Тамара синявская год рождения. Синявская Тамара: подробности личной жизни легендарной исполнительницы

Тамара Синявская петь начала в три года — ей нравилось слушать, как звучит ее голос в подъезде старого московского дома, где она жила. А ее первыми слушателями были местные ребятишки. Но ее детской мечтой было стать не певицей, а врачом, однако прекрасный слух и вокальные данные привели ее к другому решению Сначала Тамара Ильинична закончила музыкальную школу, а потом музыкальное училище при Московской консерватории.

На фото — певица с мужем Муслимом Магомаевым

Она сделала блестящую карьеру, рано став примадонной Большого театра. Будущий муж Тамары Синявской Муслим Магомаев к тому моменту, как они познакомились, был уже популярным исполнителем и любимцем публики, особенно ее женской половины. Их первая встреча состоялась на декаде русского искусства в Бакинской филармонии в 1972 году. Будущий муж Тамары Синявской, для которого Баку был родным городом, тут же предложил своей новой знакомой провести с ней небольшую экскурсию.Тогда Тамаре Ильиничне было двадцать девять лет, а Муслиму Магометовичу тридцать, певица уже была замужем за достойным человеком, и все у нее было просто прекрасно, но новое чувство оказалось настолько сильным, что она забыла обо всем на свете.

Тамара показалась Муслиму Магомаеву очень интересной и умной женщиной, с которой совсем не хотелось расставаться. Вернувшись в Москву, они не прервали своих отношений. До знакомства с Синявской у Магомаева было немало романов, но все они были непродолжительными, хотя и достаточно пылкими. Он покорял женщин своим талантом, умом, красотой и щедростью, а когда они слышали его пение, то каждая из них думала, что он поет только для нее.

Любовный треугольник в жизни Тамары Синявский просуществовал достаточно долго, пока она не сделала решительный шаг, решив развестись с мужем. Через два года после первого знакомства Муслим Магомаев стал мужем Тамары Синявской. Они поженились, когда уже были состоявшимися зрелыми личностями, поэтому притираться друг к другу им пришлось нелегко. К тому же, муж Тамары Синявской обладал горячим взрывным темпераментом, ссоры между ними всегда вспыхивали мгновенно и были очень громкими, правда, прекращались так же быстро, не менее страстными примирениями. Тамаре Синявской приходилось мириться и с тем, что поклонницы никогда не оставляли в покое ее мужа, но она относилась к ним терпимо и даже с уважением. Они прожили вместе почти тридцать пять лет - до самой смерти мужа Тамары Синявской.
Тоже интересно.

Советская и российская оперная певица (меццо-сопрано) Тамара Ильинична Синявская родилась 6 июля 1943 года в Москве .

Ее творческий путь начался в танцевальной группе Ансамбля песни и пляски Московского городского дворца пионеров под руководством Владимира Локтева, позже Тамара Синявская перешла в хоровой коллектив ансамбля .

Впервые вышла на сцену в роли Пажа в опере "Риголетто" Джузеппе Верди. Первой ее большой партией стала партия Ольги в "Евгении Онегине" Петра Чайковского.

Известность пришла к певице после побед на международных конкурсах вокалистов.

В 1968 году она получила золотую медаль IХ Международного фестиваля молодежи и студентов в Софии (Болгария). В 1969 году она завоевала Гран-при и золотую медаль ХII Международного конкурса вокалистов в Вервье (Бельгия). В 1970 году певица была удостоена золотой медали IV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве.

С 1973 по 1974 год Синявская стажировалась в Италии, в миланском оперном театре La Scala.

Тамара Синявская исполняла заглавные партии в операх Михаила Глинки, Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Жоржа Бизе, Джузеппе Верди, Сергея Прокофьева, Родиона Щедрина.

В ее репертуар в Большом театре вошли партии Дуняши в "Царской невесте" и Любавы в опере "Садко" Римского-Корсакова, Ратмира в опере "Руслан и Людмила" и Вани в "Иване Сусанине" Глинки, Кончаковны в "Князе Игоре" Александра Бородина, Полины в "Пиковой даме" Чайковского, Марины Мнишек в "Борисе Годунове" и Марфы в "Хованщине" Мусоргского, Кармен в одноименной опере Бизе. Она была первой исполнительницей партии Мадемуазель Бланш в опере "Игрок" Прокофьева. Также среди партий Синявской — Княгиня ("Русалка" Александра Даргомыжского), Лаура ("Каменный гость" Даргомыжского), Женя Комелькова ("Зори здесь тихие" Кирилла Молчанова), Ульрика ("Бал-маскарад" Верди), Морена ("Млада" Римского-Корсакова).

Певица выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в "Снегурочке" Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена ("Трубадур") и Ульрика ("Бал-маскарад") в операх Верди, а также Кармен — в Турции. В Германии и во Франции она с большим успехом пела произведения Рихарда Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы "Война и мир" Прокофьева (партия Ахросимовой).

Синявская работала с такими известными дирижерами как Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Юрий Симонов, Владимир Спиваков, Мстислав Ростропович.

