Выставка испанских художников в эрмитаже. В тот ли контекст поставил Эрмитаж Сальвадора Дали

На третьем этаже Зимнего дворца открылась выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали». Ее экспонатами стали 70 произведений разных авторов, в том числе восемь работ великого эксцентрика. Как показывает практика, они и есть главный предмет интереса большинства посетителей. Однако в Эрмитаже хотят добиться обратного, доказав, что Дали - лишь один из представителей течения, и многие его современники и земляки (Ампурдан - область Каталонии) ничуть не хуже, а может, даже более интересны.

Выставку эту ждали долго: она переносилась из одного музейного плана в другой, год за годом; за это время умерли два коллекционера, изначально планировавших предоставить свои картины для демонстрации в России, а их наследники от этой идеи отказались. Таким образом, содержание планируемой экспозиции менялось. Но и то, что получилось в итоге, для Эрмитажа значимо. Потому что своего каталонского сюрреализма и конкретно Сальвадора Дали у нас нет, да и вообще большинство художников, которые привезли сейчас кураторы, в России еще не видели.

«Здесь показаны главные представители этого направления, прежде всего - Анжел Планельс-и-Круаньяс, один из самых интересных художников-современников Дали, и Жоан Масанет-и-Жули, которому отвели отдельный зал. Другие авторы представлены одной-двумя работами. При этом очень важно, что показан Хуан Нуньес Фернандес - профессор, учитель Дали», - рассказывает один из кураторов с испанской стороны, доктор искусствоведения Юрий Савельев.

Немногочисленное наследие Нуньеса представлено черно-белой графикой (бумага, уголь), в которой он считался подлинным мастером. Его работы, помимо того, что вводят в контекст эпохи, демонстрируют посетителям выставки, какую высококлассную школу прошли его ученики - ампурданские художники того времени (Дали был далеко не единственным, кто у него занимался).

Работ Масанета - почти вдвое больше, чем Дали, и это не только картины, но и «найденные объекты», и скульптура. Притом интересно, насколько сильно различаются по манере его картины - от плоскостного изображения «Пантократор» (1929) до объемного мистического полотна «Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес» (1935-1936), которое и вправду созвучно творчеству Сальвадора Дали, с которым он встретился в 1927 году.

Планельс - протеже Дали, с которым они дружили с 1920 года - представлен в Эрмитаже девятью работами, часть которых по стилю родственна творчеству Рене Магритта, с которым он познакомился в 1929 году. Этим же годом датировано самое ранее из представленных на выставке его произведений - «Идеальное преступление». Использованная в нем игра с пространством (девичье лицо, порезанное ножом, оказывается водной гладью) проходит сквозь все его творчество. Так, спустя почти полвека, в «Пейзаже выходного дня» (1974) зритель видит разрезанные и наскоро сколоченные гвоздями облака, зацепившееся за ветку (как мог бы зацепиться кусок ткани) небо и близкое к фотографическому черно-белое изображение девушки в темных очках.

Куратор выставки со стороны Эрмитажа Святослав Савватеев признается, что Планельс и Масанет и ему кажутся интереснее, чем Дали.

С большой вероятностью, посетители выставки тоже будут выходить с нее с подобными выводами. Но если уважаемых кураторов нельзя заподозрить в том, что они недостаточно хорошо знают творчество Сальвадора Дали, то формирование такого мнения у горожан полностью ляжет на совесть организаторов экспозиции. Ведь, строго говоря, они привезли в Петербург не самые интересные работы великого художника, и судить по ним о его творчестве некорректно. Тем более что на выставке даже не сделаны полноценные искусствоведческие описания к работам, которые могли бы стать ключом к его пониманию.

Зато уверенно будет себя чувствовать тот, кто хорошо знаком с творчеством Дали, а еще лучше - ранее побывал в знаменитом Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе и понял характер этого человека, посетив его дом-музей в Порт-Льигате (кстати, ни одной работы на выставке нет ни оттуда, ни оттуда).

Практически все произведения, которые кураторам удалось собрать для этой экспозиции - из частных коллекций. За исключением трех работ, предоставленных Музеем Тиссена-Борнемиса в Мадриде (среди них - знаменитый «Сон, вызванный полетом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением» Сальвадора Дали) и 14 работ из музеев Каталонии. Организаторы говорят, что многие музеи отказались давать им на выставку работы из своих собраний.

