В чем заключается нравственный смысл грозы. Нравственные проблемы в пьесах А

Тип урока : обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся

Вид урока: урок- размышление

Используемые технологии : обучение в сотрудничестве, развитие критического мышления

Цели урока:

Обучающие:

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы урока;

Раскрыть жизненные позиции главной героини произведения, оказавшейся в ситуации нравственного выбора.

Развивающие:

Развитие способности к высказыванию собственного мнения по обсуждаемым вопросам, готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции;

Развитие умения самостоятельно подбирать материал к заданной теме;

Развитие умения работать в команде, формулировать и отстаивать свою точку зрения;

Развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

- формирование у школьников нравственных ориентиров;

Формирование умения распознавать истинные и ложные ценности;

Формирование уважения к праву каждого человека иметь свою позицию, точку зрения;

Привитие интереса к изучению художественных произведений.

Оснащение урока : портрет А.Н. Островского, драма А.Н.Островского «Гроза», критические статьи, словарь С.И.Ожегова, мультимедийный проектор, компьютер, «Инструментальная пьеса» М.Таривердиева, репродукции картин, театральная афиша, доклады учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

Мотивация познавательной деятельности. (2 мин.)

1. Вступительная беседа.

Ребята, вы, как и многие из нас, бывали в театре.

Какие пьесы вы смотрели? (разные: комедии, трагедии).

Если обратиться к афише театра, можно заметить, что в репертуаре довольно часто встречаются произведения классиков: Шекспира, Чехова, Гоголя, Островского. (Обратим внимание на театральные афиши, репертуар самарских театров).

Чем вызван интерес современных зрителей к классической литературе? (сюжет, тема, проблема). То есть тематика произведений актуальна и в наше время.

II. Актуализация проблемы. (2 мин.)

1. Определение цели и задачи урока.

На предыдущих уроках мы познакомились с биографией Островского, героями его пьес, проблемами, которые драматург поднимает и решает в произведениях. В драме «Гроза» он показывает героиню, которая вступает в конфликт с хозяевами «темного царства» и погибает, но не изменяет себе, поскольку считает, что «нет на свете печальней измены, чем измена себе самому».

2. Постановка проблемной задачи.

Сегодня на уроке мы поразмышляем над финалом пьесы. Давайте попытаемся ответить на вопрос: «Был ли у Катерины иной путь?».

Цель нашей работы - раскрыть жизненные позиции главной героини, понять причины ее гибели.

III. Повторение и обобщение знаний и способов деятельности учащихся. (31 мин.)

1.«В зеркале действий...» (10 мин.)

Построение ситуации, носящей проблемно - ценностный характер и требующей от учеников понимания ее смысла. (Работа с текстом, заполнение таблицы «Судьба Катерины»).

На первом этапе, который называется «В зеркале действий...», мы будем работать в группах. Используя текст, каждой группе необходимо подготовить сообщение об определенном этапе жизненного пути Катерины и сделать вывод.

(На экране репродукция картины И. Левитана «Вечер. Золотой плес», звучит музыка М. Таривердиева «Инструментальная пьеса»).

I гр. - жизнь в родительском доме

2 гр. - замужество

3 гр. - выбор Катерины

2. Усиление понимания учащимися исходной проблемной ситуации.

(4 мин.).

Составление схемы «Причины гибели Катерины».

Построение визуально - ассоциативного ряда (картины, образы).

Словарная работа над понятиями «гpex», «покаяние».

(Вывод записывается на доске. Нa экране иллюстрации для каждого этапа жизненного пути).

Детство-рай гармония души

замужество семья - клетка

грех - падение покаяние - гроза

гибель «Луч света...»

3. Выявление «веера» возможных позиций учащихся по отношению к проблемной ситуации. (5 мин.).

Вывод: Катерина погибает, но не идет на компромисс со своей совестью. Н.А.Добролюбов называет ее «лучом света в темном царстве».

Согласны ли вы с мнением Н.Добролюбова?

Как вы оцениваете ее поступок?

Сила это или слабость?

Случайность или закономерность?

