Внутренняя речь человека. Для чего нужна речь людям

Одним из условий формирования социально активной личности является овладение человеческой речью - способностью произносить отдельные звуки, слова, фразы. Ее практическое применение принято называть языком. Какая бывает речь? Должен ли человек совершенствовать свое умение говорить? Как можно устранить Далеко не полный перечень вопросов, которые становятся интересны родителям сразу, как только их ребенок произносит первые слова.

Для чего нужна речь

Ученые выделяют несколько основных о которых должен знать каждый.

  1. Речь является своеобразным инструментом, при помощи которого люди обмениваются друг с другом чувствами, мыслями. Язык выступает в качестве средства общения.
  2. Благодаря речи происходят усвоение и передача коллективного опыта, накопленного человечеством. Посредством языка люди познают мир, в котором живут.
  3. Для достижения результатов деятельности человек обязан ее организовать и спланировать. Этот процесс возможен только тогда, когда он владеет языковыми навыками.
  4. При помощи речи человек способен воздействовать на чувства и мысли других людей.

Перечисленные функции в полной мере раскрывают значение языка в жизни человечества.

Какая бывает речь

Если рассматривать язык в плане существования его форм, то можно выделить устную и письменную. Во время письма или чтения работает Какая устная форма используется человеком? Слушание и говорение - это разновидности

Если брать во внимание количество участников разговора, то речь может быть диалогической или монологической. Перевод с греческого позволяет понять, что диалог - это разговор двух или нескольких лиц, а монолог - это высказывание одного человека.

С точки зрения дефектологов, речь бывает правильная или неправильная. Подобную же оценку языку дают лингвисты. По их мнению, правильная - это грамотная речь, но она может иметь как положительную, так и отрицательную окраску. Неправильная же (безграмотная) содержит большое количество языковых ошибок.

Важно ли умение говорить грамотно

Спор о том, какая должна быть речь человека, в научной педагогической среде возникает довольно часто. Эта проблема волнует и молодое поколение, и старшее. Большинство людей все-таки склоняются к тому, что язык должен быть грамотным, то есть красивым.

Умение говорить правильно не рождается вместе с человеком. Этому навыку нужно обучаться. Процесс освоения языка начинается в дошкольном детстве и продолжается в течение всей жизни. Для достижения результата недостаточно одного лишь желания. Потребуется приложить определенные усилия и затратить немало времени.

Человек, освоивший искусство говорить, всегда производит хорошее впечатление, он выгодно выделяется на фоне окружающих. Употребляемые обороты речи указывают на уровень его культуры. Считается, что человек, умеющий контролировать поток слов, фраз, звуков, способен управлять и разумом.

Итак, владение правильным красивым языком с положительной его окраской - это огромное достоинство человека.

Какие бывают дефекты речи

Неполадки в работе артикуляционного аппарата являются показателями неправильной речи. Косноязычие доставляет массу неприятностей, которые могут касаться как личной жизни, так и продвижения по службе, отношения окружающих к человеку.

Ребенок, испытывающий сложности в работе речевых органов, обязательно будет иметь проблемы с обучением в школе. Они могут иметь отношение к общей успеваемости, формированию почерка, орфографической грамотности, овладению техникой чтения.

Какая может быть речь человека при неправильной работе соответствующих органов?

  1. Нечеткое проговаривание или искаженное произношение отдельных звуков - ребенок картавит, шепелявит.
  2. Непроговаривание окончаний в словах.
  3. Нарушение очередности звуков в слове - их взаимозамена.
  4. Бедный словарный запас.
  5. Неумение строить связные высказывания.
  6. Нарушение темпа произношения слов (замедленный или быстрый), заикание.

Причины нарушений

Разобравшись с тем, какая бывает речь при неправильной работе артикуляционного аппарата, стоит обратить внимание на причины, которые могли повлиять на возникшие проблемы. А истоки нарушений бывают самые разнообразные.

Одна из причин, вызывающих сбой в работе речевых органов, - это разного рода травмы, которые могли быть получены ребенком во время родов или в первые годы жизни. Эту причину можно отнести к категории наиболее тяжелых. Не менее серьезна и та, которая относится к наследственной предрасположенности.

Кроме того, речевые нарушения могут возникнуть при недостаточном развитии что приводит к неспособности ребенка воспринимать в полном объеме произносимые фразы. Пребывание малыша в определенной речевой среде тоже существенно влияет на уровень развития языка.