Что касается Дали, помимо уже названной картины, петербуржцы могут увидеть его рисунок «Отрубленная рука», пастель на черной бумаге «Изысканный труп», скульптуру «Ретроспективный женский бюст» (копия 1970 года), «Сюрреалистический объект с символическим назначением» (копия 1970 года), гравюру «Мягкие черепа и арфа с черепами», «Сан Нарсис» и скульптуру «Венера с выдвижными ящиками».

Понимание работ Дали зависит от понимания его символов - багета и муравьев на «Ретроспективном женском бюсте» как символов сексуального влечения, выдвижных ящиков на теле Венеры Милосской, как тайных мыслей и скрытого желания.

Кстати, и та, и другая работы художником тиражировались (в ограниченных количествах). Хорошо известно, что копий и подделок произведений, которые создавал Дали, - великое множество. Причем первым в ряду инициаторов пиратства был он сам, подписывая пустые листы и выпуская в разные годы множество версий прежних работ, зачастую с небольшими изменениями. Или наоборот - не подписывая какие-то свои работы из принципа. Все эти мистификации и полная свобода от общепринятых правил, - часть образа художника, который сам стал своим знаменитейшим произведением. И подходить к этой фигуре нужно совсем с другим мерилом, осмысляя его работы в контексте его собственной «жизни в искусстве».

«Дали стал узнаваемой частью массовой культуры, а сюрреализм в его исполнении - чуть ли не развлечением, - написал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в предисловии к каталогу выставки. - Это естественно - Дали был мастером саморекламы и привлекательного эпатажа. Вот только эта популярность и «доступность» отодвинули в сторону его значительность и глубину смыслов. Самое время вернуть серьезное отношение к этому художнику и напомнить, что сюрреализм - это не фокусы».

Алина Циопа, Фонтанка

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

63

В Петербурге открылась уникальная экспозиция, посвящённая каталонским художникам-сюрреалистам. Самым ярким представителем школы Ампурдана, имя которого известно всему миру, стал Сальвадор Дали. Но до него в этом направлении работали и другие живописцы, благодаря которым и состоялся гений испанского художника.

Смотрите также:

Наш корреспондент Александр Сиротин одним из первых увидел все этапы развития сюрреализма:

«Художники Ампурдана и Сальвадор Дали». С одной стороны - все живописцы так называемой «земли гениев» в Испанской Каталонии противопоставляются великому мастеру, с другой стороны - его персона на втором месте. Это, пожалуй, главная особенность этой выставки. Во всем мире подобные экспозиции можно встретить нечасто. А в России такой взгляд на истоки сюрреализма показан и вовсе впервые.

Сальвадор Дали - самая яркая, но все-таки лишь страница в истории европейского сюрреализма, говорят организаторы выставки. Основная их идея - показать этапы развития главного каталонского искусства. Экспозиция организована таким образом, что зритель, приходя сюда, оказывается сначала - как бы это ни звучало - в эпохе реализма сюрреализма. И от зала к залу продвигается к периоду расцвета жанра.

В самом начале - картины визуально очень далеки от сюра: портреты, пейзажи или просто объекты. Как и многие жанры, истоки сорреализма - в графике. Простой и понятной. Хуан Нуньес - это его автопортрет - учитель многих признанных мастеров жанра требовал от своих учеников сначала виртуозно владеть кистью, и уж только потом осваивать сложные материи. Эти уроки слушал и Сальвадор Дали. Он взял у Нуньеса многое. Обратите внимание на усы…

Алисия Виньяс Паломер, куратор выставки: «Он очень повлиял на Дали не только в манере изображения, но, также и своим имиджем. Он был очень высокий, стройный мужчина. Экстравагантный. С усами, как вы видите, как у Дали. И вся его манера поведения, не только техника художественная, отразилась потом в творчестве Дали и построении его имиджа».