Большую популярность принесла певице также широкая концертная деятельность, в рамках которой она исполняет не только оперные арии и классические романсы, но и русские народные песни. В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения Прокофьева, Чайковского, "Испанский цикл" Мануэля де Фалья и других композиторов, произведения старых мастеров в сопровождении органа.

С 2005 года она занимает пост заведующей кафедрой вокального искусства факультета музыкального театра Российского института театрального искусства (ГИТИС), является профессором.

В 2010 году Синявская Международный конкурс вокалистов имени М. Магомаева.

Тамара Синявская — народная артистка СССР (1982), Заслуженный деятель музыкального искусства (2016).

Лауреат премий Московского комсомола (1970) и Ленинского комсомола (1980), лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2013).

- Тамара Ильинична, четыре года назад вы добровольно ушли из Большого театра. Ни разу об этом не пожалели?

Пожалела? Нет. Я и сегодня могла бы спеть ту же самую Ольгу из «Евгения Онегина». Причем спеть довольно молодым голосом. Если меня подгримировать, надеть паричок, почему бы и нет... А кому от этого радость? Уж лучше пусть говорят, что из театра я ушла слишком рано, чем слышать: «Как? Она все еще поет!» Тем более что мой родной Большой театр закрыт на ремонт, а новая сцена для меня, увы, чужая.

- Но и в концертных залах вы тоже стали редкой гостьей. Почему?

Я могу себе позволить петь только на своем уровне и ни на ступеньку ниже. Но петь, как раньше, я уже не могу, хотя бы из-за нервов. Выступая в каком-нибудь концертном зале, я начинаю волноваться, как будто бы выхожу по меньшей мере на сцену Ла Скала. Зачем мне это надо? Я и на телевидении по этой же причине не появляюсь - вдруг покажут в таком ракурсе, что ахнешь... Стараюсь охранять себя и свое имя. Ежедневно я «здороваюсь» со своим голосом: пропеваю любимые арии, романсы. Много лет назад меня приглашали преподавать в разные вузы, но тогда я не считала возможным «сидеть на двух стульях» - либо петь, либо преподавать. А сейчас я веду вокальный класс в ГИТИСе, и пока мне это очень нравится.

- Как вам удалось, работая в Большом театре почти 40 лет, ни с кем не поссориться, не оказаться в центре скандалов и интриг?

Да я в своей жизни никогда не интриговала! В Большой я пришла, когда мне было 20 лет, наивной, доверчивой, влюбленной в сцену и очень доброжелательной ко всем девочкой. Из-за моего юного возраста никто из солисток и не воспринимал меня как соперницу.

Мороженое ела только летом

- В каком возрасте начали петь?

Пела лет с трех. Смешно сказать: вначале в подъезде своего дома (раньше в старых московских домах были подъезды с прекрасной акустикой), там очень красиво звучал голос, как в храме. Что греха таить, я даже сейчас, заходя в незнакомый подъезд, тихонько пробую голос. А тогда, чтобы меня услышала моя «публика» - ребятня, я давала «концерты» в своем дворе. Еще в детстве я мечтала стать врачом. На втором этаже нашего дома находилась поликлиника. Мне нравилось туда заходить, потому что там пахло эфиром, чистотой и белыми халатами. Дома я составляла медицинскую картотеку, писала «истории болезни» своих друзей, которые подписывала «врач Синявская». Наверное, если бы я не стала певицей, из меня получился бы неплохой врач. Но после школы все-таки вместо медицинского поступила в музыкальное училище при Московской консерватории.

У нас в училище была преподавательница, которая давала студентам возможность подработать в хоре Малого театра. И я с удовольствие начала петь в театре. Да в каком! Тем более что мы с мамой жили очень скромно, а за спектакль платили 5 рублей (к примеру, столько стоил килограмм севрюги в Елисеевском гастрономе).

- Певцам постоянно приходится заботиться о голосе...

Из-за боязни простудиться в свое время мне пришлось бросить спорт - лыжи и коньки, которыми я увлекалась. Кстати, когда недавно открыли каток на Красной площади, у меня защемило сердце от ностальгии по юности, по детству. Очень захотелось покататься.

А голос действительно оберегала: съесть мороженое позволяла себе только летом, когда в театре закрывался сезон и все артисты уезжали в отпуск. Теперь же я могу и поговорить на улице, и съесть мороженое, орехи и семечки, которые певцам тоже противопоказаны, и, тьфу-тьфу, ничего с голосом не происходит. А раньше, наверное, срабатывала психологическая установка - не дай бог простудиться накануне спектакля.

Муслим - очень щедрый мужчина

Тамара Ильинична прерывает наш разговор, чтобы словно «Скорая помощь» сделать очередной укол пуделю Чарлику и сварить кофе любимому мужу. И меня тоже угощает великолепным кофе, сваренным по-турецки, а себе наливает стакан воды. Синявская не хочет терять форму, чтобы в любой момент можно было надеть костюм, например, Любаши и выйти на сцену в спектакле «Царская невеста».

В этом смысле для меня примером всегда являлась Галина Павловна Вишневская, которая всю жизнь держалась в одном весе и надевала сценические костюмы одного и того же размера.

