Проза второй половины 20 века общая характеристика. Введение

Разделы: Литература

Классы: 10 , 11

Программа элективного курса “Фронтовые страницы русской прозы” рассчитана на учащихся 10-11-х классов.

Цели данного элективного курса:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;
  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

Давно отгремела Великая Отечественная война. Уже выросли поколения, знающие о ней по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. Поутихла с годами боль утрат, зарубцевались раны. Но наши писатели и поэты обращались и обращаются к тем далеким дням. Война по-прежнему живет в памяти нашего народа. Военная тема поднимает коренные вопросы человеческого бытия. Современная литература о войне обращается к наиболее тяжелым периодам в ходе Великой Отечественной войны, к критическим моментам в судьбах героев, выявляла гуманистическую природу воюющего солдата.

Русская военная проза второй половины XX века – один из наиболее крупных “блоков” современного литературного процесса. На ее страницах воспитывались многие поколения читателей. К ней обращаются сейчас и фронтовики-ветераны Великой Отечественной войны, и вчерашние школьники, готовящие себя к службе в рядах вооруженных сил страны.

Наша литература (разумеется, лучшие книги) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувства ответственности, понимания того, что именно от них зависит судьба страны. Жестокая, кровавая война потребовала духовного раскрепощения, сопровождалась стихийным освобождением от душивших живую жизнь и искусство сталинских догм, от страха и подозрительности. Каждый третий из ушедших на фронт писателей – около четырехсот человек – с войны не вернулся. Писатели фронтового поколения принесли в литературу тяжелый, кровавый опыт “окопников”, они сами пережили то, что было уделом огромного числа людей, объединенных одним желанием – уничтожить врага. В послевоенной литературе продолжается осмысление трагических событий войны, правда о войне, которую четверть века пытались вытеснить из литературы, пришла к читателю.

Произведения писателей, пришедших в литературу прямо с полей сражений, имеют большое воспитательное значение. Многие герои этих книг могут служить примером мужества, бесстрашия, проявленных при выполнении своего долга перед Отечеством.

Военная проза Ю. Бондарева, В.Быкова, К.Воробьева, Б. Васильева, В. Кондратьева, Б.Васильева сурова, трагична. Герои произведений часто попадают, казалось бы, в безвыходные ситуации, когда надо сделать выбор между честью и бесчестием, чувством долга и вполне естественным стремлением человека сберечь свою, единственную жизнь.

Перед угрозой смерти люди ведут себя по-разному. Одни мужественно, смело, поражая выдержкой и высоким чувством товарищества. Другие оказываются трусами, приспособленцами. В трудную минуту резко отделяется добро ото зла, чистота от подлости, героизм от предательства.

И очень важно, что писатели подводят своих героев к правильному выбору, проведя их через сложные испытания, показывая их духовную стойкость, силу воли.

Победа 1945 года, безусловно, возрождает и укрепляет исторический оптимизм, веру в конечное торжество добра, справедливости, человечности.

Литература о войне имеет антивоенную направленность. Показывая войну во всей ее сложности, в “крови, страданиях, смерти”, писатели выражают убеждение в том, что это не должно повториться.

Фронтовые страницы русской прозы сильны гуманистическим началом.

Им проникнуты произведения К.Воробьева, В.Астафьева, В.Кондратьева, Г.Владимова. Они буквально “кричат” о преступности бессмысленных жертв. Едва ли найдется сейчас такая целостная система произведений, которая с редкой силой и свободой говорила бы, вопреки официальным установкам, что величайшей ценностью на земле является человеческая жизнь.

В то же время в школьных программах тема Великой Отечественной войны представлена недостаточно.

Учитель часто не имеет возможности в полном объеме охватить все основные проблемы военной прозы.

Программа элективного курса “Фронтовые страницы русской прозы” (Великая Отечественная война в литературе XX века) дает возможность учителю проанализировать произведения крупнейших мастеров второй половины XX века русской военной прозы в их жанрово-тематическом своеобразии, показать приближение художественного слова к полной правде о человеке на войне, о его мужестве, скорби утрат, благородстве.

Занятия элективного курса целесообразно проводить 1 раз в неделю в течение одного учебного года в 10-11-х классах или в течение II полугодия 10-го класса и I полугодия 11-го класса.

Формы контроля над знаниями учащихся могут быть разнообразными. Это письменные работы: сочинения, рецензии, эссе с анализом произведений о Великой Отечественной войне, защита рефератов, презентация произведений по выбору учащихся.

Критерии оценки письменных работ (сочинений, эссе):

  • точность и глубина анализа художественного текста;
  • самостоятельность и оригинальность;
  • свободное владение литературной речью;
  • умение отобрать нужный материал;
  • личностное начало и др.

При оценке рефератов учитываются

  • содержательность;
  • соответствие обозначенной теме;
  • оригинальность формы изложения;
  • самостоятельность;
  • логичность изложения;
  • использование дополнительных наглядных материалов;
  • уровень используемых источников.

