Преимущества установки гбо на инжекторный двигатель. Газобалонное оборудование на автомобиле

Разница в цене на бензин и газ (метан или пропан — не столь важно) всё чаще заставляют задуматься об трате определенной суммы денег на установку этого самого ГБО (газо-балонное оборудование) ради существенной экономии в будущем. И хоть разнообразные автомобили (легковые и грузовые, частные и коммерческие) далеко не первый год катаются по просторам нашей и не нашей Родины, а споры по поводу необходимости, целесообразности, потенциальной опасности и наоборот большей безопасности не утихают по сей день.

Причина установки ГБО, как уже написано выше, понятна — газ дешевле даже дешевого бензина, хотя и требует существенных разовых затрат на установку. Давайте попробуем разобраться (снова) в этом вопросе, разобрав «по болтикам» некоторые «газовые» мифы, а также приведем основные доводы «за» и «против» данной процедуры.

В мире не один десяток разнообразных технических мифов о ГБО, которые, в большинстве своем, основываются скорее на неправильной установке/монтаже/обслуживании оборудования, чем реально на его ТТХ. Хотя, не будем спорить, некоторые вполне имеют право на жизнь и точку зрения.

Мифы о ГБО и объяснения их

Миф 1: ГБО приводит к прогоранию впускных кланов и отдельных частей двигателя

Сразу стоит отметить, что газовая смесь не будет возгораться без огня или источника огня. Т.е. за пределами камеры сгорания не может быть такого эффекта (по крайней мере, в исправной машине).

Миф 2: из-за ГБО в машине стоит специфический «газовый» запах

Изначально метан или пропан в принципе не имеют запаха, это мы все знаем еще со школьной скамьи. А то, что пахнет из комфорки — специальная присадка-одорант, благодаря которой запах и ощущается для нашей же безопасности. Если же запах в автомобиле всё же присутствует — стоит заехать на соответствующее СТО для проверки герметичности системы подачи газа (магистралей) и собственно газового баллона. Т.е. миф о газе возникает от как раз несоблюдения качества монтажа или обслуживания газовой системы.

Миф 3: ГБО может вывести автомобиль из строя

Формулировка довольно размытая, подразумевающая отказ автомобиля в целом. В целом же можно уверенно сказать, что при выборе правильного СТО и качественного оборудования, а также роста верхних конечностей конкретного механика из верхней части туловища ни высверливание дополнительных отверстий, ни подключение к проводке автомобиля беды Вам не принесет.

Миф 4: двигатель из-за ГБО работает «всухую»

Достаточно старый миф от людей, старающихся залить бензин подешевле на заправке попроще. Причина возникновения мифа — старые автомобили, которые с рождения заправляли этилированным бензином (дополнительная присадка тетраэтил свинца). Она (присадка) за счет этого свинца выступала некоей сухой смазкой для клапанов и цилиндров, а газ этой присадки не имеет, отчего и возникает эффект сухой работы и, как следствие, чрезмерный износ ГБЦ. Современные же автомобили в этой присадке не нуждаются в принципе, да и бензин этот уже давно не используется ввиду его излишней токсичности. Так что в случае конкретно этого мифа снова можно сказать: не газ портит машину, а её старость или излишняя экономия производителя при производстве. Итог такой экономии тоже понятен — автомобиль исправно и уверенно едет на бензине, а вот газ ему противопоказан.

Отдельный вопрос заключается в том, что и двигатель нужно смотреть чаще, ведь использование не родного топлива обостряет все «болячки», а бензине не заметные. Это связано как с подачей топлива, так и с системой зажигания. Так что не стоит излишне экономить как в процессе монтажа, так и в будущем, при периодических проверках и настройках.

Миф 5: на новые автомобили ГБО лучше не ставить

Спорное утверждение само по себе, ведь сейчас уже в официальном салоне часто предлагают установку ГБО. Возник миф тоже давно и, что любопытно, как раз официальными сервисами, которые просто не обслуживали газо-балонные установки. Итог таких «официальных утверждений» — автовладельцы ставили-таки установку на левом (далеко не всегда профессиональном) СТО, что скором будущем приводило как к второму, так и третьему мифу, а возврат по гарантии а официальный сервис снова приводил к фразе «а мы же говорили, нельзя ставить ГБО на новый автомобиль». Сейчас, как уже было написано, «родная» установка уже не новость.

