Эпиграфы к капитанской дочке. Проект.А.С.Пушкин "Капитанская дочка"

    Введение. Традиции пушкиноведения в изучении эпиграфов в произведении «Капитанская дочка»

    Основная часть. Система эпиграфов в художественной структуре «Капитанской дочки» А.С.Пушкина как выражение авторской позиции:

    Эпиграфируемые главы с точным указанием

а) из комедии Я. Б. Княжнина;

б) из народных лирических и свадебных песен;

в) из пословиц и народных песен;

г) из поэмы Хераскова;

д) эпиграф «из Сумарокова»

    Об эпиграфе ко всему произведению в целом:

«Береги честь смолоду. Пословица»

    Заключение. Система эпиграфирования в пушкинском

романе обладает особым значением

    Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность исследования . «Капитанская дочка» занимает в творчестве Пушкина особое место. Это последнее завершённое и опубликованное при жизни прозаическое произведение поэта, итог его идейных и творческих исканий. На протяжении двух веков «Капитанская дочка» привлекала внимание писателей, критиков и литературоведов. В настоящее время продолжается интенсивное изучение романа. Анализу «Капитанской дочки» посвящены монографии Г.П. Макогоненко, Е. Н. Купреяновой и других исследователей прозы Пушкина, множество статей.

Однако исследователи отмечают, что, несмотря на существование обширной литературы, посвященной творчеству Пушкина 1830-х годов, этот отрезок творческого пути писателя всё ещё является наименее изученным. Ряд важных вопросов, связанных с исследованием поэтики «Капитанской дочки», значение и происхождение эпиграфов к главам произведения остаётся мало затронутым.

Неоднократно отмечалось, что Пушкин, одновременно создавая художественное и историческое произведения о пугачёвском восстании, по-разному использовал собранный в ходе работы документальный материал, художественное наследие того времени. Однако исследователи ограничиваются рассмотрением отдельных аспектов проблемы. Систематический сопоставительный анализ народного творчества, художественных прозаических и поэтических отрывков из произведений и «Капитанской дочки» в литературе раскрыт в недостаточной степени.

Необходимостью полного, всестороннего исследования указанных проблем поэтики «Капитанской дочки», которое может существенно дополнить представления о и художественной прозе Пушкина в целом, обусловлена актуальность и научная новизна работы.

Цели исследования - выяснить происхождение эпиграфов, их художественную значимость в понимании произведения, а также на основании сравнительного анализа выявить случаи совпадения основной мысли эпиграфа и глав «Капитанской дочки».

Методы исследования. В работе применены основы сопоставительного метода.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и уточнении представлений о поэтике итогового романа Пушкина «Капитанская дочка» и об особенностях художественной прозы Пушкина в целом.

Материалы исследования могут быть использованы при изучении русской литературы XIX века, при подготовке спецкурсов и семинаров по изучению творчества Пушкина.

Система эпиграфов в художественной структуре «Капитанской дочки» А.С.Пушкина как выражение авторской позиции .

Изучение эпиграфов в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» имеет давнюю традицию в пушкиноведении. Кроме специальных работ, вопрос об эпиграфах «Капитанской дочки» ставился в многочисленных монографиях и статьях, посвященных пушкинской прозе. Исследователи давно обратили внимание на два типа эпиграфов в романе: одни из них восходят к народнопоэтической традиции, другие являются цитатами или стилизацией произведений русской литературы XVIII века. Контексты цитируемых первоисточников вступают во взаимные контакты друг с другом и с пушкинским контекстом. Благодаря этому создается подвижная система значений, образующая своеобразное многоголосие пушкинской прозы.

В работах о «Капитанской дочке» речь идет и о другой функции эпиграфов; они «иногда являются (...) как бы смысловым ключом произведения», «дают нам представление об авторском отношении к теме», «дают ключ к восприятию разных героев».

Особая роль эпиграфов в романе нарочито подчеркнута Пушкиным. Эпилог, написанный от лица «издателя», заканчивается словами: «Мы решились, с разрешения родственников, издать ее (рукопись Гринева) особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена». Это своего рода сигнал; эпиграфы в романе принадлежат «издателю», и, следовательно, их характер определяется логикой его представлений. В настоящей работе эпиграфы «Капитанской дочки» рассматриваются как некая единая, внутренне взаимосвязанная система, анализ которой позволяет проследить движение авторской мысли в романе.

Характерная особенность эпиграфов «Капитанской дочки» заключается в том, что все они даны неизменно с указанием первоисточника («народная песня», «народная пословица») или автора цитируемого произведения (Княжнин, Сумароков, Херасков). Читательские ассоциации определяются не только цитируемой строкой, но и кругом тех представлений, которые связаны с определенной литературной или фольклорной традицией. Многозначность, многоплановость возникающих ассоциаций позволяет выявить разные типы связей эпиграфа с контекстом пушкинского произведения.

Наиболее традиционным является такое использование эпиграфа, при котором тема, намеченная в нем, получает дальнейшее развитие в эпиграфируемой главе. Контекст цитируемого произведения служит своего рода подтекстом пушкинского романа. Примером таких эпиграфов могут служить цитаты из Княжнина в «Капитанской дочке». Эпиграф к I главе «Сержант гвардии», как установлено исследователями, взят из комедии Я. Б. Княжнина «Хвастун». В нем Пушкин слегка перефразировал диалог Верхолета и Честона, в котором противопоставляются понятия о дворянской чести. Пушкин сохраняет диалогический характер фрагмента, но снимает при этом имена персонажей Княжнина:

«- Был бы гвардии он завтра ж капитан.

Того не надобно; пусть в армии послужит.

Изрядно сказано! пускай его потужит...

Да кто его отец?

Княжнин».

Слегка видоизмененный текст комедии XVIII века в пушкинском эпиграфе приобретает более обобщенный смысл, сохраняя спорные мнения о воинской службе. Нравственные представления Гринева-отца воспринимаются читателем в контексте русской просветительской культуры. У Княжнина отец и сын (Честон и Замир) едины в своем представлении о чести и долге дворянина. В комедии классицизма настойчиво сохраняется просветительская идея предопределенности семейного воспитания, выраженная формулой: «каковы родители, таковы и дети». У Пушкина эта мысль значительно усложняется. В первой главе «Капитанской дочки», в отличие от комедии Княжнина, отец и сын в мыслях о воинской службе резко расходятся друг с другом. Вопреки просветительским представлениям XVIII века, по мысли Пушкина, мировосприятие молодого человека определяется не только семейной традицией, но и современной жизнью.

Диалог Княжнина в контексте «Капитанской дочки» связан с несостоявшимся спором отца и сына Гриневых. «Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня гарнизонная скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего».

2.Эпиграфируемые главы с точным указанием первоисточника (фольклорные и авторские):

а) из комедии Я. Б. Княжнина

Тема чести и долга сохраняется и в двух других эпиграфах, связанных с именем Княжнина. Анализируя эпиграф к IV главе «Поединок», В. Шкловский отмечает его «снижающий» характер. Поединок Гринева и Швабрина иронически воспринимается сквозь призму пародийной дуэли из комедии Княжнина «Чудаки», которая цитируется в эпиграфе:

« - Ин изволь и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Княжнин».

Персонажи комедии не могут понять друг друга, так как в понятие чести вкладывают узкосословный смысл, определенный их социальной принадлежностью. В главе «Поединок» так же, как в комедии Княжнина, через отношение к дуэли обнаруживаются разные представления о чести и долге - Гринев и Швабрин, если воспользоваться цитатой из «Чудаков», идут «путем французской чести».

В семействе капитана Миронова никто не одобряет дуэли не только потому, что «поединки формально запрещены в воинском артикуле», но и потому, что для Мироновых остается непонятной нравственная подоплека дуэли.

