Подготовленная пушкинским домом ан ссср «история русской литературы» в четырех томах обобщающий проблемный историко-литературный труд, участники которого ставили своей главной задачей исследование.

1. Творчество Александра Николаевича Радищева.

2. Художественное изображение русского народа.

3. Новаторство «Путешествия из Петербурга в Москву».

Александр Николаевич Радищев был первым писателем XVIII века, который попытался вникнуть «в существо социальных противоречий». Писатель родился в богатой дворянской семье. Он получил лучшее по тем временам образование: сначала курс университетской гимназии на дому, Пажеский корпус, далее Лейпцигский университет. Огромное значение в развитии мировоззрения Радищева имел его старший друг по университету Ф. В. Ушаков, который внушил писателю, что нужно не только иметь знания, но и применять их на практике. Радищев, еще будучи студентом, стал пробовать себя на литературном поприще. Высокообразованный человек прекрасно видел, что творится вокруг. Любое насилие и несправедливость вызывали в нем отвращение. А несправедливость он видел на каждом шагу: самодержавно-крепостнический строй был в полной силе. Писатель сочувствовал простому народу, что ярко проявлялось и в его произведениях. Наверное, самым знаменитым произведением Радищева стало его «Путешествие из Петербурга в Москву». Именно в ней автор рассказывает о современной ему России, о трудном положении ее народа.

В главе «Любани» происходит первая встреча с крестьянином, вынужденным работать в воскресение, поскольку в остальные дни он занят на поле помещика. Путешественник, будучи человеком проницательным, понимает, что работник сейчас трудится не на господском поле: «соху поворачивает с удивительной легкостию». Из диалога главных героев видно, каковы настоящие производственные отношения барина и его крепостного. В каждой главе автор показывает бесчеловечное отношение помещиков к своей собственности, то есть крепостным. Однако, несмотря на свое бедственное положение, народ у Радищева не является сломленной обстоятельствами жертвой. Именно простой люд несет в себе те высокие нравственные принципы, на которых держится Россия, хотя среди крепостных тоже иногда встречаются рабы не только по положению, но и по духу.

С первых строк книги «Путешествие из Петербурга в Москву» заметно сочувственное отношение автора к своим героям. Крестьяне выступают людьми рассудительными, обладающими чувством собственного достоинства, умеющими проявить сострадание к тем, кто находится в еще худшем состоянии, чем они. В главе «Едрово» Радищев создает привлекательный своей нравственной чистотой образ крестьянской девушки Анюты. Она отказывается от бескорыстной помощи путешественника, обладая обостренным чувством чести и собственного достоинства. Писатель произвел пересмотр критериев женской красоты, любуясь чистотой и свежестью сельских красавиц. Автор заявляет, что идеал прекрасного можно найти только здесь: «взоры веселые, здоровье на щеках начертанное», «приятности» «без покрова хитрости». Красота тесно сопряжена с трудом, поскольку только у тружениц «все члены» «круглы, рослы, не искривлены, не испорчены». Радищев как бы противопоставляет физическое здоровье и нравственную неискушенность выходцев из народа с моральной и физической деградацией дворянского сословия, представители которого не имеют ничего естественного.

Писатель прославляет уникальную одаренность русского народа. Он показывает, насколько велик творческий потенциал простого человека. Народ очень музыкален, поэтому в какие бы ситуации он ни попадал, его всегда сопровождает песня, то хороводная и задорная, то грустная протяжная.

Простые люди, по мнению Радищева, способны глубоко сопереживать и чувствовать музыкальные произведения, причем более тонко, чем их изысканные господа. Слушая слепого старика, поющего о разлуке своего героя, собравшиеся полностью преобразились: «жены возрыдали; со уст юности отлетела сопутница ее, улыбка, на лице отрочества явилась робость, неложный знак болезненного, но неизвестного чувствования».

В произведениях русского фольклора автор видел прежде всего проявление души, характера народа. Радищев пытался постичь и раскрыть качества русского национального характера. В своем произведении он высказывал совершенно противоположные взгляды относительно мнения Екатерины II о русском народе. Русский люд воспринимался царицей покорным и религиозным исполнителем господской воли. Радищев открыл простого крестьянина совершенно с другой стороны: «Посмотри на русского человека; найдешь его задумчивым. Если захочет разогнать скуку или, как то он сам называет, если захочет повеселиться, то идет в кабак. В веселии своем порывист, отважен, сварлив. Если что- либо случится не по нем, то скоро начинает спор или битву». Писатель не только ратовал за экономическое и поли­тическое освобождение народа, но желал, чтобы народ сам почувствовал себя морально освобожденным.

Произведение Радищева является новаторским в плане своих антифеодальных идей. Многие современные литературоведы считают, что в книге нашли свое отражение взгляды многих русских просветителей того времени, например, Н. И. Новикова и Д. И. Фонвизина. Другие уверены, что писатель вел таким образом борьбу за уничтожение крепостного права революционным путем. В любом случае произведение произвело фурор среди представителей высшего сословия. Сама императрица, ознакомившись с произведением, сделала заключение, что Радищев - «бунтовщик хуже Пугачева».

Новаторство «Путешествия из Петербурга в Москву» прояляется и в художественном плане. Доверительный тон повествования только усиливает воздействие книги на читателя. Рассказывая о происходящем, Радищев нередко использует новый литературный прием, когда сначала в воображении путешественника создает ложную модель того или иного социального явления, а затем, столкнувшись с действительностью, рисует реальную картину вещей. Однако характеры не получают своего разностороннего раскрытия, за исключением главного героя - путешественника, оставаясь только, по признанию автора, «силуэтами». В качестве эстетического принципа писателя можно принять следующее выражение: «Истина есть высшее для нас божество». Чтобы постичь ее необходимо преодолеть много трудностей, опуститься на самое дно, где ил, который «мутится и тмит прозрачность вод».