В процессе работы по данной программе учащиеся совершенствуют следующие умения и навыки:

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
  • определять его тему и идею;
  • давать характеристику основным героям;
  • знать особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов в их взаимосвязи;
  • род и жанр произведения;
  • особенности авторской речи и речи действующих лиц;
  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку.

Активизируется и речевая деятельность учащихся. На занятиях курса закрепляются следующие умения и навыки:

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
  • писать сочинение по изученному произведению о героях и нравственных вопросах, поставленных писателем;
  • писать отзыв- рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, мотивируя личностное отношение к героям и событиям.

Формы работы с учащимися могут быть разнообразными. Это и лекция учителя, и диспут по прочитанной книге, и урок-семинар, и конференция по одному или нескольким произведениям, и работа учащихся в группах (анализ произведения), обучающий и самостоятельный анализ текста, творческие работы.

В программе осуществляется принцип вариативности, который позволяет учителю и учащимся выбирать для чтения и анализа разные произведения одного писателя или произведения различных авторов, а также находить пути изучения конкретной темы.

Перед изучением каждого произведения учащимся предлагается система вопросов для самостоятельной работы.

Программа элективного курса

“Фронтовые страницы современной русской прозы второй половины ХХ века
(Великая Отечественная война в литературе ХХ века)”
(10-11-й класс)

Примерное тематическое планирование материала

Форма урока

Кол-во часов

Основные этапы художественного освоения темы Великой Отечественной войны в литературе 60-90 х годов. Предшественники “новой войны” (Виктор Некрасов, Андрей Платонов, Михаил Шолохов) Обзор произведений, написанных в годы Великой Отечественной войны (А.Бек “Волоколамское шоссе”, рассказы А.Платонова, повесть В.Некрасова “В окопах Сталинграда”).

Рассказ М.Шолохова “Судьба человека” – новый этап в осмыслении военной темы.

Лекция
Стремление к эпическому воссозданию войны. “Панорамные романы” К.Симонова и В.Гроссмана. Трилогия К.Симонова “Живые и мертвые”. Образы центральных персонажей романа. Историческая концепция, положенная в основу трилогии. “Жизнь и судьба” В.Гроссмана – глубокое художественно-философское исследование Великой Отечественной войны. “Жизнь и судьба” – роман-эпопея. Традиции Л.Н.Толстого. Человеческая личность и тоталитарное государство. Лекция
“Проза лейтенантов”. Произведения, созданные писателями-фронтовиками

Повести Ю.Бондарева “Батальоны просят огня” и “Горячий снег”.

Воссоздание фронтового быта и психологии человека на войне. Лекция с элементами беседы
Роман “Берег” – стремление автора подняться над национальными и идеологическими барьерами к подлинной человечности Особенности сюжета и композиции произведения. Любовь русского лейтенанта Никитина и немецкой девушки Эммы.

Подвиг лейтенанта Княжко.

Урок-исследование
Правдивый рассказ о поколении “навеки девятнадцатилетних” в произведениях Григория Бакланова. Повесть “Навеки – девятнадцатилетние” – реквием героическому молодому поколению военных лет. Беседа
Произведения В.Быкова. Исследование внутренней природы человека, его стержневых свойств в экстремальных ситуациях в произведениях Василия Быкова..

Нравственные проблемы в произведениях В.Быкова.

Проблемы нравственного выбора человека в повести “Сотников”.

Совершил ли подвиг учитель Мороз (повесть “Обелиск”)?

Гуманистическая содержательность повести “Волчья стая”. Лирико-романтическое решение военной проблематики в повести “Альпийская баллада”. Голос растревоженной совести в повести “Карьер”. Выбор между честью и бесчестием. Нравственные проблемы повести “Знак беды”.

Исследование 4
Нравственные проблемы повести В.Распутина “Живи и помни”. Проблемы чести, совести, долга в повести. Нарастание внутреннего конфликта между героями. Судьба Настены. Урок-диалог
Страшный лик фашизма в произведениях А.Адамовича “Хатынская повесть”, “Я из огненной деревни”, “Каратели”. Историко-документальная основа произведений. Урок-панорама
Правда о войне в повестях Константина Воробьева “Это мы, Господи!” и “Убиты под Москвой” Судьба писателя К.Воробьёва.

“Это мы, Господи!” – повесть о пленных, Сила духа, несгибаемость главного героя повести. Судьба повести “Убиты под Москвой”. Страшная правда о войне.

Беседа
Проблема гуманизма в повести

В. Кондратьева “Сашка”.

Новый подход к проблеме “человек на войне”. Особенности композиции повести. Урок- размышление
“У войны не женское лицо”.

Повести В.Закруткина, Б.Васильева, С.Алексиевич о женщинах на войне

В.Закруткин “Матерь человеческая”. Чувство материнства, не имеющее национальности.

