Не бунт, а компромисс. Порция разумной критики от бизнесмена Михаила Сендера

В 1991 году Литва, Эстония и Латвия первыми покинули СССР. Далее эти достаточно разные государства, часто обобщаемые как «Прибалтика», с разным успехом но со схожим упорством пошли по пути целенаправленной интеграции в западное и европейское сообщество. Этот путь проходил через весьма болезненные рыночные и структурные реформы и закончился вступлением этих стран в Европейский союз в 2004 году. Анализ предоставляет antimif.com .

С этого момента прошло много лет. Что дало прибалтийским странам вступление в ЕС? Стоило ли ради этого ломать советскую промышленность и годами мучить слабые слои населения болезненными реформами? Те, кто бывал в этих странах до и после «шоковой терапии», знают ответ. Среди остальных на этот счёт бытует множество мифов, часто подогреваемых ангажированными СМИ и сарафанным радио из жанра «подруга моей подруги живёт в Латвии и рассказывала…».

Трансляция этих мифов - настолько массовая, что в головах у людей уже сформировались две разные действительности. В одной из них, прибалтийские страны, реформировав свою экономику по лучшим стандартам развитых стран, успешно вошли в их число и живут сегодня богато и счастливо в большой и дружной европейской семье. Вторая реальность предполагает, что разрушив всё хорошее, что оставалось от советской системы, развалив производства и выгнав сотни тысяч людей на улицу, прибалтийские страны в 2004 году стали второсортным придатком богатых стран ЕС, пригодным лишь как рынок сбыта и источник дешёвой рабочей силы, без всяких перспектив развития. Чтобы найти истину, я решил собрать кое-какие цифры. И всё сразу стало ясно.

Сокращение населения

Те, кто считает, что европейский выбор прибалтийских стран был неправильным, часто указывают на массовую эмиграцию населения из этих стран. Цифры это подтверждают. Численность населения этих трёх стран в период с 2004 по 2016 год сократилась на сотни тысяч. И хотя в Украине и Беларуси в этот период также произошло колоссальное сокращение населения (см. график), в процентном выражении Литва (-21%) и Латвия (-15%) потеряли гораздо больше.

Нельзя сказать, что это - странно. Прибалтам открылся свободный въезд в самые богатые страны мира, где средняя зарплата в разы превышает местную. В такой ситуации, массовая трудовая миграция выглядит вполне естественно. Плохо ли это для экономики? Смотря кто уезжает. Когда эмигрируют высококачественные специалисты и менеджеры - это, безусловно, потеря для экономики. Но если эмигрируют низкоквалифицированные рабочие, оставшиеся без работы после развала советских производств, подметавшие с тех пор улицы Риги за копейки, и согласные подметать улицы Лондона за достойную зарплату, то от этого экономика наоборот выигрывает, т.к. сокращается безработица и социальные расходы государства, а на рынке труда начинается инфляция зарплат.

Что стало с экономикой?

Так что же всё-таки произошло с экономикой прибалтийских стран после вступления в ЕС? Основным показателем состояния экономики принято считать внутренне-валовый продукт (ВВП) на душу населения. Я решил сравнить этот показатель в Литве, Латвии и Эстонии в 1996 году, когда активно шла «шоковая терапия», в 2004 году, когда их приняли в ЕС, с показателем 2016 года (в долларах США).

Как мы видим, экономический рост после вступления в ЕС не замедлился. Наоборот, он вырос в разы больше, чем в странах-соседях. Обратите также внимание, как сильно экономики этих стран выросли с середины 1990-х. В следующем графике сортировка идёт по 1996 году. Показательно, что экономики всех включённых в сравнение стран тогда находились почти на одном уровне. Польша была самая богатая. Россия опережала Литву и Латвию. По зелёным столбикам сразу становится заметно, какие страны в течение этих 20 лет проводили наиболее эффективную экономическую политику.

