Звучание духовых инструментов. Медные духовые

Какими бывают духовые инструменты

Согласно существующей классификации духовые инструменты делятся на медные и деревянные. Основная разница между ними состоит в особенностях звукоизвлечения. У деревянных духовых звук зависит от колебаний воздуха, поступающего в полую трубку с тростью. Высота звука регулируется открыванием или закрыванием отверстий. У медных инструментов звук подается исполнителем через мундштук, а управляется системой специальных вентилей. К деревянным инструментам относят флейту, кларнет, гобой, фагот и саксофон.

Группа медных включает в себя валторну, корнет, тромбон, трубу и тубу. На протяжении истории духовые инструменты видоизменялись, пока не обрели современные формы. В связи с этим существующее деление на деревянные и медные группы не имеет под собой иной почвы, кроме звукоизвлечения. Например, сейчас практически все флейты и саксофоны изготавливают из металла, а в гобоях и кларнетах нередки пластиковые детали.

Место в оркестре

У каждой группы духовых инструментов есть свое предназначение. В оркестровой росписи они чаще всего выступают в качестве аккомпаниаторов. Их музыкальные партии поддерживают, усиливают и придают разнообразие звучанию как струнных, так и всего оркестра. Впрочем, как во всяком правиле, и здесь есть исключения.

В классике можно услышать сольные партии флейты, гобоя либо кларнета. А в джазе саксофон и труба – признанные солисты. В оркестре медные духовые размещают на заднем плане, рядом с ударными, чтобы сила их звучания не заглушала остальные инструменты. А деревянные духовые находятся сразу же за струнными инструментами.

Самый известный духовой инструмент

Конечно же, это флейта. В переводе с итальянского «флейта» означает «дуновение», и это определение как нельзя лучше подходит ее мелодичному, с легким подсвистом, пению. История флейты насчитывает не одно тысячелетие, а прародителем инструмента была, скорее всего, обыкновенная свистулька. Уже в Древнем Египте флейта обрела почти современный облик: деревянная, богато украшенная и, что интересно, с фаской (скошенным краем, в который ударяется воздух). Тогда же стали различать два основных типа инструмента: прямую (блок флейту) и поперечную. Пожалуй, ни один духовой инструмент не имеет такого разнообразия видов.

Вот лишь некоторые из них: окарина (глиняная свистковая флейта), пан-флейта (флейта с несколькими трубками),свирель (русская флейта с двумя трубками),дудук (армянская флейта с двойной тростью), вистл (кельтская продольная флейта).

Звучи! Сложно представить себе музыку без духовых инструментов. Музыкальному произведению они дарят мощь и проникновенность звучания, возможность отобразить малейшие нюансы настроения. И если рев труб способен оглушить, то тихая мелодия флейты любого заставит заслушаться.

Валто́рна (от нем. Waldhorn - «лесной рог», итал. corno, англ. French horn, фр. cor) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен). Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Диапазон валторны по действительному звучанию - от H1 (си контроктавы) до f² (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду. Ноты для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом - на кварту ниже действительного звучания (ранее нотировались без ключевых знаков). Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте - в среднем и верхнем.

Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот (в том числе на органном пункте) и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик (не считая крайних регистров).

В
а́гнеровская ту́ба
(нем. Wagnertuba, англ. Wagner tuba, итал. Tuba wagneriana или Tuba di Wagner, фр. Tuba wagnerien; название происходит от имени композитора Рихарда Вагнера) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра, объединяющий в себе конструктивные особенности валторны и тубы. Название «вагнеровская туба» не совсем верно, поскольку по конструкции этот инструмент ближе к валторне, к тому же в нём используется валторновый мундштук, поэтому в абсолютном большинстве случаев играют на нём профессиональные валторнисты. Правильнее классифицировать его как разновидность валторны. Однако существующее название сложилось исторически сразу в нескольких европейских языках. По звучанию вагнеровская туба напоминает эуфониум, поэтому при отсутствии этого инструмента в оркестре эуфониум нередко её заменяет.

Изобретение этого инструмента приписывается Рихарду Вагнеру, впервые применившему его в своих произведениях. Предположительно в конструировании вагнеровской тубы поучаствовал также изобретатель саксофона Адольф Сакс. Вагнеровская туба используется композиторами довольно редко. Наиболее известные музыкальные произведения с участием этого инструмента - тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», симфонии Антона Брукнера № 7, 8 и 9, балет Игоря Стравинского «Петрушка», оперы Рихарда Штрауса «Электра» и «Женщина без тени», а также его «Домашняя симфония».

Труба (натуральная) , несмотря на свою многовековую историю, инструмент очень молодой. Однако это действительно так! Труба – дитя технического прогресса, ее изготовление связано с обработкой металла и первые инструменты, которые можно называть трубой, появились приблизительно в 3600 году до нашей эры – в Бронзовом веке.

Известны египетские трубы времен правления фараона Тутанхамона (1500 год до нашей эры), римские трубы: лур, корну, литуус, букцина. Каждый виток прогресса неизменно отражался на качестве и форме изготовляемых труб. Менялась толщина листа металла, из которого делался инструмент, улучшалось качество пайки соединений, менялся и сам металл, из которого изготавливалась труба (бронза, серебро, медь). Естественно, имело место и многообразие форм инструмента. Главным оставалось одно – назначение трубы. Веками ее использовали в свитах правителей и как сигнальный инструмент в войсках.

Наконец, к началу XVII века, труба обрела иные качества и форму. Такой ее знали и для такой писали композиторы от Монтеверди и Перселла, до Мендельсона и Берлиоза. (Первые упоминания об инструментальных мастерах, таких как Шнитцер в Германии, относятся приблизительно к 1590 году.) На протяжении двух последующих веков форма трубы почти не будет меняться. Этот инструмент теперь мы называем натуральной трубой. Звуки на ней извлекаются передуванием и строятся по обертонам. Из-за большой длины инструмента нижняя (педальная) нота была расположена в большой октаве, и от восьмого обертона можно было использовать гаммообразные пассажи.