Благодаря соотнесенности эпиграфа с текстом главы создается пересечение разных точек зрения на событие, которое является важным сюжетным звеном в «Капитанской дочке». Для Василисы Егоровны дуэль - «смертоубийство», «душегубство», ничем не оправданное. Для старого солдата Ивана Игнатьевича - это пустая забава, которой противопоставляется смерть в бою: «Люди дерутся, что за невидальщина, смею спросить? Слава богу, ходил я под шведа и под турку: всего насмотрелся».

В стилистическом контексте «Капитанской дочки» традиционные для русской литературы XVIII века понятия «честь» и «долг» приобретают несвойственные для классицистической традиции значения.

Особенно иронично эпиграф из «Чудаков» звучит на фоне общего эпиграфа к «Капитанской дочке»: «Береги честь смолоду», выражающей по мысли Пушкина, основы общенародной нравственности, Петруше Гриневу предстоят куда более серьезные испытания, в которых он докажет свою верность идеалам чести, составляющим духовное наследие дворянского рода Гриневых.

Эпиграф к XIII главе «Арест» представляет собой, по наблюдению исследователей, имитацию комедийного стиля Княжнина:

«Не гневайтесь, сударь: по долгу моему

Я должен сей же час отправить вас в тюрьму,

Извольте, я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить дозволите - мне прежде.

Княжнин».

Поскольку в этом случае нет прямой цитаты, но указан «автор» «цитируемого» текста, очевидно, что Пушкину важно было ориентировать читателя на традицию, связанную с именем Княжнина.

Эпиграф «из Княжнина» так же, как каноническое для просветительской литературы понятие долга, создавал v читателя устойчивые ассоциации. В их свете поведение Гринева после возвращения из Белогорской крепости вполне соответствовало чувству воинского долга, воспитанному в отцовском доме. Эпиграф дан в форме диалога, который перекликается с последним разговором Зурина и Гринева перед арестом последнего. Чувство собственного достоинства, с которым Гринев встречает беду, ассоциируется в сознании читателя с поведением благородных героев Княжнина.

Три эпиграфа, объединенные именем известного драматурга XVIII века, помогают проследить движение идейно-нравственных представлений пушкинского героя. При приближении опасности Петруша Гринев руководствуется в своем поведении заветами отца. Кодекс чести потомственного дворянского семейства осознается не как докучливая мораль, а как прямое руководство к действию. Своей офицерской присяге Гринев - младший остается верен до конца своей жизни. Семейное предание возымело свою силу. Несостоявшийся в начале романа спор отца и сына по мере развития действия утрачивает свою актуальность.

б) из народных лирических и свадебных песен

В исследованиях о «Капитанской дочке» обращалось внимание на то, что некоторые эпиграфы романа «дают ключ к восприятию разных героев». К их числу относятся цитаты из народных лирических и свадебных песен.

Анализ показывает, что эти эпиграфы являются составной частью характеристики действующих лиц романа. Вместе с тем, выстроенные в один ряд, они дают своего рода микрофабулу одной из важных сюжетных линий «Капитанской дочки», создавая особый стилистический пласт произведения.

Названия нескольких глав пушкинского романа восходят к наиболее повторяющимся лирическим ситуациям народных песен о любви: «Любовь», «Разлука», «Сирота». Судьба главных героев Петруши Гринева и Маши Мироновой проецируется на поэтический контекст русской народной лирики. Эпиграфы, представляющие собой цитаты народных песен, становятся выражением высоких чувств героев, подчеркивая их верность друг другу в самых суровых жизненных испытаниях.

Есть соответствующая логика и в последовательности эпиграфов, относящихся к Маше Мироновой. В них цитаты из лирических песен о любви предшествуют свадебной песне, как это было в жизни любой крестьянской девушки от посиделок до свадьбы.

Анализ показывает, что эпиграф к главе «Сирота» является своего рода итогом темы, заданной в начале романа. Эта тема определяет отбор характерных деталей в воспоминаниях мемуариста. Одно из первых впечатлений Гринева от знакомства с домом коменданта запечатлело в его памяти лубочные картинки, которые красовались рядом с офицерским дип­ломом. Сюжет одной из этих картинок - «выбор невесты». При встрече Гринева с Машей Мироновой Василиса Егоровна представляет свою дочь как невесту-бесприданницу. В этой материнской характеристике капитанская дочка выглядит как простая крестьянская девушка, будущим которой озабочена неимущая родня: «Одна беда: Маша - девка на выданье, а какое уней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной невестою. Хорошо, коли найдется добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной невестою». Свадебная тема возникает и в первом эпиграфе к V главе:

«Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж,

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени.

Наколи, девка, ума-разума,

Ума-разума, приданова.

Песня народная».

Прямое продолжение темы - сцена прощания Маши с отцом, когда капитан Миронов перед смертью благословляет свою дочь так, как мог бы благословить ее на свадьбе: «Ну, Маша, будь счастлива. (...): Коли найдется добрый человек, дай бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной».

Гринев приезжает в Белогорскую крепость из осажденного Оренбурга за невестой, и Пугачев немедля предлагает: «Да мы тебя женим и на свадьбе твоей попируем!»

В главе «Сирота» в соответствии с эпиграфом отношения молодых героев с Пугачёвым окрашены песенной лирической интонацией. В речи Пугачева - реминисценции свадебной народной лирики: «Выручили красную девицу!» (...) «Закутим, запьем - и ворота запрем!». «Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет». Песенная характеристика в данном случае сближает героиню повести с неожиданным посаженым отцом. Исследователи не раз обращали внимание на соотнесенность эпиграфа и названия XII главы с сюжетной канвой романа . Подчеркнутая в эпиграфе и сюжете обрядовая ситуация (родительское благословение молодых на свадьбе) вводит в контекст романа целый ряд важных смысловых ассоциаций. В соответствии с народными традициями участники свадебного обряда объединены особыми обрядовыми отношениями, которые впоследствии на каждого из них налагают взаимные обязательства родственного характера. После свадьбы между посажеными родителями и молодыми устанавливаются прочные семейные узы. В «Капитанской дочке» условная обрядовая ситуация становится сюжетным узлом.

«Неожиданные происшествия» соединяют неразрывно не только влюбленных, но и дворянский род Гриневых с вождем крестьянского восстания. Пугачев - вожатый и посаженый отец - благословляет молодых и дарует им волю, а Гриневы сохраняют благодарную память о нем до конца своих дней, передавая ее как духовную эстафету своим детям и внукам.

в) из пословиц и народных песен

Трижды в качестве эпиграфов в «Капитанской дочке» используются пословицы. Известно, что по своей природе пословицы многозначны: смысл каждой из них зависит от ситуации, с которой она соотносится. В контексте «Капитанской дочки», в ее сложных сюжетных сцеплениях каждая из пословиц-эпиграфов приобретает многомерность, так как становится формой выражения разных точек зрения на то или иное событие.

Название, восьмой главы повторено в первой части эпиграфа: «Незваный гость хуже татарина. Пословица». В рукописи к этой главе был дан другой эпиграф: «И пришли к нам злодеи в обедни - и у соборной избы выкатили три бочки вина и пили, а нам ничего не дали (показания старосты Ивана Парамонова в марте 1774 года)». Пушкину в данном случае понадобилась обобщенная, а не единичная оценка происходящего, да и мотивировка конфликта в показаниях очевидца была слишком ничтожной для осмысления событий, происходящих в Белогорской крепости. Смысл эпиграфа, вошедшего в печатный текст романа, подробно проанализирован в статье М. П. Якубович «Об эпиграфах к «Капитанской дочке». Автор убедительно показывает, что незваными гостями здесь именуются Пугачев и пугачевцы. Отношение, выраженное в эпиграфе, объединяет людей, социально противостоящих восставшим. В их числе оказываются и Гринев, и его слуга Савельич, попадья и погибшие муж и жена Мироновы. Грабеж, производимый пугачевцами в офицерских домах, действительно, ассоциируется с последствиями татарского нашествия: (...) «Стулья, столы, сундуки были переломаны; посуда перебита; все растаскано (...); шкап был разломан и ограблен; лампадка теплилась еще перед опустевшим кивотом». В суровом реализме лаконичных описаний мы узнаем детали, напоминающие хронику «Истории Пугачева»: «Проходя мимо площади, я увидел несколько башкирцев, которые теснились около виселицы и стаскивали сапоги с повешенных».