Подвиг девушек-зенитчиц в повести Б.Васильева “А зори здесь тихие”. Гуманизм повести. Документальная повесть С.Алексиевич “У войны не женское лицо”.

Презентация
Военные повести Евгения Носова.. Повесть “Усвятские шлемоносцы”, рассказы “Красное вино Победы”, “Шопен, соната №2” – летопись послефронтовых или последних предвоенных мгновений, состояния народной души. Обзор с элементами беседы
Повесть В.Астафьева “Пастух и пастушка” – возвращение к толстовским традициям. Неприятие войны как явления, противного человеческому разуму и всей человеческой природе.

Мысль о мирном предназначении человека.

Символический образ войны.

Исследование
25-26 Роман В.Астафьева “Прокляты и убиты” – жанрово-многосоставное произведение с философско-этической проблематикой Особенности жанра и композиции романа.

Нравственное противостояние злу в 1 части романа (“Чертова яма”)

Мужество и стойкость защитников Родины во II части романа (“Плацдарм”)

Оценки романа в критике.

Лекция с элементами беседы
27-28 Урок-конференция на тему: “Есть такая профессия – Родину защищать!” Читательская конференция по изученным произведениям. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Конференция
Роман В.Астафьева “Веселый солдат” Жестокая формула жизни. Горькие раздумья о послевоенном времени. Невеселые воспоминания “веселого солдата”. Презентация
Гуманистическая направленность романа Георгия Владимова “Генерал и его армия” Проблема гуманного отношения к человеку. Генерал Кобрисов – мудрый и справедливый военачальник, не желающий бессмысленных жертв.

Традиции Л.Н.Толстого в изображении русского национального характера.

Презентация
Война и дети

В.Астафьев “Где-то гремит война”, А.Лиханова “Последние холода”,

А.Азольский

“Диверсант”. Война в жизни главного героя.

Нравственное взросление человека в годы войны

Стремление писателя сказать свою правду о войне.

Конференция
Итоговое занятие

Представление творческих работ.

Нравственные уроки военной прозы второй половины XX века. Защита рефератов.

Презентации

Литература для учащихся

  • Аннотация художественных произведений о Великой Отечественной войне, 12 т, Венок славы. М., 1987
  • Астафьев В. Посох памяти. М., 1980
  • Бочаров А. Человек и война. М., 1978
  • Великая Отечественная война в советской литературе. М., 1983
  • В мире литературы. 11-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля под ред. А.Г.Кутузова М., Просвещение, 2002
  • Журавлев С.И. Память пылающих лет. М.: Просвещение, 1985.
  • Кузьмичев И. Боль памяти. Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1985.
  • Литература. 11-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. В.Г.Маранцмана. М.: Классикс Стиль, 2004
  • Панкеев И.А. Валентин Распутин. М.: Просвещение, 1990
  • Русская литература XX века. Хрестоматия для 11-го класса в 2-х частях /сост.А.В.Баранников, Т.А.Калганова, Л.М.Рыбченкова, М.: Просвещение, 2002
  • Чалмаев В.А., Зиник С.А. Русская литература XX века: учебник для 11-го класса в 2-х частях. М.: ТИД “Русское слово – РС”, 2003
  • Литература для учителя

  • Аннинский Л. Спасти Россию ценой России // Новый мир, 1994 № 10
  • Бочаров А. Человек и война М., 1978
  • Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе М.:Просвещение,2002
  • Елисеева Т.Преображение Марии /Урок по повести В.Закруткина “Матерь человеческая”/. Уроки литературы. 2004 № 4.

  • Коган А. Поражение и победа генерала Кобрисова // Литературное обозрение. 1995. № 3
  • Перова Е.В. Повесть Ю.В. Бондарева “Батальоны просят огня”/ Литература в школе.2006. № 5
  • Русская литература. Конец XX века. Уроки современной русской литературы: учебно-методическое пособие – СПб.: Паритет, 2001
  • Сохряков Ю.И. Нравственно-философский потенциал военной прозы.//Литература в школы. 2006. № 5
  • Трубина Л.А. Русская литература XX века. М.:Флинта, 2002
  • Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г.Битов, В.В. Быков, В.С.Гроссман, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И.Носов, В.Г. Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.Т.Шаламов, В.М.Шукшин.

    4 произведения по выбору; одно из них на тему Великой Отечественной войны.

    Поэзия второй половины XX века

    Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, А.А. Тарковский.

    Стихотворения 4 поэтов по выбору.

    Драматургия ХХ века

    А.Н.Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин, Е.Л. Шварц.

    2 произведения по выбору.

    ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

    Г. Айги. Стихотворения.

    Р. Гамзатов. Книга «Мой Дагестан», сказание «Возвращение Хаджи-Мурата», поэма «Горянка».

    М. Джалиль. Цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».

