Мария Александрова: “Испытание свободой — это серьезная вещь”. Балетные пары Мария александровна ушла из театра

В первые моменты не опознал Джейсона Стэтхема - он даже избавившись от длинных волос, продолжает играть в жангабена, а до этого, в образе пьяного лондонского бомжа, совсем далек от обычного своего имиджа. Агату Бузек (по-русски озвученную Уршулой Малкой) я тем более не угадал в монашеском одеянии. Сестра Кристина из братства Ангела Господня подкармливает бродяг, когда к ней приходит ранений Джои, солдат-дезертир, скрывающийся от военной полиции за убийство афганцев. Кристина помогает и по ее совету переименовав себя из Смита в Джонса, Джои начинает новую жизнь, что означает - идет работать к китайской мафии. Ему нужны деньги - поддержать бывшую жену и 9-летнюю дочь, а еще он хочет найти садиста, который убил и сбросил в реку его бывшую соседку по картонной коробке, проститутку.

Разговоры о Боге, даже с польским акцентом, мне все-таки показались в данном случае не вполне уместными, тем более мизансценирование прощальной сцены с оглядкой на пьету, но все-таки, по-моему, кино не на сто процентов фальшивое. Джои особо подчеркивает, что он католик, хотя драматургически интереснее было бы сделать героя атеистом, православным, мусульманином - но сценаристам почему-то важно показать обоих христианами. То, что солдатом он убивал, а в отместку за пятерых сослуживцев прикончил пять первых попавшихся с афганцев, за что и оказался в розыске - конечно, не особенно его украшает, но среди общей несправедливости он ищет свою частную справедливость: полиция отказывается искать садиста-убийцу по описанию, а китайская мафия (сами китайцы проституток на убой не продают, этим занимаются только русские) находит его очень быстро - правда, взамен от Джои требуется перевезти контейнер с живым товаром, в том числе детским, и бывалый перевозчик выполняет задание, потом посещает коктейль в ресторане на крыше и сбрасывает оттуда убийцу своей приятельницы, прямо с крыши и на асфальт. Прежде, чем его найдут, он успевает отдать деньги жене, фотографии дочери и информацию о работорговцах полицейским, перечислить деньги немолодому фотографу-гею, в чье отсутствие он все это время занимал его квартиру, увешанную черно-белыми изображениями голых мужских туловищ, а также попрощаться с сестрой Кристиной, отбывающей в Сьерра-Леоне.

У Кристины своя предыстория, на родине ее 10-летнюю изнасиловал тренер по гимнастике, после очередного инцидента она перерезала ему горло ножиком, но вместо колонии попала в монастырь, и так оказалась в лондонской миссии Ангела Господня. Когда встретила Джои первый раз и получила от него пьяного 500 фунтов, купила на них билет в ложу на прощальный концерт польской балерины Марии Жилинской, которой поклонялась с детства и на которую мечтала стать похожей, но отец заставил заниматься гимнастикой, с чего и пошли все беды. Балет и коктейль с убийством приходится, понятно заранее, на один вечер - 1 октября. Джои может пойти смотреть любимую балерину Кристину, но для него важнее сбросить с крыши маньяка и хотя бы на узком участке восстановить справедливость. А ведь между солдатом-гангстером и монашкой-фотографом (Кристина увлекается любительской съемкой, но совсем не того же рода, что хозяин квартиры, где живет Джои) успевает возникнуть взаимное влечение, и последнюю ночь накануне описанных выше событий и окончательного расставания они проводят вместе - ну прямо "Чистый понедельник" Бунина! Ничего, однако, не поделаешь, весь мир - большой гадюшник, и всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет, но есть билет на балет. Остается вопрос, при чем тут колибри - а это, как выясняется под конец, такие летающие беспилотники, которые были "свидетелями" того, что натворил Джои в Афганистане.

Знаменитая балерина и просто красавица Мария Виноградова танцует на сцене Большого театра. HELLO! представляет эксклюзивную фотосессию и интервью новой звезды русского балета Она танцует Сильфиду и Жизель, подругу Спарта ка Фригию в одноимен ном балете и дикарку Бэлу в новом спектакле "Герой нашего времени" по Лермонтову, поставленном хореографом Юрием Посоховым и режиссером Кириллом Серебренниковым под занавес прошлого сезона. Талантливая, артистичная, техничная, идеально сложенная, настоящая красавица Мария Виноградова - украшение сцены Большого театра. Прошедшим летом Мария Виноградова стала женой знаменитого танцовщика, звезды Большого и Михайловского театров Ивана Васильева: теперь они все чаще и чаще танцуют вместе. 3 октября Васильев и Виноградова вышли вместе в "Жизели" на сцене Михайловского театра в Петербурге, а весной Мария участвует в новой премьере, которую готовит ее муж.