Пушкин не стремится скрыть жестокости «русского бунта», но при художественном анализе событий крестьянской войны он, по словам Ю. М. Лотмана, сталкивается «с поразившим его явлением; крайняя жестокость обеих враждующих сторон проистекала часто не от кровожадности тех или иных лиц, а от столкновения непримиримых социальных концепций».

Пушкинский герой неожиданно для себя открывает в «незваных гостях» нечто такое, что противоречит однозначной социальной оценке. Встрече с Пугачевым в этой главе предшествует удивление «странному сцеплению обстоятельств: тулуп, подаренный бродяге, избавлял меня от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!»

Пушкин ведет своего героя от ненависти и удивления к узнаванию. Поначалу это чисто внешнее рассматривание собеседника, идущее вразрез с предыдущей оценкой «незваных гостей»: «Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. (...) Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю». Чтобы оценить нравственную высоту Гриневской объективности, достаточно вспомнить описание пугачевцев, данное в одном из известных печатных источников «Капитанской дочки» -«Рассказ моей бабушки» А. П. Крюкова: «Какие ужасные у них были рожи! Ты видел, дитя мое, картину страшного суда, которая представлена на паперти здешнего собора? Видел на ней врага рода человеческого, притягивающего к себе цепью бедных грешников: ну, вот ни дать, ни взять, ахов был Хлопуша, тот же высокий сутуловатый рост, те же широкие плечи, та же длинная свинцовая рожа, те же страшные, кровью налитые глаза (...). Недоставало только рогов да копыт».

Возникшая внезапно внешняя симпатия для Гринева оборачивается нравственным потрясением, навсегда определившим его неординарное отношение к участникам «странного военного совета». «Заунывная бурлацкая песня», которую поют пугачевцы, давно тревожила воображение Пушкина. Он процитировал ее в «Дубровском», а в «Капитанской дочке» ввел песенный текст целиком.

Тема песни «Не шуми, мати, зеленая дубравушка» - тема чести, как ее понимает «детинушка - крестьянский сын». «Независимость, храбрость, благородство (честь вообще)», с большой поэтической силой выраженные в народной песне, понятны Гриневу, ибо в своем поведении он с некоторых пор также руководствуется этими нравственными принципами. Нетрудно заподозрить, что через сказку и песню к народным основам миросозерцания невольно приобщается и Петруша Гринев. Происходит своего рода восхождение героя к высотам народной нравственности, что и делает героев в человеческом плане соизмеримыми (чего стоит один только кивок Пугачева перед казнью!).

Эпиграф к последней главе «Суд» - «Мирская молва - морская волна. Пословица» - частично проанализирован М. И. Якубович. Она пишет: «Этот эпиграф, относящийся, главным образом, к судьбе Петруши Гринева, подводит также итог всей повести. Суд, разразившийся над Гриневым,- только часть событий (заглавие всего не охватывает, эпиграф шире)».

Однако вряд ли можно согласиться с выводом, который заключает эти рассуждения: «Поездка Марьи Ивановны - все это тоже подлежит мирской молве, и все разносится, как морская волна.»

Прежде всего, необходимо обратить внимание на соотнесенность названия последней главы и ее эпиграфа, в свете которой название приобретает объемную многозначность. «Суд» в контексте «Капитанской дочки» - это и юридический процесс, и мирская молва, для которой, по мысли самого рассказчика, было достаточно оснований, и отношение к происходящему отца Андрея Петровича Гринева и, наконец, суд собственной чести, который убеждает героя в необходимости «объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надежным».

Не случайно расстановка сил в главе «Суд» связана с отношением каждого из действующих лиц к «мирской молве». «Мирской молве» доступна лишь внешняя сторона событий, странным образом соединивших Гринева с Пугачевым: «А слышно от перебежчиков, что он был у Пугачева в слободе и с ним вместе ездил в Белогорскую крепость, в коей прежде находился он на службе»,- сообщает суду оренбургский генерал. Воспринятые формально свидетельства «мирской молвы» могут быть поняты как прямое доказательство измены Гринева воинскому долгу «офицера и дворянина». Однако правда человеческих отношений Петра Гринева и Пугачева недоступна формальной логике государственного судопроизводства. Честность и благородство Гринева, по достоинству оцененные Пугачевым, ставятся под сомнение судебной комиссией. «Мирская молва» и ложный донос оказываются сильнее правды. Со временем схлынет волна неверной мирской молвы, и в мемуарах Гринева обнажится высокая правда человеческих отношений молодого, дворянина и его вожатого, их взаимное невольное влечение друг к другу.

г) из поэмы Хераскова

В. Шкловский отмечал, что «эпиграфы, относящиеся к Пугачеву, взяты из таких стихотворений, в которых строчкой позже или строчкой раньше упоминается слово «Российский царь».

Таким образом, контекст, появляющийся в сознании читателя, намекал на царственный облик Пугачева. К числу таких эпиграфов относятся строки из поэмы Хераскова «Россияда», предшествующие главе «Осада города»:

«Заняв луга и горы,

С вершины, как орел, бросал на град он взоры.

За станом повелел соорудить раскат,

В нем перуны скрыв, в нощи привесть под град.

Херасков».

Поэма Хераскова, как известно,- образец классицистической эпической поэмы. Выбор жанра определял героическое в изображении исторических событий и героев. Поэма была посвящена Екатерине II, и деяния государыни - «завоевательницы Юга» ассоциативно связывались с историческим походом Ивана Грозного на Казань. Герои поэмы - царь-воин, возглавивший поход, и его мудрые советники и неустрашимые военачальники, пылающие любовью к Отечеству. Каждый из них - ратоборец, вступающий в бой с неприятелем. Воспевая подвиги предков, Херасков воздавал хвалу «Второй Екатерине» и ее полководцам.

В контексте X главы цитата из «Россияды» вызывает другие ассоциации. Патетическое начало поэмы приходит в прямое противоречие с иронически-сниженным описанием действий оренбургского генералитета», из двух способов действия «противу мятежников»- «наступательного» или «оборонительного, выбирающего «действие оборонительное» как более верное и безопасное.

Так же, как во второй песне «Россияды», главный эпизод главы «Осада города» - заседание военного совета. Ассоциация тем более очевидна, что оренбургский (генерал толкует о «безопасности провинций», «вверенных» ему «ее императорским величеством, всемилостивейшей (...) государыней».

Но в «Капитанской дочке» сцены «знаменитого совета» изображаются пародийно. Главным «стратегом» оказывается «толстый и румяный старичок в глазетовом кафтане», советующий действовать «ни наступательно», «ни оборонительно», а «подкупательно». В сознании читателя происходит переакцентировка ассоциаций, характерных для героической поэмы XVI века: «Все полагали, что благоразумнее оставаться под прикрытием пушек за крепкой каменной стеною, нежели на открытом поле испытывать счастье орудия».