Если взять весь отрезок времени с момента развала СССР, то рост экономики этих стран выглядит вот так:

На этом графике хорошо видны последствия мирового финансового кризиса 2007-2013 годов. Можно сделать предположение, что стремительный рост прибалтийских экономик почти остановился, и их отставание от экономик западной Европы зацементировалось. Картина выглядит иначе, если добавить в график одну из западноевропейских стран. Например, Италию. Почему Италию, а не, скажем, средний показатель по Евросоюзу? Дело в том, что в разные моменты указанного периода в ЕС вступали новые страны, что влияло на средний показатель, и потому он не годится для объективного сравнения во временном диапазоне. А Италию я выбрал, поскольку ВВП на душу населения Италии в 1996 году был очень близок к среднему по ЕС.

Итак, мы видим, что даже при очень скромном росте, прибалтийские экономики выдержали кризис гораздо лучше, чем многие другие страны ЕС, и продолжали сокращать своё отставание от самых богатых стран. Стоит отметить, что если в 1996 году производительность эстонской экономики было в 7 раз меньше итальянской, то в 2016 году отставание составило всего 41%. Для сравнения, Украина в 1996 году отставала от Италии в 25 раз, а в 2016 - в 15 раз (и почти в 9 раз от Эстонии). На следующем графике хорошо видно, как быстро разные страны сокращают своё отставание от Италии.

Теперь про то, что «развалили производство» и после вступления в ЕС «стали рынком сбыта, вместо того, чтобы производить своё». Посмотрите, что произошло с экспортом после вступления Прибалтики в ЕС.

Как мы видим, после вступления в ЕС, внешнеторговое сальдо прибалтийских стран, как и Польши, заметно улучшилось. Простым языком: экспорт вырос гораздо больше, чем импорт. То, что сальдо - отрицательное, для многих развитых экономик вполне нормально. К примеру, импорт в США в 2016 году превышал экспорт на 43%.

Что получили люди?

ВВП, экспорт, производительность… А как вхождение в ЕС отразилось на доходах населения? Сравниваем средний доход населения в 2004 и 2016 годах (тут включены не только зарплаты, но и пенсии, и пособия и т.п.). Как видим, доходы не линейно, но довольно последовательно следуют за ВВП.

Чтобы было понятнее, сравним, на сколько именно вырос средний доход населения за этот период.

Есть ещё и такое мнение, что «зарплаты может и выросли, но на них ничего не купишь - всё очень дорого». На самом деле уровень цен в прибалтийских странах 12 лет после вхождения в ЕС был ничуть не выше, чем у юго-восточных соседей соседей. Об этом знают многие белорусы, еженедельно ездящие в Вильнюс за покупками. Многие вещи там, как и в Польше, значительно дешевле, поскольку вхождение в ВТО и ЕС освободило их от множества ввозных пошлин, удорожающих импортные товары. Графика ниже, основанная на исследовании международной компании Pattaya, сравнивает уровень цен в разных странах Европы со средним уровнем цен в Нью Йорке.

Если хочется более конкретно, то давайте посмотрим, сколько в разных странах стоит молоко…

…и жильё…

Как-то не очень пересекается с графиком среднего дохода, правда? Но тут надо ещё учесть, что в Беларуси, России и Украине коммунальные расходы населения частично субсидируются государством, а в Эстонии, Латвии, Литве и Польше люди платят всю коммуналку полностью. Чтобы более объективно оценить экономическое положение населения, я взял среднюю стоимость коммунальных услуг в каждой из стран и вычел её из среднего дохода (данные 2016 года).

Как видим, даже полностью оплачивая все услуги и не создавая искусственной нагрузки на бюджет страны, прибалты справляются не хуже соседей.

По законам экономики, стремительный рост доходов ведёт к общему росту инфляции. Тем не менее, как видно на следующем графике, после вхождения в Евросоюз инфляция в прибалтийских странах сильно упала. Более того, как ни парадоксально, она значительно меньше, чем у юго-восточных соседей, где доходы растут гораздо медленнее.

Безработица в Прибалтике и Польше после вхождения в ЕС также упала (только в Литве немного поднялась). И хотя до Беларуси с её 1% всем далеко (хотя я, как экономист и работодатель, считаю умеренный уровень безработицы необходимым для здоровой экономики), прибалтийский уровень смотрится вполне нормально на фоне среднего по ЕС (8,5%).

