Перспективное планирование по чтению художественной литературы во второй младшей группе. Комплексно-тематическое планирование чтение художественной литературы во второй младшей группе Чтение художественной литературы в 2 младшей группе

Примерный список литературы для чтения детям

во 2-ой младшей группе.

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...».

Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Фольклор народов мира

Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия . К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступи-ла...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница — то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».

Проза . К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»;Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. «Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия . Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

Примерный список для заучивания наизусть

«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод.,.», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».

Картотека художественной литературы в младшей группе

Тема: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»»

Цель: создание условий для запоминания стихов А. Барто, через самостоятельное их проговаривание.

Тема: «Рассматривание любимых книжек (по желанию детей)»

Цель: создание условий для внимательного прослушивания сказки, через рассматривание иллюстраций.

Тема: Название: «В. Драгунский "Что я люблю"»

Цель: Создание условий для

Тема: «К. Чуковский "Федорино горе"»

Цель: Создание условий для развития речевой активности посредством ознакомления детей с произведением К.Чуковского.

Тема: Н. Носов "Винтик, Шпунтик и пылесос»

Цель: Создание условий для

ознакомления с содержанием сказки через рассматривание иллюстраций.

Тема: «Автомобиль и метро» Н.Носов

Цель: Создание условий для

формирования умения слушать литературный текст через развитие культуры речи.

Тема: «Дядя Степа» С.Михалков

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением С.Михалкова.

Тема: «Пчельникова А. - Птичка»

Цель: Создание условий для развития внимания через музыкальное сопровождение.

Тема: В. Голявкин

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением В.Голявкина.

Тема: «Сказки народов мира»

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей со сказками народов мира.

Тема: Русская народная сказка «Петушок и курочка»

Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с русскими народными сказками.

Тема: Олеся Емельянова «Врач»

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением О.Емельяновой «Врач».

Тема: Андрей Ошнуров «Наша армия»

Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с произведением А.Ошнурова.

Тема: Стихотворение А. и П. Барто «Девочка-рёвушка»

Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с произведением А. Барто.

Тема: Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко»

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с русскими народными закличками.

Тема: А. Барто «В театре»

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением А.Барто.

Тема: В.Г.Квашин «Как море заселилось»

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением В.Г.Квашина.

Тема: «Цветик семицветик» В.Катаев

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением В.Катаева.

Тема: Виталий Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности, через знакомство с произведением В.Бианки.

Тема: К.Ушинский «Лето»

Цель: Создание условий для развития интереса к поэтическому слову, через ознакомление с произведением К.Ушинского.

Чтение художественной литературы во 2 младшей группе является отличным способом для интеллектуального и эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно позитивно влияет на коммуникативные качества, а также на развитие речевых навыков.

Значимость чтения в дошкольном возрасте

Коллективное литературы во 2 младшей группе позволяет воспитателю открывать через поэтические и художественные образы своим воспитанникам мир взаимоотношений и человеческих чувств, красоту природы, особенности жизни в обществе. Именно оно обогащает эмоциональный мир детей, способствует развитию их воображения, знакомит с удивительными образами литературного русского языка. Такие образы отличаются по механизму воздействия на психику ребенка.

Например, чтение художественной литературы во 2 младшей группе в форме рассказов знакомит детей с точностью и лаконичностью слова. Стихи дают представление о музыкальности и ритмичности.

Гигиенические аспекты

Чтение произведения «Мойдодыр» во 2 младшей группе направлено не только на знакомство дошкольников со стихами. Вместе с ребятами воспитатель выделяет основы здорового образа жизни, формирует у своих подопечных навыки гигиены. Это произведение можно считать настольной книгой для первого знакомства с гигиеной человека. Чтение произведения «Мойдодыр» во 2 младшей группе можно проводить в виде кукольного театра, чтобы ребята не только слышали, но и видели, как нужно умываться, чтобы не быть неряшливыми людьми.

Как лучше всего осуществлять в ДОУ чтение художественной литературы? 2 младшая группа (картотека книг может быть составлена для удобства) отличается использованием большого количества стихов, сказок, которые помогут педагогу сформировать у ребят стабильный интерес к чтению.

  • Сказки: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Лиса и Заяц», «Снегурочка», «Кот, петух и лиса».
  • Стихи: «Травка-муравка…», «Пальчик-мальчик…», «Сидит белка на тележке…», «Радуга-дуга…», «Сорока, сорока…», «Чики-чики-чикалочки…», «Как у нашего кота…», «На улице три курицы…», «Заря-заряница». «Жили у бабуси…», «Тень, тень, потетень…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом!».