- В разговоре по телефону вы мне назвали три лучших возраста женщины - 29 лет, 38 и 45. Что было в вашей жизни интересного, когда вам исполнилось 29 лет?

Начался роман с Муслимом. Я тогда стажировалась в Италии. Муслим ежедневно звонил мне, давал послушать новые записи. Мы много и подолгу общались. Во сколько обошлись ему эти звонки, вы можете себе представить. Но разговор о деньгах был и есть запретной темой. Он всегда был очень щедрым мужчиной.

- В 38 лет какие случились события?

Это замечательный возраст для любой женщины - ощущение полноты жизни. А у меня это еще совпало с профессиональным расцветом. Между прочим, легендарная Любовь Орлова любила повторять, что ей 38 лет и ни одним днем больше. Я иногда в шутку ее цитирую, хотя понимаю, что 38 лет - это чересчур смелое заявление, но если пойти «подстричься» (так Синявская называет круговую подтяжку лица. - Авт.), сделать легкий макияж, я еще очень даже ничего. Шутка.

Секрет молодости - хороший сон

- Есть свой секрет, как хорошо выглядеть?

Сон. Когда женщина высыпается, у нее меньше морщин на лице, здоровый румянец и светящиеся глаза. Правда, наш пудель Чарлик вот уже три года как не дает поспать. Он уже старенький, его мучает бессонница, он не спит по ночам и смотрит в темноту своими ослепшими глазками. А я очень боюсь, что он может упасть с кровати, так как он привык спать с нами. Естественно, недосыпаю. Он для меня как ребенок. Со своими детьми, к сожалению, как-то не сложилось, хотя мне кажется, что я была бы потрясающей матерью, но Господь распорядился иначе... Правда, как мне говорили, если бы был ребенок, я не смогла так самоотверженно служить любимой профессии.

- У вас давний и прочный звездный союз с Магомаевым. Благодаря чему он держится?

Может быть, самое главное - любовь?.. Да и интересов общих много. Особенно когда речь идет о музыке, о пении. Стоит Муслиму увидеть по телевизору чье-то выступление, которое вызывает эмоции, он тут же ко мне: «Ты слышала «это»?!» И начинается вечер «вопросов и ответов», восторгов или негодования. Муслим - ну очень эмоциональный человек. Но должна сказать, что вкусы и оценки у нас почти всегда совпадают. К тому же я никогда не чувствовала себя звездой, особенно рядом с Муслимом. Вообще, на мой взгляд, слово «звезда», сегодня звучит оскорбительно. Получив в девятнадцать лет всесоюзную славу, Муслим пронес ее через всю жизнь и не нуждается в постоянном ее подтверждении.

- Чем увлекается Магомаев сегодня?

Он очень увлечен Интернетом, пишет музыку, рисует - талантов у него много, великолепно разбирается в современной технике. А главное - все увлечения не вынуждают Муслима выходить за порог квартиры, он домосед. Я же, наоборот, люблю общество и всегда была душой компании. Для этого мне не приходилось ничего выдумывать, я просто начинала петь. И все вокруг, извините за нескромность, смолкало.

Народная артистка СССР, лауреат международных конкурсов и фестивалей, лауреат премии Ленинского комсомола.

Pодилась 6 июля 1943 года в Москве. Супруг – Магомаев Муслим Магометович (1942 г. рожд.), народный артист СССР.

Природа одарила Тамару Синявскую необыкновенным по объему и красоте голосом. «У моей матери в молодости был хороший голос. Вероятно, поэтому я с детства тоже любила петь», – вспоминает Тамара Ильинична. – Я заходила в парадные с хорошей акустикой, там мраморные, высокие потолки, мраморный пол, старые резные лестницы... В одном парадном попою, пока кто-нибудь не выйдет, не спросит: “Кто это здесь распевает?”, – и перехожу в другой. Так у меня были “парадные концерты” в каждом парадном нашего дома на улице Мархлевского».

Будущую оперную звезду в послевоенном московском детстве соседи просили петь потише, советовали ее матери отвести ее в Дом пионеров, что та и сделала. Только сначала записали ее не в хор, а в танцевальную группу знаменитого детского ансамбля песни и пляски под руководством В.С. Локтева (помимо пения Тамара очень любила балет). В 1953 году она перешла в хоровой коллектив ансамбля, где занималась 8 лет. В те времена ни один правительственный концерт не проходил без участия этого детского коллектива. Ансамбль В.С. Локтева стал превосходной музыкально-сценической школой. Тамара Синявская научилась не бояться публики, по-настоящему поняла, что значит «чувство сцены», и даже съездила в свою первую зарубежную поездку в ЧССР. Так же, как и многие девочки в этом возрасте, она очень любила кино, и особенно песни из кинофильмов «Кубанские казаки», «Дом, в котором я живу» и многих других, которые знала наизусть и распевала вслух. Потом появилась Лолита Торрес, и Тамара поняла, что на сцене нужно еще и играть, и быть красивой. По словам Тамары Ильиничны, она очень многое у нее взяла, дома могла часами репетировать перед зеркалом.