    М. Карим. Стихотворения по выбору; трагедия «Не бросай огонь, Прометей».

    Д. Кугультинов. Стихотворения.

    К. Кулиев. Стихотворения.

    Ю. Рытхэу. Роман «Сон в начале тумана» (легенда о белой Женщине-прародительнице).

    Г. Тукай. Стихотворения по выбору. Поэма «Шурале».

    К. Хетагуров. Стихотворения. Поэма «Фатима».

    Ю. Шесталов. Языческая поэма.

    Два произведения по выбору.

    ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Г. Аполлинер, О. Бальзак, Г.Бёлль, Ш. Бодлер, П.Верлен, О. Генри, Г.Гессе, У. Голдинг, Э.Т.А.Гофман, В. Гюго, Ч. Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Т. Манн, Г.Маркес, П. Мериме, М.Ме-терлинк, Г. Мопассан, Д. Оруэлл, Э.А.По, Э.М.Ремарк, А.Рембо, Дж.Сэлинджер, О.Уайльд, Г.Флобер, У.Фолкнер, А. Франс, Э. Хемингуэй, Б.Шоу, У. Эко.

    3 произведения по выбору.

    ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
    СВЕДЕНИЯ

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIX ВЕКА

    Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).

    Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство): понятие о долге, чести и справедливости. Роль женщины в семье и общественной жизни. Тема Родины и природы в русской .

    Национальное самоопределение русской литературы. Общеевропейские историко-культурные и художественные предпосылки романтизма и национальные особенности его русской ветви. Романтизм в русской Дух бунтарства и отражение трагического конфликта личности и мироздания, героя и общества в романтических произведениях. Преобладание поэзии в литературе 1800-х–1820-х годов. Роль романтической лирики в развитии психологизма; формирование в ней символической образности. Особенности поэтического слова в романтической лирике.



    Становление классической прозы в русской литературе 1830-х – 1840-х годов. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русскойи других литературах народов России. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств. Внимание к социальным «низам». Универсальность художественных образов. Значение комедии «Горе от ума», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» для дальнейшего развития русской литературы.

    Журналистика 50 – 70-х гг. XIX века. Роль литературной критики в общественно-культурном развитии России. Создание классических образцов русского романа, получивших мировое признание. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека.

    Традиции и новаторство в русской поэзии. Развитие русской философской лирики. Проблема счастья и общественного служения. Образ русской женщины. Возвышенное и трагическое звучание темы любви.

    Формирование национального театра. Демократизация русской литературы. Размышления о народе и ответственности перед ним. Отражение картин народной жизни, традиций, быта.



    Сатира в литературе второй половины XIX в., формы ее выражения. Историзм и психологизм. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века.

    Формирование и развитие литературного языка. Классическая русская литература и ее мировое признание в XIX в.

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

    Традиции и новаторство в русской литературе начала ХХ века. Новые литературные течения. Поиски и эксперименты. Усложнение картины мира. Отношение к традициям. Модернизм. Взаимодействие различных эстетических систем.

    Трагические события начала века (Первая мировая, революция 1917 года, массовые репрессии, гражданская война, коллективизация) и их отражение в русскойи других литературах народов России . Трагический характер конфликта человека и эпохи.

    Реализм и романтика социалистического строительства. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. «Социалистический реализм» в литературе советского периода. Проблема социального заказа, государственного регулирования и творческой свободы в советской литературе. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть». Сатира в литературе.

    Великая Отечественная война и ее художественное осмыслениев русскойи других литературах народов России.

    Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русскойи других литературах народов России.

    Поэтическое новаторство. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). Свобода слова. «Возвращенная» литература и литература русского зарубежья. Основные тенденции современного литературного процесса.

    ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

    Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литератур других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.

    Общность духовно-нравственных идеалов разных национальных литератур, многообразие их художественного воплощения.

    Роль русского языка как языка межнационального общения, открывающего доступ к произведениям литератур различных народов России.

    Проблемы литературно-художественного двуязычия. Русскоязычные национальные литературы народов России. Русский язык как средство создания национально окрашенной художественной образности.

    ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной, русской и других литератур народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Постановка в литературе XIX в. острых социальных проблем, протест писателей против унижения человека, неприятие духа меркантилизма и практицизма, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Христианская и общегуманистическая тематика произведений европейской литературы. Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути. Художественные искания писателей XIX-XX вв. Реализм, модернизм и постмодернизм в европейской литературе и их влияние на русскую литературу. Обращение писателей к парадоксам бытия, взаимодействие реального и фантастического, истории и мифа. Утопия и антиутопия в литературе. Тема молодежи в зарубежной литературе. Взаимовлияние европейской, американской литератур и литератур Востока. Постановка острых проблем современности в зарубежной литературе. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.

    ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
    ПОНЯТИЯ

    Художественная литература как искусство слова.

    Художественный образ. Художественное время и пространство.

    Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм; символизм, акмеизм, футуризм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

    Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

    Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

    Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

    Деталь. Символ. Подтекст.

    Психологизм. Народность. Историзм.

    Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

    Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

    Гипербола. Аллегория.

    Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

    Литературная критика.

    В школе с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:

    Типологическая общность и национальное своеобразие русской и других национальных литератур.

    Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

    Художественный перевод.

    Русскоязычные национальные литературы народов России.

    Темы сочинений

    К ОГЭ по литературе 2018.

    Часть 2 (задания 2.1-2.4)

    «Слово о полку Игореве»

    1. Каково авторское отношение к князю Игорю? (По повести «Слово о полку Игореве»).
    2. Почему поэма, рассказывающая о поражении Игоря в сражении с половцами, заканчивается прославлением князя? (По повести «Слово о полку Игореве»).
    3. Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?
    4. Каковы гражданские и нравственные уроки «Слова о полку Игореве»?
    5. Образ автора в «Слове о полку Игореве».

    М.В. Ломоносов

    1. Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено представление М.В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?
    2. Какие ценности утверждаются М.В.Ломоносовым в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»?


    Г.Р. Державин

    1. Каковы представления Г.Р. Державина о сущности поэтического творчества?
    2. Какие «уроки» властителям дают в своих стихотворениях М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин? (На примере одного стихотворения каждого из поэтов).
    3. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься поэзия Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
    4. На какие проблемы откликается поэзия Г.Р. Державина?
    5. В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие Г.Р. Державина как поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

    Д.И. Фонвизин

    1. Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
    2. Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
    3. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
    4. Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
    5. Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
    6. Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
    7. Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
    8. Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

    Н.М. Карамзин

    1. Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?
    2. Почему повесть Н.М. Карамзина называется «Бедная Лиза»?
    3. Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
    4. Как в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального неравенства?
    5. Каково отношение автора к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
    6. Каково отношение автора повести к Эрасту (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).


    В.А. Жуковский

    1. Каковы основные темы и мотивы романтической поэзии В.А. Жуковского?
    2. Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»?
    3. Романтические мотивы в балладах В.А. Жуковского (На примере одной из баллад по Вашему выбору).

    А.С. Грибоедов

    1. Почему А.С. Грибоедов заменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
    2. Современность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    3. Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
    4. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
    5. В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

    6. В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
    7. Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    8. Черты нравственного идеала в образе Софьи (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
    9. Как в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» раскрывается тема семьи?
    10. Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
    11. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
    12. Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

    И.А. Крылов

    1. Мастерство И.А. Крылова в создании басенных образов. (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
    2. Кого и за что высмеивает И.А. Крылов в своих баснях? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
    3. Какие нравственные пороки обличаются в баснях И.А. Крылова? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).
    4. Как в баснях И.А. Крылова отражается народная мудрость? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору).

    А. С. Пушкин

    1. Тема любви в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
    2. Особенности конфликта в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
    3. В чём противоположны жизненные позиции Алеко и старого цыгана? (По поэме А.С. Пушкина «Цыганы»).
    4. Как в творчестве А.С. Пушкина отобразилось расставание поэта с романтизмом? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
    5. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
    6. Тема любви в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
    7. Мир природы и мир человека в лирике А.С. Пушкина (На примере 2-3-х произведений по Вашему выбору).
    8. Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
    9. Над какими философскими вопросами заставляет задуматься лирика А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
    10. Как в лирике А.С. Пушкина развивается тема свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
    11. Какие нравственные ценности утверждаются в лирике А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
    12. Как раскрывается тема любви в «Повестях Белкина»? (По одной из повестей из цикла А.С. Пушкина «Повести Белкина»).
    13. Как в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» раскрывается тема «маленького человека»?
    14. В чём сила и слабость характера Самсона Вырина? (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»).
    15 . Какие авторские идеалы нашли отражение в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
    16. Почему русский бунт в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» назван «бессмысленным» и «беспощадным»?
    17. Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?
    18. Роль женских образов в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
    19. Общее и различное в семейных укладах Мироновых и Гринёвых (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
    20. Различия в мировоззрении Петра Гринёва и Алексея Швабрина (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
    21. Что позволило В.Г. Белинскому назвать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»?
    22. В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
    23. Почему дружба Онегина и Ленского привела к трагической развязке? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
    24. В чём состоит особенность авторского отношения к Онегину и Ленскому? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
    25. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
    26. Как изменяется главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
    27. Почему А.С. Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману в стихах «Евгений Онегин»).
    28. Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
    29. Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности?