Миф 6: газ взрывоопасен

Да, газ может взорваться. И бензин тоже может взорваться, ведь сотни и тысячи фильмов не будут обманывать. Конечно, все мы хоть раз видели репортаж о взрывах бытового газа в квартире, разрушающий целые подъезды. Однако для объемного взрыва газовой смеси этого самого газа должно быть в воздухе от 2,1 до 9,5%. Меньше — не горит, больше — уже не взрывается, а просто горит мягким пламенем. Это возможно как раз в случае закрытой системы (комнаты квартиры), однако на открытом воздухе сочетание выхода газа из баллона и составление его в опасную смесь откровенно маловероятно. Итог: ДТП по всему миру случаются часто, «газовые» автомобили в них тоже не редкость, однако горят эти автомобили скорее от родного бензина. Второй пункт в этом мифе — взрыв самого газового баллона. Независимые исследовательские мировые центры провели ряд испытаний и пришли к единогласному выводу: не могут. Вернее, если Вы вдруг решили удалить предохранительный клапан в баллоне и решили этот баллон как следует разогреть — то да, исключать взрыв никто не будет.

Впрочем, снова нужно сделать сноску на качество работ и качество оборудования: далеко не всегда стоит экономить и выкраивать лишние 100 рублей.

Миф 7: газ подходит только для домашних плит

Мы все привыкли к газовой колонке и газу из неё, потому не представляем использование этого же газа в автомобиле. Хотя в целом (если рассматривать конструкцию подачи бензина в цилиндры) отличий нет: что бензин предварительно распыляется в газообразную смесь с воздухом, что газ… Сказать, что газ в автомобиле «не тот» так же, как и предположить «другой» дизель у локомотивов и обычных автомобилей.

Миф 8: на газу автомобиль «не едет»

Любимое утверждение как противников ГБО, так и любителей быстрой езды, желающие найти-таки недостатки. Правда мифа снова в истории: первые поколения ГБО при установке их в системы с распределенным впрыском часто ограничивало производительность мотора не только на газу, а и на родном бензине. Причина этого в месте и способе введения газа в систему подачи двигателя, а если совсем конкретизировать — так называемый смеситель, который сужал проходное отверстие воздуховода и тем самым не давал достаточно кислорода для горения смеси. Итог очевиден — машина «не едет». Впрочем, снова нельзя исключать и плохую установку и настройку ГБО в автомобиле с тем же итогом.

Современные ГБО оснащены системой впрыска газа, которая обеспечивает родную динамику и скорость Вашего автомобиля. Менее современные системы, к сожалению, отнимают в среднем около 7% мощности у автомобиля, что, впрочем, вряд ли каким-либо образом сможет сказаться на динамике в обычных городских циклах.

Миф 9: с ГБО автомобиль «стреляет»

Истории здесь нет, а чаще всего криворукость СТО-шника и несогласованная работа всей системы. Часто причиной «выстрелов» оказывается как некачественный стартовый выбор, так и последующий монтаж и дальнейшая настройка всей системы ГБО. Причина — «не та» пропорция газа и воздуха, необходимая для нормальной работы, элементарное игнорирование правил эксплуатации системы и несвоевременная замена изношенных деталей. Как уже было сказано, газ часто выявляет проблемы, на бензине не видимые, будь то проводка, свечи или системы подачи топлива.

Снова отметим, что периодические ТО — это стандартные процедуры с рекомендуемым периодом проведения вне зависимости от наличия или отсутствия ГБО на машине.

Миф 10: ГБО вредит выхлоной системе

И снова история: первые поколения ГБО, устанавливаемые на «левых» СТО, часто настраивались «на глазок», что довольно негативно сказывалось на итоговом владении автомобилем. Причина в свойстве газа — при октановом числе 105-120 он горит дольше и жарче, чем родная бензиновая смесь, что приводит к преждевременному (для еще несгорвевшей смеси) открытию выпускных клапанов и попаданию огня в выхлопную систему. Страдает как катализатор (дорого), так и лямбда-зонд (дорого).