Помимо чтения сказок, стихотворений также в дошкольных учреждениях воспитатель использует для развития творчества и коммуникационных качеств у своих воспитанников запоминающиеся детские песенки.

Например, во время разучивания песенки «Кораблик» у ребят формируется представление о море, осуществляется первое знакомство малышей с миром профессий.

  • «Стишок с отгадками» Я. Балтвилкса;
  • «Дождь» А. Босева;
  • «Ежик и барабан», Г. Виеру;
  • «Хитрый ежик», П. Воронько;
  • «Карандаш», Н. Забила;
  • «Кто скорее допьет?», «Маша не плачет» С. Капутикяна;
  • «Быстроножка и Серая Одежка» Л. Милевой.

Список прозаических произведений для дошкольников

Среди произведений этого литературного жанра, которые рекомендованы для чтения в дошкольных учреждениях, можно выделить:

  1. «Капустный лист», автор Е. Бехлерова.
  2. «Лягушка в зеркале», автор Д. Биссет.
  3. «Маленький утенок», автор А. Каралийчев.
  4. «Ухти-Тухти», автор Б. Поттер.
  5. «В магазине игрушек», «Друзья», «Игры», «Самокат», автор Ч. Янчарский.

Формирование гуманности

Чтение художественной литературы во 2 младшей группе, например народных сказок, способствует знакомству дошкольников с выразительным русским языком, образной речью, юмором, образными сравнениями. С помощью народных сказок формируется интерес в подрастающем поколении к традициям предков, закладывается чувство гордости за свою страну. Ребенок, который в дошкольном возрасте научится сопереживать литературным героям, не будет испытывать проблем при общении со сверстниками, взрослыми людьми. Именно в процессе чтения в подрастающем поколении формируют такие гуманные качества, как доброта, сочувствие, справедливость, забота.

Какое еще значение имеет художественное чтение? 2 младшая группа - это оптимальный возраст для развития коммуникативных навыков, формирования основ гражданственности.

Эстетическое воспитание

С помощью художественного слова дети понимают красоту звучания русской речи. Оно дает ребятам представление о нравственных качествах, которыми должен обладать человек. В. А. Сухомлинский говорил о том, что чтение является тропинкой, по которой думающий и умный воспитатель найдет подход к сердцу ребенка. Способствует формированию у дошкольников языковых форм, словесных характеристик именно чтение в детском саду. 2 младшая группа - это время, когда важно формировать у подрастающего поколения поэтическую лексику, эмоциональный настрой, метафоры, сравнения, эпитеты.

Функции чтения

Чтение литературы во 2 младшей группе выполняет воспитательную функцию. Данный процесс детские психологи считают сложной психической деятельностью, которая сочетает в себе эмоционально-волевые и интеллектуальные мотивы. В качестве характерной черты восприятия художественного произведения можно выделить мысленный перенос героя произведения в реальную жизнь. Воспитатели часто используют в процессе чтения ролевые игры, подчеркивая определенные качества главных героев рассматриваемого литературного произведения.

Методика знакомства дошкольников с литературными произведениями

Почему такое большое значение имеет в детском саду чтение детям? 2 младшая группа - это время, когда психологи рекомендуют развивать образное мышление. Для того чтобы книга, которую читает воспитатель, была интересной для детей, можно использовать ролевые игры, кукольный театр.

Во время чтения книги воспитатель меняет интонацию, делая акцент на положительных и отрицательных чертах героя, выделяя определенные сюжетные линии. Обязательным элементом после прочтения произведения является его обсуждение. Воспитатель задает ребятам вопросы, отвечая на которые, дети формируют свои речевые навыки. Они не только учатся излагать свои мысли, но и развивают коммуникативные навыки.

Как превратить в настоящий спектакль чтение сказки «Пряничный домик»? 2 младшая группа может принять активное участие в «оживлении» этого произведения. С помощью мимики, движений, вооружившись мягкими игрушками, ребята могут вместе с воспитателем «прочитать» данное произведение.

Развитие речи

Какую еще функцию выполняет чтение во 2 младшей группе? Список тех произведений, которые рекомендованы новыми федеральными образовательными стандартами, приведем ниже, но отметим, что все книги должны способствовать развитию коммуникативных навыков подрастающего поколения.

