Авторское отношение к базарову. Как Тургенев относится к Базарову

Читая роман, можно заметить, что И. С. Тургенев не разделяет мировоззрение своего главного героя. Более того, автор постоянно противопоставляет рассуждениям Базарова яркие картины из окружающей жизни. Так, к примеру, после слов Базарова о том, что природа не храм, а мастерская, Тургенев описывает красивый пейзаж. Автор дает ясно понять, что не согласен с теориями нигилистов, что не-возможно нормально и полноценно жить, отвергая все вокруг.

На протяжении всего романа Базаров доказывает окружающим, читателям, что на первом месте должна быть материя. То есть то, что можно увидеть, потрогать руками. Все остальное: чувства, переживания, это не что иное, как ерунда, выдуманная людьми. Главный герой прекрасно разбирается в естественных науках и медицине, однако остается совершенно невежественным в плане литературы, поэзии, искусства. Базаров, отвергает любые человеческие проявления, будь то слезы умиления или любовные переживания. Его практически невозможно оскорбить, поскольку он выше мелочей. Он самодостаточен, однако не прочь пофилософствовать перед благодарным слушателем, вроде Аркадия. Базаров слишком занят собой, своей неизвестной, но наверняка великой миссией. Он действует, по мнению Писарева, «только так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным». Этот человек напрочь лишен каких-либо корыстных целей, однако у него вообще нет планов на будущее. Можно сказать, что его могучие силы вообще растрачиваются впустую, поскольку у Базарова нет стремления к чему-либо. Однако как бы там ни было, главный герой не способен противостоять своей природе, превратиться в бесчувственного идола, у которого все подчинено исключительно разуму. Внутренний конфликт Базарова начинает назревать в период его знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой. Главный герой довольно цинично отзывался о женщинах. Поучая Аркадия, Базаров говорит о том, что физиология глаза не позволяет взгляду приобретать особое очертание, что сразу важно понять, будет ли от женщины толк или нет. В случае отрицательного ответа не стоит терять время. С первого взгляда он оценивает «богатое тело» Одинцовой, которое хорошо бы смотрелось в анатомическом театре. Однако довольно скоро Базаров влюбляется в Анну Сергеевну. Как он ни сопротивляется своим чувствам, ему приходится признать, что и в нем присутствует презираемая им романтика. Страдая от неразделенной любви, главный герой без цели забирается в самые глухие лесные уголки. То есть природа, помимо его воли, помогает ему забыться, отвлечься от бессмысленной, по его мнению, всепоглощающей страсти. То есть мастерская вдруг все-таки превращается в храм. Разумом главный герой прекрасно понимает, что Одинцова не способна ответить ему взаимностью. Однако чувства берут вверх, и он признается этой женщине в любви. Противореча сам себе, он не может равнодушно отвернуться от той, от которой «нет толка». В нем вдруг вспыхивает надежда встретить ласковый взгляд, почувствовать нежность своей возлюбленной. Невозмутимый и все отвергающий Базаров, снисходительно и с презрением относящийся к тем несчастным, которые из-за женщины опускаются, сам становится желчным и раздражительным. В разрез своим убеждениям он даже испытывает некоторую долю ревности, когда Аркадий находит предлог и уже один посещает имение Одинцовой. У Базарова хватает сил для того, чтобы покинуть свою возлюбленную, но он уже не в силах полностью освободиться от внезапно настигшего его чувства. Понимая, что поступает глупо, он все же заезжает к Анне Сергеевне во второй раз. Встретив нерадушный прием хозяйки, еще более раздраженный он вместе с Аркадием возвращается в Марьино, где пытается забыться в работе. Я думаю, что именно неудача в любви толкает главного героя к флирту с Фенечкой. Базаров пытается забыть Одинцову, однако не может убить в себе любовь. Это явно доказывает желание главного героя обязательно повидать перед смертью любимую женщину. Противоречие соб-ственной теории прослеживается и в отношении Базарова с окружающим людям.