На современных двигателях, рассчитанных на 92-98 бензин, с датчиками детонации и установленным ГБО 4-го поколения (впрыск газа управляется бензиновым контроллером и смесь соответствует бензиновой смеси) проблемы с ГБЦ также практически исключены. Правда, все-таки встречаются случаи ускоренного износа ГБЦ. Чаще это встречается на тех двигателях, где нет гидрокомпенсаторов, а владельцы ленятся своевременно регулировать зазор клапанов. Не секрет, что температура горения газовой смеси чуть выше (на 30-50 градусов), поэтому зазоры клапанов должны быть чуть-чуть больше (на 0,05 мм), если они регулируются вручную.

Миф 11: ГБО в итоге не выгодно

Установки ГБО на сегодняшний день есть разные, как разные есть и цены на них. При установке действительно рекомендуется подсчитать: сколько Вам обойдется установка, сколько Вы ездите ежемесячно, не собираетесь ли Вы в относительно скором будущем машину продавать?

Подливают масла в огонь и разнообразные новости о подорожании цен на нефть и пр., заставляя начинающих автолюбителей судорожно чесать затылок: а стоит ли овчинка выделки? По первому пункту стоит отметить, что вне зависимости от цены на нефть, газ — это побочный продукт переработки нефтепродуктов, проще говоря — это обрезки производства. Цена газа, конечно, от нефти зависит, однако суть от этого не меняется — цена на «отходы» будет всегда меньше, чем на основной продукт. Второй пункт останется за Вами, ведь считать экономическую целесообразность и время окупаемости системы придется Вам. То же касается и установки ГБО на изначально дорогие автомобили: решать Вам, будет ли ездить Ваш Hummer или BMW на газе или бензине.

Конечно, выбранный десяток мифов далеко не предел и список можно долго продолжать. Если у Вас есть вопросы — задавайте в комментариях и мы максимально быстро разберем их.

Плюсы и минусы установки ГБО

Попробуем расписать основные преимущества и недостатки установленных систем ГБО, с которыми постоянно сталкиваются все автолюбители.

Преимущества ГБО:

  1. Пропан дешевле как 92-го, так и 95-го бензина
  2. При пробеге 15000 км в год установленная система ГБО окупиться уже за год-полтора
  3. Выхлоп от газа существенно ниже, чем от бензина в связи с практически полным сгоранием его. Бонус — экологичность. В Италии половина всех автомобилей «бегают» на газу.
  4. Дешевое ТО установки ГБО
  5. Быстрый запуск мотора и отсутствие рывков в работе (впрочем, снова сноска на качество установки и правильность настройки)
  6. Сгорание газовой смеси не смывает масляную пленку со стенок цилиндров
  7. Сажа и нагар в цилиндрах также исключается
  8. Отсутствие детонации

Недостатки ГБО:

  • самый очевидный недостаток — в легковом автомобиле баллон занимает полезное место в багажнике. Конечно, существуют разные баллоны, некоторые устанавливаются вместо запасного колеса под полом багажника (которое при этом имеет небольшой объем), но ездить без запаски тоже не дело и тогда оно займет место в багажнике
  • потенциально опасен процесс заполнения баллонов а FPC, из-за чего и просят пассажиров в это время находиться вне автомобиля на безопасном расстоянии
  • периодическое обслуживание ГБО и настройка его, чтобы не возникали мифы и «не едет», «стреляет», «больше расходует»
  • да, один и самых больших недостатков системы — конденсат (около 20% баллона) и всё тот же дополнительный расход, о котором многие говорят. И снова приходится напоминать о качестве выбранной системы
  • в случае последующей скорой продажи автомобиля вряд ли стоит ждать, что Вам за неё возместят всё то, что Вы не успели окупить, а в случае демонтажа еще и спросят за лишние отверстия в машине
  • даже хорошая система не подразумевает использования автомобиля исключительно на газу: возить с собой запас бензина всё же нужно. Некоторые говорят, что заводиться всё же лучше с бензина, переключаясь затем на газ.
  • ГБО нужно дополнительно зарегистрировать в ГАИ, т.к. это считается переоборудованием ТС

Сторонников, как и противников ГБО в интернете… много. Есть масса статей о категорическом «не надо», после которых самые положительно настроенные люди откажутся от всей этой затеи, есть и хвалебно-рекламные статьи, после которых Вы побегите становиться в очередь на установку… Так или иначе, а решать в итоге Вам — стоит ли подключать газ к Вашей «ласточке».