Глядя на все приведённые данные, по-моему, вполне очевидно, что евроинтеграция если не стала мощным катализатором для прибалтийских экономик, то как минимум не навредила. И сколько бы не нагнетали злорадствующие кремлёвские СМИ про утечку мозгов, рост количества самоубийств и алкоголизм, положительное развитие не только экономики, но и уровня жизни прибалтов чётко видно по стремительному росту средней продолжительности жизни в этих странах.

Так на чём же строят свои выводы прокремлёвские СМИ, когда рассказывают, как всё стало плохо в Прибалтике после евроинтеграции? Почитайте внимательно их данные, и сами поймёте. Вот российская газета «Взгляд» пишет :

«За время независимости доля промышленности в странах Прибалтики снизилась с 23–26 (по разным оценкам) процентов от ВВП в 1995 году до 14–20 процентов в 2008-м. Доля транспорта и связи – с 11–15% в 1995-м до 10–13% в 2008-м, и даже доля сельского хозяйства и рыболовства – с 6–11% в 1995-м до 3–4% в 2008-м.»

Звучит ужасно. А что это значит? Да ничего не значит вообще! Доля промышленности в экономике США в 2016 была 20%, сельского хозяйства - 1%. Во Франции - 19% и 2% соответственно. И что? Да ничего! Это совершенно нормальная пропорция для постиндустриального общества, где рост экономики идёт в первую очередь за счёт сферы услуг. Или вот ещё такая была на Rubaltic:

Или как вам вот эта затравка в Комсомольской правде:

«Дарья Асламова попыталась понять, как одна из самых развитых советских республик - Латвия, обретя независимость, через 20 лет превратилась фактически в банкрота.»

Подобного рода дезинформации в русскоязычных СМИ - масса, несмотря на то, что все данные, которые я привёл, являются публичными, и любой может при желании всё проверить. Получается, что все эти писания рассчитаны либо на лентяев, либо на идиотов. Зачем это нужно? Возможно, затем же, зачем появились когда-то мифы про отобранных русских детей в Норвегии , или про русскую духовность , или про 28 панфиловцев , или про распятого мальчика

Помните, что лучший способ победить ложь - это не впускать её в себя.

ОБ АВТОРЕ

Источник вдохновения/раздражения

Вот уже более шести лет я не находился в одном городе более трёх недель подряд. Я совершаю не менее четырёх авиаперелётов в месяц. Я регулярно общаюсь на четырёх разных языках с людьми самых разных национальностей. Если начать разбирать 20 моих ближайших друзей по национальностям, то среди них найдутся как белорусы, так и шведы, немцы, поляки, финны, россияне, голландцы, израильтяне, итальянцы и австралийцы (не буду перечислять, кого сколько, чтобы никого не обидеть). За свою жизнь я посетил 169 городов в 40 странах на пяти континентах. В нескольких странах я прожил достаточно длительное время, чтобы глубоко окунуться в быт и традиции этих стран.

Родился я в БССР. В конце 1980-х несколько лет жил в Нигерии. Затем вернулся в уже независимую страну Беларусь. В конце 1990-х переехал в Швецию, в середине 2000-х учился в Нидерландах, в начале 2010-х жил и работал в телевизионной отрасли в России. Теперь я работаю в интернет-сфере и постоянно перемещаюсь между Минском и Стокгольмом, чередуя эти перелёты с частыми деловыми поездками в другие города Европы и достаточно редким отдыхом за её пределами.

В ходе моих многочисленных путешествий я всё больше убеждался в том, насколько информационно-культурное пространство в разных странах несовершенно, необъективно и переполнено мифами о себе, о своих странах и об окружающем мире, которые часто имеют очень мало общего с реальностью.

Посредством сарафанного радио и социальных сетей мелкое преувеличение или искажение быстро перерастает в крупную ложь, поверив в которую однажды люди начинают искать ей подтверждение во всём, дабы не признать свою ошибку. Так создаются разные парадигмы мировозрения. Попав в одну из них, очень сложно потом перескочить в другую, не переломив полностью своё восприятие реальности.