Сюрреалистичные вплоть до абсурда картины каталонских художников вживую способны произвести новое впечатление даже для знатоков и любителей жанра. На репродукциях не увидеть этой мастерской игры света, любви к деталям и тонкой проработанности линий. Присмотревшись, точнее, если посмотреть внимательно, становится понятно, что сюрреализм и абсурд - явления все-таки разные. Эти работы пробуждают желание соединить между собой символы и разгадать загадку или посыл автора. Иногда их несколько, а порой ответ ближе, чем кажется. Как можно было бы себе представить картину под названием «Луна на берегу моря»? Анжел Планельс увидел так…

Алина Бунг, посетитель выставки: «На самом деле можно очень долго смотреть на эту картину. Под этим скрывается что-то глубокое, глобальное… которое, казалось бы, под поверхностью… Но оно вот, здесь, рядом. Я под такими впечатлениями - просто невероятными, на самом деле».

Долина Ампурдан наложила заметный отпечаток на творчество каталонских сюрреалистов. Скалы, море, песочная равнина и знаменитая «трамонтана» - ураганный северный ветер. В мире искусства принято считать, что это родина эксцентричных чудаков и фабрика гениев. Даже не будучи специалистом, творения мастеров «школы Ампурдан» угадываются инстинктивно. Но именно Сальвадору Дали удалось принести им мировую известность. Место сделало мастера - мастер воспел место.

Юрий Савельев, куратор выставки: «Феномен Дали произрос на культурной почве. И одна из главных задач на этой выставке - показать, что любой феномен искусства не возникает сам собой. Он имеет свои исторические корни».

Попытаться разгадать загадки каталонских сюрреалистов в Эрмитаже можно будет до 5 февраля. А так как большая часть привезенных экспонатов из частных коллекций, то с большой вероятностью можно сказать, что жителям и гостям Северной столицы выпадает редкий шанс. Вполне возможно, что многие из этих работ художников Ампурдана увидеть никогда больше и не удастся.

Выставка с картинами Дали вызвала ажиотаж в первый же день


КОРОЛЬ СЮРРЕАЛИЗМА

Пятница в Эрмитаже выдалась особенно многолюдной. Сотни людей пришли на открытие выставки «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали».

- У нас представлено семьдесят работ 29 испанских художников , - рассказали в пресс-службе музея.

Это картины, которые захватывают внимание с первого взгляда. Сочные краски и необычные сюжеты заставляют всматриваться в каждое произведение и размышлять над его смыслом. Но «королем вечера» стал, конечно, Сальвадор Дали. Теперь петербуржцы смогут воочию увидеть его легендарную картину «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг плода граната за секунду до пробуждения». Художник написал ее под впечатлением от цирковой афиши с тиграми и сочинений Зигмунда Фрейда. Главной героиней стала обнаженная супруга Дали Гала.


С. Дали «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг плода граната за секунду до пробуждения»Фото: Александр ГЛУЗ

Для человека, далекого от искусства, может показаться, что на холсте изображены совершенно несвязанные между собой предметы. Но все они – части единого сюжета.

На первом плане мы видим небольшой гранат, вокруг которого вьется пчела, что и провоцирует кошмар. А слева – непосредственно сам кошмар – огромный гранат, из которого вылетает рыба-монстр и два тигра, собирающихся атаковать лежащую Галу, но ствол ружья пробуждает ее, - объясняет каталонский куратор выставки Алисия Виньяс Паломер. – Это была первая попытка Дали изобразить сон и объяснить, чем он вызван.

Помимо этой картины посетителям представили еще семь работ великого мастера. В том числе его не самые известные произведения. Например, работу «Сан Нарсис» с изображением католического священника.

С. Дали "Ретроспективный бюст женщины" Фото: Александр ГЛУЗ


С. Дали "Ретроспективный бюст женщины"

ФАНТАСТИКА, ВИТАЮЩАЯ В ВОЗДУХЕ

Организаторы не скрывают, что открытие выставки для них большой праздник, ведь они готовили ее долгие семь лет! Так долго, потому что хотели показать не только Дали, но и его наставников, современников и учеников.

Мы привезли работы учителя Дали - профессор Хуана Нуньеса. Это очень важно, ведь любой художник сначала учиться рисовать, а потом становится великим. Решили выставить его графические произведения, так как графика – это основа изобразительного искусства, - рассказывает другой куратор Юрий Савельев. - Если вы внимательно посмотрите на автопортрет Хуана Нуньеса, то увидите много черт, присущих позднему Дали, включая его знаменитые усы.

Сальвадор Дали Фото.

