Горе уму Чацкого, так как он растрачивает свои силы и способности зря…
  • Для фамусовского общества иное понятие ума и здравомыслия, в их глазах любовь, богатство, образование, служба, идеалы видятся иначе. С их уровнем развития они просто не могут и не хотят понять нового человека, поэтому в фамусовском обществе Чацкий - лишний…
  • Чацкий - побеждённый, так как он разочаровался в Москве, не обрёл любовь, не смог изменить общество…
  • Чацкий не победитель и не проигравший, хоть он и не смог убедить всех в своей правоте, он не перешёл на их сторону, а остался при своём мнении…
  • Я считаю, что Чацкий - победитель, так как он всех “испугал” своим умом и соображением, хотя фамусовское общество это до конца не осознало…
  • По-моему, Чацкий прекрасно знал, с кем имеет дело и с кем ведёт спор; он понимал исход и последствия своих речей… Я считаю, что это поступок победителя. Он ушёл, а они остались со своими сплетнями, заговорами. Это пример того, что общество никогда не принимает умного человека, а всегда остаётся в своей пустой и приземлённой жизни, в основе которой лежит материальное благополучие…

Рефлексия

Допишите одно-два предложения, осмыслите своё состояние на прошедшей мастерской: “Что было важно…”, “Когда было трудно…”, “Что понравилось…”

Из записей на рефлексии
Что было важно…

  • Я чувствовала, что в воздухе витает напряжение, когда мы задавали друг другу вопросы. Возможно, это был самый важный момент работы, потому что мы учимся и слушать, и слышать, и отстаивать своё мнение.
  • Мне кажется, что самый важный момент в мастерской был, когда мы долго пытались доказать, что Чацкий самый умный, а на экране появился слайд с текстами Гончарова и Пушкина, и наш спор повернулся в другую сторону.
  • Мне важно было понять, каков наш герой, найти ответы на вопросы.

Когда было трудно…

  • Отстаивать свою точку зрения не так уж и просто, подчас мы не можем найти общий язык.
  • На мастерской было много интересных идей… мне было сложно понять Чацкого.
  • Я так и не поняла, каков истинный характер Софьи.
  • Мне было трудно, когда во время выступления мне пытались внушить другую точку зрения, а у меня была своя, я растерялся.
  • Дискомфортным был момент, когда все перебивали друг друга, пытались высказать своё мнение вне очереди, потому что тяжело было сосредоточиться.

Что понравилось…

  • В группе можно узнать мнение других и внести свой вклад в общее дело.
  • На мастерской понимаешь, чего хотят другие, их ощущения, эмоции, впечатления.
  • Здорово, когда каждый может привнести что-то новое, запоминающееся, свежий взгляд.
  • Мне понравилось, что можно обсудить чужое мнение и выслушать комментарий по поводу своей работы. В группе нужно прислушиваться к мнениям других, учитывать пожелания и советы и ни в коем случае не перебивать друг друга. Этого нашей группе не хватало.
  • Больше всего мне понравилось, что комедия ставит такие вопросы, на которые каждый может ответить по-своему.
  • Мастерская позволяет свободно выражать мысли.
  • Мне понравилось, что можно критиковать высказывания других, даже Пушкина.

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».

Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»

В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.

Противоречия в характере Чацкого

Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?

»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу». Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С. Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Своеобразие мировоззрения героя

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».

Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.

Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.

В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

Чувства и особенности внутренних переживаний героя

При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».

Значение образа Чацкого

К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Вывод : взгляды Чацкого и фамусовского общества на многие вопросы противопоставлены, поэтому их конфликт неизбежен. В пьесе происходит столкновение несовместимых взглядов, идей, сконцентрированных в характерах Чацкого и Фамусова. Однако все-таки существуют вопросы, по которым позиции Чацкого и Фамусова в целом близки: это отношение к иностранному, к «офранцуживанию» уклада русской жизни, чувство патриотизма.

5. Как изображается в комедии «век минувший»? Какова позиция автора и как она воплощается? («Век минувший» изображается сатирически.)
Слово учителя 1

Сатирически изображены характеры персонажей - представителей «века минувшего».

К примеру, обыгрывается тема женского диктата (диктат - требование, навязываемое для немедленного выполнения), связанная с темой обреченности, исчерпанности «века минувшего»: деградация воли, энергии, силы (мужчины сатирически рисуются как «прямые канцлеры в отставке - по уму»).

Сатирическая направленность изображения «века минувшего» реализуется и в языке комедии. Смешение иностранных и просторечных слов, некстати употребляемая военная терминология, неправильно построенные фразы, характерное «-с» (сударь), штампы, канцеляризмы, употребление слов, значение которых не известно говорящему критику, - все это усиливает критику «века нынешнего».

Обратимся еще раз к первому эпиграфу урока: «25 глупцов на одного здравомыслящего человека...» Можно ли согласиться с автором и назвать всех представителей фамусовского общества «глупцами»? (Конечно, нет. И прежде всего, нельзя так сказать о Фамусове: суждения его подчас метки, остроумны, действия обдуманны - проверка домашнего задания 3-й группы - характеристика Фамусова.)

В цитируемых словах - «25 глупцов на одного здравомыслящего человека...» - безусловно, присутствует некоторая доля лукавства Грибоедова, объясняющего подлинную сложность жизненного конфликта пьесы. Речь идет не о противостоянии глупости и здравого смысла, а о разном понимании «ума».

В произведении Грибоедова слово «ум» встречается достаточно часто, причем оно звучит и в речи Чацкого, и в речи представителей фамусовского общества.

Понятие «ума» в комедии неоднозначно. Существует два типа ума: ум в понимании Фамусова и ум в понимании Чацкого, или, говоря словами Фамусова, «ум по-нашему» и «ум по-вашему». Какое содержание вкладывают герои Грибоедова в эти понятия? (Проверка домашнего задания 4-й группы.)
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ


Ум в понимании Фамусова

Ум в понимании Чацкого

1. Ф а м у с о в с ч и т а е т с е б я и с в о е

о к р у ж е н и е о ч е н ь у м н ы м и

л ю д ь м и:

А? как по-вашему?

По-нашему - смышлен.

Упал он больно, встал здорово.

2. Ф а м у с о в о м а д а м Р о з ь е:

Умна была: нрав тихий, редких правил.

Одно не к чести служит ей:

За лишних в год пятьсот рублей

Сманить себя другими допустила.

3. Ф а м у с о в о Ч а ц к о м:

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

Нельзя не пожалеть, что с эдаким

Ученые - вот чума, ученость - вот

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел,

и мнений.
Вывод: ум для фамусовского общества - это умение сделать карьеру, добиться чина, жить по правилу: «и награжденья брать, и весело пожить». Ум фамусовского общества - ум практический, житейский, изворотливый.