Цели Антимифа

Существование на одной планете, или даже в одном обществе, различных представлений о том, что в нём происходит, безусловно несёт в себе потенциальную опасность. Непонимание между людьми часто ведёт к раздражению, недоверию и потенциальным конфликтам. Так, к примеру, в мире существует известный миф о существования так называемого «Исламского мира». Некоторые мусульмане, верящие в этот миф и причисляющие себя к нему, убеждены, что Исламский мир находится в состоянии священной войны с другим мифом под названием «Западный мир», который якобы навязывает мусульманам всех стран чуждые им христианские ценности и порочит всё святое. Эти мифы становятся оправданием террористических актов, которые в свою очередь порождают новые мифы об агрессивности мусульман и опасности диктаторских режимов в мусульманских странах, которые в свою очередь приводят к военным интервенциям в этих странах, которые в свою очередь расцениваются частью мусульман как нападение христиан на ислам и ещё более усиливает миф о священной войне между христианской и исламской цивилизациями.

Я создал Антимиф, потому что не мог больше терпеть это бесконечное навешивание ярлыков и раздувание совершенно абсурдных и вредных общественных мифов до уровня догм. В первую очередь, в Антимифе я буду разоблачать мифы, которые порождают ненависть между людьми и разжигают конфликты и нетерпимость. Моя цель - восстановление максимально объективной картины любого обстоятельства и разоблачение источников необъективности. Все мои записи основаны на следующих принципах:

  • объективность - это самоцель любого уважающего себя человека;
  • необъективность - не ложь, но ничем не лучше лжи;
  • все убеждения и мнения - субъективны; объективными могут быть только обстоятельства;
  • любые убеждения имеют право на существование в условиях равноправной конкуренции мнений;
  • понятия «добро», «зло», «правильно», «неправильно», «уместно», «неуместно», «нравственность», «мораль» - это субъективный социальный конструкт, требующий постоянной переоценки;
  • любое утверждение может считаться валидным только при наличии убедительного и исчерпывающего ответа на вопрос «зачем?» или «почему?»;

При этом, стоит признать, что на 100% объективным во всех вопросах не может быть никто, и потому я сразу хочу озвучить потенциальные источники моей собственной необъективности. Я - социал-либерал и космополит. Я считаю личную свободу основной человеческой ценностью. В моём идеальном мире нет государств и границ, а главная роль общества - в том, чтобы помогать каждому человеку реализовать свой индивидуальный потенциал, а не ограничивать его нормами и догмами. Для меня неприемлемы такие явления, как консерватизм, национализм и навязывание обществу любых идеалов, включая религиозные. Я понимаю и уважаю тех, кто считает некоторые вещи святыми и непоколебимыми (слово Божье, традиции, родину). Однако я оставляю за собой право критически оценивать любую догму, которая не выдерживает вопроса «зачем?» или «почему?» Разумеется, я также оставляю за собой право высказывать собственное мнение в своих статьях. Но если в одной из статей вы увидели объективную ошибку или искажение фактов, прошу немедленно сообщить мне об этом на master[гавкающее животное]antimif[знак пунктуации]com, указав при этом источник достоверной информации. Вступать в пустую полемику разных мнений я не склонен, и вам не советую.

И ещё: я люблю иногда пошутить. Иногда даже жёстко. Моя философия в том, что шутить можно обо всём. Я не люблю политкорректность, и вам не советую ею злоупотреблять. Однако я не допускаю хамства, оскорблений в адрес конкретных людей и необоснованных обвинений вроде «вам заплатили, чтобы вы это написали». И раз уж об этом зашёл разговор, сразу хочу вас заверить, что мне никто за эту писанину не платит. Антимиф - это мой личный блог, который я содержу на собственные честно заработанные средства, и ни с какими организациями в этом деле не сотрудничаю.

Если вам хочется обсудить статьи Антимифа, вы можете это сделать на

Красивая и таинственная – так чаще всего характеризуют музыку белорусско-шведского проекта По оценке знаменитого шведского продюсера Пэра Адебратта (Per Adebratt), благодаря которому миру стали известны Army of Lovers и Ace of Base , проект Dreamgale имеет все шансы стать гигантом мирового шоу-бизнеса.

Проект Dreamgale выпустил два сингла “Wonders” и “Life In A Mirror” , а впоследствии альбом “Memories in Dark Crystal” , что принесло большую популярность в Беларуси. Музыка Dreamgale известна в Швеции и других скандинавских странах, и в данный момент успешно находит своих слушателей в России.