Александр Николаевич Радищев - первый в России революционный писатель, провозгласивший право народа на насильственное свержение деспотической власти помещиков и царя. Радищев - предшественник декабристской и революционно-демократической мысли XIX в.

Радищев был не только прозаиком, но и поэтом. Ему принадлежат двенадцать лирических стихотворений и четыре неоконченные поэмы: «Творение мира», «Бова», «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам», «Песнь историческая». В поэзии, как и в прозе, он стремился проложить новые пути. Новаторские устремления Радищева связаны с пересмотром им поэзии классицизма, в том числе стихотворных размеров, закрепленных за определенными жанрами. Радищев предлагал также отказаться от рифмы и обратиться к белому стиху. Введение безрифменного стиха ощущалось им как освобождение русской поэзии от чуждых ей иноземных форм, как возвращение к народным, национальным истокам. Лучшими из его лирических стихотворений являются ода «Вольность» и «Осьмнадцатое столетие», в которых поэт стремится осмыслить движение истории, уловить ее закономерности. Ода «Вольность». Она была напечатана с сокращениями в «Путешествии из Петербурга в Москву», в главе «Тверь». Ода создавалась в то время, когда только что завершилась Американская и начиналась Французская революция. Ее гражданский пафос отражает непреклонное стремление народов сбросить с себя феодально-абсолютистский гнет. Начинает свою оду Радищев с прославления вольности, которую он считает бесценным даром природы. В стране, где подавляющая масса населения находилась в крепостной зависимости, уже сама эта мысль была вызовом существовавшим порядкам. Религия окружила власть правителя божественным ореолом и тем самым освободила его от ответственности перед народом. Не довольствуясь умозрительными доказательствами неизбежности революции, Радищев стремится опереться на опыт истории. Он напоминает об Английской революции, о казни английского короля. Человечество, по словам Радищева, проходит в своем развитии циклический путь. Свобода переходит в тиранию, тирания - в свободу. По своему стилю ода «Вольность» - прямая наследница похвальных од Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, десятистишными строфами с той же рифмовкой. Но ее содержание разительно отличается от од Ломоносова. Радищев не верит просвещенным монархам и поэтому объектами его восхваления становятся свобода и возмущение народа против царя. Радищев стремится осмыслить в целом эту бурную, сложную, противоречивую эпоху.

34. Идейно-тематическое своеобразие «путешествия из Петербурга в Москву». Своеобразие жанра и жанровый состав.


На первой странице автор указывает на причину, побудившую его написать книгу: Я оглянулся вокруг и душа моя застродала от человеческих страданий. Жалость рождает желание помочь угнетенным. К кругу «чувствительных» героев относится и путешественник. Он эмоционален, впечатлителен, отзывчив к чужой радости и к чужому горю. Одним из выражений чувствительности в «Путешествии» служат слезы, которых герои сентиментальных произведений никогда не стыдятся, видя в них проявление тонкой духовной организации человека. В слезах прощается путешественник с друзьями. Повышенная чувствительность путешественника выражается не только в слезах, но и в жестах, поступках. Так, на станции Городня он «прижимает к сердцу» молодого рекрута, хотя видит его впервые. В Едрове он обнимает и целует крестьянскую девушку Анюту, что привело ее в немалое смущение. В противоположность крестьянам помещики изображены в «Путешествии» как люди, утратившие не только чувствительность, но и элементарные человеческие качества. Праздность и привычка повелевать глубоко развратила их и развила высокомерие и черствость. Дворянка из главы «Городня» «с красотою телесною соединяла скареднейшую душу и сердце жестокое и суровое». Жанр «путешествия», выбранный Радищевым, чрезвычайно характерен для сентиментализма. Он берет свое начало от «Сентиментального путешествия» Стерна. Форма, созданная Стерном, могла наполняться самым разнообразным содержанием. Но механизм использован Радищевым вовсе не постерновски и с другими целями. «П.» изложено в форме записок путешественника, куда искусно введены произведения других жанров: сатирический «сон», ода «Вольность», публицистические статьи (напр., «о происхождении цензуры», глава «Торжок»). Такая форма худ. произведения была новаторской для рус. лит-ры 18в. И давала Р. возможность глубоко и многопланово рассказать об общественной и духовной жизни нации. Стиль книги Радищева сложен, но в этой сложности есть своя логика и свое единство. Р. приводящий в систему многообразные впечатления внешнего мира- факт, чувство, мысль. Первый из них - реально-бытовой - связан с описанием многочисленных явлений, наблюдаемых путешественником. Лексика этого стилистического пласта отличается конкретностью, предметностью. Второй стилистический плаcт - эмоциональный. Он связан с психологической реакцией путешественника или других рассказчиков на те или иные факты и события. Здесь представлены самые разнообразные чувства: умиление, радость, восхищение, сострадание, скорбь. Третий пласт - идеологический - содержит размышления автора, в ряде случаев выраженные в пространных «проэктах». В основе этих рассуждений - просветительские идеи: право на самозащиту, воспитание человека и гражданина, законы природы и законы общества. Для этого пласта характерно употребление церковнославянской лексики, высокая гражданская речь. Радищев сосредоточил внимание не на моральных, а на социальных и политических проблемах крепостнического государства. Как добросовестный следователь, Радищев собирает улики против самодержавного государства. Чем больше обличающих фактов, тем убедительнее приговор. Здесь типичное представлено множеством персонажей, в массе своей дающих представление о сущности, о социальной природе двух главных сословий тогдашнего русского общества - помещиков и крестьян. Основа «Путешествия» - призыв к революции, но Р. понимает, что настоящее освобождение возможно только через десятилетия, поэтому пока надо хоть как-то облегчить участь кр-н другими путями.

35. Система образов и образ путешественника в «Путешествии из Петербурга в Москву» Проблема художественного метода в произведении.