Программа дошкольных учреждений предполагает формирование у детей определенной категории слов, которые обозначают названия предметов, элементарных действий, фраз. Все они присутствуют в литературных произведениях, входящих в программу ДОУ.

Особое внимание уделяется расширению ориентирования дошкольников в существующей реальности. Короткие рассказы, потешки, стихи, рассматриваемые в этот период на занятиях, способствуют развитию активной речи, развитию умения задавать вопросы, передавать впечатления от услышанного художественного произведения.

Ролевые игры во время чтения

Специальные занятия по развитию речи, которые являются обязательным элементом программы в дошкольных учреждениях, предполагают применение двигательной активности, самостоятельной ролевой игры. Использование наглядных средств: живых и неживых объектов, изображений, игрушек, картинок сопровождается словами, репликами, позволяет малышам обогащать речь.

Произведения народного устного творчества, художественное слово, потешки, прибаутки, сказки - все это предполагает в младшем дошкольном возрасте использование наглядности. Воспитатель показывает действия, движения, используя для этого игрушки. Ребенок, слушая образную речь, воспринимает движения в полном соответствии с озвучиваемым текстом, воспроизводит небольшие отрывки из услышанной сказки или стихотворения.

Особое значение имеет использование педагогических методов, способствующих развитию и совершенствованию самостоятельности дошкольников. Постепенно усложняются те задания, которые должны выполнять дошкольники. Например, они не просто слушают сказку, но и должны описать внешний вид героя, перечислить те качества, которыми он обладает. Подобные задания развивают в подрастающем поколении логическое мышление, формируют воображение, учат наблюдать и анализировать увиденные явления и события.

Во время чтения книг, которые дополнены яркими и красочными иллюстрациями, воспитатель акцентирует внимание воспитанников на изображении, просит детей описать картинку. После прослушивания произведения воспитатель предлагает детям воспроизвести отрывки прочитанной книги. Кроме того, в процессе чтения стихов педагог использует методику коллективного заучивания. Дети повторяют по очереди 1-2 строчки стихотворения, путем многократного проговаривания они заучивают небольшое стихотворение.

Благодаря такой методике работы воспитатель в полной мере выполняет задачу, поставленную перед ним ФГОС, а именно, формирует гармонически развитую личность.

Во время ролевых игр ребята учатся общению со сверстниками, используют речь для пояснения собственных действий.

Заключение

Для того чтобы у дошкольников был сформирован стабильный интерес к чтению, важно включать в программу дошкольного образования чтение книг отечественных и зарубежных авторов.

Например, можно вместе с ребятами прочитать стихотворение А. Блока «Зайчик», затем обыграть его, воспользовавшись мягкими игрушками. При знакомстве малышей со стихотворением К. Бальмонта «Комарики-макарики» воспитатель одновременно осуществляет экологическое воспитание своих подопечных.

Д. Мамин-Сибиряк в своих рассказах «Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке» уделяет особое внимание красоте природы, важности бережного отношения к окружающему миру. Именно поэтому его произведения включены в список книг, рекомендованных для чтения во 2 младшей группе детского сада.

Какие еще произведения вошли в этот перечень? Это, например, рассказы К. Ушинского: «Васька», «Петушок с семьей», «Лиса Патрикеевна», «Уточки», «Ветер и Солнце».

Без внимания не должны остаться в детском саду и произведения А. С. Пушкина. Например, в данном возрасте ребятам будет интересна его «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

В списке детских книг, рекомендованных для второй младшей группы ДОУ, есть и стихи С. Маршака: «Жираф», «Зоосад», «Страусенок», «Зебры», «Белые медведи», «Пингвин», «Лебеденок», «Верблюд», «Эскимосская собака», «Обезьяна», «Где обедал воробей?», «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка».

Все детские книги учат малышей бережному отношению к окружающей природе, другим людям, способствуют формированию гармонически развитой личности дошкольников.

Планирование чтения художественной литературы в младшей группе детского сада

Сентябрь 1 неделя

Чтение

С. Черный «Приставалка» ;

Г Цыферов «Про друзей» ,

«Когда не хватает игрушек» (из книги );

«Два жадных медвежонка» (венг. ; обр. А. Краснова, В. Важдаева) ;

«Пальчик - мальчик…» , «Храбрецы» , англ., обр. С Маршака.