Монтирование в автомобиль любого газобаллонного оборудования является чрезвычайно сложной и ответственной технической манипуляцией. Невзирая на это обстоятельство, практика показывает, что большинство автовладельцев всё же соглашаются на установку на автомобиль. Газобаллонное оборудование на автомобиль - процедура, которую стали всё чаще использовать в последнее время. При этом автовладельцев ни в коей мере не отпугивает вероятность потери автомобилем гарантии производителя.

Весомые преимущества

Учитывая высокую ценовую тенденцию бензина и дизельного топлива, их практической альтернативой является газ. выступает в роли основной газовой смеси автомобиля. К сожалению, на территории Российской Федерации отсутствует возможность производить метан в силу слабого технологического уровня развития инфраструктуры страны. Тем не менее заправочных станций, которые предоставляют водителям сжиженный газ, достаточное количество, что, в свою очередь, открывает широкий диапазон возможностей, особенно для путешествий.

Рентабельность финансовых расходов становится той причиной, благодаря которой автомобилисты нередко переходят на газ. Временем ранее разница в стоимости между бензином и пропаном-бутаном составляла не менее чем вдвое. И сами соответствующие газобаллонные комплекты были в корне по иной цене, нежели сейчас. К сожалению, сегодня дела «газовые» обстоят в корне иначе.


Для успешной состыковки газобаллонного оборудования с современным типом двигателей автомобиля необходима специальная квалификация и специализированное оборудование. Вместе с этим были введены новые правила безопасности эксплуатации баллонных систем, что привело ещё к большему их подорожанию. Сегодня существует практическая возможность приобрести два литра пропана-бутана , однако подобное утверждение не распространяется уже на бензин А-92 и выше. В столице газ стоит всего лишь на 50% дешевле, нежели один литр 95-го бензина. Вместе с этим практика показывает, что новая комплектация двигателя автомобиля, как правило, увеличивает расход горючего в среднем на 15%. На фоне этого трудно сказать, что есть существенный выигрыш, и точно не вдвое по уровню расхода топлива.

Для установления достоверности информации было принято решение наглядным образом произвести расчёт реальной выгоды газобаллонной системы, о которой сегодня так много противоречивой информации. Источником предварительного расчёта стали два автомобиля нашей редакции. Удалось установить, что хорошая газовая комплектация «Ниссан Альмера» окупится приблизительно после 18 тысяч пробега, а «УАЗ Патриот» не менее чем через 12 тысяч пробега. Эти два показателя являются нижней планкой среднестатистического пробега за год. В итоге: согласно подсчётам, использование газа на треть рентабельнее бензина.

Сроки окупаемости ГБО на двух примерах
Марка автомобиля: Ниссан-Альмера - 1,6 л, АКП УАЗ-Патриот - 2,7 л, МКП
Средний расход бензина, л/100 км: 10,5 15,0
Средний расход газа, л/100 км: 12,1 17,3
Стоимость 100 км пробега на бензине, р.: 330,8 472,5
Стоимость 100 км пробега на пропане-бутане, р.: 205,7 294,1
Экономия на 100 км, р.: 125,1 178,4
Стоимость ГБО с установкой, р.: 22 500 21 500
Срок окупаемости, км: 17 985 12 050

Основные недостатки

Естественно, что пропан-бутан является не идеальным вариантом и имеет множество недостатков. Одним из главенствующих факторов является потеря автомобилем заводской гарантии. Если даже автомастерская согласится официально предоставить необходимый перечень документов, то это ещё не факт, что дилер пойдёт на сохранение гарантийного обязательства. Установка второй системы подачи топлива является чрезвычайно существенным и трудновыполнимым процессом.