Александр Николаевич Радищев - первый в России революционный писатель, провозгласивший право народа на насильственное свержение деспотической власти помещиков и царя. Радищев - предшественник декабристской и революционно-демократической мысли XIX в. Лучшим произведением Радищева является его «Путешествие», Эта книга оказалась вершиной общественной мысли в России XVIII в.

«Путешествие» - одно из ярких произведений русского сентиментализма. Это в высшей степени эмоциональная книга. «Чувствительность», по глубокому убеждению Радищева, - самое ценное качество человека.

На первой странице автор указывает на причину, побудившую его написать книгу: Я оглянулся вокруг и душа моя застродала от человеческих страданий. Жалость рождает желание помочь угнетенным. К кругу «чувствительных» героев относится и путешественник. Он эмоционален, впечатлителен, отзывчив к чужой радости и к чужому горю. Одним из выражений чувствительности в «Путешествии» служат слезы, которых герои сентиментальных произведений никогда не стыдятся, видя в них проявление тонкой духовной организации человека. В слезах прощается путешественник с друзьями. Повышенная чувствительность путешественника выражается не только в слезах, но и в жестах, поступках. Так, на станции Городня он «прижимает к сердцу» молодого рекрута, хотя видит его впервые. В Едрове он обнимает и целует крестьянскую девушку Анюту, что привело ее в немалое смущение. В противоположность крестьянам помещики изображены в «Путешествии» как люди, утратившие не только чувствительность, но и элементарные человеческие качества. Праздность и привычка повелевать глубоко развратила их и развила высокомерие и черствость. Дворянка из главы «Городня» «с красотою телесною соединяла скареднейшую душу и сердце жестокое и суровое». Жанр «путешествия», выбранный Радищевым, чрезвычайно характерен для сентиментализма. Он берет свое начало от «Сентиментального путешествия» Стерна. Форма, созданная Стерном, могла наполняться самым разнообразным содержанием. Но механизм использован Радищевым вовсе не постерновски и с другими целями. Стиль книги Радищева сложен, но в этой сложности есть своя логика и свое единство. Р. приводящий в систему многообразные впечатления внешнего мира- факт, чувство, мысль. Первый из них - реально-бытовой - связан с описанием многочисленных явлений, наблюдаемых путешественником. Лексика этого стилистического пласта отличается конкретностью, предметностью. Второй стилистический плаcт - эмоциональный. Он связан с психологической реакцией путешественника или других рассказчиков на те или иные факты и события.Здесь представлены самые разнообразные чувства: умиление, радость, восхищение, сострадание, скорбь. Третий пласт - идеологический - содержит размышления автора, в ряде случаев выраженные в пространных «проэктах». В основе этих рассуждений - просветительские идеи: право на самозащиту, воспитание человека и гражданина, законы природы и законы общества. Для этого пласта характерно употребление церковнославянской лексики, высокая гражданская речь. Радищев сосредоточил внимание не на моральных, а на социальных и политических проблемах крепостнического государства. Как добросовестный следователь, Радищев собирает улики против самодержавного государства. Чем больше обличающих фактов, тем убедительнее приговор. Здесь типичное представлено множеством персонажей, в массе своей дающих представление о сущности, о социальной природе двух главных сословий тогдашнего русского общества - помещиков и крестьян.

Александр Николаевич Радищев прославился как талантливый прозаик и поэт, но наравне с этим он был философом и занимал при дворе хорошую должность. В нашей статье представлена краткая биография Радищева (для 9 класса эта информация может быть весьма полезна).

Детство. Переезд в Москву

Александр Николаевич был сыном состоятельного помещика Николая Афанасьевича Радищева. Он родился в в селе Верхнем Облязове в 1749 году. Его отец был человеком культурным, поэтому он старался и сыну дать отличное образование. Матерью Радищева была Фекла Саввична. Она была из семьи московской дворянской интеллигенции. Ее девичья фамилия - Аргамакова.

Примечательно, что родители Радищева очень хорошо относились к своим крепостным, чему учили и сына. Детство Александра Николаевича прошло в Облязове. Известно, что их дом был богатым и большим, в нем всегда было много людей. У Радищева было четыре сестры и шесть братьев, дети на равных общались с крепостными, носились с ними по деревне. Воспитателем Радищева был, судя по всему, также крепостной, его имя - Петр Мамонтов. Радищев с любовью вспоминал, как дядька рассказывал сказки.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, родители отвезли его в Москву. Там он жил на попечении родственника матери. Наравне с хозяйскими детьми он обучался у профессора университета и учителя французского языка. Им был старый француз, бежавший из своей страны.

Окружение мальчика было необычным. Он слушал лекции передовых мыслителей, споры о крепостном праве, строительстве, образовании, бюрократии. Гости Аргамаковых были недовольны правительством Елизаветы, да и при Петре Третьем разрядки не случилось, наоборот, возмущение только росло. В такой среде рос Александр Николаевич.

Пажеский корпус

Когда мальчику исполнилось 13 лет, его пожаловали в пажи. Это сделала Императрица Екатерина Вторая. За маленького Радищева похлопотали его родственники Аргамаковы.

До 1764 года Екатерина вместе с правительством находилась в Москве, где произошла коронация, а после вместе со своими пажами, в том числе и Радищевым, вернулась в Петербург.

Пажеский корпус не был "приличным" учебным заведением в те годы. Все мальчишки проходили обучение у одного лишь педагога - Морамбера, который был обязан показать им, как правильно прислуживать императрице на балах, в театре, в поездах.

Краткая биография Радищева, самое главное место в которой отведено его творческим успехам, не опишет тех переживаний мальчика, который из атмосферы серьезных разговоров и общественных интересов перенесся в придворную среду. Разумеется, он уже впитал всю ненависть к деспотии, лжи, лести, и теперь видел это все собственными глазами, и не где-нибудь, а во всем великолепии дворца.