Большое значение на формирование способности малыша говорить, слушать, читать или писать могут оказывать его родители и близкое окружение. Например, замена живого общения просмотром телепередач непременно приведет к задержке. Если взрослые не обращают внимания на видимые дефекты, считая, что проблема устранится сама собой, это может вызвать существенное отставание в речевом развитии.

Где устраняют дефекты речи

Прежде чем заниматься исправлением недостатков, специалист, к которому обратился пациент, обязан установить причины возникших затруднений. Именно от них зависят методы и приемы, которые будут использованы в работе.

Если на развитие речи влияют отклонения неврологического характера или они связаны с неправильным строением артикуляционных органов, то, кроме логопеда, потребуется хирург или невролог. Комплексный подход к работе с людьми, имеющими отклонения в развитии речи, дает наибольший эффект.

Логопедические занятия с ребенком могут проводиться специалистами в школах, детских садах. Подобные кабинеты открываются при детских поликлиниках или в центрах развития ребенка. Логопед ведет занятия, используя многочисленные методики, приемы и техники. Упражнения направлены на разработку артикуляционного аппарата, моторики, умения ребенка наблюдать, сравнивать, анализировать, выражать свои эмоции.

Огромную помощь в преодолении речевых трудностей малыша оказывают родители, занимаясь с ним дома. Врачи и педагоги, объяснив взрослым, какая может быть речь ребенка при регулярных занятиях, дают конкретные задания. Все рекомендации в обязательном порядке должны выполняться. Только при таком подходе можно получить устойчивый положительный результат.

Где обучают правильной красивой речи

Если у человека появляется желание совершенствовать стиль языка, его выразительность, пополнять словарный запас, то для этого отлично подойдут специальные речевые курсы.

Многие люди считают, что подобные занятия нужны лишь для овладения иностранными языками, но это не так. Изучается на них также и речь родная. Какая она может стать после обучения? Это с удовольствием демонстрируют люди, прошедшие курс.

Для развития красивой у школьников ведутся специальные факультативные занятия, предусмотренные учебной программой.

На что направлены речевые упражнения

Задания, направленные на развитие языка, можно выполнять совместно с преподавателем, самостоятельно или группой. Упражнения, предложенные ниже, также дают понимание о правильной речи.

Итак, она должна быть какая? Хорошая речь отличается лаконичностью, богатым словарным запасом. Использование средств выразительности только украшает язык.

1. Наименование и область использования
1.1. Наименование дисциплины – Психофизиология

1.2. Условное обозначение программы – РП

1.3. Шифр специальности – 0303010.65

1.4. Номер дисциплины в учебном плане - ОПД.Ф.18

1.5. Аббревиатура кафедры – ОП

1.6. Год разработки - 2010

2. ОСНОВАНИЕ

2.1. Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта ВПО по специальности 030301.65 «Психология» по циклу общеобразовательных дисциплин (ЕН. Ф. 04) от 17 марта 2000 г..

2.2. Утвержденные учебные планы специальности 030301.65 «Психология» в соответствии с ГОС ВПО – 2000.

2.3. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального образования, к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему.

2.4. Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009 - 2003. М., 2004.

2.5. Стандарт АГТУ 02-2000.
^ 3. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ

Цель курса:

Обеспечить фундаментальную подготовку высокоспециализированных специалистов, обладающих глубокими и разносторонними знаниями о нейробиологических основах психических явлений, процессов и состояний, включая высшие психические функции и сознание; ознакомить с современными методами психофизиологического исследования и прикладными направлениями в области психофизиологии; предоставить необходимые знания для научно-исследовательской и научно-педагогической работы.

^ Задачи курса :


  • дать будущему специалисту-психологу необходимые фундаментальные знания о мозговых механизмах психики и поведения, формирующие представления о психике как системном явлении, представленном на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно-генетическом уровнях;

  • ознакомить с принципами психофизиологического исследования, с современном состоянием знаний в области механизмов кодирования и декодирования информации, психофизиологии сенсорных процессов, памяти и научения, эмоций и функциональных состояний, программирования и исполнения двигательных актов, мозговых механизмов речевой деятельности и мышления.
4. ИСТОЧНИКИ

4.1. Стандарт АГТУ 01.1-2003 «Система вузовской документации. Основные положения».

4.2. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального образования к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и максимальному объему.

4.3.ГОС ВПО. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования.

4.4. Учебные планы специальности 030501 «Психология».

5. ТРЕБОВАНИЯ
В целом курс “Психофизиология» носит основополагающий научный характер и построен таким образом, чтобы ввести в сознание студентов необходимые базовые понятия для формирования представлений о строении и функционировании человеческой психики.