    М.Ю. Лермонтов

    1. Мастерство М.Ю. Лермонтова в изображении природы. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
    2. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
    3. Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
    4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
    5. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
    7. Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня про …купца Калашникова»).
    8. Образ царя в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
    9. Как в «Песне про… купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова раскрывается тема чести и достоинства человека?
    10. Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
    11. Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом главного героя?
    12. «Три дня свободы» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).
    13. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма?
    14. Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»?
    15. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют авторские предисловия?
    16. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
    17. Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
    18. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
    19. Почему многие из окружения Печорина называют его «странным»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
    20. Зачем М.Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность в расположении глав романа «Герой нашего времени»?
    21. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы?
    22. Как раскрывается тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

    Н.В. Гоголь

    1. Почему повесть Н.В. Гоголя называется «Шинель»?
    2. Образ «маленького человека» и тема сострадания в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

    3. Как в повести Н.В. Гоголя «Шинель» соотносятся реальность и фантастика?
    4. Каким предстает в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» губернский город?
    5. Сатирическое изображение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
    6. Почему легкомысленный хвастун Хлестаков не был разоблачён опытным городничим? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
    7. Роль женских образов в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
    8. Хлестаков и его слуга Осип в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
    9. Как Вы понимаете слова Н.В. Гоголя о том, что смех - единственное «честное, благородное лицо, действовавшее» в комедии «Ревизор».
    10. Почему «Мёртвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой?
    11. Роль авторских отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
    12. Какие человеческие пороки обличает Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души»?
    13. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается внутренняя сущность Чичикова?
    14. Как проявляется характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
    15. Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми душами»? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
    16. Образ Плюшкина и его роль в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
    17. Почему афера Чичикова закончилась разоблачением? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
    18. Как «Повесть о Капитане Копейкине» связана с общей проблематикой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?
    19. Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
    20. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» реализуется принцип «смеха сквозь слёзы»?

    Ф.И. Тютчев

    1. Какое воплощение в лирике Ф.И. Тютчева получила мысль о «всеобщей одушевлённости природы»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
    2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих произведениях? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
    3. Почему Ф.И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
    4. Почему Ф.И. Тютчева называют поэтом-романтиком? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

    А.А. Фет

    1. Как показана взаимосвязь мира человека и мира природы в лирике А.А. Фета? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
    2. Почему А.А. Фета можно назвать поэтом-философом? (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
    3. Как связаны темы любви и природы в лирике А.А. Фета? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
    4. Почему А.А. Фета называют поэтом мгновения? (На примере не менее двух стихотворений поэта по Вашему выбору).

    Н.А. Некрасов

    1. Какой предстает Муза в лирике Н.А. Некрасова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
    2. Как в поэзии Н.А. Некрасова раскрывается тема страданий народа? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
    3. В чём состоит смысл спора о народе в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
    4. Какое значение образ дороги обретает в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
    5. Социальная проблематика лирики Н.А. Некрасова. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

    Л.Н. Толстой

    1. Как в произведениях Л.Н. Толстого раскрывается тема духовного роста личности? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
    2. Что более всего ценит в человеке Л.Н. Толстой? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
    3. Какова нравственная проблематика рассказа Л.Н. Толстого «После бала»?
    4. Когда и почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке «пошла на убыль»? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»).
    5. Как связаны между собой нравственные и социальные проблемы в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»?
    6. Какую роль в раскрытии проблематики рассказа Л.Н. Толстого «После бала» играет приём контраста?

    Ф.М. Достоевский

    1. Какие проблемы ставит в своей прозе Ф.М. Достоевский? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
    2. Каким предстаёт внутренний мир героя прозы Ф.М. Достоевского? (На примере одного произведения по Вашему выбору).


    М.Е. Салтыков-Щедрин

    1. Какие пороки обличает в своих сатирических сказках М.Е. Салтыков-Щедрин? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
    2. Каковы основные сатирические приёмы, использованные в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
    3. Каким предстаёт образ народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? (На примере одной-двух сказок по Вашему выбору).
    4. Смысл финала сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
    5. Кого и за что осмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
    6. В чём заключается философский смысл сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»?

    И.С. Тургенев

    1. Каким предстаёт мир человеческой души в прозе И.С. Тургенева? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
    2. Какую роль в рассказах И.С. Тургенева играют описания природы? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
    3. Какие проблемы поднимает в своей прозе И.С. Тургенев? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).
    4. Как раскрывается тема любви в произведениях И.С. Тургенева? (На примере одной из повестей по Вашему выбору).

    А.П. Чехов

    1. Над чем и над кем смеётся А.П. Чехов? (На примере одного-двух произведений по Вашему выбору).
    2. Как в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» сочетаются смешное и грустное?
    3. Почему А.П. Чехова называют мастером художественной детали? (На примере одного произведения по Вашему выбору).
    4. Человек и среда в рассказах А.П. Чехова (На примере одного-двух рассказов по Вашему выбору).
    5. Каким предстаёт «маленький человек» в произведениях А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
    6. Почему рассказ А.П. Чехова называется «Смерть чиновника»?
    7. Как в рассказе А.П. Чехова «Тоска» раскрывается тема одиночества?

    А.А. Блок

    1. Что Вас привлекает в поэзии А.А. Блока? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
    2. Лирический герой стихотворений А.А. Блока. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).