“Золотым веком” натуральной трубы был век XVII. Натуральная труба блистает в творчестве таких мастеров как Г. Перселл, А. Скарлатти, А. Вивальди, Г.Ф. Телеманн и достигает вершин в музыке Г.Ф. Генделя и И.С. Баха. Роль трубы в музыке того времени двояка. Во-первых, труба остается сигнальным инструментом и группа труб (как правило, три исполнителя) вместе с литаврами создают праздничное, призывное звучание. Во-вторых, композиторы используют верхний регистр солирующей трубы для подвижных фраз и юбиляций (например, в сонатах Г. Перселла и А. Корелли, концертах А. Вивальди, Г.Ф. Телеманна, Бранденбургском концерте № 2 И.С. Баха) и блестяще сочетают его с солирующим голосом (шесть арий А. Скарлатти, арии из кантат И.С. Баха и ораторий Г.Ф. Генделя). Труба вступает в соревнование с голосом на равных. Увы, такие соревнования были не всегда удачны для трубачей. Вспомним фильм “Кастрат Фаринелли” о знаменитом виртуозе-певце, где есть сцена на рыночной площади, когда Фаринелли вступает в соревнование с трубачом и побеждает его, оказываясь виртуозней.

История сохранила нам имена трубачей того времени. Это Джироламо Фантини, автор восьми сонат для трубы и “Modo per impare a sonare di tromba” – первой опубликованной школы игры на трубе, Д. Шор, И. Кларк, для которых исали Г. Перселл и Г.Ф. Гендель, а также Иоганн Готфрид Рейхе из Лейпцига – первый исполнитель музыки И.С. Баха. Конец XVIII века дает старт тем техническим изменениям, которые привели трубу к ее сегодняшнему виду и качеству. Исполнители нуждались в хроматическом инструменте, а композиторы стали использовать в своих сочинениях все более и более сложные сочетания тональностей. На первой хроматической трубе (сообщение о ней датируется 1793 годом) были установлены клапаны на манер флейтовых и кларнетовых. Хотя в дальнейшем эта новация не получила развития, так как при открытых клапанах труба проигрывала в звучании, клапанная труба увековечена в концертах И. Гайдна (1798) и И.Н. Гуммеля (1803), написанных по заказу венского трубача Антона Вейдингера (1766-1852). Эти концерты до сих пор являются самыми популярными в репертуаре трубачей. Эксперименты продолжались. Практический смысл их сводился к тому, чтобы с помощью каких-либо механизмов удлинять трубку инструмента, понижая, таким образом, ноты натурального звукоряда. Не стоит думать, что на время этих поисков натуральная труба сдала свои позиции. Хроматические инструменты пока проигрывали натуральным в качестве звучания и композиторам приходилось проявлять чудеса изобретательности, подгадывая побольше пауз для смены кронов или, как Г. Берлиоз и ранний Р. Вагнер, используя четыре натуральные трубы разных строев попарно.

Т
руба-пикколо,
как и малая труба ре, была изобретена примерно в тоже время и с той же целью - для исполнения старинной музыки. Ее красивый, звонкий тембр и широкий диапазон позволили возродить к жизни множество красивейших сочинений старых мастеров.

В 1884 году известный немецкий трубач Юлиус Козлек (1835-1905) после многих опытов сконструировал трубу в строе Ля с двумя вентилями,на которой с легкостью играл труднейшие партии кларино.Применив к тому же мундштук с глубокой конусообразной чашечкой,он добился необыкновенно легкого и красивого тембра звука.

Труба-пикколо имеет 4 вентиля и 4 дополнительные кроны.Четвертый вентиль является квартвентилем,то есть понижает каждый натуральный звук на кварту.Он служит для заполнения зоны от До до Фа первой октавы,а также для выстраивания отдельных неточно интонируемых звуков. У инструмента есть дополнительная трубка для перестраивания из строя си-бемоль в ля.

В настоящее время на ней играют с более мелким мундштуком,который позволяет легче извлекать звуки в верхнем регистре и более чисто интонировть.

В оркестре трубу-пикколо начали использовать в 20 веке (например,Стравинский в "Петрушке",где есть известное соло трубы-пикколо).А в сольной практике при исполнении старинной музыки инструмент пользуется еще большей популярностью,чем труба Ре.

На малых трубах и трубах-пикколо играли и играют такие замечательные трубачи,как Адольф Шербаум,Людвиг Гюттлер,Морис Андре,Уинтон Марсалис,Хакан Харденбергер и многие другие.

Т
руба́
(итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) - медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

Трубы делают из латуни или меди, реже - из серебра и других металлов. Уже в античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

По сути своей труба представляет собой длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт как длины самой трубки, так и степени расширения раструба - это кардинальным образом влияет на строй инструмента.

Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей. На трубе применяется три вентиля, понижающих звук на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом, труба получает хроматический звукоряд.

На некоторых разновидностях трубы (например, на трубе-пикколо) есть также четвёртый вентиль (квартвентиль), понижающий строй на чистую кварту (пять полутонов).

Труба - правосторонний инструмент: при игре вентили нажимают правой рукой, левая рука поддерживает инструмент.

К
лапанный тромбон
отличается от обычного тромбона, тем, что изменение высоты нот осуществляется тремя клапанами (похожий принцип используется и в оркестровой трубе). Эти клапаны дают исполнителю достаточно большую свободу, но зато звук клапанного тромбона уступает по своей яркости и насыщенности обычному тромбону. До середины XX века клапанные тромбоны были широко распространены в танцевальных ансамблях и театральных оркестрах, сейчас же они по большей части применяются в джаз-музыке.

К
орне́т
(итал. cornetto - «рожок») или корне́т-а-писто́н (фр. cornet à pistons - «рожок с поршнями») - медный духовой музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а поршнями. Ведёт своё происхождение от почтового рожка. Был сконструирован во Франции около 1830 года.

Объём действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы - от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы). Применяется в строях си-бемоль (in B) и ля (in A), ноты пишутся обычно без ключевых знаков, на тон или полтора (в зависимости от строя) выше действительного звучания.