Студенты должны

Знать:


  • знать принципы и современные методы психофизиологического исследования: полиграфии, электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитоэнцефалографии (МЭГ), позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ), функциональной магнитно-резонансовой томографии мозга (МРТ);

  • знать методы интеграции данных ЭЭГ и МЭГ со структурной функциональной МРТ, а также ЭЭГ – данных с психофизикой;
- знать нейрофизиологические особенности психических функций, обусловленные полом, возрастом и личностными свойствами;

Уметь:

Анализировать нейрофизиологические показатели сна и бодрствования, сенсорных и моторных реакций, внимания, памяти и речевых функций.


  • анализировать процессы переработки информации, включая нейронный уровень, связав их с нейрофизиологической основой психических процессов (внимания, восприятия, памяти, эмоций, движений, мышления, речи) и целенаправленного поведения.
Владеть:

Терминологией, принятой в психологии и биологии;

Методами сбора нейрофизиологической информации и ее анализа, в том числе регистрацией электроэнцефалограммы и тестирования функциональной асимметрии полушарий;

6. Содержание

6.1. Тематический план


Наименование

темы


Кол-во

час.


1

3

Принципы переработки информации в центральной нервной системе.

Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений, памяти, обучения. Психофизиология функциональных состояний


2

Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решения. Психофизиология высших психических функций. Когнитивная психофизиология. Прикладная психофизиология

2

Методы психофизиологического исследования. Системная психофизиология. Психофизиология индивидуальных различий

2

6

^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Тест контроля остаточных знаний студентов по дисциплине «Психофизиология»
Тема 1. Предмет, задачи и методы психофизиологии
1. Укажите основную цель курса "Психофизиология".

Цель курса - познакомить студентов с:

а) морфо-функциональной организацией мозга;

б) с физиологическими основами психических процессов и поведения;

в) с основными принципами мозговой деятельности;

г) закономерностями формирования психики в онтогенезе;

д) закономерностями формирования психики в филогенезе.
^ 2. Какой из перечисленных ритмов ЭЭГ соответствует активному бодрствованию?

а) альфа-ритм;

б) бета-ритм;

в) гамма-ритм;

г) тета-ритм;

д) дельта-ритм.
^ 3. С какой целью в психофизиологии используют метод навязывания ритма?

a) определение фокуса максимальной активности;

б) регистрация суммарной биоэлектрической активности мозга;

в) определение нарушения кровообращения мозга;

г) определение умственной работоспособности;

д) оценка уровня внимания.
^ 4. С какой целью используется метод регистрации КГР?

а) оценки уровня непроизвольного внимания;

б) оценки уровня произвольного внимания;

в) оценки уровня эмоционального напряжения:

г) оценки кратковременной памяти;

д) оценки агрессивности.
5. ^ Каково основное преимущество психофизиологических исследований в модельных опытах на животных?

а) возможность проведения серийных исследований;

б) непосредственное наблюдение за поведением;

в) применение объективных электрофизиологических методов;

г) возможность активно влиять на функциональное состояние различных мозговых структур;

д) возможность проведения лонгитюдных исследований.

Тема 6. Психофизиология памяти

1. Индивидуальная память - это:

а) восприятие информации,

б) переработка информации;

в) хранение информации,

г) воспроизведение информации;

д) восприятие, переработка, хранение и воспроизведение информации.
^ 2. Для большинства людей ведущей является:

а) зрительная память;

б) слуховая;

в) словесно-логическая;

г) смешанная;

д) эмоциональная.
^ 3. В основе кратковременной памяти лежат:

а) изменения в синапсах;

б) изменение синтеза белка;

в) изменение количества РНК в мозге;

г) изменение количества ДНК в мозге;

д) синтез нейропептидов.
^ 4. Синоптические теории памяти предполагают:

а) увеличение количества синапсов при обучении;

б) изменения морфо-функциональной организации синапсов;

в) смена медиатора в везикулах;

г) подавление тормозных синапсов;

д) подавление дофаминовых нейронов.
^ 5. Ухудшение с возрастом памяти связано в основном:

а) структурными изменениями мозга;

б) уменьшение массы мозга;

в) гибелью нейронов;

г) нарушением кровоснабжения мозга в результате атеросклероза;

д) уменьшением потока новой информации.
Тема 7. Внимание и ориентировочная реакция

^ 1. Где расположены центры зрительной ориентировочной реакции?