После установки газобаллонной системы официальная прекращает своё действие. В случае преждевременного выхода из строя какого-либо из элементов автомобиля за ремонт необходимо будет платить исключительно из своего личного кармана. Подавать в суд никакого логического смысла не имеет, так как это не даст результата, а только придётся много времени и нервов потратить. В силу вышеперечисленных недостатков автовладельцы новой техники вряд ли решатся вообще связываться с газобаллонной системой.


Существуют исключения, но это в том случае, если сам автозавод выпустил автомобиль уж с готовой газобаллонной системой. Существуют официальные фирмы - представительства завода в городах, однако таких немного. Например, национальный автомобильный концерн ГАЗ занимается как производством, так и непосредственно установкой ГБО.

Высокая степень громоздкости ГБО создаёт ещё один дополнительный минус в установке газа, поскольку его расположить без ощутимого ущерба на практике просто невозможно. Придётся убрать из багажника или вовсе его оставить в собственном гараже. Установка дополнительного цилиндра приведёт к неизбежному уменьшению багажного отсека. Это причинит неудобство не только седану, но также кроссоверам и универсалам.

Однако если говорить о крупногабаритных автомобилях, то здесь всё зависит от конкретно заданной модели. В частности, владельцам « » и их первой производственной серии повезло весьма солидным образом, так как от установки ГБО они практически ничего не потеряли. Касательно других, аналогичных по габаритам автомобилей, их также не оставила удача, так как профессиональные фирмы-установщики предлагают множество неплохих вариантов.


Газовые заправки представляют третий минус ГБО, а точнее, их доступность, поскольку степень развития существенно ниже, чем, например, бензиновых или тех же дизельных АЗС. Невзирая на это обстоятельство, заправка пропаном-бутаном не составляет труда даже в небольшом городке. Планирование длительного пути на автомобилях с ГБО также не представляет практической сложности. В таком случае идеальным помощником станет автомобильная система навигации.

Конечно, не оснащены столь развитой инфраструктурой, как бензиновые. Однако эстетичный вид заправочной станции - это дело второстепенное, если это вообще можно делом назвать. Существуют, правда, прямые обвинения и нарекания на состав газовой смеси, впрочем, о бензине и дизельном топливе слышна аналогичная информация. Ходит много разговоров касательно высокой степени взрывоопасности ГБО, хотя это вымысел в чистом виде, так как стенки непосредственно самого баллона с газом в несколько раз толще стенки бензобака. Состояние двигателя, переделанного на газ, также вызывает множество опасений. Утверждают, что якобы прогорают сёдла клапанов двигателя из-за повышения температуры внутри цилиндров.


Это, конечно же, не так. Абсолютно все квалифицированные специалисты в один голос заявляют: если ГБО будет правильно и грамотно установлено, то никаких рисков наблюдаться в этом плане не будет. Кроме того, большое значение имеет и регулировка ГБО, которую обязан проводить опять же специалист. - разговор отдельный. То, что обычные свечи могут не выдержать пропана-бутана, также практикой не подтверждается. В крайнем случае можно будет заменить обычные свечи специальными, которые «заточены» под газ. Если попытаться представить преимущества и недостатки в виде списка, то выглядеть это будет вот так.

Преимущества:

  • низкая цена газа пропана по сравнению с бензином и дизелем;
  • чистое горение газа, что положительно сказывается на отложениях в цилиндрах.

Минусы:

  • невозможность проведения гарантийного ремонта;
  • слабая развитость газовых заправок, находящихся на территории России, по сравнению с бензиновыми или дизельными АЗС;
  • уменьшение объёма багажника автомобиля.

На видео раскрыты вопросы, связанные с установкой ГБО:

Заключение

Установка ГБО эффективна и актуальна в наше время. На сегодняшний день известны и популярны итальянские фирмы, но они не единственные. К примеру, неплохо зарекомендовало себя ГБО от фирмы «Диджитроник». Одним словом, фирм-производителей очень много и от обилия газового оборудования рябит в глазах. Каждый покупатель может подобрать для себя оптимальный вариант и доверить установку профессионалам.