Именно в Пажеском корпусе Александр Николаевич познакомился с Кутузовым, который станет его лучшим другом на многие годы. И хотя их пути впоследствии разойдутся, полководец не скажет ни одного дурного слова о Радищеве. Краткая биография последнего - прямое тому подтверждение.

В Лейпциге

Через два года после переезда в Петербург Радищев вместе с еще пятью юношами был отправлен в Германию, чтобы обучаться в университете. Екатерина Вторая хотела, чтобы они стали образованными юристами и служили в судебной части.

Постепенно их маленькая группа росла. Например, в Лейпциг прибыл Федор Ушаков, бывший на тот момент молодым чиновником. Он оставил службу ради университетских знаний. Федор был самым старшим и быстро стал лидером группы юношей.

Радищев провел на чужой земле почти пять лет. Все это время он усердно занимался и почти получил медицинское образование, но все же литература привлекала его больше всего. Краткая биография Радищева указывает на его интерес к зарождающемуся в Германии предромантическому направлению.

Страна была потрясена Семилетней войной, закончившейся совсем недавно, поэтому в обществе развивалось много идеологических идей, можно сказать, свободомысленных, если не революционных. И русские студенты находились в центре всего этого. Вместе с ними в университете учился Гете, они слушали лекции выдающегося философа Платнера, который был сторонником либерализма.

В Германии юношам жилось не очень хорошо, поскольку их начальник Бокум, приставленный императрицей, был настоящим самодуром и жадиной. Он отбирал у молодых людей все деньги, присланные на содержание. И тогда студенты решили взбунтоваться. Это решение вышло им боком, поскольку их арестовали и отправили бы под суд. Но вмешался русский посол.

Бокума уволили много позже, перед самым отъездом Радищева на родину.

Возвращение

Краткая биография Радищева упоминает, что в 1771 году он приехал в Петербург вместе с Кутузовым и Рубановским. Молодые люди были полны оптимизма и решительности, пропитавшись передовыми социальными идеалами, они хотели служить обществу.

Кажется, за годы, проведенные ими в Германии, императрица напрочь забыла о цели отправки пажей за границу. Радищева определили на работу в Сенат, протоколистом. Это вызвало в молодом человеке море возмущения, и вскоре он бросил службу.

В 1773 году он поступил в штаб генерала Брюса, где был назначен военным прокурором. Эта работа также не вдохновляла Александра Николаевича, но у него появилась отдушина. Благодаря своему обаянию и образованности он стал вхож в великосветские гостиные и кабинеты писателей. Александр Николаевич ни на минуту не забывал о своих литературных увлечениях. Даже очень краткая биография Радищева не способна умолчать о его творчестве. Да это и не нужно.

Литературный путь

Впервые Александр Николаевич обратился к литературному творчеству еще в Лейпциге. Это был перевод политико-религиозной брошюры. Но его молодой паж не закончил, поскольку в "Ведомостях" напечатали другой, менее острый отрывок.

В Петербурге он познакомился с издателем журнала "Живописец" Новиковым. Вскоре там появился очерк под названием "Отрывок путешествия", но напечатан он был анонимно. Краткая биография Радищева, самое главное в которой - всегда на поверхности, подтверждает тот факт, что писатель почти никогда не указывал своего имени на произведениях.

В "Отрывке" была ярко показана жизнь крепостной деревни, со всеми ее мрачными событиями. Разумеется, верхушке власти это не понравилось, а помещики были оскорблены. Но ни автор, ни издатель не испугались. И вскоре в том же журнале была опубликована статья "Английская прогулка", защищающая предыдущее издание. А потом и продолжение "Отрывка".

Собственно, с этой публикации и начался трагический творческий путь Радищева.

Много Александр Николаевич занимался переводами, которые также издавал Новиков. По приказу Екатерины им была переведена книга "Размышление о греческой истории" Мабли. Но в конце он оставил несколько своих пометок, тем самым вступая с автором в полемику, а также несколько определений (в том числе и слова "самодержавие").

В 1789 году в свет вышла книга "Житие Ф. Ушакова", которая подняла много шума. Она опять таки была издана анонимно, но никто не сомневался в авторстве Радищева. Все замечали, что в книге много опасных выражений и мыслей. Однако власти проигнорировали ее выход, что послужило для писателя сигналом к дальнейшим действиям.

Краткая биография Радищева для 9 класса не столь содержательна, но и в ней отмечено, что творчеством этого человека были недовольны не только власти, но и члены Российской Академии, и многие дворяне.

Радищев не успокаивался. Он хотел каких-то радикальных действий. Поэтому стал выступать в Обществе друзей словесных наук, куда входили многие литераторы, а также моряки и офицеры. И добился своего: его речам внимали.

Общество стало выпускать журнал "Беседующий гражданин", где печатались произведения, проникнутые радищевскими идеями. Там же была опубликована статья самого философа, больше похожая на ("Беседа о том, что есть сын Отечества). К слову, ему пришлось очень постараться, чтобы ее отправили в печать. Даже его единомышленники понимали, насколько это может быть опасно.

Писатель, казалось, и сам не замечал, как над ним сгущались тучи. Но это четко описывает биография. Радищев Александр Николаевич, творчество которого сослужило ему недобрую службу, оказался под прицелом властей. Масла в огонь подлила его следующая публикация.

"Путешествие из Петербурга в Москву"

Краткая содержит один удивительный факт. Его главное произведение без проблем прошло цензурную проверку. Казалось бы, это невозможно, но так и было. Все дело в том, что обер-полицмейстер Управы благочестия просто поленился читать его. Увидев название и оглавление, он решил, что это просто путеводитель. Книга печаталась в домашней типографии автора, поэтому о ее содержании никто не знал.

Сюжет довольно прост. Некий путешественник едет из одного населенного пункта в другой и, проезжая мимо деревень, описывает увиденное. В книге очень громко критикуется самодержавная власть, рассказывается об угнетенных крестьянах и вседозволенности помещиков.