Сентябрь 2 неделя

Чтение

«Кот петух и лиса» , обр. Боголюбской; К. Б. ;

К. Бальмонт «Осень» ;

А. Н. Толстой «Еж» ;

К. Д. Ушинский «Петушок с семьей» ;

«Заинька попляши…» ;

«Волк и козлята» .

Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой;

К. Чуковский. «Путаница» ,

Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад» (из книги «Что я видел» );

М. Зощенко. "Умная птичка"

П. Воронько. - Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;

Заучивание наизусть : Н. Саксонская. «Где мой пальчик?»

Сентябрь 3 неделя

Чтение » Еду-еду к бабе, к деду.»,.

«Кот, петух и лиса» , обр. М. Боголюбской;

«Что за грохот» , пер. с латыш. С. Маршака;

К. Бальмонт. «Осень» ;

А. Майков. «Колыбельная песня» ,

С. Черный., «Про Катюшу» ;

А. Милн. «Три лисички»

Ч. Янчарский. «Игры» «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»

Заучивание наизусть : «Огуречик, огуречик.»

Сентябрь 4 неделя

Чтение

«Заинька, попляши.»

«Упрямые козы» , узб., обр. Ш. Сагдуллы;

А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» , (из );

К. Чуковский» Краденое солнце»,

Т. Александрова. «Медвежонок Бурик» ;

Л. Муур. «Крошка Енот и. Тот, кто сидит в пруду»

«Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

Заучивание наизусть :

«Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки;

Октябрь 1 неделя

Чтение

«Заинька, попляши.» ,

«Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

«Упрямые козы» , узб., обр. Ш.

С. Черный «Приставалка» ;

К. Чуковский. «Мойдодыр» ,

Б. Житков. «Зебра» , (из книги «Что я видел» );

М. Зощенко. "Умная птичка";

Е. Виеру. «Ежик и барабан» , пер. с молд. Я. Акима;

Заучивание наизусть :. А. Плещеев. «Сельская песня» ;

Октябрь 2 неделя

Чтение

«Колобок» , обр. К. Ушинского;

«Что за грохот» , пер. с латыш. С. Маршака;

С. Маршак. «Зоосад» , (из цикла «Детки в клетке» );

К. Чуковский., «Мойдодыр» ,

Б. Житков. «Как слон купался» (из книги «Что я видел» );. А. Милн. «Три лисички» , пер. с англ. Н. Слепаковой; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка» , пер. с болг. М. Маринова;

Заучивание наизусть :. В. Берестов. «Петушки» ;

Октябрь 3 неделя

Чтение

«Сорока, сорока.,

«Колобок» , обр. К. Ушинского;

Песенки. «Кораблик» , англ., обр. С. Маршака;

А. Плещеев. «Осень наступила.» ,

С. Маршак. «Жираф» , «Зебры» , (из цикла «Детки в клетке» ); Б. Житков. "Слоны", (из книги «Что я видел» );

Ч. Янчарский. «Игры» , «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика» , пер. с польск. В. Приходько

Октябрь 4 неделя

Чтение

А. Блок. «Зайчик» ;

«Тили-бом! Тили-бом.» ;

А. Плещеев. «Осень наступила.» ,

А. Майков. «Колыбельная песня» ,.» (из новогреческих песен) ;

С. Маршак «Белые медведи» , «Страусенок» , (из цикла «Детки в клетке» );

К. Чуковский. «Путаница» ,

М. Зощенко. "Умная птичка";

Д. Биссет. «Лягушка в зеркале» , пер, с англ. Н. Шерешевской; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая» ;

Ноябрь 2 неделя

Чтение

«Сорока, сорока.,

«Кот, петух и лиса» , обр. М. Боголюбской;

А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» , «(из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );

С. Маршак. «Пингвин» , «Верблюд» , (из цикла «Детки в клетке» ); Г. Цыферов. «Про друзей» , из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка» );

К. Чуковский. «Так и не так» ;

Заучивание наизусть :. В. Берестов. «Петушки» ;

Ноябрь 3 неделя

Чтение

«Рукавичка» , укр., обр. Е. Благининой

С. Маршак. «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке» );

К. Чуковский. «Краденое солнце» ,. «Так и не так» ;

А. Милн. «Три лисички» , пер. с англ. Н. Слепаковой;

Ноябрь 4 неделя

Чтение

«Ночь пришла,.» ,

«Два жадных медвежонка» , венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева;