После школы Т. Синявская мечтала стать драматической актрисой, но судьба решила иначе. По совету В.С. Локтева она поступила в музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где занималась у Л.М. Марковой, а затем у О.П. Померанцевой. На драматической сцене она все же выступила – в Государственном академическом Малом театре, где в студенческие годы работала в хоре, в том числе пела в цыганском хоре в спектакле «Живой труп». Это была хорошая актерская школа, ведь приходилось общаться с корифеями сцены. В театре к молодой талантливой певице отнеслись с большой теплотой, а одна актриса подарила ей клавир оперы К. Сен-Санса «Самсон и Далила».

По вечерам – театр, а все остальное время отводилось музыке. Еще в училище Т. Синявская солировала в кантатах «Москва» П. Чайковского и «Александр Невский» С. Прокофьева . Ее педагог О.П. Померанцева писала о ней: «Это была очень старательная и трудолюбивая студентка. Буквально на наших глазах вырастала интересная, яркая певица с большими возможностями».

В 1964 году на выпускном экзамене она получила оценку «пять с плюсом» – случай исключительно редкий в училище. И тогда же возникла идея – пробоваться в Большой театр…

Вспоминает Т.И. Синявская: «Я пою и получаю записочку на нотной тетради: “Тамара, мой педагог говорит, что тебе надо пойти прослушаться в стажерскую группу Большого. Тебя примут”. И, получив эту записочку, я побежала в Большой театр…» Великолепные вокальные данные молодой певицы произвели огромное впечатление на членов комиссии, которая представляла собой весь цвет советского музыкального искусства: Е. Светланов, Г. Рождественский, Б. Покровский, И. Архипова, Г. Вишневская . Тамара Синявская, несмотря на юный возраст (20 лет) и отсутствие консерваторского образования, была принята в стажерскую группу, а через год стала солисткой основной труппы Большого театра, с которым вот уже более 40 лет связана вся ее творческая жизнь.

Первой ролью молодой певицы в Большом театре стал Паж в опере «Риголетто» Дж. Верди . Это выступление показало, что Т. Синявская создана для исполнения «мужских» ролей. Ее голос, великолепные внешние данные идеально подходили для ролей травести. Собственно, руководство театра, принимая молодую певицу, прежде всего имело в виду именно эти партии. Однако так сложилось, что в это время большая часть труппы Большого театра уехала в Милан на гастроли и для спектакля в Москве понадобилась исполнительница партии Ольги в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского. Выбор пал на Синявскую. Дебют, в котором партнером молодой певицы был замечательный тенор Виргилиус Норейка, прошел блестяще. Тамара Синявская не только утвердилась в основном составе исполнителей, но вскоре, по общему признанию, стала «лучшей» из Ольг. Великий Сергей Лемешев признавался, что в свои 70 лет, играя с ней в спектакле «Евгений Онегин» Ленского, он впервые встретил настоящую Ольгу. «Редкий по красоте тембра и звучности голос, музыкальность и благодатная сценическая внешность быстро снискали ей симпатию зрителей, – писал С.Я. Лемешев. – Неотъемлемое качество всех образов Синявской – обаяние – главное непременное достоинство артиста».

Следующей этапной работой молодой певицы стал Ратмир в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Дебюту предшествовала тщательная и кропотливая работа с дирижером Б. Хайкиным. На премьере новой постановки «Руслана и Людмилы» в 1972 году она покорила россыпью блестящих верхних нот, глубиной и насыщенностью нижних, свободой и легкостью вокализации. Ее Ратмир стал несомненной удачей и украшением постановки. Именно успех первого исполнения партии Ратмира решил вопрос о переводе ее из стажеров в солисты.

Уже первые выступления Тамары Синявской в спектаклях Большого театра привлекли к ней пристальное внимание любителей музыки, критиков, коллег. Всем было ясно, что на оперной сцене появился новый огромный, самобытный талант. Первые успехи и признания не вскружили ей голову. Исполняя партии контральто и низкого меццо, она мечтала о партиях высокого меццо.

Все последующие годы работы Тамары Синявской в театре были годами непрекращающейся борьбы за расширение своего голосового диапазона и, соответственно, – диапазона творческого, репертуарного. Ее трудоспособность поразительна! В первые годы работы в театре она спела несколько десятков различных партий. Среди них были такие, которые вошли в летопись отечественного музыкального театра. Это прежде всего Кончаковна в «Князе Игоре» А. Бородина и Оберон в опере Б. Бриттена «Сон в летнюю ночь». С образом Кончаковны связаны и первые триумфальные успехи певицы на зарубежных сценах: на фестивале «Варненское лето», на гастролях Большого театра в Монреале, Париже, Осаке.