Вообще, предлагает расправиться и со Швабриным, и с Гриневым. Хлопуша оказывается великодушнее: «Полно, Наумыч,- сказал он ему.- Тебе бы все душить да резать. Что ты за богатырь? Поглядеть, так в чем душа держится. Сам в могилу смотришь, а других губишь». Это внезапное заступничество тем более значительно, что исходит от «ссыльного преступника». Поэтическая образность народной разбойничьей песни придает облику отважного сподвижника Пугачеву эпический характер; «Конечно, - отвечал Хлопуша,- и я грешен, и эта рука (тут он сжал свой-костлявый кулак и, засуча рукава, открыл косматую руку), и эта рука повинна в пролитой христианской крови. Но я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье, да в темном лес, не дома, сидя за печью, кистенем и обухом, а не бабьим наговором».

В словах Хлопуши выразилось народное представление о чести «благородного разбойника» - одного из наиболее поэтических лиц русского фольклора. В соответствии с этим представлением разбойнику ставится в заслугу не скорая расправа, а «удаль молодецкая», которая сочетается с великодушной добротой справедливого народного Героя.

Таким образом, великодушие Пугачева в «Капитанской дочке»- не исключительное свойство одного вожатого, а отличительная черта русского народного характера, воплощением которого являются пугачевцы. «Ласковость» Пугачева, его доброта и великодушие в главе «Мятежная слобода» не переходят в свою противоположность, как это случается в притчах, повествующих о «львах».

«Странные отношения», соединившие Гринева с Пугачевым, вносят поправку в те традиционные представления, которые связаны с именем Сумарокова и в духе которых воспитан пушкинский герой.

д) эпиграф «из Сумарокова»

Второй эпиграф, относящийся к Пугачеву, предшествует следующей - XI главе «Мятежная слобода»:

«В ту пору лев был сыт, хоть сроду он свиреп.

Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?

Спросил он ласково.

А. Сумароков».

Эти строки - своего рода литературная мистификация. Он «сочинен самим Пушкиным, искусно имитировавшим стиль басен Сумарокова». Не случайна стилизация в духе сумароковских притч. Пушкину важен был характер жанра, в котором появляется образ льва. Однако у Сумарокова не нашлось строк, которые соответствовали бы контексту «Капитанской дочки». Согласно традиции, лев в сумароксвских притчах всегда - тиран и деспот, который в своих отношениях с другими зверями руководствуется только правом кровожадной силы. В басне «Лев, притворившийся больным», например, звери идут навестить больного льва, чтоб «воспринять последнее прощенье».

«Лисица не пришла к нему,

IПричиною тому,

Что множество зверей к нему в лес темный входит,

И ни одна душа оттоле не выбродит».

Пушкину нужно было подчеркнуть (и анализ черновика свидетельствует об этом замысле) необычный эмоциональный настрой басенного персонажа. Эпиграф «из Сумарокова» - своего рода код к восприятию главы и, прежде всего,- к восприятию поведения Пугачева. Мысль читателя направлена по заведомо ложному пути и приходит в прямое столкновение с логикой характера Пугачева «Капитанской дочки».

В контексте главы «Мятежная слобода» эпиграф создает эффект обманутого ожидания. Имя Сумарокова здесь - такой же знак устойчивой традиции, как и выбор жанра притчи. А. П. Сумароков был автором «проклинательных» стихов в адрес Пугачева;

«Сей варвар не щадил ни возраста, ни пола.

Пес бешеный, что встретит, то грызет.

Подобно так на луг из блатистого дола

Дракон, шипя, полает».

Стилизация сумароковской притчи в сознании читателя ассоциировалась с обликом «кровожадного злодея», каким представлялся Пугачев в поэзии и прозе XVIII -начала XIX вв. He случайно в этой главе возникает спор пугачевских «енаралов» об участии Гринева, оказавшегося в «мятежной слободе». Белобородое, высказывая недоверие ко всем дворянам.

е) об эпиграфе ко всему произведению в целом: «Береги честь смолоду. Пословица»

В заключение остается сказать несколько слов об эпиграфе ко всему произведению в целом: «Береги честь смолоду. Пословица». Эта пословица, как известно, повторяется в тексте «Капитанской дочки». В развернутом виде ее цитирует Андрей Петрович Гринев, давая отцовское напутствие сыну перед воинской службой: «(...) помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». В устах Гринева- старшего эти слова становятся выражением нравственного кодекса русского дворянства, воспитанного в духе просветительских идей XVIII века. Верность этому сословному кодексу как драгоценное семейное наследие передается от отца к сыну.

Однако та же пословица, которая в качестве эпиграфа предшествует «Капитанской дочке», приобретает в контексте романа новый смысл. Слова «береги честь смолоду» проецируются на нравственный опыт Гринева-

Младшего, опыт, не только переданный семейной традицией, но и приобретенный героем в пекле пожара крестьянской войны. Честь, сбереженная смолоду, позволяет ему быть правдивым свидетелем, выступившим в защиту «одного из самых поэтических лиц русской истории» в то время, когда в дворянской среде еще не прекращались «проклинательные» стенания в адрес Пугачева.

III . Заключение. Система эпиграфов в пушкинском романе обладает особым значением.

Нравственный опыт передового русского дворянства, воспитанного в духе просветительских традиций, обогащается нравственным опытом народной России. На этом пути видит Пушкин возможные перспективы будущего исторического развития. Тем более важно, что в «Капитанской дочке» он их обнаружил в момент наибольшего противостояния главных со­циальных сил русского общества.

Названные типы не исчерпывают всех видов взаимосвязей эпиграфов с контекстом «Капитанской дочки». Но и приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в том, что система эпиграфирования в пушкинском романе обладает особым значением, помогающим понять авторский замысел в его необычайной сложности и глубине.

Список использованных источников и литературы.

1 .www . aleksandrpushkin . net . ru

Якубович М. П. Об эпиграфах к «Капитанской дочке», СПБ,2001, Т. 76. С. 111 - 135.

    http://feb-web.ru/feb/pushkin

Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. Орлов А. С. Народные песни в «Капитанской дочке» Пушкина. С. 94,

    Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. Изд. 2-е. М., 1955. С. 69, 72.

    Пушкин А. С. Капитанская дочка. //Полное собрание сочинений//

    www.rvb.ru/18vek/knvazrmm/index.htm

Русская виртуальная библиотека. Княжнин Я.Б. Избранное.

6. www . aJeksandmushkin . net . ru

Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская

дочка», М. - Просвещение,1977 С. 154.

7. www , rvb . ru / pushkin /

Пушкин А. С. /О дворянстве/. //Полное собрание сочинений. В 16-ти т.// Т. XII. Критика. Автобиография. М - Л., 1949. С. 205.

Роль эпиграфов в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

В конце 20-х - 30-х годов XIX века А.С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в становлении государства. Писатель обращается к актуальной теме крестьянских выступлений. Результатом его трудов стали произведения - «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», «Полтава».

«Капитанская дочка» - итоговое произведение А.С. Пушкина. Она рассказывает о крестьянском восстании, предводителем которого был казак Емельян Пугачев. Повествование ведется от лица главного героя, который в молодости стал свидетелем и участником описываемых событий.

В романе «Капитанская дочка» проявилась типичная черта пушкинской прозы - ее аналитический характер. В этом произведении А.С. Пушкин выступает и как историк, и как художник-мыслитель, творчески осмысливающий и художественно воссоздающий историю своего народа, страны. Поэта интересует эпоха 18 века. В этом веке выковывалось русское дворянство, а с ним и все русское общество. А.С. Пушкин обращается к новому для себя жанру исторического романа, в котором частная судьба показывается через историю, а история - через частную судьбу.

В основе сюжета повести «Капитанская дочка» судьбы обычных, «маленьких» людей, переплетенные с историей народа, страны. Автору интересен мир простого человека, его отношение к ценностям жизни, важнейшими из которых являются честь и достоинство.