Он презирает крестьян, однако те быстро принимают его за своего и находят с ним общий . Евгений в свою очередь оказывает им медицинскую помощь. Он быстро сходится с Фенечкой, которая доверяет ему как хорошему лекарю и человеку. Снисходительно относясь к своим родителям, Базаров тем не менее с нежностью отзывается о матери и отце. Его мучают угрызения совести, когда он внезапно уезжает из дома, погостив всего три дня. Все это говорит о том, что как бы человек ни пытался следовать теории нигилистов, он никогда не сможет подавить в себе простые человеческие чувства.

Смерть Базарова в конце романа неслучайна. Главный герой, как любая сильная личность, не может отказаться от своих убеждений. С другой стороны, он уже не в состоянии подавить в себе проснувшиеся чувства. Базаров еще раз подтверждает, что в нем жив романтик. Для главного героя складывается совершенно безвыходная ситуация, результатом которой может стать только смерть. Своей жизнью и смертью Базаров доказывает, что человек не бездушная машина, что он не может прожить, руководствуясь исключительно разумом. Я думаю, пережив неразделенное чувство, главный герой и сам в какой-то мере понимает несостоятельность своей теории, однако отступать ему уже поздно.

Более того, постоянно противопоставляет рассуждениям Базарова яркие картины из окружающей жизни. Так, к примеру, после слов Базарова о том, что природа не храм, а мастерская, Тургенев описывает красивый пейзаж. Автор дает ясно понять, что не согласен с теориями нигилистов, что не-возможно нормально и полноценно жить, отвергая все вокруг.

На протяжении всего романа Базаров доказывает окружающим, читателям, что на первом месте должна быть материя. То есть то, что можно увидеть, потрогать руками. Все остальное: чувства, переживания, это не что иное, как ерунда, выдуманная людьми. Главный герой прекрасно разбирается в естественных науках и медицине, однако остается совершенно невежественным в плане литературы, поэзии, искусства. Базаров, отвергает любые человеческие проявления, будь то слезы умиления или любовные переживания. Его практически невозможно оскорбить, поскольку он выше мелочей. Он самодостаточен, однако не прочь пофилософствовать перед благодарным слушателем, вроде Аркадия. Базаров слишком занят собой, своей неизвестной, но наверняка великой миссией. Он действует, по мнению Писарева, «только так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным». Этот напрочь лишен каких-либо корыстных целей, однако у него вообще нет планов на будущее. Можно сказать, что его могучие силы вообще растрачиваются впустую, поскольку у Базарова нет стремления к чему-либо. Однако как бы там ни было, главный герой не способен противостоять своей природе, превратиться в бесчувственного идола, у которого все подчинено исключительно разуму. Внутренний конфликт Базарова начинает назревать в период его знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой. Главный герой довольно цинично отзывался о женщинах. Поучая Аркадия, Базаров говорит о том, что физиология глаза не позволяет взгляду приобретать особое очертание, что сразу важно понять, будет ли от женщины толк или нет. В случае отрицательного ответа не стоит терять время. С первого взгляда он оценивает «богатое тело» Одинцовой, которое хорошо бы смотрелось в анатомическом театре. Однако довольно скоро Базаров влюбляется в Анну Сергеевну. Как он ни сопротивляется своим чувствам, ему приходится признать, что и в нем присутствует презираемая им романтика. Страдая от неразделенной любви, главный герой без цели забирается в самые глухие лесные уголки. То есть природа, помимо его воли, помогает ему забыться, отвлечься от бессмысленной, по его мнению, всепоглощающей страсти. То есть мастерская вдруг все-таки превращается в храм. Разумом главный герой прекрасно понимает, что Одинцова не способна ответить ему взаимностью. Однако чувства берут вверх, и он признается этой женщине в любви. Противореча сам себе, он не может равнодушно отвернуться от той, от которой «нет толка». В нем вдруг вспыхивает надежда встретить ласковый взгляд, почувствовать нежность своей возлюбленной. Невозмутимый и все отвергающий Базаров, снисходительно и с презрением относящийся к тем несчастным, которые из-за женщины опускаются, сам становится желчным и раздражительным. В разрез своим убеждениям он даже испытывает некоторую долю ревности, когда Аркадий находит предлог и уже один посещает имение Одинцовой. У Базарова хватает сил для того, чтобы покинуть свою возлюбленную, но он уже не в силах полностью освободиться от внезапно настигшего его чувства. Понимая, что поступает глупо, он все же заезжает к Анне Сергеевне во второй раз. Встретив нерадушный прием хозяйки, еще более раздраженный он вместе с Аркадием возвращается в Марьино, где пытается забыться в работе. Я думаю, что именно неудача в любви толкает главного героя к флирту с Фенечкой. Базаров пытается забыть Одинцову, однако не может убить в себе любовь. Это явно доказывает желание главного героя обязательно повидать перед смертью любимую женщину. Противоречие соб-ственной теории прослеживается и в отношении Базарова с окружающим людям.