Маша, стать балериной - это была мечта детства?

Да, мне было всего три года, но я уже не могла жить без танцев и музыки. Родители увидели мою страсть и решили отдать меня в танцевальный кружок. Там начали проявляться мои способности. У меня оказались очень мягкие, подвижные суставы - они у детей в принципе мягкие, эластичные, но меня могли просто "завязать" в любой узел. (Улыбается.) Какое-то время я занималась в этом кружке, а потом меня приняли в Ансамбль песни и пляски имени Локтева. Там я узнала, что все девочки поступают в какую-то таинственную академию хореографии. Я решила, что мне тоже туда нужно.

- Ваши родители из балетного мира?

Нет, совершенно. Мама - экономист, а папа - химик. Никаких связей в балетном мире у них никогда не было...

- То есть вы поступили в академию хореографии не по блату.

Что вы, по какому блату? Я вообще не признаю такого подхода. Просто в силу своего упертого характера: я Близнецы по гороскопу - всегда своего добиваюсь.

В академии вы наверняка мечтали стать солисткой, а не "третьим лебедем справа"?

Ну конечно. (Улыбается.) Аппетит приходит во время еды. В первом классе училища я еще не очень хорошо "стояла на ногах" по балетным меркам: у меня была четверка по классическому танцу, но уже со второго класса - "отлично". Я очень много занималась, и со временем мне стали давать сольные партии. Когда я вышла на сцену Большого театра в "Баядерке" - там есть небольшая партия, которую обычно исполняют ученицы академии, - я поняла, что хочу танцевать только здесь, на этой легендарной сцене. В 2006 году, после окончания академии, меня пригласили на просмотр в Большой театр и приняли в труппу.

- В Большом театре вы начали с кордебалета?

Да, это обычная практика: неважно, какие ведущие партии ты танцевала в академии, - в театре ты все начинаешь с нуля. Я начала со второго корде балета. Потом перешла в первый. Потом стала корифейкой, солисткой, первой солисткой. Я прошла весь путь - от самой первой ступени до ведущей солистки.

- Сегодня какая ваша роль-партия самая любимая? Жизель, наверное?

Да, Жизель. Еще я очень люблю партию Ширин в "Легенде о любви" Юрия Григоровича - балете, который вернулся на Историческую сцену Большого в прошлом сезоне. Когда театр был на ремонте, спектакль ушел из репертуара, и я считаю огромным счастьем, что его вернули. Опять-таки счастье работать с Юрием Николаевичем Григоровичем. Я впервые соприкоснулась с ним, когда танцевала Анастасию в его балете "Иван Грозный", - он утвердил меня на эту роль. Юрий Николаевич - настоящий гений.

В балетной премьере Большого, спектакле "Герой нашего времени", вы танцуете Бэлу. Постановщики разглядели ваш горячий темперамент?

Не знаю. (Смеется.) Но мне очень нравится моя героиня, и вся партия в целом очень красивая. Но не простая. Все 30 минут, пока длится спектакль, ты находишься на сцене, и нет никакой возможности даже перевести дух. Плюс сложный костюм. Он трехслойный. По ходу действия я разоблачаюсь и остаюсь в топе и штанах, но до этого приходится танцевать с таким вот "грузом".

- Маша, а вы дерзкая и дикая, как Бэла?

- (Смеется.) Я не уверена, что дикая, но непредсказуемая. Об этом лучше всего моего мужа спросить. Ваня говорит мне: "Каждый раз я не знаю, что от тебя ожидать".

Вы познакомились, репетируя "Спартак". Как возник ваш роман? Он - Спартак, вы - Фригия. Вас разлучают на рынке рабов...

- (Улыбается.) Не думаю, что стоит проводить такие параллели...

- Чем вас покорил Иван Васильев? Помимо таланта, разумеется.

Очень многим... Я его очень люблю. Он просто самый лучший. У Вани потрясающее чувство юмора. И еще он честный, открытый и, главное, ответственный человек.

- То есть за ним как за каменной стеной?

Да, именно так.

- А вы хрупкая, нежная. Капризная?

Капризная. (Улыбается.) Бывает, что у меня настроение меняется часто. Но Ваня абсолютно спокойно всегда все воспринимает. Никогда не раздражается, никогда не заводится. Идеальный для меня человек. Абсолютно.

Нетрудно предположить, что вы, помимо всего прочего, покорили его своей красотой. Вообще, красота для балерины - это награда или "не самое главное"?

Не знаю... Иногда, бывает, слышу в свой адрес: "Вот, мордашка смазливая, поэтому она и танцует". Я бы не хотела, чтобы люди так обо мне думали. Тем более я не считаю себя какой-то особенной красавицей. У нас много красивых девушек в театре.

- Сплетни вас огорчают?