В основе проекта - мистическая история, которая в шведских СМИ и в скандинавском сегменте Интернета давно стала легендой. Участники проекта, белорусы Дмитрий Палагин (Dmitry Palagin), Михаил Сендер (Michael Sender) и шведка София Маттсон (Sofia Mattsson) утверждают, что впервые встретили друг друга… во сне. Много позже познакомившись «вживую», они прониклись интересом к необъяснимым феноменам такого рода - и решили построить на этом имидж Dreamgale. В переводе с английского “Dreamgale” - «буря снов», «порыв ветра, который несет сны». Самим названием ребята заявляют: они готовы подхватить слушателя, закружить, стремительно унести его с собой в мир снов. Каждая песня иллюстрирует эпизод из какого-нибудь сновидения.

Музыканты отмечают, что звучание Dreamgale сформировалось под влиянием Enigma, Roxette, Nightwish, t.A.T.u., Evanescence, Queen, Pink Floyd и Pet Shop Boys .

Творческая концепция Dreamgale определяет не только создание музыки, но и взаимодействие со слушателем. В данный момент Dreamgale проводит на своем сайте уникальный эксперимент по включению слушателей в процесс создания музыки.

Участники Dreamgale:

София Маттсон (Sofia Mattsson) — вокал/клавишные

София родилась 24 июня 1990 года в Стокгольме. Ее старшая сестра – голливудская актриса Хелена Маттсон , которая известна по фильмам «Суррогаты» (2009), «Ты и я» (рабочее название «В поисках t.A.T.u.», 2008), «Особь: Пробуждение» (2007).

София – самая младшая из участников Dreamgale и совмещает занятия музыкой с учебой в университете и успешной карьерой модели. Она много времени проводит в Лос-Анджелесе и Голливуде, работая по заказам модельных агентств и просто общаясь с сестрой, а вернувшись в Стокгольм, выплёскивает тоску по солнечной Калифорнии в меланхоличных тонах музыки.

Три главные страсти Софии в жизни – это пение, танцы и театр. Она – источник вдохновения и движущая сила Dreamgale. София верит, что проект Dreamgale ждет яркое будущее благодаря его уникальному, красивому и сильному звучанию.

Михаил Сендер (Michael Sender) — вокал/клавишные/программинг

Михаил Сендер родился 3 августа 1983 года в западно-белорусском городе Гродно, а в возрасте 13 лет переехал в Стокгольм.

В старших классах школы он играл на клавишных в школьной музыкальной группе и впервые исполнил собственную песню на школьной сцене. В 1999 году Михаил с одноклассниками создали рок-группу Moonlight, которая затем была преобразована в группу No Sense. В то же время, его больше интересовало создание собственной музыки, поэтому вскоре он покинул группу и полностью сосредоточился на студийном проекте Sagapolis, который создал вместе со своим лучшим другом Дмитрием Палагиным. В 2005 году появилась идея создания Dreamgale. В мае 2006 года Михаил и Дмитрий познакомились с Софией Маттсон, что и послужило началом Dreamgale.

Для Михаила хорошая музыка – это красивая мелодия и впечатляющая аранжировка. Он требовательно относится к творчеству и считает, что упрощения в музыке или слепое подчинение ее канонам какого-либо одного стиля – это порок, с которым нужно бороться. По мнению Михаила, настоящий артист никогда не должен переставать удивлять своих слушателей.

Дмитрий Палагин (Dmitry Palagin) — гитара/клавишные/программинг

Дмитрий родился 22 марта 1984 года в Минске. В 2003 году он переехал в Стокгольм, где живет и сейчас.

Дмитрия Палагина учил играть на гитаре Сергей Труханович , гитарист легендарной белорусской рок-группы «Крама» . Сергей Труханович: «Дима с самого начала привлек к себе внимание неординарностью музыкального мышления, ярко проявившейся и в творчестве Dreamgale. Этот проект заметно силён энергетикой исполнения и мощными аранжировками». Михаил Сендер: «В студии Дмитрий – очень требовательный партнёр. В борьбе за совершенство звучания, он никогда не остановит работу до того, как сделан самый лучший вариант, и, скорее всего, даже после этого».