Общий эпиграф -- «Береги честь смолоду» -- отражает главную мысль произведения, причем он характеризует не только главного героя Петрушу Гринева, но и других героев, их поступки: Швабрина, Маши Мироновой, капитана Миронова и его жены.

Пословица, взятая А.С. Пушкиным в качестве эпиграфа ко всему роману, обращает внимание читателя на идейно-нравственное содержание произведения: одна из главных проблем романа - проблема чести, нравственного долга.

В.Г. Белинский видел в повести «Капитанская дочка» «изображение нравов русского общества в царствование Екатерины». Показывая в романе различные типы сознания: патриархального, дворянского, народного, индивидуалистического, А.С. Пушкин как бы ставил психологический эксперимент. Мудрость русского народа, закрепленная в пословице, выступает здесь в качестве жизненного ориентира, нравственной основы общества.

Полностью эту пословицу вспоминает отец Петруши, Андрей Петрович Гринев, служивший при графе Минихе. Он ставит честь превыше всего - выше карьеры, состояния и душевного комфорта. Для сына своего он выбирает путь честного офицера, отправляя его не в блистательный гвардейский полк, к которому Петруша был приписан с рождения, а в армию, в далекий гарнизон.

Рассказывая о начале жизненного пути Петруши, обычного дворянского недоросля, А.С. Пушкин подчеркивает влияние отца на формирование его характера эпиграфом к первой главе «Сержант гвардии»:

  • -Был бы гвардии он завтра ж капитан.
  • - Того не надобно; пусть в армии послужит.
  • - Изрядно сказано! пускай его потужит…
  • - Да кто его отец?

В эпиграфе к главе «Сержант гвардии» раскрывается понимание Андреем Петровичем и Петрушей долга офицера. Петр Гринев - молодой дворянин, уездный недоросль. Он получил провинциальное образование у француза. Отец его - Андрей Петрович Гринев рассматривал понятие долга с позиции офицера. Он считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, «служить верно тому, кому присягнешь». И службу надо начинать с низов, чтобы узнать трудности армейские.

Эпиграфом ко II главе «Вожатый» является старинная песня:

Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что, не сам ли я на тебя зашел,

Что, не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

Из данного эпиграфа нетрудно догадаться, что в этой главе кто-то из героев попадёт в трудную ситуацию, во многом из-за необдуманных действий, «прыткости, бодрости» молодецкой. Действительно, Петр Гринёв, не послушав ямщика, который указывал на предвещавшуюся бурю, попал в незнакомое ему место, как и говорится в эпиграфе.

Эпиграф к третьей главе «Крепость» взят из солдатской песни:

Мы в фортеции живём,

Хлеб едим и воду пьём,

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

В третьей главе описывается жизнь в Белогорской крепости, поэтому А.С. Пушкин в качестве эпиграфа взял строки из солдатской песни, описывающие обычные занятия людей, живущих в крепости.

Эпиграф к четвертой главе «Поединок» взят у Княжнина: «Ин изволь и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру!». Он не несет скрытого смысла. В этой главе рассказывается о дуэли между Швабриным и Гринёвым.

В пятой главе «Любовь» речь идет об обыкновенной русской девушке Маше, которая надеется встретить свою любовь. Через эпиграф автор обращается к девушке. В качестве эпиграфа служат строчки из народной песни:

Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Ума-разума, приданова.

Буде лучше меня найдёшь, позабудешь,

Если хуже меня найдёшь, воспомянешь.

Внимание молодой девушки привлекает Швабрин, сосланный в Белогорскую крепость за участие в дуэли. Поначалу ее привлекает образованность и начитанность молодого офицера. Однако вскоре Швабрин совершает ряд подлых поступков, что заставляет Машу с негодованием отвергнуть его домогательства. Настоящую любовь Маша встречает в лице Гринева.

Автор как будто Маше советует не спешить выходить замуж, а подумать самой и спросить у родных. Но если смотреть на эти строки, то, скорее всего, они обращены к Гринёву, а не к Маше, ведь именно ему отец не дал благословения на женитьбу, сославшись на его молодость и неопытность. Второй эпиграф даёт понять читателю, что расставание героев, действительно, произошло.

Шестая глава «Пугачевщина» рассказывает о том, как стихийно надвигается на Белогорскую крепость «неведомая сила» - войско Пугачева. Пугачевское восстание несет с собой разрушение и гибель.

В эпиграф к главе шестой поставлена песня:

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати.

В этой главе в Белогорскую крепость приходит известие о начале пугачёвского восстания. Основные действия в главе связаны с профессиональной деятельностью Иваном Кузьмича и его соратников, опытных служивых. Молодые офицеры столкнулись с реальной опасностью, с настоящими военными проблемами.

В седьмой главе «Приступ» отражена ключевая ситуация «Капитанской дочки» - взятие крепости Пугачевым и поведение при этом героев. Все участники событий оказываются в ситуации выбора жизни или смерти: каждый из них делает его в соответствии со своими представлениями о морали, чести и долга.

Эпиграф к этой главе - народная песня:

Голова моя, головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости,

Как ни слова себе доброго

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую,

Ещё петельку шелковую.

Смысл эпиграфа к этой главе заключен в том, что служба, которую несли Иван Кузьмич, Гринёв и другие, не принесла им ни богатства, ни славы, а привела их лишь к виселице. Эта глава является одной из ключевых, так как в ней описано взятие крепости Пугачёвым и поведение каждого в этой ситуации. Кто-то, перешагнув через свои моральные принципы, мог присягнуть самозванцу, а кто-то, оставшись верным истинному государю, попадёт на виселицу.

В восьмой главе «Незваный гость» Гринев становится «незваным гостем» у Пугачева. Эпиграф к этой главе: «Незваный гость хуже татарина». На «странном военном совете» главный герой слышит «заунывную бурлацкую песню»: «Не шуми, мати зеленая дубровушка». Его «пиитическим ужасом» потрясает не только сама песня, сколько поющие ее люди, «обреченные виселице».

В эпиграфе к главе «Разлука» содержится основная мысль:

Сладко было спознаваться

Мне, прекрасная, с тобой;

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой.

В этой главе предстоит «грустное» расставание двух влюбленных. Петр Гринёв покидает Белогорскую крепость и прощается с больной Марьей Ивановной. Однако и это, испытание разлукой, они достойно проходят.

В строках эпиграфа к десятой главе «Осада города» звучат слова Хераскова:

Заняв луга и горы,

С вершины, как орёл, бросал на град он взоры.

За станом повелел соорудить раскат

И, в нём перуны скрыв, в нощи привесть под град.

Гринев прибыл в Оренбург, началась осада этого города Пугачёвым. Он точно так, как в песне, окружил город. В этой главе Петр Гринев становится перед выбором: долг офицера или долг чувства. «В нощи» он пытается спасти Марью Ивановну.

В эпиграфе к одиннадцатой главе «Мятежная слобода» звучат слова А. Сумарокова:

В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» -

Спросил он ласково.

А.С. Пушкин сравнивает Пугачёва со львом. Но в «Мятежной Слободе» Пугачев принимает Гринева «ласково». Именно в этой главе Гринёв пришёл к Пугачёву просить разрешения выехать в Белогорскую крепость. Петр знал, что это опасно, но предводитель восстания живет по принципу: «Долг платежом красен». Поэтому он решается еще раз помочь Петру Гриневу спасти Машу от Швабрина.

Эпиграф к двенадцатой главе «Сирота»:

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей, у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить - то её некому,

Благословить-то её некому.

Свадебная песня.

Он исполнен грусти и переживания за девушку-сироту.

В главе «Сирота» Гринев и Пугачев приезжают в Белогорскую крепость. Там они находят Машу «в крестьянском оборванном платье», «с растрепанными волосами». Она осталась сиротой, у нее «ни отца нет, ни матери». Все надежды на спасение капитанская дочка возлагает на возлюбленного Гринева. Однако главным спасителем является Пугачев, который изъявляет желание быть «посаженым отцом» на их свадьбе.

