Дуомо - миланский кафедральный собор.

Адрес: Duomo di Milano Piazza del Duomo, Milano, Italy. Время работы: Собор - ежедневно с 08:30 до 18:00. Террасы: апрель - октябрь с 09:00 до 21:30 (лифт до 20:45); ноябрь - апрель с 09:00 до 19:00 (лифт до 18:15). Как добраться: станция метро Duomo (красная ветка метро М1). Стоимость посещения: Собор - бесплатно; Террсы - подъем на лифте 12 EUR (дети 6 EUR), по лестнице 7 EUR (дети - 3,5 EUR). Касса прекращает работу за 1 час до окончания работы террас.

Беломраморное диво Милана - кафедральный собор Дуомо

Нанизывая на вселенскую нить памяти прошлое: рассветы без благословения, дни без покаяния, ночи без прощения, мы устремляем взор к небесам, надеясь отыскать понимание. Преклонив колени, опустив убеленную сединой голову, взываем о помощи, ищем посредника, умеющего найти слова утешения, приблизить к Творцу, донести наши неумелые молитвы. Тогда к больным, немощным, нуждающимся приходит чуткая, земная, понятная Мария, родившая Сына Божьего, пережившая его мучительную смерть, простившая всех, просящая за нас грешных. Ей посвящено немало церквей, откуда самый воинственный материалист, убежденный атеист, выходит очищенным, обновленным, растерянным, уверовавшим в единого Господа. Одна из них - Дуомо в Милане .

История создания Дуомо

По декрету, изданному в 1769 г., запрещалось строить здания, превосходящие высотой этот диковинный собор , видимый из отдаленнейших городских уголков. Все улицы неофициальной столицы Италии ведут сюда - к огромному божественному кораблю, спустившемуся на землю.
Его возводили слишком долго. Заложили фундамент в период мрачного Средневековья (1386 г.), завершили не так давно - в безумном XX в. (1965 г.). На месте постройки, в давние времена, здесь молились своим богам кельты. Завоеватели римляне на древнем капище воздвигли храм Минервы, поднося пожертвования, воздавая хвалу мудрости воительнице.

В раннехристианские времена (IV - VI вв.) здесь стояла базилика Санта-Текла, позже - Санта-Мария-Маджоре. Замысел построить грандиозное сооружение требовал расчистки территории, поэтому мешавшее снесли. Практичные итальянцы оставили для фундамента отдельные блоки, при этом бережно сохранив баптистерий, датируемый 335 г. Его и теперь можно осмотреть, спустившись в подвал. Это одно из старейших в Европе помещений для свершения обряда крещения. Тут находится в качестве купели порфировая ванна из Египта (IVст.).
Джан Галеаццо, миланский герцог из рода Висконти, пожелавший усилить влияние Милана в религиозной сфере, начал форсировать строительство. Даже освободил от налогов стройматериал, предназначенный величественной постройке. Чума, недостаток финансов тормозили возведение божьего дома. В течение 10 лет менялись архитекторы, специалисты по готике, нехарактерной для страны. Французы, немцы чередовались, как в калейдоскопе, сохраняя первоначальный проект Симоне де Орсенига. Однако, дело продвигалось очень медленно.
Джунифорте Солари приглашает консультантами непревзойденных мастеров Возрождения: Браманте и мечтателя, инженера, конструктора Леонардо да Винчи (1470 г.). Они предложили разбавить готический стиль ренессансным, благодаря чему родился восьмигранный купол, улыбающиеся полнощекие ангелочки на фасаде.
Функционирование недостроенного собора относится к концу XV в. Провозгласил о его открытии Карло Барромео, признанный святым (1572 г.). Базилика продолжительностью 158 м, шириной - 92, высотой - 106, вмещает 40 000 человек. XIX ст. принесло главному культовому сооружению серьезные потрясения, реконструкцию. К власти пришел Наполеон, пожелавший именно здесь короноваться. Будущий император поручил гениальному Амати доработать выходящий на площадь фасад ко дню торжественной церемонии, состоявшейся 20 мая 1805 г.
Здание претерпело множество изменений, реставраций. Завершающим штрихом, знаменующим окончание строительства символа государства, оказались пятые врата, открытые 6.01. 1965 г. Врожденное чувство прекрасного позволило амбициозным итальянцам полностью осуществить идею основателя строения. Взирая на барельефы, скульптурные композиции, трудно представить, что выполнили их в XX в., хотя работы продолжаются и ныне. Специализированная фабрика, насчитывающая до 500 рабочих, занимается чисткой, уборкой, поддержанием белизны стен.

