Театр и музыка древней руси. Театральное искусство россии

Русское театральное творчество зародилось в эпоху первобытнообщинного строя и в большей степени, чем живопись и архитектура, связано с народным творчеством. Почвой, на которой появились его первоначальные элементы, являлась производственная деятельность славян, которые в народных обрядах и праздниках превратили ее в сложную систему драматического искусства.

Фольклорный театр в славянских странах существует и поныне. Свадьба, похороны, земледельческие праздники представляют собой сложные ритуалы, длящиеся порой несколько дней и широко использующие такие театральные элементы, как драматическое действие, пение, танец, костюм, декорации (обряжение свата, невесты, хороводы, ритуальные или развлекательные игры и т.д.). У древних славян нашел отражение и характерный для мирового язычества праздник воскрешения умершей природы.

После принятия христианства роль народных игрищ в жизни общества значительно снизилась (церковь преследовала язычество). Театральное народное творчество тем не менее продолжало жить до XX века. Поначалу его носителями были скоморохи. На народных игрищах исполнялись популярные «игры ряженых», «покойничьи» представления с «ученым медведем». Народный театр дал театр Петрушки.

Любимыми на Руси были кукольные представления – вертепа, позже райка (Украина), на юге и западе – батлейки (Беларусь). Эти представления давались с помощью деревянного ящика, разделенного на верхний и нижний ярусы. На верхнем этаже игралась серьезная часть представления на тему библейского сказания о рождении Христа и царе Ироде. На нижнем этаже показывали бытовые комические и сатирические сценки, во многом напоминавшие театр Петрушки. Постепенно серьезная часть вертепного представления сокращалась, а вторая часть разрасталась, дополняясь новыми комическими сценками, вертепный ящик из двухъярусного стал одноярусным.

Вплоть до XVII века в России театральность являлась органичным компонентом народных обрядов, календарных праздников, разыгрываемых хороводов. Элементы ее входили в церковную службу, и именно здесь по мере усиления светского начала в русском обществе начинает формироваться профессиональный театр.

Первоначально возникли литургические действа. Это достаточно сложные театральные представления, используемые для усиления воздействия церковной службы и прославления единства государственной и церковной власти. Известны «пещное действо» (инсценировка расправы царя Навуходоносора над христианами) и «хождение на осляти» (розыгрыш сюжета Библии в вербное воскресенье).

Дальнейшему развитию театрального дела в России способствовали придворный и школьный театры XVII века. Еще при царе Алексее Михайловиче придворные празднества, приемы, церемониалы стали оформляться с большой долей театральности – выразительно и пышно. Первый русский профессиональный театр комедийная храмина был придворным и входил в число регламентированных «потех» царя. Возглавил его в 1662 году магистр богословия, пастор и руководитель школы при лютеранской офицерской кирхе в Немецкой слободе Москвы И. Грегори. Само же здание было открыто в 1672 году в селе Преображенском спектаклем «Артаксерксово действо».

Появление школьного театра на Руси связано с развитием школярского образования. В западной Европе он возник в XII веке в гуманистических школах как своеобразный педагогический прием и первоначально служил только учебно-воспитательным целям. Он помогал учащимся в форме игры овладевать различными знаниями: латинским языком и библейскими сюжетами, поэтикой и ораторским искусством. В XVI веке возможности духовного воздействия школьного театра стали использоваться в религиозно-политических целях: Лютером в борьбе с католиками, иезуитами – с лютеранством и православием. В России школьный театр использовался православием в борьбе против римско-католического влияния. Его зарождению способствовал монах, воспитанник Киево-Могилянской академии, образованный человек, политический деятель, просветитель и поэт Симеон Полоцкий. В 1664 году он приезжает в Москву и становится воспитателем царских детей при дворе. В сборнике его произведений «Рифмологион» были напечатаны две пьесы – «Комедия о Новхудоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» и комедия «Притча о блудном сыне».

Пьесы С. Полоцкого по своему характеру предназначены для придворного театра. По своим достоинствам они стоят выше школьных пьес того времени и предваряют развитие театра XVIII века. Таким образом, функционирование «комедийной храмины» и появление первых профессиональных драматических произведений С. Полоцкого явилось началом исторически необходимого и закономерного процесса освоения достижений мировой театральной культуры в России.

Симеон Полоцкий был не только талантливым поэтом и драматургом. В мировой художественной культуре он сыграл значительную роль как крупнейший славянский теоретик искусства, рассматривающий проблемы художественного творчества – литературы, музыки, живописи. Как богослов, он отмечал, что искусство являет собой высшее духовное творчество. К нему он относил поэзию, музыку и живопись.