Он презирает крестьян, однако те быстро принимают его за своего и находят с ним общий . Евгений в свою очередь оказывает им медицинскую помощь. Он быстро сходится с Фенечкой, которая доверяет ему как хорошему лекарю и человеку. Снисходительно относясь к своим родителям, Базаров тем не менее с нежностью отзывается о матери и отце. Его мучают угрызения совести, когда он внезапно уезжает из дома, погостив всего три дня. Все это говорит о том, что как бы человек ни пытался следовать теории нигилистов, он никогда не сможет подавить в себе простые человеческие чувства.

Смерть Базарова в конце романа неслучайна. Главный герой, как любая сильная , не может отказаться от своих убеждений. С другой стороны, он уже не в состоянии подавить в себе проснувшиеся чувства. Базаров еще раз подтверждает, что в нем жив романтик. Для главного героя складывается совершенно безвыходная ситуация, результатом которой может стать только смерть. Своей жизнью и смертью Базаров доказывает, что человек не бездушная машина, что он не может прожить, руководствуясь исключительно разумом. Я думаю, пережив неразделенное чувство, главный герой и сам в какой-то мере понимает несостоятельность своей теории, однако отступать ему уже поздно.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Отношение автора к Базарову. Смерть Базарова . Литературные сочинения!

Та манера описывать жизнь, которая у русских литераторов этой эпоха сложилась под влиянием процветания естественных наук. С приемами естествоиспытателя, изучающего различные виды растений, или животных, Тургенев всматривается в русскую жизнь, в русских людей, классифицирует их по группам, характеризует наиболее типичные «особи»; детально разбирает их внутренний мир, не оставляя в стороне их внешности, определяя обстановку их жизни, выясняя причины и следствия их существования. Из всех писателей своего времени лучше всех владел искусством «ловить момент», уяснять жизнь – именно Тургенев.

Отцы и дети. Художественный фильм по роману И. С. Тургенева. 1958

«Базаров подавляет все остальные лица романа [«Отцы и дети »], – писал Тургенев в одном письме. – Приданные ему качества не случайны. Я хотел сделать из него лицо трагическое, и тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до мозга костей Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот. Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса».

То, что говорит здесь Тургенев о своем герое, как нельзя более подтверждается при чтении романа. Базаров в романе наделен сильным, ясным умом, необычайной силой воли, знаниями. «Несостоятельность его» объясняется не только ложностью его идей, но и тем, что он отстаивал эти идеи слишком страстно. Его положение в романе боевое, каким было, например, положение Чацкого в московском обществе . Базаров, с его натурой, с его мировоззрением, не может не вести борьбы (хотя бы словесной) с окружающей жизнью; все в ней, по его убеждению, должно пойти насмарку, все должно быть уничтожено; он постоянно охватывается полемическим задором и в пылу его доходит до смешного в своем отрицании, а во второй половине романа производит прямо трагическое впечатление тем внутренним адом, который открывается читателю и его душе.

Выдающийся дореволюционный критик Н. Н. Страхов пишет:

«Чем дальше мы идем в романе, чем ближе к концу драма, тем мрачнее и напряженнее становится фигура Базарова, но, вместе с тем, все ярче и ярче фон картины. Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта. По-видимому, что может быть ничтожнее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками стариков, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А, между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни, не подымающейся ни на волос выше самого низменного уровня!