Всего было отпечатано шестьсот экземпляров, но в продажу попало только двадцать пять. Еще долго к продавцу ходили читатели, желающие подержать в руках революционное издание.

Разумеется, такое произведение не могло не найти отклика ни у читателей, ни у правящей верхушки. Императрица сравнила писателя с Пугачевым, причем выиграл в сравнении именно бунтовщик.

Были помимо властей и другие персоны, не оценившие труд Радищева. Например, Пушкин отозвался о книге очень холодно, заметив, что это "посредственное произведение", написанное "варварским слогом".

Арест и ссылка

По Радищев был арестован. Это произошло 30 июня 1790 года. По официальным документам, причиной задержания было только авторство "Путешествия". Но, поскольку императрица давно знала о характере идей и деятельности своего подданного, к делу были приобщены и прочие его литературные работы.

Из-за связи с опальным было разогнано Общество друзей. Расследование поручили главе тайной полиции Степану Шешковскому, который являлся личным палачом императрицы. Об этом как-то узнал Александр Николаевич Радищев. Краткая биография (9-классники рассматривают эту тему в рамках школьной программы) указывала на тот факт, что оставшиеся экземпляры книги были уничтожены лично автором, который по-настоящему испугался.

Радищева заточили в Петропавловскую крепость. Он избежал ужасных пыток лишь потому, что сестра его жены отнесла все свои драгоценности палачу. Когда "бунтовщик" понял, как опасна та игра, в которую он ввязался, его обуял ужас. Над ним нависла угроза смертной казни, над его семьей - клеймо предателей. Тогда Радищев стал писать письма с покаянием, правда, не очень искренним.

От писателя добивались того, чтобы он назвал имена соучастников и единомышленников. Но Радищев не произнес ни одного имени. По итогам суда, 24 июля был вынесен смертный приговор. Но поскольку писатель был дворянином, требовалось утверждение всех государственных структур. Его Радищев прождал до 19 августа. Но по каким-то причинам казнь все откладывалась, а 4 сентября Екатерина заменила повешение ссылкой в Сибирь.

Информацией о десяти годах, проведенных в Ильменском остроге, могла бы пополниться его краткая биография. Александр Радищев, писатели-друзья которого отвернулись от ссыльного, прожил там только шесть лет. В 1796 году император Павел, известный своей конфронтацией с матерью, освободил писателя. А 1801 году его амнистировали.

Последние годы

Александр Первый вызвал писателя в Петербург и назначил его на должность в Комиссию по составлению законов.

После ссылки Радищевым было написано несколько поэм, но он уже не получал удовольствия от литераторства. Ему было трудно заглушить в себе свободолюбивые мысли. К тому же жизнь в Сибири очень подорвала его здоровье, он был уже немолод и несчастен. Возможно, все эти моменты и заставили писателя уйти из жизни.

Краткая биография Радищева содержит сведения о том, что существуют два варианта его гибели. Первый связан с работой. Якобы он предлагал ввести законы, уравнивающие права граждан, и председатель сделал ему выговор, пригрозив Сибирью. Александр Николаевич принял это близко к сердцу и отравился.

Вторая версия гласит, что он по ошибке выпил стакан царской водки и умирал на глазах своего сына. Но в похоронных документах в качестве причины гибели указана естественная смерть.

До наших дней могила писателя не сохранилась.

Судьба литературного наследия

Вплоть до ХХ века книг писателя было не найти. Он был известен лишь как житель ("земляк") Пензенской области - Радищев. Писатель, биография (краткая в изложении, но такая богатая событиями) которого была очень трагичной, не был по достоинству оценен современниками. Все его книги сожгли. Лишь в 1888 году в России вышел небольшой тираж "Путешествия". А уже в 1907 году - собрание сочинений прозаика и поэта.

Семья

Писатель был женат дважды. С первой женой Анной Рубановской у него было четверо детей. Но женщина умерла во время родов последнего сына Павла. Присматривать за оставшимися без матери детками согласилась сестра Анны Екатерина.

Она-то и стала второй супругой Радищева, последовав за ним в ссылку. В их браке были рождены еще трое детей. По дороге обратно в Петербург Екатерина заболела и умерла. Эту потерю тяжело переживали все дети и Радищев.

Краткая биография и творчество писателя по-настоящему драматичны. Несмотря на все события его жизни, он не отказал от своих взглядов и следовал им до последнего вздоха. В этом и проявляется сила человеческого духа!

Объектом моей работы является сочинение А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
Целью работы является оценка крестьянских образов и картин в произведении русского писателя.
В соответствии с целью работы необходимо решить несколько задач: в первую очередь, охарактеризовать особенности и индивидуальные особенности в описании образов крестьян «Путешествия»; а также дать оценку месту произведения в системе творений, характеризующих, так или иначе, особенности жизни крестьян и вызывающих поднятие крестьянского духа, огня бунтарства и революционных волнений.

Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Введение

Основная часть

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В литературных произведениях можно не раз увидеть изображение людей, их образа жизни, их чувств и глубокой души; а самое главное- их проблем и места в обществе. К 17-18 векам в нашей стране было сформировано два класса: крестьяне и дворяне. Оба класса отличались совершенной индивидуальной, непохожей культурой, духовной жизнью; пониманием жизни и даже языком! Именно по этой причине в произведениях многих писателей того времени можно наблюдать изображение, в частности, картин крестьянского быта, жизни. Одним из таких произведений является и «Путешествие из Петербурга в Москву», дарованное в память потомкам А.Н.Радищевым. Именно о специфике изображения и отношения к крестьянству, его проблемах я поговорю в данной работе. 1

Объектом моей работы является сочинение А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Целью работы является оценка крестьянских образов и картин в произведении русского писателя.