1. Ч а ц к и й п р о у м М о л ч а л и н а

г о в о р и т с и р о н и е й:

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Уж разве поумнел?..
Ума в нем только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума недоставало?

2.Ч а ц к и й о б у м е:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется -

враг исканий,

Не требуя ни мест,

ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий

познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и

прекрасным, -

Они тотчас: - разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!

Вывод: ум Чацкого - это ум, связанный с передовыми взглядами, с просвещением, со стремлениями искать блага не для себя, а для отчизны. Для Фамусова это ум бунтовщика, «карбонария», причем Фамусов оценивает так не действия Чацкого, даже не сами его высказывания, а именно склад ума. Вот почему в его восприятия ум Чацкого - это безумие.

6. Какова же главная причина общественного конфликта комедии? (Противоположные взгляды, идеи героев, разный склад ума.)

7. В заглавии комедии заявлено отношение Грибоедова к своему герою. Ведь не случайно драматург изменил первоначальное название произведения - «Горе уму». В чем разница? (Изменение грамматической формы слова влечет за собой кардинальное изменение смысла: горе (кому?) уму - горе умному человеку, носителю ума. В первоначальном варианте само название звучало как приговор всякому уму на все времена. Совсем на другое нацеливает нас окончательный вариант: горе (от чего?) - каковы причины горя? Так, уже в названии сконцентрирована философская направленность комедии.)

8. Как вы понимаете смысл названия комедии «Горе от ума?» (Ум Чацкого (ум, связанный с передовыми взглядами, с просвещением, со стремлением искать блага не для себя, а для отчизны, - положительное качество личности!) приносит ему самому горе, заставляет страдать.)
Слово учителя 1

Мы уже говорили, что жанр «Горя от ума» - комедия. Предлог «от» привносит в ее название оттенок иронии, углубляющий идею произведения. Подспудно возникает вопрос: «Если Чацкий такой умный, почему он такой несчастливый?»

Горе Чацкого не только в том, что он чужой в том обществе, в котором живет. Плохо главному герою прежде всего с самим собой, потому что он не может не видеть, что происходит с ним и вокруг него, и не думать об этом. Именно ум Чацкого заставляет его страдать: герой страдает, потому что... мыслит. Об этом писал не только Грибоедов, но и Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Через несколько десятков лет Достоевский скажет: «Страдание и боль - признак великого сердца». Эту мысль автора совершенно ясно и отчетливо понял И.А. Гончаров, когда в статье «Мильон терзаний» написал, что роль Чацкого - «страдательная».

9. Почему Грибоедов отказался от первоначального замысла создать пьесу в пяти действиях? Почему в его комедии только четыре действия и нет традиционной развязки?

(Грибоедов не мог знать, какие конкретно черты приобретет в будущем борьба между «веком нынешним» и «веком минувшим» (время создания комедии - 1824 г.), он лишь верил в грядущую победу разума, добра, просвещения.

Вот почему и в самой сюжетно-композиционной структуре пьесы все это было невольно отражено - ведь ее сюжет развивается не под влиянием начала или конца этой борьбы. Конца не было еще в самой действительности. Не могло быть его, следовательно, и в пьесе, которая реалистически отражала конкретные формы этой борьбы. Пьеса в этом смысле заканчивалась как бы на полуслове. Острый, конфликтный диалог между Чацким и Фамусовым оборван. Но он продолжается, он спроецирован в будущее - это диалог, всегда возникающий на рубеже эпох, при смене мировоззрений...) 1
V . Домашнее задание по группам - подготовиться к семинарскому занятию по вопросам, заранее данным на карточках 14 и 15.

Карточка 14 (вопросы для 1 группы)

Загадка Софии Фамусовой

1. Кто, по-вашему, София: единомышленница Чацкого или защитница нравов фамусовского общества?

2. Что общего в отношении Софии и Чацкого к любви? Почему София предпочла Чацкому именно Молчалина?

3. Почему при всех своих положительных качествах героиня не только не любит Чацкого, но становится его гонительницей, ранит его больнее всех других?

5. В финальной сцене комедии София обращается к Чацкому со словами: «Не продолжайте, я виню себя кругом...» Как вы думаете, в чем винит себя София Фамусова?

6. Сопоставьте три характеристики, данные Софии Фамусовой А.С. Пушкиным, И.А. Гончаровым и Ю.Н. Тыняновым. Какая из них вам кажется наиболее верной? Докажите свое мнение. Запишите в тетрадь выбранную вами цитату.

А.С. Пушкин в письме А.А. Бестужеву (конец января 1825 г.): «София начертана не ясно».

И.А. Гончаров: «...София Павловна вовсе не так виновна, как кажется. ...Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний».

Ю.Н. Тынянов считал, что София - «главный представитель» общества, с которым Чацкий «в противуречии», главная виновница «мильона терзаний» героя.

Карточка 15 (вопросы для 2 группы)

Смешон или страшен Молчалин?

1. Кому из героев, почему и до конца ли удалось разгадать Молчалина?

2. Чего больше в характеристике, данной Молчалину Чацким, - гнева, недоумения, неприятия?

3. Каков Молчалин в представлении Софии и какой он на самом деле?

4. В чем современность образа Молчалина?

5. Можно ли сказать, что и сейчас «молчалины блаженствуют на свете»?

6. Сопоставьте разные высказывания о Молчалине. Какое из них вам ближе? Аргументируйте свою мысль. Запишите в тетрадь выбранную вами цитату.

Д.И. Писарев: «Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру» и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням известным»; пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет...»

Н.В. Гоголь: «Молчалин...замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди, но в котором, по словам Чацкого, готовится будущий Загорецкий».

М.Е. Салтыков-Щедрин: «О счастливые, о стократ блаженные Молчалины! Они бесшумно, не торопясь, переползают из одного периода истории в другой, никому не бросивши слова участия, но и никого не вздернувши на дыбу... Никто ими не интересуется, никто не хочет знать, делают они что-нибудь или просто сидят и бьют баклуши, никто не трепещет и не благоговеет перед ними.., какой прекрасный, блаженный удел!»

Ф.М. Достоевский: «Особый цинизм, особое дьявольство Молчалина в его умении безукоризненно притвориться святым».

В.И. Немирович-Данченко: «Современный нам век расплодил несметное количество Молчалиных. Едва ли не из всех типов «Горя от ума» это самый сильный, самый живучий, самый липкий, самый производительный... Молчалин удержался на ногах целых три четверти века. Чацкий не смог уничтожить его».

УРОК 32

МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ В КОМЕДИИ.