В XIX веке корнеты часто вводились в оркестр наряду с трубами. Несмотря на то, что трубы уже были хроматическими инструментами, композиторы редко доверяли им сольные и виртуозные эпизоды. Считалось, что корнет обладает бо́льшими виртуозными возможностями и более мягким тембром, чем труба. Корнеты использовались в оркестровых сочинениях Берлиоза (симфония «Гарольд в Италии»), Бизе (музыка к драме «Арлезианка»), Чайковского (Итальянское каприччио, «Франческа да Римини»). Один из самых знаменитых сольных номеров корнета - Неаполитанский танец из балета Чайковского «Лебединое озеро».

Во второй половине XIX века корнет пользовался большой популярностью. В 1869 году класс корнета был открыт в Парижской консерватории, основателем и первым его профессором был знаменитый корнетист-виртуоз Жан Батист Арбан.

В XX веке улучшение конструкции труб и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

Корнет - обычный участник духового оркестра, где исполняет мелодический голос. Использовался на ранних этапах становления джаза, однако впоследствии уступил место трубе.

В настоящее время корнет помимо духового оркестра используется как учебный инструмент и изредка в качестве солиста.

Т
у́ба
(итал. из латинского tuba - «труба», англ. tuba, нем. Tuba, фр. tube) - широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти XIX века Адольфом Саксом. Туба обладает суровым, массивным тембром, звук тубы трудно интонируемый. Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно используется в духовых оркестрах, сравнительно реже в различных джазовых и эстрадных оркестрах и ансамблях. В качестве сольного инструмента туба выступает сравнительно редко.

В симфоническом оркестре применяется, как правило, одна, реже две или три тубы. Туба обычно играет роль баса в группе медных инструментов. В партитуре партия тубы пишется ниже других инструментов этой группы, часто на одной строчке с партией третьего тромбона.

Благодаря механизму вентилей туба является достаточно технически подвижным инструментом (что не относится, однако, к самым крайним регистрам), однако в быстрых гаммообразных диатонических и хроматических пассажах, а также в арпеджио интонация тубы становится невнятной.

Стаккато на тубе звучит достаточно отчётливо, хотя и несколько грузно. Оно лучше получается в форте, чем в пиано.

На тубе применяются вентильные трели, кроме того, возможно извлечь несколько трелей губами в верхнем регистре.

Из-за довольно внушительного веса инструмента исполнители довольно редко играют стоя, используя при этом поддерживающий ремень или, иногда, и целую систему из них. Обычно игра на тубе стоя - вынужденная мера, вызванная тем, что оркестр играет в движении (на марше). В прочих ситуациях, когда оркестр играет стоя, не редки случаи, когда тубисты остаются сидеть: поскольку они обычно размещаются в самом дальнем ряду оркестра - это не портит внешний вид оркестра по фронту.

Для тубы созданы разнообразные сурдины. Но из-за «молчаливого протеста», что исполнителям приходится носить и без того нелёгкий инструмент, музыканты, в своём большинстве, бойкотируют использование сурдин.

Э
лектрогитара
- разновидность гитары с электрическими звукоснимателями, преобразующими колебания металлических струн в колебания электрического тока. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и затем усилен для воспроизведения через динамики. Само слово «электрогитара» возникло от словосочетания «электрическая гитара», но многие об этом забывают, ошибочно называя её «электронная гитара».

Некоторые считают, что электрогитары изготовляются из пластика или металла, но на самом же деле они делаются как правило из дерева. Самые распространённые материалы - ольха, ясень, махагони (красное дерево), клён. В качестве накладок на гриф применяют палисандр, чёрное дерево и клён.

Наиболее распространены шестиструнные электрогитары. Классический строй шестиструнной гитары аналогичен строю акустической гитары: ми си соль ре ля ми (E B G D A E). Достаточно часто используется строй «dropped D», в котором нижняя струна настраивается в ре (D) и более низкие настройки (Drop C, Drop B), которые используют в основном гитаристы металла и альтернативной музыки. В семиструнных электрогитарах чаще всего дополнительная нижняя струна настраивается в си (B). Восьмиструнная гитара - электрогитара с дополнительными 7 и 8 струнами для экстремально тяжёлой музыки. Впервые сделана на заказ и использована шведской метал-группой «Meshuggah». Благодаря популярности этой группы, для любителей подобной музыки выпущена первая серийная 8-струнная гитара, Ibanez 2228.

Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1951 году) и Stratocaster (1954) компании Fender, а также Les Paul (1952) компании Gibson. Эти гитары считаются эталонными и имеют множество копий и подражаний, которые производятся другими компаниями. Многие современные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей Fender и Gibson. Впрочем, впоследствии такие фирмы как Rickenbacker, Ibanez, Jackson, Yamaha, Hamer (англ.), B.C. Rich, ESP, Schecter и другие выпустили собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире.

Бас-гитара - струнно-щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже - сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространённых басовых инструментов.

Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель, играющий на бас-гитаре - бас-гитарист или басист.

Основная область применения бас-гитары - современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обычной гитары - бас-гитара чаще используется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.

Звучит бас-гитара на октаву ниже обычной. Она полностью симметрична (то есть каждая следующая открытая струна отстраивается на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырех басовых струн обычной гитары, только на октаву ниже (настройка бас-гитары совпадает с настройкой контрабаса). Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары в классическом строе составляет чуть более трёх октав - от ми контроктавы до соль первой октавы.

В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности, обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

Большие размеры;

Увеличенная мензура (864 мм (34") против 650 мм у классической гитары);

Более толстые струны;

Уменьшенное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

Исторически бас-гитара впервые появилась в виде электробаса и только затем был создан акустический вариант, в отличие от гитары, где все было наоборот - сначала возникновение акустической гитары, а затем преобразование её в электрогитару.

И
нструмент, ведущий свой род от старинной цитры, предстаёт перед нами в одном из самых искусных профессиональных воплощений.

Венгерские цимбалы и по сей день встречаются главным образом в венгерских цыганских ансамблях, где на них виртуозно играют музыканты, одетые в национальные костюмы.