Необычность архитектуры

Никого не оставляет равнодушным непревзойденность шедевра: смотреть ли издалека или подойти вплотную, ощущение ирреальности не покидает. Им восхищались Достоевский, Герцен, Гейне. Однажды, увидев его, Марк Твен не смог удержать эмоций, назвав "Воздушным чудом, легким видением, гимном, пропетым в камне, поэмой в мраморе".
Пламенеющая готика с вкраплениями неоготики, ренессанса сотворила благодаря упорному, титаническому труду ваятелей, каменотесов, полировщиков, стеклодувов удивительное мистическое творение, парящее над зачарованным миром людей. 135 кружевных ажурных игл с невообразимой лепниной устремляются ввысь, пронзая синее итальянское небо. На вершинах возносятся легендарные герои, исторические личности, праведники, словно несущие требу Всевышнему. В их окружении, на центральном шпиле - покровительница города - Мадонна, 4-метровая бронзовая позолоченная скульптура, благословляющая горожан, приезжих, прихожан.
На балконе, расположенном над парадным входом - две мраморные фигуры. Одна увенчана лучистой короной, вторая держит факел. Стоит соединить воедино, получится нью-йоркская статуя Свободы. На стенах - 2300 изваяний, уйма композиций. Где еще есть возможность приблизиться и попасть под тень протянутой руки святого, дарующего благодать…
Нетленную Книгу Бытия можно читать воочию, до бесконечности вглядываясь в лица, рассматривая морщинки, губы, глаза, ощущая под переливами света трепетание ткани. Средние века без горгулий, фантастических животных, змей, не бывают, здесь их - изобилие. Раскрыв пасти, большинство служит водостоками, остальные - декорированием, изучать этот редкостный мир - огромнейшее удовольствие. Доступность прикоснуться, волшебство происходящего рождают иллюзию морозного узора на оконном стекле: неосторожное горячее дыхание - все растает, исчезнет, пропадет. Однако распахиваются врата, предлагая войти под сень.

Роскошь интерьера

Страшно ступать на пол, состоящий из больших плит, выложенных замысловатыми узорами, воплотившими фантазии Пеллегрино Тибальди (производитель проекта). Укладка продолжалась на протяжении 5-ти сотен лет. Нежный бело-розовый мрамор доставляли из Кандолья, черный привозили из Варенны, красным славился Ареццо. Красота неимоверная!
Громаднейшее пространство с потолком, теряющимся на немыслимой вышине (45 м) давит. Разноцветные лампочки, подсвечивающие его снизу, выхватывают из мрака многочисленные детали, придающие своду жутковатый вид. Дурманящий аромат ладана, сияние тысяч свечей, равномерный гул, делают человека маленьким, незаметным - пылинкой на дороге Вселенной.
52 изящные, стройные колонны стоят, как стражи вечности, напоминая о количестве недель в году. Через весь пол тянется металлическая лента-линейка с изображениями знаков зодиака. Солнечный луч, проникая через окно, ровно в полдень попадает именно на тот знак, коим отмечен данный месяц. Песочные часы у рукотворного меридиана - неоспоримое доказательство быстротечности времени. 1100 скульптур служат потрясающим украшением.
Пышные живописные алтари, оформленные сценами из Святого Писания, заставляют учащенно забиться сердце. Вот - малютка-девочка решительно поднимается высокими ступенями навстречу бессмертию, наверху ее ждут настоятель с послушниками - Введение Богоматери в Храм (XVI в.). Рядом - горельефы, представляющие иллюстрации к истории жития Пречистой Девы.
Одно из сокровищ, находящихся внутри, - статуя Св. Варфоломея. "Не Пракситель тебя создал, но Марко д’Аграте", - написал создатель, гордясь анатомической идентичностью произведения с живым телом. Леденеет кровь, глядя на мученика, накинувшего на плечи свою собственную кожу, содранную с него живьем за проповедь христианской веры.
Мягкий многоцветный световой поток льется через витражи, создавая атмосферу таинственности, торжественности. Их изготовляли по-особому, используя расплавленное подкрашенное стекло. Технология помогла сохраниться древнейшим из них, подаренных коллегией нотариусов более пяти веков назад. На последних, презентованных благодарными прихожанами (1988 г.), запечатлены деяния архидиаконов Шустера, Феррари в годы мировых войн.
Жизнь Св. Катерины, Елены, Христа, эпизоды Ветхого и Нового Заветов, Апокалипсиса, проходят перед верующими на витражных окошках, стрельчатых с изумительными розетками. 5-метровый бронзовый с золотой отделкой канделябр Тривульцио (XII в.) покоится на 4-х драконах, ножку украшают множественные персонажи Библии. Он освещает призрачным светом эксклюзивный резной цикл из жития Св. Амвросия.
Если повезет, услышите звучание органа. Джакомо Антеньяти соорудил 2 инструмента, состоящие из 13 200 труб, 180 регистров (1552 г.). Посетив святыню в ноябре-декабре, получите наслаждение от созерцания ряда полотен, посвященных преподобному Св. Борромео. Ежегодно, в это время, внутри вывешивают 54 холста, выполненные темперой. 28 картин (4, 75х6 м) запечатлели бытие блаженнейшего, еще 26 (2,4 х 3,6 м) отображают чудесные исцеления, происходящие у его мощей.
Во избежание распространения эпидемий почти все усыпальницы вынесли, осталось совсем немного. Гробница Медичи изумляет аллегорическими фигурами Войны и Мира. Между ними - сам Джакомо, величайший меценат, покровитель художников (автор Леоне Леони). Саркофаг Альберто де Интимьяно хранится в тумбе, опоясанной сотней тончайших медных пластинок, складывающихся в форме распятия.
Драгоценная реликвия, лежащая в хрустальной вазе под потолком, - гвоздь из голгофского креста, найденный Св. Еленой, матерью Константина Великого. Она их нашла три: первый бросили в морскую пучину для усмирения бури, второй отдали Монсу, третьим подбили подкову императорского коня. Гвоздок потерялся, со временем обнаружен Амвросием, выкуплен у кузнеца, водворен в Дуомо. Только 14 сентября его выставляют на обозрение. Специальный механизм, созданный гением Леонардо, поднимает священника к апсиде с дарохранительницей, позволяя достать бесценный атрибут.