ЗАГАДКА СОФИИ. ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН
ХОД УРОКА
...С такой душой любим!?.

А.С. Грибоедов
I. Слово учителя.

Герои, о которых пойдет речь сегодня на уроке, по возрасту принадлежат к молодому поколению, они живут в «веке нынешнем». Каковы их взгляды, идеалы, стремления? Почему они оказались в лагере «века минувшего»? Чтобы ответить на эти вопросы, мы проведем урок-семинар, в ходе которого вы будете делать записи основных мыслей. В результате урока у вас накопится материал для предстоящего сочинения.
II. Обсуждение вопросов 1 группы («Загадка Софии Фамусовой»).
Слово учителя 1

София, пожалуй, самый загадочный образ во всей комедии. Ее имя (в переводе с греческого языка - «мудрость») - ключ к тайне ее характера. Имя «София» (автор использует написание «София» - высокий стиль) традиционно для русской комедии ХVIII - начала ХIХ в. (от Фонвизина до Пушкина), но Грибоедов нарушил традиционную положительность главной героини. Вероятно, этим в какой-то степени объясняется и недоброжелательный отзыв о ней Пушкина. София Павловна начертана не «не ясно», а непривычно с точки зрения канона (классицистического и даже романтического): она романтична и расчетлива одновременно. Пушкина, как писателя и поэта, видимо, не привлекала противоречивость в женщинах: его положительные героини, начиная с Людмилы из ранней, всем известной поэмы «Руслан и Людмила» и кончая капитанской дочкой Машей Мироновой, - натуры цельные и благородные. Его любимая героиня из «Евгения Онегина» - Татьяна Ларина - станет «милым идеалом» поэта именно благодаря цельности своей натуры. Соединения положительного и отрицательного в пушкинских героинях мы, пожалуй, не найдем. Вот почему и в Софии Фамусовой Пушкин видит одномерность, причем отрицательную, но это скорее дело писательского вкуса.
III. Обсуждение вопросов 2 группы («Смешон или страшен Молчалин?»)

Составление таблицы «Каков Молчалин в представлении Софии и каков он на самом деле».
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ТАБЛИЦЫ


Каков Молчалин в представлении Софии?

Каков Молчалин на самом деле?

1. Почтительный, робкий, скромный, тихий.

2. Романтический герой.

3. Самоотверженный: «Молчалин за других себя забыть готов...», уступчивый, «враг дерзости».

4. «...в бедности рожден...»

5. «И на душе проступков никаких...»

Для Софии важна душа, а не богатство или чины; ей кажется, что его душу маленького человека можно любить.


1. Циничный, лицемерный, лживый.

2. Отъявленный подлец.

3. Молчалин все делает только ради своей выгоды.

4. «Дойдет до степеней известных» (уже сейчас он «заполучил» чин 8 класса, дающий право на потомственное дворянство).

5. Душевная пустота, безнравственность.

Слово учителя

Один из наших современников 2 утверждает, что слова Молчалина «И вот любовника я принимаю вид в угоду дочери такого человека!» - это ложь. Попробуем обосновать эту мысль.

Ложь состоит в том, что не он поступает в угоду ей, а она на каком-то этапе нужна ему, чтобы использовать ее заступничество, ее расположение и идти дальше за новыми блестящими победами, чтоб «награжденья брать и весело пожить». Молчалин - оборотень. И в этом качестве герой уже не смешон, а страшен.
IV. Слово учителя.

Интересна история сценической интерпретации роли Молчалина. Первые исполнители роли Молчалина (Д.Т. Ленский, И.И. Самарин, И.И. Монахов) явно принижали этот образ, играли его карикатурно, что противоречило утверждению Грибоедова: «Карикатуру ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь». В их представлении Молчалин - персонаж с «мелкими страстями», подхалим.

Выдающимся событием на русской сцене стал спектакль Малого театра 1938 г. В нем роль Молчалина сыграл Г.М. Терехов. Его Молчалин имеет выдержку, волю, ум; в нем ощущается скрытая сила; страсти, жадные и жесткие, затаенно бушуют в его груди. О таких Молчалиных - стихотворение современного поэта Ф. Кривина:
Молчалины

Молчалину невмоготу молчать,

Лакействовать, чужих собачек гладить,

Невмоготу с начальниками ладить,

На подчиненных кулаком стучать.

В нем тайно совершается процесс,

Невидимый, но давний и упорный,

Сейчас он встанет, выразит протест,

Оспорит все, что почитал бесспорным,

Куда там Чацкому, герою громких фраз,

Которые достаточно звучали!

Но ждите, слушайте,

Настанет час,

Придет пора - заговорит Молчалин!

Нет, не придет...

Он знает их тщету, -

Всех этих фраз, геройства и бравады.

Молчалину молчать невмоготу.

Но он смолчит, минуя все преграды,

И будет завтра так же, как вчера,

Держать свое бунтарство под запретом.

Когда со сцены уходить пора,

Молчалиным не подают карету.
В спектакле (1962 г.) Ленинградского (ныне Петербургского) Большого драматического театра, поставленном Г.А. Товстоноговым, Чацкого играл Сергей Юрский, Молчалина - Кирилл Лавров. Лавров-Молчалин явно превосходит Чацкого своей проницательностью, основательностью, заставляет пасовать соперника, горд и уверен в себе: он не в будущем, а уже сейчас «блаженствует» на свете, торжествует победу над Чацким.

Таковы многообразные сценические решения этого образа грибоедовской комедии. Они говорят о возможности его различного прочтения и интерпретации, о его многогранности и неисчерпаемости, о неувядаемом гении Грибоедова и бессмертии его творения.
Домашнее задание.

Подготовить аргументированный устный ответ на вопрос «Кто же Чацкий - победитель или побежденный?».