В конце XIX века, когда появилась концертная версия венгерских цимбал, инструмент всё ещё считался этническим, народным, несмотря на то, что к нему обращался маэстро Ференц Лист.

Ситуацию переменили выдающиеся представители венгерской композиторской школы Бела Барток и Зенон Кодай. Позднее к ним присоединился Игорь Стравинский, который никогда не упускал возможности для эксперимента с каким-либо новым звучанием. Индивидуальный тембр и стиль венгерских цимбал украсили и разнообразили музыкальную ткань его сочинения Байка про лису.

Ци́тра (нем. Zither) - струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 30 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4-5), натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются надетым на большой палец правой руки плектром, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения, на них играют остальными пальцами.

Выделяют различные виды цитр: дискант-цитра, басовая цитра, концертная цитра и др. Общий объем группы - от соль контроктавы до ре четвёртой октавы. В оркестровых произведениях цитра чаще всего солирует.

Цитра известна в Западной Европе с конца XVIII века, в России появилась во второй половине XIX века. Аналогичные инструменты древнего происхождения встречаются у многих народов. Так, цитры были распространены в Китае и на Ближнем Востоке.

К
о́то
(яп. 琴) или японская цитра - японский щипковый музыкальный инструмент. Кото наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и лютней сямисэном относится к традиционным музыкальным японским инструментам.

Сходные инструменты характерны для культуры Кореи (каягым) и Китая (цисяньцинь).

История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был завезён в Японию из Китая в период Нара (710-793 гг. н. э.) в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку (雅楽). Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения. Одной из самых известных пьес написанных специально для кото является созданная в XVII веке слепым мастером Яцухаси Кэнгё композиция «Рокудан-но сирабэ» (яп. 六段の調べ, «Музыка шести ступеней»).

На кото играют с помощью накладных ногтей-медиаторов (котодзумэ, яп. 琴爪), надевающихся на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Лады и тональности настраиваются с помощью струнных подставок (мостов) непосредственно перед началом игры.

Игра на кото является одним из традиционных японских национальных видов искусства, получивших распространение, прежде всего, при императорском дворе. Однако и сегодня этот инструмент пользуется большой популярностью. Благодаря своей пластичности кото находит применение в современной японской музыке и способствует её развитию.

В настоящее время существует два основных типа инструмента:

Семиструнный «кин» длиной 1 м - используется как соло-инструмент;

и «со» - длиной от 1,80 до 2,00 м, с числом струн от 13 и выше - используется как оркестровый инструмент.

Г
итара Торреса.
Этот тип гитары производился с 1852 года испанским мастером по имени Антонио де Торрес Хурадо, жившим Альмерии.

Гитара Торреса являлась стандартной основой для создания современной классической гитары. Торрес увеличил размеры корпуса гитары и заново спроектировал элементы внутренней конструкции, что заметно улучшило звучание инструмента.

Эта гитара - прямой предшественник современной акустической. Название она получила в честь своего создателя - Антонио де Торреса (1817-1892). У гитары крупный корпус, особенно в нижней части. Внутри, под верхней декой, определенным образом расположены резонирующие планки, задача которых - усилить звук и улучшить тон.

Веерная система - это набор усиливающих деку планок, на внутренней стороне деки которые веером расходятся от розетки. Она распределяет вибрации и обогащает звук инструмента. Торрес не изобрел веерную систему планок, но он её усовершенствовал. Он установил оптимальное количество (семь) веерных пружин и новый принцип их расположения. Они как бы направляют воздух в сторону слушателя.

Подставка: Подставка Торреса была ещё одним важным шагом. С 1857 года мастер стал использовать нижний порожек (косточку) на подставке, который позволял точно подстраивать высоту струн. Струны, пройдя сквозь подставку, крепятся на ней узелками.

Шейка: Это один из самых важных моментов в создании гитары. Тут должна учитываться толщина грифа, верхней деки, высота подставки. Торрес увеличил ширину шейки со стороны колковой коробки до 5 см, что облегчило игру левой рукой. Угол шейки определяет положение струны относительно ладов и характер звука зависит от угла натяжения струны относительно верхней деки. Гриф стал более широким и чуть более выпуклым по отношению к плоскости деки и продолжается вплоть до резонаторного отверстия, совпадающего с 12 ладом

Материалы: Он уделяет особое внимание выбору древесины для верхней деки, но не слишком озабочен выбором материала для косметических элементов. Кроме того, он использовал кипарис, клен, палисандр и другие породы дерева для нижней деки и обечаек, без особых предпочтений. Сам Торрес работал со слишком тонкой древесиной. Это делало гитару более живой, но, возможно, более хрупкой.

Отделка (розетки и пр.): Он делал как простые розетки, так и более тонкие и сложные, но всегда следовал контексту. Смотря за что платил клиент. Отделка большинства его гитар были простой. Если, конечно, это не касалось функциональных частей инструмента.

Остальное: Он учитывал различные элементы - толщину и форму шейки, ширину порожка, угол колковой головки, механику, комбинацию и сочетание материалов, отделка и т.д. и т.п.

У
куле́ле
(от гавайского ʻukulele [ˈʔukuˈlele]) - четырёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Появился в 1880-е годы как развитие брагиньи - миниатюрной гитары с острова Мадейра, родственной португальскому кавакиньо. Укулеле распространено на различных тихоокеанских островах, но ассоциируется прежде всего с гавайской музыкой со времён гастролей гавайских музыкантов на Тихоокеанской выставке 1915 года в Сан-Франциско. Стандартный строй - GCEA (Соль-До-Ми-Ля).

Название переводится по одной версии как «прыгающая блоха», так как движение пальцев при игре на укулеле напоминает прыжки блохи, по другой - как «подарок, который пришёл сюда».

Существуют 4 вида укулеле:

сопрано (общая длина 53 см) - первый и наиболее распространенный вид;

концертная (58 см) - чуть более крупная;

тенор (66 см) - появилась в 20-х годах XX века;

баритон (76 см) - самая крупная, появилась в 40-х годах XX века.

Б
алала́йка
- русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй - первая струна «соль», вторая - «ми», третья - «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас - функцию баса.