Находясь под влиянием музыкальной изобретательности Queen, Дмитрий стремится к смешению элементов различных стилей. Музыкальная гамма, богатство музыкального содержания и полнота звучания Dreamgale создает пространство для таких экспериментов, которое может быть ограничено только воображением.

Многие успешные бизнесмены и топ-менеджеры прошли через неудачи и провалы. И не только в бизнесе. Михаил Сендер — не исключение. Это сегодня он руководит крупной классифайд-площадкой Куфар , а когда-то, еще будучи школьником, мечтал о музыкальной карьере. В 2007 году он создал музыкальную группу Dreamgale, которая успела записать альбом и три сингла, ротировалась на радио. Но успеха музыка Михаилу не принесла: в 2011 году группа прекратила свое существование. Он не опустил руки — и смог построить удачную карьеру в другом направлении. Своей историей Михаил Сендер поделился с нами.

— Я всегда был очень взвешенным и дипломатичным музыкантом, и продолжаю быть творческим и философским менеджером. И мне кажется, с тех пор я не сильно изменился. Разве что причесался немного и оделся аккуратнее.

А началось все очень давно…

Когда мне было семь лет, мама предложила мне пойти в музыкальную школу. Я категорически отказался: аргументируя это тем, что музыку не люблю и это девчачье занятие. Однако я был маленьким лицемером — музыка всегда жила у меня в душе. Я постоянно ее слушал, пытался писать и записывать на магнитофон песни. Когда мне исполнилось двенадцать, я понял, что писать музыку невозможно, не умея ни на чем играть. Тогда и пришел к маме и попросил направить меня на уроки пианино.

Мама купила мне пианино под брендом Belarus…

Как только я за него сел, совершенно не умея играть и читать ноты, я тут же принялся сочинять музыку. Где-то тут моя музыкальная карьера и началась.

Позже познакомился с Димой Палагиным, моим будущим коллегой по группе. Играть он умел только ложками на кастрюлях и мисках, чем значительно подрывал свой авторитет в семье. В какой-то момент он тоже решил учиться играть на гитаре, и мы бросились сочинять музыку вместе. Верьте или нет, но первые наброски некоторых песен мы создали еще школьниками в 1997−98 годах.


В 1997 я с матерью эмигрировал в Швецию, но это нас с Димой не остановило. Мы писали друг другу письма — бумажные письма — к которым прикладывали свои новые наброски в виде нот и текстов. А когда я приезжал летом в Минск, мы садились за компьютер и производили то, что раньше набросали.

Мы пытались создавать странную музыку

Она была атмосферно-инструментальная, в чем-то близкая к стилю New Age. Наш первый проект назывался Pilgrim. После мы переименовали его в Sagapolis. Затем решили, что нужно делать что-то более доступное массам, и придумали Dreamgale.

Хотели, чтобы у нас был женский вокал. Разместили объявление. Нашей первой вокалисткой была Санна Лёвстедт (Sanna Lövstedt) — очень талантливая певица. Но с ней не срослось. И при неожиданных обстоятельствах мы познакомились с Софией Маттссон (Sofia Mattsson), младшей сестрой известной голливудской актрисы Хелены Маттссон (Helena Mattsson), с которой сработались очень хорошо. В результате у нас сформировался новый жанр, который я называю «готический поп».


Наша целевая аудитория была очень неочерченная. Мы хотели понравиться всем, но при этом старались не подстраиваться ни под кого. Наверное, в этом частично был залог несостоятельности Dreamgale как коммерческого проекта.

Поначалу у нас был один шведский менеджер, Кевин Кейн. Он очень верил в проект. Познакомил нас с известным продюсером, Пером Адебраттом, который до этого продюсировал Ace of Base и Army of Lovers. Но у нас было очень разное видение формата, и в итоге мы стали работать с другими людьми. А в России нам помогала с продвижением моя подруга. Помнится, за один 2011 год она организовала нам около 40 интервью с российскими и украинскими радиостанциями.

Наши песни впервые начали играть на шведских радиостанциях. Затем начались ротации на балтийских, российских, белорусских и украинских станциях, в основном региональных и нишевых. Мейнстримные каналы не очень хотели нас играть.