Комедия Грибоедова “Горе от ума” - бесценный шедевр в русской литературе. В этом произведении описывается дворянское общество XIX века. Главным героем этой комедии является Александр Андреевич Чацкий - умный, свободомыслящий молодой человек. Автор в произведении противопоставляет ему фамусовское общество, тем самым показывая нам противоречия между “Веком нынешним” и “веком минувшим”.
Самым ярким представителем фамусовского общества является Павел Афанасьевич Фамусов. Это человек, который не любит службу и работает только ради наград. В фамусовское общество входили люди, которые жили по устоявшимся обычаям. Главной задачей в их жизни было обрести высокий чин и высокое положение в обществе, чтобы “и награждения брать, и весело пожить”. Эти люди являются ярыми крепостниками, способными убивать и грабить людей, распоряжаться их судьбой. Чацкий с яростью обрушивает свой гнев на этих людей. Он не принимает их убеждений и не верит в законы старой Москвы. На рассказ Фамусова о покойном дяде Максиме Петровиче Чацкий отвечает репликой, характеризующей век Екатерины как “век покорности и страха”. Чацкий выступает за отмену крепостного права. Его очень возмущает, что крестьян не считают за людей, что их можно поменять на какие-то вещи или продать. Он с возмущением рассказывает о том, как один помещик за долги продал крепостной балет, а другой поменял своих лучших слуг на борзых собак. Еще сильно возмущает подражание дворян Западу. Чацкий заметил, что двери дворянских домов всегда открыты для иностранных гостей. Так, французик из Бордо, который собирался в страну варваров, встретил в России самый теплый прием и не обнаружил здесь “ни звука русского, ни русского лица”. Но Чацкий не мог изменить людей, окружающих его, ведь ему противостояли не отдельные личности, а весь дворянский быт.
В своем произведении Грибоедов сумел создать образ героя, который борется за права людей. Хоть автор описывает только Москву и дом Фамусова, но перед читателями возникает картина всей России первой половины XIX века. И мне очень жаль, что в то время было мало таких людей, как Чацкий.

В мире встречается много разных людей: одни, как Чацкий, образованные и интересные, другие, как фамусовское общество, подлые, завистливые, думающие только о богатстве и знатности. Таких людей сопоставил в своей комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедов. Весь конфликт происходит в доме дворянина Фамусова.
Фамусов - один из главных героев произведения. Он богатый необразованный человек. Фамусова совершенно не волнует будущее его страны, его народа. Он ненавидит книги: “забрать все книги бы да сжечь”. Фамусов создал вокруг себя общество, в котором люди распускают сплетни друг против друга, делая это за спиной. Фамусов говорит о Чацком: “Опасный человек”, “Он вольность хочет проповедать”. София о Чацком: “Желчь на всех излить готов”. Чацкий о Молчалине: “А чем не муж? Ума в нем только мало”. Платон Михайлович о Загорецком: “Отъявленный мошенник, плут”. Хлёстова считает Загорецкого “лгунишкой, картежником и вором”. Фамусовское общество ругает все новое и передовое, но никто не смотрит на себя со стороны, “не замечая об себе”. Все эти люди живут на свете лишь для интриг, которые выглядят безумием. Против их взглядов выступает Чацкий - главный герой комедии. Он - проповедник новой жизни, защитник передовых идей. Александр Андреевич - умный, искренний, благородный человек. Еще он очень мужественный и решительный. Подтверждением тому - монолог Чацкого “А судьи кто?..”. Помните, как он критиковал высшее общество с его старыми взглядами на жизнь, рассказывал о несправедливости, которая царит между богатыми и бедными, как хотел служить Отечеству, но “прислуживаться тошно”? Остроумный, красноречивый, Чацкий зло высмеивает подлые пороки фамусовского общества: низкопоклонство перед вышестоящими, угодничество и раболепство. Его ум, богатый и образный язык находят для этого обильный материал:
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренъя Крыма...
Чацкий презирает хвастунов, которые получают свои “лиры”, не служа Родине, а льстя какому-то отдельному человеку. Грибоедов хотел показать, как
трудно приходится человеку, мысли и поведение которого отличаются от мнения большинства.
Вероятно, что фамусовское общество будет все время, потому что всегда найдутся люди, которыми будут командовать высшие сословия. Комедия “Горе от ума” внесла огромный вклад в развитие русской литературы и стала бессмертным сокровищем людей. Можно сказать, что вместе с этим произведением родилась русская драма.

Очень часто в жизни мы сталкиваемся с людьми, которых можно сравнить с фамусовским обществом. Они подлые, глупые и бездарные. Что же такое ум для них? И что он означает на самом деле? Эти вопросы решаются в великом произведении русской литературы А.С. Грибоедова “Горе от ума”.
Это горе было главному герою комедии Александру Андреевичу Чацкому - умному, благородному, честному и смелому человеку. Он ненавидит и презирает фамусовское общество, в котором главной темой в жизни является чинопоклонство. Его можно сравнить с героем-одиночкой, который сражается с целым полком. Но его превосходство было в том, что он был необычно умен. Чацкий хотел честно служить своей Родине, но он не желал прислуживать вышестоящим чинам: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Эти его слова свидетельствуют о том, что перед нами гордый, остроумный и красноречивый человек. В этом произведении А.С. Грибоедов показывает конфликт между двумя противоположными сторонами - Чацким и фамусовским обществом. Александр Андреевич - жертва своего остроумия.
Люди, которыми он был окружен, не понимали его и даже не стремились к этому. Они привыкли жить в вечном “рабстве”, понятие свободы для них чуждо. Мне кажется, что Чацкий - не единственный положительный герой в этой комедии, есть такие персонажи, о которых Грибоедов только упоминает в своем произведении. Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу и уехал в деревню, племянник княгини Тугоуховской князь Федор - химик и ботаник. Их можно считать союзниками Чацкого. Главному герою просто невыносимо находиться в обществе таких людей, как Фамусов, Скалозуб, Молчалин. Они считали себя очень умными, заслужив свое положение подхалимством. Вот и Фамусов подтверждает это своими словами: “Хоть честный, хоть нет, для нас ровнёхонько, про всех готов обед”. А еще, рассказывая о своем покойном дядюшке, который знал, когда надо подслужиться, он был горд за то, что именно его родственник был так “умен”. Люди из фамусовского общества не замечали, как глупы были их нравы. Эти люди жили выдуманной жизнью, не размышляя над главным - над ее смыслом. Чацкий очень любил Софию и признался ей в этом при первой же их встрече после долгой разлуки, а она ответила ему: “Зачем вы мне?”. Главный герой начинает думать, что и она стала такой же, как ее отец и его окружение. Чацкий покидает Москву, понимая, что ему нет места там. Но нельзя считать победителем фамусовское общество, так как Чацкий не проиграл эту битву, он не стал подобен этим людям, не опустился до их уровня. Мне кажется, что этот человек родился немного раньше того времени, в котором ему было бы легче жить. Я считаю, что комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума” - это великое произведение русской литературы, которое бессмертно.