Небеса обетованные

Смятение чувств охватывает даже заядлого еретика. Притихший, просветленный он рискнет преодолеть еще 160 ступенек вверх, чтобы очутиться рядом с херувимами, невиданными зверями, побывать в другом измерении. С одной стороны - сияющие Альпы, с другой - шумный город, копошащиеся внизу, словно муравьи, малюсенькие человечки. Совсем близко - любимая всеми "Мадоннушка" (по-итальянски: Мадонина).
Странно идти сквозь каменный лес витиеватыми переходами, дивными галереями, лестницами. Мифические чудища, птицы, загадочные живности вблизи поражают намного больше, чем издали, снизу. Лучшие европейские творческие деятели приложили немалые усилия, производя их, заселяя громадину, давая им новое существование - переход в бессмертие. Современность шагает рядом с минувшим, лелея, оберегая от разрушений и забвения. Сегодня у собора, когда сумерки опускаются на бренную землю, начинается светомузыкальное шоу с использованием 3D технологий. Не хватает сил уйти просто так, невозможно вырвать из памяти сердца это великолепие, грандиозность, красоту.
Сказать, что белопенное мраморное чудо - единственный христианский храм в готическом стиле, 4-ый по величине на континенте, 5-ый по помпезности, монументальности на планете - слишком мало. Лучше промолчать, непременно вернуться вновь, вбирая в себя таинство веры, впитывая мощь религии, укрепляя дух.

Миланский кафедральный собор или Дуомо находится на знаменитой ) и является неподражаемым шедевром итальянской архитектуры в стиле Flamboyant («Пламенеющая готика»). Его фасад украшают огромное количество изумительных скульптур, тонких колонн, башен и шпилей, что придает собору столько изящества и утонченной готической красоты.

Внушительные размеры Дуомо делают его одним из самых больших христианских храмов в мире: его вместительность достигает значения 4000 человек.

Выстроенный полностью из белоснежного мрамора, собор восхитителен в любое время суток и при любом освещении. А в его внутреннем убранстве ценителям искусства предстанет настоящая кладезь бесценных сокровищ.

История возникновения Миланского собора

Строительство Миланского собора было начато в 1386 году при Джан Галеаццо Висконти и завершено только в 1813 году.

Само место, на котором воздвигнут Миланский собор, испокон веков наполнялось энергией священных сооружений. Так, во времена кельтской культуры здесь было святилище, в период Римской империи – храм минервы, с 4 по 6 век — церковь Санта-Текла, затем на этом месте была построена церковь Санта-Мария-Маджоре. Последнюю церковь пришлось разрушить для того, чтобы построить Миланский кафедральный собор.

Строительство собора

Первоначальный проект собора в готическом стиле принадлежит итальянцу Симоне де Орсениго. Далее архитекторы постоянно менялись и в 1470 году архитектором стал Джунифорте Солари, при котором в готический облик собора были добавлены декоративные элементы ранней эпохи Возрождения.

В итоге собор был украшен восьмиугольным куполом. Завершение строительства фасада собора в 19 веке проводилось уже под руководством архитекторов Амати и Занойя по заказу Наполеона.

Торжественное открытие Миланского собора состоялось в 1572 году кардиналом Карло Борромео.

Шпиль собора

В 1769 году собор был дополнен 106-метровым шпилем, на котором возвышается главная достопримечательность собора — статуя Мадонны, изготовленная из позолоченной бронзы. Общая высота собор составляет 158 метров.

Архитектура Миланского собора

Фасад Миланского собора поражает своей изумительной красотой каждого, кто впервые увидел это творение архитектуры.

Фасад

Бесконечное количество декоративных элементов, шпилей, башен, статуй святых, пророков, мучеников с самой главной статуей, возвышающейся над собором, – фигурой Мадонны. В общей сложности в экстерьере и интерьере собора насчитывается 3400 статуй.

Миланский собор, посвященный Рождеству Пресвятой Девы Марии, представляет собой единственный в Европе собор, выстроенный полностью из белого мрамора. Благодаря этому собор выглядит восхитительно в любое время суток – белый мрамор отражает солнечные лучи днем и выглядит мистически лунной ночью.

Интерьер

Внутреннее убранство Миланского собора представляет собой шедевр искусства, а хранящиеся в нем религиозные реликвии делают его местом паломничества католических верующих.

