Русская музыка, да и все русское искусство на протяжении своей истории было самым тесным образом связано с глубинным православным миросозерцанием. Именно здесь корни своеобразия и самобытности нашей культуры. За последний век связь эта была насильственно разрушена. Восстановление этой духовной связи - труднейшая задача, стоящая перед нашим обществом. Только на этом пути я вижу будущее нашего искусства.
Г.В.Свиридов
Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях. Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы.
Г.В.Свиридов
МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ)
Автор ряда музыкальных произведений камерного и ораториального жанра, среди которых: «Страсти по Матфею» для солистов, «Memento» для симфонического оркестра, «Со святыми упокой» для мужского хора и оркестра.
Произведения митрополита Илариона исполняют Симфонический оркестр Мариинского театра, Мельбурнский королевский филармонический оркестр, Московский Синодальный хор.
Митрополит Иларион - создатель жанра русской духовной инструментально-хоровой оратории на богослужебные тексты с использованием интонаций русского церковного пения, элементов музыкального стиля барокко и стиля русских композиторов XX века.
|
|
АРХИМАНДРИТ МАТФЕЙ (МОРМЫЛЬ)
Каждый
должен петь так, будто он поет последний раз в
жизни.
Архимандрит Матфей (в миру Лев Васильевич Мормыль) - выдающийся церковный композитор и хормейстер. Родился 5 марта1938 года на Северном Кавказе, в станице Архонская в семье казаков с потомственными музыкальными традициями.
Отец Матфей руководил хором Троице-Сергиевой Лавры почти 50 лет. За это время им была создана школа церковного пения, переложены многие песнопения и написано большое количество произведений, которые сегодня принято называть «лаврскими».
В 50-60-х годах он собирал и записывал фрагменты почти полностью разгромленного в предыдущие десятилетия традиционного церковного и монашеского пения. Когда в 90-е годы по всей стране стали открываться храмы и монастыри, копии его аранжировок стали основой репертуара для вновь создаваемых церковных хоров.
ДИАКОН СЕРГИЙ ТРУБАЧЕВ
В 1950 году он окончил институт им. Гнесиных, в 1954 году - Московскую консерваторию.
Диаконом Сергием Трубачевым созданы многочисленные церковно-певческие произведения, сделаны гармонизации монастырских и древнерусских распевов.
ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СВИРИДОВ
В 1936 году Георгий Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д.Д. Шостаковича.
Одна из ключевых тем в творчестве Свиридова - Россия.
Им были созданы литургические произведения для церковных хоров.
ДАВИД ФЕДОРОВИЧ ТУХМАНОВ
Творчество Давида Тухманова завоевало всенародное признание и любовь. Он сочинил около двухсот песен, музыку к кинофильмам и спектаклям. Композитор работает и в академическом жанре, он написал произведения: оратория «Легенда о Ермаке», поэма для скрипки с оркестром «Святая ночь», многочисленные камерные вокальные сочинения. Его опера «Царица» была поставлена в театре «Геликон-опера» в Москве и на сцене Александринского театра в Петербурге.
Давид Федорович Тухманов является кавалером почетного знака Российского Фонда Общественного Признания.
С 2008 года - член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
С 2010 года - член Патриаршего совета по культуре.
ПАТРИАРШИЙ ХОР ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Хор при храме был основан в 1998 году, а уже в 2000 году по благословению Патриарха Алексия II коллектив получил статус Патриаршего хора храма Христа Спасителя.
С 2007 года хор возглавляет регент Илья Толкачев.
Кроме исполнения духовных песнопений во время богослужений хор участвует в важных церковных и государственных торжествах, устраивает концерты классической музыки в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя.
Основу репертуара Патриаршего хора составляют выдающиеся творения русской духовной музыки, обработки русских народных песен и произведения русских композиторов: П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, П.Г. Чеснокова, А.Т. Гречанинова.
Патриарший хор Храма Христа Спасителя ведет активную гастрольную деятельность.
(FLV файл. Продолжительность 12 мин. Размер 97.3 Mb)
ХОР МОСКОВСКОГО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Сегодня в составе хора 30 человек, собственные композиторы и аранжировщики.
Регент хора - заслуженный артист России Никон Жила.
Кроме регулярных служб в Сретенском монастыре, хор поёт на торжественных Патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках Русской Православной Церкви.