(Сила, так как она одерживает победу над Кабанихой, предпочитает умереть, но не идет на компромисс со своей совестью. Слабость, потому что гибель - это отказ от действий, преодоления трудностей)

Можно ли было избежать трагического финала?

(Нет, так как Катерина не могла, не хотела лгать, фальшивить, изворачиваться).

Осуждаете вы ее или оправдываете?

(аргументируйте свой ответ)

Итак, мнения высказаны. Катерина свой выбор сделала.

4. Интерпретации пьесы современниками (9 мин.).

Переходим к следующему этапу работы - «Сквозь призму времени».

Оглянемся вокруг. Мы уже успели шагнуть в XXI век, но среди нас по-прежнему живут и здравствуют такие, как Кабанова, Дикой, Молчалин, Чичиков, Хлестаков.

Перенесем действие пьесы в современность и попытаемся изменить ход событий таким образом, чтобы избежать трагического финала. Вам было дано задание предложить свой вариант развития событий и вступить в диалог с героями пьесы. 1-ой группе было предложено задание: Катерине изменить себя. Я-Я.

Составить диалог, используя фразу Катерины: «Куда теперь? Домой?...»

2-ой группе изменить взаимоотношения со свекровью. Я - ОНА

Начало диалога фраза Кабановой: «Приказывай жене-то, как жить без тебя...».

3-ей группе - изменить Бориса. Я - ОН.

Составить диалог, начиная с фразы Бориса: «Трудно мне в этом городе...».

Организация групповой работы (каждой группе выдаются листы с началом реплики героини (героя).

Сообщение 1-ой группы.

Сообщение 2-ой группы.

Сообщение 3-ей группы.

Выполнение заданий учащимися. Инсценировка эпизода.

5. Вывод (3 мин.): «Сквозь призму времени» мы видим, что многие проблемы характерны для современников. «Современная» Катерина также оказывается перед выбором. Для того чтобы сохранить чувство собственного достоинства, быть рядом с любимым человеком иной путь может быть найден.

Ситуаций, когда мы стоим перед проблемой выбора, великое множество.

За неумение выбирать человеку приходится расплачиваться собственными страданиями или страданием близких людей. Выбирать – это значит анализировать, что для меня сейчас важнее: говорить или молчать, взять инициативу в свои руки или уйти от ответственности, вступить в конфликт или спрятаться от него, любить или позволять себя любить.

Пьеса А.Н.Островского помогает современному читателю понять, что нравственные ценности вечны, так как вне зависимости от времени каждый из нас делает свой выбор. Об этом говорит в своем стихотворении

Ю. Левитанский (текст на экране)

IV. Подведение итогов. (3 мин.)

1. Рефлексия.

Чему научил вас сегодняшний урок?

(каждый должен учиться делать выбор, иметь представление о нравственных ценностях)

2. Выставление оценок.

Спасибо за участие на уроке, актерское мастерство и творчество.

Заполненные таблицы, листы рефлексии передайте учителю.

V. Домашнее задание. (2 мин.)

Дифференцировано по уровням:

Задание №1 на оценку «3-4»

Задание №2 на оценку «4 -5»

Задание №3 на оценку «5»

Задание №1. Подготовить сообщение «Как сложится жизнь Бориса, Тихона после гибели Катерины?», «Что изменилось в городе Калинове после гибели Катерины?»

Задание №2. Написать эссе «Был ли иной путь у Катерины?», «Оправдываю или осуждаю поступок Катерины?»

Задание №3. Сравните нравственный выбор героинь А.С. Пушкина,

И.С. Тургенева, А.Н. Островского


Размышления о нравственной грани проблемы взаимоотношений между поколениями (по драме А.Н. Островского «Гроза»).

Нравственность - это те правила, которые определяют по­ведение людей. Поведение (действие) выражает внутреннее состояние человека, проявляющееся через его духовность (ин­теллект, развитость мысли) и жизнь души (чувство).

Нравственность в жизни старшего и младшего поколений связана с извечным законом преемственности. Молодые пере­нимают у стариков жизненный опыт и традиции, а мудрые старшие учат молодых жизненным правилам - «уму-разуму». Однако молодым свойственны смелость мысли, непредвзятый, без ссылок на устоявшееся мнение взгляд на вещи. Именно из-за этого часто между ними возникают конфликты, несоединение мнений.