У меня характер твердый. Я уже говорила: я, если захочу, не буду ни на что обращать внимания - вот как отрезало. Бывают, конечно, моменты, которые меня задевают. В таких случаях я начинаю переживать, и Ваня меня успокаивает: "Ну все, ну хватит уже об этом думать..."

- К критике как относитесь?

Иван Васильев

Проблема была в том, что у нас совершенно не было времени. Мы с трудом нашли дату, когда мы оба в Москве. Ваня в день свадьбы только в 3 часа ночи прилетел в Москву. Мы просто расписались и поужинали с родителями... Но, может быть, мы еще устроим праздник.

- Как Иван сделал предложение?

Я вернулась домой с репетиции. Зашла, увидела, что вся комната усыпана лепестками роз.

- Он вас балует?

Да, ужасно. (Смеется.) Он постоянно делает мне какие-то подарки.

- Какой был самым запоминающимся?

У меня была премьера - Вани не было в Москве, и он прислал мне цветы в театр. После спектакля я подхожу к служебному подъезду, а там корзина размером больше моей машины. Я ее там так и оставила. А на следующий день ребята помогли мне донести ее до гримерки - она заняла почти всю комнату.

- А вы сами любите делать сюрпризы?

Очень люблю! Недавно я сделала сюрприз. У нас оставалась неделя до конца отпуска, и я купила небольшой тур в Рим на три дня. Все забронировала, заказала замечательные экскурсии - в Ватикан и в Колизей. Ваня много раз был в Риме, но всегда во время гастролей, так что, по сути, он ничего и не видел, а у него была давняя мечта посетить Колизей. Он же танцует Спартака, и для него важно было увидеть своими глазами арену, где проходили гладиаторские бои, проникнуться этой атмосферой. Мне показалось, Ваня был очень счастлив.

Ваш муж рассказывает, что вы потрясающе готовите, и однажды ради ваших котлет он едва не отказался от встречи с президентом России после церемонии открытия Олимпиады в Сочи. Что же это были за котлеты такие волшебные?

Котлеты из индейки с гречкой. (Смеется.)

- Где вы научились так вкусно готовить?

У меня мама очень вкусно готовит - наверное, это умение мне передалось от нее. Плюс я всегда интересовалась разными кухнями, находила рецепты в Интернете.

Люди ведь думают, что балерина и кухня - вещи несовместные, как гений и злодейство.

Это совсем не так. Балерины готовят так же, как и все. Летом мы с моей подругой-балериной лепили пельмени. Я пироги пеку, супы варю. Конечно, когда время позволяет. Если спектакли идут каждый день, то я этим не занимаюсь. Но завтраки делаю всегда: каши, омлеты, яичницы...

Васильев и Виноградова дома и Васильев и Виноградова на сцене - это две разные пары? Вы можете любить друг друга в свободное от работы время и ругаться репетируя?

Ни в коем случае не ругаемся. Я к Ване всегда прислушиваюсь - для меня его мнение очень важно. Хотя бывает, что у меня нет настроения или он вредничает.

- Вы ведь танцевали в его первой балетной постановке "Балет №1" и теперь готовите что-то интересное...

Знаете, я вспоминаю работу над "Балетом №1" как очень тяжелое время. (Улыбается.) Потому что мало того, что мы в репетиционном зале целый день работали, так и дома Ваня продолжал танцевать, что-то придумывать. Я ему говорила: "Ты когда-нибудь уймешься уже? Отдохни". Он садился на диван, две минуты отдыхал, вставал и начинал опять танцевать: "А вот если так, посмотри?" Помню, я была на кухне, а он в комнате. Он "перетанцует" полквартиры и оказывается рядом со мной. (Смеется.) Вот сейчас мы приступаем к репетициям новых спектаклей Вани, и я чувствую, что история повторится.

Сезон в театре вы начали с "Лебединого озера". Вы исполняете русский танец: русская красавица в кокошнике - роль, как будто созданная для вас. Но Одеттой-Одиллией вы же хотите стать?

Да, Одетта-Одиллия - это мечта. Но для этого образа нужно "созреть".

Визажист и стилист по волосам: Елена Зубарева (The Agent)
Сет-дизайнер: Илья Немировский
Ассистенты фотографа: Михаил Ковынев, Андрей Харыбин
Ассистент стилиста: Инга Соболева
Продюсеры: Яна Рудковская, Наталья Орешникова
Одежда: EDEM COUTURE

Если кто-то поинтересуется, есть ли в России интеллектуальная балерина, я отвечу – прима Большого театра Мария Александрова. Кто-то спросит об эмоциональной балерине – это снова будет она. Любимица Плисецкой и скупой на похвалу балетной критики, Александрова только что премирована государством – на днях балерина получила звание народной артистки. Более чем шестьдесят станцованных в Большом театре партий - не шутка, когда тебе еще не так много лет.