Хор выступал на концертных площадках: зал библиотеки Конгресса США в Вашингтоне, Авери Фишер Холл в Линкольн-центре Нью-Йорка, Центр искусств в Торонто, Таун Холл в Сиднее, Берлинер Дом, Кэдогэн Холл в Лондоне, неоднократно давал концерты в Нотр-Дам де Пари.
В репертуаре хора помимо духовной музыки также собраны лучшие произведения песенной традиции России, которую составляют русские, украинские, казачьи народные песни, романсы и песни военных лет.
(FLV файл. Продолжительность 16 мин. Размер 123.5 Mb)
МОСКОВСКИЙ СИНОДАЛЬНЫЙ ХОР
На рубеже XIX-XX веков репертуар хора включал в себя не только церковные песнопения, но и произведения светской музыки, а также обработки русских народных песен. Хор исполнял произведения Сергея Рахманинова, Александра Кастальского, Петра Чайковского.
В 1919 году, когда Кремлевские соборы были закрыты, хор надолго прекратил своё существование.
3 января 2010 года в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Кирилл благословил возродить Московский Синодальный хор на базе церковного коллектива при храме Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Сегодня в составе хора 80 человек.
(FLV файл. Продолжительность 14 мин. Размер 109.1 Mb)
В светские произведения выдающихся русских композиторов органично вошли образы православной духовности, и нашли яркое воплощение интонации православной церковной музыки. Введение колокольного звона в оперные сцены стало традицией в русской опере XIX в.
Припадая к истокам
Обладающая высокими ценностными ориентирами, несущая нравственную чистоту и внутреннюю гармонию православная духовность, питала русскую музыку, в противовес, представляя и обличая ничтожность мирской суеты, низменность человеческих страстей и пороков.
Выдающуюся героико-трагическую оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), драму «Царская невеста», народные музыкальные драмы – М. П. Мусоргского, эпические оперы Н.А. Римского-Корсакова и др., постичь глубоко возможно только через призму православной религиозной культуры. Характеристики героев этих музыкальных произведений даны с точки зрения православных нравственно-этических представлений.
Мелос русских композиторов и церковные песнопения
Начиная с XIX в., православная церковная музыка проникает обильно в русскую классическую музыку на интонационно-тематическом уровне. Напоминает партесный стиль церковных песнопений квартет-молитва, которую поют герои оперы «Жизнь за царя» гениального Глинки, заключительная сольная сцена Ивана Сусанина является, по существу, молитвенным обращением к Богу перед кончиной, эпилог оперы начинается ликующим хором «Славься», близким к церковному жанру «Многолетия». Сольные партии героев в известной музыкальной народной драме о царе Борисе Мусоргского, раскрывающие образ православного монашества (старец Пимен, Юродивый, калики перехожие), пронизаны интонациями церковных песнопений.
Суровые хоры раскольников, выдержанные в стиле , представлены в опере Мусоргского «Хованщина». На интонациях знаменного пения построены главные темы первых частей знаменитых фортепианных концертов С.В. Рахманинова (второго и третьего).
Сцена из оперы “Хованщина” М.П. Мусоргского
Глубинная связь с православной культурой прослеживается в творчестве выдающегося мастера вокально-хорового жанра Г.В. Свиридова. Самобытный мелос композитора представляет собой синтез народно-песенного, церковно-канонического и кантового начал.
Знаменный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» – по трагедии А.К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются непревзойденными творениями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично сливаются с музыкальным языком XX в.
Звучат колокола
Колокольный звон считается неотъемлемой частью православной жизни. У большинства композиторов русской школы в музыкальном наследии присутствует образный мир колокольности.
Впервые в русскую оперу ввёл сцены с колокольным звоном Глинка: колокола сопровождают заключительную часть оперы «Жизнь за царя». Воссоздание в оркестре колокольного звона усиливает драматизм образа царя Бориса: сцена коронации и сцена смерти. (Мусоргский: музыкальная драма «Борис Годунов»).
Колокольностью наполнены многие произведения Рахманинова. Одним из ярких примеров является в этом смысле Прелюдия до-диез минор. Замечательные примеры воссоздания колокольного звона представлены в музыкальных сочинениях композитора XX в. В.А. Гаврилина («Перезвоны»).
А теперь – музыкальный подарок. Чудесная хоровая пасхальная миниатюра одного из русских композиторов. Уж здесь то колокольность проявляет себя более чем явно.
М. Васильев Тропарь Пасхи “Колокольчик”