Интересны эстетические и воспитательные взгляды С.Полоцкого на искусство. Монах утверждал, что искусство прекрасного «есть духовная и душевная польза для людей». Согласно его рассуждениям, нет поэзии, живописи, музыки без гармонии, пропорции и ритма. Без искусства нет воспитания, так как через его воздействие на души людей отрицательные эмоции вытесняются положительными чувствами. Через красоту музыки и слова неудовлетворенные становятся терпеливыми, ленивые – тружениками, глупые – умными, грязные – чистыми сердцем.

С. Полоцкий создал первую в славянском регионе классификацию изобразительного искусства, возвысив живопись до Семи свободных искусств. То же касается и музыки. Он обосновал ее эстетическую ценность и доказал необходимость для церкви многоголосого пения в гармоничном сочетании голосов. Ладо-тональное разнообразие музыки, отмечал С. Полоцкий, диктуется ее воспитательной функцией.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

История возникновения русского театра

Введение

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Термины “театр”, “драма” вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин “комедия”, а на всем протяжении века –“потеха” (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину “театр” предшествовал термин “позорище”, термину “драма” – “игрище”, “игра”. В русском средневековье были распространены синомичные им определения – “бесовские”, или “сатанические”, скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину “игрище” близок термин “игра” (“игры скоморошеские”, “пировальные игры”). В этом смысле “игрой”, “игрищем” называли и свадьбу, и ряженье. Совершенно иное значение имеет “игра” в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины “игрище” и “игра” в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.

Народное творчество

Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряженьем, лицедейством.

Игрища прививали вкус к драматическому творчеству.

Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной организации: имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов. Игрищный характер имели также массовые поминки, они были приурочены к весне и назывались “русалиями”. В XV веке содержание понятия “русалии” определялось так: бесы в образе человеческом. А московский “Азбуковник” 1694 года уже определяет русалии как “игры скоморошеские”.

Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действиях. При феодализме театральное искусство культивировалось, с одной стороны “народными массами”, а с другой – феодальной знатью, соответственно дифференцировались и скоморохи.

В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи.

Киевской Руси были известны театры трех родов: придворный, церковный, народный.

Скоморошество

Старейшим “театром” были игрища народных лицедеев – скоморохов. Скоморошество – явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание.

Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью.

Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был “глум”, т. е. сатира. Скоморохов именуют “глумцами”, т. е. насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами.

Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии. О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев (“Повесть временных лет”). Церковные поучения XI-XII веков объявляют грехом и ряженья, к которым прибегают скоморохи. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее.

В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь “хитрецами”, “мастерами” пения, музыки, пляски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники. Их искусство идеологически было связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно к правящим массам. Это делало их мастерство не просто бесполезным, но, с точки зрения феодалов и духовенства, идеологически вредным и опасным. Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями. В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами. С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Скоморохи оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы.

Скоморохи привлекались и к народным придворным представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом. Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571 г.) и Потешную палату (1613 г.), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов.

Представления скоморохов объединили разные виды искусств: и собственно драматические, и церковные и “эстрадные”.

Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-мистическими элементами.

Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий – ведь власти преследовали скоморохов. Церковь также преследовала скоморохов, обращаясь за содействием к светской власти. Против скоморохов были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века, Уставная грамота начала XVI века. Церковь настойчиво ставила скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения (волхвами, колдунами). И все же продолжали жить скоморошеские представления, народный театр развивался.

В то же время церковь принимала все меры к утверждению своего влияния. Это нашло выражение в развитии литургической драмы. Одни литургические драмы пришли к нам вместе с христианством, другие – в XV веке вместе с вновь принятым торжественным уставом “великой церкви” (“Шествие на осмети”, “Умовение ног”).

Несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская церковь не создавала своего театра.

В XVII веке Симеон Полоцкий (1629-1680) пытался на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной.

Театры XVII века

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке – придворный и школьный театр.

Придворный театр

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы “Артаксерксово действо” (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских “отроков”. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Школьный театр

Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии – сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Появление придворного школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

Театр начала XVIII века

По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – “Комедиальная храмина”. Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I.

Заключение

Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители – представители демократической интеллигенции.

Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

ЛИТЕРАТУРА Существенную роль в развитии христианской культуры Древней Руси играла рукописная книга. Вместе с христианством Древняя Русь приняла существующую систему жанров церковной письменности, разработанную в Византии. В первую очередь это были библейские книги Ветхого Завета, в состав которых входили: «Закон», «Пророки», «Писания», также гимнография и «слова», связанные с толкованиями «Писания» и церковные молитвы и песнопения.