а) в коре больших полушарий;

б) в коре мозжечка;

в) в подкорковых ядрах;

г) в верхних буграх четверохолмия;

д) в нижних буграх четверохолмия.
^ 2. Где расположены центры слуховой ориентировочной реакции?

а) во внутреннем ухе;

б) в верхних буграх четверохолмия;

в) в нижних буграх четверохолмия;

г) в височной коре;

д) в теменной коре.
^ 3. При каких условиях возникает депрессия альфа-ритма?

а) при действии нового раздражителя;

б) при повторных действиях раздражителя;

в) во время сна,

г) во время сноведений;

д) при полном покое.
^ 4. В дошкольном периоде?

а) непроизвольное внимание отсутствует;

б) произвольное внимание отсутствует;

в) непроизвольное внимание преобладает над произвольным;

г) произвольное внимание преобладает над непроизвольным;

д) произвольное и непроизвольное внимание развиты в равной степени.
^ 5. Какая из перечисленных структур мозга обуславливает процесс внимания?

а) гиппокамп;

б) гипоталамус;

в) миндалина;

г) обонятельная луковица; е) полосатое тело.
Тема 8. Психофизиология эмоций

1. Первые эмоциональные реакции ребенка связаны качеством удовлетворения:

а) биологических потребностей;

б) познавательной деятельностью;

в) развитием двигательной активности;

г) игровой деятельностью;

д) социальных потребностей.
^ 2. Укажите из перечисленных смешанную эмоцию:

а) радость;

г) гнев.
3. В чем основное биологическое значение эмоций?

а) оценка биологической значимости раздражителей;

б) средство коммуникации;

в) улучшение памяти;

г) активизируют внимание;

д) бесполезны для организма.
^ 4. Какие стриктуры мозга рассматриваются в качестве морфологического субстрата эмоций?

а) специфические проводящие пути;

б) ганглии;

в) ретикулярная формация;

г) лимбическая система;

д) комиссуаральные волокна.
5. ^ Какой из факторов оказывает большое влияние на подавление трусости?

а) физическая депривация;

б) психическая депривация;

в) сенсорно обогащенная среда;

г) стресс;

д) материальное благополучие.
Тема 9. Речевая деятельность

1. Дайте определение речи (языка).

а) система знаков;

б) система символов;

в) система знаков или символов;

г) сигналы сигналов;

д) система сигналов, подчиненных грамматическим правилам.
^ 2. Наибольшее отличие языка человека от "языка животных".

а) множественность языков и наречий;

б) множественность функций;

в) богатый звуковой репертуар;

г) высокая степень абстракции;

д) наличие письменной и устной речи.
^ 3. У большинства людей ведущим по речи является:

а) правое полушарие;

б) левое полушарие.
4. Центр Вернике расположен в коре:

а) лобной левого полушария;

б) лобной правого полушария;

в) височной левого полушария;

г) височной правого полушария;

д) теменной левого полушария.
5. ^ Центр Брака - это центр:

а) моторной речи;

б) сенсорной речи;

в) расположен в теменно-затылочной доле левого полушария;

г) расположен в височной доле левого полушария;

д) его локализация определяется национальностью человека.
Тема 9. Психофизиология мыслительной деятельности

1. Сознание как восприятие окружающей среды характерно:

а) только для животных;

б) только для человека;

в) и для животных, и для человека.
2. Сознание как восприятие окружающей среды связано:

а) с продолговатым мозгом;

б) Вариолиевым мостом;

в) средним мозгом;

г) промежуточным мозгом;

д) корой полушарий;
^ 3. Сознание как восприятие собственного "я"характерно:

а) ля всех высших позвоночных животных;

б) для приматов;

в) для человекообразных обезьян;

г) для человекообразных обезьян и человека;

д) только для человека.
^ 4. Сознание как восприятие собственного "я" связано с:

а) продолговатым мозгом;

б) Вариолиевым мостом;

в) средним мозгом;

г) промежуточным мозгом;

д) корой полушарий большого мозга.
^ 5. Какое из определений наиболее адекватно понятию "мышление"?

а) рекомбинация ранее выработанных условных рефлексов;

б) выработка новых условных рефлексов;

в) решение новых задач в проблемной ситуации;

г) сочетание индивидуального опыта с опытом историческим;

д) интуиция.
^ Вопросы к зачету по ДИСЦИПЛИНЕ «Психофизиология».


  1. Цель и задачи психофизиологии. Объект исследования.

  2. Развитие психофизиологии в нашей стране и за рубежом (В.Вундт, Б.Гудвин, Д.Хебб, Б.М.Теплов, В.Д. Небылицын).