В соответствии с целью работы необходимо решить несколько задач : в первую очередь, охарактеризовать особенности и индивидуальные особенности в описании образов крестьян «Путешествия»; а также дать оценку месту произведения в системе творений, характеризующих, так или иначе, особенности жизни крестьян и вызывающих поднятие крестьянского духа, огня бунтарства и революционных волнений.

Основная часть

Александр Николаевич Радищев является легендарной фигурой, преимущественно, для русской революционной интеллигенции 19 столетия, которая в его взглядах усматривала радикальный гуманизм и глубину раскрытия социальных проблем. Имя Радищева для большинства поколений отечественных читателей окружено, в том числе, и ореолом мученичества, что характеризует историю создания романа "Путешествие из Петербурга в Москву", над которым писатель работал более десяти лет. Данный роман сегодня считается одним из значимых и выдающихся достижений отечественной литературы 18 столетия. Роман был создан в известном тогда жанре «путешествия», который, в свою очередь, был раскрыт Л.Стерном, являющимся основателем сентиментализма. Радищев, в принципе, в своей оценке общественной жизни и творчестве использовал произведения писателей-сентименталистов. 2

Говоря об особенностях идеологической, или ценностной нагрузки, важно отметить, что роман является первым идеологическим произведением, в котором утверждаются, в большинстве своём, политические задачи. Это и характеризует своеобразие и значение представленного романа для российского литературы и менталитета, в целом. Будучи направленной против царизма и помещичье-крепостного строя, данной книге удалось вызвать гневный всплеск, реакцию царствующей в то время Екатерины Второй. Прочитав данный роман, императрица пришла в негодование, написав в примечаниях: "Надежды полагает на бунт мужиков... Царям грозится плахою... Он бунтовщик хуже Пугачева". Впоследствии, после публикации книги, Радищев был арестован и заключён в Петропавловскую крепость, а потом - сослан в Сибирь, в Илимский острог. Чем вызвана такая реакция царской власти, убеждения которой основаны на автономности политических идей и воззрений от «писательских вмешательств», думаю, уже стало понятно: Радищеву удалось откровенно раскрыть проблемы и сложности крестьянской жизни, стать неким бунтарём против царской власти в борьбе за справедливое и благосклонное отношение к крестьянам.

Картин и образов, характеризующих жизнь крестьян в произведении очень много: Александр Николаевич предложил широкую панораму жизни и быта этих несчастных людей. Автора возмущает не столько бедность и тяжелейший труд, которые охватили крестьян, засосали в «пропасть бесчинства и человеческой ненависти», сколько то, что они просто, как крепостные, лишены свободы, воли и являются юридически бесправными. Как пишет Радищев: « Крестьянин в законе мёртв». Притом мёртв лишь тогда, когда необходима защита закона. Об этом говорит глава «Зайцево»: в продолжение многих лет помещик и его семья истязали крестьян, и никогда никто из них не вступался борьбу за несчастных. Когда же выведенные из терпения крестьяне убили изверга, закон вспомнил о них, и они были приговорены к казни. Участь крестьянина, как пишет Радищев, страшна: « И жребий заклёпанного во узы, и жребий заключённого в смрадной темнице, и жребий вола в ярме». 3

Однако всё произведение Радищева основано на идее равенства всех людей; только крестьяне, как он считает, всё же лучше, именно по-человечески - лучше помещиков. Последние в романе Радищева, в большинстве своём, являются отрицательными персонажами, нелюдями. А отдельные, обычно не встречающиеся среди помещиков люди, ничего не могу сделать, поскольку весь строй, все сословия против крестьян. А нравы и обычаи крестьян, в свою очередь, здоровы, естественны: они не заражены и не испорчены искусственной цивилизацией. Особенно это подтверждает описание, или сравнение городских и деревенских поселений: "Посмотрите, как все члены у моих красавиц круглы, рослы, не искривлены, не испорчены. Вам смешно, что у них ступни в пять вершков, а может быть, и в шесть. Ну, любезная моя племянница, с трехвершковой твоею ножкою, стань с ними рядом, и бегите взапуски, кто скорее достигнет высокой березы, по конец луга стоящей?" Деревенские красавицы здоровы и добродетельны, а у городских "на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности... сажа".

Подтверждая свою непоколебимую веру в крестьянство, Радищев самонадменно и порывисто бросает вызов дворянам и самодержцу, заявляя:

«Бурлак; идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровию от оплеух, многое может решить, доселе гадательное в истории российской». 4 В Любани происходит встреча с пашущим крестьянином, а в деревне Едрово- с крестьянкой Анютой, которая является весьма гордой и независимой, несмотря на её бедность и сиротство. Основу её жизненного поведения, как и для крестьянина из Любани, представляет труд. Образ Анюты как бы раскрывает новый, неведомый ранее мир нравственной чистоты, непорочности и благостного состояния свободы. Все крестьяне, откуда они ни были бы, олицетворяют образ тех крепостных, которым удалось, вопреки нависшему на них гнёту рабства, тяжёлой работе, сохранить в себе все «величественные преимущества и достоинства человека». Все эти люди, именно люди, по мнению Радищева, не просто обладают неимоверной тягой к получению образования и развитию духовных сил, преимуществ и способностей, они обладают ещё неуловимой способностью и стремлением самопознания: «Есьм человек, всем другим равный». Такие люди не боятся, они тверды в своих мыслях и позициях, им ненавистна любая робость и зажатость. Они активны и смелы, что в них открывает разбуженное в них самих человеческое достоинство. Как любой русский человек, крестьянин терпелив, но до предела; грозно предупреждая своего мучителя, говорит: «не доводи до отчаяния души», «страшись!» 5

Основная заслуга русского писателя, главное отличие его творчества заключается в том, что он не сетует на отдельные отрицательные проявления и недостатки общественной жизни; он осуждает сам порядок вещей, господство крепостного права:

Покоя рабского под сенью

Плодов златых не возрастет;

Где все ума претит стремленью,

Великость там не прозябает. 6

Вопреки тому, что не бедность и нищета крестьян двигала эмоциями и чувствами великого писателя, всё-таки элементы описания бедного и, поистине, убогого существования этих людей всё-таки в рамках произведения нашли своё место. Так, в главе "Пешки", описывая избу, одежду, обувь крестьян, Радищев показывает нищету народа, гневно восклицая: "Алчность дворянства, грабеж, мучительство - вот что довело крестьян до такого состояния..." О том, как крестьянин работает, каков его труд, писатель рассказывает в главе "Любани". Шесть дней в неделю крестьянин работает на барина. Для обработки своей пашни остаются крестьянину одни праздники да ночи. После разговора с крестьянином автор восклицает: "Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение".