    С.А. Есенин

    1. Фольклорные традиции в поэзии С.А. Есенина (На примере 2-3-х стихотворений по Вашему выбору).
    2. В чём особенности изображения природы в лирике С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).
    3. Какой предстает Родина в стихотворениях С.А. Есенина «Береза», «Пороша», «Гой ты, Русь, моя родная…»?
    4. Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворениях С.А. Есенина? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору).

    И.А. Бунин

    1. Какие проблемы поставлены в прозе Бунина? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
    2. Почему прозу И.А. Бунина называют лирической? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
    3. Мир человеческой души в рассказе И.А. Бунина «Танька».
    4. Каким видится мир главной героине рассказа И.А. Бунина «Танька»?
    5. Каким предстаёт образ родной земли в рассказе И.А. Бунина «Косцы»?

    В.В. Маяковский

    1. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского.
    2. Каким предстает лирический герой поэзии В.В. Маяковского?
    3. Какие ценности утверждаются в поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
    4. В чём состоит смысл названия стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся»?
    5. Как соотносятся реальное и фантастическое в стихотворении В.В. Маяковского «Необычайное приключение…»?

    А.Т. Твардовский

    1. Что сделало Василия Тёркина поистине народным героем? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»).
    2. Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Тёркина? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»).
    3. Изображение народного подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
    4. В чём смысл сопоставления Тёркина со старым солдатом? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», глава «Два солдата»).
    5. Какие черты характера Тёркина противопоставлены разрушительной силе войны? (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)
    6. Какую роль в поэме «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского играет изображение военных будней?

    В.И. Шукшин

    1. Смысл названия рассказа В.М. Шукшина «Срезал».
    2. Каково авторское отношение к главному герою рассказа В.М. Шукшина «Чудик»?
    3. Как складываются отношения Василия Князева с окружающими его людьми и почему? (По рассказу В.М. Шукшина «Чудик»).
    4. В чём Вы видите особенности героев рассказов В.М. Шукшина? (На примере одного-двух произведений по Вашему выбору).

    М. Шолохов

    1. Почему рассказ М.А. Шолохова называется «Судьба человека»?
    2. Тема подвига в повести М.А. Шолохова «Судьба человека».
    3. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
    4. Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).
    5. Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»).

    А.И. Солженицын

    1. В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
    2. Какой смысл вкладывает А.И. Солженицын в понятие «праведник»? (По рассказу «Матрёнин двор»).
    3. Какие черты народного характера воплощает в себе образ Матрёны? (По рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»).
    4. Какие нравственные проблемы, поставленные А.И. Солженицыным в рассказе «Матрёнин двор», актуальны сегодня?
    5. Как раскрывается проблема материальных и духовных ценностей в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?
    6. Образ повествователя в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

    Поэзия, проза, драматургия второй половины XX века

    1. Как осмыслены взаимоотношения человека и природы в русской прозе XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
    2. Как в литературе XX века о войне раскрываются её трагические и героические стороны? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
    3. Творчество какого поэта второй половины XX века Вам интересно и почему? (На примере не менее двух стихотворений одного из поэтов по Вашему выбору).
    4. Как в произведениях русской литературы ХХ века утверждается ценность человеческой личности? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
    5. Тема душевного бескорыстия в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
    6. Как раскрывается тема нравственного долга человека в русской прозе второй половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
    7. Тема родной земли в русской литературе второй половины XX века. (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
    8. О чём заставляет задуматься современная проза? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
    9. Тема подвига в литературе о Великой Отечественной войне. (На примере одного из прозаических произведений по Вашему выбору).
    10. Война в лирике русских поэтов второй половины XX века. (На примере одного из поэтов по Вашему выбору).
    11. Какие социальные проблемы раскрываются в русской прозе второй половины XX века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору).
    12. Как в лирике одного из поэтов второй половины ХХ века раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).

    Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Не-красов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин.

    Поэзия второй половины XX века

    Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А.Тарковский.

    Драматургия второй половины ХХ века

    А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М. Рощин.

    Литература последнего десятилетия

    Проза (одно произведение по выбору). Поэзия (одно произведение по выбору).

    ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

    Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.

    ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Проза

    О.Бальзак, Г.Бёлль, О.Генри, У. Голдинг, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго, Ч.Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Г.Г. Маркес, П.Мериме, М.Метерлинк, Г.Мопассан, У.С.Моэм, Д.Оруэлл, Э.А.По, Э.М.Ремарк, Ф. Стендаль, Дж.Сэлинджер, О.Уайльд, Г.Флобер, Э.Хемингуэй, Б. Шоу, У. Эко.

    Поэзия

    Г.Аполлинер, Д.Г. Байрон, У. Блейк, Ш. Бодлер, П.Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне, А. Рембо, Р.М. Рильке, Т.С. Элиот.

    В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения все крупные по объему произведения зарубежной литературы изучаются во фрагментах.

    ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
    СВЕДЕНИЯ

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIX ВЕКА

    Русская литература в контексте мировой культуры.

    Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.



    Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе . Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.

    Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка.

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

    Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - ХХ веков. Новые литературные течения. Модернизм.

    Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературеи литературе других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе.

    Великая Отечественная война и ее художественное осмыслениев русской литературеи литературе других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. «Лагерная» тема в литературе. «Деревенская» проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов России . Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

    ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

    Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.

    Произведения писателей – представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.

    Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.

    ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России , отражение в них «вечных» проблем бытия. Постановка в литературе XIX-ХХ вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.

    ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
    ПОНЯТИЯ

    Художественная литература как искусство слова.

    Художественный образ.

    Художественный вымысел. Фантастика.

    Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

    Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

    Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Харак-тер. Тип. Лирический герой. Система образов.

    Деталь. Символ.

    Психологизм. Народность. Историзм.

    Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

    Язык художественного произведения. Изобразительно-выра-зительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

    Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

    Литературная критика.

    В образовательных учреждениях с родным (нерусским) язы-ком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:

    Художественный перевод.

    Русскоязычные национальные литературы народов России.

    Во второй половине 20 века в мире проходил довольно таки насыщенный литературно-исторический процесс, названный . Появились новые жанры (новый роман или антироман), новые течения (новый журнализм) и направления (нонфикшн). Параллельно западно-европейская цивилизация начала открывать для себя писателей других регионов, которые прежде не были известны (Гарсия Маркес). Во многих странах сложились предпосылки для того, чтобы стимулировать культурный обмен, поэтому национальные литературы, в свою очередь, получили новые пути для развития и существенно обогатились за счет мирового опыта (например, японская литература ). Так глобализация проявила себя в культуре.

    Инвентаризация культуры породила множество синкретических явлений (). Поскольку открыть что-либо стало затруднительно, творцы смешивали коктейли из того, что уже есть. Модернизм существенно обогатил литературу новыми приемами и методами (поток сознания, натурализм, театр абсурда), нужно было остановиться и осмыслить их, применить, отточить до совершенства. Если угодно, вторая половина 20 века – это горизонтальная модель культуры , которая предусматривает рост вширь, а не вверх: изучаются и применяются открытия прошлого периода, множатся их воплощения, но ничего принципиально нового не происходит. Наиболее ярые новаторы экспериментируют со смешиванием и только.

    К традиционной для литературы 20 века философии прибавился дзен-буддизм, быстро завоевавший себе популярность среди европейцев. Между двумя концепциями было много общего, поэтому они сплетались воедино и образовывали любопытный дуэт, как, например, в романе Кобо Абэ «Женщина в песках». Различия между ними лишь обострили эту смесь, приправили ее философской полемикой, которая воплотилась в конфликте героев Абэ Кобо.

    Шоутизация культуры привела к тому, что элитарная литература стала чуждаться кинематографа, а массовая – наоборот. Например, Сэлинджер запретил экранизировать свою книгу, а Трумэн Капоте попробовал, . Зато Стивен Кинг издает готовые кино-сценарии и охотно продает права на экранизацию. Бытует мнение, что настоящую литературу невозможно передать в кино. Она стала сложнее, интеллектуальнее, тоньше. Теперь основная прелесть книги заключается не в сюжете, а в тех стилистических, жанровых и метафизических тонкостях, которые нельзя перенести на экран. Так литература защищается от кинематографа, который попробовал, было, ее вытеснять.

    Традиционная художественная литература стала соединяться с другими сферами человеческой мысли, например, с журналистикой или наукой. , который заключается в беллетризации факта. Человек соскучился по понятному и реалистичному чтиву, он снова захотел читать о том, что действительно происходит в мире. Ему на встречу пришли люди, которые смогли из газетной вырезки сделать полноценный роман-расследование, где рассказывали о том, почему произошло, а не только где и когда. Бешеную популярность приобрел нонфикшн, в рамках которого о сложном говорили простыми словами. Книги Ричарда Докинза, например, расходятся миллионными тиражами.

    Таким образом, в конце второй половины 20 века стало ясно, что наступила эпоха нехудожественной литературы , потому что читатели, в основе своей, проявляют интерес к продуктам диффузии жанров: роман-репортаж, тревилог, литература – исследование и т.д . Чисто художественная литература занимает не большой сегмент книжного рынка, так как ее активно экранизируют, и получается, что людям проще посмотреть и послушать (широко распространились аудиокниги), чем прочитать. Интеллектуальная литература тоже выходит за рамки художественной, иначе ей грозит потеря элитарности. Все чаще встречаются гибридные романы (роман-словарь Павича, например), которые берут не художественностью, а, скорее, ее отсутствием. Массовая литература становится китчевой и просто копирует уже известные классические образцы. Основные направления: детектив, фантастика, любовный роман, авантюрный роман.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!