Чего только стоит один гвоздь с креста, на котором распяли Иисуса Христа, согласно преданию. Священный гвоздь хранится над алтарем. Ежегодно 14 сентября, когда верующие празднуют Воздвижение Честного Креста Господня, архиепископ опускает гвоздь вниз с помощью специального лифта в облаке, а по окончании празднества – поднимают его на место.

Также в соборе располагается знаменитый мавзолей Джан-Джакомом Медичи. Мавзолей украшен тремя статуями, мраморными плитами и изящными колоннами. Автором этого произведения искусства является Леоне Леони.

В числе главных достопримечательностей в интерьере собора также статуя мученика Святого Варфоломея, египетская ванна 4 века, которая в настоящее время используется для крещения, бронзовый подсвечник, длина которого составляет 5 метров.

На стенах и окнах Миланского собора восторженные поклонники искусства часами рассматривают многочисленные искусно вырезанные деревянные хоры и изумительные витражи 15 века, придающие собору особую таинственность и величие одновременно.

Что посмотреть

Безусловно, провести день на Соборной площади в Милане – это мечта каждого ценителя искусства и поклонника итальянской архитектуры. Миланским собором можно любоваться в любое время суток, особенно таинственно он выглядит ночью, когда луна освещает безупречно белый мрамор и бесчисленное количество изящных статуй на его фасаде.

Днем непременно стоит подняться на крышу Миланского собора — террасы, откуда открывается самый потрясающий вид на Милан. Подъем на террасы можно совершить или на лифте, или пешком по лестнице со стороны улицы.

Если вы оказались в Милане в ноябре или декабре, то вам повезло вдвойне. Именно в это время каждый год в соборе проходит выставка квадрони Святого Карло Борромео, выполненных итальянскими художниками в 17 веке. Это ряд из 54 очень красивых картин, изображающих сцены из жизни архиепископа Карло Борромео.

Как добраться до Миланского собора

Миланский собор находится по адресу: Piazza Duomo.

Добраться до Миланского собора легче всего на метро по первой и третьей линиям – необходимо выйти на станции Duomo. Собор виднеется издалека и возвышается высоко над городом, как и положено главной достопримечательности города.

Стоимость билета в Миланский собор

Цены на билеты представлены по состоянию на 2019 год.

Вход в Миланский собор с 2015 года стал платным и стоит 3 Евро. Причем за 3 Евро вы сможете осмотреть собор, посетить Музей Дуомо и церковь Сан Готтардо, расположенную неподалеку.

Дети в возрасте до 6 лет смогут посмотреть эти достопримечательности бесплатно. Билет для детей от 6 до 12 лет обойдется всего в 2 Евро.

Вход на террасу

Стоимость посещения террасы на крыше собора при подъеме наверх на лифте составляет 13 Евро для взрослых и 7 Евро для детей с 6 до 12 лет, подъем пешком по лестнице – 9 Евро для взрослых и 4,50 Евро для детей в возрасте с 6 до 12 лет.

Комбинированный билет

Также можно купить комбинированный билет DUOMO PASS, по которому можно осмотреть собор, террасы на крыше, музей Дуомо и археологическую зону. Стоимость этого билета также отличается в зависимости от того, как вы планируете подниматься на террасы: на лифте (DUOMO PASS A) – 16 Евро для взрослых и 8 Евро для детей с 6 до 12 лет или пешком (DUOMO PASS B) – 12 Евро для взрослых и 6 Евро для детей с 6 до 12 лет.

Комбинированный билет действует на одно посещение в течение 72 часов после его валидации.

Где лучше купить билет

Билеты без больших очередей можно приобрести в Info Point в соборе или в Museo Duomo, расположенном в Королевском дворце справа от Миланского собора.

Часы работы Миланского собора

Миланский собор открыт с 8 утра до 19 часов каждый день. Подняться на террасы можно с 9 утра до 19 вечера ежедневно.

Официальный сайт Миланского собора www.duomomilano.it .

Посетите также

На знаменитой Соборной площади в Милане также расположены не менее значительные достопримечательности города: Королевский дворец и .

Налюбовавшись внешним и внутренним убранством Миланского собора, стоит посетить роскошный Королевский дворец. А отдохнув за чашечкой кофе, можно устроить прогулку по галерее Витторио-Эммануэле II со множеством бутиков и магазинов.

Пройдя через стеклянную галерею Витторио-Эммануэле II, вы окажетесь перед , расположенном на Via Filodrammatici, 2. Здесь можно провести незабываемый вечер, наслаждаясь спектаклем и познакомившись с историей знаменитого театра в его музее.

Экскурсии по Милану

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Милана?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

Дуомо – кафедральный собор Милана, носящий имя Санта Мария Нашенте. Этот готический храм строился на протяжении почти шести столетий, и сегодня является пятым по величине кафедральным собором в мире и самым большим в Италии. Дуомо расположен на том месте, где некогда находился центр древнеримского Медиоланума, - подтверждением этому служит тот факт, что современные улицы города либо расходятся от собора, либо окружают его. Под зданием Дуомо можно увидеть раннехристианский баптистерий, построенный еще в 335-м году, - это один из старейших христианских баптистериев Европы.