Я прочитал великолепную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Она создавалась автором в течение восьми лет. “Горе от ума” - это комедия о том, как толпа глупцов не понимает одного здравомыслящего человека. События комедии развиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня. Главными героями этого произведения являются Чацкий, Фамусов, его дочь София и секретарь Фамусова Молчалин.
В комедии есть фамусовское общество, которое выступает против Чацкого. Оно живет с противоположным мировоззрением, почитая и защищая чинопочитание и лицемерие. Сам Чацкий появляется в фамусовском мире, подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен типичным представителям фамусовского общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне, о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает “умным и бодрым”. Так, в разговоре с Фамусовым Скалозуб произносит такую фразу:
..Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.
Этим людям глубоко безразличны судьбы родины и народа. Об их культурном и нравственном уров-можно судить по таким репликам Фамусова: “Забрать все книги бы да сжечь”, ибо “ученость - вот причина”, что “безумных развелось людей и дел, и мнений”. Иного мнения Чацкий - человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний. Он ценит людей, которые готовы “в науки вперить ум, алчущий познанья”. Это единственный персонаж, в котором отражены многие важные черты личнос ти автора. Чацкий - человек, которому автор доверяет свои мысли и взгляды. У героя Грибоедова много сил, он рвется к действию и готов доказать свою точку зрения. Так, в разговоре с Фамусовым Чацкий говорит:
Чацкий является представителем той части дворянской молодежи, которая восстает против общества Фамусовых, скалозубов, молчаливых. Таких людей еще немного, еще не под силу им борьба с существующим строем, но они появляются. Вот почему Чацкого с полным правом можно назвать героем своего времени. Именно им предстояло осуществить первый этап революционно-освободительного движения, всколыхнуть страну, приблизить то время, когда народ освободится от цепей рабства.

Если бы мне задали вопрос, чем мне понравилась комедия “Горе от ума”, я бы ответила так: “Интересный сюжет, яркие герои, неповторимые мысли и высказывания эмоционально воздействовали на меня”. Это произведение - одно из тех, которое, однажды прочитав, оставляешь в памяти на долгое время. Комедию “Горе от ума” нельзя представить без самого автора. Грибоедов и “Горе от ума” - это то, без чего не могло бы существовать поодиночке ни один, ни другое.
Само название комедии “Горе от ума” говорит о том, что главный герой не был понят окружающими его людьми. Этот герой, на которого обращено автором большее внимание, и есть Чацкий. Он - интеллигентный, умный, честный, добрый, искренний, отважный, бескорыстный, бодрый, передовой человек. Он не боится высказать свою точку зрения. Он трезво оценивает ситуацию и положение фамусовского общества, не боясь высказать свое мнение. Смело вступая в разговор, он высказывает в лицо собеседникам свои мысли. Вот, например, цитата “Дома новы, но предрассудки стары” говорит о современном взгляде этого человека на жизнь в России. Тонкий и проницательный ум Чацкого не принимает фамусовское общество, которое он критикует. Главному герою противно унижаться перед людьми, которые выше по службе и, может быть, незаслуженно занимают военные посты, например полковник Скалозуб.
Сравнивая Чацкого с полковником, можно сказать, что он стоит выше по умственному развитию, мышлению, отваге, которой нет у Скалозуба. Я думаю, что Скалозуб, занимающий в государстве такую должность, не достоин управлять и командовать полками, которые были под его началом. Он не смог бы справиться со своим долгом перед Отечеством, потому что у него нет таких достоинств, как у Чацкого.
Совершенно противоположное Чацкому лицо - Молчалин. О нем у меня сложилось особое мнение. Даже его фамилия говорит о подлости, льстивости. Он всегда извлекает из ситуации для себя выгоду. Молчалин способен предать, обмануть, подставить, но какой ценой?! Только чтобы получить новую должность! Чацкий разоблачает характер Молчалина и высказывает свое мнение: “А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.
Говоря о главном представителе фамусовского общества, самом Фамусове, можно сказать, что этот человек очень высокого мнения о себе: “Монашеским известен поведеньем”. На самом же деле он - эгоист, в нем нет ничего интересного как в личности. Даже противопоставление Чацкого с Фамусовым невозможно. Чацкий стоит гораздо выше и намного достойнее его.
Чацкий - победитель, несмотря на то что его приняли за сумасшедшего. Он был вынужден покинуть Москву: “Вон из Москвы! сюда я больше не ездок”. В итоге он так и не смог добиться признания Фамусова и ответной любви Софии.
Чацкий - выразитель новых идей, и поэтому общество не смогло его правильно понять и принять таким, каков он есть. Его образ в литературе будет жить до тех пор, пока разум человечества не поймет, за какие идеи надо бороться и отстаивать их.

Я прочитала замечательную комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Эта комедия высмеивает глупое, тупое и подлое общество. Она была написана в 1824 году. В комедии автор изображает правдивую картину из жизни московского дворянства, нуждавшегося в обновлении. Свое сочинение я хотела бы начать с цитаты, характеризующей образ жизни этих дворян:
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором...
Грибоедов описывает московское дворянство, состоящее из Фамусовых, загорецких, скалозубов. Они не принадлежат к высшему свету. Это люди, которые никогда не служили при дворе. Это разные болтуны и мошенники типа Загорецкого, которые готовы унизиться перед богатыми, чтобы попасть к ним в милость. Это - фамусовское общество. Богатство и знатность - главное требование в нем. Представитель этого общества - Фамусов, имеющий уже взрослую дочь. Идеал Фамусова - это его дядя:
Упал он больно, встал здоров.
И об отношении к делу он говорит так:
...Подписано, так с плеч долой.
Молчалин не смеет возразить своему начальнику. Он тих, робок, лжив. Молчалин не любит Софию, которая этого не знает. Он ухаживает, потому что ей это нравится. Молчалин не имеет своего мнения. Он угодничает тем, от кого зависит.
Скалозуб - друг Фамусова:
И золотой мешок, и метит в генералы.
О н добивается наград, ждет момента, когда кто-то уйдет в отставку или будет убит на войне.
В третьем действии мы узнаем других друзей Фамусова. Это Загорецкий - лгун и угодник, Хлёстова - невежественная и ворчливая старуха, всезнающий Репетилов, князь Тугоуховский, подыскивающий своим дочерям богатых и знаменитых мужей. Круг забот этих людей - обеды, ужины, поиски связей, помогающих продвинуться по службе. Для них повышение по службе можно получить без особых заслуг:
..Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы...
Ради наград они готовы унижаться, быть шутами. Отношения в мире Фамусовых держатся на страхе и подчинении вышестоящим. Для них неважно, умен тот или глуп:
По отцу и сыну честь.
Предмет разговора - сплетни. Главная задача для родителей - это как бы поудачней выдать замуж или женить своих детей. И в этом ничтожном обществе появляется благородный, честный, образованный, смелый и остроумный Чацкий. Чацкий - единственный положительный герой в этой комедии. Когда-то он жил в доме Фамусова, дружил с Софией. Постепенно его дружба переросла в любовь, но потом он уехал странствовать. Вот, спустя три года, он возвращается, полный надежд. Но София уже не любит Чацкого и оказывает ему холодный прием. Она стала совсем другой. Она холодна, высокомерна. Чацкий, пытаясь выяснить, кто избранник Софии, вступает в конфликт со всем фамусовским обществом. Это общество боится Чацкого, потому что он несет с собой новые взгляды на жизнь, новые порядки. Но московское дворянство ничего не хочет менять и объявляет Чацкого сумасшедшим. Фамусов тоже боится Чацкого, потому что главный герой умен, остер. Он отличается независимостью суждений и смелостью высказываний. Он обвиняет фамусовское общество во лжи, клевете, услужливости, притворстве, лицемерии, глупости, невежестве, за что общество отвергает его. В конце Чацкий уезжает. Но кто он - побежденный или победитель? Чацкий - победитель, потому что он не один! Где-то есть похожие на него, которых с каждым днем становится больше.
Комедия Грибоедова мне очень понравилась, потому что автор, выступая в роли Чацкого, не боится обвинить московское дворянство во лжи и клевете. Хотелось бы, чтобы в нашем обществе не было “горя от ума”.

