Тренировочные материалы по литературе. Контрольная работа: Образ Молчалина в комедии Александра Грибоедова Горе от ума Уровень владения теоретико-литературными понятиями

Действие 4

Явление 4

Репетилов

Напрасно страх тебя берёт,

Вслух, громко говорим, никто не разберёт.

Я сам, как схватятся о камерах*, присяжных,

О Бейроне, ну о матерьях важных,

Частенько слушаю, не разжимая губ;

Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп.

Ax, Alexandre! у нас тебя недоставало;

Послушай, миленький, потешь меня хоть мало;

Поедем-ка сейчас; мы, благо, на ходу;

С какими я тебя сведу

Людьми!!! Уж на меня нисколько не похожи!

Что за люди, mon cher! Сок умной молодёжи!

Чацкий

Бог с ними и с тобой. Куда я поскачу?

Зачем? в глухую ночь? Домой, я спать хочу.

Репетилов

Э! брось! кто нынче спит? Ну, полно,

без прелюдий,

Решись, а мы!.. у нас... решительные люди,

Горячих дюжина голов!

Чацкий

Да из чего беснуетесь вы столько?

Репетилов

Шумим, братец, шумим…

Чацкий

Шумите вы? и только?

Репетилов

Не место объяснять теперь и недосуг,

Но государственное дело:

Оно, вот видишь, не созрело,

Нельзя же вдруг.

Что за люди! mon cher! Без дальних я историй

Скажу тебе: во-первых, князь Григорий!!

Чудак единственный! нас со смеху морит!

Век с англичанами, вся английская складка,

И так же он сквозь зубы говорит,

И так же коротко обстрижен для порядка.

Ты не знаком? о! познакомься с ним.

Другой – Воркулов Евдоким;

Ты не слыхал, как он поет? о! диво!

Послушай, милый, особливо

Есть у него любимое одно:

"А! нон лашьяр ми, но, но, но" . *

Ещё у нас два брата:

Левон и Боринька, чудесные ребята!

Об них не знаешь что сказать;

Но если гения прикажете назвать:

Удушьев Ипполит Маркелыч!!!

Ты сочинения его

Читал ли что-нибудь? хоть мелочь?

Прочти, братец, да он не пишет ничего;

Вот эдаких людей бы сечь-то,

И приговаривать: писать, писать, писать;

В журналах можешь ты, однако, отыскать

Его отрывок, взгляд и нечто .

Об чём бишь нечто ? – обо всем;

Всё знает, мы его на чёрный день пасем.

Но голова у нас, какой в России нету,

Не надо называть, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист;

Да умный человек не может быть не плутом.

Когда ж об честности высокой говорит,

Каким-то демоном внушаем:

Глаза в крови, лицо горит,

Сам плачет, и мы все рыдаем.

Вот люди, есть ли им подобные? Навряд...

Ну, между ими я, конечно, зауряд,

Немножко поотстал, ленив, подумать ужас!

Однако ж я, когда, умишком понатужась,

Засяду, часу не сижу,

И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу.

Другие у меня мысль эту же подцепят

Другие шестеро на музыку кладут,

Другие хлопают, когда его дают.

Брат, смейся, а что любо, любо:

Способностями Бог меня не наградил,

Дал сердце доброе, вот чем я людям мил,

Совру – простят...

Лакей (у подъезда)

Карета Скалозуба!

Репетилов

(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

*Камера – палата депутатов

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова представлены образы московских дворян начала 19 века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство «века нынешнего» и «века минувшего», болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники «века минувшего» в комедии многочисленны. Это не только такие весомые и влиятельные в свете люди, как помещики-крепостники Фамусов и полковник Скалозуб, но и молодые дворяне, не имеющие высоких чинов и вынужденные «услуживать» влиятельным людям. Таков образ Молчалина в комедии «Горе от ума».

Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами». Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление «услужить».

Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, ценны в фамусовской среде.

В пьесе «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Как и все в фамусовском обществе, в комедии «Горе от ума» Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.

Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника «по должности», то есть из выгоды.

Молчалин полностью открывает свое лицо при взаимодействии со служанкой Лизой, которую выражает симпатию. «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы», – говорит она ему. Читателю становится понятно, что Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.

В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». Даже Софья готова идти наперекор свету ради любви: «Что мне молва?!» Наверное, поэтому Молчалин не находит в браке с Софьей «ничего завидного».

Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…»

Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
Таким образом, Молчалин – порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие этого героя – определяющие черты в характеристике Молчалина в комедии «Горе от ума». Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм.

Характеристика героя, рассуждение о его взглядах и идеалах, описание взаимоотношений с другими персонажами – все эти аргументы помогут ученикам 9 класса при написании сочинения на тему образа Молчалина в комедии «Горе от ума»

Тест по произведению

Янв 11 2017

Контрольная работа по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в формате ОГЭ (Климова Н.Б.)

Прочитайте текст и выполните задания 1–8.

Молчалин

Какая свадьба? с кем?

Лиза

А с барышней?

Молчалин

Надежды много впереди,

Без свадьбы время проволочим.

Лиза

Что вы, сударь! да мы кого ж

Себе в мужья другого прочим?

Молчалин

Не знаю. А меня так разбирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянёт!.. Да что? открыть ли душу?

Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного. Дай Бог ей век прожить богато,

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его.

Мой ангельчик, желал бы вполовину

К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;

Да нет, как ни твержу себе,

Готовлюсь нежным быть, а свижусь – и простыну.

София (в сторону)

Какие низости!

Чацкий (за колонною)

Лиза

И вам не совестно?

Молчалин

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Лиза

Сказать, сударь, у вас огромная опека!

Молчалин

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…

Лиза

Который кормит и поит,

А иногда и чином подарит?

Пойдёмте же, довольно толковали.

Молчалин

Пойдём любовь делить плачевной нашей крали.

Дай обниму тебя от сердца полноты.

(Лиза не даётся.)

Зачем она не ты!

(Хочет идти, София не пускает.)

Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.

Молчалин

Как! Софья Павловна…

София

Ни слова, ради Бога,

Молчите, я на всё решусь.

Молчалин (бросается на колена, София отталкивает его)

Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!..

София

Не помню ничего, не докучайте мне.

Воспоминания! как острый нож оне.

Молчалин (ползает у ног её)

Помилуйте…

София

Не подличайте, встаньте.

(А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)

Задания к фрагменту

  1. К какому роду литературы относится произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
  2. Укажите жанр произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
  3. Каким термином обозначается вопрос, не требующий ответа («Да что? открыть ли душу?»)?
  4. В любовный конфликт в «Горе от ума» вовлечено несколько персонажей. Установите соответствие между этими персонажами и их поступками, событиями их жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

А) Чацкий

В) Молчалин

ПОСТУПКИ, СОБЫТИЯ ЖИЗНИ

1) переводит часы в гостиной,

заставляет их играть

2) падает с лошади

3) встречает на балу старого приятеля

4) рассказывает о тайном собрании в Английском клубе

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

  1. Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?
  2. В приведённом фрагменте раскованное обращение Молчалина с Лизой противопоставлено его готовности унижаться и лицемерить перед Софьей. Каким термином обозначают противопоставление в художественном произведении?
  3. Как называется выразительное оценочное определение («плачевной нашей крали», «ужасный человек»)?
  4. Каким предстаёт Молчалин в данном фрагменте произведения?

В каких произведениях русской классики явлены «злонравия достойные плоды» и как их можно соотнести с комедией «Недоросль»?

«Злонравия достойные плоды» явлены в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и драме А. Н. Островского «Гроза».

Скалозубу, богатому полковнику, присущи такие же качества, как и Митрофану: скудное умственное развитие и нежелание развиваться. Скалозуб презирает образованных людей, а Митрофан единственной своей целью ставит женитьбу на Софье, которая называет его «достигшим последней степени развития». Последствием такого злонравия является моральное разложение и духовное опустошение героев.

Деспотизм, тирания и желание контролировать всех объединяет Простакову с Кабанихой Островского. Оба эти персонажа приносят вред окружающим: если из-за самодурства Кабанихи кончает жизнь самоубийством Катерина, то Простакова чуть не губит жизнь невинной Софьи, пытаясь выкрасть ее и выдать за своего малоразвитого сына.

В каких произведениях русской классики изображено столкновение невежества и просвещенности и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И.

Фонвизина?

Столкновение невежества и просвещенности изображено в таких произведениях, как комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова и драма А.Н. Островского «Гроза».