Для многих автолюбителей установка ГБО на автомобиль – это возможность существенно сэкономить свои затраты на топливо. И действительно, при активной езде подобные нововведения оказываются очень выгодными. Реальной окупаемости можно ожидать уже через 15-20 тысяч километров пробега. Более того, монтаж ГБО – это возможность увеличить ресурс двигателя и уменьшить объем вредных выбросов в атмосферу.

Но многие автолюбители перед выполнением таких работ сталкиваются с вопросом, какое поколение гбо лучше и в чем их особенности. Сегодня есть первое, второе, третье, четвертое и пятое поколение газобаллонного оборудования. Но в чем их отличительные особенности? Вот с этим и будем разбираться.

Первое поколение ГБО

Отличительной особенность данной системы – разделенная система редуктора и испарителя. Основное предназначение – для карбюраторных автомобилей без лямбда зонда. Но бывали ситуации, когда первое поколение ГБО без проблем становилось и на машины и с инжектором. Конечно, данный тип газобаллонного оборудования, как «первопроходец» имел целый ряд недостатков.

В первую очередь автолюбителей не устраивал повышенный расход топлива, что практически сводил на «нет» все преимущества данного оборудования. Кроме этого, двигатель существенно терял в мощности, что для машин с небольшим объемом являлось особенно критичным. После установки ГБО первого поколения авто становилось и вовсе «тупым» при подъеме на горку. Именно из-за большого числа недостатков монтаж таких систем был остановлен еще более 10 лет назад.

Второе поколение ГБО


Данный тип газобаллонного оборудования стал более универсальным. Основное изменение — появление так называемого дозатора газа с возможностью ручной регулировки. Что касается остальных проблем, то разработчикам так и не удалось их устранить. Более того, ГБО второго поколения можно устанавливать только на карбюраторные авто. В чем же тогда плюсы данной системы? Регулятор дозатора позволил регулировать состав топлива. Но большой объем проблем вынуждал разработчиков продолжать работы над совершенствованием системы и дальше.

Третье поколение ГБО

Следующим этапом стало появление ГБО третьего поколения. Здесь уже в базовой комплектации появился так называемый электронный дозатор газа, работой которой руководил специальный блок управления. Преимущество системы – возможность нормальной работы в «упряжке» с базовым ЭБУ, установленным на большинстве современных авто. Корректировка подающей газовой смеси осуществляется с помощью сигналов лямбда-зонда.

В сравнении с 1-м и 2-м поколением ГБО здесь нет столь значительной потери мощности. Но возникла другая, не менее неприятная проблема – появление нежелательных «хлопков» во впускном коллекторе. Возникновение таких проблем стало возможным даже при малейшей неисправности в системе зажигания. Так что разработчикам еще оставалась работа.

Четвертое поколение ГБО


Данный вариант ГБО на данный момент является наиболее популярным. Особенность ГБО четвертого поколения заключается в тонкостях подачи топлива в цилиндр двигателя. В частности, газ подается вместе с воздушной массой, благодаря установке специального смесителя в воздушном патрубке.

Здесь управление каждой форсункой происходит с помощью электронного блока, которым руководит штатный компьютер авто. Таким образом, четвертое поколение ГБО стало по-настоящему универсальным – оно подходит для любого автомобиля. Кроме этого, после установки системы машина может ездить на двух различных видах топлива без потери мощности и с сохранением своей экономичности.

Самое главное преимущество ГБО четвертного поколения – возможность работать полностью в автоматическом режиме. То есть перевод авто с бензина на газ и обратно осуществляет сама система. Естественно, что автолюбитель может управлять этим процессом и самостоятельно.

Пятое поколение ГБО

Ведущие инженеры мира не остановились на достигнутом результате и разработали ГБО пятого поколения. Основное отличие данной системы – подача газа к двигателю в жидком виде. Такой вид газобаллонного оборудования может работать и без подключения к штатной системе охлаждения авто. Поступление газа к форсункам впрыска осуществляется с помощью топливного насоса внутри самого баллона. Но и здесь не обошлось без недостатков, к которым относится высокая цена, частый выход из строя топливного насоса и возможность работы исключительно с пропан-бутаном.