Чувствуя рубеж, Александрова устраивает 27 октября гала-вечер в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. В связи с плотным графиком Большого театра, переживающим сейчас затянувшуюся на годы реконструкцию, вопрос проведения гала в нем даже не обсуждался.

Чиновники не в состоянии понять, что означает пятилетняя пауза для танцовщицы, век балерины короток, чиновничий долог. Как вы относитесь к тому, что реконструкция театра проходит так долго?

Самое мое большое разочарование – реконструкция Большого театра. Я артистка, у которой был этот театр, а теперь этого театра нет. Все, что происходит сейчас с реконструкцией, невероятно разочаровывает. Объяснить это невозможно никому. Никто этого не понимает, кроме артистов, которые выходили на эту сцену и на ней танцевали. Были надежды, что вот-вот его откроют – Россия великая страна, и Большой - первый театр этой страны.

Большой - это моя судьба. И сейчас ее у меня отняли. Ждать я не имею права. Мой век балерины не тянется так долго, как карьера чиновника. Говорить я могу всю жизнь, но мое тело не может говорить вечно. Не хочу больше слышать обещаний. Я обманутая женщина, которая в очередной раз не хочет слышать ни про какие обещания. Я реально понимаю, что судьбы сломаны, но я не их тех, кто сдается и принимает это как факт.

Сломанная судьба – это смена одного масштаба на другой. Это может понять только космонавт, который был в космосе, вернулся на землю и понимает разницу. Это может понять невероятно влюбленный человек – как измерить охватившую его огромную любовь. Как объяснить субстанцию души? Все знают, что она есть, но она необъяснима никак. Все наши разговоры об этом выглядят как капризы звездных мальчиков и девочек.

Да, у нас есть место работы. Мы танцуем те же партии, те же названия спектаклей на Новой сцене. Только приезжая в Парижскую оперу, начинаешь ловить этих ангелов, которых ты ловил здесь.

Вы танцевали Фею смелости в «Спящей красавице». Выступайте как Фея смелости, обращайтесь к государству.

Зачем? Что от этого изменится?

Это позиция крепостной балерины или вы на самом деле считаете что ничего? Почему вы не хотите совершить общественный демарш?

Этой проблемой должно заниматься государство. Повторю, наша трагедия не вся измеряется в цифрах. У меня и многих других остались все партии, которые мы танцевали на Основной сцене, плюс премьеры. А тонкая материя уходит, уходит и не возвращается вообще. До тонкости сейчас мало кому есть дело.

Почему гала прима-балерины Большого театра проходит в другом театре?

Дело в том, что «Гранд Балет Гала» - это наш личный с Дмитрием Гудановым проект. Зная, что у Большого плотный график, мы вообще не вели переговоры об организации гала в нём.

Почему Вы решили организовать «Гранд Балет Гала»?

Была проведена большая работа, сделано много, и мне, и Диме есть, что показать. В одном спектакле очень сложно объединить все. А в гала будет представлен и классический танец, и танец на каблуках, и современная хореография.

Получение звания народной артистки связано с тем, что вы за 12 лет станцевали более 60-ти партий, с хорошим отношением к вам руководства или чем-то еще?

Скорее, это подарок вселенной, который сложился из моей работы и хорошего отношения к ней театра и еще чего-то неуловимого. Хотелось бы верить, что вселенная меня слышит.

С какими просьбами вы к ней обращаетесь?

Ни с какими, я просто существую с ней в гармонии (улыбается).

Ваша фамилия во всех списках идет одной из первых. Это формирует характер?

Да, конечно. Я всегда готова. Никогда не говорю «нет». Говорю «сейчас посмотрим». Но в школе, на физике мое первое место в классном журнале было сущей мукой. Всегда стояла и краснела.

Главный комплимент вашим выступлениям звучит на YouTube как She can jump! (Она может прыгать!). Вы тоже считаете, что высокий прыжок, превосходная элевация – это самое важное?

Техника важна, особенно сегодня, когда она заметно шагнула вперед. Мы обязаны выполнять все элементы технической программы. Но я не делаю на это ставку. Например, Галина Сергеевна Уланова не обладала ни высоким прыжком, ни сильной техникой, однако остается легендой балета.

Я могла бы, конечно, стать спортсменкой в искусстве, сделать на этом быструю, легкую и яркую карьеру. Но вряд ли мне удалось стать той Машей Александровой, которую любят и ценят как человека и как профессионала. Вряд ли бы критики при всей их нелюбви ко мне вручили мне корону самой интеллектуальной балерины. С критикой у нас негласное правило - они не мешают мне, я не мешаю им. Я не играю с критиками. Не дружу с ними для пиара, что бывает в балетной среде. Вообще не знаю, как это делается и как мир устроен.

Зато вы умеете прыгать, и, может быть, ходить для заземления?

