Достижения литературы XVIII века в произведениях писателей XIX-XX веков. « Русская литература XVIII века выполнила прежде всего свою главную В чем достижения литературы 18 века

Начиная с первых десятилетий XVIII века, все происходящее в русской литературе было связано с общим национально-историческим развитием страны, стремительно вовлекавшейся в общеевропейскую жизнь, завоевывая в ней свое особое место и одновременно становясь частью мирового исторического процесса.

Важным этапом в развитии русской литературы XVII I века было утверждение классицизма как литературного направления, когда была решена историческая задача преобразования стихосложения, положено начало формированию русского литературного языка. Классицизм создал новые литературные формы, соответствующие новому содержанию, новым общественным и гражданским идеалам. С конца 1730-х годов зарождение «новой» русской литературы было связано с деятельностью М.В. Ломоносова, внесшего огромный вклад в дело формирования национального русского языка и преобразование русского стихосложения.

Отражая основные этапы становления русской нации и государственности, русская литература непосредственно вмешивалась в решение актуальных политических и социальных вопросов и стала мощным орудием дальнейшего роста национальной культуры и самосознания русского народа, важнейшим фактором нравственного воздействия на общество. Уже в первые десятилетия были заложены основы идейных направлений, тем, литературных жанров, получивших в литературе дальнейшее развитие. Именно в это время закладываются основы европейской культуры, освобождавшейся от власти Церкви. Литература XVIII века стала важным этапом в истории отечественной культуры. Велика её роль в подготовке блестящих достижений нашей литературы в следующем, золотом веке.

Русская литература XVIII века к началу нового становления подготовила условия для появления Пушкина, первого национального художественного гения и основоположника новой величайшей русской литературы, высший неоценимый вклад в мировую культуру. Творчески освоив достижения прошлого, опираясь на традиции своих предшественников, в первую очередь Г.Р. Державина, В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова, Пушкин выработал нормы русского литературного языка, создал величайшие образцы национального русского искусства слова. Оказал огромное влияние на творчество современных ему писателей и на долгие годы определил магистральное направление нашей литературы.

Литература XVIII века выполнила прежде всего свою главную задачу - социально и нравственно воспитать своих современников. Одновременно с этим она во многом подготовила блистательный расцвет классики XIX века.

В последней трети XVIII века наряду с зарождением романтического направления резко усилился рост реалистических тенденций. Русская литература стала искать подходы к социальному анализу. В определенную идейно-эстетическую систему эти тенденции не сложились. Это произойдет позже, в 30е годы XIX века. Прежде, чем реализм станет господствующим направлением, необходимо было добиться глубокого анализа психологии характера, раскрыть полнее душу человека. Формирование и романтизма, и реализма началось в XVIII веке.

Творчество ряда писателей конца века (Фонвизина, Радищева, Державина, Карамзина) органически влилось в развитие живого литературного процесса начала следующего столетия.

Преемственность литературного развития сказалась в обращении литературы начала XIX века к темам, образам, гражданскому пафосу литературы предшествующего столетия. Это нашло отражение и в поэзии, и в драматургии, и в прозе. Державинская линия в развитии русской поэзии сказалась и в поэзии Жуковского, и в лирике Батюшкова, и в произведениях молодого Пушкина, декабристов. В области драматургии в XIX веке наследовались традиции гражданской трагедии («Аргивяне» Кюхельбекера) и сатирической комедии Фонвизина (в пьесах Грибоедова, Гоголя, Островского). Развитие в середине века демократической прозы (Чулков, Эммин, Левшин и др.) с её обращением к обыденной жизни, вниманием к фольклору, что способствовало преодолению абстрактности классицизма, предопределило дальнейшее развитие прозы в творчестве Измайлова, Нарежного, Гоголя.

Итак, процесс развития русской литературы и русской общественной мысли XVIII века подготовил дальнейший бурный и блестящий расцвет литературы последующего столетия. Определяющей тенденцией в развитии литературы было усиление её связи с жизнью, вызревание реалистических тенденций в поэзии Державина, в творчестве Фонвизина, Новикова, Крылова, Радищева, наследниками которых оказались Пушкин, Грибоедов, Гоголь, Островский. Творческие достижения Карамзина во многом предвосхитили литературную деятельность Батюшкова, Жуковского и других поэтов и писателей начала века. От Радищева тянутся нити к декабристам, Герцену, революционным демократам 60-х годов, глубоко осознавшим преемственность революционных традиций. Несмотря на различие мировоззрения и эстетических принципов, прогрессивные писатели XVIII века провозгласили и утвердили в своем творчестве идеал свободного, независимого писателя - выразителя общественного мнения.

С середины XVIII столетия многие произведения русской литературы были переведены на иностранные языки и стали известны зарубежному читателю. Так, уже в XVIII веке русская литература начинает входить в русло литературы общеевропейской.

Ответы к школьным учебникам

    4. Кто автор приведенных текстов?
    Случились вместе два астронома в пиру
    И спорили весьма между собой в жару. <...>
    Не умел я притворяться,
    На святого походить,
    Важным саном надуваться
    И философа брать вид. <...>

    «Случились вместе два астронома в пиру...» - одноимённая басня М. В. Ломоносова.

    «Не умел я притворяться...» - стихотворение «Признание» Г.Р. Державина.

    5. Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?

    Классицизм - художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII - начала XVIII века. Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на сочинения греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация. Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей.