К. Бальмонт. «Осень» ;

А. Блок. «Зайчик» ;

К. Чуковский «Так и не так» ;

Е. Виеру. «Ежик и барабан» , пер. с молд. Я. Акима;

Л. Муур. , пер. с англ. О. Образцовой

Заучивание наизусть : К. Чуковский. «Елка»

Декабрь 1 неделя

Чтение

«Снегурушка и лиса» обр. М. Булатова

«Как у нашего кота.» ,

«У солнышка в гостях»

С. Гродецкий, «Кто это?» ;

Д. Мамин-Сибиряк. ;

Заучивание наизусть : А. Плещеев. «Сельская песня» ;

Декабрь 2 неделя

Чтение

«Снегурушка и лиса» обр. М. Булатова

«Сидит белка на тележке.» ,

«Маленькие феи» , англ., обр. С. Маршака;

«Лиса-нянька» , пер. с финск. Е. Сойни;

А, Пушкин. «Свет наш, солнышко!.» , (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - Длинные уши, косые глаза, короткий хвост» ;

Н. Забила. «Карандаш»

Декабрь 3 неделя

Чтение

«Ай, качи-качи-качи» .»,

«Гуси-лебеди» ;,обр. М. Булатова;

«Купите лук.» «Храбрец-молодец» , пер. с болг. Л. Грибовой;

А, Пушкин. «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );

С. Капугикян. «Кто скорее допьет» , пер. с арм. Т. Спендиаровой

Е. Бехлерова. «Капустный лист» , пер. с польск. Г. Лукина;

А. Босев. «Трое» , пер, с болг. В. Викторова;

Декабрь 4 неделя

Чтение

«Жили у бабуси.» ,

«Снегурочка и лиса» ; обр. М. Булатова

В. Берестов. «Курица с цыплятами» ,

Л. Воронкова. «Снег идет» (из книги «Снег идет» );

А. Босев. «Трое» , пер, с болг. В. Викторова

Заучивание наизусть : Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.) ;

Январь 2 неделя

Чтение

«Заря-заряница.» ;

«Гуси-лебеди» ; обр. М. Булатова;

«Маленькие феи» , англ., обр. С. Маршака;

С. Маршак. «Тихая сказка» ,

А. Н. Толстой. «Петушки» .

Й. Чапек. «Трудный день» , «(из книги , пер.. чешек. Г. Лукина;

Январь 3 неделя

Чтение

«Чики-чики-чикалочки.» ,

«Гуси-лебеди» ; обр. М. Булатова;

В. Берестов. «Бычок» ;

Н. Носов «Ступеньки» ;

Б. Поттер. «Ухти-Тухти» , пер. с англ. О. Образцовой;

Январь 4 неделя

Чтение

«Гуси-лебеди» ;

«Рукавичка» , укр., обр. Е. Благининой

«Кисонька-мурысенъка.» ,

«Лиса и заяц» , обр. В. Даля;

«Лиса-нянька» , пер. с финск. Е. Сойни;

Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали» ;

Д. Хармс. «Храбрый еж» ;

Заучивание наизусть : К. Чуковский. «Елка» (в сокр.) ;

Февраль 1 неделя

Чтение

«Как у нашего кота.» ,

«Купите лук.» , пер. с шотл. Н. Токмаковой;

«У солнышка в гостях» , пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной;

Й. Чапек. «В лесу» , (из книги «Приключения песика и кошечки» , пер.. чешек. Г. Лукина;

Февраль 2 неделя

Чтение

«Сидит белка на тележке.» ,

«Лиса и заяц» , обр. В. Даля;

К. Чуковский. « «Муха-цокотуха» ,

Й. Чапек. «Трудный день «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки» , пер.. чешек. Г. Лукина;

Заучивание наизусть : Н. Саконская. «Где мой пальчик?»

Февраль 3неделя

Чтение

«Ай, качи-качи-качи» .»,

Д. Хармс. «Храбрый еж» ;

Н. Забила. «Карандаш» , пер. с укр. 3. Александровой;

«Как у нашего кота.» ,

Заучивание наизусть : К. Чуковский. «Елка»

Февраль 4 неделя

Чтение

В. Берестов. «Петушки» ;

«Жили у бабуси.» ,

А, Пушкин. «Свет наш, солнышко!.» , «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );

Е. Бехлерова. «Капустный лист» , пер. с польск. Г. Лукина;

Заучивание наизусть :. В. Берестов. «Петушки» ;

Март 1 неделя

Чтение

«Храбрец-молодец» , пер. с болг. Л. Грибовой;

С. Маршак. «Тихая сказка»

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?» ,А. Н. Толстой. «Еж» , «Петушки» .