История строительства Дуомо

В 1386-м году архиепископ Антонио да Салюццо начал строительство кафедрального собора, которое совпало с приходом к власти в Милане Джана Галеаццо Висконти. Первым архитектором проекта был назначен Симоне да Орсениго, который планировал возвести собор в стиле ломбардской готики. Однако Висконти хотел следовать модным трендам европейской архитектуры, и поэтому пригласил французского инженера Николя де Бонавентюра, который добавил стиль «лучистой готики» - французский стиль, не характерный для Италии. Он также решил, что кирпичное строение должно быть отделано мрамором. В 1402-м году Джан Галеаццо умер – к этому времени собор был завершен лишь наполовину, и строительство было «заморожено» почти до конца столетия.

В начале 16-го века, во время правления Людовико Сфорца, был достроен купол храма, а его интерьеры были украшены 15 статуями, изображающими святых, проповедников, прорицателей и других персонажей Библии. Внешняя отделка собора долгое время оставалась без каких-либо декораций, за исключением Гульетто дель Амадео («Маленького шпиля Амадео») – ренессансного элемента, хорошо гармонировавшего с готическим обликом церкви. Несмотря на то, что собор был не достроен, он активно использовался по назначению во время испанского правления в Милане. В 1552-м году Джакомо Антеньяти было поручено соорудить большой орган для церковных хоров, а Джузеппе Меда работал над украшением алтарной части собора. Чуть позже здесь появился знаменитый канделябр Тривульцио 12-го века.

После того, как архиепископом Милана стал Карло Борромео, из Дуомо были убраны все нецерковные элементы, в том числе могилы Джованни, Барнабо и Филиппо Марии Висконти, Франческо I и его супруги, Людовико Сфорца и других бывших правителей города. Главным архитектором был назначен Пеллегрино Пеллегрини – вместе с архиепископом они хотели придать собору ренессансный облик, который должен был усилить его итальянское происхождение, и «подавить» готическую архитектуру, воспринимавшуюся тогда чужеродной. Поскольку фасад собора был все еще не завершен, Пеллегрини спроектировал его в романском стиле с колоннами, обелисками и большим тимпаном. Однако этому проекту так и не суждено было осуществиться.

В конце 16-го века в Дуомо был перестроен пресвитерий и добавлены новые алтари и баптистерий, а в 1614-м году Франческо Брамбилла изготовил для престола деревянные хоры.

В начале 17-го века было заложено основание нового фасада Дуомо, работы продолжались вплоть до 1638-го года: были возведены пять порталов и два центральных окна, а еще десять лет спустя было принято революционное решение – вернуть собору его первоначальный готический облик. В 1762-м году кафедральный собор Милана приобрел одну из своих выдающихся деталей – шпиль Мадоннина, который вознеся на головокружительную высоту в 108,5 метров. Интересно, что сегодня жители города по этому шпилю определяют погоду – если его хорошо видно с расстояния, значит, погода хорошая (учитывая сырой климат Милана, шпиль обычно скрыт в тумане).

Только в начале 19-го века фасад Дуомо был окончательно завершен – произошло это благодаря Наполеону, который должен был быть коронован в соборе как король Италии. Архитектор Карло Пелликани-младший добавил к фасаду несколько неоготических деталей и статую Наполеона на вершину одного из шпилей. В дальнейшем были достроены недостающие арки и шпили, установлены статуи на южной стене, а в середине 19-го века старые окна были заменены новыми. Последние штрихи к облику Дуомо были добавлены уже в 20-м столетии: 6 января 1965-го года были открыты последние ворота – эта дата считается официальной датой завершения строительства собора.

На заметку

  • Месторасположение: Piazza del Duomo, Milano
  • Ближайшая станция метро: "Duomo".
  • Официальный сайт: http://www.duomomilano.it/en/
  • Часы работы: крыша - ежедневно 7.00-19.00; склеп - ежедневно 9.00-12.30 и 14.30-18.00; баптистерий - ежедневно 10.00-12.30 и 15.00-17.00 (понедельник - выходной); музей - ежедневно 9.30-12.30 и 15.00-18.00 (понедельник - выходной); собор открыт ежедневно 9.00-12.00 и 14.30-18.00.
  • Билеты: подъем на крышу - 5 евро, посещение склепа - 1,55 евро, баптистерия - 1,55 евро, музея - 3 евро, в собор вход свободный.

Милан чем-то отдаленно напоминает Москву: тот же радиально-кольцевой принцип градоустройства, согласно которому от центра в разные стороны расходятся дороги, попутно пересекая кольца бывших крепостных стен. В центре города – Самая Главная Площадь с Самым Главным Зданием. В Милане это Собор Дуомо, находящийся на одноименной площади. Кстати, в этом городе есть и свой «Кремль» – замок Сфорца, по образу и подобию которого и был построен московский. В одном из музеев замка хранится и часть сокровищ Дуомо.