Восемь треков с нашего альбома попали в ротацию на белорусских станциях, что для современного исполнителя должно считаться невероятным успехом. Может быть, закон о 75% белорусской музыки помог, а может, патриотизм диджеев — не знаю. Несмотря на нашу малоизвестность, нас нигде больше так не крутили, как в Беларуси


Мы всегда считали Dreamgale студийным проектом, и потому избегали живых выступлений. Очень трудно выступать вживую с такой музыкой. В то время для этого нужно было очень много оборудования, персонала и подготовки. Мы с Димой этим заниматься не любили. Для нас было интереснее сидеть в студии и заниматься производством и записью. Кроме того, у нас не было столько заядлых фанатов, чтобы собрать полный концертный зал. Как-то обсуждали с группой Vacuum возможность совместного тура, но так и не договорились. А просто в клубах выступать перед пьяной толпой, которой любая музыка заходит под 0,5, пробовали — не понравилось.

Наш бизнес-план был наивен до смеха

Мы рассчитывали зарабатывать на продаже музыки, как это делалось в 20 веке. Мы долго отказывались понимать, что в 21 веке у платной музыки нет будущего с точки зрения исполнителя и даже автора.

Нам казалось, что с помощью интернет-технологий можно будет обойти прослойку музыкальных лейблов и удерживать большую долю от каждой продажи, даже при общем сокращении продаж по причине пиратства.

Мы также надеялись, что интернет-пиратство рано или поздно удастся остановить. В итоге пиратов вытеснили платные стриминг-сервисы, на которых удается зарабатывать только тем же крупным лейблам за счет их огромных каталогов. Отдельным же исполнителям из возможных источников дохода остались только концерты, мерчендайзинг и побочные доходы от эпатажности.

Осталось только констатировать коммерческий провал

Концертами заниматься мы не хотели, эпатажности нам не хватало. Оставалось либо сворачивать провода, либо работать дальше для души. В то же время мы никогда не решались посвятить себя музыке на 100%. У нас всегда параллельно шла «нормальная» жизнь: школа, университет, карьера. Была надежда, что мы добьемся своего, но жили мы всегда за счет чего-то другого.

У нас вышел один альбом и три сингла. В 2011 году, работая над вторым альбомом, мы поняли, что устали от этого проекта. Не было больше желания вкладывать в него все свободное время. А поскольку дохода он приносил очень мало, по-другому и не получилось бы. Такие проекты могут существовать только на искреннем энтузиазме. Когда угасает энтузиазм, проект пора закрывать.


Мысль вернуться на сцену не покидала меня никогда. Слишком уж много осталось незавершенных песен, которые заслуживают когда-нибудь быть услышанными. Но не скажу, что планирую это сделать. Скорее, надеюсь. И вряд ли это будет в формате Dreamgale.

Краткая биография

Михаил Сендер - белорусский блогер, публицист и бизнесмен, в прошлом - музыкант и продюсер. Родился в 1983 году в Гродно, в семье члена ЦК КПБ. Раннее детство провёл в окрестностях военно-воздушной базы Макурди. Учился в средней школе в Минске, затем переехал с матерью в Стокгольм, где получил высшее экономическое образование и начал

Краткая биография

Михаил Сендер - белорусский блогер, публицист и бизнесмен, в прошлом - музыкант и продюсер. Родился в 1983 году в Гродно, в семье члена ЦК КПБ. Раннее детство провёл в окрестностях военно-воздушной базы Макурди. Учился в средней школе в Минске, затем переехал с матерью в Стокгольм, где получил высшее экономическое образование и начал медийную карьеру. Некоторое время жил и учился в Роттердаме. В 2001-2006 годах был членом Либеральной партии Швеции. Позже работал в телевизионной отрасли в России, где запускал и продвигал известные развлекательные телепроекты. Был вокалистом в поп-группах Dreamgale и UltraВожык. На момент издания являлся совладельцем новостного сервиса Squid, директором интернет-площадки Kufar, членом правления международной ассоциации интерактивной рекламы IAB в Беларуси, а также сооснователем сообщества Белорусов Швеции.

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Сендера Михаила в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Сендера Михаила в жанрах самиздат.