Тут вы угадали - только и делаю что хожу. На машине не езжу. В машине укачивает. Но вовремя все равно могу не прийти. Могу не рассчитать дорогу, заблудиться, выбрать более долгий путь. Но я люблю ходить, потому что во время прогулки много думаю. Больше замечаешь красоту города, в который приезжаешь. В театре очень этому удивляются, говорят, ноги надо беречь. Но это меня не останавливает.

Вы чувствуете себя наследницей эмоционального танца Плисецкой, как о том толкуют? Задушевность, эмоциональность и задор при блеске исполнительского мастерства для вас принципиальны?

Я эмоциональная балерина. Сравнение с Майей Михайловной, для меня очень лестно. Я отношусь к этому человеку с большим уважением. Но Плисецкая – это Плисецкая, а я – это я.

Английский режиссер Деклан Донеллан, ставивший в Большом «Ромео и Джульетту», где ваша Джульетта была незабываема, пишет в своей книжке «Актер и мишень»: «Там, где нет движения, все мертво. Как и все в мире, пространство находится в движении». Вы сейчас ищете ту область пространства, где подходящий вам темпоритм движения?

Я переросла то место, в котором нахожусь. Это пространство мной заполнено полностью, и я ищу выходы в другое.

Создано много ролей. Но нет образов, которые меня раскрыли. Была небольшая попытка в «Ромео…», в «Светлом ручье», в «Пламени Парижа», в «Треуголке» и «Корсаре». Это все балеты, где мое «я» все-таки мерцает…

Что касается моего личного мнения, я бы хотела, чтобы в театре ставили такие балетмейстеры как Пина Бауш, Мэтью Боурн, шли спектакли Ноймайера.

Наша труппа способна воплотить блестящие спектакли – в Большом прекрасная балетная труппа, одна из лучших в мире. Почему нет Прельжокажа в Большом театре, нет Макмиллана, Саши Вальц? Вы хотите сделать шухер – зовите Сашу Вальц. Если рискуете – рискуйте на десятку, а не на два с половиной.

Любой человек на сцене должен быть интересен как личность. Как вы себя формируете, чтобы быть интересной?

Весь опыт жизни я приношу на сцену. Стараюсь быть честной с людьми, стараюсь их слышать. Не боюсь признать того, что я чего-то не знаю. Честность и включенность – простые слова, но, поди, соответствуй, услышь человека напротив.

На вашем сайте контент выложен не только на русском и английском, но и на японском...

Это уважение к моим поклонникам. Японцы – самые лучшие фанаты в мире. Им важно мое творчество, они всегда трепетно, со вниманием и заботой относятся к нему. Мои японские поклонники - люди корпораций и много перемещаются, они смотрят меня в Москве и по всему миру. Я, в свою очередь, стараюсь платить им тем же, информирую их о своих новостях.

Почему сегодняшнему дню не нужен самоанализ, взгляд на себя через современную хореографию? Вам самой хочется воплотить яркий образ современности?

Конечно, хочется. Осознание современности, происходящее через современную хореографию, следует признать неудачным. После одноактных балетов эпохи Ратманского не осталось ни одного яркого современного образа, вписавшегося в скрижали Большого театра. Мы очень много шевелились, нам поставили огромное количество современных одноактовок, но прошло 4 года и не осталось ни одного образа в истории. Значит, эти 4 года прошли зря? Почему? Время подчищает. Даже выходя замуж, мы живем втроем – муж, жена и время.

Современная хореография часто несет ясный общественно-политический посыл. Западных хореографов хлебом не корми – дай высказать общественный протест. Наши спортсменки охотно занимаются политикой. Наши балетные - тише мыши.

Человеку балета необязательно знать новости политики, чтобы создать яркий современный образ на сцене.

Мы люди искусства, и наше дело созидание души, а не раздрай личности в пространстве политических проблем. И я не верю, что наши спортсменки занимаются политикой потому, что их это действительно волнует.

Как вы себе объясняете тот груз ответственности, который лежит на вас, ведь на вас большая часть репертуара? Как гармонизируете эту ответственность?

Нагрузки и ответственность для меня гармоничны. И мне не тяжело. Я не приучена ждать простой и легкой жизни.

Вы верите, что танец - инструмент преобразования мира?

Абсолютно. Причем именно когда уже не хватает слов. И поэтому я хочу, чтобы русские люди гордились своими балетными артистами, тем, что они умеют и могут. Я горжусь. Артистов балета очень люблю. Они сложные, странные, болезненные, неадекватные, и тем сильнее люблю. Хочу, чтобы следующее поколение артистов верило в себя.

Я готова к тому, что годами создаю свою историю и никогда не буду знать заранее, останется ли она в вечности. Баха никто не знал в течение 200 лет. Такое отношение времени к твоей истории не отменяет отличной работы.