  3. Характеристика основных отраслей психофизиологии.

  4. Место психофизиологии среди других отраслей научных знаний.

  5. Методы психофизиологических исследований. ЭЭГ.

  6. Методы психофизиологических исследований. Электромиография, электропроводность кожи, электроокулография.

  7. Строение и функции нейрона.

  8. Принципы передачи и переработки информации в ЦНС.

  9. Учение о функциональных системах П.К.Анохина.

  10. Узловые механизмы функциональных систем.

  11. Формирование целостного поведенческого акта.

  12. Понятие о сенсорных системах, свойства сенсорных систем.

  13. Виды анализаторов.

  14. Особенности кодирования в сенсорных клетках.

  15. Адаптация сенсорных систем, виды адаптации.

  16. Взаимодействие сенсорных систем. Системное распознование образов.

  17. Общие сведения о мышечной системе.

  18. Двигательный навык, его формирование и автоматизация.

  19. Центральный аппарат управления движениями.

  20. Характеристика основных типов движения: сохранение позы и равновесия, локомоция, произвольные движения.

  21. Уровни двигательных реакций (палеокинетический, синергизм и штампы, пространственное поле).

  22. Виды биологической памяти.

  23. Механизмы кратковременной памяти.

  24. Механизмы долговременной памяти.

  25. Роль памяти и научения в процессе адаптации человека.

  26. Методы изучения памяти.

  27. Психофизиологичекие аспекты внимания.

  28. Виды внимания.

  29. Модели внимания Бродбента, Дойча.

  30. Теория фильтрации внимания.

  31. Основные показатели внимания. Проблемы исследования внимания.

  32. Значение эмоций в жизнедеятельности организма.

  33. Теории эмоций.

  34. Морфо-функциональные основы эмоций.

  35. Роль вегетативных реакций в реализации эмоций.

  36. Участие эмоций в компенсаторно-приспособительных реакциях организма.

  37. Понятие функционального состояния.

  38. Основные компоненты функционального состояния человека.

  39. Основные виды функциональных состояний.

  40. Проблема разработки и использования методов оценки, прогнозирования и оптимизации функциональных состояний человека.

  41. Ориентировочный рефлекс, его сущность. Значение в исследовательской деятельности.

  42. Механизмы ориентировочных рефлексов.

  43. Основные концепции сознания.

  44. Нейрональные механизмы мыслительной деятельности.

  45. Концепция коммуникативной природы сознания (П.В.Симонов). Нейронные механизмы.

  46. Дифференциальная психология. Предмет, цели, задачи, объекты исследования.

  47. Интегральная индивидуальность и ее структура.

  48. Биологические основы личностных черт, характеристика темпераментальных свойств.

  49. Психофизиологические компоненты работоспособности. Их характеристика.

  50. Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности.

Основные источники:


  1. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2007. - 464с. : ил. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-94723-732-0.

  2. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов / Н. Н. Данилова. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 368с. - ISBN 978-5-7567-0220-0.

  3. Никуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология / Т. Г. Никуленко. - Ростов-на/Д. : Феникс, 2007. - 410с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-10990-8

  4. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. - М., 1978.

  5. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Наука, 1981.

  6. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966.

  7. Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. М.: Гардарика, 1999.

  8. Гудвин Б. Временная организация клетки. - М., 1986.

  9. Дамазиу А.З., Дамазиу А. Мозг и речь // В мире науки. 1992. № 11-12.

  10. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М., 1998.

  11. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. - М., 1985.

  12. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

  13. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. - М., 1984.

  14. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

  15. Мерлин В.С. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. - М., 1997.

  16. Основы психофизиологии/ Под ред. Александрова Ю.Б. -М.,1998.
17. Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001.

18. Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных различий. - М, 1979.

19.Русалов В.М. Программа дисциплины "Дифференциальная психофизиология"/Программы дисциплин по типовому учебному плану специальности 02.04. Психология (практическая). - М., МГУ, 1991.

^

Дополнительная литература


  1. Ашмарин И.П. Молекулярные механизмы памяти // Механизмы памяти. Л.: Наука, 1987

  2. Иваницкий A.M. Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. 1997. Т. 47. Вып. 2.

  3. Красота и мозг. Биологические основы эстетики / Под ред. И.Ренчлера, Б.Хенцбергер, Д.Эпстайна. М.: Мир, 1995.

  4. Маунткасл В. Организационный принцип функционирования мозга - элементарный модуль и распределенная система // ЭделъманДж., Маунткасл В. Разумный мозг. М.: Мир, 1981.