Среди всех достопримечательностей города собор занимает особое место. Дело здесь не только в его популярности у туристов (ежегодно только на его террасы поднимается до 700 000 человек).

Собор Дуомо в Милане – это уникальное здание, аналогов которому не существует. Во-первых, это единственный католический храм, построенный из белого мрамора. Во-вторых – единственный итальянский собор, изначально возводимый в стиле пламенеющей готики. В-третьих, это пятый по величине храм в мире, способный вместить до 40 000 человек.

Собор Дуомо в Милане: средние века и Возрождение

В центре Милана всегда была площадь, и всегда на этой площади стоял храм. Кельты, основавшие поселение у отрогов Альп в VII в. до н.э., устроили здесь святилище. Римляне, давшие этому поселению свое название – Медиоланум – возвели храм Минервы.

В IV в. на развалинах этого храма возникла церковь Святой Теклы (Феклы). Спустя 2 века церковь была разрушена лангобардами, и вновь отстроена уже в VII в. в качестве базилики Богородицы – Санта-Мария Маджоре.

В XIV в. почти вся Италия была истощена непрекращающимися войнами и эпидемиями. Но для того, чтобы показать внешним и внутренним врагам, что Милан – это по-прежнему один из сильнейших и богатейших городов Европы, герцог Джангалеаццо Висконти (1351-1402) повелел построить на главной площади собор невиданной красоты, размеров и … стоимости.

Так как в те времена светские правители не были полномочны отдавать такие распоряжения в отношении земли, принадлежавшей католической церкви, приказ был подписан епископом Антонио Салуццо.

В центре Милана всегда была площадь, на которой всегда стоял храм

Церковь Санта-Мария Маджоре была снесена, и 23 мая 1386 г. на главной площади города началось строительство собора, посвященного Рождеству Богородицы.

Но невиданное дело: к участию в создании проекта были привлечены не признанные итальянские архитекторы, а немецкие и французские мастера. Такого в истории еще не случалось. Ведь итальянцы всегда довольно скептически относились к «варварской» готике, при том, что первые ее образцы появились на благодаря норманнам еще в XI в. Впрочем, уже в 1387 г. главным инженером был назначен итальянец Симоне да Орсениго.

Первоначально планировалось, что храм будет возведен из кирпича особого обжига; остатки кирпичной кладки, относящейся примерно к концу XIV в., сохранились и по сей день. Но вскоре герцог распорядился использовать для строительства кантолийский мрамор из собственного карьера неподалеку от Лаго-Маджоре.

Для облегчения доставки мрамора от карьера до стройплощадки в Милане были прорыты глубокие каналы. За материал герцог не взял у Святого Престола ни гроша, но вскоре строительство все равно было остановлено из-за отсутствия у церкви необходимых средств.

Духовные власти, несмотря на все свое влияние, так и не нашли возможность продолжить возведение храма. Собор Дуомо в Милане пришлось передать светским правителям, которые довольно быстро смогли собрать с богатых граждан соответствующую дань. Строительство было возобновлено.

В 1417 г. состоялось первое освящение собора, точнее, его главного алтаря. Примерно теми же годами датируются и самые старые витражи, созданные в Тироли.

Собор Дуомо украшают 45 огромных витражных панно

Почти столетие проектом собора занимались попеременно то немцы, то итальянцы, пока в 1470 г. главным архитектором не был назначен Джанифорте Солари, тяготевший к ренессансным формам. Параллельно он вел и работы по возведению церкви Санта Мария делле Грацие. В 1492 г. строительством этой церкви занялся Донато Браманте, пригласивший для ее росписи Леонардо.

Именно Браманте и Леонардо, которого интересовало все и всегда, а не только , над которой он тогда работал, предложили Солари модернизировать проект.

Так Собор Дуомо в Милане обзавелся необычным восьмиугольным куполом. В 1572 г. основное строительство завершилось, после чего собор был торжественно освящен кардиналом Святым Карло Борромео (1538-1584), похороненным, кстати, в одной из крипт собора.

Собор Дуомо в Милане: от Нового времени до наших дней

Современный вид Собор Дуомо в Милане приобрел гораздо позже: в XVIII-XIX вв. В 1769 г. его украсил шпиль высотой 104 м с позолоченной статуей Богородицы высотой 4,16 м и весом почти в тонну. Горожане сразу прозвали ее на свой манер – Мадоннина («Мадонночка»), а испанские Габсбурги, правившие в те годы Миланом, тут же поспешили издать указ, согласно которому ни одно здание в городе не должно было быть выше шпиля собора.

Вскоре Собор Дуомо в Милане обзавелся и еще одной диковинкой. Металлическая лента вдоль входа – это не что иное, как астрономические часы конца XVIII в. Кстати, колонны храма – это тоже своего рода «календарь»: всего их 52, по числу недель в году.

В 1769 г. Собор был украшен стометровым шпилем с позолоченной статуей Богородицы

Причудливо-ажурный фасад собора, который сразу привлекает к себе внимание, стоит лишь увидеть площадь Дуомо в Милане , появился благодаря Наполеону.