Поступки и жизненные оценки героев драмы А.Н. Остров­ского «Гроза» (1859) отражают их нравственность.

Представители купеческого сословия Дикой и Кабанова - те люди, чьё богатство и значимость среди жителей города Калинова определяют их высокое положение. Окружающие чувствуют на себе силу их влияния, и эта сила способна сло­мать волю зависимых людей, унизить несчастных, осознать собственную ничтожность в сравнении с «сильными мира сего». Поэтому Савёл Прокофьевич Дикой, «значительное лицо в го­роде», ни в ком не встречает противоречия. Он держит в трепете семью, которая в дни его гнева «по чердакам да по чуланам» прячется; любит нагнать страху на людей, которые «пикнуть» не смеют о жалованье; держит в чёрном теле племянника Бориса, ограбив их с сестрой, нагло присвоив их наследство; обличать, оскорбляя, смирного Кулигина.

Марфа Игнатьевна Кабанова, известная в городе набожно­стью и богатством, тоже имеет свои понятия о нравственности. Для неё стремление младшего поколения к «воле» преступно, потому что чего доброго и молодая жена сына, да и дочь, «девка», перестанут «бояться» и Тихона, и саму её, всесильную и непогрешимую. «Ничего не знают, никакого порядка», - гне­вается старуха. «Порядок» и «старина» - та основа, на которую опираются Дикие и Кабановы. Но их самодурство теряет уве­ренность в себе, оно не способно остановить развитие моло­дых сил. Новые понятия и отношения неотвратимо приходят в жизнь и теснят старые силы, изживающие себя нормы жизни и устоявшуюся мораль. Вот и Кулигин, наивный человек, хо­чет облагородить Калинов, построив громоотвод и солнечные часы. И смеет же он, дерзкий, читать стихи Державина, про­славляющие «ум», пред «его степенством», всесильным купцом, который на дружеской ноге с самим городничим, главой города. И молодая невестка Марфы Игнатьевны при прощании «кида­ется на шею мужу». А положено в ноги кланяться. Да и не хочет «выть» на крыльце - «людей смешить». И безропотный Тихон обвинит мать в смерти жены.

Самодурство, как утверждает критик Добролюбов, «враж­дебно естественным требованиям человечества… потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели». «Дикие и Кабановы съёживаются и сокращаются» - это неиз­бежно.

Молодое поколение - это Тихон, Катерина, Варвара Каба­новы, это племянник Дикого Борис. У Катерины и её свекрови похожие понятия о нравственности младших членов семьи: они должны быть богобоязненными и почитать старших - это в традициях русской семьи. Но далее представления той и дру­гой о жизни, в их нравственных оценках, резко отличаются.

Воспитанная в обстановке патриархального купеческого дома, в условиях родительской любви, заботы и достатка, мо­лодая Кабанова имеет характер, «любящий, созидающий, иде­альный». Но в семье мужа пред ней встаёт грозное запрещение «своей волей жить», которое исходит от суровой и бездушной свекрови. Вот тогда требования «натуры», живого, естествен­ного чувства, приобретают над молодой женщиной непреодо­лимую власть. «Такая уж я зародилась, горячая», - говорит она о себе. Нравственность Катерины не руководствуется, по До­бролюбову, логикой и разумом. «Она странная, сумасбродная, с точки зрения окружающих», и, к счастью, гнёт свекрови с её деспотическим нравом не убил в героине желания «воли».

Воля - это и стихийный порыв («Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»), и желание кататься по Волге с пес­нями, обнявшись, и горячие молитвы, если душа просит обще­ния с богом, и даже потребность «в окно выброситься, в Волгу кинуться», если ей «опостынет» неволя.

Её чувство к Борису безудержно. Катериной управляют лю­бовь (он не такой, как все, - лучший!) и страсть («Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»). Но героиня, женщина с цельным, сильным характером, не приемлет ложь, и раздвоение чувств, притворство, она считает даже большим грехом, чем её собственное падение.