На автомобиль является единственным шансом сэкономить деньги на топливе. И если есть финансовые и технические возможности, то ими необходимо воспользоваться. Когда машина имеет большой объем двигателя и проходит большой километраж, то монтаж ГБО – это довольно выгодное мероприятие. В настоящее время бутан или пропан – это практически единственная альтернатива основному топливу (бензину). Есть, конечно, метан, но из-за дороговизны оборудования и проблем с оформлением документации установку такого ГБО в расчет не берем. При этом не нужно забывать, что все виды топлива имеют различный уровень по безопасности. И здесь газ проигрывает. На первом месте здесь дизель, затем бензин, а уже после него газ. Причина, видимо, в повышенной летучести. Какие же вопросы возникают у автолюбителей при переходе на газ?

Если вы много ездите на автомобиле и ваш «железный конь» — не экономичная «малолитражка», то однозначно – да. Производители давно поняли все перспективы подобных переделок и стали производить установку ГБО непосредственно на заводе. Конечно, в этом случае усложняется ремонт автомобиля, и появляются дополнительные условия гарантии, но зато добавляется такой «бонус», как экономичность. Если же подобная установка не производилась, то автолюбитель сам принимает решение, насколько это ему необходимо в конкретный период времени. В любом случае установка ГБО актуальна, если автомобиль проходит в месяц не меньше 1500-2000 километров. В этом случае можно рассчитывать на окупаемость в течение одного года. Но это при условии, что газ будет расходоваться не более, чем на 10% (в сравнении с бензином). При этом расходы на монтаж ГБО составляют от 30 до 60 тысяч рублей (с работой мастера). Если речь идет об установке ГБО на дизель, то затраты много больше (около 90-100 тысяч рублей).

Как действовать, если машина уже с ГБО?

Видео: Газобалонное оборудование: мифы и реальность

В чем разница между поколениями ГБО?

  • На совсем старых карбюраторных автомобилях часто используется ГБО первого поколения, работающее на принципе всасывания газа в коллектор с предварительным разрежением топлива. В таких системах не было никакой электроники, поэтому говорить об экономичности также не приходилось. У ГБО первого поколения очень высок уровень пожароопасности и повышенная вероятность «хлопков» во время движения, когда газ возгорается еще в коллекторе (в процессе его смешивания с воздушными массами). При эксплуатации такого авто необходимо очень внимательно следить за топливной системой автомобиля и устранять любые протечки топлива. Если таковые появляются, то их необходимо сразу же ликвидировать.
  • Основное отличие ГБО второго поколения от первого – наличие электроники, которая берет на себя основные функции управления. Основными источниками информации являются: лямбда-зонд, датчик оборотов двигателя и датчик положения дроссельной заслонки. Установка таких систем производилась на инжекторных двигателях, что позволяло получить стандарты Евро-1 и 2. Сегодня ГБО второго поколения уже не устанавливается, ведь не соответствует действующим стандартам.
  • ГБО третьего поколения имеют в наличии газовые форсунки для каждой пары цилиндров. В прошлой версии ГБО форсунка была одна и находилась в приемной камере коллектора. Здесь же устройства монтируются в раструбах, которые ведут к цилиндрам. Управление форсунками осуществляет электроника, да и сами изделия – электрические. За счет этих особенностей получилось добиться лучшей экономичности.
  • ГБО четвертного поколения – это, по сути, доработанная третья версия. Ее отличительные особенности – большая скорость реакции на команды от микропроцессора и, как следствие, более высокая экономичность. При этом мощность двигателя практически не меняется.
  • ГБО пятого поколения подразумевает наличие более серьезных изменений. Здесь уже газ подается прямо в камеру сгорания и в жидком виде. Это позволяет не только сэкономить на топливе, но и делает систему более безопасной, ведь газ не переходит в газообразный вид ни на одном из циклов. Почти исчезла разница между газом и бензином, что дало возможность использовать «бортовые» датчики системы управления двигателем. В случае применения такой системы двигатель соответствует стандартам качества Евро-3 и Евро-4, которые пользуются популярностью и сегодня.

Возможна ли установка ГБО на дизельное авто?