Исторические жанры опирались на фольклор, но вырабатывали книжные формы повествования. Они не допускали художественного вымысла; чаще всёго входят в состав летописей. Летопись один из первых оригинальных жанров русской литературы. Это исторические повествования о современных событиях, которые располагаются по годам. Для летописца важна не продолжительность правлений, а последовательность событий. Начало летописной статьи традиционно: «В лето,..», затем указывается год от сотворения мира и излагаются события этого года. Жанр летописи включает в себя разные жанры, например житийное повествование о Борисе и Глебе, военную повесть. Разнообразие тем, событий, жанров помогает летописцу рассказать об истории Руси. исторические жанры летопись, повесть, предание, сказание


«Повесть временных лет» самое значительное произведение русской литературы, составил ее монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Летописец не раз произносит проповедь призыв к любви, миру согласию. Эта летопись определяет место славян, место русского народа среди народов мира, рисует происхождение славянской письменности, образование Русского государства, рассказывает о войнах, победах и поражениях, о праздниках, традициях и обрядах, обращается к народным сказкам и легендам. Узнает читатель и о деловых договорах Руси с Константинополем.


Религиозно-дидактические жанры поучения, жития, торжественные слова, хождения часто создавались по поводу конкретного события, выполняли важную воспитательную роль. жанр поучений служил важным средством пропаганды нового религиозного вероучения. Например, «Поучения Феодосия Печерского». «Поучение» Владимира Мономаха, написанное им незадолго до смерти (около 1117 г.), летописцы рассматривали как завещание детям. Центральная идея «Поучения» строго соблюдать государственные интересы, а не личные.


Автор жития (агиограф) стремился создать образ идеального церковного героя. Обычно житие святого начиналось с краткого упоминания о его родителях (святой родится «от благоверную родителю и благочестиву»); затем речь шла о детстве святого, его поведении. Он отличался скромностью, послушанием, любил книги, чуждался игр со сверстниками, был проникнут благочестием. В дальнейшем начинается его подвижническая жизнь в монастыре или пустынном уединении. Он обладает способностью творить чудеса, вступать в общение с небесными силами. Кончина его мирная и тихая; тело его после смерти издает благоухание. В XIXII вв. в отдельных списках на Руси были известны переводные жития Николая Чудотворца, Антония Великого, Иоанна Златоуста, Алексея, человека Божия, и др. жанр жития – рассказы о подвигах святых. Жития зависели от типов святости: мученик, исповедник, преподобный, столпник, юродивый.


Образцом древнерусского оригинального княжеского жития является «Сказание о Борисе и Глебе». Автор сказания (анонимный), сохраняя историческую конкретность, подробно излагает факты злодейского убийства Бориса и Глеба. Однако композиционная схема жития несколько меняется показан лишь один эпизод жизни героев злодейское убийство. Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями-мучениками..


Жанр хождений В XI в. начинается хождение русских людей на христианский Восток, к святым местам. Для тех, кто не мог совершать паломничество в Палестину, некоей компенсацией становятся книги описания путёшествий-хождений. В XII в. появляется «Хождение игумена Даниила в святую землю», где подробно описываются святые места. Его интересуют природа, характер зданий Иерусалима, река Иордан и т, д. Много в хождении легенд, которые Даниил слышал во время своего путешествия либо почерпнул из книг.


Особенности древнерусской литературы 1.Рукописный характер. 2. Анонимность как следствие религиозно христианского отношения к человеку: В обществе не существовало понятия авторское право. Переписчики книг часто редактировали текст, вносили свои эпизоды, изменяли идейную направленность переписываемого текста, характер его стиля. Так появлялись новые редакции памятников. 3. Историзм. Героями древнерусской литературы являются преимущественно исторические личности. В ней практически отсутствует вымысел. Исторические события объясняются с религиозной точки зрения. Герои князья, правители Государства. 4.Темы красота и величие Русской земли; моральная красота русского человека. 5.Художественный метод: символизм, историзм, ритуальность, дидактизм ведущие принципы художественного метода, две стороны: строгая фотографичность и идеальное изображение действительности.


МУЗЫКА В эпоху Киевской Руси продолжается развитие обрядовых песен, трудовых, шуточно-сатирических, колыбельных, сформировался героический эпос. Эпическое народное творчество сохранилось в былинах, или старинах. Былина является произведением синтетического словесно- музыкального жанра.