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучение на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 - 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении - 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Клавишные

О
рга́н Ха́ммонда
- электрический орган, который был спроектирован и построен Лоренсом Хаммондом в апреле 1935 года. Изначально орга́ны Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива духовым орга́нам, но инструмент часто использовался в блюзе, джазе, рок-н-ролле (1960-е и 1970-е) и госпеле. Широкую популярность орга́н Хаммонда обрёл в военных ансамблях во время Второй мировой войны и в послевоенные годы.

В настоящее время (2011) торговая марка Hammond принадлежит Suzuki Musical Inst. Mfg. Co., Ltd., и назвается Hammond Suzuki Co., Ltd.

Для имитации звуков органа, имеющего ряды трубок во множестве регистров, в «Хаммонд органе» был использован аддитивный синтез звукового сигнала из гармонического ряда. Это технологическое решение напоминает ранние модели «Телгармониума» Фаддея Кахилла, где каждый отдельный сигнал создавался механическим фоническим колесом, вращавшимся под электромагнитным звукоснимателем. Орган Хаммонда часто называют электронным органом, что, в принципе, не совсем верно. В строгом смысле, орган Хаммонда следует называть электрическим органом, так как звук в оригинальных инструментах генерируется не электронным осциллятором, а механическим фоническим колесом.

Характерной чертой органов Хаммонда были небольшие рычажки, с помощью которых можно было различным образом микшировать разные формы сигнала. Более поздние модели инструментов имели также и электромеханическое вибрато. Характерный «щелчок», который изначально был скорее недостатком конструкции, быстро стал частью фирменного звука «Хаммонд органа». Эта особенность учитывается при создании современных копий оригинальных инструментов. При этом точная имитация звука «Хаммонд органа» на основе электронных схем достаточно сложна, так как таким образом лишь с трудом удаётся точно воспроизвести изменения фазового соотношения между фоническими колёсами.

Динамики Лесли широко использовались в «Хаммонд органах», хотя изначально фирма «Leslie» была серьёзным конкурентом Хаммонда. Динамики «Leslie» имели вращающийся компонент для создания эффекта вибрато и очень скоро стали стандартом де-факто для органов Хаммонда, так как именно они создавали типичный «рычащий» звук.

Модель B-3 всегда была и остаётся наиболее популярной моделью, хотя C-3 отличается лишь деталями внешнего вида. Условно «Хаммонд органы» можно разделить на две группы:

полноразмерные органы (console organs), такие как B-3, C-3, A-100, имеющие два 61-клавишных мануала

компактные органы (spinet organs), такие как L-100 и M-100, у которых два 44-клавишных мануала.

У большинства «Хаммонд органов» нет полного педального блока «AGO», который значительно увеличивал стоимость и размеры инструмента (так же, как и вес: общий вес модели В3 со скамьёй и педальным блоком составлял 193 кг).

Игра на большинстве духовых инструментов связана с использованием человеческого дыхания. Отсюда и происходит их название: старинное русское слово «дух» означает воздух. Звучащим телом любого духового инструмента является столб воздуха, заключенный в канале ствола.

В основе классификации музыкальных инструментов лежит их разделение соответственно с природой и условиями использования звучащих тел. По способу звукообразования, по типу вибратора, приводящего столб воздуха в колебание, духовые инструменты делятся на флейтовые, язычковые и мундштучные. Флейтовые (лабиальные или свистящие)
Вибратором у этих инструментов является струя воздуха, рассекающаяся об острый край лабиального отверстия или стенки ствола. К флейтовым относятся:

  • окариновидные инструменты — различные керамические свистульки с игровыми отверстиями;

продольные флейты:

  • открытые — инструменты, ствол которых открыт с обоих концов;
  • многоствольные — инструменты, представляющие собой набор трубок различных размеров, причем один из концов каждой трубки закрыт, другой открыт;
  • свистковые — инструменты, в верхний конец (головку) ствола которых вставляется втулка, губа или язык исполнителя, образующие щель, через которую струя воздуха направляется на острый край среза свисткового отверстия;
  • поперечные флейты — инструменты с одним закрытым концом (головкой), где имеется звуковое отверстие, на край которого направляется струя воздуха.

Язычковые

Вибратором у этой группы инструментов является эластичная пластинка - прерыватель (трость, пищик). К данной группе относятся:

  • инструменты со свободным язычком: в виде берестяной пластинки, травяного листа и т. п.;
  • инструменты с одинарным или двойным бьющимся язычком;
  • инструменты с проскакивающим язычком: гармоники, фисгармонии и др.

Мундштучные

Вибратором у этих инструментов являются соответствующим образом сомкнутые и собранные губы исполнителя. Положение, степень упругости и гибкости губных и лицевых мышц исполнителя, их натренированность, выносливость и силу при игре на духовом инструменте принято называть амбушюром. Исполнители на мундштучных инструментах плотно приставляют губы к мундштуку, а струя посылаемого воздуха вызывает их вибрацию. Таким образом, в отличие от всех других духовых инструментов у мундштучных амбушюр не просто участвует в процессе звукообразования, а является непосредственным возбудителем колебаний — вибратором. И хотя исполнители на флейтовых и язычковых инструментах также должны иметь амбушюр (флейтист с его помощью направляет струю воздуха на срез инструмента, исполнитель на язычковом инструменте, охватывая трость губами, с помощью амбушюра управляет ее вибрацией), именно мундштучные инструменты называют амбушюрными.

Флейтовые и язычковые инструменты, используемые в профессиональном исполнительстве, принято называть деревянными духовыми, несмотря на то, что далеко не всегда материалом для их изготовления служит дерево; мундштучные — медными духовыми инструментами.