С 1968 года начинается серия блестящих выступлений Тамары Синявской на международных конкурсах. Первым был конкурс молодых оперных певцов на IX Международном фестивале молодежи и студентов в Софии. Первый конкурс – и первая золотая медаль. Через год – XII Международный конкурс вокалистов в городе Вервье (Бельгия). Советские певцы принимали участие в этом труднейшем состязании впервые. Тем знаменательней оказался успех, выпавший на долю Синявской, завоевавшей Гран-при и золотую медаль, а также специальную премию за лучшее исполнение романса. «Синявская – это просто чудо. Голос восхитительный, звучный и объемный. Исключительным моментом явилось исполнение арии из “Фаворитки” Г. Доницетти . Голос совершенно необычный по широте диапазона и по тембру во всех регистрах», – писал в дни конкурса журнал «Ле Курье».

А еще через год Тамара Синявская получила 1-ю премию на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве. Три золотые медали за три года! Как и во время недавних гастролей Большого театра в Париже, успех Т. Синявской на конкурсе, в жюри которого входили легенды мировой оперной сцены – Мария Каллас , Мария Максакова, Ирина Архипова, можно назвать триумфальным. Она стала самой молодой из лауреатов первых премий. Музыкальная пресса отмечала ее уникальный по красоте и силе меццо-сопрано, имеющий ту особую насыщенность грудного звучания, которое так свойственно низким русским голосам. Именно это и позволило Тамаре Синявской превосходно исполнить арию Вани из оперы «Иван Сусанин», Ратмира из «Руслана и Людмилы» М. Глинки и Воина из кантаты «Москва» П. Чайковского. Столь же блестяще прозвучали в ее исполнении сегидилья из «Кармен» и ария Иоанны из «Орлеанской девы» П. Чайковского.

Выступление на конкурсе П.И. Чайковского совпало с выпускными экзаменами в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского, в который она поступила в 1968 году сразу на 3-й курс и где училась на факультете актеров музыкальной комедии в классе Д.Б. Белявской. В том же 1970 году ей была присуждена премия Московского комсомола за высокое исполнительское мастерство, большую концертную деятельность, активную пропаганду шедевров русской и советской музыки. Таким образом, этот насыщенный и крайне плодотворный для певицы год, стал своеобразным рубежом, подведшим итог первому этапу ее профессиональной деятельности. Тамара Синявская превратилась в зрелого мастера со своеобразным, только ей одной присущим творческим почерком.

К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина Большой театр готовил постановку оперы С. Прокофьева «Семен Котко», в которой Тамара Синявская исполнила роль девушки-подростка Фроси, ставшую большой творческой удачей. В начале 1972 года открылся новый театр – Московский камерный музыкальный. Режиссером его стал Б.А. Покровский, главную роль Варвары в первом спектакле театра – опере Р. Щедрина «Не только любовь» исполнила Тамара Синявская. Б.А. Покровский не случайно пригласил ее на эту роль. Не только потому, что их связывали многочисленные совместные работы (она готовила с Б.А. Покровским Ольгу, Оберона, Фросю, Ратмира). Главное было в том, что Тамара Синявская своим восприятием оперы, свободой и раскованностью сценического поведения, всем своим творческим обликом была по духу очень близка создателям нового театра. Она блестяще оправдала этот выбор. В партии Варвары Синявской удалось создать образ именно современной женщины, но в ее Варваре была та извечная сила русского женского характера, которая присуща многим героиням русской оперной классики. «Варвара Синявской – центр всего спектакля. Ее голос меццо-сопрано удивительной красоты и ровности, особенно в грудном регистре – настоящая драгоценность» («Советская музыка» № 7, 1972. И. Масленникова»).

Русский женский характер Синявской довелось воплотить во многих спектаклях Большого театра. Галерея созданных ею образов в операх русских композиторов богата и разнообразна. Но самая любимая героиня – Любаша в опере Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». «Я помню, кажется, все, что с ней связано, – говорит Тамара Ильинична, – помню точно дату своего дебюта в “Царской невесте” – 1 апреля 1972 года. С тех пор мы неразлучны. Поем, думаем, страдаем, радуемся – всё делаем вместе…»

В «Царской невесте» она вначале исполняла партию Сенной девушки, затем пела Дуняшу – подругу Марфы. Встречи с музыкой Н. Римского-Корсакова продолжились в «Псковитянке» – одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (служащей прологом к спектаклю), в которой Синявская спела партию Надежды. Следующей героиней Н. Римского-Корсакова у Тамары Синявской была Любава в опере «Садко». Свободно, распевно льется в этой партии ее голос, то завораживая чарующей кантиленой, то волнуя своей порывистостью.

Следующий этап творческой биографии Тамары Синявской связан с зарубежной классикой. В 1973–1974 годах она стажировалась в знаменитом миланском театре «Ла Скала». В 1978 году певица впервые вышла на сцену Большого театра в роли главной героини оперы Ж. Бизе «Кармен». Как всегда у Синявской получился яркий, самобытный образ. Ее Кармен глубока, неоднозначна и, бесспорно, умна. Очень выразительна в этой роли Синявская и пластически: замечательно двигается, танцует, позы ее поистине «говорящие». Готовя свою Кармен, она серьезно занималась танцем с прославленной балериной Мариной Тимофеевной Семеновой. В апреле 1981 года она выступила в роли Кармен на сцене Сметановского театра в Праге. Западный классический репертуар вскоре пополнился у Синявской ролями из опер Дж. Верди – она с успехом спела Ульрику в «Бале-маскараде» и Азучену в «Трубадуре».