Кто такой Чацкий и что это за фамусовское общество? Автор сравнивает и противопоставляет две категории людей, которые даже в наше время встречаются и конфликтуют между собой.
Комедия Грибоедова, как земной шар, имеет два полюса. На одном из них находится Чацкий - умный, смелый, решительный человек. Автор ценит в людях ум и хочет показать своего главного героя человеком высших моральных принципов. Приехав в Москву после долгого отсутствия, Александр Андреевич разочаровывается. Он надеется встретить Софию, которую любит с самого детства. Но, придя к ней в дом, понимает, что ему здесь не рады. Именно в этом доме Чацкий сталкивается с фамусовским обществом: самим Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими, такими же глупыми, бездарными и ничтожными людьми. Главной целью у них было “заслужить” высокий чин и иметь место в высшем обществе. Я не говорю, что Чацкий не принадлежал к высшему обществу, но он не опустился до уровня Фамусова и ему подобных. Александр Андреевич остался человеком чести, он не уронил собственного достоинства. Чацкий пытается понять, чем же он хуже Молчалина, ведь тот лживый и подлый человек. Почему София предпочла Молчалина, а не его? Чем этот подлый человек заслужил ее внимание? Главный герой боится даже думать о том, что София стала такой же, как и ее отец. Все фамусовское общество старается уничтожить человека, который умнее их. Они распускают сплетни о сумасшествии Чацкого. Этим поступком все фамусовское общество показало свою глупость. Ни один человек не опроверг этого утверждения. Чацкий очень хорошо понимает, что в Москве ему не место, и уезжает. Но это не свидетельствует о том, что фамусовскому обществу удалось сломить его самолюбие и честь. Наоборот, Чацкий по-прежнему остался выше Фамусова и его окружения.
Мне кажется, что Чацкий является самым ярким примером для читателей, то есть нас с вами. Читая комедию, мы впитываем в себя то, чему хотел научить автор, а именно: честь, ум и человеческое достоинство.

В комедии “Горе от ума” все действующие лица делятся на положительных - Чацкого - и отрицательных - Фамусов и фамусовское общество. Грибоедов называл Чацкого передовым человеком, то есть человеком, образ которого будет жить вечно, а фамусовское общество - лицом всех дворян того века (“века минувшего”). В комедии фамусовское общество противостоит Чацкому. Ведь в этом обществе особую ненависть вызывает просвещение, наука. Грибоедов не просто высмеивает это общество, а беспощадно осуждает его. Фамусов как главный представитель этого общества - неразвитый человек. Следовательно, в его доме царит невежество. Чацкий же - абсолютная противоположность Фамусову. Он человек мыслящий и чувствующий. Об этом говорят его поступки. Чацкий, мне кажется, очень доверчив к людям. Когда возвращается в Москву, он, не заходя домой, бежит к своей возлюбленной. Но он опоздал. София, дочь Фамусова, изменилась, в ней нет той прежней любви - вот как подействовало воспитание Фамусова. Этим Грибоедов показывает эгоистичность Фамусова. Но как только приезжает Чацкий, Фамусов радушно принимает его, как человека своего круга. Он говорит:
Ну выкинул ты штуку!
Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг как с облаков.
Фамусов как бы хочет показать свою дружбу, которая осталась. Однако это не так. Чацкий сразу же бежит к Софии, но она уже не та. Несмотря на это, Чацкий все равно ее любит и сразу говорит о ее красоте. Но в конце концов он узнает о ней все. Для Грибоедова знания превыше всего, а невежество ниже всего. И Грибоедов не зря показывает роль Чацкого и сравнивает его ум с невежеством фамусов-ского общества. В Фамусове много отрицательного, и его невежество подтверждают слова в разговоре с Лизой о чтении Софии:
Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
И в чтеньи прок-от не велик...
Фамусовское общество называет Чацкого дурным и говорит, что он сошел с ума. Но что поразило Чацкого? Это то, что именно София пустила сплетню о сумасшествии Чацкого, а все общество подхватило:
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев...
И Чацкому надо покинуть дом Фамусова. Он побежден, так как фамусовское общество оказалось сильнее, чем Чацкий. Но в свою очередь он дал хороший отпор “веку минувшему”.
Значение комедии “Горе от ума” заключается в том, что комедия ярко отразила то время, когда нарастала борьба декабристов с помещиками-угнетателями.

“Горе от ума” - реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе, невежестве общества.
Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Остроумный, красноречивый, он зло высмеивает пороки общества, которое окружает его. Он резко отличается от окружающих своим умом, способностями, независимостью суждений. Образ Чацкого - это что-то новое, несущее перемены. Этот герой является выразителем передовых идей своего времени. Фамусовское общество традиционно. Его жизненные позиции таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью тому, кто на ступеньку выше, обязательно быть богатым. Единственная страсть Фамусова - это страсть к чинам и деньгам.
Убеждения Чацкого и фамусовского общества различны. Чацкий осуждает крепостное рабство, подражание заграничному, отсутствие у людей стремления к образованию и собственному мнению. Диалоги Чацкого и Фамусова - это борьба. В начале комедии она проявляется не так остро. Фамусов даже готов уступить руку Софии, но ставит при этом условия:
Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.
На что Чацкий отвечает:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Но постепенно борьба превращается в битву. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа и пути жизни. Но главный герой одинок в борьбе со взглядами московского общества, в котором ему нет места.
Молчалин и Скалозуб - не последние представители фамусовского общества. Они соперники и противники Чацкого. Молчалин услужлив, молчалив. Он хочет угодить своей покорностью, аккуратностью, лестью. Скалозуб показывает себя кем-то очень важным, деловым, значительным. Но под мундиром он прячет “слабодушие, рассудка нищету”. Мысли его связаны только с получением чина повыше, деньгами, властью:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
Чацкий не терпит лжи и фальши. Язык этого человека остер, как нож. Каждая его характеристика метка и язвительна:
Молчалин прежде был так глуп!..
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел?.. А тот -
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!
Монолог Чацкого “А судьи кто?..” беспощадно осуждает фамусовское общество. Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится на сторону Фамусова. Сплетни растут, как “снежный ком”. И Чацкий не выдерживает. Он не может больше оставаться в обществе низких, подлых, зазнающихся и глупых людей. Они осудили его за ум, за свободу слова и мысли, за честность.
Перед тем, как уйти, Чацкий бросает всему фамусовскому обществу:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Чацкий выше их, в нем проявляются лучшие и редкие качества. Те, кто не может увидеть и оценить этого, самое малое, просто глупцы. Чацкий бессмертен, и сейчас этот герой актуален.
Комедия “Горе от ума” внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Пьеса Грибоедова была, есть и будет современным произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут чинопочитание, жажда наживы, сплетни.