Частота колебаний столба воздуха, заключенного в трубке духового инструмента (высота звука) зависит от длины трубки. При увеличении ее длины частота колебаний уменьшается (высота звука понижается), при уменьшении длины частота колебаний увеличивается (высота звука повышается). Кроме того, путем увеличения напряжения амбушюра и скорости вдуваемого воздуха (передувания) столб воздуха можно заставить вибрировать не только целиком, но и разделенным на 2, 3, 4 и т. д. равные части. Столб воздуха, звучащий целиком, дает основной тон. Столб воздуха, разделенный на две равные части, звучит октавой выше основного тона, на три равные части — дуодецимой выше основного тона, на четыре равные части — двумя октавами выше основного тона и т. д. Эта последовательность звуков, извлекаемых на духовом инструменте путем передувания, называется натуральным звукорядом, а сами звуки — натуральными или обертонами. На гобое, кларнете, фаготе передувание происходит при помощи специальных «октавных» клапанов. Для наглядности приводим натуральный звукоряд, построенный от звука до большой октавы (см. пример 1).

Как уже указывалось, абсолютная высота основного тона зависит от длины трубки инструмента, но интервалы между обертонами не зависят от абсолютной высоты основного тона, а всегда остаются постоянными: между первым и вторым обертоном — чистая октава, между вторым и третьим — чистая квинта, между третьим и четвертым — чистая кварта и т. д. Интервалы между обертонами не соответствуют одноименным интервалам равномерно-темперированного строя, однако это несоответствие не столь велико, чтобы не употреблять натуральные звуки в практике. Исключение составляют седьмой, одиннадцатый, тринадцатый и четырнадцатый обертоны, которые настолько отличаются от соответствующих звуков равномерно-темперированной гаммы, что воспринимаются на слух как фальшивые. Несмотря на это до изобретения хроматических инструментов они широко использовались при игре на натуральных валторнах и трубах.

Духовые музыкальные инструменты известны с доисторических времен. Предположительно в эпоху палеолита (приблизительно 80—13 тысяч лет до н. э.) появились флейта, труба, труба-раковина; в эпоху неолита (приблизительно 5—2 тысячи лет до н. э.) флейта с игровыми отверстиями, флейта Пана, поперечная флейта, поперечная труба, дудки с одинарным язычком, носовая флейта, металлическая труба, дудки с двойным язычком.

Флейтовые и язычковые духовые инструменты представляют собой полые трубки цилиндрического или конического, а иногда и обратно-конического сечения. Простейшие флейтовые и язычковые инструменты давали возможность извлекать на них лишь небольшое количество натуральных звуков. На флейте Пана поступенность звуковой шкалы достигалась посредством разновеликих трубок (чем короче трубка, тем выше звук). Однако их смена в процессе игры затрудняла технику исполнения. Возникла мысль попытаться варьировать длину воздушного столба в пределах одной трубки, просверлив в ней отверстия. Открытое отверстие позволяло воздуху, посылаемому исполнителем в инструмент, выйти из трубки раньше ее окончания, что укорачивало воздушный столб и таким образом повышало звук. Отверстие, закрытое пальцем, восстанавливало целостность трубки.

Флейта получила широкое распространение в Древнем Египте (мем — продольная флейта с пятью игровыми отверстиями и себи — поперечная), Палестине (угаб — продольная открытая флейта), в Китае (пайсяо — разновидность флейты Пана; сяо — продольная бамбуковая флейта с шестью игровыми отверстиями; ди — бамбуковая поперечная флейта с шестью игровыми отверстиями, четырьмя отверстиями для подстройки и одного для окраски тембра; сюань — продольная глиняная флейта с шестью игровыми отверстиями), Индии (ванша — поперечная флейта и лайю — продольная). В значительно меньшей степени инструмент был распространен в Древней Греции и Риме. Это разновидности сиринкса (свирели): флажолет (высокая по регистру разновидность продольной флейты) с игровыми отверстиями и флейта Пана.
В странах Древнего мира помимо флейт широкое распространение имели язычковые инструменты. В Древней Греции одним из самых любимых инструментов был авлос. Инструмент представлял собой цилиндрическую или коническую трубку с 3—4 или 6 игровыми отверстиями и с двойной тростью. Исполнитель обычно пользовался двумя авлосами одновременно. На одном звучала мелодия, на другом — сопровождающий ее неизменный тон. В последнем веке до нашей эры авлос был усовершенствован. Число игровых отверстий увеличилось до 15. Некоторые из них закрывались вращающимися кольцами, что облегчало процесс исполнения. Авлос сопровождал театральные представления, гимнастические упражнения, использовался он и в качестве ратного инструмента в военных походах. Популярны были пифийский (низкий) и хоровой (высокий) авлосы. В Риме авлос назывался тибией.

В Древнем Египте широкое распространение получил аргуль. Инструмент представлял собой две соединенные между собой трубки, имеющие различную длину и мундштуки клювообразной формы с одинарными язычками. Короткая трубка имела 6 игровых отверстий, а более длинная — лишь отверстие для посыла воздуха. Играли на двух трубках одновременно, как на авлосе. В отличие от аргуля арабская цуммара имела игровые отверстия на обеих трубках. В Китае бытовали инструменты гобойного типа гуань и сона.

Возникновение европейского гобоя связано с двумя средневековыми типами восточного гобоя. Это индийская зурна и арабский замр. Европейские музыканты применяли восточный способ игры: трость инструмента полностью погружалась в рот и свободно вибрировала, отчего звук получался очень громким и монотонным. В эпоху Средних веков возникло ответвление гобойной группы — семейство западноевропейских свирелей с коническим стволом. Дискантовые и сопрановые свирели назывались шалмеями, альтовые и теноровые — поммерами, басовые — бомбардами или большими басовыми поммерами. Эти инструменты располагали диатоническим звукорядом почти в две октавы и имели разные строи. Общий диапазон семейства свирелей составлял к концу XVI в. пять с половиной октав: от фа контроктавы до си третьей.

Усовершенствование деревянных духовых инструментов связано прежде всего с увеличением числа игровых отверстий. Располагаясь на определенных расстояниях друг от друга, они стали разделяться на основные и на отверстия с клапанами. Последние в свою очередь делились на отверстия с клапанами изначально находящимися в закрытом положении и на отверстия с клапанами, изначально находящимися в открытом положении.