  5. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.

  6. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1985.

  7. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1987.

  8. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. - М.,1981.

  9. Соколов Е.Н. Проблема гештальта в нейробиологии // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. 1996. Т. 46. Вып. 2.

  10. Соколов Е.Н. Принцип векторного кодирования в психофизиологии // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 4.

  11. Соколов Е.Н. Перцептивный, мнемический и семантический уровни субъективного отображения // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. 1993. Т. 43. Вып. 2.

  12. Уолтер I. Живой мозг. М.: Мир, 1966.

  13. Хрестоматия по физиологии сенсорных систем / Ред.-сост. А.М.Черноризов. М.: РПО, 1999.

  14. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990.

  15. Шеперд I. Нейробиология: В 2 т. М., 1987. Т. 1,2.

Говори по делу, живи по совести (русская пословица)

Согласно буддийской концепции, основным источником растраты жизненной энергии является разговор. Многие монахи и святые практикуют обеты молчания, с целью накопления энергии. Пустые разговоры очень сильно влияют на энерго-информационное поле человека и создают массу преград на пути духовного и ментального развития.

Во всех иерархиях люди, у которых культура речи низкая, занимают последние места. Это касается и стран - развитые страны с высокой культурой речи занимают ведущие позиции в мировой политике и экономике. В скором будущем грядет расцвет Китая и Индии, как стран, где культуре речи уделяется очень большое внимание. На Востоке человек, который не может контролировать свою речь, считается очень примитивным, хотя на Западе он может быть профессором.

Речь - первое, что характеризует человека . Существуют тесные связи между умом, речью, телом и душой. Мы становимся тем, о чем мы думаем и о чем говорит. И слово наше сильнее наших мыслей. Хотя, мысли иногда могут быть очень навязчивыми. Как говорится, в начале было Слово, и Слово было Бог. Причем, если вы будете контролировать свою речь и выполнять все свои устные обязательства, ваше слово будет приобретать все большую силу. Только помните, что вы всегда можете отказаться от обязательства, если вдруг обстоятельства меняются. Пожалуйста, относитесь внимательно ко всему, что вы говорите.

Важно помнить, что критика негативно сказывается на карме. Критикуя себя и других, мы ухудшаем свою карму, поэтому очень важно отказаться от самокритики и критики. В то же время мы присоединяемся к позитивным и положительным качествам тех личностей, которых мы восхваляем, вот почему так важно изучать биографии, истории жизни и успеха известных и просветленных людей и обсуждать их достоинства. Это самый простой способ присоединиться к ним и привнести в свою жизнь присущие им качества.

Нужно стремиться к тому, чтобы в жизни было как можно меньше эгоизма и зависти, как можно больше благости и добра. Тогда уровень и качество нашей жизни существенно повысится. Здоровые тело, ум и речь создают гармоничную личность. Своей речью за несколько минут можно значительно понизить свой энергетический уровень и даже испортить карму. Гнев, страх, негативные эмоции разрушают отношения между людьми и каждого человека в отдельности.

Существуют различные расстройства речевого аппарата. Например, запинания, заикания, картавость. Все это свидетельствует о серьезных эмоциональных расстройствах. Помните, что практически все заболевания имеют под собой психосоматическую основу, то есть, непосредственно связаны с вашей психикой. В идеале, хорошо быть самому себе врачом (конечно, не ортодоксальным) и врачевать свое тело, психотерапевтом и исцелять свою душу, филологом и следить за своей речью, развивать ее, духовным практиком и наставником - развивать внутренний духовный мир и обогащать свою душу. Это имеет прямое отношение и к тем, кто стремится к духовным вершинам, и к тем, кто нацелен на блага материального мира. Во вселенной существуют общие законы, которые работают на всех уровнях.

Самое главное, для чего дан нам наш язык, это чтение мантр и молитв, обсуждение тем, приближающих к высшим сферам.

В аюрведе говорится, что речь - проявление жизненной силы и энергии - праны. Чем больше праны, чем выше качество речи, тем более здоровый, успешный, харизматичный человек. Наиболее активно прана расходуется, когда человек говорит - особенно, критикует, материться, предъявляет претензии, жалуется или осуждает.