Комедия была написана накануне декабристского восстания в 1825 году. В комедии “Горе от ума” Грибоедов дал правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В небольшом по объему произведении Грибоедов изобразил только один день в доме Фамусова.
В комедии мы встречаем людей, которые равны по происхождению. Это дворяне, но каждый имеет свои взгляды на жизнь. Их мнения противоречат друг другу. Между ними возникает некий конфликт, который скрывается от посторонних глаз. Но в комедии “Горе от ума” этот конфликт четко просматривается и не скрывается - столкновение “Века нынешнего”, представителем которого был Чацкий, с “веком минувшим”, который представляет Фамусов и его окружение.
Одной из наиболее ярких фигур комедии является Фамусов. Фамусов - это влиятельный человек, занимающий значительное место. Кроме того, он богатый помещик. Важная государственная должность и крупное имение создают Фамусову прочное положение среди московского барства. Он не утруждает себя работой, время проводит в праздности:
...Великолепные сооруди палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве...
На государственную службу смотрит как на путь для достижения богатств, чинов. Свое служебное положение он использует в личных целях. На просвещение, новые прогрессивные взгляды Фамусов смотрит как на источник “разврата”. Ученье считает злом:
Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Однако дочери своей дает хорошее воспитание.
Гостеприимство для Фамусова - это средство поддержания связей с полезными людьми.
Фамусов - один из наиболее ярких представителей московского барства. Представлены и другие люди: полковник Скалозуб, князья Тугоуховские, графини Хрюмины.
Грибоедов сатирично рисует фамусовское общество. Герои смешны и отвратительны, но не потому, что их такими сделал автор, а потому, что они таковы в самой действительности.
Скалозуб - это человек в возрасте и при деньгах. Служба для него - это не защита отечества, а достижение знатности и денег.
Мир Фамусова состоит не только из крепостников, но и из их прислужников. Молчалин - чиновник, зависящий от фамусовского общества. Молчалина учили угождать влиятельным людям. За свое усердие он получил три награды. Молчалин страшен тем, что может принять любой вид: и патриота, и любовника. Несмотря на индивидуальное различие, все члены фамусовского общества являются единой социальной группой.
В этом обществе появляется Чацкий, человек передовых идей, пламенных чувств и высокой нравственности. Он принадлежит к дворянскому обществу, но по образу мыслей он не находит единомышленников. В этом обществе Чацкий чувствует себя одиноким. Его взгляды вызывают отпор со стороны других. Наиболее острые обличения Чацкого направлены против крепостничества. Именно крепостничество дает возможность людям фамусовского общества жить грабительством.
Государственную службу Чацкий оставил, так как от него требовали низкопоклонничества:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Он выступает за истинное просвещение, искусства, науки. Чацкий против того воспитания, которое дают детям в дворянских семьях. Он боролся за свободу мыслей, свободу действий. Мне кажется, что это главное отличие Чацкого от фамусовского общества, которое не признавало таких нравов.
Я думаю, что такое великое произведение будет восхищать и удивлять еще не одно поколение.

Комедия "Горе от ума" - знаменитое произведение А. С. Грибоедова. Сочинив его, автор мгновенно встал в один ряд с ведущими поэтами своего времени. Появление этой пьесы вызвало живой отклик в литературных кругах. Многие спешили высказать свое мнение по поводу достоинств и недостатков произведения. Особенно горячие споры вызвал образ Чацкого - главного героя комедии. Описанию этого персонажа будет посвящена данная статья.

Прототипы Чацкого

Современники А. С. Грибоедова находили, что образ Чацкого напоминает им П. Я. Чаадаева. На это указывал Пушкин в своем письме к П. А. Вяземскому в 1823 году. Косвенное подтверждение этой версии некоторые исследователи усматривают в том, что первоначально главный герой комедии носил фамилию Чадский. Однако многие опровергают это мнение. Согласно другой теории, образ Чацкого - отражение биографии и характера В. К. Кюхельбекера. Опальный, неудачливый, только что вернувшийся из заграницы человек вполне мог стать прототипом главного героя "Горя от ума".

О сходстве автора с Чацким

Совершенно очевидно, что главный герой пьесы в своих монологах выразил мысли и воззрения, которых придерживался сам Грибоедов. "Горе от ума" - комедия, которая стала личным манифестом автора против нравственных и социальных пороков русского аристократического общества. Да и многие черты характера Чацкого словно списаны с самого автора. По отзывам современников, Александр Сергеевич был порывистым и горячим, подчас независимым и резким. Взгляды Чацкого на подражание иноземцам, бесчеловечность крепостного права, бюрократию - подлинные мысли Грибоедова. Он не раз высказывал их в обществе. Литератора даже однажды действительно обозвали сумасшедшим, когда на светском рауте он горячо и нелицеприятно отозвался о раболепном отношении русских ко всему иностранному.

Авторская характеристика героя

В ответ на критические замечания своего соавтора и давнего друга П. А. Катенина о том, что характер главного героя "сбивчив", то есть весьма непоследователен, Грибоедов пишет: "В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека". Образ Чацкого для автора - это портрет умного и образованного юноши, попавшего в непростую ситуацию. С одной стороны, он находится в "противуречии с обществом", так как "немножко повыше прочих", сознает свое превосходство и не пытается его скрыть. С другой стороны, Александр Андреевич не может добиться былого расположения любимой девушки, подозревает наличие соперника, да еще неожиданно попадает в разряд сумасшедших, о чем узнает последним. Излишнюю горячность своего героя Грибоедов объясняет сильным разочарованием в любви. Поэтому в "Горе от ума" образ Чацкого получился столь непоследовательным и сбивчивым. Он всем "наплевал в глаза и был таков".