Вся экспозиция занимает несколько залов, и художники нисколько не уступают друг другу. Каждый – со своими особенностями, которые делают его работы похожими на фантастический мир. К примеру, Анжел Планельс-и-Круаньяс изображает руку, открывающую шкаф, в котором плещется море. «Ящик с сюрпризом» - так он назвал свою работу.

Фантазии сюрреалистам точно не занимать. По мнению экспертов, оригинальные идеи для картин они черпали буквально из воздуха.

Прежде всего, это обуславливается пейзажем Каталонии. Там есть большая равнина Ампурдана, где растут кипарисы. Она сильно меняется, особенно, когда дует северный ветер. Тогда ее общий вид становится фантастическим, - говорит Алисия Виньяс Паломер. - Когда ветер утихает, то устанавливается такая красота и спокойствие, что кажется, словно оказался в театральных декорациях и вокруг тебя что-то фантастическое. Этот пейзаж сильно влияет на местных художников, ведь мы все несем черты нашей Родины. То место, где мы появились на свет, оставляет яркий след в нашей жизни и в нашей работе.

ОТКРЫТИЕ ДЛЯ ВСЕЙ ЕВРОПЫ

Большая часть картин, которые привезли в Эрмитаж, находится в частных коллекциях. Собрать их всех вместе заняло много времени и усилий. Но в результате получилось уникальное собрание.

Идея выставки родилась в мае 2009 года, но в самой Каталонии мы не всегда находили поддержку, - рассказывает Юрий Савельев. - Многие говорили, что выставка не будет пользоваться успехом, и что лучше бы мы привезли исключительно Дали. Я думаю, что это не так, и что в Петербурге происходит настоящее открытие. Некоторые работы, которые сюда привезли, никогда не выставлялись в Европе.

В первый же вечер посмотреть на необычный мир сюрреалистов пришли сотни человек. Люди все прибывали и прибывали, и вскоре к висящим на стенах картинам выстроились небольшие очереди. То ли еще будет!
Выставка проработает до 5 февраля 2017 года и уже сейчас ясно, что она обречена на успех .

КАКИЕ РАБОТЫ ДАЛИ МОЖНО УВИДЕТЬ?

«Отрубленная рука»

«Изысканный труп»

«Ретроспективный женский бюст»

«Сюрреалистический объект с символическим назначением» (известен как туфли Галы)

«Мягкие черепа и арфа с черепами»

«Сан Нарсис»

«Венера с выдвижными ящиками»

«Сон, вызванный полетом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением»

СКОЛЬКО СТОИТ

По стоимости обычного билета в Эрмитаж (от 400 рублей для взрослых).

29 октября в Государственном Эрмитаже открывается выставка "Сюрреализм в Каталонии".

Художники Ампурдана и Сальвадор Дали» которая представляет семьдесят работ двадцати девяти каталонских художников. И, хотя эпохальные работы Дали — в фокусе внимания, экспозиция призвана убедительно показать зрителям то, что не Дали единым жив испанский сюрреализм.

Среди экспонатов не только живопись, но и произведения скульптуры и графики, созданные испанскими мастерами в период с конца XIX до конца XX века. Впервые российские зрители получат возможность познакомиться с произведениями испанских сюрреалистов, увидеть и понять генезис одного из самых интригующих и привлекательных художественных явлений XX столетия.


Анхелес Сантос Торроэлья «Планета Земля» (1929)

Анхелес Сантос — женщина-художник, которую знала вся Каталония. Она прожила больше ста лет (1911 — 2013), с ее именем связана история довоенного авангарда. Работы Сантос определили новую живопись первой половины XX века. Она дружила с Лоркой, Хорхе Гильеном, Рамоном Гомесом де ла Серна, Хуаном Рамоном Хименесом; последний поместил её словесный портрет-эссе в книгу «Испанцы трех миров».

Когда речь заходит об испанском сюрреализме, то говорят о сюрреализме Каталонии, и в первую очередь — о сюрреализме Ампурдана. В первой половине ХХ века именно Ампурдан стал главным центром сюрреалистических поисков в блестящем развитии каталонского искусства.

Как говорил сам Сальвадор Дали, «в том, что все мы, родившиеся и живущие в Ампурдане, абсолютно ненормальны, вина трамонтаны». Ураганный северный ветер, периодически срывающийся из-за гор, породил немало легенд об этом крае, и постепенно Ампурданская долина стала у многих ассоциироваться с родиной эксцентричных творческих людей, чудаков и гениев одновременно.