Б. Поттер. «Ухти-Тухти» , пер. с англ. О. Образцовой;

Март 2 неделя

Чтение

П. Косяков. «Все она» ;

«Травка-муравка. ,.» ,

Обр. М. Булатова;

«Пых» , белорус, обр. Н. Мялика;

К. Бальмонт, «Комарики-макарики» ;

Л. Толстой. «Птица свила гнездо.» ;

Март 3 неделя

Чтение

«На улице три курицы.»

«Бычок - черный бочок, белые копытца» , обр. М. Булатова;

«Три зверолова» англ., обр. С. Маршака;

«Лесной мишка и проказница мышка» , латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;

П. Косяков. «Все она» ;

К. Ушинский. «Васька» ,

Март 4 неделя

Чтение

«Тень, тень, потетень.» ,

«У страха глаза велики» , обр. М. Серовой;

Д. Хармс. «Храбрый еж» ;

А. Майков. «Ласточка примчалась.» (из новогреческих песен) ;

К. Чуковский «Айболит»

Л. Толстой. «Таня знала буквы.» ;

«Поет зяблик»

Заучивание наизусть :. «Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки;

Апрель 1 неделя

Чтение

«Дождик, дождик, пуще.» ,

«Теремок» , обр. Е. Чарушина

«Петух и лиса» , пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;

К. Чуковский «Айболит»

Л. Толстой. «У Вари был чиж,.» ,

М. Карем. «Мой кот» , пер. с франц. М. Кудиновой.

Апрель 2 неделя

Чтение

А. Плещеев. «Весна» (в сокр.) ;

«Божья коровка. ,» ,

«Несговорчивый удод» , пер. с чеш. С. Маршака.

«Свинья и коршун» , сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова

А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая» ;

К. Ушинский. «Лиса-Патрикеевна» ;

«Поет зяблик» , пер. с болг. И. Токмаковой;

С. Капугикян. «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой;

О. Альфаро. «Козлик-герой» , пер. с исп. Т. Давитьянц;

Апрель 4 неделя

Чтение

«Радуга-дуга.» ,

«Петух и лиса» , пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;С. Маршак. «Сказка об умном мышонке» ;

К. Чуковский. «Черепаха» ;

Л. Толстой. «Пришла весна.» ;

О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!» , пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду »

Май 1 неделя

Чтение

А. Плещеев. «Весна» (в сокр.) ;

«Курочка-рябушечка.»

«Разговор лягушек» , пер. с чеш. С. Маршака.

В. Маяковский «Что ни страница - то слон, то львица» ;В. Бианки. «Купание медвежат» ;

«Не только в детском саду » (в сокр., пер. с румын. Т. Ивановой.

Май 2неделя

Чтение

«Травка-муравка. ,.» ,

С. Михалков. «Песенка друзей» ;

Э. Мошковская. «Жадина» ;

Ю. Дмитриев. «Синий шалашик» ;

«Поет зяблик» , пер. с болг. И. Токмаковой;

Май 3 неделя

Чтение

«Бычок - черный бочок, белые копытца» , обр. М. Булатова;

«Тень, тень, потетень.» ,

«Несговорчивый удод» , пер. с чеш. С. Маршака.

«Пых» , белорус, обр. Н. Мялика;

И. Токмакова. «Медведь» .

К. Чуковский. «Чудо-дерево» ,

С. Прокофьева. «Маша и Ойка» ,

А. Н. Толстой «Лиса» ,

«Поет зяблик» , пер. с болг. И. Токмаковой;

Май 4 неделя

Чтение

«Курочка-рябушечка.» ,

Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» , пер. с англ. О. Образцовой

К. Бальмонт, «Комарики-макарики» ;

П. Косяков. «Все она» ;

С. Прокофьева. «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки» );

«Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки;


Рыбалка Маргарита Викторовна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБ ДОУ ДС "ЖУРАВУШКА"
Населённый пункт: Г.НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Наименование материала: статья
Тема: Чтение художественной литературы во второй младшей группе
Дата публикации: 14.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Использование художественной литературы на занятиях в детском саду -

мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает

улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка.

Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению,

воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно

совершенно по-разному - это зависит от поставленных задач и тематики

выбранного произведения.

Чтение художественной литературы развивает образное мышление,

воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему

миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для

малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в

обществе.

Коллективное чтение художественной литературы во 2 младшей группе

позволяет воспитателю открывать через поэтические и художественные

образы своим воспитанникам мир взаимоотношений и человеческих чувств,

красоту природы, особенности жизни в обществе. Именно оно обогащает

эмоциональный мир детей, способствует развитию их воображения, знакомит

с удивительными образами литературного русского языка. Такие образы

отличаются по механизму воздействия на психику ребенка.

ДОУ чтение художественной литературы? 2 младшая группа (картотека книг

может быть составлена для удобства) отличается использованием большого

количества стихов, сказок, которые помогут педагогу сформировать у ребят

стабильный интерес к чтению.

стандартом, есть русский фольклор: Сказки: «Колобок», «Теремок», «Волк и

семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Лиса и Заяц», «Снегурочка», «Кот, петух и

лиса». Стихи: «Травка-муравка…», «Пальчик-мальчик…», «Сидит белка на

тележке…», «Радуга-дуга…», «Сорока, сорока…», «Чики-чики-

чикалочки…», «Как у нашего кота…», «На улице три курицы…», «Заря-

заряница». «Жили у бабуси…», «Тень, тень, потетень…», «Еду-еду к бабе, к

деду…», «Тили-бом! Тили-бом!». Помимо чтения сказок, стихотворений

также в дошкольных учреждениях воспитатель использует для развития

творчества и коммуникационных качеств у своих воспитанников

запоминающиеся детские песенки. Например, во время разучивания песенки

«Кораблик» у ребят формируется представление о море, осуществляется

первое знакомство малышей с миром профессий. Среди поэтических

«Стишок с отгадками» Я. Балтвилкса; «Дождь» А. Босева; «Ежик и барабан»,

Г. Виеру; «Хитрый ежик», П. Воронько; «Карандаш», Н. Забила; «Кто скорее

допьет?», «Маша не плачет» С. Капутикяна.

Формирование гуманности Чтение художественной литературы во 2 младшей

группе, например народных сказок, способствует знакомству дошкольников с

выразительным русским языком, образной речью, юмором, образными

сравнениями. С помощью народных сказок формируется интерес в

подрастающем поколении к традициям предков, закладывается чувство

гордости за свою страну. Ребенок, который в дошкольном возрасте научится

сопереживать литературным героям, не будет испытывать проблем при

общении со сверстниками, взрослыми людьми. Именно в процессе чтения в

подрастающем поколении формируют такие гуманные качества, как доброта,

сочувствие, справедливость, забота.

Эстетическое воспитание С помощью художественного слова дети понимают

красоту звучания русской речи. Оно дает ребятам представление о

нравственных качествах, которыми должен обладать человек. В. А.

Сухомлинский говорил о том, что чтение является тропинкой, по которой

думающий и умный воспитатель найдет подход к сердцу ребенка.

Способствует формированию у дошкольников языковых форм, словесных

характеристик именно чтение в детском саду. 2 младшая группа - это время,

когда важно формировать у подрастающего поколения поэтическую лексику,

эмоциональный настрой, метафоры, сравнения, эпитеты.

Для того чтобы у дошкольников был сформирован стабильный интерес к

чтению, важно включать в программу дошкольного образования чтение книг

воспользовавшись мягкими игрушками. При знакомстве малышей со

стихотворением К. Бальмонта «Комарики-макарики» воспитатель

одновременно осуществляет экологическое воспитание своих подопечных. Д.

Мамин-Сибиряк в своих рассказах «Сказка про храброго Зайца - Длинные

уши, косые глаза, короткий хвост»; «Притча о Молочке, овсяной Кашке и

сером котишке Мурке» уделяет особое внимание красоте природы, важности

бережного отношения к окружающему миру. Именно поэтому его

младшей группе детского сада. Какие еще произведения вошли в этот

перечень? Это, например, рассказы К. Ушинского: «Васька», «Петушок с

семьей», «Лиса Патрикеевна», «Уточки», «Ветер и Солнце». Без внимания не

должны остаться в детском саду и произведения А. С. Пушкина. Например, в

данном возрасте ребятам будет интересна его «Сказка о мертвой царевне и о