В тринадцатой главе «Арест» для влюбленных появляется новое испытание: Гринев арестован и обвинен в предательстве. Эпиграф к этой главе: Не гневайтесь, сударь: по долгу моему

Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.

Извольте, я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить изволите мне прежде.

знакомит читателей с заключением этой главы, когда Зурин, приятель Гринёва, вынужден арестовать его, так как правительство, разузнав о «дружеских путешествиях» с Пугачёвым, прислало приказ об аресте.

Эпиграф к четырнадцатой главе «Суд»: «Мирская молва - Морская волна».

Эта пословица в качестве эпиграфа выбрана Пушкиным, потому что именно из-за людской молвы Гринёв был отдан под суд. Но пословица также гласит, что эта молва неверна и шатка и проходит, как волна. Так и Маша сумела изменить мнение императрицы. Ведь помилование Петруши происходит не благодаря императрице, а благодаря Маше. Она отправляется в Петербург, именно Маша сумела объяснить, чем были вызваны поступки Гринева, именно она заставила императрицу поверить себе.

Таким образом, целая система эпиграфов использована А.С. Пушкиным в романе «Капитанская дочка». Эпиграфы отражают авторскую точку зрения. Каждый эпиграф является лаконичным «конспектом» содержания главы, указывает на ее эмоциональные особенности. Эпиграф подчеркивает основную мысль произведения и придает ему своеобразное освещение.

Вся история пугачёвского восстания разделяет людей на две группы: первая - дворяне, а вторая - простой народ. Пушкин тоже смог это сделать в своём произведении при помощи эпиграфов. Большая их часть -- фольклорные тексты: пословицы и отрывки из народных песен. Они отражают истинно народный взгляд автора на события.

Проанализировав эпиграфы к «Капитанской дочке», понимаешь, что они -- разгадка, ключ к пониманию авторской позиции по отношению к героям, ключ к нашему пониманию Пушкина -- писателя и гражданина.

Моисеева Ангелина.

Литература. 7 класс. Проект. А.С.Пушкин "Капитанская дочка". Значение эпиграфов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

1 слайд . Значение эпиграфов в «Капитанской дочке»

2. слайд


  1. Продемонстрировать многофункциональную роль эпиграфа в литературном произведении.

  2. Развитие навыка самостоятельной работы с текстом, словарями, дополнительной литературой, в Интернете.

  3. Формирование нравственных критериев, связанных с понятиями «честь», «национальное самосознание».

  4. Обучение общению в ситуации диалога.

3 слайд.

Эпиграф – короткий текст, помещаемый автором перед своим сочинением или его частью. Как правило, эпиграф представляет собой цитату из какого-либо источника- литературного произведения, произведения фольклора, философского трактата и т.д.

Характер эпиграфов в «Капитанской дочке» интересен, необычен для поэта: из 17 эпиграфов 10 заимствованы из фольклора. Эпиграфы подобраны к каждой главе и ко всему роману, то есть составляют систему. О том, что система эпиграфов гармонирует с идейным содержанием, говорится в конце повести: «Мы решились, с разрешения родственников, издать её особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф…»

4 слайд.

1 глава

В эпиграфе обозначена позиция отца Петра Гринева, верного служаки при графе Минихе. Каждый дворянин, по мнению Андрея Петровича, должен служить Отечеству: «…пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон», «Служи верно, кому присягнешь…»

Эпиграф намечает судьбу главного героя.

Кроме того, в нем воплощается мнение, что воинская служба почетна, говоря современным языком, престижно. Сравните с высказыванием Петра Гринева: «Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.»

5 слайд.

2 глава

По названию главы, эпиграфы относится к Пугачеву и характеризует его как «доброго молодца», которого в «сторону незнакомую» завела «прытость, бодрость молодецкая и хмелинушка кабацкая». Хотя есть здесь и противоречие: сторона-то Пугачеву знакома, а завела его в эту сторону другая забота «Сторона мне знакомая,- отвечал дорожный, - слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек». Песня из эпиграфа перекликается с другой – «Не шуми, мати зеленая дубравушка» (гл. VIII), подчеркивая трагизм образа Пугачева.

6 слайд.

3 глава

Эпиграф, взятый из солдатской песни, соответствует шутливому, ироническому тону мемуариста, вспоминающего заблуждения и ошибки своей юности. В этой главе отношение автора и рассказчика к описываемым событиям, вероятно, во многом идентично. Следует отметить перекличку названия главы «Крепость», начало повествования «Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга» и эпиграфа «Мы в фортеции (в крепости) живем…» Может быть, этим автор подчеркивает значение Белогорской крепости в предстоящих.

7 слайд.

4 глава

Эпиграф из Княжнина с легким оттенком юмора сводит на нет всю драматичность предстоящей дуэли между Гриневым и Швабриным. Пушкин будто подсмеивается над юношеской несдержанностью своего героя. В эпиграфе употребляется профессиональные термины дуэлянтов «позитура», «фигура».

8 слайд.

5 глава

К главам, в которых развертывается тема Марьи Ивановны, даны эпиграфы из народных песен, пословиц, любовной лирики поэтов XVIII века. Таким образом, Пушкин показывает свою симпатию к главной героине, подчеркивает, что её характер близок к народному идеалу.

Отрывки из народной песни проникнуты настроением грусти, сожаления, разочарования. И это совпадает с тем, что творится в душе главного героя: «Жизнь моя сделалась мне несносна. Я впал в мрачную задумчивость, которую питали одиночество и бездействие. Любовь моя разгоралась в уединении и час от часу становилась мне тягостнее… Дух мой упал.»

9 слайд.

6 глава

С этой главы начинается повествование об исторических событиях, потрясших Россию. И эпиграф к этой главе – своеобразное обращение к читателям, призыв к серьезному восприятию того, о чем будет рассказано далее.

10 слайд.

^ Гл. VII «Приступ».

Эпиграф, кратко характеризуя основное содержание главы, вместе с тем уточняет отношение рассказчика к некоторым действующим лицам. Гринев привязался к семейству Мироновых, хотя и видел их ограниченность. Эпиграф поясняет, что капитан Миронов симпатичен бескорыстием, скромностью, честностью. Эпиграф перекликается с концовкой главы. Василиса Егоровна кричит: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; ни в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от бедного каторжника». Эпиграф и концовка главы составляют кольцевую композицию, этому способствует повтор слова «головушка». Эпиграф взят из народной песни и слова Василисы Егоровны похожи на народный плач, причитание по покойнику. И, конечно, совпадает трагическая тональность эпиграфа и заключительных строк главы.

11 слайд.

Гл. VIII «Незваный гость».

Пословица передает тревожное настроение Петра Гринева, оказавшегося в рискованной ситуации. Дважды повторяя словосочетание «незваный гость», Пушкин подчеркивает разрушительный характер, драматизм русского бунта.
12 слайд.

Гл. IX «Разлука».

Стихи Хераскова наполнены нежностью, лиризмом. В них будто отражается характер Марьи Ивановны, кроткой, мягкой, женственной. Глава носит название «Разлука», и в эпиграфе отражено печальное настроение: трижды повторяется слово «грустно», передающее состояние влюбленных.

13 слайд.

Гл. X «Осада города».

Эпиграф выдержан в высоком стиле, заставляет сравнивать Пугачева с орлом. Орел в фольклорной мифологии – символ свободы, гордого и независимого духа, силы и мощи. Херасков употребляет слова высокого стиля «взоры», «град», «стан», «перуны», « в нощи», которые, относясь к произведению Пушкина, подчеркивают величие, значимость фигуры Пугачева. Эпиграф перекликается со сказкой про орла и ворона, рассказанной Пугачевым Гриневу.