Картину эксплуатации крестьян помещиками рисует Радищев и в главе "Вышний Волочок". Здесь рассказывается о помещике, который отнял у крестьян все их земли и заставил работать на себя круглый год. "Варвар! Недостоин ты носить имя гражданина", - восклицает, обращаясь к помещику, писатель. 7

В главе "Медное" описывается продажа крестьян с публичного торга. Вот продают старика 75 лет, вынесшего на своих плечах с поля битвы раненого отца капитана Г., который теперь его и продает; старуху, жену старика, кормилицу и няньку. Женщину - кормилицу барина, ее дочь с младенцем и мужем. И всей этой семье грозит опасность быть распроданной в разные руки. Радищев заканчивает тяжелое описание продажи утверждением, что свободы нужно ждать не от помещиков, а "от самой тяжести порабощения". Всё это, по мнению писателя, позволит исправить лишь революция- переворот, реформация всей общественной жизни и уклада.

В целом, характеризуя особенности анализа крестьянских образов и картин, представленных в романе, можно сказать, что Радищеву удалось привнести ряд самобытных и индивидуальных черт в оценке жизни крестьян: новаторство русского писателя выразилось в создании коллективного образа народа; крестьян, которые показаны, в большинстве случаев, в действии, в решающий, наивысший момент своей жизни, когда ими было совершено возмездие своим мучителям и поработителям. В частности, в главе «Зайцово» крестьянами, как я уже рассказывала, доведёнными до крайности, был убит их помещик; а в главе «Хотилов» напрямую описывается возможность пугачёвского восстания, которое подняло десятки тысяч крестьян, сделав из них мужественных воинов, движимых желанием «освободиться от своих властителей». 8

Заключение

Таким образом, произведение А.Н.Радищева является одним из первых романов, в котором впервые был произведён анализ и оценка самых важных государственных институтов с политической, экономической, юридической и моральной сторон. В своём романе Александр Николаевич разоблачает сущность самодержавия, сущность и порок крепостного права, чему посвящено немало глав его «Путешествия». В своём творении Радищев сопоставляет помещиков и крестьян, их поступки, мысли, мечты и конкретные действия. Такое сравнение, подобный анализ позволяет не только ещё раз убедиться в порочности и зыбкости такого сословия, как помещичество, но и поверить в силу обычного народа, которым движет только самое лучшее, что должно быть в каждом человеке: добро, вера, любовь, сила духа, ответственность и желание жить. В помещиках это как-то всё гаснет, они не то, чтобы смиряются с обывательским образом жизни- нет. Нов них нет той борьбы, того огня в душе, которым подпитывался «камин души» любого русского крестьянина, томившегося в неволи и всю жизнь метавшегося в поисках настоящей, но в то же время такой простой свободы…именно о свободе говорит нам Радищев. Притом не только физической, свободе любого, отдельно взятого человека. Но и свободе государства, таким образом, пересылая читателей в тайну мыслей и поступков обычного русского человека. Сказка, скажете вы. Нет -это реальность.

Список использованной литературы

  1. А.Н. Радищев: исследования и комментарии: сб. - Тверь: ТвГУ, 2001. – 121с.
  2. "Радищев в русской критике" Пособие для учителей. Под ред. В. Д. Кузьминой: Гос. учебно-педагогическое изд-во, М., 1952.
  3. Никишов Ю.М. Мудрость Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»): монография.- Тверь: ТвГУ, 2009.- 168 с.
  4. Павлов Н.П. А.Н. Радищев // Павлов Н.П. Русские писатели в нашем крае.- Калинин, 1956.- С. 6-12.
  5. А.Н. Радищев // Русские писатели и Тверской край: учеб. пособ. / под. ред. М.В. Строганова, И.А. Трифаженковой. - Тверь: ТвГУ, 2009.- С. 37-44.
  6. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву / [Вступит. статья Д. Благого]. - М.: Дет. лит., 1970. - 239 с. То же - М.: Дет. лит., 1971. - 239 с.
  7. Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. [К 150-летию со дня смерти. 1802-1952] / Под общ. ред. и со вступит. статьей И. Я. Щипанова. - М.: Госполитиздат, 1952. - 676 с.
  8. Радищев Н. А. О жизни и сочинениях А. Н. Радищева / Сообщ. Н. П. Барсуков // Русская старина, 1872. - Т. 6. - № 11. - С. 573-581.
  9. Кантор В. Откуда и куда ехал путешественник? : «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева // Вопросы литературы. - 2006. - N 4. - С. 83-138.
  10. Милов Л.В. «Дорожник» Ивана Глушкова: К вопросу о прижизненном отклике на «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева // Русская литература. - 1980. - №3. - С. 150-160.

Произведение написано в виде путевых записок путешествующего по городам и деревням российской петербургской глубинки человека, который и является рассказчиком, ведущим повествование в романе.

Писатель не описывает внешность путешественника и не дает развернутый портрет героя романа, но в нескольких местах имеются некоторые факты, достаточные для характеристики рассказчика, образующей его образ.