Затем опять русская классика – теперь М. Мусоргский . Партия Марины Мнишек в опере «Борис Годунов», Марфы в «Хованщине». Пополнила русский оперный репертуар Синявской и небольшая партия Лауры в «Каменном госте» А. Даргомыжского .

Большое место в репертуаре певицы занимают оперы советских композиторов. Кроме Варвары в опере Р. Щедрина «Не только любовь» и Фроси в «Семене Котко» С. Прокофьева Синявская выступила в нескольких небольших ролях в эпопее С. Прокофьева «Война и мир» (Соня, цыганка Матреша, служанка Мавра Кузьминична), впоследствии к ним добавилась Элен Безухова. Она стала первой в России исполнительницей партии мадемуазель Бланш в опере С. Прокофьева «Игрок». Затем были партии в операх советских композиторов, связанных с Великой Отечественной войной: медсестра Клавдия в «Повести о настоящем человеке» С. Прокофьева; партии в операх К. Молчанова «А зори здесь тихие» (Женя Комелькова) и «Неизвестный солдат» (Жена комиссара). В этих партиях Синявская вкладывает в свое исполнение всю боль и память о тех, кого не дождались с войны.

Т.И. Синявская исполнила на сцене Большого театра практически все крупные партии для меццо-сопрано. Помимо уже упомянутых в ее репертуар вошли: Флора («Травиата» Дж. Верди), Наташа, Графиня («Октябрь» В. Мурадели), Полина («Пиковая дама» П. Чайковского), Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова), Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини ), Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского), Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова), Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского), Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова).

Тамара Ильинична много выступала за рубежом, в том числе в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии, Китае, Южной Корее. Она – участница многих музыкальных фестивалей («Варненское лето», «Пражская весна» и др.). С огромным успехом прошли гастроли певицы в США в 1991 году. Она исполнила партию Эрды в «Золоте Рейна» и «Зигфриде» на Вагнеровском фестивале (Сиэтл), в котором также участвовали певцы из Англии, ФРГ, Австрии, Италии. В том же году состоялись ее выступления в Вашингтоне и Нью-Йорке на фестивале, посвященном 100-летию С. Прокофьева: с оркестром под управлением М. Ростроповича Т.И. Синявская исполнила «Александра Невского», цикл С. Прокофьева на стихи А. Ахматовой , произведения С. Рахманинова.

Некоторые партии из обширного репертуара Т.И. Синявской впервые были исполнены ею за рубежом: Лель в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение), Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, а также Кармен – в Турции. В Германии и во Франции она с большим успехом пела произведения Р. Вагнера , в Венской государственной опере была участницей постановки оперы «Война и мир» С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Т.И. Синявская не ограничивается оперной сценой – многие годы она ведет обширную концертную деятельность. Трудно переоценить огромную просветительную, пропагандистскую роль ее искусства. С сольными концертами Тамара Ильинична выступала на самых различных площадках – от крупнейших концертных залов России и мира, включая Государственный Кремлевский дворец, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П.И. Чайковского и Концертгебау (Амстердам), до малых клубов, а то и просто импровизированных сцен в цехах заводов и фабрик, на стройках, в воинских частях.

Концертный репертуар Тамары Ильиничны Синявской включает сложнейшие произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича , П. Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, лирические романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, М. Глинки, народные песни, произведения в сопровождении органа. Много творческой энергии Т.И. Синявская отдает советской песне. Она поет и классику этого жанра, например «Катюшу» М. Блантера , и песни современных композиторов – А. Пахмутовой , Т. Хренникова, М. Фрадкина , О. Фельцмана, неизменно привлекая внимание слушателей вкусом, благородством исполнительской манеры, высокой одухотворенностью.

Т.И. Синявская долгие годы плодотворно сотрудничала с Евгением Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижерами, среди которых В. Гергиев , Б. Хайтинк, Г. Рождественский, М. Эрмлер, В. Спиваков , М. Ростропович, Ю. Башмет , Р. Шайи и другие. В частности, с В. Гергиевым на гастролях в Амстердаме она исполнила «Ахматовский цикл» и «Реквием» Дж. Верди, с оркестром В. Спивакова дала концерты камерной музыки в костеле во Франции. Целый ряд записей певицы за рубежом сделан с М. Ростроповичем, в том числе «Александр Невский», «Иван Грозный».

Более 30 лет Тамара Ильинична выступает в жанре вокального дуэта с мужем, народным артистом СССР Муслимом Магомаевым. Судьба сводила их не раз, но решающей стала встреча в 1972 году на декаде русского искусства в Баку. В 1974 году они поженились. С тех пор – и в жизни, и на концертной сцене – они вместе. Дебютом их вокального дуэта было выступление в новогоднем «Огоньке» (1975) с неаполитанской песней «Тиритомба». Далее последовали концерты и гастроли, на которых они исполняли классические дуэты, русские и неаполитанские песни, романсы, а также участие в авторских вечерах О. Фельцмана, А. Пахмутовой, Р. Рождественского.