14 слайд.

Гл.XI «Мятежная слобода».

Эпиграф относится к Пугачеву, который уподобляется льву. Говорится о природной свирепости льва, о его ласковость объясняется тем, что в «ту пору» он «был сыт». Полагают, что этот эпиграф сочинен Пушкиным и приписан Сумарокову. Для чего нужна была литературная мистификация? Слова о природной свирепости льва могли быть вызваны цензурными соображениями. Но скорее всего, скрытой полемикой с традиционными дворянскими представлениями о Пугачеве. Ведь содержание главы, да и романа в целом свидетельствует как раз об отсутствии у Пугачева природной свирепости. Сумароков же не поднялся в этом отношении над людьми своего круга, называя Пугачева «варваром», «псом бешеным», «врагом Отечества», превзошедшим «тигра и аспида».

15 слайд.

Гл. XII «Сирота».

Эпиграф в какой-то степени и противоречит содержанию главы, потому что именно в ней «снаряжает» и «благословляет» сироту сам Пугачев. Именно он будет посаженным отцом и устроителем счастья Маши.
Слова из эпиграфа перекликаются со словами главы, характерными для устного народного творчества.«Голубушкой» называет Машу попадья. Пугачев также говорит о Маше «голубушка», «красная девица», «бедная девушка», «красавица»
16 слайд.

Гл. XIII «Арест».

Литературоведы предполагают, что и это авторские слова, стилизованные под Княжнина. Эпиграф связан, конечно, с главным событием – арестом, которое отразилось в названии. Гринева арестовывают, но он уверен в справедливости суда, своей невиновности: «Совесть моя была чиста; я суда не боялся…»

17 слайд.

Гл. XIV «Суд».

В главе говорится о последствиях событий, освященных в предыдущих главах. Если до сих пор повествование раскрывало главным образом отношения действующих лиц с точки зрения Гринева, то в конце повести сталкиваются разные точки зрения на самого Гринева (суд, родители Гринева, Марья Ивановна, императрица, потомки Гринева). В итоге ложное мнение о нем рассеивается бесследно. Отсюда и эпиграф «Мирская молва – морская волна».

18 слайд.

Эпиграфы составляют идейный дуэт с названием главы. Некоторые литературоведы даже советуют провести эксперимент: прочитать только названия глав и эпиграфы к ним.

Две группы эпиграфов выражают фольклорную и книжную традиции русской литературы, два пласта культуры, два мировоззрения – дворянское и народное.

Каждый эпиграф как бы предваряет действие, о котором будет рассказываться в главе. Каждый настраивает читателя на событие или героя, описываемые в главе, задают определенную тональность по следующему повествованию, то есть эпиграф выступает своеобразной экспозицией.

Каждый эпиграф несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно не только почувствовать время, а котором идет повествование, но и разобраться в характерах героев, лучше понять замысел Пушкина.

Эпиграф у Пушкина создает сложный образ, рассчитанный на восприятие и собственно произведения, и тех текстов, из которых извлечены эпиграфы.

Некоторые литературоведы считают, что эпиграф в этом произведении – своего рода конспект главы.

Н.В. Гоголь писал о языке произведений А.С. Пушкина: «Слов не много, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно как поэт.» В полной мере это можно отнести и к эпиграфам, с такой тщательностью, вкусом, точностью подобранным в «Капитанской дочке».

19 СЛАЙД.

Уберите эпиграфы из повести, и вы ощутите пустоту, вам будет их не хватать. Не хватать не только их глубокого смысла, но и их эмоциональности, в которой, несомненно, отразилось авторское отношение к героям и событиям, его беспокойное сердце, пушкинская чувствительная душа.

Смысл эпиграфов в "Капитанской дочке"

В конце двадцатых – начале тридцатых годов А.С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в становлении государства. Писатель обращается к актуальной теме крестьянских выступлений. Результатом его трудов стали произведения – «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник».

«Капитанская дочка» - итоговое произведение Пушкина. Она рассказывает о крестьянском восстании, предводителем которого был казак Емельян Пугачев. Повествование ведется от лица главного героя, который в молодости стал свидетелем и участников описываемых событий.

В эпиграфе к главе «Сержант гвардии» раскрывается понимание Андреем Петровичевым и Петрушей долга офицера. Петр Гринев – молодой дворянин, уездный недоросль. Он получил провинциальное образование у француза, который «не был врагом Бутылки» и любил хлебнуть лишнего». Отец его - Андрей Петрович Гринев рассматривал понятие долга с позиции офицера. Он считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, «служить верно тому, кому присягнешь». Отец сразу говорит о том, что «Петруша а Петербург не поедет», и отправляет его в глухую Белогорскую крепость. Андрей Петрович Гринев не хочет, чтобы сын научился «мотать да повесничать».

Эпиграфом ко 11 главе является старинная песня. В главе «Вожатый» появляется «мужичок», который впоследствии становится предводителем восстания. С появлением Пугачева в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. Таким Петруша видит его уже в пророческом сне: «Мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны… Комната наполнилась мертвыми телами… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь…»

Пушкинский Пугачев «соткан» из фольклора. Не случайно его появление во время бурана, который становится символическим предвозвестием бунта.

В «Поединке» Швабрин советует Гриневу: «…чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Поэтому между Гриневым и Швабриным происходит поединок.

В эпиграфе к пятой главе «Любовь» говорится о Маше. Это обыкновенная русская девушка, которая надеется встретить свою любовь. Поэтому ее внимание привлекает Швабрин, сосланный в Белогорскую крепость за участие в дуэли. Поначалу ее привлекает образованность и начитанность молодого офицера. Однако вскоре Швабрин совершает ряд подлых поступков, что заставляет Машу с негодованием отвергнуть его домогательства. Настоящую любовь Маша встречает в лице Гринева.

В эпиграф к главе шестой поставлена песня. Глава «Пугачевщина» говорит о том, как стихийно надвигается на Белогорскую крепость «неведомая сила» - войско Пугачева. Пугачевское восстание несет с собой разрушение и гибель.

В главе «Приступ» отражена ключевая ситуация «Капитанской дочки» - взятие крепости Пугачевым и поведение при этом героев. Все участники событий оказываются в ситуации выбора жизни или смерти: каждый из них делает его в соответствии со своими представлениями о морали, чести и долга.

В восьмой главе Гринев становится «незваным гостем» у Пугачева. На «странном военном совете» главный герой слышит «заунывную бурлацкую песню»: «Не шуми, мати зеленая дубравушка». Его «пиитическим ужасом» потрясает не только сама песня, сколько поющие ее люди, «обреченные виселице».

В эпиграфе к главе «Разлука» содержится основная мысль: «грустное» расставание двух влюбленных. Однако и это испытание они достойно проходят.

В главе десятой Гринев становится перед выбором: долг офицера или чувства. «В нощи» он пытается спасти Марью Ивановну.

В «Мятежной Слободе» Пугачев принимает Гринева «ласково». Предводитель восстания живет по принципу: «Долг платежом красен». Поэтому он решается еще раз помочь Петру Гриневу спасти Машу от Швабрина.

В главе «Сирота» Гринев и Пугачев приезжают в Белогорскую крепость. Там они находят Машу «в крестьянском оборванном платье», «с растрепанными волосами». Она осталась сиротой, - у нее «ни отца нету, ни матери». Все надежды на спасение капитанская дочка возлагает на возлюбленного Гринева. Однако главным спасителем является Пугачев, который изъявляет желание быть «посаженым отцом» на их свадьбе.

В тринадцатой главе «Арест» для влюбленных появляется новое испытание: Гринев арестован и обвинен в предательстве.