Путешественник представляется автором в качестве небогатого дворянина, служащего чиновником. Он является вдовцом, имеющим взрослого сына, который в скором времени готовится к работе на государственной службе. Вспоминая годы своей юности, путешественник считает, что был в то время бессердечным и беспечным, ведя образ жизни обычных молодых дворян, вступая в отношения с женщинами легкого поведения, жестоко обращаясь со своими слугами, позволяя себе порой физическую расправу над невиновными людьми.

В последующих главах произведения путешественник раскаивается в совершенных когда-то низменных поступках, показывая на своем примере необходимость открытого взгляда на непреложную истину и внутренний мир человека, от которого и происходят все беды.

Писатель характеризует путешественника как ироничного человека, которому присуще самоирония, добродушный юмор, отличающегося аналитическим умом. Отличительными чертами героя являются также его просветительский дух и сентиментальная чувствительность в выражении собственных эмоций, которую он проявляет в размышлениях о встречающихся на пути его путешествия людских проблемах, в виде сочувствия о человеческих бедах, затрагивающих душу рассказчика, порой пускающего скупую мужскую слезу.

Используя рассказ путешественника от первого лица, писатель передает свои мысли о духе вольности и необходимости изменения существующего общества путем свержения самодержавного государства, погрязшего в социально-политических проблемах крепостничества. Путешественник выражает радищевские идеи просвещения, заключающиеся в праве на самозащиту, в воспитании в человеке гражданских чувств.

Описывая путешествие своего героя романа, чувствовавшего собственную вину перед народом, который он встречает на своем пути, писатель считает необходимым показать читателю возможность движения человека в направлении к истине, начиная от людских заблуждений.

2 вариант

Главный герой книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» - путешественник. Он отправляется из Петербурга в Москву, а по дороге останавливается в разных населенных пунктах.

Герой выслушивает рассказы встреченных им людей, читает попавшие к нему документы или другие бумаги, иногда сам является участником событий. Путешественник одновременно является и рассказчиком. Это человек, близкий к Радищеву по восприятию. Об этом нам говорит посвящение, предваряющее книгу, которое написано от имени автора. В нем Радищев рассуждает о бедствиях человека, которые происходят от человека.

У героя нет имени, неизвестно, с какой целью он путешествует. Автор не рассказывает о его жизни. Но из каких-то отдельных отрывков читатель узнает, что он небогатый дворянин, служит чиновником. Путешественник – вдовец зрелых лет, у него есть дети. Его внутренний мир раскрывается в наблюдениях, мыслях. Путешественник – человек образованный и начитанный, он наблюдателен и общителен, обладает аналитическим умом. На протяжении всей дороги он размышляет над проблемами, которые ему встречаются, выражает сочувствие бедным людям.

В книге мы видим описание жизни различных слоев общества. Особое внимание уделено крестьянству, его страданиям. Показана нищета народа (глава «Пешки»), тяжелый крестьянский труд (глава «Любани»). Разговор с крестьянином потрясает путешественника. Рассказывается о помещике, отнявшем у крестьян их участки земли и заставившем все дни года работать на него (глава «Вышний Волочок»). Описывается продажа крестьян разорившимися помещиками (глава «Медное»). Об этом можно узнать из публикаций в газете. А в главе «Спасская Полесть» приведен сон путешественника, в котором метко изображена императрица Екатерина, ее двор и военачальник Потемкин. Окружающие престол сановники, придворные раболепствуют, военачальник утопает в роскоши, а солдаты находятся в бедственном положении.

Размышляя над увиденным, герой на многое открывает глаза. Этот человек открывает для себя правду и меняет свои прежние убеждения. Жизнь подсказывает ему необходимость социальных изменений.

Сочинение на тему Путешественник в рассказе Путешествие из Петербурга в Москву

Произведение Радищева является прекрасным примером того, как писатель может передать своему читателю ту или иную мысль, с помощью незамысловатых приёмов мира литературы. В произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” он показал хоть и не много персонажей и образов, но и это “немного” он показал так, как не показал бы никто другой. Следует выделить образ главного персонажа произведения – Путешественника.

Путешественник – безымянный герой произведения, который всю свою жизнь прожил в неведении своего истинного предназначения, о чём и размышляет на протяжении всего произведения. Он думает о смысле жизни, заставляя читателя также проникнуться его мыслями и размышлениями, так как от его лица ведётся повествование.

Характером же Путешественник предстаёт перед читателем как человек весьма высокой моральной организации, давая ему понять, что для него материальные блага совсем не так важны, как, например, духовные. Этим он подкрепляет мнение о том, что он человек ценящий чувственность и нравственность, что позволяет ему жить дальше. Для него нет ничего важнее, чем собственное осознание того, что в мире он важен, и что для него есть место и предназначение, с которым он сможет шагать по миру.

Также в его характере и образе можно увидеть его неприкрытый альтруизм. Путешественник попросту не может проходить мимо нуждающихся людей, не уделяя им должного внимания. Он не может пройти мимо, и так и не помочь им, что делает его весьма счастливым. Он дает людям то, что им необходимо, что также говорит о нём как о весьма приятном человеке, который способен делать добро, и желает делать это самое добро людям, которые в нем нуждаются.

Из всего этого читатель может сделать вывод, что Путешественник человек весьма мудрый и опытный, который в своей жизни повидал множество интересных и захватывающих вещей, после чего и решил отойти к более возвышенному и чувственному, чем он занимался ранее. Путешественник весьма добрый человек, который всегда готов помочь нуждающемуся, но никогда не поможет человеку притворяющемуся. Именно в этом и проглядывается ещё одна черта характера Путешественника – свободомыслие. Он свободен от всех окружающих, что позволяет ему самому принимать решения и отталкиваться от них.

Я считаю, что через его образ автор пытался передать читателю мысль о том, что необходимо мыслить вне рамок установленных обществом, размышлять над происходящим независимо от мнения окружающих, и таким же образом принимать решения – независимо от мнения окружающих. Именно это ясно просматривается в образе персонажа Путешественника, что наталкивает читателей произведения на размышления.