Наполеон, пожелавший к тому времени стать королем Италии, решил, что торжественная церемония коронации состоится именно в этом соборе. Что и произошло в 1805 г. Однако знаменитый «каменный лес» в неоготическом стиле (135 шпилей), был окончен только к 1813 г. Руководил строительством нового фасада архитектор Карло Амати.

На внешних стенах и шпилях Дуомо находится 2300 статуй

Работы по украшению собора продолжались вплоть до 60-х гг. прошлого века. В создании витражей и скульптур на протяжении XV-XX вв. принимали участие едва ли не все известные итальянские мастера. В настоящее время на его внешних стенах и шпилях находится 2300 статуй, во внутренних помещениях – еще 1100.

Дуомо в солнечные дни, которые в этом городе отнюдь не редкость, – это еще и настоящий «калейдоскоп»: его стены и архитектурные элементы украшают 45 огромных витражных панно.

Часы работы и билеты

Знаменитый немецкий поэт-романтик Гейне считал, что осматривать площадь Дуомо в Милане и собор лучше всего ясной лунной ночью. Именно в такую ночь белое мраморное здание выглядит по-настоящему прекрасным.

Проверить, так это или нет, в наше время невозможно: собор Дуомо в Милане, подобно тысячам других достопримечательностей по всему миру, в темное время суток подсвечивается со всех сторон. Зрелище, впрочем, потрясающее. Однако ночью собор закрыт, да и гулять по городу в это время в одиночку лучше не стоит.

Каждую зиму в соборе выставляются квадрони Св.Карло Борромео

Не работает собор и во время Рождества, 1 января и 1 мая. В остальные дни доступ в Дуомо возможен с 8:00 до 19:00. Стоимость билета для взрослых – 3 Евро, для детей от 6 до 12 лет – 2 Евро и до 6 лет – бесплатно.

По билету в Дуомо также можно посмотреть Музей Дуомо и церковь Сан Готтардо.

Существует разновидность билетов, включающих дополнительно и Археологическую зону Дуомо, но они стоят дороже – 7 Евро. Для посетителей до 26 лет предусмотрена скидка на эти билеты – они обойдутся в 3 Евро.

Билеты на террасу Миланского собора

Еще один популярный аттракцион в Соборе – попасть на его террасы. Стоимость прогулки по «каменному лесу» зависит от того, решите ли вы подниматься на крышу по винтовой мраморной лестнице (€9) или на лифте (€13). Для детей от 6 до 12 лет предусмотрена скидка – для них билеты обойдутся в 4,5 и 7 Евро, соответственно.

Террасы открыты ежедневно с 9:00 до 19:00, однако кассы работают до 18:00, а последних посетителей пропускают в 18:10.

Duomo Pass

Совместить посещение Собора и Террасы можно с помощью Duomo Pass. Он объединяет возможности расширенного билета в Дуомо (с возможностью доступа в Археологическую зону), а также посещение Террасы с подъемом на лифте.

Главное удобство Duomo Pass – возможность избежать очередей на месте, которые периодически могут быть достаточно длинными. Кроме того, Duomo Pass выпускается без привязки к дате и конкретному времени посещения. То есть, Вы можете использовать его в любой удобный для себя день до конца года.

Узнать больше о Duomo Pass и приобрести его онлайн можно на этой странице .

Как добраться до Дуомо и примечательные события

Самый простой способ доехать до миланского Собора - воспользоваться метро («желтая» линия 3) от (ж/д вокзала). Собор находится в самом центре города, а станция, которая Вам нужна, так и называется – Duomo.

Если Вы в Милане всего на несколько дней, то может оказаться удобней найти отель в непосредственной близости от Дуомо. Самую большую подборку таких отелей можно

Всем привет, дорогие читатели. Единственный в Европе беломраморный собор, один из крупнейших и уж точно один из самых богато украшенных резьбой, скульптурами, бесконечными шпилями. Одних только статуй под его сводами насчитывается 3400. Так можно было бы кратко описать Миланский собор. О нём мы сегодня и расскажем.

Италия. Область Ломбардия. Город . Миланский собор (Duomo di Milano) – это кафедральный собор, расположенный в историческом центре Милана.

На посещение собора стоит заложить часа 4. Это с прогулкой внутри собора и выходом на крышу, откуда открываются не только виды на город, но и на сам храм, его шпили и скульптуры.

В свою мы небольшой сплочённой компанией шастали по Риму, изучая все знаменитые места и неприметные закоулки вечного города. А помогал нам в этом путеводитель по Италии, на обложке которого был изображен прекрасный собор в лучах восходящего солнца.

И так нас поразил этот собор, что уехать из Рима, не увидев его мы просто не могли. В который раз мы обходили город в поисках неизвестного нам собора, в который раз сворачивали на улицы, где он должен был стоять (по нашим представлениям), но величественного здания не было. И тут наша подруга озвучила интересную мысль: «А почему вы думаете, что этот собор в Риме?»