Герой Грибоедова Чацкий, просвещенный человек, конфликтует с представителями фамусовского общества. Так же как и отрицательные герои «Недоросля», они полностью отрицают идею просвещения: если Простакова объясняет свою позицию тем, что «без наук люди живут и жили», то Фамусов просто предлагает не церемонясь «собрать все книги бы да сжечь».

В драме Островского механик-самоучка Кулигин сталкивается с тупостью богатого купца Дикого. Так, желая принести пользу городу, Кулигин просит немного денег у купца на громоотвод, на что Дикой отвечает резким отказом, не желая расставаться с деньгами и в силу своей необразованности называя гром «Божьей карой». Как и в случае с Митрофаном, Простаковой и Скотининым, невежество Дикого «неизлечимо», образованные герои пьес так и не смогли образумить их и к концу пьес они духовно никак не изменяются.

Какая тема, считающаяся главной в комедии, получает свое развитие в данном фрагменте пьесы А. С. Грибоедова?

Главной темой в комедии «Горе от ума» является конфликт представителей «века минувшего» с представителями «веком нынешним».

Чацкий выступает здесь обличителем лжи, лицемерия, невежества и чинопочитания, а Фамусов и фамусовское общество – поклонниками всего вышеперечисленного.

В ответ на разоблачительный монолог Чацкого Фамусов называет его «карбонари» и «опасным человеком», которому нужно запретить «подъезжать к столицам». Фамусов своими репликами проявляет нам свой страх перед людьми, подобным Чацкому: прогрессивным, выступающим за просвещение России и противникам всего отжившего.

Что сближает с комедией «Горе от ума» другие произведения русской классики, обращенные к злободневным вопросам?

Подобно А. С. Грибоедову, к злободневным вопросам обращается Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль» и А. П. Чехов в комедии «Вишневый сад».

Как и Грибоедов, Фонвизин иллюстрирует общество, отрицающее идею просвещения и несправедливость общественного строя. Отрицательные герои обоих комедий (фамусовское общество – Простаковы, Скотинин) духовно обеднены, поэтому не видят смысла в получении глубоких знаний и заботятся только об обогащении.

На примере Раневской и Гаева Чехов показывает поколение уходящих в прошлое людей, а именно дворян, не желающих принимать действительность и живущих вчерашним днем. В подобном можно уличить и фамусовское общество, представителей «века минувшего», которые очень дорожат своей властью и опасаются, подобно Раневской и Гаеву, новых идей и взглядов.

Прочитайте текст и выполните задания 1-9.

Но Чичиков сказал просто, что подобное предприятие, или негоция, никак не будет несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России, а чрез минуту потом прибавил, что казна получит даже выгоды, ибо получит законные пошлины.

Так вы полагаете?..

Я полагаю, что это будет хорошо.

А, если хорошо, это другое дело: я против этого ничего, сказал Манилов и совершенно успокоился.

Теперь остаётся условиться в цене.

– Как в цене? – сказал опять Манилов и остановился. Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили своё существование? Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя.

Великий упрёк был бы историку предлагаемых событий, если бы он упустил сказать, что удовольствие одолело гостя после таких слов, произнесённых Маниловым. Как он ни был степенен и рассудителен, но тут чуть не произвёл даже скачок по образцу козла, что, как известно, производится только в самых сильных порывах радости. Он поворотился так сильно в креслах, что лопнула шерстяная материя, обтягивавшая подушку; сам Манилов посмотрел на него в некотором недоумении. Побуждённый признательностию, он наговорил тут же столько благодарностей, что тот смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест и наконец уже выразился, что это сущее ничего, что он, точно, хотел бы доказать чем-нибудь сердечное влечение, магнетизм души, а умершие души в некотором роде совершенная дрянь.

– Очень не дрянь, – сказал Чичиков, пожав ему руку. Здесь был испущен очень глубокий вздох. Казалось, он был настроен к сердечным излияниям; не без чувства и выражения произнёс он наконец следующие слова: Если б вы знали, какую услугу оказали сей, по-видимому, дрянью человеку без племени и роду! Да и действительно, чего не потерпел я? как барка какая-нибудь среди свирепых волн… Каких гонений, каких преследований не испытал, какого горя не вкусил, а за что? за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке!.. Тут даже он отёр платком выкатившуюся слезу.

Манилов был совершенно растроган. Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слёзы. Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать её так горячо, что тот уже не знал, как её выручить. Наконец, выдернувши её потихоньку, он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город. Потом взял шляпу и стал откланиваться.

(Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»)