Чацкий в трактовке Пушкина

Поэт раскритиковал главного героя комедии. В то же время Пушкин оценил Грибоедова: ему понравилась комедия "Горе от ума". в интерпретации великого поэта весьма нелицеприятна. Он называет Александра Андреевича обычным героем-резонером, рупором идей единственного умного человека в пьесе - самого Грибоедова. Он считает, что главный герой - "добрый малый", который набрался незаурядных мыслей и острот от другого человека и начал "метать бисера" перед Репетиловым и другими представителями фамусовской гвардии. По мнению Пушкина, такое поведение непростительно. Он считает, что противоречивый и непоследовательный характер Чацкого - это отражение его собственной глупости, ставящей героя в трагикомическое положение.

Характер Чацкого, по мнению Белинского

Известный критик в 1840 году, так же как и Пушкин, отказал главному герою пьесы в практическом уме. Он истолковал образ Чацкого как фигуру абсолютно нелепую, наивную и мечтательную и окрестил его "новым Дон-Кихотом". Со временем Белинский несколько изменил свою точку зрения. Характеристика комедии "Горе от ума" в его интерпретации стала весьма позитивной. Он назвал ее протестом против "гнусной расейской действительности" и счел "благороднейшим, гуманистическим произведением". Подлинную сложность образа Чацкого критик так и не увидел.

Образ Чацкого: толкование в 1860-х годах

Публицисты и критики 1860-х годов стали приписывать поведению Чацкого только социально-значимые и общественно-политические мотивы. Например, увидел в главном герое пьесы отражение "задней мысли" Грибоедова. Он считает образ Чацкого портретом декабриста-революционера. Критик видит в Александре Андреевиче человека, борющегося с пороками современного ему общества. Для него герои "Горя от ума" - это персонажи не "высокой" комедии, а "высокой" трагедии. В подобных трактовках облик Чацкого предельно обобщен и толкуется весьма однобоко.

Облик Чацкого у Гончарова

Иван Александрович в своем критическом этюде "Мильон терзаний" представил наиболее проницательный и точный разбор пьесы "Горе от ума". Характеристика Чацкого, по мнению Гончарова, должна быть сделана с учетом его душевного состояния. Несчастная любовь к Софье делает главного героя комедии желчным и почти неадекватным, заставляет произносить длинные монологи перед равнодушными к его пламенным речам людьми. Таким образом, не учитывая любовную интригу, невозможно понять комическую и одновременно трагическую природу образа Чацкого.

Проблематика пьесы

Герои "Горя от ума" сталкиваются Грибоедовым в двух сюжетообразующих конфликтах: любовном (Чацкий и София) и общественно-идеологическом и главный герой). Безусловно, на первый план выходит именно социальная проблематика произведения, но и любовная линия в пьесе очень важна. Ведь Чацкий спешил в Москву исключительно для встречи с Софией. Поэтому оба конфликта - общественно-идеологический и любовный - усиливают и дополняют друг друга. Они развиваются параллельно и одинаково необходимы для понимания мировоззрения, характера, психологии и взаимоотношения героев комедии.

Главный герой. Конфликт любовный

В системе персонажей пьесы Чацкий находится на главном месте. Он связывает две сюжетные линии в единое целое. Для Александра Андреевича имеет главное значение именно любовный конфликт. Он прекрасно понимает, в общество каких людей попал, и вовсе не собирается заниматься просветительской деятельностью. Причина его бурного красноречия не политическая, а психологическая. "Нетерпение сердца" молодого человека ощущается на протяжении действия всей пьесы.

Сначала "говорливость" Чацкого вызвана радостью от встречи с Софией. Когда герой понимает, что от прежних чувств к нему у девушки не осталось и следа, то начинает делать непоследовательные и дерзкие поступки. Он остается в доме Фамусова с единственной целью: узнать, кто стал новым возлюбленным Софии. При этом у него совершенно очевидно "ум с сердцем не в ладу".

После того как Чацкий узнает об отношениях Молчалина и Софии, он впадает в иную крайность. Вместо любовных чувств его охватывают озлобление и бешенство. Он обвиняет девушку в том, что она его "надеждой завлекла", гордо заявляет ей о разрыве отношений, клянется, что "отрезвился... сполна", но при этом собирается излить на мир "всю желчь и всю досаду".

Главный герой. Конфликт общественно-политический

Любовные переживания увеличивают идейное противостояние Александра Андреевича и фамусовского общества. Сначала Чацкий относится к московской аристократии с ироничным спокойствием: "...я в чудаках иному чуду/ Раз посмеюсь, потом забуду..." Однако, по мере того как он убеждается в равнодушии Софии, его речь становится все более дерзкой и несдержанной. Все в Москве начинает его раздражать. Чацкий затрагивает в своих монологах многие актуальные проблемы современной ему эпохи: вопросы о национальной самобытности, крепостном праве, образовании и просвещении, настоящей службе и так далее. Он говорит о серьезных вещах, но при этом от возбуждения впадает, по словам И. А. Гончарова, в "преувеличения, в почти нетрезвость речи".

Мировоззрение главного героя

Образ Чацкого - это портрет человека со сложившейся системой мировоззрением и моралью. Он считает главным критерием оценки личности стремление к знаниям, к прекрасным и высоким материям. Александр Андреевич не против работы на благо государства. Но постоянно подчеркивает разницу между "служить" и "прислуживаться", которой придает принципиальное значение. Чацкий не боится общественного мнения, не признает авторитетов, бережет свою независимость, чем вызывает страх у московских аристократов. Они готовы признать в Александре Андреевиче опасного бунтовщика, посягающего на самые святые ценности. С точки зрения фамусовского общества, поведение Чацкого нетипично, а стало быть - предосудительно. Он "с министрами знаком", но никак не пользуется своими связями. На предложение Фамусова жить "как все" отвечает презрительным отказом.

Во многом соглашается со своим героем Грибоедов. Образ Чацкого - это тип просвещенного человека, свободно выражающего свое мнение. Но в его высказываниях нет радикальных и революционных идей. Просто в консервативном фамусовском обществе любое отклонение от привычной нормы кажется возмутительным и опасным. Недаром в конце концов Александра Андреевича признали безумцем. только так могли объяснить для себя независимый характер суждений Чацкого.

Заключение

В современной жизни остается как никогда актуальной пьеса "Горе от ума". Образ Чацкого в комедии - центральная фигура, которая помогает автору на весь мир заявить о своих мыслях и воззрениях. Волей Александра Сергеевича главный герой произведения поставлен в трагикомические условия. Его порывистые вызваны разочарованием в любви. Однако проблемы, которые поднимаются в его монологах, - темы вечные. Именно благодаря им комедия вошла в список самых известных произведений мировой литературы.