Важнейшим явлением в музыкальной культуре этого времени было рождение знаменного пения как первой формы письменно фиксируемого в крюковой записи профессионального музыкального искусства. Знаменный распев, основной вид русских церковных напевов. Название происходит от старославянского слова «знамя». Знаменами, или крюками, назывались безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов. крюками


Голубчик, / палка, V крюк и другие, ставились непосредственно в текстах богослужебных книг. С увеличением количества знаков создавались певческие азбуки." title="В Древней Руси не было нот, знаки, например > голубчик, / палка, V крюк и другие, ставились непосредственно в текстах богослужебных книг. С увеличением количества знаков создавались певческие азбуки." class="link_thumb"> 14 В Древней Руси не было нот, знаки, например > голубчик, / палка, V крюк и другие, ставились непосредственно в текстах богослужебных книг. С увеличением количества знаков создавались певческие азбуки. голубчик, / палка, V крюк и другие, ставились непосредственно в текстах богослужебных книг. С увеличением количества знаков создавались певческие азбуки."> голубчик, / палка, V крюк и другие, ставились непосредственно в текстах богослужебных книг. С увеличением количества знаков создавались певческие азбуки."> голубчик, / палка, V крюк и другие, ставились непосредственно в текстах богослужебных книг. С увеличением количества знаков создавались певческие азбуки." title="В Древней Руси не было нот, знаки, например > голубчик, / палка, V крюк и другие, ставились непосредственно в текстах богослужебных книг. С увеличением количества знаков создавались певческие азбуки."> title="В Древней Руси не было нот, знаки, например > голубчик, / палка, V крюк и другие, ставились непосредственно в текстах богослужебных книг. С увеличением количества знаков создавались певческие азбуки.">



Творчество древнерусских распевщиков было близко к иконописи. Сначала работал гимнограф. Он расчленял текст, сообразуя напев подобна (образец, модель для песнопений) с текстом песнопения так, чтобы число фрагментов текста соответствовало количеству музыкальных строк напева подобна. Затем как клише накладывал музыкальную формулу на новые тексты, тонко варьируя детали мелодии там, где это необходимо. Особый музыкант-знаменщик «знаменовал» чистый лист бумаги будущей музыкальной рукописи, подписывал в определенной последовательности миниатюры, тексты песнопений, инициалы, музыкальные знаки знамена под текстом и, наконец, киноварные пометы под знаменами. Работа гимнографа в эпоху средневековья ценилась очень высоко, большинство из них даже были причислены к лику святых: Роман Сладкопевец, Иоанн Златоуст, Андрей Крйтский, Иоанн Дамаскин и др.




Древнерусская церковная музыка выражала идею единомыслия и единения, поэтому была преимущественно монодической, т. е. одноголосной унисоном, монодией. Канонической особенностью русской православной музыки является также принцип а сареlа (без сопровождения), так как лишь человеческий голос признавался единственным совершенным музыкальным инструментом, поскольку лишь голосом можно воплотить слово в музыкальных звуках, создать осмысленную мелодию. Столповой распев


К древнейшим жанрам гимнографии относятся: -псалмы, связанные с именем библейского царя Давида, псалмы очень разнообразны: одни звучат как хоровая декламация, напоминая чтение нараспев, другие как широкая, распевная лирическая песня. - тропарь (греч. «обращаю», «памятник победы», «трофей»). Характерная особенность текстов тропарей, помимо их краткости, частое использование сравнений, аллегорий. И в основном их содержание связано с прославлением празднуемых событий христианской церкви, воспеванием подвигов мучеников и подвижников. - кондак (греч. «краткий») краткое песнопение, многострофное произведение, где все строфы строились по одному образцу и исполнялись на один и тот же напев, варьировавшийся от строфы к строфе. -стихиры (греч. «многостишие»), часто отличались большой протяжностью и мелодическим богатством. - канон (греч. «норма», «правило») большая хоровая композиция, состоящая из девяти отделов, каждый из которых включал несколько песнопений. Если кондак это поэтическая проповедь, поучение, то канон торжественный хвалебный гимн. Важнейшими принципами организации древнерусского певческого искусства являются цикличность и ансамблевость.
Следует отметить особую роль Новгорода, который внес новое в церковную музыку. Именно здесь развилась и окрепла замечательная традиция колокольного звона. Переход от «била» к колоколу определенной, акустически выгодной конструкции, явился большим завоеванием в тембровой выразительности музыкального искусства. Вслед за Новгородом искусство колокольного звона развилось в Пскове. КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ




Репертуар скоморохов включал шуточные песни, драматические сценки, социальную сатиру «глумы», исполняемые в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент домры, волынки, бубна. Выступая на улицах, площадях, С. непосредственно общались со зрителями, вовлекали их в свою игру. Главный герой представления весёлый и разбитной мужик себе на уме, нередко пользовавшийся личиной комической простоватости.


Возникнув не позже середины 11 в. (изображение на фресках Софийского собора в Киеве, 1037), скоморошество достигло расцвета в 1517 вв., а в 18 в. постепенно угасло, передав некоторые традиции своего искусства балагану. Нередко подвергались гонениям со стороны церкви и гражданской власти. В 1648 и 1657 были изданы указы о запрещении скоморошества.