Когда же Базаров заболевает, когда он заживо гниет и непреклонно выдерживает жестокую борьбу с болезнью, – жизнь, его окружающая, становится тем напряжённее и ярче, чем мрачнее сам Базаров. Одинцова приезжает проститься с Базаровым; вероятно, ничего великодушнее она не сделала и не сделает во всю жизнь. Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец, как будто, вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу.

Среди этого света и этой теплоты умирает Базаров. На минуту в душе его отца закипает буря, страшнее которой ничего быть не может. Но она быстро затихает, и снова все становится светло. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над нею поют птицы и на нее льются слезы.

Итак, вот оно, вот то таинственное нравоучение, которое вложил Тургенев в свое произведение. Базаров отворачивается от природы, – не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; не порочит его за это автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; не упрекает его за это автор, а только развертывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за это злодеем, а только показывает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отвергает поэзию; Тургенев не делает его за это дураком, а только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии.

Одним словом, Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни, за те основные элементы, которые могут бесконечно изменять свои формы, но в сущности всегда остаются неизменными. Что же мы сказали? Выходит, что Тургенев стоит за то же, за что стоят все поэты, за что необходимо стоит каждый истинный поэт. И, следовательно, Тургенев в настоящем случае поставил себя выше всякого упрека в задней мысли; каковы бы ни (были частные явления, которые он выбрал для своего произведения, он рассматривает их с самой общей и самой высокой точки зрения.

Общие силы жизни – вот на что устремлено все его внимание. Он показал нам, как воплощаются эти силы в Базарове, в том самом Базарове, который их отрицает; он показал нам, если не более могущественное, то более открытое, более явственное воплощение их в тех простых людях, которые окружают Базарова. Базаров – это титан, восставший против своей матери-земли; как ни велика его сила, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей, но не равняется с матернею силою.

Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость, чтобы он был возвеличен настолько, насколько ему свойственно величие. Иначе в самой победе не было бы силы и значения.

Гоголь о своем «Ревизоре » говорил, что в нем есть одно честное лицо – смех; так точно об «Отцах и детях» можно сказать, что в них есть лицо, стоящее выше всех лиц и даже выше Базарова – жизнь» .

Россия, судьба её народа всегда волновали И.С.Тургенева. Отношение к родине было главным мерилом нравственной ценности человека в произведениях писателя – патриота. Даже несбывшиеся мечты, несовершенные планы героев были важны, если в них отражались благородные гражданские помыслы. Герои романов И.С.Тургенева – русские люди 40 – 60 – 70 – х годов. Главные моменты их жизни совпадают с коренными поворотами в истории России.
Россия Тургенева – это и деревня, и постоялый двор, и барская усадьба, и лес, и степь, и уездный город, и отзвуки столичной жизни.

Много думает Тургенев о взаимоотношениях между молодостью, между отцами и детьми, размышляет о достоинствах и недостатках этих разных периодов человеческой жизни, о взаимоотношениях между поколениями. Сложность взаимоотношений отцов и детей переживаются Тургеневым и на личном опыте: между ним и повзрослевшей дочерью Полиной возникают конфликты, похожие на те, которые изображаются в романе «Отцы и дети».

«Этот роман, точно первый ясный весенний день после сумрачного холодного марта. Свежо, душа отдыхает, поэзией упивается грудь! Много надо иметь сердца, чтобы создать Базарова", - писал А.Н. Майков. Работая над романом, Тургенев жил в мире своего героя. По воспоминаниям, он вел от его лиц дневники, сочинял диалоги.

Образ Базарова был задуман Тургеневым как образ просветителя из демократического лагеря, борца против невежества, суеверий. И эта сторона замысла была прекрасно воплощена в романе. Достаточно вспомнить, с каким гневом говорит Базаров о том, что «грубейшее суеверие нас душит», с какой болью он переживает забитость и невежество народа: «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».
Образ Базарова свидетельствовал об искреннем стремлении художника точно воспроизвести правду жизни и запечатлеть в романе действительные черты разночинца 60 – х годов.