Мария Александрова родилась 20 июля 1978 года в городе Москва. Свой творческий путь девочка начала в ансамбле «Калинка», однако через некоторое время начала проявлять немалый интерес к балету. В десять лет Мария поступила в Московскую государственную академию хореографии, где стала заниматься под руководством Людмила Коленченко. Впоследствии ее наставниками выступали Лариса Добржан и Софья Головкина.

В период обучения приняла участие в балетных постановках «Щелкунчик», «Коппелия», «Шопениана». Долгое время ее партнером по сцене являлся известный в будущем танцовщик Николай Цискаридзе. Диплом об окончании академии хореографии получила в 1996 году. В этот же период начала появляться на различных международных фестивалях.

Особенно успешным для Марии Александровой стал московский конкурс артистов балета. В рамках данного форума, проходившего в российской столице в 1997 году, девушка исполнила вариацию Гамзатти из «Баядерки». Яркое выступление танцовщицы принесло ей первую премию конкурса, а вместе с ней и престижное приглашение в труппу Большого театра.

Исполнять на сцене Большого театра сольные партии Александрова начала уже в дебютном для себя сезоне. Весьма примечательным представляется тот факт, что в это время девушка еще числилась танцовщицей кордебалета. Далее балерина участвовала в таких постановках как «Сон дон Кихота», «Баядерка», «Легенда о любви», «Щелкунчик» и некоторых других. В те годы ее наставницей и репетитором являлась Марина Семенова.

Талантливая молодая балерина исполнила первую для себя сольную партию: роль Царицы в постановке «Фантазии на тему Казановы» 19 октября 1997 года. Выступление оказалось удачным и всего месяц спустя отправилась в составе труппы Большого театра на гастроли в Нью-Йорк.

В начале сезона 1998 года Александрова переведена из числа танцовщиц кордебалета в разряд корифеек. В современном балете представительницы данной категории танцовщиц выделены из общего числа танцовщиц кордебалета и находятся среди них на переднем плане. После этого последовали новые яркие выступления, которые не остались незамеченными видными российскими критиками. В 1999 году авторитетный журнал «Балет» присудил Александровой престижную премию в номинации «Восходящая звезда». Столь высокое признание подтолкнуло молодую балерину к новым свершениям.

В 1999 году Мария исполнила несколько новых номеров в балетных постановках и уже очень скоро официально переведена в солистки Большого театра. В этот период ее постоянным репетитором стала Татьяна Голикова. Начиная с 2000 года, Александрова стала одной из главных звезд Большого театра. Вместе с его балетной труппой объездила много стран. Гастроли театра прошли в различных городах России, а также во Франции, в США, Финляндии, Италии.

Вскоре, в 2004 году за исполнение партии в балете «Светлый ручей» Мария получила престижную театральную премию «Золотая маска». Год спустя в коллекции личных наград появилась также грамота о присуждении ей звания Заслуженной артистки России. Позднее удостоена также звания Народной артистки России. За всю свою карьеру Александрова исполнила более шестидесяти различных партий, большинство из которых до сих пор считаются образцом высокого балетного искусства.

В августе 2013 года артистку балета постигло несчастье: на гастролях в Великобритании Мария повредила ногу. Травма оказалась серьезной, разорвалось ахиллово сухожилие. Артистка к тому моменту успела выступить только на первом запланированном спектакле Большого театра «Баядерка». Во время танца Александрова столкнулась с партнером Владиславом Лантратовым, что и привело к травме. Первую помощь артистке оказали на месте, в Ковент-Гардене, после чего балерина в экстренном порядке улетела в Россию. Прима восстанавливалась год, после чего с триумфом продолжила танцевальную карьеру.

Далее, в середине января 2017 года в творческой биографии Александровой произошли изменения. Без объяснения причин прима Большого театра написала заявление об увольнении по собственному желанию. Администрация театра, а также поклонники балерины, которые узнали об увольнении оказались шокированы решением Марии.

Однако Мария успокоила фанатов тем, что вовсе не собирается бросать балет, а хочет начать сотрудничество с другими танцевальными коллективами, выйти на международную сцену. Отчасти девушка чуть ранее воплотила эту мечту в жизнь: Мария Александрова в годом ранее уже участвовала в пластической постановке Губернского театра под названием «Калигула», где исполнила роль Цезонии. Спектакль поставлен на границе драматического и хореографического искусства режиссером Сергеем Землянским.

После ухода из Большого артистка подписала контракт с американскими коллегами, и уже в конце марта 2017 года Мария выступала в Нью-Йорке в постановках, которые носили название «Deesses & Demones». Партнершей россиянки выступала Бланка Ли, художниками по костюмам: Жан-Поль Готье, Аззедин Алайя и Стелла МакКартни. Выступление танцовщиц призвано раскрыть разные грани женской личности: от ангельских воплощений до демонической сущности.