Пока человек молчит, можно строить лишь догадки о его внутреннем мире. По разговору же, по интонациям, выражениям, громкости и отчетливости речи можно многое узнать о личности человека. Недаром есть пословица: «Молчи, за умного сойдешь». В нашей стране культуре речи последнее время, к сожалению, уделяется мало внимания. Повсеместно распространен мат, который является жалкими обесцененными остатками от древних мощных заклинаний. Последствия употребления мата очень велики и катастрофичны: человек с каждым матным словом выплескивает в пространство свою жизненную энергию. Даже существует мнение, что люди, общающиеся матом, получают пробои в своих энергетических тонких телах, на месте этих пробоев, в дальнейшем, могут образоваться раковые опухоли.

Во всех бизнес-школах особое внимание уделяется искусству говорить и слушать. Качественный руководитель, политик, бизнесмен обязан в совершенстве овладеть искусством ораторского мастерства. Иначе, он не сможет завести аудиторию, быть эффективным лидером, проводить успешные переговоры.

По статистике более 90% ссор происходят из-за того, что мы говорим или думаем о ком-то плохо. В жизни наиболее успешны те люди, речь которых приятна и которые умеют контролировать содержание разговора. Важно, чтобы мысли были позитивными и упорядоченными. Так как хаотичность, неорганизованность и отрицательная наполненность мыслей переносится на нашу речь. Избавляйтесь от претензий, как в мыслях, так и в словах. Только вы являетесь автором своей жизни, и только вы выбираете и создаете все, что в ней происходит. Следовательно, претензии вы можете предъявлять только к себе. А мы уже говорили о важности принятия себя такими, какие мы есть. Учитесь принимать критику от других людей - это благословение свыше, ценный дар, ваш шанс стать лучше в этом мире и проявляться более качественно, на высоких уровнях. Ум и эго привычно оправдывают себя в любых положениях, стремитесь к усмирению того и другого.

Если вам нестерпимо хочется сказать какую-то резкость или гадость - досчитайте мысленно до 10. В этом случае больше шансов, что ваша речь будет более приятной и обдуманной, а гадости, возможно, говорить уже и не захочется. По началу, это может быть крайне сложно, но, к счастью, что тренируется, то развивается. Кроме того, внутреннее ожидание порождает спокойствие и осознанность, снижается эмоциональный шум, который часто мешает воспринимать ситуацию адекватно. Человек, который стремится к саморазвитию, следит за своей речью, не болтает без толку, осознанно относится к своим словам, мыслям и поступкам.

Все, что мы делаем с любовью, приближает нас к совершенству. В жизни имеет смысл проявлять как можно больше любви и благодарности, к себе и ко всему, что нас окружает. Претензии блокируют сердечную чакру, а любовь и благодарность раскрывают ее. Каждый человек и ситуация приходят к нам для того, чтобы мы имели возможность получить опыт, научиться чему-то, что нам необходимо, пройти какие-то определенные, нужные каждому из нас этапы развития сознания, личности, сущности.

Напряжение и отсутствие гармонии ведет к ужесточению уроков, чем дальше, тем страшнее. В то время, как любовь и благодарность, принятие ситуаций, людей и, в первую очередь, себя, очень позитивно сказываются на нашей карме и будущем развитии. Принятие влечет за собой расслабление, что дает возможность наслаждаться жизнью, во всех ее проявлениях.

Выбор за вами!

Речь для человека является самым главным средством общения. Она помогает сформировать мышление и передавать информацию между людьми. Также она управляет человеческим поведением, благодаря чему люди умеют грамотно излагать свою мысль и действовать по обстоятельствам.

Как появилась речь

Человеческая речь появилась еще в доисторические времена, потому что людям необходимо было понимать друг друга. Вначале они научились объяснять друг другу только самые главные понятия, например: «еда», «огонь», «опасность». Со временем запас слов расширялся, люди научились охотиться, шить для себя одежду, делать орудия труда. Все это требовало своих обозначений. Так, постепенно отдельные слова превращались в осознанную речь.

Какие свойства речи бывают

Современные лингвисты (люди, что занимаются изучением языков) выделяют самые главные свойства речи. Это:

  • содержательность (сколько информации передается);
  • понятность (насколько понятна данная речь другим людям);
  • действенность (насколько действенна речь к размышлениям, поступкам);
  • выразительность (окрашена ли она эмоциональным фоном).

Данные свойства помогают украсить речь, придать грамотность и содержание в ней полезной информации.