Дискография Т.И. Синявской включает записи: «Борис Годунов» М. Мусоргского – Марина Мнишек (дирижер А. Лазарев, Castle Vision), «Евгений Онегин» П. Чайковского – Ольга (дирижер М. Ростропович, Chant du Monde, 1970; дирижер М. Эрмлер, Olympia, 1977), «Иван Сусанин» М. Глинки – Ваня (дирижер М. Эрмлер, 1979), «Князь Игорь» А. Бородина – Кончаковна (дирижер М. Эрмлер, 1986), «Цикл песен на стихи Марины Цветаевой» (1989), «Иван Грозный» С. Прокофьева (дирижер М. Ростропович, 1993), «Еврейский цикл» Д. Шостаковича (дирижер М. Юровский, Capriccio, 1999). В фильме-опере «Каменный гость» А. Даргомыжского в ее исполнении звучит партия Лауры («Мосфильм»). Творчеству Т.И. Синявской посвящен документальный фильм «Меццо-сопрано из Большого» (режиссер Г. Бабушкин).

Тамара Ильинична много внимания уделяет педагогической деятельности, с 2006 года ведет мастер-класс по вокалу в Российской академии театрального искусства (РАТИ).

В 1973 году Т.И. Синявская удостоена звания «Заслуженная артистка РСФСР», в 1976 году – «Народная артистка РСФСР», в 1982 году – «Народная артистка СССР». Лауреат премии Ленинского комсомола (1980). Награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почета, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». В 2004 году стала лауреатом премии Фонда Ирины Архиповой и награждена орденом М.В. Ломоносова Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ. В 2005 году за значительный личный вклад в развитие культуры России награждена орденом «Почетный знак Петра Великого».

Дом Т.И. Синявской и М.М. Магомаева невозможно представить без огромного собрания пластинок, книг, рояля, музыкального компьютера, картин и общего любимца – серебристого пуделя Чарли.

Со знаменитой певицей Большого театра, вдовой Муслима Магомаева Тамарой Синявской мы встретились в ГИТИСе, где Тамара Ильинична заведует кафедрой вокала...

Тамара Синявская. Родилась в 1943 г. в Москве. Оперная певица, победительница международных конкурсов, педагог. С 1964 по 2003 г. - солистка Большого театра. Народная артистка СССР, лауреат премии Ленинского комсомола. Вдова народного артиста СССР Муслима Магомаева.

«Отдай мою куклу»

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Тамара Ильинична, вы ведь в своё время гастролировали по всему миру и Союзу. Если бы сейчас вас с учениками-певцами позвали выступить в Киев, поехали бы?

Думаю, навряд ли. Чтобы услышать какое-то слово вслед?.. Кто меня там ждёт? Вы знаете, это приблизительно то же самое, что взаимоотношения мужчины и женщины. Если ты желанная - иди. А если нежеланна, зачем идёшь-то к нему? (Пауза.) Наверное, если бы я там выступила, меня бы с моими взглядами либо осудили в прессе, либо сказали: «Давайте жить дружно»... Всё, что происходит сейчас, похоже на скандал на общей кухне, где делят кастрюли и конфорки... Зачем вообще ругаться на весь мир? Для меня лично это о-о-очень низкий уровень... Люди думают, две жизни будут жить? Друзья мои, вспомните, есть Любовь, Искусство, есть Чувства... Родные же мы народы! Первое время из-за известий об Украине я не спала - так сердце колотилось... Я свою сознательную жизнь прожила в Советском Союзе, мне и в голову не приходило, что Украина - это «соседнее государство»...

Певица Тамара Ильинична Синявская получает первую премию на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. 2-25 июня 1970 года. Фото: РИА Новости / Олег Макаров

- А некоторые украинские политики считают - Америка им ближе, чем Россия...

Каждый человек имеет право на своё мнение. А также право иметь мозги. Ну ты сам-то с собой поговори, что тебе лучше - дружить с вечным ближайшим соседом или с далёкой Америкой? Ради бога, если тебе так нравится уклад американской жизни - бери визу, билет и поезжай, будет твоя родина там. Я не очень понимаю, о каком духовном родст-ве с Америкой они говорят?!

Но, глядя на сегодняшнее противостояние между бывшими советскими республиками, невольно возникает сомнение в былой дружбе народов... Была она?

- (С нажимом.) Была! Я вспоминаю правительственные концерты во Дворце съездов. Это был настоящий парад искусств всех 15 республик. Молдавия - Мария Биешу . Эстония - Георг Отс . Украина - Дмитро Гнатюк , Юрий Гуляев , Анатолий Соловьяненко , Евгения Мирошниченко . Азербайд-жан - догадываетесь, кто был? (Муслим Магомаев. - Ред. ) Литва - Виргилиус Норейка . И, конечно же, Большой театр выставлял всю свою мощнейшую обойму: Тамара Милашкина , Евгений Нестеренко , Владимир Атлантов , Елена Образцова , Юрий Мазурок , ну и ваша покорная слуга. Мы, артисты, дружили между собой, мы друг другом восхищались. К примеру, приезжал Виргилиус из Литвы - и чтобы он не позвонил? (Говорит с литовским акцентом.) «Муслимчик, я здесь, в Москве, может быть, встретимся?» А как же иначе? У дружбы на уровне искусства предела нет. Или, допустим, приезжаю я в Киев и знаю, что у меня там очень много друзей и многие из них придут на моё выступление. Как правило, в конце сольного концерта я пою песню на языке той страны, в которой гастролирую. Естественно, спела и на украинском. На следующий день газеты написали: «Она - украинка, просто скрывает». Должна сказать, что я очень любила Украину, да и сейчас её люблю… Кстати, вся Украина Муслима обожала!