В ноябре того же года Мария Александрова побывала в Санкт-Петербурге, где выступила на концерте «Балетмейстер», посвященном 80-летнему юбилею хореографа Олега Виноградова. На сцене БКЗ «Октябрьский», помимо артистов Большого и Мариинского театров, выступили также звезды зарубежной сцены: танцовщики из США, Южной Кореи, Испании, Германии.

В конце декабря 2017 года артистка участвовала в мировой премьере «Нуреев». Образ главного героя на сцене воплотил премьер балетной труппы Владислав Лантратов. Мария Александрова в постановке, которая еще до выхода наделала много шума, исполнила партию Марго Фонтейн, собирательный образ советских танцовщиц Аллы Осипенко и Натальи Макаровой воплотила Светлана Захарова. Музыку к балету, который представил из себя сплав классического танца, оперы, хорового, драматического и кинематографического искусства, написал композитор Илья Демуцкий. Либреттистом, сценографом и режиссером действа выступил Кирилл Серебренников. Хореографию поставил Юрий Посохов.

Награды и Признание Марии Александровой

1997 - I премия Международного конкурса артистов балета в Москве.
1999 - Приз журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда»).
2004 - Национальная театральная премия «Золотая маска» за исполнение партии Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича в постановке Алексея Ратманского (сезон 2002/03).
2005 - Звание «Заслуженная артистка Российской Федерации».
2009 - Звание «Народная артистка Российской Федерации».
2018 - Удостоена Премии Леонида Мясина (Позитано) в категории «Танцовщица года на международной сцене».

Мария Александрова в балете “Лауренсия”. Фото – Ладо Вачнадзе / Грузинский театр опреры и балета

Балерина Мария Александрова о том, каково это - работать вне системы.

В Грузии событие: в Тбилисском театре оперы и балета “Лауренсию” легендарного Вахтанга Чабукиани в редакции Нино Ананиашвили представила публике блистательная пара - Мария Александрова и Владислав Лантратов.

После премьеры с прекрасной гостьей поговорил корреспондент “Огонька” Ия Баратели.

Вычитав в интернете, что Майя Плисецкая называла Александрову “самой интеллектуальной балериной Большого театра”, я прихожу в театральную гримерку, из окна которой виден расположенный по соседству тбилисский дворик.

В феврале Мария Александрова по собственному желанию .

А летом новый “эпизод”: вместе с Владиславом Лантратовым она должна была танцевать в спектакле “Нуреев”, но перед самой премьерой , потом, правда, выяснилось - …

Что сейчас происходит в Большом театре с балетом о Рудольфе Нурееве, в котором вы играете Марго Фонтейн? Вы думаете, скандала больше не будет или спектакль все же порежут?

А что там резать? Спектакль получился об одиночестве артиста, об архетипе любого артиста, любого уровня. Суть артиста в том, что он идет за ролью. Здесь роль колоссальная - меняется десять амплуа…

Спектакль с новой музыкой, с новой хореографией, с новой режиссурой. На самом деле никто правды об этом спектакле так и не сказал. Потому что, скорее всего, писать о том, что это просто хороший спектакль, никому не интересно.

Мы очень ждем этот спектакль, хотим прожить эту историю. Премьера заявлена в декабре.

- Мария, а как складывается ваша карьера после ухода из Большого театра?

Я осталась в Большом на контракте, да и вообще везде осталась на контракте. Сейчас я существую как свободный художник, танцую и работаю там, где я нужна.

Вот премьера “Лауренсии” - это очень интересно. Потом будут другие проекты, которые будут создаваться в другом месте. А с театром я осталась в отношениях вне системы.

- Почему “Лауренсия” - это “очень интересно”?

Это наследие советской эпохи, там много драмбалета. Как “Золушка” Ростислава Захарова, как “Ромео и Джульетта” Леонида Лавровского,- это характерные спектакли, с ярко выраженным стилем, хореографическим посылом. Это непростая работа - собирать драмбалет.

И, конечно, приехать в Тбилиси, станцевать версию Чабукиани - это как прикоснуться к первоисточнику. Как прочитать книгу хорошего автора, которая написана не сейчас…

Балет уникален. Он развивает у артиста сразу три центра: и физическое состояние, и духовное, и интеллектуальное. Мы молчаливые создания, наша жизнь - движение. Вот сегодня я впервые говорю так долго.

С утра мы репетировали - шесть часов напряженной работы, и все это молча. Чтобы сделать спектакль, ты должен изучить эпоху, нельзя станцевать барочную вещь и при этом быть человеком из XXI века - ты обязан быть человеком барочной эпохи.

И вот ты об этом читаешь, слушаешь определенную музыку, смотришь определенные картины, фильмы и так далее. Этим занимается только балет. И это сиюминутное искусство, не застывшее, как скульптура.