Основные отверстия дали возможность получить основной диатонический звукоряд инструмента. Как правило, они прикрываются кольцами (очками), соединенными со специальными корректирующими клапанами. Отверстия с клапанами, находящимися в закрытом положении и открывающимися при нажатии, дают возможность получить на инструменте альтерированные тона. Отверстия с клапанами, находящимися в открытом положении и закрывающимися при нажатии, используются для получения самых низких звуков инструмента.

У гобоя, кларнета и фагота имеются еще октавные клапаны. Они находятся с противоположной стороны от основных отверстий и помогают исполнителю осуществлять передувание. Для октавного обертона используется та же аппликатура, что и для основного тона (на фаготе более усложненная), только весь звукоряд инструмента будет звучать октавой выше.

Флейта, гобой и фагот принадлежат к «октавирующим» инструментам. Они дают как четные, так и нечетные обертоны. Кларнет является «квинтирующим» инструментом, так как при передувании он дает сразу квинту через октаву от основного тона. Четные же обертоны получить на нем невозможно.

Предшественниками современных медных духовых инструментов были раковины и рога, возникшие еще в доисторическую эпоху. Простые рога, изготовленные из рогов зверей и даже бивней слона, широко использовались в тех случаях, когда нужно было издать сигнал, превосходящий по силе человеческий голос. Они издавали по несколько натуральных звуков, тембрально невыразительных, с преобладанием низких обертонов.

В Древнем Египте, Палестине, Греции, Риме широкое распространение в качестве военного и сигнального инструмента получила прямая металлическая натуральная труба. В Древнем Китае использовались бронзовые трубы да-чун-ку (с большим раструбом) и сяо-чун-ку (с малым раструбом). В Древней Индии были распространены: древнейший духовой инструмент шанкха (труба из морской раковины) и рана-сринга (рог).

В первобытно-общинном обществе славянские дружины имели простейшие музыкальные инструменты. Для сбора дружины и подачи военных сигналов применялись турьи рога. В летописях X—XI вв. упоминаются трубы и бубны, а на фресках Киевского Софийского собора (XI в.) встречаются изображения флейт и прямых труб. В Ипатьевской летописи 1151 г. сказано о том, что движение войск в киевских дружинах начиналось под звуки труб. В княжение Юрия Долгорукого (90-е годы XI в.— 1157) количество войска определялось числом знамен и соответствующим количеством труб и бубен.

В XII в. произошло разделение между трубами и рогами. Трубы стали использоваться в военной практике, рога перешли в сторожевой, охотничий и пастушеский обиход. В эпоху крестовых походов трубы стали принадлежностью привилегированных классов (1096—1270), по своему значению они приравнивались к оружию.

Простые рога использовались многими народами Европы вплоть до Средних веков. Различались три типа рогов: малые (цинки), средние и полные, или половинные. Изготавливали их из рога буйвола. В XIV в. ствол рога стали изгибать. Так были созданы кольцеобразно изогнутые охотничьи или лесные рога, а в конце XV — начале XVI в.— несколько меньших размеров сигнальные (почтовые). В начале XVI в. в Германии появились охотничьи рога в три оборота.

Дальнейшее усовершенствование медных духовых Инструментов связано прежде всего с пополнением их натурального звукоряда. В результате на длинных узкомензурных 12 инструментах появилась возможность извлекать натуральный звукоряд со второго по шестнадцатый обертон, а на коротких широкомензурных — со второго по шестой-восьмой обертоны. Вместе с усовершенствованием медных духовых инструментов совершенстовалась и исполнительская техника. Так, в конце XVII— начале XVIII в. возникла новая техника игры — кларино (от лат. clarus — ясный). Она заключалась в максимальном использовании верхнего отрезка натурального звукоряда, где последовательность извлекаемых звуков становится поступенной. Постоянное использование верхнего регистра инструмента (трубы или валторны) требовало от исполнителя высочайшего мастерства. Наивысшие достижения этой техники нашли отражение в творчестве композиторов А. Вивальди (1678—1741), Г. Генделя (1685—1759) и И.-С. Баха (1685—1750).

Поиски, связанные с созданием хроматических медных духовых инструментов, наиболее наглядно прослеживаются на примере усовершенствования валторны (см. валторна). Порой эти поиски приводили и к совершенно неожиданным результатам. Так, опыт по созданию валторны с клапанами, предпринятый в 1760 г. Ф. Кельбелем, привел к созданию бюгельгорнов — широкомензурных инструментов с клапанами, получивших широкое распространение в духовых оркестрах.

Вентильный механизм, изобретенный в начале XIX в., значительно расширил возможности медных духовых инструментов, хотя в тембровом отношении натуральные инструменты превосходили хроматические. Вентильный механизм бывает двух видов: помповый (пистонный) и вращающийся. Помпу впервые применили берлинские мастера Ф. Блюмель и Г. Штёльцель в 1814 г. для валторны. Конструкция вращающегося вентиля была создана в 1832 г. П. Ридлем из Вены. Вентильный механизм состоит из нескольких дополнительных трубок или кронов различной длины. Каждому из кронов соответствует двой вентиль, который включает крон в основную трубку и соответственно понижает весь строй инструмента.

Все хроматические медные духовые инструменты, кроме тромбона, снабжены тремя основными вентилями. Первый вентиль понижает весь строй инструмента на 1 тон, второй — на 1/2 тона, третий — на 2,5 тона. Все три вентиля, нажатые вместе, понижают строй инструмента на 3 тона. Таким образом хроматически заполняются все интервалы между натуральными звуками (кроме октавы между I и II). Необходимо учитывать, что при включении кронов в отдельности звукоряд основной трубки понижается точно на требуемую величину: для понижения на 1/2 тона длина основной трубки должна быть увеличена на 1/15 ее часть, для понижения на тон — на 1/8, для понижения на полтора тона — на 1/5. При включении же двух или трех кронов одновременно — соотношение резко изменится. Так, если одновременно с первым нажать третий вентиль, длина его крона будет составлять уже не 1/5 длины основной трубки, а несколько меньшую величину, так как к длине основной трубки уже прибавилась длина первого крона. При включении всех трех кронов одновременно эта разница станет еще более ощутимой (вместо понижения на 3 тона общий звукоряд понизится на 2,3/4 тона). Поэтому каждый крон делают несколько длиннее расчетного, что лишь незначительно понижает звуки при нажатии какого-либо одного вентиля. Зато при комбинации вентилей получаются интонационно более чистые звуки. Тем не менее, в комбинациях с участием третьего вентиля расчетные соотношения между основной и добавочными трубками значительно изменяются.