Чистота нравственного чувства и муки совести приводят её к раскаянию, публичному признанию и, как следствие, к са­моубийству.

Конфликт между поколениями из-за различных нравствен­ных оценок приобретает трагические черты, если заканчива­ется гибелью людей.

Здесь искали:

  • нравственные проблемы в пьесе островского гроза
  • Нравственная проблематика пьесы гроза
  • разум и чувства в пьесе гроза

Нравственные проблемы в пьесе Островского «Гроза»

Островского в свое время назвали «Колумбом Замоскворечья», подчеркивая художественное открытие мира купечества в пьесах драматурга, однако сегодня такие произведения, как «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся», «Таланты и поклонники», «Лес» и другие пьесы, интересны не только конкретно-исторической проблематикой, но и нравственной, общечеловеческой. Более подробно мне хотелось бы рассказать о пьесе «Гроза».

Символично, что в 1859 году, накануне общественного подъема, который приведет в 61 году к отмене крепостного права, появилась пьеса с названием «Гроза». Подобно тому как символично название пьесы, многогранна и ее нравственная проблематика, в центре которой – проблемы внешней и внутренней свободы, любви и счастья, проблема нравственного выбора и ответственности него.

Проблема внешней и внутренней свободы становится в пьесе одной из центральных. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие», - уже в начале пьесы говорит Кулигин.

Лишь одному человеку дано выделяться на фоне унижающих и унижаемых – Катерине. Уже первое появление Катерины открывает в ней не робкую невестку строгой свекрови, а человека, имеющего достоинство и ощущающего себя личностью: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно», - говорит Катерины в ответ на несправедливые слова Кабанихи. Катерина – одухотворенная, светлая, мечтательная натура, она, как никто в пьесе, умеет чувствовать прекрасное. Даже ее религиозность – это также проявление духовности. Церковная служба наполнена для нее особой прелестью: в лучах солнечного света она видела ангелов, ощущала сопричастность к чему-то высшему, неземному. Мотив света становится одним из центральных в характеристике Катерины. «А от лица-то как будто светится», - достаточно было Борису произнести это, как Кудряш тут же понял, что речь – о Катерине. Ее речь напевна, образна, напоминает русские народные песни: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску». Отличает Катерину внутренняя свобода, страстность натуры, не случайно в пьесе появляется мотив птицы, полета. Неволя кабановского дома гнетет ее, душит. «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем», - говорит Катерина, объясняя Варваре, отчего она не чувствует счастья в доме Кабановых.

С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье . Порыв Катерины к Борису – это порыв к радости, без которой не может жить человек, порыв к счастью, которого она была лишена в доме Кабанихи. Как ни пыталась Катерина бороться со своей любовью, эта борьба изначально была обречена. В любви Катерины, как в грозе, было что-то стихийное, сильное, свободное, но и трагически обреченное, не случайно свой рассказ о любви она начинает словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом разговоре с Варварой появляется образ пропасти, обрыва: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

Наиболее драматичное звучание приобретает название пьесы, когда мы чувствуем, как назревает «гроза» в душе Катерины. Центральной нравственной проблемной пьесы можно назвать проблему нравственного выбора. Столкновение долга и чувства, подобно грозе, разрушило ту гармонию в душе Катерины, с которой она жила; уж не снятся ей, как прежде, «храмы золотые или сады необыкновенные», уже невозможно облегчить душу молитвой: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Без согласия с собой Катерина не может жить, она никогда не смогла бы, подобно Варваре, довольствоваться воровской, потаённой любовью. Сознание своей греховности тяготит Катерину, мучит больше, чем все попреки Кабанихи. Героиня Островского не может жить в мире разлада – этим объясняется ее гибель. Она сама сделала выбор – и сама за него платит, не обвиняя никого: «Никто не виноват – сама на то пошла».

Можно сделать вывод, что именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя.