    Высокие жанры - трагедия, эпопея, ода.

    Низкие жанры - комедия, сатира, басня.

    Классицизм как культурное явление зародился в XVII веке в Северной Италии, в эпоху позднего Возрождения. Во Франции преимущественное распространение получили низкие жанры, которые достигли такого высокого уровня, что комедии Мольера даже получили название «высоких комедий». Классицизм пришёл в упадок после Великой французской революции 1789-1794 годов.

    Русский классицизм характеризуется обращением к национальным истокам, а не к античности. Он тоже развивался преимущественно в рамках «низких жанров».

    6. Приведите пример произведения, относящегося к классицизму, кратко охарактеризуйте это произведение.

    Из произведений классицизма мы в седьмом классе изучали только короткий отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М. В. Ломоносова. По приведённому в учебнике отрывку охарактеризовать полное произведение ни кратко, ни подробно нельзя.

    К стр. 41

    8. Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются достижения литературы XVII I века, опираясь на суждения В. И. Федорова и статью в учебнике.

    До XVIII в России не существовало художественной литературы в современном понимании, то есть совокупности произведений, предназначенных для светского чтения. Главными были церковные книги, жития, писания отцов церкви; собственно художественная литература (например, сочинения Симеона Полоцкого) широкого распространения не имела.

    На протяжении XVIII века русскими писателями был создан огромный пласт светской литературы для чтения и театральных постановок. Для этого потребовалось, во-первых, освоить литературные достижения других народов, осмыслить их и «пересадить» на русскую почву.

    Во-вторых, чтобы литература стала органической частью общества, требовалось уловить важнейшие общественные тенденции и выразить их в художественных произведениях. Так, общественная жизнь настойчиво требовала улучшения нравов, и русская литература в духе эпохи Просвещения активно воспитывала своих современников.

    Писателями поощряются такие качества, как непосредственное проявление симпатий и антипатий, верность слову, чувствительность и милосердие, а главное - верность своему государственному долгу в случае, если главный герой - боярин или дворянин. Осуждаются такие качества, как двуличие, бессердечие, неспособность действовать, исходя из своих чувств, корысть мотивов тех или иных действий.

    В-третьих, русским авторам нужно было оторваться от более развитой на тот момент зарубежной литературы и найти собственный голос, обрести индивидуальность. Именно это обретение собственного голоса, создание национальных традиций и подготовило почву для расцвета русской классики следующего века.

Выйдет к маю месяцу. Задачи урока. Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет» Ф. М. Достоевский. «Не понимают, как можно писать таким слогом. «Человек есть тайна. Около половины марта я был готов и доволен. Отдашь да не рад будешь. Я получил от москвичей 500 рублей серебром. Тематические черты «маленького человека» в образе Макара Девушкина.

«Лицейская жизнь Пушкина» - Жилая комната. 19 октября 1811 г. в Екатерининском дворце состоялась церемония открытия лицея. Малиновский Иван Прозвище Казак. Присутствовал сам Александр I с семьей, было много гостей. Член тайного общества декабристов. Лето 1817 г. Дни окончания Лицея. Проектная работа по литературе на тему: «Лицейские годы А.С.Пушкина». Учебный класс. Табель Пушкина Александра. Ты счастлив, друг сердечный! Обнимемся в последний раз! А ты, повеса из повес, На шалости рожденный, Удалый хват, головорез, Приятель задушевный… Учитель: Гильмиева А.М. Создатель альманаха "Северные цветы.".

«Рассказы Шукшина» - Я тоже живу в Алтайском крае. «В поле мы всегда ходили пешком, возвращались затемно, хоть глаз коли. Из воспоминаний матери и сестры В.М. Шукшина. Основной приём - антитеза. Вася заупрямился. Надо только умно жить…». План исследования: На «кузне» работает дед Макар. Реальный страх является следствием войны. Мы умели жить. Нет мужчин-работников - страда подгоняет; работают дети. Огород был маленький. Выводы:

«Русская литература 18 века» - Основные литературные направления. Литература XVIII века. Портрет Екатерины II. Урок литературы в 9 классе. И.Н. Никитин.Портрет Пётра I. Классицизм Сентиментализм. Ф.С.Рокотов.

«Лермонтов 9 класс» - Философские стихотворения. Тема любви. «Родина» «Бородино» «Прощай, немытая Россия» «Два великана» «Жалобы турка». Основные темы творчества Лермонтова. «Тучи» «Люблю я цепи синих гор». И угрюмо Ты затаил, о чем томилась дума, И вышел к нам с усмешкой на устах. Арсеньева Е. «Что же мне так больно и так грустно…». О природе. «Пророк» Лермонтова явился полемическим ответом на одноимённое стихотворение Пушкина. «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова. «Журналист, читатель и писатель». Николай I. О судьбе поколения. (Лермонтов: личность, судьба, эпоха).

«Говорящие фамилии в пьесах Островского» - Год. Савва получает неплохое образование, но реализовать свои способности до конца не может. Пелагея Егоровна – жена Гордея Торцова. Гордей Карпыч Торцов. Герои пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок». Говорящие фамилии в творчестве А. Н. Островского. Любовь Гордеевна. Цель: Любим Торцов. Таким образом, через фамилию автор подчеркивает сходство братьев. Пелагея Егоровна Торцова. Митя.