Видеозапись передает порядок, но не эмоциональное состояние между зрителем и артистом - оно существует только эти два часа на спектакле в театре.

Вообще балет - это очень странное, условное, синтетическое искусство, которое требует внимания от зрителя, это рабочий процесс. Балет отличается от танца, особенно российский, потом советский. Ни один старинный балет - ни итальянский, ни французский - не разложен “научно”, так, как это было расписано у нас. Как это было сделано Вагановой, затем Тарасовым и так далее. И это - наше достояние. Современный танец - хобби, времяпровождение. Балет - сверхискусство.

- Но при этом совсем недавно вы выступали в Нью-Йорке в гламурном проекте…

Это очень красивая вещь на очень интересном стыке, называется “Goddesses & Demonesses”, или “Богини и Демоницы”. Нас там только две танцовщицы - я и француженка Бланка Ли.

Это о женской сути в разных перевоплощениях - от начала времен, когда это что-то неопределенное, в свете зари, не то животное, не то женщина, и заканчивается таким сильным, очень женским танцем.

Все костюмы в спектакле - haute couture, и мы не просто в них ходим, мы активно танцуем - полтора часа мы без остановки существуем вот в таком формате. В шоу красивый свет, это очень современная вещь.

- Выходит, есть жизнь и после Большого?

Знаете, Большой театр, с одной стороны, задает огромный масштаб. С другой - огромное количество приходящих туда людей не способны даже понять или ощутить этот масштаб. Они просто приходят в громкое место, получают погоны, короны, конъюнктуру и уходят куда-то дальше.

Поэтому все эти разговоры, “что после Большого?”… Да ничего. Огромное количество людей после Большого начали делать себе карьеру. Хотя, может быть, к чему-то важному или основному они так и не прикоснулись.

Это все зависит от человека - ты можешь думать, что в масштабе космоса ты песчинка, а можешь знать, что ты целый космос. Это все очень личные вещи. Поэтому я вообще не задаю себе этот вопрос - я просто дико люблю это место - Большой театр. Он сделал меня тем, кто я есть. И я знаю, что в этом месте слишком много стервятников вокруг. Когда я стала понимать, что мне трудно в такой ситуации, я ушла.

- Довольны или разочаровались?

Разочарования нет. Был очень жесткий выбор. Я поняла, что нельзя это затягивать, потом театр будет съедать. И этот момент нужно чувствовать.

Театр - это люди. Иногда с ними бывает очень непросто. И задаешь себе вопрос: ты живешь, чтобы что-то сделать или чтобы людям было удобно?

Я живу сегодняшним днем. Сейчас, в эту секунду я собой - да, довольна. Планов много, свободного времени, чтобы лежать на диване, у меня вообще нет. Испытание свободой - это вообще серьезная вещь. Можно пребывать в иллюзии, что ты кто-то…

- Какая же это иллюзия - быть примой Большого?

Как раз потому что ты прима Большого. А вот нет Большого? И что тогда?

Наша проблема, вообще балетных, в том, что мы привязаны к месту, привязаны к труппе. Чем больше ты мотаешься, тем больше выходишь из формы. Балетный артист - это очень специфично, это философия. Перед тем, как выйти на сцену, мы не можем проговорить это в комнате, нам нужно место для репетиций. Это большая проблема.

Вот в опере можно набрать штатную или есть еще опера “стаджони”, когда артистов берут на сезон. С балетом такое не получится - нельзя набрать их на месяц, а потом распустить.

Для балетных артистов выезжать - это тоже проблема. Потому что до выхода на сцену мы репетируем в десять раз больше, чем танцуем. И должно быть место, где ты репетируешь, занимаешься классом, на это должно быть время.

У меня сейчас достаточно нормальная ситуация - я в Большом театре и репетирую, и занимаюсь классом, и выхожу иногда на сцену. Но при этом я свободна в выборе других вещей, не трачу время впустую, ничего не жду, меня никто не обманывает.

В Большом ты каждый спектакль ждешь, не можешь договориться уехать куда-то танцевать… И еще повторю: театр - это люди. Зачастую ты просто не хочешь тратить время впустую.

- Извините за вопрос, но в Тбилиси всем интересно: сколько должна весить балерина?

Для балерины главное не вес, а умение владеть своим телом. Надо осознавать, какие у тебя ноги, длина рук, и учиться двигаться. Вот в этом фишка, а не в том, чтобы просто весить 50 килограммов при росте 180.

Балерина должна оставаться здоровым человеком. С хорошей, живой психикой, чтобы радовать других. Танцевать и не есть - так можно и ноги протянуть. Я четко знаю, что для того, чтобы семь часов простоять на ногах и работать, мне не нужно завтракать и обедать, но потом я ем.

Вот сегодня после работы на ужине в Тбилиси мне захочется сациви, значит, я буду есть сациви…