Еще совсем недавно автолюбители устанавливали ГБО только на бензиновых двигателях. Сегодня появились системы, которые дают возможность производить установку даже на . Основные проблемы возникали из-за повышенной компрессии в дизельных двигателях и отсутствия искрового зажигания. Сегодня же появились более современные системы ГБО, так называемые «газодизели», для которых данная проблема не существенна. Смысл работы на комбинированном топливе очень прост. Солярка, как и прежде, продолжает применяться в работе, но в гораздо меньшем объеме. При этом топливо дополняется порцией газа. Процент газа зависит от типа ГБО и его сложности. Сегодня он может достигать 30. В любом случае видно невооруженным глазом, что ГБО развивается и пользуется популярностью у автолюбителей. При этом у любителей путешествовать на автомобиле установка ГБО довольно быстро окупается. Остается только определиться, надо вам это или нет.

Одним из альтернативных источников топлива для автомобилей является газ. Многие автомобилисты уже провели переоборудование своей машинки на потребление газа, как более дешевого и экологичного топлива, в сравнении с бензином. Однако немало и тех, кто продолжает пользоваться бензином и выступает категорически против газобаллонного оборудования на авто (далее ГБО). В чем же собака зарыта? В данной статье мы постараемся определить все достоинства и недостатки ГБО и выявить случаи, в которых установка ГБО имеет смысл, а в каких нецелесообразна.

Казалось бы, что тут думать, достаточно только посмотреть на стоимость бензина и стоимость «голубого топлива» и все сомнения сразу развеяться. Но не спешите делать вывод, ведь разница в цене топлива еще ни о чем не говорит. Посему, за внешней привлекательностью идеи установки ГБО, мы рассмотрим недостатки данной системы.

Недостатки газобаллонного оборудования

Прежде всего, следует обратить внимание на стоимость самой установки, которая является далеко не дешевым удовольствием. Даже устаревшие версии 3-го поколения ГБО влетят вам в копеечку. К этой цифре необходимо добавить стоимость работы по установке системы на автомобиль, а также затраты на обязательное оформление ГБО в техпаспорт автомобиля. Цифра получается не маленькая и все ради того, чтобы сэкономить 10 рублей на одном литре.

Установив ГБО, вам придется позабыть о полезном пространстве багажника. Как правило, баллон устанавливается в багажное отделение автомобиля и, таким образом, места в багажнике заметно поубавиться. Если в своем автомобиле вы часто перевозите груз, задумайтесь, не станет ли для вас этой проблемой?

Пожалуй, наиболее серьезным недостатком системы ГБО является большая нагрузка на поршневую группу и клапана, что приводит к более быстрому разрушению поршневых колец, прогоранию клапанов и неисправностям ГБЦ двигателя автомобиля, в сравнении с тем же бензином. Дабы не быть голословными, приведем в пример эксперимент, который проводился с двумя автомобилями. Один был оснащен системой ГБО, другой работал на обычном бензине. Так вот тот автомобиль, который заправлялся бензином, имел рабочий ресурс на 200 тыс. километров больше, в отличие от газового аналога.

Достоинства ГБО

Конечно же, главным достоинством ГБО на автомобиле является стоимость топлива. Если вам приходится часто пользоваться автомобилем, ездить на дальние расстояния – экономия на разнице цены газа и бензина будет весьма ощутимой. Особенно это актуально в связи с постоянным ростом цен на бензин.

Во-вторых, в отличие от бензина, который содержит огромное количество примесей, что не лучшим образом сказывается на ресурсе двигателя, газ не содержит веществ, которые при сгорании образуют нагар. Именно в результате этого газ, как автомобильное топливо, имеет более высокое октановое число.

Наконец, газовое топливо является гораздо экологичнее, чем бензин, и уровень токсичных веществ содержащихся в выхлопных газах гораздо ниже.

Есть ли смысл устанавливать ГБО?

Задуматься над установкой газобаллонного оборудования следует, в первую очередь, тем автовладельцам, которые регулярно пользуются своим автомобилем, гоняют его на большие расстояния. В таком режиме эксплуатации все затраты, связанные с установкой ГБО окупяться достаточно быстро. Если же автомобилем вы пользуетесь редко и ездите преимущественно на небольшие расстояния, с редким перемещением по трассе, лучше отложить идею установки газобаллонной системы, так как в подобных случаях окупаемость растянется на долгие годы.