Евгений Базаров – главный герой романа. Человек огромной силы воли, твёрдых убеждений, он выделяется на фоне многочисленных российских гамлетов. Тургенев наделил Базарова своеобразным отношением к философии, политике, народу, воплотил свою любовь к натурам героическим. Базаров – экспериментатор. Он в такой же мере враг абстрактной, оторванной от жизни науки, как и идеалистической, умозрительной философии. Когда Павел Петрович спрашивает его: «Значит, вы верите в одну науку?» Базаров отвечает: «Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука - наука вообще? Есть наука, как есть ремёсла, звания; а наука вообще не существует вовсе».
Характер Базарова сложен и противоречив, его взгляды претерпевают существенные изменения под влиянием различных причин. Столкнув своего героя с серьёзными жизненными испытаниями, Тургенев заставил его поступиться рядом убеждений.

До середины романа Базаров – человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, лишенный скептицизма, пессимизма, гордый, целеустремленный и обладающий способностью влиять на других людей и даже подавлять некоторых своими знаниями, логикой и волей. Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, Тургенев отдельными штрихами намекает на изменения, которым подвержен герой. И вот он, высказывающий всегда «своё равнодушное презрение ко всему романтическому», «с негодованием сознавал романтика в самом себе» и понял, что отвернуться от Одинцовой у него нет сил. Базаров почувствовал, что его теория: «Нравится тебе женщине… старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась» - начинает терпеть крах. Одинцова ему безусловно нравится, отвернуться о неё он, к изумлению своему, не имел сил. Но, развенчав своего героя во взаимоотношениях с возлюбленной, Тургенев повёл его по нисходящей линии. Он заставил Базарова отступить перед любовью, перед презираемой им романтикой, перед всесильной жизнью. Силы героя рассматривались как бесполезно затраченные: «Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежности». Сочувствуя герою и скорбя, писатель изобразил его в свете трагической борьбы революционеров – демократов.

Тургенев носил Базарова в себе, в его письмах мелькают фразы, которые потом превратятся в реплики героя. Базаровские взгляд на животное, которое лишено чувства сострадания, сквозит в письме Тургенева к Полине Виардо. Он говорит о соловье, который чудно поёт, в то время, «как какое – нибудь полураздавленное насекомое умирает у него в зобу». Базаровская ирония и трезвость мысли звучат в письме Тургенева к Фету. Подарив Базарову своё «я», Тургенев сделал то, чего не было в других антинигилистических романах, включая даже произведения Достоевского и Лескова.

Пройдя искус нигилизма, Базаров приходит к пониманию бессмысленности нигилистического бунта. Атом не может отрицать мироздание, частью которого он является. Мыслящий, страдающий Базаров – наиболее убедительное отрицание базаровщины.

Сочинение

Каждый писатель стремится отразить в своих произведениях "дух и давление времени", создать яркий и запоминающийся тип героя своей эпохи. Поэтому образы Чацкого, Онегина, Печорина стали художественным воплощением наиболее характерных черт и идей людей первой половины XIX века. Настойчиво искал своего героя, в котором бы "отразился век", И. С. Тургенев, всегда очень чутко реагирующий на малейшие изменения в общественной жизни. И действительность начала 60-х годов дала писателю обильный материал для создания образа "нового человека", разночинца, демократа, нигилиста. С людьми такого типа сотрудничал Тургенев в редакции журнала "Современник". Он был знаком с атеистами и материалистами, которые отличались прямотой и резкостью суждений, увлекались естественными науками, отрицали культурное наследие прошлого. В плане романа "Отцы и дети" Тургенев даже называет трех прототипов своего будущего героя — Добролюбова, Павлова и Преображенского, представителей новой разночинной интеллигенции.