Анжель Планельс-и-Круаньяс, «Тоскующий моряк» (1962)

Древняя культура Ампурданской долины, ее замки и деревеньки, совершенно сказочный и иногда кажущийся нереальным пейзаж, который будит творческую фантазию и накладывает на произведения художников особое своеобразие, позволяет говорить о «школе Ампурдана» в истории европейского сюрреализма. Важнейшей характеристикой ампурданской школы стала ее приверженность художественным ценностям истории европейского искусства. На выставке в Эрмитаже это можно будет проследить, обратив внимание на «цитирование» известных произведений мастеров прошлого.

Жоан Массанет-и-Жули, «Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес» (1935−1936)

Три небольших городка — Пуболь, Кадакес и Фигерас — образуют на карте Каталонии треугольник, основание которого приходится на долину Ампурдана. Этот треугольник называют «далинийским». «Ампурданский треугольник Дали» — под таким названием в Каталонии проводят многочисленные экскурсионные туры по местам, где жил и работал великий сюрреалист. Однако, помимо Дали, Ампурдан дал толчок к развитию множества художественных талантов, и многие будут представлены на выставке в Эрмитаже


Сальвадор Дали Доменек, «Ретроспективный женский бюст» (1933−1970)

«Школа Фигереса» возникла в начале ХХ века, благодаря преподавательской деятельности превосходного рисовальщика и графика Хуана Нуньеса («Терпение», 1898; «Автопортрет», 1908; «Галерея в монастыре Вилабертран», «Вилабертран», 1908; «Прелюдия», 1919) и оказала влияние на группу молодых художников, включая самого Сальвадора Дали. Искусство этих мастеров характеризуется необычайной реалистичностью, тщательной и безупречной техникой рисунка, почти всегда графитом или углем. Они создавали натюрморты напоминающие голландскую живопись XVII века, изображения интерьеров наполненных светотенью, пронизанных загадочной, таинственной атмосферой. Именно в Фигересе и его окрестностях творил Жозеп Бонатерра, партриарх ампурданской живописи. Именно здесь сформировался талант Дали.

Анжель Планельс Круаньяс «Луна на берегу моря» (1947)

О Кадакéсе мир впервые узнал благодаря скульпторам Карлeсу Ридауре («Материнство», ХХ в.) и Фредерику Маресу («Женская фигура», 1930). Здесь работали Элисеу Мейфрен, страстный любитель моря, открывший чудесные и укромные уголки Кадакéса и Рамон Антонио Пичот Жиронес, жизнь которого протекала между студией в Париже и продолжительными сезонами в Кадакéсе. В Кадакéсе жил немецкий художник Зигфрид Бурманн в период между двумя мировыми войнами, где писал пейзажи, а также портреты Сальвадора Дали и его сестры Анны Марии в детском возрасте. У мастеров этой плеяды общей чертой является великолепный реалистический рисунок и увлечение ампурданским пейзажем, который часто играет ведущую роль в их произведениях.

«…Наше детство и отрочество — это Фигерас и Кадакес. Фигерас — самое сердце ампурданской долины. Кадакес — побережье; этот маленький город смотрится в Средиземное море, как в зеркало. Оба эти пейзажа, ампурданский и средиземноморский, навеки запавшие нам в души, будут повторяться и повторяться на полотнах брата во всех любовно выписанных подробностях…"

Анна Мария Дали


Сальвадор Дали «Изысканный труп»,

Эварист Вальес-и-Ровира «Свет в эвклидовом пространстве» (1948)

Творчество Сальвадора Дали представлено на выставке работами «Отрубленная рука», «Изысканный труп», «Ретроспективный женский бюст», «Сюрреалистический объект с символическим назначением», «Мягкие черепа и арфа с черепами», «Сан Нарсис», «Венера с выдвижными ящиками» и знаменитой картиной «Сон, вызванный полётом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением»

Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения

Сальвадор Дали

Экспозиция, которую готовили целых четыре года, организована Государственным Эрмитажем совместно с Каталонским агентством культурного наследия при Департаменте культуры Правительства Каталонии, муниципалитами Жироны и Фигереса.