Участники благотворительного вечера «Премьера премьер» народная артистка СССР Екатерина Максимова, народная артистка РСФСР Тамара Синявская, народный артист РСФСР Владимир Спиваков на сцене Государственного киноконцертного зала «Россия». 1987 год. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Мы и не думали тогда о национальностях! Честно говоря, я и сейчас о них не думаю... Я вышла замуж за Муслима Магомаева по огромной любви и с бесконечным восхищением человеком, которого так щедро одарил Господь Бог. Чем больше проходит времени, тем больше я это чувствую. Действительно, если тебе человек приятен, если ты его в буквальном смысле «пьёшь», ты что, будешь думать, сколько в нём течёт кровей? Да никогда в жизни! Видимо, мы так были воспитаны. (Поёт.) Ещё в далёком 1957 г. я услышала замечательную песню - это был гимн демократической молодёжи, который звучал на всех улицах Москвы во время Первого фестиваля молодёжи и студентов Москве. «Дети разных народов, мы мечтою о мире живём, в эти грозные годы мы за счастье бороться идём...» Конечно, это песня из детства...

«Мы гордились СССР»

Елена Образцова с большой болью говорила: сегодняшние певцы, отучившись в России, разъезжаются по всему миру...

Полностью согласна с Еленой Васильевной, царствие ей небесное. В своё время нас воспитывали в любви к своему дому, к Ро-ди-не, не стесняясь этого слова! Да, мы ездили на гастроли. Да, у тебя есть дом родной, и ты можешь ездить «по гостям» сколько угодно. А если у тебя нет дома, ты кто? Вечный кочевник! Вечный пилигрим. Выезжая за рубеж на гастроли, я всегда знала, кто я. И кого я представляю. (Повышает голос.) И попробуй кто-нибудь при мне сказать что-то плохое о моей стране! Каким-то необъяснимым образом я сразу становилась человеком-трибуном! И доказывала я свою правоту, будучи на сцене. И те люди, которые 15 минут тому назад скептически кривились: «А, Советский Союз», мне хлопали! Заметьте - не я им! Вот в чём была задача. Гордились мы своей Родиной! И не просто так пели на конкурсах международных, а отвоёвывали честь своей страны!

Cолистка ГАБТ России, народная артистка СССР Тамара Синявская и её супруг, народный артист СССР Муслим Магомаев во время выступления на концерте. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко К сожалению, сейчас я мысленно не могу ухватиться ни за одного певца или певицу, для которых Россия, что называется, была бы «основным местом работы», базой. Получается, что ты и за границей, и на родине - «гость дорогой». И как это понимать?.. Я крайне болезненно отношусь к тому, что сейчас многие себе позволяют говорить что угодно о России. (Вздыхает.) Не означает ли это, что, глядя на себя в зеркало, ты плюёшь в лицо сам себе?! А я как любила свою Родину, так и буду любить до конца. И знаете, когда я чисто физически это ощутила? По телевизору показали первую встречу Путина с нынешним крымским руководством... Это событие всколыхнуло всю мою детскую память, когда от пионерского ансамбля имени Локтева меня отправили в качестве поощрения в «Артек» в зимний период, я там училась в школе... Тогда Крым был ещё в составе Российской Федерации... У меня мурашки побежали от мысли, что Крым возвращается! Мура-а-ашки! Объяснение здесь одно: я исконно коренной русский человек. И нутро в этом смысле у меня ого-го какое. (Смеётся.)

Тамара Синявская и Муслим Магомаев Фото: www.russianlook.com

«Всё бежим, бежим»

Тамара Ильинична, глядя на сегодняшних исполнителей, возникает вопрос: а где глыбы-то? Почему не рождаются личности уровня Муслима Магомаева?

Дело не только в голосе. Конечно же, есть молодые голосистые ребята. Но! Мы же всё время бежим, бежим куда-то… Мы даже не успеваем оглянуться. К примеру, появился какой-то замечательный голос - вы что, думаете, его второй раз покажут по телевизору? Нет! Бежим дальше! Ищем новых, делаем из них звёзд в кавычках. Эти «звёзды» мелькнут два раза на экране и либо угасают, либо с турами по стране... А с Муслимом, я думаю, даже и сравнивать не надо... Он был отмечен Господом Богом. И это моё твёрдое убеждение. До самого последнего дня пребывания на этой земле он вызывал к себе интерес. Не делая для этого ни-че-го. Просто раз и навсегда захватив в плен своим талантом.