Для чего людям нужна речь

В нашем мире трудно представить общение без речи, как письменной (письмо и чтение), так и устной (это говорение, слушание и произношение). Без ее развития невозможно было бы достичь существующего уровня развития культуры и науки. Соответственно, речь жизненно необходима для передачи своих мыслей, желаний другим людям. Понимая друг друга, человек может существенно подняться на ступеньку развития во всех областях: науки и образования, медицины и географии, в познании и изучении окружающего мира и многого другого. Человеку сложно донести свое понимание, умение, не владея речью. Таким образом, речь - главный способ выражения мыслей и основной механизм человеческого мышления. Поэтому очень важно стараться усовершенствовать свою речь, наполняя свой словарный запас новыми грамотными выражениями.

Речь - это особая форма общения людей, при помощи которой люди взаимодействовали друг с другом на протяжении многих веков. Изначально это были лишь звуки, больше похожие на звуки животных. Но со временем человеческая речь развивалась все больше - в ней появлялись новые слова, человек при помощи речи мог общаться не только с людьми, принадлежащими к его языку. Но так же с иноязычно говорящими гражданами.

Веками при помощи речи люди передавали друг другу важную информацию. Не обладая даром речи, человек не смог бы удовлетворить свою потребность в общении, он не смог бы понимать других людей, и его никто не понял бы.

Речь присутствовала в жизни человека всегда - примитивная (на уровне звуков) с рождения и развитая, когда человек изучал буквы, слова.

Без речи никто из людей не смог бы написать ни одного письма, потому что речь бывает не только устной, но и письменной. Не зная слов, человек не смог бы изложить их на бумаге и донести до другого человека.

Речь объединяет людей, она делает нас людьми, теми, кто мы есть.



РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА - великое чудо. Попробуй чему-нибудь выучиться без языка, не умея говорить... Ты убедишься, что это невозможно. Без языка человек перестаёт быть человеком.

Люди научились говорить тогда, когда они стали вместе трудиться, помогать друг другу. Пчёлы или муравьи тоже помогают один другому, но они каждый день, каждый год по велению инстинкта делают одно и то же, выполняют одну работу. А люди способны каждый день выполнять самые разные дела: плести сети, как пауки, копать подземелье, подобно кротам, плавать лучше рыб, строить дома из глины, куда более сложные, чем гнездо ласточек или жилище термитов. Всё это делать позволяет людям разум, а разум пользуется для своих целей языком. Можно сказать, что труд и речь создали теперешнего разумного человека.

Главное в нашей речи-это слово. Чудеснее слова ничего нельзя найти на земле. Когда ты сфотографируешь своего друга, на фото получится, конечно, человек. Но это будет именно этот человек, именно Вова Чайкин или Женя Лапина.

А когда я скажу слово «человек», в этом слове будет всё: и «вот этот человек» (если я сказал «смотри, по дороге идёт человек»), и «любой человек мира» (если я произнесу слова «человек нам дороже всего»).

Если ты нарисуешь воду, ты можешь нарисовать её только какую-нибудь: бегучую или стоячую, льющуюся водопадом или капающую мелким дождиком. Ты не можешь нарисовать «воду вообще», всякую воду. А произнеся слово «вода», ты назвал именно любую воду, какая есть в мире: солёную и синюю в океане, холодную и чистую, текущую на кухне из крана, ту, которую дворник пускает вдоль улицы из шланга, и ту, особо чистую, что продают в аптеках... Слово - самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого действия, любого качества предмета. Именно поэтому оно и только оно позволяет человеку думать о чём угодно.

Речь человека прежде всего основное и главное орудие для обмена мыслями, для связи между людьми. Если тебе надо попросить позволения пойти в кино, ты начинаешь говорить. И если Главный конструктор космических ракет должен дать задание строителям звёздного корабля, он не может обойтись без слов, без речи. Вот видишь, речь - это важнейшее, самое первое, необходимое средство связи людей между собой, или, как говорят учёные, средство коммуникации.

Но есть у человеческой речи и другое, ничуть не менее важное назначение: она служит людям на протяжении всей жизни человечества в области .

Когда тебе весело, ты запеваешь песенку. А ведь песня - это особая, связанная с музыкой речь. И когда человеку тяжко, он тоже выражает свои чувства в песне, в её словах. Поэт пишет стихи, где рифмы играют, переливаясь и звеня. Стихи то забавные и остроумные, то глубокие, как море, и могучие, как ураган. А любые стихи, даже самые гениальные,- речь.

Математическая формула, открывающая нам самые главные законы мира,- речь. Лукавая эпиграмма - словесная , от которой плохо приходится недругу,- речь. Колыбельная песня, под которую ты засыпал в детстве,- речь, и великие сочинения лучших людей мира, что учат нас правде и добру,- ,