В последней главе «Суд» Гринев не хочет рассказывать о капитанской дочке, которая замешана в истории с Пугачевым. Однако Маша Миронова сама смогла преодолеть все препятствия и устроить свое счастье. Честность и искренность Маши помогли получить прощение для Гринева у самой императрицы.

Под эпиграфом понимают изречение или цитату, поставленную перед текстом целого литературного произведения или отдельных его глав. В эпиграфе обычно содержится основная мысль, которую затем автор развивает в произведении. I. Эпиграф ко всей повести «Капитанская дочка»: Береги честь смолоду. (пословица) - Эпиграф связан с проблематикой повести, ставит вопрос, принципиальный для Пушкина,- вопрос о дворянской чести. - Народная мудрость в данном случае является и отражением авторской позиции. II. Каждой главе предшествует эпиграф, тесно связанный с ее содержанием и названием. ГЛАВА I. «Сержант гвардии»: - Был бы гвардии он завтра ж капитан. - Того не надобно; пусть в армии послужит. - Изрядно сказано! пускай его потужит... - Да кто его отец? Княжнин В главе описано детство Гринева, его семья. Отец посылает сына служить в Оренбург, а не в Петербург, причем руководствуется он теми же соображениями, что и герой комедии Я. Княжнина «Хвастун» Честон, поучая своего сына Замира. См. «Позиция автора и рассказчика в «Капитанской дочке». ГЛАВА II. «Вожатый»: Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая? Что не сам ли я на тебя зашел, Что не добрый ли да меня конь завез: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. Старинная песня - Связь эпиграфа с содержанием главы чисто"внешняя: буран заставил героя заехать в «сторонушку незнакомую». - Эпиграф из народной песни предваряет появление Пугачева, которому и дальше в повести будут сопутствовать разнообразные фольклорные элементы (см. «Образ Пугачева и средства его раскрытия»), ГЛАВА III. «Крепость»: Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку. Солдатская песня Старинные люди, мой батюшка. «Недоросль» - Прибытие Гринева в Белогорскую крепость и описание жизни и быта «старинных людей» - семейства Мироновых (в данном случае фонвизинские слова, будучи извлечены из контекста, очевидно, теряют свое сатирическое звучание). - Эпиграф противоречит дальнейшему развитию событий, так как защитники крепости будут побеждены бунтовщиками. ГЛАВА IV. «Поединок»: - Ин изволь, и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру! Княжнин - Поединок Швабрина и Гринева. ГЛАВА V. «Любовь»: Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка молода, замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова Народная песня Буде лучше меня найдешь, позабудешь, Если хуже меня найдешь, воспомянешь. Народная песня - Эпиграф предваряет отказ отца Гринева в благословении Петруше и Маше. - Любовную линию также сопровождают эпиграфы из народных песен, прежде всего свадебных, а поскольку центральной фигурой свадебного обряда была невеста, то песни эти обращены к ней или исполняются ею. Таким образом, эпиграфы как бы становятся еще одним аргументом в пользу названия повести, они выдвигают на первый план именно образ Маши Мироновой. ГЛАВА VI. «Пугачевщина»: Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати. Песня - С этой главы любовная линия отодвигается на задний план, а в центре внимания читателя оказываются исторические события, показанные глазами очевидца, его, «старого старика», воспоминания. ГЛАВА VII. «Приступ»: Голова моя, головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого, Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую, Еще петельку шелковую. Народная песня - В этой главе приводится описание взятия крепости и присяга жителей Пугачеву. - Появляется мотив виселицы, который проходит через всю повесть (см. песня в следующей главе, эпизод из «Пропущенной главы») и создает у читателя ощущение обреченности Пугачева и его дела. ГЛАВА VIII. «Незваный гость»: Незваный гость хуже татарина Пословица - В главе описывается встреча Гринева с Пугачевым, «незваным гостем» в Белогорской крепости: Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью и уставленным штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами. - В тексте приводится песня, которая в качестве вставного элемента включена Пушкиным и в его роман «Дубровский». Не шуми, мати зеленая дубровушка, Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати. См. «Образ Пугачева и средства его раскрытия». ГЛАВА IX. «Разлука»: Сладко было спознаваться Мне, прекрасная, с тобой, Грустно, грустно расставаться, Грустно, будто бы с душой. Херасков - Гринев уезжает в Оренбург, оставляя больную Машу в крепости в большой опасности. ГЛАВА X. «Осада города»: Заняв луга и горы, С вершины, как орел, бросал на град он взоры. За станом повелел соорудить раскат И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град. Херасков - В главе показан военный совет в Оренбурге и дается описание осады города, вокруг которого «луга и горы» заняты войсками Пугачева: «Теперь, господа,- продолжал он,- надлежит решить, как нам действовать противу мятежников: наступательно или оборонительно?» ГЛАВА XI. «Мятежная слобода»: В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «За чем пожаловать изволил в мой вертеп?» - Спросил он ласково. А Сумароков - Разговор Гринева с Пугачевым, жалоба Гринева на Швабрина. - Пугачев и Гринев едут в Белогорскую крепость: Странная мысль пришла мне в голову: мне показалось, что провидение, вторично приведшее меня к Пугачеву, подавало мне случай привести в действие мое намерение. - Эпиграф, приписываемый Сумарокову, в действительности является собственной стилизацией Пушкина под сумароковские «притчи». - Пугачев, выдающий себя за царя Петра Феодоровича, в эпиграфах сравнивается с орлом и львом - царями животного мира в соответствии с басенной традицией. ГЛАВА XII. «Сирота»: Как у нашей у яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить-то ее некому, Благословить-то ее некому. Свадебная песня - Встреча Гринева и Марьи Ивановны, оставшейся сиротой. - Пугачев, отдавая ее Петруше и благословляя молодых, становится ей как бы посаженым отцом: Я почитаю тебя своею женою. Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить. ГЛАВА XIII. «Арест»: - Не гневайтесь, сударь: по долгу моему Я должен сей же час отправить вас в тюрьму. - Извольте, я готов; но я в такой надежде, Что дело объяснить дозволите мне прежде. Княжнин - Арест Гринева, который вынужден был осуществить его приятель Зурин: Это был секретный приказ ко всем отдельным начальникам арестовать меня, где бы ни попался, и немедленно отправить под караулом в Казань в Следственную комиссию, учрежденную по делу Пугачева. ГЛАВА XIV. «Суд»: Мирская молва - Морская волна. Пословица. - О Гриневе после наветов Швабрина заговорили как об изменнике. - Отец получает известие о решении императрицы сослать Гринева в Сибирь на вечное поселение. ПРОПУЩЕННАЯ глава эпиграфа не имеет. III. В повести представлены эпиграфы двух типов: 1. Взятые из литературы XVIII - начала XIX века (Княжнин, Фонвизин, Херасков и стилизация под Сумарокова). В основном эти эпиграфы связаны с образом Гринева. 2. Эпиграфы, взятые из фольклора (поговорки, пословицы, песни). Появляются они: - в связи с образом Пугачева и служат средством раскрытия этого характера; - в связи с образом Маши Мироновой, ее судьбой, ее стремлением жить как жили «старинные люди». Таким образом, и в эпиграфах 01разилась двойственная природа организации романа: с одной стороны, «Капитанская дочка» выдержана в литературной традиции (европейской - исторический роман Вальтера Скотта; русской - мемуарная литература конца XVIII - начала XIX века), с другой стороны, в ней ощущаются черты, позволяющие говорить о Пушкине как о писате- ле-историке, глубоко чувствующем национальные корни происходящих исторических событий. IV. Появление эпиграфов связано со стилизацией произведения под жанр мемуаров. V. Часто в эпиграфах присутствует ироническая трактовка (см. эпиграф к XI главе). VI. Эпиграф - средство выражения авторской позиции.