Основным конфликтом в пьесе Островского *« Гроза» является столкновение Катерины, главной героини, с «темным царством» жестокого деспотизма и слепого невежества. Оно приводит ее к самоубийству после множества мучений и терзаний. Но это не послужило причиной разногласий Катерины с этим «темным царством». Это чувство нравственного долга Катерины, совладать с которым, закрыть глаза на который она не может в силу своей духовной чистоты. Поэтому проблема нравственного долга всюду пронизывает основной конфликт драмы Островского «Гроза» и является одной из основных. В связи с этим я и собираюсь поговорить о ней.

Роль нравственного конфликта в пьесе чрезвычайно важна. Влияние нравственного долга стало одной из причин гибели Катерины. Давление чуждого ей быта, которое было очень велико для нее, внесло разлад в ее внутренний мир и вызвало конфликт между ее личностными помыслами и обязанностями, поставленными морально-этическими законами того времени. Правила общества, описанного в этой пьесе, обязывали ее быть послушной, подавлять самобытные, новаторские идеи перед общественными, безропотно следовать закону и обычаям того времени, против чего Катерина сознательно протестует.

Кабанова: «Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, нечего».

Катерина: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!»

Из-за бытового деспотизма Катерина и вышла замуж за Тихона, хотя прямого упоминания об этом в тексте мы не находим, но абсолютно ясно, что ее выдали за Тихона против ее собственной воли, так как она не испытывает никаких положительных чувств к своему мужу, кроме уважения из-за чувства долга. Она говорит: «То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев». Это демонстрирует, что она с детства была погружена в среду законов этого общества и как глубоко было их влияние на нее. А достигнув сознательного возраста, она начинает протестовать им, так как ее принципы находились в противоречии с принципами нравственного долга общества, который довлеет над ней, лишенной поддержки со стороны своих друзей. Но самое удручающее в ее ситуации то, что она находится в плену «темного царства», погрязшего в невежестве и пороке, изменить которое или избавиться от которого невозможно: «Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел: стены-то даже противны».

Однако это лишь внешний конфликт героини с окружающим ее миром на социально-общественном уровне. Но есть и обратная сторона медали. Это нравственный долг Катерины перед Богом, так как ее действия, противоречащие обычаям и мировоззрению этого «темного царства», противоречат ее консервативным, религиозным взглядам. Поскольку Катерина является глубоко религиозной натурой, она ждет расплаты за свои поступки. Ее духовные воззрения имеют большее влияние, нежели общественные, поэтому ее пронизывает чувство страха при осознании неизбежности расплаты. Она ужасно боится грозы, считая ее наказанием за свои проступки: «Тиша, я знаю, кого убьет... Меня убьет. Молитесь тогда за меня!» В этом заключен парадокс обреченности русской души на страданья: человек, вступающий в противоборство с «темным царством», должен быть духовно выше его, а это приводит к духовному противоречию с религиозными канонами, и из-за своей высокой духовности человек заходит в жизненный тупик. А религиозные Противоречия возникают как раз из-за чувства нравственного долга, перешагнуть через который такой человек, как Катерина, не может. Путь, который она избрала, поставил ее в тупик и в нравственном, и в общественном, и в духовном плане. Катерина осознает свою ситуацию и понимает, что единственным выходом для нее является смерть.

Таким образом, Островский в произведении «Гроза» хотел подчеркнуть значимость нравственного долга и силу влияния православных религиозных принципов на русскую личность. Однако автор не дает однозначного ответа на вопрос: недостаток ли это для русского человека, способный привести его к смерти, или преимущество, как огромная сила, способная объединить верой русский народ в несгибаемое и нерушимое целое, которое невозможно сломить.

    Главные героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А.Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьба-> ми. Катерина в "Грозе" - жена богатого, но слабовольного ^...

    Семья - составная часть любого общества. Исключением не является и город Калинов, и потому общественная жизнь здесь построена на тех же принципах, что и семейная. Наиболее полно Островский представляет нам семью Кабановых, во главе, в центре, на...

    Уважение к старшим считалось добродетелью во все времена. Нельзя не согласиться с тем, что мудрость и опыт тех, кто относится к старшему поколению, обычно помогает молодежи. Но в некоторых случаях уважение к старшим и абсолютное им подчинение может быть...

    Драма "Гроза" была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году."Гроза", - как писал Добролюбов, - без сомнения, самое решительное произведение Островского". Эта оценка...