Дворянин-аристократ Тургенев не разделял их взглядов, но пытался понять их. Свое представление о революционных демократах писатель воплотил в образе главного героя Евгения Базарова. Отношение автора к герою было сложным. Он, безусловно, ценил многие его качества: независимый ум, честность, трудолюбие, демократизм, силу воли. Недаром он писал о своем герое, что тот "подавляет остальные лица романа". Действительно, когда читаешь тургеневский роман, то воспринимаешь Базарова как побетеля, который торжествует над "отцами". Но внимательно вчитавшись в споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, обнаруживаешь в его высказываниях много противоречий, общих мест и откровенно нелепых утверждений типа "Рафаэль гроша медного не стоит". По выражению Писарева, "Базаров завирается", то есть отрицает вещи, которых не знает или не понимает, — поэзию, музыку, искусство, любовь. Наделив своего героя острым критическим умом, Тургенев лишает его широты кругозора. Его развитие грешит односторонностью. Базаров признает только естественные науки, которые, по его мнению, достаточно ясно и четко объясняют все жизненные явления. Например, любовь герой сводит к естественной физиологической потребности. Искусство отрицает потому, что оно бесполезно. Таким образом, Базаров до предела сужает все многообразие, красоту и прелесть жизни, в которой нет места эмоциям, наслаждению красотой природы, поэзии, музыки. То есть он обедняет жизнь своим практическим рационализмом. Именно в этом автор не согласен со своим героем. Он считает неприемлемыми такие стороны в мировоззрении Базарова, как рассудочность, непонимание огромной роли чувств в человеческой жизни, отрицательное отношение к искусству.

Вопрос о том, как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занимал Писарева в его статье "Базаров". По-моему, он очень точно подметил, что автора не удовлетворяют ни отцы, ни дети. Хотя Тургенев не любит беспощадного отрицания, личность самого отрицателя стала самой сильной и яркой в романе, внушая читателю невольное уважение. Действительно, никто из героев "не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера". Однако, желая показать несостоятельность взглядов героя, Тургенев переносит его в новые условия, заставляя пережить испытание любовью. Возникает ситуация, в которой Базаров вынужден действовать в полном противоречии со своими взглядами. Самонадеянный нигилист, отрицающий любовь, одержим страстью к красивой, умной, холодной женщине, совершенно чуждой ему и по общественному положению, и по мировоззрению. Первая встреча с Анной Сергеевной Одинцовой производит на Евгения сильное впечатление, которое он пытается уничтожить циничными замечаниями о ней. Но любовь оказывается сильнее его рационализма и нигилизма. Она остается с Базаровым до самой его смерти. Образ любимой женщины оказывается последним, который видит он в земной жизни. Значит, герой неправ в своем отрицании. Жизнь гораздо сложнее и многограннее, чем ему представлялось. Она так и остается для него загадкой, тайной так же, как и его собственная душа.

В эпизоде смерти Базарова Тургенев показывает своего героя человеком стойким, сильным, способным чувствовать и любовь, и красоту, и жалость. Он до последнего мужественно сопротивляется болезни, стараясь щадить убитых горем стариков. Базаров здесь как бы очищается от всего наносного, избавляется от своей самоуверенности, развязности, черствости, нигилизма. Он предстает в финале романа как титаническая личность, которая не смогла реализовать своих громадных сил. Здесь Тургенев отдает своему герою дань справедливого уважения.

Почему же автор "убивает" своего героя, заставляя его умереть от случайного пореза пальца? Наверное, потому, что ему некого любить, не с кем дружить, ибо все вокруг него мелко и пошло. Поэтому и растрачиваются его недюжинные силы на словесную перепалку с Павлом Петровичем да на опыты с лягушками. Создается впечатление, что тургеневский герой бесконечно одинок, напоминая Гулливера в стране лилипутов. Прав Писарев, сказавший, что ему "негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы". Поэтому смерть становится испытанием, в котором должны раскрыться лучшие качества Базарова. И герой достойно выдерживает его, внушая глубокое уважение и восхищение. Но при этом испытываешь и чувство сожаления оттого, что так безрезультатно прошла жизнь этой сильной, яркой и одаренной личности из-за узости и односторонности нигилистических теорий.

Образ Базарова и сейчас воспринимается как предупреждение тем, кто понимает новое как полное отрицание и разрушение старого, не умея бережно относиться к духовному наследию прошлого, нарушая естественную преемственность поколений. Ведь растение без корней нежизнеспособно.