Применение на некоторых инструментах четвертого вентиля (квартвентиля) дает возможность хроматически заполнить интервалы между I и II обертонами, но практически все звуки, взятые при помощи комбинаций вентилей, звучат значительно выше, причем при одновременном нажатии всех четырех вентилей вместо понижения на 5,1/2 тонов основной звукоряд понизится всего на 5 тонов. Однако применение квартвентиля упрощает комбинации вентилей. Кроме того, применение квартвентиля увеличивает диапазон инструмента на большую терцию вниз.

Кулисный механизм имеет единственный инструмент — тромбон (

Существующая классификация предполагает следующие виды духовых инструментов – это медные и деревянные. Главным отличием между ними являются особенности звукоизвлечения.

Духовые инструменты, классификация

Деревянные духовые музыкальные инструменты отличаются тем, что их звучание зависит от колебаний воздуха, который поступает в полую трубу вместе с тростью. Высоту же звука регулируют при помощи открывания и закрывания небольших отверстий. Самые популярные виды духовых инструментов из дерева:

  • флейта;
  • кларнет;
  • гобой;
  • фагот;
  • саксофон.

Звук в медные духовые инструменты подается играющим непосредственно через мундштук, а управление происходит при помощи системы особых вентилей. Духовые инструменты, виды которых знают не все, имеют необыкновенное звучание.

Известны такие медные духовые инструменты:

  • валторна;
  • корнет;
  • тромбон;
  • труба;
  • туба.

Внешний вид духовых инструментов менялся с момента появления и до сегодняшних дней. Именно поэтому существует деление на деревянные и медные группы. Современные флейты, а также саксофоны достаточно часто бывают металлическими, а некоторые детали гобоев и кларнетов изготавливают из пластика.

Какое предназначение имеют духовые инструменты

Каждая группа инструментов имеет собственное предназначение. В оркестре они обычно выступают как аккомпаниаторы. Благодаря духовым инструментам музыкальные партии струнных инструментов, а также всего оркестра в целом поддерживаются, усиливаются, и разбавляются.

В прочем можно услышать и сольное звучание таких инструментов как флейта, гобой и кларнет во время исполнения классических композиций.

Лучшими джазовыми солистами являются саксофон и труба.

Медные духовые инструменты в оркестре занимают задние позиции на ряду с ударными, это важно для того, чтобы их звучание не перебивало все остальные инструменты. В то же время, как деревянные духовые размещаются прямо за струнными.

Популярные инструменты духового вида

Естественно самым популярным и известным духовым инструментов считается флейта. Само название говорит о мелодичном звучании, ведь в переводе флейта – это дуновение.

Некоторые историки уверенны, что произошел этот инструмент от самой обычной свистульки и существует на протяжении нескольких тысячелетий.

На территории Древнего Египта флейта имела практически такой же внешний вид как современный инструмент. Она изготовлялась из дерева и украшалась по богатому, а также имела скошенный край. В это же время появились такие виды духовых инструментов, как блок флейта и поперечная флейта.

Существует очень много разновидностей флейт – это и окарина (инструмент, изготовленный из глины), и пан-флейта (инструмент с несколькими трубками), и свирель, и дудук (инструмент армянского происхождения, имеющий две трости), и вистл (продольный инструмент кельтского происхождения).

Благодаря звучанию различных духовых инструментов любое музыкальное произведение становятся более проникновенным и передает самые тонкие перепады настроения. Например, трубы своим ревом оглушают и даже пугают, а нежное звучание флейты проникает в глубину души.

Видео: Виды медных духовых инструментов

В Шотландии, где звучит известная всему миру волынка, музыка имеет свои особенности, впрочем, как и все национальные символы. Эти ниже перечисленные символы - вполне реальные вещи. Но богатые воображением шотландцы

Нередко у людей волынка вызывает ассоциации с Шотландией. Однако, местом рождения является далеко не эта территория. Так, инструмент стал известен еще в глубокой древности, и его звучанием общество наслаждается более

Слушая чарующие звуки волынки, невольно представляешь себе Шотландию. Следует отметить, что инструмент этот был достаточно популярен и в Европе. Народная и этническая музыка сейчас просто на пике популярности, поэтому волынка

Американская поп-певица Кристина Агилера начала стремительно худеть. 32-летняя исполнительница собралась замуж за своего молодого человека Мэтью Ратлера. Совсем недавно Кристина своими чересчур округлившимися формами просто шокировала публику, но за четыре месяца

В ходе исследования американского ученого было выяснено, что с помощью музыки можно концентрировать внимание и читать учебники. По полученным данным стало понятно, как важно посещать музыкальные занятия. Почему-то при ограничении

На уроках в музыкальной школе изучаем инструменты симфонического оркестра . Начали с группы духовых. Дома хотела закрепить с сыном названия инструментов и их голоса. Собрала в одно место фото духовых инструментов и музыку в их исполнении . Вы можете слушать инструменты онлайн. Надеюсь, кому-то пригодится, и времени потратится значительно меньше, чем у нас.

Духовые музыкальные инструменты делятся на деревянные и медные . Изначально такая классификация была обусловлена материалом, из которого они были сделаны. Теперь это деление весьма условно, например, флейту и саксофон изготавливают из металла, хотя они относятся к деревянным духовым инструментам.

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ| ФОТО:

Деревянные духовые инструменты: слушать звуки инструментов

  1. Флейта| Слушать онлайн
  1. Кларнет| Слушать онлайн

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  1. Гобой | Слушать онлайн

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

  1. Фагот | Слушать онлайн

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Медные духовые инструменты: слушать звуки инструментов

  1. Труба| Слушать онлайн

    Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.