Не знаю почему, но мы так решили. Решили, что всё самое красивое должно быть здесь))) Конечно, рассуждать так могут только неопытные путешественники. А мы тогда ими и были, раз не признали Миланского собора. В тот момент мы поняли, что в следующий раз обязательно побываем в Милане и увидим его.

Так и случилось на . Архитектурный гигант и красавец поразил нас в самое сердце. А ещё мы задумались, как должны ощущать себя люди, чьи деды, прадеды, пра-пра-пра-деды в течение 6 веков возводили его? Что они рассказывали своим детям? Кто должен был увидеть их творение – внуки? Правнуки? Потомки в неопределённом далёком будущем? Скажут ли они слова благодарности, вспомнят ли предков?

Стоя на крыше собора, мы не раз сказали спасибо, тем людям из прошлого. Они сотворили нечто потрясающее.

История

Кафедральный (главный) собор города Милана построен из белого мрамора в самом удивительном архитектурном стиле пламенеющей готики.

Храм начали строить в 1386 году.

Надо сказать, что сакральные сооружения находились на этом месте уже очень давно. Сначала здесь стояло кельтское святилище, потом римляне построили храм Минервы, за ним шла церковь Санта-Текила, впоследствии разрушенная.

До конца XII века здесь стояла зимняя базилика, но власти решили уничтожить ее, чтобы построить на её месте новый вместительный красивый собор. Первоначальный вариант летней базилики, пришедшей на смену зимней, не был реализован до конца.

Затем было решено построить готический собор, который по эту сторону Альп пока не встречался. Поэтому проект разрабатывал итальянец, но уже для строительства были приглашены специалисты из Франции и Германии.

Целых 10 лет гости сменяли друг друга, занимая пост главного архитектора, пока эту должность ни занял Джунифорте Солари. Он предложил разбавить готику современными деталями, например, восьмиугольным куполом.

Собор начал действовать с 1572 года. А открывал его кардинал Карло Борромео. Впоследствии его причислили к лику святых.

Правда, на этом работы по изменению облика храма не прекратилось. К 1769 году его увенчал шпиль со статуей Мадонны. Тогда же появилось постановление, что ни одно здание города не должно быть выше покровительницы. Долгие годы так и было, пока не вырос небоскреб Пирелли. Но, средневековое правило нарушено не было, — его венчает точная копия статуи.

Строительство собора было окончено к началу XIX века. Ярким элементом, определившим облик фасада здания, стал лес из 135 мраморных игл.

Снаружи и внутри

Начнем с цифр.

В длину Дуомо занимает 158 метров

Вместить он может около 40 тысяч человек.

Вид с крыши на площадь

Пожалуй, главная достопримечательность собора – это La Madonnina. Так называется золотая статуя Мадонны.

Над алтарем вы увидите священный артефакт — гвоздь. Именно его вбили в тело Иисуса во время распятия. Раз в год этот гвоздь спускают ближе к прихожанам.

Что еще мы увидим в храме?

  • Мавзолей Джан-Джакомо Медичи.
  • Египетскую ванну. Она используется, как крестильная купель.
  • Статую святого Варфоломея.

Обязательно присмотритесь к первым шести окнам правого нефа. На них вы увидите самые старинные в этой базилике витражи, созданные в XV веке.

Советуем побывать здесь в ноябре-декабре. В это время в соборе выставляются квадрони Святого Карло Борромео (QuadronidiSanCarlo) – живописные полотна, повествующие о жизни епископа КарлоБорромео. Они были написаны в XVII веке. Первый цикл полотен называется «Жизнь блаженного Карло», второй – «Чудеса святого Карло».

Гармоничным завершением осмотра собора станет подъем на его крышу. Оттуда открывается потрясающий вид. А подняться туда можно по лестнице северной стены или на лифте.

Миланский собор интересен не только с архитектурной точки зрения. Любопытно, что строительство этого масштабного здания велось полностью на частные пожертвования.

Есть в храме еще одна любопытная деталь – огромный календарь. Представляет собой металлическую полоску, которая протянулась по полу постройки. На нее нанесены рисунка знаков зодиака. Каждый полдень солнечный луч указывает на созвездие текущего месяца.

Этот же прибор предупредил однажды ученых о проседании фундамента.

Время работы

Ежедневно с 7:00 до 19:00

Сколько стоит

Вход в собор бесплатный, но вот подняться на лифте можно платно. Стоимость может меняться, но это не дорого.

Официальный сайт: www.duomomilano.it

Где остановиться в Милане

Сейчас много вариантов жилья в Милане появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы останавливались в отеле Siena Milan , он находится в 10-ти минутах пешком от главного ж/д вокзала. Неплохие номера, Рекомендуем.

Предлагаем неплохие варианты отелей и хостелов в центре Милана

Как добраться

На метро по первой и третьей линиям до станции Дуомо.

Адрес: Соборная площадь (PiazzaDuomo)

Базилика на карте

Друзья, подписывайтесь на нас. Так вы точно не упустите ничего интересного. До свидания!